Возможности воспитания — психология

Психология воспитания

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.

Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми.

Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения.

Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике.

К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И.

Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка.

В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

Основные трудности и проблемы воспитательного процесса

  1. Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
  2. Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
  3. Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
  4. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psikhologiya-vospitaniya/

Психология воспитания, ее задачи

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Психология воспитания — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов.

Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Рост и развитие. Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся.

В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества.

Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна.

Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, — самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение. С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение.

Образование помогает людям научиться, как правильно или по крайней мере адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций, независимо от того, используют ли эти реакции двигательные способности, слова и предложения или же невысказанные мысли и идеи.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

— в социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

— в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

— в психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований.

Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С.

Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания — это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания –это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности.

Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача — исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Психология воспитания тесно связана с таким ее разделом, как методика воспитательного воздействия.

В последнее десятилетие в психологии воспитания, в частности в разделе «Развитие системы саморегуляции», широко используются достижения психотерапии. В свою очередь психотерапевты для диагностирования результатов своей работы применяют психологические методики.

15. Воспитание как формирование целостной структуры личности
Воспитание
специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Моральное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм поведения, регулирующих отношения людей, их отношение к общественной дела, к обществу.

Психологи выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических представлений; конвенциональную мораль, ориентируется на внешние нормы поведения; автономную мораль, то есть ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход от одной стадии к другой сложный и противоречивый. Сила нравственного сознания — в категоричности и универсальности основных постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно: добро, или зло, хорошо, или плохо.

Читайте также:  Гены - психология

Ребенок, не усвоил элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов не может стать нравственным человеком. Но нравственность не сводима к системе запретов и указаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, моральное решение и связанный с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными.

Морально зрелый человек никогда не может ответить однозначно на вопрос ребенка: «хорошо это или плохо?», Потому что одна и та же действие по-разному оценивается в зависимости от ее контекста, последствий, мотивов и тому подобное. С этим связан нравственный выбор, оценки, самооценки.

При отсутствии развитой нравственной рефлексии жестокая система моральных принципов легко переходит в примитивное морализаторство, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Механизм формирования целостной личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности.

Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности следующего вида: человек — микрокосм истории общества.

Понятно, что в самом общем случае человек является микрокосмом Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью.

Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение.

В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе.

В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, т.е. широкий спектр мировоззрений, что позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество ( по Шопенгауэру), так как является глубинным аналогом мира.

Современное образование не обеспечивает в полной мере формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности.

Источник: https://lektsia.com/3x3eb0.html

Психология воспитания

Родить ребенка – еще не подвиг, важно правильно его воспитать. Такого мнения на протяжении столетий придерживаются все родители. Но в чем заключается психология детского воспитания? Как соблюсти принцип «не навреди» и при этом вырастить полноценную личность, которой можно гордиться? Ответы на эти вопросы кроются в самой сути понятия воспитание.

Психология воспитания детей

В отдельный термин и раздел науки психология воспитания была выделена в 40-х годах ХХ века.

В течение нескольких десятилетий представители этого направления занимаются поиском решений в проблемах формирования гармоничной личности, организации детского коллектива, развития нравственности, особенностей личности ребенка и т.д.

Психология воспитания это основа педагогической психологии, которая помогает понять ребенка, разрешить его проблемы, найти подход к каждому представителю подрастающего поколения.

Основные понятия, которые рассматривает психология воспитания, условно можно рассмотреть на примере закономерностей, выделенных П.И. Пидкасистым:

  1. Воспитание ребенка, как процесс гармоничного формирования его психических и нравственных характеристик возможно только с помощью активного участия самого ребенка в этом процессе. То есть основополагающим фактором правильного воспитания является активность воспитуемого.
  2. Деятельность ребенка в процессе воспитания должна полностью соответствовать его актуальным возрастным потребностям. Иначе воспитатель рискует натолкнуться на сопротивление и пассивность ребенка.
  3. В процессе воспитания должна быть пропорциональность усилий воспитанника и педагога. Сначала ребенок повторяет за учителем, затем его активность возрастает и в конечном итоге он все выполняет самостоятельно.
  4. Развитие ребенка возможно только в условиях чувства любви и защищенности.
  5. Воспитание будет иметь эффект только в случае когда ребенок достигнет точки успеха в каком-либо виде деятельности. Пережив этот момент, воспитуемый получит чувство удовлетворения результатом и своим участием в деятельности.
  6. Процесс воспитания не должен быть открытым. Иначе ребенок будет осознавать, что на него специально пытаются повлиять нравоучениями и будет активно сопротивляться.

Для многих родителей актуальны вопросы психологии воспитания детей разного пола. Ведь из мальчика должен вырасти «настоящий мужчина», а девочку нужно взрастить как «истинную леди». Но что делать, если в семье растут оба ребенка? Для этого нужно запомнить минимум элементарных правил.

Психология воспитания мальчика

  1. Не подавляйте. Доподлинно известно, что мальчики более ранимы и чувствительны к обидам. Не стоит наказывать ребенка и часто ругать его.

    Для того чтобы вырастить из него полноценную личность научитесь доверять ребенку, дарите ему свою любовь в полной мере, хвалите его за любые достижения и не отказывайте в ласке и нежности, несмотря на то, что это мальчик.

  2. Накорню подавите стереотип о скупой мужской слезе. Мальчики имеют право плакать столько же, сколько и девочки.

    В противном случае ребенок, который боясь насмешек родителей и сверстников, будет держать боль в себе, рискует заработать проблемы со здоровьем и обрести немало трудностей в выражении своих эмоций. В худшем случае он станет замкнутым и озлобленным.

  3. Опекайте малыша психологически, но, ни в коем случае не физически.

    Не стоит избавлять мальчика от простой физической нагрузки (например, нести за ним портфель или велосипед). Вы рискуете получить неуверенного и несамостоятельного мужчину.

  4. Вопреки расхожему мнению, мальчики любят играть с куклами. И не стоит запрещать им эту забаву.

    Именно такая ролевая игра поможет ему стать прекрасным отцом и хорошим семьянином. Кроме того, игры с куклами помогут будущим мужчинам легче найти язык с женщинами.

Любите мальчиков и не забывайте дарить им свою нежность. Не стесняйтесь этих чувств, и тогда в воспитании будущего мужчины у вас не возникнет проблем.

Психология воспитания девочек

Чтобы не наделать ошибок и не получить в итоге серую мышку, способную лишь стоять у плиты, запомните ряд важных принципов:

  1. Главная причина, по которой девочка будет расти жизнерадостной, спокойной и уверенной в себе – это родительская поддержка и доверие. Ребенок, уверенный, что в трудную минуту родители будут рядом способен покорить любые вершины.
  2. Бывают ситуации, когда родители хотели мальчика или в семье уже есть старший ребенок мужского пола и неожиданно рождается девочка. Помните, что девочку нельзя воспитывать также как мальчика. Не поленитесь сменить ваш стиль воспитания, иначе ребенок будет обречен на проблемы в самореализации и общении с окружающими.
  3. Развивайте в девочке ее таланты и природные задатки. Учите ее красоте и гармонии, хвалите ее и повторяйте какая она красивая. Воспитанная таким образом девочка будет осознавать свою уникальность, ум и красоту. Она не станет устраивать мужчине скандалов, ревновать или страдать от отсутствия мужчин в жизни.
  4. Если вы решили отругать девочку, не высказывайте ваше к ней отношение. Лучше объясните, почему она поступила неправильно. Девочки более склонны анализировать свои ошибки, но если вы начнете отчитывать, то за бурей эмоций ваш ребенок не осознает, за что его ругают.
  5. Все девочки склонны к старательности. Они всегда пытаются довести дела до конца. Не заглушайте в ребенке эти качества. Поддерживайте ее увлечения и задумки.

В целом, психологи отметили, что мальчики больше нуждаются в поддержке, а девочки в заботе. Учитывайте это и вы сможете воспитать гармоничную личность. Также, по достижении ребенком 12-ти лет, вне зависимости от пола, не забывайте о психологии воспитания подростка.

На эту тему написано множество психолого-педагогических материалов, однако стоит запомнить главное – если с раннего детства вы воспитывали ребенка в атмосфере доверия и любви, то он намного легче пройдет через подводные камни переходного возраста.

Главное, что обязаны делать родители – это уделять как можно больше внимания личностностному становлению подростка, его страхам и тревогам. В этом возрасте вы должны быть не столько родителями, сколько друзьями, партнерами и прекрасной группой поддержки.

При малейшем отклонении в поведении ребенка, стоит получить консультацию у психолога, иначе вы рискуете упустить тот момент, когда авторитетом для ребенка станут улица и сверстники, а не вы.

Воспитание с точки зрения психологии – это неотъемлемое звено в процессе формирования гармоничной личности. Закономерности психики прекрасно сочетаются с педагогическими приемами.

К примеру, возрастная психология позволяет отслеживать изменение потребностей ребенка по мере его взросления и с помощью воспитательных мер направлять воздействие именно на эти потребности.

Иными словами, если вы хотите правильно воспитать ребенка, не забывайте о его тонкой и ранимой психике. В этом и заключается главный секрет психологии правильного воспитания.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-vospitaniya

Психологический смысл Воспитания

Раздел 4

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Психологический смысл Воспитания

Воспитание в широком смысле — это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с требованиями времени.

В узком смысле воспитание — это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации) с целью ее подготовки к полноценной жизни и самореализации в обществе, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, семейно-бытовой, общественно-политической и культурной) и к выполнению определенных социальных функций, принятия социальных ролей.

Воспитание является основным звеном социализации. Оно органично связано с обучением и вместе с ним является составной частью системы общественного образования, в рамках которой осуществляется направленная социализация человеческого индивида.

И если обучение сосредоточено на педагогическом патронаже становление познавательных способностей человека и его компетентности в различных сферах предметного бытия, то воспитание имеет основной целью развитие мотивационно-потребової и эмоционально-волевой сфер личности, формирования ее социальной компетентности, морального сознания и моральных привычек и способов поведения.

Раскрывая психологические механизмы становления зазначе-ных сфер личности, психология воспитания выявляет общие законы активного ее формирования, принципы, психолого-педагогические условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах социализации современного человека.

В зависимости от объекта приложения и содержания воспитательных воздействий выделяются следующие виды воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, общественно-политическое (идеологическое), религиозное, физическое, половое и т. др.

Изучая закономерности психической активности человеческого индивида в условиях воспитательного влияния, психологические условия эффективного воспитания, самовоспитания личности, а при общественной необходимости и перевоспитание ее, психология воспитания изучает механизмы действия этих воздействий на формирование психосоциальных качеств человека (ее статуса, ролей, внутренней позиции и ценностных ориентаций, мотивации и характера, мировоззренческих убеждений).

Таким образом, психология воспитания исследует психологические особенности и закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Теоретическую основу систем воспитания составляют психологические и педагогические учения, которые господствуют в данном обществе. Философские, религиозные и социально-политические концепции создают основу методологии воспитательного процесса.

Педагогическая наука занимается вопросами разработки целей, содержания и методов организации воспитания.

Психология же призвана исследовать психологические и социально-психологические механизмы организации и осуществления эффективного воспитательного процесса.

Важно осознавать, что различные социально определены цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Сегодня существует широкое разнообразие теорий воспитания.

Так, воспитательные системы Западной Европы в основу воспитания возлагают философию позитивизма и экзистенциализма. В Америке в начале и в середине XX века.

широкую популярность приобрели воспитательные концепции, базирующиеся на методологии бихевиоризма и психоанализа.

Современный представитель американской научной школы воспитания А.

Бандура — автор необіхевіористичної концепции социального научения считает, что в научінні как изменении поведения питомца целесообразно выделять два различных вида: научение с самостоятельным поиском реакций и с подкреплением готовых реакций — это предмет изучения бихевиоризма, и научение с одержуванням через наблюдения и без подкрепления готовых реакций из различных источников (взрослые, другие дети, картинки). Такое вікарне научение и является предметом анализа в социально-когнитивной теории А. Бандуры, суть которой заключается в способности человека усваивать новые формы поведения благодаря саморегуляции, то есть в способности ее познавательных процессов через символьные модели (вербальные, образные репрезентации) производить, усваивать и хранить опыт, который служит ориентиром для дальнейшего поведения. Основными процессами научения через наблюдение является несколько взаимосвязанных компонентов:

Внимание как сосредоточение обеспечивает ориентацию в качествах среды и в действиях модели.

Понимание осуществляет расшифровку и интерпретацию модели действий, направленных на выявление правил поведения, которая наблюдалась. Это осуществляется на основе предыдущего опыта и иерархической системы правил, которая условно делится на три уровня:

уровень правил — целей (что должно быть получено);

уровень правил — планов всех действий;

-size:12.0 pt;font-family:»Verdana»,»sans-serif»'>уровень правил выполнения отдельных действий.

Кодирование выявленных правил происходит посредством образов и языковых знаков. Субъект описывает поведение модели, повторяет и заучивает эти вербальные описания.

Сохранение осуществляет функции запоминание и удерживание в памяти характеристик поведения модели, которая наблюдалась. А моторно-репродуктивные процессы переводят закодированные в символах воспоминания в новую форму ответа. А.

Бандура обращает внимание на важность реального опыта отработки на практике мелких моторных реакций, которые подчиняются правилам третьего уровня.

Нехватка такого опыта приводит к неэффективности всей поведения даже при усвоении правил первых двух уровней.

Наконец, мотивация как предвидение положительных последствий использования опосредованно-усвоенной модели поведения побуждает к усилению процессов внимания, понимания, кодирования и повторения.

Детерминантами развития содержательных и процессуальных характеристик социального научения личности выступают, прежде всего, взрослые (родители и воспитатели), а также ранее приобретенные знания и умения конкретного и общего содержания. Взрослые демонстрируют способы и правила поведения и создают ребенку условия для овладения ими путем наблюдения и подражания.

Бы. Ф. Скиннер — автор теории оперантного научения объясню-вав суть этой формы получения опыта так. Индивид осуществляет различные поведенческие реакции, некоторые из которых подкрепляются. Подкрепленная реакция приобретает тенденцию к повторению, а не подкреплена или наказана угасает. Бы. Ф.

Скиннер выделяет два уровня подкреплений: первичные, не зависят от научения (еда, секс) и вторичные, то есть условные, которые приобретают функции подкрепления через связь с первичными.

Особого внимания заслуживают генерализованные подкрепления — деньги, одобрение, власть, внимание, хорошие оценки, которые в человеческом обществе приобрели статус универсальных вторичных поощрений. Подкрепление означает контроль поведения.

За модальностью он может быть двух видов: положительным (наступления желаемого события) и, наоборот, отрицательным (аверсивним) и осуществляться в виде подкрепление как поощрение и наказание.

В совокупности — все это создает специфическую систему контроля поведения индивида, в пределах которой подкрепление как поощрение может происходить и как приближение положительному результату, и как удаление аверсивного. Ана-логично и наказания реализуется через предъявление аверсивного стимула и отдаление положительного. Бы. Ф. Скиннер вводит понятие режима підкріпленя, под которым понимает правило, устанавливающее вероятность его появления. Он различает следующие режимы подкрепления:

с постоянным соотношением, когда подкрепление наступает при наличии определенного постоянного числа реакций, как в случае систематического воспитания, ситуации зачета или оплаты за количество сделанного;

с постоянным интервалом, примером чего является почасовая оплата, наличие сессий и промежуточных контролей во время обучения (субботняя порка всех без исключения учащихся в Переяславском коллегиуме в XVIII ст. — также из разряда таких воспитательных подкреплений);

с вариативным соотношением, как в азартных играх, когда выигрыш вероятен, но не гарантируется;

с вариативным интервалом, то есть подкрепление наступает лишь после прохождения определенного интервала времени (ситуация с устным опросом учащихся в педагогической практике: в течение четверти необходимо получить несколько оценок).

В основе эффективного воспитания как научение лежит органическое сочетание выделенных им видов контроля и режимов подкрепления. При чем сам автор в организации воспитательных моделей бихевиористической педагогики и терапии предпочитал предъявлению и отдалению положительных стимулов как основным средствам поощрения и наказания.

Для советской системы воспитания, несмотря на все декларации благих намерений, основной его целью было формирование таких личностных качеств человека, которые бы обеспечивали ее конформность в отношении идеологических установок, лояльность к правящей власти и жесткую управляемость ее социального поведения государственными институтами.

