Досада — психология

Психологические садисты

Досада - психология

Это был прекрасный августовский день, молодая невеста в красивом модном свадебном платье улыбалась, но было видно невооруженным взглядом, что девушка слегка волнуется. Я стояла недалеко от группы подружек невесты и потому услышала, как одна из них сказала довольно громко (чтобы услышала невеста):

— Ох, и наплачется она еще от своего Артурчика, я бы за такого замуж не пошла. У него свадьба, а он меня за попу лапает. Сразу видно, гулящий будет.

Зачем она это сказала? Она хотела помочь подруге или сделать больно?

Психологический садизм – это склонность доставлять страдания другому человеку без применения физической силы и от этого получать удовольствие.

Психологический садист находит слабое или уязвимое место человека и «тычет» туда острым словом или своим поведением.  Это выражения из области «ой, как ты поправилась», «ты так постарела, болеешь?» — в общем, что-то, что обязательно оставит горький осадок у человека либо просто испортит ему праздник, как в примере про свадьбу.

Понять, что вы пообщались с психологическим садистом, можно по тому, что вы начинаете отмечать у себя негативные чувства: досаду, раздражение, недовольство, сомнение, фрустрацию – собственно, к чему садист и стремится, а потому на лице его будет заметно удовлетворение. Хотя если садист еще и хороший артист, то может сыграть, что сочувствует вам.

Благодаря Интернету мы можем видеть, что таких психологических садистов довольно много, они пишут различные гадости, и если их «агрессивный плевок» достигает цели, то они получают удовольствие.

Когда человека оскорбляют, у него активируются те же участки головного мозга, что и при физической боли. Выделяются те же самые гормоны, что и при физическом избиении.

Основная линия защиты пси-садистов — это то, что они за правду. Ведь как вы узнаете, что вы старый, толстый, лысый дядька, если он вам об этом не скажет?

Ко мне обратилась девушка в состоянии серьезного нервного истощения. За полгода работы под руководством начальницы пси-садистки она чуть было не заработала серьезное психическое расстройство. Благо у нее хватило силы воли и ума уволиться.

Маленький толстенький злобный тролль с неустроенной личной жизнью полгода измывалась над молодой девушкой, не только говоря ей гадости, но и позволяя себе кинуть ей в лицо бумаги под видом неправильно составленного текста или лишить денежного вознаграждения, положенного всем сотрудникам, под видом штрафных санкций.

В семейной жизни психологический садизм чаще всего подается под видом воспитания. Это вечно критикующий супруг, это очень строгий отец, это всем недовольная теща или свекровь.

Психотерапевт А.А. Щеголев считает:

Что можно отнести к пси-садизму?

  • Регулярные оскорбления и упреки,
  • угрозы физической расправы (наказания),
  • отвержение или принуждение,
  • шантаж,
  • обесценивание самого человека или его вклада.

По каким признакам вы можете понять, что общаетесь с пси-садистом?

  • В отношениях вам часто страшно, вы боитесь самостоятельно принять какое-то решение, боясь вызвать гнев партнера.
  • Вы непонятно почему тревожитесь перед встречей с партнером.
  • Вы часто плачете.
  • Вы находитесь в подавленном состоянии или ощущаете себя униженными после общения.

В чем отличие пси-садизма от обычных сор?

В том, что пси-садизм — это регулярно повторяющееся поведение, это некий нездоровый климат отношений. Если партнер в гневе наговорил вам кучу гадостей – это еще не является проявлением пси-садизма, это может быть психологической защитой человека. Основной признак пси-садизма — удовольствие от того, что другому больно.

А теперь задумайтесь, как часто вы сами выступаете в роли пси-садиста? Вы это зачем делаете? Что вы получаете в результате?

Конструктивно ли вы выражаете критику?

Понятно, что мы все бываем недовольны. Но как мы это выражаем? По поводу непорядка в доме можно сказать: «Вечно у тебя бардак дома! Зас**ка» или «Ты не успеваешь по дому, да?».

Если у вас есть недовольство человеком, то это еще не повод для того, чтобы ранить его. Найдите приемлемую форму изложения претензии, чтобы у близкого вам человека не включились участки головного мозга, отвечающие за боль. В этом вам помогут такие принципы:

  • Высказывать претензию нужно с глазу на глаз, конфиденциально.
  • Критикуйте не человека, а поступок.
  • Критика должна быть конкретной: «В этом месяце ты опоздал второй раз». А не «Ты вечно опаздываешь!».
  • Критика должна быть своевременной, а не спустя пять лет «А помнишь…?».
  • Критика должна содержать конструктив, то есть нужно показать, какое поведение вы хотите видеть.

Приведем такой пример, работник опаздывает не первый раз. Правильно будет вызвать сотрудника к себе в кабинет и, желательно, начать с позитива.

«Вы хороший специалист, и мне нравится с вами работать. Но у меня есть к вам замечание. В этом месяце вы два раза опоздали на работу без уважительной на то причины.

Первый раз на 10 минут, второй раз на 25 минут. За это время мы пропустили несколько звонков.

Хотелось бы, чтобы вы приходили за 10 минут до начала рабочего дня, если только не случатся какие-то форс мажорные обстоятельства. Хорошо?»

Конечно, гораздо легче сказать гадость, обозвав человека,
чем конструктивно излагать свои претензии.

Но не стоит тогда потом удивляться, что многие избегают общения с вами.
В общем, выбирать вам.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/5453

Предвкушение гнева | Саморазвитие | Наша Психология

Негативные эмоции. Многие считают их опасными, вредными, разрушительными. Вот только вредными они не «рождаются», а становятся от неправильного обращения. Если помните, «собака бывает кусачей» далеко не просто так. С тараканами в голове – ровно та же история.

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук».

И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки.

А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный».

Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться.

И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их.

А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Колесо эмоций

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему.

Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль.

Итак, эмоции бывают базовые и сложные. Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).

Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект.

В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей. «Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Аль¬фрид Ленгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь».

Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологиче¬ских ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Упражнения «тренинг для эмоций»

Вот несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)

1. Внимательно просмотрите на таблицу

Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».

) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

2. Повторите это же упражнение в паре или в группе

Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.

3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице

Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще?

Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

Плюс на минус

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит.

А х В = С,

где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).

Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе.

Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь».

Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся».

И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой.

Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

Вина – стыд:

и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

Досада – разочарование:

вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Тревога – беспокойство:

тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть – ревность:

грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями.

Здоровый оптимизм легко становится нездоровым, как только человек начинает верить, что «хорошие вещи обязательно должны со мной случиться, потому что они хорошие и я, хороший, очень-очень сильно хочу, чтоб они случились».

И вот на те деньги, которые раньше шли на страховку, теперь он покупает книжку «Секрет…». Но это уже тема другой статьи.

Источник: https://www.psyh.ru/predvkushenie-gneva/

rumagic.com

rumagic.com

Досада – чувство раздражения и неудовольствия. вследствие неудачи. Представьте, что вы стремитесь к чему-то, затрачиваете на достижение цели определенные усилия? а потом бац – и неудача. В результате появляется досада, то есть подсознательная агрессия на себя самого. А это приводит к страданию определенных органов.

Читайте также:  Как стать хорошим психологом - психология

Нельзя сказать, что страдает в первую очередь. Поражаются и печень (помните выражение «горечь поражения»), и почки («остался неприятный осадок»), и другие органы. Кроме того, теряется очень много энергии.

Подсознательное намерение позитивно – нацеленность на успех.

Способ поведения

Позитивное намерение

Досада

Желание успеха

Да только досада появляется от непонимания того, что нет в жизни побед и поражений. Есть просто результат. Не хорош он и не плох. Если результат вас не устраивает, то это значит, вы что-то сделали не так – измените свое поведение.

Я советую воспринимать любой результат как успех, даже если он вас в чем-то не устраивает. Это дает возможность научиться чему-то новому позитивному. Для меня любое мое действие является правильным, а любой результат – это очередной этап на пути к осуществлению моих, всегда позитивных, намерений.

– Мир – это все, что заключено здесь, – сказал дон Хуан и топнул ногой по земле.

– Жизнь, смерть, союзники и все остальное, что окружает нас. Мир необъятен.

Мы никогда не сможем понять его. Мы никогда не разгадаем его тайну.

Поэтому мы должны принимать его таким, как он есть, – чудесной загадкой.

Обычный человек не делает этого. Мир никогда не является загадкой для него, и, когда он приближается к старости, он убеждается, что он не имеет больше ничего, для чего жить… Вот ужасная цена, которую приходится платить за наши щиты.

Воин осознает эту путаницу и учится относиться к вещам правильно. Вещи, которые делают люди, ни при каких условиях не могут быть более важными, чем мир.

И таким образом, воин относится к миру как к бесконечной тайне, а к тому, что делают люди, – как к бесконечной глупости.

К. Кастанеда. Отдельная реальность

Разочарование – это чувство неудовлетворенности от чего-нибудь несбывшегося, крушение веры в кого – нибудь или во что-нибудь.

Представьте, что человек мечтает, строит какие-то планы, рассчитывает на какой-то определенный результат, но в один «прекрасный» момент все рушится. Помимо обид, злости и ненависти к тому, кто помешал осуществлению планов, появляется чувство разочарования.

А это уже прямая программа уничтожения окружающего мира и себя. Это чувство приводит к очень серьезным заболеваниям.

Например, разочарование в жизни приводит к раку и туберкулезу; разочарование у мужчины в женщинах – к импотенции; разочарование у женщины в мужчинах – к болезням ее половых органов.

Очень хороший способ получить разочарование – это заранее все тщательно спланировать. Чем больше планирования, тем больше разочарования. Поэтому будьте осторожны, когда строите планы. Просто составьте позитивное намерение (об этом речь пойдет в следующей книге) и позвольте своему подсознанию и силам Вселенной осуществить его самыми лучшими способами.

Вторая заповедь Моисея гласит: «Не сотвори себе кумира». А первая – «Я – Бог твой единый». Нужно жить своим реальным миром и постоянно стремиться, чтобы этот мир максимально соответствовал Реальности.

Важно помнить, что модель мира – это еще не сам мир, карта – не территория. А многие люди живут иллюзией. Они хотят насильно изменить окружающий мир и подчинить его своей вере.

Но это сделать невозможно, и потому в конце жизненного пути таких людей постигает разочарование.

У разочарования, как и у всякой эмоции, есть свое позитивное намерение.

Способ поведения

Позитивное намерение

Разочарование

Окружающий мир может соответствовать моим ожиданиям только в том случае, если я живу по вселенским законам, если моя модель мира соответствует самой Реальности. Следовательно, каждый человек должен жить Реальностью, а не иллюзиями. Любые идеалы рано или поздно будут разрушены.

Один мужчина в годы советской власти работал в КГБ. После развала старой системы он заболел раком горла и умер. Он не смог принять крушения коммунистических идеалов. Получилось, что он зря прожил свою жизнь. Его болезнь была результатом разочарования в жизни.

Идеал может быть в жизни только один – это сама Реальность, или Бог, или Истина – не важно, как это» назвать. Можно назвать это Великой Тайной. Идеалом должно быть то, что нерушимо. Вот к этому идеалу и нужно стремиться всю свою жизнь.

А все остальное в этом мире – это иллюзии, ступеньки на Пути Знания. Имея такое отношение к миру, вы никогда не испытаете разочарования в своей жизни.

Жизнь для вас всегда будет Великой Тайной, которую необходимо раскрыть во что бы то ни стало.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/sinelnikov/3/j72.html

чувство досады — это… Что такое чувство досады?

  • испытывавший чувство досады — прил., кол во синонимов: 1 • досадовавший (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • вызвавший чувство досады — прил., кол во синонимов: 1 • раздосадовавший (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • Зависть —     чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к. л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведёт, как правило, не к попыткам социально полезными способами… …   Педагогический терминологический словарь
  • Зависть — чувство досады, вызванное успехом, благополучием другого …   Термины психологии
  • Эмоции — (от фр. emotion  волнение, возбуждение)  субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… …   Википедия
  • Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion  волнение, возбуждение)  субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… …   Википедия
  • ЗАВИСТЬ — порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в… …   Философская энциклопедия
  • Сожаление — – низкая степень огорчения, печали по поводу чего л., в частности, по поводу неприятностей у других; чувство в связи с размышлением о том, что что то было бы лучше, если бы индивид вел себя иначе, если бы были другие обстоятельства. Сожаление –… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • раздражение — См. гнев …   Словарь синонимов
  • Эмоции, онтогенез эмоций — Эмоции в переводе с латинского языка дословно означают «возбуждать, волновать». Под эмоциями понимают реакции по типу субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/391506/%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Зависть. Ревность. Азарт. Негодование. Гнев. Досада. Злорадство. Радость. Ненависть

Зависть. Ревность. Азарт. Негодование. Гнев. Досада. Злорадство. Радость. Ненависть

Зависть — стойкое чувство враждебности к кому-либо, кто обладает тем, чего нет у завистника и без чего он сильно страдает, чувствует свою ущербность. Так, одноглазый завидует тем, у кого на месте оба глаза. Успокоить его можно только тем, что одноглазыми станут все остальные. Пациент с туберкулезом завидует тем, кто не имеет этой болезни.

Поэтому он со злорадством повсюду распространяет инфекцию, надеясь, что заболеют  и многие другие люди. В Германии завистников объединяют в общество «уродов» — людей, недовольных своей внешностью. Среди «своих» завистники как бы освобождаются от дурных побуждений и чувств, и это может спасти человека от недостойного поступка.

Завидуют не только высоким достоинствам и просто обычным вещам. Завидуют, например, известности, славе, и при этом совсем неважно, на чем они основаны. Слава очень вирулентна.

Потому возникают бесчисленные группы эстрады, поп-музыки, пародистов — «а почему бы нам не затмить популярностью (и доходами тоже, но это уже другая тема) такого-то или таких-то?» С завистью связаны похвальба и самореклама.

Из зависти к знаменитым преступникам люди могут пойти на очень серьезные преступления. Интересно, что завистник при всем сознании своей ущербности может обладать чем-то другим, что по важности не может и сравниться с объектом зависти.

Он может это даже понимать и тогда гордиться, осознавая, что такого нет у других. К этим другим он относится тогда свысока, а то и с презрением. Зависть, таким образом, обычно сочетается с уничижительным отношением к тем, кто будто бы уступает в чем-то «завидующему».

Зависть принимает иногда очень странные формы, например ненависть к старикам, больным, детям, бедным людям. Это, конечно, не совсем здорово; если это действительно зависть, то берущая начало в детстве, в болезни или в представлениях о своем будущем.

Зависть отравляет, она как бы синдром внутренней психологической интоксикации.

Заболевания, связанные с расстройствами эмоций, называются аффективными. К ним относятся  депрессия, мания и некоторые другие болезни

Ревность — сочетание страха, тревоги и гнева в отношении любимого(й) (последнее будет более правильным, пожалуй, в кавычках). В ревности, кроме того, всегда есть нечто от зависти и болезненного самолюбия собственника. Страх ревнивца связан главным образом и в первую очередь с опасениями лишиться объекта, который защищает, поддерживает, понимает.

Гнев проистекает из того, что все попытки вернуть прежние отношения с объектом ревности отвергаются, и ревнивец чувствует себя оскорбленным, чувствуя к тому же, что все его благородные намерения должным образом не оцениваются, они только усугубляют ситуацию.

Страх может побудить ревнивца искать связи на стороне, а гнев подтолкнуть к унижениям, оскорблениям, а у больных — и к более серьезным вещам.

Достаточно типично, что ревнивцы обращают свой гнев на объект ревности, видимо, полагая, что соблазнить мужчину или женщину не так уж и трудно, особенно если такой личный опыт уже есть. Соперник в таких случаях может рассматриваться как жертва коварства и соблазнения. Агрессия ревнивца направляется поэтому в первую очередь в адрес соперника или соперницы.

Впрочем, зависть к сопернику(це) может подтолкнуть и к агрессии в их сторону. Тревога ревнивца отражает опасения того, что изобретательный соперник может предпринять что-то неожиданное, как бы испытывая чувства ревнивца и объекта ревности. Ревность в парах гомосексуалистов строится, по-видимому, по одной и той же схеме.

Психоаналитики считают ревность частью или продолжением Эдипова комплекса.

 Азарт — эмоциональное возбуждение с сужением сознания и поглощенностью игрой, в которой риск чем-то ценным представляется обоснованным и оправданным ради окончательного и триумфального выигрыша.

В норме азарт выглядит как душевный подъем, в котором пренебрегаются и слишком высокий риск неудачи, и чрезмерная опасность; в итоге страдают и опьяневший от эмоций храбрец, и люди, и дело. Статистики, которая оправдывала бы такой риск, у нас нет, но известно немало случаев, когда ничем не оправданная отвага приводила к печальным результатам.

В последнее время термин «азарт» чаще применяют при описании игровых ситуаций, ставкой в которых является некая материальная, денежная сумма. В таком азарте есть не только как бы интеллектуальное упоение игрой.

В нем сплетаются алчность («заработать» много и быстро), тщеславие (желание известности как удачливого игрока) и иррациональная вера в непременный выигрыш.

Эта изначальная вера часто укрепляется и после удачи («если повезло, значит, пришла удача, ею надо воспользоваться и никак нельзя упускать счастливый случай»), и в не меньшей степени после неудачи («если не повезло раз, другой, третий», то вероятность выигрыша от этого только возрастает и вот-вот выпадет долгожданная удача). Случай отделяется от законов вероятности и как бы обожествляется: да, он бывает капризным, не в духе, но рано или поздно вознаградит своего верного почитателя (в древности, действительно, случай олицетворялся в божество). Игрок, похоже, вполне отождествляет себя с древним язычником, и в нем оживает архаический тип мышления. Не учит игрока не только его негативный опыт.

Он постоянно видит и отовсюду слышит, как его товарищи по несчастью «продуваются» в пух и прах, увязают в неоплатных долгах, идут на преступления, совершают суициды, иногда как бы расширенные (игрок, например, расстреливает игровой автомат, а затем на глазах у всех убивает и себя).

Игроков нередко характеризует так называемый нереалистический оптимизм: это с другими случается плохо, со мной такого не будет.

Вероятно, такой оптимизм имеет основанием непоколебимую и чрезмерно завышенную самооценку и веру в справедливый мир: я хороший, а с хорошим человеком ничего плохого случиться не может, ведь в мире все устроено по справедливости.

Влечение к игре в итоге приобретает неосознанный компульсивный характер. Известно немало случаев, когда обнищавшие пенсионеры ждут не дождутся дня получения пенсии, чтобы через час-другой спустить ее до последней копейки.

Еще более подвержены азартным играм дети: они не обладают ни разумом, ни знанием реальности, которые могли бы их остановить.

Профессиональные игроки (это скорее шулеры; в картах, играх в рулетку не идентифицируют себя с азартными игроками, как и опытные наркоманы — с начинающими) утверждают, что могут контролировать азарт и что делают обычно ставку не на возможность скорого     и окончательного выигрыша, а на уверенность в том, что выигрыш в конечном счете когда-нибудь произойдет. Отличие это не столь уж существенное.

Читайте также:  Игры на разных стадиях развития ребенка - психология

Негодование — крайняя степень возмущения кем-то, чем-то или самим собой  в силу несправедливости, безответственности, легкомыслия или нарушения нравственной парадигмы, которые повлекли серьезные негативные последствия для разных людей, включая и себя.

В негодовании нет гнева, злости, враждебности или презрения, нет уничижительного отношения к человеку или к какой-то социальной группе. Негодование сочетается с активной работой мысли (как такое могло случиться… как же вышло, что я этого не предусмотрел…

каким образом следует влиять теперь на ситуацию; но не «кто виноват» или «что делать», выказывающие гнев и побуждение наказать виновника). Негодование — «благородный гнев», точнее, гнев благородного человека. От собственно гнева оно отличается также отсутствием агрессии, вернее, последняя канализируется в русло продуктивной активности.

Внешние проявления негодования и гнева очень различаются. Е.П.Ильин и, похоже, К.Изард отождествляют гнев и ненависть, а Э.Шостром называет негодование не иначе как «лживой эмоцией, скрывающей страх, обиду и боль».

Гнев — крайняя степень недовольства с враждебностью, озлобленностью и агрессией против кого-либо, чаще отдельного индивида. Гнев не появится, если последний явно превосходит в силе и способен дать поучительный ответ. Гнев в этом смысле — трусливая эмоция.

Реакция гнева в силу снижения самоконтроля может быть несоразмерна тяжести проступка виновного, в гневе индивиду хочется еще и показать себя, чтобы «другие боялись». Последствия гнева разрушительны, каким бы коротким он ни был. «То, что зачато в гневе, кончается в стыде», — заметил Л.Н.Толстой. Гнев бывает бессильным.

Тогда индивид бьет кулаками в стену, ломает вещи, причиняет боль слабому или в воображении рисует себе сцены жестокой расправы со своим обидчиком.

Досада — огорчение, сожаление, недовольство происшедшим казусом и особенно самим собой. Досада усиливается тем более, что ретроспективно, «задним умом» ярко представляется, каким образом случившегося можно было избежать.

И уж совсем досадно, если кажется, что можно было сделать это очень легко и совсем просто, но изменить ничего уже нельзя — «рядом локоть, да не укусишь». Отреагировать досаду сложно: «после драки кулаками не машут».

Лучше всего провести детальный анализ случившегося   и найти свою ошибку, отнестись к себе с пониманием, а если возможно, то и с юмором.

Злорадство — радость по поводу неудач других людей, особенно приятная, если эти люди являются объектами зависти или конкурентами, соперниками. Понимая, что это все же нехорошо, злорадство на людях проявляется деланным сочувствием, а когда никто не видит, то и ликованием.

Радость — комплекс эмоций, включающий приподнятое настроение, оживление других позитивных эмоций, приток энергии, оптимизма, жизнелюбия и воодушевления. Это также удовлетворенность собой и тем, как идут дела; недавние промахи и неудачи уже не омрачают настроения.

Радость возникает при неожиданном достижении успеха, когда в него не верилось, или приобретении чего-то столь важного, что способно, как кажется, существенно изменить свою жизнь к лучшему и отныне строить ее по своему плану.

Бывают и «малые радости» — они помогают чувствовать себя хозяином положения. Каждый радуется по-своему и чему-то своему: вселению в новую квартиру, рождению ребенка, удачному ограблению, заболеванию или выздоровлению, браку, разводу, освобождению из тюрьмы или попаданию туда и др.

— тут, как и при многих сложных эмоциях, не существует каких-то универсальных формул.

Главное — сбылось то, что кажется очень важным и своевременным. «Бурная радость» — это ликование, восторг. «Тайная радость» переживается вдали от чужих глаз, причина ее тщательно скрывается. Радующийся индивид часто думает, что теперь он вполне счастлив и на этот раз навсегда.

Радость, увы, недолговечна, человек очень быстро привыкает к хорошему и недолго бывает доволен тем, что у него уже есть. Потому говорят: «жизнь идет в полосочку» или советуют ничему не радоваться чрезмерно, так как следом идет бес.

Мудрецы наставляют: научись радоваться малому и всегда будь готов к серьезным неудачам, тогда не будет иллюзии, будто жизнь то подбрасывает вверх, как ребенка, то кидает оземь, как последнего неудачника. Кто-то сказал: чтобы узнать, стоит ли огорчаться жизни, человек должен потерять то, что у него есть.

Чтобы почувствовать радость, надо еще подавить ее предвкушение. Радость — нормальный прототип мании, как и горе — депрессии.

Ненависть — длительный, неиссякаемый и деятельный гнев в разных его ипостасях: зависть, месть, злорадство, презрение и др. Возможно, встречается и у нормального человека, но более свойственна параноикам и диссоциальным психопатам.

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/zavist-revnost-azart-negodovanie-gnev-dosada-zloradstvo

2 типа психологических садистов

Само слово «садизм» ведет свое происхождение от имени знаменитого маркиза де Сада, который прославился своими чудовищными произведениями: «Жюстина», «Злоключения добродетели» и многими другими. В этих романах маркиз описывал всяческие гнусные извращения, в основном – связанные с мучительством других людей.

Понятно, что с сексуальной подоплекой. Маркиза даже сажали в Бастилию, но из окна темницы он продолжал бросать гражданам все новые жуткие памфлеты и рассказы, описывая ужасы, которые, якобы, творились за стенами темницы. Таким образом, маркиз имеет прямое отношение ко Дню взятия Бастилии – национальному празднику Франции.

Возмущенные и потрясенные сограждане пошли на штурм тюрьмы, где, по словам маркиза, творились неописуемые жестокости. Кстати, в Бастилии на тот момент было всего семь узников. Пришедший к власти Наполеон освободил маркиза.

Маркиз немедленно подарил Наполеону свои свободолюбивые произведения, после чего властитель, прочитав пару-тройку глав, приказал запереть де Сада в сумасшедшем доме до конца дней.

Садизм подразумевает удовольствие, в том числе – сексуальное, от страданий, причиняемых другим живым существам.

Садист с наслаждением мучает и пытает людей и животных: иногда садисту удается широко развернуться. Во времена инквизиции, например. Или где-нибудь в фашистском концлагере. Садизм присущ многим, очень многим людям.

Это выяснилось во время одного психологического эксперимента. Одного испытуемого назначали «начальником», «учителем», а другой становился «учеником».

Учитель должен был проверять, правильно ли ученик запоминает слова. Если ученик ошибался, учителю позволялось наказать тупицу и лентяя ударом тока, причем мощность разряда неуклонно повышалась. Ученик и учитель находились в разных комнатах: как говорится, ничего личного!

При каждой ошибке учитель приводил в действие «электрический наказыватель», а экспериментатор-ученый приговаривал: «Накажите его! Вам за это ничего не будет! Всю ответственность я беру на себя!».

Конечно, «ученик» был подсадной уткой: и слава Богу, потому что вошедшие во вкус учителя все увеличивали силу тока, невзирая на вопли и крики, доносящиеся из соседней комнаты. Не можешь повторить – получи! И еще получи! И еще! Даже когда из комнаты доносились хрипы и стоны, вроде «Я умираю! У меня больное сердце!», добросовестный «учитель» продолжал наказание.

В некоторых случаях удары тока продолжались, даже когда ученик замолкал. Вроде как умирал или был без сознания. Страшно представить, что произошло бы, если бы все было «взаправду»!

Ученые начали этот эксперимент, чтобы понять, как обычные граждане Германии, простые молочники, булочники, почтальоны, рабочие и чиновники превратились во время Второй мировой войны в монстров, в садистов.

Но в ходе эксперимента выяснилось, что национальность и страна проживания не имеют никакого значения; процент садистов везде: в Норвегии, в США, в Англии был примерно одинаковым.

Только небольшое количество людей отказывалось от участия в эксперименте, а некоторые – переставали нажимать кнопку при первых воплях злосчастной жертвы. Остальные – страшно сказать – процентов этак 75 (!) продолжали наказывать уже давно молчавшего лентяя и тупицу…

Особенно ученые отметили фактор безнаказанности: когда экспериментатор повторял, что жестокому «учителю» ровным счетом нечего бояться, что вся ответственность лежит на организаторах, «учитель» распалялся и входил в такой раж, что его уж было не остановить.

Так что, мучая другого человека, садист прекрасно понимает меру ответственности и не хочет быть наказанным сам.

Поэтому единицы из них, к счастью, способны превратиться в Джека-Потрошителя, чтобы туманными лондонскими вечерами резать и кромсать несчастных девиц легкого поведения.

Или, подобно Чикатило, заманивать в лес своих жертв, чтобы вволю поиздеваться над ними, а только потом – убить. Впрочем, заметьте: и в этих случаях садисты выбирали жертв заведомо слабее себя, ничем не вооруженных, не готовых дать отпор. Детей, женщин…

Психологический садист – это человек, который мучает и пытает других людей при помощи слов и поступков, соблюдая правило безнаказанности.

Как правило, психологический садист выбирает профессию, связанную с общением, с властью над другими. Он может стать учителем, врачом, полицейским, а может развернуться в другой сфере, добившись положения и власти.

Недавно во Франции начался громкий судебный процесс по делу о 35 (!) самоубийствах сотрудников в компании «Франс Телеком». Обвиняли в жестокости и доведении до суицида начальника Дидье Ломбара; причем 35 – это только доказанные случаи явного сведения счетов с жизнью.

Количество заболевших раком, перенесших инфаркты и инсульты ( а все это – психосоматические заболевания) не учитывалось… Дидье Ломбар спокойно и строго ответствовал журналистам и судьям, что он просто «выполнял свою работу». Именно эти слова говорили фашисты на Нюрнбергском процессе.

« Зачем вы делали из людей абажуры и сумочки? Почему вы умерщвляли детей в газовых камерах? Для чего вы ставили страшные медицинские эксперименты?» — « Я просто выполнял свою работу!». С удовольствием, видимо, Ломбар выполнял свою работу. С наслаждением.

Унижал, держал в трепете и страхе, угрожал увольнением, оказывал психологическое давление…

И сколько таких Ломбаров поутру отправляются на работу, поправляют галстук перед зеркалом, чистые, трезвые, опрятные, строгие… И работают с удовольствием.

В быту психологические садисты бывают двух видов. Первые – открытые, искренние, громогласные люди, которые считают себя честными. Мол, не могу молчать, скажу тебе всю правду. Такой уж я человек, страдаю за свою откровенность, но ничего не могу с собой поделать. Ты страшно растолстела.

Просто не узнать, как ты постарела! Это платье тебе совершенно не идет. Скорее всего, твой муж тебе изменяет! Вчера я видела, как он покупал гамбургер, а рядом стояла молодая девица (реальный случай из практики). Твой сын попадет в тюрьму, а дочь уже видели на панели. С работы тебя скоро уволят, так я думаю.

И говорю тебе правду, потому что, кроме меня, тебе никто ее не скажет!

Второй тип садистов – мягкие, слащавые, умильные. Действительно, ведь у глистов нет ни зубов ни когтей, клещи и вши тоже – маленькие, незаметные… если у вас в семье кто-то болеет, такой добрый человек обязательно поинтересуется, не стало ли больному хуже. Если вы расскажете о своих проблемах со здоровьем, вам тут же будут описаны летальные исходы всех подобных заболеваний.

Если у вас кто-то, не дай Бог, сидит – разговор обязательно свернет на эту тему. И все это ласково, с такой не добротой ( какая уж у садиста доброта!» — а с добростью.

И после общения с садистом у вас на самом деле пропадет желание жить, вы можете начать испытывать реальные проблемы со здоровьем, с работой, с деньгами, со взаимоотношениями в семье… «Конечно, выходи за него замуж, — советовала одна сотрудница телекомпании (сама она никогда не была замужем) известной телеведущей. – Все равно через год разведетесь.

Да и возраст у тебя уже… А вы с его мамой будете жить, да?»… Садист первого типа, врач-онколог, встретился на жизненном пути писательнице Дарье Донцовой, когда она тяжело заболела. Он сурово сообщил, что сделать ничего нельзя, а деньги за операцию еще пригодятся. На похороны.

Психологические садисты – учителя – это отдельная история. Наносить психологические травмы ребенку – просто счастье для садиста.

Ребенок ведь изначально в полной власти педагога, а объяснить родителям, как его унизили и оскорбили иногда просто невозможно – ведь в арсенале взрослого и опытного мучителя много, много вполне легитимных способов причинить боль. Настоящий, профессиональный садист-учитель вряд ли опустится до прямых обзывательств и битья – не те сейчас времена. Можно этак издевательски улыбаться и закатывать глаза во время ответа ребенка на уроке.

Можно с тонкой иронией отозваться о внешних и умственных качествах жертвы. Можно насмешить других детей, остроумно передразнивая какие-то дефекты ученика, его ошибки.

Можно занижать оценки или задавать идиотские вопросы по типу: «Что такое два конца, два кольца, посередине ножницы?». Растерянность жертвы и ее попытки что-то промямлить станут источником веселья для всего класса.

Берегитесь, красивые девочки и умные мальчики! Девочки – потому что красивые и молодые, мальчики – потому что психологический садизм всегда имеет сексуальную подоплеку.

Это месть тем мальчикам, которые выросли, стали мужчинами и забыли осчастливить педагога-садиста. А родителям мягко, с утешением и поддержкой, поясняется, что их дитя – кандидат в школу для умственно отсталых. Или – в колонию для малолетних преступников.

А потом ребенок накладывает на себя руки, как подчиненный Дидье Ломбара. И все удивляются. Сам садист, виновник происшедшего, иногда тоже плачет – собственно, он же потерял жертву, источник энергии и развлечения.

Не случайно в фильмах ужасов и в данных криминальных служб мы видим, что главная задача для садиста- как можно дольше длить мучения жертвы. Смерть – слишком легкое избавление.

Классический пример нападения психологического садиста я испытала на собственном опыте. В 17 лет я потеряла дедушку, который меня воспитывал. Он умер. Я осталась совсем одна, в доме с чужими людьми. Я закончила школу, сдала на «отлично» все выпускные экзамены и поступила в университет, на философский факультет.

Читайте также:  Настроение - психология

Я вышла замуж за своего одноклассника, и меня взяли к себе его родители, в крошечную двадцатиметровую квартирку. Они были добрые. А мужа призвали в армию – тогда, в 1988, всех призывали. И вот стою я с животом, на сносях, жду трамвая, чтобы ехать на лекции, в университет. Холодно, дождик, октябрь, пальто на животе не сходится, а другого нет. В сумке – учебники.

И навстречу мне идет преподавательница истории, Альбина Александровна, полная такая женщина, из моей бывшей школы. Глаза ее загораются людоедской радостью, на губах появляется восторженная улыбка, и начинается разговор. Вернее, монолог, в ходе которого она сообщает ласково, что жизнь моя загублена (помнишь, Аня, фильм «Школьный вальс?»).

Что университет я не закончу. Что все теперь пойдет прахом. Что мой муж мне не подходит, а его отец – простой рабочий. А у свекрови – четыре класса образования. И ребенок перечеркнет мою жизнь навсегда. А трамвая все нет и нет… Щеки садистки наливаются румянцем, глаза подергиваются поволокой, в уголках рта выступает слюна.

И ответить-то ей нечего, потому что все эти ужасные вещи она говорит специальным «добростным» тоном, заботясь обо мне и моей судьбе. И мой живот, «положение», не дает мне ответить подобающим образом. Эта встреча наложила на меня отпечаток и многому научила.

И я хочу научить вас самому главному – открыто скажите садисту, что вам понятны его замыслы и умыслы.

Что он сознательно причиняет вам боль. «Чем вы можете мне помочь?» — один из вариантов ответа. « Я понимаю, почему вы это говорите. Потому что у вас нет мужа, вас никто не любит, вы старая и, наверное, больная.

Может быть, психически» — второй вариант, может быть, грубый, но в борьбе с садистом это единственное средство. Ведь садисту нужны ваши слезы, мучения, беспомощность, зависимость, а не мужество и презрение.

В любом случае, немедленно прервите разговор; бросьте трубку или повернитесь и уйдите. Иначе вам просто станет плохо. А садисту – хорошо!

Иногда уйти нет возможности, особенно – если вы зависите от садиста-начальника. Врача можно поменять, найти хорошего, от учителя-мучителя сбежать в другую школу, с супругом-садистом развестись, в конце концов.

Еще протопоп Аввакум в своем скорбном «Житии» много внимания уделил спасению от «злого начальника». Но это были жестокие крепостнические времена, когда начальник распоряжался жизнью своих рабов.

На кол мог посадить, собаками затравить, живьем в землю закопать…

Садисты трусливы, это я уже написала, поэтому – жалуйтесь вышестоящим. Там тоже много психологических садистов, которые с радостью примутся за вашего мучителя. Поясните садисту, какие действия в намерены предпринять. Принесите справку от врача о состоянии своего здоровья.

И не бойтесь, и не показывайте свои страдания и мучения – этим вы еще пуще распалите палача. А в крайнем случае – плюньте на все и уходите, эвакуируйтесь, как из Чернобыля или с подводной лодки К-19. Если вы решились на такой шаг, значит, работу точно найдете.

Гордые и смелые , как правило, побеждают.

Агата Кристи была хорошим психологом; она и сама немало пережила. В одном романе она описывает жестокого мужа, который издевался над своей женой и оскорблял ее чувства. Писательница тонко подмечает: если бы жена хоть раз дала мучителю отпор, он скоро пошел бы на попятный. И прекратил свои психологические эксперименты.

В семье психологический садист может мучить близких годами.

Свекровь, которая ищет и находит ваши ошибки во всем, начиная от приготовления пищи и заканчивая супружескими отношениями. Она приходит в ваш дом, звонит по телефону, требует внимания и любви.

Вы ничего не можете сделать без того, чтобы не пойти на открытый конфликт. Именно это ей и нужно. Чтобы вам стало больно, плохо, чтобы разрушились ваши отношения с мужем, чтобы ваша жизнь превратилась в ад.

Папаша – психологический садист – очень любит заниматься с ребенком, неважно, уроками или спортом.

Любой вид деятельности позволяет психологическому садисту изрыгать оскорбления типа «слюнтяй», « чего ревешь, как баба», «трус», «тупица»…

Он искренне уверен, что выращивает нордического спортсмена и силача, а подсознательно испытывает наслаждение от мучений и слез маленькой жертвы. Часто желание проверить дневник отпрыска и заняться уроками возникает у такого мучителя в подпитии, когда подсознание выходит на первый план. И психологические унижения соседствуют с физическими, мол, хорошая оплеуха еще никому не повредила…

Психологи тоже могут быть психологическими садистами. В двадцатые годы прошлого века один такой психолог довел до самоубийства многих своих пациентов. Он сочувствовал их страданиям и бедам, горестно качал головой, поддакивал и плакал вместе с ними.

Он тоже был согласен, что ситуация безнадежна, выхода нет, жизнь бессмысленна и полна страданий. Он разделял горе и депрессию своих пациентов, он побуждал их вспоминать все обиды и несправедливости и побольше думать о смерти – извечном уделе всего живого.

И соглашался, что самоубийство – да, это иногда единственный выход. Особенно в такой ужасной, как у пациента, ситуации.

Образованный был человек, в совершенстве владел психоанализом, сочувствовал. И намеками и горестными сентенциями доводил людей до суицида. И получал ни с чем не сравнимое наслаждение.

Когда его разоблачили, было уже поздно – пациентов почти не осталось.

Поэтому на приеме я стремлюсь подбодрить и поддержать, а не посыпать вместе с пациентами голову пеплом, описывая бессмысленность и тшету всего сущего.

А в заключение, для разрядки, немного о мазохистах – о тех, кто испытывает удовольствие от мучений.

Был такой писатель с неприличным несколько именем: Захер Мазох. Именно от его фамилии и произошло слово «мазохист». Он тоже писал неприличные романы с сексуальной подоплекой.

И всегда лечил зубы без обезболивания, при условии, что его жена в процессе лечения была рядом и «смотрела на него жестоким взглядом».

К сожалению, он жил и творил уже после смерти маркиза де Сада, и им не удалось встретиться и подружиться…

Автор — Анна Кирьянова 

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2016/12/2-tipa-psihologicheskih-sadistov/

Мышление психологического садиста

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2013-11-15 21:41:00Ser Hugo
my19edwin
2013-11-15 21:41:00.

Лица с садистскими наклонностями (психологическими и физическими) встречаются на каждом шагу – и, как ни парадоксально, в обществе они могут считаться самыми примерными мужьями и жёнами, родителями и учителями.

Они умело скрываются под маской добропорядочных граждан, — но только в окружении близких или зависимых (подчинённых) людей показывают себя «во всей красе». И если последствия реальных побоев неизбежно станут заметны глазам посторонних, то «душевные синяки» порой не в силах распознать даже сама жертва морального насилия.

С этой проблемой каждый день сталкивается невероятное количество людей по всему миру, поэтому мы решили осветить эту тему как можно подробнее. В этой статье мы раскроем основы мышления морального садиста и убедимся, что он скорее заслуживает сочувствия, чем ненависти.

Однако в дальнейшем мы постараемся убедить читателя в том, что подобный надлом личности (наследство из неблагополучного детства) всё же весьма опасен для окружающих. Но обо всём по порядку…

итак, что же происходит в голове у всеобщих «мучителей»?

Мотивы психологического садиста

Как психологическому, так и физическому садисту наибольшее удовольствие доставляет именно сам процесс унижения и издевательств над другим человеком, ощущения власти над окружающими. После чего садист подобно наркоману, получившему дозу, так же испытывает удовольствие от жизни и расслабление, он доволен собой.

Если такой человек не совершит насилия, у него начнется «ломка»: ухудшится настроение, разгуляются нервы, появится раздражительность и тревожность. В более тяжёлых случаях «бедняга» может даже заболеть!Любые проявления садизма обычно сопровождаются эмоциональным «раскручиванием» ситуации.

Жажда нервного возбуждения и фонтана эмоций, столь необходимые садисту, заставляет его делать «истории» из самых обычных ситуаций. Уравновешенный и зрелый человек не нуждается в нервных встрясках такого рода, — однако эмоциональная жизнь человека садистского типа пуста. У него задушены почти все чувства, — кроме гнева и триумфа.

Он настолько мёртв, что нуждается в сильнодействующих средствах, чтобы почувствовать себя живым.

Чем сильнее выражен садизм в человеке, тем сильнее у него проявляется периодическая потребность в мазохизме и самоунижении: после реализации насилия он обычно довольно искренне раскаивается, просит на коленях прощения, всячески унижается, или же старается задобрить жертву — подарками, нежностью, вниманием, а порой и бурным примирительным сексом. Только не стоит обманываться: от этих действий садист получает не меньшее удовольствие, чем от непосредственного истязания жертвы. На самом же деле это лишь способ обмануть свою «грушу для битья» и окружающих людей, а так же оправдать себя в собственных глазах.

Кругозор садиста

Человек с садистскими наклонностями абсолютно уверен в своей непогрешимости. Если вы попробуете напоминать ему о его дурных поступках, он будет их в лучшем случае отрицать. Даже если прошло всего пять минут. Попытка объяснить ему ситуацию объективно только спровоцирует новый приступ агрессии и насилия, как минимум психологического.

Конечно, краем сознания «тираннозавр рэкс» всё же догадывается о том, что он делает на самом деле, — но не может отказаться от деструктивного стиля поведения, поскольку другой ему либо неизвестен, либо кажется слишком опасным. Вот почему садист никогда не чувствует и не признаёт ни своей вины, ни своей ответственности.

В целом ситуация простая, хотя и грустная. Садист не в силах принять себя «плохим», однако полностью это отрицает. При этом вытесненное «злое я» бедолага проецирует на любое живое существо, оказавшееся поблизости. Так что, в общем-то, садист воюет с самим собой, хотя и не понимает этого.

И это ни что иное, как мощная психологическая самозащита: ведь ощущение собственной ничтожности, внушённое старшими садистами ещё в детстве, просто не дало бы человеку выжить. Вот откуда берётся презрение садиста к людям и убеждённость в том, что все они враждебны, готовы в любую минуту унизить его и всё отнять.

Единственное, что, по мнению садиста, может его защитить — это собственная сила, хитрость, решительность, наглость и абсолютный контроль над окружающими. Вот почему садист лишен всякого сочувствия и проявляет чудеса махрового эгоизма. Его цель – предвосхитить возможную агрессию.

И если кто-то отказывается выполнять его приказы, то садист не пожалеет никаких усилий для «подавления мятежа»! Ведь за яростью, вызванной неподчинением других людей, стоит мощнейший страх садиста: отпустить «на волю» такого человека — всё равно что признать себя побежденным.

Тогда придётся признать, что им самим тоже можно манипулировать, его можно унижать и втаптывать в грязь. Смутно осознавая опасность полного коллапса своего искусственного и хрупкого психического равновесия, садист способен на самые отчаянные действия ради сохранения контроля…

Выбор жертвы

Психологический садист в определённых ситуациях легко переходит от психологического садизма к физическому. Он бы постоянно проявлял бы физическое насилие по отношению ко всем окружающим, но его сдерживает страх «получить сдачу», — поэтому он выбирает жертву среди тех, кто послабее, и старается сохранить её рядом максимально долго.

Садист подсознательно чувствует, кто не может дать ему отпор, кто сам по себе зависимый от окружающих человек, кто по натуре раним и обидчив. В идеале ему нужен партнёр, не имеющий своих желаний, чувств, целей и какой-либо инициативы (соответственно, у него не может быть претензий по отношению к своему «хозяину»).

И поскольку настоящие мазохисты под рукой не всегда оказываются, садист нередко «воспитывает» для себя подходящую жертву из мужа, жены, детей. Иногда садисты могут вести себя и наподобие «избалованного ребенка»: тиранить близких капризами и требовать беспрекословного выполнения желаний, иначе всем достанется на орехи…

Следуя описанному выше принципу переноса своего «плохого я» на окружающих, жертвой садист всегда выставляет самого себя – а ответственность за свои поступки передаёт партнеру: это он «доводит» и «вынуждает» действовать жёстко (особенно если пытается защищаться).

Садист практически искренне верит в эти объяснения, и у него появляется еще один повод наказывать жертву — за то, что из-за провоцирующего поведения партнера садист не может выглядеть уравновешенным, добрым, достойным восхищения.Итак, реальную жертву с неподражаемым пафосом обвиняют в происходящем.

Для этого все средства хороши: садист устраивает истерики, скользкие провокации, играет на чувстве вины жертвы, а так же жалуется окружающим на свою неблагодарную жену (мужа, детей), заручаясь поддержкой «публики». И тем самым догоняет трёх зайцев сразу! Во-первых, получает лишнее подтверждение своей сомнительной правоты.

Во-вторых, раздувать из мухи слона гораздо интереснее перед зрителями. И, наконец, окружение помогает садисту оказывать давление на жертву, подталкивая её обратно в капкан. А о том, что ждёт её за кулисами этого спектакля, поговорим в следующий раз.

Источник

Безобразия, Психология, Семья, Социум

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/332845.html

Ссылка на основную публикацию