Вожак — психология

Психология лидерства

Вопросы психологии руководства и лидерства с давних пор привлекают внимание людей. Что делает человека лидером? Как им стать? Эти вопросы не первое столетие интересуют ученых. Существует теория великих людей, которая заключается в том, что личность, которая обладает определенным комплектом характерных черт, будет отличным лидером, независимо от ситуации, в которой человек находится.

Стили лидерства

Кроме этого, в традиционной социальной психологии поднимается вопрос именно о стиле лидерства. В двадцатом веке ученый К. Левин провел классический эксперимент, который впоследствии позволил выделить три главных стиля лидерства.

Предлагаем вашему вниманию каждый из них:

  1. Директивный, он же авторитарный стиль. Он включает в себя короткие распоряжения делового характера, ограниченность, отсутствие снисхождения. Четкий язык и указания, требовательность. Отсутствие эмоций в рабочие моменты.

    План работы заранее определяется в полном объеме, при этом позиция лидера не обсуждается и находится вне группы. При составлении плана работы ставятся лишь непосредственные конкретные цели. В любом случае голос руководителя будет решающим.

  2. Коллегиальный (демократический) стиль.

    Он в корне отличается от авторитарного стиля. Инструкции поступают в форме предложений, общение носит преимущественно товарищеский тон. Использование метода «кнута и пряника» — похвала и порицание с советами. Лидер преподносит свою позицию внутри группы.

    Все мероприятия также планируются внутри группы, и все участники отвечают за реализацию проектов, все стороны работы выносятся на общее обсуждение.

  3. И, наконец, стиль попустительский. Говоря языком обывателя – разрешительный, либеральный.

    Позиция руководителя незаметно отстранена от всей группы, дела идут, словно само собой. От лидера участники группы не получают заданий и указаний, весь рабочий процесс состоит из интересов отдельных членов группы.

Демократический стиль работы считается наиболее эффективным из этих способов руководства. Такую позицию занимают многие специалисты, работающие в сфере управления. Задачей руководителя при использовании демократического стиля лидерства является совершенствование собственного стиля управления, чтобы сделать его как можно более коллегиальным.

Проблема лидерства в психологии

Интересной для изучения является проблема лидерства в психологии. В любом коллективе, независимо от желания руководства, появляются неформальные небольшие группы. Если вдруг такой «коллектив в коллективе» начинает влиять на общественное мнение всего остального коллектива, то эта группа будет называться эталонной.

Необходимость в появлении цели и организации трудовой деятельности, в конечном итоге приводит к возникновению лидер. Это свойственно всем группам, которые состоят из трех и более человек. В психологии выявляется три типа лидеров — это лидер в узком смысле, вожак и ситуативный лидер.

  1. Вожак. Это член группы, обладающий наибольшим авторитетом, который умеет убеждать и внушать. На других членов своей группы он легко может повлиять взглядом, жестом или словом. Вожак должен обладать следующими качествами: это физическая активность, энергичность и хорошее здоровье.Уверенность в себе и своих возможностях, авторитет, стремление добиться успеха в любом начинании. Вожак должен быть умным, обладать хорошей интуицией и иметь творческое начало. Также важно обладание коммуникативными навыками, умение находить с людьми общий язык и идти на контакт.
  2. Лидер в узком понимании. Он гораздо менее авторитетен, нежели вожак. Он часто ставит себя в пример, побуждает «делать, как я». Он оказывает влияние лишь на часть группы.
  3. Ну и, наконец, ситуативный лидер. Такой человек обладает определенными личностными качествами, которые могут пригодиться в конкретной, определенной ситуации – например, организация какого-либо мероприятия.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-liderstva

Вожак и толпа Рос НОУ Психология толпы

Вожак и толпа Рос. НОУ. • Психология толпы по Гюставу Лебону Теория и практика • Обаяние вожака массовой информации Курс лекций • История русской революции как иллюстрация преподавателя ст. Решетникова С. Н. тезиса Г. Лебона о бессмысленности революций

Гюстав Лебон «Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению» «Наступает «эра масс» . «Божественное право масс должно заменить Божественное право королей» «Этого ужасного режима /социализма/ не миновать.

Нужно, чтобы хотя бы одна страна испытала его на себе в назидание всему миру. Это будет одна из таких экспериментальных школ, которые в настоящее время одни только могут отрезвить народы, зараженные болезненным бредом о счастье по милости лживых внушений жрецов новой веры. .

Так как социализм должен быть где-нибудь испытан, ибо только такой опыт исцелит народы от их химер, то все наши усилия должны быть направлены к тому, чтобы этот опыт был произведен скорее за пределами нашего отечества, чем у нас» Лебон Французский психолог, социолог, антрополог, историк, основатель социальной психологии. (1841— 1931 гг. ) Гюстав

Массовое бессознательное, или «Всадник без головы» Толпа почти исключительно управляется бессознательным. Свойства толпы: • импульсивность; • раздражительность; • неспособность обдумывать; • неумение рассуждать; • преувеличенная чувствительность. Все желания толпы очень страстны.

Одухотворенная толпа в действии Действия толпы (быстрота, страстность, агрессивность) Разум толпы (используется лишь в качестве приемной антенны) Разум Чувства (эмоции) Инстинкты Рефлексы Область принятия решений (бессознательное) Наследственность ( «душа расы» или то, что нас объединяет) Инстинкты

Инстинкт (от лат. instinctus – «побуждение» ): генетически запрограммированная строгая последовательность действий, связанная прежде всего с тремя главными сферами: • пищевой; • защитной; • репродуктивной (воспроизводства).

Инстинкты животных: а) не требуют обучения; б) их цель животными не осознается; в) инстинкты практически не изменяются в зависимости от обстоятельств.

Инстинкты человека: • человек сознает цель и средства достижения влечения; • человек может подавлять, сублимировать (перенацеливать) инстинкты, откладывать их удовлетворение во имя высших целей; • искаженный инстинкт может обманывать человека.

График 10 -летних циклов переработки массовым сознанием стартовых идей, на примере осмысления ( «очувствования» ) российским обществом демократических преобразований 1991 года С м е н а д е й с т в и я б а з о в ы х р е ф л е к с о в Ориентировочный рефлекс Точка, когда антидемократические протестные акции перестают давать обратный эффект Реализуется в виде усиления демократических тенденций в обществе, в стремлении к свободе Приход к власти В. В. Путина как результат потребности общества в смене парадигмы массового сознания Зона «кредитовая» стартовой идеи массовым сознанием 1991 2001 2011 Победа демократии в 1991 г. (стартовая идея) и приход к власти Б. Н. Ельцина как результат изменившейся парадигмы массового сознания Защитный рефлекс Вооруженные выступления 1993 г. и возможное ослабление демократических настроений в случае, если бы восстания не произошло (событие консолидировало массовое сознание против антидемократических маргинальных групп) Реализуется в виде усиления авторитарных тенденций в обществе, в обращении к традициям 2021 2031 Протестные акции 2011 -2012 гг. и возможная тенденция к ослаблению антидемократических настроений, если бы акций не было (события консолидировали массовое сознание против маргинальных, на этот раз демократических, групп) Точка, когда демократические протестные акции перестанут давать в массовом сознании обратный эффект Возможная тенденция к усилению антидемократических настроений в случае продолжения протестных акций

Инстинкт 14 046 видов человеческой деятельности квалифицируются как инстинкты Важнейшие инстинкты человека по Арнольду Гелену: 1. стремление к власти; 2. эгоизм; 3. сексуальность; 4. инстинкт подражания; 5. инстинкт повторения, 6. стремление к экстериоризации; 7. инстинкт самоутверждения; 8.

стремление к оцениванию; 9. инстинкт пробивания себе дороги; 10. стремление к движению; 11. стремление к созиданию; 12. стремление к разрушению и др. Зигмунд Фрейд говорил о двух основных человеческих инстинктах: Эросе (инстинкте жизни) и Танатосе (инстинкте разрушения и смерти).

Шерон Стоун в фильме Пола Верховена «Основной инстинкт»

Вожак Римский диктатор Сулла (138— 78 гг. до н. э. ). На вопрос, «Сулла, почему ты ведешь римское войско на Рим? » , ответил: «Я хочу освободить родину от тиранов» и толпа

Вожак и толпа Вожак может быть только тираном, «добрый вождь» презирается толпой Толпа всегда на стороне тиранов Толпа нетерпима, авторитарна, уважает только силу Вожак способен лишь замедлить или ускорить самовластие толпы Фанатичная убежденность порождает террор Вера движет толпой.

Главное достоинство верующих людей – их убежденность. Основанные на образах убеждения религиозны Толпа легко внушаема, импульсивна.

Велика роль слов и образов, далеких то реальности Вожак бессознательно обожествляется Человек в толпе – существо инстинктивное, он склонен как к буйству, так и к героизму Вожак не обладает сильным разумом, след. , его убеждения глухи к доводам рассудка Законы и учреждения не могут быть изменены.

Во власти народа менять их названия Толпа требует восстановления разрушенных ею же идолов Толпа анонимна, следовательно, толпа не несет ответственности Толпа есть царство бессознательного. Разум в толпе бездействует. Толпа живет чувствами.

Чувства толпы, как правило, героичны и благородны (отсюда: не бывает «плохих народов» ) Толпа глубоко консервативна, революционные порывы толпы сиюминутны Вера и бессознательный героизм толпы творят историю Толпа требует немедленного действия

Способы действия вожаков Область обаяния (приобретенного и личного) Вожак Утверждение «Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу» «Существует только одна заслуживающая внимания фигура риторики – это повторение» Наполеон Бонапарт Апостолы Повторение Общественное течение Зараза (подражание) Общее признание Успех «Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов» Нельзя далеко отдаляться от преобладающих в толпе идей, иначе подражать вам будет трудно Сначала зараза овладевает народными массами, а от них другими слоями общества, включая даже тех, кому суждено стать жертвами торжества новых идей. В конечном счете все-таки ум управляет миром «Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания… Боги и люди, сумевшие долго сохранить свое обаяние, не допускали оспариваний» «Обращайтесь дурно с людьми сколько вам угодно, убивайте их миллионами, вызывайте нашествия за нашествиями – и все вам будет прощено, если вы обладаете достаточной степенью обаяния и талантом для поддержания этого обаяния» Лебон Гюстав

Иосиф Сталин На период нахождения Сталина у власти приходятся: форсированная индустриализация СССР, победа в Великой Отечественной войне, массовый трудовой и фронтовой героизм, превращение СССР в сверхдержаву со значительным научным, военным и промышленным потенциалом, беспрецедентное усиление геополитического влияния Советского Союза в мире; а также коллективизация, голод в 1932— 1933 гг. , установление диктаторского режима, массовые репрессии, переселения народов, многочисленные людские потери (в результате войн, депортаций, немецкой оккупации, голода и репрессий), разделение мирового сообщества на два враждующих лагеря, установление коммунистических режимов в Восточной Европе и начало холодной войны. Российское и мировое общественное мнение по поводу роли и значения Сталина в перечисленных событиях отличается крайней поляризированностью. Советский государственный и партийный деятель (1879— 1953 гг. ) «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый … между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю … назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. » В. И. Л

Смена вывесок «Народу так же невозможно круто изменить элементы своей цивилизации, как индивиду изменить свой рост или цвет своих глаз. …/Они суть/ «выражение структуры его души» Г.

Лебон «Эксплуататоры … не в состоянии подавить народа без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ Пирамида антагонистических сословноподавить эксплуататоров может и при классовых отношений в капиталистическом простой «машине», почти что без очень обществе: «Мы правим вами.

Мы дурачим «машины», без особого аппарата, вас. Мы стреляем в вас. Мы едим за вас. простой организацией вооруженных масс. . . » Мы работаем на вас. Мы кормим всех» . В. И. Ленин Плакат 1911 г.

«То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»

личнос ном Диктатура пролетариаталатурти енк ы. Риме Номенклатор – в Древнем раб, громко провозглашавший на приемах имена входивших гостей (от латинского «nomen» – имя) 1919 г. , создание учетнораспределительного отдела ЦК РКП(б), ведающего назначением кадров Номенклатура ЦК РКП(б) Всего 13 163 чел.

Номенклатура № 1 (3500 постов) Члены СНК, ВЦИК, члены президиумов и коллегий наркоматов, руководство ВЦСПС, ВСНХ, крупнейших предприятий Номенклатура № 2 Заместители начальников главков и управлений центральных органов Номенклатура № 3 Руководители на местах Апрель 1922 г. , назначение И.

Сталина генеральным секретарем ЦК РКП(б) (с функциями руководителя аппарата партии) Постановление ЦК РКП(б) от 8 ноября 1923 г. «О порядке подбора руководящих партийных и государственных работников» – завершение в целом создания партийной номенклатурной система С 1923 г.

– работа комиссий по пересмотру состава государственных и хозяйственных органов, создание властной вертикали, свободной от законодательного и судебного контроля «Доселе дело велось так, что дело учраспреда ограничивалось учетом и распределением товарищей по укомам, губкомам и обкомам.

Теперь учраспред не может замыкаться в рамках укомов, губкомов, обкомов. . . Необходимо охватить все без исключения отрасли управления» Из выступления генераль ного секретаря ЦК РКП(б) Сталина на XII съезде партии, апрель

Источник: http://present5.com/vozhak-i-tolpa-ros-nou-psixologiya-tolpy/

Масса и ее вожаки — Психология масс — Конспект лекций

Масса и ее вожаки

Особенности поведения массы и, в Частности, ее влияния на входящих в нее индиви­дов зависят от индивидуальности лидеров, их типов и от их психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада. Г. Лебон именовал их «апостолами», убежден­ными в том, что они ведут людей к новой вере. «Нет надобности, чтобы число этих апостолов было очень велико для выполнения их задачи.

Надо вспомнить, какое не­большое число ревнителей было достаточно для возбуждения столь крупного движе­ния, как крестовые походы, — событие, быть может, более чудесное, чем насаждение какой-либо религии, так как миллионы людей были доведены до того, что бросили все, чтобы устремиться на Восток, и возобновляли не раз это движение, несмотря на са­мые крупные неудачи и жесточайшие лишения» (Лебон, 1991).

Г. Тард полагал, что масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из себя, но большее распространение получили взгляды Лебона. Он описывал четыре основных типа таких «вожаков».

Первый тип — это убежденные проповедники, апостолы не­ких верований (религиозных, социальных или сугубо политических, типа отдельно анализировавшегося Лебоном социализма). Такие лидеры — прообраз толпы.

Они как бы несут в себе все ее основные свойства.

«Загипнотизированные поработившей их верою, они готовы на все жертвы для ее распространения и кончают даже тем, что исключительно целью своей жизни ставят воцарение этой веры.

Эти люди находятся как в полубреду, изучение их требует па­тологического исследования их умственного состояния, но, несмотря на это, они все­гда играли в истории громадную роль».

Такой «апостол всегда представляет собой ре­лигиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; но вместе с тем и прежде всего это ум простой, совершенно не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения совершен­но недоступны его пониманию».

Его психика — это персонифицированная психоло­гия всей массы. Лебон особо подчеркивал внешнюю «простодушную наивность» этих людей. Ничто их не затрудняет. Для них ничего нет легче, например, чем перестроить общество. «Поддаваясь все более и более гипнозу двух или трех непрестанно повто­ряемых формул, проповедник-социалист чувствует жгучую потребность распростра­нять свою веру…» (Лебон, 1991).

В структуре поведения этого типа личности особенно выделяется жажда разру­шения: «По-видимому, почти во все времена имел силу общий психологический за­кон, по которому нельзя быть апостолом чего-либо, не ощущая настойчивой потреб­ности кого-либо умертвить или что-либо разрушить» (Лебон, 1991).

Второй тип лидеров массы — это фанатики одной идеи. Лебон описывал их так: «Повседневно встречаются очень умные люди, даже выдающиеся, теряющие способ­ность рассуждать, когда дело касается некоторых вопросов. Увлеченные тогда своей политическою или религиозною страстью, они обнаруживают изумительное непо­нимание и нетерпимость.

Это случайные фанатики, фанатизм которых становится опасным лишь тогда, когда его раздражают» (Лебон, 1991). В обычное время — это вполне нормальные с виду люди. Однако при возникновении соответствующих об­стоятельств (возникновение массы, появление «апостола» и т. п.) в них просыпает­ся дремлющая фанатичная сущность.

И тогда это — самые верные и надежные «по-

Глава 1.2. Человек в массе              47

мощники апостолов», их приспешники и ближайшие подручные, часто движимые осо­бой яростью и даже вполне отчетливой манией преследования.

Третий тип лидеров массы, по Лебону, «принадлежит к обширной семье дегене­ратов.

Занимая, благодаря своим наследственным порокам, физическим или умствен­ным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными вра­гами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечи­мой неспособности и наследственной болезненности.

Они — естественные защитники доктрин, которые обещают им и лучшую будущность, и как бы возрождение». У дан­ного типа мало фанатизма, нет увлечения одной идеей и даже особой стойкости веры. Тут все решает личная заинтересованность.

По сути, это лица с сильнейшим комп­лексом неполноценности, стремящиеся гиперкомпенсировать его с помощью той са­мой толпы, которую они хотят возглавить. Образно говоря, ими движет простая идея: что «на обломках самовластья напишут наши имена». Это никак не стремящиеся лю­бой ценой прославиться Геростраты, а скорее, мстительные и достаточно меркан­тильные (разумеется, в меру сохранности своего интеллекта) неудачники, аутсайде­ры социального устройства.

Наконец, четвертый тип лидеров массы, обычно приходящий на смену предыду­щим «вожакам» и овладевающий массой после того, как фанатики ее сформировали и основательно «разогрели», — обычный тиран или диктатор.

Это лидер, подбираю­щий власть и пользующийся плодами того, что уже сделала для него возглавлявшая­ся другими толпа. Он может сочетать в себе некоторые черты предшествующих «про­поведников», но не это главное. Он умеет заставить массу полюбить себя и возбудить боязнь к себе.

«За Суллою, Марием и междоусобными войнами выступали Цезарь, Тиберий, Нерон. За Конвентом — Бонапарт, за 48-м годом — Наполеон III» (Лебон, 1991).

По мнению 3. Фрейда, это и есть прообраз «идеального отца». Масса «уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господи­на…

Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он все же должен соответство­вать этой потребности своими личными качествами. Он должен быть сам захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе; он должен обладать силь­ной импонирующей волей, которую переймет от него безвольная масса» (Фрейд, 1969).

Данные характеристики во многом совпадают с характеристиками того «пра­отца», которому поклонялась первобытная орда. Однако обратим внимание, что даже Фрейд не ставил появление такого лидера в фатальную зависимость от потребностей массы.

Все-таки их появление связывалось с определенными историческими перио­дами и, следовательно, некоторыми объективными причинами.

Г. Лебон довел свой анализ до конца XIX века. Анализируя происходившее в Рос­сии в начале XX века, Н. А. Бердяев писал: «В России появился новый антропологи­ческий тип, новое выражение лиц.

У людей этого типа иная поступь, иные жесты….

Этот новый душевный тип оказался очень благоприятным плану Ленина, он стал ма­териалом организации коммунистической партии, он стал властвовать над огромной страной».

48              Часть 1. Массы

Однако только к концу XX столетия стало понятно: «Большевики открыли исти­ну, секрет которой заключался в весьма простых посылках: масса требует не идей, а лозунгов, не логики, а обещаний, не призывов к размышлениям, а угадывания ее на­строения. Тогда она превращается из аморфной массы в разрушительную материаль­ную силу.

И XX век использовал искренность в качестве способа достижения цели, превратившись в самое неискреннее столетие. Отпала необходимость в проповедни­ках и правдолюбцах — их место заняли Троцкие, Муссолини, гитлеры.

Кумиры и вож­ди масс, способные истерической неистовостью управлять настроением множества людей, доводя их до искренней жажды разрушения» (Васильев, 1991).

В свое время подобные выводы производили впечатление тенденциозности и со­циальной ангажированности их авторов.

Однако, если внимательно припомнить, на­пример, хотя бы многократно описанный фанатизм поведения А. Гитлера, известный из мемуаров современников моноидеизм В. И.

Ленина или природную ущербность, сухорукость и лицо в оспинах И. В. Сталина, то многое представляется достаточно убедительным.

Фундаментальным политико-психологическим фактом является то, что всякий раз в истории во главе масс стояли особого типа лидеры — не обычные, а во многом аномальные индивиды.

Подчеркнем, что практически все они, за единичными исклю­чениями, были лидерами именно масс. Исчезала или реструктурировалась масса —- ис­чезали, уходили в социально-политическое небытие эти лидеры.

В свою очередь, если с ними что-то случалось, очень быстро растворялась или видоизменялась ведомая ими масса.

Распад массы: освобождение индивида

Как уже говорилось, психологическая масса — в большинстве случаев образование временное. Эмоционально-аффективные потребности входящих в нее индивидов в конце концов иссякают или реализуются. Масса становится менее энергичной.

В ее поведении возникает некая пауза, шаткое равновесие. Она застывает, уже не двигаясь вперед, но еще не откатывая назад.

Некоторое время на индивидов действует инер­ция сугубо массовых эмоций, однако, лишаясь эмоциональной подпитки от самих этих индивидов, они также иссякают. Масса начинает постепенно распадаться.

Исключим из рассмотрения действие внешних по отношению к массе факторов. Разумеется, массой можно управлять. Внешние управляющие факторы могут как ускорить, так и замедлить распад психологической массы. Их влияние относится к проблеме управления массами людей, и будет рассмотрено дальше, на конкретном примере психологии толпы. Сейчас нас интересует масса в «чистом виде».

Психика всякого индивида, в большей или меньшей степени, ориентирована на удержание определенного баланса эмоционального и рационального. Излишний крен в одну из этих сторон начинает требовать компенсации.

Рано или поздно она дости­гается — и тогда начинается крен в противоположную сторону.

Сильное эмоциональ­ное напряжение, переживаемое индивидом в массе, сопровождаемое двигательной ажитацией, требует огромного количества психофизиологической энергии. Постелен-

Глава 1.2. Человек в массе              49

но она иссякает. И в тот момент, когда она иссякает окончательно, когда замедляют­ся шаги еще только что куда-то стремившейся массы, когда стихают еще только что громогласные крики и руки больше не тянутся ни вниз, за булыжником — «орудием пролетариата», ни вверх, в знак любви и приветствия, психологическое существова­ние массы завершается.

Разумеется, это происходит не одновременно. Вначале масса распадается на отдельные, достаточно крупные фрагменты. От нее постепенно откалываются срав­нительно небольшие части.

В свою очередь, эти части и фрагменты быстро атомизи-руются, превращаясь в группки индивидов, часто с удивлением смотрящих друг на друга. Чувство полной общности, еще недавно притягивавшее их друг к другу и ка­завшееся незыблемым, вдруг куда-то исчезает.

Каждый вспоминает о своих, индиви­дуальных делах и проблемах, оглядывается по сторонам и смотрит на часы, как бы заново ориентируясь во времени и пространстве. В массе чувство времени и простран­ства теряется, человек дезориентируется в основных координатах жизни.

Пережива­ющие сильные эмоции люди — это те «счастливые», которые «часов не наблюдают». Выходя из массы, они вынуждены ориентироваться заново.

Рациональное сознание возвращается постепенно, часто с трудом. Как правило, индивид выходит из массы психологически крайне уставшим и эмоционально обес­силенным.

Выше мы уже говорили о феномене амнезии, который часто наблюдается у вышедших из массы людей — они просто не могут толком вспомнить, что делали, где были, что происходило вокруг.

Главный вопрос, на который они затрудняются от­ветить: почему они оказались в массе? Таким образом, даже иссякая, базовая потреб­ность в регуляции эмоциональных состояний, которая привела их в массу, так и оста­ется неосознанной.

Безусловно, мы описали достаточно крайний случай. В зависимости от вида и ха­рактеристик массы, целей и качеств ее лидеров описанные явления могут быть выра­жены и значительно слабее. Однако от этого суть не меняется.

Членам любой массы — и участникам бесчинствующей толпы, и болельщикам после футбольного матча, и зрителям после захватывающего спектакля, и даже телезрителям после увлекатель­ного боевика требуется время для своего рода «возвращения в реальную жизнь». В этом смысле пребывание в массе безусловно оказывает наркотическое воздействие на индивида.

Оно изменяет его сознание, трансформирует его так, что возвращение к нормальному состоянию требует специальных усилий. В отдельных случаях — напри­мер, массы, переживающей стихийное бедствие, — это требует особой психокоррек-ционной работы. Так было, например, с массой армян, переживших в 1989 г. спитак­ское землетрясение.

Причем подчеркнем: речь идет не только о массе-толпе спасав­шихся от бедствия жителей самого Спитака. Переживание трагедии сформировало огромную массу всех армян, даже проживавших вдали от разрушений.

Аналогичные состояния часто переживались людьми и при выходе из масс, испы­тывавших положительные эмоции. Примерами могут служить те же латиноамерикан­ские карнавалы, а также различные религиозные праздники.

Наконец, примером яв­ляется и появление массы, празднующей победу; масса такого рода возникла после объявления о капитуляции гитлеровской Германии и победе советского народа в Ве­ликой Отечественной войне.

В меньших по размерам странах примеры массы, возни­кающей в результате военной победы, были еще более очевидны.

50              Часть 1. Массы

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90

Источник: http://bookwu.net/book_psihologiya-mass_919/12_massa-i-ee-vozhaki

Психология лидера

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о психологии лидера.

Каждый человек имеет свою миссию, свое направление развития, которое является его личным проектом. И если Вы будете следовать этому направлению, то Вы обретете внутренний покой, гармонию и полное удовлетворение. Вы будете сильными, веселыми и счастливыми. У разных людей могут быть разные проекты, разные миссии: писатель, бизнесмен, политик, художник, лидер, артист, певец.

Иными словами, проект – это та область жизни, к которой человек предрасположен от рождения. Проект не может быть хорошим или плохим, все дело в том, что каждый из нас должен осознать свою миссию и двигаться по направлению к ее реализации.

Если Вы не можете найти свое призвание и не самореализовываетесь, то Вы начинаете быть все более и более неудовлетворенным. Такие люди могут начать распивать спиртные напитки, материться, жаловаться и срывать злость на окружающих их людях.

С такими людьми неприятно находиться рядом, от них исходит негативная энергетика – их называют энергетическими вампирами. Чтобы изменить это, достаточно будет понять свою настоящую миссию и начать ей следовать.

Через непродолжительное время изменится качество жизни и начнет подниматься удовлетворенность.

Среди остальных миссий проект «лидер» выделяется. Человек с такой миссией является обладателем психики, которая сильно отличается от других людей. Такие люди являются созидателями, создают новые проекты, ведут за собой людей и решают проблемы больших групп населения. У них это заложено на генном уровне и, когда они выполняют свои функции, то испытывают ни с чем несравнимое удовольствие.

Суть жизни таких людей заключается в том, чтобы раньше других замечать окружающие проблемы и своевременно находить возможности и средства для их решения. Сильными сторонами таких людей являются развитый ум и креативность. Сила же находится в команде, которая сплачивается вокруг настоящего лидера.

Проблемы являются движущей силой для лидера. Если проблемы отсутствуют, то ему становится скучно жить. Лидерам жизненно необходимо покорять новые вершины, достигать поставленные цели и постоянно что-то разрешать.

Большинство людей не понимают, зачем им это всё нужно. Секрет всего этого заключается в том, что лидерам это действительно нужно.

В процессе разматывания клубка проблем они растут и после достижения необходимого результата испытывают драйв.

Такие люди рождены искать проблемы и решать их. Такой человек будет очень несчастлив, если он зависит от скучной рутинной работы, которая не совпадает с его собственным предназначением.

Лидеры не всегда являются публичными известными людьми. Главная задача для лидера – это не известность, а решение поставленной задачи. Власть и слава могут быть только инструментами для достижения запланированного, но никак не самоцелью.

Лидеры отличаются от других людей большей чувствительностью и их не могут понять другие люди. Из этого никак не следует, что лидеры – хорошие, а прочие люди плохие. У каждого есть своя миссия, проект – которые необходимо реализовать, кем быть, в какой части жизнедеятельности нашего общества жить и действовать.

Обычно, бизнес – это реализация человека с миссией «бизнесмен» или «лидер». Если человек это понял и занимается данным видом деятельности, то он живет счастливой, гармоничной жизнь. Если же он это не осознал, то он несчастлив.

У обычных людей природой заложена миссия «лидер», но они могут этого не понимать и чем дольше это происходит, тем хуже им становится.

Если человек не находит себя до 18 лет, то потом ему будет тяжело получать удовольствие от обычных людских радостей. Они догадываются что проблема или с ним или с его окружением.

Если такой человек своевременно не получит информации о своей миссии, то ему суждено раньше времени погибнуть, в первую очередь морально, психологически.

Так как лидерская психология в корне отличается от психологии других людей, то  большинство законов и принципов классической психологии им чужды.

Если читая эти строки, Вы узнаете себя, то наверняка природой в Вас заложена лидерская миссия. Если же нет, то у Вас иное предназначение, и чтобы стать счастливым и удовлетворенным, Вам нужно найти свою миссию и следовать ей. Ничего сложного!

Источник: http://igorkovalenko.com/2011/12/17/psixologiya-lidera/

Психология мужчины как вожака

Здравствуйте милые дамы! Пожалуйста, не судите меня строго. Дело в том, что это моя первая статья. Итак, сегодня, я хотела бы поговорить о наших прекрасных вторых половинках. Да-да, именно о них.

Они у нас все очень разные, но в то же время такие одинаковые. Это выражается во внешности,характере и других чертах.

Хотелось бы поговорить о правилах поведения с нашими милыми мужчинами в той, или иной ситуации…

Как мы все знаем, нашим мужчинам, заложено с молоком матери то, что они главные в семье. Если они не чувствуют своего главенства, то они либо ведут себя агрессивно, таким образом пытаясь выразить своё лидерство, либо просто исчезают с “поля любви”. Как же вести себя в таких ситуациях? Я попытаю рассказать вам о некоторых правилах поведения.

Во-первых: НИКОГДА, слышите, НИКОГДА не пытайтесь управлять своим мужчиной или заставлять его поступить так,как вы хотите.

Он может либо послушать вас и сделать как вы хотите, НО тогда вы берёте на себя большую ответственность, и в случае неудачи, ваша вторая половинка будит ходить за вами по пятам и припоминать “А помнишь…..”, “А зря я тебя тогда послушал…” и т.п.

Или в крайнем случае, он может вас не послушать и в ответ на ваш приказ выразить агрессию, которая приведет вас к скандалу или (не дай Бог!) к рукоприкладству. Существует поговорка наших бабушек “Муж-голова, а жена-шея.

Куда шея повернёт, туда голова и посмотрит”, поэтому, дабы Бог дал мужчинам силу, а нам, милым дамам-ум и хитрость, мы должны использовать наши навыки в полную силу. Если вы хотите чего-то добиться от мужчины,то нужно желать это, применяя нашу природную хитрость. Не нужно кричать и топать ногами. Можно например зайти издалека, медленно подходя к той теме,которая вас волнует.

Во-вторых: Не нужно пытаться морально забивать вашего любимого такими словами как “Я так хочу”, “Ты для меня не авторитет”, “Потому что я так сказала” и т.п. Вы же хотите видеть рядом с собой вожака, настоящего защитника, а не размазню!

В-третьих: Если ваш мужчина зарабатывает меньше, чем вы, то ни в коем случае не нужно ему на это указывать. Ведь в глубине души ему итак не хорошо от этого факта, возможно у него даже есть чувство не полноценности.От ваших слов он может вообще замкнуться и как вывод-стать размазнёй.

В-четвёртых: Мужчина всегда должен чувствовать поддержку, поэтому поддерживайте его в его делах,желаниях, и вы увидите, как он станет заметно лучше к вам относиться. Зная,что у него есть твёрдая опора, в качестве вас, он будет вас боготворить!

Это лишь небольшие советы из моего личного опыта.

Благодаря ним, я сейчас нахожусь в браке с самым лучшим мужчиной на свете, который ради меня готов перевернуть весь свет! Мы же всё-таки девушки, давайте не будем полумужичками, и дадим право вожака нашим мужчинам.

(Пусть они хотя бы так думают) И вы поймёте,как это прекрасно,когда с вами находится сильный, заботливый,надежный и любящий человек! Берегите себя, и дай Бог вам терпения и здоровья! Спасибо за внимание!

Источник: https://okday.ru/otnosheniya/sovet/psikhologiya-muzhchiny-kak-vozhaka

Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

Социальные психологи (Р.Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.

Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и вы­сокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.

Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.

Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).

Недетерминированные лидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.

Широко известен и активно используется в психологической практике подход Д.Кейрсич пониманию психологических типов. Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера.

Интуитивно-эмоциональный тип. Это — катализатор, его основной, чертой является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров.

Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потендиала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. В возглавляемой им организации — атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую он постоянно культивирует и поддерживает.

Он гибок в общении и перевоплощении и преуспевает в создании атмосферы взаимопонимания. Он оптимист по природе, неутомим в стремлении развивать и совершенствовать способности своих сотрудников, умеет отмечать лучшие стороны их профессиональных и личностных качеств, оценивать их по заслугам.

Вместе с тем он очень чувствителен к непониманию, болезненно реагирует на отсутствие обратной связи, бывает по этому поводу обескуражен и расстроен. Он не в состоянии понять, почему «слишком свободные» или недисциплинированные его сотрудники надлежащим образом не исполняют своих обязанностей.

Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу.

Интуитивно-логический тип. Этому лидеру свойственно стремле­ние разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов.

Все это доставляет ему огромное удоволь­ствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов своей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (правда, не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что за. ним буквально не успевают его последователи.

Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок be щей, отказ от рутины и опора на собственные недюжинные интеллектуальные спосо­бности — вот гарантия его успеха. Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу.

Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности.

Он не боится остаться «один против толпы».

Сенсорно-решающий тип. Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности.

Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов, а также традиций и обычаев, заведенных в его системе.

Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия.

Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг. Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление.

Он с недоверием относится ко всякого рода «психологическим штучкам» и «гонким материям», хотя именно ему, как никому другому, нужны рекомендации опытного психолога и неустанная работа над собственной личностью. Его преимущество — в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.

Сенсорно-воспринимающий тип. Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас*.

Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в организации, страдающей из-за разбухшего бюрократического аппарата, или в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои спосо­бности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы. Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к. природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.

В рамках иного подхода социальные психологи выделяют сле­дующие десять типов лидерства.

Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

Вожакв нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

Тиран становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.

Соблазнитель становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Первый выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и Козел отпущенияэто, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул.

Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов. К ним относятся:

— эмоциональность (эмоциональный лидер);

— деловитость(деловой лидер);

— информированность (информационный лидер).

Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».

Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими.

Авторитарный стильжесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, надело.

Кооперативный (коллегиальный, демократи­ческий) стиль — принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений — обеими сторонами, т.е. лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1561-povedenie-lidera-v-gruppah-psihologicheskie-tipy-liderov.html

Женщина. Учебник для мужчин

Кто способен управлять женщиной, Способен управлять государством.

Оноре де Бальзак

Мы видим, что власть меняет людей. Люди, поднявшиеся на самую вершину даже небольшой иерархической пирамидки, становятся иными. Они иначе относятся к прежнему окружению, забрасывают старых знакомых, у них обнаруживаются качества, черты характера, которые мы не замечали раньше. Мы считаем, что власть их испортила и развратила. Это не совсем так.

Иерархический инстинкт приводит психику человека в соответствие с его позицией в иерархии. Мы говорили об этом раньше. Функция управления группой не может быть не заложена в наборе инстинктов каждой особи. Правда, в различной степени.

Если особь находится на нижних уровнях иерархической пирамиды, то функция руководства не востребована, инстинкт дремлет, индивид обладает качествами низкорангового. Но как только его позиция в иерархии изменяется, набор качеств изменяется на характерный для высокорангового.

Проще всего такую метаморфозу наблюдать в армейских частях в условиях «дедовщины» во время призыва. Поколение «старослужащих», среднеранговых и даже высокоранговых рабовладельцев демобилизуется.

Освободившиеся верхние позиции в стадной иерархии тут же занимают вчерашние низкоранговые рабы младшего призыва и практически мгновенно становятся такими же жестокими среднеранговыми доминирующими рабовладельцами, угнетая новое поколение призывников. В течение недели самоощущение и поведение людей изменяется полностью. Просто выключается одна инстинктивная программа и включается другая.

А как только индивид поднимается на самый верхний уровень иерархии, занимает место на вершине, то есть именно носителя верховной власти (царя, короля, хозяина фирмы), а не передатчика власти (министра, начальника), происходит еще одна метаморфоза.

У него включается инстинкт вожака. Он становится иным существом.

Он чувствует свою пирамиду, людей, которые ее составляют, их жизнь, интриги, отношения, мысли, поступки, а также материальные и финансовые структуры пирамиды практически как продолжение своего организма. И свою ответственность перед этой частью себя.

И разумеется, у вожака обостряется способность манипулировать, управлять людьми. А также принимать полезные для подвластной ему иерархии решения. Внешне все это может выглядеть как сверхинтуиция, мудрость и прозорливость властителя.

Поэтому в большинстве человеческих культур во все времена присутствует фигура верховного властителя. Царь, король, президент, премьер и т. п. На ранних стадиях развития цивилизации в не слишком крупных пирамидальных социумах от инстинкта вожака было больше пользы, чем вреда от издержек абсолютизма.

Поэтому наверху небольшого пирамидального социума выгодно было иметь не наместника-временщика, а именно царя или короля, то есть хозяина, чувствующего личную ответственность за страну, которую он оставит своим детям в наследство. Однако, если социум очень велик, то верховный правитель становится слишком неуязвим.

И в случае явной неадекватности действий верховного правителя, свергнуть его (другими словами, заменить в аварийном режиме) весьма затруднительно. Кроме того, правитель очень крупного социума часто не в состоянии его контролировать. Поэтому у него не включен инстинкт вожака.

И вот такой правитель с отключенным инстинктом вожака и работаюшими инстинктами среднерангового, или даже низкорангового, становится либо тираном, либо сатрапом, либо деспотом. Да еще и практически неуязвимым при этом. Для социума в целом это обычно имеет катастрофические последствия. Примеры — Калигула, Нерон, Мао, Сталин, Гитлер и т. д.

Поэтому в крупных современных социумах верховному властителю доверяют только исполнительную власть. И то ненадолго. Денег — обычно не доверяют. Их делят парламенты.

Если инстинкт вожака включается у индивида уже на уровне передатчика власти, то мы говорим, что у него «талант руководителя».

Вожак навсегда, необратимо остается иным. И своим среди своих будет только в среде таких же, как он. Царей пирамидок и пирамид. И внутри чужой пирамидки будет уже не на своем месте. Либо своя пирамидка, пусть даже небольшая, либо одиночка. Поэтому те, кто не знает, что такое инстинкт вожака, говорят, что власть сладка, что она затягивает.

Пирамидальная иерархия самцов держится на системе подчиненности. На страхе (видение опасности, исходящей от соперника), уважении (признание положения высшего или равного самца в иерархии) и конфликтности (агрессивности). Сообщество самок держится на взаимном манипулировании.

Поэтому вожак, чтобы не терять контроль над ситуацией, сам является неплохим инстинктивным манипулятором. Кстати, на способность мужчины манипулировать женщины реагируют однозначно как на признак высокорангового самца, вожака. Инстинкт самки срабатывает четко: «Раз манипулирует, значит — вожак».

Поэтому таких мужчин женщины любят. И у женщин практически отсутствует иммунитет против манипуляций. Они легко ловятся на собственные приемы. Это легко объяснимо. Женское сообщество племени или стаи обязательно должно контролироваться вожаком.

У вожака напротив, есть иммунитет против манипуляций, так как его решения должны быть максимально адекватны. Вожак мыслит собственными интересами и интересами его стаи. Женщины мыслят собственными интересами и интересами детенышей. Среднеранговые и низкоранговые мужчины мыслят навязанными им схемами.

Что полностью соответствует их взаимному положению и взаимоотношениям в иерархии.

В разбалансированном, деморализованном социуме, мужчина с активным инстинктом вожака может стать маленьким тираном у себя в семье и даже жить за счет женщины, паразитируя на ее любви.

Психология bookap

Инстинкт вожака неразрывно связан с инстинктом территории. Самец без своей территории, без контролируемого им охотничьего участка полноценным самцом не является.

Поэтому если у мужчины есть пусть небольшой, но собственный бизнес, отдельный дом или участок земли, то это воспитывает в нем ответственность и сильно облегчает включение инстинкта вожака.

Поэтому же в обществах, где мужчина лишен частной собственности, либо его собственность легко отнимается женщиной или государством, у мужчины инстинкт вожака не включается. Например, в России, мужчина на протяжении столетий лишен гарантий прав собственности.

Поэтому значительная часть мужчин являются слабыми, вялыми и безответственными. Инстинкт вожака в них заблокирован низким фактическим рангом в иерархии. Работает набор инстинктов низкорангового или среднерангового самца. Как следствие, мужчины низко ценят свою жизнь, не следят за здоровьем, пьют, безынициативны и даже не доживают в среднем до пенсионного возраста.

Если инстинкт вожака включается слишком рано, еще у ребенка, то этот ребенок становится «трудным». Любое покушение взрослых на его независимость вызовет конфликт. Он — вожак, и никто ему не указ. В школе он соберет под собой стаю низкоранговых высокопримативных детей и будет в ней царствовать, портя кровь педагогам и родителям.

Поэтому в сбалансированных культурах с детьми не заигрывают, а держат их в строгости в самом низу иерархии. Но по окончании обучения и воспитания их переводят в иерархию взрослых на позицию среднерангового. Социуму крайне невыгодно, чтобы член общества остался пассивным и безответственным низкоранговым.

Этнографам известны всевозможные ритуалы «посвящения в мужчины». Да, в общем, любое повышение человека в иерархии делается «торжественным». То есть сопровождается ритуалом. С помощью ритуала повышают самооценку молодого человека и включают блок инстинктов среднерангового. С присущей этому блоку ответственностью и активностью.

Теперь пусть включается и инстинкт вожака, раз человек уже воспитан. Получится отличный руководитель. Только польза будет.

Источник: http://bookap.info/othosheniy/novoselov_zhenshchina_uchebnik_dlya_muzhchin/gl21.shtm

Ссылка на основную публикацию