Моделирование — психология

ПСИ-ПОРТАЛ

Моделирование - психология

Автор: Алексей Недозрелов, 09 Фев 2013

Психологическое моделирование – «создание моделей навыков и психических процессов на основе описаний глубинной структуры субъективного опыта».

 Звучит муторно, правда? Если говорить простым языком, то все просто: если у одного человека что-то хорошо получается, то нам нужно понять, каким образом этот навык формируется в глубинной структуре его опыта, и тогда мы сможем передать данный навык другому человеку. Собственно, это и есть моделирование в психологии.

Стоит сказать, что моделировать можно не только навыки, но и состояния, а также психические процессы, и моделирование методами НЛП является далеко не единственным направлением психологического моделирования.

Если современное моделирование в психологии во многом базируется на методах НЛП, то и в основе самого НЛП лежит моделирование – именно идея моделирования эффективности позволила изначально воссоздать успешные паттерны гениев современности (Милтона Эриксона, Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Грегори Бейтсона), а затем – объединить их в систему нейро-лингвистического программирования. И моделирование же является кульминацией НЛП – способность создавать собственные модели и системы описания субъективного опыта, воспроизводимые другими людьми, традиционно считается одним из важнейших критериев мастерства в НЛП.

Определимся с понятием: психологическое моделированиесоздание описания поведенческого навыка, позволяющего другим людям обучиться этому навыку. В НЛП выделяют два типа моделирования – из 2-ой и из 3-ей позиции восприятия.

С моделированием из 3-ей позиции связано явное моделирование, цель которого – создание структурированного описания опыта. Моделирование из 2-ой позиции называют неявным, его цель – глубинное понимание процесса, без попыток логического объяснения совершаемых действий.

Спецификой НЛП-моделирования является то, что оно сочетает оба этих подхода.

Общую схему психологического моделирования методами НЛП можно разделить на несколько этапов.

Этапы психологического моделирования методами НЛП:

  1. Подготовка – идентификация навыка, поиск людей, обладающих навыком, договоренность с бессознательным о безопасности процесса;
  2. Макро-моделирование – разбивка навыка на базовые блоки и создание общего описания, разложение навыка в формате модели Т.О.Т.Е.

    , создание общей метафоры навыка, выявление стратегий, лингвистических особенностей, ценностей, убеждений, физиологических состояний и метапрограммного профиля для каждого из этапов;

  3. Микро-моделирование – описание навыка на более детальном уровне разбивки, подробное описание каждого из блоков, детализация, дающая полное описание навыка и позволяющая ему научиться;
  4. Мета-моделирование – создание комплексного описания навыка;
  5. Вычитание – облегчение модели, избавление от лишних и ненужных элементов.

Наиболее популярными системами моделирования в психологии методами НЛП являются стратегии моделирования Джона Гриндера, Роберта Дилтса и Дэвида Гордона. И если стратегия психологического моделирования Джона Гриндера скорее ориентирована на неявное моделирование, то стратегии Дэвида Гордона и Роберта Дилтса – на аналитическое создание описательных систем.

Стратегия моделирования по Джону Гриндеру:

  1. Определение навыка и поиск человека, им обладающего;
  2. Подстройка и бессознательное «снятие» паттернов без всяких попыток логически объяснить их смысл, слепое доверие носителю навыка и вера в эффективность этих действий;
  3. Самостоятельное воспроизведение скопированных паттернов, до тех пор, пока не будут получены результаты, близкие к результатам моделируемого;
  4. Рефлексия, кодирование паттенов, создание комплексной модели на основе описания как паттернов моделируемого, так и собственных освоенных паттернов;
  5. Проверка – инсталляция модели в третьего человека.

При создании комплексных описательных моделей важно использовать описание всех ключевых элементов:

  • Убеждения и ценности
  • Стратегии
  • Эмоции
  • Внешнее поведение.

Для выявления стратегий используется модель Т.О.Т.Е. (тест-операция-тест-выход), состоящую из четырех базовых элементов:

  • Вход (первый тест, запуск стратегии) – триггер, который запускает стратегию. На этом этапе для нас важна информация, как человек понимает, что пора начинать запускать стратегию, или какие факторы должны сложиться, чтобы она запустилась автоматически;
  • Операция – на данном этапе происходит действие, доступ к данным (ресурсам), необходимым для выполнения действия, и их обработка;
  • Обратная связь – тест, определение результатов совершенного процесса, сопоставление имеющегося и желаемого состояния;

Дэвид Гордон предлагает выстраивать выявление стратегий на понятийном аппарате, в который включены следующие составляющие:

  • Критерий – элемент, отвечающий за важность навыка и придающий ему смысл;
  • Определение критерия;
  • Сенсорное описание;
  • Причинно-следственная связь;
  • Мотивировка;
  • Первичная и вторичная операции стратегии Т.О.Т.Е.;
  • Поддерживающие эмоции.

Для моделирования состояний часто используются модели BAGEL, SOAR и ROLE. На уровне выявления физиологии используется модель BAGEL:

B – поза, положение тела;

A – ключи доступа (мимика, голос, дыхание)

G – жесты

E – движения глаз

L – языковые паттерны.

Для выявления динамики состояний может использоваться модель SOAR (состояние – операция – и – результат), показывающая взаимосвязь состояний и выполняемых действий, и для выявления репрезентаций – модель ROLE:

R – репрезентативная система

O – ориентация вовне или вовнутрь

L – взаимосвязь задействования репрезентативных систем – последовательности и синестезии

E – эффекты.

Стратегия моделирования по Роберту Дилтсу (краткое изложение):

  1. Определение навыка и поиск специалиста
  2. Сбор информации – как из 3-ей позиции, так и из 2-ой (подстройка и ассоциированное проживание паттернов)
  3. Структурирование полученной информации, сведение паттернов в единую модель
  4. Проверка эффективности модели на собственном опыте
  5. Оптимизация модели, вычитание балластных элементов
  6. Структурирование способа инсталляции модели другим людям
  7. Определение способов измерения эффективности модели и границ ее применения.

Стратегия моделирования по Дэвиду Гордону (краткое изложение):

  • Макро-моделирование:
    • Выявление убеждений – что отвечает за важность навыка и придает ему смысл, что является более высоким критерием, каковы сенсорные подтверждения критерия, каковы фоновые убеждения;
    • Выявление стратегий – определение набора внутренних процессов и внешнего поведения;
    • Выявление эмоций – состояния, на базе которых человек строит свое поведение, а также сигнальные эмоции, отражающие правильность или неправильность протекания стратегий;
    • Описание внешнего поведения – поведение, действия, движения, мимика, вербализации и т.д.
  • Микро-моделирование: разбивка навыка на этапы стратегии Т.О.Т.Е. (запуск, процесс, выход) и повторение процедуры для каждого этапа;
  • Создание комплексной модели.

Таковы основные идеи психологического моделирования с помощью НЛП. В следующих статьях мы разберем другие методы моделирования в психологии.

Источник: http://portal.psymodelling.ru/psiholigihceskoe-modelirovanie/

Методы моделирования

Методы моделирования

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности — ее модели.

Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель — это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении.

Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда: — системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности; — требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала; — изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются; — требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.


Задачи моделирования:

— описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации; — прогнозирование развития психических явлений; — идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

— оптимизация условий протекания психических процессов.

Коротко о классификации моделей в психологии. Выделяют модели предметные и знаковые. Предметные имеют физическую природу и в свою очередь подразделяются на естественные и искусственные. Основу естественных моделей составляют представители живой природы: люди, животные, насекомые.

Вспомним верного друга человека -собаку, послужившую моделью для изучения работы физиологических механизмов человека. В основе искусственных моделей лежат элементы «второй природы», созданные трудом человека. В качестве примера можно привести гомеостат Ф. Горбова и кибернометр Н.

Обозова, служащие для исследования групповой деятельности.

Знаковые модели создаются на основе системы знаков, имеющих самую различную природу. Это: — буквенно-цифровые модели, где в качестве знаков выступают буквы и цифры (такова, например, модель регуляции совместной деятельности Н. Н.

Обозова); — модели специальной символики (например, алгоритмические модели деятельности А. И. Губинского и Г. В.

Суходольского в инженерной психологии или нотная запись для оркестрового музыкального произведения, в которой заложены все необходимые элементы, синхронизирующие сложную совместную работу исполнителей); — графические модели, описывающие объект в виде кружков и линий связи между ними (первые могут выражать, например, состояния психологического объекта, вторые — возможные переходы из одного состояния в другое); — математические модели, использующие разнообразный язык математических символов и имеющие свою классификационную схему;

— кибернетические модели построены на основе теории систем автоматического управления и имитации, теории информации и т. д.

Источник: https://psyera.ru/metody-modelirovaniya-978.htm

Моделирование и реконструкции — Основы психологии Библиотека русских учебников

Моделирование и реконструкции - Основы психологии Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОсновы психологииПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

. Моделирование в психологии — это метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто — математических). Во д»моделью»понимают систему объектов или знаков, воспроизводящих некоторые сущностные свойства системы-оригинала.

Присутствие отношение частичной сходства («гомоморфизм») позволяет использовать мод эль качестве заменителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую ??замену достаточно наглядной.

Созданные упрощенные модели системы — действенное средство проверки истинности и полноты теор этических представлений в различных областях научного знания и, в частности, в психологииогії.

Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти.

Систематическое применение моделирования было характерным для гештальтпсихоло огии, которая пыталась найти физические аналоги формирование целостных структур (гаштальтив) в природных процессах образования кристаллов, в образовании негеометричних конфигураций и др..

Широкое использование этого метода в психологии началось в 50-е годы XX века, когда возникновение кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Это развитие было некоторой степени предупреждает ный в работах. ПКАнохина и. МО.

Бернштейна, создавших модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержавшие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведенияоведінки.

дальнейшем за короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование было распространено также на сложные виды интеллектуальной деятельности, такие я как игра и решения различных задач (АНьюелл,. ГСаймон).

Весьма перспективным в современной когнитивной психологии считается понимание психических процессов по аналогии с процессами вычисления, ряд ученые считают сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства своеобразной»компьютерной метафорой», которая может плодотворно использоваться в психологические их исследованиях высших познавательных функций человека — интеллекта, систем принятия решений тощтощо.

Представленные способы применения метода моделирования реализуют лишь одну из его техник — моделирование по аналогии.

Именно эта техника является наиболее родственным кибернетическим и компьютерным видением логик ки взаимопереходов и взаимосвязей явлений.

В психологическом исследовании моделирования * используется также в техниках»воспроизведение содержания»и»воспроизведение логики познания», которые применяются в теорети зации содержательных характеристик сущности изучаемых объявленияищ.

Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования направлено к построению»образа-модели»психологического явления, которое рассматривается как многомерное и багатозмистовне, а следовательно, как таковое е, реализующий систему естественных, социальных и духовных отношений.

Поэтому построены объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовнимы,»межуровневого», что делает информативный образ изучаемого ого явления целостное и полным.

Указанная техника моделирования используется применительно сложных смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, жизненного пути тощщо.

