Игнорирование указаний родителя (подросток) — психология

Ребенок игнорирует родителей. Как восстановить контакт?

Игнорирование указаний родителя (подросток) - психология

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

0 6036 16 Июня 2015 в 21:57

Когда в семье появляется ребенок, мы, родители, уверены, что уж своего малыша мы знаем лучше всех. Вкладывая все сердце и душу в воспитание подрастающей личности, мы отдаем ребенку то, чего никогда не имели сами.

Стараясь идти в ногу со временем, мы изучаем новейшие методики воспитания, не жалеем денег на развивающие игрушки, обучающие материалы, именитых педагогов и платные школы.

Иногда балуем ребенка подарками и развлечениями, особенно когда хочется отметить первые успехи малыша.

Все вроде бы идеально: взаимопонимание, доверие, общение.

Но чем старше становится ребенок, тем больше он начинает отдаляться. Чем ближе пресловутый период пубертата, тем он все чаще молчит, погруженный в свои мысли, все меньше делится своими успехами или огорчениями. Совместное времяпрепровождение его не радует, он больше хочет побыть один, начинает ощущаться проблема в общении, растет стена между подростком и его родителями.

Ребенок слушает, но не слышит, понимает, но игнорирует, находится рядом, но не раскрывается. Любые просьбы его раздражают, предложения отвергает, вопросы пропускает мимо ушей. Он витает в облаках где-то далеко, в своем мире, впуская в него отдельных людей, но только не родителей.

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

А может ли это быть чье-то дурное влияние? Как узнать, не попал ли ребенок в секту или банду, не принимает ли наркотики? Или это, может быть, депрессия, гормональный сдвиг, неразделенная любовь или травля в школе?

Обычные родительские опасения «через себя»: вот я таким не был, чего ему не хватает, это все телевизор/приставка/телефон/Интернет/улица — практически никогда не отвечают действительности. К тому же принудительные разговоры «по душам» и с пристрастием тоже не приводят к ожидаемым результатам.

Звуковой ребенок всегда загадка, даже для него самого! Чаще всего он сам не знает, что с ним происходит. Ему просто плохо, просто негативное состояние души, постоянно чего-то не хватает или ничего не хочется. Он ищет ответы и подсознательно понимает, что у родителей без звука он этих ответов не найдет.

Не потому, что они глупые или он их не любит, а потому что просто они другие и этих ответов у них нет. Поэтому и тянется к таким же звуковикам. Хорошо, когда попадется здоровый и развитый звуковик, учитель физики или астрономии, а что если попадется фанатик?.. Все бывает.

Или же депрессирующий социопат, который предложит поискать ответ в наркотиках?..

Родительские репрессии

Наши выводы о плохих компаниях, подозрительных знакомствах, негативном влиянии Интернета и тому подобное наводят нас на мысль исключить это самое влияние. Желая ребенку только самого лучшего, мы нередко делаем только хуже.

Изоляцию, даже полную, звуковик перенесет совершенно безболезненно. Однако! Подобное положение вещей даст ему абсолютно оправданный повод еще больше уйти в себя, погрузиться в свои мысли, утвердиться в собственной странности / исключительности / гениальности / чуждости этому миру / непонятости и отвергнутости — любой из вариантов плох.

Почему?

Чем глубже и дольше звуковик в себе, тем меньше у него желания оттуда выйти. Подобные самопогружения не дают звуковому подростку никакого наполнения.

Ему там хорошо не потому, что так он думает или развивается, а потому что таким образом он уходит от еще более болезненной реальности. Это своего рода побег. От себя и от жизни.

Ведь здесь тяжело, неприятно, больно, ландшафт давит. В себе тоже не особенно хорошо, но в реале все равно больнее.

Если маленький звуковик не знает другой альтернативы, то будет бежать туда, где меньше болит.

Вот в этом и выход! Здесь и ответ на все родительские терзания.

Дайте! Дайте ему эту альтернативу! Покажите другой вариант развития событий, другой, более действенный способ наполнения потребностей звукового вектора, пусть попробует реальное наслаждение от удовлетворения своих свойств.

Даже если у вас самих нет звукового вектора, теперь вам доступно системное мышление, дающее возможность глубокого понимания потребностей и желаний звуковика. Само это понимание ощущается вашим звуковичком подсознательно. Прежняя смесь непонимания, страха за ребенка, разочарования в нем, в себе, отчаяния и обиды меняется полным пониманием происходящего.

Он чувствует, что теперь вы с ним на одной волне, вы способны говорить с ним на одном языке и быть понятыми друг другом. Вы чувствуете его страдания, как свои, а значит, вы реально можете разделить их с ним.

Рядом с вами ему становится легче, чем наедине с собой, в той странной компании или виртуальной игре. Теперь ЗДЕСЬ ему лучше, чем ТАМ.

Теперь ваши слова не пустой звук, выдергивающий из спокойного болота зоны комфорта, а что-то имеющее смысл…

Что-то впервые отвечающее на его внутренний незаданный вопрос, намек на то, что именно здесь, в реальной, окружающей его жизни и есть ответы. Ведь только здесь он может получить то, что ищет глубоко в себе, от чего бежит в виртуальный мир, от чего страдает и считает себя странным, не любит шумное веселье и бесконечное общение, стремится к уединению и постоянно пытается разобраться в себе.

Риски звукового пубертата

Звуковым детям XXI века сегодня сложнее всех. Рождаясь заведомо с высоким потенциалом, они не могут найти для себя возможности реализовать звуковые свойства, воплотить свои желания, удовлетворить психологические потребности.

Наряду с этим ошибочное воспитание без учета особенностей психики звукового ребенка делает его развитие весьма проблематичным. Общее состояние звуковиков ухудшается. Именно с этим связан постоянно возрастающий уровень аутизма, подростковых депрессий, наркомании и даже суицидальных наклонностей в современном обществе.

Период пубертата для любого ребенка — самое сложное время. Переход от детства ко взрослой жизни, от ощущения защищенности и безопасности рядом с мамой к чувству ответственности за свою жизнь.

Первые решения, победы или поражения, воодушевления или разочарования, новые чувства, перспективы, надежды и мечты.

Однако для звуковика сложности периода пубертата могут быть опасны для жизни в большей степени, нежели для других детей.

В связи с этим первые сигналы того, что ребенок все чаще уходит в себя, игнорирует родителей, не стремится к общению со сверстниками, говорят о том, что пришло время показать ему другое наполнение звукового вектора.

Нехватки растут, желания болят и требуют удовлетворения, врожденные свойства жаждут быть реализованными. Ребенок ощущает негативное состояние, ему плохо, и он сам не знает почему. В этот самый период ваш потенциально гениальный малыш больше, чем когда бы то ни было, нуждается в помощи.

Именно в грамотном системном подходе в воспитании ребенка со звуковым вектором, а не слепой мамочкиной заботе «через себя».

Сегодня быть родителем означает быть способным вырастить счастливого человека, полноценного члена общества, развитую и реализованную во всех отношениях личность, а не просто прокормить, одеть, устроить в школу и следить, чтобы не промочил ноги.

Без системной помощи психологически грамотных родителей современному ребенку достаточно сложно развиться самостоятельно, ведь высокий врожденный темперамент предусматривает реализацию на самом высшем уровне.

Но мы, как родители, можем помочь в этом своим детям, обеспечив с раннего детства адекватные условия для развития, владея системным мышлением, мы способны мягко направить и ненавязчиво заинтересовать наиболее перспективным вариантом для реализации врожденных свойств малыша.

Будущее человечества за ними, за этим странным и удивительным поколением Z, поколением XXI века, но будущее каждого из этих детей сегодня зависит от нас, их родителей.

Узнать детально особенности воспитания звуковых детей можно на тренинге по системно-векторной психологии.

Уже скоро пройдет онлайн-курс бесплатных вступительных лекций.

Вход свободный.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/rebenok-ignoriruet-roditelei-kak-vosstanovit-kontakt

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

Читайте также:  Ложный синдром заниженной самооценки - психология

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: http://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

10 советов для родителей подростков

10 советов для родителей подростков

Когда речь заходит о подростковом возрасте, почему-то сразу возникает мысль о проблемах, о том, как сложно «достучаться» до подростка, найти общий язык, быть авторитетом для него.

Так ли это на самом деле? Каждый родитель должен понимать, что подростковый период – это переходной период от детства во взрослую жизнь.

Вашему ребенку также тяжело, как и вам, поэтому ваше чуткое отношение особенно важно в этот период.

Если вы морально готовы к неизбежным изменениям изменения и будете правильно на них реагировать, вполне вероятно, что и подростковый возраст будет для вашей семьи счастливым воспоминанием.

1. Личное пространство

Каждому человеку необходимо его личное пространство, на которое никто не посягает (вам ведь не понравится работать под пристальным взглядом начальства).

Запретите себе наводить порядок в его комнате, перекладывать вещи, подслушивать его разговоры, читать его смс или личные дневники. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным человеком, то нужно учиться давать ему свободу.

А все начинается с предоставления ему личного пространства. Тем не менее, старайтесь проводить достаточно времени со своим ребенком.

Обсуждайте его интересы, интересуйтесь его друзьями в ненавязчивой форме, устраивайте совместные мероприятия, напрммер, поход на выходных или катание на лыжах. Приглашайте его друзей в дом, приготовьте что-нибудь вкусненькое или хотя бы закажите пиццу. Старайтесь быть другом своему подросшему ребенку.

2. Взаимное доверие

Давая определенную свободу, давайте ему больше обязанностей в семье. Учите ребенка доверию и учитесь общаться с ним на равных, как со взрослым человеком, но старайтесь оставаться для него авторитетом (примером для подражания). Если ему нельзя пиво, то и вам его нельзя пить.

Часто подростки лгут и, конечно же, вас переполняет негодование, но прежде, чем вы начнете вашу поучительную лекцию, задайтесь вопросом: «Почему он солгал». Возможно, вы были не готовы услышать правду, какой бы она ни была, или же ребенок знает, что правда принесет вам боль, а он этого не хочет.

Сейчас самое время установить несколько простых правил. Например, скажите вашему ребенку, что если она попал в какую-то неприятную ситуацию, то вы должны о ней знать, чтобы помочь ему, ведь вы его любите и всегда будете на его стороне.

Подростку легче довериться вам, если он знает, что вы будете на его стороне, несмотря ни на что.

Сейчас  ваш ребенок нуждается в вас не как в родителе, а как в советчике. Только не навязывайте свое мнение или свое видение, мы все имеем право на ошибки. Ваша задача направлять и поддерживать, а не указывать и следить. Попробуйте выступить в этой новой роли и посмотрите, как преобразятся ваши отношения.

3. Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому.

Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д.

Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать  покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

4. Современные технологии

Сотовый телефон может помочь вам оставаться на связи с вашим подростком, но вы все равно должны контролировать, как и когда он используется.

Во-первых, установить ежемесячный лимит на звонки, после того, как лимит исчерпан, только входящие звонки возможны, таким образом, вы приучите вашего подростка более обдуманно использовать телефон.

Во-вторых, не покупайте новый телефон, чаще, чем раз в 2 года. Если с новым телефоном что-то случилось (потерял, уронил), купите самый простой и дешевый, чтобы можно было только звонить (без игр, интернета и прочих наворотов). Этим вы прививаете бережливое отношение к вещам и наглядно показываете, что у вас нет возможности покупать ему новые игрушки по первому требованию.

В-третьих, подростки любят ставить на свои телефоны и почты пароли, объясните, что от родителей нечего скрывать, это одно из проявлений доверия.

Кроме того, есть на мобильных такая услуга как родительский контроль, с помощью которой можно установить ограничения, например, что телефон вашего ребенка не может отправлять или получать звонки или смс с 23.00 до 7 утра или во время уроков. А еще можно отслеживать местонахождение вашего ребенка. Объясните, что это не шпионаж, а не подлежащие обсуждению меры безопасности.

Также потратьте время, чтобы обсудить безопасности в интернете, например, почему не стоит оставлять свои телефоны и адреса в интернет, отправлять свои откровенные фото, или дружить с людьми, которых ваш подросток не знает в реальной жизни.

5. Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия — такие, как спорт, музыка или искусство — таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень.  Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию.

У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию.

А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

6. Скажите «Нет» моде

Как правило, родители хотят все лучшее для своих детей и не жалеют для этого денег. Этим успешно пользуются продавцы товаров и сами дети. Идя на поводу чужого мнения, капризов и требований, не получаете пользы, ни вы, ни ваш ребенок.

Вы не получаете, потому что купив очередную брендовую обновку, вы в очередной раз забыли о себе и своих желаниях.

А подросток не извлечет от этой покупки пользу, потому что знает, стоит ей попросит/потребовать, как появится другая одежка (вещь), к тому же мода такая изменчивая и эта вещичка скоро забудется.

Ваша задача объяснить ребенку, что не одежда красит человека и уж тем более не название бренда. Можно покупать новые, красивые, но не такие дорогие вещи. А если так сильно хочется брендовую вещь, то подождать скидок или начать копить на нее, отказывая себе в других радостях (поход в кино) или же подрабатывая.

Еще один вариант, научить подростка шить себе одежду. Кто знает, может из вашего ребенка получится классный дизайнер в будущем.

Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя  разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности. Помогите своему ребенку красиво самовыражаться, даже, если это противоречить вашему собственному стилю.

7. Ваш подросток и секс

Ни для кого не секрет, что уже со школьного возраста мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу. К сожалению, половые отношения с каждым годом все более и более ранние. И происходит это потому, что с детьми никто не разговаривает на эту тему, не объясняет, чем все это может закончиться, не контролирует, чем ребенок занимается после школы.

Найдите время и возможность обсудить с вашим ребенком эту щекотливую тему, объясните о возможных последствиях (инфекциях, беременности), о ненадежности подростковых отношений, о проверке временем и т.д. Расскажите свой опыт или опыт знакомых, которых ваш подросток может знать. На меня лично подействовала просьба мамы подождать до 18-ти, а там уже мне решать, что и как.

8. Комендантский час

Комендантский час важен по очевидным причинам. Он не только позволяет родителям спокойно поспать, но также защищает подростков от опасностей, которые происходят чаще всего после полуночи.

Подростки очень не любят правила и ограничения, но без дисциплины никуда.  Введение комендантского часа должно соблюдаться всеми.

Не устанавливайте приблизительное время комендантского часа, только четкое время. Например: «К 23.00 быть дома, можно раньше, если позже, то заставишь своих родителей волноваться за тебя лишних 5 минут и больше и подорвешь доверие к тебе. В следующий раз нам будет сложнее тебя отпускать».  

Иногда ваш подросток будет просить продлить комендантский час, это нормально, идите на компромиссы. В идеале, этот компромисс должен быть оговорен заранее. Если ваш подросток звонит за 20 минут до его комендантского часа и просит провести ночь в другом доме, то могут быть проблемы.

Если ваш подросток приходит домой после назначенного времени без разрешения, дайте ему шанс объясниться. Даже если у ребенка веская причина, все равно должно быть следствие. Решите заранее, в чем и насколько вы ограничите подростка.

Вы можете запретить смотреть телевизор, не пустить на дискотеку или не покупать новую вещь в этом месяце. Если ваш ребенок пришел пьяным или есть подозрение на наркотики, последствия должны быть более серьезными.

Четко следуйте правилу справедливости и последовательности.

9. Подросток и школа

В подростковом возрасте все тяжелее учится и все меньше желания ходить в школу. Тем не менее, это нужно и ваша задача объяснить для чего это нужно. Не ругайте за плохие оценки и не грозите ужасным будущем, помните, что все гении были троечниками. Вы должны объяснять важность знаний, мотивировать к самообучению, предлагать интересные книги, самому регулярно заниматься с ребенком.

Если у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или с кем-то из учителей, есть смысл перевести вашего ребенка в другую школу. Мне лично это очень помогло. Меня перевели посреди учебного года (перед Новым годом) и к концу учебного года я стала хорошисткой из троечницы, а дальше больше. Новые друзья, новые интересы, новая прическа, новая жизнь. Иногда нужно все кардинально менять.

10. Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

— Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору. — Слушайте больше, чем говорите.- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает. — Объясните, почему применяете то или иное наказание.

Читайте также:  Психологическая травма, психотравма - психология

— Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/school/teen/77-10-sovetov-podrostok

Как родителям воспитывать подростка — контроль опека

Как родителям воспитывать подростка — контроль опека

Часто возникает вопрос: как родителям воспитывать подростка, и каковы должны быть контроль и опека. Для того, чтобы родителям получить ответ, необходимо понять некоторые особенности подросткового возраста.

Как родителям воспитывать подростка — особенность подросткового возраста

Главная особенность подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Важная потребность переходного возраста – освобождение от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще и установленных ими порядков.

ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ

Взаимоотношения поколений никогда не могут быть равными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к культуре и передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Центр тяжести переносится с прошлого на современность. Культура ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей перевешивается влиянием сверстников.

Как родителям воспитывать подростка — условия

Семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь подростка.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства, так называемых, трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Психологический механизм влияния на подростка — понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание.

Механизм противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, вырабатывает повышенную тягу к самостоятельности.

Ребенок лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, (психофизиологические особенности подростка) показывают, что эти явления чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Она может проявляться или явно, или скрытно.

Как родителям воспитывать подростка — стили воспитания

Немотивированная, безотчетная жестокость у подростков – это следствие детских переживаний, связанных с родительским воспитанием.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Крайние стили (авторитарность или либеральность) дают плохие результаты.

Авторитарный (директорский, приказной) стиль, вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.

Перегиб в сторону либеральности (всетерпимости), вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из близкого окружения, но и из более широкого круга лиц.

Чем хуже отношения подростка с родителями, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками – мешает самолюбие.

Как родителям воспитывать подростка — причины проблемы

Причина проблем в общении с подростком коренится в психологии родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность.

Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына (дочери), самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что, в первую очередь, создает психологический барьер между родителями и подростками.

Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше, казеннее становятся их отношения.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке – источник постоянных конфликтов.

Стройте свои отношения с подростком правильно!

Помощь психотерапевта родителям в воспитании подростков Семейный психотерапевт

Помощь подросткового психотерапевта (онлайн)

Платная консультация

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/kak-roditelyam-vospityvat-podrostka/

Почему ваш подросток стал трудным и как заключить с ним договор?

В России до сих пор воспринимают психолога, как стоматолога, к которому идут только тогда, когда зуб заболит и уже пора ставить огромную пломбу или вовсе его удалять. Но ведь ребёнок не зуб. Его просто так из своей жизни не вырвешь. Ни за какие богатства мира не удалишь его из своей судьбы. Хотя вместе порой жить просто невозможно!

Родители в голос говорят одно и то же:

Помните известную мудрость Козьмы Пруткова «Зри в корень»? Так давайте последуем его примеру. Заглянем в физиологию вашего ребёнка и посмотрим на те природные изменения, которые неизбежно происходят на данном этапе развития каждого детского организма, независимо от того, что происходит вокруг.

Соберите сейчас, уважаемые родители, всё ваше внимание для прочтения следующего абзаца. Тогда вы сможете встать на место вашего ребёнка, а соответственно, и лучше понять своего «несносного» подростка. Изменения тела я опущу — его вы и так наблюдаете во всём великолепии.

Итак, на физиологическом уровне вырисовывается следующая картина: процесс полового созревания протекает, главным образом, под контролем центральной нервной системы, в которую входит и головной мозг (в состав которого входят кора и подкорка).

К 9−10 годам в головном мозге ребёнка устанавливается отношение кора-подкорка. Кора выполняет ведущую роль в регуляции всего поведения ребёнка.

Наблюдается высокая мыслительная продуктивность, уравновешенность эмоциональных проявлений, баланс между системой активации и торможения.

А теперь, внимание! В подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности. Что приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (когда возбудимость превышает норму)… Узнаёте своего ребёнка?

Первое, что вы должны принять, для налаживания отношений с изменившимся ребёнком, это неизбежность его изменений. То, что он не виноват во всех этих «странных» поступках, раздражимости, неусидчивости и эмоциональных выпадах.

Ваш подросток не в силах полностью владеть собой, если, конечно, до этого он не занимался каким-нибудь видом спорта года два или, ещё лучше, каким-либо видом восточных единоборств, или не посещал лидерские тренинги для подростков.

Это не только он такой «противный» и капризный, это ещё и природа! «Противность» и капризность — следствие возрастных изменений организма.

На социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей (т.е. то, что ему сейчас крайне необходимо) — это чувство взрослости.

Если вы будете опекать его, контролировать каждый шаг, а не объясните спокойно о своём волнении, если он не позвонит вам и не скажет, где он и с кем, ваш ребёнок отвернётся от вас и подружится с теми, кто его выслушает, какими бы плохими они ни были. И говорить с подростком необходимо спокойно, ровно и уверенно.

Вам нравится, когда на вас кричат или вам приказывают? Или командуют? Нет? Потому что вы уже взрослые? Так помогите своему ребёнку тоже стать взрослым! И если вы искренне хотите помочь ему пройти этот сложный подростковый период без поражений, с хорошими результатами, то у вас только один выход — понять его и стать его другом.

Кого вы сами слушаете больше — тех, кто вас не понимает и диктует свои, пусть даже «взрослые», правила, или тех, кто вас принимает такими, какие вы есть, и спокойно, искренне, с пониманием, ненавязчиво предлагает свою помощь? А может, вы хотите попробовать пойти против природы и ничего не замечать? Вы взрослый человек — смотрите сами, но психологи вам этого не советуют…

Если подросток не слушается — ваш крик и претензии вряд ли помогут сделать его послушным. В этом возрасте вам необходимо научиться спокойно договариваться с ним. После этого вы станете поистине талантливым дипломатом, который сможет договориться с кем угодно о чём угодно. Уж поверьте мне на слово.

Ну, и на десерт — правила «заключения» договоров с подростком:

1. Договариваться нужно «на берегу» — до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т. д. Если вы не успеете договориться вовремя — поезд ушёл. Согласитесь, абсурдно требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались.

2. Сразу нужно определить, что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего для этого выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните: ограничивая ребёнка, вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.

3. В случае несоблюдения договора вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете их вслух («спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон).

После этого вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции — вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).

Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка как равного вам в правах взрослого человека.

С первого раза может не всё пойти гладко и что-то может совсем не получиться, но, как известно — практика, практика и ещё раз практика!

Не исключены сейчас ваши возмущения: «это легко со стороны сказать, а вы попробуйте с моим», «мой ребёнок не такой — с ним невозможно договориться», «он ещё ничего не понимает, мне лучше знать, что ему надо»… Я работала с подростками около 6 лет, из них 2 года — с подростками из комиссии по делам несовершеннолетних, и убедилась на собственном опыте: эта методика — единственная реально работающая. Если, конечно, вы хотите помочь своему ребёнку стать взрослым и самостоятельным, а не оставаться вечным «маминым хвостиком». Уверена, что вы примете мудрое решение.

Вашему ребёнку нужна помощь. Он очень хочет не только чувствовать себя взрослым, но и научиться быть взрослым, говорить уверенно и стать лидером среди сверстников. Помогите ему.

Развивайте в нём эти навыки, иначе он пойдёт вслед за теми, кто научит его не только лидерским качествам, но и плохим привычкам. Я говорю не только о курении и распитии алкоголя, а ещё о прогуливании уроков, бессмысленных посиделках в подвалах.

Кроме уборки по дому и хождения по магазинам, займите его нужными и полезными для его возрастного развития занятиями: спортом, личностными тренингами, кружками по интересам.

По привычке хочется сказать: «Терпения вам, дорогие родители!» Но разумнее всё-таки будет: «Уважения вам и понимания в общении с вашим любимым, пусть временами и трудным, подростком».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/40175/

Если подросток вас не слышит

Частая причина жалоб родителей состоит в том, что дети по мере их вступления в подростковый возраст будто «заболевают односторонней глухотой». То есть совершенно не слышат слов взрослых, обращенных в их адрес. По крайней мере, так кажется родителям.

По мере взросления ребенка к нему начинают предъявлять все больше требований. Чем старше он становится, тем сложнее и становятся проблемы и задачи, стоящие перед ним, и тем больше тревог и опасений вызывает у родителей его будущее. Это совершенно закономерно. Однако очень часто, это ведет к завышенным требованиям.

Родители действуют из благих побуждений, стремясь подготовить свое чадо к сложностям взрослой жизни, а потому ждут, что он будет успешным и идеальным во всем. Возросшая учебная нагрузка, домашние обязанности, дополнительные занятия и секции – масса обязанностей и требований.

А в это время сам подросток не физически не психологически не готов соответствовать ожиданиям и выполнять, все, что требуют от него взрослые.

Ведь настоящей потребностью его возраста является потребность в общении. Самая важная задача с точки зрения формирования личности – научиться взаимодействию в социуме, группе, приобрести опыт доверительных дружеских отношений. Тогда как со стороны взрослых эта потребность всячески ограничивается. Отсюда и ощущение непонятности, потерянности, одиночества, с которым сталкиваются подростки.

Читайте также:  Конструктив - психология

Состояние подростка совершенно особое, это кризисный период, связанный сильными психоэмоциональными нагрузками, физиологической перестройкой организма. Не зря иногда состояние подростка сравнивают с состоянием беременной женщины.

  Поэтому, когда психическое напряжение достигает некого максимума, в сознании срабатывает, словно некий защитный фильтр, который пытается оградить его от избыточного стресса.  Это одна из причин «глухоты», когда подросток пропускает мимо ушей обращенные к нему требования.

Научитесь понимать подростка, сопоставлять его возможности, не только физические, но и психические с вашими требованиями.

Кроме того, подростковый период – время становления самооценки и осознания личностью психологических границ. То есть подросток учится иметь и отставать свою точку зрения. В это время у него также появляется и потребность в личном времени и собственные интересы.

Для полноценного развития, нельзя полностью лишать подростка такой возможности и права. У него должна быть возможность гулять после школы, общаться со сверстниками, читать интересные ему книги, смотреть фильмы и т.п.

, а не только учиться, выполнять домашние обязанности.

Заключите с подростком «договор» — составьте за семейным советом договор с подростком, где обсудите не только его права, но и ваши требования, которые он сам обязуется выполнять.

Также обязательно обсудите систему штрафов за невыполнение своих обязательств. Наказание не должно быть физическим, унижать ребенка.

В качестве наказная можно предложить сокращение времени игр и прогулок со  сверстниками, пользования компьютером и т.п.

Часто можно слышать от современных родителей, что их дети не такие, какими были они в их годы. Также нередко говорят о том, что подрастающее поколение потеряло всякие ценности, что для подростков нет ничего святого. Однако это заблуждение взрослых.

Взрослым важно понять, что дети никогда не будут такими, какими были они в их годы. Причиной тому временные изменения. Однако не правы те, кто утверждает, что для современного подростка не существует никаких ценностей, кроме материальных.

Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время духовные ценности утрачивают значимость, и подростков волнует поддержание некого «статуса» в среде сверстников. Часто они стараются выделиться из толпы не умом и любознательностью, а наличием айфона, планшета, модных джинсов, брендовых маек и пр. Те, кто по каким-то причинам этого не имеют, становятся изгоями.

Есть и более глубинные проблемы. Например, наркомания. Согласно опросам, 19% опрошенных подростков обеспокоены проблемой употребления и распространения наркотиков в молодежной среде. В связи с этим вырисовывается еще одна проблема -передачи ВИЧ-инфекции в среде наркомана.

По статистике, 31% подростков обеспокоены своими напряженными взаимоотношениями с родителями. Причина тому непонимание их родителями и неуступчивость со стороны ребенка. Иногда нежелание учиться. Кстати родители не считают эту проблему настолько острой, как дети.

На позднем этапе подростничества ребят волнует проблема самоопределения в жизни. Большинство хочет заняться не просто делом, приносящим неземные блага, но оно обязательно должно нравиться и приносить моральное удовлетворение. Несмотря на то, что институт семьи постепенно теряет свои позиции, по-прежнему подростки хотят в дальнейшем нормальной полноценной семьи и детей.

Взрослым стоит помнить, что подростки чаще всего стесняются говорить о своих проблемах, рассказывать о них. При этом пережитое в подростковый период – с 13 по 17 лет – откладывает отпечаток на всю будущую жизнь. По мнению доктора Ирвина, взрослые склонны недооценивать эмоциональные и психологические проблемы своих детей, акцентируя внимание лишь на внешней оболочке.

Если вы проявите сочувствие и сострадание к подростку, поучаствуете в его проблемах, то он вам отплатит сторицей, пусть не сразу, но потом обязательно.

Для родителей подростков одна из самых актуальных тем – о чем говорить с подростком, чтобы он слышал вас, а вы – его.

Подростковый возраст – это время, когда в жизни ребенка происходят изменения, меняет и сам ребенок – физически и психически, его отношение к себе и окружающим. Подросток пребывает в поиске своего «я», своей идентичности. Поэтому важно обсуждать с подростком его чувства, происходящие изменения, помогать разобраться в себе, совладать с гормональной и эмоциональной бурей.

При этом важно разговаривать не тоном нравоучений и нотаций, а стать мудрым советчиком и другом, которому можно доверять. Разговаривайте с подростком о том, чем он интересуется – о его хобби, любимой музыке, книгах, фильмах, компьютерных играх.

Проявляйте искренний интерес к тому, что рассказывает подросток, постарайтесь погрузиться в   его мир, ведь он мгновенно отличит наигранное внимание от настоящего.

Но одновременно, не стоит пытаться и лезть подростку в душу, потому что «я мама, и ты должен мне все рассказать». Также, получив пропуск в мир увлечений и переживаний подростка, не пытайтесь перекраивать его на свой лад и устанавливать свои правила – иначе вас попросят удалиться.

В это время человек пробует быть самостоятельным, поэтому, возможно, что ребенок не всем будет вам рассказывать. С этим придется смириться. Поймите, что это не проявление лживости, скрытости и делается «на зло» родителям.

Просто ребенок повзрослел, он осознает и устанавливает некие границы, защищая свою хрупкую новорожденную индивидуальность.

А это в первую очередь, темы сексуальности, взаимоотношения полов, контрацепции.

Как бы не были сложны для некоторых родителей разговоры об этом, но просвещение в таких важных и деликатных вопросах не стоит доверять только «улице».

Это позволит уберечь подростка от многих рисков и проблем и поможет улучшить ваши отношения. Ведь если  вы ждете от подростка откровенности и доверия, то запретных тем быть не должно.

Подростковый возраст – это период, когда человек начинает критично оценивать своих родителей, которые раньше были непререкаемым идеалом. Не надейтесь – спрятаться за маской идеала и подавить подростка авторитетом у вас не получиться.

Научитесь признавать ошибки, делитесь с сомнениями, а главное – своим успешным опытом, ведь именно его так не хватает подростку.

Так вы сможете сблизиться и стать другом и советчиком своему ребенку, и сможете сохранить эти доверительные отношения на всю жизнь.

В современном мире дети развиваются все так же, как и много лет назад. Подростковый период доставляет родителям немало хлопот и переживаний. Многие подростки думают, что сами могут о себе позаботиться и решать когда прийти домой. Но, если попытаться помочь ребенку пережить вместе этот этап в жизни, все может стать по — другому…

Решение проблем вместе. Бывает так, что ребенок, сам того не ведая, попадает в сети наркомании, хулиганства и плохой компании. Становится опасным для окружающего социума. Для родителя главной задачей является не пропустить момент, что с ребенком происходят перемены.

Не надевать «розовые очки»! Главное действовать. В такой ситуации нужен постоянный контроль. Возьмите на работе отпуск, попросите родственников помочь. Если нужно, обратится, а помощью к специалистам: психологам, наркологам. Постарайтесь найти контакт с вашим ребенком.

Скажите ему, что вы с ним в любой ситуации. Смотрите на него, как на равного. Помогите ему найти другие увлечения. Это могут стать спортивные секции, по возможности экскурсии в места, в каких он мечтал побывать.

Разделите вместе с ребенком все горести, расскажите ему о своих подростковых проблемах. И он потянется. Главное правило на этот период – не кричать, уметь выслушать. Если вы хотите достучаться до своего чада, чтобы он слушал вас, вам самим надо научиться это делать.

Родители, которые слушают и слышат, своего ребенка всегда пользуются авторитетом у подростков. Терпение и любовь к своему ребенку расставит все на свои места. Со временем ребенок будет благодарить вас за проявленное сочувствие, заботу и готовность понять в трудную минуту.

А вы, твердо будете уверены в том, что все сделали правильно.  

Не вините себя. При появлении на горизонте неприятностей, родители часто думают над таким вопросом: «В чем я виноват? Что я сделал не так? Когда упустил?». Эти вопросы могут загнать вас в угол, и вызвать депрессию. Не позволяйте таким мыслям вас одолевать.

Таким образом, вы навредите себе и своему чаду, которое в данный момент нуждается в вашей поддержке, как никогда. Конечно, стоит признать, что когда ваш ребенок подрос, возможно, вы стали меньше уделять ему внимания. А ведь он и сейчас нуждается в общении с вами. Но винить себя, бесполезная трата времени.

Попытайтесь исправить ситуацию, откровенно поговорив с ребенком. Большинство подростков с удовольствием идут на такие контакты.

И главное – любите ребенка такого, какой он есть, и тогда у вас все получится.

Ситуации, когда подросток не живет дома и периодически убегает от родителей, психологи считают защитной реакцией ребенка на неблагоприятную для него домашнюю атмосферу. Чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах побега и их устранить.

Инструкция

В процессе выявления причин не закатывайте истерик, не угрожайте и не применяйте силу по отношению к ребенку. Многие родители ошибочно полагают, что если прятать вещи ребенка и повсюду его сопровождать, он перестанет убегать из дома. Такое давление лишь укрепит его стремление к самостоятельной жизни.

Проанализируйте, что в последнее время изменилось в семейных отношениях. Нередко причиной побегов подростков становится развод родителей или появление нового члена семьи. Когда ребенку перестают уделять должное внимание, он ищет его на стороне.

Создайте ему дома комфортные условия. Налаживайте потерянный контакт в виде партнерских отношений и доверительного общения.

Спрашивайте совета, пусть он чувствует себя равным и полноценным членом семьи, который несет определенную ответственность за нее.

Причиной побегов ребенка может быть потребность во внимании или требования выполнения каких-либо желаний, нового компьютера, телефона и т.д. Цель таких демонстративных побегов — быть найденным и возвращенным, т.е. таким образом привлечь внимание к своим потребностям.

Относитесь серьезно ко всем просьбам ребенка, не игнорируйте его попытки делиться с вами своими чувствами. Если не можете выполнить его просьбу, найдите нужные слова для объяснений, но не в коем случае не «отмахивайтесь» от них. Подростки все слова взрослых воспринимают буквально.

В ряде случаев у ребенка желание не жить с родителями может вызвать обычная скука, повседневная рутина. В силу особенностей подросткового периода ребенок чувствует потребность попробовать свои силы, стать наравне со взрослым. Организуйте совместный досуг, но не поход по магазинам и не поездку на дачу.

Найдите развлечения на грани экстрима: прыгните с парашютом, сплавьтесь по реке и займитесь прочими виды туризма, где требуется проявить свои волевые качества и физическую силу. Там ребенок, преодолевая трудности, сможет проверить себя и понять опасность бесконтрольных экспериментов со своей жизнью.

Побег как подражание герою фильма или романа может реализоваться в том случае, если ребенок часто слышит от родителей, что в его возрасте кто-то участвовал в боевых действиях, остался без родителей и кормил семью и т.д. Т.е.

если подростка сравнивать с более самостоятельными людьми его возраста, это может вызвать у него желание доказать, что он не хуже. Избегайте таких высказываний, они не идут на пользу воспитательному процессу, скорее наоборот.Гиперопека или, наоборот, чрезмерный прессинг также способствуют побегу ребенка от родителей.

Дайте ему определенную степень свободы: он имеет право на свое личное пространство и вещи, которые принадлежат только ему. Нельзя предъявлять ребенку в этом нелегком возрасте высоких и невыполнимых требований, например, быть всегда впереди всех в учебе, в спорте и прочих занятиях.

И тем более — нельзя сурово наказывать его за невыполнение тех или иных требований.Иногда причиной того, что подросток не живет дома, могут стать неврологические заболевания, например, эпилепсия. Если вы пытаетесь создать ребенку комфортные условия, а он продолжает убегать из дома, обратитесь к невропатологу. А если не можете установить причину побегов, обратитесь за консультацией к психологу.

Распечатать<\p>

Если подросток вас не слышит

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-868560-esli-podrostok-vas-ne-slyshit

Ссылка на основную публикацию