Создание обстоятельств — психология

Как перестать быть жертвой обстоятельств | Marie Claire

В коучинге, да, пожалуй, и во всех остальных психологических и жизненных историях, существует одно опорное правило. Это же правило обеспечивает по большому счету и способность человека выйти с победой или хотя бы ничьей из самых, казалось бы, непростых ситуаций.

А состоит оно в принятии ответственности за себя и свои поступки.  Есть такая ярко выраженная категория людей и клиентов психологов, которые годами ходят на разнообразные терапии, знают обо всех новомодных трендах  в теме самокопания и трансформаций.

Таким людям, как правило, с их же слов, «никакие специалисты и никакие методы не могут помочь» и они стали уже почти профессиональными жертвами обстоятельств. О сценариях «нездоровой» жертвенности и том, как их распознать,  пожалуй, стоит как-нибудь рассказать отдельно.

А сегодня мне бы хотелось собрать небольшой ликбез о том, как из позиции  жертвы выходить и развивать в себе то, что называется красивым словом проактивность.

Дотошные служители науки десятилетиями, образно выражаясь, препарируют разных граждан, добившихся больших успехов на том или ином поприще.

Цель  этих манипуляций в том, чтобы понять, каковы механизмы успеха и что помогает нам жить более счастливыми и подниматься на новые и новые высоты.

  В свое время меня буквально ошарашила история Виктора Франкла – психолога, исследователя, автора логотерапии, прошедшего мясорубку концлагерей.  Его книгу «Сказать жизни «Да!» я настоятельно предлагаю всем как отличное лекарство от уныния и угнетающей жалости к себе.

Этому необыкновенному человеку и принадлежит авторство термина «проактивность». Что это такое? Как раз противоположность позиции жертвы и принятие на себя ответственности за свою жизнь и состояния. По сути своей это способ смотреть на жизнь. Именно этим способом пользуются те, кого можно назвать героем, лидером или победителем.

Успешные люди – это те, кто в состоянии признать свои ошибки и не сложить руки после поражения, а методично и вдумчиво работать над своим характером, создавать своими поступками свою личную счастливую действительность.

Отличительная черта проактивного человека от фанатичного адепта позитивного мышления – это способность трезво поглядеть на паззлы своей действительности и в соответствии с ними действовать и совершать выборы. 

Есть  еще один литературный пример, наглядно отражающий смысл сего явления – это сказка о двух лягушках, упавших в кувшин со сливками. Одна из них как раз жертва обстоятельств, которая даже не попыталась действовать в том положении, в котором оказалась.

А вторая, как мы помним, смогла избежать печального конца, так как барахталась, пока сливки не превратились в удобное для выхода их кувшина масло.

 Итак, если вы оказались в не очень удобном положении, весь мир кажется враждебным или просто хотите добавить немного творческого перца в серые будни, то вот несколько рекомендаций от специалистов по развитию проактивности. 

Обращаем внимание на свою речь

Мало кто хотя бы изредка может устоять от искушения побыть ну очень несчастным и себя пожалеть. Иногда, по старой детской привычке, мы таким образом стараемся привлечь к себе внимание близких и получить от мира свою порцию любви и тепла.

  Да и в целом привычка жаловаться на жизнь, перекладывать ответственность у нас где-то в разряде общепринятого образа жизни и живет почти на генетическом уровне.  Поэтому первое, куда хорошо бы обратить внимание – это на то, что вы говорите.

В том, что мы порой совершенно неосознанно произносим, таятся наши самые глубокие страхи и убеждения. И кроме того – если часто произносить какое-то утверждение, то однажды оно становится частью характера и влияет, как программа, буквально на все.

Если человек находится в позиции жертвы, то в голове его роится множество непродуктивных вопросов, которые не приводят к решению и усугубляют положение.

Поэтому, дабы обнаружить и укрепить личную ответственность, меняем вопросы-жалобы, высказывания-жалобы, внутренние-диалоги-жалобы на действия и поиск решения.  Отличные помощники в этом деле – вопросы вроде «Что я могу сделать, чтобы было по-другому», «Как лучше поступить, чтобы достичь такого результата», «Чему новому я могу научиться?».  Вот и весь рецепт.

Случай из жизни. Мне посчастливилось как-то работать с одним руководителем, который по роду деятельности постоянно испытывал большой стресс.  Однажды я спросила у него, в чем же главный секрет такой моральной устойчивости и оптимизма, как он поддерживает свой баланс.

  Первое, что он мне ответил: «Я хотел найти для себя выход и искал его, поэтому я его нашел». Решение оказалось до умиления простым.

И нашлось оно тогда, когда свалившись с неприятной болячкой от «непереваренного» напряжения, наш герой задал себе вопрос «Что же мне такого придумать, чтобы куда-то безопасно сбрасывать весь свой рабочий негатив?». Когда он чувствует, что начинает «выгорать», на помощь приходит… одежда.

В гардеробе отыскивается подходящий по настроению костюм серого цвета и носится до тех пор, пока не потеряет свою чистоту и презентабельность. На такую самотерапию уходит около пары недель. Затем  костюм торжественно выбрасывается, словно оболочка, впитавшая в себя все неприятности и накопившиеся переживания.   

Ищем вторичные выгоды

Чего бы нехорошего не говорили по положение жертвы, но любое нехорошее положение может быть еще и удобным.  Так называемые вторичные выгоды точно имеют место быть, если жертвенная позиция становится протяженной во времени.

Поэтому, коль уж поймали сами себя за хвост как жертву, можете смело озадачиться, а зачем вообще сие страдание вам лично может быть необходимо.

Что такого страшного может произойти или ценного потеряться, если вдруг раз – и нет виноватых, обижающих и прочих непреодолимых преград? 

Когда дело идет о скрытой выгоде, приходится преодолеть пару внутренних барьеров и быть очень смелыми в честности перед самими собой. Потому что, искренне отвечая на эти вопросы, мы сильно рискуем слегка очернить свой светлый образ.

За страданиями жертвы внезапно может обнаружиться, к примеру, обычная манипуляция на чувстве вины любимого человека. Но здесь же хранится и большой ресурс изменений.

Это и истинные желания, и скрытые ранее ограничения и множество возможностей и вариантов для создания чего-то нового в себе и своей жизни.

Кстати,  о чувстве вины. Самобичевание – это тоже признак жертвы. Если мы принимаем на себя ответственность за свою жизнь и происходящее в ней, мы и ошибки свои признаем. Но разница в том, как с этими ошибками мы поступаем.

Играя в жертву, мы просто съедаем себя изнутри, страдая уже от собственного несовершенства. А будучи в проактивной позиции, бодро и весело ищем новые способы действовать, чтобы если и ошибиться, то уже капельку меньше.

     

Вода камень точит

Привычка перекладывать ответственность все же весьма удобна и не так легко поддается искоренению. Часто она проявляется как постоянное витание в облаках и мечты о чем-то грандиозном, не подкрепленные ни планом, ни действиями в сторону желаемого.

Поэтому полезно дробить свои высокие цели на простые и понятные составляющие, создавать себе хотя бы малюсенький успех, достижение в каждом дне и поощрять себя за это. Во-первых, это здорово поднимает настроение, улучшает самооценку  и мотивацию.

А во всем остальном помогает буквально внедрять в свою жизнь новую модель поведения и мышления взамен роли жертвы обстоятельств.

МАРИНА КАБИРОВА — женский психолог, тренер личностного роста, помощник по наведению порядка в жизни. 

Источник: http://www.marieclaire.ru/psychology/kak-perestat-byit-jertvoy-obstoyatelstv/

Как принять помощь обстоятельств

«Высоко Солнце, день нам славу шлет!»
(У. Шекспир «Генрих пятый»).

Я убежден, что обстоятельства в наших жизнях всегда складываются наилучшим образом, даже если на первый взгляд кажется, что это не так. Это всегда так.

Обстоятельства складываются нашими высшими «Я», ведущими нас сквозь череду различных обстоятельств в пространство Любви.

У обстоятельств есть высшее предназначение в нашей жизни и совершенно бесперспективно рассматривать их «со своей колокольни».

Каждое осознанное нами обстоятельство в его первоначальной глубине — еще один сеанс самоисцеления. Тут нам помогает медитация, помогает время. Но если у нас не получается, можно их просто принять. Принять, теоретически предположив, что это на благо нам.

Чем лучше мы научимся принимать любые обстоятельства, в которых мы оказались, тем лучше мы научимся принимать себя, а стало быть, и исцелять себя. Чем сложнее обстоятельства, которые мы принимаем, тем большее количество целительной силы входит в наше тело. И входит, и выходит…

Мир становится светлее в результате.

Конечно, принимать спокойно обстоятельства, в которые помещает нас Судьба, непросто. Для этого необходимо смирение и глубокое понимание жизни. Но, по крайней мере, в какой-то степени, это может удаваться каждому. И это очень полезно.

В данном случае мы сотрудничаем со временем. Ведь все преходяще в нашем мире. Если обстоятельства, в которых мы вдруг оказались, не нравятся нам — нужно просто потерпеть немного: столько, сколько потребуется, или столько, сколько сможем.

Если же, наоборот, обстоятельства пришлись нам по душе, мы чувствуем себя в них великолепно, наслаждаемся… Тогда необходимо будет просто спокойно пережить смену этих обстоятельств другими, которые придут. Вот и все.

Такую вот достаточно расслабленную позицию по отношению к жизни, в сочетании с полной концентрацией на текущем моменте можно назвать современной .

Концентрация на происходящем прямо сейчас позволяет нам получить все дары. Во-первых, делая это, мы реально проживаем жизнь момент за моментом, осознавая различные ее стороны и различные свои чувства. Что дает нам полноту ощущений, целостность, интегрированность.

Во-вторых, в этом случае мы свободны от страхов перед будущим и сожалений о прошлом. В-третьих, мы не боимся настоящего, понимая его мимолетность и глубоко понимая свое предназначение: просто осознавать то, что происходит, без особой беготни от несчастий и погони за счастьем.

В-четвертых, мы получаем милость обстоятельств, поскольку сосредотачиваем на них в данный момент все свое внимание. Могут прийти неожиданные озарения и вершинные переживания. В-пятых, нам доступны сюрпризы Судьбы, поскольку мы не закрываем дверь перед их носом, жестко программируя свое будущее. Напротив, нет никаких особых программ.

Ведь мы поглощены текущим моментом. В-шестых, говорят, что Бог живет в настоящем. Он там живет, и мы, находясь там, можем жить вместе с Ним. Это приятное соседство!

Для того чтобы сосредоточиться на текущем моменте, нужны недюжинные смелость и решимость. Решимость — контролировать свой ум и смелость — доверять Судьбе, ведь если мы сосредоточены полностью на настоящем, мы не знаем, что ожидает нас в следующий момент.

Жизнь без планов, жизнь без гарантий, жизнь с полной гаммой чувств, в том числе и с болью, переживаемых с максимальной остротой. Чтобы так жить, необходимо быть смелым и решительным человеком. Но, ведя подобный образ жизни, мы можем прийти к очень глубокому пониманию вещей, мы можем расширить свое сознание.

Мы начнем чувствовать энергии, которые раньше не чувствовали. Получим много новой информации и опыта. Станем другими.

