Тревожность: психофизиологический портрет — психология

Психофизиологические основы тревожного расстройства факультет: клиническая психология кафедра медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ипо красноярский. — презентация

1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕВОЖНОГО РАССТРОЙСТВА Факультет: Клиническая психология Кафедра Медицинской генетики и клинической нейрофизиологии ИПО Красноярский государственный Медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого Выполнила: Калин М.О. Проверил преподаватель: кмн Кантимирова Елена Анатольевна<\p>

2 План Определение Адаптивное расстройство и генерализованное расстройство Причины тревожных расстройств МКБ -10 Описание расстройств Симптомы тревожного расстройства Диагностика тревожного расстройства Заключение<\p>

3 Определение Тревожное расстройство психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой. Часто сопровождается жалобами на постоянную нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение и дискомфорт в районе солнечного сплетения. Часто может встречаться страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и / или на близких, а также другие разнообразные волнения и дурные предчувствия. Чаще встречается у женщин.<\p>

4 Адаптивное расстройство с тревожным настроением и генерализованное тревожное расстройство Чрезмерное беспокойство, напряжённость и страх, испытываемые людьми с тревожными расстройствами, могут сопровождаться и физическими недомоганиями, такими как » нервный желудок «, одышка и учащённое сердцебиение. У многих людей, наряду с тревожными расстройствами, имеются депрессивные нарушения. тревога или иные эмоциональные реакции развиваются в сочетании с трудностями приспособления к конкретной стрессовой ситуации чрезмерная тревога сохраняется постоянно и направлена на множество жизненных обстоятельств<\p>

5 Причины тревожных расстройств Психологические теории Психоаналитическая теория рассматривает тревогу как сигнал появления неприемлемой, запретной потребности, или импульса ( агрессивного либо сексуального ), которые побуждают индивида бессознательно предотвращать их выражение. Симптомы тревоги рассматриваются как неполное сдерживание (« вытеснение ») неприемлемой потребности. С позиций бихевиоризма, тревога и, в частности, фобии первоначально возникают как условно — рефлекторная реакция на болезненные или устрашающие стимулы. В дальнейшем тревожная реакция может возникать и без стимула. Позднее появившаяся когнитивная психология делает акцент на ошибочных и искаженных мыслительных образах, предшествующих появлению симптомов тревоги. Например, пациент с паническим расстройством может преувеличенно реагировать на нормальные телесные ощущения ( такие, как легкое головокружение или сердцебиение ), что ведет к усилению страха и тревоги, нарастающих до панического приступа.<\p>

6 Причины тревожных расстройств Биологические теории рассматривают тревожные расстройства как следствие биологических аномалий, связывая их, в частности, с заметным увеличением продукции нейромедиаторов. За многие симптомы тревожности, возможно, отвечает т. н. голубое пятно, расположенное в стволовой части головного мозга. Электрическая стимуляция этой области вызывает заметный страх и тревогу. Многие пациенты с паническим расстройством чрезвычайно чувствительны к едва заметному увеличению содержания углекислого газа в воздухе. По традиционной отечественной систематике тревожные расстройства относятся к группе невротических ( функциональных ) расстройств ( неврозов ), т. е. к психогенно обусловленным болезненным состояниям, характеризующимся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, осознанием болезни и отсутствием изменений самосознания личности.<\p>

7 Причины тревожных расстройств Нейромедиаторная теория Механизм, связанный с серотонином В рамках нейрофизиологического подхода, исследователи выдвигают теорию о связи расстройства с нарушениями коммуникации между глазнично — лобной корой мозга и базальными ганглиями. Процесс передачи информации между нейронами регулируется, в частности, обратным захватом нейротрансмиттеров в нейроны. Предполагается, что у больных происходит повышенный обратный захват серотонина, и импульс не доходит до следующего нейрона. В пользу этой теории выступает то, что больные чувствуют пользу от приёма антидепрессантов класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.<\p>

8 Причины тревожных расстройств Нейромедиаторная теория Механизм, связанный с дофамином Таже различные независимые исследования показали, что многие пациенты имеют повышенную концентрацию дофамина в базальных ганглиях ( левом хвостатом ядре и левой скорлупе ). Эти нейромедиаторыявляются частью так называемой « системы поощрения » и вырабатываются в больших количествах во время позитивного по представлению пациента опыта типа секса, наркотиков, алкоголя, вкусной еды, а также стимуляторов ассоцированных с ними.<\p>

