Суггестивное воздействие и суггестивная терапия — психология

Суггестивное воздействие и терапия

Суггестивное воздействие и суггестивная терапия - психологияВы здесь

Оглавление:

Суггестивное воздействие – воздействие, которое действует на подсознание человека через различные внушения, оно отличается от рационального воздействия – обращения к логике и фактам.

В основном суггестивное (внушающее) воздействие – это обращение к подсознанию человека через прямое внушение или ритуал.

Другими словами, суггестия – это метод психотерапии, при котором используется словесное влияние на сознание пациента с целью улучшения его психического здоровья.

Зачастую такое влияние называют психологическим, ставя его в противовес рациональному воздействию. Конечно, противопоставлять эти понятия не совсем корректно, ведь обращение к логике и фактам это тоже психологическое воздействие. Обычно говорят о таком воздействии в тех случаях, когда прямого влияния на разум не хватает, и требуются более тонкие методы влияния.

Не стоит думать, что разговор, обмен впечатлениями, передача различной информации это суггестивное воздействие. Нет! Когда люди разговаривают, спорят, анализируют это обычное явление, а не внушение.

Пример аутосуггестии (самовнушения) и суггестии

Харизматический человек обладает положительной энергетикой, уверен в себе и имеет некоторый авторитет среди окружающих. Если у вас поубавилось сил, вы устали от жизни и свои ежедневные обязанности воспринимаете как груз, то вы сами в силах это изменить. Это сделать несложно! После утренних процедур встаньте перед зеркалом.

Пошлите своему отражению очаровательную улыбку и скажите: «Я проснулся, я хорошо себя чувствую. Сегодня для меня будет самый удачный день. Мне нравится моя работа, и я с удовольствием ее выполняю.

Меня уважают коллеги, и я дружелюбно к ним отношусь…» после проведения такого ритуала, вам сразу станет лучше, и вы почувствуете некоторое облегчение.

Как только вы научитесь влиять на себя, вы сможете оказывать влияние на других – мотивировать людей к каким-то действиям, воодушевлять их. Например, вы тренер спортивной команды и от того, как вы запрограммируете спортсменов на успех, зависит результат матча.

Принципы результативного суггестивного воздействия

Чтобы добиться успеха в этом деле, нужно придерживаться некоторых принципов:

  • Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму»? Всегда обращайте внимание на то, как вы одеты, ведь в первые минуты общения человек делает выводы о вас исходя из вашего внешнего вида.
  • Мотивировать людей к каким-либо действиям вы сможете только в том случае, если сами свято верите в положительный исход дела. Вы можете передать окружающим только то, что сидит в вашем сознании.
  • Выражать свои чувства и мысли нужно четко, тогда они возвратятся к вам в четком виде.
  • Как можно чаще четко и с гордостью произносите свое имя и фамилию, тогда окружающие вас запомнят.
  • Будьте активными, обаятельными, проявляйте инициативу и не бойтесь делать первый шаг, ведь обособленное поведение никогда не приведет вас к успеху.
  • Будьте притягательны – научитесь быть в центре внимания и удерживать это внимание на себе длительное время.
  • Сначала думайте, затем говорите. Вызвать интерес слушателей возможно лишь в том случае, когда вы сосредоточенно и спокойно разговариваете.
  • Используйте силу своих глаз для повышения внушения спокойствия и уверенности в том, что вы говорите.
  • Будьте благодарны близким людям, так вы откроете их сердца и души. Тогда близкие будут стараться повторить свои положительные действия относительно вас.
  • Суггестивный посыл должен идти из глубины вашего сердца и быть направленным к сердцу нужного вам человека. При разговоре следите не только за правильностью своей речи, а и за ее эмоциональным оттенком, за своими жестами и мимикой, чтобы заставить людей не только услышать вас, но и пережить какие-то эмоции.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова

Георгий Лозанов – это болгарский ученый, получивший всемирную славу за открытие особой методики запоминания и проведение спецоперации по дезинформированию американских спецслужб.

Этот талантливый ученый был не только психотерапевтом, но и специалистом в различных направлениях йоги. Ссылаясь на древнеиндийское учение, умение быстро запоминать и воспроизводить информацию – это особое состояние человека, в котором он получает доступ к информации, занесенной не в его мозг, а в пространство, откуда ее можно считать.

Потратив много времени и усилий на изучение такого состояния человека, ученый выявил некоторые закономерности и сделал настоящий прорыв в науке, открыв суггестопедический метод.

Он заключается в усвоении большого количества информации, умении гибко приспосабливаться под общение с разными людьми и при этом активно использовать свои информационные знания, переносить усвоенные знания и навыки в другие ситуации, избавление от комплексов, страха, скованности.

Суггестивное воздействие по методу академика Георгия Лозанова позволяет быстро выучить английский или любой другой иностранный язык с нуля за короткий промежуток времени. Это возможно через реализацию внушения необходимости раскрыть личностные резервы человека за счет таких факторов:

  • творчество и авторитет преподавателя;
  • эмоциональный оттенок учебного процесса;
  • мотивация учебной деятельности;
  • создание преподавателем специальных методов и приемов обучения.

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия (гипнотерапия) – психотерапевтическая методика, действующая на основе внушений в состоянии гипноза и направленная на замену негативных мыслей позитивными. Такая терапия состоит примерно из 10-15 консультаций, которые длятся до 40 минут.

Консультация суггестивной терапии имеет такую структуру:

  1. Налаживание контакта.
  2. Обсуждение проблемы и составление гипотез.
  3. Проверка выстроенных гипотез на уровень отрицания (это покажет насколько клиент готов действовать и решать свою проблему).
  4. Прямое внушение или ритуал, через который проводится внушение.

После проведения внушения клиент должен начать действовать. Консультант должен четко представлять, какие действия должен предпринять клиент. Если же он не представляет эти действия, то внушение не произойдет.

Например, «вы взрослый умный человек, и вполне можете сами сделать нужные выводы без моего вмешательства. Ваши сомнения – это вполне нормальное явление для данной ситуации.

Здесь возможны два варианта – либо тщательно все взвесить и действовать, либо оставить все как есть.

Какой из этих вариантов правильный, вы не узнаете, но если вы не начнете что-то предпринимать, то не узнаете, как бы все было, будь вы решительнее».

В сеансе внушения существует два основных правила:

  1. Консультант должен понимать, к чему нужно подтолкнуть клиента (например, выйти на улицу).

  2. Замаскировать это действие так, чтобы оно было вполне естественным и ненавязчивым (вместо «выйди на улицу» сказать «купи хлебушек», действие покупки хлеба само по себе подразумевает выйти за ним на улицу).

    Это может быть не только просьба, а рассказ, в котором запрятано нужное действие.

Еще важным моментом является то, что нельзя проводить воздействие на клиента в те моменты, когда он его ожидает. Ожидание воздействия сводит к нулю всю его эффективность.

Смысл суггестивного внушения заключается в том, чтобы обойти рациональный план действий. Проводить его нужно тогда, когда клиент отвлечен и не ожидает его, здесь консультанту нужно либо самому отвлечь клиента, либо выждать некоторое время.

Во время сеанса внушения можно прибегать к таким приемам:

  • директивный или недирективный гипнозы;
  • проведение ритуалов;
  • эмоциональное воздействие окружающих;
  • использование сказок, рассказов, различных метафор.

Использование ритуала здесь проходит не как наведение трансового состояния (хотя использование транса никто не запрещал), а как метафора внушаемых действий.

Психотерапевтическая работа имеет такую структуру:

  1. Предварительные воздействия.
  2. Проведение основного ритуала.
  3. Итоговые внушения.

Предварительные воздействия заключаются в введении в трансовое состояние клиента, внушение высокой результативности предлагаемого ритуала в решении проблемы. На этом этапе нужно описать саму суть ритуала, акцентировать внимание на выгоде, которую получит клиент после его проведения. Также нужно предупредить клиента, что эффект от ритуала возможен только при четком следовании пунктов инструкции. После этого надо получить от клиента согласие на проведение ритуала.

Затем можно переходить к основному ритуалу. Ритуальные действия могут быть по определенному направлению или без него. После ритуала делаются итоговые внушения, обычно на этом этапе клиенту внушается высокая способность осуществить задуманное в реальности.

В каких случаях применяется суггестивная терапия?

Оптимальным вариантом для использования подобных методов является тот случай, когда психолог еще не определился с гипотезами и методами работы, а клиент склонен к различным ритуалам и он эмоционально протестует против конкретных установок.

А Вы уже сталкивались с суггестивным воздействием? Или сами применяли суггестивную терапию для своих пациентов? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-suggestivnoe-vozdeystvie-i-terapiya-7711.html

Суггестивная и гипносуггестивная психотерапия: преимущества и особенности

Суггестивная и гипносуггестивная психотерапия: преимущества и особенности

Суггестивная психотерапия — это наиболее спорная область медицинской психологии. Суггесия — внушение, которое проводится вербальными или невербальными методами. Это делается для того, чтобы вызвать какое-то состояние или породить действия.

Отличие от информирования или убеждения в том, что внушаемое минует фазу критической оценки. Достаточно часто используются методы предварительного введения в транс или гипнотическое состояние. Именно это и становится почвой для опасения и кривотолков.

Обычно гипнотизёр воспринимается людьми в качестве того, кто способен осуществить воздействие в любом месте и применить свои методы по отношению к любому человеку.

Сам же процесс рассматривается в качестве передачи от одного лица к другому неких волн, в результате чего человек и попадает под чужую волю. У нас нет цели опровергать или подтверждать какие-либо магические знания.

Мы говорим о суггестивной психотерапии, совершенно медицинской теоретической и методологической системе, в которой можно обойтись и без врождённого дара чародея.

Несмотря на всю споры вокруг суггестивной психотерапии, она в последнее время используется очень активно

Что происходит во время гипнотического внушения?

Всё дело в том, чтобы в сознании отработали точно такие же механизмы, которые порождают фобии, зависимости, девиации, соматовегетативные заболевания, но с другим потенциалом.

Такая же сила, но теперь она будет работать для исцеления. В настоящее время гипносуггестивная психотерапия обладает арсеналом из 50-60 популярных техник внушения. Наиболее распространёнными являются вербальные.

Подразумевается наличие нескольких основных этапов внушения. К примеру, таких…

Приемы введения в гипноз могут быть различными

Введение пациента в гипнотический сон. Для этого могут использоваться какие-то монотонные звуки или размеренное движение чего-то, что предлагается больному для пристального наблюдения. Словами в это время психотерапевт описывает состояния, которые связаны с засыпанием:

  • тяжелеют веки;
  • дыхание становится размеренным;
  • сердце бьётся ровно;
  • тело расслабляется.

Стоит увидеть:  КПТ психотерапия

Некоторые используют и приёмы резкого воздействия. Это может быть неожиданный громкий звук в сочетании с приказом «Спать!». Однако действует такое не на всех пациентов, а не заснув после приказа люди теряют доверие к специалисту.

Затем пациент выводится из состояния гипнотического сна. Делается это точно такими же приказами. Иногда используется метод обратного счёта, когда пациент просыпается свежим и бодрым тогда, когда услышит определённую цифру. В этот же момент, уже в состоянии бодрствования, проводится финальное внушение, которое ориентировано на повседневное сознание.

Гипноз помогает психотерапевту внушить пациенту определенные установки

Характерно, что сон не является обязательным во всех случаях. Известны и другие способы внушения. Главная задача — «обойти» критическую оценку сознания.

Этого можно добиться изменив тембр голоса, войдя с пациентом в единое эмоциональное состояние и выполняя вместе с ним различные техники, к примеру, визуализаций.

Только психотерапевт в данном случае становится «гидом» для пациента, а сам медитирует и визуализирует на столько на сколько это не мешает ему выполнять роль инструктора и советника.

Области применения и особенности

Практика показывает, что методика хороша тогда, когда сам человек сдаётся и капитулирует. Не может чего-то сделать и говорит «Мне уже всё равно, хоть голову отрезайте, лишь бы это прекратилось!».

Обычно такие пораженческие настроения не приветствуются, но в психиатрии многое по определению перевёрнуто с ног на голову.

Если самого человека так сильно утомили его страхи, навязчивости, что он готов «сдаться», то очень высока вероятность того, что он, по крайней мере, позволит ввести себя в гипнотический сон, не будет этому сопротивляться.

Видоизмененное сознание — не панацея, во возможность что-то подкорректировать

Как уже говорилось выше, сон или изменённое состояние сознания сами по себе не являются панацеей. Более того, само внушение может лишь немногим отличаться от убеждения. Важность представляет то, что иногда убеждать в обычном состоянии сознания бесполезно.

Стоит увидеть:  Виды психотерапии

Представьте себе мальчика 11 лет, который страдает от энуреза. Убеждать его в том, что он должен проснуться при позывах мочеиспускания никто не запрещает. А вот у него не получается. Воздействие на глубинные слои психики способно «вложить» новый механизм, а сделать это проще в состоянии транса.

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/vidyi/suggestivnaya-psihoterapiya.html

Суггестия

Суггестия

Суггестия – это психологическое воздействие на сознание индивида, с целью внушения ему желательных установок, которые не осознаются и противоречат его воле.

Термин «суггестия» предполагает наличие дополнительных понятий для описания суггестивного процесса.

Внушение применяется в самых разнообразных областях жизнедеятельности: психология, медицина, педагогика, религия, спорт, обучение, военное дело, живопись, литература, театральная деятельность, музыка.

Суггестабельный – это характеристика человека, легко поддающегося суггестии.

Суггестор – это индивид, который внушает и является источником суггестии. Суггесторами могут быть не только индивид, а и группа.

Суггеренд – это тот, кто поддаётся суггестии, её объект. Индивид, подвергнутый суггестии, воспринимает информацию, поступающую в его мозг без ее осмысления, анализа или соотнесения с известными фактами о ней и собственным состоянием.

Внушение используют в целях изменения нежелательного поведения человека или его мышления, склонения индивида к своему мнению, к желательному действию, распространению необходимой информации и полезных слухов.

Бывает несколько видов внушения: в состоянии бодрствования, в трансовом состоянии, во сне, просоночном состоянии, с отставным эффектом, с применением определенных процедур и препаратов, прерывистое и заочное.

Каждый из перечисленных видов внушения является небезопасным в применении ими людьми, не знающих основ суггестологии, поскольку они могут навредить и себе и другим людям. Воздействие, которое осуществляется посредством внушения на человека, когда тот находится в состоянии гипнотического сна, называется – гипноз.

Другими словами психологический гипноз наяву – это состояние суггестии. По своей сути, суггестия представляет компонент общения между людьми или специфическую коммуникацию.

Суггестия рассматривается с трех точек зрения: психофизиологии, психологии, философии. Суггестабельность или суггестивность это степень восприимчивости к суггестии, которая определяется субъективной готовностью индивида подчиниться суггестивному воздействию.

Суггестабильность – представляет неоднородное явление, которое выступает противоположным явлением к критичности. Обнаруживает она себя по-разному в различных сферах личности, относительно к тому или иному виду деятельности и содержанию. Каждый индивид в какой-то степени в определенных ситуациях может оказаться суггестабильным.

Суггестабильность представляет разные степени восприимчивости к суггестии, которые зависят от пола, возраста, класса, профессии, силы воли, умственного развития, психического и физического здоровья и т.д.

Суггестабильность является характеристикой индивида, которая зависит от ситуативных и личностных факторов, выражает свойство нервно-психического аппарата человека, а также принадлежность к стадному инстинкту и подчинение сильнейшему; отображает результат интимного отношения и влечения суггеренда к суггестору.

Что такое суггестия

Суггестия это в психологии и психотерапии метод воздействия на психику человека, без его осознания данного процесса. При этом влияние распространяется на эмоциональную сферу, впечатления человека и бессознательную область.

Суггестия это в психологии очень полезный метод в борьбе с фобиями, депрессиями, неврозами. Поскольку внушение не осознается пациентом, то защитные механизмы не срабатывают, что позволяет контролировать его мышление и действия. Больше всего приёмы суггестии используют в медицинской и психотерапевтической практике, но бывает, что её применяют в корыстных целях.

Суггестивное воздействие может оказываться снаружи другими людьми, а может действовать изнутри, то есть самовнушение (аутосуггестия).

Например, человек, попавший в неприятную ситуацию, успокаивает себя тем, что все закончится хорошо, таким образом, он использует самовнушение.

Самовнушение производит мощнейшее воздействие на личность, поскольку человек может им заниматься в течение неограниченного времени.

Методы суггестии. Внушение бывает нескольких видов. По средствам достижения: вербальное и невербальное. Вербальное внушение предусматривает использование слов, фраз, невербальное – мимика, жесты, особенности окружающей обстановки.

Внушение зависимо от методов реализации и делится на прямое и косвенное. Прямое состоит в использовании словесных формул, которыми суггестор воздействует на психику суггеренда и меняет его поведение и сознание. Косвенное внушение предусматривает заключение скрытой информации в сообщении.

По характеру воздействия суггестия бывает императивная и кооперативная. Императивная основана на директивных установках и невербальных стимулах. Кооперативная предполагает использование мягких форм суггестии с применением слабых стимулов и слабо выраженных словесных суггестий.

Существуют определенные факторы суггестии, которые повышают суггестабельность человека. Среди них выделяются такие черты личности:

— низкая самооценка, неуверенность в себе;

— комплекс неполноценности, робость, склонность к покорности;

— стеснительность, высокий уровень тревожности, доверчивость;

— высокая эмоциональность и впечатлительность;

— плохое логическое мышление, медленная реактивность психической деятельности;

— зависимость от других, от их мнения и влияния;

— инфантильность (незрелость личности);

— слабые волевые процессы, умственная отсталость.

Вышеперечисленные свойства личности (факторы суггестии) можно определить с помощью специально ориентированных тестов. Таким образом, человек может подкорректировать определенные качества, чтобы меньше поддаваться внушению.

Кроме определенных свойств личности, факторы суггестии, включают:

— психофизическое актуальное состояние личности на момент внушения;

— уровень спокойствия, расслабленности;

— силу эмоционального возбуждения, утомление, переживание стресса.

Повышению воздействия суггестии на человека способствует отсутствие компетентности в обсуждаемой теме и выполняемой деятельности, не высокая значимость вопроса для него, дефицит во времени для принятия взвешенного решения. Люди пожилого возраста и дети легче подвергаются внушению, поскольку их психика неустойчива и когнитивные процессы достаточно слабые.

Средством внушения является речь человека. С помощью вербального сообщения человек может воздействовать на партнера, с целью изменить его представления. Но не каждый человек соглашается на эти изменения, поскольку он способен защитить свою автономию, поэтому воздвигает психологические барьеры.

Часто можно услышать в одном выражении понятия «суггестия и контрсуггестия», они являются противоположными по своему существу. Так, психологи выдвинули идею о противодействии суггестивному влиянию и назвали эту концепцию «контрсуггестией» (как контратака).

Способность человека противостоять внушению, выражать встречную психологическую активность называется контрсуггестией, или противовнушением, благодаря которой человек способен выстраивать барьеры в коммуникации.

В жизни человека бывают не только ситуации, несущие положительную информацию, но и бесполезные, а также встречаются угрожающие. Главное, чтобы сам человек сумел отличить, какая ситуация несет ему пользу, а какая оказывает неблагоприятное воздействие.

Суггестия и контрсуггестия могут действовать одновременно. Когда один человек пытается внушить другому свою волю, то суггеренд не будет ожидать конца этого процесса, а сразу же начнет вступать в контратаку. Контрсуггестия предусматривает недоверие к суггестору. Ограждаясь от доверия к нему, человек защищает себя от его влияния.

Если человек заранее определил, что партнер по общению является небезопасным человеком, тогда он моментально начинает воспринимать его, как ненужного, неавторитетного, не своего и будет просто избегать встреч с ним, не вникать в его сообщения, прерывать разговор.

Не стоит стесняться так делать, именно таким образом можно защитить себя от ненужного воздействия.

Активно используется суггестия в рекламе. Объектом рекламного внушения является огромная масса людей. Лучшим образом люди воспринимают информацию, которая выложена доступно, наглядно, образно и лаконично, и особенно большим будет эффект воздействия, если внушаемая информация будет соответствовать потребностям и интересам общества.

Суггестия в рекламе будет эффективнее, если суггестор будет владеть высоким статусом и являться авторитетом для людей, иметь интеллектуальное превосходство над другими. Поэтому в любых видах рекламы главный персонаж отличается ярко выраженными качествами личности: мужеством (или женственностью), уверенностью, волей, оптимизмом и обаянием.

Важно, чтобы суггерент поддавался внушению. Отношения между суггерентом и суггестром должны складываться, как можно лучше, то есть вызывать доверие, авторитет и зависимость. Поэтому во многих рекламах персонажи для того, чтобы быть ближе к людям, создают необходимые условия, домашнюю атмосферу, говорят о популярных, волнующих проблемах.

Суггестия в рекламе зависит от «конструирования» сообщения, от уровня его аргументированности, совмещения эмоциональных и логических компонентов, конкретность ключевых слов, смысл которых можно сразу представить в голове. В рекламном сообщении важно употреблять образные понятия, ключевые слова, которые несли бы конкретный смысл и благозвучие.

Для эффекта необходимо указывать конкретные и образные качества. Нужно постараться с помощью слов сформировать представления человека об конкретных достоинствах товара, поэтому фразы должны быть со своеобразным содержанием.

Эффект суггестии в рекламе окажется больше, если в рекламном обращении забрать частицу «не», поскольку она создает отрицательное влияние.

Суггестия примеры рекламного обращения: «Наш крем делает кожу ваших рук молодой и гладкой», вместо: «Наш крем сделает так, что ваши руки не будут укрываться морщинами, и не будут стареть»; «Вы будете здоровы», вместо «Вы не будете больше болеть».

Эффект суггестии в рекламе зависит от речевой динамики. Основными речевыми приёмами считаются: мягкость и сила голоса, обогащенная интонация, паузы, эффект неожиданности. Если этими приёмами качественно овладеть, можно достигнуть высокой убедительности обращения.

Факторы суггестии рекламы включают тембр голоса. Более выигрышным будет использование мужского голоса в озвучивании сообщения. Низкий баритон, «бархатный» голос действует на подсознание человека положительно. А вот тенор вызывает реакцию удивления.

Эффект суггестии в рекламе достигается с помощью мимики и жестов, если они являются адекватными к ситуации, воспринимаются, как заинтересованность и эмоциональная вовлеченность, что способствует созданию ситуации доверия и положительного отношения.

Суггестия в рекламе достигается воздействием определенных звукосочетаний. Если правильно подобрать звукосочетания, они смогут не только вызвать эмоции, но и определенные образы в воображении.

Рекламная суггестия, примеры употребления звуков: звук «о» воспринимается мягко и вызывает расслабленность, когда человек слышит «о», ему хочется расслабиться; звуки «э» и «а» ассоциируются с эмоциональным подъемом, «На», «Ура», «Эх».

Некоторые манипуляторы в личных целях предпочитают использовать такие приёмы, как гипноз (суггестия – внушение). Внушение посредством гипноза применяется с использованием приёмов фасцинации, фиксации взгляда, ритмических раздражителей и словесных формул.

Чтобы реализовать в психотерапии метод суггестии, может быть достаточно всего лишь достижения первой стадии.

Приём осуществляется таким способом: на фоне громкой и маскирующей информации на уровне подсознания насаждаются стимулы, которые находятся вне пределов порога слышимости.

Еще одним использованием аудиосуггестии в гипнозе является спектральное маскирование с использованием музыкальной информации, как носителя полезной информации.

Визуальное внушение действует с применением метода визуальной суггестии, самым популярным методом здесь считается использование 25-го кадра.

Используя методы видео и аудиокоррекции можно достигать положительных и негативных целей суггестии. С положительной целью они применяются для реабилитации пациентов, переживших психотравмирующую ситуацию, тем, кому необходимо вернуть чувство уверенности в себе, для достижения успеха. Но, к сожалению, этими методами в большей мере пользуются ради извлечения личных выгод от других людей.

Методы речевой динамики используют священнослужители. Они говорят мягким и проникновенным голосом с чистой доброжелательностью, без намека на раздражительность, используют выразительные паузы и интонации, имеют адекватную речь, мимику и соответствующие жесты.

Темп речи может быть повышенным у людей с высоким интеллектом, что в свою очередь вызывает доверие к этому человеку. Главное, чтобы такой высокий темп позволял улавливать суть сообщения, иначе оно останется бессмысленным.

Также в рекламах используют знакомые голоса популярных ведущих или актеров для того, чтобы люди поддавались их внушению, воспринимая их авторитет.

Источник: http://vseopsycho.ru/suggestiya/

Суггестия — средство управления людьми

Суггестия — средство управления людьми

Говоря о методах воздействия одним человеком на другого, мы чаще всего имеем дело с так называемой суггестией, которая определяется как внушение, обычно  не заметное для внушаемого лица.

В этой статье мы поговорим о том, что же такое суггестия, откуда она взялась и с чем ее едят? А также рассмотрим суггестию в смысле вербального или невербального воздействия на другого человека (так называемую гетеросуггестию) для введения его в определенное состояние или побуждения к определённым действиям.

Что такое суггестия?

Оговоримся, что хотя суггестией принято называть именно внушение неосознанное, пассивное, не воспринимаемое критическим разумом – все же абсолютно насильственных, как и 100% навязанных суггестий не бывает.

Даже если человек получил внушение под гипнозом, он изначально был подсознательно готов, открыт для постороннего воздействия.

Поэтому сразу следует уяснить  

внушить человеку можно только то, что он уже бессознательно принял

Нельзя заставить человека, личные убеждения которого не позволяют красть и убивать, сделать это под воздействием внушения. Даже, если в состоянии транса, загипнотизированный и выполнит указания гипнотизёра, противоречащие его собственным установкам, то после выхода из транса, он вернётся к своим прежним настроениям.

Раньше, если, прочитав статью в газете, человек невольно перенял точку зрения автора, поддавшись внушению, нельзя говорить о том, что кто-то заставил его купить и прочитать именно эту газету.

Однако, современные технологии влияния на массовое сознание настолько сильно продвинулись вперёд, что, как правило, мы всё же поддаёмся нежелательным суггестивным воздействиям: кто-то больше, кто-то меньше.

Суггестия применяется повсеместно в

  • рекламе,
  • средствах массовой информации,
  • маркетинге,
  • бизнес-технологиях,
  • медицине,
  • религии,
  • педагогике.

И хотя бы поэтому не лишним будет разобраться, что такое суггестия, как она работает, каковы могут быть результаты её использования.

Применение суггестии

Впервые термин «суггестия» применил в 1866 году французский врач Амвросий Август Льебо, которому принадлежит заслуга введения внушения в список психотерапевтических методов.

  В те времена внушение использовалось, как правило, совместно с гипнозом.

  Сегодня можно говорить о развитии методов суггестии, для которых не требуется введение объекта в состояние транса.

Терапевтическое применение внушений сводится к воздействию на психоэмоциональное и психосоматическое состояние пациента, формированию у него желательного отношения к проблемам, коррекции поведения и реакций на определённые раздражители, а также использованию эффекта плацебо, который заключается в формировании позитивного восприятия назначенного лечения.

Эффект плацебо интересен сам по себе.

Можно было бы назвать его «эффектом веры», поскольку излечение в данном случае происходит не от наличия каких-либо объективных терапевтических свойств в лекарстве, а от внушенных положительных ожиданий пациента.

Например, верующий христианин может успешно вылечиться не только от ангины, но и от рака, выпивая по утрам стакан святой воды, тогда как неверующий или, скажем, мусульманин, вряд ли заметит хоть какой-то эффект такого лечения. 

С помощью внушений можно помочь человеку отказаться от вредных привычек, стимулировать развитие творческих способностей или улучшить его физическое здоровье в тех случаях, когда нарушения вызваны психологическими причинами.

Суггестивные методы лечения очень широко применяются разного рода знахарями и даже шарлатанами, имеющими, как правило, сильную харизму, и обладающими хорошими способностями к внушению.

Использование заклинаний древними жрецами и магами также относится к суггестивным техникам, поскольку определённые сочетания высоких и низких, гласных и согласных звуков способствуют формированию конкретных ощущений у человека.

Суть воздействия суггестии

Суть суггестивного воздействия заключается в непосредственном обращении к бессознательной части разума, минуя стадию интеллектуального осмысления.

Если воздействовать на сознание можно, используя аргументированное убеждение, то влиять на подсознание удаётся в условиях отсутствия или временного отключения сознания путём применения прямых или косвенных внушений.

С точки зрения средств коммуникации, сознательное восприятие, как правило, происходит вербальным путём, а неосознанное строится на эмоциях, чувствах, состояниях.

Однако, в состояниях сознания, близких к гипнотическому трансу, возможно вербальное воздействие и на подсознание.

Да и при создании благоприятного эмоционального фона словесное, аргументированное убеждение происходит более эффективно.

Здесь имеет смысл объяснить механизм суггестивного воздействия на подсознание.

Если логическое убеждение как способ влияния на сознательное восприятие человеком действий, идей, фактов и аргументов, основывается на доказательствах состоятельности того или иного предмета, его полезности и правильности, то суггестия НЕ требует логического обоснования, переосмысления и сознательного принятия человеком внушаемых вещей.

Эмоции, мимика, жесты, психологические состояния, являющиеся основой суггестии, оказывают прямое воздействие на бессознательное пространство разума, формируя восприятие внушаемых посылов как собственных, а следовательно, правильных убеждений.

Однако стоит отметить, что иногда подвергшись неосознанной суггестии, человек может ловить себя на том, что какая-то часть его действий и мыслей является навязанной или посторонней.   Часто внушенные идеи становятся причиной навязчивых состояний, маний и одержимостей.

Можно сравнить отношения сознательной и бессознательной частей человеческого разума с отношениями братьев, которые организовали общую фирму и сами занимаются её делами.

Один брат активен, полон сил, бдителен и предприимчив, он руководит фирмой и продвигает её на рынке, а второй является рабочей лошадкой, выполняет указания первого, а также всю черную работу на фирме, автоматически, без рассуждений и видимых усилий.

Доверчивому и покладистому брату-трудяге можно внушить всё, что угодно, если это не противоречит установленному порядку вещей и указаниям брата-руководителя, и если делать это неоднократно и уверенно.

Активный брат старается контролировать своего пассивного родственника, однако это не всегда ему удаётся.

Поскольку, привыкая к определенному образу действий, он тоже часто становится восприимчивым к посторонним внушениям.

Впрочем, кто из братьев является старшим и более опытным в этом случае – вопрос открытый.

Более подробную информацию о сознании и подсознании можно узнать из статьи «Сознание и подсознание»

Суггестивные техники

По сути, успех применения суггестии зависит от 4-х факторов:

  1. Личность человека, осуществляющего воздействие,
  2. Склонность к внушению объекта воздействия,
  3. Их взаимоотношения,
  4. Способ коммуникации (или суггестивная техника).

При этом любой человек, являющийся объектом внушения, одновременно оказывает ответное воздействие на источник суггестии, поддаваясь или не поддаваясь влиянию, формируя мнение об эффективности выбранной  внушения.

Самыми распространенными на сегодняшний день техниками суггестии являются

Позже, мы рассмотрим их все более подробно.

В заключении

Не стоит забывать о том, что ни одна ситуация общения между людьми не обходится без психо-физического взаимодействия, в результате которого происходит вербальный и невербальный обмен информацией, убеждениями, стереотипами поведения, эмоциями, чувствами, и микробами :).

А значит, полностью избежать внушений в нашей жизни невозможно.

Однако, каждый волен выбирать свое окружение и источники информации, а также использовать собственный интеллект и убеждения для анализа поступающей информации.

Важно и то, что взаимодействие между людьми происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне, при этом внушения часто происходят и без сознательных усилий со стороны их источника.

Поэтому, находясь в поле суггестивных воздействий индивидуального и массового характера, важно не столько защищаться от внушений, настроившись критически по отношению к любым посторонним влияниям (как нам поют на каждом углу), сколько научиться понимать эти скрытые послания, «отличать зёрна от плевел» и использовать их по назначению.  

Поэтому суггестию стоит воспринимать не просто как внушение, а как взаимообмен психическими состояниями и образами в процессе общения.

Вроде психической диффузии.

И запомните.

Человек, который хочет внушить что-то оппоненту, должен знать, что внушить можно только то, в чём вы сами уверены. То во что сами  

ВЕРИТЕ!

Помните об этом!

Читать дальше: «Аутосуггестия — персональное самовнушение» 

С уважением, Вадим Берлин.

Источник: http://free-psycho.ru/suggestiya-sredstvo-upravleniya-lyud-mi/

Стадии, этапы и основные особенности проведения суггестивной психотерапии

Стадии, этапы и основные особенности проведения суггестивной психотерапии

Суггестивной психотерапией следует считать особое внушение, производимое с лечебной целью. Проводится эта методика тогда, когда человек находится в состоянии гипнотического сна, который был провоцирован суггестией.

Учитывая то, что достаточно большая часть пациентов относится к суггестивной психотерапии скептически, специалист сперва доступно объясняет ее необходимость, цели и основные задачи.

Эта методика также называется гипносуггестивной психотерапией.

Этапы проведения

Сеанс суггестивной психотерапии состоит из трех этапов:

  1. Усыпление клиента.
  2. Внушение.
  3. Побудка клиента.

Продолжительность сеанса гипносуггестивной психотерапии небольшая — в целом она составляет не более сорока минут. Один курс суггестивной психотерапии составляет десять-пятнадцать сеансов.

«Усыпительные» приемы

Существует немалое количество приемов, позволяющих специалисту ввести больного в состояние сна.

Также на психику пациента оказывают «снотворное» действие:

  1. Специфическое и не раздражающее гудение (например, зуммера).
  2. Метрономовое постукивание.
  3. Стук капель о твердую поверхность.
  4. Шум морского прибоя.
  5. Фиксация взгляда (в основном используются блестящие предметы).
  6. Деликатные прикосновения и поглаживания (они должны быть однообразными).

Что происходит

Под влиянием этих манипуляций больной погружается в глубокий сон. Специалист, добившийся этого состояния, сохраняет с пациентом речевой контакт.

Основные стадии

Всего существует три стадии сна, в который пациент погрузился благодаря манипуляциям, произведенным опытным специалистом. Выделяют:

  • первую стадию, которая также именуется сомноленцией (предполагается легкое мышечное расслабление и поверхностная дрема);
  • вторую стадию, называемую гипотаксией (мышцы пациента расслабляются полностью);
  • третью стадию, именуемую сомнабулизмом.

В первой стадии пациент не имеет возможности самостоятельно выйти из состояния, в которое его погрузил доктор. Не может он и открыть глаза, подняться и выполнить простые манипуляции.

Когда гипнотический сон прогрессирует во 2-ю стадию, то специалист имеет возможность вызова каталепсии. Во время стадии сомнамбулизма, которая является самым глубоким гипнотическим состоянием, больной неспособен к восприятию посторонних раздражителей. Он автоматически подчиняется приказаниям специалиста.

Особенности методики

Суггестивная психотерапия предполагает особую формулу внушения. Часто специалист в области психотерапии использует убедительные выражения, ориентированные на конкретного больного. Содержание этих выражений отражает меры по лечению человека, обратившегося за врачебной помощью.

Специалист произносит нужную фразу четко и внятно, сохраняя при этом негромкий тон. Смысл каждого слова глубок, фраза выглядит стройной, грамотно простроенной. Только в некоторых случаях доктор изменяет тон и прибегает к достаточно резким высказываниям.

Состояние пациента

После первого сеанса гипносуггестивной психотерапии человек отмечает, что его физическое, эмоциональное и психическое состояние заметно изменяется к лучшему. Он становится более бодрым, высказывает оптимистические мысли.

На втором этапе врач переходит непосредственно к внушению, целью которого является купирование того или иного аномального проявления.

Побудка пациента

Заключительным этапом гипносуггестивной психотерапии является побудка больного. В девяноста девяти случаях она происходит без каких бы то ни было осложнений.

Сеанс завершается тем, что доктор внушает пациенту, что после того, как он проснется, он будет чувствовать себя хорошо отдохнувшим и великолепно выспавшимся.

Особенности аутосуггестии

Немаловажным ответвлением суггестивной психотерапии является самовнушение. Особенностью аутосуггестии является то, что больной внушает самому себе рекомендованные доктором мысли и чувства. Целью аутосуггестии следует считать купирование болезненных проявлений, а также укрепление воли и уверенности в том, что выздоровление наступит в ближайшее время.

Обычно сеансы проводятся не более трех раз в семь дней. Также больной должен заниматься самостоятельно в домашних условиях. После тренировок, в ходе которых достигается полнейшая мышечная релаксация, человек сможет при помощи волевого усилия сконцентрировать свое внимание на мыслях, содержащих важную для скорейшего излечения информацию.

Метод суггестивной психотерапии абсолютно безопасен. Чаще всего к нему прибегают в излечении человека от тяжелой алкогольной зависимости. После сеансов больной чувствует тошноту при одной только мысли о водке.

Источник: http://VashNevrolog.ru/psixologiya/stadii-etapy-i-osnovnye-osobennosti-provedeniya-suggestivnoj-psixoterapii.html

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия

Материал собран из различных источников и размещен для удобства клиентов, спрашивающих о методе, о его возможностях.

Суггестивая терапия — это психотерапевтическая методика, использует информационное воздействие на психическую сферу в виде внушения. Внушение (суггестия) – восприятие субъектом информации, поступающей извне, некритично, без субъективно-личностной переработки.

Действует на основе внушений в состоянии гипноза и направленная на замену негативных мыслей позитивными. Такая терапия состоит примерно из 10-15 сеансов по 40 минут.

Осуществляется введение клиента в трансовое состояние, внушение высокой результативности предлагаемого ритуала в решении проблемы.

Стремление научиться воздействовать на человека напрямую, через его подсознание выражается в разработке самых разнообразных методов, которые возникали на протяжении всей истории человечества, начиная от шаманства и заканчивая современными информационными технологиями.

Известным методом визуальной суггестии является «вклеивание» 25-го кадра суггестии в поток зрительной информации (во время демонстрации фильмов человеческий глаз воспринимает только 24 кадра в секунду, а изображение 25-го кадра воспринимается на уровне подсознания).

Существует очень важная система психологической защиты, обеспечивающая целостность личности, препятствующая некритическому восприятию внешней информации.

Для снижения толерантности этой системы, облегчающей внедрение внешней информации в психическую сферу, используются различные психотехнические приемы.

К одному из приемов, облегчающих реализацию внушения, относится изменение психофизиологических свойств центральной нервной системы, в частности, развитие у пациента измененных состояний сознания.

Разновидности: Гипносуггестия (3 степени глубины гипноза: сонливость, гипотаксия, сомнамбулизм; для терапевтической суггестии достаточно 1 стадии) применяется для реабилитации солдат, при избавлении человека от неуверенности, настраивании его на успех.

НЛП, эриксоновский гипноз — формулы терапевтической суггестии формируются не прямо, как в обычном гипнозе, а косвенно. Внушение достигается путем долгого и кропотливого подбора «ключа» к подсознанию человека — специально подобранный нейросемантичний гипертекст, содержащий наиболее значимые слова и фразы для суггестованого лица.

Применяется виртуальная реальность с использованием «карты мира» и мета-программы – у каждого человека есть свой собственный способ создания «карты реальности»: в картинках, звуках или чувствах.

Комплексное представление сенсорной информации через зрительную, слуховую и тактильную модальность позволяет проникать в глубинные пласты человеческой психики, изменять в нужном направлении отдельные элементы.

Наркосуггестия измененное состояние сознания достигается введением фармакологических препаратов психотропного действия.

Императивная суггестия — за счет одномоментного изменения психофизиологического состояния ЦНС, проводится на фоне воздействия предельно-запредельных по силе раздражителей на анализаторы различных модальностей. Материально-опосредованная суггестия — когда терапевтическое действие приписывается реальному, но не обладающему таковым действием предмету или явлению (плацебо, «заряженная вода», лечение «по фотографии» и т.п.). Аутосуггестия – самовнушение, аутогенная тренировка, прогрессирующая релаксация.

У маленьких детей может использоваться механизм импринтинга (запечатления): когда ребенок занят игрой, рисованием, другим поглощающим его делом, терапевт время от времени, не обращаясь к нему специально, произносит короткие внушающие фразы, которые могут вызывать ориентировочные реакции, но не прерывают занятия. Этим могут пользоваться обученные терапевтом члены семьи.

Шоковое внушение наяву может использоваться при фиксированных невротических реакциях у подростков.

В таких случаях после разъяснительно-убеждающих бесед, комбинирующих в себе приемы рациональной психотерапии с элементами косвенного и мотивированного внушения, следует назначение времени сеанса внушения и ожидание его в течение 1-4 недель; сеанс проводится в группе, включающей уже вылеченных пациентов, родителей, медицинский персонал в особой суггестивной обстановке и заканчивается кратким форсированным и точным внушением. Именно этот метод лежит в основе так называемого кодирования.

Прямое внушение во сне используется в разных вариантах. Для процедуры внушения оптимальна фаза поверхностного сна, засыпания – в глубоком сне внушение не воспринимается, в фазе сновидений может вступать в непредсказуемые сочетания с содержанием сновидений.

Обученные терапевтом родители могут использовать родительскую суггестию или записанные на пленку тексты, в том числе — на фоне музыки, имеющей значение одновременно музыкотерапии и суггестивного пароля.

Прямое внушение более эффективно на начальных этапах неврозов, при невротических реакциях, недлительных функциональных нарушениях, фиксированных психосоматических и поведенческих симптомах.

Косвенное внушение использует обходные пути, снижающие сопротивление пациента (воспринимаемость не адресованной специально тебе информации лучше, чем прямое обращение).

Эффект воздействия существенно усиливается при комбинированном использовании различных типов суггестии.

Источник: https://www.all-psy.com/note/detail/5868

Суггестия в психотерапии

Внушение является одним  из способов психотехнического воздействия  на больного и представляет собой  сложную систему «психотерапевт – пациент». Устанавливающиеся между ними сложные многоуровневые иерархические взаимосвязи становятся единым целым и влияют на эффективность внушения .19

На психотерапии, суггестия часто комбинируется с гипнозом. Техническое использование суггестии направлено на стимулирование лечебного процесса в его различных аспектах.

Целительные предположения направлены на это непосредственное изменение, которое характерно для индуцирования веры, будь то отрицательная вера (отрицание: индуцирование «исчезновения» симптомов или отношений), или положительная (индуцирование желаемого отношения, и т.д.).

Суггестия используется множеством способов, таких как облегчение эмоционального выражения, чтобы помочь пациенту предстать перед реальностью, чтобы преодолеть или обойти сопротивление, чтобы продуцировать воспоминание, фантазии и мечты или конфликты, чтобы поддерживать нахождение нового решения, и даже, чтобы достичь «инсайта» .20

Суггестивная психотерапия является одной из основных форм лечения  непсихотических нарушений психической  сферы как психогенного, так и  соматического генеза. Основной методикой суггестивной терапии является гипносуггестия, т. е. проведение терапевтического внушения пациентам, находящимся в состоянии гипноза .

В настоящее время  искусственно дебатируется значение гипносуггестивной  терапии как устаревшего метода, который противопоставляется более «современным» методам – групповой, аналитической, бихевиоральной и прочим методам терапии .21 В то же время, Н.П.

Захаров в своей книге «Метод альтернирующей суггестии и гипносуггестии» описывает высокоэффективную технику психотерапии, основанную на применяемом впервые альтернирующем (попеременном, маятникообразном) типе внушения применительно к полярным моделям поведения – позитивной и негативной, по отношению к которым вырабатывается соответственно принятие, потребность или негативизм. Каждая часть суггестии подкрепляется адекватными многоуровневыми специфическими воздействиями на имеющие отношение к заболеванию структуры сознания, подсознания и психосенсорные системы .22

Обязательным условием внушения является авторитет внушающего. Чем он выше, тем выше степень доверия. Абсолютный авторитет тождественен безграничному доверию. Любое предписание (жест, взгляд, намек) человека, обладающего таким авторитетом, воспринимается другим человеком как аутопредписание и исполняется без размышлений, автоматически.

Слово воздействует непосредственно на физиологию индивида и вызывает соответствующую реакцию.

В этом и заключается «тайна» многих древних и современных «целительских» практик: один жест шамана или экстрасенса, одно наставление знаменитого психотерапевта, одно прикосновение к чудотворной иконе, один заговор «ясновидящей» способны привести к исчезновению симптомов и улучшению самочувствия . 23

Внушение – непременный  атрибут профессиональной деятельности психотерапевта. Фрейд называл его переносом, имея в виду перенесение на личность терапевта чувств, испытываемых пациентом к значимым для него людям.

Позитивный перенос наделяет психотерапевта авторитетом и выражается в вере его сообщениям, оценкам, рекомендациям. «…Аргументы без такой поддержки ничего не значили бы и ничего не значат в жизни большинства людей».

24Суггестия выступает начальным условием и вспомогательным инструментом психотерапевтического процесса, в ходе которого при помощи различных социокультурных практик осуществляется исследование, проработка и разрешение противоречий, лежащих в основе психических расстройств.

Чем успешнее процесс психотерапии, тем быстрее суггестия становится излишним и неэффективным инструментом влияния на пациента.

Иначе и быть не может – ведь психотерапия формирует у человека способность ауторегуляции поведения, позволяющую ему самостоятельно разрешать конфликты в отношениях с окружающими, преодолевать трудности, изменять условия и обстоятельства своей жизни. Говоря языком классической философии, психотерапия содействует развитию такой человеческой способности как свобода воли. Именно эта способность выступает антагонистом внушаемости .25

Именно поэтому Фрейд  считал недопустимым использование  терапевтом своего авторитета для руководства  поведением пациента, житейских наставлений, внушения ему тех или иных убеждений.

Его жесткость в этом вопросе во многом обусловлена сознательным стремлением разграничить психотерапию и сферу морали.

Психотерапия ни в коей мере не предназначена для управления поведением человека в политических, экономических, религиозных целях, она – средство развития его способности саморегуляции поведения.

Метод прямого внушения как нельзя лучше отвечал традиционному  представлению врачей о неврозе, как о мнимом заболевании.

В легкости – коварство внушения: создавая видимость эффективности и быстроты терапии психических расстройств, оно отсекает возможность познания их причин, поскольку, устраняя симптомы, скрывает и консервирует порождающую их основу, которая спустя некоторое время заявляет о себе теми же или новыми симптомами. Эти дефекты суггестивного «воздействия на психику» делают его непригодным для целей психотерапии. «…Подлинный психоанализ начался с отказа от помощи гипноза», — писал Фрейд 26

Психоанализ учит пациентов  критически относится как к императивам общественной нравственности, так и к собственным «естественным» желаниям. Правда, для достижения пациентом самостоятельности и цельности, которые Фрейд считал критериями успеха психоанализа, требуются годы сотрудничества с терапевтом.

Профессиональная деятельность аналитика предполагает многолетнее обучение, включающее обязательную личную терапию. Работа с каждым пациентом индивидуальна и совершенно исключает использование стереотипных приемов.

Но даже все это не гарантирует успеха, ни в отношении терапевтического эффекта, ни в том, что касается материального благополучия аналитика.

     Глава2 Суггестивные методы

Под суггестивными методами понимаются разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, т.е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Нередко внушение сопровождается изменением сознания пациента, созданием специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности.

Внушаемость — это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаки повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.

Гипнабельность — это психофизиологическая способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.

Выделяют три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую  и сомнамбулическую.

При первой у  человека возникают сонливость, при второй — признаки каталепсии -восковая гибкость, ступор (обездвиженность), мутизм, при третьей — полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы.

Применение гипнотерапии является обоснованным при истерических невротических, диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерических личностных расстройствах.

Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого  другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), направлено на снятие эмоциональных  невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики. 27

2.1 Гипноз и Внушение

 Гипноз – это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

Единой теории, объясняющей природу  гипноза, в настоящее время нет. Существуют отдельные концепции, в  той или иной степени обоснованные системы взглядов на механизм этого  явления.

По И. П. Павлову, гипноз – это частичный сон. Он представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность «раппорта» между гипнотизируемым и гипнотизером.

По Фрейду, гипноз –  это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям (например, сына к отцу). Этот феномен перенесения и создает, по мнению Фрейда, неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Гипнотические взаимоотношения, по Фрейду, имеют эротическую основу.

Помимо физиологической теории И. П. Павлова и психоаналитической теории Фрейда, являющихся, по существу, антиподами, существует большое количество концепций, пытающихся объяснить природу гипноза.

Внушение – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Посредством внушения могут  быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма.

Следует отличать убеждение  и внушение как психологические  категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной  нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что  информация при внушении воспринимается без должной критической обработки.

В то же время внушение является одним из методов психотерапевтического  лечения. Врач, пользующийся авторитетом  и доверием у больных, обстановка и процесс психотерапевтического  лечения сами по себе, безотчетно или сознательно, оказывают на больных суггестивное воздействие.

Различают гетеросуггестию – внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию – самовнушение. Внушение, вызванное каким-либо процессом, действием, называют реальным, вызванное же с помощью слов – вербальным.

Внушение, реализуемое  непосредственно через слово  врача, определяют как прямое.

Больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается.

При косвенном внушении врач прибегает к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым больной, как правило, и связывает полученный лечебный эффект.

Внушение с лечебной целью может проводиться в  бодрствующем состоянии, в гипнозе, а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Не последнюю роль при этом методе психотерапии играет аффективное состояние пациента.

Подмечено, что страх, гнев, экстаз и  другие эмоционально насыщенные состояния  способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву (при боевых действиях, на митингах и т. д.).

Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, при алкоголизме и табакокурении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод лечения у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Наиболее широкое применение данный метод нашел при лечении  фобий и истерических симптомов  у детей. Используется также для  коррекции девиантных форм поведения, при ночном энурезе. У взрослых применим при различных формах неврозов и хроническом алкоголизме.

Гипносуггестия. Наиболее широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом нашел метод внушения в гипнозе. В основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а следовательно, повышается внушаемость.

Основным условием для  осуществления метода внушения в  гипнозе является умение врача вызвать  состояние гипноза и уже на его фоне провести лечебное внушение. Весь процесс лечения можно условно разделить на несколько периодов (этапов): подготовительный, гипнотизации, лечебного внушения в состоянии гипноза, дегипнотизации с постгипнотическим внушением.

Лечение следует начинать только тогда, когда для этого созданы соответствующие условия.

Важным этапом подготовительного  периода является предварительная беседа с пациентом. Прежде всего нужно выяснить отношение больного к лечению гипнозом. Если больной по каким-то причинам боится гипноза и не хочет ему подвергаться, то спешить с гипнотизацией не следует. Гипнологи знают, что существует так называемый антисуггестивный барьер. Чем он выраженнее, тем меньше внушаемость.

Пробы на внушаемость. Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (приемы, тесты) на внушаемость: внушение невозможности разжать кисти рук, сомкнутых в «замок»; внушение несуществующих запахов при предъявлении больному трех чистых пробирок; внушение падения вперед или назад после того, как терапевт уберет руку от лба или затылка пациента; проба с маятником (пациенту внушают, что груз на нитке, которую он держит в руке, раскачивается сам собой), и другие.28

2.2 Самовнушение или аутосуггестия

Самовнушение, так же как и внушение, категория психологическая. Сюда в определенном смысле можно отнести и такие понятия, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие и т. п. 

Сущность самовнушения., по И. П. Павлову, заключается в концентрированном раздражении определенной области коры головного мозга, которое сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих коренные интересы всего организма, его целости и существования. В исключительных случаях при самовнушении.

даже уничтожение организма может происходить без малейшей физической борьбы с его стороны.          Действие самовнушения., согласно теории А. А. Ухтомского, объясняется концентрированным раздражением определенного участка коры, т. е. возникновением доминанты на фоне сниженного коркового тонуса.

При таком состоянии коры над реальным воздействием среды превалируют второсигнальные следовые процессы.          В. Н. Куликов (1974) отмечает, что самовнушение. формируется в филогенетическом и онтогенетическом планах на базе внушения.

Сначала в процессе интерпсихических отношений между людьми складывается гетеросуггестия, а затем способность индивида внушать другим людям интериоризуется, становится интрапсихической способностью личности. Это положение основывается на учении о происхождении психических функций Л. С. Выготского и его учеников — А. Н. Леонтьева и др.

          Высказывается предположение, что аутосуггестия базируется на механизмах обратной афферентации и опережающего отражения (Бернштейн Н. А., 1961; Анохин П. К., 1975, и др.).          В разработку метода лечебного самовнушения. внесли вклад отечественные исследователи. В 1881 г. И. Р. Тарханов опубликовал результаты одного из первых научно достоверных наблюдений о влиянии его.

на непроизвольные функции организма. Я. А. Боткин в 1897 г. предложил обучать больных сознательному использованию аутосуггестии . для предупреждения и преодоления невротической фиксации симптомов соматических заболеваний. В. М. Бехтерев (1911), рекомендуя лечить самовнушением. в состоянии бодрствования, считал, что «наиболее подходящим временем для этого.

является период перед засыпанием и период, следующий за пробуждением». Он полагал, что «для каждого отдельного случая должна быть выработана определенная формула ., которая должна произноситься от своего имени, в утвердительной форме и в настоящем, а не будущем времени». Произносить формулы аутосуггестии. следует вполголоса «по нескольку раз… и притом с полным сосредоточением». В. М.

Бехтерев ценил эффективность С. при неврозах, а также включил его в систему лечения алкоголизма в качестве третьей части триады (см. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТРИАДА БЕХТЕРЕВА).          Одним из наиболее популярных приемов аутосуггестии считается методика самовнушение. по Куэ.

Она является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) различных методов психотерапии: аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации, йоги, релаксации.  Аутосуггестию успешно применяли многие отечественные и зарубежные психотерапевты. Н. В. Ивановым (1959) разработана методика мотивированного самовнушения.

, предназначенная для лечения больных алкоголизмом. После беседы об алкоголизме психотерапевт погружает группу в 10-15 человек в гипноз и проводит мотивированное лечебное внушение. Первые сеансы, которые проводятся 2 раза в неделю, успокаивают, вселяют уверенность.

С 5-6-го сеанса больным предлагается систематически 2 раза в день на 2-3 минуты волевым усилием концентрированно сосредоточить внимание на круге мыслей о том, что теперь решение длительно сохранять воздержание станет постоянным качеством: «Я сумею сказать себе активно и повелительно «нет» в любой соблазняющей обстановке».          И. К. Шхвацабая и др.

(1983) для коррекции невротических расстройств у больных гипертонической болезнью предложили методику, основанную главным образом на лечебном действии самовнушении. Вначале пациенты обучаются запоминанию комплекса ощущений («образа релаксации»), испытываемых во время занятий аутогенной тренировкой. Далее упражнения строятся таким образом (самостоятельно или в группе), чтобы связать «образ релаксации» с визуальным символом, в качестве которого используется правильная геометрическая фигура с центром симметрии («фигура релаксации»). В ситуациях эмоционального психического напряжения больной воспроизводит в течение 1 -2 минут «образ релаксации», вспоминая или представляя себе «фигуру релаксации». 

        Лечение самовнушением. почти не имеет противопоказаний. Даже в тяжелых случаях истерии, когда разъяснение не помогает, а гипноз и аутогенная тренировка не дают достаточного эффекта и могут сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью аутосуггестии. («Не должно случиться припадка!») может «отодвинуть» или не допустить его.29

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/suggestiya-v-psihoterapii/253727.2122623.s2.html

Ссылка на основную публикацию