Жизненные стратегии — психология

Брюс Ли: психология и жизненные стратегии

Брюс Ли скоропостижно скончался 20 июля 1973 года. Ему не исполнилось и 33 лет. Хилый китайский подросток, плохо учившийся в школе, ушел из жизни создателем собственной школы боевых искусств, актером, снявшимся в 36 фильмах и собравшим в прокате 3,5 млн.

гонконгских долларов своей первой главной ролью, образованнейшим человеком с огромной библиотекой и китайским национальным героем. Памятник в Гонконге и две звезды на Аллеях славы – одна в Гонконге же, другая – в Голливуде, за вклад в развитие кинематографа.

Кажется, этот человек успел невероятно много за такую короткую жизнь… Как ему это удалось?

С жизненным путем Брюса Ли как нельзя лучше сочетается термин «стратегия», изначально – древнегреческое название искусства ведения войны, но давно использующийся в более широком смысле как искусство планирования, организации и ведения чего угодно – политики партии, деятельности фирмы, спортивной игры… Из чего состоит стратегия жизни?

Жизненная стратегия: «умение жить» или «искусство жить»?

Исследований понятия и типологии жизненной стратегии – как зарубежных, так и отечественных – не много. Безусловно заслуживает внимания работа ученых Л. И. Дементий и В. Е. Купченко (факультет психологии Омского Государственного университета), авторов монографии «Жизненные стратегии» (2010).

Исследователи характеризуют жизненную стратегию как результат интеграции требований жизни с ценностями, интересами, потребностями, желаниями отдельной человеческой личности [1].

В статье «Типология жизненных стратегий» В. Е. Купченко выделяет «наиболее значимые, на наш взгляд, ее [жизненной стратегии – авт.] структурные компоненты и параметры:

  • наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;
  • целостность/разобщенность жизненного пути;
  • наличие/отсутствие смысла жизни;
  • наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;
  • необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;
  • степень осознанности собственной жизни;
  • способность к самопознанию и жизненной рефлексии;
  • степень реализации жизненных планов;
  • жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность». [Там же]

Мы видим, что человеческой личности без жизненной стратегии не существует – просто у каждого она будет зависеть и от обстоятельств жизни, и от его собственных личностных качеств: фатализм «будь что будет», вроде бы комфортное, но на деле ведущее к деградации постоянное сидение в теплом гнездышке из пледов на диване, саморазрушение с помощью алкоголя и наркотиков – это тоже жизненные стратегии, которые, безусловно, кого-то совершенно устраивают.

Брюс Ли, к счастью, оставил множество записей (он постоянно вел дневники и наговаривал свои мысли на магнитофонные пленки), кое-что записывалось теми, с кем он общался – и составить представление о его искусстве строить свою жизнь мы можем с его собственных слов. Каковы же его жизненные ориентиры и выборы в каждом из компонентов, составляющих стратегию жизни?

Брюс Ли и его «вчера, сегодня, завтра»

«Следуй течению жизни. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, мой друг. Жизнь подобна реке, она – вечное движение. Нет ничего постоянного. Какими бы ни были твои проблемы в будущем, помни, что они меняются, поэтому надо следовать течению своей жизни.

В противном случае возникнет искусственная картина мира, и ты будешь пытаться укрепить то, что постоянно меняется. Чтобы избежать этого, надо изменить себя и стать более гибким. Не забывай, что чашка полезна лишь в том случае, если она пустая» [2, С. 22].

Брюс Ли был человеком Востока, и вышеприведенная цитата – пропущенный через его восприятие текст «Дао дэ цзин».

Брюс нередко пользовался образами из этого самого знаменитого китайского трактата – сравнения жизни с потоком воды, а человека с пустой чашкой, американца с могучим дубом, а китайца с гибким бамбуком, который согнется, но не сломается – все это влияние великого учения Дао, которое пронизывало все его существование.

Руководствуясь мыслью о том, что нужно меняться вместе с жизнью и всегда быть готовым к переменам, Брюс никогда не зацикливался на прошлом и не боялся будущего, воспринимая жизнь как целостное явление.

Этому есть живой свидетель – его подруга, а затем и жена Линда Ли, в девичестве Эмери, написавшая книгу «Брюс Ли – мужчина, которого знала только я».

Очень показательно она описывает их первое свидание 23 октября 1963 года [3]. В настоящем это был 23-летний студент Вашингтонского университета, необычным способом пригласивший девушку на свидание – она занималась с ним кунг-фу, он сшиб ее наземь и… позвал в ресторан.

Желая произвести на нее впечатление, он выбрал необычное место для их романтического вечера – ресторан Спейс Нидл в виде вращающейся иглообразной башни, нарядился в костюм с модной фиолетовой рубашкой (хотя, как любой подвижный парень, терпеть не мог официальные наряды, сковывающие движения), подарил ей сувенир в виде скандинавской куколки-тролля со смешной прической – это был намек на его внимание к ней. Именно с таким «хаером» она являлась в университетский клуб сразу после бассейна. Все совершенно обычно, не так ли?

Но их беседу Линда запомнила навсегда – Брюс не только беседовал с ней на философские и психологические темы (он как раз изучал эти дисциплины).

Еще он много и охотно рассказывал ей о своем прошлом, но в то же время имел четкие и значительные планы на будущее: он, совсем недавно выбравшийся из своего первого зала для обучения людей кунг-фу размером 7 на 7 м, уже планировал создание целой сети школ кунг-фу и был совершенно уверен, что это вполне осуществимо и поможет ему заработать на жизнь. Уже тогда он производил впечатление человека, твердо знающего, чего он хочет – и как этого добиться.

Наиболее интересны здесь его рассказы о прошлом. О чем он мог рассказать? Мы знаем это, опять же, со слов Линды.

О том, как переезд семьи из Сан-Франциско в Гонконг едва не убил его в возрасте 3 месяцев отроду – смена климата губительно сказалась на его иммунитете, и после детских болезней он долго оставался хилым и слабым? О маленькой квартирке, в которой прошло его детство – где на голове друг у друга жило 16 человек и целый домашний зоопарк из 9 псов, 7 птиц и неизвестного количества рыбок? О школе, в которой ему было совершенно неинтересно, и его мать, почти не шутя, утверждала, что к 10 годам он как раз и выучился считать до 10? Брюс спокойно утверждал, что «развеселая» обстановка в домашнем муравейнике подтолкнула его стать шпаной, и с 12 лет он вместе с другими неприкаянными подростками шатался по Коулуну, обмотанный цепью от унитазного бачка, ввязываясь в разборки меж уличными бандами.

Поистине удивительно было то, что он, собственно, не делает этого до сих пор. Были все предпосылки к тому, чтобы из малолетнего хулигана вырос взрослый бандит, боец в команде какого-нибудь местного китайского мафиози.

Но слишком серьезный интерес к боевому искусству победил – а образ жизни гангстера несовместим с настоящими занятиями.

Может быть, Брюса удержало на краю бездны еще и то, что отец, комический актер, с младенчества снимал его в кино, а мать знала лишь один способ обуздать его бешеный темперамент – подсунуть ему книгу.

Факт в том, что «криминальный» период в его жизни был – и Брюс никогда не отрицал этого опыта – но закончился, потому что появились иные цели. Чем бы он стал, если бы, подобно многим людям, не стремился к лучшему, а еще тогда посчитал бы себя потерянным человеком – «тюрьма гонконгская меня, мальчишечку, по новой ждет»?

«Мой друг, подумай о прошлом, вспоминая события и достижения, которые доставили радость и удовольствие. О настоящем? Подумай о тех возможностях и наградах, которые тебя ждут, если приложишь энергию и свои знания. А что касается будущего, то это время и место, в котором можно достичь каждой достойной цели» [2, С. 28].

Цельность бытия и смысл жизни, самопознание и осознанность

Себя Брюс часто и в разных формулировках называл человеком, который постоянно учится. И это действительно было так: ведь можно не презирать свое прошлое, не отвергать его и не тонуть в давних переживаниях – но извлекать из него уроки. В настоящем он был готов тратить тысячи часов на то, что его действительно интересовало, изучая предмет до совершенства.

Ну а будущее, в котором человек желает чего-то добиться, тем более заставляет всегда быть открытым для изучения нового. Главным же он считал познание самого себя и осознанность всех своих действий.

Ему удалось сделать свое бытие целостным потому, что он не разделял жизнь и свое главное дело.

Его ученик и друг, актер Джеймс Коберн, утверждал, что все жизненные события Брюс рассматривал с точки зрения философии воинских искусств, а все, что открывал в этих искусствах, привносил в жизнь [3].

Поначалу это вызывало у Джеймса лишь недоумение, но потом он понял, что философское и физическое находится у Брюса в неразрывной связи, именно этим и объясняется его успех.

Очень характерный для него момент описан Линдой Ли: она рассказывает, что ее муж нередко представал перед ней так: в одной руке – книга, в другой – гантель… [3]

Жизнь, по Брюсу – бесконечный процесс развития, в котором каждый должен искать способы для самовыражения и расширения своих возможностей. «Жить – значит создавать. Чтобы жить, надо выражать себя в свободном творческом процессе» [2, С. 25].

Средства достижения целей – внутренние и внешние

Чтобы добиваться того, чего нам хочется, все мы используем собственные внутренние ресурсы и внешние возможности, помогающие достичь желаемого. И все мы делаем это в силу личностных особенностей совершенно по-разному.

Брюс Ли был чрезвычайно одарен именно в смысле как работы с резервами своего ума, духа и тела, так и создания благоприятных условий для реализации своих целей. «Обстоятельства? Я справлюсь с любыми обстоятельствами» [2, С. 12].

Объективности ради можно не использовать цитаты его самого, но изучить свидетельства знавших его людей, чтоб оценить, как он работал с внутренними и внешними средствами для достижения любых своих целей. Главное, что в каждом случае он действовал. Людей, болтающих, но ничего не делающих, он называл ненастоящими. Знание, которое не применяется, ничего не значит. Желание без действия – бессмысленно.

Для наглядности – пример, не касающийся боевых искусств. Брюс приехал в США 19-летним, родным его языком был китайский, а английский язык его прошлых записей во время учебы в школе – год назад – это очень неуверенный, корявый английский.

Поняв, что с таким знанием языка он навсегда останется официантом в ресторанчике Руби Чоу, Брюс вплотную занялся английским. Ему удалось поступить в Технический колледж Эдисона и закончить его с прекрасными оценками, а затем поступить в Вашингтонский университет.

Более того, в 1964 его девушка Линда – коренная американка – испытывала трудности с курсом университетского английского, и Брюс с успехом помогал ей его освоить! [3] Она и спустя годы будто с некоторым удивлением писала, что его словарный запас, знание синтаксиса и грамматики были выше, чем у большинства американцев.

Брюс действовал даже тогда, когда был лишен физической возможности действовать… В 1970 г. во время тренировки со штангой он сильно повредил поясницу, и врачи уложили его в постель.

Три месяца диких болей, невозможности полноценно двигаться (не то что тренироваться), нахлынувшие финансовые трудности… Движение всегда было его жизнью, думается, он ощущал себя как внезапно ослепший художник или птица с оторванными крыльями.

Но никакой депрессии не последовало – не в силах шевелиться физически, Брюс принялся за умственную работу: изучал труды Джидду Кришнамурти, записывал и систематизировал свои мысли о философии боевых искусств.

Читайте также:  Как подготовиться к презентации - психология

Внешние обстоятельства покорялись ему так же, как подчинялись ум и тело – потому что он делал ставку на взаимодействие с другими людьми, полагая, что это важно для самопознания: «Взаимоотношения – это способ раскрытия себя, зеркало». Любовь он почитал невозможной без уважения, а жену называл своим другом. В книге «Поразительные мысли» есть раздел «Доброжелательность» — там сформулированы принципы отношения Брюса Ли к другим людям:

  • жить по-настоящему – означает жить для других;
  • не нужно обижать людей;
  • если можешь помочь кому-то, сделать кого-то счастливым – почему бы и нет, если бы каждый помог своему соседу – в мире не осталось бы нуждающихся в помощи;
  • человеку свойственно помнить даже единожды сделанное ему добро;
  • настоящая дружба – редкость и нужно спокойно дать ей развиваться;
  • профессионал в своем роде деятельности должен пребывать в согласии с коллегами [2, С. 82].

Он всегда готов был не эгоистично пользоваться людьми (как это, к сожалению, бывает свойственно многим чрезвычайно талантливым личностям), а щедро отдавать им, делиться – своим искусством, общением, мыслями, помощью, своей улыбкой в конце концов – многие отмечали его мягкость, доброжелательность, юмор.

Забавный эпизод из юности: восемнадцатилетний Брюс, чемпион Гонконга по танцу ча-ча-ча, загоревшись желанием изучать кунг-фу, явился к своему будущему мастеру – Ип Ману – и от чистого сердца предложил ему бартер: тот обучает его боевому искусству, а Брюс взамен обучит мастера плясать ча-ча-ча!

Удивительно ли, что люди охотно общались с Брюсом и сами оказывали ему поддержку и помощь в его устремлениях?

Китайская собачка

Мы уже упоминали, в какой высокой степени Брюс Ли реализовал цели своей жизни – создать собственную школу боевого искусства (Джит Кун До существует и является распространенным методом) и сделать китайский кинематограф качественно иным (согласно списку авторитетного кинематографического журнала Empire, составленному в 2010 г., «Путь дракона» — на 95 месте в топе 100 лучших фильмов мирового кинематографа).

А был ли сам Брюс Ли по-настоящему удовлетворен своей жизнью? Вспомним о его принципе целостности: его жизнью была его деятельность. Он не придавал значения гонорарам и признанию. «Вознаграждение надо искать в работе. Меня лично удовлетворяет моя работа, и это важно. Если бы это была бросовая работа, я бы только сожалел об этом [2, С. 120].

Другое удивительное его откровение говорит, что нет ничего страшного в том, чтоб чего-то не успеть (оно вызывает жутковатое чувство – человек словно бы предчувствовал, что уйдет в возрасте, в котором еще успевать и успевать…): «Даже если я, Брюс Ли, когда-нибудь умру, не осуществив всех своих стремлений, то не буду об этом сожалеть. Я делал то, что хотел; а то, что я сделал, я сделал искренне, полностью отдаваясь этому делу. От жизни нельзя ожидать большего» [2, С. 41].

Чем может быть полезно изучение жизненной стратегии, мыслей, биографии Брюса Ли? Неуверенным в себе людям, склонным жестко укорять себя за малейшие неудачи и считать себя ущербными из-за них, Брюс рассказал бы о китайской собачке: это такое подвесное украшение, которое он видел в гонконгских лавочках.

На собачке написано: «Девять раз упади, десять раз поднимись». Уныние никому не поможет стать лучше. А убежденным «достигаторам», забывающим в своей гонке за успехом о других, не менее важных аспектах жизни, пусть запомнится любопытное высказывание этого несомненно успешного человека: «Цель не обязательно должна достигаться.

Порой это просто направление для дальнейшего движения…» [4].

Литература:

  • 1. Типология жизненых стратегий [Электронный ресурс] // https://goo.gl/oAGURj
  • 2. Поразительные мысли. Жизненная мудрость Брюса Ли./ Пер.с англ. — СПб.: “Издательство “ДИЛЯ”, 2006.
  • 3. Линда Ли Брюс Ли — мужчина, которого знала только я [Электронный ресурс] // https://goo.gl/n1tUwP
  • 4. 30 самых ярких высказываний Брюса Ли [Электронный ресурс] // https://goo.gl/pqiKGR

Источник: https://PsychoSearch.ru/method/physcult/martial-arts/488-bryus-li-psikhologiya-i-zhiznennye-strategii

Типология жизненных стратегий личности

ТИПОЛОГИЯ  ЖИЗНЕННЫХ  СТРАТЕГИЙ  ЛИЧНОСТИ

Долгов  Юрий  Николаевич

к.  соц.  н.,  доцент  БИСГУ,  г.  Балашов

E-mail:  jlk277@yandex.ru 

Смотрова  Татьяна  Николаевна

к.  псх.  н.,  доцент  БИСГУ,  г.  Балашов 

Email:tatsmotrova@yandex.ru

Исследование  выполнено  при  финансовой  поддержке  РГНФ  в  рамках  научно-исследовательского  проекта  РГНФ  «Кросс-культурное  исследование  жизненных  стратегий  жителей  малых  и  средних  городов  России  и  Германии  в  условиях  социально-экономической  нестабильности»,  №  11-06-01175а

В  современной  отечественной  социально-психологической  литературе  можно  выделить  два  основных  подхода  к  исследованию  жизненных  стратегий,  различающихся  по  тому,  что  выбирается  в  качестве  основания  для  их  типологизации.  Первый  подход  (Н.Ф.  Наумова  и  др.

)  характеризуется  тем,  что  за  основу  типологизации  жизненных  стратегий  берется  тип  социальной  адаптации  человека.  Так,  Н.Ф.

  Наумова  выделяет  три  типа  стратегий  в  зависимости  от  социальных  и  личностных  функций,  выполняемых  человеком  в  обществе  переходного  периода:

1)    cтратегия  успешной  внешней  адаптации;

2)    cтратегия  эффективной  внутренней  адаптации;

3)    cтратегия  выживания.

Стратегия  успешной  внешней  адаптации  ориентирована  на  настоящее  и  ближайшее  будущее,  идентификация  направлена  на  первичные  (семья  и  др.)  и  профессиональные  группы.

  Стратегия  эффективной  внутренней  адаптации  ориентирована  на  прошлое  и  отдаленное  будущее,  идентификация  направлена  на  большие  группы  —  страна,  народ.

  И,  наконец,  третья  стратегия  —  стратегия  выживания  —  характеризуется  невысоким  статусом  и  ухудшающимся  материальным  положением  индивида,  который  идентифицирует  себя  с  группами  людей  похожей  судьбы  [2].

Второй  подход  (Ю.М.  Резник  и  др.),  восходящий  к  работам  Э.  Фромма,  в  качестве  основы  типологизации  жизненных  стратегий  выделяет  позицию,  которую  занимает  человек  по  отношению  к  своей  собственной  жизни  и  связанную  с  этим  активность  [8].  Считается,  что  человек  может  занимать  три  разные,  хотя  и  взаимосвязанные  позиции:

1)    «иметь»  (рецептивная  активность);

2)    «достигать»  (мотивационная  или  «достиженческая»  активность);

3)    «быть»  (творческая  или  «экзистенциальная»  активность).

Первый  тип  активности  человека  (рецептивная  или  «приоб-ретательская»)  является  основой  стратегии  жизненного  благополучия,  второй  тип  активности  выступает  предпосылкой  стратегии  жизненного  успеха  и  третья  (творческая,  «экзистенциальная»)  активность  характерна  для  стратегии  самореализации  личности  [5]. 

При  определенных  различиях  в  подходах  можно  провести  некоторые  аналогии  между  жизненными  стратегиями  в  обоих  случаях  и  свести  их  в  таблицу

Таблица  1. 

Типологии  жизненных  стратегий.

Типологии  жизненных  стратегий
Типология  Н.Ф.  НаумовойТипология  Ю.М.  Резника
Стратегия  успешной  внешней  адаптацииСтратегия  жизненного  успеха
Стратегия  эффективной  внутренней  адаптацииСтратегия  самореализации
Стратегия  выживанияСтратегия  жизненного  благополучия

Если  первые  две  аналогии  не  вызывают  особых  сомнений,  то  в  третьем  случае  бросается  в  глаза  некоторое  несоответствие  терминов  —  «стратегия  выживания»  и  «стратегия  жизненного  благополучия».  Действительно  трудно  совместить  благополучие  и  выживание.

  При  всем  уважении  к  Н.  Ф.  Наумовой  и  Ю.  М.  Резнику,  и  тот,  и  другой  термины  кажутся  нам  не  совсем  удачными.

  Эти  типы  жизненных  стратегий  наиболее  распространены  и,  может  быть,  более  удачным  названием  для  них  было  бы  —  повседневные  или  обыденные  стратегии.

Нельзя  согласиться  также  с  утверждением  Ю.М.  Резника  и  Е.А.  Смирнова  о  том,  что  «в  отличие  от  диспозиций  личности  типы  ее  стратегий  жизни  строятся  не  в  иерархическом  порядке,  а  как  рядоположенные  и  равноправные  по  своему  характеру  ведущие  ориентации  людей.

  С  этой  точки  зрения  нет,  например,  никакой  разницы  между  стратегией  благополучия  и  стратегией  самореализации»  [6].  Сами  авторы  начали  рассматривать  аналогии  между  предлагаемыми  ими  типами  жизненных  стратегий  и  иерархией  потребностей  человека  по  А.  Маслоу,  но  почему-то  не  увидели  в  этих  аналогиях  иерархичности  жизненных  стратегий.

  Так,  стратегия  жизненного  благополучия  соответствует  первым  двум  ступеням  известной  «пирамиды  А.

  Маслоу»,  то  есть  физиологическим  потребностям  и  потребности  в  безопасности,  стратегия  жизненного  успеха  основана  на  социальных  потребностях  человека,  потребности  в  уважении  со  стороны  социального  окружения  и  самоуважении  и,  наконец,  стратегии  самореализации  соответствует  потребность  личности  в  самоактуализации,  самосовершенствовании  и  самореализации.

Кроме  того,  мы  полагаем,  что  «веер  стратегий»  жизни,  по  образному  выражению  Дж.  Коулмена  [9],  не  ограничивается  только  тремя  типами  стратегий,  приведенными  выше.

  В  зависимости  от  выбора  основания  для  определения  типа  жизненной  стратегии  можно  предположить  наличие  различных  типов  жизненных  стратегий.

  Попытаемся  систематизировать  различные  основания,  по  которым  можно  произвести  классификацию  жизненных  стратегий: 

·          по  степени  осознания  индивидом  —  сознательные  и  бессознательные;

·          по  направленности  изменений,  происходящих  в  индивиде  —  прогрессивные,  регрессивные  (конструктивные,  деструктивные);

·          по  характеру  активности  индивида  —  активные,  реактивно-адаптивные,  пассивные;

·          по  локусу  контроля  —  экстернальные,  интернальные  (экзогенные,  эндогенные);

·          по  способу  восприятия  условий  жизни  —  гедонистические  и  основанные  на  чувстве  долга,  ответственности;

·          по  степени  совпадения  с  целями  и  задачами  общества  —  просоциальные,  асоциальные  и  антисоциальные;

·          по  степени  реализации  —  эффективные  (целедостигающие),  малоэффективные  и  неэффективные;

·          по  характеру  и  способу  самореализации  —  стратегии  самоактуализации  и  манипуляции;

·          по  характеру  соотношения  эмоциональности  и  рациональности  —  аффективные,  когнитивные;

·          по  приоритетности  в  социальном  обмене  —  присваивающие,  отдающие  или  сбалансированные  (гармоничные);

·          по  наличию  элемента  творчества  —  креативные  (созидающие)  и  обыденные  (повседневные)  или  стратегии  выживания  (последняя  —  по  Наумовой  Н.Ф.  [3]);

·          по  типу  активности  —  успеха,  благополучия  и  самореализации  (по  Резник  Т.  Е.  и  Резник  Ю.М.  [4]);

·          по  «базисным  тенденциям»  (Ш.  Бюллер  [11])  —  стратегии  удовлетворения  потребностей,  адаптивного  самоограничения,  творческой  экспансии  и  установлением  внутренней  гармонии;

·          по  целям  и  средствам  (Р.  Мертон  [10])  —  подчинения,  инновации,  ритуализма,  ретретизма,  мятежа;

·          по  типу  личностной  организации  времени  и  отношения  к  нему  (Ковалев  В.И.  [1])  —  обыденная,  функционально-действенная,  созерцательно-рефлексивная  и  созидательно-преобразующая  стратегии  жизни  личности;

·          по  типу  приспособления  к  меняющейся  внешней  социальной  среде  (по  Федотовой  Н.Н.  [7]):  две  пассивные  —  рефлексивно-запаздывающая  и  умеренно-приспособительная;  три  активные  —  карьерная,  инструментальная,  криминальная;

·          по  степени  аффилиации  —  индивидуальная  и  коллективистская.

Выбор  жизненных  стратегий  зависит  от  социально-экономического  состояния  общества,  уровня  развития  его  культуры,  определяется  способом  производства  и  отношениями  собственности,  уровнем  и  качеством  жизни,  принадлежностью  к  определенной  социальной  страте  и  когорте,  влиянием  традиций,  идеалов  и  ценностей,  доминирующих  в  обществе  в  данный  исторический  момент  времени.  Можно  предположить,  что  выбор  жизненных  стратегий  личности  зависит  также  от  пола,  возраста,  национальности,  социального  положения  и  других  социально  значимых  признаков.

Таким  образом,  жизненные  стратегии  можно  классифицировать  по  различным  основаниям,  но  в  целом  их  можно  дифференцировать  на  несколько  основных  типов:  стратегии  самореализации,  стратегии  достижения  успеха  и  повседневные  (обыденные)  стратегии.  Жизненные  стратегии  можно  представить  как  динамическую  систему  представлений  личности  о  будущей  жизни,  реализующуюся  в  повседневном  поведении  посредством  соответствующих  способов  и  ресурсов. 

Сегодня  мы  живем  в  обществе,  которое  стремительно  изменяется  на  наших  глазах.

  Релевантным  ответом  на  социальные  вызовы,  определяемые  нестабильностью  социальных  институтов  для  отдельного  индивида  могут  быть  только  соответствующие  жизненные  стратегии,  не  теряющие  своей  эффективности  даже  в  неспокойное  кризисное  время.

  А  для  этого  человек  должен  иметь  в  своем  арсенале  как  минимум  несколько  вариантов  жизненных  стратегий,  поскольку,  как  известно  из  теории  систем,  природные  системы  тем  устойчивее,  чем  выше  их  разнообразие.

  Думается,  что  с  некоторой  степенью  допущения,  этот  принцип  можно  применить  и  к  социальным  системам.  Этот  принцип  или,  если  угодно,  вид  стратегии  можно  назвать  стратегией  диверсификации,  который  будет  характеризоваться  увеличением  степени  разнообразия  применяемых  в  различных  условиях  жизненных  стратегий  с  целью  более  эффективного  достижения  поставленных  человеком  целей.

Жизненные  стратегии,  объективируясь  в  реальные  поведение  и  деятельность  людей,  определяют  жизненный  путь  человека.

  От  того,  насколько  эффективны  будут  жизненные  стратегии  в  период  социально-экономической  нестабильности  зависит  более  полная  реализация  личностного  потенциала  человека,  его  самореализация  и  самоактуализация  и,  в  конечном  счете,  удовлетворенность  жизнью. 

Читайте также:  Гиперответственность - психология

Списоклитературы:

  1. Ковалев  В.  И.  Категория  времени  в  психологии  (личностный  аспект)  //  Категории  материалистической  диалектики  в  психологии.  Под  ред.  Л.И.  Анциферовой.  М.:  Наука,  1988.  С.  16–230.
  2. Наумова  Н.  Ф.  Жизненная  стратегия  человека  в  переходном  обществе  //  Социологический  журнал.  1995.  №  2.  С.  20.
  3. Наумова  Н.  Ф.  Жизненная  стратегия  человека  в  переходном  обществе  //  Социологический  журнал.  1995.  №  2.  С.  20.
  4. Резник  Т.  Е.,  Резник  Ю.М.  Жизненное  ориентирование  личности:  анализ  и  консультирование  //  Социологические  исследования.  1996.  №6.  С.  110–119.
  5. Резник  Ю.  М.,  Смирнов  Е.  А..  Жизненные  стратегии  личности  (опыт  комплексного  анализа).  М.,  Институт  человека  РАН,  Независимый  институт  гражданского  общества,  2002.  С.  173–174.
  6. Резник  Ю.  М.,  Смирнов  Е.  А..  Жизненные  стратегии  личности  (опыт  комплексного  анализа).  М.,  Институт  человека  РАН,  Независимый  институт  гражданского  общества,  2002.  С.  174–175.
  7. Федотова  Н.  Н.  Социальная  интеграция  молодежи  в  сферу  трудовой  деятельности.  Автореферат  диссертации  на  соискание  ученой  степени  кандидата  социологических  наук.  Саратов.  1998.
  8. $18.           Фромм  Э.  Человек  для  себя.  Минск,  1992.  С.  66.

$19.           Швери  Р.  Теоретическая  концепция  Джеймса  Коулмена  //  Социологический  журнал.  1996.  №1/2.  С.  65

$110.        Энциклопедический  социологический  словарь  /  Под  общ.  ред.  Осипова  Г.В.  М.:  ИСПИ  РАН,  1995.  С.  811–812.

$111.        Buhler  Ch.  Der  menschliche  Lebenslauf  als  Psychologisches  Problem.  Leipzig,  1933.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37389

Жизненные стратегии

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………………..3-4

2. Понятие и определение жизненной стратегии личности.………………………..5-7

3. Базовые жизненные  стратегии……………………………………………………..8-9

4. Типология жизненной стратегии личности……………………………………….10

5. Этапы формирования жизненной стратегии личности…………………………..11-12

6. Заключение…………………………………………………………………………..13

7. Список литературы…………………………………………………………………..14

Введение

В современном российском обществе происходит преобразование основных социальных институтов, меняется система общественных отношений.

Изменения в общественной жизни влекут за собой мгновенное изменение потребностей, мотивационных установок и, как следствие, трансформации в современной системе жизненного ориентирования личности.

Современная социология использует понятие «стратегия жизни», так как оно позволяет изучить динамику социальной адаптации личности к новой социокультурной ситуации, как на личностном, так и на социальном уровне. Жизненные стратегии личности, включая ориентиры и приоритеты, реализуется в поведении человека.

Понятие «жизненные стратегии» использовалось всегда, но при различных структурных изменениях российского общества, изменялись и акценты при описании жизненных стратегий молодежи: исторически у нас в стране развитие проблематики шло «от изучения жизненных планов и программ к стратегиям».

              В 60-е – начало 70-х гг. приоритетом в изучении жизненного пути личности пользовалось понятие «жизненные планы молодежи», которое и в настоящее время является наиболее разработанным и изученным в отечественной социологической литературе.

В этот период активно изучаются проблемы жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации, что позволило существенно углубить представление о процессе вхождения молодых людей во взрослую жизнь.

На смену пониманию его как усвоения нормативных требований общества пришло осознание сложной динамики этой социальной связи учащейся молодежи и взрослого общества: от первичных ожиданий молодежи — к последующей их корректировке социальными возможностями общества— и реализации в социальном статусе взрослого. Однако в работах исследователей данного периода не анализировались различия в социальном потенциале самой молодежи.

В 80-е годы перед исследователями встала проблема поиска новых подходов к построению и реализации жизненного пути. Социальное неравенство, как острая проблема, проявилось наиболее четко именно в это время в связи с изменившейся ситуацией на рынках труда.

Сформировавшиеся профессиональные экспектации молодежи пришли в противоречие с демографической ситуацией, а именно пополнением рынка труда поколением, имеющим высокий уровень образования, при ухудшении возможностей трудоустройства вследствие экстенсивного развития экономики.

Специфика изучения жизненных стратегий состояла в том, что молодежные проблемы рассматривались в русле воспроизводства социальной структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений.

         В настоящее время, когда социально-экономическая ситуация в обществе недостаточно стабильна, актуальным является вопрос о планировании и проектировании индивидуального жизненного пути.

Чем раньше молодые люди становятся «авторами» собственной жизни, жизненной стратегии, тем более эффективно они осуществляют реализацию своих возможностей. Важной предпосылкой самореализации является своевременное формирование жизненной стратегии.

Психологический анализ исследований проблемы формирования жизненных стратегий личности показал, что авторы рассматривают этот вопрос с различных позиций:

-как проблему жизненного пути (Б.Г.Ананьев, Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн), -как выстраивание временной перспективы (О.Б. Бекасов, Е.И. Головаха, В.И.Ковалев, А.А. Кроник),

-как построение жизненной перспективы (Р.Кастенбаум, К.Левин, Ж.Нюттен, Л.Франк),

-как принятие стиля жизни, жизненного сценария (А.Адлер, Э.Фромм), как выбор варианта жизни (В.Н. Дружинин),

-как формирование жизненной стратегии (К.А.Абульханова-Славская, Е.А. Демченкова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов).

Понятие и определения жизненной стратегии личности

          Стратегия жизни в системе ориентирования личности. С позиций системного анализа определим место стратегий в структуре жизнедеятельности личности. Мы полагаем, что они входят в систему ориентирования наряду с системами мотивации, волевого решения и контроля.

Ориентирование выполняет функцию рефлексии жизни с точки зрения ее образа, смысла, ценностей, норм и целей. Образ жизни и данном случае характеризует эмоционально окрашенную картину человеческой жизни. Он включен в систему ориентирования посредством механизмов восприятия и интуиции.

Смысл жизни выражает ее сущностное предназначение и своеобразие. Это – целостное представление о предназначении и фундаментальных основаниях жизни.

Жизненные ценности представляют систему основополагающих идей, убеждений и верований личности в полноценную и продуктивную жизнь, сформированных под влиянием культурных традиций, образцов и идеалов.

Они характеризуют также совокупность представлений человека о значимых (предпочтительных, желательных) параметрах жизни.

       Жизненные  нормы — устанавливаемые (эмпирическим  путем) требования к содержанию  и качеству жизни, а также  стандарты оценки жизненных событий.  Нормативные представления проявляются в повседневной жизни как система руководящих принципов и правил. Жизненные принципы имеют не только нравственное, но и социальное содержание.

Они выступают результатом конвенциональной деятельности человека по согласованию его жизненных смыслов и ценностей с социальными нормами (нормативными экспектациями), принятыми в данном обществе.

Наконец, жизненные цели определяют конкретные пути и способы достижения желаемого (или возможного в данных условиях) состояния жизни на ближайшую или долговременную перспективу.

Чтобы стать компонентами ориентирующей деятельности, образы, смыслы, ценности, нормы и цели должны войти в реальную практику и превратиться в установки (ориентации). Кроме того, они должны быть идентифицированы и, приняты в качестве исходных условий жизнедеятельности.

Данный процесс можно представить следующим образом: восприятие жизни как целостной или дифференцированной реальности (перцептивные ориентации), распознавание и понимание образов жизни, недоступных для непосредственного восприятия и определяющих сам способ жизни (смысложизненные ориентации), оценка и приписывание значений жизненным явлениям и событиям (ценностные ориентации), согласование реального или воображаемого поведения с жизненными представлениями (нормативные ориентации), определение направленности и характера действий по достижению личностно значимых результатов (целевые ориентации). Каждый предыдущий этап по идеальному содержанию богаче последующего, а каждый последующий имеет большую

практическую значимость, чем предыдущий.

       Жизненные  стратегии относятся к особому  классу ориентаций личности. Их  выделяют по характеру инициируемой  ими жизненной активности.

Это,  как правило, надситуативные и  интегративные (характеризующие  способность личности подниматься над уровнем конкретной жизненной ситуации и удерживать целостное представление), долговременные и перспективные (рассчитанные на достаточно длительный срок и ожидаемые в перспективе) ориентации личности.

Помимо стратегического уровня в системе ориентирования личности присутствует также своего рода тактический (оперативный) уровень, представленный ситуативными, частичными, кратковременными ориентациями.

Наряду с перспективными ориентациями «от настоящего к будущему» возможны ретроспективные ориентации «от настоящего к прошлому». Устремленность в прошлое, переживание и припоминание прошлого характерны для особого типа рефлексивной деятельности  ретроспективного ориентирования.

Объектом ориентаций личности во времени и пространстве выступают события жизни. Под жизненными событиями мы понимаем актуальные (представляющие для личности и ее социального окружения важный интерес), значимые (занимающие высокое место в ценностной иерархии личности) и организованные (упорядоченные) действия, осуществляемые в конкретных условиях места и времени.

             На основании теоретического анализа современных исследований проблемы формирования жизненных стратегий личности предлагаются следующие определения «жизненной стратегии личности»:

 1. «Жизненная стратегия личности» – в отличие от других способов жизни – это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

 2. «Жизненная стратегия личности» − это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях. С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути, оно определяется выбором жизненной позиции обобщение

субъективных и объективных  личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих, так или иначе, строить образ идеального будущего) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека). С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают

критериями ее сформированности. Это протяженность временной  перспективы, насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом, направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее).

То есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

      Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее как сформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции.

Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек как субъект анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни.

В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

        На основании проведенного эмпирического исследования среди студенческой молодежи, направленной на выявление особенностей жизненных стратегий в юношеском возрасте были рассмотрены основные характеристики жизненных стратегий личности, сформированных к данному моменту в возрасте от 18 лет до 21 года:

  1. Недостаточная структурированность образов будущего в сознании юношей и девушек.

  2. Низкая представленность в сознании дальней временной перспективы, ориентация в большей степени на ближайшую и удаленную временную перспективу.

  3. В будущем доминирует образ самого себя с точки зрения развития различных личностных качеств.

  4. Планирование будущего только на ближайшую перспективу, что в значительной степени связано с внешними организационными факторами (необходимость сдавать сессию, посещение университетских мероприятий).

  5. Наличие стремления к достижению целей, но отсутствие планов по их реализации.

       Таким образом, у относительно большей части юношей и девушек можно сказать, что жизненная стратегия не сформирована полностью, что существенно затрудняет процесс их самореализации.

Следовательно, необходимо в студенческий период жизни молодых людей оказывать им помощь в построении жизненной стратегии.

А это, в свою очередь, будет более эффективно, если мы сможем определить, на каком этапе формирования стратегии личность находится в данный момент.                                                      

Базовые жизненные стратегии

           Прежде чем говорить о базовых жизненных стратегиях, необходимо отметить, что они являются своего рода полюсами в системе координат, между которыми располагаются личные жизненные стратегии реальных людей.

         В соответствии с теорией К. Г. Юнга, восприятию человека доступны только четыре аспекта окружающего мира, отраженные на рисунке:  

         Теория психотипов Юнга строится на том, что конкретные люди «специализируются» на восприятии только одного из аспектов.

Конечно, это не значит, что они не воспринимают остальные, но поведение каждого индивидуума определяется влиянием лишь одного из них — это своего рода основной канал приема информации из внешней среды, который служит и каналом обратной связи, по которому к человеку поступает информация о результатах его действий во внешней среде.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/zhiznennye-strategii/81984.1506001.page1.html

Типы жизненных стратегий личности студента

Социальное расслоение и деление общества по материальной обеспеченности привело к тому, что бедность коснулась тех категорий населения, которые придерживались типичных жизненных целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе.

Читайте также:  Отупение - психология

Поэтому типичные жизненные стратегии оказались не способными привести к достижению социального успеха, а новые типы легальных массовых жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не образовались.

Факторы, приведенные выше привели к тому, что жизненная стратегия студентов в наше время строится на основании материальных ценностей и индивидуальности отдельного индивида.

 Таким образом, трудность исследования жизненных стратегий современного студенчества обусловлена такими факторами как:

— переосмысление социально — экономического поведения студентов и соответствующих им жизненных стратегий;

— противоречия и трудности формирования адекватных жизненных стратегий;

— неспособность студентов строить адекватные жизненные стратегии;

— влияние получения высшего образования на построение жизненных стратегий.

 Именно поэтому актуальность исследования заключается в том, что общество подвергается быстрым и неоднозначным трансформациям, которые влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни человека, изменяя его взгляды и образ жизни.

Большие возможности для изучения жизненных стратегий личности представляет зарубежная наука, которая дает обширный материал для исследования. Особенно ценными являются работы: Э. Берна, А. Бандуры, А. Маслоу, Г.

Оллпорта, В. Франкла, К. Юнга и др. Проблемами студенческой молодёжи занимались такие отечественные ученые К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.И. Головаха И.Г. Дубов, Т.Э.Петрова, Л.М. Смирнова и др.[1].

К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [2].

На основе работ К.А. Абульхановой-Славской предложено определение жизненной стратегии как сознательное, активное (формами активности являются ответственность и инициатива) построение своей собственной жизни в процессе разрешения жизненных трудностей и внутренних проблем [2].

 Поэтому, жизненную стратегию личности рационально рассматривать в аспекте ценностно-смысловой детерминации человеком собственной жизни. Именно ценностные и смысловые компоненты жизненной стратегии придают личности целостность и выполняют мотивационную функцию.

В проведенном исследовании жизненной стратегии личности будем опираться на ценностно-смысловой подход как один из подходов анализа жизненной стратегии (А. Е. Созонтов, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник и др.) [11], [12], [13], [14].

 

Другим, используемым подходом в данном исследовании жизненной стратегии, является субъектный (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская), он позволяет осуществлять целостное изучение личности, вне зависимости от социальных условий [2].

В основе построения жизненной стратегии лежит учет индивидуальных различий траектории жизни личности. Весь этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным [3], [6].

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни [3].

А. Маслоу, в своих работах утверждал, что творческий человек – это сочетание зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Его ценностями являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Этот человек стремится добиваться поставленных целей, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел человека как развивающуюся личность и стремящуюся к духовному совершенству. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью.

По А. Адлеру каждый человек вершитель своей судьбы, именно сам человек вырабатывает свою жизненную цель, которая сосредотачивает его стремления и достижения. Жизненные цели формируются в детстве. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно.

В гуманитарных науках, понятие «жизненная стратегия» переплетается с такими понятиями, как «жизненные перспективы», «жизненные ориентиры», «жизненные планы», «жизненные притязания», «жизненный успех», «жизненный путь», «жизненный сценарий», «жизненная установка» и ряд других.

Так, Е.И. Головаха использует понятие «жизненная перспектива». «Жизненную перспективу – следует рассматривать как целостную картину будущей сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [6].

 Таким образом, жизненные стратегии зависит от гибкости, пластичности мышления человека, и его творческой деятельности.

В свою очередь на эти компоненты большое влияние оказывают различные процессы, происходящие в современном мире.

Одним из важных механизмов является механизм целеполагания, который ставит перед выбором жизненных смыслов, целей, ценностей и жизненных ориентаций. В таких условиях личность стремится определить границы своих способностей.

