Уровень развития личности — психология

Уровни развития личности

Уровни развития личностиУровень развития личности - психология

  Любой человек приходит в этот мир без каких-либо навыков и умений, и с самых ранних лет начинает свой путь развития.

Он учится ходить, бегать, прыгать, разговаривать, читать, писать, поступает в школу, университет, и уже в достаточно зрелом уровне решает своё развитие остановить.

Конечно, он может продолжать пополнять свои профессиональные знания, но о полноценном развитии личности напрочь забывает.

  На пути к совершенствованию существуют несколько уровней развития личности. Все мы хотим самостоятельно определять свою жизнь, преодолевать давление обстоятельств, а эти способности появляются только когда личность полноценно и высокоразвита.

  Основные показатели уровня развития личности выглядят так:

  • 1) Уровень развития всех психических процессов (элементов психической деятельности): память, мышление, ощущение, внимание и т.д.)
  • 2) Развитие интеллекта.
  • 3) Уровень культуры, воспитанности.
  • 4) Развитие социальных контактов и коммуникационных умений
  • 5) Душевное здоровье человека.
  • 6) Развитие эмоционального интеллекта.
  • 7) Стремление к саморазвитию.

  В различных источниках можно встретить множество различных концепций развития личности, каждая из которых выделяет свои уровни развития личности. В этой статье я приведу семь уровней эволюционного развития человека в соответствии с их уровнем духовного развития, приведённых в работах В.Г.Немировского и Д.Д.Невирко.

Первый эволюционный уровень – выживание

  Человек, находящийся на данном уровне – человек, в буквальном смысле борющийся за выживание, главная цель которого – физическое выживание. На первом эволюционном уровне находятся солдат на войне, заключенный, бомж, а также альпинист, штурмующий горную вершину, путешественник, идущий на лыжах к Северному полюсу, люди занятые тяжелым и низкоквалифицированным трудом и т.д.

Второй эволюционный уровень – размножение, процветание

  Здесь объект закрепляется на уровне устойчивого существования. Этот уровень соответствует продолжению рода, активной жизнедеятельности, творчеству (как сублимации сексуальной энергии). Главная цель человека, находящегося на втором эволюционном уровне – материальное потребление.

Третий эволюционный уровень характеризует сосредоточенность на управлении собой и внешним миром

  Человек данного эволюционного уровня обладает такими качествами, как решительность, независимость, сила воли. Это человек волевой, человек управляющий. Такие люди также стремятся к материальному потреблению, но потреблению изысканному, более ориентируясь на эстетические качества вещи, нежели потребительские.

Четвертый эволюционный уровень связан с сосредоточенностью на чувствах любви, сострадания, доброжелательности

  Человек, находящийся на данном эволюционном уровне – человек любящий, ощущающий свою связь с тонким миром. Такой человек с упоением занимается любимым делом, стремится создать что-то новое. Любовь определяет все его действия и поступки. Это может быть сестра милосердия, нянечка в детском саду, добрый детский писатель, учитель или врач «от Бога» и т.д.

Пятый эволюционный уровень – совершенство

  У человека данного уровня выражены такие качества, как коммуникабельность, экспрессивность, высокий творческий потенциал. Это люди творческие, стремящиеся к созиданию. К данному уровню можно отнести мастеров, достигших вершин в своем деле: великих актеров, музыкантов, политиков, мастеров единоборств, художников, организаторов и т.д.

Шестой эволюционный уровень – мудрость и высшая воля

  Человек, находящийся на этом эволюционном уровне имеет высокоразвитый интеллект и воображение, волевые качества и парапсихологические способности.

Это человек синтезирующий, соединяющий, устанавливающий связи.

К данному уровню можно отнести ученого, работающего на стыке наук и создающего новые теории, создателя нового религиозного учения, великого писателя, шеф-повара экстра-класса и т.д.

Седьмой эволюционный уровень связан со способностью к просветлению, космической любви, к контакту с космическим сознанием

  Человек данного уровня – человек, имеющий связь с высоким эгрегором. Это человек просветленный, испытывающий всеобъемлющую полноту и мистический восторг бытия.

