Биология — психология

Психология и поведение человека | Дистанционные уроки

Биология - психология

Вопрос А17 теста  ГИА по биологии —

Темы, которые надо знать:

  • Головной мозг;
  • Нервная система человека;
  • Органы чувств

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую — нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека.

Сначала рассмотрим аспекты мозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга — у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие — творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие — логика, стратегическое мышление,  чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше — та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора , ее участки принято делить на доли головного мозга:

ФункцииОтдел коры головного мозга
Высшие психологические функции:

  • мышление
  • осознание
  • жизненные ценности
  • Движение,
  • речь,
  • аналитическая деятельность,
  • мотивация
  • Лобные доли головного мозга
  • Слух,
  • вкус,
  • понимание речи
  • Чувства человека — тепло,холод, боль и т.д,
  • восприятие музыки
  • Теменные доли головного мозга

Нервная система человека действует по принципу возбуждения — основные функции нейрона и нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм — торможение — прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения — сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы — отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Виды торможения

  1. Внешнее торможение, оно же физиологическое, оно же безусловное — по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.
  2. Внутреннее торможение — идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

Первая и вторая сигнальные системы человека

Психология и поведение человека определяется получением сигналов извне (внешних раздражителей).

  • первая сигнальная система — то, что человек слышит, видит, чувствует, воспринимает;
  • вторая сигнальная система человека — присуща именно человеку,  это получаемая информация через слова, это уже результат высшей нервной деятельности человека, социальный аспект.

Обсуждение: «Психология и поведение человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologiya-i-povedenie-cheloveka.html

Связь психологии с другими науками и ее отрасли

Связь психологии с другими науками и ее отрасли

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы. Взаимосвязь психических явлений и работы ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества.

Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой.

Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней.

Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Отрасли психологии

Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке.

Запросы практической деятельности людей и общества побуждают к формированию и развитию новых психологических дисциплин, например таких, как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т. п. (Таковы практические, эмпирические причины развития науки.

) С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например использование физических техник привело к возникновению экспериментальной психологии, психофизики, а обращение к методам физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических подходов — математическую психологию, инженерную психологию, бионику. (Таковы познавательные, гносеологические причины разветвления психологических наук.)

Общая психология выполняет ряд функций:

  • теоретическую (обобщения): обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему; осуществляет опережающие разработки, помогающие в различных отраслях психологии по-новому осмыслить свойственные им исследовательские проблемы;
  • методологическую: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы;
  • учебную: обеспечивает фундаментальность образования в области психологии, что позволяет специалисту решать практические проблемы, связанные с разными областями и отраслями психологии.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия.

Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).

Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить целый ряд научных отраслей, для которых предмет исследования — психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Это:

  • психология труда, рассматривающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;
  • инженерная психология, изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Психология труда и инженерная психология близки, но имеют разное происхождение. Первая изучала психологические закономерности, свойственные разным видам трудовой деятельности людей, развитию их трудового мастерства, интересовалась приспособлением человека к имеющейся технике.

Вторая же возникла в связи с созданием новой техники и системы «человек—машина», она изучает деятельность операторов автоматических систем управления, стремится эффективно распределить функции между человеком и техникой, создать надежные системы такого рода, приспосабливая машину к возможностям человека и человека к машине, содействуя профессиональному отбору и обучению.

Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская — то же самое, но связанное с врачом и поведением больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая занимается отклонениями в развитии психики, распадом ее при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология (изучающая психические функции мозга) и бионика (рассматривающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) изучают человека прежде всего как биологический индивид, существование которого зависит от функционирования мозга. Психофизиология сосредоточена на физиологических основаниях психической деятельности, а дифференциальная психология — на индивидуально-психических различиях людей.

Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий.

Психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей, чтобы создать спрос на подлежащий сбыту продукт.

Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые порой очень далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими, через педагогическую — с педагогикой, через социальную — с общественными и социальными науками и т. д.).

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант.

Читайте также:  Родитель - взрослый - ребенок - психология

Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах.

Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, боязнь ездить в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган «ведет себя» как больной), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни, Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы в беседе с пациентом или при психологическом обследовании, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы.

Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», который организуют различные центры по предупреждению самоубийств, борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами чего, как правило, оказываются женщины и дети.

Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»); например, семейный занимается проблемами супругов и взаимоотношений родителей и детей; детский — помогает в разрешении проблем, связанных с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям, Школьный психолог также оказывает поддержку тем учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает разрешить их проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы выпускаемой предприятием продукции. Педагогический психолог разрабатывает наиболее эффективные методы обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.

Психолог-эргономист, основываясь на накопленных знаниях о поведении и психических возможностях людей, дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

Психология связана со многими другими науками и оказывает содействие их развитию.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, мышления, воображения, памяти), она способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильно определить содержание учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология помогает педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Философы еще в давние времена отмечали: «человек — мера всех вещей»; основой современной науки становится антропологический подход, акцентирующий внимание на изучении человека в его целостности.

К такой проблеме сводятся не только все проблемы психологии — в XXI в.

это характерно для всей науки, в том числе и тех областей знания, которые раньше не интересовались антропологическими вопросами (например, математические и технические науки), С. Л. Рубинштейн отмечал:

В связи с этим Б. Г. Ананьев сделал вывод о необходимости комплексного изучения человека. Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, которого и изучают эти науки, но в других аспектах, Согласно классификации академика А.

Кедрова (рис, 1,3), психологии отводится центральное место не только потому, что это продукт всех других наук, но и потому, что психология — возможный источник объяснения того, как они формировались и развивались.

Рис. 1.3. Естественные науки, Классификация А, Кедрова

Психология интегрирует данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Ее следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.

Можно согласиться с М.

Горьким, когда он определяет литературу как человековедение, ведь действительно выдающиеся писатели и поэты необычайно правдиво и глубоко раскрывают внутренний мир человека, мир его мыслей и переживаний, его желаний и противоречий, психологические закономерности возникновения любви (например, Стендаль в романе «Красное и черное») и ненависти, альтруизма и агрессии и т. п. Науке не дано столь детально, с такой глубиной, так достоверно выявлять индивидуальное психологическое, личностное своеобразие человека и в то же время типичные, закономерные психические проявления. Наука отходит от индивидуального, стремится выявить обобщенное, усредненное, абстрактное знание о человеке, о его психике, познать закономерности и механизмы ее развития. Человековедение в искусстве и человекознание в науке — параллельны, но оказывают друг на друга мощное влияние. Интересна идея о том, что искусство, хотя и синтетично по своей природе, обязательно уходит в сторону психологического анализа, и только тогда появляются истинные шедевры (например, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др., создавшие великую школу мастерства психологического анализа, являются глубинными психологами). Науки длительное время занимались только анализом, но в конце XX в. вышли на такой уровень, где начинается процесс синтеза, объединения, интеграции, хотя при этом не теряется их самоценность, они не превращаются друг в друга.

Историческая миссия психологии сейчас заключается в том, чтобы интегрировать все сферы человекознания и стать основным средством построения его общей теории. Это объединение естественных и общественных наук, изучающих человека, в одну концепцию.

Источник: https://pro-psixology.ru/vvedenie-v-psixologiyu/9-svyaz-psixologii-s-drugimi-naukami-i-ee-otrasli.html

rumagic.com

rumagic.com

Биология

В биологических науках решающий стимул дали прежде всего нейропсихология, генетика, теория эволюции, исследование поведения, учение о познании. В 1826 г. Йоган Мюллер (1801 — 1850) открыл закон специфических энергий органов чувств.

Он гласил: качество ощущения зависит исключительно от того, какому нерву передаётся раздражение.

Например, возбуждение зрительного нерва всегда пробуждает световые ощущения, порожедены ли они светом («адекватное» раздражение), электрическим импульсом, давлением на глазное яблоко, натяжением невных путей.

Соответствующее ощущение есть ощущение света и долгое время верили в действительное образование света в глазе, » с тем, чтобы внутренний свет противостоял внешнему»

(Гёте).

Исходя из этого закона, Гельмгольц развил теорию иероглифов и критиковал одновременно как кантовский идеализм, так и современный ему материализм с его теорией отражения(8).

Если бы мы стремились к полноте, мы бы должны были подробно остановиться на Эрнсте Геккеле и его так называемом биогенетическом основном законе: Онтогенез (т. е.

развитие индивида) есть сокращённое повторение филогенеза (эволюции вида), правило, которое должно действовать для мышления и познания.

Мы ограничимся, однако, одной важнейшей проблемой (каузальность) и одним важным автором (Конрад Лоренц)

Хотя доныне в общенаучном сознании распространена (ср. стр.13), лишь критика понятия каузальности с позиций современной физики, биология также начинает оказывает на эту дискуссию всё более сильное влияние.

Биологические системы подчиняются чувствительным условиям равновесности, которые нуждаются в сложнейших механизмах регуляции (ср. стр. 62). Адекватное описание такой обратной связи дали лишь кибернетика и теория систем.

Кибернетика иногда опрелеляется именно как теория обратной связи

Для обратной связи уже не годится простая схема причина-следствие. Элемент должен быть как причиной, так и следствием и, соответственно, должен таковым описываться. Пиаже говорит поэтому о циклической или обратной каузальности (1974, 133) и о ревизии понятия каузальности в кибернетическом направлении.

Другой важный пункт в дискуссиях о каузальности есть мнимая противоположность каузальности и финальности. В биологии 20 столетия, как в физике 19 столетия, происходит отказ от телеологического мышления.

Читайте также:  Воспитание ребенка от 0 до 2 лет - психология

Финальность, предположение о целенаправлености созидающего конструктора, долгое время было единственным очевидным объяснением целесообразности органических структур.

Эта целесообразность, сохраняющая вид, полностью признаётся также и сегодня под имененм телеономия.

Этот термин, предложенный в 1958 г. Питтендраем, должен был освободить понятие целесообразности от метафизическо-телеологического толкования, согласно которому эволюция как целое имеет предустановленную цель.

Органическая структура целесообразна только в тот временной промежуток, в котором живёт, но она не руководствуется каким-либо сверхзаданным планом или каким-либо будущим временем. Но эту форму целесообразности следует изучать объективно и научно как пригодность, приспособленность.

Таким образом, телеономия относится к телеологии примерно так, как астрономия к астрологии или химия к алхимии.

Понятие финальной причины, которое развил Аристотель, напротив, заменяется понятием обратной каузальности.

В то время как финальные объяснения должны, кажется, остаться для дальнейших исследований, в связи с низвержением финальности возникает совершенно новая проблема.

Важнейшей областью применения этой кибернетико-каузальной постановки вопросов является возникновение самой жизни. Представляется, что мнимо непреодолимые границы между неживыми и живыми системами разрушаются именно в наши дни.

Той биологической дисциплиной, которая вносит сегодня важнейший вклад в теорию познания является, пожалуй, исследование поведения. Её основатель Конрад Лоренц (1903–1989) уже с 1940 года исследовал «врождённые формы опыта» с биологических позиций.

Для него понимание мира не первичная необходимость самого мышления, а достижение особого и совершенно естественного аппарата, центральной нервной системы (Lorenz,1943,240).

На вопрос, почему согласуются (частично) категории познания и реальности, Лоренц отвечает:

По тем же причинам, по которым копыто лошади приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде…

Между формами мышления и созерцания и между формами самой реальности существует точно такое же отношение, какое имееет место между между органом и внешним миром, между глазами и солнцем, между копытом и степной почвой, между плавниками и водой…, такое же отношение, как между образом и отображаемым предметом, между упрощающей моделью и действительным положением дел, отношение более или менее широкой аналогии.

(Lorenz,1943, 352 f)

Наши познавательные способности, таким образом, есть достижение врождённого аппарата отражения, который был развит в ходе родовой истории человека и даёт возможность фактического приближения к внесубъективной действительности. Степень этого соответствия принципиально доступна для исследования, по меньшей мере, методом сравнения.

Ясно, что все биологические дисциплины должны над этим совместно работать. Ведущая роль отводится исследованию поведения потому, что оно «сидит между двумя стульями», а именно, между зоологией, психологией и антропологией. Это проявилось ещё отчётливее, когда старое название «психология животных» в 1950 г. было вытеснено международным названием «этология».

Психология

Если уже признано, что логики и математики, физики и биологи дискутируют вопросы и ответы теории познания, то неудивительно, что также психология проявляет значительный интерес к этим дискуссиям.

Новые взгляды принесли гештальтпсихология (Вертгеймер, Кёлер), психология детей и развития (Карл и Шарлотта Бюлер), но прежде всего работы Жана Пиаже (1896 — 1980), который, будучи биологом и философом, интересовался проблемами человеческого познания и, в результате пятидесятилетних исследований восприятия и мышления у детей, оказал новаторское воздействие на психологию развития.

Вопрос о том, как осуществляется познание, для Пиаже есть прежде всего психологическая проблема. Но он настаивает на том, что этот вопрос доступен для экспериментального исследования. Так, совершенно эмпирическими вопросами являютя:

выводятся ли логические операции преимущественно из языка или из общих координаций поведения…

возникают ли эти координации независимо от всякого чувственного опыта, или постепенно конструируются в ходе взаимодействия субъекта и объекта…

чётко ли разграничимы аналитические и синтетические суждения на всех этапах развития или между ними есть переходы…

(Piaget in Furth, 1972,12)

При этом Пиаже не хочет оставаться в стороне. Он убеждён, что соответствующее понимание когнитивной функции и её развития необходимо требует учёта биологических условий.

Фактически, любая реакция есть также биологическая реакция и современная биология показывает, что реакция не может быть детерминирована исключительно внешними факторами, но зависит от «норм реакции», которые характерны для каждого генотипа или каждого генетического пула…Развитие никогда нельзя редуцировать к простым эмпирическим приобретениям.

(Piaget in Furth,1972, 10 f)

Нормы реакции являются врождёнными границами развития, внутри которых организм может реагировать на окружающие условия. Пиаже (1974, 90) характеризует их поэтому как совокупность фенотипов, которые в состоянии порождать генотип.

Такие нормы реакции имеются у всех видов в большом количестве. Также и в когнитивной области некоторые структуры могут характеризоваться как врождённые. По меньшей мере, на уровне восприятия предположение о врождённом познании полностью осмысленно.

Так, уже первые оптические впечатления младенца обусловлены структурами чувственных органов (например, дву- или даже трёхмерность), что делает очертания соразмерными опыту (1974, 276 ff).

Поэтому для Пиаже, так же как для Лоренца, теория эволюции является стимулом, побуждающим рассматривать человека во взаимосвязи с его биологическими корнями (Furth,1972, 22).

Третьим главным интересом Пиаже является теория познания. Он последовательно пытался рассматривать и развивать её как научную дисциплину. Хотя теоретико-познавательные вопросы влекли его с самого начала, эта сторона его трудов менее известна. Но теория познания для него не чисто философская дисциплина.

Когда спрашивают о природе познания, не только полезно, но и необходимо учитывать психологические данные.

Фактически все теоретики познания в своём анализе опираются на психологические факторы, но их представления о психологии в большинстве случаев спекулятивны и не основаны на психологических исследованиях.

Я убеждён, что любая теория познания должна также иметь дело с проблемами фактов, как и с формальными проблемами.

(Piaget, 1973,14)

Эту научную теорию познания Пиаже хочет наконец интегрировать в общую взаимосвязь наук.

Я никогда не мог себе представить психологических исследований, того, как они могут осуществляться без постоянных, осознанных междисциплинарных связей, которые должны устанавливать все естественные науки… В случае психологии развития и когнитивных функций, с одной стороны, существует связь с биологией, с другой стороны… с теорией познания и имманентной для неё связью с историей науки и логики.

(Piaget in Furth, 1972, 9f)

Глубинная психология

То, что не все процессы, раздражения и реакции нашего тела, нервной системы и мозга осознаются, сегодня звучит как банальность.

Но вопросы о том, как неосознаваемые элементы центральной нервной системы, духовной или «душевной» жизни связаны с сознанием, возможно ли структурировать и исследовать «бессознательное», а если да, то каким образом, — это вопросы к которым обратилась прежде всего глубинная психология (Фрейд, Адлер, Юнг) и ответ на котороые получен лишь в новейшее время с помощью физиологии и этологии.

Попытка выявить и проанализировать эти «корни бессознательного» содержится, например, в теории архетипов Карла Гюстава Юнга (1875 — 1961) и его учении о коллективном бессознательном(9). Хотя бессознательное испытывает сильное воздействие со стороны индивидуальных переживавний, согласно Юнгу, оно содержит также элементы, которые являются общими для всех людей.

Коллективное бессознательное есть совокупность того, что в мире душевного значимо не только для единиц, но для многих и в глубочайшем слое даже для всех…

(Seifert,1965,40)

Коллективное бессознательное представляет собой объемлющую, сверхрациональную структуру, независимую от человеческого сознания. Элементами этой структуры являются, по Юнгу, «элементарные образы» или «архетипы».

(Seifert,1965,42)

Открыть архетипы, сделать их сознательными, возможно только непрямым путём, так как сознание преобразует их в процессе выявления. «Я должен признать, что не могу представиь себе ни одного прямого пути для решения этой задачи » (Jung, 1954,559).

Принадлежат ли архетипы к естественным основам человека или они априори духовного порядка, сопоставимые с трансцедентальными предпосылками нашего познания, как это утверждал Кант в своей первой критике разума? Ответ гласит: архетипы связаны с обеими сторонами, естественной и духовной. Их естественный аспект проявляется в том, что их можно расматривать по аналогии с инстинктами.

(Seifert,1956,47)

Принимая во внимание структуру тела, было бы удивительно, если бы психическое было единственным биологическим феноменом, не проявляющим очётливых следов предшествующей истории развития и что эти признаки весьма вероятно находятся в ближайшей связи с инстинктивной основой.

Читайте также:  Атлетик - психология

(Jung, 1954,558)

Аналогично тому, как в этологии выявляются специфические для вида врождённые образцы поведения (инстинкты, импульсы), в соответствии с которыми действуют или реагируют животные определённого вида, Юнг видит в архетипах интерсубъективные (коллективные) образцы переживания, архаические образы, которые определяют переживание (Jung,1954, 557–580).

Инстинкты и архетипы не есть нечто, приобретаемое посредством личного опыта, не есть нечто выученное и выучиваемое. Они предшествуют любому опыту, они являются изначальными предпосылками для всего, что может делаться или переживаться.

(Seifert,1965,47)

Учение об архетипах имело, правда, определённую эвристическую ценность для диагноза и терапии нарушений психики; но его научное значение очень спорно. Прежде всего это вызвано его непроверяемостью. Так, сам Юнг писал:

Кроме того, любое восприятие архетипа уже сознательно и поэтому в необозримой мере отличается от того, что послужило поводом для восприятия. Поэтому для психологии становятся невозможными любые высказываения о бессознательных состояниях, т. е. нет никакой надежды, что можно будет доказать значимость каких-либо высказываний о бессознательных состояниях или процессах.

(Jung, 1954, 577)

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/follmer/0/j11.html

Психология: виды и особенности

Психология: виды и особенности

Психология — дисциплина, которая направлена на изучение психических состояний. Психология – особенная наука, изучающая особенности психики с разных сторон в разных направлениях и ракурсах. Психология подразделяется на несколько видов.

На протяжении всех веков существования человечества ученых уделяли большое значение изучению:

  • личностных качеств;
  • типов характера;
  • различий в восприятия мира;
  • поведения в каждой конкретной ситуации.

Анализируя полученные результаты, ученые пытались найти ответ на вопросы такие, как: что, как и почему, так случилось, по какой причине, как избежать определенных ситуаций, как не попасть под влияние себя самого и так далее.

Современная психология, продолжая исследования поведения человека, особенностей и состояния, двигается в нескольких направлениях, использует разные методы.

Виды психологии

Таким образом, психология направлена на изучение нервных психологических процессов человеческого сознания. Все виды психологии в зависимости от отрасли изучения подразделяются на:

  • клинические;
  • аномального развития;
  • когнитивные;
  • сравнительные;
  • консультативные;
  • психологию развития;
  • педагогическую психологию;
  • биологическую психологию.

Все виды психологии направлены на то, чтобы прогнозировать реакцию, поведение человека, поступки. Различные направления используются в медицине, учебных заведениях, воспитательных центрах, местах лишения свободы, судебной практике и так далее.

Клиническая психология

К первому виду – клинической психологии, относятся исследования человека в стрессовой ситуации, во время его влияния, изучается воздействие стресса, которые приводят к разным изменениям, которые происходят в организме по психологической причине. Клиническая вид психологии – дисциплина, главная задача которой изучить развитие личности, его влияние на эмоциональность и благополучие.

Занимаясь изучением психических особенностей во внимание берутся судебные показания в случаях выявленной клинических показателей нейропсихологии. Для этого специалистами используется модель адаптированной терапии, с целью создания терапевтического эффекта, что помогает изучить психологические проблемы, чтобы определить новую форму мышления и формы поведения человека.

Аномальная психология

Ко второму виду относится отрасль аномальный вид психологии, занимающаяся изучением ненормального поведения. Основная задача аномальной психологии – распознать, изучить и своевременно выявить изменения психического состояния, для того чтобы своевременно принять меры и избежать появления аномального психического расстройства.

Когнитивная психология

Третий вид – когнитивная психология. Ее основная задача – изучение психических процессов, с целью определения поведенческих особенностей человека. Когнитивный вид психологии использует разного рода эксперименты, обучающего характера, направленные на оценку восприятия памяти и внимания. Поэтому этот вид психологии очень часто называют экспериментальным.

Когнитивный вид психологии – результат, полученный за счет вклада нейробиологов, лингвистов, логистов, благодаря которым и определяется важность теоретической разработки в формировании и реализации в психике.

Сравнительная и консультативная психология

Это особый вид психологии, изучающий модель поведения животных, полученные результаты которых, сравнивая с моделью поведения человека, помогают влиять на поведение людей.

Анализ поведения животных, оценка полученных результатов в ходе проведённых экспериментов с животными, дает ученым возможность применения новых знаний с акцентированием внимания на эмоциональной, социальной, профессиональной образовательной сферах.

Психология развития

Психология развития — это вид науки, результат которого направлена на определение закономерностей развития человеческого разума. Объект изучения психологии развития — это:

  • нравственность;
  • интеллект;
  • развитие двух перечисленных составляющих.

Особое внимание ученые отдают изучению поведения человека в естественных условиях с воздействием на человека физического фактора влияния. Психология развития – направление и вид науки, изучение которой тесно связано с воздействие внешних факторов и особенностях развития человеческого разума.

Педагогическая психология

Задача педагогической психологии – изучение образовательного процесса.

В данном методе психологии используются эксперименты, направленные на исследование образования, его влияния на психику человека, изучение особенностей человека определенного возраста.

Это необходимо, для того чтобы применить полученные результаты в школах, в институтах, с целью улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология

Биологическая психология исследует человека в биологическом срезе. Этот вид психологии направлен на изучение биологических особенностей психики, которые могут влиять на развитие, поведение и психику человека. Большая часть дисциплины направлена на анализ результатов, полученных в ходе проведенных экспериментов с использованием нейронауки, то есть оценки нейронных процессов.

Главная задача вида биологической психологии, определить все функции головного мозга. Это необходимо, для того чтобы понять связь реакции мозга и восприятия психики, а также их влияние на поведение человека.

Другие виды психологии

Кроме основных, есть еще целый ряд других видов психологии:

  • эволюционная;
  • психологии здоровья;
  • количественная;
  • социальная;
  • психология личности;
  • юридическая психология;
  • судебная психология;
  • глобальная.

Все эти направления являются значимыми видами психологии, которые помогают изучить генетическое воздействие, мотивацию поступков, особенности характера, специфические реакции, причины возникновения той или иной линии поведения.

Источник: https://www.psyportal.net/136589/psihologiya-vidyi-i-osobennosti/

биологическая психология — это… Что такое биологическая психология?

  • Биологическая обратная связь — (англ. Biofeedback) технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология научной организации труда — отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей трудового процесса. Задачи П. н. о. т. состоят в разработке способов формирования адекватных мотивов трудовой деятельности, упорядоченной иерархии целей,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Биологическая готовность — См. Готовность. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Биологическая модель анормальности — Теория о том, что психические расстройства вызваны анормальными физиологическими процессами. Часто называемый биомедицинским подходом, биологический подход на самом деле гораздо шире совокупности гепвтических и биохимических факторов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Биологическая обратная связь — Методика для контроля над физиологическими реакциями через получение информации об этих реакциях по мере их появления. Наблюдающие устройства отслеживают такие физиологические реакции, как частота сердцебиения, кровяное давление и мышечный тонус …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология организации труда научной — Отрасль психологии, изучающая закономерности совершенствования психической составляющей процесса трудового. На ее появление определенное влияние оказали информатика, теория и практика интеллекта искусственного. В ее задачи входит: 1) разработка… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • физиологическая психология — Этимология. Происходит от греч. physis природа, psyche душа и logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена изучению физиологических механизмов высших психических функций. Виды. Подразделяется на психофизиологию и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиологическая психология — – направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведётся поиск физиологических коррелятов поведения, или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник: https://universal_ru_de.academic.ru/95399/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию