Воспитание жизнью — психология

Секреты успешного воспитания! Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека

Воспитание жизнью - психология

Всё гениальное просто — это верно и для воспитания! Главные принципы — это любовь, личный пример, последовательность — просто замечательные советы в статьях по воспитанию «идеального» человека! В тоже время необходимо знать не только общие рекомендации, но и влияние стиля воспитания на появление, как желательных, так и непредвиденных черт характера. Один и тот же стиль воспитания по отношению к детям с разным психотипом, формирует  и совершенно различные черты характера. Именно поэтому терпят крах те родители, которые думают, что придерживаясь какой-то жёсткой схемы воспитания (пусть и опытного педагога), можно получить предсказуемый результат.

Воспитание это постоянный творческий процесс взаимодействия родителей, воспитателей, учителей, окружающих взрослых, с детьми.  Значение имеет и социально-исторический период, в котором родился и развивается человек.

Основа личности, конечно, закладывается в семье.

Далее ребёнок  в социуме, нанизывает на эту основу, свой личный жизненный опыт,  иногда вступая в конфликт с  установками, которые заложены в семье и декларируемые средствами массовой информации.

Гармония — это баланс внутренних установок, взглядов, убеждений с тем, что происходит в семье, на работе, в стране, в мире! Поэтому наше движение вперёд это поиск баланса, в том числе и в воспитании.

Дети отличаются от взрослых тем, что действуют импульсивно и непосредственно. Это главный признак здорового и доверяющего окружающему миру  ребёнка дошкольного возраста.

  Если этого не происходит, то скорее всего,  в семье неблагоприятная обстановка,  внутренний конфликт (проблемы) обоих или одного из родителей, скандалы, непоследовательное воспитание ребенка, подкрепление индивидуализма и эгоизма, стяжательство, игнорирование мнения всех членов семьи одним, подавление инициативы ребёнка, слабая дисциплина, неорганизованность досуга или напротив отсутствие свободного времени у детей за счет чрезмерной обучающей  нагрузки и гиперопеки, излишний контроль за каждым шагом. В раннем детстве малыш не умеет выражать собственные эмоции, поэтому отражает эмоции окружающих его людей. Таким образом, если уникальная система отношений между ребёнком и окружением регулируется  положительными эмоциями, то очевидно, что мотив желания радости станет нормой для него.   А это ведь именно то, что хотят родители для своих детей — счастье в жизни!

Давайте теперь рассмотрим несколько стилей воспитания, которые возможны в семье. Это поможет понять более конкретно, как наши отношения мешают  оптимально адаптироваться в социуме ребёнку.

Что надо постараться изменить в семье и в себе, чтобы развивать своего ребёнка здоровой и позитивной личностью.

Хороший родитель,  воспитывая ребёнка, воспитывает себя! Поэтому иногда говорят о том, что дети воспитывают родителей!

«Отстраненный стиль воспитания»

Возможно, отсутствие главы в семье, перекладывание своих родительских обязанностей на воспитателей, учителя, неумение или нежелание ориентировать и поддерживать ребенка на успешную деятельность,  постоянное озвучивание жалоб родителями  на трудную  жизнь.

Такой стиль воспитания может сформировать  человека с низким самоконтролем, низкой самооценкой,  неумением извлечь опыт из проблемной ситуации, неумением управлять собой в трудных ситуациях.

Вывод:  надо чётко распределить роли в семье, обязанности между членами семьи, в том числе и ребёнка, следим за их выполнением ,объясняем ребёнку, что значит «надо», прекращаем «ныть» и пугать ребёнка трудностями.

«Опекающий стиль воспитания»

Директивный опекающий стиль воспитания , где ребёнок  полностью формируется под влиянием установок родителей и контролем  за их выполнением.  Распространён в патриархальных  социальных обществах, считается консервативным.

Формирует, как правило,  хороших исполнителей, которые стремятся к достижениям через развитие, обладающих волевыми качествами.

  В тоже время, если ребёнок чувствительный,  с базовой тревожностью, то такой стиль воспитания может привести к нервным срывам и не осознаваемым негативным реакциям, агрессии.

   Если исполнитель  и оказывается на руководящей должности, то бывает,  крайне импульсивен  и  непредсказуем из-за постоянного стресса, ведь ему трудно принимать самостоятельное решение.

Вывод: пытаемся понять, почему мы так воспитываем? То ли это подражание родительской семье, то ли наиболее быстрый способ получить видимость порядка, размеренности, значит, есть повод разобраться в своих страхах, целях. В любом случае не стоит ждать от ребёнка  счастливого смеха и высоких достижений с таким стилем воспитания.

«Отверженный в большой семье».

Воспитание личности в большой семье при общей доброжелательной обстановке, высоким доходом, но отсутствием понимания ребенка и предпочтением родителями братьев и сестер проявляется в противопоставлении ребёнком своих интересов  по отношению к остальным членам семьи.

Формирует личность предприимчивую в разрешении конфликтных ситуаций, а если ребёнок любознательный, чувствительный  и управляем, то очень направлен на позитивные социальные ценности. Однако в сложной проблемной ситуации не выдерживает высоких стрессовых нагрузок, возможны срывы.

Вывод: в большой семье распределяем внимание и поддержку по возможности соответственно возрасту и равноценно.

«Депрессивные состояния на фоне финансовых проблем»

Воспитание родителями,  демонстрирующими подавленное настроение и конфликтующими из-за финансовых проблем.

Формирует проявление стремления  к самоутверждению без умения управлять собой в трудных жизненных ситуациях.

Вывод: повышение общей культуры общения, совместный поиск решения финансовых проблем .  Даже если нет причин для веселья, ребёнок не обязан разделять с родителями взрослые проблемы. Иначе вырастите асоциальную  личность.

«Материнское воспитание с элементами снисходительности»

Подавляет  волевые качеств ребёнка.

Формирует у ребёнка пассивность,  не умение реально оценивать свои желания  и  возможности. Большие притязания к миру.

Вывод: дать ребёнку больше самостоятельности, например выбор одежды на прогулку , спрашивать о предпочтениях  в еде и т.д. где поддерживается самостоятельное принятие решения на базе желаний(без фанатизма). Маме разобраться со своими страхами, причинами недоверия к миру.

«Либеральный стиль воспитания»

Ребёнку дают проявлять свои желания максимально возможно, за исключением ситуаций опасных для жизни.

Формирует яркое проявление чувств, настроений, мыслей. Демонстративный тип со стремлением к самоутверждению. Любую негативную ситуацию преувеличивает и очень эмоционально и болезненно реагирует на неё.

Возможно отсутствие в ребенке понимания личных и социальных границ.  Ему трудно будет  бесконфликтно разрешать проблемы, что  может приводить  к неконструктивным формам поведения.

Вывод: разумные границы всё же необходимы. Родителям надо выражать свои эмоции и  мнение  там, где ребёнок нарушает чужие границы.

«Воспитание телесными наказаниями»

Проявляется в  пассивности и управляемости личности.

Легко идёт на поводу у  другой более сильной как физически, так и психически личности. Если от природы ребёнок имеет лидерские задатки, то становится очень агрессивным по отношению к более слабым.

Вывод: прекращаем насилие пока не превратили ребёнка в потенциального преступника.

Если родители любят друг друга, даже имея  низкий  доход, то личность ребёнка формируется с направленностью к саморазвитию, к  высоким достижениям, самореализации.

Это только примеры, как Вы понимаете, вариантов  может быть очень много. Наверное, Вы   заметили из описанных выше стилей, что на формирование личности более всего влияют такие факторы, как

  • Структура семьи: полная или не полная, несколько  детей или один, сюда можно добавить, что  наличие старшего поколения в воспитании  имеет позитивное значение.  В работе с клиентами является одним из  ресурсов для восстановления  цельной и успешной личности после кризисных периодов в жизни, так как  бабушки и дедушки менее критичны к внукам, чем родители и ребёнок чувствуя безусловную любовь, сохраняет ощущение принятия своей личности на всю оставшуюся жизнь, даже, если и забывает об этом. Поэтому добрая, мудрая няня для малыша, общение с пожилой хорошей соседкой, если нет бабушек,  весьма  желательно.
  • Способы разрешения конфликтов и их типы: избегание, агрессия, беседа, равнодушие, жалобы….
  • Формирование самостоятельности: гиперопека  или напротив безучастность
  • Участие членов семьи в контроле над ребенком:  лучше всего, если в этом вопросе роли распределены: например мама контролирует выполнение санитарно-гигиенических процедур, а папа порядок на детской территории.
  • Способы наказания: последствия насилия описаны выше, адекватно наказание соизмеримое проступку, например, если ребёнок разбил чашку, то достаточно простого сожаления и объяснения, а не бурного возмущения, ведь ребёнок и сам расстроен из-за неловкости. Так формируется доверие, когда малыш знает, что его всегда поддержат и поймут в семье!
  • Доверие между  членами семьи создаёт безопасную среду для формирования личности, чувство опоры для любых начинаний в будущем.

Вывод: любим друг друга, рожаем детей больше одного.  Среднего достатка вполне достаточно для воспитания успешной личности. Главное, как было сказано вначале статьи: научиться любить и быть последовательными!

Секреты успешного воспитания! Стили воспитания и их влияние на взрослую жизнь человека.

Психолог Картвели Эрика Шалвовна

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Источник: https://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/11179-sekrety-uspeshnogo-vospitaniya

Психологические основы воспитания — Психология жизни

Психологические основы воспитания - Психология жизни

В вопросе воспитания своего ребенка подросткового возраста мы должны вас предупредить о некоторых ошибках в воспитании, которые очень часто допускают родители.

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Особенности психологического воспитания

Вы должны знать , что проблемы в воспитании подростков возникают практически в каждой семье, а если их нет, значит и нет воспитательного процесса или родители просто не замечают своих проблем.

В семье, в которой подрастает ребенок, обязательно должна быть благоприятная психологическая атмосфера. И вы в силах ее создать! Если вы стремитесь к этому, значит исключите крики, конфликты, любое насилие и жестокое обращение в семье.  Это психологические основы воспитания. Запрет на такое негативное поведение и отношение должен распространяться на каждого члена семьи!

Последствия жестокого обращения с детьми

Психологи доказали, что все проблемные подростки выходят из неблагополучных и асоциальных семей. К сожалению не обходится без противоправных действий со стороны подростков, вплоть до нарушения закона и т. п. Если вы желаете счастья вашему сыну или дочке, а как иначе! то вы должны начать меняться. Вперед, к основам позитивного психологического воспитания.

Психологические основы воспитания подростков:

  • Подростковый возраст охватывает период с 12-13 лет и заканчивается по-разному (у кого-то раньше, у кого-то позже). Как правило, у мальчиков он длится дольше (до 18 лет)
  • Психологический механизм влияния на подростка — это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание.
  • Немотивированная, безотчетная жестокость у детей подросткового возраста – это следствие детских переживаний, связанных с родительским воспитанием.
  • Типичной ошибкой родителей в воспитании подростков являются нравоучительные беседы. Спокойный тон, доброжелательность в разговоре и разумные доходчивые объяснения — вот принципы правильного общения с подростком. И правильный подход в воспитании подростков в семье.
  • Непростая ситуация складывается и в тех семьях, где практикуется вседозволенность. Ребенок, привыкший, что все его требования выполняются беспрекословно, войдя в период подросткового возраста, становится абсолютно неуправляемым. Особенно ситуация осложняется, если любовь родителей компенсируется дорогими и множественными подарками, если ребенку ни в чем не отказывают.
  •  Вы должны знать, что чем хуже отношения в семье, тем чаще подросток будет проводить время со своими сверстниками. Возможно найдет себе «плохую» компанию, где впервые попробует алкоголь, табак или другие наркотические вещества. Как узнать курит ли ребенок?
  • Главный принцип воспитания подростков  в семье — это воспитание счастьем! Если ребенок растет в благополучной семье, где его любят и интересуются его проблемами, то переходный период с большей долей вероятности пройдет гладко.

Психологические основы воспитания: Как избежать трудностей?

Подростки становятся трудными или проблемными только тогда, когда вы выбрали не совсем правильный подход в воспитании подростка

— Приказное отношение к ребенку, или авторитарный стиль поведения, вызывает у него чувство своей незначительности. Подросток начинает сомневаться в том, что он вами любим, появляется отчуждение. Все терпимое отношение, или либеральное, скорее всего приведет к тому, что ваш сын (или дочь) начнет думать о вашем равнодушии к нему и к его жизни в целом.

Читайте также:  Умение держать пространство - психология

— Родителям нельзя контролировать каждый шаг ребенка, иначе вы обязательно получите протест. Контролируйте лишь то, что может повлиять на здоровье и будущее вашего ребенка.

— Никогда не запрещайте подростку дружить с тем, с кем ему интересно, даже если вам этот человек не нравится. Можете лишь тактично и завуалированно указать на его недостатки. Запрет лишь вызовет бурю негодования и то, что ребенок будет скрывать от вас, где он был и с кем.

— А вообще, постарайтесь наладить отношения с ребенком до вступления в опасный подростковый период. Тогда вам будет легче общаться со своим взрослеющим ребенком.

Психологические основы воспитания: К чему стоит стремиться?

Наилучший стиль воспитания подростка — это демократический стиль

Демократический стиль воспитания подразумевает, в первую очередь дружеские, доверительные отношения между родителями и детьми. Со стороны родителей проявляется искренний интерес к проблемам ребенка. Ведь подросток видит фальшь, и, если ваш интерес к его делам неискренен, то рассчитывать на доверительное общение не стоит.

В таких семьях дети растут активные, дружелюбные, независимые. Родители хорошо понимают проблемы своих подрастающих детей, знают, где сказать «нет», а что можно и разрешить. Конфликты возникают очень редко и быстро угасают.

 Психологические основы воспитания подростков: Советы 

Верьте в своего ребенка. Для начала научитесь его положительно оценивать и почаще хвалить. Хвалите не только за результат, но и за старания. Критика и замечания в воспитании подростков должны быть в редком случае и не звучать как обвинения. Сравнивайте результаты вашего ребенка с его вчерашними результатами, но никак не с результатами его сверстников.

Запомните! Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

В воспитании подростков старайтесь сформировать у него четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть. Докажите ему, что вам можно доверять. И тогда подросток не будет бояться говорить вам правду, какая бы она не была.

Никогда не ругайте вашего ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Всячески поддерживайте его положительные начинания и поступки. Это очень важно в воспитании подростков. И тогда подросток перестанет бояться ошибиться, вырастет уверенным и решительным человеком. Как воспитать уверенного в себе ребенка?

Когда подросток не идет на контакт, ваша настойчивость может только усугубить ситуацию. Одно из правил воспитания подростка в семье – тактичность. Если он не хочет делиться с вами своими проблемами, расскажите ему о своих делах, посоветуйтесь с ним, объясните, почему вы приняли такое решение, а не иное.

Психологические основы воспитания: Что должно  насторожить?

Когда же стоит обеспокоиться всерьез в воспитании подростков?

Когда проблемы действительно серьезны или решение их слишком затягивается. Когда он замыкается в себе, когда у него нет ни друга, ни подруги, когда он полностью забросил учебу. Или ему ничего не хочется от жизни, он не строит никаких планов и, конечно, когда он нарушает закон.

Основные проблемы современных подростков

Также родители могут обеспокоиться, если ребенок ведет с ними затяжную войну по любому поводу: часто для него это способ уйти от настоящих проблем.

Посоветуйтесь с психологом или прислушайтесь к нашим советам. Счастья вам!

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/psikhologicheskoe-vospitanie-podrostk.html

7 ошибок воспитания, которые мешают детям всю жизнь

7 ошибок воспитания, которые мешают детям всю жизнь

[artlabel id=»81419″]

Вспомните собственное взросление. Наверняка, сталкиваясь с непониманием со стороны родителей, вы думали: «Уж со своими детьми я такого не допущу, я-то теперь точно понимаю, как избежать подобных ошибок». Какие же ошибки воспитания мы можем допускать сами того не замечая?

Источнник: Shutterstock

Вот семь главных ошибок воспитания, которые могут совершить родители не нарочно, но при этом портят жизнь своему ребенку.

«Победила дружба»

Этой фразой любят заканчивать конкурсы и соревнования для детей. Но правило о том, что каждый участник получает одинаковое вознаграждение, нивелирует само понятие соревнования, и не дает ничего, кроме детского разочарования в конце.

Причина в том, что такой подход позволяет каждому малышу чувствовать себя особенным, самым лучшим, не смотря на объективные достижения.

Однако в процессе взросления он однозначно начнет замечать, что восторг близких по поводу его личность почему-то не разделяют все окружающие.

И такое столкновение с реальностью будет в разы болезненнее, чем разочарование от поражения в детских соревнованиях.

15 фраз, которые нужно говорить своему ребенку каждый день

Часто мы дарим или покупаем нашим детям что-то не из желания сделать приятное, а в виде откупа.

Например, если в семье несколько малышей, и один действительно заслужил поощрение, второго мы тоже не хотим обделять — как так, ведь он расстроится.

Или еще вариант: ребенок делает с нами что-то не очень приятное (идет к стоматологу, вовремя выполняет домашнее задание и т.д.), а за это мы «расплачиваемся» с ним чем-то материальным.

Эта система поощрения неправильна, ведь наш малыш, опять же, вырастает неподготовленным к реальности.

мы не воспитываем в нем понимания, что каждую вещь на свете нужно заработать своим трудом или попросту заслужить — мы учим безосновательно требовать что-либо для себя, мотивируя это тем, что кто-то рядом получил подарок. Мы учим торговаться вместо того, чтобы развивать внутреннюю мотивацию и силу воли.

Источник: shutterstock

Поучения без примера

Фраза «я в твои годы» коробит всех детей и подростков. Им не интересно, что делали вы когда-то. Потому что вот он вы, живой и взрослый, реальное продолжение и следствие своих детских поступков.

И именно вы-теперешний являетесь лидером в семье и примером для малыша. Ему важно то, как вы поступаете каждый день: нарушаете ли правила дорожного движения, даете ли взятку, лжете ли близким. Вот то, чему ребенок научится, ведь дети очень внимательны.

Потому, чтобы изменить их сознание, начинать всегда приходится с себя.

Как правильно говорить ребенку «нельзя»: советы психолога

Все родители, бабушки и дедушки считают, что их малыш — самых умный, одаренный и талантливый. Это может быть и действительно правдой, однако не стоит путать умного ребенка с ребенком взрослым.

Если он с легкостью осваивает новое, это совсем не означает, что он способен самостоятельно доехать на другой конец города или приготовить обед.

Будьте честны с собой и соразмеряйте свои желания с действительностью.

Но и в противоположную крайность нельзя пускаться, ведь чрезмерная опека не принесет ничего хорошего крохе.Лучший вариант — это внимательно следить за сверстниками ребенка. И если однажды вы увидите, что они гораздо самостоятельнее вашего малыша, это и будет верным знаком, что вы даете ему недостаточно свободы.

Не забываем сказать о своих ошибках

В раннем детстве родители для ребенка подобны божествам — они все знают и умеют. И будет куда лучше для будущего вашего ребенка, если свои поучения вы сами начнете сопровождать рассказами из собственного опыта — о том, как вы допускали подобные ошибки. Вот увидите: ребенок очень удивиться, а одновременно станет больше вам доверять.

Ведь рано или поздно он сам поймет, что и вы не безгрешные. Главное, чтоб это не опустило ваш авторитет в его глазах. Говорите о своих промахах. И обязательно — о том, какие выводы вы из них сделали!

Как научить ребенка идти к цели и понять его зону ближайшего развития

Ах, как страшно представить, что ваш малыш упадет, сломает ногу, поссорится с другом или влюбится не в ту девочку. Но это необходимый этап взросления! И если вы попытаетесь оградить ребенка от боли и страданий, то окажете ему медвежью услугу.

Подобные вещи нельзя убрать из жизни, их можно только отложить. И если малыш не узнает всей горечи потерь, боли в разбитых коленях и радости примирения сейчас, ему придется столкнуться со всем этим потом.

Потом — во взрослой жизни, когда вас не будет рядом так близко, чтобы помочь.

«Я сам»

Иногда нам просто не хочется ждать, пока ребенок сам завяжет шнурки, ведь мы можем быстрее. Иногда — лень объяснять, как выполнить какое-либо поручение — проще сделать самому.

Так мы закладываем в малыша уверенность, что не нужно вообще ничего делать. Если подождать, кто-то непременно выполнит твою работу. А если совершать ошибки, придет кто-то умный и сам все исправит.

Как думаете, легко им придется во взрослой жизни с такими установками?

Как вырастить свободного и счастливого ребенка: 10 простых секретов

https://www.youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/7-oshibok-vospitaniya-kotoryie-meshayut-detyam-vsyu-zhizn/

Психология воспитания: роль дисциплины в жизни ребенка

Психология воспитания: роль дисциплины в жизни ребенка

В жизни семьи дисциплина играет важную роль – именно поэтому многие родители уделяют воспитанию дисциплины у ребенка много внимания. Но нужно обязательно учитывать детскую психологию для того, чтобы эти старания были успешными. Есть некоторые правила, которые помогут вам привить ребенку навыки дисциплины и сделать жизнь вашего семейства более размеренной.

Дети и дисциплина

На первый взгляд может показаться, что дети и дисциплина – вещи несовместимые.

На самом же деле дети отчаянно нуждаются в существовании правил, ведь они создают ощущение безопасности и стабильности, которое всем детям (да и взрослым тоже) так необходимо.

Другое дело, что существующие в семье правила не должны приводить к появлению периодических конфликтов, то есть должны учитывать интересы обеих сторон.

Семейные правила: рекомендации

Существует ряд рекомендаций касательно семейных правил, соблюдение которых гарантирует эффективность дисциплины:

  • Нежелательно слишком большое количество правил – их должно быть ровно столько, что бы дети могли их запомнить и следовать им. Иногда для лучшего запоминания стоит составить с детьми список правил в письменном или графическом (плакат с правилами и картинками к ним) виде.
  • Требования не должны противоречить потребностям и особенностям развития ребенка. Например, маленькому ребенку свойственно быть шумным и активным – он интенсивно познает мир, расходуя при этом много энергии, а потом правило типа «никогда не шуметь, когда мама приходит с работы» является попросту вредоносным.
  • Правила должны быть «гибкими», они должны включать исключения, а по мере взросления ребенка – видоизменяться. Так, например, правило «возвращения домой до семи часов вечера», может быть нарушено в случае дня рождения друга, со временем изменено до правила «возвращение до десяти часов вечера» и тому подобное.
  • Взрослым лучше детально согласовывать правила между собой. Нежелательна ситуация, когда мама что-то категорично запрещает, а папа, напротив, разрешает. Такая ситуация лишь разрушает родительский авторитет в глазах детей.
  • Правила и запреты лучше разъяснять мягко, используя дружественный, а не повелительный тон. Ребенок не должен чувствовать себя подчиненным, вызванным «на ковер» к начальнику: он является важным членом семейной системы и имеет право на участие в составлении правил и запретов семьи.

Воспитание самостоятельности: баланс между свободой и запретом

Итак, ранее уже было замечено, что при организации семейной дисциплины не стоит выбирать какую-либо крайность – ни «закручивание гаек», ни попустительство в соблюдении правил не являются приемлемыми в воспитании детей.

Читайте также:  Ретрофлексия - психология

В качестве «указателя» формирования оптимальной системы правил для родителей может стать достаточно простая, но эффективная методика, построенная на идее цветовых зон.

Основным смыслом данной методики является выделение четырех зон поведения ребенка – красной, оранжевой, желтой и зеленой, – каждая из которых предполагает определенные формы действий детей, в зависимости от уровня их допустимости.

«Зеленая» зона

Сюда помещают те формы поведения, которые детям разрешают осуществлять по своему усмотрению, без дозволения взрослых. Например, как играть, с кем в школе дружить, какие книги читать и мультики смотреть, какие хобби выбирать и т.д.

Возможно, у родителей будут и собственные пожелания относительно того, как должны осуществляться некоторые формы поведения из этой зоны, но стоит помнить, что у ребенка должна быть определенная «зона свободы», в которой принятие решений будет исключительно прерогативой ребенка.

«Зеленая» зона является первым шагом на пути формирования самостоятельности, способности к самоорганизации детей. Со временем эта зона должна все более расширяться.

«Желтая» зона

Сюда следует поместить все те виды активности, в которых ребенку предоставляют относительную свободу выбора, ограниченную определенными границами. Ребенку, например, позволяется ходить в гости к другу по соседству после школы в любое время, но возвращаться домой он должен к восьми часам.

Или, что уроки на выходных ребенок может делать в удобное для себя время, но что бы к вечеру воскресенья уроки были выполнены.

Эта зона довольно значима с педагогической точки зрения, ведь именно в ней ребенок приучается к самостоятельности, опираясь на существующие запреты и правила, и становится ответственным в выполнении обязательств.

Прежде чем требовать от детей четкого следования этим ограничениям, взрослый должен объяснить им причину существования того или иного правила, а также подчеркнуть, что именно дети могут решать абсолютно самостоятельно.

Подобное обсуждение целесообразности ограничений поможет ребенку легче приспособиться к следованию правилам, упредить возникновение конфликтов на этой почве в будущем. К тому же, если дети чувствуют, что их чувства, свободу и право на самостоятельность уважают, что правила поведения с ними обсуждают на равных, они намного охотнее принимают родительские правила и запреты.

«Оранжевая» зона

Здесь находиться все те формы поведения, которые, в принципе, детям не дозволяется делать, но, ввиду определенных обстоятельств, может быть разрешено как исключение из правила.

Например, в семье существует условие, что ребенок должен не позже десяти часов вечера лечь спать, но в ночь Нового Года ребенку разрешается пободрствовать еще несколько часов, чтобы отметить праздник вместе со всей семьей.

Или ребенку не дозволяется кушать сладкое перед обедом, но в День Рождения ребенка это правило отменяется.

Подобные отступления от правил вовсе не являются попустительством со стороны родителей, они не дают семейным правилам стать излишне ригидными, а стилю воспитания в семье стать слишком авторитарным. Если подобные отступления от правил не являются постоянными, они не влияют негативно на общую дисциплину ребенка.

Если взрослые иногда идут навстречу желаниям ребенка, делая исключения из правил, он лишь еще более четко старается выполнять свои обязанности. К тому же, не зря существует поговорка, что «исключения лишь подтверждают существование правил» – гибкость семейной дисциплины лишь подготовит ребенка к удивительному разнообразию существующих во внешнем мире правил.

Главная задача родителей или воспитателей в данном случае – не дать исключению превратиться в постоянную тенденцию.

Родителям также следует быть готовыми, что некоторые формы активности из «оранжевой» зоны со временем переместятся в «желтую» или «зеленую» зоны (по мере приобретения детьми все большей самостоятельности).

«Красная» зона

Здесь находятся все категоричные запреты, правила, которые ребенок не должен нарушать ни в коем случае. Нарушение таких правил грозит причинением вреда здоровью ребенка, или же преступлению важных запретов социума и морали.

Нельзя баловаться с огнем, нельзя переходить дорогу на красный свет, невежливо обзывать учительницу, рвать чужие игрушки – плохо, бить людей или животных – непозволительно. Это категоричные «нельзя», список которых «взрослеет» вместе с детьми, вмещая все большее количество правил поведения в обществе.

Эти правила со временем перестают быть чисто «внешними» и начинают «врастать внутрь», формируя моральный стержень личности.

«Цветные зоны» и воспитание дисциплины

Таким образом, руководствуясь методикой «цветных зон», родитель имеет возможность найти баланс между необходимостью существования четкой дисциплины и потребностью ребенка в предоставлении ему свободы выбора и определенной самостоятельности.

Источник: https://psyhosoma.com/psixologiya-vospitaniya-rol-discipliny-v-zhizni-rebenka/

Психология воспитания

Психология воспитания

Психологами выделяются три основные возрастные группы: дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Психология воспитания детей разных возрастных групп имеет свои особенности. Понимание психологии воспитания помогает родителям в общении с детьми.

Психология воспитания — наука, изучающая педагогические закономерности процесса образования.  В ее основе лежит детская психология. Воспитание детей обычно делится на три основных периода:

  • дошкольное воспитание (психология воспитания детей с рождения до 7 лет);
  • школьный возраст. В свою очередь он подразумевает воспитание детей в начальных и средних классах общеобразовательной школы;
  • подростковое воспитание (психология развития детей в возрасте 13-17 лет).

Безусловно, возрастные рамки воспитания весьма условны. Зачастую происходит постепенный переход из одного периода в другой.

Воспитание дошкольников

Правильный подход к воспитанию детей младшего возраста подразумевает понимание родителями детской психологии. Образование дошкольника прежде всего направлено на его развитие как личности. Происходит социализация ребенка.

  Психология педагогики  подразумевает постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми и помощь в адаптации к различным социальным условиям.

В этот период развития ребенка следует уделять особое внимание уровню развития его эмоциональной сферы, нравственной позиции и социальной ориентации.

Воспитание детей школьного возраста

Психология воспитания детей школьного возраста кардинально отличается от психологии воспитания детей младшего возраста. На этом этапе большее влияние на развитие личности оказывают школьные педагоги, а не семья.

Именно в школе происходит закрепление базовых навыков, полученных в семье. Общая цель школьного воспитания – вырастить высоконравственную, духовно богатую и ответственную личность.

Современное общество требует развития у ребенка таких качеств, как предприимчивость, инициативность и честолюбие.

Психология воспитания подростков

Психология развития ребенка 13-17 лет имеет свои характерные черты. В это время у ребенка появляется острое стремление к свободе и независимости, что усложняет задачу воспитания. Необходимо найти правильный подход к подростку. Зачастую он складывается в терпении и умении выслушать, не навязывая свои советы, а подталкивая ребенка к правильному решению.

В подростковом периоде вся психологическая активность направлена на формирование личности. И главную роль начинают играть уже не школа и родители, а, скорее, общение со сверстниками.

Происходит некая психологическая изоляция детей от взрослых, зачастую выражающаяся в образовании обособленных подростковых групп. Попытки взрослых проникнуть в такие группы воспринимается в штыки. По мере взросления обособление проходит.

Со временем подросток и взрослый заново находят общий язык.

Психология воспитания детей всех возрастов имеет перед собой задачу найти адекватный подход к ребенку и помочь ему в решении всевозможных проблем, основная из которых – проблема становления личности.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-vospitaniya.html

Воспитание подростков — советы по воспитанию подростка

Воспитание подростков - советы по воспитанию подростка

Очень часто родители панически боятся того момента, когда их ребенок достигнет подросткового периода. Они переживают, что ласковый и милый малыш вдруг превратится в несговорчивого тинэйджера. Ведь недаром переходный возраст называют «трудным».

Однако на самом деле не стоит опасаться подростковой неуправляемости. Достаточно понять особенности социального и психологического развития ребенка, прислушаться к рекомендациям специалистов по его воспитанию и общий язык со своим чадом возможно будет найти всегда.

Особенности воспитания и развития подростков

У детей в подростковом переходном возрасте физиологическая перестройка организма совпадает с их активным социальным и психическим развитием. Ребенок ищет свое место в этом мире и осознает свою социальную роль.

Помните, что полученные ответы в этот непростой жизненный период как правило остаются у человека навсегда. Если подросток находит свое место в обществе, то скорей всего он будет успешно справляться с этой задачей на протяжении всей жизни.

Современные проблемы воспитания молодежи и подростков имеют свои особенности, связанные со стремительным развитием информационных технологий, которые могут влиять на отношение к жизни вчерашних детей, на их точку зрения, подхватывать новые веяния и помогать заводить быстрые знакомства.

Современная молодежь не признает былых ценностей, использует непонятные термины и практически живет в социальных сетях.

Как воспитывать подростка правильно

Для того, чтобы подростковый период у ребенка прошел без глобальных конфликтов и проблем родителям следует придерживаться определенной линии поведения. Вот ее основные моменты воспитания:

  • Важно быть для тинэйджера авторитетом. При этом авторитет завоевывается годами, начиная еще с дошкольного периода. Основная задача родителя — не допустить замыкания подростка в себе, быть для него другом, таким который всегда выслушает, не осудит и даст ценный совет. В ином случае ребенок будет вынужден искать себе другой авторитет.
  • Четкие правила в семье. Вчерашний малыш должен знать права и обязанности как свои, так и родителей. Недопустимо, что бы подросток впадал в истерику, если ему что то не купили. Он должен понимать финансовые возможности и планы родителей.
  • Взаимное уважение. Взрослые не должны допускать к себе неуважительное и презрительное отношение, в свою очередь демонстрируя уважение к мнению своего взрослеющего ребенка.
  • Понимание современных ценностей нового поколения.

Не следует забывать про особенности духовно-нравственного воспитания у подростков. Проблема патриотического воспитания современной молодежи является одной из важных задач, ведь именно в юности должно вырабатываться чувство гордости за свою страну и свой народ.

Воспитание подростка мальчика — как воспитывать советы

1. Не стоит лишать мальчика родительской любви и ласки. Конечно мужественность прививается с детства, но ведь не только суровая муштра способна сформировать настоящего мужчину. Мужественность развивается постепенно, а проявление небольших слабостей допустимо для каждого.

2. Непоследовательность в воспитании является ошибкой. Если сразу баловать юношу, а потом яро наказывать, то ждать положительного результата от такого воспитания не стоит.

3. Не следует стараться вырастить из мальчика свое подобие. Следует учитывать индивидуальные особенности подростка.

4. Ссоры матери и отца на глазах у подрастающего сына непременно со временем станут причиной жестокого отношения будущего мужчины к женскому полу.

5. Негативно на формирование характера юноши сказывается сравнение его со сверстниками и акцент на его неприемлемом поведении.

Воспитание девочки

Переходный период у девочек — это одновременно сложный и интересный процесс, время изменений и метаморфоз в поведении и внешности.

Вот основные советы по воспитанию девочек подростков:

  • Помогите справится с появившимися проблемами со внешностью и ни в коем случае не критикуйте девочку.
  • Не забывайте про эстетическое и духовное воспитание девочки подростка. Поощряйте увлечения дочери — танцы, спорт, музыка.
  • Приучите дочь ухаживать за собой ежедневно. Ведь она становится женщиной, а женский организм очень хрупок и следить за ним следует постоянно и правильно.
  • Отношение с противоположным полом. Не забудьте объяснить девочке про чувство собственного достоинства в отношениях с молодым людьми. Любовные отношения должны строиться на взаимном уважении. Если дочь поймет это, то в дальнейшем ей будет не так сложно строить отношения с мужчинами.

Периоды подросткового возраста и их особенности

Ранний подростковый период.

Считается промежуток с 10-11 до 14 лет жизни. Этот период психологи называют промежутком между последними днями детства и последующим взрослением.

Читайте также:  Оправдания - психология

При воспитании подростка в 12 лет не следует забывать о том, что в этот период возрастает его чувствительность к мнению окружающих.

При этом одни ребята бунтуют и демонстрируют отвержение принятых норм, а другие — молчат, затаив переживания в себе.

Средний подростковый период.

От 14- 16-17 лет. Время становления социальных и моральных установок. При воспитании подростка 14-15 лет помните, о том что подросший ребенок в этот период ни в чем не уверен до конца. Это и выливается в грубость, упрямство,раздражительность и непослушание. Не стоит навязывать подросткам свою точку зрения и заставлять их следовать по стопам родителей.

Поздний подростковый период.

От 16-17 лет и до взрослого возраста. Это время выбора, сделать который совсем непросто. Ценности постепенно располагаются по приоритету, формируется частичное понимание законодательства мира взрослых.

Как разговаривать с подростками — советы родителям по  воспитанию ребенка

1. Относитесь к нему как к личности. Помните, что ваш ребенок самостоятельная личность со своим правом на ошибки.

2. У него есть право на тайны. Не забывайте, что секреты это нормально и каждый человек имеет право их хранить.

3. Вспомните себя в подростковом возрасте.

4. Сильно не навязывайтесь своему чаду. Не мешайте ему самому искать ответы на жизненные вопросы.

5. Хвалите его, желательно при свидетелях. Ваш тинэйджер обязательно оценит это.

6. Не забывайте показывать свои чувства и ни в коем случае ничего за него не решайте.

Половое воспитание

Особенно волнующей темой для родителей является сексуальная жизнь тинэйджеров. Ведь именно в этом бурном возрасте молодые люди впервые ощущают половое влечение к противоположному полу. Важно провести сексуальное воспитание подростков так, что бы они действительно поняли справедливость и важность родительских наставлений.

Главной задачей на данном этапе является предотвращение возможных негативных последствий, подстерегающих подростка при получении первого сексуального опыта. При этом попробуйте не запугать подрастающего человека, а просто грамотно предупредить.

Трудности воспитания подростка

Родительский труд часто полон сомнений и неудач. Вот типичные ошибки родителей при воспитании подростков:

  • Недостаток любви. Дефицит родительского внимания часто выливается в огромные проблемы в будущем подростка.
  • Другая сторона медали — чрезмерная любовь. Непомерная забота может обойтись дорого. Повзрослевшему ребенку будет трудно оторваться от родительской опеки и ему придется совсем нелегко во взрослой жизни.
  • Неограниченная свобода. Тинэйджеру необходимы четкие рамки.
  • Недостаточный родительский авторитет.
  • Сомнения в успешности подростка. Неверие в собственных отпрысков — недопустимо.
  • Завышенные ожидания. Воспринимайте своих детей такими какие они есть и не требуйте большего чем они могут сделать.
  • Неумение вести диалог. Слушайте своего ребенка, он должен чувствовать, что вы с ним откровенны и полностью ему доверяете.

Помните, что современный подросток — это прежде всего ваш ребенок и попробуйте понять особенности его переходного возраста, как бы сложно это не было.

Источник: http://mentallab.ru/zhizn/podrostkovaya-psixologiya/vospitanie-podrostkov-psixologiya.html

Психология воспитания

Психология воспитания

Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. «Это понятие, – пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Каракоцский, Л.И. Новикова и Н.Л.

Селиванова, – в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.[1] Причин этому несколько.

Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение…» Не случайно А.С.

Макаренко еще на заре новой школы критиковал «логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, асистема является ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе – не педагог-одиночка, даже очень талантливый,а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее.

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А.

Караковского[2] , отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

В этой системе изменяется и взгляд на личность педагога: он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса.

Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание… Педагоги, создавши систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий,от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что преодолеть отчужденность детей от всего происходящего в школе, устранить напряженность взаимодействия учителя и учащихся, индивидуальное и коллективное сознание школьников – один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Решение данных вопросов невозможно без психологических аспектов воспитания. Каждый педагог просто обязан быть психологом, для того чтобы грамотно вести воспитательную работу в школе, чтобы эта работа давала положительные результаты.

Объект исследования – воспитательная работа.

Предмет исследования – психология воспитательной работы в школе.

Цель курсовой работы : определить и охарактеризовать особенности психологических аспектов воспитательной работы в школе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

— описать значение воспитания как части педагогического процесса;

— выявить психологические особенности воспитания детей разных возрастных периодов;

— рассмотреть методики, применяемые в воспитательном процессе.

Обучение – один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным.

Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы.

Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

В литературе часто описывается процесс самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс целенаправленной социализации, В этом случае ребенок сам оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение процесса воспитания.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание – ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка.

Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность.

Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

Другая группа педагогов пытается утверждать обратное, делая при этом те же выводы. Они утверждают, что воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область – область чистого воспитания, совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет, свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.).

Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

Как видим, обученность и воспитанность – далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего, нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ребенку знания о данных нормах.

Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения.

В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом.

Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения.

В процессе деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, закаляют их волевые качества.

И конечно, много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса, совпадают не которые методы работы. К примеру, в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т.д.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности.

Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся.

Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Источник: http://MirZnanii.com/a/178055/psikhologiya-vospitaniya

Ссылка на основную публикацию