Юность — психология

Лекции для студентов

Page 1 of 5

Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания.

Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают юность прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде.

Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентаций, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т.е. индивидуально-психологические проблемы выводятся из социальных. Отечественные психологи (А.М. Прихожан, И.С. Кон, Е.А. Шумилин и др.

) полагают, что проблему юности надо изучать комплексно, с учетом социально-психологических факторов и внутренних закономерностей развития. Это довольно трудно, так как темпы и фазы психофизиологического развития не всегда совпадают со сроком социального созревания. Границы ранней юности согласно периодизации психического развития Д.Б.

Эльконина соответствует 16-18 годам. Но конкретное содержание этого этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями. От них зависит положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, и ряд других факторов.

В настоящее время в связи с усложнением трудовой и общественной деятельности подготовительный период, когда человек не работает, а главным образом учится, значительно удлинился.

Чем продолжительнее общественно необходимые сроки образования и обучения, тем позже наступает действительная социальная зрелость.

Отсюда — удлинение периода юности и некоторая неопределенность возрастных границ вообще.

Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны.

С усложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности: избирательное право, возможность вступления в брак, уголовная ответственность и т.п.

Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, думают о выборе профессии и т.д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник находится на иждивении родителей.

В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой – постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только 16-летних, но и 20-летних не считают взрослыми.

Неопределенность положения и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

Юность – завершающий этап созревания и формирования личности.

Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения, усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, — все это, вместе взятое, резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идет ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или сверстниками – юноша особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм.

Важнейшие задачи юношеского возраста: выбор профессии, подготовка к труду и общественно-политической деятельности; подготовка к вступлению в брак и созданию собственной семьи.

Осуществление этих взаимосвязанных задач требует определенного времени, и сроки их реализации зависят от характера деятельности молодого человека.

В отличии от подростков, которые все являются школьниками, 16-18-летние юноши и девушки могут быть также учащимися профессиональных училищ или средних специальных учебных заведений. Некоторые из юношей совмещают учебу с производительным трудом.

В целом общие умственные способности человека к этому времени, как правило, уже сформированы, но они продолжают совершенствоваться. Особенно активно в этом возрасте развивается самостоятельность.

Интересы молодого человека с частных вопросов переключаются на проблемы глобальные: вопросы мироздания, возникновения и развития жизни, происхождения человека, смысла его жизни, общественных отношений.

Наблюдающаяся в этом возрасте дифференциация интересов стимулирует развитие специальных способностей, и это делает структуру умственной деятельности гораздо более сложной.

Современный молодой человек на этом пути встречается со многими трудностями. Возраст, физические возможности и достигнутый уровень психологического развития ставят его перед проблемой наполнения собственной жизни общественно значимым содержанием, а реальные условия ограничивают его в этом.

Для подавляющего большинства юношей и девушек еще продолжается время учебы с полной свободой от бытовых и материальных забот. Это позволяет все оставшееся от учебы время посвящать поискам «интересного» занятия. При этом упускается из виду, что интерес приходит при достаточно высоком уровне владения делом.

Умозрительный, без практического действия перебор занятий мало что дает для развития личности. Потребление произведений массовой культуры и различные примитивные формы проявления активности( драки, мало-интеллектуальные состязания и т.п.

) останавливают процесс развития личности в силу простоты и вседоступности необходимых действий.

Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной общественно и личностно значимой деятельности, обеспечивающей не только развитие способностей и становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения. В такой деятельности наша молодежь испытывает дефицит как в сфере общественной и культурной, так и трудовой жизни.

Источник: http://www.mylect.ru/psyhologya/64-vozrastspihologi/414—6—.html

Психология ранней юности (стр. 1 из 4)

Реферат

на тему :

«Психология ранней юности»

выполнила ученица 10 «а» класса Ош № 170 Смирнова Анастасия

Ранняя юность

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым.

Юность – это завершающий этап созревания в формировании личности.

Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность в юношеском возрасте.

Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое “я”, ролевая и личностная неопределенность.

Главное новообразование этого возраста – открытие “я”, развите рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее.

Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви…

Последняя – особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем.

Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания.

Для юношей понятия “величина” и “величие” — почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: “Почему?” и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений.

Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам артистизм.

Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы.

После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.

Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.

Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более “материнские чувства”: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость, скромность.

В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.

Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания.

Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность – завершающий этап первичной социализации.

Как ни важны в юности товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию.

Наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Потребность во, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности.

«Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,- это не любовь, а дружба»,- писал Руссо (Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании /

Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь. Например, среди московских старшеклассников, опрошенных весной 1987 г.

журналом «Социологические исследования», дружбу как главную ценность назвали 97,7 процентов, а любовь — 90,8 процентов; среди учащихся ПТУ соответственно 95,9 и 94,8 процентов (Литературная газета.- 1987.- 2 сентября).

То же демонстрируют и зарубежные исследования.

В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии.

«Счастье — это когда тебя понимают»,- говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника», и под этими словами охотно подписались бы все его сверстники.

Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.

Собственное «Я» кажется подростку одновременно и очень значительным, и условным, как бы ненастоящим. «Трудно мне сейчас жить, но интересно,- пишет 14-летний восьмиклассник.- Будто я играю интересную роль в кино: двоечника — лирика — башковитого парня.

Иногда мне кажется, что я — не я, а только интересная роль, которая кончится, и я без всяких затруднений очень просто уеду жить своей жизнью». Общение с самим собой стимулирует рождение юношеских дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить…

хотя с самим собою, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания» (Добролюбов Н. А. Дневники. 1851 -1859//Собр. соч.: В 9 т.-М.; JL. Гослитиздат, 1964.- Т. 8.- С. 435). Подросток, начинающий вести дневник, преисполнен чувством, значительности своей жизни и своих переживаний.

Читайте также:  Речевые штампы - психология

Один ленинградский семиклассник начинает свой дневник словами: «Это как у Маяковского: «Время — начинаю про Ленина рассказ…», так и тут. Время — начинаю про жизнь свою рассказ. Мне 13 лет, я ученик 7-го класса…» и т.д. Мальчик, конечно, и не думает равняться с Лениным или Маяковским, да и сам дневник он через год забросит.

Но сейчас ему очень важно осмыслить свою жизнь. «Вот я и, начинаю новую летопись своей жизни. Две потрепанные, распухшие от мыслей книжки легли на полки, в безмолвии храня все мои, прошлые тайны… И вот еще одна…» — пишет 15-летний учащийся ПТУ.

Честно говоря, мыслей в первых двух тетрадях этого дневника почти нет, они только-только начинают рождаться, есть лишь, сводка событий и рассказ о первых влюбленностях. Но автору дневника все, что он пишет, представляется значительным. Интимный дневник — это и попытка взглянуть на себя со стороны, и одновременно автокоммуникация, общение с самим собой.

Иногда коммуникативная функция дневника подчеркивается тем, что, дневник получает собственное имя. Анна Франк, которая вела дневник в оккупированной Голландии, назвала свою воображаемую, подругу Китти. Двадцать лет спустя школьница из Невеля Люба В., прочитав дневник Анны Франк, назвала собственный дневник Аней. Начинают вести дневник многие.

Даже сейчас, когда «моды», на это нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?» — положительно ответили свыше половины опрошенных ленинградских, старшеклассниц и студенток и 12 процентов юношей. Но большая, часть этих дневников недолговечна или не особенно интимна.

Одним», дневник помогает преодолеть временные периоды одиночества, другим служит подспорьем в литературной деятельности. Есть и устойчиво одинокие люди, для которых дневник остается единственной: «отдушиной».

Воображаемый компаньон, друг и собеседник юношеского дневника большей частью похож на своего автора: он помогает ему в формировании своей новой идентичности, согласия с самим собой, после чего может терять свой индивидуальный интимный характер.

Напротив, компаньон, появляющийся в мечтах, выглядит более расплывчатым, воплощая в себе идеализированные представления мечтателя (И. Зайфге-Кренке, 1987). Некоторые люди с ранней юности живут в мире литературных, героев. И. А. Бунин писал, что «полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?» (Бунин И. А. Книга//Собр. соч.: В 9 т.-М.: Художественная литература, 1966.- Т. 5.- С. 179).

Но воображаемые друзья не заменяют друзей из плоти и крови. Как же выглядит юношеская дружба в свете психологических данных? Остановимся на нашем, совместном с В. А.

Лосенковым, исследовании, проведенном в начале 1970-х годов, объектом которого были 925 ленинградских старшеклассников с VII по X класс, а также 250 сельских Девятиклассников, студенческая выборка из 332 человек, и дополнительно 759 московских школьников, обследованных А. В.

Мудриком (Его результаты с описанием основных методик опубликованы в кн.: Проблемы общения и воспитания.- Тарту: Изд-во ТГУ, 1974.- Вып. 2. Сокращенное их изложение см.: Кон И. С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы //

Источник: http://MirZnanii.com/a/202627/psikhologiya-ranney-yunosti

ЮНОСТЬ

период развития человека, соответственный переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (-> зрелость). Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяются ранняя юность — старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и поздняя юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность.

В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками при сохранении большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в этом возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписываемых норм общественных.

Я (эго) — сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении.

Изменяя в деятельности предметной внешний мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою неидентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро личности. Я — одна из компонент структуры личности в теории З. Фрейда. Согласно Фрейду, Я выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте — как структура, задача коей — найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.

Я — это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его ядро — всегда бессознательно.

«Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех тиранов — внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я — переход от принципа удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение и жизнь.

Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений.

Выполняя эту функцию, Я вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех.

При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии.

При этом во взаимоотношениях Я и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я.

В травматической ситуации этого внутреннего конфликта вырабатывает защиты психологические — особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу.

В этой ситуации Я часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая конфликты Оно с реальностью.

В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.

Я-ГРАНИЦА (границы Я) — психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются:

1) Я-границы внутренние — разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться;

2) Я-границы внешние — выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации.

Я-ИДЕАЛ — согласно З. Фрейду — одно из обозначений и функция сферы личности, выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории Фрейда считает, что следует различать:

1) Сверх-Я — как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями;

2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.

Я ИДЕАЛЬНОЕ — (идеальное-Я) -> Сверх-Я; Я-идеал.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);

2) эмоциональную — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я — схема собственного тела;

2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция — важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом.

Читайте также:  Душевная открытость делает нас интересными - психология

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Я-ЛИБИДО (либидо нарциссическое) — согласно З. Фрейду — либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к Я. Похоже на большой резервуар, из коего высыпаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/yunost.html

Психология юношеского возраста

Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности.

В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, и границы которого могут простираться от 12-14 до 25 лет.

В отечественной науке юность определяется в границах 14 — 18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Возраст 15 — 17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности [31].

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка[32].

Принципиально важную характеристику современной ситуации отмечает Б.Д. Эльконин, отстаивая положение о том, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный, он видит суть этого кризиса в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Нигде этот разрыв не виден столь отчетливо, как в период ранней юности. Взросление проходит вне образовательной системы, а образование — вне системы взросления. Возможно существование двух ведущих деятельностей.

Вопрос о ведущей деятельности в период ранней юности, который и всегда был дискуссионным, на сегодняшний день остается открытым [31].

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л.И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему.

Она утверждала, что подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего [31].

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов.

К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться.

Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых.

Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью.

Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек.

Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия [32].

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.

Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность.

Так, И.В.

Дубровина утверждает, что «Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению» [31, 374].

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Американский психолог Э.

Эриксон, понимает идентичность как тождественность человека самому себе, как чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.

Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е.

определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие» [32, 177].

Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность».

В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья. По мнению Э.

Эриксона, в поиске собственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Т. Томэ предлагает различать два принципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий.

Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение.

Такое развитие нельзя назвать действительно индивидуальным развитием, потому что личность такого молодого человека стремится к гомеостатическому равновесию [31].

Второй путь можно назвать путем сознательного саморазвития. Ю.Б. Гиппенрейтер говорит о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности [32].

Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

В юности почти каждого человека случаются первая любовь и первая дружба — события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если этот шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре [31].

Субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ранней юности.

Исследователями называются различные задачи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно исторических условий развития личности на данном возрастном этапе Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Все это позволяет «включиться» в мир взрослых [32]..

Таким образом, период юности является самым главным периодом определения и формирования личности, представлений не только о любви, но и об окружающем мире.

На этом этапе развития формируются все представления о будущем, формируются интересы способствующие выбору профессиональной деятельности в будущем.

Самой актуальной проблемой является определение с ролью, которая будет присуща девушке или юноше по жизненному пути. В этом возрасте переоцениваются многие ценности.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

Спортивная деятельность носит коллективный характер. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.

Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Т. е.

лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.

В социальной психологии выделяют ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства». Также в социальной психологии были выявлены три основных стили лидерства: демократический, автократический и либеральный (попустительский).

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Источник: http://lektsia.info/4x6ea0.html

Предисловие (психология юноше­ского возраста)

Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хроно­логические границы, отделяющие юность от подросткового воз­раста и от взрослости, весьма подвижны и определяются уче­ными по-разному.

В этой книге речь пойдет в основном о 14—18-летних людях, главным образом старшеклассниках, ко­торых в психолого-педагогической литературе называют то юно­шами, то подростками. Однако нам придется затрагивать также некоторые проблемы более ранних и более поздних этапов раз­вития.

Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни (новая Конституция СССР значительно расширила политические права 18-летних), но и сам по себе исклю­чительно богат и многогранен. В данном учебном пособии про­слеживаются в первую очередь закономерности формирования личности, которая является высшим синтезом психических про­цессов.

Это предполагает также освещение некоторых опреде­ляющих общественное положение и сферу деятельности юношей и девушек социальных процессов, понимание которых необхо­димо будущему учителю.

В основу пособия положено обобщение новейших научных данных советской и зарубежной возрастной психологии, а также социологических и педагогических исследований юношества, включая собственные работы автора.

Преимущественное внима­ние при этом уделяется тем вопросам, которые меньше или со­всем не освещены в других предметах пенхолого-педагогического цикла и в которых студенту трудно ориентироваться са­мостоятельно. Книга рассчитана на читателя, знакомого с системой поня­тий общей и возрастной психологии в объеме учебника «Общая психология» (2-е изд. М.

Читайте также:  Истоки безответственности - психология

, 1977) и учебного пособия «Возраст­ная и педагогическая психология» (М., 1973) под редакцией проф. А. В. Петровского. Все незнакомые научные попятия и термины объясняются в тексте учебного пособия по мере их введения.

Чтобы организовать самостоятельную работу студен­тов, в конце книги по каждой главе даны темы для подготовки к семинарским занятиям и темы для рефератов, а также реко­мендательные списки литературы. Разумеется, преподаватель, читающий спецкурс, может варьировать и изменять их по свое­му усмотрению.

Поскольку психология юношеского возраста находится сей­час в стадии становления и многое в ней является спорным, автор счел необходимым специально остановиться на се теорети­ко-методологических проблемах. Естественно, что этот раздел книги (§ 2 и 3 главы I) наиболее сложен для восприятия. Одна­ко он очень важен для понимания дальнейших перспектив этой области знания и возрастной психологии в целом. К нему по­лезно вернуться еще раз в качестве обобщающего повторения, после того как студенты уже освоят основной материал. Опыт создания систематического курса психологии юноше­ского возраста предпринимается в нашей стране впервые с нача­ла 1930-х годов. Автор и издательство хорошо сознают, что это только начало большой работы, и будут признательны за со­веты и критические замечания, способствующие улучшению книги.

Глава I

Юность как предмет научного исследования

I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе

Что такое юность? Каковы содержание и длительность юно­сти как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние этапы этого перехода? Ответы на эти вопросы никогда не были однозначными, и са­ми термины, в которых мы описываем возрастные сдвиги, до­вольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия пере­хода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым. У животных, включая и антропоидов, конечная цель индиви­дуального развития — продолжение рода. Хотя в течение жиз­ни животное выполняет множество разных более или менее важ­ных функций, главная из них — функция воспроизведения себе подобных. Все остальные функции представляют лишь сред­ства или условия, обеспечивающие выполнение основной функции.

следующая – возрастная периодизация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/psihologiya-yunosheskogo-vozrasta/

открытая библиотека учебной информации

Рецензенты: учитель русского языка и литературы В. Г. Богин (ᴦ. Зелœеноград), психотерапевт Н. В. Жутикова (ᴦ. Новосибирск)

Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гᴦ., и дает систематическое изложение базовых психологических проблем 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных.

Добавлена новая глава «Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных юношеских группах и субкультурах, психосœексуальном развитии подростков и т. д.

Адресованная в первую очередь классному руководителю, книга может быть полезной также студентам пединститутов, родителям и другим людям, интересующимся проблемами ранней юности.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ЮНОСТИ

ЮНОСТЬ И ЮНОШЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ИНСТИТУТЫ

Глава II. ЮНОСТЬ КАК СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НА РАСПУТЬЕ

ВОЗРАСТ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Глава III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

МИР ЭМОЦИЙ

САМОСОЗНАНИЕ: ОТКРЫТИЕ «Я»

Глава IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ

Глава V. ОБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ И ЮНОШЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

ОБЩЕНИЕ И ОБОСОБЛЕНИЕ

ОБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ В ШКОЛЕ И ВНЕ ЕЕ

ЮНОШЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Глава VI. ДРУЖБА

Глава VII. СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Глава VIII. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УХАЖИВАНИЕ И ЛЮБОВЬ

ПОДГОТОВКА К БРАКУ И ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Глава IX. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ

Предисловие

«А прежде всœего нужно, чтобы знание знало.» Януш Корчак. «Как любить детей.»

Эта книга имеет долгую историю. Первый вариант ее — «Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности» — был опубликован в 1979 ᴦ., а расширенное издание — «Психология старшеклассника» — в 1980 и 1982 гᴦ.

Написал я ее не потому, что считал себя готовым к такой работе, а только ради того, чтобы заполнить зияющий вакуум, существовавший в нашей психологической литературе без малого пятьдесят лет: систематического курса юношеской психологии не выходило с конца 1920-х годов, да и в общих трудах по возрастной психологии юность освещалась гораздо скупее, чем детство или отрочество.

Не имевшая конкурентов книга была тепло встречена научно-педагогической общественностью, быстро раскуплена и переведена на болгарский, чешский и латышский языки; существенно расширенный венгерский ее вариант вышел двумя изданиями. Разумеется, я хорошо понимал ее несовершенство, тем более что для серьезного анализа некоторых проблем юношеской психологии в те годы не было, да и сейчас нет даже исходных фактических данных.

Во втором издании «Психологии старшеклассника» (1982, с. 196—197) прямо говорилось: «Из-за непростительной скудости социально-педагогических и социально-психологических исследований групповой портрет «современного юноши», с которым соотносит и сверяет свои личные впечатления учитель, выглядит расплывчатым, недостаточно конкретным.

Мы говорим о психологии юношеского возраста͵ а фактически описываем: а) преимущественно мальчика, потому что девичью психологию не изучали; б) школьника, потому что сравнительных данных об учащихся ПТУ и других категориях молодежи того же возраста еще меньше, чем о школьниках; в) жителя очень большого города, потому что сельская молодежь и подростки из маленьких городов социологически и психологически изучены хуже; г) неопределœенного социального происхождения, потому что данные об особенностях воспитания детей в разных социальных слоях и средах отрывочны и несистематичны; д) неизвестно какого поколения, потому что нет систематических когортных и сравнительно-исторических исследований, а эпизодические сравнения сегодняшних данных с данными 1920-х или 1930-х годов данный пробел восполнить не могут. Остро необходимы также межкультурные, историко-этнографические данные о национальных различиях воспитания и процессов взросления в прошлом и настоящем. Этот большой и серьезный счет учительство вправе предъявить педагогической науке, прежде всœего Академии педагогических наук СССР».

Увы! Ни АПН, ни Минпрос оплачивать данный счет не собирались, психология всœе больше хирела и серела, а социальная педагогика откровенно лакировала действительность.

Перестройка всœе изменила. Новое издание книги потребовало ее коренной переработки. Многие привычные стереотипы нашего мышления рухнули.

Исчезли запреты на обсуждение некоторых проблем (к примеру, в венгерском издании я рассматривал природу юношеских самоубийств, а в советском — нет). Поведение сегодняшних старшеклассников существенно отличается от того, каким оно было 10—15 лет назад.

В психологии развития появились новые идеи и методы. Жить стало если и не лучше, то определœенно веселœей. Зато работать стало труднее.

Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших — племя младое, незнакомое.

Между тем наука наша развивается крайне медленно, достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, а не к позавчерашнему, очень мало. Анализ новых проблем сплошь и рядом подменяется их обозначением.

Вместе с тем актуальность темы такова, что и при недостатке данных нужно знать то, что уже известно.

Логическая структура книги проста. Первая глава является социологической.

В ней рассматриваются важнейшие социальные проблемы и тенденции, определяющие взаимоотношения поколений, цели, средства и институты социализации юношества в современную эпоху.

Это минимум социологической культуры, без которого не может обойтись думающий учитель, и вместе с тем — как бы камертон, по которому настроено всœе последующее изложение.

Вторая глава — теоретико-методологическая. В ней обсуждены важнейшие теории юношеского возраста͵ новые тенденции и методы психологии развития, определяется место переходного возраста в структуре жизненного пути, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей, диалектика постоянства и изменчивости личностных черт и т. д.

Эта глава наиболее трудна для чтения, прагматически настроенному учителю она покажется вообще излишней и ее можно пропустить. Но когда с читателœем говорят от имени науки, он вправе знать, как строится эта наука, на чем основаны ее утверждения и насколько можно им доверять.

А это, естественно, требует больших интеллектуальных усилий, нежели некритическое усвоение готового знания.

В третьей главе анализируются закономерности и свойства умственного развития, способностей, эмоционального мира и в особенности — самосознания юношей и девушек. Четвертая глава посвящена их взаимоотношениям с наиболее значимыми взрослыми — родителями и учителями.

В пятой главе обсуждаются закономерности юношеского общения, роль и значение общества сверстников, спорные проблемы юношеской субкультуры. Шестая глава посвящена психологии юношеской дружбы.

В седьмой главе рассматриваются процессы и стадии социального самоопределœения юношей и девушек: как формируются их жизненная перспектива, мировоззрение, отношение к труду, как происходит выбор профессии и складывается моральное сознание. Восьмая глава посвящена проблемам психосœексуального развития.

В ней показано, как соотносятся биологические и социальные факторы полового созревания, каковы свойства юношеской сексуальности и любовных отношений и какие задачи это ставит перед школой и учителœем.

Последняя, девятая глава содержит характеристику и анализ девиантного, отклоняющегося от нормы поведения, с которым нередко приходится сталкиваться учителю и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является предметом изучения, с одной стороны, психиатров, а с другой — криминологов.

Книга не претендует на то, чтобы нарисовать социально-психологический портрет современных юношей и девушек и дать учителю какие-то педагогические рецепты. Моя единственная цель — опираясь на данные науки, познакомить учителя с важнейшими социально-психологическими проблемами ранней юности и тем самым пробудить его мысль и дать пищу для самостоятельных размышлений.

Главная мысль книги: юность — не пассивный объект обучения и воспитания, а самостоятельный субъект деятельности, подход к ней может быть только личностным, в духе педагогики сотрудничества.

Читайте также

  • — Психология ранней юности

    Основные понятия: возрастные границы, физическое развитие, период внутреннего кризиса, внутренняя позиция, самоопределение, идентичность, статусы идентичности. Юношеский возраст (англ. juvenile age) – период жизни человека между подростко­вым возрастом и взрослостью. В… [читать подробенее]

  • — Семинар 8. Психология ранней юности

    Семинар 7. Психология ранней юности Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте Дополнительный 1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А.Аверин. – СПб.,1994. 2. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое… [читать подробенее]

  • — Семинар 8. Психология ранней юности

    Семинар 7. Психология ранней юности Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма… [читать подробенее]

  • — Психология ранней юности

    Рецензенты: учитель русского языка и литературы В. Г. Богин (г. Зеленоград), психотерапевт Н. В. Жутикова (г. Новосибирск) Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в… [читать подробенее]

  • — Психология ранней юности

    Ранняя юность. Новообразования и ведущая деятельность ранней юности. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/883140

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию