Самообслуживание — психология

5-шаговое руководство по самообслуживанию для занятых людей

Самообслуживание необходимо для нашего психического и физического здоровья, но часто это первое, от чего мы отказываемся, когда не хватает времени. В результате страдают как наши отношения, так и работа. Хотя это утверждение может показаться противоречивым, но мы больше всего нуждаемся в некотором времени для самых себя как раз тогда, когда у нас его нет.

Если у вас постоянно нет времени, то будет очень трудно понять, как втиснуть в свое расписание еще и время для себя. Вот 5-шаговое руководство по самообслуживанию для занятых людей.

1. На первое место ставьте свои потребности

Самообслуживание традиционно связывают с уходом за собой, но на самом деле речь идет о человеческих потребностях. Это может быть потребность в отдыхе, в тишине, в связи, стабильности и многом другом. Прежде чем вы приступите к какой-то деятельности, связанной с уходом за собой, подумайте о том, чего вы хотите прямо сейчас и что вам действительно нужно.

Это не только поможет вам по-настоящему заботиться о себе на фундаментальном уровне, но и сделает такую заботу более эффективной. Вместо того чтобы заботиться о себе время от времени в попытке почувствовать себя лучше, вам нужно точно определить, что вы хотите прямо сейчас, и идти к удовлетворению этой потребности.

2. Составьте расписание

Отсутствие времени – это одна из самых распространенных причин, которую приводят занятые люди, когда забывают заботиться о себе. Противоядие – это желание сделать все вовремя.

Возможно, об этом проще сказать, чем сделать, но верный способ освободить время для себя – это запланировать его. Найдите место в вашем графике на следующей неделе, которое вы сможете посвятить себе.

И самое главное, придерживайтесь этого плана.

Будьте реалистичны во время планирования. Если все, что вы можете выделить – это 10 минут времени, используйте их. В зависимости от ваших текущих потребностей, самообслуживание может заключаться только в том, чтобы закрыть глаза и глубоко дышать в течение нескольких минут, чтобы расслабиться.

3. Определите проблему

Пока мы говорим о времени, давайте вспомним о приоритетах.

Когда мы чувствуем, что не успеваем сделать что-то важное, это либо потому, что неправильно распланировали время, либо из-за того, что на самом деле у нас другие приоритеты.

Все, на что мы тратим время – это только наш выбор. Может только казаться, что мы должны что-то делать, но на самом деле именно мы сами контролируем то, как проводим свое время.

Вы не сможете позаботиться о себе, вне зависимости, чем заняты, если это не является нашим приоритетом. Это значит, что вы можете самостоятельно позаботиться о том, что делать, если эти занятия находятся первыми в списке ваших приоритетов.

4. Будьте настойчивыми в защите своих границ

Когда вы начинаете сознательно находить время для себя и говорить «нет» обязательствам и просьбам, то можете встретить сопротивление от людей, которые вас окружают.

Это может быть сложно эмоционально, особенно если вы не привыкли говорить «нет» или ставить свои желания выше интересов других людей.

Если вы сталкиваетесь с такого рода сопротивлением, то должны быть настойчивыми в отношении ваших потребностей и границ.

Когда вы начинаете создавать границы по отношению того, что вы будете и не будете делать, возможно, будет очень трудно настоять на этом. Помните, вы всегда можете взять полчаса для себя, и мир все еще будет там, когда вы вернетесь. И когда это случится, вы будете в гораздо лучшем положении, чтобы иметь дело с вашим окружением.

Самообслуживание – это не роскошь. И не проявление эгоизма. Это необходимость, которая позволяет восстановить ваше физическое и психологическое здоровье.

5. Делайте меньше, но часто

Точно так же, как и с физическими упражнениями, медитациями, обучением и другими полезными мероприятиями, самообслуживание является более эффективным, если заниматься им недолго, но часто. Практика показывает, что 10-15 минут в день для себя являются более эффективными, чем два часа, но раз в месяц.

