Метод угашение — психология

6 правил психологического убеждения по Роберту Чалдини

Первое универсальное правило убеждения — это ВЗАИМНОСТЬ Люди считают себя обязанными отвечать взаимностью на то внимание или услугу, которые им оказали ранее. Если друг пригласил вас на вечеринку, вы должны будете позвать его в гости к себе.

Если сослуживец оказал вам любезность, вы при случае обязаны отплатить ему тем же. Также в случае общественных обязательств, люди скорее говорят «Да» тем, кому они чем-то обязаны. Одну из лучших демонстраций принципа взаимности дает ряд исследований, проведенных в ресторанах.

Например, когда вы последний раз обедали в ресторане, весьма вероятно, что официантка принесла вам маленькое угощение, скорее всего, одновременно со счетом. Это могло быть печенье с сюрпризом или просто мятный леденец.

Тут возникает вопрос – влияет ли как-то это угощение на размер оставленных вами чаевых? Большинство людей ответить нет, однако мятный леденец может произвести чудесный эффект. В исследовании, угощение в конце обеда конфетой, увеличивало размер чаевых на 3%.

Любопытно, что если угощение удваивается, вам предлагают две конфеты, то прибавка к чаевым увеличивается не в два, а в четыре раза – до 14%.

Но результат становится еще интереснее, когда официант дает вам одну конфету, отходит от стола, затем останавливается и говорит, что для таких приятных посетителей у него есть еще одна конфета. Чаевые возрастают на целых 23%, реагируя только на то, как было преподнесено угощение. Таким образом, ключ к применению правила взаимности состоит в том, чтобы первым оказать услугу и чтобы она была приятной и неожиданной.

Второй универсальный принцип убеждения основан на РЕДКОСТИ

То есть люди более стремятся приобрести те вещи, которые трудно достать. Когда в 2003 году Британские Авиалинии объявили об отмене второго за сутки рейса Конкорд по маршруту Лондон-Нью-Йорк, из-за экономической нецелесообразности, на следующий день произошел всплеск продажи билетов.

Заметьте, что с самим рейсом никаких изменений не произошло – самолет не стал летать быстрее, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов не снизилась. Просто возможность воспользоваться услугой резко уменьшилась. И как следствие увеличился спрос.

Поэтому техника применения принципа «редкость» для убеждения совершенно ясна. Недостаточно просто рассказать людям о тех выгодах, которые они получат, выбрав вашу продукцию или услуги. Нужно еще подчеркнуть уникальные возможности вашего предложения.

Рассказать людям, что они теряют, если им не воспользуются.

Третье правило убеждения основано на АВТОРИТЕТЕ

Смысл в том, что люди охотнее слушают мнение заслуживающих доверие экспертов. Например, физиотерапевты способны убедить большее число пациентов выполнять рекомендуемые комплексы упражнений, если развесят на стенах кабинета свои медицинские дипломы и сертификаты.

Также на парковке вы, скорее всего, подвинете свой автомобиль по просьбе незнакомца, если он будет одет в униформу, а не в обычную одежду. Здесь важно дать понять людям, что ваши знания и опыт заслуживают доверие, прежде чем принимать попытку убеждения. Конечно, это не всегда легко сделать.

Вы же не станете ходить вокруг потенциальных покупателей и нахваливать себя. Однако вы, несомненно, можете организовать, чтобы кто-нибудь другой сделал это для вас. И тут наука делает неожиданный вывод. Если вас рекламируют, то, получается, неважно получает ваш агент от этого прибыль или нет.

Так одна риэлтерская фирма смогла увеличить как число заказов по оценке недвижимости, так и количество заключаемых впоследствии контрактов, посоветовав консультантам, отвечающим на обращения клиентов, начинать разговор с упоминания об опыте и заслугах агентов фирмы.

Например, на обращение по сдаче недвижимости в наем, ответ был примерно таким: «Давайте я соединю вас с Сандрой, которая уже более 15 лет занимается вопросами аренды клиентов».

Клиентов, интересующихся продажей собственности, привлекали советом: «Вам лучше поговорить с Питером, он начальник нашего отдела по продаже недвижимости и имеет более 20 лет опыта в этой сфере». Результатом таких рекомендаций стало двадцатипроцентное увеличение числа консультаций и пятнадцатипроцентный рост заключения договоров – совсем не плохо для такого безобидного приема убеждения человека, который к тому же не требует никаких расходов.

Следующий принцип убеждения — это ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Людям нравится быть постоянными, как в своих словах, так и в своих делах. Чтобы добиться последовательности в поведении, нужно придумать первое небольшое дело и предложить людям совершить его. В одном знаменитом эксперименте был получен неожиданный результат.

Совсем немного жителей одного из жилых районов согласилось разместить на газоне перед своим домом невзрачную деревянную табличку, чтобы поддержать компанию за безопасность на дорогах. А в другом таком районе почти в четыре раза больше домовладельцев согласились поставить такую же табличку.