Принципиальным при анализе таких концепций воспитания является понимание в них специфики позиции ребенка как только объекта воспитания, рассматривание ее лишь со стороны тех социальных функций, которые она должна выполняли в обществе в социально зрелом возрасте, не визнавання ее уникальности и неповторимости, а за ней — права на жизненный выбор, самоопределение и саморазвитие. И хотя в каждой концепции (Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, Т. С. Шацкого, П. П. Блонского и др.) были несомненные рациональные зерна, воспитание в рамках этих теоретических парадигм, по сути, понималось как программируемая модификация и контроль поведения питомца, как определенный технологический процесс, центральным звеном которого признавалась доминирующая активность воспитателя и некритическое восприятие и усвоение идеологической информации питомцем, выработку у него правильных поведенческих навыков. Такой технократической по сути педагогической доктрине противостоит воспитательная модель гуманистической психологии, которая активно с середины прошлого века развивается в трудах К. Ясперса, К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Целью воспитания с точки зрения гуманистической психологии является «полноценно функционирующая человек», то есть сознательный и активный социальный индивид, который может реализовывать себя в личностном росте и самоактуализации в деятельности и общении с другими людьми.

Задачей воспитания при этом является обеспечение ребенку возможности саморазвития, содействие ее поисковые собственной индивидуальности. Для этого необходимо не навязывать ему готовых решений, а стимулировать ее работу по личностному росту, которое практически неограниченно. К.

Роджерс определил условия, при которых воспитание (как, кстати, и обучение) может состояться как полноценный и важный для развития личности процесс, а именно:

Воспитанники решают в процессе педагогического взаимодействия проблемы, которые интересны и значимы для них.

Воспитатель проявляет, безусловно, положительное отношение к питомцу, принимая его таким, какой он есть.

Он проявляет эмпатию к ученику, то есть демонстрирующий способность правильно понимать его внутренний мир желаний, эмоций и чувств и ценностей, смотреть на мир его глазами, оставаясь при этом самим собой.

Воспитатель чувствует и ведет себя в отношении к воспитанникам конгруэнтно, то есть свободно выражает себя таким человеком, какой он есть.

Он центрирован на ученике, создает психологически комфортные условия для свободного самопроявления воспитанника, выполняет функцию стимулятора процессов морального самовизначання личности ребенка путем включения в воспитательный процесс моделей ситуаций и коллизий, значимых для нее.

Методами воспитания как конкретными способами влияния на сознание, чувства и поведение детей при таких условиях являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и решение конфликтов.

Особенно полезными для создания благоприятного психологического микроклимата воспитательного процесса считается использование таких приемов общения с ребенком, как активное, понимающее слушание, демонстрация безусловного принятия ребенка, позитивного внимания к ней, Я-высказывания, визуальный (глаза в глаза) и физический контакты с ребенком.

Источник: http://schooled.ru/psychology/pedagog_psychology/38.html

Основы психологии воспитания

ХIV. Основы воспитания

Каждое общество, исходя из своих экономических, политических, социальных и культурных потребностей, ставит перед воспитанием вполне определенные цели.

Поэтому в процессе формирования личности сливаются воедино как объективные, так и субъективные факторы.

Объективными факторами выступают: производственные отношения, социальная среда, социально-политические, культурные и бытовые ценности. Субъективными факторами – сложившаяся система организованных воспитательных воздействий на индивида. Рассмотрим эту систему.

1.  Основы психологии воспитания

В воспитательном процессе воплощено неразрывное единство социального, психологического и педагогического. Это единство во многом составляет предмет психологии воспитания.

Психология воспитания – отрасль педагогической психологии, которая изучает психологические закономерности формирования личности в условиях целенаправленного педагогического воздействия на человека. [10, с. 3].

Психология воспитания – одна из самых молодых отраслей не только психологии вообще, но и педагогической психологии в частности, отсюда немало в этом деле и «белых пятен», и нерешенных вопросов, и острых злободневных проблем, например: проблемы неформальных объединений, противоречия поколений, отношения старших и младших в учебных заведениях, расхождения между идеалами и реальностью, диалектика духовного и материального у подрастающего поколения и т. д.

Цели психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков воспитательного процесса научно-обоснованными знаниями психологической природы воспитательных воздействий.

Что же включает в себя психология воспитания?

—  знание особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого;

—  взаимосвязь исполнения ролей объекта и субъекта воспитания;

—  связь воспитательных воздействий с индивидуальными особенностями личности;

—  социальные и психолого-педагогические факторы возникновения и формирования отрицательных черт личности, девиантного (отклоняющего) поведения;

—  закономерности процесса перевоспитания [Подробнее см.: 10, с. 3-14].

Современная наука о воспитании классифицирует его по уровню, целям и направлениям.

По уровням воспитательные воздействия определяются: воспитатель – воспитанник, воспитатель – группа, группа – личность, группа – группа, общество – личность, общество – группа, улица – личность, улица – группа.

По целям: воспитать положительное, устранить недостатки, предупредить и откорректировать появление отрицательного, перевоспитание, самовоспитание.

По направлениям: формирование мировоззрения, нравственное, эстетическое, физическое, профессиональное воспитание.

Рассмотрим эти направления.

Формирование мировоззрения (системы взглядов на окружающий мир): материя и сознание, мир и его законы, человек и мир, человек и его сознание, законы общества. Получаемые знания трансформируются во взгляды, взгляды – в убеждения, убеждения формируют мировоззрение, мировоззрение проявляется в поведении.

Нравственное воспитание (формирование убеждений и привычек действовать в соответствии с общепринятыми нормами правилами): уважение к законам, понятие о добре и зле, долг, честь, совесть, справедливость.

Эстетическое воспитание (формирование эстетического отношения к действительности): формирование эстетической направленности личности; овладение системой общетеоретических и специальных знаний по вопросам эстетики, теории и истории искусства; наделение системой умений и навыков для эстетической сферы будущей профессиональной деятельности нынешней студенческой молодежи; воспитание эстетики повседневного поведения; формирование эстетического сознания.

Физическое воспитание (формирование стремления к укреплению и сохранению физического здоровья): массовое развитие физической культуры; укрепление физического здоровья студентов; воспитание ответственного отношения к своему здоровью, его поддержанию и укреплению; повышение спортивного мастерства студентов.

Профессиональное воспитание (формирование и укрепление качеств, связанных с профессией); т. к. кроме чисто профессиональных качеств, оно формирует и развивает нравственные основы профессий: врач – не навреди больному, бухгалтер, финансист – не укради и не дай украсть другому, торговец – не обмани покупателя, начальник – не обидь незаслуженно подчиненного.

Воспитательная деятельность требует не только глубокой и всесторонней подготовки, использования знаний, навыков и умений, но и применения определенных принципов и методов.

Таким образом, педагогика, как и психология, выполняет не только теоретическую, познавательную функцию, но и выступает как прикладная практическая дисциплина, которая поможет будущим специалистам успешно трудиться самим и эффективно обучать и воспитывать своих подчиненных.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1250-osnovy-psixologii-vospitaniya.html

Психология воспитания

Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. «Это понятие, – пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Каракоцский, Л.И. Новикова и Н.Л.

Селиванова, – в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.[1] Причин этому несколько.

Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение…» Не случайно А.С.

Макаренко еще на заре новой школы критиковал «логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, асистема является ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе – не педагог-одиночка, даже очень талантливый,а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее.

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А.

Караковского[2] , отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

В этой системе изменяется и взгляд на личность педагога: он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса.

Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание… Педагоги, создавши систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий,от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что преодолеть отчужденность детей от всего происходящего в школе, устранить напряженность взаимодействия учителя и учащихся, индивидуальное и коллективное сознание школьников – один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Решение данных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагог просто обязан быть психологом, для того чтобы грамотно вести воспитательную работу в школе, чтобы эта работа давала положительные результаты.

Объект исследования – воспитательная работа.

Предмет исследования – психология воспитательной работы в школе.

Цель курсовой работы : определить и охарактеризовать особенности психологических аспектов воспитательной работы в школе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

— описать значение воспитания как части педагогического процесса;

— выявить психологические особенности воспитания детей разных возрастных периодов;

— рассмотреть методики, применяемые в воспитательном процессе.

Обучение – один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным.

Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы.

Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

В литературе часто описывается процесс самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс целенаправленной социализации, В этом случае ребенок сам оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение процесса воспитания.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание – ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка.

Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность.

Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

Другая группа педагогов пытается утверждать обратное, делая при этом те же выводы. Они утверждают, что воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область – область чистого воспитания, совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет, свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.).

Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

Как видим, обученность и воспитанность – далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего, нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ребенку знания о данных нормах.

Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения.

В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом.

Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения.

В процессе деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, закаляют их волевые качества.

И конечно, много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса, совпадают не которые методы работы. К примеру, в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т.д.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности.

Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся.

Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178055/psikhologiya-vospitaniya

Ссылка на основную публикацию