Эмоциональная гимнастика общая — психология

Психическая гимнастика, как способ найти в себе силы | Психологический центр «Шаг в себя»

Психическая гимнастика основана на самовнушении. Удивительный факт, что методы самовнушения довольно давно применяются врачами для лечения разного рода болезней. Врач при этом выступает в роли педагога. Он учит больного, как проводить самовнушение, и успех зависит и от квалифицированности преподавания, и от характера самой болезни, и — в огромной степени — от усердия пациента.

Познакомившись с разнообразными медицинскими методами самовнушения (методы Бехтерева, Куэ, Якобсона и другие), можно убедиться, что часть из них, вернее, их «квинтэссенция» вполне годится для более широких целей здоровых людей.

С недавнего времени сеансы самовнушения стали популярны. Это так называемая аутогенная тренировка (саморасслабление, или релаксация). Этим методом самовнушения, в последнее время наиболее широко используемым в медицине, с успехом пользуются и некоторые известные спортсмены (Шмидт, Бажановский).

Для массового применения нужны методы упрощенные, «портативные», свободные от «специализированных» наслоений. Лучше всего применять эти методы в виде психической гимнастики, по аналогии с физзарядкой.

Психическая гимнастика — это минуты, отдаваемые исключительно самовнушению. В это время все силы психики обращаются на себя самое. Психика перестраивает себя по определенному, выбранному направлению, и одновременно, с каждым занятием, постепенно обретается и сама техника самовнушения.

Отработанные элементы этой техники могут потом включаться в любое время, в любой деятельности, в любой ситуации — точно так же, как и спортивные навыки, например навык бега или боксерский удар.

Вспомните состояние, которое бывает у вас, когда вы просыпаетесь утром после хорошего, освежившего сна. Тело еще расслабленное, теплое, в голове легко. Дыхание свободное.

Мысли могут принять любое направление, никакие эмоции, никакие заботы еще не давят на вас.

Вот это переходное состояние между сном и бодрствованием, но вызываемое произвольно, самоприказом, и составляет основу аутогенной тренировки По сути дела, это и есть состояние самогипноза.

Для овладения аутогенной тренировкой (по крайней мере элементарными навыками) нужен примерно месяц ежедневных занятий: проводить тренировку лучше всего днем и вечером, каждое занятие минут по 10—15. Лучше заниматься в уединении, но в крайнем случае это можно делать в любой обстановке.

Итак, вы начинаете.

Положение тела может быть любым, но лучше всего свободная поза, называемая «позой кучера»: сидя, голова полуопущена, предплечья опираются на слегка расставленные колени.

Один из наиболее распространенных способов состоит в сосредоточении на представлении о тепле и тяжести, наполняющих тело. Сначала это ощущение вызывается в одной из рук (у правшей — в пра¬вой, у левшей —в левой).

Вы упорно и максимально ярко представляете себе: «Моя правая рука становиться тажелой и теплой… Как вата, пропитывающаяся теплой водой…» Довольно скоро, обычно через минуту-две, вы действительно начинаете ощущать тепло и тяжесть в руке (это расширяются сосуды и расслабляются мышцы). Последовательными тренировками вы усиливаете это ощущение.

С каждым разом оно возникает все легче. Переходите к другой руке, наконец, учитесь вызывать такое же ощущение во всем теле.

Следом за этим рекомендуется сосредоточиваться на представлении: «прохлада в области лба». Сочетание двух этих ощущений (тепло и тяжесть тела, прохлада во лбу) создает состояние полной эмоциональной свободы и вместе с тем сосредоточенности, самообладания.

По другому способу такое же состояние достигается путем медленного маятникообразного сгибания-разгибания различных суставов тела — пальцевых, локтевых, легких маятникообразных покачиваний головы, туловища и так далее. Производя эти покачивания, вы стараетесь уловить, усилить и за¬крепить ощущение «наименьшего напряжения».

Мысль только одна: «Я совершенно расслаблен».

Наконец, то же ощущение эмоциональной свободы возникает при равномерном, неторопливом, несколько углубленном дыхании (вспомните «вздох облегчения»). Дыша так, тоже можно уловить состояние «наименьшего напряжения» («момент легкости») и научиться «включать» его в любой нужный момент.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Лучше всего освоить все три способа. В ходе тренировок каждый может найти свои, индивидуальные дополнительные приемы. В первое время при расслаблении часто клонит ко сну (гипнотический сон, вызываемый внушением врача, тоже легко переходит в обычный сон).

Но засыпать ни в коем случае не следует, надо удерживать это состояние, запоминать и снова воспроизводить возникающие в нем ощущения. Очень важно научиться быстро переходить из состояния расслабления в состояние максимального напряжения и обратно.

Этот навык усиливает работоспособность, повышает все более необходимую в наше время психическую подвижность. В конце концов приобретается умение моментально расслабляться или, наоборот, предельно мобилизоваться по молниеносному мысленному самоприказанию.

Овладение аутогенной тренировкой повышает волевой тонус и вместе с тем дает эмоциональную уравновешенность, способность «перехватывать» любую нежелательную эмоцию. Аутогенная тренировка создает «стартовую площадку» для дальнейшего совершенствования психики, для любых самовнушений.

Она как бы стирает с психики, как с доски, ненужные записи и готовит ее тем самым для новых. Она разминает психику, как мы разминаем кусок пластилина, готовясь слепить из него новую фигурку. Люди, в совершенстве овладевшие аутогенной тренировкой, отличаются особой гибкостью психики.

Между прочим, тренер одного знаменитого американского бегуна, олимпийского чемпиона на коротких дистанциях (к сожалению, забыл фамилию, помню лишь имя: Бобби) говорил: «Секрет Бобби в том, что он умеет расслабляться как никто другой. Он весь как на шарнирах». И это о спринтере, успех которого решает пулеподобный старт, вся задача которого — суметь моментально напрячься и максимально «выложиться» за кратчайшее время.

Перенесите это в психику, и станет ясно, что овладеть саморасслаблением стоит не только спортсмену.

Особенно необходимо это людям, испытывающим чрезмерное волнение в ответственных ситуациях (а таких людей очень много).

Овладев элементами аутогенной тренировки, можно двигаться дальше и во время занятий психической гимнастикой отрабатывать разнообразные формулы самовнушения. Здесь уже открывается масса возможностей, масса путей, которые каждый волен выбирать сам.

На фоне достигаемого аутогенной тренировкой «сосредоточенного расслабления» — начального самогипноза — вы максимально концентрируетесь на ярких образных представлениях или на выразительных, лаконичных словесных формулировках, выражающих суть того состояния, которого вы хотите добиться. Вы как бы «вживаетесь» в эти состояния, углубляя самогипноз. Неотступная концентрация внимания дает все необходимые результаты. Одним лучше помогает многократное сосредоточен¬ное повторение словесных формул, другим — безмолвное сосредоточение на невыразимых в словах образах и ощущениях.

Когда формула «доходит», это замечается по резкому, иногда прямо «скачкообразному» изменению самоощущения. Хорошо проводить утреннюю психическую гимнастику с «вживанием» в формулы самовнушения, еще лежа в постели, когда фон «сосредоточенного расслабления» готов сам собой.

Вот примерные утренние формулы (здесь и дальше я привожу их словесные выражения, но для себя их не обязательно выражать в словах, важно именно внутреннее содержание, смысл):

Свежесть и бодрость.

Я заряжен энергией.

Власть над собой.

Я владею своим временем.

Работа над собой приносит успех.

Впереди плодотворный день.

Воля собрана как пружина.

Приготовился.

Внимание!

Встать!

Быстро подняться и приступить к обычным утрен¬ним процедурам. Такие же формулы можно включать и в дневной сеанс психической гимнастики, осо¬бенно лицам с недостаточным волевым тонусом — расхлябанным, неорганизованным, отвлекаемым, малоработоспособным.

Формулы самовнушения для людей, у которых преобладают эмоциональные недостатки, должны выглядеть приблизительно так:

Спокойствие без усилий.

Я уверен в себе.

Полная непринужденность.

Свобода и легкость во мне.

Я людям приятен.

Я внутренне улыбаюсь.

Мне приятно с людьми.

Вечерние формулы должны успокаивать, расслаблять:

Освобождение от забот.

Покой и удовлетворение.

Мысли лениво уходят.

Формулы самовнушения должны утверждать, а не отрицать, быть наступательными, а не оборонитель¬ными. Психика наша не любит частичку «не», она ее как-то не признает. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь», потому что «раздражаюсь» сильнее, чем «не». Правильно: «Я спокоен».

Формулы, которые приведены здесь, разумеется, не трафареты, а примерные образцы. Каждый сам, сообразуясь с собственной индивидуальностью, может найти подходящие для себя и своих целей формулы самовнушения. Их можно «импровизировать». Важно лишь быть упорным в их поиске и применении. Успех придет обязательно, он нарастает по принципу «снежного кома».

Но, вообще говоря, трех-четырех месяцев интенсивных занятий психической гимнастикой уже достаточно для заметной перестройки всего фона психики (я имею в виду прежде всего эмоционально-волевой «стержень»). Навык самообладания, вначале хрупкий, капризный, постепенно становится «второй натурой».

Но очень желательно не прекращать тренировки, потому что любой навык рано или поздно утрачивается без упражнения.

Материал из книги Охота за мыслью В.Леви

Источник: http://psihocentre.ru/psixicheskaya-gimnastika-kak-sposob-najti-v-sebe-sily/

Управление эмоциями: эффективные упражнения

Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.

Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов — все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.

Поэтому настоятельно рекомендую освоить управление эмоциями Упражнения, которые я опишу ниже помогут в этом. Благодаря специальным методикам вы сможете не только держать под контролем мимику, движения, но и координировать свои внутренние ощущения.

Усмирять, но не подавлять!

В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание.

Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.

Еще раз подчеркиваю, что наша задача — научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, — вне зависимости от того, хорошие они или плохие — которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.

В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.

Приемы саморегуляции

Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.

Отвлекающий маневр

Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания.

Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого.

Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.

Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.

Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове.

Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание — включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное — займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.

Читайте также:  Тактик - психология

Действуем от противного

Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.

На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.

Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.

Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура!!! Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!

Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.

Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.

Сублимируйте

Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!

Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив.

Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.

Полный контроль

Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних.

Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс.

В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.

Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.

Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.

Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом — посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.

https://www.youtube.com/watch?v=dBM4VBeGnoI

Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».

**
Психология — наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.

Поэтому приглашаю вас на свой курс тайм-менеджмента, где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с  теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.

Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.

Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!

Источник: http://my-day.pro/upravlenie-yemociyami-uprazhneniya/

Эмоционально-образная терапия

То, к чему я интуитивно шла несколько лет, оказалось, уже придумано в середине 1990-х годов профессором психологии Н.Д. Линде.

Эмоционально-образная терапия – это новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь больших и устойчивых результатов в лечении психотерапевтических заболеваний или исправлении эмоциональных нарушений.

«Особенностью эмоционально-образной терапии является также то, что все проблемы без исключения рассматриваются через их психосоматическое выражение.

Это значит, что мы считаем, что в основе всех проблем лежат эмоциональные состояния, а эти состояния могут быть поняты только через телесное переживание.

Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и к реальному изменения личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения или интеллекта.

Поведение и мышление меняются как бы сами собой, вследствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преобразованная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии и черты характера». /Н.Д. Линде/

Люди часто, говоря о своем состоянии, употребляют в описании всевозможные образы и аллегории. Например: «ком в горле», «кинжал в груди», «руки налиты свинцом», «голова гудит», «сердце жжет огнем» и т.п. Эти спонтанно возникающие образы могут быть использованы в работе над болезненными состояниями, как в эмоциональной, так и в психосоматической сфере.

Организм человека при возникновении эмоции напрягает соответствующие мышцы тела для совершения того или иного действия. Например, страх заставляет человека сжиматься или бежать, гнев – нападать, кричать и т.д.

Те эмоции, которые не реализуются в действия, как будто «застревают» в теле и порождают многие негативные последствия: психосоматические заболевания, энергетические блоки, мышечные зажимы, эмоциональные завалы.

Негативное эмоциональное состояние вызывает в свою очередь негативные мысли, негативное поведение, нежелательные психосоматические симптомы. Задача эмоционально-образной терапии: найти исходное негативное эмоциональное состояние и изменить его на позитивное или нейтральное путем трансформации исходного образа данной эмоции.

Практика показывает, что разговоры, разъяснения, советы и убеждения часто не помогают в работе с эмоциями, которые «застревают» в глубине бессознательного и являются его иррациональными продуктами.

Любые слова проходят через фильтры сознания, поэтому их воздействие на мир иррационального весьма ограничено. Между тем, бессознательное разговаривает с нами с помощью тех или иных образов и символов, например, во сне.

Поэтому преобразование образов, происходящее в соответствии с некоторыми правилами и законами психологии, меняет эмоциональное состояние и в корне решает исходную проблему.

Бессознательные психические приемы защиты (подавление, вытеснение и замораживание эмоций) применяются для того чтобы «опасные» и нежелательные чувства были нейтрализованы, устранены из внутреннего мира человека.

Но это не приводит к избавлению от негативных переживаний, потому что эмоции уходят глубоко внутрь, тем самым порождая дополнительные проблемы.

Чтобы держать свои нежелательные эмоции и реакции на безопасном расстоянии, организм и психика человека мобилизуют те или иные ресурсы для сдерживания самого себя.

Например, для сдерживания эмоциональных импульсов создаются напряжения разных групп мышц. Человеку хочется высказаться в крепких выражениях, но он себе это запрещает, в результате образуется напряжение челюстей, скул и губ.

Иногда можно видеть, как желваки ходят на лице человека, который сдерживает поток нелицеприятных слов.

Также необходимо сдерживать дыхание, поскольку общее снижение энергетического уровня позволяет ослабить и нежелательные импульсы.

Чтобы снизить влияние собственных эмоций, человеческая психика использует всевозможные виды психологических защит, например, проецируя свои чувства на других людей.

Внутренне обозленный человек, к примеру, часто чувствует себя в окружении врагов.

Таким образом, изначальная вовремя не решенная проблема будет обрастать новыми деталями и нюансами, подминая под себя все больший круг жизнедеятельности индивида.

«Если суметь добраться до исходной причины, породившей этот клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена.

Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы.

Игла очень удачно символизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом успешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д.» – пишет в своей книге Н.Д. Линде.

Процесс работы над конкретным симптомом может длиться от нескольких минут до нескольких сеансов в зависимости от исходных данных. Но плюс данной метода терапии в том, что достигнутые результаты сохраняются на долгое время, чаще всего – навсегда.

Эмоционально-образная терапия может быть эффективна в следующих случаях:

  • Лечение психосоматических симптомов и заболеваний (например, таких как головные и сердечные боли, язва желудка, аллергия, астма, затруднения дыхания, ПМС, хронический ринит, нейродермит, ожирение, угревая сыпь и др.)Внимание! Данный метод не всегда заменяет лечение. Если симптом имеет связь с органическим или невротическим заболеванием, необходимо пройти соответствующее лечение у врача.
  • Решение конфликтов, внешних и внутренних
  • Страхи, фобии
  • Переживание потери, расставания
  • Эмоциональная зависимость
  • Последствия психотравмы
  • Обида, гнев
  • Негативные родительские предписания
  • Работа с денежными блоками (когда человек сам себе запрещает быть богатым)
  • Вредные привычки: переедание (лишний вес), булимия, курение, пьянствоВнимание! Данный метод не гарантирует избавление от тяжелых зависимостей, но помогает в работе с таковыми на глубинном уровне.

А также множество других психологических проблем.

Для терапии необходимо образное мышление и доверие к спонтанно возникающим образам и символам. Ниже приведено упражнение, которое поможет вам понять, насколько вы готовы к такому виду терапии. Если упражнение дается вам с большим трудом, или образы не возникают совсем, то этот вид терапии, к сожалению, вам не подходит.  Но такое бывает редко.

Упражнение на развитие воображения

  1. Представьте себе, что перед вами стоит ваш друг. Теперь представьте, что он нахмурился. А вот он улыбается. А теперь он подходит к вам и обнимает вас за плечи.
    Представьте ваш дом из детства, где вы когда-то жили. А теперь представьте скалистый остров в океане. Куст розы в саду. Песчаный пляж. Собачий лай. Тепло горячего душа.

    Шершавость наждачной бумаги. Запах сирени.

  2. Представьте себе вазу с фруктами, которая стоит столе. В вазе лежат три желтых апельсина и один ярко-оранжевый. Вы мысленно берете в руки оранжевый апельсин и очищаете его от кожуры, ощущая аппетитный запах.

    Очищенный апельсин раскрывается сам собой, как цветок, и вы видите внутри него белое зернышко. Вы берете это зернышко и сажаете его в землю. Наблюдайте, как из земли медленно пробивается росток. Этот росток поднимается все выше, крепнет и наливается силами.

    Он стремится все выше к солнечному небу и со временем превращается в большое красивое цветущее дерево. Солнечные лучи пробиваются сквозь его листву и падают на ваше лицо. Вы можете почувствовать теплый ветерок, какие-нибудь запахи, услышать звуки. Вам хорошо и спокойно, вас переполняет тихая радость.

  3. Придумайте серию образов (по возможности быстро, не задумываясь), соответствующие следующим словам: Тоска, Тревога, Печаль, Радость, Счастье, Доброта, Любовь

    Подберите звук, осязательное ощущение и запах под каждый образ.

(с) Ирина Федорова

Источник: http://arcanes.ru/eot

Упражнения для саморегуляции эмоционального состояния

Автор: Алексей Игоревич Луньков, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и психологического консультирования МЭГУ.

У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, изменяются дыхание, пульс, цвет лица.

Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если ваше внимание переключится с причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т.д.

Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния.

Поэтому одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся потому, что нам весело» и «Нам весело потому, что мы смеемся».

1. Мускулатура

Самый простой, но эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры.

Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.

Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается.

Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.

Управленцу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы применять их при необходимости в ситуациях профессиональной деятельности.

Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мимических мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка).

Суть их — в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением.

Упражнения выполняются при активной направленности внимания на фазы напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения.

В результате многократных повторений этих упражнений постепенно в сознании возникает образ своего лица в виде маски, максимально свободного от мышечного напряжения.

После такой тренировки можно легко по мысленному приказу в нужный момент расслабить все мышцы лица.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как доминанты помогут вам больше продавать и лучше убеждать

2. Дыхательные упражнения

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости.

Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся.

Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.

На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы.

Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.

Методика выполнения дыхательных упражнений

  1. Сядьте на стул (боком к спинке), выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи.
  2. Руки свободно положите на колени и закройте глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала вам сосредоточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании.

  3. При выполнении дыхательного упражнения дышите через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты).
  4. В течение нескольких минут просто контролируйте свое дыхание. Обратите внимание на то, что оно легкое и свободное. Ощутите, что вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый. Следите лишь за тем, чтобы дыхание было ритмичным.

  5. Теперь обратите внимание на то, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы — особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад. После вдоха, естественно, должен последовать выдох. Однако попытайтесь продлить вдох.

    Это вам удастся, если, продолжая вдох, вы как можно дольше удержите от напряжения мышцы грудной клетки. Думайте о том, что теперь вам предстоит продолжительный выдох. Глубокий вдох и последующий продолжительный выдох повторите несколько раз.

  6. Сейчас контролируйте ритм дыхания.

    Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленный вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем — пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2-3 минуты.

    Продолжительность отдельных фаз дыхания в данном случае не так важна — гораздо важнее правильный ритм. Этот простой способ ритмичного дыхания вы можете в любое время вспомнить и повторить.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Семь упражнений для развития мастерства речи

3. Визуализация

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации.

Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», основанные на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека.

Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему.

Красный, оранжевый, желтый — цвета активности; голубой, синий, фиолетовый — цвета покоя; зеленый — нейтральный.

Цветовые (температурные, звуковые, осязательные) ощущения лучше дополнять пространственными представлениями.

Если необходимо успокоиться, отдохнуть, необходимо представлять широкое, открытое пространство (морской горизонт, просторное небо, широкая площадь, обширный зал театра и т. д.

) Для мобилизации организма на выполнение ответственной задачи помогают образы тесных, узких пространств с ограниченным горизонтом (узкая улица с высокими домами, ущелье, тесная комната).

Использование данных приемов воедино позволяет вызвать необходимое эмоциональное состояние в нужный момент (спокойное — просторный морской берег, зимний пейзаж в сиреневых сумерках; бодрящее — летний пляж ярким солнечным днем, слепящее солнце, ярко-желтый песок). Следует вжиться в представляемую картину, прочувствовать ее и зафиксировать в сознании. Постепенно возникнет состояние расслабленности и покоя или, наоборот, активности, мобилизованности.

Когда возникают чрезвычайные ситуации, они вызывают напряжение задолго до столкновения с ними. Поэтому необходимо подготовиться к ним.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее само собой разумеющейся, привычной.

«Хранить в своей памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству», — пишет X. Линдеман, известный специалист по аутогенной тренировке.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Русский письменный и русский устный

Упражнения «вдохновения» состоят в «репетировании» напряженной ситуации обязательно в условиях успеха, с использованием цветовых и пространственных представлений. Технические условия выполнения таких упражнений состоят в следующем:

  • выполняются они чаще всего утром, иногда — днем, но не на ночь;
  • внимание тренирующегося жестко концентрируется от большого и среднего круга внимания (широкие, просторные помещения) и спокойных цветовых представлений (голубые, синие, фиолетовые тона) к малому кругу внимания (узкие, тесные помещения) и бодрящим цветовым тонам (красный, желтый, оранжевый цвета) или, в отдельных случаях, к внутреннему;
  • выполнение упражнений сопровождается музыкальным подкреплением: вначале упражнения используется спокойная, плавная музыка, затем постепенно музыкальный темпоритм убыстряется.

Научитесь регулировать свои эмоциональные состояния изучив курс «Валеология»:

Валеология: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/jemocionalnoe-sostojanie-uprazhnenija-samoreguljacija-dyhanie-vnimanie-naprjazhenie-vizualizacija/

Балансировка (или раскачка) эмоций. Практическая часть

«Сначала заниматься было трудно. Упражнения казались надуманными, сложными. Нелегко было себя заставить их выполнять. Часто возникали сомнения. Но результат от таких упражнений превзошел все мои ожидания. Стало легче жить!»

В тренировке эмоций залог гибкости психики

Итак, в теоретической части мы выяснили, почему необходимы упражнения по балансировке эмоций. Эти упражнения позволят нам развить эмоциональную гибкость — остов здоровья и физического, и энергетического.

Почему система Сам Чон До и школа Норбекова настаивают на тренировке диапазона эмоций? Потому что это залог гибкости вашей психики. Своеобразная «растяжка» эмоциональных «мускулов».

Если эмоции не будут быстро и плавно переходить из одного модуса в другой, это грозит нервным срывом, и следствием срыва станет нарушение здоровья. Стало быть, для поддержания здоровья просто необходима эмоциональная «гибкость».

Необходим контроль собственного эмоционального настроя.

Он заключается в умении даже в пиковых ситуациях держать себя в состоянии внутренней (почти младенческой) безмятежности, посадив разрушительные эмоции на крепкую цепь.

Страх, как сигнал, предупреждает об опасности, но парализует нашу способность действовать, если дать ему волю.

Гнев прекрасно мобилизует наши энергетические ресурсы, но вспышка ярости лишает нас разума и провоцирует на ошибочные шаги.

Читатель, знаете ли вы, что такое радоваться от души, что такое выплакаться, что такое равновесие между этими состояниями? Вы забыли, что это означает?.. Наша жизнь отучает нас от естественного выражения чувств. Более привычно это вечное полуфабрикатное состояние: недорадость, недопечаль, неумение расслабиться (без использования допингов вроде алкоголя или сигареты и т. п.).

Хорошо, скажет ехидный читатель, вы все так убедительно ругаете среднестатистического современного человека. Ну, а что конкретно нужно делать? Неужели рецепт есть?

Рецепт не рецепт, а вполне приемлемый выход из положения. Существуют упражнения на гибкость эмоций. Вроде растяжек для мышц или позвоночника. А цель, спросите, какая? — Ваше настроение, настрой.

НАСТРОЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЧУТЬ ВЫШЕ СРЕДНЕГО

Каким должно быть оптимальное настроение? Ваше настроение должно быть чуть выше среднего. Такая слегка положительная окраска.

Оно не должно быть негативным (жизнь не удалась, ничего не исправишь) или чересчур позитивным, вроде розовых очков, этакий «щенячий восторг».

Подобные перекосы, отклонения происходят вследствие негибкости эмоционального диапазона — неспособности эмоций гибко следовать за соответствующими мыслями.

Именно такую способность сейчас мы и будем тренировать.

Вначале мы запустим в действие мысль, задавая настрой. И будем добиваться того, чтобы эмоциональный фон потихоньку подтянулся за этой мыслью, срезонировал. Для начала выполним небольшое упражнение — для того, чтобы читатель сам почувствовал, насколько зависимо наше самочувствие от эмоционального настроя.

Упражнение «маска»

Вспомните самые печальные, тяжелые моменты вашей жизни. Вызовите в себе печаль, может быть, горе. Посмотрите на свое отражение в зеркале.

Придайте лицу выражение глубокой печали, уголки губ опущены, брови скорбно сведены. Ваше лицо — трагическая маска. Постарайтесь удержать этот отпечаток горя на лице. Теперь прислушайтесь к себе.

Каковы ваши ощущения сейчас, в эту минуту, когда вы полны печалью?

Как вы себя чувствуете? Не очень хорошо?.. Неважно, прямо скажем. Огорчение, усталость, упадок сил и т. д. После сильных печальных или негативных переживаний вы чувствуете себя так, точно целый день таскали огромные камни. Напоминают о себе старые заболевания, обнаруживаются новые хвори и проч.

Вот показались слезы. Достаточно печали. Пусть она выйдет вместе со слезами.

Итак, долой печали и горести! Трудно быстро перестроиться? Представьте, что вы стоите под небольшим водопадом. Поток воды омывает вас, унося все грустные переживания, освобождая вас, придавая сил и бодрости! Вы чувствуете непоколебимое спокойствие.

Теперь — просто и механически приподнимите уголки губ. Ваше лицо немного похоже на смеющуюся театральную маску. Но все же! Такая малость — улыбка, а ваше лицо сразу становится приветливым, принимает радостное выражение. И пусть ваша улыбка несколько искусственна. Подкрепите эту искусственную радость самыми приятными для вас воспоминаниями.

Представьте, у вас в ладонях, сложенных ковшиком, — вода, растворившая в себе все ваши радостные переживания, ваши самые лучшие минуты, все самое приятное для вас. Опустите лицо в ладони. Ощутите приток радости, почувствуйте, как радость наполняет вас. Теперь прислушайтесь к своим ощущениям. Что стало с вашей улыбкой? Кажется, она стала естественной?

А что изменилось в вашем самочувствии? Если вы захотите проанализировать изменения в своих ощущениях, вы заметите, как постепенно появляется бодрость, вы чувствуете себя гораздо лучше, никакого намека на упадок сил и т. п.

Прекрасный результат, скажете вы, но к чему это все?

ЧТО МЫ УЗНАЛИ, СДЕЛАВ Упражнение «маска»

Вы сумели, радуясь и печалясь, убедиться, что эти состояния отражаются на вашем самочувствии. Такое несложное упражнение дало вам понять, насколько сильно тот или иной эмоциональный настрой может изменить самочувствие.

Упражнение показало нам также, насколько важно уметь произвольно менять эмоциональный настрой. Такой навык очень пригодится в трудной конфликтной ситуации, позволит не пойти на поводу у эмоций, поможет преодолеть последствия потрясения, выбраться из депрессивного состояния, поможет управлять настроением.

Для этого нужно размять или, как мы говорим, «раскачать» эмоции.

Это чрезвычайно важно! Необходимо устранить застои в своем эмоциональном фоне. Он должен быть гибким, эластичным.

Источник: https://pro-psixology.ru/kak-chuvstva-prevratit-v-chudo-lekarstvo/912-balansirovka-ili-raskachka-yemocij-prakticheskaya.html

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития дошкольники оказываются неспособными к саморегуляции деятельности.

У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Отмечаются возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка.

Работа воспитателя в последние годы осложняется тем, что появляется все больше и больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т. д.

Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.

Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения дошкольников.

Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Использовать различные этюды, игры, упражнения, психомышечные тренировки которые повлияют на эмоциональные и волевые качества дошкольников. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Цель исследования: изучение использование психогимнастики для развития эмоционального состояния у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональные состояния детей с ОНР.

Предмет исследования: психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний у детей с ОНР.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.         Анализ теоретической литературы по данной теме.

2.         Подбор упражнений для психогимнастики на развитие эмоциональной активности.

3.         Составить программу психогимнастики для детей дошкольного возраста.

Ожидаемыми результатами являются: обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.

Психогимнастика как средство развития эмоционального состояния у детей

Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основные достоинства психогимнастики:

—           игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

—           сохранение эмоционального благополучия детей;

—           опора на воображение;

—           возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

—           опора на естественные механизмы в развитии ребенка;

—           преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

—           снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;

—           создание возможности для самовыражения;

—           развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Задачи по развитию эмоциональной сферы:

—           произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;

—           различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);

—           произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;

—           улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;

—           сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

—           отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда — неадекватны; часто — ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.

Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению — управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять

Когда использовать психогимнастику? Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Структура занятий по психогимнастике

Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.

Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.

В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера.

Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

—           движений;

—           эмоций;

—           общения;

—           поведения.

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т. е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

—           дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);

—           тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

—           тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

—           тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

—           напряженных и расслабленных;

—           резких и плавных;

—           частых и медленных;

—           дробных и цельных гармоничных;

—           едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

—           вращений тела и прыжков;

—           свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения.

На этом этапе решаются следующие задачи:

—           показ — проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;

—           выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;

—           приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

—           развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Принципы проведения психогимнастики

—           относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;

—           каждого ребенка принимать таким, какой он есть;

—           не допускать упреков и порицаний за неуспех;

—           занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;

—           давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;

—           развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;

—           создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;

—           постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык. Необходимо использовать зеркало для тренировки.

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.

При планировании занятий необходимо учитывать:

—           недельную динамику работоспособности: понедельник — адаптация; вторник, среда — наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга — спад работоспособности;

—           дневную динамику работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11);

—           снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

—           фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

—           продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3–4 года — 10 минут, 4–5 лет — 15 минут, 6–7 лет — 25 минут.

Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей на занятиях необходимо:

—           создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные –дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

—           использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

—           включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;

—           проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.

Заключение

Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья человека, насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни.

Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое и психическое здоровье ребёнка — это основа формирования личности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что через эмоциональные состояния у детей формируются основные ключевые компетентности.

Социально-коммуникативная компетентность: социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации (работа в команде, соблюдение норм и правил поведения, умение договариваться и др.)

Технологическая компетентность: умение действовать по алгоритму, плану.

Источник: https://moluch.ru/archive/90/18037/

Ссылка на основную публикацию