Психическая норма и патология: где границы? — психология

Психология

Психическая норма и патология: где границы? - психология

Определение психической нормы, ее отграничение от аномальных и болезненных изменений психической деятельности является чрезвычайно сложной проблемой.

Недостаточная изученность принципов организации психики и самой ее сущности обусловливает наличие огромного разнообразия теоретических и методологических подходов к определению психического здоровья, психической нормы, границ этой нормы.

В философско-гносеологическом плане разнообразие этих подходов простирается от концепции жесткого материалистического детерминизма в отношении всех и всяких форм психической деятельности (в рамках теории отражения) до признания бессмертности души (нашего «Я», «самости» и пр.

), особых форм психической энергии и т. д. Великий философ И. Кант считал, что решать вопрос о норме и патологии в отношении психики, т. е. диагностировать психические болезни, должны философы.

В научно-практическом аспекте проблема отграничения нормы и патологии, естественно, принимает более конкретные очертания, однако и здесь она остается крайне сложной.

Как реальные наблюдения, так и использование современных психологических методов исследования обнаруживают наличие огромного разнообразия параметров, характеризующих психическую деятельность человека в различных условиях, и, что особенно важно, исключительно широкий диапазон колебания этих параметров (психофизиологических показателей, свойств характера, особенностей личности и пр.) у разных людей.

Вплоть до недавнего времени изучением и описанием необычных форм поведения, различных экстравагантных, не укладывающихся в общепринятые представления о норме особенностей психической деятельности занимались преимущественно психиатры.

Изучая психические заболевания, анализируя различные признаки начала болезни, особенно при медленном, постепенном нарастании ее проявлений, врачи-психиатры дали подробные описания как крайних вариантов нормы, так и различных слабо выраженных болезненных изменений психической деятельности и поведения людей.

Предметом исследований психологов длительное время оставалась только психика здорового человека.

В настоящее время стало вполне очевидным, что границы между нормой и болезненными нарушениями психики не являются жесткими, дискретными, что реально наблюдается много таких разновидностей форм поведения или состояний психики, где однозначно определить их отношение к норме или патологии представляется крайне затруднительным, а при определенных обстоятельствах даже невозможным. Изучение таких состояний возможно только при комплексном использовании методов исследования, присущих как психологии, так и психиатрии. Определился, таким образом, широкий круг проблем, к решению которых в равной мере причастны и психологи, и психиатры. И если представление о нормальной организации психики, знание психической нормы всегда являлось необходимой предпосылкой диагностики психопатологических изменений («Психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим», – писал один из основоположников клинической психиатрии Э. Крепелин), то сейчас столь же очевидной стала необходимость знания психологом основных положений разграничения нормы и патологии, знакомства хотя бы с наиболее распространенными пограничными (между нормой и болезнью) состояниями. Это явилось основанием для включения в учебник по психологии данного раздела.

Исключительная сложность и недостаточная разработанность ряда важных, в том числе и базовых, понятий психологической науки, отсутствие жестких определений содержания этих понятий обусловливают большое разнообразие в обозначении разнообразных отклонений в содержании и формах психической деятельности.

Наблюдаются значительные различия в наборе терминов, относящихся к состояниям, находящимся на границе между нормой и патологией. В публикациях по этой тематике достаточно распространенным является понятие «психические аномалии».

В одних случаях это понятие включает только те изменения психики, которые являются следствием нарушения формирования личности, ее аномального развития (психопатии и акцентуации).

В другом контексте под психическими аномалиями понимаются «все расстройства психической деятельности, не достигающие психотического и не исключающие вменяемости, т. е.

способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, но сопровождающиеся личностными изменениями, которые могут привести к отклоняющемуся поведению». Это более широкое толкование термина «психические аномалии» включает в себя, помимо психопатий, изменения личности при алкоголизме, олигофрению в степени дебильности, другие виды недостаточности интеллекта, остаточные явления черепно-мозговых травм и др.

При попытках соотнести сущность изменений психической деятельности при указанных аномалиях с основными понятиями психологической науки также наблюдается большое разнообразие подходов. Обозначение этих отклонений может относиться к различным достаточно общим психологическим категориям.

Так, довольно распространенным вариантом является характеристика особенностей поведения человека, выражающаяся термином «отклоняющееся поведение». Модификациями этого термина служат такие определения, как «девиантное», «делинквентное», «асоциальное», «криминальное», «суицидальное» и т. д.

Следует подчеркнуть, что ни одно из перечисленных определений отклоняющегося поведения нельзя рассматривать как показатель болезненной природы этих отклонений. Социальный и медицинский критерии оценки поведения часто не совпадают.

Грубо нарушать социальные и правовые нормы может психически здоровый человек, и, наоборот, при выраженных признаках психической патологии может наблюдаться вполне законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение.

Во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какого-то усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности. Так, устоявшимися в литературе являются понятия «акцентуированные личности» (К. Леонгард) или «акцентуации характера» (А. Личко и др.).

В зависимости как от контекста обсуждения, так и от исходных теоретических позиций автора обозначения различных форм поведения, поступков и реакций личности неболезненной природы варьируют в весьма широких пределах.

Таким образом, общая концепция психической нормы необходимым образом соотносится с целым рядом частных, но все же весьма сложных психологических понятий (личность, характер, поведение и т. д.). В связи с этим остаются недостаточно продуктивными попытки дать более или менее конкретное целостное определение психической нормы.

Одной из наиболее удачных попыток такого рода считается определение, данное Г. К. Ушаковым.

Это определение включает следующие критерии: «детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответственную возрасту индивида зрелость чувства постоянства (константности) места обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней; адекватность реакций его на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться с иными лицами и самим собою; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов его; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.» Очевидно, что подобное определение «нормы» практически не может быть использовано для оценки «нормальности» (или «ненормальности») поступков, действий, высказываний конкретного человека. Существенное значение для характеристики довольно большого класса состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и четко очерченными в нозоологическом («нозос» – болезнь) плане расстройствами психической деятельности может иметь предлагаемое некоторыми авторами одновременное (в их диалектическом единстве и противоположности) использование нозоцентрического и нормоцентрического подходов к оценке изменений психики.

Нозоцентрический подход, естественно и органично присущий специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам, подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их появления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамике, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости.

Психология bookap

Нормоцентрический подход, свойственный специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме.

Имеющиеся возможные отклонения от этой некой «среднестатистической нормы» расцениваются прежде всего как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации.

При использовании вышеуказанных подходов существует опасность абсолютизации каждого из них.

«Нозоологически ориентированное мышление… если оно не корригируется нормоцентризмом, легко может быть доведено до крайности и до абсурда, в результате чего любые девиантные формы поведения и всякое недомогание будут казаться „недоразвитой болезнью“, – предостерегает один из авторов данного подхода. В то же время при опоре на нормоцентрический подход может возобладать тенденция рассматривать любые изменения психической деятельности как реакции здоровой („нормальной“) психики на необычные обстоятельства, искать „психологически понятные“ объяснения „странных“ измененных форм поведения, высказываний, поступков, что приводит к серьезным ошибкам в диагностике и тактике коррекционного или лечебного воздействия.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl128.shtm

Норма и патология социальном развитии ребенка

Понятие «норма» в развитии личности

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями требует осознания понятий «норма» и «патология». Это важно для того, чтобы, с одной стороны, эффективно формировать личностные качества, необходимые для безболезненного вхождения в мир социальных отношений, с другой — определять, какие негативные свойства личности, сложившиеся у ребенка, подлежат коррекции.

К сожалению, единого подхода в определении границы между нормой и патологией в развитии личности не существует. Если в физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы (рост, вес, физическая сила и др.), то в определении аномалий личности, в связи с индивидуальностью и субъективностью психики, наблюдается большая вариативность.

Особые трудности возникают при определении нормы и патологии у детей и подростков. Психология детского и подросткового возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте, вследствие некритичности восприятия подростком своего «Я», отсутствует достаточное понимание сущности изменений, происходящих в их потребностно-мотива-ционной и эмоционально-волевой сферах.

Проблема аномалий личности в этом возрасте более значима не для самих детей и подростков, а для родителей, учителей, так как они оставляют за собой право корректировать поведение ребенка, формировать у него так называемые «правильные» формы поведения.

Подросток часто не подозревает, что, общаясь со сверстниками и другими людьми, он может заимствовать анормальные способы поведения тех же людей.

Проблема «нормы» и аномалий личностного развития сводится, по утверждению В.А. Худика, исследовавшего данную проблему, с одной стороны, к изучению особенностей усвоения ребенком определенных жизненных нормативов, выдвигаемых тем или иным социальным окружением, а с другой — к анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствующей субкультуры.

Подчеркивая важность определения понятия «норма» в личностном развитии, Л. Пожар считает, что это междисциплинарная проблема и решить ее с позиций только биологического, либо узко психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное понятие следует рассматривать с точки зрения статистической, функциональной и идеальной нормы.

Психическая норма и патология: где границы?

Норма — установленный эталон. стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели.

В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е.

объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.

  • Статистическая — уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
  • Идеальная — идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
  • Функциональная — оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
  • Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
  • Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум).

Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр.

Читайте также:  Культура вины - психология

в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.

Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы.

Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования.

Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.

Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право.

Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология ). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.

Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние. обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Самые популярные материалы

Менеджмент

ПСИХИКА ( от греч. psychikos — душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции.

Высшая форма психики — сознание — присуща человеку. Изучается психологией.

«Психическаянорма — индивидуальная динамическая совокупность психических (индивидуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали»

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние — патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

От болезни к патологическому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от одного состояния к другому.

Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматических повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психическое состояние, необходимо констатировать, что психопатологический синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

Для установления факта психического здоровья или выявления имеющихся отклонений необходимо выработать критерии оценки здоровья

Критерий психигеского равновесия позволит судить о характере функционирования психики индивида с разных сторон (познавательной, эмоциональной). Например, можно будет оценить равновесие личности с социальным окружением.

1. Гармонигность организации психики, которая может быть, например, оценена по соотношению развития познавательных процессов и дифференцированное™ эмоциональной реактивности, — существенный показатель перспектив социального приспособления.

Адаптивные возможности лигности не менее важный индикатор психической нормы. Только конечный результат того, как приспосабливается индивид к своему окружению, имеет для него жизненное значение, а вовсе не то, насколько хорошо у него развиты интеллект, воля или аффективная сфера.

Психигеская болезнь — это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности. П. Б.

Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной конституцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функционированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

При психической болезни извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она выражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой неправильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

Психическое заболевание – результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека, с преимущественным поражением головного мозга, основными признаками которого являются расстройства психических функций, сопровождающиеся нарушением критики и социальной адаптации.

Понятие «психические болезни» не исчерпывается лишь выраженными формами психических нарушений (психозами), т. е. такими патологическими состояниями психической деятельности, при которых психические реакции грубо противоречат реальным отношениям (И. П. Павлов), что обнаруживается в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения.

кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называется психигеской реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с родителями).

Психигеское развитие — патологический процесс с внутренними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, например, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астеническое) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у индивида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

Лекции

  • Главная страница
  • Психопатология. Лекции.
  • Наркомания: диагностика, клиника, лечение
  • Общая психиатрия (психопатология). Лекции.
  • Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций.
  • Лекции по дисциплине психопатология
  • Лекция. Расстройства мышления
  • Лекции по дисциплине практическая психология
  • Лекции по дисциплине Педагогическая психология

Подготовка к экзамену

  • Ответы по психиатрии
  • Вопросы к зачету профилактика наркомании и алкоголизма.
  • Ответы на вопросы к экзамену по психиатрии
  • Ответы к экзамену по психиатрии
  • Психиатрия. Ответы на экзамен.
  • Ответы по дисциплине основы судебной психиатрии
  • Ответы на зачет профилактика зависимостей
  • Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.
  • Вопросы и ответы по психиатрии
  • Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
  • Вопросы и ответы на экзамен по психопатологии
  • Шпаргалки по дисциплине практическая психология
  • Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0347/5_0347-92.shtml, http://www.psychologos.

ru/articles/view/psihicheskaya_norma_i_patologiya_dvoe_zn__gde_granicy_vop_zn_, http://www.lartdoll.net/psikhopatologiya-otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/431-ponjatie-psihiki-psihicheskaja-norma-i-patologija.html

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/norma-i-patologija-socialnom-razvitii-rebenka.html

Менеджмент

МенеджментПодробностиКатегория: Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.

«Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (индивидуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали»

Нормальные психические процессы должны адекватно отражать окружающую действительность, позволять адекватно воспринимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями.

При этом важно, чтобы психические функции были интегрированы, гармоничны, уравновешены. Личность следует оценивать по степени ее духовности, приоритету гуманистических ценностей, ориентации на саморазвитие. Нормальная самоуправляемая личность целеустремленна, энергична, обладает адекватной самооценкой.

В то же время психическая норма не является чем-то застывшим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и развитием своих потенциальных возможностей.

Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели окажется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психологической защиты, облегчающие состояние личности.

Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряжения, подъема и т. д.

Для детской психопатологии оценка психической нормы представляется особенно важной по ряду соображений. Во-первых, в процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учетом возрастной динамики.

Во-вторых, в связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние. В-третьих, психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе ее формирования.

В-четвертых, от оценки соответствия психики ребенка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения.

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние — патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

От болезни к патологическому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от одного состояния к другому.

Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматических повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психическое состояние, необходимо констатировать, что психопатологический синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

к критериям психической нормы человека относят:

-способность четко определять психические явления, необходимость, причину и порядок этих явлений в соответствии со своим возрастом и чувством фундамента своей жизни и среды обитания; как можно более точное и близкое определение

-субъективных представлений об окрущающей действительности самой действительности

-адекватное реагирование человека на различного рода влияния и раздражители, соразмерно их силе;

-адекватное определение и опознавание самих впечатлений с однотимными представлениями прошедшего;

-соответствие уровня желаний, мечтаний и амибций уровню реальных возможностей и способностей человека);

-умение человека уживаться с окружающими людьми и с самим собой

-критический подход к обстоятельствам и событиям жизни

-способность изменению себя, своего поведения в соответствии с нормами

общества и коллективов

-соответствующая реакция на события и обстроятельства, произошедшие в обществе

 -чувство ответственности за своих детей и родных

-чувство постоянства и четкого определения переживаний в однотипных ситуациях

-умение изменить способ поведения в зависимости от ситуации в жизни;

-самоутверждение в обществе или коллективе без нанесения ущерба другим

 -способность планировать свою жизнь и жизненный путь).

Читайте также:  Привычное поведение: как изменять - психология

Источник: http://lartdoll.net/psikhopatologiya-otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/444-ponjatie-o-psihicheskoj-norme-i-patologii-kriterii.html

Проблема определения нормы и патологии. Критерии психического здоровья (стр. 1 из 2)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОДСКОГО

Контрольная работа

По дисциплине:

«Проблема определения нормы и патологии»

Москва 2009

Содержание

1. Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма – патология»

2. Критерии психического здоровья. Психическая норма

3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности

Заключение

Список источников

Введение

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

История содержит огромное количество фактов, когда «ведьм» и «колдунов» заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на «растерзание» возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к «умалишенным» как к «психически больным» людям.

Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального.

Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией».

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

Что же понимают под понятиями «норма» и «патология» в современной психологии? Как связаны эти термины? В поиске ответов на эти вопросы и была написана эта работа.

1. Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма – патология»

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни».

В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.

Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную.

Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

20–34 – выраженная умственная отсталость

35–49 – умеренная умственная отсталость

50–70 – легкая умственная отсталость

71–84 – умственная отсталость близкая к норме

85–114 – НОРМА

115–124 – интеллект выше нормы

125–134 – высокий интеллект

135 и выше – гений

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения.

Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет.

Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Понятие «нормы» смещается до границ индивида

Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма.

Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые.

То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований.

Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.).

К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Психопатологический подход

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров.

Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности.

Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

Источник: http://MirZnanii.com/a/198610/problema-opredeleniya-normy-i-patologii-kriterii-psikhicheskogo-zdorovya

Психическая патология и норма

Психическая патология и норма

Отсутствие общепризнанной дефиниции психической патологии, кото­рая была бы универсально приложимой ко всем видам симптоматики, заставляет большинство психиатров ориентироваться на общемедицин­ское понимание нездоровья как неблагополучия.

А к неблагополучию причисляются не только субъективно неприятные переживания, но и та­кие, которые приводят к социально неприемлемому, дезадаптивному поведению.

Однако если категорию неблагополучия, устанавливаемого чаще всего по субъективной неудовлетворённости, можно относитель­но успешно использовать в соматической медицине, то для психиатрии она гораздо менее пригодна.

С одной стороны, реальность такова, что переживание неудовлетворённости своим эмоциональным состоянием в связи с самыми разнообразными ситуационными факторами, особен­но в связи с проблемами межперсональных взаимоотношений, столкно­вением интересов, невозможностью исполнить свои желания, является неизбежной составной частью психической жизни индивидуума. Несом­ненно, что психологический дискомфорт имеет важное биосоциальное значение, которое заключается в стимулировании адаптивного поведе­ния. Переживание страдания вследствие объективно значимых неприят­ностей можно уподобить болевому ощущению в ответ на соответствую­щее физическое воздействие (т. е. боль не обязательно указывает на па­тологию). Более того, наличие эпизодов переживания неблагополучия свидетельствует о сохранности эмоциональной психической сферы, а их отсутствие или слабая выраженность — о её дефицитарности (алюпии). В этом общемедицинском смысле норма и субъективное благополучие в психической сфере совпадать полностью никак не могут. С другой стороны, психические расстройства могут и не вызывать субъективного неблагополучия, а иногда не только субъективного, но и социального. Например, гипоманиакальные состояния, хотя, разумеется, и не все без исключения, бывают не только субъективно приятными, но и нравятся окружающим и сопровождаются повышением продуктивности. Доста­точно вспомнить, например, о шедеврах великого российского поэта, написанных в осенние периоды.

В психиатрии возможны разные варианты понимания нормы, кото­рые требуют терминологических различий. Социально-гуманистическая норма подразумевает такое психическое функционирование, которое обеспечивает субъективное благополучие и необременительность для общества (окружения).

Усреднённая норма предполагает соответствие статистическому боль­шинству. Можно также сопоставлять не индивидуумов, а изменения состояния одного и того же человека. В таком случае речь идёт об ин­дивидуальной усреднённой норме, которая подразумевает его обычное (привычное) состояние.

Физиологическая норма указывает на отсутствие как функциональ­ной психической патологии (диатеза), так и психических нарушений вследствие соматоневрологической патологии (экзогенно-органичес­ких расстройств).

Психиатрическая помощь оказывается по социальным показани­ям, т. е. когда нарушена социально-гуманистическая норма. Поводом для обращения к врачу и лечения могут быть не только патологические состояния, но и психологические реакции. У разных людей разная тя­жесть состояния (неважно — патологического или нет) достаточна для поиска способов его облегчения.

Важно, однако, подчеркнуть, что если запрос о врачебной помощи поступает только от окружения индивиду­ума, то она оправдана лишь при нарушении психического функцио­нирования, т. е. физиологической нормы.

В последнем случае решение о назначении лечения зависит и от степени социальной дезадаптации (в соответствии с Законом о психиатрической помощи): если она су­щественна, то достаточно констатации даже лёгкой гипомании. При отсутствии же психической патологии любые социальные проблемы должны решаться немедицинским порядком, если индивидуум отка­зывается от помощи.

Знание усреднённой нормы необходимо, но оно не должно вводить в заблуждение. Поскольку психические расстройства распространены очень широко, ссылки пациентов и некоторых врачей на то, что те или иные психические особенности «как у всех», не долж­ны служить поводом для их игнорирования и требуют соответствующей квалификации психиатра и, возможно, адекватной терапии.

Незначи­тельное нарушение индивидуальной (привычной) психологической нормы само по себе не всегда требует назначения лечения, но может сигнализировать о начале более значительного обострения состояния.

Читайте также:  Невротизм - психология

В то же время психиатрическая помощь может оказаться целесооб­разной (по социально-гуманистическим показаниям) и при привыч­ных состояниях, которые определяются хроническими нарушениями. (Ниже обсуждается значение усреднённой нормы для дифференциации патологических и психологических реакций.

) Таков в самом сжатом изложении здравоохраненческий аспект проблемы, принципиально регулируемый Законом о психиатрической помощи, а ниже будет рас­сматриваться проблема соотношения психической патологии и физио­логической нормы, тогда как понятие «медицинская норма», которое определяется потребностью в медицинской помощи, оказывается для психиатрии слишком громоздким, не имеющим чётких границ и да­же не всегда включающим физиологическую норму, т. е. оно нуждается в особых пояснениях во многих конкретных случаях.

Соотношение физиологической нормы и патологии в психической сфере отличается от такового в соматической медицине. Это отличие определяется спецификой психики, отличающей её от сомы.

Предна­значение психики — регулировать жизнедеятельность организма в со­ответствии с условиями среды, прежде всего в зависимости от их из­менения, предпочтительно предвидя перемены, поскольку благодаря адаптивному поведению психологическая реакция позволяет не только смягчить воздействие неблагоприятных факторов, но и предотвращать его, чтобы уберечь сому.

При гипотетической неизменности средовых, ситуационных условий возможности психического функционирования практически не были бы использованы. Соматическое функционирова­ние нацелено на сохранение самого себя как такового.

Эта относитель­ная стабильность вопреки возможным средовым изменениям является не только целью соматической жизнедеятельности, но и средством, т.е. поддерживается благодаря гомеостазу. Таким образом, внешние воздействия — повод для психического реагирования, но угроза для со­матической сферы.

Требуется разная интенсивность эмоционального ответа на воздействия извне, чтобы адаптивное поведение стимулирова­лось сообразно угрозе. В соматической сфере интенсивные изменения в любом случае нежелательны, так как угрожают нарушением гомеос­таза. Внешние воздействия для психики — психологические факторы, в частности психогении и психотравмы.

Всё остальное опосредуется ор­ганизмом (соматической сферой). Внешние факторы для сомы разно­образны — физические травмы, температурные и токсические воздейс­твия, микроорганизмы и пр. В соматической медицине травматическое воздействие патогенно, если оно выводит функционирование организ­ма за рамки относительной стабильности, т. е.

гомеостаза, а в психи­ческой сфере, как раз и рассчитанной на нестабильность, сам по себе факт резкого изменения психической деятельности не может указы­вать на патологию. Здесь можно опираться лишь на критерии Шнай­дера, т.е.

понятие усреднённой нормы: на патологию указывают лишь слишком интенсивные или слишком слабые, слишком короткие или слишком продолжительные формы реагирования (см. выше).

Совпа­дение понятий усреднённой и физиологической нормы при психичес­ких реакциях подтверждает концепция психопатологического диатеза, а именно: патологические реакции не являются единственным указа­нием на патологию у таких лиц (см. раздел «Основы психиатрической систематики: психопатологический диатез»).

При этом важно отметить, что нарушение усреднённой и одновременно физиологической нормы важно устанавливать корректно, не формально. Следует сопоставлять данного индивидуума не со всеми остальными людьми, а с лицами, имеющими сходные психологические особенности и находящимися в сходных обстоятельствах. Психотравмирующие факторы могут иметь разное значение в зависимости от конкретных ситуационных условий, микросоциального контекста. Например, потеря рабочего места спо­собна приводить к разным последствиям у материально обеспеченных и необеспеченных людей, при наличии или отсутствии достаточных перспектив нового трудоустройства, а также в зависимости от той пси­хологической роли, которую играла утраченная работа в жизни кон­кретного человека (бывают люди, для которых она экзистенциально значима и у которых по существу нет других интересов).

Разное соотношение нормы и патологии в психической и сома­тической сферах, разумеется, не служит основанием для исключе­ния психиатрии из общей медицины. Собственно говоря, расходятся только оценки последствий психических и физических травм.

Однако психиатры относительно редко имеют дело с сугубо реактивными со­стояниями (как психологическими, так и патологическими) в силу их скоротечности и редкости дезадаптации, тогда как сущность аутохтон­ных и реактивно спровоцированных психических расстройств принци­пиально аналогична соматической патологии.

Источник: http://med-slovar.ru/psikhiatriya/analiticheskaya-psikhopatologiya/2182-psikhicheskaya-patologiya-i-norma

Понятие о психической норме и патологии. Критерии психической нормы

«Психическая норма — индивидуальная динамическая совокупность психических (инди­видуально- и социально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действитель­ность, адаптироваться к ней и выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и об­щественным потребностям, общепринятой морали»

Нормальные психические процессы должны адекватно от­ражать окружающую действительность, позволять адекватно вос­принимать самого себя, устойчиво концентрировать внимание, удерживать информацию в памяти, быть способным к логической обработке информации, обеспечивать критичность мышления, креативность, управление мыслями.

При этом важно, чтобы психические функции были интегри­рованы, гармоничны, уравновешены. Личность следует оценивать по степени ее духовности, приоритету гуманистических ценностей, ориентации на саморазвитие. Нормальная самоуправляемая лич­ность целеустремленна, энергична, обладает адекватной самооцен­кой.

В то же время психическая норма не является чем-то застыв­шим, неизменным. В попытках самовыражения индивид нередко сталкивается с необходимостью выбора между адаптацией и раз­витием своих потенциальных возможностей.

Эта ситуация может оказаться настолько трудной, что вызовет либо тяжелую тревогу, либо сильную депрессию, если борьба для достижения цели ока­жется бесполезной. Нормально, если возникнут механизмы психо­логической защиты, облегчающие состояние личности.

Жизнь нормального человека — смена разных нормальных психических состояний: активации, апатии, гиподинамии, депрессии, напряже­ния, подъема и т. д.

Для детской психопатологии оценка психической нормы пред­ставляется особенно важной по ряду соображений. Во-первых, в процессе развития постоянно меняются функциональные возмож­ности детской личности, и это потребует диагностики с учетом возрастной динамики.

Во-вторых, в связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учетом возмож­ных отрицательных внешних воздействий, которые способны ис­казить истинное психическое состояние. В-третьих, психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникаю­щих в процессе ее формирования.

В-четвертых, от оценки соответ­ствия психики ребенка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения.

Патология (патос) — патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития.

Это состояние — патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

От болезни к патологи­ческому состоянию — плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому.

Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

к критериям психической нормы человека относят:

-способность четко определять психические явления, необходимость, причину и порядок этих явлений в соответствии со своим возрастом и чувством фундамента своей жизни и среды обитания;

-субъективных представлений об окрущающей действительности самой действительности

-адекватное реагирование человека на различного рода влияния и раздражители, соразмерно их силе;

-адекватное определение и опознавание самих впечатлений с однотимными представлениями прошедшего;

-соответствие уровня желаний, мечтаний и амибций уровню реальных возможностей и способностей человека);

-умение человека уживаться с окружающими людьми и с самим собой

-критический подход к обстоятельствам и событиям жизни

-способность изменению себя, своего поведения в соответствии с нормами

общества и коллективов

-соответствующая реакция на события и обстроятельства, произошедшие в обществе

-чувство ответственности за своих детей и родных

-чувство постоянства и четкого определения переживаний в однотипных ситуациях

-умение изменить способ поведения в зависимости от ситуации в жизни;

-самоутверждение в обществе или коллективе без нанесения ущерба другим

-способность планировать свою жизнь и жизненный путь).

Психогенные расстройства.

В соответствии с современной терминологией (по МКБ-10 и ее рубрикам: F43.0 и F93) эти расстройства называются острыми ре­акциями на стресс. Выделяют психогенные реакции этого типа «исключительно на основании сильного жизненного стрессового события, вызывающего острую стрессовую реакцию».

В этих слу­чаях у подростков и детей, без видимых психических нарушений, в ответ на сильный стресс возникают преходящие расстройства значительной тяжести. Обычно эти расстройства завершаются в течение часов или дней. Как правило, в этих случаях сильное травматическое событие угрожает жизни, т. е.

безопасности или физической целостности индивида или эмоционально значимой фигуре. Стрессом может быть переживание землетрясения, навод­нения, пожара, автокатастрофы, нападения злоумышленника. близких ему лиц, не понимает окружающего и не реаги­рует на обращение к нему. Он также не способен замечать холод, жару и другие встречающиеся трудности.

Под влиянием страха он внезапно становится суетливым, его действия утрачивают целесо­образность. Он мечется, беспорядочно жестикулирует, хватает первые попавшие под руки предметы. При этом «стереотипно по­вторяет: «Что делать? Что делать?», стонет, причитает, плачет.

При утомлении возбуждение может временами сменяться успокое­нием, которое вскоре снова переходит в хаотическое беспокойст­во. Иногда двигательная расторможенность проявляется стремле­нием куда-то бежать, прятаться, укрываться. Однако эта актив­ность бесцельна, она не способна защитить в опасной ситуации.

Ступорозный вариант аффективно-шоковой реакции (психогенный ступор, состояние «мнимой смерти») возникает по тому же механизму, что и при первом варианте. В отличие от него панический страх и сумеречное состояние сопровождаются обез­движенностью, оцепенением и полным или частичным мутизмом. Чаще это состояние непродолжительно, но оно может затянуться на несколько недель.

Разновидностью психогенного ступора может быть реакция отказа. Она возникает в ответ на тяжелый стресс и проявляется снижением активности, отказом от пищи, отказом от речи, безраз­личием ко всему, утратой интереса и отсутствием реакций на про­исходящее вокруг.

Психогенные сумеречные состояния сознания характери­зуются сужением объема сознания, автоматическими формами по­ведения, двигательным беспокойством и реже заторможенностью. Могут быть также галлюцинации и бредовые высказывания. Про­должительность этих состояний не более часов или суток.

Острый психоз страха характеризуется преобладанием в клинической картине реакции ребенка на тяжелые психотравми-рующие обстоятельства интенсивных переживаний страха, ужаса, сочетающихся с аффективным сужением сознания, соматовегета-тивными расстройствами и двигательным беспокойством.

Страх достигает такой силы, что расстраивает мыслительные способно­сти ребенка, делает его не способным руководить своим поведени­ем. Продолжительность психоза — от нескольких часов до не­скольких дней.

При отягчающих обстоятельствах (патологическая почва, особенности личности) он может затянуться или рецидиви­ровать.

Острая аффективная реакция («реакция короткого замыка­ния») — это самый короткий ответ на очень трудную ситуацию, продолжающийся от нескольких минут до нескольких часов и за­вершающийся выраженной астенией. При ней также возникает от­чаяние и безысходность или злоба и ненависть, сочетающиеся со

страхом за свою жизнь или за жизнь близких людей, и сопровож­дающиеся аффективным сужением сознания.

Характер развития эмоционального разряда определяется степенью взрывчатости, сен-ситивности или тормозимости аффективных проявлений личности.

В большинстве случаев эта реакция появляется у детей и подрост­ков, перенесших в прошлом органическое поражение центральной нервной системы или находящихся в астеническом состоянии.

Под влиянием тяжелой психотравмирующей ситуации у детей одновременно с психическими расстройствами появляются разно­образные соматические нарушения.

Они связаны с возникновени­ем расстройств вегетативной регуляции сердечно-сосудистой сис­темы, что чаще встречается у старших детей, или с расстройствами регуляции желудочно-кишечного тракта, что более характерно для младших детей.

Поэтому у детей нередко отмечаются повышение температуры тела, тошнота, рвота, головная боль, головокруже­ние, тахикардия, обильная потливость, непроизвольное выделение мочи, кала, ознобоподобный тремор и другие соматовегетативные расстройства.

Эти аффективно-шоковые реакции являются острыми психо­генными психозами. Их возникновение связано с меньшей вынос­ливостью детей к острым, внезапным, тяжелым психическим трав­мам.

Причиной шоковых реакций, например, у дошкольников, особенно при отягощенном преморбиде, могут быть даже незначи­тельные (с точки зрения взрослых) стрессы: нападение злонаме­ренных взрослых, неожиданное столкновение с животным, внезап­ная и резкая перемена обстановки (госпитализация).

Течение острых психогенных реакций проходит обычно две фазы. Во время первой фазы преобладают явления эмоционально­го напряжения.

Во время второй фазы, если после первой не на­ступает выздоровление, обнаруживаются явления угнетения со снижением психической и физической работоспособности, падени­ем настроения, подозрительностью и сенситивными идеями отно­шения.

В этом периоде возможно появление психопатоподобного поведения и изменений личности с формированием чувства собст­венной неполноценности [Гурьева В. А.,1996].

БИЛЕТ №9.

Источник: https://megalektsii.ru/s55949t1.html

Ссылка на основную публикацию