Вербальные способности — психология

Что такое вербальный интеллект?

Вербальные способности - психология

Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами.

В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным.

Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью.

Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче.

В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы.

Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве.

Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения.

В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст.

Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность.

При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия  у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации.

Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются.

Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого.

Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид.

Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см.

Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

(2

Источник: http://GolMozg.ru/interesno/verbalnyy-intellekt.html

Что такое вербальный интеллект, мышление

Что такое вербальный интеллект, мышление

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов.

Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций. К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет.

В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

Вербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации.

После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления.

Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни.

Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах.

При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения.

Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации.

В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты.

Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

  • синтаксис;
  • фонетику;
  • лексику;
  • грамматику.

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово.

Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой.

Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми.

Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях.

Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания.

Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах.

Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами.

Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую.

Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира.

Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты.

Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов.

Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата.

Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня.

Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект — это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/chto-takoe-verbalnyj-intellekt-myshlenie.html

Вербальный интеллект | Невербальный интеллект

Каждый человек обладает речью. Каждый способен воспринимать и воспроизводить слова, а, следовательно каждый человек, обладает вербальным видом интеллекта. Вербальный интеллект – позволяет проводить анализ полученной информации, систематизировать её и воспроизводить в виде речевых (вербальных) сигналов.

Наравне с вербальным видом интеллектуальных способностей, существует, невербальный интеллект – это тип мышления, опирается на образы и представления, т.е. визуализацию. Он взаимосвязан с развитием мыслительной деятельности наглядно-действенного типа.

Тип интеллекта и профориентация

Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значение для человека.

При развитии вербального вида интеллектуальной сферы, человек обеспечивается для себя успех в познании гуманитарных наук, таких как география, изучение языков и литература.

Для того, чтобы стать успешным в сфере искусства, музыке, технике следует больше внимания уделять такому виду мышления, как невербальный интеллект. Однако если есть желание понять как естественные науки, так и точные, следует равностепенно развивать обои типы интеллекта.

На основании исследований людей со способностями к инженерным наукам был сделан вывод, что структура их мышления более сложная, чем у людей склонных к гуманитарным и естественным наукам.

Так диаграмма интеллекта у студентов технических профессий, была сдвинута в пользу невербального вида. В то время, как у обучающихся по гуманитарному профилю, сдвиг был диаметрально противоположен.

А вот у людей инженерных профессий, оба показателя приблизительно имели равное значение.

Именно вербальный интеллект в совокупности с невербальным видом лежат в основе проведения тестов на профориентацию. Наиболее популярным в этой области является тест Амтхауэра.

В нем собраны четыре группы подтестов, каждая из которых отвечает за исследование и характеристику развития мыслительных способностей. В частности: вербальные, математические, способность к пространственному воображению и геометрии, запоминание.

Презентация: «Тренинг коммуникативных умений»

[sociallocker id=»2007″][/sociallocker]

Оперирование знаками и символикой, вот что, в сущности, представляет собой вербальное мышление.

В основе различия лежат необходимость для одних людей непосредственно видеть или хотя бы визуализировать предметы, а для других достаточно осуществления операций со знаками и символами.

Для развития вербального мышления, следует больше времени уделять чтению, изучению языков и тренировкам в ораторском мастерстве. Для невербального, наилучшей тренировкой будет перенесение объектов из образной формы в материальную.

Неоднородность интеллекта и система его изменения в течение жизни

Человеческий интеллект по своей структуре является неоднородным и имеет склонность к изменениям в течение всей жизни. В разные возрастные периоды степень развития того или иного типа активности бывает различной и неоднородной (чередование состояний спад-подъем).

Ученые выделяют 4 периода:

  1. 18 – 25 лет – характеризуется частой сменой интеллектуальной активности, мыслительные функции неустойчивы и активно перестраиваются. Отсюда исходит постоянная смена интересов.
  2. 26 – 35 лет – отмечается увеличение фазы подъема, несколько снижается непроизвольная память, повышается интенсивность внимания и происходит формирование характерного, личного типа мышления.
  3. 36 – 40 лет – происходит формирование целостного интеллекта, возникает понятие суждений и мудрости. То есть использование накопленного опыта и его развития в определенных сферах.
  4. более 40 лет — характеризуется наиболее интенсивным развитием вербальной сферы. Усиливается влияние накопленного опыта на развитие стиля мышления.

Однако приблизительно с 60 лет интеллектуальные процессы начинают замедляться. Скорость мышления падает, лабильность мозга снижается. Сокращается возможность построения логических умозаключений, снижается уровень кратковременной и долговременной памяти. При влиянии пагубных факторов, этот период наступает гораздо раньше. Также на интеллектуальные процессы влияют и перенесенные заболевания.

Человеческий мозг, как и любой другой орган, подвержен старению.

Для того чтобы продлить его работу, нужно постоянно совершенствовать вербальные и невербальные навыки. Ввиду этого, рекомендуется ежедневно тренировать свой мозг.

Источник: http://TonusMozga.ru/intellekt-i-eruditsiya/intellektualnyye-sposobnosti/verbalnyj-i-neverbalnyj.html

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к.

он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра привлекателен, во-первых, тем, что он хорошо автоматизируется и может быть представлен в компьютерном варианте, что дает много преимуществ для исследования, во-вторых, он позволяет количественно, в числах выразить уровень интеллектуального развития.

Отдельные (тесты) субтесты сведены в батарею тестов, что позволяет сразу оценить уровень развития различных сторон интеллекта:

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Теория интеллектуального развития

Швейцарским ученым Жаном Пиаже была предложена наиболее разработанная теория интеллектуального развития. В интеллектуальном развитии он выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная стадия— младенчество. Когда ребенок осуществляет поиск предметов, исчезнувших из его поля зрения, предполагая, где они могут находиться. Он умеет координировать информацию, поступающую от органов чувств, и развиваются способности к целенаправленным действиям.

  2. Стадия дооперационального мышления. У ребенка начинает формироваться вербальное и понятийное мышление.

  3. Стадия конкретных операцийначинается примерно в семь лет, ребенок уже может рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество.

  4. Стадия формальных операцийначинается приблизительно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления.

У человека вербальная способность развивается с 3 лет от уровня простых суждений к логическому выводу на основе формальных и содержательных правил, проходя шесть ступеней до 18 лет. Затем вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет, снижение наступает к 65-70 годам.

Но все же с возрастом происходит снижение продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего интеллекта», из-за замедления мыслительного процесса, т.е. снижения скорости обработки информации. Причем скоростные показатели интеллекта могут снижаются уже с 30 лет.

Однако существует непосредственная связь интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией, некоторые интеллектуальные функции с годами развиваются и в преклонном возрасте.

Из парциальных способностей ухудшаются мнемические процессы (активное восприятие и долгосрочное хранение информации), в то время как способность к краткосрочному удержанию информации с возрастом снижается совсем незначительно.

Связь вербальных способностей с успеваемостью

В педагогической психологии давно замечена связь уровня развития интеллекта с успеваемостью. Согласно Векслеру вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный.

Развитие отдельных составляющих структуры интеллекта обусловливает успешность изучения учащимися тех или иных учебных предметов.

Вербальный интеллект определяет успешность учения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным (язык, литература, история и т.п.).

Чтобы успешно обучаться естественнонаучным дисциплинам, нужен высокий уровень развития пространственного и вербального интеллекта, для хорошей успеваемости по гуманитарным дисциплинам, нужна высокая степень развития вербального интеллекта (чувство языка, речи).

В психологии речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, материализация мысли.

Речь и язык

Основное различие речи и языка заключается в следующем:

  • Язык— это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей вполне определенные значения и смысл, объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики).
  • Речь(предмет «психолингвистики») — психологический процесс формирования и передачи мысли посредством языка. Речь без знания языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться по своим законам.

Детерминантные процессы речи и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей изучает психолингвистика.

Развитие вербального фактора интеллекта в зависимости от профессиональной деятельности

Если в своей профессиональной деятельности человеку в основном необходимо оперировать словами как символами, тогда ему потребуется более высокий уровень вербального интеллекта.

Уровень развития и эффективность функционирования именно данной структуры, а, следовательно, связанной с ней системы операционных механизмов оказывают более существенное влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности, например, учителей-словесников, нежели уровни развития «математического» и наглядно-образного мышления.

Продуктивность познавательных способностей человека снижается в связи с деформацией или разрушением системы операционных механизмов вербального типа: отвлеченное сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Система функциональных механизмов познавательных способностей (первый уровень интеллекта) с возрастом не претерпевает значительных изменений.

Вербализм

При интеллектуальной неготовности детей возможны разные варианты развития, одним из которых является вербализм.

Вербализм — это высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления.

В таких случаях речь у детей развивается рано и интенсивно, они применяют сложные грамматические конструкции, обладают богатым словарным запасом, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, недостаточно включаясь в практическую деятельность, с родителями или другими детьми.

Вербализм опасен для развития мышления своей односторонностью, такие дети не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с существующими правилами, им трудно успешно учиться в школе.

Возврат ребенка к развитию образного мышления (играм, конструированию, рисованию) является основой коррекционной работы с такими детьми.

Источник: http://www.effecton.ru/384.html

Какие существуют уровни межличностного общения. Вербальный, невербальный и полевой уровень

Какие существуют уровни межличностного общения. Вербальный, невербальный и полевой уровеньkantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Общение подразделяется по уровням глубины.

Оно бывает ситуативно-поверхностным, когда люди контактируют непродолжительное время и только в связи с конкретными обстоятельствами, которые их и соединили, среднесрочно-умеренным, предполагающим взаимодействие в течение какого-то промежутка времени, за которое люди до определенной степени узнают друг друга и начинают делиться с партнером своими проблемами и размышлениями, и долгосрочно-глубинным, основанным на значительных контактах, сопровождающихся высокой степенью взаимной доверительности. Фактор времени, то есть продолжительность общения, как правило, определяет и его глубину. Когда люди съели вместе пуд соли, то они и общаются намного откровеннее и полнее, нежели если они поговорили два раза по пятнадцать минут.

Однако бывает и наоборот. Достаточно короткий контакт может быть полностью глубоким, что буквально переворачивает человеку всю жизнь. А регулярные встречи с сослуживцами или приятелями в течение многих лет могут так и остаться ни к чему не обязывающей светской условностью, при которой люди соприкасаются друг с другом очень поверхностными слоями.

Спросите себя – какая разновидность общения из перечисленных в большей степени присуща вам?

Общение также разделяют на вербальное (словесное) , невербальное (исользующее язык тела) и тонкое,( энергетическое): как правило, они сосуществуют в одном коммуникате и также свидетельствуют о различных уровнях глубины контакта.
 

Первый и наиболее понятный уровень общения — вербальный контакт

Люди обмениваются словами, фразами, мыслями — информацией, и на них сконцентрировано внимание собеседников.

Словесная информация чаще всего бывает окрашена эмоциями и тонкими вибрациями, однако, если разговор очень важен, то он требует внимательного отношения к словам, которые выходят на первое место по значимости.

Если слова ничем не окрашены и человек не подкрепляет их ни жестами, ни интонацией, ни тонкой энергетикой, общение протекает на более поверхностном уровне.

Второй уровень общения, скрытый за первым — это невербальный контакт

Под ним обычно имеют в виду взгляды, мимику, жесты и интонацию, которыми оперируют собеседники во время разговора. Это более тонкий и глубокий вид взаимодействия между людьми, нежели общение при помощи слов. Если человек сознательно не отслеживает своего невербального поведения, то его анализ, сделанный специалистом может сказать о нем гораздо больше, чем слова.

И по степени воздействия на человека он оказывается гораздо сильнее слов. Исследования психологов показывают, что по невербальному каналу мы получаем 68% информации! Нейролингвистическое программирование утверждает, что порядка 30% информации передает голос, язык тела – около 60%, и только 15% приходится на смысл слов. Особенно это касается оценивания незнакомого человека.

Эта особенность восприятия информации наглядно проявляется в нашей оценке различных публичных выступлений спортсменов, артистов, политиков. Прежде всего мы оцениваем артистизм, подачу, умение выразительно задействовать голос и тело, и только через эти фильтры воспринимаем собственно текст. Самая блестящая, умная, тонкая информация могут быть нивелированы неумелой ее подачей..

Сила или слабость, мягкость или жесткость, открытость или замкнутость, сухость или эмоциональность, спокойствие или нервозность — эти качества человека воспринимаются нами помимо слов, через его интонацию и жесты.

Если человек сознательно выстраивает свое невербальное поведение, то с его помощью он может очень сильно влиять на собеседника.

Играя на паузах, взглядах и поворотах тела, люди подчас добиваются гораздо больших результатов, чем если они изводят тонны слов, не обеспеченных живой энергией отношения.

На невербальные средства нашего самовыражения влияют как индивидуальные особенности, так и факторы среды: характер и убеждения, уровень культуры, национальные особенности.

Жители Скандинавии в среднем совершают два-три жеста в течение часового разговора. Французы значительно чаще — порядка 80 жестов в час, а итальянцы – около 110 -115 жестов.

Различие национальных привычек в проявлении эмоций делают коммуникацию между народами Юга и Севера достаточно сложной. Даже в пределах одной страны.

Север и Юг таких стран как Испания и Италия настолько не понимают друг друга, что все время спорят об отделении друг от друга.

Третий уровень общения, самый глубокий — чисто энергетический или полевой уровень.

Контакт энергетических структур, пока еще не очень-то признаваемый современной наукой, но реально встречающийся в жизни каждого человека. Он может сопровождать любую беседу, а может вообще происходить в отсутствии слов и жестов.

Как правило, этот аспект общения остается за скобками нашего сознания. Почему мы называем этот вид общения самым глубоким? Потому что он стоит за всеми человеческими взаимодействиями, является их основой.

Тонкая сила пронизывает его слова, светится в его молчании, обуславливает поведение и впечатление от него.

В процессе контакта прислушивайтесь не только к словам, но и к тонким ощущениям, возникающим от слов, действий или поступков нашего собеседника.

Так вы лучше поймете, что представляет собой тот, с кем вы разговариваете и сможете отследить особенности его энергетического воздействия на вас.

Это гораздо быстрее позволяет разобраться в человеке и в ситуации, чем сосредоточение только на словах собеседника или, тем более, на самом себе: собственной выгоде или на том впечатлении, которое мы производим, поддерживая свой ролевой образ.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/985-kakie-sushhestvuyut-urovni-mezhlichnostnogo-obshheniya-verbalnyj-neverbalnyj-i-polevoj-uroven.html

Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях: — Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения.

Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными. — Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык. — Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем.

В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка. — Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму.

Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего. — Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация. — Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.

Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

— Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности: — говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

— слушание — восприятие содержания звучащей речи;

— письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся: Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: — жестика; — мимика;

— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много.

Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М.

Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.) • Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение.

Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть: — Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства — Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. — Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

— Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных.

У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником.

Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.

Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием — многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность.

Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие.

Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида: — доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз); — покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);

— равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение — сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения: — Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты.

Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза. — Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.

— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

Источник: https://psyera.ru/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya-804.htm

Вербальные способности: понятие, развитие, проверка

Вербальные способности: понятие, развитие, проверка

Человек является сложным механизмом, который мыслит, действует и испытывает эмоции. Человеческая природа устроена таким образом, что общение в ней играет очень важную роль. Вербальные способности, как и любые другие, требуют развития. Каково определение вербальных способностей, для чего они нужны и как их развить?

Определение

Вербальные способности — это умение человека контактировать с внешним миром при помощи речи. Для этого нужно правильно формировать мысли и выстраивать предложения. Вербальные способности человека проявляются не только в произношении тех или иных слов, так же это относится к тону голоса, выражению, с которым произносятся слова.

Зачем нужно развивать способности?

Общение при помощи словесного выражения мысли — один из основных способов коммуникации человека с внешним миром. Умение контактировать с другими людьми нужно прививать с детства, когда ребенок наиболее восприимчив к информации.

Впервые ребенок общается с матерью криком, оповещая о своих потребностях. Затем по примеру родителей начинает произносить слова, которые постепенно превращаются в словосочетания и предложения.

Целью развития вербальных способностей человека является восприятие и воспроизведение мыслей, понимание художественных произведений и умение наиболее точно и грамотно выразить собственные умозаключения.

Познание человеком искусства выражения собственных мыслей начинается еще в детстве. Для этого используются словесные игры и другие манипуляции. Затем в школьном возрасте учителя используют иные техники развития способностей. Таких методов существует достаточно большое количество.

Внутренний диалог

У всех в голове присутствует внутренний голос, с помощью которого формируются мысли. Для его тренировки используются следующие упражнения:

  1. Нужно взять одну фразу и попробовать мысленно произнести ее с разной интонацией, ударением, выражением.
  2. Затем следует представить, как бы она звучала, если бы произносилась другим человеком.
  3. При помощи фантазии нужно представить, как бы звучала эта фраза, если бы находилась в другой комнате, на небе, лежала на ладони.

Несомненно, такие манипуляции требуют подключения фантазии, однако упражнения позволяют правильно формировать мысль, прежде чем произнести ее вслух.

Чтение

В плане развития вербальных способностей чтение является очень важным аспектом. Читая книги, человек пополняет словарный запас, его речь наполняется художественными оборотами, а также становится правильной. При этом важно читать книги не только классической, но и современной литературы.

Любовь к чтению прививается еще со школьных лет, этому способствуют уроки литературы. Кроме этого, человек должен иметь способность анализировать информацию, полученную из источника, а также пересказать ее своими словами. Так же чтение способствует выработке концентрации внимания и внимательности, кроме того, книги — отличный способ развить фантазию.

Кластеризация

Данная методика заключается в следующем: необходимо выбрать одно слово, записать его на бумаге, а затем подбирать ассоциации, которые оно вызывает. Важно делать это инстинктивно, не задумываясь, на чувствительном уровне.

Техника является полезной для составления планов, организования собственных мыслей. Кроме того, отвечая на поставленный вопрос не задумываясь, можно понять, что данное понятие на самом деле означает для человека.

Игры с аббревиатурами

Смысл упражнения в том, чтобы взять слово и составить фразу, первые буквы которой совпадают с буквами выбранного слова. Например: ХЛЕБ — Хриплый Лесник Ел Борщ. Время для придумывания фразы обычно ограничивается 1 минутой. Иногда задача усложняется ограниченной тематикой для придумывания фразы.

Такая словесная игра будет интересна как взрослым, так и детям. Она помогает развивать фантазию и формировать мысли за ограниченный промежуток времени. Игровая форма, в которой проводится данное упражнение, способна заинтересовать как взрослых, так и детей.

Альтернатива обычным словам

Для развития вербальных способностей может использоваться следующая методика: необходимо придумать альтернативу существующим словам, которая характеризует их сущность. Например, обогреватель — грелка, шуба — утеплитель.

Универсальность игр со словами в том, что их можно проводить практически в любом месте — на уроке, дома, в поездке. Вариация на тему придумывания альтернативных слов может быть следующей: описать словами предмет так, чтобы окружающие его отгадали. Игра проводится по аналогии с «Крокодилом», только для описывания используется речь вместо движений.

Произношение скороговорок

Сложные предложения считаются хорошей тренировкой вербального мышления. Это могут быть как простые детские скороговорки, такие как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», так и более сложные — «Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок».

Выговаривание сложных скороговорок положительно влияет на скорость, чистоту речи, а также улучшение дикции. Стараясь как можно быстрее выговорить сложное предложение, нужно не забывать о том, что оно должно остаться понятным для окружающих. Таким образом можно быстро избавиться от так называемого эффекта «каши во рту».

Упражнения для дошкольников

Детям младшего дошкольного возраста довольно сложно выполнять большинство описанных выше упражнений, однако это совсем не значит, что развивать их вербальные способности еще рано. Существуют методики для воспитателей детских садов, которые доступны для понимания маленьких детей:

  1. Чтение вслух книг. Детям читаются интересные книги, соответствующие их возрасту. При этом воспитатель должен читать громко, с выражением. Книги должны содержать небольшие рассказы, которые имеют поучительную сторону. После прочтения книги можно обсудить и проанализировать с детьми поступки главных героев.
  2. Загадки также являются хорошим методом развития вербальных способностей. При этом детям предлагается на основе описания отгадать предмет или явление.
  3. Вербальные способности — это умение не только произносить речи, но и понимать их. Важным упражнением является обучение детей умению слушать и понимать собеседника. Для этого воспитатель проводит чаепития, при которых дети собираются за столом и разговаривают. Важно научить ребенка не перебивать собеседника, а также правильно формулировать собственные мысли.

Регулярные занятия с детьми помогают подготовить их к школе, где умение высказываться и понимать собеседника играет немаловажную роль.

Тесты на вербальные способности

На сегодняшний день многие компании при проведении собеседования с соискателем проводят несколько личностных тестирований для определения характера, работоспособности и других характеристик.

Динамический тест вербальных способностей является одним из самых популярных.

Он может состоять из простых на первый взгляд вопросов, например о том, какая фигура лишняя или какое слово ближе к слову «работа».

Таким образом, работодатель может выяснить способность человека к восприятию информации и ее адекватному анализу.

Подобные качества личности необходимы в таких профессиях, как учитель, кадровик, психотерапевт, руководитель.

Проверка вербальных способностей осуществляется профессиональным психологом, который в состоянии корректно оценить результаты тестирования и подобрать наиболее подходящую для должности кандидатуру.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/359454/verbalnyie-sposobnosti-ponyatie-razvitie-proverka

Ссылка на основную публикацию