Имидж взрослого человека — психология

Психология имиджа

Психология имиджа как направление науки возникло в ХХ веке. В современном мире психология имиджа нашла практическое применение в деловой и политической сферах, а также в шоу-бизнесе.

Психология имиджа – достаточно новое направление в науке о человеке, теоретические разработки которого стали активно появляться только в ХХ веке.

Имидж – это искусственно создаваемый образ, «ореол»,  формируемый в индивидуальном или общественном сознании методами психологического воздействия или средствами массовой коммуникации.

В современном мире психология имиджа  широко используется в деловой, политической и культурно-массовой сферах.

Психология имиджа в политике

Психология как наука о человеке помогает создать положительный имидж политика. Правильно созданный образ – залог успешной карьеры. Как правило,  в его создании участвует целая команда имиджмейкеров.  В формировании политического образа участвуют следующие основные факторы:

  • личность кандидата и его биография, его индивидуальная легенда. Очень часто биография корректируется имиджмейкерами. Некоторые факты искажаются или умалчиваются, а некоторые – искусственно подчеркиваются;
  • внешний вид. Аккуратный, подтянутый и уверенный в своих силах лидер – вот образ идеального политика;
  • состав команды поддержки. Дружная и профессиональная команда кандидата поддерживает положительный образ;
  • политическая программа должна соответствовать ожиданиям людей.

Психология в деловой сфере

Знание основ психологии поможет в создании положительного делового имиджа. При выборе сотрудника работодатель прежде всего оценивает следующие качества соискателя:

  • профессиональная компетентность;
  • открытость и доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • умение управлять различными психологическими типами;
  • дистанционирование в деловом общении;
  • энергичность;
  • умение располагать к себе.

Грамотно подобранный имидж подчеркивает эти качества, чем многократно увеличивает шансы на построение успешной карьеры.

Психология имиджа в современном шоу-бизнесе

Психология имиджа как психология некоего образа широко применяется в современном шоу-бизнесе. Разработкой имиджа артиста занимаются целые пиар-компании.

При помощи тщательно продуманных и хорошо выполненных пиар-акций возможно  как успешное продвижение, так и полное уничтожение объекта.

Имидж, поддерживаемый вокруг личности, создается с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.

Психология образа зачастую подразумевает имидж как абстрактный от личности-носителя ореол, включающий в себя идеальные и реальные черты, проекцию чувств, значимых для  других  на текущий момент.

Следовательно, имидж – это образ постоянно меняющийся, не «застывший».

Яркий, выделяющийся на основном фоне, умеющий привлекать и удерживать всеобщее внимание, зачастую скандальный и не во всем положительный лидер – такова психология самоподачи современного артиста.

Конкретной целью применения психологии имиджа во всех областях деятельности человека (политической, деловой или развлекательной индустрии)  является достижение успеха.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-imidzha.html

Жажда — ничто, имидж — всё! Что такое имидж человека и какова его значимость в современном мире

Имидж человека- это впечатление, образ, который он создает в глазах других людей. Имидж – это  визитная карточка человека, создаваемая им для других, это наше публичное “я”.

Понятие «имидж» происходит от английского слова «image» — «образ», «представление», и очень точно отображает его значение. Имидж — это не то, кем человек является на самом деле, не сумма  его настоящих личностных качеств, а образ, картинка, которая создается в восприятии этого человека у окружающих его людей. Как правило, имидж человека разительно отличается от самой личности.

В последнее время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значение. И это понятно, ведь та часть нас, которую мы демонстрируем и выставляем напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть нашего окружения. Поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа, есть залогом успеха многих мероприятий.

Понятно, что проблема создания имиджа особенно важна и актуальна для людей определенного рода деятельности, например для политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса.

Потому что чем шире круг людей, с которыми человеку приходится иметь дело, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление которое складывается о нем.

НО, тем не менее, имидж важен для любого человека.

Имидж человека складывается из нескольких составляющих:

Внешний имидж человека — одежда, прическа, аксессуары и иные атрибуты (тату, пирсинг…), которые многое могут сказать о вас. Одежда должна сказать за вас пару слов, прежде чем вы откроете рот.

Так же следует уделять внимание вопросам личной гигиены – чистые, подстриженные ногти; отсутствие перхоти на голове; свежий запах изо рта; гладко выбритое лицо (если вы мужчина) и подобающий макияж (если вы женщина) и т.д. Внешний вид человека в первую очередь сказывается на его имидже.

Постоянно заботьтесь о себе и о своем имидже, всегда помните, какое впечатление вы производите на людей.

[ad#Реклама в текст поста]Мимический имидж человека — мимика, выражение лица, улыбка. Ничто не отражает так чувства души человека, как его мимика (в чертах лица) и взгляд. Поэтому необходимо знать, в какой степени вы владеет мимикой, насколько она выражает то, что вы хотите продемонстрировать.

Изучите свое лицо, узнайте, что происходит с губами, бровями и лбом, когда вы произносите разнообразные по эмоциональности (доброжелательные, смешные, веселые, печальные, трагические, презрительные и т.п.) фразы. Следите, за тем как изменяется мимика, передает ли она соответствующие фразам эмоции. В этом вам поможет зеркало.

Кинетический имидж человека – походка и осанка, движения и жесты. Люди, идущие с напыщенным видом, шагающие вприпрыжку или сутулясь, люди с шаркающей походкой, производят отрицательное впечатление.

Так же, вы можете произвести неблагоприятное впечатление, если сидите в кресле, скукожившись, или закинув ногу через подлокотник, ну или еще в какой-нибудь неподобающей позе. Избегайте чрезмерностей и излишеств. Ходите и сидите прямо, без напряжения.

Если ваша походка и осанка далека от идеала, займитесь спортом, это поможет.

Вербальный имидж человека выражается в голосе, в манере говорить, в стиле и оборотах речи, которые употребляет человек, в словарном запасе (одну и ту же мысль до собеседника можно донести разными словами).

От выбора интонации и правильного слова зависит сила воздействия: используйте преимущественно слова, которые подчеркивают вашу надежность и добросовестность, подчеркивайте голосом важнейшие для вас слова (внезапное повышение или понижение хорошо выделяет отдельное слово или целую фразу).

Ваша речь должна быть обоснованной, логичной и убедительной, она должна способствовать размышлению.

Ментальный имидж человека – мировоззрение, принципы, этические установки, религиозные убеждения, социальные стереотипы. Людей  можно разделить на материалистов и идеалистов, созидателей и разрушителей, оптимистов и пессимистов, ожидающих чуда и неверующих, верящих в силу денег или в силу отношений и т.д.

Фоновый имидж человека – сведения, получаемые о человеке из определенных источников (например, из СМИ, от знакомых, партнеров, клиентов и т.д.), это «молва», которая бежит впереди вас. Получается так — сначала вы работаете на имидж, а потом имидж на вас.

Вещественный имидж человека — это и автомобиль, на котором вы ездите,  и кровать, на которой вы спите, и посуда из которой едите.

Это и то как выглядит сам дом, обстановка в нем — родовые ценности, семейные альбомы, книги, фильмы, картины на стенах.  Все это рассказывает о вашем настоящем образе.

 Поэтому, подумайте, прежде чем приглашать гостей в дом, может ли ваше  жилище, как-то изменить (испортить, улучшить или закрепить) тот имидж, который вы уже создали.

Очень важно! Все составляющие, имиджа, должны быть согласованы между собой!

Что еще надо знать о формировании имиджа

Имидж человека, как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть  готовым продемонстрировать созданный образ.

Не смотря на то, что первое впечатление самое важное, практика показывает, что мы можем изменить отношение окружающих, меняя некоторые составляющие своего имиджа, относящиеся именно к первому впечатлению — например, рукопожатие.

Стремиться, именно быть, а не только казаться – важная составляющая формирования имиджа — овладение всеми вышеперечисленными элементами имиджа, а не только их демонстрирование.

Имидж, который человек сам создает, либо помогает ему развить и укрепить успех в межличностных отношениях либо тормозит его в этом развитии. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы он не был спонтанным и случайным, а был осознанным и продуманным.

Видео на тему – «Формирование имиджа человека»

Источник: https://constructorus.ru/uspex/imidzh-cheloveka.html

Психология имиджа, статья К. Богомолова

Константин Богомолов,

имидж-дизайнер и аналитик моды,

руководитель Bogomolov’ Image School,

Рига, Латвия

www.bogomolov.lv

Психология имиджа. Поиск мотива

Статья опубликована в журнале «Les Nouvelles Esthetiques», 2009 

В работе над имиджем клиента стилисту приходится учитывать не только внешние данные, но и психологические особенности. Понять их значительно сложнее, чем определить, например, пропорции фигуры.

Без определенной подготовки здесь не обойтись, однако это не значит, что всем стилистам нужно переквалифицироваться в психоаналитиков.

Хочу предложить вниманию специалистов свой вариант психологического подхода к имидж-дизайну, разработанный на основе практического опыта индивидуальной работы с клиентами.

В поисках себя

Как правило, в возрасте 13—14 лет подросток делает первые попытки к самовыражению посредством создания своего собственного имиджа. Речь идет не только о длине юбки, фасоне брюк или модели прически, но и о манере поведения, о том, как он преподносит себя окружающим.

Нелегкие поиски своего стиля методом проб и ошибок дают результат к 20—25 годам: к этому времени эмоциональное, психологическое и физическое формирование личности практически заканчивается. Однако имидж не есть что-то окончательно определившееся раз и навсегда.

Иногда жизненные обстоятельства (смена профессии, должности и т. п.) складываются так, что человеку приходится задуматься о смене имиджа. Тут метод проб и ошибок уже не подходит: во взрослом мире цена такой ошибки может быть слишком велика.

В такой момент люди нередко обращаются к стилистам и имидж-дизайнерам.

Специалисту следует помнить, что стильный имидж — это не только гармония элементов костюма и удачное их сочетание с внешностью клиента. Имидж должен быть социально и психологически обоснован, в противном случае человек никогда не будет по-настоящему стильно выглядеть и комфортно себя чувствовать.

Работа стилиста с клиентом в некотором роде напоминает работу врача, который ставит пациенту диагноз и назначает лечение: даже принцип работы у них одинаков — «Не навреди!».

На что же стилист должен в первую очередь обратить внимание? Каков критерий того, что разработанный им имидж будет психологически комфортен для клиента? Ответ прост — необходимо выявить психологические мотивы, лежащие в основе поступков клиента, в том числе в смене имиджа.

Психологический мотив — это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, другими словами, это ответ на вопрос «зачем?». Но при этом мотив только определяет целенаправленный характер действий, не следует путать его со стимулом.

Стимул (в переводе с древнегреческого — «палка») — это ответ на вопрос «почему?». Это внешние обстоятельства, заставляющие человека совершать определенные поступки. Но то, как человек в этих обстоятельствах себя поведет, зависит от мотивов, которыми он руководствуется.

Например, когда на улице холодает, все надевают теплые вещи. Однако кто-то наденет позапрошлогоднюю куртку и под нее — две кофты («как-нибудь перезимуем»), а кто-то купит шубу в кредит («лопни, но держи фасон»).

Холод — это стимул, толкающий всех на один и тот же поступок, но благодаря различным мотивам, люди в результате выглядят по-разному.

Если задуматься о том, какие именно мотивы движут нами при выборе своего стиля, манеры одеваться и вести себя, то может показаться, что этих мотивов множество. Но, на мой взгляд, все эти многочисленные причины можно разделить на четыре группы.

Люблю практичность

Мотивы, относящиеся к первой группе, наиболее просты и очевидны. Их можно объединить одним словом — «функциональность». Они определяют выбор имиджа с позиций практичности, комфортности и экономии. Эти мотивы людям подсказывает сама природа, потому что в их основе лежит инстинкт самосохранения.

В экстремальных обстоятельствах именно функциональность диктует нам, как одеваться и как себя вести.

Здесь не нужны советы стилиста, потому что каждый и так знает, что в горах необходим теплый пуховик, под водой — прорезиненный костюм аквалангиста, надетый на шерстяное белье, а при прыжках с парашютом — прочный комбинезон.

Однако сегодня большинство из нас живет в достаточно комфортных условиях, а потому функциональные мотивы нередко уходят на задний план: мы часто жертвуем удобством ради красоты и элегантности. Но представим себе человека, у которого функциональные мотивы выходят на первое место в обыденной жизни. Основными критериями при выборе имиджа для него становятся удобство, комфорт, дешевизна.

Как при этом, скажем, будет выглядеть женщина? Немаркий серый свитер, ботинки без каблука, удобные джинсы и убранные в хвост волосы, позволяющие не заботиться о прическе — в общем, то, что принято называть «имиджем домохозяйки». Причем функциональные мотивы не обязательно объясняются наличием финансовых проблем — часто они движут женщинами, увлеченными бытом, воспитанием детей и т. д.

В еще большей степени функциональная мотивация распространена среди мужчин, которым, как известно, свойственно концентрироваться на одной идее, не замечая при этом ничего вокруг. Если мужчина с головой погружен в творчество или бизнес, то при формировании своего имиджа он, прежде всего, будет исходить из соображений удобства и практичности.

И еще одно важное наблюдение: люди, руководствующиеся при выборе имиджа исключительно функциональными мотивами, никогда не становятся клиентами стилистов. Им это просто не нужно. До тех пор, конечно, пока унылый имидж не начнет мешать их карьере или личной жизни — но тогда у них появляется совсем другая мотивация.

Карьера прежде всего

Вторую группу мотивов можно обозначить как «социальные знаки». В них тоже довольно легко ориентироваться, так как они не связаны с внутренним миром человека, с его установками, страхами и комплексами. Эти мотивы определяют выбор имиджа при сознательном стремлении личности донести до окружающих информацию о своем социальном статусе (действительном или мнимом).

В качестве примера я предлагаю вспомнить облик бизнесмена на постсоветском пространстве в начале 90-х годов: малиновый пиджак с золотыми пуговицами, черные брюки, белые носки, золотая печатка на пальце и бритый затылок.

Сегодня этот имидж кажется карикатурным, однако не торопитесь объяснять его вульгарным вкусом и зигзагами моды.

Читайте также:  Творческий поток - психология

Как ни парадоксально, именно этот вариант идеально отображал социальные знаки, которые коммерсант должен был подавать окружающим в период первоначального развития бизнеса: «Я крут, я поднялся, играй по моим правилам и ты поднимешься вместе со мной, а если не хочешь — я тебя закопаю!».

Прошло десять лет, и никто из тех бизнесменов 90-х годов не носит сегодня малиновый пиджак. Теперь у каждого из них — безупречный серый костюм, черные полуботинки и сере носки, неброский стильный галстук, аккуратная прическа и маникюр. И это также нельзя объяснить одной лишь модой.

Сегодня, чтобы произвести хорошее впечатление на своих коллег, потенциальных партнеров или клиентов, предпринимателю нужно подавать другие сигналы: «Я европейский бизнесмен, я преуспеваю, у меня чистый бизнес, со мной можно иметь дело» (хотя в реальности человек может не многим отличаться от себя образца десятилетней давности).

Люди, руководствующиеся при создании имиджа социально-знаковыми мотивами, нередко прибегают к помощи профессиональных стилистов. В большинстве совеем эти клиенты — мужчины.

Но было бы заблуждением полагать, что для успешной работы с ними достаточно лишь соблюдать требования этикета. Вот пример из моей практики: ко мне обратился владелец дизайнерской фирмы, имеющий типичную социально-знаковую мотивацию.

Однако заказ при этом был сформулирован примерно так: «Мне нужен не стандартный деловой имидж „по протоколу“, но и не образ богемного художника. Я хочу выглядеть как бизнесмен, но при этом должно быть понятно, что я продаю дизайнерский продукт, а не стройматериалы».

Нам удалось решить эту проблему, сохранив элегантную основу образа и внеся в него оттенок артистической небрежности в стиле Armani.

Впрочем, клиент, который так четко формулирует свои пожелания — большая редкость. В большинстве случаев посетители приходят со стандартной фразой: «Хочу что-нибудь изменить». В этом случае главная задача имидж-дизайнера заключается в том, чтобы определить мотивацию заказчика.

Не стоит думать, что социально-знаковые мотивы характерны только для бизнесменов, политиков и дипломатов. Имидж творческого человека, желающего преуспеть в своей области, тоже должен транслировать окружающим правильные сигналы. Особенно это важно в начале карьеры.

Если начинающий художник, отправляясь на свою первую выставку, по совету мамы («Оденься, сынок, поприличнее») наденет буржуазный костюм и галстук, вряд ли ему стоит рассчитывать на внимание прессы. Почему? Потому что сигнал неверен.

В человеке, одетом таким образом, никто не увидит креативности, свободомыслия, одухотворенности — всего того, что социум ожидает от творческой личности.

Утрированный вариант социально-знакового мотива — так называемая «статусная» мотивация. Речь идет о людях, которые при создании своего имиджа руководствуются исключительно статусом бренда и престижностью логотипа.

Нередко встречаются и стилисты, считающие статусность одежды единственным критерием стильности имиджа своих клиентов. Вместо комментария напомню афоризм: «Даже гении моды порой совершают ошибки.

Но всегда находятся жертвы, готовые за них заплатить».

Две оставшиеся группы мотивов будут рассмотрены в продолжении статьи.

Третий семинар Константина Богомолова в Иркутске состоится в начале октября и будет посвящен профессиональному дизайну имиджа и работе с частным клиентом.

В программе семинара:

· Основы профессии имиджмейкера и стилиста, понятия и терминология.

· Психология имидж-дизайна. Анализ психологической мотивации клиента.

· Секреты оптических иллюзий. Приемы визуальной коррекции внешности клиента с помощью одежды, прически и макияжа.

· Технология имидж-дизайна. Последовательность работы стилиста: от знакомства с клиентом до эффектного преображения его имиджа.

· Организационные приемы и know how. Расчет стоимости услуг.

· Искусство шопинга. Основы профессии shoper.

· Формирование стильного гардероба клиента. Сезонная ревизия, пополнение и смена гардероба.

· Правила этикета в одежде и дресс-коды. Подбор формального гардероба для светских приемов.

В семинаре используется большое количество визуальных материалов.

Продолжительность семинара — 3 дня по 6 академических часов.

Стоимость семинара — 6800 руб.

По окончании семинара выдается сертификат Bogomolov’ Image School.

Внимание! Количество участников семинара ограничено.

Предварительную заявку на участие в семинаре можно оформить здесь.

Официальный представитель Bogomolov’ Image School в Иркутске:

Ирина Виниченко, компания «ИРИДА»
(+7902) 1718028, irida-irkutsk@yandex.ru

Другие статьи К. Богомолова на сайте:

ФЭШН СТИЛИСТ: секреты профессии, статья К. Богомолова (21.05.)

Итоги семинара Константина Богомолова в Иркутске и фотоотчет (30.05.)

Мода XXI века: равнение на имидж, начало статьи (03.06.)

Мода XXI века: равнение на имидж, продолжение статьи (10.06.)

Источник: http://irkfashion.ru/fashion/modn-obzor/?id=20

Психология имиджа

Эксперт: Константин Богомолов, доктор наук, имидж-дизайнер, аналитик моды, руководитель международного учебного центра Bogomolov' Image School (Рига), http://www.bogomolov.lv/

Работая над имиджем клиента, стилисту следует учитывать не только его внешние данные, но и психологические особенности. Мотивы и установки, страхи,защиты и комплексы, — эти данные не столь очевидны по сравнению, например, с пропорциями фигуры.

Без определенной подготовки здесь не обойтись. Конечно,это не значит, что нам надо переквалифицироваться в психоаналитиков.

Хочу предложить стилистам свой вариант психологического подхода к имидж-дизайну,разработанный на основе практического опыта работы с индивидуальными клиентами.

В поисках себя

В возрасте 13-14 лет мы впервые сталкиваемся с проблемой поиска собственного имиджа. Речь идет не только о длине юбки,фасоне брюк или модели прически, но и о манере поведения, форме, в которой мы преподносим себя окружающим.Юношеские искания себя начинаются методом проб и ошибок.

Путь, разумеется, нелегкий, однако годам к 20-25 дающий результат. К этому времени эмоциональное, психологическое ифизическое формирование личности практически завершено. Но, к сожалению (а может, к счастью), имидж не есть нечтоокончательно определившееся.

Часто жизненные обстоятельства складываются так, что человеку приходится подумать осмене имиджа. Тут метод проб и ошибок уже никак не подходит: во взрослом мире цена подобной ошибки может бытьслишком велика.

Нередко в такой момент люди обращаются к специалистам: стилистам и имидж-дизайнерам.

Притом специалисту следует помнить, что стильный имидж — не только гармония элементов костюма и удачное сочетание его свнешностью клиента. Это еще и социально-психологическая его обоснованность. Без упомянутой составляющей человекникогда не будет выглядеть стильно и чувствовать себя комфортно.

Работая с реальным клиентом, стилист чем-то сродни врачу, определяющему диагноз пациента и последующее лечение;даже принцип работы тот же — «Не навреди!».

Но за что зацепиться, проводя «обследование»? Каков критерий того, что новыйимидж будет психологически комфортен? Ответ прости имеет в психологии четкую формулировку — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙМОТИВ.

Он всегда лежит в основе наших поступков, в том числе — в основе выбора имиджа.

Психологический мотив — это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности. Притом мотивом выступает лишьпобуждение, которое определяет целенаправленный характер действий; другими словами, это ответ на вопрос «зачем?».Потому не следует путать его со стимулом.

СТИМУЛ (в переводе с латыни — «палка») — это ответ на вопрос «почему?». То есть стимул — это внешние обстоятельства,заставляющие нас двигаться в каком-либо направлении. Но то, как мы себя поведем в данных обстоятельствах, зависит отмотивов, которыми мы руководствуемся.

Например, если на улице похолодает, мы все наденем теплые вещи. Разница тольков том, КАК мы это сделаем. Кто-то наденет позапрошлогоднюю куртку и две кофты под низ (как-нибудь перезимуем!), а кто-то купит шубу в кредит (лопни, но держи фасон!).

Холод — стимул, толкающий всех нас на один и тот же поступок, но различные мотивы дают нам возможность выглядеть по-разному.

Если задуматься, какие именно мотивы движут нашим выбором стиля, манеры одеваться и вести себя, то может показаться,что этих мотивов сотни. На деле все причины, которые определяют выбор имиджа, подразделяются на четыре группы.

Люблю практичность

Мотивы первой группы — самые простые и очевидные. Их можнообъединить одним словом — ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. Они определяютвыбор имиджа с точки зрения удобства, физического комфорта,защиты от влияния окружающей среды, а также из экономическихсоображений. Эти мотивы нам подсказала сама природа, потому что вих основе — инстинкт самосохранения.

Сегодня большинство из нас живет в достаточно тепличных условиях,а потому функциональные мотивы уходят на задний план. Мы частожертвуем удобством ради красоты и элегантности. Но как толькопопадаем в экстремальные обстоятельства, они сразу диктуют нам, какодеться и как себя вести.

Здесь не нужны советы стилиста, ведь каждый и так знает, что взаснеженных горах нужен теплый пуховик, подводой — прорезиненный костюм аквалангиста, надетый на шерстяное белье, а при прыжках с парашютом — прочный комбинезон.

Но представим себе ситуацию, когда функциональный мотив выходит на первое место в обыденной жизни. Основными критериями в выбореимиджа становятся удобство, комфорт, дешевизна.

Как при этом будет выглядеть, скажем, женщина? Немаркий серый свитер, ботинки безкаблука, удобные джинсы и убранные в хвост волосы, чтобы не заботиться о прическе. Она выберет то, что принятоназывать«имиджем домохозяйки».

Функциональные мотивы не обязательно объясняются наличием финансовых проблем.Часто они движут женщинами, увлеченными бытом, воспитанием детей и пр.

В еще большей степени функциональная мотивация распространена среди мужчин, которым, как известно, свойственно концентрироваться на одной идее, не замечая ничего вокруг.

Если мужчина с головой погружен в творчество или бизнес, то при формировании собственного имиджа он будет, преждевсего, исходить из соображений удобства и практичности.

И еще одно важное наблюдение: люди, руководствующиеся в выборе имиджа исключительно функциональными мотивами,практически никогда не становятся клиентами стилистов. Им это просто не нужно. До тех пор, конечно, пока их унылый имиджне начнет мешать их социальной карьере или личной жизни. Но тогда у них появится совсем другая мотивация.

Сделайте мне красиво!

Ко второй группе отнесем мотивы, объединенные словом КРАСОТА.Каждый из нас стремится быть красивее, то есть мыхотим нравиться.Но давайте попытаемся ответить: кому? Найдется немало людей(главным образом, женщин), которые не задумываясь ответят: «Себелюбимой, конечно!» На мой взгляд, это не соответствуетдействительности.

Не будем забывать: имидж — понятие театральное, без зрителей онтеряет свой смысл. Допустим, вы решили выходной деньпровестидома, не собираетесь выходить и не ждете гостей.

Ну и какой же образ предпочтете в этом случае? Теплый халат иудобные тапки! А прическа… Лучше я о ней умолчу. Вот это и естьнастоящий имидж «для себя», и основан он исключительно нафункциональной мотивации.

Но вот вы решаете выйти в свет. На вас появляются элегантное платьеи туфли на высоком каблуке. Часа два вы проводите перед зеркалом,примеряя наряды, делая макияж и укладывая волосы. Имидж готов.

Вы себе нравитесь? Отлично! Значит, выпонравитесь и другим. Ведьнаше отражение в зеркале в этот момент — еще не имидж, но лишь егорепетиция перед выходомна сцену.

А желание нравиться себе — несамоцель, но средство, чтобы понравиться кому-то другому.

Так кому же? Всем? Это невозможно, да мы этого и не хотим.

Давайте ответим честно: быть красивее — значит произвести впечатление на противоположный пол. То есть и эти мотивыоснованы на инстинкте. Только на сей раз — сексуальном.

И как бы ни кокетничали дамы, уверяющие: «Мне не важно, чтоомоем имидже думают мужчины, главное — чтобы я сама себе нравилась», на деле они имеют в виду примерно следующее:«Яне стремлюсь понравиться каждому встречному, пусть мой имидж оценит мужчина с продвинутым вкусом».

Таким образом, мотивы второй группы отражают наше сознательное или неосознанное стремление нравиться, то естьвыглядеть сексуально привлекательно для лиц противоположного пола. Эта мотивация, как я заметил, наиболеераспространена. Основная масса людей выбирает свой имидж исходя именно из нее.

Эти люди в большинстве случаев несамый сложный объект для стилиста. Для успешного результата нам необходимо хорошо ориентироваться в современныхидеалах красоты и в совершенстве владеть искусством визуальной коррекции фактуры с помощью одежды, прически имакияжа.

Помня при этом, что «надевать красивые вещи» и «выглядеть красиво» — не одно и то же.

Правда, клиента, руководствующегося в выборе имиджа только желанием быть красивее, зачастую нелегко сделать по-настоящему стильным. Средне обывательские понятия о красоте чаще всего приводят к тому, что человек становится однимиз многих, лицом в толпе. Как говорится, трудно быть изюминкой в ящике с изюмом.

Но главная проблема возникает в том случае, если представления о красоте у клиента и стилиста не совпадают. Ведьобъективного понятия красоты нет, она существует только в нашем сознании.

То, что мы называем эстетическим идеалом(эпохи, века или десятилетия), — это усредненная сумма субъективных мнений большинства.

Когда же мы приходим в магазин,то подбираем себе одежду исходя из личных представлений о красоте.

Например, женщина, надевая платье, говорит: «Нет, оно мне не идет». Значит, где-то в подсознании «включилсякомпьютер»,который сравнил отражение в зеркале с «запрограммированным» эталоном красоты.

И в результате сравнения«компьютер» выдал информацию, что надетое платье делает ноги короче, грудь — меньше, а талию — шире.

«Идет / не идет» -не что иное, как постоянное сравнение себя с субъективным эталоном и попытка максимально к нему приблизиться.

А если этот эталон устарел? А если он является отражением вульгарного вкуса? Ведь идеал красоты — такая же категориямоды, как и одежда. Он тоже может быть и актуальным, и авангардным, и старомодным.

Я думаю, многие стилистысталкивались с ситуацией, когда предложение сделать клиентке более современную стрижку или макияж встречало отпор, аглавным аргументом было: «Мне это не идет!» И причина не в консервативном характере клиентки, но в том, что эталонкрасоты, заложенный в ее«компьютерную программу», вышел из моды лет 15 тому назад.

Представления человека о красоте зависят не только от возраста, но и от социальной среды, от воспитания и кругозора. Онибудут совершенно различны у супруги дипломата, богемной художницы или подруги «нового русского». Однако все они могутоказаться нашими клиентами.

Что же делать в таких случаях? Выход один -искать компромисс, не идя на поводу унесовершенного вкуса клиента, но и не оказывая чрезмерного давления.

При этом у самогостилиста диапазон представленийо красоте должен быть достаточно широким, чтобы уметь работать с очень разными клиентами.

Читайте также:  Интерес как объективка - психология

Карьера прежде всего

Третью группу мотивов назовем СОЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК. В них тожедовольно легко ориентировать, ся, так как они не связаны с нашимвнутренним миром, с нашими установками, страхами и комплексами.Эти мотивы определяют выбор имиджа исходя из сознательногожелания личности объявить информацию о своем социальном статусе(действительном или мнимом).

В качестве примера сразу напрашивается стандартный образ деловогочеловека.

Что ж, мы рассмотрим его чуть позже, но сначала япредлагаю вспомнить типичный имидж бизнесмена постсоветскогопространства в середине 90-х годов: малиновый пиджак с золотымипуговицами, черные брюки, белые носки, золотая печатка на пальце ибритый затылок.

Сегодня подобный имидж кажется карикатурой, но неторопитесь объяснять его вульгарным вкусом или зигзагами моды.

Какни парадоксально, однако именно этот вариант идеально выражалсоциальные знаки, необходимые коммерсанту в период первоначального развития бизнеса: «Я крут, я поднялся, играй по моимправилам — и ты поднимешься вместе со мной, а если не хочешь — ятебя закопаю!»Прошло лет 15.

Ни один из тех бизнесменов уже неносит малиновый пиджак. Теперь у каждого из них безупречный серыйкостюм, черные полуботинки и серые носки, неброский стильныйгалстук, аккуратная прическа, маникюр. И это нельзя объяснить простомодой. Сегодня, чтобы произвести правильное впечатление на коллег, потенциальных партнеров или клиентов, надодемонстрировать другие сигналы: «Я европейский бизнесмен, я преуспеваю, у меня чистый бизнес, со мной можно иметьдело» (хотя в реальности человек может немногим отличаться от себя 15-летней давности).

Люди, руководствующиеся в создании имиджа социально-знаковыми мотивами, нередко прибегают к профессиональной помощи стилиста. И в большинстве своем эти клиенты — мужчины. Но было бы заблуждением полагать, что для успешной работы с таким клиентом достаточно лишь следовать нормам этикета. Вот пример из моей практики. Ко мне обратилсявладелец дизайнерской фирмы.

Его мотивация была типичной социально-знаковой, при этом заказ был сформулированприблизительно так: «Мне нужен не стандартный деловой имидж «по протоколу», но и не образ богемного художника. Я долженвыглядеть как бизнесмен. Однако бизнесмен, продающий дизайнерский продукт, а не стройматериалы».

Нам удалось решить проблему, сохранив элегантную основу образа и внеся в него оттенок артистической небрежности в стиле Armani.

Впрочем, клиент, который так четко формулирует заказ, — огромная редкость. В большинстве случаев клиенты приходят со стандартной фразой: «Хочу что-нибудь изменить». А главная задача имидж-дизайнера как раз и заключается в том, чтобы определить мотивацию.

Не стоит думать, будто социально-знаковые мотивы — только для бизнесменов, политиков и дипломатов, а нам, мол,свободным художникам, правила не писаны. Творческая личность, желающая преуспеть в своей области, тоже должнавыразить собственным имиджем правильные сигналы. Это особенно важно на старте карьеры.

Если начинающий художник,отправляясь на свою первую выставку, по совету мамы (оденься-ка, сынок, поприличнее) наденет буржуазный костюм игалстук, вряд ли ему стоит рассчитывать на внимание прессы. Почему? Неверный сигнал.

В таком облике никто не увидиткреативности, свободомыслия, одухотворенности: всего того, чего социум ожидает от имиджа творческой личности.

Утрированная разновидность социально-знаковых мотивов -так называемая статусная мотивация. Речь идет о людях, которыев создании своего имиджа руководствуются исключительно статусом бренда и престижностью логотипа.

Нередко встречаютсяи стилисты, считающие статусность прикида единственным критерием стильного имиджа. Вместо комментария напомнюафоризм: «Даже гении моды порой совершают ошибки.

Но всегда находятся жертвы, готовые за них заплатить».

Обратите на меня внимание!

Представим: несколько женщин работают в одном офисе.Онипринадлежат приблизительно к одному социальному кругу ик однойвозрастной группе.

Функциональные мотивы у ниходинаковы,социальные знаки — тоже, да и в стремлении к красоте они малоотличаются друг от друга. Несомненно, при таком раскладе онирискуют превратиться в однородную массу.

К счастью, нам дана еще и четвертая группа мотивов, объединенныхпонятием ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Наряду с тем что человеку желательны комфорт и удобство, что онстарается обозначить социальный статус и понравитьсяпротивоположному полу, — ему еще хочется остаться собой.

То есть мотивы четвертой группы отражают сознательное или неосознанноестремление личности выделиться среди окружающих и тем самымвыразить свою индивидуальность. В большинстве случаев это значитслегка нарушить правила второй и третьей группы.

Ведь стильностьвсегда требует немного пожертвовать красотой и протоколом.

Вспомним дебют Барбры Стрейзанд в фильме «Смешная девчонка»в1968 году. Черты ее лица трудно назвать совершенными: длинный носи покатая линия лба в профиль. Можно ли прической скорректироватьподобные недостатки? Конечно! Любой стилист легко бы сделал это с помощью короткой объемной челки.

«Голливудской» красавицей Барбра Стрейзанд не стала бы, но лицо выглядело бы болеегармоничным. А может, более обыкновенным? Стрейзанд поступила наоборот: зачесанные волосы ото лба и увеличенный объем на затылке. Это сделало ее характерный профиль еще более заметным.

Но мир запомнил и полюбил ее именно такой! Ибольшинство рецензий на фильм обязательно содержали фразу: «Да, она не красавица, зато какая индивидуальность!». Намой взгляд, именно индивидуально-знаковая мотивация дает возможность человеку создать по-настоящему стильный имидж.Но и здесь возможны крайности.

Бывает, когда нормальное стремление человека выделиться из толпы возводится в предельную степень. На таких людей обыватели, не выясняя причин, часто навешивают ярлык — «безвкусица». Вот идетдевушка, которая могла бы быть вполне симпатичной и милой, если бы ее одеть поприличней, причесать и умыть.

И приходимк выводу, что у девушки просто отсутствует вкус. Но дело тут не во вкусе. Возможно, для нее самое страшное — равнодушие.То есть если ей не удается вызвать восхищение ее красотой со стороны окружающих, то она предпочитает вызывать ихраздражение. Главное, что ее заметили.

Нужны примеры? Пожалуйста: Бьорк, Мэрилин Мэнсон, Леди Гага, Жанна Агузарова.Их эпатажные имиджи нельзя объяснить специфическим вкусом и, тем более, его отсутствием. Это типичный результатэкстремальной индивидуально-знаковой психологической мотивации. Но определить здесь грань между нормой и патологиейя, пожалуй, не возьмусь.

Когда мы в подростковом возрасте начинаем искать свой имидж, задумываться о том, как нам выглядеть в этом мире, намиодновременно движут два противоречивых стремления: быть красивыми и быть замеченными.

Это оказалось бы возможным,если бы мы обладали исключительной, «неземной» красотой. В действительности же, пытаясь быть красивее, мы становимся«как все», а чтобы выделиться, нам приходится своей красотой жертвовать.

Конфликт мотивов налицо.

Люди, руководствующиеся в выборе имиджа мотивами четвертой группы, — самые интересные, но и самые сложные нашиклиенты. Здесь стилист должен быть готов столкнуться с проблемой конфликта мотивов.

Где же взять алгоритм решениязадачи? Где тот критерий, который позволил бы в стремлении к красоте избежать типичности, а в попытке выделиться — не статькарикатурой? Единого решения не существует, для каждого приходится искать свой, неповторимый рецепт.

Главные нашипомощники — тонкое психологическое чутье и безупречное чувство меры.

Источник: http://beauty.net.ru/public/psikhologiya_imidzha/

Всё о психологии имиджа

Поговорка наших предков: «Встречают по одежке, провожают по уму» – не потеряла своей актуальности и по сей день. Биллу Гейтсу с его миллионами, может, и не нужно очаровывать окружающих, но вот тому, кто делает первые шаги по карьерной лестнице, знания о том, как произвести благоприятное первое впечатление, просто необходимы.

Отправляясь на собеседование, деловые переговоры или свидание, мы заботимся прежде всего об одежде, прическе, прочих мелочах, не задумываясь о формировании цельного, гармоничного образа, не противоречащего нашему внутреннему миру. Помимо внешнего существуют другие виды имиджа, умелое использование которых может значительно облегчить нам жизнь.

Что означает этот термин

Давайте разберемся, каково же понятие и сущность имиджа, для чего нужно его создавать, как им управлять. Значение слова «имидж» в переводе с английского – «образ, воображение, представление».

Впервые этот термин стал применяться в маркетинге для обозначения одного из инструментов повышения привлекательности товара или услуги в глазах потребителя. Эволюционировав, он стал основным оружием крупных корпораций в борьбе за лояльность клиентов, а в конце концов переродился в имидж личности.

С точки зрения общей психологии, понятие имиджа включает в себя процессы психического представления об объективном явлении и преобразования исходной информации под влиянием фильтров восприятия. Часто итогом такой трансформации является то, что воспринятые человеческим мозгом данные разительно отличаются от действительности.

Именно этим феноменом объясняется эффективность первого впечатления, заставляющего окружающих принимать решение в пользу приятного для них человека. Помимо внешнего выделяют следующие типы имиджа:

  • Мимический имидж – подразумевает искусное владение выражениями лица, так называемыми «масками». Этот навык особенно важен для политиков, разного рода общественных деятелей, которые вынуждены держать эмоции под контролем.
  • Кинетический имидж — предполагает умение владеть телом, грациозно, плавно двигаться, правильно жестикулировать. Наше тело может выдать то, о чем молчит язык, поэтому не стоит об этом забывать.
  • Вербальный имидж – это то, что и как вы говорите. Сила слова велика – можно обрести как поклонников, так и ярых противников.
  • Ментальный имидж – это ваш настрой, мысли, чувства, убеждения, установки, верования, которые влияют на все, что вы делаете. Не зря мудрец сказал: «Одна и та же мысль может созидать, а может разрушать. Все зависит от головы, в которой она поселилась».
  • Фоновый имидж – слухи, сплетни, сопровождающие любого человека; они могут погубить репутацию или поднять до небывалых высот.
  • Статусный имидж – атрибуты богатой жизни, подтверждающие благополучие, достаток человека: дорогие автомобили, одежда, недвижимость.

Структура имиджа может быть разной, в основном она зависит от рода деятельности индивида. Например, типология имиджа политиков такова: это уверенный в себе человек, способный противостоять любым трудностям, целеустремленный, непоколебимый, честный, обладающий несомненной харизмой.

Поэтому при формировании такого образа специалисты делают упор на вербальную, кинетическую, мимическую составляющую в сочетании с внешним антуражем. Для актеров, певцов важны фоновая, ментальная компоненты, а для руководителей крупных корпораций — вербальная и статусная.

Как и для чего нужно создавать образ

В природе все нейтрально, но человеческому мозгу свойственно оценивать окружающую действительность, присваивать категории «плохо» или «хорошо». Человек с неэмоциональным имиджем скорее рискует попасть в «плохие», чем в «хорошие» из-за стереотипности мышления.

Рекомендуем: Что такое альтер эго?

Правильно сформулированный информационный посыл будет воспринят окружающими положительно, что во многом облегчит дальнейшие коммуникации и выстраивание отношений с ними. Психологи отмечают два важнейших свойства имиджа:

  • Наделение объекта качествами, на самом деле ему не присущими.
  • Возможность манипулировать мнением людей за счет искусно созданного образа.

Психология выделяет следующие функции имиджа: идентификацию, идеализацию, противопоставление. Смысл идентификации состоит в облегчении признания объекта как неопасного, достойного доверия. Вторая функция помогает «улучшить» объект в сознании индивида, снизить порог критичности оценок. Последняя выстраивается путем сопоставления имеющихся имиджей, т.е. добрый лучше виден рядом со злодеями.

Так что такое формирование имиджа? С точки зрения психологии, можно выделить следующие этапы формирования имиджа: сбор и анализ информации о человеке, создание образа, получения ответной реакции и внесение изменений.

Дополнительно на первом этапе обозначаются цели, которых планируется достигнуть за счет нового образа, и задачи, которые нужно решить для достижения нужного эффекта.

Последние два этапа могут повторяться многократно, пока не будет получена нужная реакция целевой аудитории.

Рекомендуем: Пантомимика — это

В США, по статистике, услугами профессиональных имиджмейкеров и коучеров, создающих персональный имидж, пользуются примерно 20% работающих женщин и 25% мужчин, в Европе – около 15% работающих обоих полов.

В основном это топ-менеджеры крупных корпораций, руководители средних фирм, которые понимают, что неправильный имидж может разрушить карьеру.

В России эта цифра значительно ниже: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в Москве в 2015 году, она составляет не более 3% от общего числа участников исследования.

Как создать свой имидж, который будет выделять вас из толпы? Коучеры утверждают, что имидж человека должен соответствовать его профессии.

Креативность уместна только для людей творческих, в обычном офисе излишне модные или вызывающие образы оттолкнут окружающих.

Важно учитывать, что имидж и репутация взаимосвязаны, поэтому неподходящий образ может отрицательно повлиять на характеристику, которую дадут вам коллеги по работе.

Как создать нужный образ

Имидж в психологии – одна из самых интересных тем, ей посвящены самые объемные труды и множество проведенных практических исследований.

Создание имиджа должно проходить несколько стадий и учитывать особенности законов восприятия. Первый закон рекомендует определить ту аудиторию, на которую нужно произвести впечатление.

Например, в образ поп-звезд закладывается посыл сексуальности, раскованности, исключительности.

Второй закон связан с ассоциативностью, т.е. имидж должен вызывать положительный отклик у окружающих. Отрицательные ассоциации могут свести на нет все хорошие отзывы о вас как о личности и специалисте. Часто негатив очень быстро срастается с имиджем, и сменить его на новый становится гораздо сложнее.

Рекомендуем: Социальные роли и статусы человека

Последний закон касается адекватности создаваемого имиджа истинному и умеренной оригинальности. Речь идет о физических параметрах, особенностях мышления и представления индивидом себя.

Если у девушки круглое лицо, не стоит делать стрижку каре, которая еще больше подчеркнет эту особенность.

Полным мужчинам не рекомендуется носить зауженные брюки и пиджаки, также стоит избегать светлых тонов в одежде.

Часто люди задаются вопросом, как поменять имидж, если в вашей жизни произошли существенные изменения? Во-первых, вам придется найти для себя новый стиль и полностью сменить гардероб, оставив только самые универсальные вещи.

Во-вторых, нужно позаботиться о новой прическе и макияже, которые изменят ваш образ до неузнаваемости. Последний пункт самый важный, он позволит вам добавить изюминку новому образу за счет изменений в манере речи и языке тела.

Читайте также:  Руки приветствия - психология

Леди и бизнес

Добиться успеха в мире крупного бизнеса и политики очень сложно, особенно для представительниц слабого пола, поэтому привлекательный внешний облик становится дополнительным преимуществом. Так что такое имидж деловой женщины и из чего он складывается?

Самый популярный и успешный образ был разработан американскими имиджмейкерами еще в 50-х годах: сначала этот стиль демонстрировали первые леди государств, затем мода на него охватила все слои работающих женщин. Маргарет Тэтчер, Нэнси Рейган, Хилари Клинтон, Эльвира Набиуллина – яркие примеры того, каким должен быть правильный имидж деловой женщины.

Рекомендуем: Как измениться в лучшую сторону?

Создавать образ следует комплексно, избегая излишней мягкости или жесткости, находя баланс между внешним обликом и внутренним миром женщины.

Имидж и стиль одежды должны быть продуманы до мелочей и гармонично дополнять друг друга: например, строгий деловой костюм можно украсить милыми, но стильными аксессуарами.

Тяжеловесные и дорогие украшения, излишне яркий макияж, короткие юбки, глубокие декольте – табу, так как вызывают неоднозначную реакцию людей.

Деловой имидж предполагает не только костюм, хорошую обувь, правильный макияж, но и наличие манер, знание делового этикета. Главное правило – быть естественной, любая фальшь будет восприниматься как попытка обмана и вызовет недоверие к вам как к специалисту. Не старайтесь играть роль успешного человека – просто будьте им.

Поведенческий имидж означает полное владение своим телом, от походки до малейшего движения бровей. Не стоит во время разговора закидывать ногу на ногу или ерзать – это будет воспринято как желание завершить общение.

Скрещенные на груди руки собеседник инстинктивно сочтет недоверием к нему или излишней замкнутостью. Не стоит смеяться без причины или использовать двусмысленные намеки – это может нанести серьезный урон вашей репутации.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/imidzh.html

Имидж делового человека

Понятие имиджа и психология симпатии

Я есть то, с чем я себя идентифицирую.

Имидж — это сложившийся в массовом сознании, в общественной психологии, всегда эмоционально окрашенный образ кого-то или чего-то. Имидж — субъективная картина мира или его субъектов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Имидж — это образ, форма знания, результат и цель восприятия.

Психология симпатии

Люди не только воспринимают и познают друг друга, но и относятся друг к другу. Для того, чтобы с тобой общались, ты должен вызывать симпатию.

Симпатия (аттракция) — оценочный эмоционально окрашенный компонент, возникновение привлекательности одного человека для другого.

Люди, вовлеченные в положительные эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, и наоборот.

Внешние данные . Оценка физической привлекательности происходит с учетом принятых в данной культуре норм. Существует стереотип: «Красивый — значит хороший».

Приписывание интеллекта и профессионализма положительно связано с физической привлекательностью для субъектов-мужчин и отрицательно для субъектов-женщин.

На симпатию влияют тембр голоса, конституция, удачливость Большей популярностью пользуются люди, предпочитающие cмотреть в глаза собеседнику, улыбающиеся. Любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим.

Человек, находящийся в более комфортных условиях, позитивнее относится к другим людям. Температура, скученность в помещении, пространственная близость оказывают влияние на состояние человека. Страх способствует усилению привлекательности тех субъектов, которые находятся в таком же или худшем положении.

Факторы для стабилизации эмоциональных отношений:

§  адекватная организация взаимоотношений;

§  наличие у партнеров определенных личностных свойств;

§  включенность партнеров в совместную деятельность.

Отношения людей — это всегда работа, часто трудная, не терпящая перерывов. Правильно, когда в этом процессе принимают активное участие обе стороны. Однако в реальной жизни иногда приходится работать в этом направлении одной стороне. Такое взаимодействие требует большого напряжения физических и эмоциональных сил.

Распад эмоциональных отношений тяжел для человека, оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние.

Имидж в деловой сфере

Разработка имиджа необходима для усиления привлекательности личности, следовательно, симпатия играет важную роль.

Имидж — своего рода маска, создающая у людей то впечатление, в котором нуждается его создатель. Это облик, форма проявления жизни человека, благодаря которым на вид выставляются необходимые качества.

Для эффекта личного обаяния в профессиональной среде значимы:

§  здоровье;

§  внешность, рост, красота;

§  самоуважение;

§  легкость адаптации к новым условиям;

§  умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

§  желание лидерства;

§  доброжелательность к инакомыслию и спорам;

§  проникновенное обращение к людям, нуждающимся в помощи;

§  умение управлять собой.

Чем шире круг людей, к которым относится личность, тем труднее ей рассчитывать на успех социального восприятия.

Преуспевает тот, кто:

§  доставляет окружающим удовольствие;

§  соответствует ожиданиям;

§  умеет удовлетворять потребность взаимного переживания.

У разных слоев разные ожидания, поэтому при разработке имиджа следует учитывать, на кого Вы ориентируетесь, для кого строите свой имидж. Есть модели поведения в официальном и неофициальном общении. Модель поведения оправдана, когда она «покупается». Нужно, чтобы сформировалась мысль: «Я его знаю, он — хороший, он — годится».

Модели поведения — это такие варианты, которые помогают личности быть привлекательной.

Роль (амплуа) — корректирующий фактор поведения личности. Принятие на себя определенной роли помогает поведению придать конкретно личностный характер, внутренне дисциплинирует.

Ролевой статус обязывает к соблюдению целого ряда правил. Имидж в деловом общении является тем личностным инструментом, с помощью которого создаются доверительные отношения.

Одежда может выразить следующие моменты:

§  необходимую информацию об организации, в которой Вы работаете;

§  ваше положение внутри организации;

§  ваше отношение к самому себе.

По исследованиям в области менеджмента американских и японских ученых стабильных успехов добиваются фирмы, где царит спокойная морально-психологическая обстановка. Она возможна там, где менеджеры уважаемы и вызывают доверие к себе.

Для этого их образ должен соответствовать следующему «идеальному» типу руководителя:

§  твердый, но одновременно гибкий;

§  серьезный, но с чувством юмора;

§  дружелюбный, но умеет держать дистанцию;

§  преданный своему делу, но не теряет головы как при успехах, так и при поражениях;

§  мечтательный, но с сильно развитой волей;

§  готовый идти на риск, но основательно все просчитавший.

Психологический имидж менеджера

Имидж — не спонтанное явление, он должен отвечать социальным запросам общества, соответствовать ожиданиям (потребностям и интересам). Образ, сложившийся в массовой психологии, массовом сознании.

Эмоционально-оценочный характер имиджа . Запрашиваемый имидж — это имидж, реально существующий на данный момент и прогнозируемый. Следовательно, каждый, кто хочет преуспеть, должен заниматься психологической коррекцией, т.е. выстраивать свой имидж в соответствии с требованием момента.

Биоэнергетика имиджа . Умение притягивать к себе — часть своеобразной технологии самопрезентации — техники подачи себя. Следуя взглядам специалистов (Флюидное излучение. Шепель В.И., 1994), это:

§  особый блеск глаз;

§  чарующая улыбка;

§  манера поведения;

§  динамика жеста.

Генерирование психической энергии:

§  возвышенные мысли;

§  радость устремления;

§  позитивные цели;

§  напряжение воли.

Такие люди несут теплоту, доброжелательность, что «магнетизирует» других, эмоционально располагает. Люди тянутся к таким личностям бескорыстно и доверительно, испытывая комфорт от общения с ними, приходят в своеобразное наркотическое состояние.

Г. Лебон в своей книге «Психология социализма»писал: «Толпе необходим идеал, к осуществлению которого она могла бы стремиться, ей нужно верование, которое она могла бы защищать. Но отдаться идеалу, верованию она может, лишь увлекшись их апостолами. Они одним личным обаянием возбуждают в душе народной чувства восхищения и сочувствия, составляющие самые прочные основы веры».

В имиджеологии внимание обращается на стимулирование иррациональной сферы человека, на уровень простейших эмоций и переживаний. Это ограничивает поток сознания людей и помогает лидеру с меньшими усилиями обрести имидж популярности.

Главное — но, порой, и самое трудное — уметь нащупать то, что актуально для людей, увидеть и обозначить их надежды и мечтания. Начинающему руководителю надо хорошо запомнить, что люди видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

Чем примитивнее по уму и чувствам люди, тем охотнее они воспринимают слухи, что может сформировать как позитивную, так и негативную установку на человека. Высокоинтеллектуальные слушатели любую информацию многократно сверяют со своими знаниями и представлениями. Чем более развит интеллект человека, тем сложнее управлять им на уровне приказов.

Душевное состояние человека заметно проявляется в его мимике. Внимательно наблюдая за подчиненными, можно выбрать те рычаги воздействия, которые будут работать наиболее эффективно в данной конкретной обстановке.

Вхождение в образ. Разработка имиджа

Этапы «вхождения в образ»

1 этап . Имитационный образ , рисуемый в собственном воображении. Он неоднократно рисуется в уме, апробируется, «примеряется» на себя. Человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями:

§  продумываются условия, необходимые для воплощения образа;

§  анализируются его «плюсы» и «минусы»;

§  вносятся коррективы в образ;

§  определяется совместимость образа с самим собой.

2 этап . Ролевой образ . Осуществляется практическое освоение образа, приобретается опыт «нахождения в образе». «Логика эмоций» контролирует «логику тела». Анализируются, обобщаются оценки, мнения окружающих.

3 этап . Жизненный образ . Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе. В итоге образ воспринимается людьми как реальная личность, происходит слияние личности с образом.

Войти в образ трудно, это кропотливая работа, требующая от человека огромных усилий. Еще труднее, на грани невозможного, постоянно находиться в образе.

Поэтому человеку для сохранения здоровья, собственной личности надо иметь возможность быть самим собой. Оказывается, это тоже сложная задача.

Многие не умеют легко переключаться, переносят привычки поведения на работе домой, что неизбежно влечет за собой семейные проблемы.

«Вхождение в образ» реально и эффективно лишь тогда, когда делающий знает, какие горести и радости присущи формируемому образу, и как они им переносятся, причем не только знает, но и способен их пережить.

Кто же занимается разработкой имиджа? Прежде всего, сам человек, и лишь понимая, что Вы хотите получить и чем придется пожертвовать, можно обратиться к специалисту. Специалист по созданию имиджа клиента — имиджмейкер .

Крупномасштабный имидж — это, конечно, реклама, СМИ. Каждый согласится со словами Р. Леви: «Некрасивое не продашь». Значит, используя знания психологии, надо построить художественно оформленный образ, вызывающий у людей яркие позитивные настроения.

Политический лидер имеет команду по формированию имиджа, своего имиджмейкера. Как улыбаться, ходить, носить костюм, шляпу и т.д. Однако и рядовой управляющий, руководитель, менеджер, служащий может позаботиться о своем имидже, пригласив специалиста или, что более вероятно, самостоятельно «сконструировав» свой образ.

Работа над своим имиджем предполагает:

§  осознание того, какое впечатление ты можешь производить на те или иные группы людей;

§  объективную оценку своих возможностей;

§  выбор средств построения желаемого образа, изменение одежды, мимики, выражения лица, поведения и пр.;

§  «вхождение» в образ.

Информацию о себе человек обычно получает (по Л.А. Петровской):

§  через соотнесение (идентификацию, различие) себя с другими;

§  через восприятие себя другими;

§  через результаты собственной деятельности;

§  через наблюдение собственных внутренних состояний;

§  непосредственно воспринимая собственный внешний облик.

Имидж хорошо подготовленного профессионала

Профессионал — это личность, которая реализует себя в поле профессиональной деятельности. Потребность быть личностью в профессиональном поле той или иной деятельности — это и есть профессионализм .

Этот процесс происходит через корпоративную культуру. Корпоративная культура дает мотивацию самореализации, смысла своей жизни. Личность — это существо, ищущее смысл. Профессионализм — это не только принадлежность к одной из профессий, но и умение «подать себя».

Менеджера следует учить внушать доверие, уметь слушать и говорить, убеждать, руководить людьми и др. Менеджер должен заботиться о своем имидже, способе самопредъявления. Важно уметь за короткое время вызвать доверие и произвести хорошее впечатление. Первое и последнее впечатления лучше запоминаются ( «эффект края» ).

Для каждой профессии есть свои особенности, например:

§  для продавца, агента по продажам, услугам населению — это первое впечатление, умение вызвать доверие, уверенность;

§  для работника офиса — образ человека добросовестного, внимательного к деталям, организованного, любящего порядок;

§  для любого сотрудника — уверенность в себе, энергичность, доброжелательность, вежливость и др.

Самопрезентация — стремление нравиться людям, способность хорошо преподнести себя, предполагает ориентацию на себя. Самопрезентация должна занимать 30% внимания, остальное — самоутверждение (достижение конкретных результатов).

1. Профессионал не ошибается в штатных ситуациях.

2. Возможны не просто ошибки, а ошибки риска.

3. Важно не полюбить право на ошибку.

4. Принцип большинства не всегда правильный.

5. Мир стоит не на дураках, а на профессионалах.

Источник: http://news.zancor.ru/index.php/psikhologiya-menedzhmenta/246-imidzh-delovogo-cheloveka

Ссылка на основную публикацию