Автономия личности — чем характеризуется состояние саморегулируемости и независимости в психологии?

Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние.

Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).

Подлинная автономия личности — это личность, которая, по Э. Берну осуществляет «проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности, искренности.»

Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем, воспринимать происходящее без искажений. Это способность находиться в контакте с самим собой, знание своего внутреннего мира.

Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям собственного тела, он понимает, когда он напряжен или расслаблен, утомлен или возбужден. Осознающая личность умеет слушать других, потому что общаясь чувствует другого человека, а не погружена в собственные проблемы.

Такой человек находится в настоящем, живет «здесь и теперь», чувствует ситуацию, отдает отчет в возникающих у себя чувствах, способен оценить уместность или неуместность того или иного способа поведения.

Спонтанность — это свобода выбора из возможного репертуара поведения. Спонтанная личность не привязана слепо к роли, нормативу или привычке, ее поведение гибко и адекватно ситуации.

Она способна принимать независимые решения относительно своих действий и нести ответственность за принятое решение.

Кроме того, спонтанная личность способна к обучению и адаптации: она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.

Искренность (конгруэнтность, аутентичность) -это проявление естественности, умения быть самим собой. Быть искренним — это значит не стесняться своего внутреннего мира, своих чувств, желаний, быть открытым. Искренний человек не станет прикрываться маской; то что он говорит, как он это говорит, что при этом яув-ствует, находится в согласии, в гармонии.

Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.

Источник: https://psyera.ru/4923/avtonomiya-lichnosti

Созависимость и психологическая автономия. Какая связь?

Созависимость и психологическая автономия. Какая связь?

Все мы, люди, примерно одинаковы, вне зависимости от пола, культуры, национальности и т.д. Почему же одни становятся созависимыми, а другие нет…

В свое время, мне выпала удача поближе познакомиться с датской школой телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), основанной Лизбет Марчер – бодинамикой. Бодинамика изучает тело в динамике.

Лизбет Марчер и ее коллегам удалось найти и исследовать взаимосвязь между мышцами и их психологическим содержанием.

Было замечена интересная особенность, что при воздействии на определенные мышцы в процессе психотерапевтической сессии, клиент начинал рассказывать о проблемах, психологически связанных с этими мышцами.

Было установлено, что каждая отдельная мышца, и группы связанных мышц соответствуют определенным этапам развития ребенка, а также определенным функциям Эго. Каждая мышца на каждой стадии развития связана с определенной психологической функцией. Отклонения, произошедшие в развитии конкретных групп мышц, соответствуют определённым схемам поведения человека.

В результате была создана бодинамическая модель структур характеров – теория личности, основанная на психомоторном развитии ребенка. Согласно этой модели, развитие личности начинается еще до ее рождения и продолжается до возраста 12-13 лет. На каждой стадии психомоторного развития ребенок осваивает новые стороны жизни и приобретает соответствующие моторные навыки.

На мой взгляд, бодинамикой разработана одна из самая лучших типологий характеров, отвечающая на вопросы в каком возрасте, по каким причинам формируется тот или иной характер, как особенности характера отражены в теле, и какие ресурсы (сильные стороны), защиты, есть у человека для решения его жизненных проблем, а также возможные проблемы (слабые стороны), которые могут возникнуть у человека.

В процессе взросления, человек приобретает свой собственный способ взаимодействия с внешним миром.

На основе этого опыта соответствующие мышцы и группы мышц приобретают свой способ реагирования на различные жизненные ситуации.

При этом, чтобы приспособиться к внешнему воздействию, в одном случае мышцы напрягаются, а в другом — могут стать очень расслабленными, слабыми. В норме, между этими крайними состояниями должен соблюдаться баланс.

При этом, различают три возможных позиции, которые выделяются для каждой структуры характера с ее главной темой и их формирование зависит от особенностей взаимодействия ребенка и родителей.

Для того чтобы ребенок мог быть «собой истинным», родительское воспитание должно быть адекватным. Хорошее воспитание и социальное окружение обеспечивают ребенку способность устанавливать глубокую взаимосвязь с собой и другими. При этом ребенок сможет развить навыки, соответствующие каждому этапу развития и будет здоровым.

Согласно бодинамики все мы осваиваем 7 базовых этапов развития личности: психологически и телесно, причем каждый этап – в определенном возрасте. Если в этом возрасте при освоении темы что-то пошло не так – возникает фиксация, так называемое застревание. Тело словно запоминает этот возраст, и какая-то часть души остается в этом нежном возрасте, в этих переживаниях.

Если есть тяжелые или ранние нарушения в течение определенного этапа, ребенок с большой вероятностью откажется от импульсов к действию и чувствованию в том виде, в котором они соответствуют данному этапу.

Действия и чувства будут иметь тенденцию к «невыражению», будут оставаться не замеченными или удерживаться. Во взрослом возрасте они будут предсознательными или пребывать вне осознания. Эту позицию в бодинамике называют «Ранней».

Это начало психологического смирения (отчаяния, покорности, сдачи).

Если на определенном этапе нарушения менее тяжелые или они случились не в начале данного возрастного периода, у человека будет наблюдаться тенденция сдерживать импульсы к действию или к выражению чувств, или же действия и чувства будут подчинены шаблону. Эту позицию называют «Поздней» — это начало психологических защит (часто называется ригидностью).

И ранняя и поздняя позиции влекут за собой нарушения личности и отношений.

На мой взгляд, одним из вариантов возникновения созависимости является результат непрохождения ребенком стадии развития психологической автономии.

Ребенок рождается беспомощным и полностью зависимым от матери. Между ними устанавливается очень тесная физическая и эмоциональная связь.

Если этот период проходит благополучно, ребенок чувствует себя в безопасности, у него развивается базовое доверие к окружающему миру. В этом случае к 2-3 годам он готов самостоятельно исследовать окружающий мир.

Это возраст психологического рождения, когда ребенок уже может быть относительно независим от матери. Он может самостоятельно передвигаться, развивается речь, появляется ощущение своего Я.

Стадию психологической автономии ребенок проходит в период от 8 месяцев до 2,5 лет. Основные темы развития в этом периоде – любопытство и активное исследование мира, обучение различению чувств и действий. Ребенок в этом возрасте учится быть автономным, т.е.

активно отделяется от мамы, формирует свои психологические границы, учится самостоятельности. У ребенка формируются телесные импульсы (тянуться за чем-то, ползти, вставать, вертеть головой, рассматривать, приближаться, убегать, изучать мир любым способом и т.д.

), возникают потребность иметь свои желания (хочу идти, хочу стоять, хочу кушать) и потребность быть при этом в безопасности, быть принятым с этими импульсами в теле и желаниями, какие бы они не были.

В этот период очень важно, чтобы мама разрешала ребенку следовать своим импульсам и оставалась при этом с ним в контакте, а при необходимости могла оказать ребенку и поддержку.

При «ранней позиции» ребенок отказывается от своей самостоятельности во имя мамы, т.к. такое освоение оказывается слишком трудным. Часто мамы удерживают при себе ребенка до самой старости, препятствуя сепарации не прямо, а путем намеков, никак не давая ребенку повзрослеть.

Например, если ты туда пойдешь, мама уйдет (заболеет…). А спустя 40 лет все искренне удивляются: почему он(а) так и не вступил(а) в брак и живет с мамой? Например, в этом возрасте ребенок должен научиться говорить «нет», уметь отказать.

Читайте также:  Ассертивность, ассертивное поведение в психологии: что это такое и как их развить?

И ребенок, тренируясь, начинает говорить это самое «нет» по поводу и без. Психологи называют этот возраст закономерной стадией автономии, а родители запоминают этот возраст как «повышенная вредность». Если «нет» ребенка не принимается его окружением, он может сдаться и стать «соглашателем».

Дети с «ранней позицией», а потом и выросшие в смысле возраста, но неповзрослевшие имеют много импульсов, но не могут назвать их словами. При этом их собственные желания исчезают. И тогда они ждут, когда кто-то, кто их увлечет, будет вести и направлять их.

Эти люди плохо чувствуют, ощущают себя и свои желания. Но при этом, они очень чувствительны к контролю, власти и манипуляции. И такие люди часто становятся созависимыми.

При «поздней позиции» ребенок борется за автономию до умопомрачения, когда уже и бороться-то не надо.

Думаю, у каждого из нас среди знакомых есть некто, постоянно говорящий «нет», чтобы ему не предложили, по поводу и без…Такие люди любят лидировать и избегают вмешательства других в свою деятельность.

Они хорошо видит манипуляции других, берет на себя инициативу и успешно меняют ситуацию. При этом помощи они практически не просят, потому что ощущают, что для того, чтобы получить помощь придется  подчиниться другому человеку, поэтому предпочитают все делать сами.

Многие характеристики созависимого человека сходны с чертами ребенка, который психологически еще не отделился от матери. Он зависим от ее чувств, не знает, что для него хорошо и что плохо, полагается на маму, предоставляет ей заботиться о нем.

Но в созависимости видны черты не просто очень маленького, но и сильно травмированного ребенка. Чтобы выжить, ребенку надо было приспосабливаться: забыть о своих чувствах и ловить настроение окружающих, манипулировать ими, становясь в позицию Жертвы (Мученик, Бунтарь, Шут и т.д.).

Такой ребенок боится отделиться от матери, потому что это означает ужас одиночества и беспомощности. Но он не может чувствовать и близость к матери, потому что боится, что она его поглотит, он не будет существовать как самостоятельная личность.

Эти противоречивые чувства проявляются потом и в отношениях с зависимым человеком.

Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, успешно прошедшие стадию автономии в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими.

У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность.

Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют.

Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.

В основных характеристиках созависимой личности можно обнаружить типичную модель поведения, более характерную для ребенка, чем для взрослого человека.

Таким образом, одним из условий того, чтобы ребенок не стал во взрослом возрасте созависимым, необходимо, чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно.

Однако, для прохождения ребенком «второго рождения» родителям необходимо прежде всего самим иметь хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку своевременно и в полной мере отделиться, выражая ему понимание и поддержку в процессе отделения.

Когда люди понимают основные причины созависимости, имеют в своем распоряжении необходимые средства и получают поддержку, в которой нуждаются, они могут излечиться и устранить отрицательное влияние созависимости на свою жизнь.

Источник: http://www.gestaltism.ru/sozavisimost-avtonomiya/

АВТОНОМИЯ

Состояние саморегулируемости и независимости. Термин введен Гартманном и с тех пор применяется в психоаналитической литературе для обозначения относительной свободы функций Я от влияний влечений и последующего конфликта.

Некоторые функции относительно устойчивы по отношению к инстинктивным силам, среди них восприятие, движение (ходьба, использование рук и т.п.), намерение (планы, предвидение, выбор целей], интеллект, мышление, речь. Об этих функциях говорят, что они обладают первичной автономией.

Их развитие относительно независимо от мощного влияния сексуальности и агрессивности, чего нельзя сказать о таких функциях, как объектные отношения, защиты и т.п. Но необходимо подчеркнуть относительность такой автономии.

Современные исследования показали, например, что понимание процессов восприятия сильно обедняется без учета инстинктивных импульсов и защитных действий:

реальность, данная в восприятии, не является простым отрожением фиксированной внешней реальности.

Вторичной автономией обладают формы поведения, возникающие как защита против инстинктивных влечений, но в ходе развития освобождающиеся от их влияния.

В качестве примера можно привести индивида, восстающего против авторитарного отца (которому он бессознательно стремится подчиниться), но в процессе развития трансформирующего свой протест в конструктивную социальную критику.

В конечном итоге его протест полностью освобождается от пассивности и реактивных образований, в которых он был выпестован.

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000

от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А.

рассматривается как третий этап морального развития личности после гетерономии (или конвенциональной морали) и аномии (доморального этапа). См. также И. Кант, Подростковый возраст.

Считается, что понятие автономии было введено в психоаналитическую литературу Х.

Хартманном (1894–1970), который в работе «Психология Я и проблема адаптации» (1939) сформулировал теоретические положения, согласно которым некоторые состояния и функции Я могут быть автономными и независимыми от непосредственного влияния бессознательных влечений человека. Высказанная им точка зрения вызвала необходимость в переосмыслении представлений З. Фрейда о несчастном Я, находящемся в постоянной зависимости от притязаний со стороны внешнего мира, бессознательных влечений человека (Оно) и внутренней совести (Сверх-Я).

Действительно, в работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд не только рассмотрел связи и отношения Я с внешним миром и внутренними силами, но и показал его незавидную участь.

Вместе с тем он говорил как о слабостях, так и о силе Я, которому доверены важные функции устанавливать последовательность психических процессов и подвергать проверке их на реальность.

Другое дело, что в «Я и Оно» основной акцент был сделан на раскрытии слабостей Я, что не могло не сказаться на последующих психоаналитических исследованиях. Однако в таких работах, как «Конечный и бесконечный анализ» (1937) и «Очерк о психоанализе» (1938, опубликован в 1940 г.), З.

Фрейд писал об изменениях Я и его возможной автономии. Так, в «Очерках о психоанализе» он замечал, что «задача Я – встречать требования, выдвигаемые по трем его связям – с реальностью, с Оно и с Сверх-Я, и вместе с тем одновременно сохранять свою собственную организацию и автономию».

При невротических заболеваниях Я человека ослаблено и лишено автономии. Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить душевный порядок, довести психические процессы в его Я до нормального уровня и обеспечить его автономное функционирование.

Если З. Фрейд лишь обратил внимание на возможность автономного функционирования Я, то Х. Хартманн выделил первичную и вторичную автономию функций Я.

Первичная автономия функций Я связана с процессами физического и психического развития человека независимо от внешнего влияния.

Вторичная автономия – с защитными механизмами, возникающими и действующими в качестве реакции человека на внешнее воздействие.

Исследование первичной и вторичной автономии функций Я осуществлялось Х. Хартманном с точки зрения раскрытия специфики дифференциации и интеграции самих функций и возможностей адаптации человека к существующим условиям жизни.

Последующие психоаналитики сконцентрировали внимание на изучении адаптационных способностей человека, нарушении или снижении степени его адаптивности в случае психического расстройства и задачах аналитической терапии по восстановлению и усилению адаптационных возможностей Я.

В рамках подобной ориентации возникло направление, получившее название психологии Я (эго-психологии).

независимость, способность человека вести себя вполне самостоятельно и принимать решения, соответствующие его взглядам и убеждениям.

от греч. autos — сам, nomos — закон) – 1. независимость от внешних влияний, существование в зависимости от воздействия преимущественно внутренних причин; 2. самостоятельный, не подверженный влиянию извне..

Читайте также:  Агрессия как социальное научение - педагогическая психология и теория Бандуры

Независимость. Нейтрализатор лидерства. Если участникам группы свойствен высокий уровень автономии, то они меньше нуждаются в указаниях лидера.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/avtonomija.html

Автономность личности. Выход из сценария жизни

Автономность личности — это выход из сценария, это свобода от бессознательного плана жизни. Автономность предполагает восстановление 3-х качеств свободной личности: осознаность, спонтанность и интимность.

Автономность — главная цель сценарной терапии личности

Эрик Берн считал, что достижение личностью автономности в процессе сценарного анализа — это признак хорошей работы клиента и терапевта.

Автономость характеризуется восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.

Посмотрите видео-отрывок передачи Александра Гордона «Наука о душе» и его гостьей сценарным аналитиком Ириной Летовой о транзактном анализе и автономии.

Обратите внимание, что в данном контексте термины «близость» и «интимность» — это синонимы.

3 свойства автономности личности

Автономная личность решает проблемы, а не находится в состоянии пассивности,  как это бывает под действием сценария жизни.

«Решение проблем» — это не только мышление с целью решение проблемы, но и предполагает эффективное действие направленное на осуществление поставленной задачи, сопровождаемое аутентичными чувствами.

Осознанность и автономия

Осознанность — это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец.

При этом он находится в тесном и прямом  контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.

В процессе развития нас систематически учат тому, как заглушить осознание. Нас учат  утилитарному отношению к вещам и оценочному отношению к себе и другим личностям.

Пример осознанности.

Представьте: Вы сидите на концерте симфонической музыки.

Во время игры музыкантов Вы можете проигрывать такой внутренний монолог: «Эта вещь написана кажется в 1856 году. Они играют слишком быстро. Хотела бы я знать когда все это закончится? Сегодня надо бы пораньше лечь спать, завтра много работы…».

Если Вы позволите себе осознать что происходит, то выключите этот внутренний голос, будете слушать только музыку и получать от нее чувственное наслаждение.

Спонтанность и автономия

Спонтанность — это способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения.

Спонтанность предполагает, что человек может свободно реагировать из любого эго-состояния личности. При этом он может думать, чувствовать и вести себя как взрослый человек, используя эго-состояние Взрослый.

При желании он может войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми он обладал в детстве.

Он так же может прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая мысли, чувства и поведение, которым он научился у парентальных фигур своего детства.

Главное, что спонтанный человек будет свободен в своем выборе, в том, как реагировать на конкретную ситуацию, и не будет следовать устаревшим Родительским правилам.

Пример спонтанности.

Допустим: Вы едете в автобусе на работу.

Вы задумались о чем-то своем и вдруг на вас резко наваливается грузный мужчина, который потерял равновесие.

Вы можете следуя Родительскому приказанию, прописанному в Вашем Дитя  пытаться сохранить равновесие и «терпеть, надеясь на понимание людей». А затем, когда силы «терпеть» закончились разразиться громкой тирадой о несправедливости мира из своего Критического Родителя в минусе, реализуя жизненую позицию «Я+, Ты-«.

А можете из Взрослого мгновенно  и спонтанно сформировать намерение и пользуясь энергией Свободного Ребенка с силой оттолкнуть мужчину, и восстановив статус-кво, вновь  перейти к спокойным размышлениям.

Интимность и автономия

Интимность или  близость — это открытое выражение чувств и желаний между Вами и другим человеком.

Находясь в интимности, человек сместится в своего Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.

Поглаживания в интимности более интенсивны, чем при любом другом способе структурировать время.

Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/avtonomnost-lichnosti-vyxod-iz-scenariya-zhizni/

Автономия (Духовная автономность)

Автономия — не предполагает независимости.

Автономия (Духовная автономность) как качество личности –  способность жить своим разумом, обладать некоторой независимостью, определённой степенью самостоятельности.

Российская писательница, драматург, телеведущая, публицист, активная деятельница феминистского движения Мария Ивановна Арбатова встала утром, села в автомобиль, собранный и придуманный мужчинами из металла, вылитого мужчинами из руды добытой мужчинами, налила бензин из нефти добытой мужчинами, переработанной мужчинами, поехала по дороге построенной мужчинами, зашла в дом, построенный мужчинами из бетона залитого мужчинами и кирпича положенного мужчинами, отапливаемого котельной построенной мужчинами, топливом добытого мужчинами, поднялась на лифте смонтированного мужчинами, включила свет по сети проложенной мужчинами от электростанции генерирующей электричество мужчинами, залила кипятком подогретой на газе добытого мужчинами, водопроводу проложенному мужчинами, кофе, привезённого самолётом мужчинами из плантаций обрабатываемых мужчинами, с булочкой из пшеницы посаженной мужчинами и собранной мужчинами, привезённые мужчинами в магазины построенными мужчинами, нажала на кнопку компьютера собранного мужчинами, изобретённого мужчинами, открыла программы созданные мужчинами, зашла в интернет созданного мужчинами и написала буквами из алфавита созданного мужчинами первые строки будущей книги — «Я автономная, независимая женщина, зачем мне эти алкоголики?»

Придти к Абсолютной Истине автономно, независимо от других людей, невозможно. Всегда нужен Духовный Учитель, который знает дорогу самосовершенствования и личностного роста. Наличие Духовного Учителя – это прочная духовная платформа для развития потенциала своей личности. Но рано или поздно человек «созреет» и разовьет в себе своего рода автономность, духовную автономность.

     Духовная автономность – временный отказ от пользования чужим знанием и полный уход в себя, к своей душе и разуму.

Зададимся вопросом: ко всем ли приходит вдохновение? Или сначала надо подготовить для оного «посадочную полосу»? Необходимым условием для «посадки» вдохновения служит наш профессионализм, наши знания в той сфере жизни, где мы способны реализовать потенциал вдохновения. К примеру, вы пишите диссертацию.

Перед ее написанием вы получили соответствующее образование в школе, университете, а затем в аспирантуре. По своей тематике вы прочитали огромное количество книг, «перелопатили» массу фактического материала, возможно, изучили вашу тему на практике. Словом, по свое тематике вы обогатили свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Все, финиш.

Если вы и дальше пойдете по пути расширения своих знаний, значит, вы ещё ученик.

На платформе ученичества нужно находиться всю жизнь, но когда хочешь написать диссертацию, книгу, нужно отложить в сторону учебники, превратиться в автономность и начать создавать своё принципиально новое знание.

     При этом, как подчёркивает психолог А.Г. Хакимов, эта духовная автономность не означает, что вы перестаете быть слугой духовного учителя.  Разум человеку дан для того, чтобы он мог автономно, самостоятельно придти к Богу.

То есть, Бог  рассчитывает, что человек воспользуется сам собственным разумом и придёт к нему автономно. Разум – это последний духовный учитель для нас. Есть много разных форм гуру, разум – последний из них.

Он также необходим, чтобы придти к Абсолютной Истине.Итак, это автономность.

Когда мы говорим «духовная автономия», это не означает независимость, не означает, что мы больше не являемся слугами духовного учителя.  Автономию нужно правильно понять.

Например, Бог Рамачандра посылает Ханумана и обезьян искать Ситу. Они действуют автономно, но не независимо. Они действуют как слуги. И, когда Хануман добрался до города, где прятали Ситу,  он увидел, что город очень хорошо охраняется.  Его цель была – найти Ситу. Просто обнаружить Ситу. И сказать об этом Господу Рамачандре.

Но, когда он прилетел, он понял, что это трудно сделать. Что, если только его заметят, весь план провалится тут же. Если он неправильно как-то поступит, не использует свой разум, план сразу провалится, он не сможет достичь результата. Ситу он не увидит. Это автономия.

И он начал думать, как применить собственный разум, чтобы не провалить свой план служения Богу.

Читайте также:  Лженаука - психология

Духовная автономия – это не разорвать, не разрушить, не уйти, а сначала соединиться с тем, от кого зависим, принять и согласиться с его определённым влиянием на нашу жизнь. Простой пример приводит Д.Г.Пшонко: — Обращаясь к маме, мы говорим: «Дорогая мама, мамочка, я принимаю тебя как свою маму. Как свою мать.

И я принадлежу тебе как ребенок. Я принимаю жизнь по той цене, которую тебе пришлось заплатить, какой тебе это стоило и стоит мне. И я непременно сделаю в своей жизни что-то большое. Ты большая, ты взрослая, я маленький. Ты даешь — я принимаю. Милая мама, спасибо, что выбрала мне отца. Вы — те родители, которые нужны мне.

Мне других не надо. А я тот ребенок, который нужен вам. Спасибо тебе». Вы можете поклониться матери. Когда мы склоняемся — мы говорим: «Я един с тобой». А когда выпрямляемся — мы говорим «Я — это я, а ты — это ты». Когда мы склоняемся — мы признаем свое единство, когда выпрямляемся — говорим о своей автономии и различии.

Источник: https://podskazki.info/avtonomiya-duxovnaya-avtonomnost/

Автономия и самодетерминация как объект психологической диагностики

В современных условиях, когда под влиянием внешних обстоятельств человек часто теряет возможность выбора или попросту отказывается от него, особенно актуально понимание того, в какой степени возможно сохранять устойчивость к этому давлению, самостоятельно выбирать и направлять собственную активность.

Столь модное два-три десятилетия тому назад понятие адаптации, не утрачивая своего значения, обнаруживает свою ограниченность: успешность жизни в современном мире определяется не только приспособлением к данностям окружающего мира, но и возможностью целенаправленно воздействовать на него в своих интересах, а также делать выбор и гибко переключаться между этими двумя модусами отношений к миру. Комплекс функций личностной саморегуляции, охватывающий все эти аспекты, наряду с другими получил в последнее время разработку в контексте проблемы личностного потенциала (Леонтьев, 2006; Леонтьев и др., 2007). Личностный потенциал — это системная организация индивидуально- психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, производящим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств с гибким реагированием на изменения внешней и внутренней ситуации.

Стержнем личностного потенциала выступает комплексная личностная характеристика, которую в последнее время чаще всего обозначают терминами «личностная автономия», «самодетерминация» или «субъектность» (agency).

Высокий уровень проявления личностной автономии давно признан одним из критериев психологической успешности и психического здоровья человека, а дефицит этого качества — сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи.

На сегодняшний день существует целый набор англоязычных методик для измерения уровня психологической автономии человека: «Шкала автономии» Уортингтона, методика «Список прилагательных» Гох и Хельбурн, «Форма исследования личности» Джексона, «Личностный опросник Хогана», «Опросник межличностной зависимости», «Шкала социотропии—автономии» Бека (Hmel, Pincus, 2002). Отечественная психодиагностика, к сожалению, не может похвастаться наличием большого арсенала психодиагностических средств, направленных на определение этой психологической переменной, как и многих других «вершинных» характеристик личности. Актуален вопрос разработки русскоязычного инструмента для диагностики личностной автономии.

В качестве основы для этого была выбрана методика, созданная известными американскими психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном и опирающаяся на принадлежащую им теорию самодетерминации (Self-Determination Theory — SDT) (Deci, 1980; Deci, Ryan, 1985а, b, 1986, 1991, 2002а, b; Ryan, 1993). Будучи одним из самых популярных и признанных современных подходов к мотивации и регуляции действия (его авторы считаются на Западе «живыми классиками»), в нашей стране он пока нашел отражение лишь в единичных публикациях (Гордеева, 2005; Дергачева, 2002, 2003; Леонтьев, 2000а).

В контексте данного подхода самодетерминация, или автономия, рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов.

Деси и Райан понимают самодетерминацию одновременно и как врожденную склонность организма к вовлечению в интересующее поведение. Это не означает ее генетической предопределенности.

Скорее, отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое определяется авторами как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды, и на основе процессов, происходящих внутри личности.

Помимо понятия воли, с термином «самодетерминация» авторы связывают такие психологические функции человека, как эмоции и внутренняя мотивация.

Внутренняя мотивация понимается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.

Авторы рассматривают самодетерминацию в контексте процесса развития. Они считают, что уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве.

Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира. Развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.

Различные стадии этого процесса и уровни проявления автономии могут быть представлены в виде континуума.

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека формируется индивидуальный локус каузальности. Понятие ло- куса каузальности отражает, на что ориентируется человек в своем поведении.

Если поведение основывается на собственном автономном выборе, это внутренний локус каузальности, если на внешних требованиях или ожидаемой награде, это внешний локус, если оно исходит из невозможности достижения желаемого результата каким-либо путем и носит случайный, хаотичный характер, налицо безличный локус каузальности. Каждому типу локуса каузальности соответствует мотивационная подсистема — тип преобладающей мотивации.

Тип мотивационной подсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками определяется авторами как каузальная ориентация, которая может быть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной (Deci, 1980).

Люди с автономной каузальной ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. У них проявляются тенденции воспринимать локус каузальности как внутренний и испытывать чувства самодетерминации и компетентности.

Налицо высокая степень осознания базовых потребностей и четкое использование информации для принятия решений о поведении, вследствие чего развито чувство компетентности и высокий уровень самодетерминации.

Такой человек способен обращать автоматизированное поведение в самодетерминированное, перепрограммировать его или управлять им по своему усмотрению. Ему не свойственно самообвинение в случае неудачи, он обладает гибким поведением и чувствительностью к изменениям среды.

Люди с доминирующей внешней каузальной ориентацией характеризуются стремлением к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и, стремясь достичь успеха, находятся в поиске его внешних признаков.

В основе этой личностной ориентации лежит недостаток самодетерминации. Такой человек в основном оперирует внешней моти- вационной субсистемой, что ведет к негибкости в поведенческих реакциях и в переработке информации.

При совершении выбора его решения базируются не на внутренних потребностях, а на внешних импульсах и критериях. Мотивы чрезмерно определяются внешними обстоятельствами. Деси считает, что такие люди утратили связь с основными органическими потребностями.

Потеря чувства самодетерминации компенсируется сильной потребностью в контроле извне.

У людей с безличной каузальной ориентацией возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку они научаются на своем опыте тому, что среда не реагирует на их действия (Deci, 1980). Такой человек демонстрирует минимум самодетерминации. У него доминирует амотивирующая субсистема с некоторыми проявлениями внешней мотивирующей, что реализуется в автоматическом и беспомощном поведении.

Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют ориентации всех трех типов, а индивидуальные различия выражаются в их пропорциях. Понятие каузальных ориентаций можно рассматривать как более дифференцированную и разработанную версию такого более раннего и хорошо известного понятия, как локус контроля (Дж. Роттер).

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=729

Ссылка на основную публикацию