Психологическое просвещение — психология

Психологическое просвещение в системе профессиональной деятельности психолога

И.А.ЕГОРОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

В статье рассматриваются задачи, формы, роли психологического просвещения в формирова-методы, средства психологического просвещения нии и развитии психологической культуры лично-как одного из направлений деятельности профес- сти, преодолении неадекватных обыденных пред-сионального психолога. Особое внимание уделено ставлений о психологии.

Психологическое просвещение, психологическая культура личности, обыденные представления о психологии.

Современные условия развития общества предъявляют высокие требования к личности, знаниям и умениям специалиста любой профессии. Реализация компетентностного подхода в образовании позволяет упорядочить эти разнородные требования в систему компетенций различного уровня.

Особым блоком в системе компетенций выделяются общекультурные компетенции, носящие надпрофессиональный характер.

Некоторые из них, в частности, способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей, владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, относятся к сфере психологической грамотности и психологической культуры.

Проблема психологической культуры приобретает все большую актуальность, поскольку в настоящее время одним из приоритетных направлений развития гуманитарных наук и большинства областей общественной практики является интенсификация использования и развитие человеческого потенциала.

Самостоятельность, инициатива, ответственность, предприимчивость, способность понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное поведение и поведение других людей рассматриваются как неотъемлемые характеристики представителей любых профессий.

Формирование психологической культуры невозможно без овладения определенными психологическими знаниями и умениями, накопления опыта по их использованию.

Как правило, попытки решения этих задач предпринимаются в рамках соответствующих учебных дисциплин, однако характер приведенных выше компетенций таков, что они формируются в течение всей жизни человека и никогда не могут быть сформированы окончательно, поскольку не существует пределов для личностного роста и профессионального развития.

По окончании обучения в учебных заведениях у многих людей возникает потребность в дальнейшем развитии и совершенствовании психологической грамотности и психологической культуры, и неоценимым фактором здесь является психологическое просвещение.

Психологическое просвещение рассматривается многими исследователями как раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положи-

тельных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Отмечается, что психологическое просвещение представляет собойосновнойспособ иодновременно одну из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога [1].

Психологическое просвещение выполняет следующие задачи:

— формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

— информирование населения по вопросам психологического знания;

— формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.

Таким образом, важнейшей задачей психологического просвещения является повышение психологической культуры и расширение психологических знаний.

Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам (имеются в виду профессии типа «человек-человек» по классификации Е. А Климова).

Для многих людей, представляющих другие профес -сии, психологические знания также могут быть полезны как основа саморазвития личности и саморегуляции собственного поведения, улучшения межличностных отношений в семье и в коллективе.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть ясность, доступность изложения, практическая ориентированность, т.е. научно-популярный характер информации.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, выступления на радио и телевидении, публицистические статьи в газетах и журналах, научнопопулярные книги по психологии, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев, семинары, тренинги. При этом важно учитывать, что

если для передачи знаний больше подходят лекции, статьи, книги и выступления в тех или иных телевизионных и радиопередачах, то для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования.

Иными словами, арсенал психологического просвещения включает разнообразные средства, которые могут быть классифицированы следующим образом.

1) наглядные (плакат, буклет, памятка);

2) вербальные с использованием устной речи (беседа, лекция, тематические вечера, выступление по радио, на телевидении);

3) публицистика (печатные и электронные СМИ, использующие письменную речь);

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-prosveschenie-v-sisteme-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

Яицкая Н. И., Цыбуленко Е. В. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 24.05.2018).

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей.

Детально разбираются различные вербальные и не вербальные формы просвещения.

Итогом осмысления цели психологического просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а так же включение полученных знаний в структуру педагогической деятельности.

Ключевые слова:просвещение, компетентность, адекватность, личность, родитель, педагог, ребенок, родительское собрание, стенд, листовка, круглый стол.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера.

К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

Читайте также:  Инерция мышления - психология

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

Варианты тем для психологического просвещения педагогов:

— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;

— Закономерности развития детского коллектива;

— Стили педагогического общения;

— Психологические основы работы с семьей;

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.

При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.

Как же правильно организовать и провести родительское собрание?

Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями.

Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть.

Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы.

От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога.

Речь педагога-психолога должна быть:

— доступной

— адекватной

— профессиональной

От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом.

Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.

Подготовка родительского собрания.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:

— стендовая информация;

— памятки для родителей, сайт педагога;

Как оформить стенд «Рекомендации психолога «:

— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.

— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.

— Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.

— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.

— Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.

Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки.

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы.

Это может быть:

— помощь в общении родителей и детей,

— тревожный ребенок,

— способы преодоления застенчивости,

— советы по саморегуляции;

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей.

Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.

Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ».

2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка».

3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».

Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен.

Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа.

Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).

При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.

Читайте также:  Психотерапевтический тренинг - психология

Литература:

  1. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  2. Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. — М.: Учпедгиз, 1993. — 146 с.
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
  4. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие) / Л. Ф. Чупров. — М., OIM.RU, 2003.
  5. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. [2003, DOC, RUS]

Основные термины (генерируются автоматически): психологического просвещения, психического развития ребенка, Психологическое просвещение, родительское собрание, просветительской работы, работы педагога-психолога, детей дошкольного возраста, осуществлении психологического просвещения, активизации родителей, работы педагога-психолога ДОУ, детского сада, родителей положительного отношения, форм работы, психологического просвещения педагогов, родителей необходимой педагогической, группа запросов родителей, методов активизации родителей, теме собрания, потребность родителей, воспитания детей.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/

Междисциплинарность психологического просвещения

В знаменитой комедии Мольера герой был удивлен, узнав, что он говорит прозой.

Именно в такой ситуации оказывается специалист, узнав, что хоть он и психолог по образованию и должности, но в ситуации осуществления психологического просвещения, оказывается, вынужден заниматься не психологической деятельностью, как далеко не лечебной деятельностью традиционно занимается врач или другой специалист здравоохранения, выполняя работу по санитарному просвещению. Даже в этой, весьма щепетильной ситуации, перед психологом, решившим наконец-то уделить часть своего времени психологическому просвещению встает ряд неразрешенных вопросов.

Цель данного сообщения – определить, что из себя, представляет этот вид деятельности и к какой из категории понятий относится.

Как известно, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, просвещение — распространение знаний.

Психологическое просвещение — вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний.

По своей специфике психологическое просвещение – это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Как важное направление в системе профилактической деятельности психологическое просвещение было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога.

Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000).

Другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [2; 4]. Именно исходя из этого и было предложено определение термина «психологическое просвещение» [4].

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

  1. формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
  2. информирование населения по вопросам психологического знания;
  3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
  4. профилактика дидактогений (ятрогений).

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Средства психологического просвещения подразделяются на:

  1. вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].
  2. наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3].

Конечно, это условное разделение.

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

В своих более ранних сообщениях мною были представлены определение психологического просвещения как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п.

Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е.

место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [7;8].

В то же время, специфика этого вида деятельности не укладывается в «Прокрустово ложе» педагогического вида работы. Именно это и вынуждает рассматривать психологическое просвещение в рамках мультидисциплинарного подхода, определив интегративные связи с другими научными и практическими направлениями.

Первое – это связь с психопрофилактической работой. Хотя, более точное положение психологического просвещения внутри психопрофилактической работы, а не вне её.

К примеру, место санитарного просвещения в учреждениях системы здравоохранения определяется как общественная педагогическая деятельность в рамках профилактической работы: «раздел профилактической деятельности направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения» [9].

Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и в ряде случаев на знаниях специальной (коррекционной) дидактики.

Читайте также:  Критика открытая и скрытая - психология

Построение какого-либо сообщения, а особенно его размещение на бумажной или электронной основе, реализация его в устной форме (лекция, групповая беседа) подчинено психолингвистическим и социально-психологическим закономерностям, без учета которых сообщение не дойдет до адресата (реципиента) или будет принято им в искаженной форме.

Размещение сообщения на электронном носителе, в свою очередь, требует определенного уровня компетентности в рамках эффективного использования Интернет-технологий в психологическом просвещении.

Коммуникация в электронных сетях тоже имеет свои лингвистические и технологические закономерности, которые необходимо учитывать при общении в сети (специфика аудитории, безопасность, профилактика троллинга и т.п.).

Вероятно, трудностями работы профессиональных психологов и их низкой компетентности в сетевом общении и можно объяснить почти полное отсутствие профессионалов в освещении (и размещении) материалов психологического плана в Интернете. И в то же время.

мы наблюдаем не только высокую активность непрофессионалов в распространении как психологических, так и парапсихологических и откровенно оккультных знаний в Интернете, выдаваемых под соусом психологии, продвинутыми Интернет-пользователями.

В конечном итоге психологическое просвещение – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, но как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной – легче собрать скудные плоды [6]. Вероятно поэтому, о психологическом просвещении в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий.

Источник: https://novainfo.ru/article/199

открытая библиотека учебной информации

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей.

Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания, торговли, рекламы, бизнесменам.

Для многих людей психологические знания полезны как основа саморазвития, саморегуляции своей личности, для улучшения своих межличностных отношений (к примеру, для школьников, пенсионеров, родителœей).

Психологическое просвещение обеспечивает повышение психологической компетенции людей, тем самым выполняя функции психопрофилактики, помогая людям квалифицированно использовать рекомендаций психологов, грамотно формулировать запросы на психологические услуги. Благодаря просветительским мероприятиям создается положительная мотивация на работу с психологом, формируются жизненно важные навыки: взаимодействия с другими людьми, общения, эмпатии, решения конфликтных ситуаций и др.

Психологическое просвещение — одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы. Но, к сожалению, в настоящее время ей не уделяется должного внимания ни в практической работе, ни в исследовательской и методической работе. Этот пробел обязательно нужно восполнять.

Поскольку интерес к психологическим вопросам у людей был всœегда и в настоящее время он только усиливается.

И если информационное поле не будет обсуживаться профессионалами, образовавшийся вакуум обязательно заполнят шарлатаны, либо позиционирующие себя как высококвалифицированных психологов, либо занимающиеся разными оккультными практиками.

Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.

Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки. Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным.

Психологическая культура в нашем обществе находится на довольно низком уровне. А многие российские культурные стереотипы скорее противоречат нормам психогигиены. Также психологическая информация может выполнять функцию, так называемого, нормирования.

Такая информация снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, решиться попросить помощи или совета у окружающих. Иногда знания психологических законов, наоборот, помогает человеку осознать свою ответственность за то, что с ним происходит.

И естественно, психологическая информация позволяет людям более точно понимать себя и окружающих, процессы, происходящие в их деятельности и общении.

Идеальным результатом психологического просвещения является способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации. Внедрение психологических знаний в повсœедневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой.

Неудивительно, что многие (в том числе и профессиональные психологи) предпочитают игнорировать эти знания.

Именно в связи с этим формирование мотивации к использованию психологических знаний выделяется как отдельная важная задача психологического просвещения, без решения которой всœе остальные усилия по пропаганде психологических знаний вряд ли достигнут цели

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения и практическая ориентированность.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.

Читайте также

  • — Психологическое просвещение.

    Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания,… [читать подробенее]

  • — Психологическое просвещение

    Психологическая коррекция Психотерапия     Предмет воздействия психолога — состояние клиента (негативные психологические состояния, психологический дискомфорт)     Предмет воздействия психолога – отклонения от нормального… [читать подробенее]

  • — Психопрофилактика и психологическое просвещение

    Основные направления в работе психолога. Лекция 3. Вопросы на повторение и закрепления пройденного на занятии учебного материала. 1. Назначение учебных стрельб. 2. Организация и проведение учебных стрельб. 3. Оценка огневой подготовки 4. 1 – 5 упражнения стрельб… [читать подробенее]

  • — Психопрофилактика и психологическое просвещение

    Основные направления в работе психолога. Лекция 3. Вопросы на повторение и закрепления пройденного на занятии учебного материала. 1. Назначение учебных стрельб. 2. Организация и проведение учебных стрельб. 3. Оценка огневой подготовки 4. 1 – 5 упражнения стрельб… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/835480

    Ссылка на основную публикацию