Именно в студенческом возрасте происходит ценностное ориентирование, идентификация с групповыми ценностями, происходит выделение и преобладание определенных ценностных ориентаций, закладывающих основу жизненной стратегии студента. В этом же возрасте формирование жизненной стратегии является важнейшим психологическим новообразованием: осуществляется выбор личностью ценностей и ориентаций, благодаря собственным убеждениям [1], [5], [7].

Благодаря смысложизненным ориентациям можно понять направленность личности в конкретных ситуациях ее повседневной жизни. Т.В. Столина дает следующее определение смысложизненной концепции – «это, индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни.

В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности».

Складывается смысложизненная ориентация к концу подросткового возраста, она может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе жизненного пути является достаточно устойчивой [15].

Но, несмотря на то, что проблема жизненных стратегий молодежи в современном обществе достаточно актуальна, все же ее решение еще не завершено, это говорит о наличии огромной области для исследований отечественных и зарубежных авторов.

Эмпирическое исследование по выявлению определяющего фактора личностью жизненной стратегии проводилось в феврале-апреле 2016 года на базе ВятГУ. В тестировании приняли участие 60 студента в возрасте от 18 до 21 года, из них 31– девушки, 29 – юноши.

В результате анализа данных выявлено, что у 42% студентов интернальная направленность локуса контроля (имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности), у 58% – экстернальная (им свойственно внешне направленное защитное поведение, убеждены, что неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей).

По смысложизненным ориентациям данные распределились следующим образом:

1) цели жизни – 61% студентов имеют средний уровень выраженности целей жизни, 22 % — низкий и 17% — высокий. Низкие баллы по этой шкале говорят о том, что студент живет сегодняшним или вчерашним днем.

Так же у этого человека отсутствует адекватное восприятие настоящего времени, что объясняется особенностями периода молодости.

Высокие же баллы по данной шкале характеризуют не только целеустремленного человека, но и человека, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Но в большинстве случаев для людей с высокими результатами характерна целеустремленность, направленность в будущее, ощущение перспективы и общий оптимистический настрой.  Средний уровень по шкале «цели жизни» говорит о наличии таких качеств, как направленность жизни на настоящее, либо переживание прошлого.

2) процесс жизни – подавляющее большинство, то есть 63 % студентов имеют средний уровень процесса жизни, 23 % — низкий уровень и 14% — высокий.  Средний уровень отражается в том, что единственный смысл жизни человека состоит в том, чтобы жить.

Этот показатель говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, увлекательный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом и позитивными моментами. Высокие баллы по этой шкале будут характеризовать прожигателя жизни, который живет здесь и сейчас, но в то же время отражать высокую сосредоточенность на процессе переживания настоящего.

Низкий уровень по этой шкале – свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в данный момент, но, им приятны воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

3) результативность жизни — 51% студентов имеют средний уровень выраженности результата жизни, 29% получили высокие баллы и 20% процентов низкие. Большинство студентов имеют средний уровень проявления признака по данной шкале. Они любят копаться в своем прошлом, но совсем поверхностно и не погружаясь в анализ прошлого с головой.

Скорее всего, этому способствует поглощенность настоящим. Низкие баллы свидетельствуют о неудовлетворенности прожитой частью жизни.  У них нет потребности в анализе своей жизни, им это не интересно.

Высокий же уровень по данной шкале, наоборот, говорит об увеличении количества времени, уделяемого студентом анализу прожитой жизни, в связи с обучением и получением профессии.

4) локус контроля — Я – средние и высокие результаты распределились примерно одинаково, 44% и 47% соответственно, и совсем небольшое количество студентов с низким уровнем локус контроля-Я         ( 9%).

Студенты с высоким уровнем считают себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, могут контролировать события собственной жизни. Как показывает практика, они целеустремленные люди.

Стараются говорить, что в жизни нашли свое место под солнцем. Студентам со средним уровнем локуса контроля –Я свойственно думать о себе как о волевой и сильной личности, но при у них есть слабость, это проявление своих худших черт своего характера, так же обладают достаточной свободой выбора, но в тоже время ущемляют себя в этом.

Всего у 9% студентов выявлен низкий уровень, они не верят в себя, не верят в собственные силы при выполнении поставленных задач и не могут контролировать процессы, связанные с их собственной жизнью.

5) локус контроля-жизни – 65% студентов относятся к среднему уровню локус – контроля жизни, 20% имеют низкий и 15% высокий.

Высокие баллы, могут свидетельствовать об убеждении испытуемых в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, они очень уверенные, нуждаются в свободном принятии решений и реализовывать их. Они считают, что жизнь сложилась именно так, как они мечтали.

Студентам со средним уровнем локус контроля-жизни свойственно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, при этом в некоторых ситуациях у них могут не проявляться данные качества. Все зависит от жизненных обстоятельств.

Низкий уровень свидетельствует о фатализме, убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, они думают, что все уже предрешено, что свобода есть только в фантазиях, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

6) общий показатель осмысленности жизни – большинство студентов имеют средние показатели по данной шкале, они наиболее корректно относятся к себе, своим возможностям и ресурсам, своим способностям и стараниям, к своему здоровью и к своим ценностям в жизни.

Студенты с низким уровнем «осмысленности жизни» чаще других обнаруживали заниженное самоуважение, подтверждали наличие у себя вредных привычек для жизни, сетовали на многие упущения в жизни и на многочисленные свои ошибки, плохо заботятся о своем здоровье, у них нет значимых достижений в жизни, малоактивны по жизни, ничем не интересуются. С высоким уровнем «осмысленности жизни» студенты акцентируют внимание на своих достижениях в жизни и подчеркивают свою личную роль в них, считая себя в основном ресурсными, компетентными и достаточно способными. Отношение к себе в целом уважительное, чем осуждающее. Те или иные неудачи в жизни, проблемы в семье или на учебе интерпретируются без должной самокритичности. Они полагаются на внутреннюю опору.

Таким образом, в проведенном исследовании по выявлению различий между юношами и девушками в уровне выраженности смысложизненных ориентаций (критерий U Манна-Уитни) можно утверждать, что не существует различий в целях жизни, процессе жизни, результативности жизни, локусе контроля-Я , а так же в локусе  контроля- жизни, однако были выявлены различия между юношами и девушками в осмысленности жизни (р

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56678.htm

Ссылка на основную публикацию