Жизненный потенциал человека — психология

Потенциалы личности здорового и успешного человека. Принципы психологической устойчивости

Жизненный потенциал человека - психология

Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?

Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов, как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.

В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.

К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный  потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.

Потенциал разума:

Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний.

С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада.

Это — негативное представление о  себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;

Потенциал воли:

Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е.

утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А.

Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная — от того, есть ли зачем жить;

Потенциал чувств:

Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине.

Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;

Потенциал тела:

Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;

Общественный потенциал:

Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;

Креативный потенциал:

Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;

Духовный потенциал:

Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.

Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:

В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:

1)  объективная информация, поступающая в мозг в  данной ситуации;

2)  информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.

Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым — действия и поступки людей.

Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее типичных искажений в процессе получения и переработки информации, затрудняющие решение проблем и преодоление конфликтов:

1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;

2) общий вывод из единичных фактов;

3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;

4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;

5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности.

Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение.

Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;

6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;

7) дисквалификация положительного — переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка — одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;

8) преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;

9)  психологическая           фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего.

В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого.

Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;

10) «можно было бы». Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.

На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.

Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия.

Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости.

Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

—    креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

—    чувство юмора;

—    умение преодолеть негативный эмоциональный «шлейф» очередного конфликта, снять напряжение.

—    реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности;

—    синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы;

—    обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности;

—    выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии;

—    выработка динамичности, гибкости мышления и поведения;

—    развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности;

—    адекватная, устойчивая самооценка;

—    умение видеть и своевременно решать проблемы;

—    оптимистическое отношение к жизни;

—    постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;

Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.

Потенциал личности здорового и успешного человека.  Типичные ошибки в решении проблем.  Необходимые условия для сохранения психологической устойчивости.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: http://psychok.net/psikhologiya-samorazvitiya/1181-potentsial-lichnosti-zdorovogo-i-uspeshnogo-cheloveka-tipichnye-oshibki-v-reshenii-problem-neobkhodimye-usloviya-dlya-sokhraneniya-psikhologicheskoj-ustojchivosti

Потенциал человека

Потенциал человека

  1. Потенциал человека, его потребности и способности.  

Понятие потенциал подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. Понятие потенциала относится к деятельности человека. Носителем потенциала является субъект.

Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факторов в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.

Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т.е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, что потенциал всегда связан с ожиданиями.

В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.

Под потребностью понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, общества в целом. Именно потребности выступают постоянным внутренним побудителем (одним из основных мотивов) человеческой деятельности.

Потребности можно разделить  на 2 группы: первичные (врожденные) и  вторичные (приобретенные). К первой группе относятся:

а) физиологические (в пище, одежде, отдыхе и т.д.);

б) потребности в безопасности и стабильности существования.

Вторичные потребности включают:

а) социальные (в общении, совместной деятельности);

б) престижные (в достижении успеха, высокого социального статуса);

в) духовные (в самовыражении, самореализации).

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и  пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его  возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный  человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека.

Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо   свойству (хорошее   цветоразличение,   чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.)

  1. Человек и история. Философское понимание истории.
Читайте также:  Жан-жак руссо - психология

История как наука изучает  целостную историю человечества. Историю можно рассматривать как совокупную социальную (общественную) память человечества, которая аккумулирует исторический опыт.  

История носит также единый и всеобщий характер, что проистекает  того простого и фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не может не быть глубоко имманентного единства.

Несмотря на существование различий между народами, во все времена все народы трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п.

, поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный, естественноисторический процесс.

Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур. Нередко мы чувствуем неудовлетворенность теми или иными объяснениями прошлого, суть 
событий как бы ускользает от нас, а вновь открытые факты не вписываются в привычные схемы истории.

И здесь важную роль играет философия истории, которая и  осмысливает историю в ее самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к историческому мышлению, его методы, описывает их результаты.

Философия истории охватывает предельно широкие пространства (континенты и даже планету в целом) и предельно продолжительное время — с момента возникновения цивилизованных форм жизни людей через ее современные формы и далее, в будущее, которое видится людям, как правило, в некоем завершении (итоге) их усилий.

Именно философия истории ставит и проясняет вопрос о причастности человека к истории, тем самым давая ему ощущение смысла жизни и полноты бытия.

Степень свободы увеличилась, нет крепостного права, у человека есть право на выбор, его права защищены конституцией.

Что касается, много ли стало людей счастливых или нет ответить однозначно сложно в разные времена было разное понимание счастья и каждый человек и каждое поколение воспринимает  его по своему.

Я не думаю, что здоровых людей становится больше, хоть и медицина не стоит на месте, из за экологической обстановки, не правильного питания, продуктов, содержащих ГМО, из за ритма и условий современной жизни, стрессов и пр.

Я считаю, что прогресс в истории человечества есть. Человечество становится умнее, развивается как технически, так и в социальной сфере. Изобретаются и разрабатываются  новые технологии, нанотехнологии.

В социальном плане человечество становится в большей его массе гуманней, разрабатываются программы правительства для малоимущих, развивается меценатство, открываются благотворительные фонды, создаются  волонтерские бригады.

Может что-то и повторяется в истории, все новое это хорошо забытое старое, но, тем не менее, человечество в большинстве своем старается не повторять старых ошибок.

          Список литературы: 

  1. Волкогонов О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. М., «Форум» — ИНФРА-М, 2006
  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие.  М.,  «Форум» — ИНФРА-М, 2005
  3. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний, Учебное пособие. М., «Знание», 1994
  4. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций, М., «Владос», 1998

Источник: http://stud24.ru/philosophy/potencial-cheloveka/312606-935297-page1.html

Центр разумных решений

Центр разумных решений

Несколько дней назад я опубликовал пост в профильной группе на ФБ о потенциале личности, который вызвал много комментариев и замечаний. Это и неудивительно, все чаще клиенты в своих запросах на коучинг поднимают тему раскрытия своего потенциала. Так что же такое потенциал личности.

Потенциал человека, личности, является одним из ключевых в коучинге. Почему? Коучинг служит инструментом (методом) позволяющим человеку повысить свою результативность.

А результативность, как отмечал У. Тимоти Голви («Работа как внутренняя игра»), так и затем М.

Дауни («Эффективный коучинг»), зависит от двух составляющих: потенциала и вмешательства.

Словари дают разное определение понятия «Потенциал личности». Но если обобщить, то получается, что это «возможность, духовный и физический запас сил для эффективного решения какой-либо задачи и достижения конкретной цели».

Многие известные психологи по разному трактуют понятие потенциала личности и его раскрытие. В. Франкл связывает раскрытие потенциала с появлением стремления познать смысл жизни, А. Маслоу — с актулизацией и конкретным действием, К. Роджерс отмечает, что проявление и развитие потенциала связано с наполнение своей жизни смыслом.

Из чего «как бы» состоит человеческий потенциал? Сложно сказать и «препарировать» его, но это необходимо.. Есть разные точки зрения на «составляющие» потенциала.

Можно составляющие потенциала «разделить» на 2 группы: внутренние и внешние. К первым, внутренним, можно отнести здоровье «всех видов», наличие смысла жизни, интеллектуальные способности и эмоциональные состояния.

Внешние показатели «рождаются» на сочетании внутренних и к ним можно отнести: культура человека, внутренняя свобода, независимость, ответственность, навыки,  понимание целей и задач, средства их решения и достижения.

Итак, потенциал это возможности конкретного человека в конкретный момент времени.
В «западном» подходе в основу трактовки потенциала больше ложиться социальное («голова» и частично «сердце», эмоции). В том, что приведено выше, «как бы» в тени, «сквозь пальцы» уходить то, что человек это существо биосоциальное.

А биологическое в человеке напрямую связано с телом, с инстинктами. «Восточный» подход, по-моему, исходит из трактовки единства и важности всех составляющих потенциала человека: все что связано с «головой», с разумом человека, его эмоциями и эмоциональными составляющими, телом и его инстинктами.

И древние восточные учения и практики пошли дальше: от физического тела к энергетическому телу. И они считают, что состояние физического тела человека полностью зависит от состояния его энергетического тела. Считается, что в энергетическом теле есть области, где энергии проявляются особенно активно: энергетические центры или чакры.

И если заблокирован какой либо энергетический центр, то это блокирует тот или иной «раздел» потенциала человека. Сейчас даже есть направление в официальной медицине — энергоинформационная, которая также работает и по этому направлению.

О чем это говорит? Что потенциал человека и его использование по максимуму связаны также с «биологическим в человеке», с его телом и инстинктами. Если человек «разблокирует» в теле те или иные энергетические центры, то он намного увеличит свой потенциал, в том числе интеллектуальный и эмоциональный, «снимет» различные виды вмешательств.

А одними из важнейших жизненных центров, центрами энергии жизни, является центры расположенные в тазовой области человека. К сожалению, у многих современных западных людей эти центры находятся в мышечных и энергетических зажимах.

Мы, коучи и консультанты, работаем с человеком, «существом» многогранным и многоуровневым, а для этого целесообразно иметь о нем как можно большее представление, смотреть на это с разных ракурсов.

Э. Стак (психосоциолог, ведущий европейский специалист по развитию людей, команд и организаций, объединившей в своей деятельности как западный, так и восточный подход), отмечает, чтобы быть успешным, эффективным и довольным своей жизнью, нужно знать себя, знать свое тело.

Периодически бывают от клиентов запросы не на достижение чего то (пока), а на осознание своих ресурсов, возможностей, эдакая инвентаризация, диагностика.

Такой вот «коучинг возможностей и ресурсов».

И вот для этого нужно для самого себя, как для коуча, в своем мировозрении, иметь в своей картине Мира, как «западной», так и «восточной» взгляд на потенциал человека.

Источник: http://gurinconsult.ru/potentsial-cheloveka-lichnosti-chto-e-to-i-kak/

Развитие потенциала личности и поиск резервов в самом себе

Развитие потенциала личности и поиск резервов в самом себе

ГлавнаяМеняем жизненные установкиРазвитие потенциала личности и поиск резервов в самом себе

Сегодня мы продолжаем тему повышения самооценки, следуя плану, и в прошлый раз было «Прощение себя». Теперь самое время заняться поиском резервов в самом себе.

Развитие потенциала личности взрослого человека, несомненно, зависит от того, насколько он способен раскрыть свои таланты, которые по какой-то причине не выявлены у себя или же не развиты.

Например, девушка всегда знала, что любит рисовать и у нее это хорошо получается. Но жизнь заставила забыть о любимом занятии, она выучилась на бухгалтера и устроилась на работу…

Кроме того, домашний труд и семья требовали внимания, времени подумать о себе не хватало. Но дети подросли, и со временем она осознала, что бухгалтерия — это не ее призвание, а просто способ заработать на жизнь. Почему бы ей не заняться своим любимым делом и не превратить его в источник дохода?

Почему мы считаем, что наше хобби никогда не принесет желаемого заработка и работа должна тяжело даваться? Сколько приходится слышать от людей: «А разве на ЭТОМ можно заработать?», или «Ну, это очень маленькие деньги, если ЭТО продавать» и т. д…

Но вернемся к примеру. У женщины находится куча причин, оправданий, чтобы ничего не менять: «Я уже слишком стара» или «Теперь уже поздно об этом думать», и т.д.

Где же искать резервы в себе, чтобы коренным образом измениться?

Как поверить в себя и начать действовать?

Когда важно заниматься развитием потенциала личности

  • не хватает сил и энергии что-либо предпринимать в жизни
  • ощущение, что жизнь проходит мимо
  • не ладится на работе (дома, в близких отношениях)
  • появляются сомнения, что вы идете не своим путем

Способы поиска резервов в развитии скрытого потенциала личности можно поделить на внутренние и внешние.

Внутренние резервы (черпаем в самом себе)

  • чтение духовной литературы
  • медитация
  • получение новых знаний (самообучение)
  • ведение дневника
  • воспоминание своих прошлых успехов

Внешние резервы (находим людей, обстоятельства, которые способствуют раскрытию)

  • посещение тренинга по соответствующей теме
  • консультация психолога (нумеролога, астролога)
  • беседа по душам с духовно развитым человеком
  • помощь другим людям
  • общение с детьми, животными
  • посещение храма
  • общение со своим Учителем (тренером, преподавателем)

А сейчас мы попробуем помедитировать, и отыскать в себе один из внутренних резервов, ваш источник силы для развития потенциала личности. Предварительно подумайте о намерении, какой бы талант вам хотелось сильнее развить. Для начала возьмите такой талант, в наличии которого вы сомневаетесь, но данные способности проявлялись еще в детстве (юности).

Расположитесь удобно и расслабьте тело. Дышите глубоко и свободно. Закройте глаза и представьте место, где вы находитесь: где вы сидите, какие обои на стенах, какого размера комната, прикоснитесь руками к ним и к потолку. Теперь поднимитесь выше и выше, внизу осталась крыша вашего дома. Поднимайтесь выше облаков…

Посмотрите на планету. Теперь отправляйтесь туда, где были когда-то счастливы и полны энтузиазма.  Может это чердак бабушкиного дома или же выступление на сцене. Вспомните, как хорошо у вас получалось делать что-то, как вас хвалили, прославляли, пророчили карьеру.

Как можно более отчетливо нарисуйте образ этой местности, почувствуйте запахи, которые там царят. Приглядитесь к деталям. Вы можете очень точно воспроизвести те ощущения, которые вы испытываете в это время и в этом месте. Запомните их.

Это и есть ваше место силы. Черпайте здесь свою энергию и наполняйтесь ею. Хоть это и ваше прошлое, оно существует параллельно с настоящим, и вы всегда можете отправиться сюда и получить дополнительную энергию.

Читайте также:  Ответственность за выбор - психология

Закрепите ваше ощущение, подумав о вещи, которая очень хорошо вам будет напоминать об этом. Подумайте, что можно приобрести или отыскать на полке в шкафу. Возможно, стоит отправиться в то место, если это не очень далеко, и прихватить горсть земли, по которой ходили или же какой-то камушек…

Возвращайтесь домой. Почувствуйте, как ваши легкие переполнены воздуха, грудь расправляется, и вы знаете, что способны на многое. Прямо сейчас, открыв глаза после медитации, вы сделаете первый шаг к своему успеху.

Открывайте глаза и можете записать те новые идеи, которые вас озарили во время медитации.

Вообще, когда происходит какой-то определенный прогресс в обыденной жизни, делайте себе подарок. Причем этот подарок должен напоминать о вашем успехе, достижении.

К примеру, заняв первое место в конкурсе, можно приобрести светильник и поставить его на рабочий стол. Теперь каждый раз, глядя на него, вы наполняетесь энергией победы.

Окружите себя приятными и сильными воспоминаниями, которые способствовали раскрытию потенциала личности. В нелегкий час это и будет вашим дополнительным резервом. Логическая цепочка тут проста: через образ вы легко воспроизведете былые ощущения успеха и зарядитесь этой энергией.

В следующий раз мы поговорим о благодарении из программы повышения самооценки.

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Источник: http://soverhsenstvo-iznutry.ru/razvitie-potenciala-lichnosti/

Что такое человеческий потенциал

Что такое человеческий потенциал

Довольно сложно сразу взять и конкретно охарактеризовать понятие «человеческий потенциал». Можно найти множество разных трактовок данного понятия. Но в целом потенциал человека – это способность реализовать теоретическую возможность на практике.

Значение слова «потенциал» – совокупность как физической силы человека, так и духовной его составляющей, реализовав которые каждый может повысить качество своей жизни, а вслед за этим и расширить воспроизводство различных структур в обществе.

Природа человеческих возможностей:

  • Системность свойств. Они не могут свестись к простой совокупности или перечню человеческих качеств.
  • Внешнее воздействие. Для того чтобы сформировался и реализовался человеческий потенциал, необходимо использовать внешние относительно человека воздействия.
  • Скрытость. Для данного человеческого качества свойственна незримая информация, атрибуты, которые могут проявиться лишь при полном изменении внешней ситуации вокруг индивидуума.
  • Долгосрочная стратегия. Потенциал человека выстраивается как на ближайшее будущее, так и на далекую альтернативу.

Также выделяют и личностный потенциал определенного народа, нации. Это все многообразие открытых и неявных форм, свойственных населению конкретной страны, которые могут проявляться в определенных социально-экономических и природно-экологических обстоятельствах.

Развитие и расширение потенциала – это не только улучшение материального состояния человека, но и прямое увеличение его возможностей, количество возможных вариантов. Выбирать из них человек уже будет самостоятельно, предпочитая тот вариант, который наиболее ему интересен. Потенциальный среднестатистический человек всегда стремится к самосовершенствованию.

Рекомендуем: Одаренность — это

Экономическое возрастание способно повлиять на развитие творческого потенциала, обеспечить не только рост благосостояния отдельного трудящегося, но и дать вероятность удерживать приемлемую степень затрат казначейства, направленную на социальное обеспечение, беспристрастно распределять резервы, в общем, тратить деньги персонально на душу населения, а не на оружие для полицейских, чтобы усмирять беспорядки. Материальный доход – лишь одна из составляющих удовлетворенности человека, пусть и имеющая большую значимость.

Государство в своем стремлении к постоянному росту и повышению эффективности зачастую не учитывает некоторые моменты, которые нужны обществу и которые оно не способно решить самостоятельно на удовлетворительном уровне. У каждого человека есть потенциальный запас, и его нужно помочь раскрыть на разных уровнях – бытовом, региональном, государственном.

Но не стоит перекладывать всю нагрузку за раскрытие потенциала на государственную машину, это может вызвать такое негативное явление, как социальное иждивение. А оно в свою очередь приводит к тому, что постепенно снижается экономическая активность каждого человека. Он попросту перестает что-либо предпринимать – ему все и так дает государство.

Поэтому более благоприятной представляется такая модель общества, когда власти обеспечивают не только лишь равное потребление, но прежде всего равенство возможностей. Наиболее важными здесь являются сферы образования, безопасности, охраны труда, здравоохранения, гражданского права, свободы выбора.

Рекомендуем: Что такое побуждение?

Многие задумываются: как раскрыть свой потенциал? Механизм развития скрытых качеств человека основан на следующих принципах:

  • Производительность. Каждый индивидуум должен иметь возможность влиять на производительность своей работы, принимать участие в улучшении процесса работы, разбираться в динамике занятости и денежного довольствия трудящихся,
  • Равные возможности. Следует убрать все негативно влияющие барьеры – сегрегацию по расовому признаку, половому, по уровню доходов и так далее. Это поможет индивидууму в более полной мере участвовать в общеэкономической жизни общества.
  • Устойчивое развитие. Минимизация различных потрясений, как в общественной, так и в бытовой сфере жизни, которые могут выбить из колеи, помешать стремлению в будущее.
  • Увеличение возможностей. Необходимо помогать людям становиться самостоятельными, прививать ответственное отношение к собственной жизни, развивать динамичную светскую позицию, строить гражданское общество.
  • Стабильная обеспеченность. Постепенное увеличение социальных стандартов, рост торговых связей. Социальное единение общества, постепенное улучшение своего материального состояния.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Сама природа изначально заложила в нас достаточный физический и интеллектуальный потенциал. Это свойство дает нам возможность становиться первооткрывателями в тех или иных сферах жизни, выходить живым при неравных схватках с дикой природой, используя навыки первобытного охотника, рыбака, собирателя, и так далее.

Рекомендуем: Психология личности

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм.

Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Человечество нашло выход из этой ситуации, и это – спорт. По сути, это способ проявить скрытый потенциал в экстремальной ситуации, созданной искусственно.

Некоторые виды спорта очень отдаленно напоминают естественные условия, а другие – например, скалолазание, горные походы, спортивный туризм, охота и рыбалка – максимально приближаются к реальным задачам наших предков в обычной жизни. Отсюда и возникает необходимость в полноценных острых ощущениях.

Рекомендуем: Задатки и способности человека

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако в современном мире у человека практически нет мест, где он может раскрывать этот свой потенциал. Казалось бы, эти навыки были жизненно необходимы, и буквально за последние двести лет, прошедшие с момента начала индустриализации мира, возможность реализовать свой потенциальный запал напрочь исчезла. Отсюда и все эти экстремальные увлечения.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/potencial.html

жизненный потенциал

  • ЖИЗНЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — ЖИЗНЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, число предстоящих лет жизни лица или группы лиц в определ. возрасте, исчисленное при условии сохранения данного уровня повозрастной смертности на основе таблиц смертности. Центральное понятие и основной обобщающий показатель… …   Демографический энциклопедический словарь
  • Жизненный потенциал — количество лет, которое может прожить человек, достигший определенного возраста… Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 N 482 ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ …   Официальная терминология
  • Жизненный потенциал населения — число предстоящих лет жизни группы людей в  определенном  возрасте,  исчисленное  при условии   сохранения данного  уровня повозрастной смертности.  Жизненный потенциал измеряется в человеко годах. Этот показатель относится к разделу демографии,… …   Экология человека
  • ПОТЕНЦИАЛ — (от лат. potentia сила) совокупность возможностей, источников, средств, запасов и т. п., которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, достижения поставленных целей; возможности отдельного лица, общества,… …   Профессиональное образование. Словарь
  • ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ — ’ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ’ понятие философской системы Бергсона несущая конструкция его модели ‘творческой эволюции’. Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь ‘в известный момент, в… …   История Философии: Энциклопедия
  • ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ — понятие философской системы Бергсона несущая конструкция его модели творческой эволюции . Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь в известный момент, в известной точке… …   История Философии: Энциклопедия
  • Потенциальная демография — Потенциальная демография, отрасль демографического анализа, рассматривающая население как совокупность носителей определенного жизненного потенциала, измеряемого в человеко годах. В основе показателей потенциальной демографии лежит время, которое …   Википедия
  • ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ — ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ, отрасль демографич. анализа, рассматривающая нас. как совокупность носителей определ. жизненного потенциала, измеряемого в человеко годах. В основе показателей П. д. лежит время, к рое в среднем предстоит прожить… …   Демографический энциклопедический словарь
  • Феноптоз — Август Вейсман Феноптоз (гипотеза запрограммированной смерти) выдвинутая в 80 х годах XIX века Августом Вейсманом,[1] …   Википедия
  • Стресс-анализ — современная интегративная методика развития потенциала личности и избавления от последствий стресса, базирующаяся на принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс , В.Франкл), интегральной психологии (Кен Уилбер), современного… …   Википедия
  • Пре- и перинатальная психология — (англ. Pre and perinatal psychology) новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и… …   Википедия
Читайте также:  Выдержка - психология

Источник: http://psychology_ru_en.enacademic.com/8154/%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB

Как раскрыть скрытый потенциал

Как раскрыть скрытый потенциал

Инструкция

Самое важное при раскрытии своих потенциальных возможностей — внутренние ощущения. Если все делать правильно, деятельность по раскрытию потенциала приносит удовольствие.

Именно на это ориентируются психологи, консультанты по достижению успеха, коучи и бизнес-тренеры: первым признаком того, что жизненный путь выбран неправильно, считается отсутствие радости в жизни и внутренняя неудовлетворенность.

Когда человек делает только то, что раскрывает его внутренние ресурсы и соответствует им, он находится в гармонии с собой и окружающим миром. Очень важно осознать свое предназначение, миссию, расставить приоритеты.

Для того чтобы добиться прогресса в любом деле, нужна четкая цель. Иногда именно отсутствие ориентиров мешает достичь действительно крупных успехов. Причем цели нужно не просто сформулировать, а записать на бумаге и ежедневно к ним обращаться.

Цель, не закрепленная на бумаге, становится просто желанием, а желания не всегда имеют свойство сбываться. Планирование будущего должно войти в привычку. Но когда сама жизнь неожиданно создает ситуации, благоприятные для роста и развития, нужно не упустить своего шанса.

Для этого нужно научиться слушать себя, свою интуицию, доверять своему подсознанию.

Для успеха в любом деле необходимы здоровые амбиции. Естественно, перегибать палку не стоит и чрезмерные амбиции лучше умерить, но адекватная высокая самооценка помогает в раскрытии потенциальных возможностей.

Нужно работать над принятием себя, осознанием своих положительных и отрицательных качеств, формировать уверенность в себе и своих силах, воспитывать любовь и в то же время требовательность к себе.

Общение с успешными людьми, обсуждение собственных и чужих побед, внимание к советам «кумиров» и т.д. станут прекрасным подспорьем при формировании адекватной самооценки.

Чтобы максимально раскрыть внутренний потенциал, нужно перебороть один из страшных пороков — лень. Ленивые люди редко добиваются чего-то в жизни, хотя, возможно, их счастье состоит не в достижениях.

Обычно такие ребята находят тысячи отговорок и оправданий, почему у них что-то не получилось, вместо того, чтобы направить свою активность непосредственно на достижение какой-то цели.

Активность во всем, постоянное стремление к чему-то и регулярная работа по самосовершенствованию помогут раскрыть те ресурсы, которые скрыты где-то глубоко внутри.

Еще одним очень важным аспектом для самореализации считается постоянное расширение границ зоны комфорта. Часто бывает, что человек боится чего-то лишиться, остаться не у дел, рискнуть всем.

Но именно в таких ситуациях и формируются наиболее удобные условия для раскрытия внутреннего потенциала. Поэтому чаще нужно покидать свою зону комфорта, как бы это ни было трудно, начинать делать что-то совершенно новое и незнакомое.

Только так приобретаются новые навыки и человек выходит за рамки своих привычных возможностей.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-894564-kak-raskryt-skrytyy-potencial

Потенциал человека и профессиональная деятельность

Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является формирование, развитие и ра­циональное использование потенциала человека. Каждый спе-

циалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности.

Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, в том числе в государст­венной и муниципальной службе, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность потенциала че­ловека.

Существенная информация о том, чем же конкретно мо­жет быть ценен и полезен сотрудник, часто остается вне поля зрения службы управления персоналом, а соответствующие спо­собности человека — невостребованными, нереализованными.

Эти существенные потери в оценке потенциала человека ставят ряд важных вопросов, связанных в первую очередь с выяснени­ем сути, структуры и содержания понятия «потенциал человека».

Понятие потенциала человека

Человек должен четко представлять, какими социально значимы­ми ценностями он обладает.

Рассматривая понятие «потенциал че­ловека»1, отметим, что под личностным потенциалом понимается прежде всего система характеристик, связанных с движущими сила­ми духовного развития, с мотивацией и самооценкой.

Анализ фор­мулировок показывает, что понятие «потенциал» в физике, напри­мер, соотносится с работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана.

Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интере­сы, достигнуть своих целей2. Сложность и многомерность способно­стей человека позволяют рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально по­лезных способностей, как актуализированных, так и резервных.

Чаще всего социальная полезность способностей определяет­ся статусом, миссией, целями, функциями и задачами организа­ции, в которой работает человек, а также рядом других особен­ностей, характеризующих соответствующую профессиональ­ную деятельность. Таким образом, для организации ценными

1 .

являются только те способности человека, которые обеспечива­ют эффективное исполнение возложенных на него должност­ных обязанностей.

В то же время следует иметь в виду, что потенциал человека вы­ходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере дея­тельности, привнося в его содержание нравственные, гуманисти­ческие начала. Это означает, что профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предви­деть ее последствия, и нести за них личную ответственность1.

Рассматриваемые способности человека отражаются в его профессиональной компетентности, в структуре которой выде­ляют2:

интеллектуальную компетентность — знания, образован­ность, способность к аналитическому мышлению и комплекс­ному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это — доскональное знание дела, существа выполняемой рабо­ты, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;

интегративную компетентность — способность к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наибо­лее действенные формы деятельности, наличие навыков рацио­нально и эффективно действовать в условиях быстро изменяю­щейся среды;

ситуативную компетентность — жизненный и профессио­нальный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели;

социальную компетентность — наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение дру­гих, вести беседы и переговоры.

Формализация структуры способностей человека с целью оценки его потенциала предполагает соблюдение трех основных принципов:

|

во-первых, системного, комплексного подхода к проектиро­ванию показателей оценки всех способностей сотрудника;

во-вторых, дифференцированного подхода с учетом профес­сионально-квалификационных требований к работникам, за­нимающим различные должности в подразделениях организа­ции;

в-третьих, синтеза количественных и качественных показате­лей, который обеспечивается введением соответствующих кри­териев и шкал оценки, а также алгоритмов ее обобщения.

Существующие подходы и методики оценки персонала поз­воляют получить спектр количественных и качественных оце­нок персонала.

Особо следует отметить аттестационно-диагнос-тический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в от­ношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, благоприятствующие или противодейст­вующие (или нейтральные) развитию имеющихся способнос­тей. Такая методика позволяет целенаправленно корректиро­вать имеющиеся недостатки и обеспечить реализацию отмечен­ных резервов.

Для окончательной формулировки основных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятель­ности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, определяющих его трудоспособность.

Это качества, связанные с состоянием здоровья работника, его работоспособностью, выносливостью, типом нервной сис­темы, т.е.

все то, что отражает его физический и психологичес­кий потенциал; качества, определяемые врожденными и приоб­ретенными способностями человека, которые обусловливают возможность профессиональной деятельности определенного уровня; качества, позволяющие человеку установить продук­тивные социальные отношения и связи в организации1.

Обобщая вышеизложенные качества, получим следующий перечень характеристик, отражающих современное представле­ние о потенциале человека в рамках его профессиональной дея­тельности:

.

интеллектуальный потенциал — способности, приобретен­
ные в рамках непрерывного образования;

социальный потенциал — коммуникативные способности,
обеспечивающие эффективную социализацию;

потенциал профессионального опыта — приобретенный ме­ ханизм его обобщения в процессе индивидуальной профессио­

нализации;

психолого-физиологический потенциал — адаптивные способ­
ности к изменениям внутренней и внешней среды организации;

интегративный потенциал — механизм компенсации отсут­ ствующих или недостаточно развитых способностей, относя­

щихся к вышеперечисленным характеристикам.

Формирование, реализация и развитие потенциала человека

Потенциал человека формируется в рамках получения им об­щего, а затем профессионального образования. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс обуче­ния, воспитания и развития обучающегося.

Выбирая сферу своей будущей деятельности и получая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек обретает соответ­ствующий комплекс способностей, качество которых гаранти­руется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и су­щественные преобразования, происходящие в России, было бы наивно полагать, что формирование потенциала человека за­вершается по окончании им профессионального обучения, на­пример, в высшем учебном заведении.

Поэтому в стране орга­низована обширная сеть образовательных услуг, которая обес­печивает, во-первых, непрерывное образование персонала в рамках второго высшего образования, профессиональной пере­подготовки, повышения квалификации, стажировок, а во-вто­рых, возможности самообразования.

Значительным фактором формирования потенциала человека является профессиональный опыт, получаемый в период трудо­вой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать полученные в профессиональной деятельности знания и навы­ки, адаптировать их к особенностям должностных функций и

применять в изменяющихся условиях.

Как правило, такие спо­собности проявляются у специалистов, занимающихся актив­ным самообразованием, поиском передовых способов конкрет­ной профессиональной деятельности, их «присвоением» (рас­предмечиванием профессионального опыта) и применением на своих рабочих местах (опредмечиванием профессионального опыта); активно участвующих в исследовательской деятельнос­ти или обменивающихся опытом со специалистами аналогич­ного профиля.

Схема формирования потенциала человека имеет следующий вид:

С А М О О Б Р А 3 О В А Н И Е
О П ы т о Б О Б Щ Е Н И Е

Повышение квалификации

Повышение квалификации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a58862.html

Ссылка на основную публикацию