Самообслуживание может включать медитации, йогу, ведение журналов, танцы и абсолютно все, что делает вас счастливее. Оно не требует много денег и времени. Начните с малого, расставьте приоритеты и прислушайтесь к себе.

Источник: https://BusinessMan.ru/post/-shagovoe-rukovodstvo-po-samoobslujivaniyu-dlya-zanyatyih-lyudey.html

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)?

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1.

Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2.

Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3.

Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4.

Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

Рекомендации родителям:

  1. Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка. 2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность. Приведем пример: Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо. 3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас. 4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным. 5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие. 6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише») 7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности. 8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование). Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви. 9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными. 10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.

    Например, одевание штанишек может выглядеть так:

    — сядь на стульчик; — возьми штанишки обеими руками за поясок; — подними ножку и вдень ее в одну штанину; — поставь ножку на пол; — подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину; — встань и подтяни штанишки обеими руками. 11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п. 12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

    Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

Источник: https://psyholog-zhukdou27.edumsko.ru/articles/formirovanie_u_detej_navykov_samoobsluzhivaniya

Консультация на тему: Что такое навыки самообслуживания и какая от них польза?

Что такое навыки самообслуживания и какая от них польза?

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.

Умывание, одевание и т. д.

могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, характеризующимися большим однообразием, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

 При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

         Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.

Ежедневно выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют определенные трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями.

Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

 Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива.

Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках.

Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

         Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.

         В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся — можно идти на прогулку, убрал игрушки — можно садиться заниматься.

Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/02/chto-takoe-navyki-samoobsluzhivaniya-i-kakaya-ot

Психологический подход педагога к реализации задач по самообслуживанию

Организация самообслуживания в ДОУ.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам:

· Снять шапку, шарф, колготки, тапочки, носки;

· Надеть на ноги тапочки ботинки;

· Просунуть руки в рукава пальто, куртки, рубашки;

· Подать вам шапку, платок, шарф;

· Убрать в шкафчик шарф, шапку, платок, поставить обувь;

· Положить любую одежду;

· Держать ложку и вилку; есть суп из тарелки;

· Откусывать хлеб;

· Пить из чашки;

· Вытирать рот салфеткой;

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в ДОУ

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

Цель

Методы

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность.

Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу.

А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/zdorovyy-obraz-zhizni/psihologicheskiy-podhod-pedagoga-k-realizacii-zadach-po-samoobsluzhivaniyu-455926

Навыки самообслуживания: что должен уметь делать ребенок в 3 года

Уже прошло то время, когда малышу абсолютно во всем нужна была помощь мамы.

С трех лет его желание быть самостоятельным растет буквально по часам. Кроха уже специально отказывается от Вашей помощи и наставлений, чтобы попробовать свои силы.

Не переживайте, что он не справится. В таком возрасте дети уже владеют многими навыками самообслуживания.

Ребенок умеет:

  • снимать носки, тапочки, колготки, шапку, шарф;
  • надевать ботинки (не на шнуровке) или тапочки;
  • подать Вам свои шапку, шарф, платок;
  • просунуть руки в рукава рубашки, куртки, пальто;
  • убрать в шкаф вещи;
  • сложить одежду (не будьте слишком строги).

За столом он может:

  • хорошо держать вилку и ложку;
  • самостоятельно есть суп ложкой из тарелки;
  • пить из чашки;
  • откусывать хлеб или яблоко;
  • вытирать рот салфеткой.

Мамочка-форумчанка Виолетта: «Все воспитатели в садиках, как и врачи, пытаются подвести детей под одну гребенку, и не учитывают, что каждый малыш — индивидуален. Он никому ничего не должен. Мой сын в три года не лепил ничего, не рисовал.

Но вот к шести годам его просто невозможно было оттащить от пластилина, да и сейчас лепка — его любимое занятие. Он такие фигуры делает из пластилина, такие сюжеты придумывает, что не каждый взрослый на такое способен.

Видимо, в более раннем возрасте ему это было неинтересно».