Моделирование как воспроизведение логики познания используется для теоретизации как сущности изучаемого предмета, так и способов и средств его познания и преобразования.

Эта техника моделирования направляется вана на постепенное восстановление динамических характеристик существования предмета в их развитии, а также — на построение адекватного средства познания воссозданной логики развертывания сущности явления»Двойная рефлексия»- основной механизм этой техники моделирования — требует особой подготовленности исследователя к работе с методом. Однако исследовательский эффект применения техники имеет двойной степень — теории я предмета и теория способа познания данного предметета.

Реконструкция в психологии применяется как метод теоретического исследования психологических явлений и заключается в содержательной и структурной перестройке явления, на которое направлена ??исследовательская действие психолога.

Ви идповидно выделяют содержательную реконструкцию, которая оперирует смысловыми признаками явлений, и структурную, направленную к формально-логических признаков данных явлений. Предметом реконструкции могут избираться как психолог.

Ичне явления, так и средства их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания тощщо.

Полифункциональность данного метода определяется не только многообразием его предметных адресатов, но и богатством техник, которые могут применяться в рамках метода. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация»когнитивных пространств», которым принадлежат исследуемые явления и по которым исследователь ввести данный метод.

Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных»когнитивных пространств», то возможно использование техники»прямая реконструкция», при условии разнородных пространств исследователь применяет опосредованную реконструкцию, но здесь обязательно избирается третье (обобщенное с а содержанием относительно первых двух) явление как опосредующим звеномка.

Качественная дифференциация изучаемых явлений осуществляется также по признаку»содержательной завершенности»или»когнитивной целостности»В зависимости от целей и задач исследования применяется креативная, или воспр ворююча, реконструкция, таким образом»новый смысл»предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным, или соответствующим»выходном содержания»по уровню завершенности и наполненности целом метод р еконструювання может применяться не только как средство теоретизации, но и как средство анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследованияня.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_kirichuk_ov/modelyuvannya_rekonstruyuvannya.htm

Общие сведения о моделировании психики

Общие сведения о моделировании психики

Под моделированием психикипринято понимать проектирование и конструирование искусственных аналогов различных психических явлений и лежащих в их базе нейрофизиологических и психологических механизмов.

Подобное моделирование на практике осуществляется двумя основными путями: через описаниеи через построение действующих моделœей.Эти два пути предопределились, по-видимому, двои ственным пониманием психики в материалистически ориентированной науке: психика как специфический способ отражения реальности и психика как свойство нервной системы (мозга).

Первая трактовка психики стимулирует ее изучение, опирающееся на сугубо психологические факты, которые получают через интерпретацию внешнего поведения субъекта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, это путь умозаключений, базирующихся на эмпирическом материале и носящих вероятностный характер.

Можно сказать, что в определœенном смысле это путь продвижения от следствия (поведение) к причинœе (психика). Второе понимание психики обусловливает ее изучение через обращение к ее материальному субстрату.

Сконструировав данный субстрат и ʼʼзапустивʼʼ его в работу, можно получить результаты (психические явления), аналогичные результатам функционирования мозга. В случае если аналогия будет высокой, то можно делать определœенные заключения о психике.

Но это, по большому счету, исследователœей, движущихся по этому пути, особенно не заботит. Стоит сказать, что для них важен практический эффект – решена ли задача, опознан ли объект, произведен ли выбор.

Иначе говоря, интерес представляет поведенческий эффект, обусловленный исходными параметрами модели. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, это путь, противоположный первому: от причины (мозг и психика) к следствию (поведение). Причем психика здесь воспринимается как промежуточный и не представляющий особого интереса элемент между ее субстратом и ее проявлением в виде поведения.

Первый путь — ϶ᴛᴏ путь ʼʼчистойʼʼ психологии при поддержке философии, приводящий к теоретическим знаниям о психике.

Конечной целью здесь является построение теорий психического отражения и личности, на базе которых можно совершенствовать процессы образования и воспитания, повышать эффективность психологической помощи, способствовать духовному развитию и самореализации людей.

Второй путь — ϶ᴛᴏ путь совместных усилий психологов и представителœей различных наук, приводящий к практическому ʼʼосвоениюʼʼ психики. Здесь конечная цель – выработка автоматов, способных помочь человеку, а иногда и заменить его в разнообразной деятельности.

На этом пути пока что наибольшей практической значимостью обладают, во-первых, работы в области робототехники и компьютерных игр (к примеру, ЭВМ, играющих в шахматы, карты и проч.) и, во-вторых, разработки устройств, способных компенсировать различные дефекты в работе анализаторных систем человека. К примеру, создание протезов отдельных механизмов слуха и зрения. Подобные разработки ʼʼв принципе открывают перспективы лечения глубоких поражений путей сенсорных системʼʼ [378, с. 87].

Описания могут даваться в словесном, графическом или математическом виде. Причем как в научной, так и в художественной и научно-фантастической формах. Вспомним хотя бы факты заимствования научным словарем термина ʼʼроботʼʼ из пьесы К. Чапека или термина ʼʼгироматʼʼ из произведений С. Лема.

Действующие модели — ϶ᴛᴏ обычно какие-либо технические устройства, с какой-либо степенью приближения выполняющие функции психики или ее физиологического субстрата – нервной системы и ее частей (головного мозга, его отдельных областей, нервной клетки).

Чаще всœего в роли таких устройств выступают электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с соответствующим логико-математическим (программным) обеспечением. Поскольку ЭВМ в последние десятилетия чаще обозначают термином ʼʼкомпьютерʼʼ {англ. computer от лат.

computare – 'считать', 'вычислять'), постольку это исследовательское направление называют ʼʼкомпьютерным моделированиемʼʼ.

Программы, обеспечивающие задуманное программистом функционирование машины, зачастую рассматриваются как самостоятельный вид модели.

И тогда они играют роль связующего звена между описательными и действующими моделями, включая в себя элементы тех и других.

В них в знаково-символической форме даются предписания (команды) машинœе действовать тем или иным образом (алгоритм) исходя из задачи и исходных и текущих условий.

Надо заметить, что бурная компьютеризация всœех сфер жизни современного человека и впечатляющие успехи в делœе компьютерного моделирования психики привели к неоправданному преувеличению его роли в психологической науке вплоть до нередкого отождествления с ним всœего многообразия моделирования в психологии.

Свидетельством тому служит заметный дисбаланс в пользу компьютерного моделирования и в ущерб другим видам моделирования как в суммарном объёме публикаций, так и в количестве обобщающих работ.

Здесь, по-видимому, сказывается, с одной стороны, пренебрежительное отношение психологов к обобщениям и систематизации знаний в области психологического моделирования и некомпьютерного моделирования психики.

С другой стороны, сказывается огромный интерес к компьютерному моделированию психики со стороны не столько психологов, сколько специалистов из других областей знания – математиков, физиков, биологов, физиологов, врачей, инженеров, философов. А их научная плодовитость затмила отдельные попытки психологов осмыслить метод моделирования в целом.

Итак, через описания реализуется преимущественно моделирование психологических механизмов. Моделирование физиологических механизмов осуществляется в основном через создание действующих моделœей.

Здесь уместно напомнить, что понятие ʼʼмеханизмʼʼ в науке в целом не имеет устоявшегося однозначного определœения, что накладывает отпечаток и на его понимание как в физиологии, так и в психологии. Как уже отмечалось, для психологии терминологическая неясность и неразбериха – норма. В. М.

Аллахвердов, к примеру, пишет: ʼʼВ психологии вообще нет ясных и общепринятых определœений практически всœех важнейших терминов. Крайне загадочны определœения психики, эмоций, памяти, интуиции, личности… Существующую психологическую терминологию не ругает только ленивыйʼʼ [4, с. 22].

По этой причине наша задача не пнуть лишний раз психологию за ее безалаберность, а всœе-таки прояснить хоть немного значение терминов ʼʼфизиологические и психологические механизмыʼʼ.

Наиболее целœенаправленно и подробно этой проблемы в отечественной науке касался Е. И. Бойко в работе ʼʼМеханизмы умственной деятельностиʼʼ [39]. Представляется, что на его мнение по этому вопросу можно ориентироваться. Е. И.

Бойко сетовал на разведение в науке терминов ʼʼфизиологические, или точнее нервные, механизмыʼʼ и ʼʼпсихологические (иногда называемые даже психическими) механизмыʼʼ. Он ратовал за их единство.

Дополнительную сумятицу, по его мнению, внесли и американские ученые, которые моделировали мышление с позиций информационного подхода [464] и ʼʼраспространили термин ʼʼмеханизмʼʼ на информационный аспект мыслительной деятельности и на программы для электронных вычислительных машин, имитирующих мышлениеʼʼ [39, с. 10].

Проанализировав практику употребления термина ʼʼмеханизмʼʼ в психологической литературе вообще и в литературе по моделированию психики в частности, Е. И. Бойко приходит к заключению, что для определœенности в понимании механизмов психики крайне важно учитывать (и указывать) три момента.

В первую очередь, понятие ʼʼмеханизмʼʼ всœегда требует дополнения: механизм чего-то. В психологии это понятие относится к психической деятельности или к психическим процессам, неразрывно связанным с их нервным субстратом.

Во-вторых, процессы и их механизмы не должны считаться чем-то внешним по отношению друг к другу. Тогда механизмы психических процессов следует считать входящими в состав этих процессов и неотделимыми от нервного субстрата.

В-третьих, изучение механизмов каких-либо явлений связано с объяснением этих явлений. Вскрыть механизм — ϶ᴛᴏ значит проникнуть в сущность явления.

Но, несмотря на эти разумные рекомендации, научная практика демонстрирует не только разделœение, но даже и противопоставление психологических механизмов физиологическим.

Главными инициаторами этого противопоставления всœе-таки (особенно в последнее время) выступают психологи, разочаровавшиеся в возможностях описания и интерпретации психических явлений на естественнонаучном языке.

Особенно ярко игнорирование физиологических основ психики демонстрирует гуманистическая психология, ориентированная на психолого-нравственные результаты. В связи с таким положением, видимо, крайне важно всœе-таки дать хоть какое-то более или менее внятное определœение рассматриваемым понятиям.

Предлагается под физиологическими механизмами психики понимать основные принципы работы нервно-гуморальной системы организма, обеспечивающей эффективность взаимодействия индивида со средой и поддерживающей гомеостаз организма как условие этой эффективности.

В ряду этих принципов, в первую очередь, следует упомянуть такие, как системная организация, ʼʼпорядок из хаосаʼʼ, нелинœейность, обратная связь, образование условных рефлексов, принцип полупроводника, принцип накопления (сум-мации) и фиксированного порога, специальное ускорение или замедление процессов (с помощью гормонов и медиаторов).

Моделирование физиологических и, в первую очередь, нейрофизиологических механизмов – область интересов многих наук. Голос психологов здесь, к сожалению, отнюдь не доминирующий.

Достаточно указать, что ʼʼни психология вообще, ни психология мышления в частности, ни философия обычно не называются в числе тех теоретических дисциплин, на которых основываются исследования в области ʼʼискусственного интеллектаʼʼ за рубежомʼʼ [145, с. 7]. Но именно здесь наиболее успешно используется компьютерное моделирование.

Материальность этих механизмов накладывает значительные ограничения на субъективизм в выборе моделœей и способов их построения. Вещественная представлен-ность и зримые результаты работы этих моделœей выступают мощными индикаторами их соответствия прототипу – нервному субстрату психики.

Можно сказать, что при моделировании физиологических основ психической деятельности у исследователя есть более четкие ориентиры для конструирования модели и более строгие критерии их оценки, чем при моделировании собственно психических явлений.

ʼʼВ случае если вопрос о моделировании субъективных явлений в известном смысле проблематичен, то моделирование материальных основ или механизмов этих явлений, напротив — представляется не только вполне возможным, но и весьма важным делом как для физиологов, так и для психологовʼʼ [40, с. 50].

Психологические механизмы предлагается понимать как способы осуществления психической деятельности человека на субъектном (психическое отражение: познание и регуляция), личностном (общение и деятельность), индивидуальном (самоактуализация и самореализация) и универсальном (духовность и мудрость) уровнях [243]. В отличие от физиологических механизмов психологические — ϶ᴛᴏ абстракции, предлагаемые психологами для более или менее убедительного объяснения наблюдаемых поведенческих актов и поступков людей. Примеры психологических механизмов: на субъектном уровне – ассоциации памяти, агглютинация как способ формирования образов воображения; на личностном уровне – вытеснение и сублимация как механизмы психологической защиты; на индивидуальном уровне – самоидентификация и самооценка; на универсальном уровне – трансцендирование.

Моделирование психологических механизмов – стихия психологов. Идеальность (нематериальность) психологических механизмов исключает их физическое воплощение и предоставляет неограниченные возможности своей презентации и интерпретации.

По этой причине мы имеем массу вариантов механизма сенсорного отклика (теория обнаружения сигнала, высокопороговая теория, нейроквантовая теория и др.) и еще большее число показателœей сенсорной чувствительности (от понятного, но не доказанного сенсорного порога до трудновоспринимаемой РХП – рабочей характеристики приемника).

По этой причине мы имеем множество теорий эмоций (от организменной теории Джеймса–Ланге до информационной теории П. В. Симонова). По этой причине мы имеем бесконечное число моделœей и теорий личности. В психологии вообще считается хорошим тоном множественность мнений по одному вопросу.

В разряд ее девиза можно отнести тезис: ʼʼсколько ученых, столько и мненийʼʼ.

При этом, безусловно соглашаясь с относительностью научных знаний и их потенциальной заряжен-ностью своим опровержением, всœе же крайне важно признать, что на определœенных и достаточно длительных этапах развития научной мысли она нуждается в устойчивых, ʼʼблагонадежныхʼʼ данных, играющих роль каркаса актуальных знаний человечества, согласующихся с доминирующей на данный исторический момент научной картиной мира (парадигмой). Чрезмерная множественность мнений в психологической науке отражает, видимо, не столько сложность и вариативность мира в целом и изучаемого предмета в частности, сколько отставание научного синтеза от анализа, теоретического обобщения от эмпирического исследования, систематизации знаний от накопления конкретных фактов.

Идеальность психологических механизмов кроме свободы мысли и творчества исследователœей обусловливает и практическую сложность (если вообще возможность) их эмпирической проверки. Сомнения в принципиальной возможности создания адекватных моделœей собственно психологических явлений Е. И. Бойко высказывал еще более 30 лет назад: ʼʼМоделирование субъективного образа как такового .

.. строго говоря, очень проблематично, в случае если не невозможно вообщеʼʼ [40, с. 50]. Тогда возникает вопрос о крайне важно сти таких моделœей. Ответ однозначен: несмотря на их дискуссионность, а зачастую и обескураживающие натянутость и надуманность, эти модели в науке необходимы и полезны.

Именно они составляют основной багаж психологии, без которого мы бы не имели вообще никакого научного представления о собственном внутреннем мире и не могли бы получать или оказывать квалифицированную психологическую помощь.

Ведь исходным моментом успешности применения любой психотерапевтической методики является убежденность использующего ее специалиста в истинности ее концептуальных основ, т. е. заложенной в ней модели человека и модели воздействия на него.

Венцом моделирования психики (в обоих вариантах) следует признать разработки моделœей сознания как интегратора всœех психических функций человека и моделœей личности как ʼʼвысшего психического синтезаʼʼ [243, 247].

Полученные на этом пути модели (как описательные, так и действующие) и результаты их использования служат базой для выдвижения психологических гипотез и преобразования их в соответствующие теории, которые, в свою очередь, дают импульсы к новым исследованиям с применением моделирования, приводящим к более современным теориям, стимулирующим разработку более совершенных моделœей… и так далее, и так далее по бесконечному пути познания.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/394874_obschie_svedeniya_o_modelirovanii_psihiki

Моделирование, как метод психологического исследования

Моделирование, как метод психологического исследования

Метод моделирования в психологических исследованиях развивается в двух направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности – моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности – моделирование ситуаций, связывающих изучаемые процессы, что принято называть психологическим моделированием.
Моделирование психики – метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели выделяют следующие классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов [71, с. 200].

Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях – бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике.

Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX века на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.

Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели.

С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются попытки построить вещественные – гипотетические и бионические – модели психической деятельности (одной из первых успешных моделей стал перцептрон Ф. Розенблатта [74]).

Отметим, что Норберт Винер в своей знаменитой книге «Кибернетика» писал о сложности построения математических моделей в общественных науках [18, с.

246-247]: «Все большие успехи точных наук связаны с такими областями, где явление отделено достаточно резко от наблюдателя… В общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму. Наблюдатель может оказывать значительное влияние на явление, привлекшее его внимание.

При всём уважении к разуму, умению и честности намерений моих друзей-антропологов, я не могу поверить, что любое исследованное ими сообщество останется тем же самым после этого исследования. Не один миссионер, приводя первобытные языки к письменной форме, закреплял в качестве вечных законов таких языков плоды своего собственного непонимания.

В общественных обычаях народа много такого, что рассеивается и искажается при первом же обследовании… В общественных науках мы имеем дело с короткими статистическими рядами и не можем быть уверены, что значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими».

Вместе с тем, математическое моделирование в психологии в последнее десятилетие развивается весьма интенсивно.

Использование математических методов в психологии осуществляется в следующих формах [27]: — при статистической обработке результатов наблюдений; — при определение закономерностей, описывающих соотношения между переменными, изучаемыми в эксперименте; — при создании и испытании математических моделей.

Если первые две формы повсеместно применяются в психологических исследованиях, то развитие третьей формы сталкивается с рядом трудностей, связанных со спецификой моделируемого объекта. Как отмечают Б.Ф. Ломов, В.И. Николаев, В.Ф.

Рубахин [27], психическое не представляет собой замкнутой системы, существующей изолированно от других систем материального мира (физической, брюлогической, социальной). Все это создает, конечно, большие трудности на пути применения методов математического моделирования.

Помимо этого, в математических моделях в психологии, как правило, берется лишь какой-то один определенный аспект рассмотрения тех явлений, процессов и т.д., которые изучаются психологией. Как правило, построение математической модели опирается на значительное упрощение изучаемой ситуации. Следовательно, к получаемым на её основе выводам нужно относиться осторожно. Вместе с тем, даже весьма грубая на вид идеализация позволяет глубже вникнуть в суть проблемы. Выбор и управление параметрами модели позволяет глубже проанализировать исследуемое явление. В процессе психологического моделирования, как отмечает В.В. Никандров [50], исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения). Сопоставление исходных условий психогенной ситуации с параметрами поведения объекта позволяет, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования; во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей; в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.

В.В. Никандров определяет следующие основные особенности психологического моделирования.

1. Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика. 2. Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет). 3. Применение моделирующих средств – методических пособий (инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (измерительной аппаратуры) или фармакологических средств. 4. Целенаправленность воздействий на объект. 5. Гуманизация воздействий. 6. Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7. Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.

Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии: эксперимента, психодиагностических методов, психофизиологических и психотерапевтических методов.

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. Специфическим видом психологического моделирования являются психологические тренинги.

Современный этап развития моделирования, как метода исследования в психологии характеризуется [79]: – разработкой новых подходов к измерению в психологии (моделирование макродинамики как результата микродинамических процессов; разработка шкал, основанных на мягких вычислениях; применение качественного интегрирования и др.); – разработкой моделей динамики взаимодействия психических систем; – разработкой моделей естественных систем (менеджмент, психотерапия); – возрастающим интересом к инженерии знаний, структуре переработки информации и когнитивным стратегиям; – переосмыслением предложенных ранее подходов с учетом современного состояния развития психологической науки.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120-psychodiagnostics/2335-modelirovanie-kak-metod-psixologicheskogo-issledovaniya-

О моделировании психической деятельности

О моделировании психической деятельности

В последнее десятилетие под влиянием кибернетики во многих отраслях знания, в том числе и в психологии, получил широкое распространение особый метод научного исследования, названный моделированием.

Моделирование представляет собой метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т. е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно.

Так, медики изучают течение некоторых опасных болезней человека и способы их лечения на животных, искусственно вызывая у них эти болезни; химики строят модели молекул и атомов, астрономы — модели солнечной системы и космических явлений и т. д. Выводы, полученные при изучении модели, затем переносят на оригинал (прототип).

Здесь вы можете прочесть Рефлекторная природа психики (часть 1)

Но для того, чтобы знания об оригинале, добытые таким образом, были вполне достоверны, его модель должна отвечать определенным требованиям, а именно: она должна иметь сходство с оригиналом, в целом или в каких-то строго определенных свойствах имитировать изучаемый объект, должна быть относительно простой и удобной для исследования и, наконец, изучение ее должно давать ученому новое знание об оригинале, в противном случае моделирование не будет служить методом познания. Таким образом, моделирование — это научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определенных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое  знание.

Требования предъявляемые к психическим моделям

К моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, чем к моделям физических объектов.

Модели психики должны помочь ученому исследовать не только результат психической деятельности, но и сам процесс ее, что особенно важно и вместе с тем наиболее сложно в психическом моделировании.

В настоящее время более или менее успешно моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Крайне трудно (если только вообще возможно) создать действующую модель целостного поведения человека со всем богатством его индивидуальных переживаний, побуждений и стремлений.

Различают три основных вида моделей психики: знаковые, программные и вещественные. Знаковые модели — это точное словесное или математическое описание какого-либо явления психики. Соответственно знаковые модели делятся на вербальные (словесные) и математические.

Вербальные модели в процессе деятельности человека

Вербальные модели имеются в учебниках психологии, в статьях и книгах психологов. Так, научное описание процесса возникновения ощущения или восприятия есть модель реального протекания этих психических процессов.

Описание этапов формирования двигательного навыка, решения мыслительных задач, этапов волевого действия также представляют собой модели соответствующих психических явлений. Существенный недостаток вербальных моделей состоит в неполной их формализации.

Дело в том, что описание какого-либо факта психической деятельности может быть детальным или схематичным; может быть выражено разными словами; нередко одни и те же научные понятия разные исследователи обозначают разными терминами. Все это значительно снижает научную ценность вербального моделирования.

Кроме того, вербальные модели не способны к функционированию: изучая их, нельзя проверить исследуемый процесс в действии, в изменении. Вербальные модели психики — это недействующие, «застывшие» модели.

Математические модели представляют собой высоко формализованные модели психики

При построении их ученые пытаются описать психические процессы и другие стороны психической деятельности человека не словами, а языком математических формул и графиков. Поэтому указанные модели точнее вербальных, их однозначно понимают не только психологи различных научных направлений и стран, но также математики и инженеры.

Однако математические модели имеют существенный недостаток: они описывают главным образом внешнюю сторону психической деятельности, форму ее протекания, минуя содержание, которое невозможно или почти невозможно выразить математическими символами и их сочетанием.

Выигрывая в точности, математическое моделирование еще дальше, чем вербальное, отходит от реального протекания психической деятельности человека в область абстракции. Однако на определенной стадии научного исследования такой отход необходим.

Математические модели легко преобразовать в действующие: их можно заложить в электронно-вычислительную машину, работа которой и будет представлять собой математическую модель в действии.

Программные модели

Программные модели являются связующим звеном между знаковыми и вещественными. Создавая программные модели, ученые пользуются знаками — словами или математическими символами; вместе с тем эти описания так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели — действующие машины-автоматы, которые имитируют работу человеческого мышления, памяти, внимания и пр.

Программные модели делят на жестко-алгоритмические и эвристические. Жестко-алгоритмические программные модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, состоящего из строгой (жесткой) последовательности однозначных операций.

Понятие алгоритма часто встречается в современной науке. Алгоритм — это предписание о выполнении в определенной последовательности некоторой системы элементарных операций для решения всех задач данного класса.

Примером алгоритма являются операции, которые надо выполнять человеку при пользовании телефоном-автоматом: опустить монету; снять трубку; услышав гудок, набрать нужный номер и т. д. Иная последовательность действий не приведет к успеху. По типу жесткого алгоритма, т. е.

строго фиксированной последовательности элементарных операций, составляющих то или иное сложное действие, протекают те поведенческие акты, которые состоят из автоматизированных действий: навыки, привычки и пр.

Жесткий алгоритм лежит и в основе решения мыслительных задач по заданному образцу: сначала надо найти это, затем — то, потом произвести такое-то преобразование и т. д. Действия по жесткому алгоритму лишены творчества, поиска новых способов решения задачи.

Жестко-алгоритмические модели психики

Жестко-алгоритмические модели психики имеют тот недостаток, что при изучении их можно понять только очень ограниченный круг явлений психической деятельности (автоматизированные действия, действия по образцу).

Эвристические программные модели значительно сложнее жестко-алгоритмических. Их составляют с целью изучения таких действий человека или таких психических процессов, течение которых имеет несколько вариантов, и поэтому заранее нельзя точно определить, какой из них будет реализован.

Так, математик, приступая к доказательству новой теоремы, не знает, каким путем он будет ее доказывать и доказуема ли она вообще. Необходимы активные поиски доказательств и многочисленные пробы.

То же самое происходит при игре в шахматы: игроки заранее точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры, потому что выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника, а о том, какой ход сделает противник, можно знать лишь гипотетически, предположительно. Мыслительные задачи такого типа называют задачами в условиях неопределенности.

Решение их зависит от ряда не контролируемых человеком факторов. Результат может быть получен только посредством составления гипотез и поэтапной проверки их правильности. К задачам в условиях неопределенности можно отнести также большинство воспитательных задач, при решении которых воспитатель точно не знает, какой будет реакция воспитанников на его воздействие.

Он лишь предполагает с большей или меньшей вероятностью, что получит желаемый результат, и в случае неудачи «на ходу» меняет свою тактику. Методы решения задач в условиях неопределенности и необходимости активного поиска способов решения называются эвристическими методами, а модели, воспроизводящие сложный процесс решения таких задач,— эвристическими моделями.

При создании эвристической модели исследователь, как и художник, вначале тщательно изучает «натуру», реальный ход моделируемой деятельности человека, например доказательство теорем математиком или игру шахматистов.

С этой целью он многократно наблюдает за порядком действий своих испытуемых при решении задач, фиксирует их ошибки и способы исправления ошибок, высказывания, реплики и другие внешние проявления деятельности. Затем на основе наблюдений составляет гипотезу о структуре психических процессов, участвующих в решении задач данного типа.

Гипотезу он выражает в виде программы, которую можно заложить в электронно-вычислительную машину, превратить в действующую модель. Следующий этап — изучение работы машины, решающей аналогичные задачи. Замеченные неточности, отклонения работы машины вновь приводят исследователя к «натуре».

Повторные наблюдения позволяют внести исправления в программу и т. д. до заключительного вывода об оригинале, который ученый считает наиболее достоверным.

В настоящее время существует много разнообразных эвристических моделей психики, созданных зарубежными и отечественными учеными. Особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека.

Есть программы, воспроизводящие шахматную и шашечную игру, решение логических задач, доказательства геометрических теорем, творческое мышление композитора и т. п.

(программа «логик-теоретик» Ньюэла, Шоу и Саймона, способная решать логические задачи; программа «обобщенного решения задач» тех же авторов; программа «композитор» Рейтмана и Санчера воспроизводящая в упрощенном виде творчество композитора; программа Гелентера, способная доказывать геометрические теоремы, и др.).

Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки

Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки. Во-первых, эвристические программы имитируют мыслительный процесс вне связи с другими психическими процессами — восприятием, памятью, воображением к пр.

В действительности мышление человека обязательно опирается на данные восприятия и памяти, меняет свой ход под действием воображения.

Во-вторых, электронно-вычислительные машины, приводящие в действие эвристические программы, не обладают никакими потребностями и стремлениями, не переживают чувства радости от успеха и огорчения от неудачи, в то время как мышление человека всегда побуждается определенными мотивами и окрашено чувствами, существенно влияющими на ход и результаты мыслительной деятельности. Наконец, как и другие модели психики, эвристические модели созданы на основе аналогии, которая всегда дает лишь приблизительно верный вывод. Следовательно, ученый, создавший даже очень удачную эвристическую модель, не может быть уверен, что она точно воспроизводит реальное положение дела.

Недостатки эвристических моделей пытаются преодолеть путем создания комплексных моделей, называемых блок-схемными. Эти модели состоят из нескольких взаимосвязанных блоков: блока «памяти», блока «мышления», блока «эмоций» и т. д.

Блоки действуют одновременно и совместно, но каждый из них выполняет свою функцию: блок памяти получает, хранит и выдает в нужный момент информацию, блок мышления перерабатывает ее на разных уровнях обобщения, блок эмоций усиливает или тормозит работу системы в данный момент.

В нашей стране наиболее активным защитником блок-схемного моделирования является Н. М. Амосов, создавший много программ сложных психических явлений. Однако реализация этих программ пока еще дело будущего.

Третьим, основным видом моделей психики являются вещественные (физические) модели

Чтобы глубже понять сущность психики, надо изучить не только психические явления, но и физиологические законы работы мозга и структуру мозга. Ввиду недостаточности современных знаний о мозге ученые пытаются воссоздать в вещественных моделях его структуру и механизмы деятельности с тем, чтобы изучение работы моделей пополнило знания о материальной основе психики и о самой психике.

Посредством блок-схемных моделей изучают также отдельные стороны поведения человека или животного. Например, А. Ранке создал блок-схему регулирования движений организмом. В ней имеется несколько уровней регулирования, начиная от спинного мозга и кончая большими полушариями головного мозга. Эти уровни («блоки» модели) взаимодействуют друг с другом.

Работа над созданием вещественных моделей структуры и деятельности мозга человека

Работа идет двумя основными путями. Первый путь характеризуется тем, что исследователь, опираясь на данные современной науки о мозге и испытывая их недостаточность, строит относительно простую гипотезу о взаимодействии отдельных структур мозга и механизмах их действия.

Затем он реализует гипотезу техническими средствами в виде вещественной модели, изучая работу которой уточняет свою гипотезу. Модели этого типа называют гипотетическими. Примером гипотетической модели может служить машина, сконструированная в 1960 г. американским психологом Ф. Розенблаттом для изучения восприятия человека, которую он назвал «перцептроном».

1 При построении модели ученый исходил из определенной гипотезы о возникновении восприятия и его физиологической основы. Машина Розенблатта могла легко различать предъявленные ей буквы алфавита и накапливать «опыт», т. е. «обучаться». В настоящее время существует много моделей, построенных по принципу перцептрона, которые способны распознавать слова и сложные изображения.

Очень интересна гипотетическая модель А. Г. Ивахненко — сотрудника института кибернетики Украинской Академии наук, носящая название «Альфа». Эта модель имеет несколько постепенно усложняющихся вариантов. Первый вариант может только выполнять приказы, т. е.

он построен по строго алгоритмическому принципу; в последнем варианте машина очень близко имитирует работу человеческого мозга: она способна к самоорганизации, например к классификации предъявленных зрительных и слуховых образов.

Второй путь создания вещественных моделей

Характеризуется тем, что в процессе исследования гипотезам отводится подчиненная роль, главное же внимание ученого направлено на детальное изучение объекта (оригинала), который он моделирует лишь с целью уточнения и проверки полученных данных (проверка действием). Модели, созданные таким образом, называются бионическими.

2 Бионическое моделирование используют для более глубокого понимания психики как человека, так и животных.

Например, тщательно изучая строение и функции органов зрения, слуха и обоняния разных животных, ученые создали вещественные действующие модели этих органов — «искусственный глаз», «электронное ухо», «электронный нос», которые представляют собой аналоговые приборы, имитирующие строение и функции указанных органов живого организма.

Бионическое моделирование органов чувств позволило создать новые теории слуха, цветного зрения, сформулировать некоторые законы преобразования органами чувств внешних раздражений в нервные импульсы, объяснить удивительную способность пчел, летучих мышей, птиц, дельфинов и др. безошибочно ориентироваться в пространстве, определять время и пр.

Существуют также бионические модели нервных клеток

Существуют также бионические модели нервных клеток простейших сетей из них, модели высшей нервной деятельности. Они позволяют получить дополнительные данные о различных структурах мозга и их функциях, о работе целостного мозга.

Любопытным видом вещественных моделей являются биологические модели. Это особые технические устройства, в которых используются элементы живой материи, например нервные клетки или простейшие организмы (водоросли). Биологические модели — дело будущего; в настоящее время они немногочисленны, потому что создание их хотя и высоко экономично, но встречает ряд трудно преодолимых препятствий.

Из всего сказанного о моделях следует, что метод моделирования значительно расширяет возможности экспериментального изучения психической деятельности человека и животных, позволяет смелее выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные выводы количественными характеристиками.

Однако моделирование в области психологии — это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не может заменить или отменить другие методы.

Методы психологии

Рефлекторная природа психики (часть 1)

Источник: http://net22.ru/o-modelirovanii-psixicheskoj-deyatelnosti/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию