Ассоциация — история и научная теория — психология

Ассоциативная психология

Вспомните, когда в последний раз вы вынуждены были что-то учить, запоминать. А, если материал вам сложно давался, то, какие попытки вы предпринимали, что хорошо его усвоить? Многие ответили бы: «Создавал ассоциацию.»

Ассоцианизм возник, как самостоятельное направление в 18 ст. Оно являет собой направление в психологии, которое занимается объяснением с помощью ассоциации духовной жизни человека, глубоких эмоциональных процессов и движений, что возникают в результате этого.

Яркими представителями и основателями ассоциативной психологии являются Гартли, Юм, Гербарт и Пристли. В 19 столетии их последователями стали Циен, Мюллер, Эббингауз, Джон Ст. Милль.

Эта область психологической науки породила ряд теорий, школ, учений, концепций. Представители данного направления считают ассоциации главным механизмом, что помогает функционировать сознанию и психике человека. В настоящем наиболее известна школа гештальтпсихологии, что была основана на учениях ассоцианизма.

Развитие ассоциативной психологии

В развитии АП сбудет уместно выделить несколько следующих исторических этапов:

  1. 4 век н.э.-средина 18 н.э. В этот этап возникают начальные учения ассоциативной науки. Еще в античности Платон и Аристотель детально описали механизм ее работы. Принципы ассоциации использовали Декарт (для лучшего понимания процессов страстей каждой личности), Гоббс (для приобретения новых навыков и опыта), Спиноза (с целью понять особенность мыслей человека), Беркли (для лучшего восприятия пространства и мировоззрения). В этот период времени Локк внедряет понятие «ассоциация».
  2. Средина 18 – начало 19 ст. Ассоциация определяет психику в целом.
  3. 19 век – начало 20 ст. Период кризиса в развитии направления. Это вызвано невозможностью определить связь между законами сознания и механики.
  4. 1900-1920 гг. Ассоциативное направление в психологии как таковое исчезает. Его идеи разбросаны в различных областях этой науки.Общепризнанным осталось мнение, что ассоциация – особый психический феномен, который необходимо еще детально изучать.

Основные принципы ассоцианизма

  1. Душа воспринимается как сознание.
  2. Основа душевной жизни – простые элементы, ощущения, чувства.
  3. Эти элементы первичны и характеризуются чувственностью. Вторичными есть чувства, мысли и представления.
  4. На основе принципа ассоциации простые складываются в сложные образования.
  5. Закрепление полученных ассоциаций обусловлено частотой их повторений.
Эта статья расскажет о понятии гендерной психологии и той области науки, которую она изучает. Гендер — это не просто пол, как принято считать, а совокупность качеств, которые человек проявляет в социуме.
Телепортация — возможно ли это?

О возможности телепортации ходит много рассуждений и слухов, существует масса теорий и расчетов, однако наукой не было зафиксировано такого явления. В этой статье мы рассмотрим возможность такого феноменального явления.

Поведенческая психология закладывается с самого рождения и продолжает формироваться на протяжении всего времени созревания под воздействием сопровождающих жизненных факторов.К сожалению, тревожность и фрустрация на сегодняшний день — настоящие проблемы современного человеческого сообщества. Как избежать таких явлений мы расскажем в этой статье.

Источник: http://kak-bog.ru/associativnaya-psihologiya

Зарождение и развитие ассоциативной психологии

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в.

Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус.

В русле ассоциапизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественнонаучную методологию, а также начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

Джордж Беркли (фото слева вверху) (1685-1753 гг.) положил в основу своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий.

Отбросив идею о связи ощущений с внешним миром, Беркли во главу угла поставил понятие о внутреннем опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь.

Его формула познания гласила: «Быть значит быть в восприятии», т.е. то, что люди принимают как независимые от сознания вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по терминологии Беркли, «идей»), которые никак не отражают состояние внешнего мира.

Пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза — пропадает не только ощущение, но и объект.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат «Новая теория зрения» (1709). В нем он использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Отношения между осязательными и зрительными ощущениями рассмотрены и в другой работе Беркли — «Принципы человеческого познания» (1710).

Давид Юм (1711 -1776 гг.).

В работах «Трактат о человеческой природе» (1734-1737) и «Исследования о человеческом разумении» (1748) устраняется противопоставление объекта и субъекта, так как объект — комплекс восприятий, а субъект- процесс восприятия.

Разница между этими разными группами восприятий лишь в их комбинациях, но не в происхождении. Источником знаний являются переживания человека, которые подразделяются им на впечатления и представления (или идеи).

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их с особенностями психики человека, все же рассматривали эти законы как частный случай своей концепции. Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Давид Гартли (1705-1757 гг.).

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. В структуре психики человека Гартли выделил два круга -большой и малый.

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал в психологии свою, вторую после Декарта, теорию рефлекса. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс.

Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения.

Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Психика, по Гартли, состоит из нескольких основных элементов — ощущений, которые являются вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации.

Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли.

Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли — ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны.

Источник: https://psyera.ru/zarozhdenie-i-razvitie-associativnoy-psihologii-927.htm

Клуб Здорового Сознания

Ассоциация — введенный английским философом Дж. Гоббсом термин, обозначающий связь между элементами мыслительного процесса (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями), заключающуюся в том, что появление при определенных условиях одного элемента влечет за собой появление другого или нескольких элементов.

В психологии считается, что психофизиологической основой ассоциации является . Так, русский философ и логик Н. Я. Грот (1852 — 1899) все умственные процессы сводил к шести первоначальным формам, на первом месте среди которых стояла ассоциация.

Все процессы суждения, по Гроту, — это всего лишь сознательные процессы ассоциации, диссоциации и дизассоциации.

Читайте также:  Привычное поведение: как изменять - психология

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Ассоцианизм — направление в психологии, которое расценивает понятие ассоциации в качестве решающего объяснительного принципа всей психической жизни человека.

Подробнее

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями (, представлениями, мыслями, и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление других. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин был предложен .

В ассоциативной психологии выделены типы ассоциации, различающиеся путями их образования:

Авторы Д. Юм, Дж. Ст. Милль различали пути образования ассоциаций:

  • по сходству: голубое-синее;
  • контрасту: черное-белое;
  • по смежности в пространстве и во времени: случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты;
  • причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение.

Авторы Д. Гартли, Дж. Милль сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность в процессе образования ассоциации.

Кроме данных первичных законов образования ассоциаций Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент:

  • сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации,
  • их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п.

А. Бэн выделяет «творческие ассоциации», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали 2 противоположные точки зрения на механизмы ассоциации:

  • Авторы Т. Гоббс, Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн считали ассоциации только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам;
  • Дж. Милль приписывал возникновение ассоциации исключительно законам сознания самого по себе.
  • Некоторые ассоцианисты (Т.Браун) занимали промежуточную позицию.

Впоследствии физиологические механизмы ассоциации исследовались в школе , который объяснял:

  • ассоциации по смежности во времени и пространстве образованием условных ;
  • ассоциации по сходству — их генерализацией.

Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования ассоциаций.

Различались также точки зрения психологов и на роль ассоциаций в психической жизни:

  • одни считали их единственным типом психических связей,
  • другие выделили наряду с ассоциациями особые типы связей («разумные» у Дж.Локка, апперцептивные у Вундта и др.).

Понятие ассоциаций до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)

Источник: https://psy-space.ru/?page=associaciya—istoriya-i-nauchnaya-teoriya

Ассоциативная психология и ассоциативный эксперимент

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.

Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

История зарождения

Предпосылками для возникновения и развития ассоциативной психологии стали исследования, научные работы философов и психологов древности. Одними из первых об ассоциациях заговорили Платон и Аристотель, но под этим термином они понимали процессы, связанные с воспоминаниями.

Впоследствии Декарт и Спиноза с помощью принципов ассоциаций пытались понять, как происходит процесс мышления и как человек справляется со своими эмоциями. А вот сам термин, таким, каким мы его знаем, был введен Джоном Локком в далеком 1698 году. Хотя Локк и не основоположник данного направления, но он внес свою лепту в его становление.

Ассоциативная психология стала активно развиваться в конце 18 – начале 19 века. Нужно сказать, ее развитие стало основным толчком для развития психологии как самостоятельной науки. Ведь именно с легкой руки представителей данной школы стал развиваться эксперимент и такая отрасль, как экспериментальная психология.

Основным «вдохновителем» данного направления был физик Ньютон. Нужно сказать, что именно его прогрессивный взгляд на природу вещей, в особенности закон притяжения, стал основой для понимания психических процессов.

Нельзя выделить одного основателя направления – ассоциативной теории, данное направление психологии развивалось постепенно, и самыми яркими представителями его являются Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, Г. Спенсер. Каждый из них привнес что-то свое и наполнил ассоциативную психологию новыми смыслами.

1. Теория Дж. Беркли опиралась на идеи сенсуализма. Основной смысл этой концепции в том, что мир вокруг нас – это лишь совокупность различных ощущений (зрения, вкуса, обоняния, осязания).

Благодаря их взаимосвязи мы получаем «объемную» картинку мира.

Весь чувственный опыт складывается по принципу ассоциаций (например, при восприятии человеком чашки зрение «считывает» образ, а осязание – тактильные ощущения, и посредствам ассоциации эти ощущения складываются в одно).

Рекомендуем: Арт-терапия

2. Для Д. Юма принцип ассоциаций стал основой его концепции, он проводил параллель между притяжением одних образов к другим при помощи ассоциаций – с законом притяжения физических тел. Также он выделил два принципа:

  • Сходство идей привлекает их друг к другу во времени и пространстве.
  • Чем больше сходства между идеями, тем быстрее возникнет ассоциация.

Таким образом, к примеру, испуг или удивление чему-то необычному в замкнутом пространстве могут стать причиной клаустрофобии.

3. Д. Гартли стал первым задумываться о связи психических процессов с физиологией. Он выдвинул идею о том, что вибрации окружающего мира поступают в наш внутренний мир через органы чувств, затем создают вибрации в нервных окончаниях, которые приносят информацию (вибрацию) в головной мозг.

Собственно, эта идея была положена в основу объяснения функционирования многих познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, мышление. Можно сказать, что Гартли был одним из тех, кто первым попробовал описать работу нервной системы и протекание нервного импульса.

Рекомендуем: Что такое адаптация?

4. Т. Браун стал серьезнее изучать механику процесса мышления. С его точки зрения, этот процесс связан с поиском верной ассоциации из большого числа неподходящих ассоциаций (когда мы пытаемся решить задачу и перебираем варианты).

Также он первым стал детализировать ощущения и, к примеру, выделил различение тепла и холода как часть осязания.

Кроме того, он обратился к понятию «потребность» и пришел к выводу, что в его основе лежат два ощущения: одно связано с чувством дискомфорта и потребностью в предмете, а второе – со снятием этого дискомфорта.

5. Г. Спенсер стал более прогрессивно смотреть на психические процессы, за основу он взял теорию эволюции.

Он стал говорить о необходимости исследовать внутренний мир, психику в контексте ее взаимодействия с внешним миром – таким образом, он расширил общий подход к психическим процессам и стал выходить за пределы простого исследования ассоциаций.

Взаимодействие с внешним миром, по его мнению, строится на адаптации: именно выстраивая ассоциации с объектами внешнего мира, человек способен адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. Более того, этот ученый был тем, кто выделил основные вехи развития психики человека.

Важно понимать, что когда ассоциативная психология начала развиваться, в мире еще главенствовали теологические идеи.

Поэтому многие мыслители, особенно в начале периода, отталкивались от понятий «дух», «душа», «божественное».

Читайте также:  Драматически-экспрессивный комплекс - психология

Но с расцветом науки, в особенности биологии и физики, психология стала включать их идеи в свои исследования и смотреть на человеческую психику через призму новых данных.

Рекомендуем: Амбивалентность — это

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.

Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Рекомендуем: Определите свой архетип

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  •  Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

Рекомендуем: Что такое альтернатива?

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/associativnaya-psixologiya.html

Ассоцианизм, ассоциативная психология | Мир Психологии

Ассоцианизм, ассоциативная психология — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.

  1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.) для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. — нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин «ассоциация» (Локк).
  2. «Классический А.» (середина XVIII — нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы А., в которых ассоциация выступает О. п. психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
  3. Середина XIX — нач. XX в. Нач. кризиса А. в теории и разработка отдельных идей А. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование «обратного» введения в концепцию А. активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона Стюарта Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. используются для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (Ассоциативный эксперимент) и др.
  4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение А. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация — это вообще не столько «механизм», сколько явление, — конечно, фундаментальное, — которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов» (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в. (Е.Е. Соколова)
Читайте также:  Тест айзенка - психология

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.

В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого.

В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в.

появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому:

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Ассоцианизм был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И.М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А.

проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации.

Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.

Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.) (см. также Ассоциативный эксперимент).

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Ассоцианизм (лат. associatio — соединение) — общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.

Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов.

Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека.

Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д. Локку противостоял Ж.Ж. Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития.

Психологический словарь. И. Кондаков

Ассоциативная психология

  • Словообразование — происходит от лат. associatio — соединение и греч. psyche — душа logos — учение.
  • Авторы — ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.
  • Категория — ряд психологических направлений.
  • Специфика — была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов: — выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. — классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

    — экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

  • Литература — Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ассоцианизм — понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов.

Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий.

Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три «соотношения» элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность.

Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту.

Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские «соотношения» могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль.

Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных «коннективизму» и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма.

Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям.

  • Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не «идеи» или «ощущения» как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции.
  • Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации.

Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые.

Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам.

В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм», этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2).

предметная область термина

Афизиологический ассоцианизм — один из вариантов ассоцианизма, отъединивший ассоциацию от ее телесного субстрата и представивший ее в виде имманентного принципа сознания. Представлен в работах ряда психологов и философов (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль):

  1. психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
  2. элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
  3. условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
  4. закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/associanizm-associativnaya-psihologiya

Ссылка на основную публикацию