9 МКБ -10 Согласно МКБ -10, тревожные расстройства делятся на : Тревожно — фобические расстройства ( т. н. другие тревожные расстройства, куда входят ): — паническое расстройство ; — генерализованное тревожное расстройство ; — смешанное тревожно — депрессивное расстройство ; — обсессивно — компульсивные расстройства ; — реакции на тяжелый стресс.<\p>

10 МКБ -10 Тревожно — фобические нарушения адаптации : — посттравматическое стрессовое расстройство ; — паническое расстройство ; — обсессивно — компульсивное расстройство.<\p>

11 Описание расстройств Паническое расстройство – это периодически повторяющиеся приступы паники, т. е. внезапного возникновения страха и дискомфорта, связанного с такими симптомами, как одышка, сердцебиение, головокружение, удушье, боль в груди, дрожь, усиленное потоотделение и страх умереть или сойти с ума. Обычно эти приступы длятся от 5 до 20 минут. Основной чертой генерализованного тревожного расстройства является тревога, которая стойкий характер, не ограничивается какими — либо определенными средовыми обстоятельствами и даже не возникает с явной предпочтительностью в этих обстоятельствах. Смешанное тревожное и депрессивное — когда у больного присутствуют симптомы как тревоги, так и депрессии, но ни те, ни другие по отдельности не являются отчетливо доминирующими или выраженными настолько, чтобы определить диагноз.<\p>

12 Описание расстойств Социальная фобия – это чрезмерный страх пережить унижение или смущение на глазах у других людей, заставляющий больного избегать таких ситуаций. Простая фобия – это постоянный сильнейший страх конкретного объекта или ситуации Обсессивно — компульсивное расстройство включает навязчивости, часто в сочетании с компульсивностью. Навязчивости ( обсессии ) – это упорно и неотступно преследующие человека идеи, мысли или импульсы, которые воспринимаются как бессмысленные и неприятные, например богохульные мысли, мысли об убийстве или сексе. Посттравматический стресс – психическое заболевание, которое возникает вследствие тяжелых потрясений или физически травмирующих событий<\p>

13 Симптомы тревожного расстройства учащенное сердцебиение ; потливость ; тремор или дрожь ; затруднение дыхания, ощущение комка в горле или затруднение при глотании ; боль и дискомфорт в груди ; тошнота или абдоминальный дистресс ( например жжение в желудке ); чувство головокружения, неустойчивости или обморочности ; чувства, что предметы нереальны ( дереализация ) или что собственное « Я » отдалилось или « по настоящему находится не здесь »; страх потери контроля, страх сумасшествия, страх умереть. приливы жара или ознобы ; онемение или ощущение покалывания ; мышечное напряжение или боли ; беспокойство и неспособность к релаксации ; чувство нервозности, « на взводе » или психического напряжения ; усиленное реагирование на неожиданности или на испуг ; затруднения в сосредоточении внимания или « пустота в голове » из — за тревоги или беспокойства ; постоянная раздражительность ; затрудненное засыпание из — за беспокойства.<\p>

14 Диагностика тревожного расстройства Диагноз тревоги ставится исключительно врачом — психиатром. Для постановки диагноза первичные симптомы тревоги должны присутствовать у больного в течение как минимум нескольких недель. Основные диагностические трудности возникают при определении конкретного вида тревожного расстройства, так как они имеют общие симптомы и различаются преимущественно временем и местом их возникновения.<\p>

15 Диагностика тревожного расстройства При подозрении на тревожное расстройство необходимо оценить несколько моментов : — наличие симптомов повышенной тревожности ( чувство тревоги, страхи, нарушения сна и вегетативной регуляции и т. д.); — длительность существования симптомов ( при тревожных расстройствах симптомы сохраняются на протяжении нескольких недель или дольше ); — имеющиеся симптомы не являются нормальной реакцией на стресс ( человек не находится в зоне военных действий, ему и его близким ничего не угрожает ); — имеющиеся симптомы не связаны с заболеваниями внутренних органов ( например, паническая атака имеет много общего с приступом стенокардии, поэтому при наличии выраженных вегетативных симптомов необходимо обследование у врача общей практики ) и не являются вторичными по отношению к психическим расстройствам ; — условия, в которых появляются симптомы ( постоянная тревожность при генерализованном тревожном расстройстве ; приступы, не имеющие четкой зависимости от условий при паническом расстройстве ; приступы, связанные с конкретным объектом при простых фобиях, или возникающие в определенных ситуациях при агорафобии и социофобии ).<\p>

16 Заключение Тревожные расстройства можно эффективно лечить рациональным убеждением, лекарствами или тем и другим. Поддерживающая психотерапия может помочь человеку разобраться в психологических факторах, которые провоцируют тревожные расстройства, а также научить постепенно с ними справляться. Проявления тревоги иногда уменьшаются с помощью релаксации, биологической обратной связи и медитации. Имеется несколько видов лекарств, позволяющих некоторым больным избавиться от таких мучительных явлений, как чрезмерная суетливость, мышечное напряжение или неспособность уснуть.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/713461/

Тревожность в структуре эмоциональной устойчивости личности

Dolgova Valentina, doctor of psychology, candidate of education, full professor

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship — «Russia»;

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 152

В работе проведен анализ тревожности и её влияния на эмоциональную устойчивость личности; показано общее, особенное и взаимосвязи в проявлениях тревожности и страха; с помощью шкалы тревожности Спилбергера – Ханина определены уровни ситуативной и личностной тревожности; названы функциями психолога применительно к психотерапевтическим отношениям коррекционной работы.

Ключевые слова: тревожность, страх, эмоциональная устойчивость, ситуативная тревожность, личностная тревожность, функции психолога.

In work the analysis of anxiety and its impact on the emotional stability of the individual; demonstrates the General, special and relations in the manifestations of anxiety and fear; with scales anxiety Spielberg – Hanina defined levels of situational and personal anxiety; named functions of the psychologist in relation to psychotherapeutic relationships of corrective work.

Keywords: anxiety, fear, emotional stability, situational anxiety, personal anxiety, the functions of a psychologist.

В работах специалистов тревожность рассматривается во всех возможных аспектах: от биологического до социального [1-16].

Тревожность (условный страх) наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения.

При этом основные (первичные) эмоции подкрепления – тревожность (страх) и надежда, облегчение и разочарование — вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение – тревожности (страха), разочарование – надежды.

Основная функция тревожности – сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх (О.Х. Маурер).

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата.

Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде (личностная тревожность).

В других они обнаруживают тревожность время от времени, в зависимости от обстоятельств (ситуационная тревожность).

Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом, механизмом развития. Тревожный человек отличается частым проявлениям беспокойства и тревоги, большим количеством страхов в ситуациях, в которых ему ничего не грозит.

Он отличается особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью, низкой самооценкой, поэтому у него возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Проблема профилактики и терапии кризисных состояний является одной из наиболее актуальных для современной психологии.

Люди, проявляющие тревожность, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения, нуждаются в снятии эмоционального напряжения.

С физической точки зрения, тревога не отличается от страха, главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиции теории стресса (Г. Селье).

Опираясь на взгляды последнего автора, мы составили  таблицу 2 дифференциальной диагностики страха и тревоги.

Вместе с тем, все страхи можно условно разделить на природные, социальные и внутренние.

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и, помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей, включают страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д.

Социальные страхи – это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны  сверстников и т.д.

Так что в возрастном диапазоне страхов будет их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах,  наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиции теории стресса (Г. Селье).

С опорой на эти взгляды специалистов мы составили  таблицу 1 дифференциальной диагностики страха и тревоги.

Таблица 1

Дифференциальная диагностика страха и тревоги

Признак
  • Возникает до наступления опасности
  • Возникает во время наступления опасности
  • Для каких типов высшей нервно деятельности  наиболее характерна
  • Характер стимулов, вызывающих эмоцию
  • Неопределенный, абстрактный характер
  • Определенный, конкретный характер
  • Источником является прошлый травмирующий опыт
  • Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений
  • Инстинктивно-обусловленная

Источник: http://gisap.eu/node/75765

Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных

Тревожные

У многих людей имеется высокая тревожность, т.

е выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают (Spilberger, 1966). В. С.

Мерлин (1973) определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Тревожные люди боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе.

Некоторые авторы говорят не об общей тревожности, а о частной, специфической, связанной с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации (Endler et al, 1962; Martens, 1977, и др.). Например, Д.

Саразон (Sarason, 1972) ввел понятие «тестовой» тревожности, отражающей склонность к этому состоянию в ситуациях экзамена, тестирования.

В других исследованиях говорится о частной личностной тревожности, связанной с публичным выступлением, общением, обучением плаванию, участием в соревнованиях, конкурсах и т. п.

Нейрофизиологические механизмы высокой тревожности до конца еще не выяснены. Предполагается, что тревожность связана с активностью лобных долей, так как лейкотомия (перерезка путей, связывающих лобные отделы полушарий с подкорковыми образованиями) снижает уровень хронической тревожности. Ч. Спилбергер подчеркивает роль субъективно-эмоциональных и вегетативных явлений.

О. Г. Мельниченко (1979) показала, что для высокотревожных характерны эмоциональная неуравновешенность (фактор С по Р.

Кэттеллу), робость (фактор Н), неуверенность в себе (фактор О) и взвинченность, напряженность (фрустрированность — фактор Q). У них более высокий и менее стабильный уровень притязаний.

Со стороны биохимических показателей их особенностью является более высокий фоновый уровень лактата в крови.

По данным Р. Л. Астахова (2000), тревожность имеет связь с показателями шизотимии, покорности, озабоченности, сентиментальности, негативизма, подозрительности, страха.

Все эти личностные особенности имеют природную основу, в качестве которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы. В свое время В. Д. Небылицын (1966) предполагал, что лица со слабой нервной системой более склонны к тревожности, чем лица с сильной нервной системой. Это нашло подтверждение в ряде исследований.

Выявлено (Белоус, 1970; Ильин, 1976; Катыгин и др., 1979), что высоко тревожные лица чаще имеют слабую нервную систему (табл. 14.5), следовательно, и высокую активацию в покое, которая связана, скорее всего, с возбуждающим влиянием на кору головного мозга ретикулярной формации.

У высокотревожных найдена и большая, чем у низкотревожных, величина КГР в покое (Катыгин и др., 1979).

Если в моем исследовании использовался опросник Г. Айзенка, то в работе Ю. А. Катыгина и др. (1979) использовался опросник Д. Тейлор (1953). У высокотревожных слабая нервная система была в 86% случаев против 64% у низкотревожных.

Сильная нервная система была найдена в 14% и 36 % соответственно. Кроме того, в этом исследовании было установлено, что высокотревожным чаще присущи инертность нервных процессов и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Г. Б.

Суворов (1981) подтвердил своим исследованием спортсменов-мужчин, что высокая тревожность связана с инертностью нервных процессов.

По данным Е.Ильина, у лиц с высокой тревожностью (по Ч. Спилбергеру) более выражен мотив достижения.

Предприняты попытки выявить роль наследуемости тревожности как черты личности. Р. Кеттелл и И. Шейер (Cattell, Scheier, 1961) показали, что влияние среды проявляется гораздо сильнее и что лишь один фактор,входящий в тревожность, существеннозависит от наследственности.

Возрастно-половые особенности тревожности. В исследовании Н. В. Бирюковой и др. (1976) было выявлено, что больше всего школьников с высоким нейротизмом (16 баллов и выше по опроснику Г. Айзенка) имеется у девочек в 7-8-летнем возрасте, а у мальчиков — в 9-10-летнем возрасте. Затем число таких лиц уменьшается.

Наличие большого числа учащихся с высоким нейротизмом в младших классах скорее всего объясняется попаданием детей в новую непривычную обстановку, а последующее снижение числа таких учащихся — адаптацией к школьному обучению, которая, судя по полученным данным, быстрее происходит у девочек.

Эффективность общения у высокотревожных. А. В. Никитина (2000) изучала, какие проблемы в общении со сверстниками испытывают дети в возрасте 11 лет с высокой и низкой тревожностью.

Оказалось, что первые дали наиболее высокие баллы по утверждениям: «Я не могу довериться своим друзьям полностью», «Бывает, что я не успеваю собраться с мыслями, мне трудно сформулировать мысль», «Меня не понимают», «Меня не понимает мой друг».

Таким образом, высокая тревожность действительно создает проблемы в общении. По данным В. Р. Кисляковской, даже при эмоциональном благополучии тревожность ожиданий в общении имеет место у 45 % подростков.

Эффективность деятельности тревожных. В отношении роли тревожности в успешности обучения разными исследователями получены неоднозначные результаты.

Показано (Cattell, Scheier, 1961), что связь тревожности с успешностью умственной деятельности зависит от многих факторов: мотивации, трудности материала, возраста и других факторов.

В целом имеется отрицательная корреляция между тревожностью и успешностью обучения, однако подчеркивается, что незначительный уровень тревожности может способствовать обучению, увеличивая продолжительность самостоятельной работы с учебным материалом. Н. А.

Курдюковой (1997) выявлено, что у учащихся 10-11-х классов с высокой тревожностью успеваемость хуже, чем у учащихся с низкой тревожностью. По данным Ч. Спилбергера, студенты с высокой тревожностью в четыре раза чаще отчисляются из колледжа. С этим согласу-

Глава 14. Эмоциональные типы

Рис. 14.7. Связь двигательной активности с тревожностью

А — высокая тревожность; Б — низкая тревожность. По вертикали — число случаев, %; по горизонтали: I — младшие классы; II — средние классы; III — старшие классы

ются и данные Н. П. Фетискина (1987), который выявил, что по сравнению с отличниками у отчисленных студентов высокая личностная тревожность встречалась чаще (в 49 % случаев против 36 %), но у них же чаще встречалась и низкая тревожность (30 % против 21 %). Эти результаты отражают, очевидно, две причины неуспеваемости и отчисления.

Высокотревожным трудно выдерживать нервно-психическое напряжение, связанное со сдачей зачетов и экзаменов. Низкая же тревожность, наоборот, не вызывает ответственного отношения к учебе, что тоже приводит к плачевным результатам.

Преуспевали в учебе (были отличниками) чаще всего студенты со средней степенью тревожности (43 % против 21 % у отчисленных).

В исследовании Е. А. Сидорова (1983) было выявлено, что чем ниже была активность школьников на уроках физкультуры, тем чаще встречалась высокая тревожность (рис. 14.7).

Р. Кэттелл и И. Шрейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Повышенная личностная тревожность, по данным Ю. А. Цагарелли (1979), отрицательно влияет на успешность концертно-исполнительской деятельности музыкантов.

Спортивные психологи (Миленин, 1970) установили, что высокотревожные спортсмены на ответственных соревнованиях, как правило, выступают плохо. Поскольку тревожность и страх тесно связаны, в ряде видов спорта (прыжки в воду, парашютный спорт) люди с высокой личностной тревожностью практически не встречаются, причем это касается не только спортсменов высокого класса, но и новичков.

Кроме того, по данным Н. П. Фетискина (1981), лица с высокой тревожностью менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью.

Однако и низкая тревожность может обусловливать плохую эффективность деятельности. Все зависит, очевидно, от вида деятельности, которым занимается человек. Так, по данным Н. Е.

Высотской (1979), низкий по оценкам педагогов уровень таких профессионально-важных качеств, как трудолюбие, эмоциональная выразительность, артистичность наблюдался у учащихся хореографического училища не только с высоким, но и с низким уровнем тревожности (причем лиц со средним уровнем тревожности было больше, чем лиц с высоким уровнем тревожности). В то же время высокий уровень этих качеств наблюдался у учащихся с высоким и средним уровнем тревожности, но не у учащихся с низким уровнем тревожности (табл. 14.6).

Таблица 14.6 Профессиональные качества и уровень тревожности

КачествоУровень тревожности (% случаев)
высокийсреднийнизкий
Трудолюбие хорошее плохое45,4 65,055,5 15,020,0
Выразительность хорошая плохая45,5 50,055,5 28,521,5
Артистичность хорошая плохая36,4 38,559,1 38,54,5 33,0

Таким образом, выявилась тенденция более высокой успешности учащихся со средним уровнем тревожности. Очевидно, это объясняет тот факт, что успеваемость по танцевальным дисциплинам и актерскому мастерству обнаружила только одну достоверную линейную корреляцию с тревожностью (в группе девушек успеваемость по характерному танцу была тем выше, чем больше была у учащихся личностная тревожность).

Очевидно, что меньшая успешность высокотревожных обусловлена стандартными подходами в обучении, без учета специфики их психологических особенностей. При разработке же методов обучения, адекватных для высокотревожных, их успешность обучения может быть не меньшей, чем у низкотревожных.

В качестве доказательства приведу результаты исследования Ю. Н. Шувалова (1988) по начальному обучению студентов плаванию. Было выявлено, что высокий нейротизм препятствует обучению неумеющих плавать из-за их боязни глубины.

Связано это было с тем, что у 80 % студентов с высокой тревожностью имелась и врожденная трусливость. Поэтому только 52 % высокотревожных студентов проявили заинтересованность в обучении плаванию (против 74 % с низкой тревожностью).

Не останавливаясь на всех деталях этого исследования, представляющих интерес лишь для специалистов, отмечу главное: использование дифференцированного подхода, разработанного Ю. Н.

Шуваловым с учетом специфичных особенностей высокотревожных студентов, в том числе и включение в учебную программу курса психической регуляции, позволило преодолеть негативные тенденции этих студентов и всех их обучить плаванию за отведенное учебным планом время (чего при стандартном, одинаковом для всех подходе достигнуть не удавалось).

Тревожность влияет на стиль деятельности. Н. А.

Буксеев (1987) выявил, что высокая тревожность чаще встречается у борцов универсального стиля (в 83 % случаев), реже — у борцов контратакующего стиля (58 %) и еще реже — у борцов атакующего стиля, т. е. агрессивных (43 %).

По данным А. И. Горбачева (Ильин, Горбачев, Илларионов, 1974), у «мягких» (либеральных) спортивных судей высокая тревожность встречается чаще, чем у «жестких» (автократичных) судей.

Есть основания предполагать, что тревожность играет определенную роль в естественном отборе в некоторые виды деятельности, в частности — в спорте.

Так, практически не обнаружены спортсмены с высокой тревожностью в таких видах спорта, как парашютный, причем как среди мастеров, так и новичков (Карольчак, 1970; Григорьева, 1975), и прыжки в воду (Демьянов и др., 1974).

У гандболисток различного амплуа выделяются вратари, среди которых высокая тревожность встречается очень редко (всего у 10%). Действительно, трудно представить себе классного вратаря (а это были вратари сильнейших в СССР команд), обладающего высоким нейро-тизмом, эмоционально неустойчивого, т. е. не хладнокровного.

Выделялись и центровые, у которых высокая тревожность встречается чаще (в 20 %), но по сравнению с другими амплуа значительно реже (Ильин и др., 1974). По своей функции они должны лезть напролом к воротам соперника, несмотря на столкновения с защитниками противоборствующей команды и их жесткое, а порой и жестокое противодействие.

Источник: https://studlib.info/sport/4235280-psikhologicheskie-i-psikhofiziologicheskie-osobennosti-vysokotrevozhnykh/

Осницкий А.К., Тарасова С.Ю. Психофизиологические показатели школьной тревожности — Журнал «Психологические исследования». ISSN 2075-7999

English version: Osnitsky A.К., Tarasova S.Yu. Psychophysiological indicators of school anxiety
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия
Центр психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН», Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования

Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе.

Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются пять последовательных измерений показателей тревожности и сопутствующих им психофизиологических показателей у 140 учеников 2–4-го классов. Гормональная функция изучалась путем измерения концентрации кортизола в пробах слюны у 26 детей.

Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации факторы опросника школьной тревожности Филлипса. Установлено, что риск формирования школьной тревожности и дезадаптации связан со статусным положением в ученическом коллективе, хорошей успеваемостью по основным предметам и прилежным поведением ребенка.

Физиологическим маркером функционального состояния нервно-психического напряжения у учащихся младших классов является содержание кортизола в пробах слюны . По результатам исследования индекс симпато-адреналового тонуса (А.Я.

Каплан) чувствителен в отношении нервно-психического перенапряжения у изолированных в ученическом коллективе детей с выраженным необычным поведением. Представляется целесообразным использование в условиях общеобразовательной школы психофизиологической батареи методик для выявления групп риска по показателям тревожности и дезадаптации.

Ключевые слова: учебная деятельность, тревожность, нервно-психическое напряжение, социометрический индекс, необычность поведения, концентрация кортизола, индекс вариационной пульсометрии

Последние десять лет проблеме приспособления детей к обучению уделяют внимание представители разных научных дисциплин: врачи, физиологи, психологи, педагоги и др. [Ахвердова, 2003; Колесникова, 2008; Кайгородова, 2010].

Согласно статистике, у 20% школьников отмечается социально обусловленная патология, а нервно-психически здоровые дети составляют 68,4% от общего количества учащихся начальной ступени обучения [Заваденко, 2001; Henningsen, 2003; Прасолова, 2005; Колесникова, 2008; Тимербулатов, 2008].

Также ряд специалистов говорит об отрицательном влиянии современных, инновационных, форм преподавания на психосоматическое состояние школьника [Малых, 2005; Гюлушанян, 2009]. Зачастую мы имеем дело с большим числом травмирующих обстоятельств, которые в сочетанном виде могут нарушать гармоничность развития личности [Кубасов, 2003; Поскотинова, 2003, 2005, 2009; Кайгородова, 2010].

Поэтому проблема адаптации ребенка к школе требует системного, междисциплинарного подхода. Проявления школьной дезадаптации связаны либо с появлением затруднений детей в учебной деятельности, либо с нарушениями ими школьных норм поведения.

Внешним маркером может быть и экстравагантное, необычное поведение ребенка, которое в итоге становится не столько симптомом дезадаптации, сколько формой приспособления (психологической защиты) к индивидуально неприемлемым условиям школьного обучения. Однако бывает, что признаки дезадаптации не столь очевидны.

Всегда ли академическая успешность школьника говорит о его благополучном психофизиологическом статусе? Возможен вариант, когда внешнее благополучие детей с хорошей успеваемостью скрывает серьезные личностные проблемы, повышенную тревожность, неадекватную самооценку.

Очевидно: повышенная психофизиологическая плата за академический успех может вскоре обернуться истощением психических и физиологических ресурсов организма. Внешняя компенсация часто делает неразличимым, в каких случаях низкая успеваемость свидетельствует о недостаточных способностях и недостаточной учебной мотивации ребенка, а в каких – о его реакции на условия школьной среды.

Это далеко не праздные вопросы для родителей ребенка и школьного психолога. От ответа на эти вопросы зависит выработка стратегии работы с дезадаптированным школьником, успешность коррекции и социального сопровождения. Помимо собственно психологических методик для выявления повышенной тревожности и дезадаптации используются и психофизиологические.

В роли интегративного показателя здоровья хорошо зарекомендовали себя параметры вариабельности ритма сердца, то есть индексы вариационной пульсометрии [Баевский, 1997; Каплан, 1999; Gorman, 2000; Михайлов, 2000; Zachariac, 2000; Котельников, 2000; Хрулева, 2004; Калиниченко, 2008; Калюжный, 2008].

Повышенный индекс вариационной пульсометрии свидетельствует о высокой «физиологической цене» затрачиваемых ребенком усилий в учебной деятельности [Малых, 2008; Марчик, 2008; Миронова, 2008; Смагулов, 2008]. Другим физиологическим индикатором адаптации человека может быть концентрация кортизола в пробах слюны [Кубасов, 2003; Поскотинова, 2003, 2005, 2009].

Отметим, что возможны варианты развития дезадаптации человека, когда негативные изменения систем организма уже присутствуют, но объективно еще не диагностируются. Иногда именно психологическое обследование способно выявить группу риска по школьной тревожности и дезадаптации [Ботникова, 2004]. Удачным примером такого инструмента является опросник школьной тревожности Филлипса. В этой связи целью нашего исследования было выявление закономерных связей социально обусловленных, психологических и физиологических показателей адаптации детей к условиям обучения в младшей школе. Поставленная цель определила первоочередные задачи исследования. 1. На основе лонгитюдного исследования определить психофизиологические показатели, наиболее чувствительные к состоянию дезадаптации у школьников младших классов.

2. На основе сопоставления результатов и корреляционного анализа выявить социально-психологические показатели, наиболее сопряженные с физиологическими показателями нервно-психического перенапряжения у школьников младших классов.

Методы

Для оценки нервно-психического напряжения в нашем исследовании использовались методы диагностики ряда психологических и физиологических показателей.

Психодиагностические методики

Источник: http://psystudy.ru/num/2011n2-16/455-osnitsky-tarasova16

Ссылка на основную публикацию