  Нет ничего плохого в том, чтобы находиться на каком-то уровне развития личности. Все мы с самого раннего детства шаг за шагом проходим через эти урони. И когда тот или иной человек перепрыгивает через определённый этап, он упускает необходимый опыт и рано или поздно ему придётся навёрстывать упущенное.

Не стоит никогда осуждать человека за его уровень развития, просто в его жизни ещё не было того урока, который позволил бы ему перейти на следующий уровень, так же глупо осуждать первоклассника за то, что он не может решить задачу из старших классов.

В свою очередь вы ещё не получили урок, который мог бы избавить вас от привычки осуждать, на которую уходит большое количество энергетики.

  Все люди разные, кому-то повезло с образованием и воспитанием, кому-то нет, кто-то решает поставленные перед ним задачи, а кто-то просто не способен на этом этапе их решить. Если человек избегает решения проблем значит он либо еще к ним не готов, либо постигает другой урок в данный момент.

  Любой человек, находящийся на определённом уровне развития, может пропустить уроки с более низкого уровня, к которым ему придётся возвращаться. Также у любого человека могут быть ориентиры с более высоких уровней развития, которые ему помогут на пути самосовершенствования.

  На начальных этапах развития личности главной задачей человека является самоутверждение. Человек в первую очередь живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает – проще говоря в человеке развит бытовой эгоизм.

  На более развитых уровнях у человека происходит глобальный переворот сознания и мировоззрения, человек начинает ценить данный момент, получать удовольствие от помощи другим и способен наконец то обрести настоящее счастье.

Может конечно возникнуть вопрос например: Какая радость жить для других? В чём смысл от помощи ближнему? И т.д.

Но чтобы это понять, надо задать другой вопрос: В чем смысл в жизни для себя? Можно быть по настоящему счастливым живя для себя? Или если утрировать, то человек, который живёт для себя, в конечном итоге желает подчинить весь мир своей личности.

Может ли он быть по настоящему счастливым если его желания исполнятся? Нет, он будет одинок. Он не сможет раскрыть свою душу близким, так как в ней только жадность, эгоизм, ложь, корысть. Постоянная гонка за разнообразными целями приводит только к короткому мигу удовольствия, но не к настоящему счастью, и эта гонка за иллюзорным будущем может продолжаться вечно.

  Человек находясь на определённом уровне может понимать только человека с соседнего этапа. Вернее человек с низкого уровня никогда не поймёт человека, который развит на два уровня выше него. Он будет считать его стремления глупыми, слишком идеалистическими, скучными и т.д.

В определённые моменты жизни мы можем перескакивать с более низкого уровня на более высокий и обретаем понимание. Затем мы опять спускаемся на более низкий этап и это понимание уходит.  Это происходит из-за не до конца пройденных уроков с предыдущих уровней. Но сам процесс развития является основным в жизни.

Поэтому переход с одного уровня на другой является одним из важнейших событий в жизни, с которым не сравнится ни какое материальное благо.

Что такое позитивное мышление

Дж. Коллинз, У. Лазье «Больше, чем бизнес»

Как избавиться от негативного мышления

раздела

Источник: http://istepup.ru/index.php/dukhovnoe-razvitie/put-razvitiya/8-urovni-razvitiya-lichnosti

Образовательный портал

Образовательный портал

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9].

Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность.

Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме.

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.

[1, 2, 4, 6,<\p>

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

Читайте также:  Управление временем - психология

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие ые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

— физическое развитие — включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

— социальное развитие — связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности — это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

— противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

— противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

— противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.

В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка.

Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) — сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) — учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) — интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др..

Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

— ответственность;

— терпимость;

— саморазвитие;

— позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/5844-2014-08-26-09-50-46

Уровни развития личности

Уровни развития личностиУровень развития личности - психология

Внутренние программы и установки развития личности

— На пути становления лидера, духовного лидера, как бизнесмена, могут ли помешать ограничивающие убеждения или негативные установки? Если да, то, как их можно устранить? — Первое, нужно понять, что в жизни мы движимы прихотями или глубинными потребностями и ценностями. Мы ведомы этими программами и внутренними установками. Очень часто мы их не замечаем, но их нужно осознавать и наблюдать за собой, задавать вопросы:

«Какие чувства у меня возникают? Какие поступки я совершаю?».

Мы можем видеть, что многие поступки мы совершаем из за страха, социального престижа или потому что есть некий образ «каким я должен быть» и очень мало поступков которые идут из глубинных ценностей «Что я как личность по-настоящему хочу?». Чтобы лучше понять себя, запишите все свои желания, все, что вы хотите достичь в жизни. Затем проверьте весь список задав себе вопрос «Это прихоть или моя потребность?».

Как понять их различие? Когда потребность записана, проговорена, она сразу вызывает радость, наполненность, всё внутри откликается. Прихоть же вызовет напряжение, стресс, поверхностную радость, т.е. «Хочу уже сделать и всё, никто меня не остановит!».

Четыре уровни развития личности

У личности есть четыре уровня. На каждом из них проявляются свои потребности.

  • Первый уровень – это физический план, это наши эмоции. Потребность этого уровня выражена в желании иметь хорошее здоровье, финансовую свободу, чистые эмоции, которые выражаются в желании радоваться, смеяться, дружить, любить.
  • Второй уровень – это социальная реализация. В этом мире, мы хотим кем-то стать, сделать какую-то карьеру, достичь успеха. Нам нужно реализовать свой потенциал, проявиться в мире людей, Мужчина должен стать мужчиной, женщина – женщиной.
  • Третий уровень – это уровень интеллектуальный. Здесь мы хотим познавать мир, его законы, понимать самих себя, высший смысл жизни и осознанно воспринимать всё, что с нами происходит.

Душа, которая помнит о своих взаимоотношениях с высшим, которая в медитации открывается к этим высшим божественным энергиям, напитавшись этой энергией, становится проводником в этом мире, отдает другим.

Когда мы говорим о своих потребностях, важно помнить об этих четырех уровнях. Настоящая потребность – это всегда внутреннее озарение, вдохновение, глубокое и настоящее.

Чтобы не потеряться в этом мире опирайтесь на свои глубинные потребности и будьте осторожны в прихотях.

Олег Гадецкий. Ответы на вопросы к транскрибированной версия семинара «Законы гармонии и успеха», прочитанного в городе Барнауле.

Источник: http://psiholog3000.ru/poznavatelnye-materialy/samopoznanie/urovni-razvitiya-lichnosti

Психология развития личности | Этапы развития личности + видео

pikacho · 12.04.2016

Со времен Гиппократа, психология развития личности детей являлась объектом для исследований, однако, в середине XX века ученные–психологи сообщили миру, что психологическое развитие личности происходит всегда – с момента рождения и до смерти, даже если она наступает в глубокой старости.

Читайте также:  Конструктив - психология

Личностное развитие в дошкольном возрасте

Младенчество

Период младенчества начинается с первой минуты рождения и заканчивается в два года.

Кроме набора рефлекторных способностей, как то: прием пищи, чувство боли и опасности; вскоре после рождения, младенцы могут реагировать на: зрительные образы, в том числе на человеческое лицо;

звук, в том числе человеческий голос.

К середине третьего месяца ребенок узнает свою маму, просто увидев ее, и прекрасно чувствуют тон голоса в человеческой речи (например, пугается, когда кто-то ругается).

Установлено, что дети до года способны воспринимать расстояние, форму, направление и глубину. А к концу первого года отличают человека от животного, игрушку от продукта питания.

У младенцев быстро развивается когнитивная память, повышая их способность предвидеть последствие какого-либо действия и события происходящего около него или с ним.

Осознание того, что существуют внешние объекты, могущие на него воздействовать, подвигает младенца переходить от простых рефлекторных движений к согласованным действиям.

Причем эти манипуляции он повторяет намерено, потому что они ему интересны или же потому, что понимает – с их помощью можно достичь желаемой цели (например, подцепить игрушку).

К 18 месяцам ребенок уже может мысленно представлять определенные события и результаты, к которым они приведут. Ему не надо экспериментировать и действовать методом проб и ошибок.

К трехмесячному возрасту, младенец демонстрирует поведенческую реакцию, указывающую на эмоции соответствующие: удивлению; переживание; расслаблению; радости; возбуждению.

А такие состояния, как гнев, печаль и страх, начинают проявляться к первому году.

Эмоциональная жизнь всех младенцев сосредоточена на привязанности к матери и другим членам семьи. Через взаимодействия с близкими людьми младенцы учатся любить и доверять им.

С двух месяцев, малыши улыбаются в ответ на любой ласковый голос, но к шести месяцам они точно отличают голоса и лица знакомых людей и начинают улыбаться только им.  Подобное психологическое развитие личности младенцев формирует основу для эмоционального здоровья на протяжении всего детства.

Психология развития личности: зачем детям нужны взрослые

Детство

Вторым важным этапов в развитии человека является детство, начинающееся с двухлетнего возраста и продолжающееся до 12–13 лет.

Первые годы нормально развивающихся детей отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Вообще, дети начинают понимать речь за несколько месяцев до того, как произносят первые слова. Среднестатистический ребенок четко воспроизводит первое слово в 12–14 месяцев, а к 20-му месяцу знает около 50 слов.

Поначалу малыш, даже имея в словарном запасе максимальное количество слов, использует связку «два слова». Затем добавляются комбинации из трех слов. Развитие прогрессирует и к предложению, состоящему только из подлежащего и сказуемого, присоединяются союзы и предлоги.

К четвертому году жизни большинство детей воспроизводят в предложениях причастные и деепричастные обороты, и находятся на стадии освоения сложных правил грамотной речи.

В своих познавательных способностях, дети, для выполнения логических задач, перестают полагаться исключительно на физические ощущения и начинают ориентироваться в мире символических образов.

А к семи годам ребенку уже не нужно управлять окружающей средой с помощью символического мышления или языка, он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать мыслительные операции, как элементарную, первичную форму познания.

В возрасте от 7 до 12 лет к логике добавляется квалификация идей, понимание числа и времени. У детей появляется самосознание. В 10 лет ребенок точно знает, какое его действие принесет боль или же повлечет наказание.

Ему становится необходима не только любовь родителей, но и их поддержка, уважение и одобрение. К тому же дети этого возраста способны контролировать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других людей.

Это значит что, на данном этапе они понимают чувства и точку зрения других людей, и как они реагируют на это, предопределяет их нравственное развитие в дальнейшем.

В 12–13 лет начинаются мысли о жизни, у некоторых появляется чувство вины и/или неприятие себя, что означает переход в подростковый период.

Личностное развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст

Физически подростковый возраст наступает в 12–13 лет и достигает кульминации в 19–20 лет.

Интеллектуально подростковый возраст – период, когда человек становится способным формулировать гипотезы или предположения, а также проверять и рационально оценивать их.

В это время психология развития личности подростка состоит в том, что он учится контролировать себя, осознавать свои сексуальные порывы и определять, что и кто ему нравится, а чего он предпочитает сторониться.

К концу подросткового возраста у индивида ослабляется эмоциональная зависимость от родителей и возникает собственный набор ценностей – как только к этому прибавляется и материальная независимость от родителей, подросток переходит во взрослую жизнь.

Совершеннолетие

Период максимального психического функционирования, когда интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности индивида достигают пика своего развития. Именно в этот период люди вступают в брак, рожают детей, продвигают свой бизнес или же осваивают профессию всей жизни.

Некоторые психологи разделяют период совершеннолетия на три фазы: раннюю (20–30 лет), среднюю (30–50 лет) и позднюю (50 лет и старше).

В ранней фазе совершеннолетия индивиды приходят к осознанию своих целей и обязательств. Они получают профессиональные знания необходимые для дальнейшей жизни. В это время молодые люди психологически стабильны, они полны надежд на прекрасное будущее и не зацикливаются на неприятностях.

