Автономная речь — психология

Автономная Речь — это… Что такое Автономная Речь?

Автономная речь - психология

  • автономная речь — Этимология. Происходит от греч. autоnomos самоуправляющийся. Авторы. Проанализирована в исследованиях Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. Категория. Один из ранних этапов развития речи ребенка. Специфика. Характеризуется тем, что слова или слоги,… …   Большая психологическая энциклопедия
  • АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ — АВТОНОМНАЯ (от греч. autos – сам + nomos – закон) РЕЧЬ. Один из ранних этапов развития речи ребенка (выделен Л. С. Выготским и А. Р. Лурией). Выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, искажаются,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Автономная речь —     один из ранних этапов развития речи ребёнка (выделен Л.С. Выготским и А.Р. Лурией). А.р. выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения. А.р.… …   Педагогический терминологический словарь
  • Автономная речь — речевая активность детей на той стадии её развития, когда они механически повторяют слова и высказывания окружающих, не понимая содержания сказанного …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия
  • речь автономная — согласно Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии и пр. один из ранних этапов развития речи ребенка, характерный тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются например, за счет повторения. Речь автономная… …   Большая психологическая энциклопедия
  • АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ — (англ. telegraphic speech) один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Син. телеграфная речь. По форме «слова» А. р. это по большей части результат искажения детьми слов …   Большая психологическая энциклопедия
  • речь автономная детская — один из ранних этапов развития речи ребєнка, переходный к овладению речи взрослых. По форме «слова» Р. а. д. являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, «ко ко» вместо «молоко», «кика» вместо …   Большая психологическая энциклопедия
  • Речь Посполитая — ← …   Википедия
  • АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… …   Православная энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/69

Развитие речи. Начало начал – автономная детская речь

Развитие речи. Начало начал – автономная детская речьСкляренко Элина Олеговна

Понятие «автономной детской речи»
Своеобразие «автономной речи»
Почему детская речь называется автономной?
Автономная детская речь — необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.
Когда нормальный ребенок переживает период автономной детской речи?

Малыш протягивает ручонки: «Дай — абу- гу!» Мать: «Сейчас возьму, мой хороший……….» ….. что поразительно, они великолепно

понимают друг друга!

Понятие «автономной детской речи»

Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Любая мать сталкивается с первыми «гу», «абу», «ав», «гули», «мо-мо» и пр., а ведь это своеобразный язык ее малыша, который называют «автономной детской речью». Это первые шажки в развитии детского мышления и речи.

Когда появляется такой автономный язык у ребенка? Все это очень индивидуально. Если один малыш хорошо пользуется отдельными словами или звуками уже в 6-8 месяцев, то другой будет впервые их произносить только к году, или даже позже.

Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был, Чарлз Дарвин, который прямо не занимался вопросами развития ребенка, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел вычленить «автономную речь» у ребенка, следя за развитием своего внука.

Своеобразие «автономной речи»

Своеобразие «автономной речи» заключается в том, что, во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью.

Это обычно такие слова, как «ба-бу», «гу-га», иногда обломки наших слов. Это слова, которые по внешней, звучащей форме отличаются от слов нашего языка. Иногда они похожи на наши слова, иногда резко с ними расходятся, иногда напоминают наши искаженные слова.

Слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению.

Известный пример Дарвина часто цитируется в учебниках. Его внук, однажды, увидя утку, плавающую на пруду, подражая ли ее звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее «уа». Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде.

Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе, всякую жидкость, воду в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося это название из-за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа».

Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты (пуговки, медали), стали называться «уа».

Таким образом, если бы мы записали значения слова «уа» у ребенка, то мы нашли бы какое-то первоначальное значение, от которого происходят все остальные (утка на воде). Это значение почти всегда очень сложно. Оно не расчленено на отдельные качества, как значения отдельных слов, такое значение представляет собой целую картину.

С автономной речью никогда не происходит так, что ребенок умеет сказать «бутылочка», «молоко», что он умеет не только сказать и различить постоянные свойства предметов , но только из каприза продолжает говорить «мо-ко». На самом деле ребенку недоступны и наши слова, и наши понятия.

Отсюда можно вычленить две черты, которые выделяют автономную детскую речь из общего хода развития языка ребенка. Первое отличие — фонетическое строение речи, второе — смысловая сторона детской речи.

