Запечатление — психология

Запечатление — Психологос

Запечатление - психология

​​​​​​​ Запечатление — вспышка внимания, мгновенная и надолго запись в память, серьезно влияющая на последующее поведение.

Слабее — впечатление: то же самое, но не обязательно надолго.

Особый вид запечатления — импринтинг: врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партнера…) Смотри Половое запечатление

Будьте готовы к тому, что «запечатление» и «импринтинг» часто используются как синонимы.

Самое близкое и интересное нам — это запечатление Любимого. В отличие от импринтинга, предполагающую врожденную готовность к фиксированному запечатлению и происходящему, как правило, в раннем детстве, запечатление Любимого происходит во вполне взрослом состоянии и обусловлено не врожденными, а социальными и ситуативными факторами.

То есть может быть — совершенно странным и случайным.

Для запечатления Любимого нужно всего два обстоятельства: определенный (желательно повыше) уровень предвлюбленности плюс ключевой стимул.

Сила запечатления

Сила запечатления зависит от следующих обстоятельств.

  • Чем ярче эмоции и переживание в момент встречи с объектом — тем сильнее запечатление. Специалисты, которым нужно обеспечить запечатление, этим пользуются. Девушки создают волнение молодого человека перед встречей. Молодые люди устраивают волнующие переживания во время встречи. Смотри Крышеснос
  • Вспышка внимания обычно запускается вспышкой глаз. А этим можно управлять. Соответственно, если у девушки глаза вспыхивают часто или постоянно, она будет очень впечатлительной. Если при встрече с партнером вы вспыхнули глазами своими, с высокой вероятностью его глаза вспыхнут в вашу сторону, и ваше запечатление окажется сильнее. Смотри Вспышки глаз и запечатление

Вспышки глаз и запечатление Вспышка внимания, рождающая запечатление, обычно запускается вспышкой глаз. А этим можно управлять.Запечатление Любимого Запечатление Любимого — вспышка внимания, мгновенная и надолго запись в память: «Это мой Любимый!»Импринтинг Импринтинг — врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партне…Крышеснос Крышеснос — сленговый термин из области пикапа. В житейской области вместо сленгового «Крышеснос» лю…Половое запечатление Половое запечатление — мгновенная и надолго запись в память образа полового партнера.

  • Видео
  • Запечатление

Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zapechatlenie

Импринтинг — что это такое и мифы об импринтинге

Импринтинг - что это такое и мифы об импринтинге

Почему новорожденные животные тянутся к своей матери и собратьям, всюду за ними следуя? А почему мать узнает и выкармливает только своего детёныша, игнорируя других? На эти вопросы ответил К.Ц. Лоренц, который изучал поведение птиц и ввел такое понятие, как импринтинг.

Что такое импринтинг?

В этологии и психологии этим термином называют специфическую форму обучения у животных, при которой в их памяти закрепляются врожденные поведенческие акты. Импринтинг – это в переводе с английского «запечатление».

Благодаря ему сразу после появления на свет детёныш привязывается к своей матери, запоминает отличительные черты представителей противоположного пола своего вида, что впоследствии определяет успех ухаживания и спаривания.

Импринтинг возможен только в течение определенного периода, весьма ограниченного по времени. Его еще называют критическим или сенсибильным периодом. В дальнейшем результат запечатления уже практически невозможно подвергнуть корректировке.

Так, если отлучить только что родившегося козленка от матери на 2 часа, она перестанет его узнавать и откажется вскармливать. Птенцы начинают узнавать мать, еще будучи в яйце.

Они запоминают кряканье утки и после разрушения скорлупы бегут на этот голос.

Импринтинг в психологии

Особенности этого психофизиологического механизма схожи как у животных, так и людей. Импринтинг в психологии – это фиксация в памяти определенной информации.

Происходит она в критические периоды жизни, когда мозг максимально чувствителен и восприимчив к новому. При этом всего одной встречи с объектом запечатления хватит, чтобы сформировать особое поведение.

Какого-либо подкрепления для этого – пищевого, эмоционального или другого не требуется. Полученный результат крайне стабилен и остается до конца жизни.

Импринтинг как особый вид научения

Есть несколько видов впечатления, свойственных человеку:

  1. Оральный. Младенец воспринимает грудь матери не только как источник питания, но и зону безопасности. Возле материнской груди он чувствует себя комфортно и защищено и эта потребность заложена в нем изначально.
  2. Импринтинг как научение может быть территориально-эмоциональным. С самого рождения малыш осваивает окружающую среду и запечатлевает ее свойства. Он особым образом метит свое пространство, начиная с выбора любимого места, а затем и комнаты, дома, региона и т.д.
  3. Вербальный, заключающийся в запоминании звуков и символов. Что такое импринтинг в психологии легко понять на этом примере, ведь в дальнейшем ребенок использует полученную информацию для общения.
  4. Социальный или социополовой.

Социальный импринтинг

Под этим термином понимается разновидность запечатления, при которой происходит фиксация на базовых ценностях, коими являются этнические, межполовые и другие стереотипы.

В особые моменты или ситуации люди выказывают сильную открытость и восприимчивость.

Импринтинг у человека заключается в том, что в ходе общения он настолько полно впитывает информацию, что начинает невольно подражать собеседнику, пытаться быть на него похожим.

В дальнейшем под действием этого фактора формируется отношение к сверстникам и семье, вопросу выбора спутника жизни, вероисповедания и др. Такому свойству человеческой психики нашли применение в маркетинге.

На нем строится вся реклама, призывающая потребителей приобрести тот или иной товар, убеждая их в том, что «они его достойны».

Особо впечатлительным людям следует смотреть на вещи более критично и не доверять всем без разбора, не давать использовать себя в корыстных целях.

Мифы о импринтинге

Многие ученые высказывают мысль, что зависимость от определенной информации в памяти можно изменить. Так ли это на самом деле, неизвестно, ведь феномен импринтинга до конца не изучен.

В будущем планируется использовать знания о запечатлении для всеобщего блага и блага конкретного человека.

Можно будет в максимально короткий срок развить нужное мышление, мгновенно чему-то научиться, скорректировать реакцию на ошибку, провал или отказ.

Перцепция — механизмы и закономерности социальной перцепцииПерцепция позволяет отобразить разные объекты, события, ситуации. Такое явление помогает человеку принимать и преобразовывать полученную информацию, воспринимать объективную реальность, ориентироваться в окружающем мире среди предметов.Аффилиация как потребность в социальных контактахАффилиация — психолого-социальный феномен, обозначающий «присоединение», включает в себя такие понятия как любовь, дружба, принятие, сотрудничество и характеризуется мотивационным стремлением людей к теплым, душевным контактам с другими.
Сенсуализм — плюсы и минусы чувственного познанияСенсуализм – познание мира, сути вещей и явлений посредством чувств, ощущений, впечатлений и представлений. Сенсуалистическое философское течение возникло в Древней Греции, но наибольший расцвет получило в Западной Европе XVIII в.Гипокинезия — что это такое и каковы ее последствия?Гипокинезия и гиподинамия стали болезнями современной цивилизации. Физический труд оказался не моден и отошел на второй план. Современный мир устроен так, что за человека работают машины, не оставляя место на собственные усилия.

Источник: https://womanadvice.ru/imprinting-chto-eto-takoe-i-mify-ob-imprintinge

Импринтинг, или программирование судьбы

Импринтинг, или программирование судьбы?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2012-02-21 14:18:00Ser Hugo
my19edwin
2012-02-21 14:18:00

Импринтинг (от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – открытое меньше столетия назад психологическое явление.

Его суть сводится к тому, что на ранних этапах жизни (и некоторых моментах взрослой жизни) происходит неосознанное копирование шаблонов поведения окружающих, вне зависимости от того, созидательны они или ведут к разрушению.

Рождаясь или вылупляясь из яйца, новые индивидуумы даже не относят себя к какому-либо виду – это они понимают лишь после запечатления «первичной информации», которая может быть ошибочной – и затем влиять на поведение на протяжении всей жизни.

Утиные историиВсё началось в тридцатых годах прошлого века, когда зоопсихолог Конрад Лоренц взялся за изучение моделей поведения только что вылупившихся утят. Оказалось, что птенцы запоминают первый движущийся объект, который попадётся им на глаза – и впоследствии считают его «мамой». Вскоре целый выводок уток с кряканьем ходил гуськом за учёным – на лужайку так на лужайку, в воду так в воду!В ходе следующего эксперимента утёнку показали движущийся воздушный шарик – и когда малыш превратился во взрослого селезня, он не обращал никакого внимания на молодых уточек. Вместо этого он «из перьев вон лез», пытаясь ухаживать за любыми круглыми предметами! Это лишний раз доказывает, что для «сильной половины» любого вида образ матери так или иначе проецируется на будущую подругу, которая в итоге станет матерью его детей.Дальнейшие исследования показали, что импринтинг на самом деле начинает работать ещё до того, как утята получат первую визуальную информацию – ведь они могли слышать голос мамы-утки, ещё будучи в скорлупе. Для этого самка специально издает характерное кряканье во время насиживания яиц – поэтому вылупившиеся утята всегда бегут на голос конкретной утки, где бы она не находилась.

Импринтинг в психологии

Импринтинг присущ не только животным, но и людям – этому вопросу посвятили свои исследования Лири, Уилсон, Эриксон, Дилтс. Психологи отмечали, что импринтинг – жизненно важный опыт, на основе которого у человека формируется целый ряд убеждений о мире.

«Запечатление» совершается, во-первых, очень быстро – достаточно одной встречи, одного случая, одного яркого опыта или эмоции. Во-вторых, импринтинг не требует пищевого или какого-то иного подкрепления (что и отличает его от условного рефлекса).

В-третьих, результаты импринтинга необратимы. Однако здесь нужно сказать, что изменить его влияние всё же можно посредством накладывания нового «запечатления» — оно не будет настолько же ярким, однако сможет хотя бы частично компенсировать первоначальный «отпечаток».

Импринтинг в детском возрасте

Ещё до рождения мозг маленького человека устроен сложнее, чем у тех же утят – ему свойственен не только слуховой, но и другие типы импринтинга – эмоциональный, тактильный, слуховой. Малыш различает голоса родителей, запоминает музыку, стихи и звучание родного языка, реагирует на поглаживания живота, привыкает к еде, которой питается его мама и так далее.

Сразу после рождения наступает критический момент импринтинга: ведь кроха рождается с доверием к миру и готов воспринимать любые события как норму. А норма – это когда мать берёт на руки новорожденного, кормит его, укачивает, одним словом, помогает сохранить ту связь, которая соединяла её с малышом девять долгих месяцев.

Есть и другие «критические» периоды импринтинга кроме первых нескольких месяцев. Когда малыш начинает потихоньку ползать, он учится принимать собственные решения и претендовать на большее количество территории. В зависимости от полученного опыта и реакций окружающих людей в нём будет формироваться либо эгоизм, либо альтруизм.

Когда ребёнок начинает говорить и активно играет со своими игрушками, важно участвовать в этих маленьких свершениях – иначе он так и не научится излагать свои мысли и не приобретёт необходимую ловкость (мелкую моторику).

Примерно от трёх лет у детей формируется осознание своего пола и модели поведения – поэтому для полноценного импринтинга мальчикам нужно общаться с отцом, девочкам – с матерью (или это могут быть пользующиеся доверием другие взрослые).

Импринтинг в подростковом возрасте

И даже раньше! Дети подсознательно копируют во всём своих родителей – используют те же речевые обороты, так же реагируют на различные приятные и нежелательные ситуации, так же относятся к людям и окружающему миру, и могут даже искать себя в той же профессиональной сфере и проводить досуг аналогично взрослым.

Увы, они с тем же успехом перенимают все вредные привычки, а переосмыслить происходящее смогут лишь годам к 20 – и то не факт, что у них получиться от них избавиться.К подростковому возрасту накапливается индивидуальное мировоззрение – то есть набор «импринтов» по каждому важному вопросу.

Все вместе эти «отпечатки» формируют сложную систему, и в случае негативной нагрузки впечатлений они приводят к таким состояниям, которые нельзя исправить даже медикаментозно: это ощущение собственной ненужности, несостоятельности, одиночества, жизненного тупика и «отсутствия будущего».

Таким людям необходима помощь специалиста, ведь справиться с последствиями импринтинга самостоятельно – это невыполнимая миссия, особенно для подростка.

Импринтинг в интимной сфере

Читайте также:  Pua - психология

В своём семинаре, посвящённом гармонии взаимоотношений мужчины и женщины в браке, американский психолог и пастор Марк Гангор с не угасающим юмором рассказывает крайне занимательные вещи (стоит посмотреть).

И среди этих вещей – «сексуальный импринтинг», то есть запечатление первого интимного опыта со всеми сопутствующими ему подробностями и деталями.

Что происходит, когда этот опыт влюблённые получают после вступления в брак? — «Они запечатлевают картину всеобщего одобрения, взаимной любви и нежности на фоне обещаний у алтаря, волшебные ощущения от близости именно с этим мужчиной и этой женщиной», — Рассказывает Марк, который сам счастливо женат уже более 30 лет.

— «Любовь и удовольствие наполняют их брак, их общий дом – и это здорово. Мужчина навсегда запоминает женщину как самую привлекательную для себя, а у женщины вырабатываются гормон окситоцин, который буквально «привязывает» её к супругу в эмоциональном плане».

А что происходит, когда молодые люди получают свой первый опыт иначе? – «Парни запечатлевают не девушку, а сам секс», — Сетует Марк. – «Их всегда будет тянуть на измену, причём именно в такой же обстановке, в какой они получили первый опыт.

Если это было, например, заднее сидение машины – особое «вдохновение» они будут испытывать именно в автомобиле, а дома на супружеской постели их вообще может ожидать полное фиаско! Что же касается женщин, то для них интим со случайными партнёрами меняет само представление о сексе – он перестаёт иметь какую-либо ценность, поскольку выработка окситоцина прекращается, а вместе с тем не возникает и привязанность к новому партнёру». С таким эффектом можно бороться, считает Марк Гангор, однако это потребует от супругов немалых совместных усилий.

Опубликовал здесь

Дети, Животные, Интим, Кино, Любовь, Психология, Птицы, Семья

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/120906.html

Что такое импринтинг и запечатление

Что такое импринтинг и запечатление

Встречаясь каждый день с людьми, мы можем обратить внимание на отдельного человека и позабыть его довольно скоро. Но иногда память об этом человеке остается на очень долгое время.

Задаваясь вопросом, почему запомнился именно он, мы начинаем перечислять его качества, внешний вид. Но на самом деле все гораздо сложнее. Это очень интересное явление в психологии, и оно имеет свое название – импринтинг. По сути, у животных происходит подобная реакция, когда они помечают определенную территорию и привыкают к ней, когда они находят себе партнера.

Рекомендуем: Жизненный путь и цикл

Но у животных это больше происходит на инстинктивном уровне, помогающем им приспосабливаться к окружающему миру ради выживания.

А вот в социальной среде между людьми импринтинг является сложным проявлением отношений.

Люди настолько привыкли к нему и так широко используют, что теперь это не просто привыкание к определенному месту или к любимому человеку, но и основной психологический прием в бизнесе.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление». Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время. Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение.

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

Рекомендуем: Интуиция — что это?

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания. Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Рекомендуем: Нарушение памяти — гипермнезия

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Подведем итоги. Запечатление – важная часть нашей жизни, отражающаяся на связях и привязанности. Этот процесс происходит постоянно на протяжении всей жизни. Импринтинг – это врожденная готовность к запечатлению, имеющая наибольшую значимость на ранних этапах жизни человека. Людмила Мухачева

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/imprinting.html

Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?

Забавно: в 1935 году сразу двое австрийских ученых подарили науке факты, в которых задействованы анималистические образы.

Но если в квантовой физике появился умозрительный «кот Шредингера» (парадокс, при котором из закрытой коробки можно достать одновременно живую и мертвую животинку), то в зоопсихологии Конрад Лоренц изучал жизнь вполне реальных утят… и обнаружил: только что вылупившиеся пушистые комочки за свою маму готовы принять первый движущийся объект, который попадется на глаза.

Целая стайка малышей признала в этом качестве самого экспериментатора, а признав, неотступно следовала за ним, призывно крякая. Один глупыш «назначил» мамой… обыкновенный мячик, другой — воздушный шарик. К. Лоренц назвал это явление импринтингом — ранним запечатлением. Возникая на заре жизни, оно сохраняется на всю жизнь.

Тот же утенок, когда вырос, был абсолютно равнодушен к юным соплеменницам, зато активно «ухаживал» за любым круглым движущимся предметом, т. е. импринтинг матери перенесся и на подругу. Это означает, что результаты импринтинга не поддаются изменению — они необратимы, поскольку некая информация стойко запечатляется в памяти.

А потом оказалось, что импринтинг присущ не только животным, но и человеку. Неоценимый вклад в создание импринт-концепции в рамках психологии эволюции внесли Тимоти Лири и его последователь Роберт Антон Уилсон. Необходимо также назвать имена Эриксона и Р.Дилтса. Последний дал весьма точное определение:

«Импринт (буквально от англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений».

Итак, что же полезно знать об этом?

Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо.

Границы личного «Я» в импринте размыты, т. е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию.

Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.

Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства.

Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т. е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т. д.

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т. Лири и Р. Уилсону, «наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или „уровней“, или мини-мозгов.

Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура — внеземные, они находятся в „молчащем“, или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры.

Контур биовыживания. В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.

Читайте также:  Искусственный интеллект - психология

Эмоциональный контур. Он срабатывает на стадии «от ползанья — к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Манипулятивно-символьный контур. Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же — увы — можно заразиться и «тупостью».

Социополовой контур. Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму и т. п.

Нейросоматический контур.

Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.

Нейроэлектрический контур. Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него — «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Нейрогенетический контур. Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги и его можно считать генетическими архивами.

Нейроатомный контур. По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А Р. А. Уилсон добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают».

Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, — но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться… Так ведь?

ученые, теория, исследования, личность, психология, здоровье

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/31886/

Блог Ильи Винштейна

Блог Ильи Винштейна

Психология запечатления или почему кошка чувствует себя собакой

Иногда можно прочитать о том, что животные начинают «думать», что они — существа другого вида. Например, собаки вдруг считают себя котами, а овцы или свиньи ведут себя скорее как собаки, и даже утки могут решить, что они — детеныши людей.

Конрад Лоренц

Самый знаменитый пример этого явления описал Конрад Лоренц (1907–1989), лауреат Нобелевской премии, важная фигура в области этологии (науки о поведении животных). Он обнаружил, что серые гуси, выведенные в инкубаторе, «фиксируют» в памяти впечатления о первых движущихся вещах, которые они увидели, особенно в первые 36 часов жизни.

Он назвал это «импринтинг» (впечатывание), по-русски это называется запечатлением. Этот первый промежуток времени стали называть критическим периодом. У гусят запечатлелись сапоги Лоренца, так что гусята были готовы ходить за ним повсюду, как за матерью-гусыней.

Есть множество милейших фотографий, где они идут за ним гуськом или даже где он плывет, а следом за ним — «его» выводок. Лоренц обнаружил, что галчата, которые запечатлели его, делились с ним вкусными червячками (даже пытались запихнуть червяков ему в уши).

Но в состоянии полового возбуждения птицы, слава богу, предпочитали общаться с себе подобными — с другими галками, что доказывает еще одно: некоторые виды поведения подвержены запечатлению менее других. В сознании утят запечатлевались даже неодушевленные предметы — например, красный воздушный шарик или картонная коробка.

Строго по-научному это явление называется «запечатление привязанности», когда новорожденное существо узнает своих родителей. Этот процесс начинается еще до рождения, когда плод отчетливо слышит родительские голоса. Суть в том, что запечатление является врожденным и инстинктивным, а не приобретенным.

Оно имеет огромное значение для жизни и выживания. Но даже врожденное поведение может меняться с помощью обучения. Так, кошки «запрограммированы» природой на то, чтобы ловить мышей, но самому искусству охоты котята могут научиться только у матери. Также и певчие птицы от рождения умеют петь, но «свою песню» им еще нужно выучить, подражая сородичам.

В наше время запечатление считают гораздо более гибким и щадящим процессом, чем о нем думали вначале. Для того чтобы стать подходящей «матерью», то есть целью для этой социальной связи, живое существо (или предмет) должно как-то помогать или поддерживать новорожденного.

Эксперименты по запечатлению

С запечатлением могут быть связаны визуальные ощущения, звук или запах. Они определяют, какого представителя биологического вида предпочтет конкретное животное. Кроме того, эффект запечатления усиливается, если животное в состоянии стресса.

Эта идея помогает в воспитании птиц (кондоров, орлов, гусей), у которых не было возможности научиться жизненно важным умениям у своих родителей.

Так, птицы учатся летать за небольшим самолетом, как если бы он был их родителем, следуя за ним по традиционному пути миграции.

Критический период

Иногда критический период называют еще сенситивным периодом. Это определенное время вскоре после рождения. У уток и гусей — 24–48 часов после того, как они вылупятся. У кошек — от 2 до 7 недель, у собак — 2–10 недель, а у приматов — 6–12 месяцев. Запечатление — точка пересечения между инстинктами и обучением. Это больше, чем просто обучение. И тому есть разные подтверждения.

Во-первых, запечатление происходит только в определенный, четко ограниченный промежуток времени, то есть в критический период; обучение после него уже идет иначе, с меньшей эффективностью. Во-вторых, это необратимый процесс, информация закрепляется навсегда.

В-третьих, у каждого вида это происходит по-своему, но одинаково у всех животных данного вида, независимо от других различий между ними.

Запечатление служит для узнавания родственников, создания связей внутри сообщества и выбора партнера. Животные должны сразу же узнавать родителя, который будет защищать и кормить их. Этот механизм обеспечивает прочные связи между потомством и родителями.

Половое запечатление

Суть идеи в том, что сексуальные предпочтения у животных (то есть их выбор партнера) начинают развиваться не под влиянием представителей собственного вида, а на основе того, что запечатлелось у них в критический период.

Некоторые исследователи допускают, что это отчасти может быть объяснением странного человеческого фетишизма по отношению к некоторым материалам, скажем, резине или меху, или даже к предметам, например, туфлям.

Существует и обратный механизм полового запечатления, который развился, судя по всему, чтобы предотвратить пагубное родственное спаривание.

Благодаря ему люди, в первые годы жизни (где-то до 5–6 лет) росшие вместе, в одной семье и в одном доме, позже кажутся друг другу особенно непривлекательными с сексуальной точки зрения. С другой стороны, разнополые дети, разлученные после рождения, часто кажутся друг другу особенно привлекательными, если встречаются в зрелом возрасте.

Запечатление у людей

У птиц запечатление доказано и хорошо изучено. Но у млекопитающих оно встречается реже. Приматы рождаются намного более беспомощными и несовершенными, их мозг еще очень плохо развит. Мать для них — самый важный защитник и спутник, она заботится и обеспечивает всем необходимым. Связь по мере взросления укрепляется в течение долгого времени.

Запечатление у партнеров

Люди часто замечают, что их друзьям постоянно нравятся похожие «типы». Может показаться, например, что друг всегда предпочитает невысоких девушек-брюнеток, а подруге кажутся привлекательными высокие веснушчатые мужчины.

Со времен поздних работ Фрейда считается, что нас, вероятно, привлекают (хотя, возможно, и отталкивают) те, кто напоминает нам наших родителей.

Но разгадка может крыться в идее запечатления: ранний контакт с конкретными чертами родителей позже влияет на предпочтения взрослого человека.

Девушки, у которых немолодой отец, часто выбирают себе кого-то постарше; дети от смешанных браков чаще выбирают партнеров другой расы, чем те, у кого родители одной расы. Также изучали и цвет волос и глаз.

Мы действительно выбираем партнеров не только по собственному желанию или под влиянием родителя своего пола, но и по тому, насколько они напоминают родителя противоположного пола.

Обычно выбирают партнеров с тем же цветом глаз и тем же цветом волос.

Эффект запечатления у человека является формой социального обучения. До сих пор непонятно, происходит ли запечатление на конкретной стадии развития, в конкретном возрасте и у каждого ли человека оно происходит.

Обучение по фазам и стадиям

Термин «запечатление» можно использовать для разных видов обучения в конкретный период жизни, для каждого обучения есть свои критические периоды. Появляется все больше доказательств того, что существует критический период для освоения второго языка.

Лучше и быстрее всего научиться бегло говорить на втором языке можно до пяти лет.

А в отдельных (к счастью, редких) случаях, когда дети не сталкиваются с человеческим языком до периода половой зрелости, им уже практически никогда не удается нормально освоить синтаксис «родного языка».

Ведутся споры вокруг идеи биологического «окна возможностей» для изучения второго языка. Некоторые считают, что критический период относится только к освоению произношения, другие относят к нему и освоение синтаксиса и развитие словарного запаса.

Есть мнение, что существует критический период для развития способности и склонности к музыке и сочинительству. Кроме того, период полового созревания считается критическим для приобретения навыков общения и развития эмоционального интеллекта.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-263

Феномен и роль импринтинга у человека

Импритинг (от английского «imprint» – запечатлевать, фиксировать) – это фиксация в памяти свойств объектов в определённые ранние периоды жизни животных и человека.

Запоминание происходит моментально на фоне особой готовности мозга, при первой же встрече с объектом запечатления. Результат феномена импритинга не поддаётся изменению.

Он оказывает важное влияние на дальнейшее мировосприятие, так как «сфотографированный» однажды и навсегда образ превращается в устойчивую программу поведения.

Феномен импритинга

Впервые явление импритинга было обнаружено у животных известным австрийским зоопсихологом К. Лоренцем. Он доказал: только что родившиеся на свет детёныши ещё не знают свою биологическую мать. В строго отведенное время, обычно первые часы после рождения, у них появляется состояние готовности к запоминанию.

В его интересном эксперименте недавно вылупившиеся утята приняли Лоренца за своего родителя. Они повсюду следовали за ним только потому, что именно учёный, а не высидевшая их утка, оказался рядом в этот критический промежуток времени.

Позже другие опыты показали, что птенцы следуют за любым движущимся, первым попавшимся в «час икс» объектом, даже за животным другого вида или неживым предметом.

Формы социального и полового поведения каждого вида животных (и человека тоже) заложены генетически – рождённый ползать действительно не сможет летать. Но направленность этих форм разная, и приобретается она благодаря импритингу.

Импритинг-объектами могут служить:

  • родители,
  • другие представители семьи (или стаи),
  • половые партнёры,
  • враги,
  • пищевые раздражители.

Позднее феномен импритинга был выявлен у людей. Науке известно много случаев, когда человеческие дети раннего возраста волей судьбы попадали в стаи диких животных. Когда люди забирали их к себе, найдёныши воспроизводили поведение и способы общения «приёмных родителей». Никто из них так и не стал полноценным человеком.

Импритинг у человека

Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой.

Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем.

Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.

В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.

У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным.

Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться.

Читайте также:  Переживание боли: страдания для добрых людей - психология

Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.

ИНТЕРЕСНО!  Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.

Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.

Роль импритинга в послеродовом и младенческом возрасте

На протяжении первого года жизни ребенка формируется первый блок отделов мозга. Трудно переоценить роль импритинга, механизмы которого включаются природой сразу же в этот ответственный период.

У новорожденных и младенцев процесс импритинга проходит несколько этапов:

  1. Первичный импритинг. Только что родившийся ребёнок испытывает сильнейший стресс – он попадает в среду с совершенно другими условиями обитания. В первые два часа после рождения идёт запечатление общего зрительного образа, запаха, сердцебиения, голоса матери. Поэтому так важно в эти минуты приложить ребенка к груди, поглаживать его, разговаривать с ним. На этом ценном отрезке времени закладываются основы устойчивой привязанности к матери, удовлетворяется одна из базовых биологических потребностей человека – потребность в безопасности.
  2. Вторичный импритинг включается после короткого послеродового сна ребёнка и длится в течение первых суток. Маленькому человечку важно снова видеть маму, чувствовать, что еда, тепло, защита всегда доступны для него. Если он всё это получает, у него на подсознательном уровне формируется положительное впечатление об окружающем мире.

Даже в условиях роддома, воспользовавшись знаниями основ естественного родительства, можно приблизиться к природной схеме поведения матери и её дитя. Постоянное пребывание мамы и ребенка вместе, грудное вскармливание, телесный контакт, ношение на руках, сон на расстоянии вытянутой руки – всё это является налаживанием их взаимодействия.

  1. Импритинг на протяжении первых 6-7 месяцев. По мере развития мозга состояния готовности к запечатлению возникают много раз. К концу этого периода у младенца окончательно вырабатывается импритинг на конкретного, значимого для него человека. Научившись ползать, малыш движется за ним, когда тот удаляется. К этому возрасту, если все благополучно в семье, между ребенком и ближайшими членами также устанавливаются отношения доверия и привязанности.

Результат импритинга отчетливо проявляется у малышей от года до трех лет: в это время они – настоящие мамины «хвостики». Ученые объясняют сильное потрясение малыша при разлучении его с родителями тем, что ребёнок испытывает потребность постоянного контакта с человеком, образ которого запечатлелся у него в ранний период.

На первом году жизни ребенок через подражание ближнему окружению осваивает мимику, пантомимику, фонетику языка, хождение на двух ногах.

ИНТЕРЕСНО!  Польза молозива для новорожденного

Исследования воспитанников детских домов продемонстрировали важнейшую роль импритинга на характер и поведение человека.

Если у младенца до 9 месяцев не будут сформированы отношения привязанности к какому-либо взрослому, это приводит к необратимым последствиям.

Во взрослой жизни такие люди оказываются не способными к глубоким доверительным отношениям, а других используют только в личных интересах.

Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст

Второй блок отделов головного мозга развивается от 3 до 7-8 лет. Ребенок постигает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола (или тому, кто его заменяет). У девочек образ женщины складывается общий – от мамы, бабушки, старшей сестры, воспитательницы.

Специфика психологии мальчиков такова, что образ мужчины импринтируется только с одного объекта привязанности – папы, деда, брата, тренера. При неожиданном исчезании объекта подражания, прекращении контакта с ним (развод, смерть и т. п.) цельного образа мужского поведения может так и не сложиться.

Этот факт серьёзно осложнит в будущем жизнь взрослого мужчины.

К концу этого возрастного этапа появляется первый объект привязанности за пределами семьи – «чужой» значимый взрослый (первый учитель, тренер). Идет усвоение социальных отношений в первых детских коллективах – партнерства, иерархии.

Третий период импритинга – подростковый

Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир.

Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания.

Яркий пример импритинга – фанатизм.

Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.

В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.

Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.

Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни.

Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта.

Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу.

Источник: http://ammam.ru/fenomen-i-rol-imprintinga-u-cheloveka/

Запечатление привязанности

Импринтинг исследовали главным образом у выводковых и зрело-рождающихся видов, поскольку многие элементы поведения, «уже готовые» сразу после рождения, позволяли более надежно оценивать реакции животных. Однако сходные с импринтингом явления наблюдались и у незрелорождающихся животных, например реакция следования за матерью, хорошо известная у копытных, землероек и даже у бурого медведя.

Запечатление считается специфическим видом обучения, очень важным для формирования в онтогенезе индивидуальных адаптации.

Оно заключается в том, что молодое животное или птица начинает следовать за тем животным (или предметом), которые попали в поле его внимания в первые часы после появления на свет. Как говорит об этом Д.

Мак-Фарленд (1988), импринтинг – это «…совершенно неразборчивая привязанность к движущимся объектам».

Как известно, импринтинг начали изучать, наблюдая реакцию следования птенцов выводковых птиц (из отрядов куриных и гусеобразных) за матерью. Одним из первым описание импринтинга дал английский ученый Д. Сполдинг.

К. Лоренцу принадлежит заслуга подробного и тщательного описания импринтинга на основе наблюдений за дикими гусями, выращенными человеком. Он выделил две важные особенности, которые отличают данный феномен от других типов обучения. Во-первых, этот феномен приурочен к определенному периоду онтогенеза, называемому чувствительным (или критическим).

У разных видов животных и птиц он имеет разную длительность. Во-вторых, процесс импринтинга необратим. Если запечатление объекта молодой птицей или зверем произошло, то эффект этого раннего опыта практически устранить нельзя.

Например, если у птенца произошло запечатление на особь другого вида, позднейшие его контакты с представителями своего вида не смогут изменить возникшей привязанности.

Считается, что существует импринтинг двух типов – запечатление привязанности и половое запечатление. Хотя такое подразделение несколько условно, два типа импринтинга, тем не менее, следует анализировать с помощью разных подходов.

Запечатление привязанности

Запечатление привязанности обычно исследуют, анализируя этоло-гические и физиологические закономерности собственно реакции следования. Наиболее часто для этого используют птенцов выводковых птиц.

Специальные эксперименты были проведены американским исследователем Э. Хессом. Вкратце суть приемов анализа запечатления такова. Появление птенцов из яйца происходит в темноте. Впервые они получают зрительный опыт на экспериментальной площадке, куда их можно помещать в том или ином возрасте, и где на специальной круговой дорожке им демонстрируют тот или иной объект.

Объект может перемещаться с разной скоростью, так что реакция следования за ним у экспериментального птенца может быть охарактеризована количественно. Движущимся предметом может быть чучело птицы, коробка или что-либо еще. Чем ярче этот предмет окрашен, тем более сильную реакцию следования он вызывает.

Упрочению реакции способствуют также звуки, которые сопровождают перемещение предмета.

Более подробное исследование показало, что сенсорные раздражители, которые воспринимает молодая птица, вызывают запечатление, имеющее разную «стойкость». Так, запечатление «природных» раздражителей, или «стимул-объектов», т.е. тех объектов, с которыми данный вид сталкивается в естественной среде обитания, происходит быстрее, чем искусственных.

Это заставляет предполагать существование генетически детерминированной «предуготованности» к запечатлению определенных стимулов. Кроме того, запечатление искусственных, лабораторных объектов иногда оказывается непрочным.

Опыты Хесса показали, что утята, у которых произошло запечатление на человека (контакт длился 20 часов непрерывно), все-таки предпочитали двигаться за живой уткой даже после короткого периода (1,5 часа) контакта с ней.

Исследование гнездового поведения уток показало, что еще до вылупления между матерью и птенцом происходит активный обмен акустическими сигналами. Это, видимо, является одним из факторов, благодаря которым импринтинг естественных стимул-объектов оказывается более прочным: маленькие утята оказываются уже «настроенными» на определенные аудиометрические характеристики материнского сигнала.

Данные лабораторных экспериментов подтвердили первоначальное положение Лоренца о том, что существует определенный период после вылупления птенца (или рождения детеныша), в течение которого запечатление может произойти.

У утят готовность к запечатлению достигает максимума в период от 13 до 16 часов жизни. В более ранние и в более поздние сроки предъявление такому птенцу стимул-объектов оказывается менее эффективным.

Такие же периоды повышенной чувствительности, играющие важную роль в формировании поведения взрослой особи, обнаруживаются и у млекопитающих.

В успешности запечатления существенную роль играет специфическая зрительная активация.

В лабораторных экспериментах было показано, что у цыплят, подвергнутых действию света сразу после вылупления, реактивность на предъявленные им предметы выше, чем у цыплят, содержавшихся в темноте.

При содержании цыпленка в изоляции реактивность его в отношении объектов запечатления сохраняется дольше по сравнению с цыплятами, которые содержались в группах. Этот феномен объясняют тем, что в группе цыплят происходит запечатление друг друга.

Наблюдения в природе подтверждают, что, например, у древесной кряквы птенцы покидают гнездо в момент пика чувствительного периода, а взаимное «имп-ринтирование» обеспечивает их безопасность. Если непосредственно за матерью следует только часть выводка, то остальные птенцы бегут друг за другом.

В опытах английского ученого П. Бэйтсона было показано, что импринтинг у цыплят проходил более успешно, если объект запечатления имел ту же окраску, что и стены помещения, где они содержались до начала опыта.

Полагают, что в физиологическом механизме импринтинга определенную роль играет способность птенца отличить знакомое от незнакомого.

Значительная роль в работе такого механизма принадлежит видоспецифической и генетической предрасположенности к запечатлению, а также, возможно, пренатальному опыту (выше уже упоминалось о роли звуковых сигналов утки-матери в запечатлении ее облика).

Считается, что сам факт осуществления запечатления ведет к окончанию чувствительного периода, которое совпадает с началом формирования у птенца реакции страха. Это совпадение не случайно.

У молодых животных и птиц состояние страха возникает при встрече их с незнакомыми объектами, и в противоположность тому, как это бывает при запечатлении, они стремятся избегать новых предметов.

Можно полагать, что в основе такой «реципрокности» лежит какое-то общее звено нервных механизмов обоих процессов – запечатления и реакции избегания.

Источник: http://biofile.ru/bio/1551.html

Ссылка на основную публикацию