В средней фазе психология развития личности выходит на совершенно другой виток – у человека развивается чувство ограничения по времени, ему кажется, что ничего в этой жизни невозможно успеть.

Даже финансовообеспеченные люди переносят эмоциональные срывы, которые могут отражаться в отказе от, казалось бы, незыблемых ценностей.

Происходит переоценка не только вкусов, но и пристрастий, что иногда приводит к внезапной смене работы, увлечением взрослого человека какой-либо субкультурой (например, когда 40 летний успешный бизнесмен, все забрасывает и становится рэпером) и т.д. Именно в этой фазе, чаще всего разбиваются семьи.

В поздней фазе эмоциональные «бури» успокаиваются, из-за того, что возникающие возрастные болезни изменяют закономерность жизни, или же индивид понимает, что достиг предела своих возможностей и принимает это. У тех же, кто не хочет смириться, возникает чувство несамареализованности, «отравляющее» их зрелые годы.

Старость

В старости уменьшается мышечная сила, становятся слабее сенсорные и перцептивные навыки, а также память, что, однако, не отражается на интеллекте, если, конечно, человек не страдает деменцией или другими психическими заболеваниями.

Все эти изменения делают пожилых людей зависимыми от своих детей как эмоционально, так и физически.

Тем не менее психология личности старого человека такова, что главной его чертой становится эгоистичность на пару с эгоцентричностью.

Молодым членам семьи следует это принять и понимать, что изменение характера их пожилого родственника не прихоть последнего, а закономерный этап психологии развития личности старого человека.

5,00 (: 2)Загрузка… 2 285

ПсихологияПсихология личностиРазвитие личности

Источник: http://pikacho.ru/psychology-razvitiya-lichnosti/

Уровни развития личности

Уровни развития личностиУровень развития личности - психология

Уровни развития личности

Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: Направленностью личности и ресурсами Личностной базы человека. Что это такое, о чем это?

Направленность личности — главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

· Выбор и развитость авторской жизненной позиции,

· Развитость основных Позиций восприятия, возвышение до Позиции Ангела.

· Уровень Ответственности, в том числе деловой (Деловая ответственность):

Иждивенец -> наемный работник -> специалист -> ответственный сотрудник -> руководитель среднего звена -> директор -> владелец.

· Уровни взрослости:

Инфантил -> Человек-ребенок -> растущая (опускающаяся) личность -> Взрослый человек,

· Способы жизни:

Убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца.

Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

· Уровень Душевного здоровья: Невроз, Невротизм, высокий Эмоциональный тон.

· Уровень Культуры, куда входит в том числе грамотность, в том числе Психологическая грамотность.

· Уровень Интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.

· Уровень Эмоционального интеллекта.

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

· Децентрация — способность преодолеть свой эгоцентризм

· Способность к вчувствованию,

· Способность делать Выбор

· Способность Ставить себя на место другого человека

· Развитие Осознанности

· Принятие себя и окружающих

· Требовательность к себе и окружающим

· Уровень развития внимания, восприятия и видения мира

· Способность использовать Нейрологические уровни для организации своего поведения.

Источник: http://promuzhika.ru/muzhchina-i-ego-razvitie/lichnost-muzhchiny-i-rabota-nad-soboj/urovni-razvitiya-lichnosti.html

Психология личности

Психология личности

Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценного человека.

Психология личности делает акцент на стремлении создать согласованную картину личности в общей увязке с ее основными психическими процессами. При этом отдельной частью работы является изучение индивидуальных различий людей.

Личность – это общественный индивид, который выступает объектом и субъектом отношений в социуме на протяжении определенного исторического периода, проявляет себя в деятельности, общении и поведении. Проблема личности в психологии рассматривается весьма детально и в разных аспектах.

Личности свойственен целостный духовный облик, определенный темперамент (структура природных свойств), способности (волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства) и направленность (интересы, идеалы, потребности). Эти особенности зависят от психических свойств человека, характеризующих уровень активности и обеспечивающих приспособление индивида к воздействию раздражителей.

Психология личности уделяет особенно серьезное внимание такому понятию как темперамент, поскольку именно он является основой личности. Темперамент представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, которые определяются динамику его поведения под влияние происходящих психических процессов.

Динамика – это темп, ритм, интенсивность, продолжительность психических процессов и некоторые внешние поведенческие особенности (подвижность, быстрота реакций, активность и т.д.).

Читайте также:  Позитивные эмоции - психология

Темперамент не характеризует взгляды, убеждения, интересы, не определяет возможности, не отражает ценность личности, а лишь отражает ее динамичность.

Изучается личность не только психологической наукой. Свои теории имеют юристы, социологи и другие специалисты.

Психология личности различает личность и индивидуальность. Под индивидуальностью понимают особенности определенного человека, которые делают его непохожим на окружающих.

В широком смысле понятие личности близко к понятию индивидуальности.

В узком смысле под личностью понимают человека, который сам строит собственную жизнь, выступая при этом ответственным субъектом собственного волеизъявления.

Описаний личности существует множество. Психологи разных школ и направлений дают этому понятия разные определения. Это связано с отличиями их взглядов. Разночтения возникают по вопросам уровня развития личности, механизмов ее развития и прочих особенностей.

В различных психологических теориях личность выступает центральным понятием. Каждый психологический подход имеет свою теорию. Наиболее значимые теории личности в зарубежной психологии – это психодинамическая, диспозициональная, поведенческая, феноменологическая, когнитивная.

В психологической науке выделяется множество направлений — образовательное, бихевиоральное, психоаналитическое, религиозное, психодинамическое, гуманистическое, трансперсональное, реалистическое и другие. Поэтому каждое из них исследует проблему по своему, видя по-разному ее природу. Из этого вытекают особенности видения возможностей развития, роста и жизнедеятельности личности.

Кроме того, в психологии выделяют крупные разделы: общую, социальную, психологию личности, семьи, развития, возрастную, патопсихологию, психотерапию. Все эти особенности и объясняют существование разных взглядов на понимание и трактовку проблемы личности в психологии.

Психология личности имеет подразделы: диагностику и дифференциальную психологию; эмоционально-волевую сферу личности; изучение причин поведения, мотивов и потребностей; развитие личности.

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как развивается конкретный индивид, зависит не только его будущее, но и перспектива движения общества в целом.

Понятие личности в психологии многосторонне и многообразно, что связано с самим феноменом личности.

Психологи разных направлений дают различные определения этого понятия, но каждое из них содержит в себе что-то важное.

Наиболее популярным является определение личности, как неповторимого комплекса психологических черт характера, способностей, желаний и стремлений, которые делают человека уникальным.

При рождении каждый человек является обладателем определенных способностей и особенностей нервной системы, на базе которых и формируется личность. При этом новорожденного ребенка называют не личностью, а индивидом. Это означает, что малыш принадлежит к роду людей. Начало формирования личности связывают с началом появления у ребенка индивидуальности.

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

В психические свойства входят такие психические процессы:

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

  1. Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.
  2. Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.
  3. Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.
  4. Глубина. Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества.

В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер.

Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.

Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:

  • окружающая среда (школа бихевиоризма);
  • бессознательное (школа психоанализа);
  • врожденные тенденции (гуманистическая психология);
  • деятельность (деятельностная теория);
  • личностные кризисы (теория Э. Эриксона).

Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке.

Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом.

Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.

Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:

  1. Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
  2. Осознание себя частью группы.
  3. Осознание себя уникальной неповторимой личностью.

Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность.

Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять.

Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.

Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест.

Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности.

Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.

Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга.

Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации.

Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.

Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:

  • самореализация личности в обществе;
  • самореализация в творчестве или спорте;
  • самореализация в профессиональной сфере.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Психология личности человека — что о ней нужно знать?

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности».

Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.

Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека.

Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими.

Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология.

Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).

Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком.Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.

Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.

Психология личности представляет собой отдельный раздел психологической науки, который изучает личность и индивидуальные процессы, делающие из индивида полноценную личность.

Психология личности — развитие и свойства личности человека Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение
Психология личности человека: особенности и полезные статьи

Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/psixologiya-lichnosti-3/

Ссылка на основную публикацию