Переключение эмоционального состояния — психология

Психология мотивации. — Эмоциональное переключение

Переключение эмоционального состояния - психология

Страница 11 из 20

Эмоциональное переключение.

Процесс эмоционального переключения под названием “переноса чувств” наиболее отчетливо представлен В.С. Дерябиным (1974). Он пишет: “По мере жизненного опыта растет количество временных связей в области чувств.

Если вид яблока приятен, а вид надвигающейся осенней тучи вызывает неприятное чувство, то, несомненно, чувства при этом возникают не непосредственно от зрительных ощущений, а от связи, установившейся на основании прошлого опыта между видом яблока и приятным вкусом и неприятным чувством от сырости и холода и видом тучи”.

Следы эмоционального переключения обнаруживаются в некоторых частных теориях и исследованиях. Является общепризнанным положение о том, что агрессия – одна из характерных реакций индивида на фрустрацию. Но гипотеза “фрустрация – агрессия” означает не что иное, как гипотезу “огорчение – гнев”, т.е.

переключение эмоции, вызванной неуспехом или лишением, на предполагаемую их причину. Вследствие неудачи может возникнуть не только агрессия, но и удивление, вина, стыд, а вследствие успеха – уверенность в себе, расслабление, благодарность.

Возникновение той или иной эмоции зависит от восприятия человеком причин успеха или неудачи (Хекхаузен, 1986). Эмоциональное переключение заключается в том, что успех или неудача сами по себе вызывают эмоцию (радость, огорчение), которая, подчиняясь отражаемым причинным связям, возбуждает другие эмоции.

Возникновение гнева в ответ на агрессивные действия другого лица зависит от того, воспринимаются ли эти действия преднамеренными или случайными.

В 1976 г. В.К. Вилюнасом изложена концепция, восстанавливающая представления об эмоциях как о субъективной форме мотивации. Согласно ей эмоциональные переживания являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения.

Теоретическая аргументация феномена эмоционального переключения состояла в предложении различать: ведущие эмоции, направленные на непосредственно мотивационно значимые явления и возникающие при их восприятии или представлении, и производные эмоции, развивающиеся из ведущих по мере выяснения важных для этих явлений связей и условий в конкретной ситуации.

Механизмы мотивации обеспечивают на уровне психического отражения не только возникновение, но и развитие эмоций. Эти механизмы обеспечивают возникновение ведущей эмоции в сопровождении ряда связанных с ней мотивационных установок, каждая из которых способна перерасти в производную эмоцию.

Эмоциональное переключение является универсальным механизмом ситуативного развития мотивации. Эмоциональное переключение подчинено необъективной детерминации, а “причинности”, усматриваемой субъектом.

Если объективная детерминация субъекту открывается только, скажем, в виде систематического предшествования звонка появлению пищи, то звонок воспринимается в качестве “причины” кормления и вследствие переключения становится приятным событием-сигналом.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-motivatsii/emotsionalnoe-perekliuchenie

Методы саморегуляции эмоциональных состояний

Методы саморегуляции эмоциональных состояний

После того как автомобиль, участвующий в гонках, пришел к финишу, механики его внимательно осматривают и ремонтируют, приводят в рабочее состояние. К сожалению, в отношении своего тела и души люди не всегда ведут себя столь же рационально.

Выполняя профессиональные и семейные обязанности, находясь в напряжении, мы не всегда имеем возможность и время проанализировать свое стрессовое состояние, возникшее в результате межличностных проблем или конфликтов, восстановить силы.

Однако, как бы заняты мы ни были, возможность успокоить собственные нервы, привести себя в порядок всегда можно найти.

Для этого необходимо владеть методами саморегуляции, которые можно использовать в любых ситуациях: во время деловых переговоров, в течение короткой паузы для кофе-брейка, перерыва между уроками или лекциями, после трудного разговора с начальником или с родственниками.

Регуляция нервного напряжения и постоянный мониторинг уровня стресса должен осуществляться человеком постоянно и на сознательном уровне.

Особенно это важно для представителей стрессогенных профессий, для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению.

В настоящее время все больше исследований говорят о том, что забота о здоровье (физическом и психическом) должна быть составной частью образа жизни. При ухудшении своего самочувствия человек может использовать различные методы, направленные на оптимизацию собственного внутреннего состояния.

Ю. В. Щербатых [2006] приводит следующую классификацию методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия:

  • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
  • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
  • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
  • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

В данной статье мы остановимся на психологических методах саморегуляции. Многие специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами.

Методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации с целью мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановления полноценного функционирования.

Применение методик психической саморегуляции позволяет:

  • редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление;
  • нормализовать сон и вегетативные дисфункции;
  • увеличить эффективность профессиональной деятельности;
  • обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.

Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник.

Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения.

Чтобы понять, подходит или не подходит нам лично тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае мы можем выбрать эффективные именно для нас способы.

Существует множество подходов к классификации методов саморегуляции.
В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой [2005] выделяются психотехники, направленные на:

  • изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;
  • управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;
  • репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;
  • отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;
  • работу с иррациональными убеждениями;
  • позитивное внушение или самовнушение.
Читайте также:  Снятие усталости, зарядка бодрости - психология

В тренинговой практике необходим набор экспресс-методик, удобных и доступных как специалистам-психологам, так и персоналу (менеджерам, педагогам и др.). Сегодня, на наш взгляд, актуальны методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям:

  • просты в усвоении;
  • понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело;
  • могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте;
  • не имеют противопоказаний;
  • не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы);
  • могут быть использованы для работы с личными проблемами;
  • не требуют специального оборудования и помещения.

Практика показывает, что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, самовнушение и методы нейролингвистического программирования. В настоящее время разработано и описано множество методов саморегуляции, что, с одной стороны, позволяет каждому человеку найти собственный вариант, а с другой — может затруднить выбор.

Выбор тренером методов саморегуляции для тренинговой группы будет зависеть от запроса группы, личных предпочтений и умений тренера, условий проведения тренинга (есть ли возможность лежать на ковриках, есть ли место для двигательных упражнений, достаточно ли тепло в помещении).

В настоящее время отмечается особый интерес к методам, которые можно использовать на рабочем месте, и особенно востребованы техники регуляции эмоций.

В рабочей ситуации удобно применять метод активного переключения внимания, в результате которого мозг получает небольшую передышку.

Тереза Лемонд рекомендует использовать следующие активные дистракторы (переключатели внимания):

  • «кофейный» перерыв;
  • игрушки, снимающие напряжение во время стресса;
  • расслабление тела путем чередования напряжение и релаксации.
  • Некоторые простые упражнения также могут оказаться полезными:
  • сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь;
  • дайте отдых мозгу, вспоминая что-то смешное или не имеющее отношения к работе;
  • попробуйте взглянуть на проблему широко: вы не являетесь центром Вселенной, свет не сошелся клином на вашей проблеме.

В конце рабочего дня важно:

  • подводить итоги сделанного за рабочий день, и даже если вы стремились сделать больше, похвалить себя не только за полученные результаты, но и за сделанные усилия по достижению целей (это надо сделать обязательно, несмотря на то что шеф или коллеги, может быть, ждали от вас большего);
  • уходя с работы, «забывать» о ней: выйти из рабочей роли менеджера, администратора, бухгалтера и вспомнить о своих других ролях. Можно даже сказать себе: «Я не Елизавета Петровна — бухгалтер, сейчас я, Лиза, любительница спортивных танцев». Понятно, что чем выше уровень руководства, тем труднее это сделать, так как первый же мобильный звонок любого сотрудника вновь напомнит о профессиональной роли. Однако даже небольшие и очень короткие перерывы «выхода из рабочей роли» позитивны для мозга. Здесь важным является контроль над сознанием для того, чтобы быстро поймать себя на мысли о «любимой» работе. Для более быстрого переключения внимания наша «Елизавета Петровна» может слушать в машине кассету с музыкой, под которую она обычно занимается фитнесом, и даже делать возможные микродвижения телом. Это может помочь выйти из профессиональной роли.

Для проведения тренинга и для подбора индивидуальной программы самопомощи можно использовать условную классификацию (представленную в табл. 1), которая включает три группы методов (в зависимости от того, в какой момент антистрессового копинга — до, во время или после воздействия стрессора — человек планирует применить методы саморегуляции):

  • методы, направленные на регуляцию предстартового волнения. Они используются в ситуациях, когда напряженное для человека событие ожидается;
  • методы, которые можно использовать непосредственно в момент переживания стрессовой ситуации;
  • методы, которые можно использовать в постстрессовый период. Эти упражнения, как правило, требуют больше времени для проведения. Сюда также можно отнести большинство общеукрепляющих упражнений, связанных с техниками AT, релаксации, медитации.

Важнейшим навыком для руководителей и персонала является умение отследить первые признаки стрессовой реакции в своем организме. Намного легче регулировать собственное эмоциональное состояние, пока реакция «бей или беги» еще не запущена. Таблица 1

Классификация методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором.

Возможные методы саморегуляции до воздействия стрессораВозможные методы саморегуляции до воздействия стрессораВозможные методы саморегуляции до воздействия стрессора
Дыхательные методики. Релаксационные техники. Техники снижения предстартового волнения. Медитация. Использование формул самовнушения. Составление формулы успеха. Визуализация. Техники НЛП («Круг совершенства»).Выявление иррациональных установок («Вряд ли я справлюсь с этой ситуацией!») и замена их на позитивные. Медикаментозные средства (в качестве стресс-протектора может быть использован в разовой дозе феназепем или фенибут; прием поливитаминных комплексов с микроэлементами (компливит, олиговит, юникап), БАДов). Массаж БАТ, особенно в области лица, кистей рук, подошвы стопДиссоциация (взгляд на себя и ситуацию как бы со стороны). Симорон-техники. Техника самоприказов. Три магических вопроса по Дж. Рейнуотер. Повторение формулы успеха.Контроль поведения и внешнего проявления эмоций (поза, мимика, интонация, осанка и т. д.), контроль голоса и интонацииДыхательные методики. Использование рекомендаций ВОЗ по снятию острого стресса. Методы визуализации. Составление формул психологической самозащиты. Медитация. Техники НЛП. Анализ причин возникновения стрессовой ситуации, неудачи в состоянии диссоциации. Выявление иррациональных установок («Это я во всем виноват!») и замена их на позитивные. Прием седативных препаратов растительного происхождения, БАДов для улучшения функционирования сердечно-сосудистой и нервной систем
Читайте также:  Коммуникативные схватки - психология

Ранее опубликованно:

.
.
.

Источник: http://5psy.ru/samorazvitie/metodi-samoregulyacii-emocionalnix-sostoyaniie.html

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Стресс – одно из эмоциональных и физических состояний, реакция организма на стрессовый стимул, который может носить как физический, так и эмоциональный характер. В этом случае пробуждаются все системы организма на борьбу с неблагоприятной для него ситуацией. Парадокс, что организм одинаково реагирует не только на отрицательные, но и положительные сильные эмоции.

Основные особенности развития и действия

Понятие об эмоциональном стрессе в психологической науке появилось не так давно, всего в1926 году. Ранее оно относилось к физике. А теперь внимание: в качестве характеристики распределения сил внутри предмета, которые воздействуют на него и приводят к деформации. В организме человека таким изменениям подвергаются основные системы – эндокринная, иммунная, нервная.

Психология отличает «негативный» стресс, называя его эмоциональным дистрессом. Человек в таком состоянии отличается ограниченной невменяемостью, он не способен быть объективным, болезненно реагирует на разного рода раздражители.

Течение стресса, если его не остановить, проходит 3 фазы:

  • Тревожность наблюдается 3-14 дней. На физическом уровне – повышение уровня адреналина, желез внутренней секреции, эндокринной системы.
  • Выработка кортикостероидов, большого количества глюкозы, происходит открытие резервов организма.
  • Резервы заканчиваются, начинаются негативные изменения физического состояния – головные боли, изменение работы ЖКТ, скачки артериального давления и прочее.

Далее могут появиться депрессивные состояния, хронические заболевания. Если на первой стадии организм позволяет человеку быстро решат серьезные проблемы, решительно принимать шаги, активно физически работать, то с каждой последующей стадией происходит отклонение к саморазрушению, поэтому так важно останавливать процесс на первой стадии.

Если стрессы не идут чередой, носят временный характер, организм справляется самостоятельно. Но в случае, если человек, особенно ребенок, не может выйти из стресса самостоятельно, необходимо обращение к специалистам.

Обычно медикаментозное лечение ограничивается витаминами и успокоительными травами. Психологи работают с помощью бесед, подключается музыкотерапия, арт-терапия, гидротерапия, массажи. Важны регулируемые физические нагрузки.

Причины

Эмоциональный стресс отличается от физического только причинами возникновения. В дальнейшем физические реакции организма, как, впрочем, и психологические, практически одинаковы. Эмоции и эмоциональный стресс находятся очень близко. Слишком много эмоций – и организм не выдерживает психологических перегрузок.

Причинами стрессовых состояний могут стать такие сильные переживания, как:

  • смерть или серьезная хроническая болезнь близкого человека;
  • собственное тяжелое заболевание;
  • конфликтные ситуации в семье или трудовом коллективе;
  • резкие социальные, финансовые изменения способа жизни;
  • активация страхов или фобий.

Часто это накладывается на личностные особенности – мнительность, постоянное ощущение тревоги, импульсивность, и прочие. Однако это не является специальным условием. Каждый человек подвержен стрессам, только в зависимости от силы эмоций, личностных качеств и способности противостоять стрессовым реакциям, урон он состояния будет большим или меньшим.

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний – противоположные факторы. Чем больше личность владеет собой, умеет управлять своими эмоциональными состояниями, тем выше у нее стрессоустойчивость. Не стоит смешивать регуляцию со сдерживанием эмоций глубоко в себе. Это приводит не просто к стрессам – к депрессивным состояниям.

Последствия

Стресс эмоциональный, как и физический, включает защитные силы организма. Главная проблема состояния — нарушение внутреннего баланса всех систем. Во время длительного стресса или их чреды происходит:

  • Изменение гормонального фона, что серьезно сказывается на эндокринной системе, общем иммунитете, работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. В результате при отсутствии заболевания человек чувствует себя абсолютно больным с соответствующими симптомами.
  • Снижается способность к регенерации. Подавленность иммунной системы приводит к замедлению процесса на 25%.
  • Изменение гормонального фона особенно серьезно влияет на детей. У них наблюдается остановка роста и общего развития всех систем.
  • Психоэмоциональный стресс, стимулируя излишнюю активность нейронов, приводит к необратимым нарушениям в головном мозгу, приводя к нарушениям краткосрочной памяти.
  • Изменение метаболизма становится причиной ожирения.

Особенность детских состояний

Дети отличаются повышенной эмоциональностью.

Поскольку эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний тесно связаны между собой, а опыта регулирования у малышей нет, они легко подвергаются нарушениям и получают при этом непоправимый вред для физического и психического состояния. Кроме того, это сказывается на их взрослой жизни, грозя перерасти в серьезные психологические заболевания.

Эмоциональный стресс у детей в 4 раза повышает развитие болезней сердечно-сосудистой системы, у 10-25% вызывает хронические заболевания, и это только небольшая часть негатива, которым грозит стрессовое состояние для ребенка. Признаками такового становятся:

  • резкие перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • снижение концентрации внимания (о нем может свидетельствовать резкое снижение успешности в учебе);
  • замкнутость;
  • ночное недержание мочи;
  • новые вредные привычки – грызть ногти или карандаш, прикусывать губу, накручивать локоны на пальцах или ковырять в носу;
  • новые страхи и фобии;
  • боли в области головы и ЖКТ.
Читайте также:  Близнецовый метод - психология

У старших детей, подростков, может развиваться агрессивность, лживость.

При наблюдении подобных признаков, необходимо срочно обратится к психологу, поскольку без адекватной помощи время может быть упущено, и у ребенка появятся необратимые изменения организма на физическом и глубоком психологическом уровне. Детей нельзя держать в постоянном напряжении, это особенно касается учебного процесса.

К причинам, которые могут подвергнуть ребенка стрессу, относятся переезд, начало учебы или детский сад, экзамены и собеседования, проблемы в коллективе, развод родителей или их ссоры, переезд близких друзей, длительное увлечение агрессивными компьютерными играми. Переживания родителей поразительно быстро отображаются на их детях. Редко дети могут осознать причины своего подавленного настроения, оно может быть просто зеркальным отображением взрослой жизни своей семьи.
Профилактика

В психологии существует мнение, что стрессов можно избежать, если придерживаться профилактики возникновения негативных эмоций. Конечно, не всех проблем можно избежать, но ежедневных бытовых и профессиональных – точно. Для этого существует снятие эмоционального напряжения путем:

  • активной социальной жизни;
  • режима сна;
  • здорового питания, включающего антистрессовые компоненты;
  • наличия хобби;
  • религиозности или чтения мантр;
  • чтения книг;
  • регулярных физических нагрузок;
  • творческой деятельности в любых проявлениях;
  • наличием в доме животных и комнатных растений;
  • регулярного общения с природой.

Примечательно, что такая профилактика одинаково действенна и в отношении взрослых, и в отношении детей. Это говорит о том, что можно время, отведенное на профилактику негативных переживаний проводить всей семьей, укрепляя связи, создавая прочные и положительные отношения.

Выезды на природу всей семьей, туристические походы, особенно пешие и велосипедные, позволяют совместить спокойные положительные эмоции, умеренные физические нагрузки, красивые пейзажи и приятное общение. Таким образом в сбалансированное состояние приходят организмы всей семьи.

Эмоциональный стресс и эмоции всегда находятся рядом. Психоэмоциональные напряжения излишней силы или длительного времени воздействия, приводят губительным последствиям.

Профилактические меры способны снизить негативный эмоциональный фон и в значительной мере снизить вероятность проявления эмоционального стресса для организма.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/stress/i-emocii-v-psixologii

Эмоциональные состояния — это… Что такое Эмоциональные состояния?

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Эмоциональные компоненты — – в социальной психологии – то чувство или настроение человека, которые могут быть связаны с его социальным положением, социальной позицией или возникают при общении с кем либо. При этом часто предполагается, что эти эмоциональные состояния имеют …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ — В социальной психологии, то чувство или настроение субъекта, которое связано с его позицией. Часто предполагается, что эти эмоциональные состояния физиологически обусловлены …   Толковый словарь по психологии

  • Виктимные психические состояния — Относительно стабильные проявления психической деятельности индивида в течение определенного времени характеризующие предрасположенность к неточным и неадекватным решениям, действиям и создающие угрозу для физической и психологической… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • «F93» Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста — В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

  • Система медицинского контроля состояния экипажа (космонавтика) — Медицинский контроль и организация лечебных мероприятий Система медицинского контроля за состоянием космонавтов и их психоэмоциональным статусом предназначена для предупреждения о возникновении начальных нарушений жизнедеятельности, а также для… …   Википедия

  • Депрессивные состояния — Депрессивные состояния, или фазы, характеризуются триадой психических расстройств: пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов, двигательной заторможенностью. Психические нарушения. Пониженное настроение, подавленность, тоска –… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… …   Энциклопедия социологии

  • психоделические состояния — изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков. Для П. с. наряду с физическими симптомами (слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д.) характерны и серьезные психические изменения: галлюцинации в виде вспышек света,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… …   Толковый словарь по социологии

Источник: https://psihologiya_cheloveka.academic.ru/505/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию