Система «чувственное сознавание» — психология

Классические методы телесно-ориентированной психотерапии (Часть 2)

Система «Чувственное сознавание» - психология

Структурная интеграция (рольфинг)

Метод структурной интеграции (или «рольфинг») разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологических изменений личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.

По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции — соединительной оболочке, покрывающей мышцы.

Структурная интеграция — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием.

Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела — пор головы, груди, таза и ног, — к более грациозным и эффективным движениям.

Рольфинг работает прежде всего с фасциями — связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела.

Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации.

Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее расслабление, с тем, чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей.

Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании.

Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает выраженное функциональное компенсаторное влияние на другие области.

Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретными областями тела. Массаж соответствующей области тела ослабляет напряжение и ведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую связана с болью и возможностью структурных повреждений тела. Метод особенно эффективен в случаях, когда «мышечная броня» и напряжение достигают значительной степени.

Процедура рольфинга состоит из 10 основных занятий, во время которых происходит реорганизация движения в суставах. Как и в терапии Райха , основное значение для общего здоровья имеет таз. В течение сеансов структурной интеграции обычно выполняется следующая работа:

1-ое занятие охватывает большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза.

2-ое занятие концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, лодыжках, выравнивании ног с туловищем.

3-ье занятие посвящается преимущественно вытягиванию боков, в особенности большим мышцам между тазом и грудной клеткой.

4-ое, 5-ое и 6-ое занятия посвящаются высвобождению таза; считается одной из важных задач рольфинга — сделать таз более подвижным и вписанным остальные линии тела;

7-ое занятие концентрация на шее и голове, на мускулах лица

8-ое, 9-ое и 10-ое занятия в основном, организация и интеграция тела в целом.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам.

Вместе с тем, целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания.

Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других областях.

Первичная терапия Янова

Артур Янов — aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавший основные положения «первичной терапии», получившей развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными.

Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать «настоящим», пресекают нормальный доступ человека к его чувствам.

Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к психосоматическим заболеваниям.

Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережить первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться от нее при помощи крика.

Цель первичной терапии состоит в том, чтобы избавиться от всего «ненастоящего», что заставляет человека употреблять алкоголь, наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованные решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличимся внутренним напряжением.

Эти регрессивные и невротические реакции вынуждают человека жить прошлом, не меняясь и не меняя способа восприятия мира. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как он не свободен от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом.

Обучение в первичной терапии необходимо для того, чтобы идентифицировать чувства и ощущения, вызванные ранними травмами, выразить их и испытать терапевтические изменения.

Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того чтобы участники избавились от поверхностного, невротического дыхания и приблизились к переживанию первичного страдания.

Психотерапевт работает также над изменением манеры речи клиента, которая рассматривается как один из защитных механизмов.

Цель этих и многих других приемов — дать человеку возможность соприкоснуться с первичными переживаниями и обрести способность выразить те чувства, которые он осознал.

Клиенты, прошедшие курс первичной терапии, сбрасывают бремя прежних страданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями, не нуждаясь в столь высокой степени признания и принятия их другими людьми.

Их действия приобретают смысл и становятся «настоящими», что способствует обретению душевного комфорта и социального статуса.

Освобождение от напряжения, новое самоощущение позволяют клиенту, прошедшему курс первичной терапии, точнее оценивать свое эмоциональное и физическое состояние в любой ситуации.

Быть «настоящим», по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги, депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетворять свои потребности.

Первичная терапия была одним из первых методов психотерапии, который радикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего Я.

Чувственное сознавание

Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся.

Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес «личная экология» человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам.

Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало «второй натурой», которая изолирует его.

Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения.

Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка.

Другая проблема детского опыта — совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их «стараться».

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов.

Многие упражнения в этой системе основаны на повседенвной человеческой деятельности — чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек делает.

Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию.

Танатотерапия

Танатотерапия — авторский термин, созданный В.Баскаковым в 1989 г. для обозначения авторского метода инициации естественной смерти.

В популярной мифологии, Танатос — греческое воплощение смерти. Существо, ходящее по миру и собирающее души умерших. Он — единственный из богов, не любящий даров.

Обладает железным сердцем и ненавистен богам. Гипнос, бог сна, является братом-близнецом Танатоса.

В древней мифологии, однако, богом смерти на Олимпе является не Танатос, а одна из ипостасей — Аид, брат Зевса и Посейдона, и сын Кронуса.

Концепция Танатотерапии
Центральным звеном представленного метода является инициация естественной смерти, инициация, построенная на принципах моделирования характеристик тела только что умершего таким видом смерти человека.

Крайне редко встречающаяся естественная смерть, в отличие от обычной, сопровождающейся в основном болезненными переживаниями, а зачастую и сильными душевными и физическими страданиями и болями, — на уровне тела умирающего естественной смертью, характеризуется максимальной расслабленностью, сниженным или вовсе отсутствующим сверхконтролем (контролем со стороны сознания), пассивностью («объективностью», «объектностью», «предметностью»).

Область Танатотерапии — это область контакта с процессами умирания и смерти и главная цель Танатотерапии — установление этого максимально полного и реального контакта. Каждый из живущих людей знает, что умрет, однако, никто не верит, что умрет.

Переход из «вялотекущего» процесса умирания в терминальную (конечную) — разрушительный для человека эмоциональный и физический шок. В основе Танатотерапии лежит феномен естественного (правильного) умирания и представление о т.н. биологическом и социальном теле. Жизнь и смерть — две стороны одной и той же реальности.

Игнорирование смерти — это лишение себя колоссального источника энергии (сравни, например, с энергией страха смерти).

Применение специальных телесно-ориентированных психотехник позволяет занимающимся освоить своеобразную технологию умирания естественной смертью, основной целью которой является «правильное умирание», а, значит, — правильная жизнь.

В ходе инициации, когда с одним человеком работает группа из 5-6 человек, используя в ключевой момент давление веса всей группы на лежащего партнера, — достигается глубокая степень погружения в транс и через это — сильные трансперсональные переживания, «путешествия- мытарства», переживания отношений «душа- тело», отношений к смерти и жизни.

Опыт участников групп Танатотерапии показывает, что это — мощное средство максимального расслабления, позволяет в определенные ситуации отключать сверхконтроль сознания, находить удовольствия в предметности и объектности собственного тела, обогащает трансперсональный опыт, дает сильные переживания эротического характера (связь Танатоса с Эросом).

Розен-терапия

Розен-метод — это особая практика изучения своего тела, позволяет воздействовать на психическое состояние человека через телесные воздействия, а также научить тело реагировать на внешние воздействия желанным образом.

Розен-метод без сомнения полезен для всех, однако, особое значение он имеет для беременных женщин и для молодых родителей.

Метод способствует снятию мышечного напряжения, эмоционального дискомфорта, стресса, гармонизирует физическое и психическое состояние человека.

Источник: http://goraton.ru/telo/tot/409-metodihtop2

2.3 Метод чувственного сознавания

У истоков развития метода чувственного сознавания стояли такие специалисты как Эльза Гиндлер, Шарлота Селвер, Чарлз Брукс, Хайнрих Якоби, Бернард Гунтер, Гертруда Хеллер, Хельмут Штольц.

Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии и умении ориентироваться на собственный опыт. Чарлз Брукс писал: «Мы обнаруживаем, что ясность восприятия лежит в основе понимания и разумного поведения».

Чувственное сознавание — это процесс непосредственного соприкосновения с нашими ощущениями; обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, процесса мышления, фантазий, образов, эмоций и установление взаимосвязи между ними.

Метод помогает нам понять, что в функционировании организма естественно, связано с реальной действительностью, а что обусловлено иными факторами. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более реальным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Э.

Гиндлер утверждала, что можно научиться чувствовать своё собственное функционирование и тем самым воздействовать на саморегуляцию организма. С осознанием приходит контроль над телом, возможность избежать болезней и травм (Шутц).

По мнению Шутца все болезни являются психологическими в том смысле, что человек выбирает болезнь, как ответ на свою настоящую жизненную ситуацию, как результат неосознанного конфликта Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 62-67.

Читайте также:  Волюнтаризм - психология

Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть игнорирование ощущений собственного тела, которое заложено в человеке с детства.

Они обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию.

В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью.

Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы.

Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта — вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.

Таким образом, метод чувственного сознавания ставит перед собой следующие задачи: дифференцировать чувственный опыт, отделить продукцию сознания от реальной действительности, которую мы воспринимаем с помощью ощущений; дать понимание того факта, что восприятие относительно; научить «проживанию в опыте». Осуществляется интеграция ощущений, эмоций и созданных на их основе образов и мыслей в единое целое в данной ситуации и в данное время Газарова Е.Э. Психология телесности М., 2002. С. 152-156.

Таким образом, для нас является важным, обратить внимание на то, что если в работах Райха и Лоуэна тело является в некотором роде инструментом, манипулируя с которым психотерапевт расслабляет напряжение и высвобождает энергию без включения сознавания, то в рамках метода чувственного осознавания тело как бы «оживает». Принимаются во внимания все чувства и телесные ощущения. Тело становится полноправным участником процесса психотерапии, участвуя в нём, развиваясь и совершенствуясь по мере постижения своей телесности.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/44597

Ориентированные на тело системы личностного роста и психотерапевтические техники

^ Систему под таким названием преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количеством учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер и Хайнриха Якоби — европейских учителей м-с Селвер. «Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся — нашей личной экологии; как мы совершаем наши действия, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с остальным миром, а что стало «второй природой», как Шарлотта это часто называет, которая изолирует нас». Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться в соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После таких многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, так же как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дождаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются «стремлению» вместо естественной игры. Они научаются «стараться». Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным и простым, что нужно нечто насильственное, нечто «сверх», и это отношение проводится во многих других областях.«Лилию мало проста поливать, она нуждается в заботе». Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извращают опыт. Простая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове». Это требует развитие чувства внутреннего мира и покоя, способность давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то.Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных человеческих деятельностях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти деятельности представляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процессы, которые происходят по отношению к этим и другим силам. Стояние также предлагает богатые возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает стояние как начальную точку для других деятельностей — ходьбы, бега и т.д. Стояние позволяет исследовать уравновешивание, попытаться изменить привычные положения и позы на новые способы координации и бытия.Еще один аспект чувственного сознавания включает взаимодействие с другими. Многие люди должны учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Можно исследовать различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.Большинство упражнений чувственного сознавания имеют внутреннюю, медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепенного развития внутреннего покоя, ненужные напряжения и ненужная деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности. «Чем ближе мы подходим к такому состоянию великого равновесия в нашей голове, тем спокойнее мы становимся, тем более наша голова «проясняется», тем легче и сильнее мы себя чувствуем. Энергия, ранее связанная, все более и более оказывается в нашем распоряжении. Давление и спешка превращаются в свободу и скорость. Мы чувствуем большее единство с миром, в котором раньше нам приходилось «брать барьеры». Мысли и идеи приходят в ясное сознание, вместо того, чтобы быть «создаваемыми»… Мы можем позволить переживаемому быть более полно воспринятым и созреть в нас».^Лягте на пол и расслабьтесь. Не торопите ваше сознавание; переживаемое придет в свое время. Вы можете почувствовать пол, который «давит» на какую-то часть вашего тела, свободу в одних участках и зажимы в других. Один почувствует себя легким, другой тяжелым. Кто почувствует себя освеженным, другой — усталым. Получайте и принимайте все приходящее изнутри и извне без оценки и без «этикеток». Не нужно думать, что «плохо» чувствовать зажимы или «правильно» быть свободным. Здесь эти категории непригодны, потому что это упражнение переживания, опыта.По мере того как уменьшается «ожидание» чего-то, ощущения становятся более богатыми и полными. Вы можете начать сознавать изменения, которые происходят сами по себе. Напряжения ослабятся, пол станет более удобным. Вы можете начать сознавать свое дыхание и изменения в нем.^Одна из наиболее популярных книг, возникших в движении человеческой потенциальности — «Релаксация ощущений» Бернарда Гунтера. Эта книга основана на работе, которую Гунтер в течение нескольких лет проводил в Исалене. Она содержит множество прекрасных упражнений, помогающих людям почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения, нести других и быть несомым другими (на работу Гунтера большое влияние оказала Шарлотта Селвер). Книга У. Шютца «Радость» также содержит много прекрасных упражнений, а также комментарии и реакции участников его работы. Она также была бестселлером среди участников движения человеческой потенциальности.«Прикосновение — один из основных языков мышц, нервов, любви… Когда тебя несут — это поддержка; когда к тебе прикасаются — это контакт; чувствующее прикосновение — это забота». Эти упражнения используются многими терапевтами и руководителями групп по всей стране; это прекрасные инструменты, которые помогают людям глубже сознавать себя и мир вокруг.Упражнения включают похлопывания и мягкие пошлепывания собственного тела, других, растяжки, разные виды массаяйа и др. Они не составляют систему роста как таковые, но кажутся очень эффективными для «разогрева», пробуждения чувства интимности и доверия в группе. Они могут также быть полезны при интеллектуальных или эмоциональных тупиках; работа с телом и чувствами часто может преодолеть тупик.^Это упражнение можно выполнять вдвоем или в группе, разбившись на пары. Одному участнику пары завязывают глаза, другой ведет его на «исследовательскую» прогулку, минут 20-30.Оба должны сохранять молчание во все время передвижения. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно более интересного опыта: прикосновений, запахов, ощущений различных фрагментов окружающего. Затем поменяйтесь ролями. Потом обменяйтесь впечатлениями. Это упражнение дает возможность углубить взаимодействие с миром посредством чувств, которые мы обычно недооцениваем. Оно может позволить по-новому оценить запахи и ощущения в мире вокруг их. Прогулка вслепую помогает также развить чувство доверия другому, ставит нас в положение значительной зависимости от другого. Ведущему она дает возможность развить чувство заботы и эмпатии, когда он старается дать партнеру максимально возможно интересный опыт.Вопросы по само проверки

    • Психология тела Вильгельма Райха – основные понятия и инструментарий.
    • Биоэнергетика А. Лоуэна – основные понятия, инструментарий.
    • Структурная интеграция – основные понятия, инструментарий.
    • Техника Матиаса Александера.
    • Техника М. Фельденкрайза
    • Техника чувственного сознавания.
    • Техника пробуждения чувствования.

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
referatdb.ru

Источник: http://referatdb.ru/biolog/33107/index.html?page=4

Ориентированные на тело системы личностного роста и психотерапевтические техники

страница 1 страница 2

ТЕХНИКА АЛЕКСАНДЕРА

Техника Александера — метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под «использованием» Александер имеет в виду наши привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.

«Оя (Александер) заложил не только основы многообещающей науки о непроизвольных движениях, которые мы называем рефлексами, но также и техники исправления и самоконтроля, составляющих существенное дополнение к нашим скудным ресурсам образования личности» (Дж. Б. Шоу).

Ф. Матиас Александер был австралийским шекспировским актером; свою систему он создал в конце LAL века. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой, по-видимому, не было никакой органической причины. Александер провел девять лет тщательного самонаблюдения перед трехстворчатым зеркалом.

Посредством самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело.

Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

Один из преподавателей метода описывает работу так: «Во время урока я прежде всего прошу ученика не делать ничего. Если я хочу, чтобы он сел на стул, я вовсе не хочу, чтобы он сделал это. Он должен совершенно отказаться от себя, предоставить мне двигать его.

Читайте также:  Потребность - психология

Мы не добавляем нечто новое сверх привычек, которые у него уже есть, и останавливаем его в применении этих привычек. Он должен быть свободным, открытым и нейтральным, чтобы испытать что-то иное.

Он должен испытать то, как он двигался когда-то до того, как возобладали дурные привычки».

Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника.

Это не означает насильственного вытягивания позвоночника; имеется в виду естественное вытягивание вверх.

Изучающие метод Александера работают прежде всего с формулой: «Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться».

Цель состоит не в том, чтобы стараться и вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособиться во время концентрированного повторения формулы, а на уроке — при реагировании на руководящие движения учителя.

На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц.

С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений.

Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением.

Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.

Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой «работе за столом», когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело.

Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни.

Техника Александера особенно популярна среди артистов, танцоров и т.п. Она также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.
УПРАЖНЕНИЕ

Сейчас, читая эту книгу, вы сидите или лежите. Сознаете ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес. Как вы сидите? Равномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? Как вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, предплечьях, во всем теле?

Не можете ли вы переменить позу на более удобную? Если так, это указывает на то, что ваши привычки в использовании тела не столь эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из-за этих привычек мы обычно сидим, стоим и двигаемся не так, как было бы оптимально, удобно и полезно; войдя в соприкосновение (то есть сознавание) со своим телом, мы можем почувствовать это.

Это упражнение не является, конечно, частью техники Александера как таковой, поскольку она предполагает руководство обученного практика. Но оно может дать вам ощущение динамики использования тела, которое подчеркивает Александер.

МЕТОД М. ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА

Метод Фельденкрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Фельденкрайз работает с паттернами мышечных движений, помогая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.

Моше Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Франции и работал в качестве физика до сорока лет. Он глубоко заинтересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо, сформировав собственную систему. Фельденкрайз работал с Ф. М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию. После Второй мировой войны он посвятил себя работе с телом.

«Я прочел уйму литературы по физиологии и психологии, и к моему изумлению обнаружил, что по отношению к использованию целостного человеческого существа в действии она полна невежества, предрассудков и абсолютного идиотизма. Не нашлось ни одной книги, занимающейся тем, как мы функционируем».

Фельденкрайз использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

Фельденкрайз указывает, что нам нужно принять большую ответственность за себя, понять, как действует наше тело, научиться жить в соответствии с нашей естественной конституцией и нашими способностями. Он отмечает, что нервная система прежде всего занимается движением, и что паттерны движения отражают состояние нервной системы.

Каждое действие включает мышечную деятельность, включая смотрение, говорение, даже слушание (мышцы регулируют натяжение барабанной перепонки, приспосабливаясь к уровню громкости). Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела.

Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы находимся под давлением, или в напряжении, или в спешке, мы не можем научиться чему-либо новому. Мы можем лишь повторять старые паттерны.

Упражнения Фельденкрайза обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развить новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

«Чтобы научиться, нам нужно время, внимание и различение; чтобы различать, мы должны ощущать. Это означает, что для того, чтобы учиться, мы должны обострять наши способности чувствования; если мы будем пытаться делать большую часть вещей силовым образом, мы добьемся прямо противоположного тому, что нам нужно».

Фельденкрайз указывал, что всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая — естественный способ, например то, как ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно.

Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным. Усвоенный систематический метод обладает, разумеется, преимуществами эффективности и возможностью развития высокого уровня выполнения.

Вряд ли кто-нибудь захочет, например, учиться «естественно», на своем опыте, водить автомобиль или управлять самолетом. Однако преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведет к преобладанию профессионализма в тех областях, которые были естественными во все времена человеческой истории.

Сконструированные сознательно системы заняли место индивидуального, интуитивного научения; действия, которые выполнялись естественно, становятся профессиями для специалистов. Многие люди сегодня не будут даже пробовать сами научиться играть на музыкальном инструменте, плавать, прыгать в, высоту или рисовать.

Люди могут говорить, что они не могут петь или танцевать, потому что не учились этому, хотя все эти действия ранее рассматривались как естественные функции.

Работа Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые сокращены или испорчены дурными привычками, напряжениями и другими негативными влияниями.

Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

По Фельденкрайзу возрастающее сознавание и подвижность могут быть достигнуты посредством успокоения и уравновешивания работы двигательных участков коры. Чем более кора активна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в деятельности.

Фельденкрайз указывает, что этот принцип уже обнаруживается в законе Вебера-Фехнера, утверждающем, что всякое замечаемое изменение стимула пропорционально интенсивности стимула — то есть, чем сильнее стимул, тем больше его изменение необходимо, чтобы заметить разницу.

Например, если вы участвуете в переноске рояля, вы вряд ли заметите, что на него села муха, или даже если кто-то положит на него небольшую книжку. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.
УПРАЖНЕНИЕ: ПОВОРАЧИВАНИЕ ГОЛОВЫ

Сидя на полу или на стуле, медленно поверните голову направо, без напряжения. Заметьте, насколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади. Повернитесь обратно, вперед.

Снова поверните голову направо. Оставляя голову в покое, поверните глаза направо. Посмотрите, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза.

Поверните голову направо. Теперь повернитесь плечами направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза.

Поверните голову направо. Теперь сдвиньтесь бедрами вправо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза.

Наконец, поверните голову направо и, не меняя больше ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы теперь можете повернуть голову?

Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. Повторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Представьте себе движение головы и движение глаз налево, и т.д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повернуться?

ЧУВСТВЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ

Источник: http://www.zaeto.ru/nuda/orientirovannie-na-telo-sistemi-lichnostnogo-rosta-i-psihotera/stranica-2.html

Методы телесно-ориентированной терапии

Методы телесно-ориентированной терапии

Терапия Вильгельма Райха

Вильгельм Райх — создатель телесно-ориентированной терапии. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр.

Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж.

К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии.

Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь.

Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.

Биоэнергетика Александра Лоуэна

Биоэнергетика Лоуэна представляет собой модификацию райхианской терапии. Понятие «энергия» имеет для телесно-ориентированной терапии особое значение. Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха, изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена.

Она включает райхианскую технику дыхания, многие из традиционных приемов эмоционального раскрепощения. Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела. В конце концов, оно усиливается настолько, что человек вынужден расслабить мышцы, «распустить мышечный панцирь».

 Участники групп телесно-ориентированной терапии обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. В некоторых группах поощряется и полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними.

На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы.

Читайте также:  Морализаторство - психология

Таким образом, на протяжении всех занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения.

Терапия Моше Фельденкрайса

Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:

а) биологической конституцией,

б) воспитанием в специфической социальной среде,

в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.

Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях.

Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) и чувством удовлетворения.

Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства.

Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания.

Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.

Метод Ф. Матиаса Александера

Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения.

Источник: http://teleska.pro/top/metody-telesno-orientirovannoi-terapii/

Простые опыты чувственного сознавания

Простые опыты чувственного сознавания

Сознавание включает в себя не только и не столько понимание и осмысление, но и ощущения, эмоции, непосредственные переживания.
Наше воображение и наши представления далеко не исчерпывают всей жизни вокруг нас и в нас самих.

Давайте проведём с Вами простые опыты-упражнения на чувственное сознавание.
Например, почувствуем прохладу собственного дыхания?

А почему прохладу? А что же ещё? Воздух, вдыхаемый носом почти всегда прохладен. Во всяком случае, там, где я живу, только летом температура воздуха может подняться выше отметки 36-37 градусов. Да и то очень редко. Ниже температуры тела? Значит прохладнее. Следовательно: вдыхая воздух, мы почти всегда носом ощущаем прохладу.

Я не предлагаю Вам на улицу сейчас пойти и вдохнуть зимний воздух. Там воздух точно намного прохладнее, и доказывать не нужно. И я вот как-то так предполагаю, что меня из жаркой и знойной Африки сейчас никто не читает.

Находясь у себя дома или где-либо в помещении, почувствуйте прохладу вдыхаемого носом воздуха. Ощущаете прохладу? Носом?

Как ни странно, но находятся люди, которых такое простое упражнении удивляет!
Одних тем, что никакой прохлады они не чувствуют (во всяком случае, в начале), других тем, что они эту прохладу раньше не замечали.

Меня правда одна девушка поправила: называть лучше «свежесть воздуха»!
Наверно так лучше.

А Вам не хочется постоянно ощущать свежесть дыхания и свежесть жизни?

Или другое простое упражнение чувственного сознавания, связанное с осязанием.

Закройте глаза и кончиками пальцев пощупайте свой нос. Исследуйте форму носа, переносицу, ноздри. Что ощущаете носом, а что пальцами? Одновременно можете ощущать и нос, и пальцы?

Постарайтесь при этом не воображать себе нос и пальцы. Мы осязание активируем, а не зрительные образы и представления.

Точно также можно провести опыт с бедром, коленом и так далее.

Просто?
Более чем просто!

Но не делается.

А зачем? Мы люди серьёзные, озабоченные.
Нам серьёзные проблемы решать?

Решать или создавать?

А может свои проблемы и мысли, свои понимания и мнения иногда и в стороне оставлять? А вместо этого обнаруживать в себе и новые грани?

Причём те, которые реально существуют, но задавливаются или не замечаются!

Это как жить в многоэтажном и многокомнатном коттедже, но пользоваться только одной чердачной комнатой, а выходить на улицу только по одной и узенькой лестнице. Есть комнаты, но они захламлены, двери нередко в них забиты гвоздями.

Мы ими не пользуемся! Нам принадлежит, но не пользуемся? Живём в затхлой и тесной каморке, при этом располагая огромной территорией? Тесно и неуютно? Ещё и обижаемся и ущемляемся? А может быть расширить свою территорию, свою площадь, пространство?

Пространство своего сознания?

И как? Да просто!

Замечайте то, что не замечаете!

А за этим последуют новые открытия!

Я могу и ещё немало простых упражнений в этом роде привести в пример.

Например, со слухом связанные эксперименты!

Какие Вы звуки замечаете?
Например, находясь дома. Звуки за стенкой соседей? Звук наполняющегося бочка в туалете, машина проехала на улице?

Я не думаю, чтобы у вас были такие изолированные стены, чтобы не слышать подобное. А если и так? Я Вас искренно поздравляю! Но можно ведь и ещё где-то подлавливать звуки?

Послушайте то, что слышите!

А Вы способны и несколько звуков слышать одновременно?
И слева и справа, и ещё откуда-то или сами какой-то при этом звук издаёте?

Так мало того, что слушаете всё это, так ещё и тело своё ощутите!
Как оно стоит, лежит или сидит? Что Вы ощущаете?

Тело? Или самих себя?

Верните себе свои ощущения?
Но..я понимаю, конечно, что простое делать очень непросто!

Нужно только одно: пробовать и экспериментировать!

У Ф. Перлза есть такой эксперимент, который так и называется: «Обострение ощущений тела». Только в своей статье я как бы выделяю отдельные моменты и эпизоды.

По сути всё сводится к одному: возвращать себе естественное и непосредственное восприятие жизни! Именно то, которое в детстве было, а потом притупилось.

Притупилось? Так обостряйте!

Продолжение следует!

Похожее

Источник: http://andrey-eltsov.ru/prostye-opyty-chuvstvennogo-soznavaniya/

Чувственное осознавание

Чувственное осознавание

Метод чувственного осознавания был разработан в 20-х гг. прошлого века женщиной-психиатром Э. Гиндлер и значительно расширен спустя 30 лет её ученицей Шарлоттой Селвер.

Гиндлер страдала неизлечимой формой туберкулеза и смогла побороть свою болезнь благодаря собственной интуиции и огромному желанию выжить.

Она утверждала, научившись чувствовать свое тело, мы можем воздействовать на деятельность нашего организма, что приводит к саморегуляции всех его систем.

Что такое чувственное осознавание? Как научиться слышать собственное тело и душу?

Чувственное осознавание (или сенсорное сознавание) – это терапевтическая телесно-ориентированная практика, способная научить человека войти в соприкосновение с собственным телом, чувствами и врожденными способностями, которые он утратил в процессе академического обучения.

Во время сеансов чувственнойтерапии человек учиться воспринимать ощущения своего тела, образы, фантазии и эмоции, возникающие в уме, стараясь установить взаимосвязь между ними.

Данный метод помогает осознать, что в функционировании организма является естественным, связанным с реальной действительностью, а что привнесено извне.

Терапия в данном случае заключается в исследовании чувственного опыта пациента, попытке научить человека ориентироваться на внутренние ощущения и переживания, которые бы полностью соответствовали его намерениям. Игнорируя собственный опыт, человек наносит себе огромный вред, перестает слышать собственное тело.

Яркий пример – маленький ребенок, которого родители стараются научить правильно ходить, говорить, читать, диктуют, когда смотреть телевизор, а когда гулять, в какое время кушать, а в какое ложиться спать.

Такое «обучение» губит волю ребенка, и его стремление к самостоятельности резко падает, он перестает проявлять инициативу, забывает слушать себя и в итоге заболевает, если не физически, так душевно, лишаясь при этом естественного покоя.

Отслеживание телесных ощущений – ключ к управлению мыслями и чувствами

Метод чувственного осознавания не только возвращает понимание, что необходимо жить собственным умом, но и обучает человека естественному инстинктивно-телесному функционированию.

Занимаясь с терапевтом, человек постепенно осознает, что его восприятие является относительным, а мышление в большинстве случаев обусловлено небольшим объемом информации, полученной от других людей, и часто не имеет ничего общего с реальной действительностью.

Самонаблюдение и отслеживание возникающих эмоций и телесных ощущений дает возможность управлять ими. Навык непосредственного осознавания чувственного опыта учит человека постоянно находиться в состоянии «здесь и сейчас».

Реальную действительность можно осознать, «отключив» голову – несмолкающий поток мышления, закрывающий от нас богатство реальных переживаний.

Став целостным, научившись жить в существующем моменте, человек получает в награду высокую степень осознанности и сопровождающее её чувство покоя.

Находясь в таком состоянии, ему больше не хочется изменять реальность, понятие комфорта и дискомфорта исчезает, остается прямой опыт – непрерывное чувственное осознавание.

Чувственное осознавание в действии

Практикуя чувственное осознавание в группе, человек в процессе коммуникации, посредством прикосновений учится слушать собственное тело.

Чувство сопричастности, близость к другому, взаимопомощь и ответственность в группе, помогают разрушить внутренние барьеры, препятствующие чувствованию. Во многом этому способствуют упражнения, основанные на простейших действиях: сидении, лежании, ходьбе, стоянии.

Такая деятельность облегчает осознавание реальности, а взаимодействие с окружающими – прикосновения, толчки, шлепки, поглаживания – лишь ускоряют этот процесс.

Техники чувственного осознавания

Метод чувственного сознавания предполагает использование специальных телесно-ориентированных упражнений, основными элементами в которых являются прикосновения, контакт, поддержка, похлопывание, принятие, доверие и исследование.

Приведем некоторые из них.

Упражнение «Постоим». Каждый из участников группы несколько минут стоит неподвижно с закрытыми глазами. Оказывается, что такое простейшее упражнение в качестве опоры, поэтому, закрыв глаза, можем потерять равновесие. Мысли и открытия, приходящие во время практики, впоследствии озвучиваются каждым из участников.

Упражнение «Наблюдаем стояние». Выполняется босиком. Во время этой практики внимание каждого из участников занятия переводиться на внешние объекты: ступни, пол, ковер, фактуру поверхности, твердость опоры – те ощущения, которые забыты нами в процессе взросления.

Во время занятия участникам необходимо пронаблюдать собственные ощущения и уточнить для себя, что они чувствуют более ярко – собственные подошвы или пол? Является ли пол опорой? Какой он – холодный и жесткий, или, наоборот, теплый и мягкий? Принимает ли человек пол таким, какой он есть, или это пол принимает его? Отвечая на каждый из этих вопросов, человек учится заново чувствовать окружающий мир.

В процессе практики задачи, которые терапевт ставит перед пациентом, все более усложняются: человеку предлагают исследовать собственные ступни, колени и ноги в целом, соотнести эти ощущения с полом, стенами, потолком и другими частями тела (тазом, руками, головой). Статичные упражнения сменяются динамическими, индивидуальные – групповыми, с применением прикосновений.

Упражнение «Прогулка вслепую». Участники занятия разбиваются на пары, одному человеку из пары завязывают глаза.

Другой берет его за палец и ведет в произвольном направлении вокруг препятствий, стараясь, чтобы ведомый человек получил как можно больше внешних ощущений, услышал различные запахи и звуки, побывал в разных ситуациях. Упражнение в паре длится 20-30 минут, затем партнеры меняются местами.

Польза чувственного осознавания

По окончании курса упражнений человек получает множество полезных навыков:

– повышает степень восприятия мыслей и чувств;

– активизирует собственную фантазию;

– приобретает умение характеризовать образ предметов, не используя их название;

– вырабатывает естественное отношение к действительности;

– открывает способности, заложенные природой;

– расширяет границы познания мира и своего тела;

– открывает истинный смысл своей жизни;

– находит свое место в мире;

– избавляется от телесных и душевных болезней.

Источник: https://meditation-portal.com/chuvstvennoe-osoznavanie/

Ссылка на основную публикацию