Зинченко, владимир петрович — психология

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко

Зинченко, Владимир Петрович - психология

(3-е изд., 2002 г.) Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается устойчивый рост как общего тиража словарей, так и их тематического разнообразия.

И кроме того, перефразируя Нодье, наш современник имеет повод сказать: «Мы живем в эпоху психологических словарей».В том, что хорошие психологические словари нужны и полезны многим и многим, вряд ли можно сомневаться.

Они нужны и самим психологам (преподавателям, исследователям, практикам), и студентам, и широкому кругу специалистов из других областей человекознания, и далеко за его пределами.

К тому же эти словари, смеем утверждать, отвечают непрофессиональным интересам читающей и думающей публики, для которой психологическое знание стало источником и средством удовлетворения познавательных потребностей, духовного развития, душевного равновесия.

Судя по быстроте, с какой исчезают психологические словари с прилавков, они относятся к предметам, хотя и не первой необходимости, но повышенного спроса. Потребность в словаре велика еще и потому, что в нашем Отечестве первый и последний фундаментальный университетский учебник психологии был издан более 60 лет тому назад. Конечно, «Основы общей психологии» С. Л.

Рубинштейна не утратили своей актуальности и сегодня, но все же время — вещь неумолимая.Тот же Ш. Нодье, утверждал, что «нет ничего легче, чем критиковать словарь». В общем, век словаря недолог. Старение словарей — процесс естественный и вполне позитивный.

Старые словари постепенно вытесняются новыми — как правило, более полными, удобными и отражающими изменения в терминологии и содержании научного знания.Сравним новый словарь с двумя предыдущими изданиями «Психологического словаря» (1983 и 1996), из которых новый, т. е. «Большой психологический словарь», можно сказать, вырос.

По общему количеству статей первые два издания отличаются друг от друга незначительно: 1051 в 1-м и 1069 во 2-м. Почти такое же соотношение соблюдается и по числу страниц. Но при более глубоком сравнении можно установить, что два издания различались весьма существенно.

Дело в том, что из 1-го издания во 2-е не вошло почти 250 статей, около 100 статей были заново переписаны, и появилось 260 новых. В ходе этой рокировки были не только приобретения, но и жертвы. Например, в «отставку» ушли многие статьи по социальной психологии (76 статей). Произошло это не по злому умыслу составителей и редакторов словаря.

По всей видимости, уважаемые социальные психологи не захотели видеть свои статьи в прежнем, даже отредактированном, виде, а стимулы для написания новых статей оказались неэффективными.Новый словарь существенно отличается от двух предыдущих. Прежде всего, возросло общее количество статей (теперь их более 1600), объем словаря вырос вдвое, словарь стал тяжелее и дороже.

Компенсированы тематические потери 2-го издания, причем следует подчеркнуть, что сделано это не за счет 1-го издания — все добавления представляют собой оригинальные тексты. При всем при этом мы отлично осознаем, что словарь еще далеко не полный.

Кроме того, радикальным изменениям подверглась структура статей словаря, благодаря чему можно говорить о совершенно новой его концепции. Во-первых, мы решили преодолеть традицию обезличенных текстов и попытались там, где это было возможно и целесообразно, указать авторов статей. Разумеется, нет необходимости подписывать мелкие статьи, которые раскрывают значение давно вошедших в научный язык вспомогательных терминов. Однако к нашему глубокому сожалению, в ряде случаев остались без подписи статьи крупные, проблемные, отражающие авторский труд по анализу, обзору и понятному изложению научного знания. Речь идет о части статей, которые мы сохранили из 1-го издания, но установить авторство которых не удалось (увы, «иных уж нет, а те далече»).

Во-вторых, многие из читателей, имеющих дело с психологической литературой на английском языке и, что еще вероятнее, читающих переводную литературу, а тем более переводчики положительно оценят то, что для большинства терминов указаны английские эквиваленты, а нередко даны и прямые рекомендации о том, как переводить на русский язык тот или иной иностранный термин.

Эта информация будет также полезна студентам-психологам в процессе изучения ими английской психологической лексики. Мы надеемся, что таким образом наш словарь поможет очистить язык отечественной науки от массы ненужных неологизмов, придуманных переводчиками, которые не имеют необходимого знания психологии и ее языка.

В-третьих, заново разработана и тщательно выверена система перекрестных ссылок между статьями. Это дает возможность читателю получить при желании огромную дополнительную информацию по каждому вопросу, а также найти в словаре значительно больше понятий и терминов, чем существует самих статей.

В-четвертых, возможно, для многих покажется необычным и оригинальным то, что некоторые статьи имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.

На самом деле, эта вполне корректная и уважительная по отношению к авторам первоначальных статей форма совершенствования их содержания, в сущности, восстанавливает традицию фундаментальных словарей типа Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.

Наконец, немаловажное преобразование следует отметить в идеологическом раскрепощении тематики и смыслового содержания статей, отражающем ситуацию в современной отечественной и мировой психологии. Лучше всего эту особенность иллюстрирует следующая тенденция. В издании «Психологического словаря» 1983 г. объем статьи «Рефлекс» вдвое превышала объем статьи «Психика», в издании 1996 г.

это соотношение изменено в пользу «Психики», в новом словаре появились такие статьи, как «Душа» и «Дух».Создание словаря любой живой науки — задача в высшей степени неблагодарная. Полученный результат всегда уязвим для критики.

С точки зрения работающего исследователя, какие-то термины уже утратили первоначальный смысл, какие-то не имеют прямого отношения к психологии, какие-то значимые для читателя термины странным образом выпали из поля зрения составителей, наконец, каким-то терминам дана неадекватная, а то и ложная интерпретация. Авторы, редакторы и издатели, конечно, примут подобную критику и претензии.

Надеемся, что некоторым оправданием может служить наше желание скорее удовлетворить давно назревшую потребность в Большом психологическом словаре. При этом мы исходили из мудрого правила: «Лучшее — враг хорошего». Конечно, можно было бы пойти по «большому кругу» и начать создавать словарь заново. Но это надолго задержало бы его выход в свет.

Поэтому мы пошли по пути дальнейшей переработки и дополнения достаточно хорошего словаря, в адрес которого не высказывалось суровых оценок. Немного об истории 1-го издания.

Психологический словарь впервые был издан в 1983 г. Инициатива его создания принадлежала Анатолию Александровичу Смирнову1(1894-1980), который в 1960-е гг.

Читайте также:  Механизм обиды - психология

организовал небольшую группу энтузиастов во главе с Николаем Ивановичем Жинкиным (1893-1979) для составления словника и работы над словарем. Таким образом, работа над ним продолжалась более 20 лет. Не только А. А. Смирнову и Н. И. Жинкину, но и многим авторам, в числе которых Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др., не довелось дожить до выхода его в свет. Сейчас трудно сказать, почему Словарь не был издан на рубеже 1960-1970-х гг. К нему вернулось по настоянию того же А. А. Смирнова другое поколение психологов. Основу словаря сохранили, она была достаточно добротной.

Второе издание (1996) и нынешнее были существенно дополнены и переработаны как здравствующими авторами первого издания, так и новыми.

При редактировании сняты считавшиеся когда-то незыблемыми, но оказавшиеся вполне ситуативными идеологические штампы, чрезмерное восхваление советской науки, которое и тогда уже выглядело довольно комичным, тем более что реальные достижения отечественной науки в нем не нуждались. А такие достижения действительно имелись, и было их не так уж мало.

Во всяком случае за годы так называемой перестройки принципиально нового и сравнимого по значимости с результатами, полученными в научных школах Б. Г. Ананьева, П. П. Блонского,Л. И. Божович, В. А. Вагнера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,Н. Ф. Добрынина, Н. И. Жинкина, А. В.

Запорожца, Б. В. Зейгарник,П. И. Зинченко, Г. С. Костюка, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова,А. Р. Лурия, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, В. Д. Небылицына, С. Л. Рубинштейна,А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н.

Узнадзе, Г. И. Челпанова, Г. Г. Шпета, Д. Г. Элькина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова,практически нет. Этим наследием опасно пренебрегать. Ветви без корней чахнут. Память дана, чтобы помнить, в том числе и о том, в какое время жили и творили названные ученые.

Они создали свою эпоху в развитии отечественной психологии, которая продолжается, правда, не в коллективном сознании психологии, а в индивидуальном. Может быть, это и неплохо. Стадный инстинкт в науке губителен. Вопреки представлениям А. Н. Леонтьева, психология развивается не в ствол, а в куст.

Возникли многие новые точки приложения ее усилий, академическая психология ушла в тень, наступила «методологическая передышка», исчезли «концептоманы» и «психодигматики», теоретические изыски оказались не в чести. Прошла пора, когда «каждый сам себе Выготский», как заметила как-то Б. В. Зейгарник. И вместе со всем этим появилось новое разнообразие, которое делает психологию более устойчивой, чем прежде.

Отметим также, что при создании «Большого психологического словаря», особенно при составлении его словника и редактировании дефиниций, мы опирались и на другие словари, энциклопедии, не говоря уже о многих научных работах.

В этом плане справедливо будет отметить тот факт, что одним из двух авторов первого отечественного психологического словаря был ученый, который не нуждается в особом представлении — Л. С. Выготский. «Психологический словарь» Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского (М.

, 1931), хоть и мал по объему, но содержит на удивление много терминов, которых мы не найдем в последующих отечественных словарях, во всяком случае, советского времени.

В их числе: «амок», «антропология», «антропометрия», «бастард», «биопсихология», «буриданов осел», «вменение», «возвышенное», «вчувствование», «гашиш», «генеалогия», «геопсихические явления», «глоссолалия», «закон психологической запруды», «золотое сечение», «идеография», «инцест», «кастрация», «культ», «люстрация», «магия», «манизм», «мантика», «метапсихология», «моногамия», «оккультизм», «оргазм», «полиандрия», «полигамия», «сага», «садизм», «содомия», «спиритизм», «стигматы», «табу», «талисман», «татуировка», «телепатия», «тотемизм», «фаллический культ», «фольклор», «эротический», «этнология». Приведенный список, как и весь словник данного словаря, высвечивает круг интересов его авторов и зону ближайшего развития их работы в психологии. Очевидно, в этом словаре отразился междисциплинарный кругозор культурно-исторической психологии, развитие которой оборвалось так же преждевременно, как и жизни обоих авторов словаря. В предисловии к своему словарю Л. С. Выготский дал весьма точную и честную оценку психологической терминологии своего времени, которая, несмотря на титанические усилия и ухищрения нескольких поколений психологов, актуальна и сегодня: «Язык нашей науки ближе к житейско-практической, приблизительной, чем к математически точной, терминированной речи», «…двусмысленность, смутность в употреблении психологической терминологии дают себя еще знать как наследие житейского языка» (1931, с. 7). Более подробно свои методологические взгляды о научной терминологии и состоянии психологического языка Л. С. Выготский изложил в работе «Исторический смысл психологического кризиса» (Собр. соч., т. 1). Признаемся, что мы не устояли перед соблазном включить несколько статей из этого словаря, с высокой вероятностью написанных самим Л. С. Выготским, в наш словарь. Во многом это сделано чисто символически, поскольку прямо или косвенно, но в огромной степени новый словарь восходит к идеям и работам этого замечательного отечественного психолога. Из зарубежных словарей, которые были полезны в нашей работе, следует отметить Dictionary of Behavioral Science. Compiled and edited by Benjamin B. Wolman (L., N. Y., Stuttgart, Macmillan et al., 1973) и особенно словарь Артура Ребера (Reber A. S. The Pinguin Dictionary of Psychology. Pinguin Books, 1995).

Б.Г.Мещеряков,В.П.Зинченко

Источник: http://al.na5bal.ru/psihologiya/237/index.html

Зинченко Владимир Петрович

Зинченко Владимир Петрович

Российский психолог, специалист в области общей, когнитивной, инженерной и экспериментальной психологии, эргономике, теории и методологии психологии, психологии развития Владимир Петрович Зинченко широко известен в научных кругах благодаря своей деятельности. Он являет одним из создателей отечественной инженерной психологии.

А также автор концепции перцептивных действий и микроструктурного анализа когнитивных процессов.

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, вице-президент Общества психологов СССР, заместитель председателя Центра наук о человеке при Президиуме АН СССР, почтенный член  Американской академии искусств и наук, действующий член РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, член Президиума и председатель Экспертного Совета по психологии и педагогике ВАК, действующий член Отделения образования и культуры РАО — немыслимо, но все это о Владимире Петровиче. Чрезвычайно активный и открытый человек, постоянно стремящийся к новым знаниям и открытиям, он просто не мыслит своего существования иначе. Быть полезным человеку и стране — его главная жизненная установка.

Читайте также:  Разумный путь - психология

В разные годы Владимир Петрович был членом редколлегии многих популярных журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Техническая эстетика», «Человек», «Journal of Russian and East European Psychology». Он является лауреатом премии им. К.Д. Ушинского за монографию «Восприятие и действие», которую написал в авторстве в 1967 году. За свою деятельность награжден медалью им. Г.И. Челпанова в 2002 году.

Зинчекно получил высшее образование в МГУ имени М.В. Ломоносова на философском факультете отделение психологии в 1948-1953 годах. Был аспирантом НИИ психологии АПН РСФСР. В 1957 он успешно защищает кандидатскую диссертацию, исследовавшею ориентировочные движения руки и глаза и их роли в формировании произвольных движений.

Трудовую деятельность начал здесь же в лаборатории детской психологии под руководством А.В. Запорожцева, где трудился над проблемой развития восприятия и мышления дошкольников. Но уже в 1961 года он впервые в стране организовывает в НИИ автоматической аппаратуры лабораторию инженерной психологии.

Вместе с этим вел успешную преподавательскую деятельность в МГУ им. М.В. Ломоносова.

В этом учебном заведении он создает кафедру психологии труда и инженерной психологии, которую возглавляет в течение 12 лет с 1970 года. А в 1984 году становится организатором кафедры эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, которой и продолжает заведовать по сей день.

Помимо этой деятельности в конце 80-х годов Владимир Петрович занимал пост заместителя директора Института философии РАН и являлся руководителем Центра наук о человеке, а также успел побывать директором-организатором Института человека РАН. В 1998 году ему удается организовать и возглавить кафедру психологии в Государственном университете природы, общества и человека «Дубна».

Научные интересы Владимира Петровича, как и любого великого ученого, широки и многосторонни. Свои первые исследования он направил на осознание онтогенеза восприятия. Начал экспериментально изучать процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа. В дальнейшем же сфокусировался на исследовании зрелых форм перцепции, движении и действии.

Также Зинченко проводил исследования в в области когнитивной психологии, которые включали в себя труды по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению, микроструктурному анализу когнитивных процессов.

Следует отметить и тот факт, что научно-координационная деятельность Зинченко позволили ему возглавлять крупные научные проекты по инженерной психологии в оборонной промышленности. Ученого привлекали к созданию инженерной психологии ведущие психологические учреждения. В этой сфере Владимир Петрович сотрудничал с ведущими психологами А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.Д.

Небылициным, Б.М. Тепловым, П.А. Шеваревым, П.И. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Бобневой, О.К. Тихомировым, В.Н. Пушкиным, М.С. Шехтером и многими другими. Инженерная психология создавалась как наука, и ее концептуальный строй являлся плодом научно-практических трудов Зинченко. Он же выступил в роли инициатора формирования новой вузовской специальности «эргономика».

Владимир Петрович работал над изданием и принятием первых в стране инженерно-психологических требований, принципов и рекомендаций по эргономике.

Но в 90-е годы ученый выходит за пределы экспериментально-прикладной проблематики и обращает свое внимание на чрезвычайно широкую область творческого приложения собственных сил — проблемы личностного и духовного развития, эстетического воспитания и развивающего образования, формулирование принципов психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии. В это время Зинченко рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие.

Перу Владимир Петровича принадлежит свыше 400 работ, 100 из которых, включая в себя 12 монографий, изданы за рубежом на английском, французском, испананском, японском, венгерском, чешском и других языках.

Источник: http://psycrimea.com/velikie/zinchenko-vladimir-petrovich.html

Зинченко владимир петрович 1931 зинченко владимир петрович

Зинченко владимир петрович 1931 зинченко владимир петрович

ЗИНЧЕНКО Владимир Петрович (1931)

Зинченко Владимир Петрович Психолог, Академик РАО (1992), Доктор психологических наук (1967) Профессор (1968)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с 1951 года 1960 -1982 • МГУ • Организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ с 1970 • Заведующий отделом эргономики ВНИИ технической эстетики 1969 -1984 1968 -1983 с 1989 • Вице-президент Общества психологов СССР • Заместитель председателя Центра наук о человеке при Президиуме Академии Наук СССР • Почетный член Американской академии искусств и наук

Теория и методология психологии Психология развития Область научных исследований Детская психология Экспериментальная когнитивная психология Инженерная психология и эргономика

Формирование зрительного образа. – М. : МГУ, 1969 Психология восприятия. М. : МГУ, 1973 Основные научные труды Функциональная структура зрительной памяти. М. , 1980 Функциональная структура действия. М. : МГУ, 1982 Эргономика: человекоориентированное проектирование. М. : Логос, 2000.

МИКРОСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ Сенсорный регистр Иконическая память Сканирование Опознание Формирование программ моторных инструкций Манипулятор Семантическая обработка Повторение

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ Функция – отражение и запечатление объекта во всей полноте его признаков, доступных воспринимаемой системе. Фиксируется пространственное расположение объектов.

Если оно меняется, то информация поступает для анализа на более высокие уровни обработки.

Изменения, регистрируемые в сенсорной памяти, являются поводом для включения других уровней переработки информации, ответственных за обнаружение, поиск, опознание и др. формы переработки сенсорной информации.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Происходят преобразование и хранение объективной информации в виде сенсорных и перцептивных эталонов, которые впоследствии могут быть перцептивно или вербально категоризованы. Хранится до 12 символов в течение 800 -1000 мс. Присутствуют преобразование и сохранение информации

СКАНИРОВАНИЕ Сканирование содержания иконической памяти происходит с постоянной скоростью, равной 10 мс на символ.

Сканирующий механизм является эффективным средством преодоления излишней и избыточной информации, зафиксированной в иконической памяти.

Механизм сканирования испытывает на себе влияние вышеизложенных уровней переработки информации, которые задают ему поисковые эталоны и направления сканирования

ОПОЗНАНИЕ Это некоторая часть содержания долговременной памяти, вынесенная ко входу в виде перцептивных гипотез, эталонов, оперативных единиц восприятия памяти.

Служит местом встречи информации идущей из внешнего мира и поступающей из долговременной памяти.

В блоке опознания происходит выделение информативных в связи с выдвинутыми перцептивными гипотезами и сличение поступающей информации с актуализированными эталонами, образами.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ МОТОРНЫХ ИНСТРУКЦИЙ Поступившая информация должна быть переведена или соотнесена с некоторыми моторными программами.

Это необходимо для ее экстериоризации либо в виде речевых сообщений, либо в виде каких-либо других ответных действий.

Существует два типа программ моторных инструкций: Ø Потенциальные ( могут создаваться со скоростью примерно 10 -15 мс на символ) Ø Реальные — более детализированы и значит скорость их создания должна быть существенно ниже.

МАНИПУЛЯТОР Информация в него может поступать последовательно и учитываться после начала преобразований, осуществляющихся с уже имеющейся в нем информации. В манипуляторе возможно осуществление трансформаций сенсомоторных схем, наглядных образов и более сложных форм когнитивных презентаций, включая символические.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Осуществляется переработка воспринимаемой информации, преобразование одних перцептивных единиц в другие.

Читайте также:  Мир страшен - психология

ПОВТОРЕНИЕ В этот блок переводится лишь достаточно важная информация. Основным средством хранения информации в кратковременной памяти и перевода ее в долговременную служит явное или скрытое проговаривание.

ВЫВОДЫ: Система приема и переработки информации полиструктурна и иерархична. В процессе ее функционирования возможно участие не всех блоков, а различных их комбинаций. Организация системы переработки информации в высшей степени динамична, ее динамика определяется как движением информации, так и связями со средой. Менее всего фиксированы блоки манипулятора и семантической обработки.

Источник: http://present5.com/zinchenko-vladimir-petrovich-1931-zinchenko-vladimir-petrovich/

Зинченко Владимир Петрович. Публикации

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984).

Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором — организатором Института человека РАН.

Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран — членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович — Зинченко — автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.

Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б.

Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов «. М., 1998 (соавт. В.

М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий «Зрительные образы: феноменология и эксперимент».

Публикации

  1. +Время — действующее лицо[недоступно]В настояще время публикация недоступна.http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&http://www.library.

    by/portalus/modules/psychology/show_archives.

    php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + Как построить свое «я» (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга — своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности — формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей….

    // Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991. — 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола»))http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm
  4. + Культурно-историческая психология: опыт амплификацииhttp://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm
  5. + На пути к осмыслению теоретического мира психологииhttp://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278http://www.auditorium.ru/books/6206/
  6. + О душе и ее воспитанииhttp://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html
  7. + О человеческой душе и плоти

    Стенограмма выступления на конференции «Междисциплинарные проблемы психологии телесности» 2004 В. П. Зинченко «Психология на качелях между душой и телом» и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги «Феноменология телесности». ных, разрабатывающих проблему телесности

    http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + Очень субъективные заметки о психологической диагностикеhttp://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.htmlhttp://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm
  9. +Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]В настояще время публикация недоступна.http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014
  10. + Проблема объективного метода в психологииhttp://psylib.org.ua/books/_zimamar.htmhttp://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html
  11. + Психология доверия

    Автор брошюры — психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства.

    Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности.

    Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 104 с.

    http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + Психология на качелях между душой и теломhttp://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf
  13. + Психология развития (по мотивам Л. Выготского)http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&
  14. + Работа понимания

    Понимание — это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова «понимание»: 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2.

    То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3.

    Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // «Психологическая наука и образование», 1997. № 3

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + Размышления о душе и ее воспитанииhttp://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm
  16. +Участность в бытии[недоступно]В настояще время публикация недоступна.http://www.auditorium.ru/books/974/
  17. + Человек в пространстве временhttp://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html
  18. + Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов.

    Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры.

    Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip

Источник: http://hpsy.ru/authors/x185.htm

Ссылка на основную публикацию