Эмоции как форма детской защиты — психология

Способы психологической защиты у детей

Эмоции как форма детской защиты - психология

«Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.»

Владимир Леви

Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть. В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностями, которые встали на пути достижения цели.

Такое состояние может быть вызвано различными причинами:  от отсутствия сил, как физических, так и душевных, до неуверенности в принятом решении.

В таких случаях практически каждый из нас пытается выбраться из этого состояния, применяя различные психологические механизмы уравновешивания — психологическую защиту. Все это свойственно не только взрослому, но и ребенку.

 

Фото © banglatribune.com

Рассмотрим способы психологической защиты (компенсации)

1. Уход в болезнь

Многие дети, которым не хватает внимания родителей, испытывают проблемы со здоровьем, наиболее частыми заболеваниями из которых являются энурез, головные боли, астма, желудочные боли и т.д. Это так называемые психогении, развивающиеся на основе психоэмоциональных переживаний.

Ребенок, пребывающий в атмосфере постоянных  требований со стороны родителей, испытывает неосознанные душевные страдания. Спасаясь от этого, он вдруг заболевает. И тут с его окружением происходят удивительные метаморфозы! То, чего ему так не хватало, воздается в полной мере.

Родители проявляют заботу, ласку, беспокойство, а главное — непрерывный поток требований: «Так не делай, это нельзя» — резко ослабевает. Таким образом, ребенок во время болезни обладает явным преимуществом по сравнению с тем временем, когда он был здоров.

Во-первых, все его неудачи находят оправдания, и у него есть право избегать проблем. Во-вторых, ребенок получает контроль над взрослыми, он ими управляет, перекладывая все свои обязанности на их плечи.

В-третьих, помимо сочувствия со стороны родителей, он может в любой мелочи рассчитывать на их помощь.

Такой тип поведения постепенно может закрепиться. Будучи уже взрослым, человек, сталкиваясь с различными трудностями или попадая в стрессовую ситуацию, будет болеть, уходя таким способом от окружающей действительности. Следовательно, он постарается снять с себя ответственность при решении жизненных задач и прикрыть болезнью собственную несостоятельность.

2. Слезы и жалобы

Здесь уже идет речь не об уходе в болезнь, а уходе в слабость. Такой человек не пытается достичь успеха, а наоборот, старается избежать поражения, применяя все свои силы.

Для оправдания своей безынициативности и неспособности принимать решения он постоянно жалуется на жизнь, государство, судьбу и т.д. Для такого человека все вокруг плохие, а он один хороший.

Слезы и жалобы — способ манипулировать другими людьми.

3. Лень

Нередко родители жалуются на лень своих детей, даже не догадываясь, что лень — одна из форм психологической защиты, которая позволяет ребенку скрыть от окружающих недостаток веры в себя. Непонимание этого лишь усиливает давление на ребенка со стороны родителей.

А ведь именно они в первую очередь виноваты в его лености. Попытки ребенка проявить самостоятельность нередко пресекались, ведь он мог разбить, сломать, испортить, словом, сделать что-то не так.

Взрослые постоянно предостерегали его  от самостоятельных поступков и ежеминутно поправляли.

У ребенка день и так состоял из кучи запретов, а если он при этом еще и слышал постоянно, что все делает не так, это вполне могло привести к развитию комплекса неполноценности, что в конечном итоге спровоцировало лень и безразличие.

Для ребенка в такой ситуации лучше быть ленивым, чем бестолковым, тем более что родители сами оправдывали все его неудачи, его безынициативность и несамостоятельность фразой типа: «Ребенок умный, у него есть способности, но он очень ленивый». Таким образом, лень является извинением всех его ошибок.

Фото © liveinternet.ru

4. Ложь, лживость

Это способ компенсации своей недостаточности. Если ребенок часто врет, значит, кто-то из родителей очень суров по отношению к нему.

Скорее всего естественное повеление ребенка подвергалось критике и осуждалось, иногда даже наказывалось.

Ребенок, травмированный таким отношением, осознает, что говорить правду и делать то, что свойственно ему как личности, небезопасно, поэтому он предпочитает лгать.

5. Жестокость

Часто избалованный ребенок не может приспособиться к реальности, какая она есть, и ожесточается против всего света. К жестокости как защитному механизму прибегают не только избалованные, но и отверженные, брошенные дети. По большому счету, слабость и неуверенность в себе порождают жестокость по отношению к другим.

6. Комплекс превосходства

Если мы видим человека с явным проявлением высокомерия, то  с полной уверенностью можно сказать, что он пытается крыть чувство своей несостоятельности. За видимой маской превосходства чаще всего прячется маленький ребенок, который не получил уважения и признания в собственной семье.

7. Бегство в «другой мир»

 Это, пожалуй, самый распространенный способ уравновешивания. В этом случае проявляются сразу две формы бегства: фантазия и уход в «себя». В первом случае ребенок, становясь взрослым, не умеет разграничить реальное и воображаемое. Вместо того чтобы добиваться желаемой цели своими силами, такой человек представляет, что уже достиг всего, и упивается своими воображаемыми успехами.

Во втором случае человек не витает в облаках, а «копается в себе». С одной стороны, такое сосредоточение на себе позволяет разобраться в причинах неудач и ошибок, а с другой — дает возможность избежать общения с другими.

Такой уход от действительности чреват негативными последствиями, такими как алкоголизм, наркомания и даже суицид.

 Во избежание такой формы ухода следует научить ребенка доверять окружающим, не бояться привязываться к другим людям, воспитать уверенность в собственных силах.

Все описанные формы психологической защиты требуют своевременной коррекции.

Из книги «Психологическая реабилитация в детском возрасте»

Автор Кристина Бахарева

 

Кристина Бахарева «Психологическая реабилитация в детском возрасте»Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ruКупить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить на ЛитРес

Разговор с ребенком:

«Немного о тех, кто тебя окружает. Мама.»

Мамы, конечно, бывают разные. И твоя мама, безусловно, особенная и самая подходящая для тебя. Но у всех мам есть кое-что общее.

Чаще всего мама — это женщина, которая носила тебя в твоем теле, отдавая тебе части себя. Когда ты жил у нее внутри, у вас с ней было много общего, и то, как вы себя чувствовали, тут же отражалось друг на друге. Возможно, поэтому твоя мама до сих пор иногда очень беспокоится о тебе.

Ей важно знать о тебе все: как ты поел, не замерз ли ты, не обидел ли тебя кто-нибудь, не заболел ли. Не всем мамам легко привыкнуть к тому, что ты многое уже можешь и хочешь делать самостоятельно.

Им хочется все держать под своим контролем, и поэтому иногда они задают одни и те же вопросы.

Когда твоя мама знает, что у тебя все в порядке, то ей проще быть счастливой. Но все же это случается не всегда.

Если твоя мама расстроена, раздражена, обижена — это еще не значит, что ты тому причина. У взрослых много дел и проблем, которые могут сделать их озабоченными или расстроенными.

Если ты хочешь узнать правду, чтобы не беспокоиться зря, ты можешь спросить у мамы: «Ты из-за меня такая?»

Если не из-за тебя, то ты можешь посочувствовать ей и заняться своими делами. Ты можешь верить в маму, она — взрослая и справится со всеми проблемами. Тебе в это время лучше заняться своей детской жизнью.

Если мама скажет, что расстроена из-за тебя, так ты хоть узнаешь, что именно сделал не так, и будешь точнее знать, что ей не нравится.

Даже если тволя мама ругается на тебя и обзывает «плохим» — не верь. Ты — хороший, просто поступил плохо. Хорошие люди иногда  совершают плохие поступки. К тому же не всегда сразу понятно, что  поступок окажется плохим. Иногда это становится ясно только после того, как ты его уже совершил.

Для мамы ты всегда хороший и любимый, просто когда она злится на тебя, это не так очевидно. Но тебе будет легче жить, если ты будешь об этом помнить.

Они не правы. Ты можешь быть разным в зависимости от обстоятельств. Уметь быть разным — выгоднее и правильнее, чем в разных ситуациях быть одним и тем же. Ведь иногда нужно сказать, а иногда лучше промолчать. Иногда стоит сдержаться, а иногда ударить, чтобы защитить. И ты чаще всего знаешь, как именно стоит поступить.

Еще твоя мама всегда хочет быть хорошей мамой для тебя. Потому что ты для нее важен, и она хотела бы сделать для тебя все, что может. Но она не всегда знает, что именно тебе нужно и как именно подарить тебе счастливое детство. Ты не обязан ее учить этому, но если у тебя есть идеи, то ты можешь с ней ими поделиться. Если она будет знать, ей будет легче становиться хорошей мамой.

Читайте также:  Метафора жизни - психология

Из книги «Как строить мосты, а не стены»

Автор Ирина Млодик

 

Ирина Млодик «Как строить мосты, а не стены»Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ruКупить в Украине Купить в Беларуси Купить в Казахстане Купить в ЛитРес

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/sposoby-psihologicheskoj-zashhity-u-detej

Ребенок и его психологическая защита

Ребенок и его психологическая защита

В ответ на негативные душевные переживания, на изменение климата в семье, в ответ на конфликты со сверстниками, в ответ на все, что угрожает стабильности детской психики, она выставляет свои защиты, называемые механизмы психологической защиты. Понятие это довольно распространено в психологии, психологи сплошь и рядом сталкиваются с ним, знают, как с этим работать.

А формируются эти механизмы в раннем детстве. Младенец, едва родившись уже способен выставить пусть примитивную, но уже вполне определенную защиту в ответ на какую-то психологическую травму.<\p>

Защитный механизм – это способ скрыть или ослабить свою тревогу, неуверенность, страх. Обычно уже к 5 – 6 годам любой ребенок осваивает эту науку.

Что мы наблюдаем при этом внешне? Например, вы замечаете, что ребенок вроде бы слушает, но не слышит вас, не реагирует на угрозу наказания, регулярно забывает дома учебник по нелюбимому предмету, постоянно выгораживает себя, придумывая нелепые истории, ломает любимые игрушки, закатывает истерики – проявления защитных механизмов на уровне поведения очень и очень разнообразны.

Стоит добавить, что психологические механизмы защиты – всегда подсознательны, ребенок не осознает, что его реакции всего лишь защита от душевной боли, обиды, страха. Но мы на то и взрослые, чтобы осознанно реагировать на такое поведение наших малышей, попытаться как-то исправить ситуацию, дать малышу руку помощи. В любом случае – это сигнал для нас, взрослых.

Какие же существуют механизмы психологической защиты?

Уход.
  Наиболее ранняя и самая распространенная у маленьких детей форма протеста, защиты против действительности. Если ситуация кажется малышу слишком трудной, он просто уходит от нее физически или мысленно.

Идентификация.
  Более «продвинутый», по сравнению с уходом вид защиты: ребенок перенимает, делает своими установки, правила, привычки более могущественных, чем он сам, значимых для него людей.

Например, — родителей. Он старается быть как можно более похожим на них, а, значит, более привлекательным, сильным, признанным.

Это помогает маленькому человеку ослабить тревогу, испытываемую из-за своей беспомощности в трудной ситуации.

Проекция.
  Очень распространенный вид психологической защиты, с которым сталкивается, наверное, каждый родитель. Ребенок приписывает свои собственные не одобряемые взрослыми мысли или поступки кому-то другому. В ход идут как вымышленные герои, так и вполне реальные люди или предметы.

«Это сделала не я, а она», «Я – хороший, это Сережа плохой!» и т.д. Многие дети нарочно имеют в арсенале своей фантазии таких «козлов отпущения», привлекая их по мере необходимости, перекладывая на них свои детские «грехи», пытаясь, таким образом, сохранить свое Я в относительной безопасности.

Замещение.
  Подмена реального источника страха или гнева кем-то или чем-то другим. Этот вид защиты тоже проявляется достаточно рано и психологи связывают его с игрой ребенка, с ролью игрушек в его игре.

Играя с куклой ил другой игрушкой, ребенок может «разрешить» ей все, что ему самому запрещают: игрушка может быть жестокой, злой, драчливой, может врать, высмеивать других, может уйти от родителей и жить в лесу и т. д.

Так, в игре, ребенок стремится выровнять свое пошатнувшееся психическое равновесие, сохранить его.

Очень часто этот вид защиты формируется, если в семье используют физическое или любое другое наказание для того, чтобы пресечь агрессию ребенка по отношению к другим детям, членам семьи или кому-то еще. А ребенку необходимо отреагировать свои негативные эмоции, вот он и переносит их в игру, на другие предметы, туда, где это не запрещено.

Изоляция.
  Это защитный механизм, при котором чувство, эмоция отделяется от ситуации. Включается этот вид защиты, если какие-то события очень сильно ранят именно на уровне эмоций, чувств и защититься от этой боли ребенок не в силах. Приведу конкретный пример.

Представьте себе семью, которая на протяжении долгого времени находится на стадии развода, своеобразной «холодной войны». Очень распространенная ситуация. Любовь или даже просто теплые отношения между родителями по тем или иным причинам давно угасла, но они героически решают «потерпеть» друг друга, пытаться сохранить видимость семьи ради ребенка.

И, сами того не желая, наносят неокрепшей психике еще больший вред. Холодность в отношениях от любящего ребенка скрыть невозможно, а отношения к ребенку, как бы взрослые не старались, теряют свою непринужденность, искренность.

Ребенок чувствует фальшь, не знает, как себя вести ни с папой, ни с мамой, он напуган, не зная, чего от них ожидать, привычный мир стал для него пугающим и незнакомым. Он начинает бояться собственных чувств, проявлений своей любви и привязанности. В результате возникает изоляция, как защитный механизм.

Ребенок отключается от травмирующего внешнего мира и погружается в свой собственный, относительно безопасный, становится все более отгороженным, отчужденным, закрытым.

Повзрослев, такой ребенок с очень большой вероятностью, сохранит отчуждение и отгороженность от всякого, в ком заподозрит проявление хоть каких-нибудь чувств в свой адрес: так безопаснее и безболезненнее. Как ни парадоксально, но в ситуации конфликта между родителями, или, не дай бог, развода для детской психики гораздо безопаснее скандал или бурное объяснение, чем тихое, ледяное неприятие друг друга и ложь.

Регрессия.
  На травмирующую ситуацию ребенок возвращается к более ранним, не свойственным его возрасту формам поведения, как к способу справиться со стрессовой ситуацией.

Например, восьмилетний мальчик начинает вдруг сосать большой палец при засыпании или кутаться в одеяло – и все это в ответ на конфликты с учительницей и собственный неуспех в школе.

Или еще: достаточно распространенная ситуация, когда в ответ на появление в семье грудного братика или сестрички старший ребенок начинает просить соску, пытается пить из детской бутылочки или играть погремушками.

Ребенок подсознательно полагает, что этим привлечет к себе внимание и «утраченную» любовь родителей, направленную теперь целиком на новорожденного. Часто регресс, как форма психологической защиты может проявить себя в виде ночного недержания мочи, появившегося, казалось бы, внезапно, а на самом деле в ответ на сильно травмирующую ситуацию в семье.

Реактивное образование.
  Форма психологической защиты, при котором на мысли, вызывающие тревогу, ребенок отвечает поведением, прямо противоположным желаемому. Например, если им хочется уцепиться за родителей, чтобы снять тревогу и страх, они, наоборот, отталкивают их и ведут себя преувеличенно независимо и самоуверенно.

А на самом деле это не упрямство, как может показаться, а крик о помощи. Надо только уметь правильно понять поведение малыша.
Оппозиция.
  Очень интересный вид защиты, часто неправильно понимаемый взрослыми. Если ребенок чувствует, что теряет внимание со стороны взрослых, то он начинает активно протестовать против их норм и требований.

Даже младенец, если не может удовлетворить свою потребность в удовольствии от поглощении материнского молока, становится агрессивным и требовательным: начинает кусать материнскую грудь, сосать замещающий ее объект, громко и требовательно кричать, привлекая к себе внимание.

Ребенку крайне важно чувствовать, что никто и ничто не может нарушить отношений любви и привязанности к нему взрослых. Когда эта уверенность подрывается, на помощь детской психике приходит механизм оппозиции. Поведение ребенка резко меняется, он становится упрямым, нетерпимым, неуправляемым, взрослые не могут понять, что происходит, наказывают его.

Читайте также:  Эффективное наказание - психология

А на самом деле мы имеем дело с реакцией на недостаток тепла со стороны самых важных людей в жизни ребенка, он не просто просит, он требует вернуть ему любовь. Защита оппозиции отличается большим разнообразием и интенсивностью проявлений.

Сюда относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительные действия, настоящую агрессию, общее двигательное возбуждение. Ребенок кричит, плачет, ломает любимые игрушки, падает на пол, бьется головой, стучит ногами и не может сам успокоиться, отталкивает от себя взрослых или, наоборот, вцепляется в них мертвой хваткой.

Иногда реакции оппозиции накапливаются постепенно и находят свой выход в необъяснимых вспышках эмоций ребенка. Прежде чем наказывать малыша, необходимо проанализировать ситуацию вокруг него, возможно, вы имеете дело именно с реакцией защиты, а не с простыми капризами, особенно, если такое поведение было ребенку не свойственно раньше.

  Защитные механизмы проявляются у всех детей в большей или меньшей степени. Это нормальная работа детской психики, которая себя защищает. Как правило, дети используют несколько видов защитных механизмов. Очень редко бывает так, чтобы ребенок выбрал один вид и прибегал исключительно к нему.

Для маленьких детей характерны более примитивные виды, например, уход. А вот для защиты с помощью отрицания или реактивного образования, нужно иметь более зрелую психику. Некоторые виды защит дети осваивают, наблюдая за поведением взрослых, но большинству реакций ребенок учится сам, на собственном опыте проверяя, какие из защит лучше помогают справиться с тревогой или страхом.

Источник: http://www.schoolpsiholog.ru/2014/02/blog-post_9165.html

Детский психолог — Эмоции

Развить темперамент, переделать холерика в флегматика – невозможно, т.к. это все органика и мы в меньшей степени можем на это влиять. Но есть то, на что мы можем повлиять помогая нашему ребенку адаптироваться в мире взрослых , расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Речь идет о развитии эмоциональной сферы ребенка.

  В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, гнев, восторг, удивление, тревогу, доверие, стыд, страх и т.д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной « или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых  — научить малыша понимать свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

   Группа американских психологов (А.Хьюстон,Дж.Каган, Дж. Конджер, Р.

Массен) таким образом определили последовательность развития психических процессов – «Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает  в годовалого ребенка, способного вспоминать явление, потом в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и , наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует , чем он похож на других людей и чем он от них отличается.»

   Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента появления на свет и первое свое проявление она начинает в т.н. «комплексе оживления», реакция малыша на внешние раздражители.

Существуют результаты исследований, которые доказывают, что уже четырех месячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола ( в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход мамы они уже отвечают негативными эмоциями.

  В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств – его радость безмерна, обида глубока, страх искренен.

  В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования  личности.

Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимение «Я», «Мне», старается повлиять на действия других людей.

Как отмечают многие авторы (Смирнова, Обухова, Уайт), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого. (фото)

 В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. Уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, иногда готовы поделиться игрушкой, сладостями.

   Каждый возрастной этап в  жизни человека делает акцент на развитии одной, определенной сферы личности. На этапе от 1,5 и вплоть до 4 лет происходит  формирование долговременной эмоциональной памяти.

Именно на этом этапе мы можем наблюдать, как девочка 2х лет обхватывает голову руками – точно как мама, малыш старательно хмурит брови – как папа, грозит пальчиком, как дедушка.

Малыши учатся выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

  По мнению американских психологов и др. авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши  пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.

Особенно важным становиться период с 2х до 3х лет.

 На этом этапе формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Происходит  принятие модели поведения взрослых. (фото) На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка.

Если первые два года были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. Начинается  реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие малыши на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир.

Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 2-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего.

Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.

( Важность этого возрастного  периода мне помог понять случай, который произошел со мной, когда после окончания института я начинала работать в псих. консультации.

  Не имея еще достаточно опыта, я, разбирая сложный случай семейного конфликта с женщиной 32х лет,  обратилась за помощью к своему преподавателю, профессору психологии.

Вопрос, который он мне задал кардинально изменил мои представления , он спросил – Не знаешь, что с ней происходило в возрасте 2х-3х лет?) (фото)

   В этот же возрастной период происходит закладка навыков социального взаимодействия.

Ребенок именно на этом этапе впервые обращает внимание на своих сверстников, как губка впитывает любое эмоциональное проявление своих близких, внимательно слушает сказки, ищет любую возможность удовлетворить свою потребность в развитии эмоциональной сферы.

В зависимости оттого насколько  спокойно, а главное , психологически комфортно, ребенок проживет этот период, во многом определит способность ребенка устанавливать конструктивные взаимоотношения, долгосрочные эмоциональные привязанности, способы вхождения в коллектив ( школьный, коллектив офиса) и т.д.

  Помочь нашему малышу мы можем, формируя и развивая у него Навыки Конструктивного Взаимодействия. Проще говоря, рассказывая ему «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».  И если кто-то может сказать —  Еще рано, то, как видите, в последствии может быть уже поздно.

Преподносить ребенку знания об основах социального взаимодействия лучше всего, разбирая вместе каждую конфликтную ситуацию. Я расскажу, как это происходит в группе детей, а затем, как это применить индивидуально.

Самый распространенный конфликт в группе – Малыш принес новую игрушку и никому не хочет ее давать- Мы предлагаем  — Ребята, садитесь, сейчас я вам расскажу сказку — Берутся 2е мягкие игрушки (замечено, что проекцию на людей, и даже на изображения людей дети не принимают) , получается такой импровизированный кукольный театр.

История с двумя медвежатами отражает то, что происходило в группе. Важно, что при этом способе дети не получают готовую ситуацию, инструкцию к действию, а сами убеждаются , что  конструктивные решения ведут к положительному финалу. Поэтому вне зависимости не от чего, необходимо проигрывать сказки  в 2х вариантах. Точно также можно и нужно разбирать конфликтные ситуации дома.

(Пример конфликта, сказка).  Безусловно, необходимо развивать т.н. «эмоциональный словарь»  ребенка, (рисунки) обращать внимание на изображения лиц в различных эмоциональных состояниях, можно предложить вспомнить, когда ребенок сам был в таком состоянии, как он себя чувствовал, хотел бы он вернуться и т.д.

Читайте также:  Dead-line - психология

   Общение со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе.

Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения.

Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними  детьми  проявление отрицательных эмоций, например гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях, детском саду, более тесное общение и , естественно, дети ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются  и т.д).

Это происходит потому , что ребенок раннего возраста в общении с другими детьми всегда ориентируется на собственные желания , без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать  другим людям.

  И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего детства могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей .( При этом хорошо использовать «Я» сообщения). Таким образом, общение со сверстниками тоже может дать положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста.

   Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях , а может неожиданно закричать «Ты плохая, уходи!».

В таких случаях рекомендуется поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит  малыша от накопившихся негативных эмоций.

Однако, это не значит поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют понимания, но и самого строго к себе отношения.

  Для детей 2х-3х лет, которые входят в период кризиса 3х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть и в том случае, если малыш, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не справляется задачей.

Например, ребенок пробует поставить кружку в кухонную мойку и не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается прочь, малыш начинает кричать, топать ногами.

Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого добивался ребенок.

  Хотелось бы обратить Ваше  внимание на значимость собственного имени для ребенка. Дети  с раннего возраста привыкают к звучанию своего имени.

Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности.

Особый интерес дети проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально. 

Детский психолог — Сказкотерапия

 Для решения воспитательных, обучающих, развивающих, а также направляющих, корректирующих поведение ребенка, существует метод, который в последнее время имеет  модное название «сказкотерапии».

О сказкотерапии, а также других коррекционных методах : игротерапия, арт-терапия, метод театрализации и др. Подробно будет рассказано позже

Источник: http://www.pangea-center.ru/articles/child-psychology/5

Психология и жизнь » Мамам на заметку

Психология и жизнь » Мамам на заметку

Дети от прошлой жизни — это как? Повторным браком в настоящее время никого не удивишь, люди разводятся, расходятся и строят новые отношения.  Если верить статистике, то в России за 2017 год, на тысячу браков, пришлось 829 разводов, и это данные только о тех парах, которые свой брак зарегистрировали официально.

Кстати, просто для интереса, наибольшее количество разводов за 2017 год в Ленинградской области, а наименьшее — в Чечне. Так вот, развод или расставание — это не просто, но еще сложнее, когда у пары есть дети.

И если встает вопрос о новых отношениях, то, как показывает практика, возникает катастрофически огромное количество ситуаций, когда дети становятся детьми от прошлой жизни.

Читать полностью »

Суицид: риск и защита 05 Дек 2017

Суицид — это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение. Проблема суицида, особенно среди детей и подростков, является острой в настоящее время и требует огромного внимания.

Детские суициды, во многом, подстрекаются в сети Интернет, поэтому родителям необходимо активно интересоваться досугом детей. Суицидальное поведение встречается и в зрелом возрасте, в «группе риска» находятся люди в возрасте от 30 до 55 лет.

Какие риски суицида существуют и какие защиты есть у личности, чтобы не совершить суицид.

Читать полностью »

Дошкольный возраст: его особенности 29 Ноя 2017

Дошкольный возраст — период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Дети любопытны, задают множество вопросов о жизни животных, о причинах природных явлений, о внутреннем устройстве предметов.

Родители сталкиваются с миллионами «Почему?», «Зачем?», «Как устроено?». В этот период важно не разрушить естественное любопытство ребенка и его тягу к познанию. Необходимо помнить, что осмысление физического и социального мира происходит именно в дошкольном возрасте.

Читать полностью »

Опасность в Интернете: детские суициды и «группы смерти» 15 Мар 2017

В современном мире пользователи сети Интернет становятся все моложе. Благодаря Интернету дети открывают для себя новый мир, получают огромное количество информации, знакомятся с новыми людьми, общаются и обмениваются информацией.

Однако Интернет таит в себе множество опасностей, Сеть – это не только образовательные и развлекательные порталы или «социальные сети», но и сайты, несущие запрещенную и опасную информацию. В Интернете дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Мошенники и преступники могут оказать влияние на психику детей, подтолкнуть к незаконным и/или недопустимым действиям, которые могут закончиться трагедией в семье. Читать полностью »

Как хвалить ребенка? 06 Дек 2016

Хвалить ребенка надо эффективно, похвала – это лучший стимул, но еще лучше – это описательная похвала. Итак, как же лучше хвалить ребенка? Читать полностью »

Главные принципы семейного воспитания 29 Ноя 2016

Принципы семейного воспитания ребенка должны быть в каждой семье. Существуют главные принципы воспитания в семье, которые способствуют формированию полноценной личности и позволяют вырастить счастливого ребенка. О чем важно знать родителям, чтобы создать эффективную и благополучную среду семейного воспитания?

Читать полностью »

Загадки для детей: полезная игра 13 Сен 2016

Загадки для детей — это не только увлекательная игра, но и полезная, не зря, загадывание загадок практиковалось испокон веков. Загадки развивают мышление, логику, обогащают словарный запас ребенка, развивают речь, воображение, воспитывают эстетические чувства.

Отгадывая загадки, дети учатся отвечать на вопрос, понимать, что одни и те же слова могут иметь различные значения и употребляться в прямом и переносном смысле, кроме того, загадки развивают чувство юмора.

Предлагаю несколько вариантов интересных и полезных загадок для детей.

Читать полностью »

Подросток и родители: формирование идентичности 12 Сен 2016

Подросток находится во внимании психологов, педагогов, медиков и других специалистов, подростковый возраст освящается многими и не остается без внимания. На подростка оказывают влияние сверстники, учителя, родители. Поговорим о том, как общение с родителями влияет на подростка.  Читать полностью »

Психосоматические расстройства у детей: какие они? 06 Сен 2016

Психосоматические расстройства у детей или как чаще говорят, психосоматика, встречаются чаще всего в школьном возрасте, примерно с семи лет.

Наиболее распространенные психосоматические расстройства — это расстройства пищеварительной системы (тошнота, боли в животе, нарушение работы кишечника), кожные проявления (кожный зуд, аллергические высыпания), расстройства двигательной сферы (тики, кривошея, псевдопарезы, растройства речи и пр.

), расстройства сердечно-сосудистой системы (сердцебиение, чувство сдавления, замирание сердца и пр.) и респираторные расстройства (покашливание, чувство нехватки воздуха, одышка, затруднение вдоха). Рассмотрим немного подробнее психосоматические расстройства у детей. Читать полностью »

Детский травматизм и несчастные случаи: как их избежать? 01 Ноя 2015

Детский травматизм и несчастные случаи возникают внезапно и неожиданно, однако многие из ситуаций можно предотвратить, если родители будут более внимательны к детям и станут без устали проводить разъяснительную работу.

Ответственный родитель — залог успеха профилактики детского травматизма!

Читать полностью »

Источник: http://www.psytalk.spb.ru/mamam/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D1%83-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/

Ссылка на основную публикацию