И третья особенность автономной детской речи, которую по достоинству оценил Дарвин — если эта речь в звуковом и смысловом отношениях отличается от нашей, то и общение с помощью такой речи должно резко отличаться от общения с помощью нашей речи. Ведь правда, пользуясь своей автономной речью, малыш может общаться только с теми людьми, которые понимают значение его слов – мамой, папой, бабушкой, или гувернанткой……….

Наконец, последняя, четвертая из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна.

Этот язык обычно аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь (у нас это осуществляется при помощи синтаксиса и этимологии).

Здесь господствуют совсем другие законы связывания и объединения слов — законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний, которые мы издаем иногда в сильном аффекте и волнении.

Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка:

«Прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь».

Почему детская речь называется автономной?

Это потому, что она построена, как бы по собственным законам, отличным от законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания. Поэтому она и получила название автономной.

Автономная детская речь — необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.

При многих формах недоразвития речи, при задержках речевого развития, автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. Например, задержка нередко выражается, прежде всего в том, что у ребенка затягивается период автономной речи до 2-3-4 лет…

Другие речевые расстройства в детском возрасте также приводят к тому, что автономная речь задерживается иногда на несколько лет и все же выполняет основную генетическую функцию, т. е. служит мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому.

В развитии нормального и аномального ребенка автономная речь играет существенную роль.

Иногда, считают, что на становлении (или формировании) автономной речи влияет неправильное или уменьшительное произношение слов близкими людьми.

Это не совсем верно, потому что «автономная речь» — это язык самого ребенка, ибо все значения устанавливаются самим ребенком. Ребенок создает свои «мо-ко», «бака» и пр. из обломков нормально произносимых слов.

Например, мать говорит «собака» — полное слово, а у ребенка получается «бака, абака» или что-то другое….

Но автономная речь не существует сама по себе. Наряду со своими словами (своей речью), у ребенка существует понимание и наших слов, т. е. ребенок до того, как начинает говорить, понимает ряд слов. Он понимает нами оформленные слова: «дай», «иди», «хлеб», «молоко» и т. д., и это не мешает наличию второй речи.

Автономная детская речь и ее значения вырабатываются при активном участии ребенка.

Когда автономная речь задерживается у ребенка, который достаточно хорошо понимает речь взрослых, возникает потребность в связной передаче, или построению фраз.

Но эти фразы из-за того, что речь лишена синтаксической связанности, мало напоминают наши. Они больше напоминают простое нанизывание слов или искаженные фразы нашего языка: «Ты меня взять» и т. д.

Автономная детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в развитии детской речи, но важный этап развития мышления маленькой личности, маленького ребенка. Прежде чем речь ребенка не достигнет определенного уровня развития, его мышление также не может перейти за известный предел.

Когда нормальный ребенок переживает период автономной детской речи?

Начинается это, обычно, в середине первого года жизни, а заканчивается на 2-3 году…. Каждый ребенок индивидуален, каждый ребенок — это личность, со своим сроком развития мышления и становления речи.

Источник: http://www.uaua.info/razvitiye/rebenok-0-1-god/article-9102-razvitie-rechi-nachalo-nachal-avtonomnaya-detskaya-rech/

Автономная речь ребенка, ее признаки и функции

Автономная речь ребенка, ее признаки и функции

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме, и по смыслу. Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них.

Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш), слова — обрывки слов взрослых («как» — каша, «па» — упала), слова — искажения слов взрослых, сохраняющие их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо), звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку.

Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Можно выделить ряд особенностей автономной речи. Автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, переживающего эту ситуацию. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Автономная детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.

Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Условия речевого развития.

Читайте также:  Вкус - психология

Переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется.

Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Этапы речевого развития.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи.

Пассивная речь. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. Речь взрослого, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.

К этому времени ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий.

Тем не менее, примерно до 1,5 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря.

Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. Все это — имена существительные, и они обычно приобретаются в течение второго года жизни. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам.

Активная речь. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года.

К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов.

В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.

Грамматика речи. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко.

После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать.

Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его.

Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.

Предложения. Вначале ребенок пользуется однословными предложениями, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией.

Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание.

Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

В этом возрасте дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

Грамматика речи. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний.

К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов.

Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Ты — большая, а я маленький.

Когда я буду длинный— до ковра… до лампы… тогда я буду большой».

Самое важное приобретение речи ребенка на третьем этапе речевого развития — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

Функции детской речи.

Коммуникативная функция детской речи связана с использованием речи как средства общения, управления поведением других людей и саморегуляцией. В возрасте от года до трех лет расширяется круг общения ребенка — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

Что проговаривает ребенок, общаясь со взрослыми? В основном, практические действия ребенка или ту наглядную ситуацию, в которой протекает общение. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе.

Когда же ребенок вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. Семантическая функция детской речи связана с определением смысла слов и приобретением словами обобщенных значений.

Между одним и тремя годами жизни ребенка существует этап речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их количество относительно невелико, от 3 до 7% словарного запаса ребенка. Далее происходит распад многозначных слов, слова в речи ребенка приобретают устойчивые значения.

В возрасте от одного года до 1,5 лет в речи ребенка можно выделить ступени развития словесных обобщений. На первой ступени ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам.

На второй ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т. е. по той роли, в какой предметы используются в детской игре.

Третья ступень характеризуется умением вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу и независимые от ситуационного, функционального использования данных предметов.

Познавательная функция речи. Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. В 2-3 года, возникает понимание речи-рассказа.

Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.

Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.

Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.

Источник: https://cyberpedia.su/13xa17e.html

Виды и функции речи. Функции речи в психологии :

Виды и функции речи. Функции речи в психологии :

Речь — это деятельность человека с помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.Она появилась в процессе совместной трудовой деятельности и постоянного обмена информацией. В то же время появились и первые функции речи.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи.

Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика.

Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки.

Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Теории возникновения речи у людей

С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист — звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения.

Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли.

В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Внешняя речь

Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.

Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Функции, которые выполняет речь

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Функции стилей речи

Выделяют пять основных стилей речи:

  • Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
  • Публицистический – выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
  • Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
  • Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
  • Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.

Особенности речи ребенка

Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи.

Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов.

Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.

На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные.

Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

Источник: https://www.syl.ru/article/169434/new_vidyi-i-funktsii-rechi-funktsii-rechi-v-psihologii

Автономная речь в нормальном

P. E. Левина

И ПАТОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА1

Цель этой главы — выявить черты сходства и разли­чия автономной детской речи, которая имеет место при всяком нормальном развитии между одним и двумя годами жизни, и автономной речью, возникающей на почве дефекта при цент­ральном нарушении.

Ввиду того что данное исследование про­водилось на материале детей, обладающих последней формой автономной речи, такое сопоставление представляется нам не­обходимым. Оно поможет нам более точно оценить, какие из най­денных нами закономерностей могут рассматриваться как об­щие законы речевого развития и что должно быть отнесено за счет патологичности процесса.

А в этом последнем случае мы не можем не интересоваться выводами, относящимися к пони­манию природы самой патологии речи как таковой.

Мы не будем вдаваться здесь в специальный анализ автоном­ной речи в раннем возрасте. Здесь мы попытаемся лишь изло­жить результаты сопоставления той и другой формы автоном­ной речи, как они наметились при сравнительном анализе.

Начнем с указания моментов, характеризующих сходство обе­их форм речи. Первое, что представляется одинаково бесспор­ным в том и другом случае,— это факт автономности.

И это определяет основное: в обоих случаях перед нами своеобразное звучание, своеобразное грамматическое и синтаксическое пост­роение, своеобразные значения слов с типичным для автоном­ной речи феноменом многозначности.

Короче, в том и другом случае — это речь, построенная не по общим законам, а по своим собственным.

Вторая черта, роднящая ту и другую автономную речь, заклю­чается в ограниченных возможностях общения с ее помощью.

Об­щение с помощью речи в том и другом случае осуществляется только с людьми, очень близко соприкасающимися с ребенком.

Эта особенность, вытекающая из ситуативной природы автоном­ной речи, в обоих случаях приводит к тому, что понимание ее возможно лишь через переводчика, который восстанавливает «ис­торию» каждого слова, как бы раскрывает его шифр.

1 Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях. М. 1936, стр. 59—67.

Третий момент, устанавливающий психологическое родство этих двух форм автономной речи, заключается в промежуточ­ном характере ее по сравнению с доречевым и чисторечевым периодами общения.

В обоих случаях это период, который ле­жит на пути развития ребенка, прежде чем он овладевает нор­мальной речью.

Эти черты в сущности исчерпывают главное в психологической характеристике феномена автономной речи, и, как видим, они в одинаковой мере присущи той и другой ее форме.

Однако мы не можем ограничиться указанием на одно только сходство, несмотря на то что оно является преобладающим. Не в меньшей, а может быть, в большей степени нас должно здесь интересовать то, что отличает автономную речь в патологичес­ких случаях от автономной речи, протекающей в нормальном развитии.

В общем виде мы могли бы сформулировать основное своеобразие автономной речи у наших испытуемых как своеоб­разие, обусловленное фактом включения в иную структуру лич­ности.

Отсюда все особенности автономной речи, выступающей здесь как симптом дефекта в отличие от нормы, где она возни­кает как атрибут развития.

Попытаемся конкретизировать сказанное на тех же чертах автономной речи, на которых выявилось их сходство. Начнем с первого. Не подлежит сомнению, что звуковой состав автоном­ной речи создает почти идентичную внешнюю картину сходством своеобразной фонетики. Различие здесь может быть установле­но только при более тонком исследовании.

Оно обнаруживает себя в большей сложности звучания слов в некоторых наших случаях, в более четкой артикуляции звуков; это возможно бла­годаря большей произвольности мускулатуры моторного аппа­рата, благодаря более развитым процессам подражания и т. п. Как видим, эти различия в данном пункте не касаются принци­пиальной его стороны.

Гораздо больше отличительных черт мы находим в запасе слов наших испытуемых, который значительно превосходит сло­варь нормального ребенка с автономной речью. Если там за­пись всех слов (10—12 слов), которыми владеет ребенок, не пред­ставляет никаких затруднений, то здесь записать весь словарь ребенка-«автономика» в некоторых случаях почти не представ­ляется возможным.

Это находится в прямой связи с иной ступенью в развитии прочих психологических функций в данном возрасте. К 6—7 го­дам мы имеем дело с совершенно другими возможностями

запоминания, восприятия и т. д. Эти функции при том уровне развития межфункциональных связей, на котором стоит ребе­нок с автономной речью, представляются в дошкольном возрас­те более зрелыми, чем у ребенка 1'/. лет.

Благодаря этому значительно расширяются возможности ре-бенка-«автономика» внутри самой автономной речи. В рамках той же ситуационности становится возможным большее насы­щение слова образами, становится возможным более богатый состав речи.

Припомним речь сына Штумпфа, слово которого, оставаясь в полной мере ситуационным, обладало, однако, дву-мя-тремя звеньями, восстанавливающими сразу несколько эле­ментов ситуации. Припомним называние картинок Сашей С, при котором он изображал целую картину, встававшую в его памяти. Все это, разумеется, недоступно ребенку 1—2 лет.

Си­туационное значение, его слова гораздо более бледно, мало на­сыщено выразительностью и очень беспомощно.

По той же причине дети с автономной речью в 6—7 лет обладают более богатым синтаксисом, который продолжает ос­таваться в сфере той же психологической сущности автоном­ной речи, но обнаруживает при этом ряд своеобразных форм, возникающих благодаря компенсаторно-творческому развитию.

Вторая общая особенность — ограниченность общения с по­мощью автономной речи в том и другом случае—заключает в себе, однако, и некоторые черты различия: и та и другая тре­буют переводчика, но у старших детей на помощь приходит бо­лее развитая мимика, благодаря которой возникает возможность лучше и полнее воссоздавать, дорисовывать ту зрительную си­туацию, которую ребенок отражает в слове. Но и это, мы долж­ны подчеркнуть, принципиальной разницы между обеими фор­мами не создает.

Главные черты различия лежат в третьем моменте. Именно в том, какое место автономная речь занимает в развитии ребен­ка здесь и там, в ее судьбе. Попытаемся в этом разобраться подробнее.

Мы уже говорили о том, что в обоих случаях автономная речь возникает обычно на фоне полного отсутствия речи и ис­чезает с переходом к речи нормальной.

Что касается периода, предшествующего появлению автономной речи, то в нормаль­ных случаях он измеряется И —12 первыми месяцами жизни.

В патологических же случаях он протекает сложнее: иногда этот период просто измеряется большим промежутком времени; ав­тономная речь может возникнуть на 3-м, 4-м году жизни, иног­да она возникает после полной потери речи в результате мозго-

вого заболевания. Период, протекающий в условиях либо рече­вого недоразвития, либо речевого нарушения, предшествующий появлению автономной речи, создает и общую задержку в раз­витии сознания ребенка, в его личности.

И несмотря на то что мы встречаем здесь более развернутые формы доречевых спо­собов общения {естественные для большего доречевого стажа) — указательный жест, мимику, драматизацию и т. п., они достига­ют лишь такого развития, которое позволяет возникнуть только автономной речи.