Почему? Потому что десять дней назад они поставили на подоконнике маленькую почтовую карточку в знак поддержки все той же компании. Эта карточка стала тем маленьким первым шагом, который привел к четырехкратному эффекту при совершении второго, более трудному последовательному действию.

Поэтому, намереваясь сыграть на последовательности в поведении, мастера убеждения стараются подвести людей к добровольному, активному публичному действию. В идеальном случае, добиваясь его закреплению на бумаге. Например, в недавно проведенном эксперименте, число несостоявшихся приемов в медицинском центре сократилось на 18%.

Благодаря тому, что пациентов попросили самостоятельно заполнить талон записи к врачу. Тогда как раньше это делали медицинские работники.

Пятый метод убеждения основан на СИМПАТИИ

Люди охотнее говорят «Да» тем, кто им нравится. Но по какой причине один человек нравится другому? Теория убеждения говорит, что здесь существует три основных фактора: Нам нравятся люди похожие на нас; Мы любим тех, кто нас хвалит; Мы симпатизируем людям, с которыми делаем одно общее дело.

В серии исследований, посвященных психологии убеждения людей в процессе проведения переговоров, участвовали студенты двух известных бизнес школ, обучающихся по специальности «магистр делового администрирования». Одна группа студентов получила указание: «Время – деньги, поэтому сразу переходите к делу».

В этой группе к соглашению сумели прийти около 55% участников. Второй группе были даны другие инструкции: «Перед тем как начать переговоры, постарайтесь поближе узнать друг друга и найти что-то общее, что есть у всех вас». После этого уже 90% процентов переговоров прошли успешно и дали удовлетворительный результат.

То есть на 18% процентов больше для каждой стороны. Таким образом, чтобы пользоваться действенным инструментом симпатии, как методом убеждения людей, нужно приложить усилия, чтобы найти области совпадения во взглядах. Стараться высказать искрению похвалу собеседнику, перед тем как перейти к обсуждению деловых вопросов.

Последний принцип убеждения – СОГЛАСИЕ

Человек чаще ориентируется на действия и поведение других людей, когда сам находится в нерешительности. Вы, возможно, замечали, что обычно в гостиницах кладут в ванные комнаты карточки, призывающие гостей повторно использовать пастельное белье и полотенца. Чаще всего внимание постояльцев обращают на то, что это способствует охране окружающей среды.

Этот прием убеждения оказывается весьма действенным – его эффективность 35%. Но может быть есть более действенные способы? Как получается, около 75% гостей проживающих в гостинице не меньше четырех дней, в тот или иной момент повторно используют свои полотенца.

Что если мы воспользуемся правилом согласия и просто напишем об этом в нашей карточке: «75% гостей проживающих в гостинице повторно используют свои полотенца. Пожалуйста, следуйте их примеру». В результате этого отказы от смены белья вырастут на 26%.

Данный метод психологического убеждения говорит, что вместо того, чтобы полагаться на собственные способности к убеждению, можно сделать акцент на том, как ведет себя большинство. В особенности такое большинство, к которому каждый легко отнесет себя.

Итак, вот они шесть научно подтвержденных способов убеждения, на которых основаны простые и часто не требующие затрат практические приемы, способные многократно увеличить ваши способности убеждать людей и влиять на их поведение, причем совершенно честным путем. Это и есть секреты науки убеждения, применяемые в различных областях жизнедеятельности, начиная от простого межличностного общения и заканчивая использованием их в рекламе и маркетинге. 

Источник: https://econet.ru/articles/73941-6-pravil-psihologicheskogo-ubezhdeniya-po-robertu-chaldini

Угашение условной связи и метод форсированной тренировки

Своеобразной разновидностью лечения убеждением является метод, который может быть назван «лечение угашением условной связи». Эмпирически к нему давно прибегают врачи при лечении некоторых фобий у детей.

Метод основан на угашении условного рефлекса благодаря развитию угасательного, а иногда и дифференцировочного торможения.

При этом в качестве вспомогательного приема в процессе лечения прибегают также к механизму торможения условного рефлекса при помощи внешнего торможения.

Под угасательным понимается торможение, возникающее в тех случаях, когда условнорефлекторный раздражитель многократно не подкрепляется безусловнорефлекторным. При этом условный рефлекс угасает, по И. П. Павлову, тем быстрее, чем он моложе, менее укреплен и чем менее интенсивным был безусловный рефлекс, при помощи которого был образован условный.

Угасание рефлекса обнаруживается не только на том условном рефлексе, который непосредственно подвергся процедуре угашения (первично угашенный рефлекс), но и на других, не затронутых, так сказать, прямо этой процедурой (вторично угашенные рефлексы), а при высших степенях угасания — даже на безусловных.

Условные рефлексы второго порядка угасают скорее рефлексов первого порядка.

Обычно угашенные условные рефлексы, предоставленные самим себе, через тот или иной промежуток времени восстанавливаются, и лишь недавно образованные слабые условные рефлексы после угашения могут не восстановиться.

При лечении по описанному методу возникший у больного патологический условный рефлекс угашают многократным повторением сходных или более слабых условнорефлекторных раздражителей по сравнению с теми, которые его первоначально вызвали.

Известную роль может играть и наступающая в процессе лечения тренировка нервных процессов. Чаще всего таким методом лечат фобии у детей, как в следующем наблюдении.

Девочка 4 лет входила в кухню. В это время соседка, желая пошутить, надела на голову корзинку и, неожиданно повернувшись к девочке, громко зашипела. Девочка испугалась и убежала.

С этого времени стала бояться корзинок, кошелок и сумок, соседки, а также боялась заходить в кухню. Особенно резкая пассивно-оборонительная условнорефлекторная реакция наступала у нее при виде соседки в кухне или соседки с корзинкой.

Угасить условный рефлекс путем обычного убеждения не удавалось.

Тогда девочке в ее комнате предложили поиграть в «папы-мамы». «Ты будешь мама, — сказали ей, — вот здесь будет твой домик, а здесь мой… здесь будет магазин… мама покупает в магазине продукты… (это будут деньги)… Возьми вот эти кубики (это будут продукты), отнеси их домой…

А ты еще хлеба не купила, не купила картошки, капусты, моркови, как много продуктов тебе надо нести домой! Тебе не унести все их в руке. Вот я возьму себе продукты в корзиночку» (маленькую детскую корзиночку, имеющую весьма отдаленное сходство с той корзинкой, которой девочка была испугана).

Девочка смотрит на эту корзиночку с испугом и сторонится ее. Мимо нее несколько раз проносят игрушки в корзиночке и показывают, как это удобно. Заинтересованная игрой, наконец, она сама берет эту корзиночку и кладет в нее «продукты».

Увлечение игрой помогает ей подавить (по механизму отрицательной индукции) легкое чувство страха, вызванное видом этой корзиночки (т. е. генерализовавшуюся условнорефлекторную пассивно оборонительную реакцию).

Далее она много раз берет в руки эту корзиночку, при этом безусловнорефлекторного подкрепления пассивно-оборонительной реакции не происходит и условнорефлекторная реакция на корзиночку постепенно угасает, хотя еще остается на большую корзинку, соседку и кухню.

На следующий день во время игры берется корзиночка больших размеров, на следующий день — еще больших. Когда реакция на них угасает, тогда, наконец, берут ту корзинку, которая вызвала испуг ребенка, включают ее в игру и достигают угашения вызванного ею условного рефлекса.

Читайте также:  Знаки превосходства и подчинения - психология

Затем говорят ребенку о том, что корзинку трудно нести в руке, и кладут ее на плечо, потом несут ее на голове, постепенно приближаясь к той ситуации с корзинкой, которая вызвала испуг.

Потом предлагают ее нести ребенку на плече, на голове, наконец, шутя надевают себе эту корзинку на голову так, как это было сделано соседкой, одновременно прибегая к внешнему торможению (разговоры о том, что это интересно, какая веселая игра…

) для подав пения слабой условнорефлекторной реакции страха, которая обычно при этом все же возникает. Постепенно достигают полного угашения и этой условнорефлекторной реакции.

Угашение условного рефлекса на корзинку, надетую на голову, обычно ведет к устранению условного рефлекса и на остальные связанные с ней раздражители: кошелки, сумки, соседку в кухне (вторично угашенные рефлексы по И. П. Павлову).

Угасший условный рефлекс через некоторое время нередко вновь возобновляется (ребенок опять начинает побаиваться корзинки), хотя и в менее резкой форме, и лишь постепенно совершенно исчезает, не подвергаясь подкреплению.

При лечении по описанному методу ребенка, например испугавшегося собаки, не следует сразу подводить к нему собаку даже после объяснения, что это для него не опасно.

Лучше самой матери или воспитательнице погладить собаку, покормить ее, подвести к ней других, не пугающихся ее детей, прочитать рассказ о собаке, где нет никаких устрашающих моментов.

Хорошие результаты мы видели, когда с малышом, испугавшимся набросившейся на него черной собаки, играли в домики, которые должна была сторожить собака. Ставили «сторожа» — игрушечную белую собачку (сначала малыш и ее сторонился), затем игрушечную черную собачку, постепенно угашая условнорефлекторную реакцию.

По этому же методу лечат страх засыпать одному в постели. Сначала ложатся в постель вместе с ребенком, следующий раз — подальше от него. Потом ложатся возле постели на стулья или кушетку. Затем сидят в комнате недалеко от постели ребенка.

При страхе засыпать одному в комнате придвигают постель ребенка к двери, открытой в соседнюю комнату. Затем постель ребенка постепенно отодвигают от двери, пока она не становится на свое место.

Наконец, начинают постепенно прикрывать дверь в его комнату.

При лечении неврастенической рвоты, вызываемой, например, видом молока, мы получили положительные результаты, давая сначала холодный чай, кофе или воду с молоком.

Потом постепенно увеличивали количество молока и уменьшали количество чая, кофе или воды, переходя к чистому молоку.

При угашении реакции на пенки молока давали их сначала в совершенно протертом (пропущенном через мелкое сито) виде, далее постепенно увеличивали размеры сита, через которое они пропускались.

Leonhard широко рекомендует этот метод для лечения таких фобий, как боязнь пространства, острых предметов, покраснения, загрязнения. С больным обсуждается причина болезни и указывается, что он может преодолеть страх путем тренировки — привыкания к тому, чего он боится. Курс тренировки должен быть щадящим, систематичным и достаточно длительным.

Так, например, больному со страхом одному идти по улице сначала в течение нескольких дней или недель предлагают ежедневно ходить по 1—2 часа с врачом или близким человеком. Первый день идут рядом, последующие дни все больше и больше увеличивают расстояние между ними.

При страхе высоких помещений вместе с больным входят в такое помещение, при клаустрофобии находятся с ним в закрытом помещении, при страхе острых предметов вместе с больным раскладывают вилки и ножи, постепенно приучая все это делать самому, при страхе загрязнения — выполнять действия, требующие соприкосновения с «грязью».

При эрейтофобии многократно ставят больного в ситуацию, обычно вызывающую покраснение, например предлагают подходить к девушкам и спрашивать у них дорогу, просить продавщицу показать товар и отказаться от его покупки. При этом, как описывалось при рассмотрении аутогенной тренировки, больной должен внушать себе, что «кровь ушла к ногам».

Курс тренировки занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и дает хорошие результаты даже при фобиях многолетней давности.

При посещении клиники, руководимой профессором Leonhard, нам продемонстрировали больную учительницу, длительно страдавшую страхом загрязнения мочой.

В процессе психотерапии ей сначала поручили разливать мочу больных по бутылочкам, а когда она это освоила, — поливать руки чужой мочой и вытирать их о свой передник и, наконец, ложиться в ванну, в которую перед тем при ней лили мочу.

Все это выполнялось ею беспрекословно. Лечение длилось 1,5 месяца Фобия была устранена.

Ученику 9-го класса, страдавшему заиканием, было запрещено разговаривать в классе в течение нескольких недель. Далее ему было разрешено самому просить слово и отвечать на уроках и, наконец, отвечать тогда, когда его вызовут. Кроме того, предлагалось ежедневно читать вслух по 2, а затем по 3—4 часа в день.

Bergman для угашения навязчивых мудрствований с успехом применяла отвлечение внимания (внешнее торможение). Больной предлагалось, как только она почувствует возможность появления навязчивой мысли, сразу чем-нибудь отвлечься.

При этом совместно с врачом продумывались отвлекающие занятия, к которым можно прибегнуть, если больная находится в комнате (начать читать книгу, что-то пришивать, убирать), если она в это время на кухне и т. д.

После пяти недель лечения отвлечением навязчивые мысли у одного больного стали менее резкими и после 2 ½ месяцев лечения почти исчезли. Можно с целью отвлечения вызывать и какие-либо приятные воспоминания.

Источник: http://biofile.ru/psy/3046.html

Методы когнитивного переструктурирования

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах.

Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента.

Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей.

Например, депрессия и химическая зависимость часто сопровождаются такими негативными убеждениями, как: «Я плохая (плохой)», «Меня нельзя любить», «Я не могу заинтересовать людей», «У меня ничего не получается», «Я должна всем понравиться». При этом факты и оценки окружающих нередко противоречат суждениям клиента, но игнорируются им.

Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тщательно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах клиента, записываются.

В следующей, проверочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке.

Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед.

В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях. Например, консультант просит клиента продумать и написать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.

Области применения метода когнитивного переструктурирования в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суицидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости. Более того, современные поведенческие психологи настолько часто используют когнитивные методики, что направление в целом правильнее назвать когнитивно-поведенческой психологией.

4.5. Методы угашения нежелательного поведения.

Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление.

Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс.

В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка, его помещают в отдельную комнату на короткое время (от 5 до 20 мин). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение.

Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает прежде всего лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности.

Самые распространенные и действенные формы негативных реакций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы.

Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может применить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выразить свое неудовольствие.

Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать неприятные последствия или самонаказание.

Например, человек, желающий снизить вес, может отдавать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающих ежедневную норму, или же может использовать специальный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого внепланового приема пищи.

Кроме того, неприятные последствия можно просто вообразить. Например, кто-то, кто решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение.

Как, например, удар током при мысле о еде или провокация рвотного рефлекса при употреблении алкоголя.

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно: понятно личности, основано на правилах, используется последовательно и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19224.html

Метод 4. Угашение. Часть 1

Метод 4. Угашение

Если вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит это совсем. Поведение «угасло».

Термин «угашение» идет из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение не животного, а поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления, подобно сгорающей свечке.

Поведение, которое не приводит ни к каким результатам — ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, — скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет.

Поведение пренебрегающего его результатами человеческого существа есть уже само по себе результат существа, совершающего столь асоциальное действие, поэтому не всегда можно рассчитывать на угашение поведения другого человека и даже животного, не обращая на него внимание.

К тому же крыса, нажимающая на рычаг, делает это в лабораторных условиях; внешние стимулы здесь сведены до минимума. А поведение человеческих существ не осуществляется в вакууме.

И тем не менее игнорирование может дать результат. Однажды я наблюдала, как Томас Шипперс, дирижер симфонического оркестра, проводил репетицию в Нью-йоркской филармонии. Ужасный дирижер — но и оркестр тоже ужасный.

Когда Шипперс подошел к пюпитру, оркестр был настроен на несерьезный лад: деревянные духовые инструменты стонали: «Я хотел бы быть в Дикси», а скрипка человеческим голосом говорила: «Ox-ox».

Шипперс проигнорировал эти дурачества, и они вскоре угасли.

В человеческих взаимоотношениях угасание, с моей точки зрения, больше всего применимо к речевому поведению — хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приведет ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают.

Помните, что вывести кого-либо из себя может служить положительным подкреплением. Брат, который повергает сестру в ярость, дергая за косичку, получает подкрепление. Если вы на работе вспылили на кого-нибудь, кто занимает более высокое служебное положение, то он или она в выигрыше.

Читайте также:  Личность и характер - психология

Даже животным это известно. Сразу вспоминаются таксы и скотчи — породы собак, у которых взятие реванша является хорошо развитым и осмысленным типом поведения — делать назло.

Вы пробовали уехать на выходной, не взяв с собой собаку? Когда вы вернетесь, то несмотря на то, что в ваше отсутствие с ней хорошо гуляли, она нагадит вам на постель.

Вы можете избить ее до полусмерти, но такое проявление ярости будет ей только наградой.

Mы часто ненароком подкрепляем поведение, которое нам хотелось бы угасить. Хныканье у детей является поведением, которое вырабатывается с помощью родителей. Каждый ребенок, который устал, голоден, находится в дискомфорте, может скулить как щенок.

Однако словом «нытик» называется ребенок, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: «Хорошо, я дам тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?» Мы забываем или не понимаем, что случайное подкрепление — любое подкрепление, хорошее или плохое, — способствует сохранению поведения.

Однажды в Блумингдэле я видела хорошенькую девчушку лет шести, которая привела свою мать, бабушку и весь отдел белья в полный ступор виртуозным применением «но ты сказала, ты обещала, я не хочу…» и т. д.

Насколько я понимаю, ребенок устал от магазина, и, возможно, не без основания. А может, у нее вообще было неважное самочувствие.

Ей хотелось уйти, а она усвоила, что добиться желаемого можно нытьем, которое всегда случайным образом подкреплялось.

Что делать, если вам на день навязали чьего-нибудь ребенка-нытика? Вот что делаю в этих случаях я. Как только протесты или жалобы начинают произноситься тем характерным для нытья гнусавым тоном, я сообщаю ребенку, что нытье на меня не действует.

(Это обычно даст ему или ей пищу для размышлений, поскольку они не думают об этом, как о нытье, а считают это логичным и великолепным средством убеждения.) Как только нытье прекратилось, я спешу с подкреплением в виде похвалы или объятия.

Если ребенок забыл и снова начинает ныть, мне обычно удастся прекратить это поднятием бровей или уничтожающим взглядом.

На самом деле нытики часто бывают умненькими детьми, и с ними бывает приятно и интересно, когда они отказываются от этой своей игры и нытье угашается.

Когда имеешь дело с поведением, имеющим словесное выражение, то одной из проблем является наш необычайный пиетет к языку. Слова обладают почти магическими свойствами.

В тех ситуациях, когда нас запугивают, надоедают просьбами или нытьем, и особенно во время семейных ссор, мы склонны обращать внимание на сказанные слова, а не на поведение.

На фразу: «Но ты же обещал» следует ответ: «Нет, я не обещал» или: «Я знаю, но я должен завтра ехать в Чикаго, поэтому не могу сделать то, что сказал, как ты этого не понимаешь?» и т. д., и т. п.

Мы должны отделять слова, которые говорятся, от поведения. Например, когда муж и жена ссорятся, действием является борьба. Предмет же ссоры часто является скрытым спектаклем.

Вы можете оспаривать все на свете, можете произносить совершенно справедливые слова (врачам приходится выслушивать бесконечное количество вариаций на эту тему), но при этом все время в стороне остается само поведение — борьба.

Мало того, что мы с легкостью втягиваемся в словесное выражение конфликта («Он сказал, что я — трус, а я не трус»), мы часто не замечаем того, что сами подкрепляем его. И не только тем, что позволяем привести себя в ярость.

Возьмем, к примеру, мужа, который всегда приходит домой в плохом настроении и который хочет сейчас же получить свой мартини (или пиво) и следом сразу же ужин.

Чем более он раздражен, тем больше торопится жена подать требуемое, ведь правда? Что на самом деле она подкрепляет?

Если манера поведения жены веселая, она не проявляет поспешности в удовлетворении требований мужа, не заламывает себе руки и не расстраивается, то это в значительной степени делает раздражительность и прочие проявления настроения и характера — безрезультатными. С другой стороны, ледяное молчание, ответные крики или наказание, наоборот, могут им восприниматься как результаты и, следовательно, могут оказывать подкрепляющее действие.

Игнорируя поведение, не игнорируя при этом человека, можно сделать так, что многие неприятные проявления угаснут сами собой, потому что не будет никакого результата: ни хорошего, ни плохого. Поведение станет бесполезным. Враждебность требует невероятной энергии, и если от нее нет пользы, то от нее обычно быстро избавляются.

Многие типы поведения сами по себе совершаются в ограниченных временных рамках. Когда детей, собак или лошадей впервые после длительного периода ограничения свободы и бездействия выпускают на улицу, им страшно хочется бегать и играть. Если вы попытаетесь это ограничить, вам понадобится немало усилий.

Чаще гораздо проще бывает просто разрешить им какое-то время побегать, пока это поведение не затухнет само по себе, прежде чем вы их призовете к дисциплине или начнете вырабатывать ее. Тренеры лошадей называют это «пусть дурь выйдет».

Умные тренеры отпускают на несколько минут молодых лошадей на ринге полягаться, побрыкаться, побегать, прежде чем они огорчат их и заставят работать. Разминка перед тренировкой или футбольной игрой служит примерно тем же целям.

Помимо того, чтобы заставить мышцы работать, что уменьшает вероятность растягиваний и травм, это «общая двигательная активность» оттягивает излишки энергии, при этом беготня и возня угасятся и наездники или игроки смогут уделить большей внимание самой тренировке.

Привыкание является способом угашения безусловных реакций.

Если на субъекта оказывает влияние неприятный стимул, которого нельзя избежать и с которым ничего нельзя поделать, то реакция избегания на него скорее всего угаснет, он перестанет реагировать на этот стимул, не станет обращать на него внимание, как будто бы его совсем не существует.

Это называется привыканием. Первое время я считала, что уличный шум в моей нью-йоркской квартире просто непереносим, но постепенно, подобно большинству ньюйоркцев, я научилась спать под сирены, пронзительные крики, уборку мусора и даже звуки столкновения машин.

Я привыкла.

Полицейских лошадей иногда тренируют, привязав в лежачем положении и подвергая множеству безвредных, но беспокоящих влияний, таких, как открывание зонтиков, хлопанье газетами, громыхание консервными банками и т. д. Так как лошади не могут пошевелиться, они настолько привыкают к пугающим зрительным и звуковым раздражителям, что в дальнейшем что бы им ни преподнесла улица они остаются невозмутимыми.

Метод 4 бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения. Тем не менее он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Даже маленькие дети могут усвоить — и это открытие доставляет им удовольствие — что они могут прекратить поддразнивания со стороны более старших детей, просто никак не реагируя на них.

: Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.

: Подождите, пока он повзрослеет.

: Собака на дворе лает всю ночь.

: Этот тип поведения самоподкрепляется и редко угасает сам по себе.

: Дети слишком шумят в машине.

Источник: https://psibook.com/library/2407/38.html

Методы угашения нежелательного поведения

Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом человека просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление.

Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает, прежде всего, лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности.

Самые распространенные и действенные формы негативных реакций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, презрения и т.д. Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать так называемые неприятные последствия или самонаказание.

Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение (Змановская, 2003; Моргун, 1993).

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно, во-первых, понятно личности, во-вторых, основано на правилах, в-третьих, используется последовательно и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.

Ролевое проигрывание предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.

Анализ ситуаций. В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литературных произведений. Вместе с информированием это помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.

Внутренние переговоры используются для устранения внутренних конфликтов подростка. Они предполагают выявление конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними.

Психолог может помочь ребенку осознать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок ребенок обучается подключать к переговорам своего Творца — мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека.

Это помогает находить не только компромиссы, но и новые оригинальные решения.

Оказание помощи в поисках идентичности. Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?» Здесь нужны воздействия, побуждающие консультируемого к самопознанию, к осмыслению собственных поступков.

Сосредоточенное мечтание. Данный метод реализуется пошагово.

1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать: запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10-15 минут; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие» на машине времени в свое будущее; мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления, и т.д.

2. Определение временной сетки. Если всё, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.

3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.

4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.

5. Составление списка ресурсов для достижения цели.

6. Составление списка ограничений на пути к цели.

7. Составление пошагового плана достижения цели.

Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены прежде всего индивидуальными характеристиками подростка и направлены на его социализацию за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.

Последовательность шагов по коррекции отклоняющегося поведения является следующей. Их реализация потребует применения рассмотренных выше правил взаимодействия и способов работы.

Читайте также:  Учеба (младший школьник) - психология

1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.

2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, выявление провоцирующих источников и причин.

3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.

4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.

5. Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: «Как я узнаю, что я достиг результата?», «Как другие узнают, что я достиг результата?», «Как я докажу скептику, что достиг результата?» и т.п.

6. Определение союзников — тех, кто поможет достичь поставленной цели.

7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии устранения рецидивов.

Источник: https://cyberpedia.su/7xcb2f.html

rumagic.com

Если вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит это совсем, Поведение «угасло».

Термин «угашение» идет из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение не животного, а поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления, подобно сгорающей свечке.

Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет.

Поведение пренебрегающего его результатами человеческого существа есть уже само по себе результат существа, совершающего столь асоциальное действие, поэтому не всегда можно рассчитывать на угашение поведения другого человека и даже животного, не обращая на него внимание.

К тому же крыса, нажимающая на рычаг, делает это в лабораторных условиях; внешние стимулы здесь сведены до минимума. А поведение человеческих существ не осуществляется в вакууме.

И тем не менее игнорирование может дать результат. Однажды я наблюдала, как Томас Шипперс, дирижер симфонического оркестра, проводил репетицию в Нью-йоркской филармонии. Ужасный дирижер – но и оркестр тоже ужасный.

Когда Шипперс подошел к пюпитру, оркестр был настроен на несерьезный лад: деревянные духовые инструменты стонали: «Я хотел бы быть в Дикси», а скрипка человеческим голосом говорила: «Ox-ox».

Шипперс проигнорировал эти дурачества, и они вскоре угасли.

В человеческих взаимоотношениях угасание, с моей точки зрения, больше всего применимо к речевому поведению – хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приведет ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают.

Помните, что вывести кого-либо из себя может служить положительным подкреплением. Брат, который повергает сестру в ярость, дергая за косичку, получает подкрепление. Если вы на работе вспылили на кого-нибудь, кто занимает более высокое служебное положение, то он или она в выигрыше.

Даже животным это известно. Сразу вспоминаются таксы и скотчи – породы собак, у которых взятие реванша является хорошо развитым и осмысленным типом поведения – делать назло.

Вы пробовали уехать на выходной, не взяв с собой собаку? Когда вы вернетесь, то несмотря на то, что в ваше отсутствие с ней хорошо гуляли, она нагадит вам на постель.

Вы можете избить ее до полусмерти, но такое проявление ярости будет ей только наградой.

Мы часто ненароком подкрепляем поведение, которое нам хотелось бы угасить. Хныканье у детей является поведением, которое вырабатывается с помощью родителей. Каждый ребенок, который устал, голоден, находится в дискомфорте, может скулить как щенок.

Однако словом «нытик» называется ребенок, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: «Хорошо, я дам тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?» Мы забываем или не понимаем, что случайное подкрепление – любое подкрепление, хорошее или плохое, – способствует сохранению поведения.

Однажды в Блумингдэле[2] я видела хорошенькую девчушку лет шести, которая привела свою мать, бабушку и весь отдел белья в полный ступор виртуозным применением «но ты сказала, ты обещала, я не хочу…» и т.д.

Насколько я понимаю, ребенок устал от магазина, и, возможно, не без основания. А может, у нее вообще было неважное самочувствие.

Ей хотелось уйти, а она усвоила, что добиться желаемого можно нытьем, которое всегда случайным образом подкреплялось.

Что делать, если вам на день навязали чьего-нибудь ребенка-нытика? Вот что делаю в этих случаях я. Как только протесты или жалобы начинают произноситься тем характерным для нытья гнусавым тоном, я сообщаю ребенку, что нытье на меня не действует.

(Это обычно даст ему или ей пищу для размышлений, поскольку они не думают об этом, как о нытье, а считают это логичным и великолепным средством убеждения.) Как только нытье прекратилось, я спешу с подкреплением в виде похвалы или объятия.

Если ребенок забыл и снова начинает ныть, мне обычно удастся прекратить это поднятием бровей или уничтожающим взглядом.

На самом деле нытики часто бывают умненькими детьми, и с ними бывает приятно и интересно, когда они отказываются от этой своей игры и нытье угасает.

Когда имеешь дело с поведением, имеющим словесное выражение, то одной из проблем является наш необычайный пиетет к языку. Слова обладают почти магическими свойствами.

В тех ситуациях, когда нас запугивают, надоедают просьбами или нытьем, и особенно во время семейных ссор, мы склонны обращать внимание на сказанные слова, а не на поведение.

На фразу: «Но ты же обещал» следует ответ: «Нет, я не обещал» или: «Я знаю, но я должен завтра ехать в Чикаго, поэтому не могу сделать то, что сказал, как ты этого не понимаешь?» и т.д., и т.п.

Мы должны отделять слова, которые говорятся, от поведения. Например, когда муж и жена ссорятся, действием является борьба. Предмет же ссоры часто является скрытым спектаклем.

Вы можете оспаривать все на свете, можете произносить совершенно справедливые слова (врачам приходится выслушивать бесконечное количество вариаций на эту тему), но при этом все время в стороне остается само поведение – борьба.

Мало того, что мы с легкостью втягиваемся в словесное выражение конфликта («Он сказал, что я – трус, а я не трус»), мы часто не замечаем того, что сами подкрепляем его. И не только тем, что позволяем привести себя в ярость.

Возьмем, к примеру, мужа, который всегда приходит домой в плохом настроении и который хочет сейчас же получить свой мартини (или пиво) и следом сразу же ужин.

Чем более он раздражен, тем больше торопится жена подать требуемое, ведь правда? Что на самом деле она подкрепляет?

Раздражительность.

Если манера поведения жены веселая, она не проявляет поспешности в удовлетворении требований мужа, не заламывает себе руки и не расстраивается, то это в значительной степени делает раздражительность и прочие проявления настроения и характера – безрезультатными. С другой стороны, ледяное молчание, ответные крики или наказание, наоборот, могут им восприниматься как результаты и, следовательно, могут оказывать подкрепляющее действие.

Игнорируя поведение, не игнорируя при этом человека, можно сделать так, что многие неприятные проявления угаснут сами собой, потому что не будет никакого результата: ни хорошего, ни плохого. Поведение станет бесполезным. Враждебность требует невероятной энергии, и если от нее нет пользы, то от нее обычно быстро избавляются.

Многие типы поведения сами по себе совершаются в ограниченных временных рамках. Когда детей, собак или лошадей впервые после длительного периода ограничения свободы и бездействия выпускают на улицу, им страшно хочется бегать и играть. Если вы попытаетесь это ограничить, вам понадобится немало усилий.

Чаще гораздо проще бывает просто разрешить им какое-то время побегать, пока это поведение не затухнет само по себе, прежде чем вы их призовете к дисциплине или начнете вырабатывать ее. Тренеры лошадей называют это «пусть дурь выйдет».

Умные тренеры отпускают на несколько минут молодых лошадей на ринге полягаться, побрыкаться, побегать, прежде чем они огорчат их и заставят работать. Разминка перед тренировкой или футбольной игрой служит примерно тем же целям.

Помимо того, чтобы заставить мышцы работать, что уменьшает вероятность растягиваний и травм, это «общая двигательная активность» оттягивает излишки энергии, при этом беготня и возня угасится и наездники или игроки смогут уделить большей внимание самой тренировке.

Привыкание является способом угашения безусловных реакций.

Если на субъекта оказывает влияние неприятный стимул, которого нельзя избежать и с которым ничего нельзя поделать, то реакция избегания на него скорее всего угаснет, он перестанет реагировать на этот стимул, не станет обращать на него внимание, как будто бы его совсем не существует.

Это называется привыканием. Первое время я считала, что уличный шум в моей нью-йоркской квартире просто непереносим, но постепенно, подобно большинству ньюйоркцев, я научилась спать под сирены, пронзительные крики, уборку мусора и даже звуки столкновения машин.

Я привыкла.

Полицейских лошадей иногда тренируют, привязав в лежачем положении и подвергая множеству безвредных, но беспокоящих влияний, таких, как открывание зонтиков, хлопанье газетами, громыхание консервными банками и т.д. Так как лошади не могут пошевелиться, они настолько привыкают к пугающим зрительным и звуковым раздражителям, что в дальнейшем что бы им ни преподнесла улица они остаются невозмутимыми.

Примеры метода 4. Угашение

Метод 4 бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения. Тем не менее он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Даже маленькие дети могут усвоить – и это открытие доставляет им удовольствие – что они могут прекратить поддразнивания со стороны более старших детей, просто никак не реагируя на них.

Поведение

Метод воздействия

Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи

Подождите, пока он повзрослеет

Собака во дворе лает всю ночь

Этот тип поведения самоподкрепляется и редко угасает сам по себе

Дети слишком расшумелись в машине

Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении

Следите, чтобы его грубости не давали никаких результатов: ни хороших, ни плохих

Неверный удар при игре в теннис

Работайте над другими ударами, движениями ног и т.д., старайтесь сделать так, чтобы специфическая ошибка сошла на нет из-за того, что на ней перестают концентрировать внимание

Бастующий или ленивый служащий

Если неправильная форма поведения является способом привлечения внимания перестаньте обращать внимание. Забастовка, однако, может быть самоподкрепляемой

Отвращение к благодарственным письмам

Этот тип поведения обычно угасает с возрастом. Жизнь становится так полна обременительными обязанностями, такими, как оплата чеков, налогов, что по сравнению с этим открытки с благодарностями начинают рассматриваться как отдых

Кошка влезает на кухонный стол

Пренебрегите этим поведением. Оно не исчезнет, но вы можете преуспеть в угащении собственного неприятия кошачьей шерсти в еде

Грубый водитель автобуса вывел вас из себя

Не обращайте внимания на водителя, оплатите проезд и забудьте инцидент

Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами

Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/prayor/1/j57.html

Ссылка на основную публикацию