Причинно-следственная связь — психология

Клуб Здорового Сознания

Причинно-следственная связь - психология

Причинно-следственная связь — связь между явлениями, при которой одно явление, называемое, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.

Если собаке давали мясо одновременно с включением лампочки, то через несколько повторений выделение слюны у собаки начиналось не только на само мясо, но и на включение лампочки. Образовался условный рефлекс. Повторение совпадений двух раздражителей — причина, рефлекс — следствие.

Корреляция или причинно-следственная связь

Частая ошибка — в корреляции разглядеть причинно-следственную связь.

Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно).

В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни.

Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al., 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.

Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).

Факт: те дети, которых родители часто били, обычно хуже учатся и чаще демонстрируют асоциальное поведение. Значит ли, что одно следует из другого? Совершенно не очевидно. Скорее, и жестокие наказания детей, и плохая учеба вместе с асоциальным поведением — следствие того, что это дети росли в неблагополучных семьях.

Факт: дети с развитым чувством собственного достоинства обычно учатся лучше, чем дети с низким самоуважением. Значит ли это, что чувство собственного достоинства является причиной, а хорошая успеваемость — следствием? Нет, корреляция здесь еще ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием.

Источник: https://psy-space.ru/?page=prichinno-sledstvennaya-svyaz

Причинно-следственная связь возникновения болезней

Причинно-следственная связь возникновения болезней

Любое событие, проблема, болезнь есть сообщение от мира, и его следует правильно понять и расшифровать. Какое же сообщение при возникновения заболеваний?

Есь такой простой и часто весьма эффективный линейный подход по объяснению причин заболеваний. Простой пример:  сделал какое-то неправильное ошибочное действие —> получил расплату по законам физики. То есть причина порождает следствие.

Техническая ошибка, ведущая к таким- же техническим последствиям.

Ведь если машина не соблюдает правила дорожного движения, то врезается потом в кого-либо не потому, что есть вина или жили не по заповедям, а потому что просто технически не вписались в общее движение, ошиблись и врезались.. Такая вот простая аналогия.

Например, обиделся человек на кого-то — получил камни или песок в печени, поскольку определённые эмоции имеют взаимосвязи и воздействуют на те или иные органы. Это если кратко.

Соответственно, неправильные мысли, эмоции и отношение к жизни технически ведут к разным проблемам. Не буду на этом долго останавливаться, тема давно заезженная, несколько авторов писали на эти темы ( Синельников, Жикаренцев, Лууле Вильма, тот же Рогожкин, Луиза Хей и т.д)

Проблема, и важная проблема- совсем в другом. Теоретически, человеку сказали причину его болезни, и сказали:  «Поменяй свои мысли, осознай, живи иначе, и все проблемы-болезни уйдут»

Как это сделать практически?

Знать и осознавать – это две большие разницы. Часто линейное объяснение до людей просто не доходит, иначе бы возможно не заболели, так как информации много, видят много – а понимают мало.

Есть немало убеждений, “поддерживающих” болезнь, то есть даже бывают случаи, что человек осознал причину болезни, уже и не делает тех ошибок, которые привели к этой болезни, а болезнь продолжается.

Функциональность тела может оставаться на прежнем уровне по двум причинам:

1. Тело “запомнило” прежнее состояние и физически не может так быстро вырваться из прежнего состояния. Например, человек 10 лет ходил буквой “зю”, уже кости просто загнуты в дугу, чтобы всё исправить, кроме всяческих причинно-следственных и эниологических манипуляций нужен просто отличный остеопат или мануальный терапевт.

2. У человека в его системе мировосприятия просто нет места для быстрого выздоровления! То есть человек просто не верит, что быстрое выздоровление возможно.

То есть он смог понять причины своей болезни, смог избавиться от причины болезни, а вот заниженная самооценка, неверие в себя, слушание врачей ( “Это неизлечимо, этого не может быть, потому что не может быть никогда”) даёт свои плоды.

Поэтому выздоровление это комплексный процесс и необходимо использовать и правильное питание и методы китайской медицины, например, водолечение, и другие доступные правильные методы приведения человека в норму.

Даже элементарно, многие люди не могут ответить на вопрос: А зачем вам здоровье? Зачем вы хотите быть здоровыми? Для чего?

А ведь не зная ответа на этот вопрос, логично, что процессу выздоровления просто незачем начинаться. Привычка – вторая натура.

И еще очень важный момент- назову его логические ловушки и разные неочевидности и рассмотрю на примере конкретного заболевания и конкретного чувства эгоизма и привязанности к вещам.

Логическая ловушка это по сути логические построения, которые не позволяют понять или увидеть истинную причину проблемы.

К примеру:  Сильная материальная привязанность к чему-то ( вещь или человек) может порождать проблемы с поджелудочной железой, известная информация с точки зрения эниологии и других схожих областей знания.

Однако, человек обладающий проблемами в этой области ( та же поджелудочная железа) очень часто может даже зная, что причина в его материальной привязанности, или страхе например, остаться в одиночестве, или без средств к существованию, всё равно не видит дальше корень проблемы и не знает что делать. В чем тут логическая ловушка?

А в том, что информация скрыта и неочевидна, чтобы её увидеть, нужно проводить по сути детективное расследование

Вернёмся к нашему случаю:  Человек имеет материальную привязанность – но почему? Страх одиночества, определённое воздействие в детстве, благодаря чему – человек себя идентифицирует одним, одиноким в этом мире, без любви.

Появляется потребность заполнить пустое пространство, но поскольку понимания любви нет, вместо этого мысленно человек притягивает в себя ложные ценности.

Ложные ценности- работа, деньги, общение с людьми, которые, между прочим, напрягают данного человека..

На физическом уровне мысленное подгребание к себе этих самых вроде бы невидимых ценностей, материализуется в виде конкретной опухоли в конкретном месте ( рядом с поджелудочной железой).

То есть, человек, не спрашивая других людей, не разбираясь в ситуации, просто мог “хапнуть” все эти невидимые ценности, призванные заменить любовь.. и вот они, превратились в конкретную опухоль.

И в таком случае, можно много раз говорить: перестань быть эгоистом, избавься от материальных привязанностей..и что? Человек не увидит связи, со своей проблемой, в силу разнообразных логических построек и привычности мышления.

Моя рекомендация — необходимо проблему с разных точек зрения рассмотреть, пытаться разобраться: что же такое, например эгоизм или материальная привязанность, где в глубине лежит причина их появления?

То есть ищите самую первую причину, которая будет понятна для вас, ясна и очевидна. Рассоздайте её, поняв какая это иллюзия и обманка, и тогда процесс лечения уже может пойти замечательно, тем более, что организм способен сам себя излечить, если конечно не мешать себе же всеми этими логическими глюками и неверием. опубликовано econet.ru 

Источник: https://econet.ru/articles/139309-prichinno-sledstvennaya-svyaz-vozniknoveniya-bolezney

Выбор человека: причинно-следственные связи. (Часть 2)

В предыдущей статье было рассмотрено понятие выбора, единственного права, которым истинно обладает человек, в отличии от иллюзорности обладания материальными ценностями.

Вторая основа АЛЛАТРА — «Свобода выбора» — гласит:

И в жизни каждого однажды наступает тот самый момент, когда человек понимает, что что-то не так. Внутренняя потребность человека к поиску истины, понимания себя и окружающего мира побуждает его искать ответы.

Но часто возникает путаница в понимании происходящего, определения причинно-следственной связи при принятии выбора. Вернее, мы обычно просто не видим полной картины происходящего процесса.

Большинство людей даже не задумываются о том, что в их жизни что-то возникает в следствии чего-то.

Из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-IV»:

Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи. Другими словами, он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее).

Это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему, что мы и называем мировоззрением. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Иначе это можно назвать поведенческими шаблонами, старательно накопленными в течение жизни.

Причина всех поступков человека заключается в его мышлении (часто это происходит подсознательно).

Что такое причинно-следственная связь?

Причинные отношения ещё называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечёт за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе — следствием.

Следствие, произведённое некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и так далее.

Это и есть причинно-следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной цепью.

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к её следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определённые, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котёнка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия.

Широко распространён тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными. Примеры опосредованных причинно-следственных связей, имеющие глобальное значение для всего человечества, описаны в докладе “О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем”.

Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением.

Долгое время считалось, что логическое мышление свойственно только человеку.

Но в ходе различных исследований выяснилось, что и некоторые животные (крысы, обезьяны) обладают зачатками логического мышления, то есть способны отличать случайную связь от причинно-следственной.

Аристотель считал, что ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определённом ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету:

  • Из чего происходит данный факт, составляется данный предмет? Это есть вопрос о материи, или материальной причины того, что дано.
  • От чего или чьим действием произведена данная действительность? Это есть вопрос о производящей причине, или о «начале движения».
  • Почему или сообразно чему данный предмет есть то, что он есть? Это вопрос о специфической идее, об образующей форме, или формальной причине.
  • К чему, для или ради чего нечто происходит или существует? Вопрос о цели или конечной причине.

Самое простое и близкое каждому человеку понятие причинно-следственной связи и самое распространенное на данный момент – карма.

Читайте также:  Настроение - психология

В индийской религии и философии: «закон возмездия», по которому в соответствии с добрыми и злыми деяниями живому существу предопределяется судьба в последующих перевоплощениях. По учению буддистов – посмертное воздаяние за земную деятельность человека, состоящее для грешников в перевоплощениях, а для праведных – в “блаженном небытии”, нирване.

Если углубляться в изучение этого понятия с точки зрения религии и философии, карму делят на личную и общественную. Её относят к текущей жизни, к прошлой, а также к будущим поступкам человека.

В общем, карму как понятие рассматривают как идею получения наказания или поощрения за мысли и совершённые поступки. Налицо причинно-следственная связь, но она не совсем отображает момент и суть выбора.

Он как будто выпадает из схемы, хотя и подразумевается.

Но если вспомнить о сути причинно-следственной связи, о сути выбора и отсутствии понятия времени, как прошлого и будущего, то всё сводится к моменту здесь и сейчас и выбору — осознанному и ответственному.

Ведь принятие решения на самом деле занимает всего лишь мгновение, как один шаг — занесли ногу, поставили и всё, выбор сделан.

Всё остальное время человек тратит на анализ, сомнения, взвешивание всех за и против, а в случае выбора из корыстных побуждений (от сознания), ещё и подбор удобных и комфортных обстоятельств.

Но в какой системе мы рассматриваем происходящее? С позиции участника? С позиции наблюдателя?

Для этого важно понимать, кто есть сам человек, из чего он состоит, как взаимодействует с окружающим миром и тогда все становится на свои места.

Из книги Анастасии Новых “АллатРа”:

Каждый совершает тот выбор, который считает нужным, важным, правильным. Человек может сомневаться, может заблуждаться. Главное, чтобы человек понимал кто он и какова его цель, имел исчерпывающую информацию и основания для совершения выбора и понимал последствия этого выбора, которые незамедлительно скажутся на судьбе самого человека, его ближайшего окружения и всего человечества.

Из книги Анастасии Новых «Сэнсэй-I»:

Задавшись всего лишь одним вопросом «кто я?», человек способен изменить систему своего мировоззрения. Из участника процесса стать его наблюдателем, по аналогии со знаменитой аллегорией «пещера Платона».

Искренний и осознанный ответ на этот вопрос делает человека свободным от иллюзий материального мира, так как свобода выбора ― это самый большой дар человеку.

Владея информацией о природе своей сущности человек обретает свободу от собственного эгоизма, от страхов и иллюзий этого мира, от бесконечных земных желаний и сомнений, страданий и заблуждений.

Лишь тот, кто не привязан к видимому, радеет о Душе. Причина рождения человека в трёхмерном мире – развитие Личности и созревание Души.

Следствие жизни человека — своеобразное слияние, «оплодотворение» Души Личностью, только тогда и рождается новое, бессмертное Духовное Существо с индивидуальным сознанием и большим духовным потенциалом.

В этом и заключается смысл человеческого существования: либо победа Жизни, либо поражение Смертью.

Помните вопросы с которых началась предыдущая статья…
Что я выбираю? Как я выбираю? На основании чего я выбираю? Кто я? Куда иду?

И СЕЙЧАС именно тот момент, в который вы совершаете свой ВЫБОР.
Так как у человека нет другого времени, только здесь и сейчас.

Источник: https://allatravesti.com/vybor_cheloveka_prichinno-sledstvennye_svyazi._chast_2

Значение причинно-следственной связи в формировании идеальных следов преступления

Значение причинно-следственной связи в формировании идеальных следов преступления

Медведева Светлана Николаевна

преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: +79189643102)

Значение причинно-следственной связи в формировании идеальных следов преступления

В статье рассматриваются причинно-следственная связь в биологическом контексте, влияние психического состояния человека на возможности восприятия события преступления и дачу правильных показаний.

Ключевые слова: причинно-следственная связь, криминалистика, психическое состояние человека, тактические приемы допроса.

S.N. Medvedeve, Lecturer of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79189643102.

The importance of causality in the formation of perfect restages of crime

The article discusses causality in a biological context, the influence of the mental state of the person at the possibility of the perception of a crime and giving correct readings.

Key words: causality, forensics, mental state of a person, tactical interrogation techniques.

Причинность — один из законов диалектики, который одинаково действует во всех процессах и явлениях: биологических, химических, физиологических, социальных. В объективном мире он проявляется по-разному, однако всегда и везде представляет собой такую зависимость между явлениями природы и общества, при которой одно из них (причина) порождает другое (следствие).

Даже такая бесконечно сложная материя, как целостность доступной пониманию психической жизни — целостность, именуемая нами личностью, — может выступить в качестве отдельного элемента причинного мышления [1, с. 745].

В криминалистике рассматривается так называемая механистическая природа причинно-следственных связей. Палец, прикасаясь к поверхности стола, оставляет свой след (прямая причинная связь). В то же время может унести с поверхности стола какие-то частицы (обратная связь). В таких случаях причинной связью управляют физические, химические, механические и иные законы.

Если «начальная» видимая причина отдалена во времени от конечного результата и на первый взгляд может казаться, что между ними, кроме временной, нет никаких других форм связи, мы, руководствуясь физическими законами, все же можем с достаточной легкостью проследить всю причинную цепочку в целом.

Если рассматривать причинно-следственную цепочку с биологической точки зрения, то здесь проследить ее достаточно

сложно. Механистический взгляд рассматривает неодушевленные объекты, которые остаются неизменными на определенном временном отрезке. Как правило, этот временной отрезок нас как исследователей вполне устраивает. При этом в зависимости от поставленной задачи изучается в основном главная причина.

Механистическая модель выглядит достаточно просто: одна и та же причина при одинаковых условиях порождает одинаковые следствия. На этом принципе основывается поиск следов на месте происшествия.

Но живые организмы, в частности психика человека, претерпевают постоянные изменения под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внутренним факторам можно отнести, например, психическое состояние человека в конкретный момент времени [2, с. 270]. Таким образом, одна и та же причина у различных людей может иметь совершенно противоположные следствия.

Следствие возникает не только при наличии некой причины, должны существовать определенные условия, которые без наличия причины ни к чему не приводят. В этом смысле причину можно назвать главным условием.

Но это главное условие может вызвать соответствующие следствия только благодаря наличию всех предварительных факторов.

Как отмечал Карл Ясперс, «без участия конечной причины событие не имеет места; но этот конечный фактор сам по себе не является единственным условием события. Реальность жизни — это

220

бесконечное многообразие причинно-следственных связей» [1, с. 631].

Однонаправленная причинная связь, свойственная неживой природе, в живом мире представляет собой бесконечное взаимодействие различных моментов, которые обусловлены и генетическими, и психическими, и иными факторами.

На человека постоянно действуют какие-либо внешние раздражители, и в отличие от неживой природы он подвержен постоянным изменениям. В тот или иной момент времени человек может находиться в состоянии покоя или стресса.

Поэтому одни и те же исходные внешние причины у разных людей приводят к совершенно различным последствиям.

Неживая природа также подвергается изменениям, но эти изменения настолько несущественны за интересующий нас промежуток времени, что мы ими, как правило, пренебрегаем. Следователя интересуют не изменения неживой природы, а сохранность следов, т.к.

под влиянием различных факторов внешней, а не внутренней среды они могут исчезнуть. Человек же изменчив под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов.

Его поведение опосредовано еще и состоянием его психики на данный момент времени, его желаниями, чувствами, мотивами, которыми он руководствуется, целями, которые он желает достигнуть.

Данные обстоятельства необходимо учитывать при работе не только с психически здоровыми людьми, но и с лицами с психическими отклонениями, чье поведение не всегда просто объясняется. Внешнее воздействие на человека приводит к более или менее предсказуемой реакции. Действия человека с психическими отклонениями могут не совпадать с ожидаемыми или же вообще быть неадекватными.

Даже при самых высоких показателях постоянства причинно-следственных связей существует некоторое количество исключений; кроме того, следствия выказывают качественные различия, а некоторые следствия имеют место у ограниченного числа лиц [1, с. 870].

Взаимодействие преступника с окружающей средой является основной причиной формирования не только материальных, но и идеальных следов.

Процесс создания показаний складывается из получения и накопления информации; ее запечатления и сохранения; воспроизведения и передачи лицу, производящему допрос; переработки и процессуального закрепления информации допрашивающим.

Человек получает информацию об окружающем мире через ощущения посредством ор-

ганов чувств. Возможность органов чувств индивидуальна и может носить патологический характер.

Изменение чувствительности может быть обусловлено чередованием и взаимодействием ощущений. Интенсивный раздражитель снижает чувствительность к слабым сигналам, действующим на другие органы чувств; отдельные же ощущения, напротив, повышают восприимчивость.

Поскольку разные стороны и свойства предмета, воздействуя на органы чувств, вызывают систему различных ощущений, в человеческом сознании отражается более или менее целостный образ предмета.

Такое отражение, называемое восприятием, служит наиболее богатым источником информации [3, с. 465].

Полнота и точность восприятия зависят не только от интеллектуального уровня воспринимающего, но и от его психического состояния в этот момент. С этим связана избирательность восприятия — преимущественное выделение определенных объектов и признаков.

На запечатление информации в момент ее восприятия в связи с преступным событием оказывают воздействие объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам можно отнести время суток, погодные условия и т.п., а к субъективным — психическое и физическое состояние лица в момент восприятия информации, направленность внимания, состояние органов чувств.

На психику человека может оказывать влияние алкоголь, в связи с чем восприятие обстановки может нарушаться или быть вообще не верным. Кроме того, человек может не понимать значение совершаемых с ним действий, например, при слабоумии.

На объективность восприятия существенное воздействие оказывает эмоциональное состояние субъекта. Особенно это относится к потерпевшим. Чувства гнева, страха, стыда и т.п.

далеко не всегда способствуют объективному восприятию как самого преступления, так и лица, которое его совершило. В некоторых случаях потерпевшие в момент события преступления впадают в обморочное или угнетенное состояние.

На объективность восприятия оказывают влияние и такие качества, как склонность к фантазии, лживость, невнимательность и т.д.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информа-

221

цию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике [4, с. 260].

На достоверность свидетельских показаний влияют индивидуальные особенности субъекта: тип его нервной системы, интеллекту аль-ный и культурный уровень.

Наиболее сложные в психологическом отношении моменты допроса свидетелей — это оценка истинности их показаний, диагностика ложных показаний, преодоление лжесвидетельства.

Свидетели несут случайную повинность, всегда более или менее тягостную, большинство из них теряется в необычной обстановке.

Одни свидетели раздражаются и, чувствуя, что их ловят на словах, становятся грубыми, принимают вызывающий тон, большинство же теряется и нравственно страдает.

Нужно зорко следить за настроением свидетелей; нужно мысленно становиться на их место, умея вернуть спокойствие и самообладание одним, поддержать бодрость в других [5, с. 55-56].

Особое внимание следователю стоит обратить на причину дачи свидетелем ложных показаний. Во многих случаях ложные показания даются свидетелями, связанными с обвиняемым или потерпевшим. Причем мотивы лжесвидетельства могут быть самыми различными: месть, корысть, желание выгородить родственника или такие, как желание скрыть свою трусость, пассивность.

Выбор тактики допроса с участием психически неполноценного лица представляет определенные трудности в связи с тем, что разработанные криминалистикой тактические

приемы допроса в данном случае могут быть неприемлемы или допустимы с определенными ограничениями. Выбор тактических приемов проведения допроса зависит от их эффективности с учетом имеющихся у свидетеля психических нарушений.

Приемы, направленные на оказание допрашиваемому помощи в восстановлении забытого, можно использовать и при допросе лиц с патологией памяти. Однако эти приемы могут оказаться бесполезными при наличии у допрашиваемого существенных ее дефектов.

Проблемы с памятью могут возникнуть вследствие черепно-мозговых травм, алкогольной или наркотической интоксикации и т.д.

Читайте также:  Ревную ребенка к бабушке - психология

Иногда примитивные личности из искреннего желания помочь расследованию сообщают не действительно восстановленные в памяти факты, а те, что вообще могли быть, не проводя по собственной инициативе соответствующего разграничения.

Кроме этого у людей с нарушением психики может обнаружиться склонность к вымыслам. Излишне настойчивое стремление следователя побудить обвиняемых с подобными дефектами вспомнить имеющие значение для дела факты оборачивается тем, что провалы в памяти они заполняют вымышленными подробностями, в результате чего существенно осложняется расследование по делу.

Таким образом, закон причинности проявляется во всех сферах жизни. Он оказывает влияние как на процесс формирования идеальных следов, так и на процесс получения правильных показаний.

1. Ясперс Карл. Общая психопатология / пер. с нем. Л. О. Акопяна. М., 1997.

2. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестн. Се-веро-Кавказ. гуманитарного ин-та. 2013. № 2(6). С. 270-273.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.

4. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

5. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1967. Т. 4.

1. Jaspers Karl. General psychopathology / transl. from German by. L.O. Akopyan. Moscow, 1997.

2. Kolosova O.Yu. Life-world of the individual and social reality // Bull. of the North Caucasian Institute for the Humanities. 2013. № 2(6). P. 270-273.

3. Vasilyev V.L. Legal psychology. St. Petersburg, 2000.

4. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigators. Moscow, 1967.

5. Koni A.F. Coll. works. Moscow, 1967. Vol. 4.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-prichinno-sledstvennoy-svyazi-v-formirovanii-idealnyh-sledov-prestupleniya

Заложник эмоций

Заложник эмоций

Иногда вы можете оказаться в эмоциональном состоянии, вызванном ситуацией, которая до того невыносима, что вы становитесь отрезанным от обычных возможностей изменить свои чувства.

В подобных случаях происходящее обладает над вами такой властью, что вы не в состоянии ни изменить перцептивные компоненты, ни задействовать обычно хорошо срабатывающие паттерны поведения, которые вызывают к жизни стратегию эмоционального выбора.

В таких ситуациях даже ранее установленные якоря могут слать бесполезными в преодолении влияния текущей ситуации.

Мы говорим о ситуациях, в которых конкретный идентифицируемый стимул заставляет вас испытывать нежелательные чувства.

(На самом деле многие люди полагают, будто все их эмоции являются результатом воздействия разнообразных внешних стимулов, а потому пытаются установить контроль над чувствами через контроль над окружением – стратегия, обреченная на провал.

) Такими ситуациями могут быть случаи, когда вы испытываете опустошительный гнев, обнаруживая, что дядюшка Джо, закоренелый расист, снова сел на своего «конька», или вас охватывает печаль, когда вы слушаете новости, или на вас орут, или вы чувствуете тревогу, получив от налоговой службы уведомление о ревизии. В подобных ситуациях вас контролируют, не оставляя вам выбора, стимулы, в роли которых выступают дядюшка Джо, новости, громкость и тон голоса или Внутренняя налоговая служба США.

Когда такое случается, лучшим выбором будет сделать нечто, способное разорвать причинно-следственные связи, – то есть начать с того, чтобы свести к нулю контроль стимула над вами.

Когда причинно-следственная связь будет нарушена, вы сможете, если это необходимо, переместиться в формат «Во время», что явится способом восстановления возможности эмоционального выбора.

Разрыв причинно-следственной связи приносит двойную выгоду: выводит вас из-под влияния ситуаций в достаточной мере, чтобы поколебать неприятные и неблагоприятные эмоции, которые вам приходится терпеть, а также предоставляет вам возможность распределить свои перцептивные и поведенческие ресурсы так, чтобы вернуться в ситуацию уже на ваших собственных условиях.

Существует три способа ликвидации контролирующего эффекта стимула, которые все подразумевают то или иное устранение себя из ситуации. Первый способ заключается в том, чтобы заменить свою точку зрения на другую, отстраненную от происходящего.

Вы можете добиться этого, либо рассмотрев ситуацию с точки зрения будущего – так, чтобы взирать на нее как на событие, оставшееся в прошлом, – либо выйдя из нее визуально и наблюдая за ней с позиции безучастного стороннего наблюдателя: примерно так, как вы следите за телевизионным шоу.

Второй способ устранения эффекта контролирующего стимула требует переключения внимания на другой стимул.

Если вам, например, невыносимо скучно на лекции, вы можете целенаправленно обратить свое внимание на какую-нибудь привлекательную особу из числа слушателей или на какой-то предмет в помещении, который выглядит достаточно странно, чтобы возбудить в вас любопытство, – короче говоря, на любой стимул, достаточно мощный, чтобы вызвать у вас иную эмоцию. Сродни разрыву причинно-следственных связей оказывается постановка вопросов, приводящих к обработке информации. Если в минуту, когда на вас давит некая эмоция, вы приметесь задавать себе вопросы, касающиеся решения проблем, то результатом этого часто будет оказываться эмоциональное отрешение от эффектов, оказываемых стимулом. Например, чтобы свести к нулю невыносимое чувство, вызванное расизмом дядюшки Джо, вы можете задавать себе вопросы: «Как он дошел до такой жизни?», «Как я дошел до таких мыслей?», «Что мне сделать, чтобы изменить то, что делает он?»

Третьим способом является физический выход из ситуации. Если стимул лишает вас возможности выбирать себе чувства, то не обязательно его терпеть. Между бегством и уходом существует огромная разница. Может статься, что вам придется физически оградиться от стимула, чтобы восстановить свой эмоциональный выбор.

Так, в главе 7 мы рассказали, как Лесли сочла нужным выйти из ресторана, чтобы подумать, чего ей хочется в плане эмоций и вызвать в себе эти чувства. Как только она восстановила в себе способность выбирать чувства, она была готова вернуться в ресторан, но теперь уже на собственных эмоциональных, условиях.

Вот некоторые примеры действий, посредством которых вы можете устраняться из невыносимых, парализующих ситуаций.

Вас раздражает и выводит из себя чей-то насмешливый и скрипучий голос.

• Переключите все внимание на других присутствующих.

• Постарайтесь вычислить, какие паттерны мышечного напряжения порождают столь омерзительное звучание.

• Сымитируйте тон.

• Вообразите, что данный тон – симптом смертельной болезни.

• Уйдите.

• Завладейте взаимодействием, пользуясь своим естественным голосом.

Вы гостите у друга, квартира которого пребывает в таком запустении, что вы испытываете отвращение и гадливость.

• Приберите в квартире.

• Выберите себе чистый уголок, который сможете назвать своим пристанищем.

• Погасите свет.

• Уйдите.

• Рассматривайте окружающую обстановку как специально созданное произведение искусства.

• Для каждого слоя грязи постарайтесь представить, какие события привели к его накоплению.

Вас игнорирует коллектив, и это вызывает у вас чувство униженности и негодования.

• Уйдите.

• Устройте сцену.

• Пошепчите кому-нибудь на ухо.

• Наслаждаясь своей невидимостью, понаблюдайте, как забавно ведут себя люди.

• Подслушайте разговоры и подумайте, как использовать услышанное.

• Отведите кого-нибудь в сторонку и втяните в беседу.

Эти примеры приведены ради стимуляции ваших раздумий над рядом возможностей, позволяющих вам просто-напросто прервать ход вещей, заставляющий вас реагировать неблагоприятным и неудачным образом.

Теперь вам имеет смысл подыскать несколько примеров невыносимых ситуаций, в которых вы чувствовали и вели себя не так, как хотели.

Вы познакомились с процессом создания соответствующих альтернатив, и в следующий раз, оказавшись в эмоционально гнетущей ситуации, сможете воспользоваться следующим форматом.

1. Установите, что именно заставляет вас испытывать неприятную или неблагоприятную эмоцию (то есть идентифицируйте причину).

2. Выберите способ, позволяющий свести эффект этой причины к нулю путем либо а) изменения перспективы, превращения в стороннего наблюдателя или наблюдения за ситуацией из будущего, либо б) переключения внимания на другой стимул, либо в) физического устранения из ситуации.

3. Устранитесь из ситуации способом, который предпочли. Если вы все еще чувствуете себя перегруженным, вернитесь к этапу 2 и выберите другой – возможно, не такой радикальный, – способ ликвидации причинно-следственной связи.

4. При желании, устранив эффект стимула, перейдите к формату «Во время» и другим оценочным подходам.

Возможно, что того облегчения, которое вы ощутите, оградившись от причины ситуации, будет достаточно, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. В этом случае вы можете остановиться на третьем этапе.

Однако прежде чем двинуться дальше, подумайте, не следует ли вам в конечном счете овладеть такой ситуацией – попробуйте подчинить себе ваши переживания так, как это произошло.

Если вам приглянется подобный исход, воспользуйтесь возможностью либо перейти к формату «Во время», изменяя свою эмоциональную реакцию на текущую ситуацию, либо к формату «После», изменяя будущую эмоциональную реакцию на похожую ситуацию.

Независимо от того, что вы выберете, – воспользуетесь преимуществом указанных форматов или просто сведете к нулю причинно-следственную связь и обратитесь к другим вещам, – цель состоит в том, чтобы поставить ситуацию под контроль и не давать ей контролировать вас.

Источник: http://bookap.info/nlp/lebo_zalozhnik_emotsiy/gl41.shtm

Примеры причинно-следственной связи в школьной программе :

Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель.

Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов.

На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием – движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа «причина-следствие» для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений.

Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок.

Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством.

То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия.

Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко.

Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу.

Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Читайте также:  Мизогиния - психология

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

Источник: https://www.syl.ru/article/302688/primeryi-prichinno-sledstvennoy-svyazi-v-shkolnoy-programme

Причинно-следственная связь в отношениях с людьми — Самораскрытие истинности

Семейная тема

Предлагаю вам вместе со мной проследить причинно-следственную взаимосвязь происходящих с нами ситуаций внутри отношений. Мне кажется, это будет интересно.

Итак, первое, о чем я хочу поговорить, это ассоциации. К слову, серьезно нами управляющие.

Поясню на примере. Маленькая девочка растёт в семье, где у взрослых считается совершенно нормальным вторгаться в личное пространство ребенка.

Со временем у девочки вырабатывается устойчивая связь понятий «любовь» и «нарушение личных границ». Данная ассоциация во взрослой жизни становится причиной появления в ее жизни партнеров, склонных к проявлению насилия. В любой его форме.

В том числе психологической. Сюда же можно отнести избитое убеждение «бьет, значит любит».

Следствием нарушения личных границ может стать также бессознательная установка «меня любят, когда я без границ». У такого ребенка будет «оправдательная база» поведению родителей в виде «меня любят, когда я послушный».

Второй момент – лояльность. Любой человек стремится принадлежать к одной или нескольким системам: семье, национальности, религии и т.д. Так он удовлетворяет свою потребность в безопасности.

Отчего испытывает больше уверенности и сил. Цена вопроса – необходимость четко выполнять установленные системой правила. Лояльность, как и ассоциация, часто не осознаваемая.

Так, вы могли появиться в семье, где мама, бабушка, прабабушка были несчастливы в отношениях.

Вы же, создавая в будущем свою семью, с высокой долей вероятности встретите партнера, построить счастливую семью с которым шансов будет не так и много.

Другими словами, несчастливая личная жизнь предыдущих поколений женщин воспринимается вами в рамках вашей системы семьи как лояльность. То же можно сказать и о семьях, где из поколения в поколения деньги добываются тяжелым трудом.

Вырабатывается установки типа «легких денег не бывает», «чтобы нормально заработать, надо пахать как лошадь» и т.д. Всё это примеры негласных правил системы.

Третий аспект, который мне хотелось бы озвучить, это переплетение. Всякой системе присущи две тенденции – существовать без изменений и изменяться. При этом, если начинает усиливаться одна из них, вторая также усиливается. Допустим, в вашем роду произошло какое-то несчастье.

Следствием такого события является выход системы из равновесия. Очевидно, что система будет стремиться восстановить нарушенный баланс. И если, допустим, умер один из членов семьи, элементы его судьбы/психоэмоциональных состояний могут начать воплощаться в последующих поколениях.

Четвертый момент – проекция. Классика жанра. Смысл ее заключается в том, что он или она в отношениях проецируют своего папу или свою маму на партнера. Допустим, она, будучи ребенком, жила с ощущением того, что отец не так и сильно ее любит. Ей не хватало его внимания, его ласки и заботы.

В отношениях внутри своей семьи такая женщина может постоянно цепляться к партнеру со словами: «Коля, ты меня не любишь». При этом отвертеться у Коли шансов никаких. Ведь она так ощущает. И Роме не остается ничего другого, как начать проецировать на нее свою маму, предъявляющую всем и всегда свои претензии.

Что произошло? А произошло то, что каждый из партнеров попал в свой привычный мир. Здравствуйте, родители, это называется.

Если не закрыты отношения с одним из родителей, то человек будет стремиться сделать из своего партнера маму/папу.

Но кто захочет становиться на чужое место, вот в чем вопрос… До тех пор, пока не завершена сепарация с родителем, он будет являться постоянным объектом ваших проекций.

Пока присутствует незаконченная сепарация, будет присутствовать и невозможность находиться в реальных отношениях.

И последнее – самоидентификация. Это ваши представления о себе. Та характеристика ваших личных качеств, которую вы сами же себе и даете. НО. Интересный момент.

Если вы приписываете себе какие-то качества, другими словами, являетесь кем-то, то можно сделать вывод, что другим кем-то вы не являетесь. Тем самым делая себя дезадаптивным. Поясню на примере. Вы считаете себя отличной хозяйкой.

Значит, скорее всего, там, где можно полениться, вы будете продолжать надраивать, настирывать, приготавливать.

А все потому, что не можете нарушить свою самоидентификацию. Или вы считаете себя бережливой/экономной/скупой. Но в жизни масса ситуаций, когда нужно раскошелиться, чтобы доставить удовольствие себе или близкому человеку. Так вы лишаете себя маленьких радостей жизни. Так вы сами же себя и ограничиваете. Другими словами, сегодняшние ваши проблемы всего лишь следствие вашей идентификации.

Вот так и живем…

Расскажите, а как у вас? Какие причинно-следственные связи обнаружили вы?..

Источник: http://www.samoraskrytie.ru/raznoe/prichinno-sledstvennaya-svyaz-v-otnosheniyax-s-lyudmi.html

Корреляция или причинно-следственная связь — Сайт помощи психологам и студентам

Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).

Корреляция или причинно-следственная связь

Корреляция или причинно-следственная связь…

Из: Дэвид Дж. Майерс, учебник «Социальная психология».

Статус и продолжительность жизни

Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно).

В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни.

Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al. , 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.

Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку Мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успехаМожет быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробияКорреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).

Чувство собственного достоинства и успехи в учебе

Корреляция еще ничего не говорит о причинно-следственной связиПутаница в толковании корреляционной и причинно-следственной зависимостей становится причиной многих лишенных логики рассуждений, представленных на страницах популярных Психологических изданий.

Рассмотрим ещё одну весьма реальную корреляцию — между чувством собственного достоинства и академическими успехами. Дети с развитым чувством собственного достоинства — это нередко и дети, которые хорошо учатся.

(Как и в любом другом случае корреляции, этот пример «можно развернуть на 180°»: академические успехи ведут к высокому самоуважению. ) Как, по-вашему, что будет причиной, а что — следствием(рис. 1. 4).

Некоторые считают, что «здоровая Я-концепция» благоприятствует академическим успехам.

А это значит, что, поддерживая «Я»-образ ребенка, можно улучшить его успеваемость. Поверив в этот тезис, администрация 30 штатов издала более 170 законодательных актов, направленных на поддержку самоуважения.

Однако другие, в том числе психологи Уильям Дэмон (Damon, 1995), Робин Дэйвс (Dawes, 1994), Марк Лири (Leary, 1998) и Мартин Селигман (Seligman, 1994), усомнились в том, что самоуважение — на самом деле «те доспехи, которые способны защитить детей» от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Не исключено, что ситуация диаметрально противоположна и что недостаточное самоуважение есть результат проблем и неудач. Возможно, чувство собственного достоинства зачастую лишь отражает реальность и то, как складывается наша жизнь, или произрастает из достижений, являющихся результатом тяжелого труда. Поступай разумно — и ты будешь уважать себя; грубо ошибайся, терпи неудачи — и ты будешь чувствовать себя последним болваном. Результаты исследования, проведенного с участием 635 норвежских школьников, позволяют предположить, что цепочка золотых звездочек возле имени ученика на доске успеваемости и постоянные похвалы восхищающегося им учителя способствуют росту самоуважения ребенка (Skaalvic & Hagtvet, 1994). Но не исключено, что корреляция самоуважения и достижений есть следствие связи и первого, и второго с такими базовыми параметрами, как интеллект и социальный статус Семьи.

О том, что это возможно, свидетельствуют результаты двух исследований: в первом национальная выборка составила 1600 американцев — молодых мужчин, а во втором — 715 юношей — жителей штата Миннесота (Bachman & O'Malley, 1977; Maruyama et al. , 1981). После того как исследователи статистически исключили влияние интеллекта и статуса семьи, от корреляции самоуважения и достижений не осталось и следа.

Современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях. Отсроченные корреляции (time-lagged correlations) выявляют последовательность событий (по ним, например, отмечают, когда изменение достижений проявляется чаще — до изменения самоуважения или после него).

Исследователи могут также использовать статистические Методики, исключающие влияние «мешающих» переменных. Так, авторы упомянутых выше работ не обнаружили никакой корреляции между самоуважением и достижением после того, как устранили различия в интеллекте и статусе семьи.

(Для людей с примерно равным интеллектом, принадлежащих к семьям примерно одинакового статуса, корреляция между самоуважением и достижением была минимальной.

) Группа исследователей из Шотландии заинтересовалась, сохранится ли связь между статусом и продолжительностью жизни, если они исключат такой фактор, как курение, которое сейчас гораздо меньше распространено среди людей с высоким социальным статусом.

Эта связь сохранилась, что дало основание считать: более высокая смертность среди бедняков отчасти объясняется и другими факторами — такими, например, как более высокий уровень стресса и снижение чувства контроля.

Итого

Итак, сильной стороной корреляционного исследования является то, что его можно проводить в реальных условиях и изучать влияние таких факторов, как расовая принадлежность, пол и социальный статус, которыми невозможно манипулировать в лаборатории. Огромный недостаток корреляционного исследования — неоднозначность его результатов.

Это обстоятельство крайне важно.

Если мало сказать о нем людям 25 раз, чтобы они это поняли, сто ит не пожалеть времени и повторить 26-й: зная, что изменение одной переменной вызывает изменение другой, мы можем предсказывать первую, если нам известна вторая, однако корреляция ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием.

Источник: http://psinovo.ru/stati/korrelyatsiya_ili_prichinno-sledstvennaya_svyaz.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию