Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать? — психология

Как отучить ребенка плакать по любому поводу?

Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать? - психология

Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте как максимум — сущее наказание для родителей, как минимум — испытание. Проверка на родительскую компетентность.

16 120046 7 Июня 2014 в 16:43

Детский плач. Слезы. Горькие рыдания. Да еще и на пустом, казалось бы, месте как максимум — сущее наказание для родителей, как минимум — испытание. Проверка на родительскую компетентность.

Как реагируют родители, если ребенок любит плакать по пустякам? Исходя из собственных наблюдений и мониторинга родительских форумов, делаю выводы, что способов нашлось не так уж и много.

Другое дело, что в большинстве случаев метод, как отучить ребенка плакать по любому поводу, родителями выбран интуитивно или взят из арсенала старых дедовских способов.

И в этом не было бы ничего плохого, если бы главной задачей была не попытка найти «кнопку отключения» детского плача, а желание понять истинную причину, на первый взгляд, беспричинных слез.

Зачем искать причину, главное — пусть не плачет

В копилке родительских методов воспитания, как отучить ребенка плакать по любому поводу, мы находим: игнорирование слез, проведение серьезных бесед на тему «плакать — глупо», приводим положительные примеры, если плачет мальчик, то апеллируем к тому, что «настоящие мужчины не плачут», посещаем невропатолога и вооружаемся уcпокаивающими нервную систему средствами.

Угрозы и манипулирование наподобие «Не перестанешь плакать, я тебя здесь оставлю», «Хватит реветь, а то не куплю тебе шоколадку», переключение внимания ребенка: «Посмотри, какие слоники», а также прямое физическое насилие, наказание дополняют картину мер воздействия воспитателей для решения непростой задачи, как отучить ребенка плакать по любому поводу.

Чаще всего родители добиваются своего: малыш перестает плакать, однако за кулисами остается цена решения вопроса. Правда, ненадолго. Плачевные плоды своих ошибок воспитания мы пожнем обязательно, пусть и не догадываясь, что послужило первопричиной негативного жизненного сценария чада.

Как известно, незнание не освобождает нас от последствий незнания. Когда мы не осознаем, что делаем, не видим внутренних отличительных особенностей ребенка, то не можем и прогнозировать, как наши методы воспитания сработают на нем, как отразятся на его психике. Системно-векторная психология ликвидирует пробелы в родительских познаниях.

Начнем с азов: все дети разные не только по внешним признакам, но и различаются по внутренним свойствам психики. Что для одного не важно, то для другого человека может оказаться смыслом жизни.

Жизненные ценности, тип мышления, поведение родного дитяти могут кардинальным образом отличаться от наших собственных. Так, например, рядовая потеря старой игрушки некоторыми родителями воспринимается как пустяк, слезы по поводу которой по меньшей мере пустая трата времени.

Для ребенка же, скажем, наделенного зрительным вектором, потеря игрушки — настоящая трагедия.

Был у меня в детстве любимый плюшевый заяц, и как-то я не нашла его на своем месте. То ли брат поиграл неудачно и замел следы, выбросив зайку в мусоропровод, то ли в гости заходили соседские ребятишки, только после продолжительных поисков игрушка найдена не была. Пропал мой зайчик Вася.

— А-а-а, — плакала я.

На вопли подоспели родители.

— Подумаешь, потеряла игрушку — какая мелочь, новую купим.

— Не хочу новую, хочу Васю!

Не понимали родители, что на душе у меня творилось, у девочки со зрительным вектором. Это не просто игрушка была, старая и потертая, это был мой друг, которому я рассказывала свои сказки, о котором я заботилась, которого любила. Уговоры родителей на меня не действовали. Если слова не доходят до дочки, то пусть одна в комнате посидит, подумает, решила мама.

— Как плакать перестанешь, так можешь выходить,— заявила она.

Сидела я долго, плакала уже не только от потери Васи, но и от обиды. Хорошо, что в гости пришла бабушка, она меня пожалела, посочувствовала моему горю, а родителям дала наказ:

— Плачет, значит, пусть поплачет. Не наказывайте ее за слезы.

Мама стала жаловаться:

— Так как же не наказывать? Слов не понимает, по любому поводу и без повода плачет. Сил нет смотреть.

— Вырастет — перестанет.

Ранимые, чувствительные дети

Дети со зрительным вектором обладают от природы особой чувствительностью, эмоциональностью. Они способны создавать тесные эмоциональные связи не только с людьми, но и с игрушками.

Потеря игрушки для зрительного ребенка — разрыв связи, невосполнимое чувство утраты.

И когда родители делают очередную ошибку — призывают ребенка не плакать, не переживать, тем самым наносят ему очередную психологическую травму.

Правильное развитие зрительного вектора подразумевает под собой развитие в ребенке чувства сострадания, сопереживания. Сначала по отношению к себе, к потерянной игрушке, потом по отношению ко всему живому.

Бить зрительного ребенка, чтобы он не плакал, — это верный путь консервации зрительного вектора.

Переключать на другое, отвлекать, высмеивать происходящее, логически объяснять, требовать перестать плакать, угрожать, запугивать тоже означает оставить зрительный вектор ребенка ненаполненным, неразвитым и нереализованным. Такой человек не сможет стать счастливым в полной мере и, соответственно, дать счастье окружающим его людям.

Зрительный вектор в стрессе проявляется в истериках, различных страхах и фобиях.

Если вас заботит вопрос о том, как отучить ребенка плакать по любому поводу, то прежде чем слушать добрые советы окружающих, следует понять, какими внутренними особенностями психики обладает ваш малыш. До того как дети научаются озвучивать внятно свои желания, детский плач — это индикатор самочувствия ребенка.

Если ребенок плачет, то ему плохо (физически или психически). Как бы мы сами ни оценивали ситуацию сквозь призму собственных представлений.

К примеру, малыш плачет, когда его переодевают — мама может раздражаться и возмущаться таким поведением, ведь она меняет ему грязное белье на чистое.

В действительности же просто карапуз с анальным вектором испытывает дискомфорт (плачет) от всего нового, непривычного.

Опасения родителей, что кроха манипулирует с помощью плача поведением родителей, дабы получить желаемое, несмотря на запреты взрослых, необходимо отличать от реальной потребности ребенка в чем-то. Иногда дети с помощью плача пытаются достучаться до родителей, донести до них свои потребности, а их не слышат, не понимают.

По мере того как дети взрослеют, отчетливее видны их векторы, и плач по любому поводу — это проявление зрительного вектора. Зрительникам свойственно «делать из мухи слона» для того, чтобы выполнить свою роль в обществе — создавать культуру, творить прекрасное, воспевать любовь.

Детям нужно дать шанс развить свой зрительный вектор. В том числе через чтение книг, дающих возможность сострадать героям, через выражение сочувствия к происходящему в жизни. Призывать зрительника не плакать, не чувствовать равносильно призыву «не жить».

Детки ждут нашего понимания, верного подхода, тогда и проблем с ними будет меньше, а то и не будет вовсе. Присоединяйтесь к бесплатным онлайн лекциям Юрия Бурлана, и вы сможете глубже понять своего ребенка, его поведение и самих себя, и забудете о детских капризах. Регистрируйтесь здесь.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/kak-otuchit-rebenka-plakat-po-lyubomu-povodu

Почему детский плач так изводит родителей, и что с этим делать? — Статьи на Pandaland

Представляя рождение своего малыша, будущие родители должны быть готовы к тому, что в их доме часто будет слышен не только радостный смех, но и детский плач.

Это совершенно нормально, ведь маленькие дети просто не знают, как сказать, что им некомфортно и обращают на себя внимание мамы и папы за счет слез и крика.

Но для большинства родителей плачущий малыш – это настоящие муки, и многие мамы не могут спокойно слышать, как плачет совершенно незнакомый малыш, что уж говорить про свою кроху… Вместе с беспокойством мы испытываем раздражение, иногда злость, а в некоторых случаях сами срываемся и кричим в ответ.

Эмоциональным мамам просто стыдно признаться, что плач собственного ребенка раздражает настолько, что хочется закрыть ему рот ладошкой, лишь бы не слышать этот звук.

Постепенно это чувство вины заставляет срываться нас, кричать, а после всего — считать себя непутевыми родителями. Чрезмерная чувствительность к детскому плачу – запретный «грех», в котором боятся признаться мамы.

Почему так происходит и значит ли это, что вы плохая мать? Что можно сделать, что легче переносить слезы родного ребенка? Ответы на эти важные вопросы вы найдете в нашей статье.

Инстинкт тишины?.

На самом деле то, что родители испытывают жуткий дискомфорт от детского плача, задумано природой. Ведь с помощью этого звука еще в древности дети сообщали об опасности, также во многих случаях частый и бесперебойный плач подсказывает о том, что у малыша что-то болит.

Если бы плач не вызывал у родителей желаний остановить слезы, человечество вымерло бы еще до нашей эры.

Не важно, чем вы занимаетесь – убираетесь или сидите в гостях, едете на прогулку или моете посуду – плач ребенка заставит вас бросить все и побежать к нему, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Также было и в древности, когда плач крохи из пещеры или шалаша мог означать, что туда пробрался опасный хищник. Инстинкт проверить ребенка и остановить плач – заложен в нас генетически, это своего рода мера безопасности. Поэтому если вас раздражает, расстраивает или злит детский плач, не вините себя – это нормально.

Такие разные родители…

Конечно, есть родители, придерживающиеся необычной системы «поплачет и перестанет», которые уверены в правоте своих методов воспитания. Как же тогда они справляются с раздражающим звуком?

Во-первых, у нас всех разный барьер чувствительности, эдакий запас терпения к детским капризам. У кого-то такой запас практически минимальный, другие практически не испытывают никаких эмоций из-за детских рыданий. Зачастую отклонение – это именно второй вариант, например, у людей с таким заболеванием, как синдром Аспергера, очень большой запас терпимости в этом плане.

Во-вторых, также сказывается наше собственное детство и то, как вели себя наши родители. Если ваши мама и папа считали идеальной системой воспитание «по Споку», когда к рыдающему крохе просто не подходят, и тем более не берут на руки, пока он не успокоится, то, наверняка, вам лично очень сложно переносить детский плач.

Ведь в детстве вы получили своего рода травму, когда родители не приходили вам успокаивать и утешать, и со своими страхами и переживаниями приходилось справляться одному. Поэтому не стоит думать, что если вы не можете терпеть детский плач, значит, вы плохой родитель.

Вопрос именно в том, что у вашего дискомфорта могут быть серьезные причины, которые не стоит игнорировать…

Мне нужна помощь?.

Если права переживать и расстраиваться у вас в детстве не было, то и детям позволить сильные эмоции будет сложно. Не бойтесь этого признать.

Если вы чувствуете, что не просто переживаете за ребенка, услышав плач, а испытываете сильные негативные эмоции, обратитесь к хорошему психотерапевту – он поможет забывать ваши переживания из детства, и вы по-новому взглянете на атмосферу в доме, и в частности, в детской.

Также вам нужен человек, которому вы сможете довериться и рассказать, что вы устали и даже думали сбежать/бросить все или мечтаете жить одной. Тот человек, который не осудит вас, а успокоит и даже сможет рассмешить.

И, что еще немаловажно, научитесь делегировать обязанности. Не бойтесь просить помощи у сестры, мамы или мужа, не считайте, что иметь няню – это зазорно. Возможно, именно сильная перегруженность заставляет вас так остро реагировать на детский плач.

Даже психологи утверждают, что проблемы с детским плачем чаще всего происходят в маленьких семьях, где мамам не на кого надеяться, когда супруг на работе.

В такой ситуации у родителей просто нет возможности отвлечься от всех забот и подумать о себе.

Как успокоить свои эмоции?

Приходится признать, что причин поплакать у детей даже слишком много: уронил печеньку, кончился любимый мультик, болит животик и прочее. Если для вас плач становится поводом сбежать, попробуйте в такие моменты хотя бы на несколько минут уединяться в тишине.

Поговорите со «своим внутренним» ребенком: пожалейте себя, обнимите руками, скажите что-нибудь утешительное. В конце концов, вы тоже можете заплакать – эти способы помогут снять острое напряжение и набраться терпения, чтобы пойти успокаивать своего малыша.

Читайте также:  Повторное рождение - психология

Также повторяйте себе мысль о том, что с каждым годом детки плачут все меньше…

Источник: https://pandaland.kz/articles/semya/psihologiya-282/pochemu-detskij-plach-tak-izvodit-roditelej-i-chto-s-etim-delat

Ребенок ноет и плачет по любому поводу: что делать и как отучить малыша от «вредной привычки»?

Всем мамам без исключения знакомо такое состояние собственного чада, когда он или она, независимо от пола, ноет без остановки. Как отучить ребенка ныть, хотелось бы знать каждому родителю.

Очень хочется избежать раздражения, вызванного необоснованным нытьем и всех последующих за этим состоянием крайних мер. Чадо будто специально вынуждает своих опекунов на применение радикальных мер в виде угла и лишения всевозможных удовольствий.

Меры, принятые во взвинченном состоянии помогают мало и практически не приносят пользы совсем.

Прежде чем наказывать ребенка за частое нытье, необходимо определить причину беспокойства малыша

За наказанием следует новая волна нытья, сопровождаемая теперь уже «законными» с точки зрении ребенка претензиями в плане того, что родители, его бедного, совсем не любят и лишь наказывают, причем безо всякого на то повода. Чадушко благополучно забывает на тот момент, чем было вызвано наказание или ограничение на жизненные удовольствия, и ведет себя как несправедливо обиженный злой судьбой человечек.

В такие моменты «агрессор» (и по совместительству любящий родитель) начинает и впрямь ощущать себя монстром неспособным на объективные суждения и качественное воспитание. Всякий, столкнувшийся с постоянным детским нытьем, воспитатель скажет, что это явление не придает жизненных сил и может вымотать почище любой физической работы.

Какие факторы способны вызвать хроническое нытье?

Определиться в мире детских капризов и понять разницу в причинах для нытья пятилетнего и двухлетнего малыша поможет сравнение и перечисление поводов, наиболее часто используемых детьми для «превращения в кошмар» жизни взрослых, находящихся рядом. Выявить эти явления легко. Часто обострение в плане бессмысленного нытья начинается в тот момент, когда в гости приходят бабушки или дедушки. Почему? Дело в том, что иногда причинами капризов бывает именно недостаток общения и ласки.

Ребенок хочет, чтобы каждый член семьи любил и ублажал маленького эгоиста.

А если этого не происходит — сразу слезы и истерики

Как отучить ребенка плакать по любому поводу, если родители, постоянно занятые своей работой и делами по дому считают, коли чадо одето, обуто и накормлено — этого достаточно для правильного воспитательного процесса? Ан, нет.

Дитятко-то еще и любви хочет. Причем, не в дозированном количестве, а без края и меры, чтоб быть обласканным со всех сторон, измятым любящими руками до состояния теста, буквально задушенным наполовину родительским поцелуями.

И это не выдумки: ведь дети питаются любовью, она необходима им для правильного развития и нормального духовного взросления. Замечали иногда, что малыш обходит всех находящихся дома и буквально собирает поцелуи?

Скажем так, ребенок должен быть 25 часов в сутки на сто процентов уверен, что его любят не только мама и папа, это само собой разумеется, но и вся Вселенная тоже. Только тогда чадушко довольно, и причин для рева остается чуточку меньше. Немного о том, что еще помимо недостатка любви заставляет малыша или отрока плакать — это могут быть следующие факторы:

  • болезненное состояние;
  • недостаток внимания;
  • настроение;
  • неумение занять себя без помощи взрослых;
  • тоска по близким людям;
  • избалованность;
  • способ добиться свой цели;
  • желание казаться маленьким;
  • черта характера.

Даже у маленького человечка может быть плохое настроение. Родителям кажется, что он специально треплет им нервы. Но может просто придумать малышу интересное занятие?

Скрытые заболевания

Бывает так, что постоянно ноющего малыша, особенно если он еще не умеет говорить и не сможет правильно ответить на ваши вопросы типа «где вава», нужно просто обследовать. Сводите его к врачу на осмотр.

Недостаток внимания

Часто понятия взрослого и малыша о «дозировке» любви расходятся кардинально.

Если нам, большим людям кажется, что в плане игр и ласки наш малыш полностью удовлетворен, на деле это может оказаться совсем не так. Не надо возмущенно говорить о том, что времени на все не хватает.

Порой достаточно и получаса в день выделенного конкретно на интересы ребенка, чтобы он почувствовал себя важным и нужным.

Ребенку необходимо общение с родителями и совместные игры.

А заниматься нужно не только тем, что считают нужным родители, но и важными, по мнению малыша, делами, например, чтением книг или пусканием мыльных пузырей

Речь тут идет именно об игре и общении глаза в глаза без всяких отвлекающих факторов типа телефона. Положа руку на сердце, признаемся себе честно, что порой большинство из родителей чаще общается с экраном компьютера, чем с собственными детьми.

Наши маленькие (и не очень) крошки также подвержены влияниям погодных факторов, геомагнитных бурь и прочей «природной нечисти». У ребенка не хуже, чем у взрослого, может испортиться настроение от скуки или грубо сказанного слова. Не нужно считать, что малыш ничего не понимает, и ему можно сказать все, что угодно.

Неумение правильно выстроить свой досуг

Многие малыши и даже детки постарше, к примеру, пятилетние, не могут правильно использовать свободное время. Оставшись наедине с собой, ребятишки начинают скучать и затем пристают к взрослым с одним и тем же вопросом звучащим примерно так:

― Мам, ну ма-а-м, что мне поделать? Так до тех пор, пока выведенная из терпения мамочка не прикрикнет на чадо или не поставит в угол. Как отучить? Есть, конечно, альтернативное решение — поиграть с ребенком и он перестанет плакать, но не всегда это возможно по причине тотальной занятости.

Избалованность

Порой причиной, по которой ребенок принимается плакать, является обыкновенный недостаток воспитания, проще сказать избалованность. У излишне балованных ребятишек появляется в характере черта, не дающая ему спокойно оставаться на вторых ролях.

Такому малышу требуется быть постоянно в центре, ему необходимо пристальное внимание взрослых и круглосуточное участие и прислуживание его маленькой персоне. Здесь родителям жаловаться не стоит, ведь такое поведение чада — прямой результат их попустительства и вседозволенности.

Малыш пытается выпросить новую игрушку посредством нытья? Пресекайте это сразу. В младшем возрасте тяжело противиться слезкам в глазах, зато в будущем умение договариваться о покупках будет очень экономить и бюджет и нервы

Как способ добиться своей цели

К примеру, 7, 8, 9-летние отроки вполне способны намеренно действовать на нервы родителям, канюча и подвывая:

― Никто меня бедного не любит и ничего-то мне не покупают. Вон, у Таньки есть новый телефон, а у меня совсем никакого нет. Если малыши в 4-5-6 лет способны лишь плакать и выпрашивать игрушки, то с возрастом методы воздействия остаются теми же, а вот потребности возрастают.

Желание подольше оставаться маленьким

Беспричинные слезы, а также намеренно младенческое поведение часто проявляется у тех деток, в семье которых появились младшие по возрасту братья или сестры.

До этого момента все было замечательно, родители всегда были рады поиграть, а тут все меняется в мгновение, и малыш все чаще слышит фразы типа «сделай сам», «сиди тихо», «ты уже большой» и так далее.

Какие нервы это выдержат? Естественно, он всеми силами старается повернуть семейный быт в привычное русло и всем доказать, что он еще совсем маленький и тоже нуждается в опеке и помощи.

Что делать родителям?

Существует много рекомендаций от психологов, которые могут помочь успокоить плаксивого ребенка. Как поступать, когда малыш не может удержаться от плача? Есть четкие советы о том, что можно делать, а что нельзя.

Исключается

  1. Поддаваться на слезные манипуляции и идти на поводу маленького плаксы. Дети быстро понимают, что желаемой цели можно добиться слезами и криком.
  2. Не обращать внимания на слезы. Игнорировать плачущего ребенка нельзя, так как проблема остается нерешенной (см. также: ревность старшего ребенка к новорожденному как незавершенный вопрос).

    Оставление малыша наедине со слезами только усугубит ситуацию.

  3. Крайне не рекомендуется кричать, обзываться, применять физические методы. «Замолчи или я тебя поставлю в угол», «Перестань орать!», «Сейчас тебя заберет злой полицейский». Эти фразы часто употребляют родители, но ни одна из них не помогает исправить проблему.

    В этом случае взрослые сами начинают манипулировать детьми, причем очень агрессивно. В результате чадо только уходит в себя, затаивает обиду или подвергается страху. А плакать он может начать еще сильнее.

  4. Не нужно подавлять эмоции, запрещая плакать. Регулярное подавление естественных эмоциональных проявлений приводит к нервным расстройствам.

Ругать, наказывать и шантажировать — худшие методы «взаимодействия» с плаксой

Как правильно?

  • Важно научиться спокойно реагировать на плач. Когда к слезам ребенка присоединяется взрослый крик, то получается общая истеричная драма. Спокойствие и тишина помогут в случае давления малыша. Он поймет, что слезами не получится добиться желаемого и успокоится.
  • Принятие чувствительного и эмоционального малыша. Он такой, какой есть. Не стоит акцентировать внимание на его плаксивости, старайтесь хвалить за доброту.
  • Учитесь переключать интерес плаксивого чада. Если его что-то обидело, огорчило или уязвило, то нужно постараться отвлечь от детской беды. Найдите ему интересное занятие и малыш забудет о причине расстройства.
  • Когда ребенку плохо, необходимо быть рядом, показывать личным примером сочувствие и поддержку. Таким способом мы учим детей адекватному поведению в сложной ситуации. Маленькие дети требуют от взрослых внимания к их неприятностям: «Пожалей», «Погладь», «Посиди рядом».
  • Если ребенок капризничает, требует невозможного, то нужно спокойно и без агрессии объяснять ему, что плач не поможет: «Я тебя понимаю, но выполнить твое требование не могу». Стоит учиться распознавать провокации и объяснять малышу, что плач только расстраивает, а не помогает выбить желаемое.
  • В конце дня можно подвести итоги и похвалить ребенка за день, проведенный без капризов и плача. Можно выдавать малышу самодельные медальки и считать, сколько их получилось. Ругать в этом случае нельзя, закрепляем только положительные результаты.
  • В некоторых случаях стоит пересмотреть свои родительские взгляды. Иногда ребенок реагирует на взрослый мир слезами, так как не может выразить свои эмоции и чувства иначе.

Итак, чтобы научиться справляться с детскими истериками и плачем нужно лучше узнать свое чадо, в некоторых случаях полезно изменить родительский стиль воспитания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое либеральный стиль воспитания и его особенности

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/kak-otuchit-rebenka-nyt.html

Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

Плач детский — специально подобранное голосовое воздействие на родителей, выдыхание в голос страдания (хнык-хнык) или ярости, выдох за выдохом!

Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: «вот, снова беспокоит!» Тревожные женщины по поводу плача беспокоится: «Вдруг случилось что-то серьезное?» А вот умные родители к плачу ребенка относятся внимательно и спокойно. Плач для здоровья ребенка — не вреден.

В Японии существует фестиваль плачущих детей. Два сумоиста берут по ребенку в руки, встают друг на против друга и пытаются сделать так, чтобы они заплакали. Чей ребенок заплакал первым – та пара и победила. Если дети заплакали одновременно, то победил тот, кто плачет громче.

Если не получилось сделать так, чтобы ребенок заплакал, то судья одевает страшную маску и начинает пугать малыша. Этот конкурс проходит в Японии вот уже 400 лет. Японцы верят в то, что детский плач прогоняет злых духов, а так же способствует тому, что ребенок вырастет здоровым.

Громкий плач чаще всего говорит не о том, что с ребенком что-то случилось, а о том, что ребенок здоров и бодр. Вон как громко плачет!

Когда ребенок плачет, не надо его успокаивать.
У него не горе, а сообщение о своих потребностях и желаниях.

Помните, что плач — естественная дыхательная гимнастика, при этом, естественно, позаботьтесь о том, чтобы этой гимнастикой он не занимался чрезмерно.

Что главное нужно знать о детском плаче? Мало кто знает, что детский плач не является естественной, рефлекторной реакцией, плач — это выученное поведение. У маленьких детей изначально есть только врожденный призывающий или недовольный крик, из которого постепенно формируется (ищется ребенком) плач, с помощью которого ребенок может управлять взрослыми.

Плач ребенка — не просто рыдание, а специально (эволющией) подобранные звуковые колебания, максимально бьющие по психике взрослых людей. После рождения дети специально подбирают интонацию плача, чтобы он максимально влиял на маму, папу, бабушки и так далее.

Самые новорожденные делают этот подбор, по-видимому, бессознательно, дети постарше нередко делают это вполне осознанно.

Сценка из жизни: сидит мальчик в комнате, на слух подбирает интонации плача: «А-а-а-а…» «Э-э-э-э…» Нашел — с ревом побежал к родителям!

Если уйти от излишней детализации, то детских плачей всего три: плач-разрядка, инструментальный плач и манипулятивный плач. Чтобы пояснить их разницу, рассмотрим ситуацию, когда ребенок быстро бежал, споткнулся, упал и больно ударился. Заплакал. Если рядом никого нет, а ребенок плачет — скорее всего, это плач разрядка.

В плаче-разрядка не ставится никаких целей, это плач просто потому, что коленке больно, на душе обидно, а если поплакать — то вроде как полегчает. Этот плач не предназначен никому, ребенок плачет здесь для себя.

Если же ребенок ударился, ему больно и обидно, и он бежит плачет маме, чтобы мама погладила коленку и пожалела — это инструментальный плач.

Когда ребенок плачет, не надо его жалеть.Жалость — это отношение к маленькому и беспомощному.

Вы хотите внушить своему ребенку его такой образ себя?

Инструментальный плач, как и плач-разрядка — честный плач, ребенку действительно есть из-за чего плакать. Но если плач-разрядка — плач «ни для кого», ребенок плачет сам себе, то инструментальный плач имеет внешнюю цель: он плачется взрослому, чтобы привлечь внимание взрослого и чтобы взрослый — ребенку помог.

Плач для маленького ребенка — естественный способ сообщения родителям о своих потребностях и желаниях. Речью ребенок еще (толком) не владеет, а плач до родителей доходит быстро. Вот ребенок родителям и плачет.

А как нужно относиться к тому, что ребенок с тобой разговаривает? — Хорошо нужно к этому относиться, внимательно.

Обратить на себя внимание взрослого с помощью плача — нормально, а вот настаивать на том, что ребенку хочется — нет. Когда родители к плачущему ребенку подошли и ребенок может сказать, что он от родителей хотел, плач должен кончиться.

Если, конечно, ребенку от родителей что-то нужно. Нужно — успокойся и скажи. А потом — если хочешь, плач себе на здоровье!

Формулировка простая и знакома всем опытным родителям: «Я вижу, ты плачешь, наверное у тебя что-то случилось. Я хочу тебе помочь. Успокойся и расскажи, что случилось? Когда ты говоришь и одновременно плачешь, я тебя не понимаю. Вначале успокойся, потом расскажи!» Скоро дети к этому привыкают, плачут только «по делу», а когда нужно что-то сказать — говорят это родителям спокойно.

Итак, от честных видов плача важно отличать манипулятивный плач, который сооружается ребенком нередко на пустом месте для того, чтобы надавить на родителей (например) и добиться своего. Внимательные родители манипулятивный плач отличают от честного плача без труда.

Если ребенок обычно без серьезных причин не плачет, а сейчас сильно ударился и плачет, хотя выгоды у него от этого нет — видимо, это честный плач. Если ребенок традиционно и сразу начинает орать в плаче, когда ему что-то не понравилось и ему что-то надо — видимо, его плач манипулятивный.

Такой плач нужно категорически прекращать — так же решительно, как вы прекращаете игры детях на проезжей части, драки палками и другие вещи, опасные для здоровья детей. Поскольку плач — не естественная реакция, а выученное поведение, то от всего выученного можно отучить.

Если вы поставите себе такую задачу, у вас получится.

Плач — это выученное поведение. Если ребенок становится плаксой, его нужно от этого отучать.

Понятно, что нужно учитывать возрастные особенности. До года у ребенка — только честный плач, а вот после года ситуация более сложная: ребенок осваивает как инструментальный, так и манипулятивный плач. Если ребенок плачет просто от боли, его совершенно нормально взять на руки, на руках он успокоится быстрее.

Если маленький что-то хочет и об этом плачет, спокойно спрашивайте его, что он хочет, пусть хотя бы рукой или направлением взгляда вам покажет: в полтора года уже пора детей этому учить.

А если он орет, просто добиваясь своего, на такое не реагируйте или постарайтесь отвлечь — неправильно, если ребенок привыкнет вами командовать.

Когда и как можно разрешать плакать девочкам, родители решают в разных ситуациях по-разному. Что касается воспитания мальчиков, здесь определенности больше: то, что нормально маленькому мальчику, неправильно для взрослого мужчины.

При этом беседовать с ребенком, что мальчику плакать не пристало, конечно стоит попозже, тема «ты не девчонка» до 3 лет не актуальна.

Но наши взрослые дети уже должны знать, что жизненные трудности решаются не плачем, а собранностью и делами.

Радости нам!

Свои отклики вы можете оставить как комментарии в статье. См.→ 

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/103239.html

Плакса-вакса. Почему ребенок постоянно плачет

Плакса-вакса. Почему ребенок постоянно плачет

Все мы разные, со своим уникальным набором пристрастий и привычек. И дети наши разные. Карманы, набитые железяками, куклы в школьном портфеле, плаксы и задираки, «черепашки» и торопыжки, знайки и незнайки… Можно пытаться это исправить, но зачем? Такие особенности делают человека неповторимым, единственным в своем роде. Как на них реагировать – вот о чем стоит задуматься!

Четырехлетний Миша подбрасывал мячик, пытаясь поймать его своими маленькими ручками. Непослушный мячик постоянно убегал от малыша. После очередной неудачной попытки поймать мяч мальчик жалобно захныкал: «Он плохо-о-о-й. Не буду с ним играть!».

Способ общения

Всем малышам свойственно плакать. Для них это способ общения, пока они не умеют выражать свои чувства словами. Одни дети плачут больше, другие — меньше, но часто для них это единственный способ заставить взрослых обратить на себя внимание.

Некоторые родители обращают внимание на своего ребенка только во время плача. Постепенно у крохи вырабатывается привычка хныкать. Это как бы средство управления ситуацией: чтобы привлечь внимание родителей, нужно заплакать.

Как только вы пойдете на поводу маленького плаксы, он станет пользоваться этим средством, чтобы получить желаемое. Все дети время от времени хнычут, но самое верное средство превратить эту уловку для привлечения внимания в укоренившуюся привычку — позволить маленькому нытику победить.

Поэтому не допускайте, чтобы ребенок подумал, что это срабатывает.

Такое же поведение может сформироваться, когда родители слишком бурно выражают свои эмоции по поводу детских неудач: «Маленькая моя, ты не ушиблась? Не больно ли тебе?». Повторение подобных сцен закрепляет привычку плакать по всякому случаю.

Поэтому родителям нужно последить за собой: не слишком ли жалостливо они реагируют на каждый чих или незначительную неприятность ребенка.

Подумайте: бывает ли так, что ребенок, падая и плача, сам поднимается и успокаивается, а вы в это время не вмешиваетесь?

Ребенок так устроен, что он честно заявляет нам о своих потребностях и всегда подает нам сигналы: что надо ему, что лишнее, где мы правы, а где ошиблись. Знаки эти не в словах, а в жестах, в поведении, в поступках. Мы должны улавливать эти знаки, к нам обращенные, и правильно расшифровывать их. Тогда и реагировать мы будем правильно.

Свойство темперамента ребенка

Если хныканье не связано с пристальным вниманием и чрезмерной опекой во время маленьких неудач,плаксивость может быть связана с врожденными особенностями ребенка. Повышенная чувствительность и ранимость могут быть свойствами его темперамента. Такие малыши сильнее реагируют на свет, звук и шум.

Чувствительные дети — такие же дети, как все. Просто у них, как и у малышей с другим темпераментом, есть свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам можно отнести то, что такой ребенок лучше чувствует настроение окружающих, он более восприимчив и наблюдателен.

У таких ребят более развиты способности к музыке, искусству и занятиям, связанным с эстетикой. Порой они быстрее развиваются. Чувствительные малыши чаще смеются и плачут. Они чаще плачут не потому, что несчастны, как может показаться на первый взгляд.

Наоборот, такие дети более восприимчивы к счастью, их восприятие мира более насыщенно, ярко, богато, а чувства острее.

Плач — не всегда плохо, обычно дети после плача чувствуют себя лучше. Родителям не всегда нужно останавливать слезы, иногда необходимо выплакаться. Нередко слезы у таких детей имеют психотерапевтическое назначение. 
Безусловно, повышенное внимание, привилегии стимулируют развитие привычки хныкать. Это вовсе не значит, что нужно поощрять плач.

Но учиться относиться спокойнее к плачу чувствительного ребенка нужно. Не стоит наказывать малыша, использовать угрозы, насмешки, подтрунивать над ним. Когда ребенок плачет, родителям нужно стараться вести себя ровно и спокойно, по возможности нейтрально. Но это вовсе не значит, что вы должны склониться к бесчувственному отношению к запросам малыша.

Наоборот, к нему нужно относиться внимательно и чутко.

Причины ранимости ребенка

Фактор неуспешности и низкая самооценка могут стать причинами повышенной ранимости и, следовательно, плаксивости. Проанализируйте ваши взаимоотношения: не завышены ли вами требования в отношении ребенка и не ставите ли вы неразрешимых в его возрасте задач. Вы скажете: воспитание не бывает без замечаний и критики.

Но такие дети особенно чувствительны к каждому слову. Иные дети не реагируют ни на окрики, ни на грозные замечания, а для чутких детей достаточно строгого взгляда. Для них больше подходят юмор и мягкость, чем строгость и наказания.

Критиковать нужно только проступки, но ни в коем случае не самостоятельные действия или проявление инициативы, ведь у них еще многое не получается. Малыши и так постоянно испытывают мучительное чувство вины. В воспитании чувствительного ребенка родителям нужно проявлять больше терпения и такта.

Хвалить малыша за любую удачу и давать ему только посильные задания. Пусть со стороны кажется, что вы не требовательны, но именно с чуткими детьми применимы отношения понимания, объяснения и любви.

Именно эти дети всегда платят взаимностью, потому что без слов чувствуют атмосферу в доме.

Чувствительные дети, как барометр, улавливают состояние родителей и могут заряжаться плохим настроением или ощущать чувство вины из-за того, что родителям плохо.

Осознайте это и постарайтесь не показывать свое настроение, а если не получается, объясните малышу доступными словами, почему сегодня вам свет не мил.

Зри в корень

Мы не можем просто так, по собственной прихоти, менять детское поведение, это чревато серьезными проблемами в подростковом возрасте. Занимаясь с детьми, реагируя на их поступки, мы исходим из некой программы «Как должен вести себя мой ребенок». Вместо того, чтобы обдумывать это «как должен», куда полезней лишний раз внимательнее просто присмотреться к нему.

Для начала подумайте: почему ваш малыш постоянно плачет? Подумайте, как вы обычно реагируете на подобное поведение? Почему ваша реакция не смогла прекратить хныканья? Понаблюдайте за поведением крохи и проанализируйте ситуации, которые провоцируют проблемное поведение.

Какие обстоятельства побуждают его к хныканью? Например, когда ребенок чаще всего бывает в плохом настроении: когда он голоден или устал? Когда вы говорите по телефону, а он хочет вашего внимания? Когда вы устали? Определив обстоятельства, вы сможете предвидеть, когда ребенок прибегнет к подобному поведению и предупредить его начало. Например, можно отвлечь внимание ребенка до того, как он начнет хныкать, переключить его внимание: «Посмотри на эту красивую бабочку!”. Дети часто начинают хныкать, чтобы привлечь внимание, поэтому ваша своевременная реакция может помочь ребенку. «Я закончу говорить по телефону через две минуты. А потом мы почитаем».

Тише едешь — дальше будешь: на пути к равновесию

  1. Лучший способ остановить подобное поведение — научить ребенка выражать свои просьбы, используя нормальные интонации. При первых же звуках жалобы хныкающим тоном нужно твердо сказать: «Мне тяжело понять, что ты говоришь, когда плачешь. Попробуй успокоиться, пожалуйста, и повтори свою просьбу еще раз».

    После этого продолжайте заниматься своими делами, не акцентируйте внимание на плаче, избегайте продолжение разговора до того момента, пока ребенок успокоится. Когда хныканье прекратится, скажите: «Теперь, когда ты говоришь нормально, я слушаю. Чем я могу тебе помочь?». Главное — не показывать раздражения и реагировать спокойно.

  2. Выберите спокойную минутку и поговорите с ребенком, объяснив, почему хныканье неприемлемо. Важно, чтобы ребенок понял разницу между хныканьем и нормальным тоном. Можно сказать: «Тон, которым ты говорил, чтобы привлечь мое внимание, называется хныканьем. Я могу тебя понять только тогда, когда ты говоришь нормально».

  3. Продемонстрируйте ребенку, как звучит приемлемый тон. Не думайте, что он знает это. Выберите минутку и покажите ему, каким тоном он должен говорить, например: «Вот я говорю хныкающим голосом: я не могуу-у-у де-е-елать это. А теперь я скажу это нормальным голосом: «У меня не получается. Помоги мне, пожалуйста. Если ты хочешь о чем-то попросить, говори также.

    Попробуй».

  4. Заведите дома «хнычущий угол» и используйте его. «Ты хнычешь. Посиди в «хнычущем угле» несколько минут, чтобы вспомнить нормальные интонации для нашего общения». Не зря испокон веков родители ставили детей в угол. Позже было доказано, что внутренние углы способны нейтрализовывать негативные эмоции.

    В углу ребенок скорее успокоится, и вы сможете вновь вести разговор с ним в нормальном тоне.

  5. Независимо от того, где ребенок начал хныкать, вам придется изменить первоначальные планы, если вы действительно хотите научить ребенка спокойно выражать свои желания без хныканья. Скажите: «Ты хнычешь. Тебе известно наше правило. Мы сейчас же уходим отсюда».

    Если вы не будете следовать этому правилу, хныканье усугубится. И это произойдет потому, что ребенок поймет: вы можете уступить. Не проявляйте эмоций, не отчитывайте ребенка, не показывайте злости или раздражения. Хныканье вряд ли прекратится само по себе, если его не пресечь в корне.

Движение ребенка к изменениям в поведении может быть медленным, но обязательно нужно отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты. И, если не сработает один подход, то сработает другой. Самое главное — не сдавайтесь!

Наши дети требуют большого искусства в воспитании. Будьте терпеливы и любите своего ребенка таким, какой он есть. Он не лучше и не хуже, просто он особенный.

Источник: http://www.mamapapa-arh.ru/publ/plaksa_vaksa_pochemu_rebenok_postojanno_plachet/123-1-0-1415

Повышенная плаксивость и капризность у детей

Повышенная плаксивость и капризность у детей

Конечно, все дети время от времени капризничают – кто-то чаще, кто-то реже. Но иногда родители замечают, что ребенок стал чересчур капризным и плаксивым, причем без какой бы то ни было ярко выраженной на то причины.

Повышенная капризность у ребенка доставляет немало хлопот и отнимает множество сил у взрослых.

Почему же ребенок стал плаксивым и как правильно воспитывать капризного ребенка, чтобы к нему не приклеилось клеймо «плаксы»?

Причины, почему ребенок стал очень капризным и плаксивым

Плаксивость детей для родителей является одним из наиболее сильных раздражителей. При этом слезы и крики малыша могут вызывать у взрослых самые разные эмоции от желания помочь до отчаяния и ярости.

Стоит сразу оговориться, что детская возбудимость в несколько раз сильнее по сравнению со взрослой. Это вполне нормальное явление, так как психика малыша еще не успела окончательно сформироваться. Повод, который является пустяковым для взрослого человека, может превратиться для ребенка в самую настоящую трагедию.

Малыш слезами реагирует на все те моменты, которые связаны в его сознании с негативом. Плач для него представляет собой выражение эмоций, которые он пока что не умеет сдерживать.

Однако родители могут быть уверены в том, что ребенок способен очень быстро переключаться с плохого на хорошее и забывать, что он буквально минуту назад из-за чего-то расстраивался.

Родителям нужно как можно спокойнее относиться к слезам своего отпрыска. Чем младше ребенок, тем чаще он будет выражать свои проблемы именно при помощи слез. Если же ребенок очень капризный и плаксивый, слезы выступают на глазах слишком часто, то здесь может быть сразу несколько причин.

Прежде всего, причины плаксивости детей связаны с темпераментом или индивидуальными особенностями личности. Дело в том, что от природы каждый человек обладает слабой или сильной нервной системой.

Если у человека слабые нервы, то он даже во взрослом возрасте будет отличаться от других повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолическим проявлениям и т. д.

У малышей это бывает выражено более ярко — с первых дней они имеют повышенную возбудимость, плохо спят и очень часто плачут.

Но иногда происходит так, что ребенок стал капризным внезапно – почему так происходит? Это может быть связано с каким-либо стрессом, например с конфликтами в детском саду или школе, с разводом родителей или ссорами в семье.

Все это способно в значительной мере ослабить детскую психику и сделать малыша более возбудимым. Довольно часто ребенок становится капризным по причине кризисов, связанных с особенностями возрастного развития личности — например, в годовалом, трехлетием и семилетием возрасте.

На такие слезы можно не обращать внимания, с течением времени эта плаксивость исчезнет сама собой.

Ещё одна причина, почему ребенок очень капризный, – внутренние напряжения, которые становятся поведенческой формой ребенка, оказавшейся довольно эффективной для того, чтобы он мог в любой момент привлечь к себе внимание.

Родителям нужно проследить за малышом и выяснить, в каких ситуациях он начинает расстраиваться и хныкать.

Если слезы появляются, когда родители что-то запрещают своему чаду или же ограничивают его в чем-либо, при этом плач зачастую перерастает в истерику, то следует задуматься о том, почему такое поведение стало для него нормой.

Однако следует помнить, что причины того, почему ребенок стал плаксивым, могут быть вполне серьезными. Например, если у ребенка началась депрессия или же он пережил насилие.

Если родители заметили, что ребенок резко стал плаксивым, капризным и напряженным, у него пропал интерес к жизни и к тому, что раньше его очень увлекало, или что у него начинают возникать ночные кошмары, нервные тики или прочие серьезные симптомы, то в этом случае родителям необходимо пойти вместе с ребенком к психологу. Специалист поможет выявить причину, почему дети становятся капризными и дадут рекомендации по лечению.

Помните, детские капризы — это уже более серьезное явление по сравнению с плаксивостью и даже истериками. По сути, это поведение представляет собой самое настоящее проявление диктатуры слабого.

Малыш при помощи криков, слез и т. п. может управлять своими родителями и добиваться от них желаемого.

Взрослые, видя такое поведение своего ребенка, готовы сделать что угодно, лишь бы он перестал капризничать.

Родители могут заметить, что ребенок очень остро реагирует на печальные эпизоды в кино и мультфильмах, на крики и шумы, плачет, если ему рассказывают страшную сказку. Взрослые часто не совсем правильно воспринимают слезы ребенка со слабыми нервами: начинают высмеивать, призывают его прекратить реветь и пр.

Так поступать не следует, ведь в ребенке будет дополнительно развиваться неуверенность в себе, а слезливость не исчезнет.

С течением времени психика станет крепче, повышенная плаксивость у ребенка снизится, он сможет контролировать себя, слез будет все меньше.

Родителям в этом случае полезно сознательно акцентировать его внимание на позитивных сторонах жизни, стараясь переключить его с негатива на что-нибудь положительное.

Родители зачастую опасаются капризности у детей, поэтому начинают с самого начала подавлять ребенка и не дают развиваться его самостоятельности.

Стоит сказать, что развитие психики у малыша не может проходить без возникновения разного рода конфликтных ситуаций.

Зачастую подобные капризы возникают в случае, когда ребенку что-либо запрещают, при помощи возмущения и несогласия он пытается отстоять свою самостоятельность.

Кроме того, истерика является прекрасным способом обратить на себя внимание взрослых людей.

Бывает, что мама все время занимается своими делами, не обращая внимания на ребенка, а отец постоянно находится на работе. Вследствие подобного положения вещей, малышу приходится хоть как-то действовать.

Он выбирает наиболее простой путь и закатывает истерику лишь для того, чтобы получить определенную долю родительского внимания.

Как справиться с капризным ребенком и не дать ему превратиться в плаксу? Если с ребенком правильно обращаться, то сама по себе истерика не представляет опасности. Родителям нужно попросту подготовиться к встрече такого поведения своего чада.

Прежде всего, придется потратить много времени и сил, чтобы научить малыша решать конфликты и споры без слез, кроме того, благодаря такому подходу ребенок сможет безболезненно преодолеть один из наиболее важных переходных периодов развития своей личности.

Однако следует помнить, что ему необходимо подавать и личный пример.

Существует несколько основных методик, как отучить ребенка от плаксивости и справиться с детскими капризами. Истерику намного легче предотвратить, чем потом разбираться с ее последствиями.

Если мама или папа чувствуют, что ребенок вот-вот разразится слезами, то нужно переключить его внимание с опасной зоны на положительную или хотя бы нейтральную. На него не следует кричать, разговаривать надо дружелюбным тоном, при этом родителям нужно сохранять спокойствие.

И, кроме того, следует постоянно уделять ребенку достаточное количество внимания.

Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

Если вы не знаете, как вести себя с капризным ребенком, воспользуйтесь следующими рекомендациями психологов. Если капризов избежать все-таки не удалось, то, прежде всего ребенка надо изолировать от свидетелей, которые могут видеть его истерику.

Дело в том, что очень часто дети работают на публику. Малыша нужно вывести из комнаты, где собрались остальные взрослые. Обратно его можно впускать только при условии, что он успокоился.

Подобное действие зачастую помогает добиться наиболее положительных результатов в кратчайшее время.

Когда малыш начинает капризничать в людном месте, например в магазине, надо твердо игнорировать любые проявления истерики. Ребенку следует сказать, что разговор с ним состоится только после того, как он успокоится.

Однако перед применением подобных методов нужно удостовериться в том, что психика малыша развивается в нормальном ключе. На ребенка со слабой нервной системой подобные методы не подействуют, они могут только усугубить его состояние.

Перевоспитать капризного ребенка нужно как можно быстрее. Родители должны всячески демонстрировать свое неодобрение поведения малыша. К примеру, после очередной истерики мама может сказать перед походом в магазин, что была очень расстроена его поведением в последний раз.

По этой причине она сейчас берет ребенка с собой, надеясь на то, что он сделал после того случая правильные выводы. Необходимо помнить, что все требования малыша, которые он предъявляет во время истерики, нужно оставлять без внимания.

В противном случае подобные явления будут случаться все чаще и чаще.

Ребенку следует научиться управлять своими эмоциями и распознавать их. Во время его капризов можно задавать ему наводящие вопросы, чтобы он смог понять причину возникновения слез.

Родители должны предложить ему альтернативные варианты выражения своих эмоций. Например, малыш может начать рвать старую газету, прыгать на одной ноге, если он сильно чем-то разозлен.

Ему следует объяснить, что взрослые тоже испытывают подобные эмоции, однако находят в себе силы не выражать их так явно.

Родителям надлежит быть последовательными всегда и везде, особенно в случае, если ребенок находится рядом с ними. На людях нужно вести себя очень спокойно, дома тем более.

Дети прекрасно чувствуют те моменты, когда на родителей их капризы будут оказывать наибольшее воздействие.

Как только они поймут, в какой ситуации мама или папа обладают наименьшей твердостью, все их усилия будут направлены именно в это место.

Важный момент в ходе того как воспитывать капризного ребенка – одобрение спокойного поведения. Когда ребенок сумел справиться со своим гневом или же какой-нибудь стрессовой ситуацией, его нужно похвалить и поощрить.

В дальнейшем к этому методу надо прибегать, если малыш вновь попытается закатить истерику. Малыша необходимо как можно чаще обнимать, целовать и хвалить.

Именно родители оказывают первостепенное влияние на самооценку и самоощущение детей.

Чтобы истерик не было, нужно с раннего детства развивать волю малыша. При этом воля — это не способность настоять на своем во что бы то ни стало, а умение справиться с возникающими трудностями. Детей надо приучать самостоятельно, одеваться, застилать постель, вытирать пыль, убирать игрушки и т. д.

Чтобы не допустить возникновения истерики, очень удобно применять правило третьего звонка, т. е. об окончании какого-то дела родители начинают говорить заранее. Кроме того, следует давать ребенку возможность понимать чувства других людей.

Чем раньше он начнет это делать, тем легче он сможет вписаться в окружающее его общество.

Статья прочитана 13 453 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7860

Ссылка на основную публикацию