Конфликт и статус — психология

Маргинальный статус психологии конфликта

Конфликт и статус - психология

МАРГИНАЛЬНЫЙ СТАТУС ПСИХОЛОГИИ КОНФЛИКТА

А.И. Волкова

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет маргинальный статус. Одиннадцать отечественных наук занимаются изучением конфликта: военнология,

искусствоведение, история, математика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия.

На практике к проблемам возникновения эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров, а также умению выходить из конфликтных ситуаций проявляют огромный интерес не только ученые: социологи, психологи, политики, а также руководители, социальные работники, журналисты… и т.д. — спектр профессий просто огромен.

Этот возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в различных сферах общественных структур.

Но несмотря на это в современной действительности большинство людей не подготовлено психологически к возможности осмысления, понимания и разрешения конфликтов, только потому, что долгие годы существовала ориентация на «бесконфликтное» развитие общества, что делало проблематику конфликтов неперспективной.

Попытки копирования зарубежного опыта в области социальных проблем, связанных с конфликтами оказываются малоуспешными, поскольку не рассчитаны на универсальное приложение в любых социокультурных условиях и слишком «механизированы», то есть не учитываются особенности психологии русского человека: психологические особенности конфликтной личности, вербальное и невербальное поведение, проксемические особенности, та или иная жизненная позиция а также, психологическая среда конфликта — проблема подачи информации, каналы связи, условия при которых люди взаимодействуют и многое др. И, при этом, спектр именно российских конфликтов огромен, например, межличностные, межгрупповые, внутриличностные и т.д. И для того, чтобы их решить надо обладать знаниями вобласти философии, социологии, правоведении, психологии. Поэтому проблема регулирования, разрешения и предупреждения конфликтов является маргинальной для психологической науки. В настоящее время этот пробел восполняет «Конфликтология». Согласно ГоСТУ общего и профессионального образования «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников, социологов, психологов, политологов и др. Но дпя того, чтобы обучать теории и практике конфликта должна быть определенная научная база, подкрепленная методологией и объективными критериями периодизации вышеназванной науки. Анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта показывает, что Конфликтология как относительно самостоятельная наука существует в России с начала 90-х годов. К началу 2000 года в нашей стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации. С 1924 по 1998 включительно опубликовано более 300 книг, монографий, брошюр, огромное количество статей в журналах и сборниках, а также глав и параграфов в книгах, посвященных проблеме конфликта.

Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит выраженный междисциплинарный характер. При формировании конфликтологии как науки, используются знания о конфликте,

накопленные в рамках одиннадцати вышеназванных наук, являющихся фактически отраслями конфликтологии. На это указано в работах

В.Дружинина, В.Канторова, А. Дмитриева, В. Кудрявцева, А. Анцупова, А.Малышева, В.Щипкова, А. Бандурко, В. Казимирчука и др. Именно в результате междисциплинарных исследований выявляются не частные, а общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов.

Однако, объективно и разносторонне оценить характер междисциплинарных связей, их маргинальность достаточно сложно. По данным исследований, проведенных А.Я. Анцуповым в 1993-1998 годах, можно сделать вывод, что «междисциплинарные связи между отраслямиконфликтологии пока не усиливаются». Эта негативная тенденция сохраняется и до настоящего времени.

При этом, необходимо уточнить, что широкие междисциплинарные связи в настоящее время существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей других наук, за исключением социобиологии. Междисциплинарная взаимосвязь соединяет также такие отрасли знаний как психология, политология и правововедение.

В то же время социобиологи и математики работают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках.

Сейчас важнейшей задачей является интеграция отраслей конфликтологии на основе принципа равенства всех ее отраслей. Вместе с тем роль системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следующими факторами:

— Психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов;

— Объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней;

— Психологи занимают лидирующее положение по объему исследований конфликтов;

— Только в психологии в 1992 А.Я. Анцуповым поставлена, а затем {проработана проблема формирования конфликтологии как науки.

Несмотря на то, что конфликтология слишком молода, но все же каждая из одиннадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, внесла свой вклад в развитие науки:

В военнологии с 1988 года исследуются понятия «военный конфликт», «война» и на данный момент разрабатываются теории собственно военного конфликта в работах С. Богданова, В. Чебана, В. Дуброва и др. В искусствоведении с 1983 года конфликт изучается в различных видах художественного творчества: литературе, театре, кино в работах А. Погребной, В Сахновского, Н.В. Крючечникова и др.

История приступила к изучению проблемы конфликта в начале 70-хгодов и до сих пор конфликт исследуется по следующим направлениям: международные конфликты, региональные конфликты, конфликты на Ближнем Востоке, развитые страны и конфликты в третьем мире, этнические конфликты на территории бывшего СССР и многие др.

Математика описывает в основном модели конфликтных явлений. Этим она обязана теории игр, созданной Дж. Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 году. В России исследовал теорию игр Г. Ф. Гаузе . В своих работах он впервые описал конфликтное взаимодействие двух биологических видов за общее место в микрокосмосе.

В педагогике в 1964 году появилась статья Б.Г. Лихачева «О конфликте в детском коллективе», где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. К 70-м годам и по настоящее время тенденция рассмотрения различного рода

конфликтов склонна к увеличению. Это отражено в работах Б. Аминова, Т.Чистяковой, Г. Болтуновой и многих других.

В политологии с начала 70-х годов исследуются межгосударственные конфликты с точки зрения критического анализа западных прогнозов и вариантов решения конфликтов в работах С. Алпатова, Н. Дорониной, В. Журкина и др.

В правоведении изучаются трудовые конфликты еще с 20-х годов 20 века специалистами, работающими в области права. Особенностью этих работ являлся прикладной характер ~ это в основном законы и различные руководства по устранению конфликтов в правовом порядке.

В настоящее время изучаются международно-правововые аспекты конфликтов; конфликтные ситуациивдеятелыюсти правоохранительных органов; рассматривается также конфликт как причина преступления в работах И. Арцибасова, С. Еегорова, О.

Баева, Н Олейникова и многих других.

Психология по количеству публикаций занимает выраженное лидирующее положение среди других наук, изучающих конфликт.

В психологии понятие конфликта трактуется как столкновение, противодействие, противоречие.

Иногда конфликт понимается как вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия, что тождественно с пониманием конфликта в конфликтологии.

Среди сущностных черт конфликта выделяют наличие противоречия между субъектами; их противодействие; негативные эмоции по отношению друг к другу.

В целом можно утверждать, что в период с 30-х по 70-е годы I психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали обобщающие работы, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.

В 80-е годы происходит осмысление накопившегося эмпирического материала и формируется три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.

На рубеже 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта. Наиболее яркие работы по систематизации конфликтов в психологии — это работы Р.Л. Кричевского, Е.М.Дубовской, В.М. Басова, А.И. Шкиль и др.

Социобиология, по словам Жана Пиаже, наука о конфликтном поведении (всех живых существ). Эта отрасль конфликтологии разработана в основном в исследованиях зарубежных авторов: Д. Кэмпбел, О. Меннинг, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др.

Основные направления изучения конфликтов на сегодняшний день: осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизнигруппы) и биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования), также изучаются возможности выживания в конкурентной борьбе, генетика агрессивности и многое др.

Социология — пионер в изучении конфликта в отечественной науке. Публикации в 1924-1929гг. брошюр П.О. Гриффина и М.И.

Могилевской «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» предопределили дальнейшие социологические исследования по изучению забастовок, стачек, крестьянских восстаний.

С 1930 года социологические исследования на вышеназванные темы прекращаются, после того как под влиянием тогдашней идеологии советское общество стало рассматриваться как бесконфликтное. И только в 1981 году появилась тенденция к увеличению исследований конфликта.

Современные направления: социологические аспекты

международных конфликтов; роль конфликта в семейно-брачных отношениях; конфликты и преступность в обществе, и многие другие.

В философии также рассматривалась проблема конфликта, а именно антагонистические и неантагонистические противоречия и формы их разрешения — конфликтные действия. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального хода развития», с пережитками прошлого.

В настоящее время актуальны следующие направления: моральный конфликт в современном обществе; художественный конфликт как эстетическая категория; разработка философской концепции социального конфликта и многое другое.

Рассматривая психологию конфликта с точки зрения маргинального статуса в рамках вышеназванных наук следует отметить на наш взгляд основные положения ее существования и развития в 21 веке: изучение специфики российского общества в объективном и {субъективном смысле;

интеграция различных отраслей знаний о конфликте в единое целое; необходимость осмысления и понимания личности в субъектном измерении конфликта любой категории и любого уровня сложности;

необходимость выявления общих и частных законов предупреждения, реагирования и регуляции действий по разрешению конфликта;

классификация противоречий, призывающих личность к вхождению в конфликт и многое другое.

СТРАХИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ

Г.А. Дорофеева

ТРТУ, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, тел/факс (8634)312-016, E-mail: env@fib.tsure.ru

Процесс социализации личности тернист и многогранен. Одним из затруднений, стоящих на пути благополучного вхождения человека в социум, являются страхи, которые могут быть причиной, источником эмоциональных нарушений развития личности.

Психологи школ, дошкольных и внешкольных учебных заведений, психологических центров сталкиваются с решением проблем клиентов в той или иной мере зависящих от наличия у клиента разного рода страхов (фобий).

Для начинающего психолога или психолога, сталкивающегося с проблемами «страхов» впервые важно знать — что же такое «страх»? Отличается ли чем-либо страх от фобии? Какие существуют виды страхов? Какие виды классификаций страхов бывают? Каковы причины страхов? И многое другое.

Ответам на некоторые из этих вопросов посвящена эта статья, начинающая серию работ по данной проблематике в рамках темы «Экология семьи».

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/marginalnyy-status-psihologii-konflikta

Психология конфликта: столкновение интересов

Психология конфликта: столкновение интересов

Конфликты будут возникать в нашей жизни всегда, а предотвратить их бывает крайне сложно. Но можно научиться понимать причины их возникновения и разрешать столкновения мирным путем.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей и оценок.

Причины конфликтных ситуаций и способы их разрешения изучает психология конфликта — динамично развивающаяся область психологии.

Основные причины конфликтов

  1. Конкуренция или конфликт интересов. Целью конфликта является достижение определенной цели, получение выгоды. Например, кто займет должность руководителя, кто завоюет расположение девушки и т.д. Это наиболее древний вид конфликта.
  2. Конфликт статуса.

     В данном случае важно самоутверждение личности. Конфликт возникает по причине того, что человек желает утвердить свой статус в коллективе, сделать так, чтобы его мнение было услышано. При этом человек не обязательно добивается, чтобы люди поступали, как он хочет. Здесь важно именно уважение к его точке зрения.

  3. Достижение власти и отстаивание превосходства. Столкновение происходит, когда один человек добивается, чтобы его решения неукоснительно исполнялись, а другие оказывают сопротивление.

    Такой конфликт часто встречается в семьях, где один из родителей или оба выступают в качестве представителей авторитарной власти, приказывающей ребенку действовать согласно их решению и никак иначе. Зачастую запрет основан не на веских причинах, а лишь на желании утвердить свою власть.

  4. Агрессивный конфликт.

     Причиной столкновений может стать любая ситуация, даже самая незначительная. Есть люди, которые постоянно испытывают раздражение и могут начать конфликт из-за пустяка. Часто таким настроениям подвержены подростки, чья цель – самоутверждение посредством отрицания устоев взрослых и игнорирования их мнения.

    Иногда агрессия возникает ввиду определенной ситуации. Например, если у человека случилась неприятность на работе или в личной жизни, если он не сумел добиться желаемого и испытывает неудовлетворение, его негативные эмоции выплескиваются на окружающих в виде агрессии, и тогда неизбежно возникает конфликт.

  5. Конфликт эгоиста. Поведение эгоиста всегда направлено на достижение своих целей даже в ущерб окружающим. Общество расценивает такие действия как несправедливые и вступает в конфликт с личностью.

Психология конфликта: как предотвратить и разрешить конфликт

Чтобы предотвратить конфликт, нужно знать психологию конфликта. В первую очередь, следует избегать ситуаций, которые могут стать причиной столкновения интересов. Но это не значит, что в случае конфликта нужно немедленно ретироваться.

Напротив, спорные ситуации не терпят игнорирования, иначе они перерастут в серьезные проблемы, которые могут стать причиной разрыва отношений, увольнения, краха бизнеса, распада семьи и т.д. Главное правило – нельзя закрывать глаза на возникшую ситуацию.

Разгорающийся конфликт можно погасить спокойствием, улыбкой и сотрудничеством, попытаться выяснить, что нужно оппоненту, и по возможности решить ситуацию путем переговоров.

Необходимо учиться быть своего рода исследователем и хорошим слушателем: когда одна сторона убеждается, что другая активно слушает и не пытается добиться превосходства, наступает разрешение, возникают положительные эмоции, вызванные сотрудничеством противоположных мнений. Предлагаются компромиссные решения, исходящие от двух сторон, и наступает примирение.

Не стоит бояться утраты своего авторитета, ведь авторитет строится на мудром поведении, опыте и личностной силе, а не на давлении, отказе и запретах.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-konflikta-stolknovenie-interesov.html

Психология конфликта, или Как не испортить отношения? :

Психология конфликта — это довольно важная и сложная для понимания вещь. Дело в том, что любой конфликт — это выражение своего недовольства, несогласия с остальными. Иными словами, это столкновение мнений и интересов нескольких людей.

Место и роль данной проблемы хорошо описала Н. В. Гришина. Психология конфликта в ее книге становится понятной многим. Кроме того, она четко описывает место разногласий в жизни человека.

Давайте поговорим, какие бывают столкновения интересов и как с ними бороться.

Польза или вред

Но сначала давайте поговорим, хорошо это или плохо — конфликтовать? Психология конфликта указывает на то, что разногласия между людьми — это их неотъемлемая часть. Так устроено все человечество.

Также социальная психология конфликта указывает на то, что разрешение спорных ситуаций благоприятно влияет на человечество. Главное, не перегнуть палку.

Таким образом, если знать, как правильно действовать в напряженной ситуации, то конфликт принесет пользу. В противном случае, вы будете обречены на негативные эмоции.

Но для того, чтобы сделать верный шаг, важно знать, откуда пришли разногласия. Давайте посмотрим, какими они могут быть.

Виды

Психология конфликта указывает на то, что все они делятся на несколько категорий. В зависимости от нее будут указаны и способы решения разногласий. Итак, приступим к изучению.

Первый — это межличностный конфликт. Он возникает между несколькими людьми. Является неотъемлемой частью жизни любого человека. Отсутствие разногласий может значить то, что один из «участников» буквально переступил через себя.

Второй вид — это внутриличностный конфликт. Это самый трудноразрешимый вид разногласий, так как он возникает внутри нашего собственного эго. Такие ситуации довольно часто делают человека несчастным без особой причины.

Также могут встречаться межгрупповые конфликты. Это те разногласия, которые возникают среди нескольких отдельных социальных групп (например, некая вражда двух параллельных классов в школе).

Более точно понять это вам поможет Гришина. «Психология конфликта», написанная ей, раскрывает читателю все нюансы столкновений интересов групп.

Ну а теперь пришло время поговорить о том, откуда могут браться ссоры.

Истоки

Тема по психологии «Конфликты» — это излюбленная часть многих психологов. Дело в том, что на этом базируется их работа. Хороший психолог сможет вам легко рассказать, откуда могут получаться конфликты и прочие столкновения.

Первой причиной может служить недовольство чем-то. Особенно, когда оно накапливается, словно снежный ком. Человек долго терпит, а потом «взрывается», давая волю своим негативным эмоциям. Язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг.

Далее следует неуверенность, особенно в самом себе. Это главный источник внутренних противоречий. Таким образом, личность «мечется» туда-сюда, в поисках верного ответа, и никак не может определиться, что делать. В подобной ситуации есть вероятность появления депрессии.

Последней весомой причиной возникновения негативных ситуаций является затрагивание чужих интересов. Это распространено в обществе, особенно в узком кругу лиц (например, среди офисных работников). Если, скажем, босс незаслуженно поливает грязью вашу работу, то, рано или поздно, вам это надоест.

В своем глазу бревна не видите..

Психология конфликта устроена так, что для решения негативной ситуации необходимо предпринять некоторые усилия, которые могут потребовать от личности большой силы воли. Итак, как же разрешать возникшие споры?

Первое, о чем вам следует помнить — не продолжайте ссоры в возбужденном состоянии. Как уже говорилось выше, язык в такие моменты работает быстрее, чем мозг. Если вы ругаетесь с близким человеком, то можете очень сильно обидеть его. А некоторые слова, произнесенные вами, могут и вовсе навсегда посеять вражду.

Далее следует хорошенько проанализировать сложившуюся ситуацию и попытаться понять, откуда «пришли» ваши разногласия. Когда причина будет обнаружена, проблема уверенными шагами покинет ваш дом.

Следующее действие, которое необходимо предпринять — это объяснить все своему собеседнику. Не повышайте голос, оставайтесь спокойными. Иногда это бывает очень трудно сделать. Тем не менее, когда вы донесете истину до собеседника, то половина проблемы будет исчерпана.

Последнее, что необходимо сделать — это оставить «выход» из сложившегося конфликта. Вместе обдумайте, как можно разрешить то, что случилось, после чего придите к консенсусу. Научитесь немного уступать друг другу. Тогда вам по плечу будут любые преграды.

Если конфликтуете с самим собой

Психология конфликта может помочь и тем, кто страдает от внутриличностных разногласий. Обычно такие проблемы не уходят сами собой, а человек мучается с каждым днем все больше и больше.

Для того чтобы не допустить плачевных последствий, личности, страдающей от внутриличностными конфликтами, необходимо обратиться за помощью. Тут ему сможет помочь хороший психолог или психотерапевт.

Вместе с ним будет найдена первопричина негативных эмоций, после чего «врач» сможет предложить несколько путей решения.

Как правило, для того чтобы быстрее справиться с «недугом», пациенту необходимо самому принять свои проблемы и «смириться» с ними.

Заключение

Таким образом, мы изучили разрешение конфликта. Психология человека иногда может сыграть с ним злую шутку. Тем не менее, в любой ситуации важно оставаться спокойными и стараться следить за своим языком.

Если вы чувствуете, что конфликта не избежать, постарайтесь сразу набраться терпения и собрать всю свою волю в кулак. Помните, что ссоры пройдут, а пережитые эмоции и впечатления навсегда останутся в ваших сердцах.

Удачных вам решений!

Источник: https://www.syl.ru/article/169095/new_psihologiya-konflikta-ili-kak-ne-isportit-otnosheniya

Психология конфликта

Психология конфликта

Под термином «конфликт» подразумевается наивысшая точка кипения, предельное обострение накопленных противоречий. В психологии понятие конфликта включает в себя именно те противоречия, которые связаны с невероятно сильными эмоциональными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов в психологии

Проблема конфликта в психологии изучается, наверное, столько времени, сколько существует эта наука. И одним из факторов, которые способствуют разрешению спорных ситуаций, это определение причины конфликта.

Что ж, если конфликт в психологии – это столкновение противоположных мнений, то причинами будут именно различное мышление, цели, а так же взаимоисключающие друг друга способы достижения этих целей.

Часто, еще не зная человека, вы уже испытываете к нему определенное чувство, которое основывается на первом впечатлении.

Находясь под этим впечатлением, вы можете субъективно оценивать его мнение, что и станет поводом для конфликта.

Кроме того, причиной конфликта в психологии считается недостаточное общение, недопонимание, а так же неумение и нежелание контролировать свои чувства.

Виды конфликтов в психологии

Психология конфликта имеет четкую классификацию, которая зависит от критериев, которые учитываются в первую очередь. Итак, основные виды конфликтов в психологии следующие:

  • внутриличностные – внутренние колебания между чувством симпатии или же антипатии и долга;
  • межличностные – конфликт между людьми.

Так же по значению различают следующие виды конфликтов:

  • конструктивные – когда разногласия касаются той области, которая важна либо для жизни, либо для работы;
  • деструктивные – столкновение мнений по мелким поводам, которые, если присмотреться, не имеют большого значения. Чаще всего именно деструктивные конфликты становятся причинами негативных последствий.

Структура конфликта в психологии

Исследования в психологии выявили тот факт, что каждый конфликт имеет относительно четко выраженную структуру. Обязательно есть объект или виновник конфликтной ситуации. Далее важным составляющим структуры конфликта считают оппонента, или же нескольких лиц, которые являются участниками.

И, конечно же, учитываются цели, мотивы каждого участника возникшего конфликта. Кроме того, изучая психологию решения конфликта, в структуру проблемы включили такой фактор, как повод столкновения, а так же реальную причину, ставшую источником раздора.

Разрешение конфликтов в психологии

Возможность решения столкновений носит в психологии название управление конфликтами. Однако управлять конфликтом можно лишь в том случае, когда вы четко осознаете структуру конфликта.

В психологии выделяют несколько основных способов разрешения конфликтов:

  • компромисс, то есть, когда обе стороны делают определенные уступки друг другу для достижения более менее удовлетворительного решения;
  • уступка, когда одна из сторон «сдает» свои позиции по причине неправоты или же из желания завершить конфликт, кроме того, этот шаг возможен в результате давления со стороны третьего лица;
  • уход, избегание проблемы является решением конфликта с минимальными потерями, однако в большинстве случаев именно уход провоцирует образование нового, более сильного конфликта, поэтому этот способ самый нежелательный.

Выбор способа разрешения конфликта зависит от многих факторов, таких, как характер участников конфликта, уровень ущерба, нанесенного оппоненту, а так же и собственный ущерб, возможные неприятности, последствия столкновения, продолжительность конфликта, а так же статус объекта конфликтной ситуации и его оппонента.

Вы прошли собеседование на должность в какой-либо компании и теперь с волнением ждёте своего первого рабочего дня? А поинтересовались ли вы дресс-кодом вашего нового «второго дома»? Да и вообще, может быть в данной компании существуют особые принципы этики деловых отношений?
Как контролировать свои эмоции?

Далеко не каждый из нас может похвастаться умением контролировать свои эмоции. Наоборот, чаще всего мы жалуемся, что в порыве чувств натворили такого, что ещё долго придётся расхлёбывать. Вам не кажется что пришло время показать своим эмоциям, кто здесь хозяин?

Никто не будет отрицать, что язык и речь является не только очень важной частью нашей жизни, а скорее даже неотъемлемой. Психологи же смотрят на понятие «речь» несколько с иной стороны, исследуя то, какое влияние оказывают на других произносимые нами слова.Как правильно общаться с людьми?Умеете ли вы правильно общаться с людьми? И проблем с коммуникабельность у вас нет? Ну тогда вы счастливый человек, который справится с любой ситуацией и всегда найдёт тех, кто с радостью окажет ему свою помощь. Не можете похвастаться вышеперечисленными навыками? Ничего страшного, ведь учиться никогда не поздно.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-konflikta

Психология конфликта — механизм конфликта

 Психология конфликта — это механизм конфликта, то есть то, как он  происходит. Психология конфликта рассматривает взаимодействие различных частей личности.

Для этого вспоминаем структуру личности. Каждый имеет три части личности называемые Родитель, Взрослый, Ребенок.

Психология конфликта — механизм конфликта

Когда человек ведет себя правильно, коммуникация проходит гладко и доставляет радость, оставляет приятное впечатление  у обоих участников диалога.

А когда же возникает конфликт?

При перекрещивающихся трансакциях – возникает конфликт, дискомфорт, который идет до уничтожения партнера, тот, кто слабее уступает, но в итоге страдают обе стороны.

Пример

Муж.  Милая, не скажешь  ли ты, где моя новая рубашка?  (Взрослый — Взрослый)

Жена. Да, что же это такое? Почему только я все помню? Ты ведь не маленький, пора знать, где твои вещи лежат!  (Родитель – Ребенок)

Пример

Покупатель. Вы мне подскажете, сколько стоит килограмм конфет «Кара-кум»? (Взрослый — Взрослый)

Продавец.  Вы, что слепой?! Там же ценник есть!  (Родитель – Ребенок)

В приведенных примерах, стимул идет по линии Взрослый-Взрослый.  Ответная реакция происходит  по другому пути – Родитель – Ребенок. Как видно на схеме, это перекрещивающиеся трансакции.

Что происходит дальше?

Пример. Продолжение беседы

Муж. Конечно, если бы дома был порядок, я бы смог сам найти свои вещи!  (Родитель – Ребенок)

Жена. Если бы ты мне хоть чуть-чуть помогал, я бы смогла справиться со всеми домашними делами!  (Родитель – Ребенок)

Муж. Не очень у нас и большое хозяйство. Шевелись побыстрее и все успеешь. Если бы твоя любимая мамочка приучила тебя в детстве к труду, ты бы все успевала. Ты же видишь, я тороплюсь? (Родитель – Ребенок)

Жена. А если бы твоя любимая мамочка, приучила тебя помогать и не подносила тебе все на «блюдечке с золотой каемочкой», ты бы нашел время  помочь мне. (Родитель – Ребенок)

Дальше, я думаю, всем ясно, что супруги перемоют косточки  всем родственникам, припомнят все обиды и недоразумения, которые имели место быть. Вполне возможно, что у одного из них появятся боли в сердце или подскочит давление, и он сдастся,  прекратит эти пререкания.

А потом они вместе начнут искать потерянную вещь. Потому что на работу идти надо. Наверно, лучше было бы делать это сразу.

Теперь рассмотрим схему конфликта. Начинает муж по линии Взрослый – Взрослый.

Но у жены, видимо, очень обидчивый Ребенок и сильный Родитель, или ее где-то «накрутили» и она «на взводе». Поэтому просьбу мужа она воспринимает, как посягательство на ее Ребенка. А кто же защитит ребенка? Конечно,  родитель.

И ее Родитель со шпагой наперевес ринулся на защиту Ребенка, оттеснив на задний план Взрослого. И, конечно же, направление удара — Ребенок мужа.

То же самое происходит и с мужем. Жена уколола его Ребенка (а Ребенок, мы помним, – это наша энергия, эмоции, чувства, капризы). Энергия Ребенка забрасывается Родителю.

Он подзаряжается и отвечает колкостью жене, раня ее Ребенка. Соответственно Ребенок жены после укола отправляет очередную порцию энергии ее Родителю и конфликт продолжается.

То есть на энергетическом уровне, конфликт будет идти до тех пор, пока не истощится энергия чьего-то Ребенка.

Самое печальное то, что психологический конфликт идет до полного разгрома: более слабый уходит с поля брани. Но страдают обе стороны и дело. Потому что во время скандала не ищутся потерянные вещи, не

покупаются продукты, а идут бесполезные разборки.

Если же человек сдерживает себя, а внутри прокручивает возможные варианты: Он сказал – Я ответил, развиваются болезни, так как энергия потревоженного Ребенка не выпущенная наружу, обращается против нашего организма.

Посмотрим еще раз на схему.

Как видно, в данном случае в общение вступают все структурные части личности –

3 со стороны мужа +3 со стороны жены = 6 человек. Это настоящий базар!

Родитель жены схватился с Ребенком мужа.  Родитель мужа выясняет отношения с Ребенком жены.

А еле слышный голос Взрослых мужа и жены никто и не воспринимает, так как он утонул в криках Родителя и реве Ребенка.

Но ведь только Взрослый делает дела!

Конфликт же забирает ту энергию, которая должна быть направлена на продуктивную деятельность.  Нельзя одновременно конфликтовать и дело делать. Во время скандала страдает продуктивная деятельность. Ведь рубашку все равно нужно искать.

Конфликты нужны, но они должны быть деловые, идущие по линии Взрослый-Взрослый. При этом рассматриваются все точки зрения, задача анализируется с разных позиций, вырабатывается качественно новое решение или корректируется прежнее, в итоге люди становятся ближе и понятнее друг другу.

О том, как правильно спорить, конфликтовать и выходить из конфликта, читайте  здесь и в следующей статье.

Друзья, посетите главную страницу сайта, почитайте свежие публикации и посмотрите ТОП комментаторов текущего месяца. Вливайтесь в их число: комментируйте, обсуждайте, не соглашайтесь, критикуйте. 

Мои страницы в социальных сетях

Источник: http://SchastliviyMir.ru/psychology/psihologiya-konflikta.html

Психология конфликта (стр. 1 из 16)

Курсовая работа студентки о/з отделения 3 курса факультета психологии Галоян Светланы Валерьевны

Столичный гуманитарный институт

Москва

1999 г.

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.

Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.

Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить. ( М. Хайггедер ).

До поры до времени практика обходилась без специального знания о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между и государственной властью, и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии.

Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия.

Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления.

В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.

Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную — разногласия (Дерендорф).

Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф).

Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.

Согласно концепции психологов-бихевиористов конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное, деформированное состояние чувства, установок и отношений между разными сторонами.

Итак, что же такое конфликт?

КОНФЛИКТ — (от лат. “conflictus”- столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия .

в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].

Конфликт — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. [основы конфликтологии].

Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Об этом устройстве говорят, что оно амбивалентно, двойственно.

Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, а с другой стороны — одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей — источник всякого развития, движения.

“Добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”… — когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

Там, где нет субъекта, нет и конфликта. Вернее противоречие, возникшее во взаимодействии двух существ, не являющихся личностями, субъектами, не характеризуется как конфликт, не обозначается понятием “конфликт”. Для сферы столкновений животных и природных стихий есть другие категории. Понятие “конфликт” — достояние сферы социальной, психологической, личностной, отношенческой.

Два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств в противоречии, должны быть способны осознать как свое “Я” в данном столкновении, так и “Я” другого субъекта.

В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними мирами разных “Я” не происходит, столкновение следует квалифицировать как столкновение с препятствием — и тогда возникает ссора, драка, скандал — препятствие устраняется средствами, которыми владеют партнеры взаимодействия.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением ( вот почему так не любят конфликты! ), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.

Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в масштабе общечеловеческом они могут показаться совершенно бессмысленными.

К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для иного могут быть и вовсе безразличными. Личностный смысл — это значение такой меры, от которой зависит наше состояние, самочувствие и ход жизни, так как то, что вызывает противоречие, составляет часть личностного нашего содержания.

“Личностный смысл” — то, что данное явление “означает -для- меня”, то что значимо и затрагивает нашу душу.

До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье.

И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время. Конфликт вокруг истины “2X2=4” не возникает именно потому, что данная объективная истина никак не касается наших интересов, момента проживания жизни.

Но если вдруг сведения об истине повышают либо понижают статус человека в группе, он станет сражаться за истину в том ее виде, в каком она предстает перед ним.

Конфликт — явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:

— субъектность носителя противоречия;

— личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;

— обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы субъектов.

Конфликт — это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.

Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника.

Потом очень сожалеем о случившемся, терзаем себя за потерю контроля над собой, нам стыдно за некрасивое поведение. Если бы в момент такого разочарования конфликта мы бы взглянули в зеркало, то были бы потрясены собственной некрасивостью.

Иногда человек долго не успокаивается, вновь и вновь проживает в мыслях ситуацию, проговаривает еще раз то, что сказал, ищет другие варианты собственной реакции, жует интеллектуальную жвачку.

Даже понимая, что следует забыть о незначительном эпизоде, упорно возвращается к происшедшему: ах, если бы все заново, я вел бы себя иначе! Я бы сказал… я бы сделал …

я бы был спокоен, как скала, и достойным, как джентльмен …

Успокоение придет позже. Но след останется. Порезы души зарубцуются.

Конфликты — константа человеческой жизни, от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если это — жизнь, а не прозябание, не биологическое существование, не болотистый застой. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий.

Структура конфликта.

Анализ конфликта включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205253/psikhologiya-konflikta

Психология конфликта кратко — Психология жизни

Психология конфликта кратко - Психология жизни

Предупреждение конфликтов. Как избежать конфликта? Что такое конфликт? Пути разрешения конфликта. Этапы развития конфликта. Основные функции конфликта. Конфликт и конфликтная ситуация… Все эти психологические явления, и не только эти изучает психология конфликтов.

Знание основ психологии конфликтов помогает людям разрешать не только личные, но и рабочие разногласия. И в каждом таком столкновении с помощью психологии конфликтов люди стараются искать пути выхода их них с наименьшими моральными и эмоциональными потерями.

Неумение правильно разрешать конфликты и вовремя их предупреждать приводят человека к неконструктивным и длительным конфликтам. Ведь конфликт не всегда является синонимом скандала и разрушением отношений.

Конструктивный конфликт выступает очередным этапом в развитии отношений между людьми, ну или по крайней мере необходимо стремиться к этому.

Конструктивное разрешение конфликта также приводит к устранению проблем в отношениях между людьми.

Понятие конфликта кратко

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения. Большинство ученых делают акцент именно на противоречивости мнений, целей и интересов субъектов (далее «оппонентов») возникшего разногласия.

Характеристика конфликта кратко

Структура конфликта состоит из: объекта (предмета спора); субъектов (отдельных лиц, групп или организаций); условий протекания; масштаба; стратегии и тактики поведения субъектов ситуации; исхода.

Психология конфликта предполагает динамический процесс, который состоит из таких этапов как: предметная ситуация, когда возникают объективные причины для конфликта; конфликтное взаимодействие, где происходит непосредственно сам инцидент; разрешение конфликта, которое может быть полным или частичным. Могут ли конфликты быть полезными?

Конфликт выполняет различные функции, и некоторые из них достаточно важны для эффективного взаимодействия сторон: диалектическая, подразумевающая выявление причин конфликтного взаимодействия; конструктивная, предполагающая направление напряжения, вызываемого возникшей ситуацией, на достижение поставленной цели; деструктивная, когда появляются различные личностные и эмоциональные окраски взаимоотношений.

Регулирование конфликта сводится, по сути, к возможности им управлять. Управление конфликтом, в свою очередь, делится на внешнее и внутреннее. В первом случае контроль над ситуацией возложен на руководителя, во втором — необходимо личное управление своим поведением и эмоциональным состоянием. Управление эмоциями в конфликте

Динамика развития конфликта кратко

Момент зарождения конфликтной ситуации, которую могут спровоцировать как один, так и несколько людей; осознание сложившейся ситуации, выражающееся в изменении настроения и различных критических высказываниях в адрес оппонента; открытое противостояние, когда стороны переходят к активным действиям с целью нанести обиду или иной моральный ущерб оппоненту; осознание оппонентом конфликтной ситуации и начало ответных действий; развитие конфликта, когда выдвигаются определенные требования; и завершение конфликта через просьбы, разговоры, административные методы и т. д. Как развивается конфликт? Этапы развития конфликта

Способы разрешения конфликтов кратко

Психология конфликта выделяет несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: уход от него или избегание конфликта, когда одна из сторон не замечает или делает вид, что не замечает возникших разногласий; сглаживание противоречий, когда один из субъектов конфликта либо соглашается с предъявленными другой стороной претензиями, либо оправдывает себя; компромисс, когда оба оппонента идут на взаимные уступки в целях разрешения конфликта; возрастание напряженности, когда начало конфликта носит особо резкий характер и переходит в серьезное противостояние, не ограниченное сроками; подавление конфликта силой, когда одну из сторон или обоих субъектов вынуждают принять определенную точку зрения.

Виды конфликтов кратко

Психология конфликта разделяет конфликт на виды в зависимости от основания. Так, основанием для выделения в отдельный тип могут служить следующие факторы: источники возникновения; социальные последствия; масштабность; формы борьбы; тактика оппонентов.

Также конфликты делятся на два вида по отношению к отдельному субъекту: внутренние и внешние. Внутренний конфликт предполагает противоречие желаний одного человека, а внешний – разногласия между ним и окружающей средой. Характер конфликта внешнего, в свою очередь, может быть межличностным, межгрупповым или таким, что возник между личностью и группой.

Межличностный конфликт является самым распространенным и заключается в столкновении интересов различных лиц. Межгрупповой, как правило, возникает в рабочей атмосфере, когда интересы малых групп оказываются противоположными.

Что касается конфликта между личностью и группой, такого рода разногласие также характерно для деловой сферы, когда интересы организации противоречат интересам отдельной личности. Психология конфликта выделяет также семейные, подростковые конфликты, конфликты поколений и другие.

Как общаться с пожилыми родителями?

Разрешение конфликтов кратко

Существует много способов и правил разрешения конфликтных ситуаций, однако самый лучший – его предупреждение. Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам?

Профилактика конфликтов заключается в том, чтобы слушать и слышать друг друга. Кроме этого, необходимо вовремя озвучивать свои желания, потребности и интересы не ожидая, что они будут угаданы партнером. Если вы будете соблюдать эти два правила профилактики конфликтов, количество конфликтных ситуаций в жизни будет сведено к минимуму.

Можно ли избежать конфликтов?

Зачастую мешает человеку избежать конфликта его излишняя эмоциональность и впечатлительность.

Если вашей целью является предупреждение конфликтов, следует научиться спокойствию и стрессоустойчивости, благодаря которым вы сможете хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию; держать свои эмоции под контролем, чтобы суметь донести аргументы до оппонента максимально эффективно; слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств окружающих; осознавать право каждого человека по-своему разрешать ту или иную ситуацию; не использовать оскорбительных слов и не совершать поступки с целью унизить оппонента. Правила грамотного конфликта

Всегда ли следует избегать конфликтов?

Конфликт – это всегда столкновение интересов.

Такое противостояние предполагает, что каждая из сторон будет пытаться отстаивать свои желания и точку зрения, что неизбежно приведет к разного рода разногласиям. Конечно, сложно спорить с тем, что худой мир лучше доброй ссоры, и лучше где-то промолчать, чем спровоцировать скандал. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то окажется, что и конфликты несут определенную пользу.

К примеру, конфликты помогают увидеть существующие проблемы в новом свете. Это касается как личных отношений, так и деловых. Высказывать свое мнение всегда лучше, чем молча переживать собственное недовольство. В личных отношениях такое молчание рано или поздно приведет к масштабному скандалу, который может закончиться полным разрывом отношений.

Терпение, конечно похвальное качество, но чем позже вы выскажете свое недовольство, тем хуже будут последствия. Именно поэтому периодическое возникновение конфликтных ситуаций и управление своими эмоциями позволит избежать глобальных проблем в отношениях.

Что касается деловых отношений, конфликты разного рода также позволяют увидеть существующие в коллективе проблемы, к решению которых следует приступать как можно раньше.Стремление договориться и решить проблему позволит улучшить отношения, вместо того чтобы нанести вред.

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-konfliktov/psikhologiya-konfliktov-kratko.html

Конфликты в психологии | Мир Знаний

Под конфликтом в психологии понимают столкновение феноменов сознания разных лиц. В общем виде, конфликт принимает форму столкновения интересов. Так, возможны противоречия потребностей, мотивов, интересов, идей, желаний, целей, ценностей, мыслей, поступков. Участники конфликта по-разному оценивают и относятся к предмету спора, и в фазе обострения конфликта не могут прийти к соглашению.

Жизнь человека – от рождения до смерти — представляет собою цепь последовательно возникающих конфликтов, которые индивид вынужден так или иначе решать. Каждый из нас постоянно «кочует» из одной конфликтоной ситуации в другую, порой даже не замечая этого.

Все конфликты с точки зрения целостной эволюции личности необходимы и полезны. Жизнь без конфликтов оказалась бы в конечном итоге монотонно-скучным бесцельным существованием. Конфликты привносят всплески эмоций, в которых цементируется восприятие, закрепляется негативный опыт и обостряется сладкий вкус победы.

По сути, вся жизнь есть непрерывная череда конфликтной борьбы и пауз разрядки.

Структура, динамика и формы конфликта

Теория конфликта рассматривает в конфликте сложную структуру.

Выделяют следующие элементы:

  • участники (субъекты) конфликта,
  • собственно конфликт (внешние проявления, описание ситуации),
  • предмет (внешнее противоречие, лежащее в основе конфликта, суть — различие взглядов),
  • объект (истинная, как правило, скрытая причина),
  • конфликтная ситуация (то, что находится в центре событий и предшествует конфликту),
  • инцидент (непосредственная причина, пусковой механизм, запускающий конфликт).

Как протекает конфликт? Развитию конфликта обычно предшествует период скрытого напряжения, называемый конфликтной ситуацией. За ним следует фаза обострения с открытым проявлением агрессии (инцидент), и пика конфликта («судьбоносная битва», или собственно конфликт). Как и любое сражение, конфликт в конце концов как-то разрешается с последующей возникновением новой ситуации.

Шведский конфликтолог Х.Бродаль в эскалации конфликта видит 9 ступеней:

  1. дискуссия и аргументы затвердевают, стереотипизируются;
  2. стороны видят только те факты, которые хотят видеть – поляризация;
  3. стороны решают, что аргументы не действуют – отгораживание;
  4. одна сторона выходит из себя – оскорбления;
  5. атмосфера значительно накаляется – эрозия морального лица;
  6. противники используют всю власть – угрозы;
  7. оппоненты ищут все способы, чтобы достичь цели – насилие;
  8. разрушение системы управления конфликтом;
  9. тотальное разрушение.

В основе типологии конфликтов могут лежать различные классификационные подходы. Так, в зависимости от состава участников различают конфликт внешний (межличностный, групповой) и внутриличностный. Большие массы людей могут быть вовлечены в конфликты этнические, культурные, экономические и прочие.

Внешний конфликт хорошо описывается перефразированным тезисом: «Социум не хочет существовать, а индивид не может жить по старому».

Социум жестко ставит перед индивидом задачу трансформации внутреннего мировоззрения личности. Необходимость работы над собой удачно подчеркивает сентенция В.

Мерлина: «Развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности». Успешное решение означает исчерпание сути конфликта.

В основе межличностных конфликтов нередко лежат не столько столкновения интересов (хотя внешне это может выглядеть именно так), сколько феномен психологической несовместимости.

Если совместимость предполагает способность двух индивидов гармонично согласовывать свои интересы, то несовместимость проявляется во внутренней антипатии и неспособности принять точку зрения оппонента.

Параллельно нередко отмечают рассогласование психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных свойствах личности. Категория совместимости имеет многоуровневый характер. В частности, рационально различать физический, эмоциональный, ценностный (ментальный), а также личностный уровни.

Конфликтное искажение мировоззрения

В любом межличностном конфликте присутствует эмоциональная составляющая. Чем значимее этот параметр, чем больше эмоции «туманят мозги» субъекту, тем скорее туманом возмущения, ненависти, страха и агрессии затмевается изначальная суть конфликта.

На первый план выходит динамически формируемое негативное отношение оппонентов друг к другу; естественно, при этом участники во многом теряют свою объективность. Подобный тип конфликтов называют эмоциональным.

Характерной чертой всех эмоциональных конфликтов является то, что негативные эмоции становятся отдельным самодовлеющим фактором, который напрочь заслоняет истинную (начальную) причину конфликта. Внешне эмоциональные конфликты видны невооруженным глазом.

К примеру, встречаясь в коридоре, участники его прямо-таки излучают по отношению друг к другу нескрываемую ненависть, хотя каждый шел по своим делам и ни о каких совместных проектах вовсе не думал.

Психологам хорошо известны ситуации неадекватной оценки, искажения восприятия и конфликтного поведения учасников конфликта. Вот некоторые, наиболее типичные из их числа:

  • презумпция собственной значимости и справедливости на фоне иллюзии моральной несправедливости противной стороны;
  • конфликт взаимных обвинений (выявление «соломинок в глазах» оппонента при отрицании и обидчивости на обвинения оппонента);
  • принцип двойных стандартов (я поступаю правильно, он — нет);
  • упрощение и профанация ситуации (все ясно, он не прав);
  • следование принципу лжи (говорю одно, но делаю совсем иное, нередко противоположное).

При внутриличностном конфликте имеет место дисбаланс взаимодействия разных структур сознания. Субъективно индивид ощущает внутренние колебания и смятение при выборе решения и линии поведения.

Внутриличностный конфликт может быть трех типов:

1) «приближение-приближение», или конфликт выбора в условиях изобилия; он имеет место в случае, если субъекту приходится выбирать между двумя или более равно привлекательными альтернативами, для чего требуются разнонаправленные действия («либо-либо»); известный литературный образ — Буриданов осел, изнемогающий от голода между двумя охапками сена;

2) «приближение-удаление», или конфликт противоположенного восприятия; он имеет место в том случае, если субъект вынужден оценить целесообразность действия, его позитивные и негативные последствия; иными словами, взвесить «за и против» неизвестного будущего; известная в народе поговорка — «и хочется, и колется»; «удаление-удаление», или конфликт выбора наименьшего зла; он имеет место в том случае, если субъекту приходится выбирать между двумя или более равно непривлекательными альтернативами, т.е. у человека есть возможность из двух зол выбрать одно, меньшее; известная в народе поговорка — «хрен редьке не слаще».

3) «удаление-удаление», или конфликт выбора наименьшего зла; он имеет место в том случае, если субъекту приходится выбирать между двумя или более равно непривлекательными альтернативами, т.е. у человека есть возможность из двух зол выбрать одно, меньшее; известная в народе поговорка — «хрен редьке не слаще».

Кризис трехлетнего возраста

Конфликт никогда не возникает «вдруг» и ниоткуда, он всегда имеет свою предысторию. Замечено, что многие конфликты «привязаны» к временным периодам человеческой жизни. Их называют кризисами, и они носят фактически универсальный характер. В качестве примера можно привести первый «универсальный» конфликт, известный как кризис трехлетнего возраста.

Кризис трех лет характеризуется такими симптомами:

  • проявления негативизма — ребенок проявляет недовольство требованиями старших;
  • проявления упрямства и строптивости — ребенок зациклен на своем решении, его выбор генерируется на остальные поступки, подчиняя их самоцели выбора, мнения всех окружающих, невзирая на лица, игнорируются;
  • проявления своеволия — стремление к эмансипации от взрослого;
  • обесценивание авторитета и статуса взрослых — игнорирование взрослых наставлений;
  • возникновение эпизодов протеста-бунта в форме частых ссор с родителями; именно тогда можно неожиданно услышать от ребенка уничтожающую характеристику типа «сам дурак».

Негативной кульминацией развития кризиса трех лет становятся деспотизм и диктаторские замашки ребенка по отношению ко всему окружающему. Для этого он вновь и вновь изобретательно изыскивает все новые и новые способы.

В результате данного кризиса формируется устойчивая модель возможности (и приоритета) самостоятельной деятельности. Взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, копируя их поведение. Ареной работы ребенка становится игра, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Исследование конфликтов

Для понимания сути конфликта полезно рассмотреть его с позиции независимого стороннего наблюдателя. В любом конфликте присутствует камень преткновения, или собственно суть конфликта, и способы его разрешения каждым из участников.

Суть конфликта каждый из участников каким-то образом декларирует. Однако любая декларация обычно есть не что иное, как хорошо замаскированный обман, причем обман не только оппонента, но и самого себя! Правда состоит в том, что истинная (психологическая, а не социальная!) суть конфликта, как правило, лежит в области подсознания индивида, и потому им не осознается.

Пример. В семье погодков мама дала младшему сыну единственную конфету; старший сын возмущен и агрессивен по отношению к брату (я тоже хочу!).

Можно сказать, суть конфликта лежит не столько в желании обладать конфетой (хотя это, бесспорно, имеет место), сколько в ревности, желании иметь такую же, если не выше, оценку своей личности со стороны матери (такая оценка в контексте ситуации выражена конфетой).

На более глубоком плане проблема в том, что эго старшего сына, привыкшее получать то, что обычно причитается ребенку (сладости) и вдруг не получившее нечто, которое по праву, как он считает, должно было бы ему принадлежать, включает уже усвоенные модели поведения – агрессию и каприз.

Выходя за рамки примера, укажем: стратегия поведения матери в данной ситуации должна быть направлена не столько на мирное разрешение конкретной мелкой стычки, сколько на недопущение подобных инцидентов в будущем, что гораздо важнее.

Общие рекомендации для родительницы таковы: не отвлекать свое внимание на детские капризные проявления; пресечь агрессию старшего сына к младшему, преподать обоим детям уроки а) безусловного повиновения старшему, б) умения самому ограничить желания своего эго, подчинив его стандартам семейным морали.

Горючим материалом для конфликтного огня являются мотивы и мотивации. Немного отвлекаясь от темы, напомним, что мотив – это некая причина, повод к актуальной деятельности; он всегда конкретен.

Мотивация же подразумевает ценностные установки индивида относительно существующих мотивов; иными словами, отражает отношение субъекта к самим мотивам. Мотив и мотивация часто не соответствуют друг другу, т.е., присутствует ложная мотивация.

Ложная мотивация возникает тогда, когда сама мотивация превращается в подсознательный мотив, подменяя собою истинный смысл деятельности. Классический пример – родовая вражда, где в пылу страстей о первоначальной, истинной причине конфликта уже никто и не помнит.

Действует формула: ненавижу, потому что … ненавижу! Порочный замкнутый круг. Риторически заметим: движущей силой мотива есть проявленное желание, а что есть желание, как ни искус? Кстати, подобная ситуация характерна для многих неврозов.

В этих случаях для осознания истинного мотива (равно как для осознания факта и роли ложной мотивации) нередко требуется особая аналитическая работа. Практические психотерапевты сталкиваются, как правило, со случаями неосознанной или частично осознанной ложной мотивации.

Принципиально, в конфликте акцентированы основные побудительные мотивы, присущие любому поведению на выживание. В примитиве это два стремления: достичь благоприятной цели и избежать неблагоприятной ситуации.

Поэтому любой конфликт сопровождается ощущениями тревоги, страха, агрессии, чередующимися с полярными переживаниями радости победы и освобождения от опасности. Агрессия человека (лат.

aggressio — нападение) имеет биологические предпосылки (обусловлена генетически), но формируется под влиянием социальной среды. Агрессивное поведение нередко является формой отреагирования на физический и психический дискомфорт, стресс, фрустрацию.

Иногда агрессия может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

В любом конфликте при тщательном исследовании можно выявить достаточно весомые скрытые влияния, нередко не осознаваемые участниками непосредственно в разгар действия. Только учет всех составляющих приводит к правильному пониманию истинной сути конфликта. И только понимание истинной сути конфликта позволяет выбрать наилучшую стратегию и тактику выигрышного поведения.

Принципы и стратегии решения конфликтов

Как правило, в конфликте представлены две стороны – противники или оппоненты, хотя непосредственных участников может быть больше, например, помимо основных «героев», могут присутствовать также второстепенные персонажи и нейтрально-колеблющиеся зрители.

Стратегия поведения сторон в конфликте, исходя из биологических запросов человека, изначально предусматривает использование любой возможности, способствующей повышению собственного ранга и снижению ранга оппонента с целью достижения перевеса сил в свою пользу.

Такая стратегия ведет к эскалации конфликта, что полезно на тех этапах эволюции, когда остро стоит вопрос: или-или (выживает сильнейший). В организованном социуме вопрос результата конфликта ставится, как правило, совершенно иначе: не или-или, а и-и. Ключевой принцип решения конфликтов — поиск согласия на основе анализа и учета интересов, а не позиций сторон.

В процессе коммерческих переговоров найти удачное компромиссное решение можно используя так называемый«принцип Парето» по имени итальянского ученого В. Парето. Его суть: делая бóльшие уступки по менее значимым аспектам для фирмы, но более значимым для оппонента, коммерсант получает больше привелегий по другим позициям, которые более значимы и выгодны для фирмы.

Естественно, в таких уступках заранее просчитываются возможные минимальные и максимальные границы интересов.

Источник: http://mir-znaniy.com/konfliktyi-v-psihologii/

Ссылка на основную публикацию