Экстраверсия — психология

Экстраверсия в психологии – определение и особенности

Экстраверсия - психология

Многие люди любят изучать психологию. Главной целью многих является желание получить четкие указания, как нужно поступать и какими нужно быть, чтобы достичь желаемого.

Одним из желаний людей является эффективное общение с окружающими. На сегодняшний день многие предпочитают быть экстравертами, кроить себя, переделывать, чтобы быть способными окружать себя интересными людьми.

Что же понимается под определением «экстраверсия» в психологии?

Интернет-журнал psytheater.com предлагает читателям более подробно изучить понятие «экстраверт», чтобы понимать, кого они желают из себя сделать.

Карл Юнг придумал интересное разделение людей на две группы: экстраверты и интроверты.

Экстравертами, простым языком, называют общительных людей, которые любят коммуницировать, постоянно заводить новые знакомства и т. д. Интровертами называют личностей, которые погружены в самих себя.

Им настолько неинтересен окружающий мир, что они испытывают сложности в новых знакомствах и привлечении к себе внимания.

Не будем переубеждать читателей в этом, поскольку в некоторой степени это правда. Стоит лишь отметить, что в успехе важно не умение болтать языком, а выполнять свои обещания и общаться по делу, не испытывая страха и комплексов. Даже интроверты становятся успешными, что зависит уже от их умения достигать своего, несмотря на нежелание общаться с большим количеством людей.

Психологи утверждают, что нет чистых интровертов и экстравертов. В каждом человеке есть доля обеих категорий. Просто экстраверсия может быть в большей степени выражена, чем интроверсия, как и наоборот.

Поскольку экстравертами желают стать многие люди, рассмотрим данное понятие, а также способы достижения желаемого.

Что такое экстраверсия?

Что Карл Юнг подразумевал под понятием «экстраверсия»? Данный термин говорит о наборе качеств человека, которые направляют его на взаимодействие с окружающим миром.

Он может не испытывать интереса к своему внутреннему миру (ощущениям, причинам возникновения тех или иных эмоций или желаний), однако он явно заинтересован в социальных контактах, общении с людьми, проявлении коммуникабельности.

тих людей интересует окружающий мир – люди, события, открытия и пр. Экстраверты часто обладают такими качествами:

  • Импульсивность.
  • Беспечность.
  • Оптимизм.
  • Изменчивость.

Еще одним примечательным свойством экстравертов психологи называют получение энергии из внешнего мира. Если интроверт получает заряд энергии, когда погружается в себя, остается наедине, отдыхает, то экстраверт чувствует себя энергично, когда общается с людьми, помогает им, что-то новое создает во внешнем мире, участвует в каких-то мероприятиях и т. д.

Другими словами, каждый получает энергию оттуда, куда ее направляет. Если экстраверт вдруг окажется в одиночестве, его все бросят, от его услуг откажутся, тогда он просто потеряет смысл жизни. Он не может жить один, без других людей.

перейти наверх

Вред чрезмерной экстраверсии

Как уже говорилось, нет человека, который был бы полностью экстравертом или интровертом. В каждом человеке есть всего по чуть-чуть.

Однако в желании стать экстравертами следует быть осторожными, чтобы не дойти до крайностей. Обычно экстраверты не являются болтунами и поверхностными личностями, как может показаться на первый взгляд.

Однако люди, которые желают стать теми, кем не являются, часто доводят себя до крайностей.

  1. Кто ваш друг на самом деле?

Люди полагают, что общительность человека и способность дружить определяются большим количеством друзей. С самого детства каждому внедряется в голову мысль о том, что друзей должно быть много. Но о чем говорит большое количество друзей? Действительно ли между людьми есть дружба?

Представьте себе, что вы дружите с большим количеством людей. Друзей у вас чуть ли не весь город. А теперь ответьте на вопрос: что такое дружба? Это то, когда вы просто знакомы с другими людьми? Так, это просто знакомые, а не друзья. Или это, когда у вас есть общие интересы, взгляды на мир? Но ведь люди разные.

Выходит, что у вас вообще нет никаких интересов и взглядов на жизнь, если вы можете найти общее абсолютно со всеми людьми. Или это, когда вы много времени проводите вместе, отдыхаете, развлекаетесь? В таком случае у вас просто времени не хватает уделить всем своим друзьям либо вы видитесь с так называемыми друзьями раз в полгода.

Это разве дружба?

Если у вас много друзей, то можно сказать, что у вас их практически нет. Вы можете знать много людей, но дружить лишь с некоторыми из них. У вас с этими людьми общие интересы, взгляды на жизнь, шутки. Вы часто проводите время. А все остальные люди – просто ваши знакомые, но не друзья.

Более того, можно ли доверять другу, который каждые пару дней меняет своего друга. «У меня много друзей» — и каждые пару дней другом такого человека становится кто-то другой. Можно ли доверять такому другу, который сегодня веселится с вами, а завтра делает вас объектом для насмешек?

Подумайте над этими идеями. Лучше иметь одного друга, но самого верного, чем нескольких, но способных предать. И лучше общаться с человеком, который тщательно выбирает себе друзей, нежели с тем, кто делает своими друзьями всех подряд, причем меняя их как перчатки (сегодня вы друзья, а завтра – уже нет).

  1. Пока вы говорите, сколько успеваете сделать?

Лентяй много говорит. А чем ему еще заняться? Ведь пока он ничего не делает, ему только и остается, что говорить. Поэтому вы можете смело оценивать людей по тому, насколько много и о чем они говорят.

Конечно, следует понимать, что есть люди, которые говорят по делу и без дела, много (потому что им нужно высказать свою идею или заполнить тишину) или мало (потому что им неинтересно, они не хотят говорить или насущный вопрос уже решен).

Кто же из этих людей лентяй? Данный человек всегда говорит по делу и без дела (зачастую!), много, потому что не переносит тишины в присутствии собеседника.

Другими словами, лентяю лишь бы поговорить, чтобы не было «неловкого молчания», а тема может быть любой (даже обсуждение других людей, их осуждение или воспоминания о детстве).

Человек, который говорит всегда по делу, много (если нужно разъяснить вопрос) и мало (потому что уже все сказал, вопрос решен), более деятельный, чем лентяй. Он направляет свои силы на выполнение какого-либо дела, нежели на пустые разговоры. Вы можете определить, насколько человек трудолюбив, умеет и готов к выполнению каких-либо работ, по тому, говорит он просто так или общается по делу.

Вы можете проследить это в повседневной жизни. Обычно болтливые люди отличаются лентяйством: они готовы переложить свои дела на плечи других, а потом еще и осудить их за некачественную работу, если им вдруг что-то не понравилось.

При этом довольно часто лентяи любят командовать, указывать, как нужно выполнять работу, но сами ее не выполняют (попробуйте сказать «Не нравится, как это делаю я, тогда сам делай работу», и вы увидите, что человек сразу найдет тысячу причин, лишь бы не делать этого).

И только тот, кто говорит по делу, больше молчит, чем говорит, нормально воспринимает молчаливые ситуации между собеседниками, больше умеет делать и всегда готов к работе.

Такими двумя побочными эффектами можно начать обладать, если неправильно понять суть экстраверсии, которая включает большой круг общения и постоянную потребность общаться.

перейти наверх

Экстраверсия в психологии

Экстраверсия – это установка в сознании человека, который обращен во внешний мир. Энергия, мысли, процессы, желания, явления – все, что происходит внутри экстраверта, обязательно направляется наружу.

Экстравертивность, как и интровертивность, является способом приспособления к окружающему миру. Каждый человек по-своему приспосабливается, что во многом зависит от свойств нервной системы, развития психики, окружающей среды и даже обстоятельств, в которые он попадает.

  1. Экстраверт обладает высокой скоростью производительности, однако низкой степенью продолжительности и слабостью защитных механизмов.
  2. Интроверт обладает большим потенциалом защитных механизмов и продолжительностью процессов, однако низкой возможностью к производительности.

Экстраверты нередко являются изменщиками, любознательными людьми и неопределенными по жизни. Они очень сильно подвержены влиянию внешнего мира, который диктует им, как жить. При этом экстраверты желают получать максимум результатов при затрате минимума энергии.

Психология экстраверсии включает:

  • Высокую ценность окружающих вещей и повышение их искусственно.
  • Отношение к людям как к глупым, если не способен с ними контактировать.
  • Быстрая утомляемость при большом количестве энергии, которую человек затрачивает.
  • Невысокая ценность людей, которую он повышает искусственно.
  • Откровенность.
  • Подвижность.
  • Уживчивость с другими людьми.
  • Быстрое и свободное создание связей с людьми.
  • Склонность к широкому кругу общения.
  • Предпочтение шумных и веселых мероприятий.

перейти наверх

Итог

Рассматривая тему экстраверсии, люди часто упоминают полезные связи, благодаря которым они могут достичь успеха.

Обычно под полезным знакомством понимается общение с человеком, который может устроить вас на работу, помочь в ситуации, связанной с криминалом, дать вам большое количество денег.

Другими словами, знакомые должны быть богатыми, знакомы с другими богатыми людьми и иметь влияние на те или иные структуры. Что ж, такое знакомство не охватывает весь спектр полезных связей.

Другими словами, полезность знакомства определяется тем, в чем именно вы нуждаетесь, по каким причинам идете в люди, что хотите получить от окружающих. И здесь невозможно судить о том, что должны делать люди, чтобы стать полезными.

У каждого человека имеются разные потребности, поэтому для кого-то вы можете стать полезным знакомым, а для кого-то нет.

Можно выделить лишь общую черту, которая прослеживается у полезных знакомых: все они имеют то, в чем нуждаются другие люди.

Вы должны быть выше по какому-то критерию, нежели другие люди. К примеру, вы знаете все о бизнесе или можете дать совет абсолютно в любой ситуации. Таким образом, те люди, которые будут нуждаться в ваших советах или рекомендациях, как вести бизнес, будут считать вас полезным человеком, поскольку вы обладаете большими знаниями, чем они.

Будьте мастером своего дела – и тогда вы станете кому-то полезным человеком. Развивайте свои навыки и таланты – и тогда вокруг вас окажутся люди, которые будут нуждаться в ваших умениях.

Источник: http://PsyTheater.com/ekstraversiya-v-psihologii-opredelenie.html

Экстраверсия — интроверсия | Мир Психологии

Экстраверсия (англ. extraversion; от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.

: обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир.

Именно таким представлял себя Монтень: «Мое истинное призвание — общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство.

Экстраверсия рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала (в личностных опросниках Г. Айзенка; в 16-факторном опроснике Р. Кэттела; в «Большой пятерке» и др.). Большинство людей получают средние оценки по шкале «Э.

— интроверсия» (обычное название этой шкалы — «экстраверсия»). Шкала Э. объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых рос. авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства (см.

Свойства индивидуальности).

Тем не менее существует устойчивая традиция трактовать Э. как свойство темперамента. См. также Аналитическая психология. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Читайте также:  К.роджерс «несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности» - психология

Экстраверсия — интроверсия (от лат.

extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — характеристика индивидуальнопсихологических различий человека, крайние полюсы к-рой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Понятия Э.—и. были введены К. Юнгом (см. Аналитическая психология) для обозначения двух противоположных типов личности.

Экставертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты к-рого, «подобно магниту», притягивают к себе интересы, «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность (см. Адаптация социальная).

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, к-рым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Наиболее интенсивная разработка проблем Экстраверсия — интроверсия осуществлялась в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.), в к-рых она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств Э. — и. у конкретного субъекта.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Экстраверсия (лат. extra – вне, vertere – поворачивать, обращать) – в теории личности К.Юнга – тенденция обращать свои внимание и энергию во внешний мир, озабоченность физическим и социальным окружением и получение удовлетворения от своей активности в этом окружении. Антоним: Интроверсия.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Экстраверсия — интроверсия гипотетическое измерение личности, имеющее два теоретических полюса, см. экстраверсия и интроверсия. Первоначально это измерение понималось как отражение двух отдельных типов личности, которые рассматривались как противоположные друг другу.

В настоящее время большинство теоретиков сомневается, существуют ли отдельные типы, и вместо этого рассматривают оба типа как совокупности ряда различных образцов поведения.

Кроме того, кажется маловероятным, что оба полюса могут рассматриваться как противоположные, так как у многих людей проявляются аспекты обоих, и проявления одного полюса в поведении могут усиливаться, при этом не обязательно уменьшаются проявления другого.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/ekstraversiya-introversiya

Интроверсия и экстраверсия — Сергей Смирнов

Интроверсия и экстраверсия - Сергей Смирнов

Первое с чем сталкиваются люди, начинающие изучать психологию — набор различных типологий. И одна из самых популярных типологий — «экстраверсия — интроверсия».

Первое что делает человек, ознакомившийся с типологией — пытается типизировать. Сначала себя, потом — всех на кого падает взгляд.

В этом ему помогает список характеристик, отличающих один тип от другого. Сказано что «такой человек не склонен к активным социальным контактам».

Тут же начинающий психолог оценивает «на глаз» степень социальной активности жертвы и выдает диагноз: «да ты экстраверт!».

Хочу немного рассказать о том, как работают всякие психологические типологии, как понимать интроверсию — экстраверсию и вообще, о вечном.

Что такое интроверсия и экстраверсия

Когда человек узнает эти термины, он думает что человечество делится на две части. В одной части интроверты, в другой — экстраверты. Человечество в сознании такого адепта психологии выглядит так:

Понятия «интроверсия – экстраверсия» в психологию ввел Карл Густав Юнг своим трудом «Психологические типы». Этот труд один из самых скучных (мое мнение) у Юнга. И один из самых объемных. Так вот.

Там он через слово говорит о том, что, интроверсия и экстраверсия — это свойственные каждому из нас типы поведения. Любой человек проявляет и те и другие черты.

Причем переключаться между ними он может очень быстро.

Карл Юнг

Также в «Психологических типах» Юнг говорил что описываемые им типы — крайности, которых в реальности наверное нет. Он чуть не через слово оговаривался что интроверсия и экстраверсия, которые он рассматривает — это иллюстрации, красочные примеры, которые практически не встречаются в реальной жизни.

Более того, Юнг говорил о том, что диагностировать человека как интроверта или экстраверта — довольно нетривиальная и трудная задача, которая требует статистического анализа, а не, скажем, разового прохождения теста.

То есть, надо наблюдать за пациентом длительное время для точной диагностики, и то возможна погрешность.

Ведь человек проявляет то одно, то другое качество и судить о его экстравертированности можно только статистически в духе: «в 55% случаев клиент предпочитает экстравертивный тип реакций».

Раз экстраверсия и интроверсия — не конкретные маркеры, а статистические предрасположенности, значит, они могут быть более и менее выражены. И мир, стало быть, выглядит уже как-то так:

Более того. Не смотря на то, что все мы разные и тяготеем туда или сюда, большая часть, все-таки, кучкуется где-то ближе к середине. То есть, является, грубо говоря, ни тем, ни тем. Ни экстравертом, ни интровертом. Ведь какой это экстраверт, если у него соотношение экстраверсии — интроверсии всего-лишь 60/40?

Плюсы типирования

Изначально типирование облегчает быстрое познание человека. Стоит его типировать, как сразу становятся понятны многие механизмы и взаимосвязи, которые присущи этому человеку. Ведь можно долго описывать каков человек, а можно просто сказать: «он интроверт» и все станет понятно тому, кто знает что это за тип.

То есть, бонус типирования — скорость.

На этом, пожалуй, плюсы кончаются.

Минусы типирования

Кажется, что изучив типологию и научившись типировать людей в разные классы, человек начинает «видеть их насквозь» и это дает ему преимущество в общении с ними.

На деле оказывается, что большая часть людей не очень-то легко типируется и так и норовит выскочить за рамки отведенного класса. Интроверт того и гляди захочет знакомиться с людьми.

Иной экстраверт — чуть отведешь взгляд — норовит углубиться в рефлексию.

И тогда тот, кто «видел насквозь» начинает обижаться и применять методы разбойника Прокруста — подрезать слишком длинные ноги и растягивать слишком короткие позвоночники, чтобы результат точно удовлетворял ГОСТу отведенного класса.

В итоге, пока типировавший возится с задачами сохранения правильности типирования, человек продолжает жить. И вот уже типировавший сам по себе, возится с какими-то данными, которые не имеют отношения к реальному человеку. А человек не может получить от типировавшего хоть какую-нибудь полезную информацию.

Иными словами, вместо того, чтобы видеть человека, типизатор склонен видеть психологический тип. Со всеми его упрощениями и пренебрежениями. И он не увидит экстравертивный кусочек в интроверте.

Популярные в народе способы типирования провозглашают что дают своим адептам инструмент, при помощи которого можно быстро «читать людей» и улучшать коммуникацию с ними. Но на деле оказывается что типирование улучшает взаимодействие только с самими типами, а не с реальными людьми. Между участниками общения появляется дополнительная прослойка в виде типа.

Да вы, батенька, интроверт!

Вот, допустим, прихожу я к доктору лечиться. Он проводит надо мной эксперименты, колет уколы, картинки с кляксами показывает, а потом говорит: «Вы, батенька, интроверт!». А я на него смотрю и говорю: «И чо?» И между нами повисает неудобная пауза.

Потому что он и сам не очень знает «чо». Интроверт. Типизировал. И что дальше? Практическая ценность такой сложной, ненадежной, трудоемкой типизации стремится к нулю. Как в клинических, так и в жизненных условиях.

Вот знаю я что я интроверт и что дальше–то?

Источник: http://Sergey-Smirnov.ru/introversion-extraversion

Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии

Понятие экстраверсии-интроверсии в психологии

Современная психология строится по образцу естественных наук, однако объект ее исследований существенно отличается своей трудноуловимостью, «идеальностью», приближая психологию к гуманитарным дисциплинам, что обусловливает повышенные требования к точности формулирования используемых понятий, требуя повышенного внимания относительно идентичности аналогичных концептов, используемых в рамках различных теоретических систем, взаимозаменимости исследовательских процедур.

К числу таких широко используемых понятий относится и концепт «экстраверсия-интроверсия», присутствующий во многих психологических теориях, давно мигрировавший из научной психологии в житейскую, широко используемый в разных областях психологической практики. Данный концепт был детально разработан в теории личности Г.Айзенка и в психологической типологии К.-Г. Юнга.

Обе эти теории послужили концептуальной базой для разработки психодиагностического инструментария. Айзенк разработал ряд личностных опросников, позволяющих определить темперамент человека, измерить уровень экстраверсии-интроверсии и эмоциональной устойчивости. Они широко используются в психодиагностике.

Типология Юнга, развиваемая его последователями, в настоящее время широко используется как за рубежом, так и в отечественной науке.

Она применяется в образовании, бизнес-консультировании, при подборе персонала, создании команд, профориентации, разрешении конфликтов, в личностном и семейном консультировании – для лучшего понимания себя, при выборе спутника жизни, дляулучшение взаимоотношений в семье, в воспитании детей и др. [5, с. 64].

Однако возможности использования данной типологии отчасти ограничиваются проблемой определения типа.

Поскольку одной из четырех пар противоположных признаков в типологии Юнга является пара «экстраверсия-интроверсия», то, казалось бы, для уточнения этого параметра можно использовать личностный опросник Г.Айзенка, который также включает шкалу «экстраверсия-интроверсия».

Однако практика использования этих двух опросников показывает, что нередко люди, относящиеся к интровертированному типу по MBTI, оказываются экстравертами согласно данным опросника Айзенка, и наоборот.

Причины наблюдаемого противоречия могут корениться как в различном понимании данного концепта в указанных теориях, так и быть следствием несовпадения лишь на уровне используемых диагностических систем. С этой целью в данном исследовании был проведен сравнительный анализ понятий «экстраверсияинтроверсия» в работах Г.Айзенка и К.-Г.

Юнга, сформулированы критерии сравнения и описаны выявленные отличия. Было также осуществлено экспериментальное исследование уровня экстраверсииинтроверсии для двух возрастных групп, диагностируемого с использованием личностного опросника Г.

Айзенка (EysenckPersonalityInventory, или ЕРI) и типологического опросника Майерс-Бриггс (MBTI), разработанного на основе типологии К.-Г. Юнга.

В психологической типологии К.-Г. Юнга выделяются 2 пары противоположных функций: мышление-чувство и ощущение-интуиция, каждая из которых может быть интровертированной или экстравертированной.

У каждого человека сильной, осознанной является одна функция из пары, другая же функция данной пары является слабой, бессознательной.

В случае, если наиболее сильной является функция из пары мышление-чувство, человек относится у рациональному типу, если функция из пары ощущение-интуиция – к иррациональному.

Данные характеристики определяют особенности восприятия человека, принятия им решений, его повышенное внимание к тем или иным аспектам внутренней или внешней реальности.

Четыре пары противоположных признаков образуют в рамках данной типологии 16 типов личности. Теория личности Г.Айзенка относится к группе диспозициональных теорий, или теорий черт, описывающих личность на основе набора присущих ей устойчивых характеристик. Г.

Айзенк объединяет группы совместно коррелирующих устойчивых черт в суперчерты, или типы.

Две наиболее существенных супер-черты, согласно Г.Айзенку, – экстраверсия и эмоциональная устойчивость. Их противоположными полюсами являются, соответственно, интроверсия и нейротизм. Сочетание двух ортогональных осей, определяемых этими парами противоположных признаков, дает 4 квадранта, которые соответствуют 4-м темпераментам.

Эмоционально устойчивые экстраверты – это сангвиники, эмоционально устойчивые интроверты – флегматики, эмоционально неустойчивые экстраверты – холерики, а эмоционально неустойчивые интроверты – меланхолики. Анализ концептов «экстраверсии-интроверсии» в теории личности Айзенка и психологической типологии Юнга позволил обнаружить и описать следующие различия.

1. Первый критерий сравнения касается отражения в определении «экстраверсии-интроверсии» теоретических позиций авторов данных теорий.

Юнг являлся представителем аналитической психологии и рассматривал экстраиинтровертированную установки как определенную ориентацию либидо человека – во внешнее либо во внутреннее, субъективное пространство.

Айзенк же, будучи представителем диспозиционального направления, рассматривал экстраи интроверсию как совокупность совместно коррелирующих черт личности: общительности, активности, готовности к риску, импульсивности, экспрессивности, рефлексивности и ответственности.

Читайте также:  Воодушевляющая критика - психология

2. Следующий критерий сравнения – это предпосылки проявления данных признаков у человека. Юнг, как и Айзенк, связывает существование указанных противоположных тенденций с биологическим началом человека.

Однако Юнг полагает, что экстраи интроверсия – это проявление на уровне сознания двух основных стратегий приспособления всего живого к окружающей среде: одна стратегия проявляется через экспансию, повышенную плодовитость при малой обороноспособности, другая – через усиление самосохранения при относительно малой плодовитости.

Юнг полагает, что эти два способа адаптации являются не только аналогией, но и основой наблюдающихся различий между экстравертированным и интровертированным типами [9, с.287-288].

Однако Юнг не склонен связывать эти различия с физиологией, со свойствами нервной системы. Так, в письме к Эрнсту Ханхарту в 1957 году Юнг писал: «Моя типология основана исключительно на психологических предпосылках, которые едва ли совпадают с физиологическими или телесными качествами» [цит. по 4].

Айзенк, в отличие от Юнга, связывает различие между интровертами и экстравертами именно с особенностями свойств нервной системы – с разными уровнями корковой активации. Айзенк полагает, что интроверты стремятся избегать чрезмерной стимуляции, так как их нервная система сильновозбудима.

Экстраверты же малочувствительны к поступающей стимуляции, поэтому активно ищут те ситуации, которые могут их возбудить [7, с.319].

Таким образом, мы можем заключить, что Юнг ищет причины различий между экстраверсией и интроверсией на уровне этиологии, а Айзенк – на уровне нейрофизиологического функционирования организма.

Источник: https://megalektsii.ru/s29291t8.html

Исследование экстраверсии-интроверсии как социально-психологической особенности личности

Исследование экстраверсии-интроверсии как социально-психологической особенности личности

Организация и методика проведения исследования

     Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты  и интроверты. Впервые термин появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы».

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений.

Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного.

    Концепция интроверсии — экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей).

Интроверсия — экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности».

Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии — экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии — экстраверсии у  Юнга, Айзенк дает ей определенную физиологическую интерпретацию.

Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии — экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения.

Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения.

К числу показателей интроверсии — экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности.

  Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией — экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.

В настоящее время понятия интроверсии — экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности).

При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик.

В современной психологии проводятся многочисленные исследования с целью установить связь этих личностных качеств с особенностями психических (в частности, познавательных) процессов, выяснить соотношение значений интроверсии — экстраверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и тому подобное.

      Социально-психологическая невозможность человека жить и развиваться вне общества  требует актуализации основных механизмов и движущих сил, объективной  связи, которая действует между людьми.

Прежде всего, такая взаимосвязь аккумулируется в общении и взаимодействии и через них осуществляется, по замыслу реалии социального бытия.

Речь идет, таким образом, о социально-психологической  природе  личности, ее социально-психологических свойствах, от которых  зависит ее взаимодействие и сосуществование в обществе, и которые  необходимо правильно понимать и учитывать.

Объектом исследования выступает личность.

Предмет исследования — социально-психологические свойства личности.

Цель исследования – исследовать интроверсию-экстраверсию как  социально-психологическое  свойство  личности.

Выдвигались следующие гипотезы, согласно которым:

—  студенты, принимавшие участие в исследовании, в основном будут экстравертами;

—    у студентов  будет преобладать устойчивое эмоциональное состояние.

Участие в исследование приняли 15 студентов четвертого курса МПГУ специальности «социология», в возрасте от 18-22лет.

В исследование применялся метод тестирования, опрашиваемым предлагалось ответить «да» или «нет» на 57 вопросов теста — опросника  Г.Айзенка. Все 57 вопросов  Айзенк поделил на три группы.

24 вопроса выявляют экстраверсию-интроверсию, следующие 24 вопроса связаны с эмоциональной устойчивостью-неустойчивостью, а оставшиеся 9 вопросов определяют, насколько искренне были ответы.

 Анализ результатов проведенного исследования

    Проведенное нами тестирование на определение экстраверсии-интроверсии по тесту-опроснику  Г.Айзенка показало следующие результаты.

Результаты по первой шкале:

Шкала интроверсия-экстраверсия:

       Интроверсия       Экстраверсия
         3 человека          12 человек

По степени преобладания:

    Умеренная      интроверсия Значительная   интроверсия  Умеренная  экстраверсия Значительная  экстраверсия
  2 человека     1человек   10 человек    2 человека

Результаты по второй шкале:

Шкала эмоциональная устойчивость-неустойчивость:

  Эмоциональная устойчивость  Эмоциональная неустойчивость
                     5 человек                    10 человек

По степени преобладания:

    Высокая эмоциональная   устойчивость    Средняя эмоциональная устойчивость    Высокая эмоциональная неустойчивостьОчень высокая эмоциональная неустойчивость
   4 человека    1 человек   7 человек   3 человека

Результаты по третьей шкале:

Шкала искренности-неискренности:

           Искренние ответы          Неискренние ответы
                 13 человек                    2 человека

Общий результат по первым двум шкалам:

Умеренная интроверсия и очень высокая эмоциональная неустойчивость                    2 человека
Значительная экстраверсия и высокая эмоциональная  неустойчивость                    2 человека
Умеренная экстраверсия и высокая эмоциональная неустойчивость                    4 человека
Умеренная экстраверсия и высокая эмоциональная  устойчивость                    4 человека
Умеренная экстраверсия и средняя эмоциональная  устойчивость                    1 человек
Умеренная экстраверсия и очень высокая эмоциональная неустойчивость                    1 человек
Значительная интроверсия и высокая эмоциональная  неустойчивость                      1 человек

Таким образом, первая выдвигаемая нами гипотеза подтверждается, среди опрошенных студентов больше экстравертов (12 человек), чем интровертов (3человека), вторая гипотеза не подтвердилась, среди опрашиваемых студентов преобладает неустойчивое эмоциональное состояние (10 человек).

[1]

: Журнал «Наша психология».

: Электронная библиотека социологии.

Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва,2005. С 210-213.

Источник: http://propsiholog.ru/node/622

Экстраверсия и интроверсия в соционике и психологии

4X_Pro

С дихотомией интроверсия/экстраверсия в соционике на данный момент больше всего путаницы. С одной стороны, это связано с тем, что эта дихотомия по смысловому наполнению более всего отличается от юнговской типологии, от которой произошла соционика.

Если исходить из представления о социотипе как о некотором «информационном фильтре», который позволяет отбирать определенные виды информации из общего потока, то получим следующее: экстраверсия («черный» аспект в базовой функции) — ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия («белый» аспект в базовой) — это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями). В типологии Юнга (которая классифицирует людей не по восприятию информации, а по поведению) же экстраверсия — это ориентированность на внешний мир, а интроверсия — ориентированность на мир внутренний. На первый взгляд, общего почти ничего нет, но тем не менее, для четко выраженных ТИМов соционическая и юнговская экстраверсия совпадают.

Объясняется это может следующим образом. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей.

На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации.

Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую для ее получения предпринимает какие-либо активные действия во внешнем мире. Именно поэтому соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Если сформулировать то же самое более кратко, то получаем следующее:

  1. экстраверты интенсивнее потребляют информацию, чем интроверты;
  2. экстраверты при недостатке информации совершают активные действия по ее поиску во внешнем мире (и тут проявляется экстраверсия по Юнгу);
  3. интроверты при недостатке информации занимаются рассмотрением различных комбинаций и дополнительной переработкой уже накопленной информации, уходя в себя (интроверсия по Юнгу).

Но тут возникает вопрос: почему же это верно только для сильно выраженных ТИМов? Ответ достаточно прост: обладатели сильно выраженных ТИМов большую часть информации получают через блок Эго, который у них используется активнее других блоков, тогда как обладатели слабовыраженных ТИМов активнее пользуются другими блоками (как горизонтальными, так и вертикальными), иными словами, проводят больше времени в других состояниях модели X.

Существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.

Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку — это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии и этики, а интроверсия — сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии и логики. Т.е.

 условно предельным Айзенковским экстравертом является ИЭЭ-«Гексли», а предельным интровертом — ЛСИ-«Максим Горький». Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.

Еще одним заблуждением, тесно связанным с описанной выше разницей понятий экстраверсии/интроверсии в соционике и психологии, являются попытки установить жесткую и однозначную связь между соционическими типами и темпераментами.

Теория темпераментов, используемая в современной психологиии, основывается на понимании экстраверсии/интроверсии по Айзенку, а следовательно, связь с соционической экстраверсией/интроверсией имеет в лучшем случае характер корреляции.

Поэтому делать однозначный вывод о принадлежности человека к одной из четырех групп ТИМов только на основе его темперамента (как это делают некоторые типировщики) некорректно, так как в случае несовпадения у типируемого соционической и айзенковской экстраверсии/интроверсии типирование будет неверным.

Перейти к обсуждению статьи на форуме

Вернуться к списку материалов

Источник: http://typologies.ru/socionics/extra-intro.htm

Полюса темперамента: интроверты и экстраверты

Поделить всех людей на экстравертов и интровертов первым предложил Карл Густав Юнг в своей работе «Психологические типы», опубликованной в 1921 году.

Это разделение впоследствии стало самым известным способом определить «кто есть кто» в этом мире с точки зрения психологии. Из кабинетов психоаналитиков и учёных трактатов оно перекочевало в нашу обыденную жизнь.

С его помощью мы пытаемся понять самих себя и всех окружающих — но при этом редко задумываемся, что оно означает.

Большинство людей уверены, что знают: экстраверты — активные, общительные и открытые люди, а интроверты — более замкнутые, погружённые в себя, чувствительные и робкие. На самом же деле всё немного сложнее. 

Фрагмент картины Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» (между 1493 и 1516 гг.)

Вполне можно быть общительным интровертом или робким и чувствительным экстравертом. Интроверты, как и экстраверты, могут быть активными, творческими, проявлять лидерские черты, но будут делать это по-своему.

Интроверсия и экстраверсия — самое плохо понятое разделение в психологии.

С точки зрения Юнга, экстраверты больше интересуются внешним миром, а интроверты — миром внутренним. Для него это базовые психологические установки, «направления движения либидо» (т. е. жизненной энергии). Психология личности далеко продвинулась со времён Юнга, но и современные исследования подтверждают, что такое разделение действительно существует.

Интроверты меньше интересуются внешними наградами и стимулами, которые придают жизни экстраверта смысл — активным общением, одобрением окружающих, деньгами или славой.

Некоторые исследователи даже предполагают, что вместо слова «интроверсия» лучше использовать качество «беспристрастность» или «отрешённость». Интроверсия определяется как склонность сосредотачиваться на собственной умственной жизни.

Читайте также:  Метод классной доски - психология

Это не значит, что интровертам неинтересны деньги или секс — интересны, просто в меньшей степени.

Но интроверсия вовсе не делает человека робким или необщительным. Робость и повышенная чувствительность к негативным эмоциям зависит не от интровертности, а от другого качества — невротизма. Многие качества, которые часто приписывают интровертам — например, склонность к рефлексии и любовь к порядку — тоже связаны не с интроверсией, а с совершенно иными, независимыми характеристиками.

Ёжик и медведь, иллюстрация Франчески Ярбусовой. 

Главным способом определения личности в современной психологии является так называемая «Большая пятёрка».

Здесь каждого человека можно описать при помощи пяти качеств: экстраверсия, невротизм, открытость опыту, доброжелательность и сознательность/добросовестность. Каждое из этих качеств — не полярное разделение, а спектр.

Это значит, что никто не может быть «чистым» интровертом или экстравертом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в разных ситуациях люди могут проявлять разные стороны своей личности.

От того, в каком месте человек располагается на графе «экстраверсия — интроверсия», никак не зависит, насколько легко он будет испытывать негативные эмоции.

А вот количество положительных эмоций тесно связано с экстраверсией: исследования снова и снова показывают, что экстраверты в целом более счастливы и довольны своей жизнью.

Это не значит, что интроверты более несчастны — они просто спокойнее реагируют на внешние стимулы. 

Эмоции у интровертов и экстравертов отличаются даже физиологически. 

Психолог из Университета Миннесоты Колин Де Янг одним из первых обратил внимание на различия в работе мозга экстравертов и интровертов.

Выяснилось, что у экстравертов активнее работает дофаминовая система вознаграждения, поэтому они нуждаются в постоянной стимуляции извне.

Что для экстраверта — счастье, для интроверта — смерть, поэтому большинство интровертов не любят бывать в шумных компаниях и находиться в центре внимания. Они просто не получают от этого удовольствия.

Иллюстрация Франко Маттичино.

По всей видимости, степень экстравертности — качество, которое во многом передаётся по наследству. Были попытки обнаружить его генетическую основу, но они пока не дали значительных результатов.

Стремление получать новые впечатления, присущее экстравертам, иногда объясняют «геном авантюризма» (аллель 7R гена DRD4). Этот ген определяет чувствительность некоторых групп нейронов к нейромедиатору дофамину.

 

С точки зрения нейробиологии, различия между интровертами и экстравертами — различия в системе вознаграждения.

Как пишет психолог Марти Ольсен Лэйни в книге «Неисправимый интроверт», экстраверты не менее чувствительны к дофамину, поэтому им требуются повышенные порции этого «вещества удовольствия». Для интроверта же удовольствие гораздо раньше превращается в перевозбуждение и утомление. Зато у них активнее работает другой, более «спокойный» нейромедиатор — ацетилхолин.

Различия в работе системы вознаграждения приводят к тому, что интроверты менее склонны к общительности и активному образу жизни. Любой экономист (или просто здравомыслящий человек) легко объяснит вам, почему там, где снижается прибыль, падают инвестиции. Именно так работает и наша психика.

Многие люди считают себя интровертами из-за своей высокой чувствительности.

Если вас задевает любое неловкое замечание, если вы глубоко сопереживаете другим людям и часто нуждаетесь в одиночестве, это может означать, что вы — высокочувствительный человек, но не обязательно интроверт.

Американский психолог Элейн Эйрон, которая впервые описала особенности сверхчувствительной личности, некоторое время полагала, что интровертность и сверхчувствительность — это одно и то же. Но вскоре выяснилось, что 30% сверхчувствительных людей являются экстравертами. 

В целом принято считать, что экстравертов в мире больше, чем интровертов. На самом же деле никакой точной информации об этом у нас нет. Возможно, экстраверты просто всегда находятся на виду. Их легче заметить, они чаще предпочитают большие компании и собираются в группы.

Кроме того, социально адаптированные интроверты легко могут вести себя как экстраверты. Для этого им даже не всегда нужно притворяться. Помимо экстравертов и интровертов есть и амбиверты — люди, которые разделяют черты и тех и других.

В каком-то смысле все мы являемся амбивертами.

Классическая классификация темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, механхолик), которая берёт начало ещё в античности.

В самой известной книге об интровертах Сьюзан Кейн пишет о том, как современная культура стала всё сильнее ориентироваться на идеалы экстравертов. Чтобы добиться успеха, человек должен уметь продавать самого себя, быть активным и общительным энтузиастом. Даже в творческой среде многое зависит от маркетинга. 

На примере Америки она описывает это как переход от культуры характера к культуре личности: именно в этот момент появляются сборники советов и книги по самопомощи, которые обещают читателям, что они научатся производить на других людей правильное впечатление и добиваться выгоды. Интровертам всё это не очень интересно, но они вынуждены приспосабливаться. 

В последнее время можно заметить обратную тенденцию: журналисты и психологи всячески превозносят вдумчивость и чувствительность интровертов. Сьюзан Кейн тоже не удерживается от этого соблазна. Она даже называет интровертов «мыслителями» и пишет: «Если вы сидите во дворе под деревом, в то время как другие чокаются бокалами на террасе, более вероятно, что яблоко упадет на голову именно вам».

Но одна лишь склонность к интроверсии не сделает из вас мыслителя. 

Деление по этому спектру — лишь один из возможных способов определить качества человека. Нет сомнения, что это удобно — разделить всё человечество на два противоположных лагеря.

Но это так же ошибочно (или так же верно), как делить всех людей на лысых и волосатых. Темперамент влияет на наши поступки и во многом определяет наши эмоции, но не нужно преувеличивать его важность.

Следует помнить, что каждый человек гораздо больше и сложнее своего темперамента. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/polyusa-temperamenta-introverty-i-ekstraverty

Интроверсия и экстраверсия

Каждый начинающий психолог, да и простой любитель, увлекшийся изучением психологии окунается в изучение различных типологий. И зачастую первой типологией с которой они сталкиваются становится типология «интроверсия — экстраверсия».

Причем, первоочередное действие начинающего психолога – это попытки типизировать каждого из своего окружения, начиная в первую очередь с себя. Список характеристик несомненно помогает в этом, но только в руках опытного специалиста – практика. Иначе список характеристик может стать причиной обескураживающих ошибок и не верных выводов.

Только поэтому, прежде чем причислять себя и окружающих к тому или иному типу стоит понимать, как правильно делать выводы при установлении отношения к той или иной психологической типологии.

Экстраверсия и интроверсия крупным планом, или немного о самих понятиях и их характеристиках

Скажу прямо, что конкретное отношение к той или иной психологической категории не вполне уместно. Так нельзя все человечество поделить на экстравертов и интровертов.

Карл Густав Юнг и его объемный труд «Психологические типы» положили основу для типологии «интроверсия – экстраверсия». Его трактованною можно посветить целые главы повествования, но понять мы должны одно: сам Юнг говорил, что нет чистых экстравертов и интровертов, что данные типы поведения свойственны каждому из нас и что мы можем достаточно быстро переключаться между ними.

Если внимательно прочесть «Психологические типы», то мы можем заметить, что сам Юнг утверждал: описываемые им типы – это крайние проявления черт, которые в реальной жизни встретить невозможно, или скорее всего не возможно. Он подчеркивал: интроверсия и экстраверсия, описанные в его труде это всего лишь иллюстрации и ярчайшие примеры, встретить которые в жизни не представляется возможным.

Сам психолог указывал, что для точного диагностирования отношения человека к тому или иному типу нужно время для его наблюдения. Необходимо провести не только диагностику, но и озаботится статистическим анализом на протяжении довольно длительного времени.

При этом он указывал на возможность погрешности в выводах, так как люди в большинстве своем предпочитают делать выбор в отношении экстравертного типа реагирования, как более приемлемого для социальной адаптации типа реагирования на жизненные ситуации.

Кроме того, сама диагностика может быть осложнена способностью человека проявлять качества то экстраверта, то интроверта.

Следовательно, сами понятия интроверт или экстраверт не могут быть конкретизированы, а могут быть диагностированы всего лишь как предрасположенности к тому или иному типу реагирования, их выраженность в каждой конкретной ситуации можно определить, как более или менее выраженные.

Проявления типов интроверт – экстраверт на практике

Стоит отметить, что большинство из нас все же находятся скорее всего где-то на условной середине типологии. Конечно, мы можем тяготеть к экстравертам или интровертам, но реагировать во всех случаях характерно одному какому-то типу мы все же не можем. В каждом из нас есть чуточку от интровертов и чуточку от экстравертов.

Зачем типировать окружающих или в чем плюсы диагностики?

Диагностирование и типирование позволяют очень быстро понять поведение человека, уяснить механизмы его реагирования и установить взаимосвязи «черты характера – способы реагирования» еще до момента возникновения конкретных ситуаций. Скорость – вот основное преимущество типирования.

Очевидные минусы или как избежать ошибок при взаимодействии с людьми.
Не стоит обольщаться, что изучив способы типирования и освоив данную практику вы будите «видеть» человека «на сквозь», что очень облегчит ваше взаимодействие с ним. Это вряд ли возможно.

Каждый человек уникален, в каждом из нас намешаны черты характера, не укладывающиеся в определенные типы, кроме того психологический тип – система неустойчивая и очень изменчивая. Так явный экстраверт может замкнуться в себе и пожелать одиночества на длительное время, а интроверт вдруг откроет в себе необходимость всегда находится в гуще событий.

Все очень индивидуально и все может быть изменено под грузом проблем и значимых для личности событий. Так что не стоит увлекаться и загонять окружающих в строгие рамки того или иного типа. Нужно видеть человека, а не его психологический тип.

Нужно стремится разгадать в интроверте немного экстраверта, а не упрощать свою задачу определением его в конкретный психологический класс.

Не стоит стремится подогнать каждого конкретного человека к тому или иному типу, такое увлечение может исказить реальное положение дел, могут наложить отпечаток на ваше восприятие человека и тем самым окажут медвежью услугу: вы не только ошибетесь в своих предположениях, вы не сможете дать человеку необходимую ему, а главное полезную для него информацию.

Стоит помнить, что хотя и любой способ типирования обещает вам легкое налаживание коммуникации с окружающими при помощи выполнения конкретных советов по взаимодействию с тем или иным психологическим типом, на деле все намного сложнее.

Людей с ярко выраженным тем или иным типом нет. А значит и не может быть сколь-нибудь полезных советов в отношении успешного взаимодействия.

На практике типирование помогает лишь лучше понять человека, а вот способы успешного взаимодействия с ним вам все же придется опробовать на практике.

тэги: о психологии, популярная психология

Источник: http://anima-vita.ru/2015/05/introversija-i-jekstraversija/

Ссылка на основную публикацию