И это будет реальная, очень насыщенная жизнь. Судьба начнет подсказывать нам, куда сделать следующий шаг. Не более того! Никаких далеко идущих планов, никакой внешней стабильности. Никакого покоя, основанного на внешних вещах.

Но зато настоящий покой и умиротворение, основаны на доверии к Судьбе и понимании: что она все устроит наилучшим образом. Наилучшим образом для нашего развития.

Если мы стремимся к развитию, сосредоточены на том, что происходит прямо здесь и сейчас, принимаем любые обстоятельства, в которых оказались, без возмущения и привязанности, тогда мы прогрессируем с неимоверной скоростью и ангелы на небесах рукоплещут нам!

Допустим, обстоятельства складываются так, что мы вынуждены общаться с человеком, который приносит нам беспокойства. Говорит нам что-то неприятное или делает.

Читайте также:  Самолюбие - психология

Что это? Повод для драки? Возможность накопить раздражение или затаить обиду? При отсутствии знаний мы думаем именно так и стремимся поскорее избавиться от его общества. Убегаем. Или заставляем убежать его. Знающий человек понимает, что это всего лишь тайм-аут.

Мы обязательно встретимся вновь, для того чтобы продолжить свои взаимоотношения с того места, на котором остановились. Так работает закон сохранения энергии.

Взаимоотношения продолжаются до тех пор, пока негативная энергия между их участниками не будет полностью исчерпана. Потом они тоже могут быть продолжены, но не обязательно. Земля — уникальное место. Место для решения проблем. А это очень интересная игра.

Например, вы чувствуете, что у вас начинаются проблемы во взаимоотношениях с каким-то человеком. Вам посылают негатив, вы посылаете негатив в ответ — банальный способ увеличить проблему. Затем вы разбегаетесь. В надежде, что навсегда.

Но закон сохранения энергии и закон причинно-следственных связей вновь сводит вас вместе через некоторое время либо сводит вас с очень похожим человеком … .. Тайм-аут закончится, и игра продолжится с того места, на котором мы остановились.

Так стоит ли ее откладывать? И что нас заставляет ее откладывать?

Боль. Другой причины нет. Для того чтобы гармонизировать взаимоотношения с кем бы то ни было, нам необходимо что-то изменить в себе: во-первых, увидеть, что необходимо менять, во-вторых, поработать с этим. Видеть свои недостатки больно. Но полезно.

В том случае, если эта картина не погружает нас в депрессию: вот я какой никчемный совсем …. Обвинять других в том, что мы в их присутствии испытываем дискомфорт, — один неправильный вариант решения проблемы.

Погружаться в депрессию из-за того, что мы увидели причину в себе — другой неправильный вариант.

Правильный — ровно посередине. Если чье-то поведение вызывает у нас негативную реакцию, мы столкнулись с негативной энергией. Эту энергию можно реализовать эмоционально. То есть через гнев или депрессию. Можно трансформировать ее.

Как это делается? Вот еще одна простая, но очень эффективная техника из Эмоционального Фитнеса , от Роя Мартины.

Не ругаемся, не обижаемся. Берем тайм-аут. Но не на десять лет, а на несколько минут. Идем в уединенное место. Оцениваем свои чувства по десятибалльной шкале. Принимаем себя с этими чувствами, несмотря на то, что они не очень светлые и могут не вязаться с нашими представлениями о том, какие мы продвинутые.

Задаем себе вопрос: «Могу ли я избавиться от этого чувства? Хочу ли я избавиться от этого чувства?» После этого повторяем аффирмацию: «Я люблю и принимаю себя вместе с этой энергией, я люблю и принимаю себя, даже если никогда не избавлюсь от этой энергии.

Я люблю и принимаю себя!» Затем визуализируем ракету на старте, делаем глубокий вдох и собираем всю негативную энергию в кулак на вдохе. С возгласом: «Сразу!» — выбрасываем негатив, одновременно представляя, как он улетает на ракете. Повторяем запуск ракеты шесть раз (вместе с вдохом и возгласом). Делаем глубокий выдох. Широко улыбаемся.

Вновь оцениваем свое состояние по десятибалльной шкале. Повторяем всю процедуру до тех пор, пока не будет ноль. Выходим из уединения. Возвращаемся к собеседнику, позитивно настроенными. Продолжаем разговор.

Эта техника очень эффективна! Она позволяет трансформировать негативную энергию сразу, не дожидаясь пока все это увеличится.

Уважаемые читатели, не убегайте от проблем, но вовремя уединяйтесь!

Максим Кулижников,Центр «РАВНОВЕСИЕ»

www.ravnovesie-spb.ru 

Источник: http://www.PlanetaPsy.ru/psihoterapevticheskie-metody/kak-prinyat-pomosch-obstoyatelstv

Психологические границы личности

Каждый человек имеет собственные психологические границы, которые определяют его отношения с миром. Границы личности определяют диапазон и силу собственных действий, а также восприимчивость к действиям окружающей действительности.

В любых отношениях между людьми идет соприкосновение границ личностей. Успешность взаимоотношений во многом зависит именно от прочности и четкости границ.Психологи выделяют три типа границ в отношениях.

«Размытые границы»

Они заключаются в нечеткости собственных психологических очертаний, не осознании своих желаний, потребностей, стремлений.

Желания партнера воспринимаются как собственные, при этом собственные стремления отодвигаются на второй план. Такой тип отношений строится на зависимости, а не на любви и уважении.

Единственная допустимая ситуация таких границ – это отношения матери и ребенка 2-3 лет. Все остальные варианты рассматриваются как патологические.

Например, отношения жертвы и преследователя, которые очень часто возникают в семьях с алкогольной зависимостью одного из партнеров, патологически ревнивых людей, или однокарьерных семьях, где в центре внимания семьи стоит судьба одного партнера. При этом желания и потребности другого игнорируются и не рассматриваются.

Размытые границы часто наблюдаются в отношениях матери и взрослеющего ребенка, когда идет навязывание родительских интересов, под предлогом объединения границ: «мы решили», «мы заболели» и т.д. Тип размытых границ наблюдается и в профессиональных отношениях, когда деятельность группы людей подчинена не общей цели, а перспективам конкретного человека.

Для большей образности можно привести в пример героиню Джулии Робертс из фильма «Сбежавшая невеста», где она примеряла на себя желания партнеров и начинала понимать происходящее только на свадьбах. Определение её собственных границ начиналось с банального выбора рецепта яичницы и осознания влюбленности.

Конечно, в жизни всё гораздо сложнее. В любом варианте, размытые границы разрушают личность. Человек не умеет определять собственное «Я», свои приоритеты, свои желания. Он теряет себя, а значит, становится неинтересным для окружающих.

«Непроницаемые границы»

Этот тип границ в полной противоположности первому. Здесь мы имеем дело с «ограниченной», закрытой личностью, которая настолько усвоила устоявшиеся собственные приоритеты, что не признает никакого вторжения в себя.

С таким человеком сложно взаимодействовать во всех сферах жизни. Эти люди живут по принципу; «только моё мнение верно».

В супружеских отношениях всё должно быть подчинено желанию этого партнера. Любые попытки что-то изменить и переубедить будут восприниматься, как вражеское вторжение на его территорию. Реакция будет зависеть от особенностей характера: от полного игнорирования всех обращений до объявления самой настоящей войны.

Детско-родительские отношения не будут признавать диалога, а значит, единственно правильным решением во всех вариантах выбора будет мнение этого родителя. Стоит ли говорить, к чему приведет такой тип воспитания? Детская личность не будет отличаться целостностью и гармоничностью. Как правило, из такого ребенка вырастет один из двух психотипов:

  • Человек с полностью размытыми границами, с незрелыми личностными образованиями, не способный принимать решения, добиваться цели.
  • Человек с прочными собственными границами, не умеющий учитывать обстоятельства и чужие мнения, приземленный, конфликтный, протестный. Такая личность не вписывается в социум и замыкается в своем мире, полностью лишенная радости общения.

Не один из этих типов личности не удовлетворит потребности родителя в самореализации ребенка. И, очевиднее всего, в будущем будет явный конфликт родителей и детей.

«Здоровые границы»

Рассматривая вариант нормы, фактически определяется характеристика здоровых границ личности. Сравнить их можно с границами благополучного государства. Всегда возникают ситуации необходимости нарушения государственных границ: импорт и экспорт, туризм, обмен опытом. Не смотря на неприступность границ для вражеских элементов, территория доступна для всего позитивного.

Аналогия с территориальной границей не случайна. Блокировка на вторжение чужих мнений и желаний должна срабатывать только при условии их разрушительного направления.

Человек должен учитывать окружающие обстоятельства, анализировать их и определять степень их важности. Затем происходит принятие решение: впустить или нет.

От этого решения зависит очень многое: сохранение целостности собственной личности, принятие личности другого человека, создание совместных способов действий.

Такие отношения в психологии называют «субъект-субъектными» или «Я+Я». Обе личности целостны и принимаются друг другом целиком, а не порционно. Можно с уважением отнестись к мнению другого человека, рассмотреть варианты его правильных решений, принять чужое мировоззрение и во многом пересмотреть свое, но при этом оставаться собой.

Учитывать чужие приоритеты не означает терять свои. Это значит принимать другого человека, открывая свои границы, но при этом осуществлять «досмотр» багажа.

Этот тип отношений является самым благополучным, т.к. не разрушает личность человека, а обогащает её новыми отношениями. Здоровые границы способны познать настоящую любовь – чувство взаимного уважения, принятия и отдачи.

Здоровые границы не терпят эгоцентризма и жертвоприношения. Здесь не пытаются друг друга воспитывать и переделывать. И не смотря на время, в таких отношениях сохраняется главное – личность каждого человека.

Однако жизнь диктует ситуации, в которых люди теряют свои границы:

  1. Страх одиночества
  2. Страх потери любви или отвержения
  3. Боязнь гнева окружающих (близких)
  4. Чувство вины

Все перечисленные состояния приводят к тому, что человек разрушает себя ради другого человека. Сначала, совершая мелкие уступки, а затем, теряя границы своей личности окончательно.

Всё это приводит к разрушению собственной личности и не приносит счастья. Нужно помнить: чтобы жить в гармонии нужно сначала иметь своё «Я», а только потом открывать его окружающим. Сначала – свобода, а затем – служение!

Источник: http://psychology-s.ru/psihologicheskie-granicy-lichnosti/

Психология решения личностных проблем

Психология решения личностных проблем — это область, которая находится на стыке двух других областей в психологии. Это психология мышления, которая занимается непосредственно решением задач, и психология личности, или конкретно тот раздел, который касается психологии жизненного пути личности, различных трудных жизненных ситуаций, кризисов и так далее.

Выделение какой-то отрасли в психологии предполагает, что у нее есть свой предмет изучения — для этой отрасли это, собственно, личностные проблемы. И прежде чем ответить на животрепещущий для всех вопрос «А как же их решить?», нужно понять, что это такое вообще. Что, собственно, мы решаем.

И на бытовом уровне этим словосочетанием очень часто пользуются если не просто люди, то, во всяком случае, психологи-практики, особенно консультанты, психотерапевты — довольно расхожее словосочетание.

Если вы захотите найти определение этому словосочетанию, то ни в одном словаре и ни в одном викисловаре в интернете вы не найдете этого определения, что довольно удивительно, потому что это, по-моему, самое любимое занятие ученых — давать определения.

Существует негласная договоренность между специалистами, что есть такое понятие, все мы примерно думаем об одном и том же. Но ученых такая ситуация, конечно, не устраивает, они хотят разобраться всегда, четко понять, в чем состоит суть явления, и для этого сначала разводятся понятия «проблема» и «задача».

Существует понятие «жизненная задача», которая стоит перед человеком, и он ее каким-то образом решает или не решает. А существует понятие «проблема». И надо сказать, что понятия «задача» и «проблема» существуют не только для личности, но и в психологии мышления: люди, которые исследуют способность решать задачи и проблемы, — тоже есть такое разграничение задачи и проблемы.

В качестве таких характеристик, очень важных для проблемы, выделяется ее сложность, противоречивость, непрозрачность условий — человек может не знать всех обстоятельств этой проблемы, и они могут раскрываться только по ходу решения. Это динамичность, то есть проблема сама по себе может развиваться, особенно если она очень сложная и задействует много внешних обстоятельств жизни.

Все эти характеристики тоже свойственны и личностной проблеме как одному из видов проблем. Особенно такая характеристика, как «сложность», «комплексность», выступает на первый план. Потому что проблема — любая, в частности, личностная — похожа на очень сложный механизм, в котором много рычажков, много колесиков.

И очень часто человек, который не является специалистом в этой области, не может точно предсказать, какие колесики закрутятся, если он потянет за какую-то веревочку или подкрутит какой-то рычажок.

Реакция может быть настолько цепной, что в итоге человек может получить совершенно не тот результат, который он думает получить.

Читайте также:  Свот - психология

Эту историю мы часто наблюдаем у клиентов, которые приходят к психотерапевту и просят сделать с ними что-то, чтобы жизнь, как им кажется, стала лучше. Но опытный специалист знает, что, избавив человека от одной проблемы, можно запросто привести его к другой. Например, клиент думает, что если он станет более уверенным в себе, то жизнь его изменится в лучшую сторону и все станет прекрасно.

Но по ходу работы выясняется, что за такой сдержанностью в поведении или неуверенностью очень часто скрывается высокий уровень агрессии.

Как только человек приобретает уверенность в себе, его отношения с людьми начинают резко портиться, потому что он выпускает наружу эмоции, которые раньше сдерживал и прятал под маской неуверенности.

Это один из простых примеров, а проблемы бывают гораздо более сложные. Поэтому вопрос решения проблемы далеко не такой простой, как вопрос решения какой-то жизненной задачи. И если говорить об определении личностной проблемы — что это такое, собственно? Есть понятие трудности, есть понятие трудной жизненной ситуации.

Есть очень много как будто похожих явлений, которые тоже могут быть отнесены к личностной проблеме. У психологов есть понятие «личностный смысл». Оно очень тесно связано с мотивами, потребностями, ценностями человека. Фактически это ответ на вопрос: а что для меня значит нечто? Что для меня значит этот предмет? Что для меня значит этот человек? Для меня лично.

Не для кого-то там. Это личностный смысл какой-то части реальности.

Личностную проблему — один из вариантов ее понимания — понимают как ситуацию, в которой человек испытывает очень большие затруднения или даже не имеет возможности реализовать свой личностный смысл, найти его или каким-то образом изменить, чтобы его внутренние ощущения гармонии, комфорта появились или вернулись.

Практические исследования в области психологии решения личностных проблем в России, к сожалению, не проводились. У нас пока не существует никаких эмпирических исследований на нашем материале. Но за рубежом эти исследования имеют уже больше 30 лет багажа, хотя с понятиями там все так же плохо, как и у нас.

Тем не менее было выявлено несколько интересных фактов о людях, которые демонстрируют хорошую и не очень хорошую способность решать личностные проблемы.

В частности, было установлено, что люди с хорошей способностью решать личностные проблемы более независимы в принятии решений, у них лучшие показатели по физическому здоровью, они чувствуют себя более уверенно и имеют более позитивный образ себя.

Интересен также факт, что решение сложных, в том числе сложных личностных проблем мало зависит от уровня интеллекта. Хотя, казалось бы, это прямая связь.

На бытовом уровне кажется, что чем умнее человек, тем лучше он решает какие-то проблемы, в том числе и личностные.

Оказалось, что это вовсе не так и, скорее всего, способность хорошо решать сложные проблемы связана с устойчивостью к неопределенности, то есть к непредсказуемости условий, к неясности будущего.

Есть люди с довольно хорошо развитым интеллектом, которые дезорганизуются в ситуации, когда человек не знает, что его ждет. И его интеллектуальные схемы, привычные способы решения оказываются неэффективными. В то же время человек с не таким хорошо развитым интеллектом, но с большей устойчивостью к той самой неопределенности вполне эффективно и успешно справляется.

Еще одна интересная гипотеза, которая проверялась в ходе исследований, была о том, что, вероятно, люди с техническим образованием будут лучше решать личностные проблемы, чем гуманитарии, потому что у них хорошие аналитические навыки.

Этих различий тоже не было выявлено, от направления образования эта способность не зависит.

Что касается самого процесса решения и результата решения личностной проблемы, то, очевидно, каждый человек так или иначе является интуитивным решателем: все мы сталкиваемся с этими проблемами и как-то пробуем их решить, эффективно или нет.

Но есть и профессионалы в этой сфере. Они относятся, безусловно, к психотерапевтам, к психологам-консультантам, к коучам. В предмет их деятельности входит решение проблемы, и существуют определенные технологии решения проблем, которым можно и нужно обучать.

Не все направления психотерапии и консультирования действительно проблемно ориентированные. Есть очень большое количество процессуально ориентированных школ, которые не ставят непосредственно задачу решать проблемы клиента, за клиента или вместе с клиентом.

Они ставят перед собой цель, скорее, вести клиента на этом пути.

Тем не менее хорошим результатом психотерапии очень многие специалисты считают именно решенную проблему, если человек приходил с таковой.

Решение проблемы предполагает несколько этапов. Они не специфические для личностной проблемы — они точно такие же, как и для любой другой проблемы: это постановка целей, определение условий, планирование — выдвижение гипотезы и планирование решения, это его реализация и проверка результатов.

Но личностная проблема характеризуется очень часто тем, что все эти этапы спутаны. Они не идут последовательно, а человек может перескакивать, пропускать какие-то этапы, возвращаться. Это очень часто происходит из-за того, что человек эмоционально включен в эту проблему.

И проблема тем и отличается, что не может быть задана извне, как задачка: такие условия — приди к такому результату, найди неизвестное. Проблема в принципе возникает только тогда, когда человек ее осознает как таковую.

Специалист, который помогает человеку решить проблему, как раз обладает такой схемой внутри своей головы и помогает человеку пройти от начала до конца или хотя бы до момента осознавания проблемы, что тоже часто является необходимым для ее решения и для изменения ощущения человека. опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/66835-psihologiya-resheniya-lichnostnyh-problem

Психология личности в трудах отечественных психологов

Основные темы и понятия раздела

• Жизненный путь личности.

• Пространственно-временная структура развития личности.

• Психологическое время личности.

• Психологический возраст личности.

• Самоактуализация личности.

Развитие личности и ее жизненный путь[52]. Н. А. Логинова

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности.

Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида.

Проблема жизненного пути является составной частью учения о личности и как таковая рассматривается в исторической, философской, педагогической науках, а также в психологии личности (особенно в характерологии).

Жизненный путь интересен для этой науки как особая, социальная форма индивидуального развития. В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности. ‹…›

«Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю» (С. Л. Рубинштейн). Жизненный путь – история индивидуального развития. Человек развивается, подвергаясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую психологическую общность современников-сограждан. Характеристикой общества, т. е.

макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по преобразованию этих условий и самой этой основы. Через образ жизни осуществляются прямые связи личности с макросредой. Благодаря им общество в целом влияет на формирование психического склада людей.

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств. Обстоятельства макросреды, структурные ее характеристики детерминируются по сути дела общественными отношениями на определенном этапе их развития. Это экономическое и политическое положение в стране, тип и уровень культуры, психологический климат в обществе. ‹… ›

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии «социальная ситуация развития». Вопрос об изучении субъективной стороны социальной ситуации ставится в повестку дня в обществоведении и психологической науке.

В многоступенчатой обусловленности биографии следует выделить фактор возраста.

В той мере, в какой возраст влияет на включенность человека в исторический процесс, можно говорить о зависимости индивидуального развития от принадлежности к поколению.

Структура, основные моменты жизненного пути изменяются от поколения к поколению, что влечет за собой различия в психологическом облике разных поколений.

Определение личности как современницы эпохи и сверстницы поколения указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, «сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии». Однако мера отражения в ней истории современности различна для разных людей.

Судьба выдающихся исторических деятелей теснее переплетается с событиями в общественной жизни, чем рядовых людей.

Рубинштейн высказал глубокую мысль о том, что не сама по себе природная одаренность делает человека выдающейся личностью, важно стечение общественных процессов и жизненного пути человека, которое бы дало ему возможность проявить себя в свершении значительных исторических деяний. Следовательно, в большей мере незаурядность личности определяется степенью историчности ее жизни.

В свою очередь, богато одаренному человеку с активным отношением к действительности обычно предоставляется больше шансов выдвинуться на исторической арене. Тем не менее принципиальных различий в природе биографий простых и выдающихся личностей нет, поэтому возможен общий метод их изучения.

Несмотря на ряд общих моментов в биографиях современников, жизнь каждого уникальна и в своей неповторимости служит одним из источников индивидуальности человека. Разнообразие биографий обусловлено, в частности, тем, что люди, живущие в одной и той же макросреде, являются не только членами общества, но и членами многих общностей, из которых складывается микросреда развития.

Микросреда – это, во-первых, сфера непосредственного общения людей. Основные общности – родительская семья, школа, студенческий и производственный коллективы, общественные организации, собственная семья – могут рассматриваться как частные среды, сменяющие друг друга в ходе социализации или сосуществующие на определенных этапах жизни человека.

Во-вторых, характеризуя микросреду, не следует упускать из внимания ее вещный аспект. Среда развития является и средой обитания, она удовлетворяет не только потребность человека в общении, но и его другие материальные и духовные потребности.

Вещное окружение выполняет, помимо утилитарных функций, эстетическую и нравственную роль. Духовная функция вещной среды отчетливо видна в произведениях искусства и реликвиях.

Одно из основных свойств характера – вкусы – формируется под влиянием вещной среды (поэтому-то в жизнеописаниях обычно уделяется место характеристике обстановки быта и некоторых личных вещей изучаемого человека).

Микросреда характеризуется структурой обстоятельств, номинально совпадающих с обстоятельствами макросреды, зависящих от них, но не тождественных им. На развитие личности влияет не столько какой-либо отдельный фактор, сколько целостный образ жизни в микросреде.

Он отражается в индивидуальном образе жизни людей – образе действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования человека. Образ жизни складывается в результате поступков индивида, совершаемых в определенных обстоятельствах. Его индивидуализация идет наряду с созданием личностью собственной среды развития.

Эта среда является эффектом деятельности самого человека в разных ситуациях, деятельности, выражающейся в выборе друзей и спутника жизни, в установлении контакта с интересными людьми, в специальных воспитательных воздействиях, направленных на близких. Преобразование среды затрагивает и вещное окружение человека.

Он стремится обставить свой быт вещами, соответствующими его потребностям и вкусам. При выборе места жительства, места работы и учебы человек оценивает город, предприятие, вуз, помимо всего прочего, в качестве среды, в которой ему предстоит жить.

Читайте также:  Бесхитростный ребенок - психология

Индивидуальный образ жизни устойчив. Однако в биографии человека есть такие поворотные моменты, которые вызывают значительные изменения в образе жизни. Эти моменты – биографические события.

События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменения направления или темпа развития личности. Понимание сущности событий во многом определяет понимание природы самого жизненного пути в целом. Поэтому представляется необходимым подробнее остановиться на этом понятии.

Наряду с решающими, переломными фактами биографии к событиям жизни зачастую относят просто знаменательные даты, служащие вехами на жизненном пути, но не имеющие «рокового» значения. В психологии существуют некоторые определения этого понятия. С. Л.

Рубинштейн пишет: «События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека» (1946, с. 684).

Таким образом, Рубинштейн связывает события жизни с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией. Но бывают события, происходящие по не зависимым от самого субъекта причинам. Может быть предложена некоторая предварительная типология событий.

Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. К этому мы добавим третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это существенная, дискретная перемена в обстоятельствах развития, происшедшая не по воле и не по инициативе субъекта жизни. Перерыв в плавном течении жизни обусловлен здесь вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Это могут быть силы макросреды, вовлекающие человека в круговорот исторических событий.

Конечно, человек не только пассивно, страдательно переживает исторические события; он может активно участвовать в них. Тем не менее их причины не зависят от отдельного человека, а имеют общественно-историческую природу. Так, Великая Отечественная война явилась для целых поколений советских людей переломным моментом жизни и воспринималась ими как событие собственной биографии.

Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии отдельных членов общностей. Некоторые из этих вех являются подлинными событиями. Таковы, например, рождение и смерть родственников в семейной микросреде.

Процессы в трудовом или учебном коллективе наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую должность, получение наград и взысканий, смена руководства коллектива и пр.

Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности данного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях – событиями.

Наконец, к событиям среды мы бы отнесли роковые случаи – счастливые и несчастные – происходящие в жизни человека, разом нарушающие все его планы и меняющие сложившийся образ жизни.

События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, утверждающим свою индивидуальность.

Вторая группа – события поведения человека в окружающей среде, то есть его поступки. Поступок – единица общественного поведения личности. Поступки индивида являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизни.

Некоторые из них имеют настолько важное значение, что приобретают характер события. Поступки-события не только служат для достижения конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу; в них реализуются отношения личности. Классы поступков, как правило, соответствуют классам отношений.

Так, отношение к людям проявляется в коммуникативных поступках, отношение к обществу в целом – в гражданских, отношение к труду – в трудовых поступках, в созидании полезного продукта – материального или духовного.

Мы допускаем также возможность существования особых рефлексивных поступков, в которых сам субъект выступает объектом своих действий.

Поступки-события имеют под собой основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей. Поиск, открытие, принятие или, наоборот, отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни.

В биографической литературе самые разные явления действительности, которые однажды произвели неизгладимое впечатление, причисляются к событиям. Они вызывают длительные и интенсивные переживания особого, нравственно-эстетического характера, которые влияют на определение самим субъектом дальнейшего направления жизненного пути.

Для таких событий-впечатлений существенно не только (а порой и не столько) то, какие объективные изменения в жизнь человека они вносят сами по себе, а то, каким образом под их влиянием человек строит свою судьбу.

Нередко бывает, что объективно значительные события одновременно являются и событиями-впечатлениями, событиями внутренней жизни.

Они могут оказать вторичное влияние на биографию через новую цепь поступков, вызревших в переживаниях.

Остановимся на анализе трудовых поступков, мысль о существовании которых высказал Б. Г. Ананьев (1945). Поступки такого рода характеризуют личность как субъекта труда: актера – сыгранная роль, писателя – создание литературного произведения, работающего в сфере материального производства – поставленный трудовой рекорд.

Биографическое значение трудовых поступков чрезвычайно велико. Благодаря своему общественному резонансу трудовая акция данного человека влияет на социально-психологические параметры его личности – популярность, репутацию, престиж.

В результате изменения отношений окружающих к данному человеку изменяются и социально-психологические обстоятельства его жизни.

Смысл событий-впечатлений заключается в том, что под их влиянием происходит скачкообразное изменение в сфере ценностей, в свою очередь ведущее к реальным поступкам, преобразующим кардинальным образом объективное течение событий.

Как правило, изменение в осознании ценностей начинается для личности исподволь, задолго до решающего момента. Почва для событийного впечатления бывает уже подготовлена, а он только довершает скрытую внутреннюю работу в душевном мире личности.

Событие – момент жизни, хотя может иметь подготовительную фазу и длительные последствия. Событие отличается дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с медленно эволюционирующими обстоятельствами жизни.

Все три описанные выше группы событий интересны для нас своим психологическим значением. Ближайшие психологические последствия событий возникают в виде психических состояний, которые отражают объективное содержание событий и соответствуют характеру данного человека.

Возникшие состояния влияют на взаимодействие человека с новыми обстоятельствами, определяя, будет ли он бороться с неудачами и преодолевать препятствия, сможет ли воспользоваться счастливым случаем или, наоборот, растеряется, не найдет выхода из трудной ситуации, пройдет мимо благоприятных возможностей.

Длительность состояний колеблется от нескольких минут до нескольких месяцев и даже лет в зависимости от силы внешнего воздействия и характера человека – его впечатлительности, преобладающего нравственного чувства – оптимизма или пессимизма, от активности или пассивности личности. Существует тесная связь между характером и состояниями.

Психические состояния кумулируются, становятся характерными. В этом – отдаленный эффект события жизни. Впрочем, отдаленные психологические эффекты могут возникать и без этапа отчетливых психических состояний.

Далеко не все важные изменения обстоятельств вызывают яркие впечатления, многие почти не отражаются на психическом состоянии и не воспринимаются субъектом жизни в значении событий. Определенные биографические факты не вызывают ближайшего психологического эффекта, но имеют отдаленные последствия.

Биографическая роль такого объективного события заключается в том, что оно определяет многие последующие события, кладет начало новому образу жизни. Тогда отдаленные психологические сдвиги в характере и способностях явятся результатом более или менее длительного развития в создавшихся вследствие события новых условиях. ‹…›

Специфика человеческой жизни состоит в ее исторической природе, понимаемой как включенность индивидуальной жизни в исторический процесс общества.

В ходе жизненного пути осуществляется социальное развитие человека – личности и субъекта деятельности, а вместе с тем и индивидуальности. Жизненный путь обладает пространственно-временной структурой.

Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Психология bookap

Индивидуальное психическое развитие происходит путем преодоления внутренних противоречий между основными свойствами человека благодаря образованию индивидуальности, которая задает единое направление развитию.

С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собственным жизненным путем.

При этом надо отметить, что степень свободы реального самоопределения в жизни принципиально зависит от конкретных исторических условий, а в классовом обществе – от классовой принадлежности личности.

Является ли личность продуктом биографии? Да, потому что биографические события имеют объективные последствия и могут по своему происхождению не зависеть от человека. Нет, потому что по мере становления личности ее роль в собственной судьбе возрастает.

На эмпирическом материале можно видеть, как растет в процессе жизненного пути «удельный вес» биографических событий, связанных с собственной активностью индивида. Человек овладевает (до определенной степени) внешними обстоятельствами, становится творцом своей индивидуальной истории так же, как и творцом истории общества.

Подлинно творческое отношение к жизни, однако, появляется далеко не сразу и даже не у всякого человека (жизнь иных людей справедливо оценивается как бездарно прожитая).

Творчество в жизни – это такой способ решения личностью жизненных задач, который позволяет индивиду полностью раскрыть свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, в совершенствование общественных и межличностных отношений, в обогащение духовного мира человека.

Источник: http://bookap.info/genpsy/kulikov_psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/gl35.shtm

Виды и методы психологии

Психология — это наука, изучающая внутреннее душевное состояние человека, его отношение к другим людям, окружающей среде, к определенным ситуациям.

Психология бывает нескольких видов:

  1. фундаментальная,
  2. прикладная,
  3. практическая.

Фундаментальная психология изучает психические состояния людей и животных в целом, их определенное поведение в тех или иных ситуациях.

Фундаментальная психология сама делится на несколько отраслей:

  1. общая психология,
  2. дифференциальная психология,
  3. психология личности,
  4. психофизиология,
  5. нейропсихология,
  6. социальная психология,
  7. психология развития,
  8. специальная психология,
  9. патопсихология,
  10. зоопсихология.

Прикладная психология изучает общие душевные проблемы и их решения в конкретных сферах работы человека.

К отраслям прикладной психологии относятся следующие виды:

  1. педагогическая,
  2. медицинская,
  3. юридическая,
  4. экономическая,
  5. политическая,
  6. психология религии,
  7. психология спорта,
  8. психология труда,
  9. инженерная психология,
  10. авиационная психология,
  11. космическая психология,
  12. военная психология,
  13. психология управления.

Практическая психология ориентирована на работу с психикой, на способы влияния на поведение и сознание другого человека.

Есть несколько методов работы с психикой:

  1. психотерапия,
  2. психологическое консультирование,
  3. психокоррекция
  4. психотренинга
  5. разрешение социальных конфликтов.

Существуют разные источники, с помощью которых психологи получают правдивую информацию об определенном психическом состоянии, используют их для построения диагноза и выработке дальнейших рекомендаций. Эти приемы называются методы психологии. Они делятся на несколько типов:

  1. наблюдение,
  2. эксперименты,
  3. проверка продуктов деятельности,
  4. тестирование,
  5. метод наследия,
  6. психологическая корректировка,
  7. сравнительный генетический метод,
  8. опрос,
  9. тестирование.

Наблюдение изучает отражение душевного состояния на внешние факторы. В них входят: движения руками, головой, улыбки, грустные и счастливые глаза, плачь, манера речи, функционирование. Бывают внешнее и внутреннее изучение.

При экспериментальной психологии нарочно создаются какие-то условия, с помощью которых выясняются отдельные характеристики.

По мере изучения деятельность человека, так же многое можно узнать о его душевном состоянии, выявить уникальность, степень ума, развития. Этот метод называется метод проверки продуктов деятельности.

Метод наследия выявляет определенные самые важные обстоятельства создания особи, особенности развития. Он дает возможность предсказать события из будущего этого человека.

Благодаря психологической корректировки возможно изменение определенных подходов восприятия этого мира, мышления и так же памяти.

Суть сравнительного генетического метода в прослеживании способностей психики с помощью сравнения разных этапов жизни человека.

Метод опроса реализовывается за счет сбора информации на основе анкетирования, беседы, интервью.

Тестирование- это испытательная работа, которое используется для выделения отдельных качеств индивида. Тест дается на какое-то точное время. В последнее время часто используется тесты на определение умственного развития человека, его памяти, интеллекта, склонности к работе, деятельности.

Таким образом, очень много видов и методов психологии, которые только пополняют друг-друга, помогают в изучении и развитии способности человека.

Источник: http://mindbrain.ru/2015/09/28/4097.html

Ссылка на основную публикацию