Пробуждение и развитие желаемых качеств — психология

Пробуждение и развитие желаемых качеств — Психологос

Цель настоящего упражнения — создание внешних и внутренних условий, которые бы способствовали развитию того или иного качества по желанию занимающегося. Оно предназначается для ежедневных занятий. Здесь мы будем говорить о воспитании спокойствия.

Однако упражнение можно легко видоизменить и направить На формирование таких качеств, как мужество, терпеливость, сострадание, оптимизм и т. д.

Очень важно, чтобы выбор качества и решение о необходимости его формирования обуславливались не категорией долженствования, а свободным волеизъявлением индивидуума, стремящегося сделать еще один шаг на пути своего развития.

Техника выполнения:

Расслабьтесь и глубоко вдохните воздух несколько раз. Сосредоточьтесь на понятии «спокойствие», постарайтесь постичь его смысл и ответить на следующие вопросы: каковы характер, значение и суть этого качества. Записывайте все ин-сайты, идеи или образы, появляющиеся в процессе занятий, в ваш психологический дневник.

Углубите степень сосредоточения и проследите, какие еще идеи и образы, связанные с понятием «спокойствие», порождает ваше подсознание. Опишите наблюдения в дневнике.

Осознайте значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем бурлящем современном мире. Превозносите это качество в мыслях, возжелайте его.

Попытайтесь достичь спокойствия на физическом уровне. Расслабьте все мышцы, дышите медленно и ритмично. Придайте вашему лицу выражение спокойствия. Здесь может помочь визуализация себя, пребывающего в данном состоянии.

Пробудите в себе это чувство. Представьте себе, что вы находитесь на пустынном берегу, в храме, на поросшей зеленью поляне или в любом другом месте, где вы в прошлом пережили ощущение спокойствия. Повторите несколько раз слово «спокойствие». Позвольте этому ощущению проникнуть в каждую клетку организма, постарайтесь идентифицировать себя с ним.

Воспроизведите мысленно те ситуации из вашей жизни, которые раздражали вас или лишали покоя.

Возможно, это было пребывание в обществе враждебно настроенного человека, необходимость решить трудную проблему, обязанность быстро выполнить сразу несколько дел, столкновение с опасностью.

Представьте себе это, но попытайтесь почувствовать, что на этот раз вы абсолютно спокойны (выполнение данного этапа может быть несколько отсрочено ввиду необходимости овладения предыдущими ступенями упражнения).

Примите твердое решение сохранять спокойствие в течение дня, быть его воплощением и источником.

Напишите слово «спокойствие» на табличке, используя шрифт и цвета, которые, по вашему мнению, наиболее отражают его смысл. Поставьте табличку на такое место, где вы сможете видеть ее каждый день и по возможности в тот момент, когда вам больше всего нужно быть спокойным. При каждом взгляде на нее попытайтесь вспомнить ощущение спокойствия и воспроизвести его.

Это упражнение по развитию желаемых качеств может стать основой достаточно обширной программы.

Вы можете прибегнуть к помощи поэзии, музыки, драматического искусства, фотографии, танца, живописи, личных воспоминаний, то есть всего, что ассоциируется у вас со спокойствием.

В подобном окружении вам будет легче пробудить и сформировать глубокое чувство спокойствия или любое другое качество. Вы можете использовать все, что находится вокруг вас, в целях достижения этого чувства путем творческого применения и синтеза самых различных форм.

В отдельных случаях наблюдается отрицательная реакция на упражнение. Другими словами, все попытки вызвать спокойствие, напротив, приводят к росту напряжения и беспокойства. Обычно это является признаком существования когнитивных отрицательных эмоций, которые блокируют развитие желаемых качеств. Подобная ситуация чаще всего возникает на шестом этапе упражнения.

Если отрицательная реакция выражена очень ярко, то лучше всего прервать занятия, разобраться в возникших эмоциях и снять их влияние путем прохождения через катарсис.

После этого можно возобновить занятия, которые приобретают исключительное значение, поскольку формулируемое положительное качество занимает «вакантное место», появившееся в результате устранения отрицательных эмоций.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/probuzhdenie-i-razvitie-zhelaemyh-kachestv

Пробуждение и развитие желаемых качеств

 Цель упражнения – создать внутренние и внешние условия, благоприятствующие развитию и усилению необходимых вам качеств.

План действий

 Предполагается, что оно будет выполняться ежедневно.

Приводимая ниже схема рассчитана на развитие такого качества, как спокойствие, но по той же схеме можно развивать и другие качества – смелость, терпение, радость, сострадание и т.д.

Важно, чтобы выбор качества и решение развивать его исходили от самого индивида, чтобы работа эта была не навязана, но свободно и целенаправленно избрана как очередной шаг на пути саморазвития.

где и как я могу использовать этот метод?

 Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии»спокойствие» и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл и т.д.? По мере того, как у вас будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, связанные с этим понятием, заносите их в рабочую тетрадь.

Попробуйте раскрыть себя другим, еще неизвестным вам идеям или образам спокойствия, которые могут возникнуть из бессознательного, и также занесите их в тетрадь.

Осознайте ценность спокойствия, его назначение, его пользу в нашем бурном изменчивом мире. Мысленно воздайте хвалу спокойствию. Возжелайте его.

Примите установку на физическое спокойствие. Ослабьте мышечное и нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие. Для этого мысленно представьте свое лицо с выражением спокойствия.

Постарайтесь непосредственно вызвать спокойствие. Представьте, что вы находитесь в месте, которое вызывает у вас чувство спокойствия: пустынный тихий пляж, храм, прохладная зеленая лужайка…

Читайте также:  Акция - психология

возможно, это место, где вы испытали в прошлом чувство спокойствия. Попытайтесь ощутить спокойствие. Повторите несколько раз слово «СПОКОЙСТВИЕ».

Пусть спокойствие, по мере возможности, наполнит вас вплоть до отождествления с ним.

Представьте, что вы находитесь в обычной для вас повседневной ситуации, которая в прошлом выводила вас из себя или вызывала чувство раздражения: это может быть встреча с враждебно настроенным к вам человеком – или столкновение со сложной проблемой – или необходимость быстрого выполнения нескольких дел сразу – или угроза опасности. Попробуйте увидеть и почувствовать себя в этой ситуации спокойным и безмятежным. (Этот этап можно отложить до времени, когда упражнение будет хорошо освоено).

Решите оставаться как можно более спокойным в течение всего дня… быть живым примером спокойствия… излучать спокойствие.

Сделайте табличку с написанным на ней словом «СПОКОЙСТВИЕ», используя тот цвет и шрифт, которые, по вашему мнению, наиболее полно выражают это качество. Поместите табличку в месте, где вы сможете видеть ее ежедневно, причем, по возможности, в такое время, когда вы более всего нуждаетесь в спокойствии. Глядя на табличку, всякий раз вызывайте в себе ощущение спокойствия.

Приведенное упражнение можно положить в основу более широкой программы.

Вы можете собирать произведения поэзии, музыки, живописи, балетного искусства, символы, фотографии, открытки, отрывки из биографий, драматических произведений и т.п.

, вызывающие у вас или символизирующие для вас спокойствие. Окружив себя такого рода материалами, вы сможете развить в себе чувство глубокого спокойствия или любое другое качество.

Чтобы усилить чувствоспокойствия, вы можете использовать любые элементы окружающей среды, создавая из них свою собственную среду спокойствия.

Возможное противопоказание: В редких случаях возможна отрицательная реакция на упражнение, т. е. попытки вызвать спокойствие могут вызвать, наоборот, напряжение, беспокойство, тревогу и т.д.

Обычно это свидетельствует о наличии ядра отрицательных эмоций, блокирующих развитие желаемого качества. Наиболее вероятна такая реакция на шестой фазе упражнения.

Если она очень сильна, желательно временно отложить упражнение, изучить возникшие отрицательные чувства, а затем высвободить их посредством катарсиса. После этого упражнение можно продолжить.

как можно научиться этому методу (технике креативности)?

Благодарность – Признательность – Восхищение Благородство 

Вдохновение 

Верность 

Вечность – Бесконечность – Всеобщность 

Возрождение 

Воля 

Гармония 

Доброжелательность 

Доброта 

Доверие – Вера 

Жизненность 

Красота 

Любовь 

Мудрость 

Понимание 

Порядок 

Простота 

Радость – Счастье 

Разумность 

Реальность – Истина 

Свет 

Свобода – Освобождение – Независимость 

Синтез – Целостность 

Служение 

Смелость 

Сопереживание 

Сострадание 

Сотрудничество – Дружба – Братство Творчество 

Терпение 

Тишина – Спокойствие – Умиротворенность 

Энергия – Сила 

Юмор

Источник: http://www.planerka.info/item/Probuzhdenie-i-razvitie-zhelaemyx-kachestv

Путь пробуждения

Один из технических приемов, используемых психологами во время консультаций, это вопрос «Что вы чувствуете по этому поводу?», который задается пациенту после его сбивчивого рассказа об очередной проблеме.

Вполне действенный прием, когда нужно переключить внимание пациента с его беспорядочного внутреннего диалога, но более глубокий и значимый слой переживаний.

Но от частого и, порой, бестолкового повторения нерадивыми психологами этот вопрос давно стал предметом анекдотов… и вполне заслуженно.

У адвайтистов-любителей есть аналогичный прием, который используется, чтобы перенаправить внимание человека на более глубокий уровень самоощущения.

В ответ на какую-нибудь реплику, его спрашивают — «Кто это сейчас говорит?» Человек погружается в себя, что-то высматривает, а потом мычит в ответ что-нибудь вроде — «Ну, это я, моя личность».

Тогда его снова спрашивают — «А кто этот ты, который видит эту личность?» Человек опять уходит в себя и достает следующий ответ, мол, это какой-то «Наблюдатель», но его опять окунают в то же самое место — «А кто наблюдает этого Наблюдателя?» И так далее. Отличная тема для анекдотов про адвайту.

Процедура такого поиска себя, конечно же, не приводит к обнаружению какого-либо конкретного «Я» — всякий раз оно ускользает, превращая эту работу в погоню за собственным хвостом. Однако если практиковать эту технику долго и упорно, возможен другой эффект, ради которого, надо полагать, это упражнение и придумано.

В дзене этот парадокс иллюстрируется указанием на ряд однотипных проблем: палец не может указать на самого себя, язык не может почувствовать свой вкус, глаз не способен увидеть себя, а нож не способен себя порезать.

Речь о том, что попытка найти самого себя, свое конечное истинное «Я» заведомо обречена на провал.

Все, что оказывается в поле зрения не может быть тем «Я», которое смотрит, — «Я» ни при каких условиях не может увидеть само себя, а все, что оно видит, это точно не «Я».

На поверхностном концептуальном уровне понять это не сложно. Но самое интересное происходит, когда это противоречие осознается и находит свое единственно возможное разрешение на уровне непосредственного переживания.

При благоприятных обстоятельствах, это выбивает человека из дуального восприятия, и он обнаруживает единство наблюдателя и наблюдаемого.

То есть, человек утрачивает чувство своей отдельности и некоторое время наблюдает «мир без границ» — перестает быть отдельным «собой» и становится «всем».

Источник: https://satway.ru/articles/awakening/

Пробуждение и взросление: важная возможность для эволюции человечества

Конспект выступления Кена Уилбера на вебконференции «За пределы практики внимательности» («Beyond Mindfulness») в рамках секции «Внимательность в повседневной жизни». Аудиозапись была опубликована 16 мая 2015.

Аудиозапись на англ. языке

Конспект презентации

• Практика внимательности (осознанности; англ. mindfulness) является важнейшей частью процесса роста, развития и эволюции. Однако есть некоторые вещи, которые практика внимательности совершить не может.

• У сознания есть много правил, которые нельзя увидеть посредством интроспекции, самонаблюдения, практики внимательности или медитации. Эти правила подобны правилам в грамматике. Такими «грамматическими паттернами» разума-сознания являются структуры сознания и мировоззрения.

Читайте также:  Конфронтация - психология

• Можно сидеть в медитации в течение многих месяцев и лет, но так и не распознать эти «грамматические структуры» сознания. Они подобны скрытым картам, контролирующим то, как мы видим наш мир, — однако сами эти шаблоны-образцы видения в медитации и практике внимательности, сколь бы она внимательной ни была, распознать мы не можем.

• Практика внимательности, таким образом, зачастую не может изменить или преобразить эти «незримые», скрытые паттерны: коль скоро она их не может увидеть, она не может напрямую на них повлиять.

Практика внимательности — это присутствующее и центрированное осознавание всего, что возникает, без суждения, порицания или отождествления

• Существует множество областей сознания, которые ежемоментно функционируют в нашей повседневной жизни; их нельзя увидеть или распознать при помощи практики внимательности и таких практик, как дзадзен, сикантадза, тонглен, сердечная молитва, центрирующая молитва или любые другие подобные интроспективные методы.

• Если мы не будем совмещать медитацию с другими подходами, которые распознают эти паттерны (мировоззрения, системы ценностей, морально-нравственные побуждения, уровни потребностей и т. д.

), мы будем оставаться в их ловушке — оставаясь непросветлёнными, неосвобождёнными, в неведении относительно этих незримых факторов, всё ещё оперирующих в нас независимо от того, на какой стадии практики внимательности или медитации мы находимся.

Вертикальное (структуры-стадии) и горизонтальное развитие (состояния-стадии) в интегральном подходе.

• Одна из центральных областей, недоступных интроспекции и самонаблюдению, исследуется психологией развития. Психология развития является сравнительно молодой дисциплиной в истории человечества (основанной около ста лет назад).

• Тогда как психология развития исследует структуры сознания (ментальные паттерны, или сетки интерпретации), практики внимательности и сходные методики фокусируются на состояниях сознания, доступных в опыте первого лица. Тогда как первые сейчас мы можем называть путём взросления, последние — медитативно-созерцательные подходы — известны как пути пробуждения и насчитывают историю нескольких тысячелетий (вплоть до древних шаманов).

• Состояния сознания можно увидеть путём самонаблюдения; это прямые, непосредственные переживания в первом лице (например, состояния блаженства или умиротворения).

Структуры же путём интроспекции увидеть нельзя; их можно распознать только лишь путём изучения больших групп людей в течение длительных периодов времени при помощи методов обнаружения паттернов сходств и изменений (аналогичным образом открываются правила грамматики).

Пример линий развития (множественного интеллекта).

• Большинство людей не развиваются только по одной линии развития (такой как когнитивный интеллект): они развиваются через более чем дюжину линий развития, или интеллектов, таких как когнитивный, эмоциональный, кинетический, моральный, лингвистический и т. д.

• Есть десятки и сотни моделей развития. Известными исследователями являются Жан Пиаже, Лоуренс Колберг, Кэрол Гиллиган, Роберт Киган, Курт Фишер, Джейн Лёвинджер, Сюзанна Кук-Гройтер и др.

• Последовательности стадий развития структур сознания нельзя изменить, нельзя перепрыгнуть с одной стадии сразу же на несколько стадий вперёд; кросскультурно показано, что каждая линия развития разворачивается через определённый предзаданный порядок стадий — или уровней — развития. Каждая предыдущая стадия является необходимым компонентом для возникновения следующей.

• Согласно Кэрол Гиллиган, моральный интеллект женщин развивается через четыре общих стадии, или уровня: от эгоцентрической (забота только о себе) к этноцентрической (забота о группе людей — семье, племени, нации), мироцентрической (универсальная забота обо всех людях вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания и т. д.) и затем интегрированной (женщина интегрирует как мужественные, так и женственные способы морального рассуждения). Эти стадии будут наблюдаться независимо от того, практикуете вы практику внимательности или нет; сама практика никак не изменит свойства данных стадий.

• Все линии развития проходят, по существу, через одни и те же уровни развития сложности сознания (базовых структур сознания). В некоторых моделях есть больший уровень детализации, чем в других (включающий 4, 6, 10 и больше уровней), но все они очень схожи между собой.

• Эти стадии, или уровни, развития нельзя увидеть посредством интроспекции, самонаблюдения или практики внимательности.

• Глубокие медитативные состояния могут переживаться на любом уровне развития. Можно иметь этноцентрический уровень развития и при этом достигать очень высоких состояний-стадий медитации или внимательности.

• Переживания состояний интерпретируются с точки зрения той структуры (уровня) сознания, на котором человек находится (человек может находиться на эгоцентрическом или этноцентрическом уровне и иметь опыт более высоких состояний).

• Просветление должно включать развитие высоких состояний и высоких стадий сознания. Нельзя испытывать «единство» с аспектами реальности, которые недоступны нашему восприятию ввиду ограничений в структуре сознания.

Если я на низком уровне развития, то «надо мной» есть целые миры развития, которых я попросту не осознаю и в отношении которых у меня нет пробуждённого осознавания.

Из-за этого я застреваю в каком-то аспекте сансары, недоступном моему сознанию из-за его ограниченности (например, я могу застрять на стадии развития, которая не преодолела расизм или сексизм).

Решётка Уилбера — Комбса.

• Стадии развития становятся всё более всеохватными и объемлющими, целостными и широкими по мере развёртывания.

Индивид переходит от отождествления только с собой и организмом к отождествлению со своей группой или этнической идентичностью; затем он имеет возможность отождествиться со всеми группами — всеми людьми, вне зависимости от их вероисповедания или национальной принадлежности; далее можно перейти к полностью интегрированной стадии, которая интегрирует в себе даже характеристики противоположного пола.

• Взросление (growing up) — это обретение более высокой зрелости через стадии развития в рамках различных линий-интеллектов. Пробуждение (waking up) — созревание через более высокие состояния сознания и медитации.

• Оба пути развития — состояния (пробуждение) и структуры (взросление) развиваются почти совершенно независимо друг от друга. Можно быть высокоразвитыми в одной сфере и низкоразвитыми в другой. Можно быть на любой стадии взросления и любой стадии пробуждения (в совершенно любом сочетании). Некоторые люди могут быть очень пробуждены, но иметь низкую зрелость; и наоборот.

Читайте также:  Брак по расчету - психология

• Не существует корреляции между пробуждением и взрослением: успех в одной области не обязательно приведёт к успеху в другой.

• В качестве примера можно взять другую модель развития — шесть стадий мировоззрений, выделенных Жаном Гебсером:

  1. Архаическая
  2. Магическая
  3. Мифическая
  4. Рациональная
  5. Плюралистическая
  6. Интегральная

• Это вариации на всё те же уровни (базовые структуры); если сравнить с моделью Кэрол Гиллиган:

— Архаический и магический уровни = эгоцентрическая стадия (стадия своекорыстия) — Мифический уровень = этноцентрическая стадия — Рациональный и плюралистический уровни = мироцентрическая стадия

 — Интегральный уровень = интегрированная стадия

• Почти все модели развития находятся в согласии относительно хотя бы общих свойств этих шести уровней.

• Если рассмотреть великие медитативные традиции мира, то в них часто можно обнаружить модели стадий (состояний-стадий) медитации (или пробуждения) — например:

— Десять картин выпаса быка
 — «Путь очищения» (Буддхагхоша)
 — «Внутренний замок» (св.

Тереза Авильская)
 — Грубое (физическая форма), тонкое (внутренняя светоносность), причинное (архетипическое), чистое свидетельствование (или чистое бесформенное сознавание) и единство (недвойственное пробуждённое сознавание) (тибетский буддизм; индуизм веданты)
 — Грубое очищение, тонкое озарение, причинная бесформенность (тёмная ночь), пробуждённое сознание единства (божественное единство) (Эвелин Андерхилл, «Мистицизм»)

• Однако ни в одной традиции медитации Востока или Запада нельзя найти ничего похожего на стадии Гиллиган или стадии Гебсера. Дело в том, что системы медитации отслеживают состояния сознания, или пробуждения, а западные модели развития исследуют структуры сознания, или взросление. Это два совершенно разных типа развития.

• Никакие системы медитации не включают в себя ничего похожего на стадии по Кэрол Гиллиган или Жану Гебсеру; в то же время никакие модели западной психологии развития по сию пору не включали в себя состояний-стадий медитативно-созерцательных путей (или пробуждения). Практически ни в одной западной модели не присутствуют упоминания пробуждения, просветления, сознания предельного единства и т. п.

• В течение своей истории человечеству были доступны два основных типа развития — стадии пробуждения и стадии взросления. Но никогда оба этих пути не совмещались и не интегрировались. Никогда не было, чтобы модель включала и тот, и другой вектор в себе.

• Это тревожный факт: вплоть до этого момента в истории человечество сознательно тренировало себя либо в одной области, либо в другой. Либо в состояниях сознания, либо в структурах сознания. То есть лишь в половине своего потенциала, оставаясь в течение всей истории в раздробленном и фрагментированном состоянии.

• Практики внимательности и медитации необходимо комбинировать с практиками других типов роста и развития (как, например, с практическими методологиями почти всех современных западных школ психологии развития).

• Помимо обретения более полной модели человеческого развития благодаря этому можно получить совершенно новый способ применения практики внимательности.

Этот новый способ можно сформулировать в виде предписания: возьмите любую модель развития и примените практику внимательности к различным стадиям развития.

Можно взять любую стадию взросления (структуру сознания), хорошо в неё вчувствоваться и применить к её внутренним характеристикам практику внимательности.

• Практика внимательности — это присутствующее и центрированное осознавание всего, что возникает, без суждения, порицания или отождествления. Можно внимательно осознавать все стадии развития и взросления, одну за другой.

• Это важно ввиду того, что исследователи развития обнаружили общий принцип, который применим ко всем стадиям взросления. Гарвардский психолог Роберт Киган формулирует это следующим образом: «Я не знаю лучшего способа обобщить процесс развития, кроме следующей формулировки: субъект одной стадии развития становится объектом субъекта следующей стадии».

• Например, если взять модель структурного развития (взросления) по Гиллиган:

— Индивид начинает на стадии 1 — своекорыстной и эгоцентрической стадии: он отождествляется только с собой, своими желаниями, побуждениями и т. д.; он не может принять на себя роль другого, увидеть мир глазами другого, «примерить на себя чужую шляпу».

 — В возрасте примерно 7 лет ребёнок может перейти от эгоцентрической к более высокой этноцентрической стадии. Будучи на эгоцентрической стадии, ребёнок был отождествлён с нею, — он не мог посмотреть на неё как на объект, потому что использовал её в качестве линзы, или фильтра, восприятия мира.

Этноцентрическая стадия становится новым субъектом, поэтому индивид теперь может увидеть феномены эгоцентрической стадии в качестве объекта осознавания.

 — И т. д.

• Если объединить медитацию и практику внимательности с моделью развития, это может помочь нам превзойти (или трансцендировать) свой нынешний уровень развития, дабы открыться для следующего, более высокого, уровня. Это облегчит делание нынешнего субъекта объектом и переход к следующему, более глубокому и высокому, субъекту.

• Можно использовать практику пробуждения для осознавания процесса взросления. Таким образом, можно впервые в истории объединить оба пути практики — пробуждения и взросления. Это позволит тренироваться в том, чтобы становиться полным и цельным человеком, одновременно с этим занимаясь практикой самоосвобождения и гностического пробуждения.

• Это позволит соприкоснуться с наивысшей стадией пробуждения и наивысшей стадией взросления, что важно для повышения благополучия в личной жизни и в мировой ситуации.

• Практически все великие мистические традиции мира предложили концепцию относительной и абсолютной истины. Обе важны. Но лишь абсолютная истина ведёт к пробуждению, или просветлению, — видению всего как духа, или пустоты; относительная истина же включает в себя концептуальное знание (сведения, информацию и т. д.).

• Взросление (развитие структур сознания) работает с относительной истиной. Пробуждение (развитие состояний сознания) работает с предельной, или абсолютной, истиной. Соединение обоих путей есть единство формы и пустоты, сансары и нирваны, конечного и извечного, относительного и абсолютного.

• Интеграция путей пробуждения и взросления позволит впервые в истории человечества начать движение в направлении создания общества по-настоящему целостных человеческих существ.

Рекомендуемая литература

Составитель конспекта: Евгений Пустошкин

Примечания

Раз в месяц рассказываем о новых материалах и делимся важными новостями. Без лишней метафизики

Источник: http://eroskosmos.org/growing-up-and-waking-up/

Ссылка на основную публикацию