Возникает и сохраняется автономная речь толь­ко благодаря тому, что она как нельзя лучше соответствует не­развитому мышлению такого ребенка. Это тоже относится к мо­ментам, психологически роднящим ребенка раннего возраста с ребенком с нарушением речи, стоящим на пороге автономной речи.

Совершенно другое мы должны сказать, переходя к осве­щению момента перехода к нормальной речи. При этом высту­пают совершенно особые факторы, обусловливающие тенденции речевого развития и судьбу автономной речи в патологических случаях.

Как в норме, так и в патологии происходит переход автоном­ной речи в нормальную. Но огромная разница заключена в пути, по которому происходит этот переход, в той направленности и тенденциях, которые выявляет автономная речь в обоих случаях.

В норме у ребенка 1—2 лет, стоящего на ступени автоном­ной речи, переход к нормальной речи составляет естествен­ную тенденцию речевого развития, возникающую из процесса взаимодействия с речью окружающих.

Переход к нормальной речи происходит бессознательно и выражается в том, что вме­сте с развитием автономной речи (как и во всяком нормаль­ном развитии) нарастает и отрицание ее, возникает перера­ботка автономной речи в нормальную (пример: слово «у», обо­значающее автомобиль, к 2 годам во множественном числе меняет свою форму, приближаясь к взрослой речи,— «уи», «нака» — хороший, во множественном числе — «наки».) Значе­ния слов при этом идут впереди фазической стороны. Появле­ние новой формы слова знаменует здесь созревание и нового понятия.

Далее, ребенок 1—2 лет не осознает неполноценности свое­го общения при помощи автономной речи. Он предполагает, что понятное ему должно быть понятно всем. К тому же среда предъявляет к такому ребенку требования, не превосходящие его возможностей, и, следовательно,-не возникает даже почвы для сознания неполноценности своей речи.

Не то у ребенка, автономная речь которого возникает на по­чве дефекта.

Как и во всяком развитии, протекающем при на­личии дефекта, путь к нормальной речи в наших случаях идет сверху через осознание, и это составляет основное отличие пато­логической автономной речи от нормальной.

Разумеется, некото­рые процессы развития и здесь идут снизу вверх (это отличает наши случаи от случаев нарушений у взрослых), но они дви­жутся тоже с помощью высших механизмов.

Ребенок-«автономик» приходит к отрицанию автономной речи сверху и приобщается к нормальной речи с помощью сознатель­ного выбора и специального конструирования взрослых слов.

«Динь-динь, тьфу — трамвай»,— говорит один из них, впол­не сознательно замещая автономное «динь-динь» нашим словом «трамвай».

«Каселят, нет — шоколад»,— говорит другой, долго шепча сло­во «шоколад» перед тем, как произнести его.

Произнесением этих слов ребенок тоже овладевает с боль­шими усилиями, чисто произвольно пользуясь вспомогательны­ми логопедическими приемами. Поэтому овладение словом еще не означает овладения понятием.

Основной двигатель речевого развития в норме, а именно общение, взаимодействие с окружающей речью здесь в силу де­фекта нарушен. Отсюда измененными оказываются и законы развития.

Наш ребенок не может не осознавать неполноценности сво­его общения, которое становится главным импульсом его рече­вого развития. Среда предъявляет к нему уже совершенно иные, соответствующие 7—8-летнему возрасту требования.

Приведем отрывки из педагогической характеристики Л. П. Го-лубевой, относящейся к одному из наших детей:

«Своего дефекта — отсутствия речи — он как бы не замеча­ет в обычной обстановке, среди своих. Он все время разговари­вает, рассказывает.

Но если что не понимаешь у него или дела­ешь вид, что не понимаешь, он начинает сердиться, вспыхива­ет, лицо краснеет, губы надуваются, он машет рукой — «ну не»,— и еще что-то сердито бормочет.

При посторонних же момен­тально свертывается, замыкается, голос у него становится очень тихий, оживление, столь ему свойственное, пропадает, и добиться от него чего-либо очень трудно, в особенности речевых реак­ций».

«Шура обидчив. Если его обойдешь, или ему что не дашь, или не выполнишь требования — отворачивается, надувает губы,

лепечет, причем голос становится грубым, а иногда даже пла­чет, но переключить большей частью можно довольно быстро».

«У него очень большой интерес к речи. С большим стара­нием проделывает горловые и артикуляционные упражнения, ои сам подходит и спрашивает, как тот или другой предмет назы­вается, с большим вниманием тогда смотрит на рот и повторяет за мной несколько раз подряд, добиваясь правильности. И как бы много этих повторений ни было, он не отказывается от них».

Данные слова, которые он уже может отраженно и затем один произнести, он повторяет и требует тогда подкрепления. Но, будучи ущемленным неполноценностью общения, «автоно­мик» не понимает сути его, не понимает, что между ними и окружающими стоит различное значение слова.

Наше слово он строит сознательно, стараясь воссоздать его звучание. За таким словом, разумеется, может не стоять движе­ние к соответствующему понятию. Значение такого слова мо­жет лишь постепенно перерастать в понятие.

Путь овладения нормальной речью не совпадает здесь с тен­денциями патологического развития. Последнее стремится идти по пути компенсаторного развития. В наших случаях — это путь развития автономной речи внутри себя. Соответствуя возмож­ностям мышления «автономика», она осуществляет все заложен­ные в ней возможности, творчески исчерпывая себя.

Итак, основное отличие автономной речи, возникающей на почве речевого дефекта центрального происхождения, заключа­ется в том, что она включена в личность, функционирующую по совершенно другим законам.

Охватывая период в несколько лет, автономная речь в патологии раскрывается перед нами как свое­образный путь компенсации, при которой развернутыми оказыва­ются все возможности, лежащие в природе автономной речи.

Мы должны учесть то весьма важное обстоятельство, что процесс овладения нормальной речью идет в этом случае со­вершенно по-иному, чем в норме. Поэтому закономерности раз­вития речи ребенка-«автономика» не могут помочь нам устано­вить законы развития, которые мы наблюдаем в норме.

Однако все то, что говорилось о развитии автономной речи как о есте­ственной в патологии тенденции, создает, нам кажется, исклю­чительные условия для изучения природы автономной речи. «Па­тология есть ключ к изучению нормы».

Углубляясь в генез яв­ления, мы получаем исключительный по яркости и убедительности материал.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3855273-avtonomnaya-rech-v-normalnom/

Этапы первичного освоения языка. Автономная детская речь | Методические разработки | Педагогическое мастерство / конкурсы для педагогов и воспитателей

Автор: Сафина Любовь Александровна

Организация: ГБОУ Школа № 1376

Населенный пункт: г. Москва

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития. Однако овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов.

На первом году жизни речи еще нет. Ее заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации.

 На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.

 Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».

«Детский язык» отличается от взрослого, во-первых, звучанием слов, а, во-вторых, их значением. Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов.

Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например «адика», «капа», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и т.д.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок.

Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний.

Другая особенность детских слов — своеобразие их значения. Ни одно из слов детской речи не может быть правильно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Например, ребенок может называть словом «кх» самые разные предметы — кошку, шубу, мамины волосы, одеяло — словом, всё мягкое и пушистое. 

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во «взрослом» смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Настоящие слова.  Определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто.

Есть дети, которые уже в 11–12 месяцев говорят более 100 слов, а бывает  когда до 3 лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

 До определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается.

Ребенок может вплоть до двух лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова — либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепета.

И все-таки, при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается. Обычно у таких детей переход к активной речи происходит внезапно.

Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, он рано или поздно заговорит.

Почему ребенок начинает говорить? Слово — это, прежде всего, знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т.е. его значение.

Если такого предмета нет, если мать и  ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова.

Если же мама играет с ребенком в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления.

 Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия:

1) потребность в общении со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Первоначально у малыша нет никакой потребности называть предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и передать ее может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

 На первом этапе таким центром является предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства.

Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение (дай-дай-дай) и другие способы воздействия.

Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако, если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации становилось именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции.

Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и видит нужное слово.

Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно появляются первые попытки произнести слово.

Без достаточно развитой потребности в общении с взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, который превращает слово в предмет  внимания ребенка.

Поэтому очень важно в этом возрасте больше разговаривать с малышом, обсуждать повседневные действия, рассказывать и читать детские стишки, потешки и т.д. Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В этом возрасте происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

 Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены.

Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью.

Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.

Подведем итог вышесказанного. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Необходимо, чтобы речь взрослых соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности.

Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

Так же, важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Список используемой литературы:

  1. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.
  3. Иванова С.Ф.   Речевой слух и культура речи   Москва, Просвещение, 1970 г    
  4. Максаков А.И.   Правильно ли говорит ваш ребенок  Москва, Просвещение, 1988 г.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  6. Фомичева М.Ф.   Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

Источник: http://www.pedm.ru/categories/10/articles/816

Ссылка на основную публикацию