Азбука генетики — психология

Азбука генетики

Азбука генетики - психология

Генетика человека — это наука о законах наследственности и изменчивости, о методах управления ими. Отдельная отрасль этой науки — меди­цинская генетика — учение о значении наследствен­ности в болезнях человека.

Основы современной генетики были заложены в середине XIX века австрийским естествоиспытателем Грегором Менделем, открывшим природные закономер­ности наследования биологических признаков, а также американским ученым Томасом Морганом, который обосно­вал в начале XX века хромосомную теорию наследст­венности.

Основным материаль­ным носителем генетической информации являются хромосомы. Ядро каждой клетки организма содержит дип­лоидный (удвоенный) набор хромосом, а половые клетки имеют гаплоидный (одинарный) набор. Слива­ясь, две половые клетки образуют новый — опять дип­лоидный — набор, но уже из хромосом обоих родите­лей.

Хромосомные болезни — это болезни, вызываемые числовыми или структурны­ми изменениями хромосом либо их сочетанием. Совокупность количественных и качественных призна­ков хромосом, определяемая при микроскопии ядра в клетке (кариологическое исследование), называется кариотипом.

Ген — это сложная молекулярно-генетическая система, включаю­щая последовательность нуклеотидов в хромосоме, прерывисто ко­дирующая наследственную информацию, а также ре­гулирующая её реализацию. Генотип — совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность всех внешних (теле­сных) признаков. Если признак имеет одно качественное состояние, его называют мономорфным, если несколько качественно различных состояний — полиморфным. Цвет глаз, форма губ, ушных раковин, подбородка, группа крови, способны принимать разное качественное состояние.

Признак может контролироваться как од­ним, так и несколькими генами. Непрерывно варьирую­щие количественные признаки, такие, как рост, масса те­ла, размеры органов, физиологические особенности, кон­тролируются большим числом генов со слабым индивиду­альным действием (полигены).

Например, разнообразие оттенков окраски кожи человека зависит от различного количества генов (считают, что не менее 20), ответствен­ных за этот признак у разных людей.

Гены, полученные от отца и матери, у потомков не сливаются, а сохраняют свою индивидуальность. Если ре­бенок получил от каждого родителя по одинаковому гену, обусловливающему один признак, например, карий цвет глаз, такое со­стояние называют гомозиготным.

Если от одного родите­ля получен ген карих глаз, а от другого голубых, то такое состояние называют гетерозиготным. Ген, эффект кото­рого проявляется, получил название доминантного (А), а подавляемый ген называют рецессивным (а).

В каждой половой клетке оказывается только один из двух генов, обусловливающий определен­ный признак организма. Гомози­готный организм по доминантному признаку обозначают формулой АА, по рецессивному признаку — аа, а гетеро­зиготный — Аа.

Эффект ре­цессивного гена может проявиться только в том случае, когда у индивида он содержится в двойном наборе (гомо­зиготном состоянии). Доминантный же ген проявляется как в гомозиготном, так и в гетерози­готном состоянии.

Например, если один родитель имеет карий цвет глаз (с генетической формулой АА), а вто­рой — голубой (аа), то потомство этих родителей будет ка­реглазое в соответствии с законом доминирования (гене­тическая формула Аа). В свою очередь супруги-гетерозиготы Аа с карими глазами могут иметь в потомстве и кареглазых и голубоглазых детей, поскольку наряду с гетерозиготами Аа вновь образуются исходные зиготы АА и аа.

Изменчи­вость генов и контролируемых ими признаков является материалом для эволюционных изменений, приспособ­ления организмов к среде их обитания.

Мутации — дефекты в ге­нетическом аппарате — причина наследственной болезни. Генная мутация — изменения гена и нарушения его функ­ции на молекуляр­ном уровне приводит к генным болезням.

Повреждения любого из генов может сопровождаться структурными изменениями, например, в виде врожденных пороков у детей (на фенотипическом, внешнем телесном уров­не) или в виде недостаточности различных ферментов (на биохимическом уровне).

Хромосомные мутации – изменения хромосом (числовые и качественные) приводит к хромосомным болезням.

Мутации могут быть вызваны экзогенными и эндогенны­ми факторами. Наиболее частые из них: пожилой воз­раст родителей, родственные браки, тяжелые металлы (олово, цинк, свинец, ртуть, никель и др.

), сильнодей­ствующие ядовитые вещества (диоксины, бензапирен, нитрозоамины и др.), некоторые лекарства (неомицин и др.), высокая температура, тяжелые болезни печени, эндокринные заболевания, некоторые вирус­ные болезни (краснуха, грипп) на ранних сроках бере­менности.

Генетический фон последнее время нестабилен в связи с радиацией, химическими мутагенами и пр. Около 10% химических соединений показывают мута­генную активность. В естественной популяции имеется спон­танный (фоновый) уровень хромосомных аномалий с частотой от 1% до 3%.

Превышение этого уровня сре­ди населения должно вызывать серьезные опасения.

Мутантные гены способных изменять наследственность и формируют «груз мутаций». Этот груз про­является в гаметах, зиготах, у эмбрионов, плодов, а так­же в самые разные периоды онтогенеза.

Отдельные мута­ции или их сочетания могут увеличивать генетическое разнообразие человеческих популяций (балансиро­ванный полиморфизм), вызывать летальные (смер­тельные) эффекты, сниженную фертильность (плодо­витость), социальную дезадаптацию, сниженную про­должительность жизни.

Однако не следует забывать об условности патологи­ческого характера мутаций у человека. Сегодня мы говорим, что ген гемофилии вреден, он препятствует быстрому свертыванию крови, но это оказывается весьма ценным при пересадках сердца, тромбозах, различных состояниях сгущения крови.

Первоочередной задачей, решение которой позволит сохранить здоро­вье и увеличить среднюю продолжительность жизни, является массовое выявление наследственных нару­шений в популяциях и составление на этой основе ме­дико-генетического паспорта на каждого человека.

Источник: http://valeologija.ru/lekcii/lekcii-po-omz/353-azbuka-genetiki

Азбука наследственности

Азбука наследственности

Для того, чтобы сохранить любую инфор­мацию, нужно иметь какой-нибудь носитель и язык, которым она будет записана. Так, ин­формация, содержащаяся в этой книге, запи­сана на бумаге (это — носитель) с помощью русского языка, включающего, как известно 36 различных символов, или букв.

Читайте также:  Парадоксальная интенция - психология

Буквы складываются в слова, слова — в предложе­ния, из отдельных предложений составляют­ся абзацы, главы и, в конце концов, вся кни­га. Очевидно, что подобным способом должна храниться и наследственная информация. Роль бумаги в этом случае выполняют огром­ные молекулы дезоксирибонуклеиновой кис­лоты — ДНК.

Давайте попробуем разобрать­ся, что же выполняет роль алфавита в моле­кулах ДНК.

Мы уже знаем, что молекулы ДНК — это очень длинные цепочки, состоя­щие из отдельных звеньев — нуклеотидов. Все нуклеотиды очень похожи друг на друга, различаются они только азотистыми основа­ниями, которых может быть четыре вида — А, Т, Г или Ц.

Может быть, это и есть «бук­вы» генетического алфа­вита? Первоначально та­кое предположение каза­лось невероятным: как с помощью всего четырех букв может быть записана информация о всех при­знаках такого сложнейшего организма, как орга­низм человека? Наверное, все возможные пе­рестановки четырех букв скоро окажутся ис­черпанными, и начнется повторение уже из­вестных комбинаций.

Но простой расчет показывает, что такие опасения беспочвенны.

Всем известно, что со­чинение любого объема вовсе не обязательно передавать тридцатью шестью буквами рус­ского алфавита: с тем же успехом его можно записать всего двумя «буквами» азбуки Мор­зе — точкой и тире.

Поэтому короткий «ал­фавит» ДНК — это не помеха, а, скорее, пре­имущество. Недаром же многие изобретения человека в области хранения и передачи ин­формации тоже используют короткие алфави­ты: в телеграфе это точка и тире, в компью­терной технике — ноль и единица.

Остается узнать, хватит ли того набора букв, который есть в ДНК, для того, чтобы со­ставить нужное число неповторяющихся «слов». Например, чтобы передать энцикло­педию по телеграфу, можно использовать столько точек и тире, сколько потребуется.

А длина ДНК у каждого организма (то есть число нуклеотидов, входящих в цепочку) строго постоянна. Но опасение это отпало, как только удалось «взвесить» ДНК.

Оказа­лось, что в цепочке может уместиться от не­скольких десятков тысяч пар нуклеотидов у самых просто устроенных организмов (таких, как бактерии) до сотен миллионов и даже миллиардов пар у высших организмов. Тако­го «запаса памяти» хватит с избытком.

Аме­риканский физик Джордж Гамов подсчитал даже возможное число перестановок, которое можно получить из такого количества четы­рех разных типов нуклеотидов: получившая­ся цифра превышала число атомов в Солнеч­ной системе!

Итак, достаточно всего четырех букв, что­бы «закодировать» все разнообразие призна­ков организма. Но, как известно, знать буквы языка — это еще не знать сам язык. Ведь все знают, что азбука Морзе состоит из точки и тире, но очень немногие умеют ей пользовать­ся.

Прежде всего, нужно ответить на вопрос: а что конкретно «записано» в молекуле ДНК, какая информация содержится в этой удиви­тельной молекуле? Ученые долго искали от­вет на этот вопрос, пока не было точно уста­новлено, что наследственная информация — это информация о структуре молекул белка.

Как и нуклеиновые кислоты, белки — это длинные цепочки, состоящие из отдельных звеньев, которые называются аминокислота­ми. Молекула белка содержит обычно от не­скольких десятков до нескольких сотен таких частиц. Их чередование у каждой молекулы белка строго постоянно. Хотя химикам изве­стно несколько сотен различных аминокис­лот, в природных белках встречается только

двадцать из них. Белки выполняют множество важных задач, даже одно перечисление ко­торых заняло бы довольно много места.

Пере­числим лишь некоторые «профессии» белко­вых молекул, белки-ферменты помогают про­теканию химических реакций (или, как гово­рят химики, служат их катализаторами), без их участия не обходится ни один жизненно важный процесс.

Так, все вы слышали про пи­щеварительные ферменты, которые выделя­ются в нашем желудке и кишечнике и прини­мают участие в переваривании пищи. Не ме­нее важна роль транспортных белков, или белков-переносчиков. Самый известный их представитель — гемоглобин, переносящий кислород от легких к органам.

Строительные белки образуют прочный и одновременно гиб­кий каркас наших тканей белок коллаген вы­полняет эту задачу в коже, а остеин — в кос­тях. Сокращение мускулатуры становится возможным лишь благодаря согласованно!: работе двух сократительных белков — акти­на и миозина. Несколько особняком стоят белки-гормоны.

Они выделяются в кровь в очень небольшом количестве, но при этом умудряются контролировать огромное число жизненно важных процессов. Один из них, называемый гормоном роста, контролирует скорость роста организмов: избыток гормона в крови — и человек вырастает гигантом в два с лишним метра, недостаток — карликом-лилипутом.

Другой известный всем белковый гормон — инсулин — отвечает за содержание сахара в крови: его нехватка вызывает тяже­лейшее заболевание — сахарный диабет.

Но давайте вернемся к языку наследствен­ности. Если белковые молекулы — это цепоч­ки из аминокислот, значит, вполне логично, что в молекуле ДНК «закодирован» порядок чередования аминокислот в белковых молеку­лах.

Но как? Ведь нуклеотидов всего четыре, а аминокислот — целых двадцать! Еще в 1952 го­ду американский биохимик Александр Доунс предположил, что каждая аминокислота коди­руется не одним, а сразу тремя нуклеотидами. Два года спустя все тот же Джордж Гамов под­твердил это предположение.

Если брать по три основания, то получается 64 возможных соче­тания нуклеотидов (сочетание из трех нуклео­тидов ученые называют триплетом или кодоном), чего с избытком хватает для кодирова­ния 20 аминокислот. Более того, многие ами­нокислоты кодируются сразу несколькими разными триплетами.

Интересно, что в генети­ческом языке есть и свои знаки препинания (а вернее, точки) — целых три триплета не ко­дируют ни одной аминокислоты, а обозначают конец записи об одном белке.

Читайте также:  Красноречие - психология

И, наконец, самое замечательное свойство генетического языка — он одинаковый у всех обитающих на Земле живых организмов от бактерий и вирусов до человека, не имеет ни наречий, ни диалектов. Можно ли найти луч­шее доказательство единства происхождения жизни на нашей планете?

Источник: http://xn—-btbgtbailwebq2b.xn--p1ai/publ/genetika_i_nasledstvennost/genetika/azbuka_nasledstvennosti/66-1-0-2959

Психогенетика — определить проблемы генеалогически

Психогенетика — определить проблемы генеалогически

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Непознанное» статьёй Психогенетика — определить проблемы генеалогически. Несколько ранее мы уже затрагивали подобного рода теорию — в статье «Фоносемантика: определить смысл по звучанию». Расширим наши познания и в этой области. 

Психогенетика — определить проблемы генеалогически люди пытались с древности. Изначально интересный основополагающий вопрос звучал так: что определяет способности человека — воспитание или наследственность? И постепенно развился в целую науку, соединившую генетику, психологию и генеалогию: 

Недоказанное предположение психогенетики о том, что способности человека в большей степени определяются наследственностью, в начале 20 века породило такое интересное явление, как евгенику.

Евгеника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.

Евгеника легла в основу рассовых чисток в нацистской Германии. 

На сегодня учёные всё ещё не ответили на вопрос, что же определяет способности — воспитание или наследственность. Так что практической пользы пока что психогенетика в её научном виде не несёт. 

Однако сегодня речь не про науку психогенетику как таковую. А про психогенетику на а постсоветском пространстве, где…

 На постсоветском пространстве психогенетика почти что превратилась в магию. Психогенетика в постсоветском пространстве называется «родология». Сам термин «родология» выдаёт бездарных сочинителей, соединивших в одно слово русский и греческий корни (если следовать этой модели, то психология, например, называлась бы душелогией, а зоология — скотологией

Источник: http://interesko.info/psixogenetika-opredelit-problemy-genealogicheski/

Психогенетика

Психогенетика

Психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека.

Психогенетика находится на стыке биологии и психологии, и в последнее время наблюдается значительный рост интереса к ней. Курс «Психогенетика» входит в Государственный образовательный стандарт для психологических специальностей.

Предлагаемое учебное пособие ставит целью ознакомление с основами психогенетики в максимально доступной и сжатой форме.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Оглавление

Предисловие

В данной главе будут в краткой форме изложены основы генетики, без которых невозможно говорить о закономерностях наследования признаков человека вообще и свойств психики в частности. Генетика — это наука о наследственности и изменчивости организмов, поэтому для начала важно определить эти понятия.

Наследственная изменчивость — это форма изменчивости, вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной либо комбинативной изменчивостью.

Мутационная изменчивость

Гены время от времени подвергаются изменениям, которые получили название мутаций. Эти изменения имеют случайный характер и появляются спонтанно. Причины возникновения мутаций могут быть самыми разнообразными.

Имеется целый ряд факторов, воздействие которых повышает вероятность возникновения мутаций. Это может быть воздействие определенных химических веществ, радиации, температуры и т. д.

С помощью этих средств можно вызывать мутации, однако случайный характер их возникновения сохраняется и предсказать появление той или иной мутации невозможно.

► Модификационная изменчивость — форма изменчивости, не связанная с изменениями генотипа и вызванная влиянием среды на развивающийся организм.

Наличие модификационной изменчивости очень важно для понимания сущности наследования. Наследуются не признаки.

Можно взять организмы с абсолютно одинаковым генотипом, например вырастить черенки от одного и того же растения, но поместить их при этом в разные условия (освещенность, влажность, минеральное питание) и получить достаточно сильно отличающиеся растения с разными признаками (рост, урожайность, форма листьев и т. п.). Для описания реально сформировавшихся признаков организма используют понятие фенотип.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Популяционная генетика занимается генетической структурой популяций.

Понятие «популяция» относится к совокупности свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующей на определенной территории (части ареала), и относительно обособленной от других совокупностей того же вида.

Важнейший признак популяции — это относительно свободное скрещивание. Если возникают какие-то изоляционные барьеры, препятствующие свободному скрещиванию, то возникают новые популяции.

Как уже указывалось во введении, психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В большинстве зарубежных публикаций предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics).

Суть от этого меняется мало — целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Различия могут быть связаны с тем, какие фенотипические признаки включаются в анализ. В учебнике под редакцией И. В.

Равич-Щербо (1999) приводятся доводы в пользу того, что термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения — поступок, который нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, а свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент), не являются поведением.

Цель психогенетики — определить роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Иными словами, мы должны оценить изменчивость признака в фенотипе для данной популяции и попытаться дать ответ на вопрос об относительном вкладе в эту изменчивость генетических и средовых факторов.

Каким образом оценивается изменчивость?

Читайте также:  Доведение до абсурда - психология

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Генетические исследования на человеке имеют целый ряд вполне понятных ограничений. В связи с этим представляют интерес исследования генетических основ поведения у животных.

Здесь можно применять методы селекции, получение инбредных линий, современные методы генной инженерии, избирательного выключения определенных генов, вызывать мутации и т.д.

Инбредные линии, получаемые при длительном близкородственном скрещивании (не менее 20 поколений), представляют собой идентичных по генотипу животных, поэтому все отличия, которые можно наблюдать среди животных одной линии, связаны с воздействием среды.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8

Психогенетический анализ осложняется одним обстоятельством, которое можно назвать отсутствием простых признаков.

Свойства психики, которые изучаются и описываются психологами, как правило, представляют собой сложнейшие явления, возникающие в результате работы мозга, которые очень трудно разложить на составляющие компоненты.

В связи с этим много важных сведений можно получить при анализе нарушений психики, где признак относительно легче квалифицировать. Изучение наследственно обусловленных заболеваний позволяет определить факторы наследственности и среды, влияющие на появление тех или иных особенностей поведения.

Если учесть, что для большого числа психических расстройств имеется постепенный переход от нормы к явной патологии, то исследование факторов, влияющих на выраженность тех или иных особенностей психики, в этих условиях может дать очень много.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

Современная классификация включает довольно большой список психических болезней, связанных с нарушениями настроения. Наиболее значимые среди них — биполярная и униполярная депрессии.

Более мягкие формы — дистимия и циклотимия — в определенных границах могут рассматриваться как особенности темперамента, создающие основу для развития основных форм депрессии.

В любом случае очевидно, что существует непрерывный ряд состояний, от нормально встречающихся колебаний настроения до патологических форм нарушения его регуляции.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixogenetika

Генетика, воспитание и успешное развитие ребенка

Генетика, воспитание и успешное развитие ребенка

Наследственность оказывает существенное влияние на развитие ребенка. Психологи убеждены, что единственная цель каждого из нас – реализовать свой наследственный потенциал. Воспитание может быть в этом помощником или помехой.

Исследования показали, что раннее развитие ребенка после 5 лет покажет только те результаты, которые генетически заложены в ребенке. Сформированный воспитанием сценарий жизни будет определять эффективность реализации природных задатков. И отличают нас друг от друга именно вытекающие из него собственные поступки.

Силы, формирующие личность каждого, распределяются еще в момент зачатия и развития слоев зародыша. У всех зародыш включает три слоя клеток: внешний – мозг, нервная система, кожа; средний – мускулы, кости; внутренний – сердце, желудок и другие внутренние органы. Их неравномерное развитие определяет тип психофизиологической конституции:

  • человек-мозг (тело удлиненное, здоровье слабое): думает больше, чем делает; ищет смысл бытия;
  • человек-мускул (атлетическое телосложение): любит преодолевать препятствия, полагаясь на силу;
  • человек-желудок (любимец публики, полноватый душка): воспринимает жизнь через чувственные наслаждения, не поддается депрессии.

Наследственность определяет и тип темперамента – соотношение процессов торможения и возбуждения нервной системы. Так формируются холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каналы общения тоже заложены с момента зачатия. Есть визуалы (воспринимают мир через образы), аудиалы (через слова) и кинестетики (для них важны ощущения).

После рождения родители «надевают» на личность ребенка сценарий воспитания, который позволяет ему адаптироваться в той или иной мере.

Если сценарий жизни не будет соответствовать генетике ребенка, то он не сможет реализовать себя на 100%. Успешный продавец из «генетического» художника вряд ли выйдет.

Если только ребенок осознаёт сценарий, но принимает самостоятельные решения, только тогда есть шанс полноценной самореализации при негативном подходе в воспитании.

Перед каждым из нас есть границы (генетические задатки и контекст жизни), в кругу которых мы находимся в нашем развитии. Родители должны уловить способности ребенка и развивать их, создавая благополучную развивающую среду.

Развитие должно быть до предела возможностей ребенка. Усвоение ребенком развивающего материала и поощрение родителей позволяет расширять границы.

Если всё так и происходит, ребенок привыкает ставить цели на пределе, учится понимать, на что он способен, и на протяжении жизни реализует модель победителя.

Не победители, а «участники» не склонны брать инициативу на себя, не достигают своих границ, находясь внутри генетического круга. Обычно это те люди, самостоятельность которых подавлялась родителями в детстве. Им часто рассказывали, что опасного, что плохого может последовать за тем или иным действием.

И третий сценарий воспитания – воспитание неудачника. Это личность, склонная ставить цели за границами своих возможностей. Несоответствие целей задаткам, требования «ты должен», наказания вместо поощрения – эффективный метод воспитать личность лузера.

Наследственность определяет многое, но только не успешную реализацию. Воспитание же позволит осуществить эффективное развитие личности.

Ориентация на мнение и ощущения ребенка, предоставление ему возможностей мыслить, принимать решения нетривиально, совершать настоящие поступки и проявлять чувства, доверие к ребенку при этом – это залог эффективной и победной генетической реализации.

Генетику можно расширять воспитанием, а неудачный сценарий воспитания часто возможно скорректировать только профессиональной терапией. Помогите ребенку обрести свое счастье!

Источник: http://roditeli.ua/deti/upbringing_development/how_heredity_affects_child_personality

Ссылка на основную публикацию