Как привить навыки самообслуживания

Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен приносить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки самообслуживания с учетом его возрастных особенностей.

Обратите внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребенком в игровой форме. Лучший пример для подражания — это родители, поэтому не забывайте показывать правильный пример. Во время обучения не забывайте о том, что у ребенка уже сейчас сформировались свои вкусы и привычки.

Читай также: Как развить самостоятельность у ребенка?

Стоит избегать необоснованного одергивания и поторапливания — пусть ребенок сначала освоит новый навык. Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо — это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продолжать осваивать уроки самостоятельности.

Также не нужно излишне заигрывать с непоседой во время умывания, еды или одевания, не нужно затягивать эти процессы.

Елена Бакум, психолог: «Проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых в обществе норм. Но чем младше ребенок, тем сложнее ему опираться на правила. Он, к примеру, увидел, как папа подарил маме цветы, решил сделать так же — и сорвал цветы на клумбе. Здесь важно похвалить за добрые намерения, но и осудить такой акт вандализма.

Скажите «спасибо» за щедрость и скажите, что Вы огорчены из-за способа достижения результата. После этого обязательно обсудите более приемлемые варианты выхода из положения: нарисовать букет, сделать его из бумаги, вырастить своими руками или помочь папе выбрать цветы.

Так ребенок поймет, что все его действия должны завершаться результатом, который не нарушит принятых правил».

Похвалы

Чтобы закрепить успех обучения навыкам самообслуживания, хвалите ребенка. У вашего карапуза очень высока оценка своих возможностей и действий. Когда мама постоянно восхищается им, то он чувствует колоссальную поддержку: «Какой ты большой и сильный!», «Ты так хорошо покушал», «Ты так быстро бегаешь». И тогда малыш понимает, что он — самый-самый.

Вам необходимо замечать даже малейший успех своего ребенка, ему необходимо постоянное родительское одобрение. Хвалите его за любое достижение, даже усилие, которое он применяет для уборки игрушек, раздевания или даже «работы ложкой» во время обеда. Ваш малыш должен чувствовать, что Вы радуетесь его успехам, поддерживаете и уверены в его силах.

Чтобы подстегнуть малыша к новым свершениям, говорите не о том, что он еще не сделал или не умеет делать, а о том, что кроха сможет сделать самостоятельно.

Читай также: Учимся правильно хвалить ребенка: советы родителям

Терпимость

Не нужно второпях помогать ребенку собрать игрушки, потому что спать давно пора, или одеться на улицу, потому что вы опаздываете в детский сад. Сейчас важно, чтобы малыш научился сам справляться с новыми задачами. Не нужно и торопить его самого, отвлекая от процесса (конечно, не нужно молчать полчаса, если карапуз не может застегнуть пуговицу, но ведь пару минут Вы можете ему выделить?).

Гибкость и терпимость — очень важные помощники в детском обучении навыкам самообслуживания. Потерпите, если в ванной целую неделю будет жуткий беспорядок: главное, что дочка или сыночек научится самостоятельно мыть руки.

И не впадайте в панику, если ребенок решит, что фиолетовая юбка с красными колготками в яблоках и синяя водолазка — это пик моды. Будьте терпеливы.

Может, у этой молодежи принято так ходить? 🙂 Чем больше Вы дадите свободы и возможности практиковаться, тем быстрее малыш научится.

Безопасность

Пока ребенок практикуется, не оставляйте его без присмотра. Обсудите с ним границы дозволенного. Расскажите, почему ему небезопасно резать мясо или включать плиту.

Скорее всего, запреты ему не понравятся (учитывая бунтарский возраст), но в результате Ваши правила он усвоит.

Помните о том, что каждый ребенок — индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача — предоставить ему максимальную поддержку и помощь. 

Успехов Вам и Вашему малышу! Помните о похвалах, терпимости и гибкости — и всё обязательно получится!

Читай также: Как привить ребенку желание учиться

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33100-navyki-samoobsluzhivaniya-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-3-goda/

Самообслуживание при приеме пищи

Не ест сам;

сам ест твердую пищу (хлеб, пряник);

сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столо­выми приборами.

При обследовании подростка-инвалида необходимо оценить уровень ᴇᴦο бытовой и социальной адаптации. Это можно сделать с помощью специальной шкалы навыков.

Шкала навыков, необходимых для социальной адаптации

Пользование ванной;

умение мыться;

забота о волосах, ногтях;

вытирание полотенцем;

использование общественного туалета;

надевание одежды и обуви и уход за ними;

употребление основной кухонной утвари;

умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;

использование шкал и мер;

приготовление простых блюд;

выполнение основных домашних поручений;

простая стирка и глажение;

пользование телефоном и умение сделать срочный вызов (врача, пожарных);

самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;

езда на велосипеде;

овладение основными предосторожностями против возникно­вения пожара;

умение обратиться за помощью в необходимых случаях;

распознавание цвета;

понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифра­ми на циферблате;

пользование будильником;

счет наизусть;

совершение простых счетных операций;

знание денежных купюр и монет;

использование денег при покупках;

простое письмо, значение и написание имени и адреса;

чтение социально значимых слов;

умение правильно стоять, сидеть и ходить;

прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.

Социальные навыки

Установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;

умение правильно реагировать на замечания;

проявление нормальной реакции на доброту и любовь;

овладение основными речевыми навыками;

умение начинать разговор;

пользование формулами вежливости˸ ʼʼпожалуйстаʼʼ, ʼʼспасибоʼʼ и др.;

умение получить совет;

пользование столовой;

умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;

осознание опасности чрезмерного курения и выпивки;

осознание моральных норм, относящихся к сексуальному по­ведению;

знание функции таких государственных учреждений, как ми­лиция, больница;

умение пригласить и развлечь дома гостей.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/198169_samoobsluzhivanie_pri_prieme_pischi

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии. Статья Веремейчик В.А., воспитателя Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1».

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение следующих задач: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей; формирование первичных представлений о труде взрослых, развитие трудовой деятельности детей, самостоятельности в труде.

Основной путь приобщения детей к труду предполагает создание педагогически целесообразных условий для развития интереса к труду взрослых. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое направлено на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами в быту элементарные представления о различных предметах, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Содержание самообслуживания ориентировано на удовлетворение потребностей детей в самостоятельности в их повседневной жизни.

Дети осваивают представления о содержании способах выполнения отдельных действий затем – процессов самообслуживания связанных с одеванием, умыванием уходом за своим внешним видом поведением.

Расширяются представления детей о предметах одежды, обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслуживания. Возникает понимание того, что к вещам надо относиться аккуратно, бережно.

Возможность самообслуживания детей требует от них широкой ориентировки в многообразии предметного мира назначении вещей и предметов. Например, шкаф для одежды удобно открывать за ручку; на верхнюю полку шкафа можно положить шапку шарф варежки, а на нижнюю лучше поставить обувь.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание доставляют ребенку радость; дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей.

Основными методами, позволяющими детям приобрести необходимый опыт, являются: целенаправленное наблюдение трудовых процессов, игры с материалами, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры на бытовую тематику.

Насыщенная и разнообразная деятельность детей, содержательное общение воспитателя (учителя) с каждым ребенком с учетом его особенностей – на этом основано конструирование образовательного процесса педагогом.

Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и игровую деятельность детей.

Необходимость интеграции диктуется тем, что процесс познания у детей с отклонениями в развитии определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Однако необходимость укладываться в отведенное для проведения занятий, режимных процессов время остается. Поэтому надо направить детей на более целеустремленные действия.

Для этого эффективны, например, приемы поощрения: «Посмотрите, ребята, как аккуратно (имя ребенка) подобрал одежду и сложил ее. Теперь (имя ребенка) покажи, как ты умеешь подбирать одежду для прогулки».

Другой эффективный способ – использование игр (с обувью, одеждой др.). При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым действиям, при неоднократном их повторении навык становится прочным.

Для подкрепления действий детей и соблюдения их алгоритма активно используются специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми они многократно знакомятся на занятиях, в различных бытовых и игровых ситуациях.

Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий должен занимать большое место в работе педагога.

Такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Поможем подобрать одежду» и т.д. позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение ребенка за удачно выполненные задания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Например, во время одевания можно дать детям новый шарф, предложить развернуть его, рассмотреть: «Какой красивый, мягкий шарф, какой он теплый! А как, наверное, он согревает шею! Наденем его!»

Важное место в педагогической работе по формированию навыков самообслуживания занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных потешек, песенок, пословиц, поговорок. Например, «Раз, два, три, четыре пять! Шапку будем надевать», — приговаривает воспитатель, показывая детям приемы надевания шапки и др.одежды.

Целесообразно использовать показ инсценировок с помощью игрушек, плоскостных фигур, кукол бибабо и т.д. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Ваня одевается», «Мальчик собрался на прогулку»).

Постепенно игровые упражнения и задания следует усложнять, демонстрировать действия в комплексе. Например, воспитатель показывает фотографию, на которой дети собираются на прогулку. Дети с интересом смотрят. Воспитатель спрашивает: «Кого вы здесь видите?». Дети с радостью узнают своих товарищей.

— «Что делают Юра и Вова? – задает вопрос педагог.

— «Собираются на прогулку», — отвечают дети.

-«Правильно. Юра и Вова подбирают одежду для прогулки. Все наши ребята умеют собираться на прогулку. А сейчас мы будем учиться собираться на прогулку.

К нам в гости пришла Ира. Она уже хорошо умеет одеваться. Посмотрим, как Ира одевается.

Воспитатель (учитель) обращает внимание на то, как Ира подбирает одежду, одевается на прогулку. Затем педагог вместе с ребенком повторяет весь процесс одевания.

Данное упражнение служит переходом от игры к сознательным действиям. Такое упражнение позволяет обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе процесс одевания. У них возникает активный интерес, они называют предметы одежды, части тела, на которые следует надевать одежду, упражняются в складывании одежды на стул и т.п.

Воспитатель (учитель) должен помнить, что если не обращать внимания на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.)

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

Труд по самообслуживанию является основным видом трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Педагог должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, формировать навыки самообслуживания, воспитывать привычку к трудовому усилию.

Эти задачи решаются более успешно при использовании игровых приемов, систематическом контроле за действиями детей.

Например, перед одеванием на прогулку учитель (воспитатель) говорит: «Сегодня Юра будет проверять, как вы собираетесь на прогулку, посмотрит, кто правильно подобрал одежду, кто аккуратно сложил ее».

Необходимо чаще использовать такие методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка ( «Сейчас мы с Вовой и Юрой проверим, как ребята оделись. Посмотрите, ребята, как аккуратно оделся Алеша»).

Учитель (воспитатель) учит детей к использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью.

На конкретных примерах детей учат делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать одежду на место – будешь долго искать ее после прогулки, не повесил аккуратно брюки – будешь ходить в мятых.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям: плохо умылся – запачкаешь полотенце, не застегнул куртку – можешь простудиться; не вытер ботинки – будешь неряшливо выглядеть.

В ходе занятий по самообслуживанию, организованных в форме совместной деятельности учителя (воспитателя) и детей, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:

 — представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, приема пищи, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном ребенку предметном мире, о назначении предметов, правилах их использования;

 — положительный настрой на выполнение элементарных трудовых действий, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, чистое лицо, аккуратно причесанные волосы, чистые расчески, чистая обувь, застегнутая одежда и т.д.).

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает детям возможность почувствовать себя самостоятельными и умелыми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Игры цикла «Я одеваться сам могу»

Игра: «Что отражается в зеркале?»

Цели: познакомить детей с понятием «отражение», необходимостью использовать зеркало.

Источник: http://son-net.info/metody-formirovaniya-navykov-samoobsluzhivaniya/

Ссылка на основную публикацию