Диагностика потребности в самосовершенствовании — психология

Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н.Бережнова)

Шкалы: уровень стремления к саморазвитию, самооценка личностью своих качеств, оценка проекта педагогической поддержки

Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Тест «Рефлексия на саморазвитие» включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый.

Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).

Инструкция к тесту

Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, b или c.

Тестовый материал

  1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.
    1. целеустремленный;
    2. трудолюбивый;
    3. дисциплинированный.

  2. За что вас ценят коллеги?
    1. за то, что я ответственный;
    2. за то, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;
    3. за то, что я эрудированный, интересный собеседник.

  3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?
    1. думаю, что это пустая трата времени;
    2. глубоко не вникал в проблему;
    3. положительно, активно включаюсь в проект.

  4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?
    1. недостаточно времени;
    2. нет подходящей литературы и условий;
    3. не хватает силы воли и упорства.

  5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?
    1. не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;
    2. имея большой опыт, затруднений не испытываю;
    3. точно не знаю.
  6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

    1. требовательный;
    2. настойчивый;
    3. снисходительный.
  7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

    1. решительный;
    2. сообразительный;
    3. любознательный,
  8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?
    1. генератор идей;
    2. критик;
    3. организатор.
  9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.

    1. сила воли;
    2. упорство;
    3. обязательность.
  10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?
    1. занимаюсь любимым делом;
    2. читаю;
    3. провожу время с друзьями.
  11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
    1. методические знания;
    2. теоретические знания;
    3. инновационная педагогическая деятельность.
  12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?
    1. если бы работал так, как и прежде;
    2. считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;
    3. не знаю.
  13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?
    1. справедливым;
    2. доброжелательным;
    3. отзывчивым.
  14. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

ВопросОценочные баллы ответовВопросОценочные баллы ответов1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

16

8

17

9

18

а – 3; b – 2; c – 1а – 2; b – 3; c – 1
а – 2; b – 1; c – 3а – 1; b – 2; c – 3
а – 1; b – 2; c – 3а – 1; b – 3; c – 2
а – 3; b – 2; c – 1а – 3; b – 2; c – 1
а – 2; b – 3; c – 1а – 1; b – 3; c – 2
а – 3; b – 2; c – 1а – 1; b – 3; c – 2
а – 2; b – 3; c – 1а – 3; b – 2; c – 1
а – 3; b – 2; c -1а – 2; b – 1; c – 3
а – 2; b – 3; c – 1а – 2; b – 3; c – 1

Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:

Суммарное число балловУровень стремления к саморазвитию
18-24Очень низкий
25-29Низкий
30-34Ниже среднего
35-39Средний
40-44Выше среднего
45-49Высокий
50-54Очень высокий

Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

Суммарное число балловСамооценка личностью своих качеств
18-17Очень высокая
16-15Завышенная
14-11Нормальная
11-9Заниженная
8-7Низкая
6Очень низкая

Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3, 5,8, 12, 17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

Суммарное число балловОценка проекта педагогической поддержки
15-14Как возможности профессиональной самореализации.
13-11Как необходимого и достаточного для самореализации.
10-9Скорее как перспективного для самореализации.
7-6Неопределенная оценка, скорее как неперспективного для самореализации.
5Как недостойного внимания в плане самореализации.

Источник: https://vsetesti.ru/192/

Online Test Pad

Все вопросы, которые рассматриваются в  тесте, относятся к теме: «Опасность пожаров».

Пройти тест

Данный тест поможет Вам грамотно дать оценку своему поведению и эмоциональному состоянию. Понять Что все хорошо или есть повод задуматься?

Пройти тест

Тест по предмету История для 10 класса по теме История России > Россия в первой четверти XVIII века. Петр I. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тест по предмету Химия для подготовки к ОГЭ по теме 5 задание. Простые и сложные вещества. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тест по предмету Алгебра для 8 класса по теме КВАДРАТНЫЕ КОРНИ > Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тест по предмету Алгебра для 11 класса по теме Комбинаторика > Сочетания без повторений и бином Ньютона. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

В тесте будут представлены 14 вопросов заданий типа В10.2.    

Пройти тест

Тесты из учебника 6-го класса на тему «Вирусы и антивирусные программы»из раздела Проверь себя! В тесте 5 вопросов. Следует найти один правильный ответ из предложенных 4-х вариантов.

Пройти тестТест складений для 3 класу з природознавства до теми «Рослини».Пройти тест

Тест направлен на проверку умения употреблять модальные глаголы в различных речевых ситуациях.

Пройти тест

Тестовый тренажер для проверки и самопроверки уровня усвоения учащимися соответствующей темы курса «География: Региональный обзор мира» при индивидуальном тестовом опросе.

Пройти тест

Тест по предмету Химия для 9 класса по теме Отработка вычислительных навыков. Решение расчётных задач > Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно вещество взято в избытке. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Тест предназначен для изучения темы «Транспорт мира» 
В тесте изложены все основные понятия темы. Текс внимательно читается и заполняются пропуски в тексте.

Пройти тест

Тест ориентирован на проверку знаний и умений по теме «Средства речевой выразительности»

Пройти тест

Читайте также:  Долг - психология

Тест по предмету Окружающий мир для 2 класса по теме . В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

И́мпульс (коли́чество движе́ния) — векторная физическая величина, являющаяся мерой механического движения тела. В классической механике импульс тела равен произведению массы этого тела на его скорость , направление импульса совпадает с направлением вектора скорости

Пройти тест

Тест по предмету Биология для подготовки к ЕГЭ по теме 1 задание. Биология как наука. В тесте содержатся не более 10 вопросов, которые отбираются случайным образом.

Пройти тест

Данный тест по грамматике английского языка для начинающих,представляет собой хороший тренажер использования глагола to be.

Пройти тест

Источник: https://onlinetestpad.com/ru/test/2777-diagnostika-potrebnosti-v-samorealizacii

Психология саморазвития: методы, этапы и советы

Психология саморазвития — непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.

Саморазвиваться, — значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Психология саморазвития — это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.

Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.

Основные психические процессы:

  • память;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • внимание;
  • воображение;
  • речь.

Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек.

Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.

Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.

Развитие в себе личности – это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.

Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.

Психология саморазвития

Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.

Главным врагом развития личности может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.

Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.

Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.

Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?

Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему внутреннего счастья личности в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.

1. Мотивация

Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.

2. Результат

На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.

3. План саморазвития

Правильно составленный план станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни — вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.

4. Идейность и восприятие

Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.

Основные этапы самосовершенствования личности

Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.

Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему.

Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.

Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта. ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.

Читайте также:  Имидж взрослого человека - психология

Советы специалистов: путь к саморазвитию

Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.

Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.

Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.

Меньше времени на сон

Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены.

Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня.

Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.

Любимое утро

Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле — не уснуть!

Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.

Расставляем приоритеты

У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.

Позитивные мысли

Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.

Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации.

У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать.

Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.

Улыбка

Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.

Проектирование

В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.

Вывод

Психология саморазвития лежит в основе любого человеческого свершения, будь то гениальное открытие или введение нового стиля в живописи или музыке, значения не имеет, главное — возможность реализовать себя как личность, которая смогла оставить след, а не забыться в архивах под порядковым номером.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/samorazvitie/551.html

Самосовершенствование психолога. Статья. Поиск своего призвания. Самопознание.ру

В Психологическом словаре понятия «самосовершенствование» почему-то нет. Есть самовыражение, самоконтроль, самосознание, саморегуляция, самоуничежение и даже самоубийство. Всего в словаре 53 понятия «само…».

Наиболее близким по смыслу, по моему мнению, есть понятие саморазвитие. Это рост Я, движение к эмоциональной и когнитивной деятельности. Также интересен мне показался следующий аспект. Прежде, чем человек приступит к самосовершенствованию, он должен самоопределиться.

Из словаря социологии: Самоопределение (англ.

self-determination) — процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы…

Занимая определённую позицию, предвосхищая своё будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми.

Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности.

Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием.

Вообще, можно выделить два основных направления («вектора») профессионального самосовершенствования психолога:

  1. Постоянное улучшение своей работы, что, в свою очередь, предполагает:
    • решение проблем клиентов (в идеале — формирование у клиентов готовности к самостоятельному решению своих проблем);
    • разработку новых методов работы;
    • формирование в самом себе готовности к решению всё более и более сложных (и интересных) психологических проблем, то есть развитие себя как профессионала и т.п.
  2. Личностное развитие и саморазвитие в профессии.

Сама профессиональная деятельность понимается тут как одно из важных условий реализации и развития лучших творческих возможностей человека. При этом профессия «психолог» даёт для этого особые возможности и перспективы, и не использовать их глупо.

На высших уровнях своего проявления и профессиональная, и жизненная, и личностная линии развития взаимопроникают и дополняют друг друга.

Развитие субъекта профессионального самоопределения, в данном случае — психолога-профессионала, неизбежно проходит через кризисы, которые ещё предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания.

Поскольку кризисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирования субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситуации.

И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые «качества»), сколько морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

В связи с этим возникают даже несколько парадоксальные ситуации:

Первая такая ситуация связана с часто возникающей необходимостью психолога сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развившимся) представлениям о счастьи и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении и в психологии карьеры требование всегда учитывать желания самоопределяющегося человека.

Другая ситуация связана с необходимостью отказываться от учёта имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей.

Поскольку способности не только меняются сами в ходе развития самоопределяющегося человека, но и изменяются им самим (или с помощью своих друзей и преподавателей) произвольно, то традиционное «могу» также ставится под сомнение.

Если мы основываемся в своих рассуждениях на «морально-волевую» составляющую субъектности, то должны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся способностей («могу») в результате волевых усилий развивающегося субъекта профессионального самоопределения.

Сомнения вызывает и традиционно выделяемое в профессиональном самоопределении «надо», то есть учёт потребности общества («рынка труда») в данной профессии в том, какой она «должна быть».

Читайте также:  Личностные тренинги для корпоративных клиентов - психология

Неясно, кто определяет это «надо», и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами.

Но можно предположить, что развитый субъект самоопределения должен самостоятельно определять, что является «должным» и «сущностным» как для своего собственного развития, так и для развития общества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка труда» и имеющиеся общественные предрассудки. Всё это также предполагает у психолога (а также и у самоопределяющегося студента) развитую волю, то есть его готовность самостоятельно ориентироваться в общественных процессах, преодолевая стереотипы общественного сознания.

Что касается студентов-психологов, то процесс активизации размышлений над вышеописанными проблемами предполагает особое участие в этом преподавателей и научных руководителей, однако студенту-психологу необходимо прежде всего самому ставить перед собой подобные вопросы и пытаться искать на них ответы.

Если же студент находит среди преподавателей настоящего учителя, то между ними могут возникать интересные диалоги. При этом поначалу инициатива может исходить от преподавателя, который фактически превращается в профконсультанта, помогающего будущему психологу выстраивать перспективы своего профессионального и личностного развития.

Такая помощь преподавателя-консультанта (или научного руководителя) предполагает у него развитую профессиональную этику, то есть сведение к минимуму манипуляцию сознанием студента. Но реально вообще отказаться от манипуляции невозможно, например, немало ситуаций, когда «разочаровавшийся» во всём и вся студент-психолог просто неопытен или находится в состоянии аффекта.

В этих и подобных случаях определённая ответственность за принятие решений ложится на научного руководителя, и тогда неизбежными становятся «субъект-объектные» отношения между ним и студентом.

Но и здесь возникает парадоксальная ситуация: преподаватель-профконсультант может и не занимать активную позицию в своей работе, то есть он может отказаться от права быть полноценным субъектом своей профессиональной деятельности. На практике это не только возможно, но часто и делается.

Естественно, всё сказанное относится и к самому самоопределяющемуся студенту-психологу (тем более, что преподаватели и научные руководители, действительно, формально «не обязаны» выступать в роли таких «помощников» и «профконсультантов»). В немалой степени студент-психолог сам должен выступить по отношению к своим проблемам в роли такого «самому-себе-профконсультанта». Очень важно при этом быть готовым к преодолению внутреннего кризиса учебной деятельности.

Суть этого кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе противоречии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса — осознание этих противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами.

Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются самоопределяющимся человеком (студентом или молодым психологом), а также осознаются всеми, кто стремится помочь психологу в его профессиональном становлении, тем в большей степени они становятся управляемыми.

Кратко можно обозначить следующие варианты противоречий самоопределяющейся личности:

  1. Противоречие между половым и социальным развитием человека (по Л.С. Выговскому).
  2. Противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б.Г. Ананьеву).
  3. Противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л.И. Божович, А.Н. Леонтьеву).
  4. Проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи).
  5. Кризисы идентичности (по Э. Эриксону).
  6. Кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К. Роджерсу).
  7. Кризис между ориентацией на общепринятый «жизненный успех» и ориентацией на поиск уникального и неповторимого пути самосовершенствания (по А. Маслоу, В. Франклу, Э. Фромму, Ортеге-и-Гассетуащр).
  8. Кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б.Д. Эльконину).
  9. Кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е, А. Климову) и др.

Можно выстроить один из возможных вариантов «пространства» профессионального и личностного самоопределения, где условно выделяются следующие «координаты»:

  1. По вертикали — линия ориентации самоопределяющегося человека (психолога) на «альтруизм» или на «эгоизм»;
  2. По горизонтали — линия ориентации на «нормы обыденного сознания» (когда счастье и профессиональный «успех» выстраиваются но «готовому образцу») или ориентация на «уникальность» и «самобытность» (когда человек стремится прожить неповторимую и неповторяемую профессиональную жизнь).

Также можно обозначить разные линии профессионального развития, например, воспользоваться традиционно выделяемыми в профессиональном самоопределении профессиональные намерения («хочу»), профессиональные возможности («могу») и осознание потребности в данной профессиональной деятельности со стороны общества или объективной потребности для себя лично («надо»). Тут речь всё-таки идёт о развивающихся и меняющихся «хочу», «могу» и «надо», а не о стабильных образованиях.

Ecть некоторое противоречие (рассогласование) в направленности «хочу» (больше ориентированной на «альтруизм»), с одной стороны, и, с другой стороны, «могу» и «надо», больше ориентированных на «уникальность», которая не всегда может соотноситься с «альтруистической» ориентацией (в этом примере ориентация на «уникальность» как бы «разрывается» между альтруистической и эгоистической ориентациями, что уже может породить некоторый внутренний конфликт). Кроме того, есть некоторое несоответствие самой величины векторов «могу» и «надо» (в этом примере «надо» имеет более выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ранее, рассогласованность «хочу», «могу» и «надо» неизбежно требует их коррекции и развития, а не просто «учёта» при планировании своих перспектив, как это делается в традиционных профориентационных подходах.

Грамотный и творческий психолог должен постоянно искать всё новые пути и варианты «пространств», отбирая для себя лишь самые подходящие направления своего развития. Эти направления также должны быть соотносимы с достойными целями и идеями.

Часто дают такое определение коучингу: «Коучинг — это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так.
Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков — это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытыми. Используются с целью… Читать дальше

Что это?

Многие считают, что концепции. Хотя всегда сомнительно, когда в слова и концепции облекают что-то о большем… Так часто возникают Учения. Так возникает поклонение. Так возникают целые школы и общины. Учителя и Ученики. И всё это — лишь часть, всего лишь заменитель.

И всё то, что я буду… Читать дальше

Чтобы определить свой тип личности, можно обратиться к профессиональным тестам, которые были созданы специально для этой цели, а можно ещё… просто вспомнить детство.

Ведь именно тогда мы часто действительно настоящие, ещё с минимальным набором социальных норм и правил и с бооольшими планами на будущее!… Читать дальше

Техника «Шестишаговый рефрейминг» — одна из самых известных и интересных техник НЛП.

Это универсальная техника для создания вариантов более эффективного поведения.

Автором этой техники является Джон Гриндер. Этот паттерн Джон нашёл, как и всё гениальное, совершенно случайно. Сильно заболев во время… Читать дальше

Часто начинающий специалист в области психологического консультирования сталкивается с кризисами и бесчисленными переживаниями, как начать и как не «навредить». Мне бы хотелось в этой статье развеять самые распространённые мифы и описать несколько кризисов, которые тормозят развитие и углубление понимания… Читать дальше

Очень часто путают понятия психолог, психиатр, психотерапевт. В результате, некоторые упорно называют психологические технологии психиатрией, а психиатрическое лечение психотерапией (ну терапия же, а что?).Давайте попробуем разобраться с данными понятиями.

Психиатр — это врач, имеющий высшее медицинское… Читать дальше

В народе бытует мнение, что психологи — они все немного «шибанутые». Приветливые такие, общительные, но как будто бы слегка не в себе. И это такое устойчивое мнение, странно даже возражать. Да и не буду. Лучше попытаюсь объяснить, что это за фрукты такие — психологи (психотерапевты). И почему им так… Читать дальше

В наше время существует много профессий, призванных помогать людям. Это психотерапевты, психологи, коучи, социальные работники. У всех разные функции и методы работы. Но психодинамические процессы любых подобных отношений могут быть универсальными.

Никто не способен познать своё бессознательное самостоятельно… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/samosovershenstvovanie_psihologa/

Ссылка на основную публикацию