Дисциплинарный подход и свободное воспитание — психология

Дисциплинарный подход и свободное воспитание

Дисциплинарный подход и свободное воспитание - психология

К процессу воспитания детей можно относиться по-разному. Кто-то требует строжайшей дисциплины, а кто-то относится лояльно ко всем детским шалостям и старается быть гуманным и понимающим.

В зависимости от поведения и отношения взрослых выделяют два подхода к воспитательному процессу: дисциплинарный и свободный. Какому из них следовать, чтобы вырастить из ребенка самодостаточную личность?

Дисциплинарный подход

Прежде чем делать выбор, нужно знать, на каких принципах основывается каждый подход. Рассмотрим сначала дисциплинарное воспитание. Оно характерно для армии, спортивных учреждений, религиозных школ, казарм (в частности, школы для британской элиты Итон) и базируется на следующих «трех китах»:

  • В основе дисциплинарного подхода лежит дисциплина – отсюда и происходит его название. Для всех участников воспитательного процесса существуют строгие правила, за невыполнение которых следуют санкции или наказания, заранее известные и порой даже прописанные в уставе.
  • Для всех участников обязательным является распорядок дня, установленный старшими режим.
  • Соблюдается субординация: младшие подчиняются старшим. С субординацией связан и формат отношений.

Достоинство дисциплинарного подхода заключается в том, что ребенок вырастает дисциплинированным, более приспособленным к условиям взрослой жизни.

Однако этот стиль закрепощает, а в худшем случае – не защищает ребенка от произвола наставника.

Результатом чрезмерных стараний учителей могут быть физические и душевные травмы воспитанников, отсутствие творческого подхода к решению жизненных проблем, немение самостоятельно думать и размышлять.

Дисциплинарный подход оценивается как мужской: для женщин он труден и непонятен. На протяжении многих столетий, в том числе в советской школе, он был основой воспитания. Лишь в конце 20 века заговорили о свободном и гуманном подходе, в котором, правда, обнаружились и свои минусы.

Свободное воспитание

Движение за свободное воспитание началось еще в 18 веке во Франции. Его родоначальником был философ Жан-Жак Руссо. В России в 19 веке этот подход в воспитании был перенят Л. Толстым, который активно вводил его школах для крестьянских детей.

Идея свободного воспитания заключалась в том, что взрослые не должны были принуждать ребенка к определенному поведению, а лишь помогали раскрыться тому, что было заложено в малыше самой природой.

Однако умные представители движения понимали: совсем без принуждения не обойтись. Поэтому воспитатели, действующие в рамках данной традиции, не стремились принуждать детей, а создавали обстоятельства, в которых ребята не могли поступить иным образом, нежели тем, который требовался взрослому.

К соблюдению правил и ограничений детей принуждали искусственно созданные обстоятельства, а не сами взрослые.

Сторонники свободного воспитания убеждены, что дети тянутся к лучшему, поэтому нужно создать им благоприятные условия для развития. В процессе самосовершенствования ребенок не должен ощущать давления и унижения, он сам имеет право выбирать свой путь в жизни.

Свободное воспитание не предполагает усиленное давление на ученика личности воспитателя или педагога, но и не ограничивает влияния со стороны. Как правило, гуманистический подход в деле выращивания молодежи реализуется в рамках учебных заведений и трудно выполним в семье.

Широкое распространение свободного подхода и массовые педагогические эксперименты, оканчивающиеся плачевно, постепенно исказили самую суть идеи. Свободное воспитание людьми, не имеющими педагогического образования, воспринимается как попустительство и, что еще страшнее, под лозунгом гуманизма реализуется в семьях и детских учреждениях.

Однако сам Руссо говорил о том, что гуманистический подход ничего общего не имеет со вседозволенностью. Если ребенок командует родителями, часами просиживает за компьютером вместо учебы, не имеет никаких обязанностей, но регулярно требует исполнения своих прав, это отсутствие воспитания.

Кроме того, даже мужчины и женщины по-разному воспринимают гуманистические принципы. Мужчина предполагает, что за каждый свой поступок ребенок сам несет ответственность. Женщина же склонна жалеть малыша: в ее понимании свободное воспитание – это попытка оградить от неприятностей и отрицательных моментов жизни.

Однако еще в 18 веке Руссо высказывался против жалости и попустительства по отношению к воспитанникам. Задача наставника – выстроить обстоятельства таким образом, чтобы ребенок проявил требуемые качества.

Но философ не говорит о том, что искусственно созданные обстоятельства должны быть мягкими и комфортными. Педагог или воспитатель лишь выступают в качестве манипуляторов, добиваясь нужной реакции от ребенка.

Несмотря на свои положительные стороны, свободное воспитание имеет ряд минусов:

  • Массовые попытки ввести данный принцип в учебные заведения оканчивались плачевно, чаще всего вседозволенностью, основанной на искаженном понимании педагогических принципов.
  • Гуманистический подход требует большей вовлеченности воспитателя в процесс, постоянных творческих поисков. В условиях современной семьи, когда родители целыми днями находятся на работе, и в большинстве не имеют представления о педагогике, свободное воспитание перерастает во вседозволенность.
  • Воспитание в свободном стиле требует отрыва от семьи. Поскольку оно призвано лишь развивать то, что заложено в ребенке, нет гарантии, что разовьются не хорошие, а плохие качества.
  • Никто не ограждает ребенка от сторонних отрицательных влияний и не несет за это ответственность.

Свободное воспитание – дорогое удовольствие. Чтобы создавать ребенку искусственные условия для самопроявления, требуются и средства, и время, и немалые усилия.

Что лучше?

Сказать однозначно, какой подход лучше, очень сложно. Многое зависит от характера и пола ребенка, традиций учреждения, в котором он воспитывается и обучается.

Для мужчин предпочтительнее дисциплинарный подход с элементами свободного воспитания. Например, в отношении распорядка дня, соблюдения чистоты и гигиены, физической культуры без дисциплины не обойтись.

Но в решении жизненных задач, процессе обучения без влияния личности воспитателя и определенной доли свободы и действия в рамках искусственных обстоятельств не обойтись.

В противном случае из мальчика вырастет не креативная и дисциплинированная личность, а беспомощный «солдат», который только и умеет, что выполнять приказания других.

Женщинам тоже нужна дисциплина, но в меньшей степени. В воспитании девочки обязательным является соблюдение режима дня и принципов гигиены.

В остальном требуется мудрое наставничество, посильная направляющая помощь, помогающая раскрыться творческим способностям будущей леди.

Свободное воспитание лучше усваивается девочками и помогает им творчески проявить себя и осознать свою женскую сущность.

Таким образом, лучший подход в воспитании – это разумное сочетание дисциплины и гуманистического подхода, причем нужно строго разграничивать сферы деятельности, в которых они могут быть использованы. И тогда рождение настоящей личности не заставит себя ждать.

Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Disciplinarnyy%20podhod%20i%20svobodnoe%20vospitanie.php

Свободное воспитание: теория и практика

Свободное воспитание: теория и практика

Теория свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребёнку возможность пользоваться своей свободой. Тогда он сможет стать счастливым и независимым. Самостоятельно накапливая жизненный опыт.

Эту теорию развивал философ Жан-Жак Руссо. Он придерживался мнения, что главным умением педагога является способность ничего не делать с учеником. Необходимо следовать природе ребёнка и его потребностям. В таком случае он будет расти в радости, самостоятельно удовлетворяя своей интерес. Наблюдая и понимая мир, сможет к двадцатипятилетнему возрасту получить необходимый опыт и уровень знаний.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности. И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра.

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

  1. Первый период (от рождения и до двух лет). Обязательным должно быть физическое развитие. К примеру, зарядка и плаванье очень позитивно сказывается на растущем организме.
  2. Второй период (от двух лет до двенадцати). В этом возрасте важно научить распознавать свои чувства и ощущения. По мнению Руссо, ребёнок ещё неспособен логически мыслить или рассуждать. Зато он накапливает силы, чтобы выплеснуть в более взрослом возрасте.
  3. Третий период (от 12 до 15 лет). Наконец, начинает активно развиваться умственная сфера. Получая опыт, подросток удовлетворяет свою потребность в получении знаний.
  4. Четвёртый период (с 15 лет и до совершеннолетия). В это время происходит развитие нравственности. Жак Руссо дал этому возрасту название «период бурь и страстей».

Задача родителя или воспитателя не в полном бездействии, а в руководстве и направлении интереса ребёнка. Только так, чтобы он не заметил влияния. Среда должна быть организована таким образом, чтобы подталкивать к определённым решениям. Таким образом, присутствует естественное развитие, и сохраняется безопасность.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

  • Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.
  • Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.
  • Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.
  • А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает. И неважно, какими способами научения владеет преподаватель.
  • Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так.

По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались.

Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность.

Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности.

Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Подробней о гендерном воспитании вы можете узнать из статьи по ссылке.

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.
Читайте также:  Способность - психология

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность.

Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать.

Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Если вы все же задаётесь вопросом послушания ребёнка — прочтите материал по ссылке.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

  • Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться. Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.
  • Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует. Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.
  • Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Рекомендации

  • Научите ребёнка осознавать свои поступки. Зачем он это делает, какого результата ожидает. А понимает ли о последствиях? Если да, то каким образом будет с ними справляться? Если не понимает, пусть пофантазирует о возможных вариантах. Подскажите собственные пути решения проблемы, а он пусть сам выбирает подходящие.Не сваливайте всю ответственность на него, и при этом не берите её на себя. При необходимости включайтесь в процесс, не более того. Ребёнок должен знать, что может положиться на вас и ваш опыт.
  • Не стоит угождать ребёнку во избежание снижения его самооценки и влияния. Свобода развития — это хорошо, но всё равно должны соблюдаться границы. Если ребёнок не будет мыть руки перед едой — это чревато заболеваниями. Или будет игнорировать полезную еду, требуя только шоколад и конфеты — со временем обзаведётся такой проблемой, как ожирение…
  • Не стоит превращать ребёнка в центр вселенной вашей семьи. Есть также и вы с вашими чувствами и потребностями. Важно уметь уважать другого и заботиться о нём. Не только брать, но и уметь давать. Не забывайте отстаивать и свои интересы при его свободном развитии.

И другие советы по воспитанию детей вы найдёте в статье по ссылке.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html

Эффективные методы дисциплинарного воздействия

Эффективные методы дисциплинарного воздействияКогда ребенок бьет ребенка, мы называем это агрессией. Когда ребенок бьет взрослого, мы называем это враждебностью. Когда взрослый бьет взрослого, мы называем это нападением.

Когда взрослый бьет ребенка, мы называем это дисциплиной.

Хаим Гинотт (педагог, психолог и детский психотерапевт)

Существует немало способов установления эффективной дисциплины. Многие из этих методов вам знакомы, но вы, возможно, никогда не рассматривали их как часть процесса установления дисциплины.

Дисциплина – это много большее, чем просто реакция на плохое поведение ребенка.

Многие из этих методов направлены на пресечение неприемлемого поведения. Некоторые их них используются для реагирования на такое поведение ребенка. Другие могут практиковаться как превентивная и реактивная мера.

Одной из самых практических, основополагающих и полезных книг о дисциплине является книга Джеймса Добсона «Дисциплина – это дерзание». Доктор Добсон выделяет пять принципов для достижения хорошей дисциплины.

Первый принцип дисциплинированности детей – развивать их уважение к родителям.

Если вы хотите, чтобы по достижению подросткового возраста ваш ребенок перенял все ваши представления о ценностях жизни, вы должны быть достойными его уважения, пока он еще маленький. Как бы парадоксально это не выглядело, дети хотят, чтобы их контролировали, но родители должны сначала заслужить это право.

Второй принцип заключается в наблюдении, что после наказания взаимопонимание часто улучшается.

Третий принцип – контроль без ругани.

Четвертый принцип – не слишком осыпать ребенка вещами.

Пятый принцип – избегать чрезмерного контроля и неразумной любви.

Опираясь на эти принципы можно использовать различные методы для поддержания необходимой вам дисциплины. Важно при этом помнить о терпении, открытости и понимании особенностей развития ребенка и подростка.

Эффективная дисциплина требует эффективного общения. Поэтому выслушивание, выспрашивание и обращение к «Я» ребенка являются методами дисциплинарного воздействия.

Самое важное – вы должны осознавать, что обучение и практическое использование этих методов требует вашего времени и желания.

Эффективные методы дисциплинарного воздействия включают:

· Игнорирование негативного поведения

· Моделирование желательного поведения

· Смену окружения

· Установление правил (не более 4,6 правил)

· Сокращение времени для игр и удовольствий

· Демонстрацию естественных и логических последствий

· Предоставление детям возможности рискнуть

· Выслушивание, выспрашивание

· Демонстрацию одобрения («я не сомневался»)

· Ограничение занятий в особых местах

· Смену занятий

· Предупреждение стрессовых для ребенка ситуаций

· Планирование и структурирование деятельности ребенка

· Воспитание чувства самоуважения у детей

· Обучение ребенка тому, как самому решать проблемы или с помощью других людей

· Обучение ребенка тому, как можно эффективно общаться

· Договоренность с ребенком, какого поведения ждут от него

· Предоставление детям возможности учиться на своих ошибках

· Похвалу за хорошее поведение

· Поощрение за хорошее поведение

· Обращение к собственному «Я» ребенка (вместо «Ты – высказывания» применять «Я – высказывания»,  например: «Я очень беспокоюсь и боюсь, когда ты приходишь поздно, и тогда я не могу уснуть», вместо «Ты такой неосмотрительный и безответственный»)

· Подготовку детей к любым переменам в повседневной жизни

· Побуждение детей самим устанавливать правила для себя

· Стратегию «Тайм-аута» (продолжительность тайм-аута – кол-во минут = возраст ребенка + 1 минута)

Рассмотрим некоторые из методов подробнее.

1. Для поддержания дисциплины установите правила в семье и объясните их: пусть ваш ребенок знает, что именно вы требуете от него.

При этом, внятно и доходчиво аргументируйте свои требования, отвечая на вопросы «почему? зачем? для чего?», а не просто утверждая: «Потому, что я так хочу («сказала», «не твое дело», «много будешь знать…» и т.д.).

Объясните, какие последствия ожидают ребенка, если он не будет выполнять установленные требования.

2. Важной частью дисциплины является поощрение. Это может показаться излишним для вас, но для ребенка, который еще не может ясно «очертить» собственную зону психологического комфорта, оценка имеет огромное значение. Кроме того, это самый простой способ закрепить хорошее поведение, в результате чего ребенок будет соотносить свое хорошее поведение с поощрением.

3. Тайм-аут. Применение тайм-аута может быть весьма эффективным методом для поддержания дисциплины. Этим воспитательным приемом, вы, по сути, предоставляете возможность «отдохнуть» от вас и от самой ситуации, которая инициировала плохое поведение.

Удалите ребенка от ситуации и оставьте его на некоторое время в скучном месте без игрушек, телевизора и общения. Время пребывания в состоянии тайм-аута не должно длиться более пяти минут, чего как раз достаточно, чтобы лишить его своего присутствия, но не настолько, чтобы он успел почувствовать себя брошенным.

Воспитательная цель тайм-аута состоит в том, чтобы продемонстрировать недовольство поведением ребенка, но не самим ребенком.

4. Ограничение свободы. Этот прием заключается в ограничении перемещений или другой деятельности, в качестве наказания за серьезные нарушения. Например, за возвращение домой позже заранее назначенного времени (особенно в темное время суток).

Ограничение свободы может выражаться в запрете идти на очередную прогулку с друзьями или вечером в клуб.

Опять же, период времени ограничения свободы должен быть достаточным для осознания ребенком своей ошибки, но не бесконечно длинным, растянутым на несколько дней или даже недель.

5. Лишение удовольствий. Все, что обычно дети особенно ценят: возможность смотреть определенные телепрограммы, играть в компьютерные игры, общаться в социальных сетях или остаться ночевать у подруги (друга) и т.д. – можно считать удовольствиями.

Ребенок должен понимать, что право получать удовольствия связано с выполнением им своих обязанностей. И если они не выполняются, значит и удовольствий быть не может. Стоит поставить акцент на разумности наказания. Например, еда – это не удовольствие, а необходимость.

Поэтому лишение ребенка обеда или ужина в наказание за плохое поведение – это, безусловно, злоупотребление «властью» и жестокое обращение.

6. Физические наказания. Для типичных случаев недисциплинированного поведения ребенка физические методы наказания применять не следует ни при каких обстоятельствах. Это приводит к негативным последствиям.

Он начинает считать, что физическое насилие по отношению к людям, которых любишь, вполне допустимо. Особенно если тебя что-то не устраивает в их поведении.

В случае, когда возмутительное поведение ребенка переходит всякие границы, необходимо обратиться за помощью к психиатру.

К сожалению, в большинстве случаев, родителям сложно связать плохое поведение с психическими отклонениями. Представьте, что вы бьете своего ребенка в течение длительного времени, не обращая внимания (или не замечая) странности в его поведении, а потом выясняется, что он болен синдромом дефицита внимания или аутизмом.

Из-за отсутствия надлежащего образования и не особо широкого кругозора, многие родители не считают синдром дефицита внимания и аутизм психическими расстройствами. Они убеждены, что ребенок просто патологически ленив, вызывающе непослушен и поэтому заслуживает физического наказания.

Это, обычно, тесно связано с родительским эгоизмом, чувством разочарования – совсем не обязательно по отношению к ребенку.

Большинство методов дисциплинарного воздействия направлены ​​на привитие детям чувства добра и зла. Очевидно, что вы не можете надеяться на положительный результат, если прибегаете к жестокому насилию.

Некоторые родители оправдывают свое жестокое поведение в отношении детей примерно так: «Меня пороли, и я буду пороть!».

Именно таким образом,  авторитарный стиль воспитания передается через несколько поколений.

Любая из форм поддержания дисциплины – физическая или психологическая, которая нарушает человеческие права ребенка, является насилием над личностью.

7. Как способ дисциплинарного воздействия крик и оскорбления не имеют никакого эффекта. На самом деле, частые словесные оскорбления только настроят ребенка против вас. Он постепенно перестанет доверять вам – из-за страха услышать очередной крик или оскорбления.

В конечном счете, это может вынудить его искать любовь и понимание вне дома. Большинство детей-жертв сексуального насилия и домогательств, ничего не говорили своим родителям, боясь позора, крика, оскорблений и недоверия.

Ни одна из форм дисциплины, независимо от того, насколько считать ее оправданной, «не стоит и ломаного гроша», если в результате ребенок боится попросить вас – своих родителей – о помощи!

8. Игнорирование плохого поведения.

Если ваш ребенок проявляет необычно агрессивное поведение или отчаянно пытается привлечь ваше внимание, не игнорируйте ребенка, надеясь, что он «перерастет» эту поведенческую фазу.

Вам нужно хорошо проанализировать ситуацию. Чем вызвано такое поведение ребенка? Возможно, он находится в состоянии глубокого эмоционального стресса из-за злоупотреблений со стороны кого-то другого.

Типичные ошибки при попытках дисциплинировать ребенка

1. Взяточничество. Взяточничество отличается от поощрения и не имеет ничего общего с разрешительным стилем воспитания. Ваша система поощрений не должна провоцировать ребенка «торговать» своим хорошим поведением.

Если родители обещают ребенку в качестве награды за хорошее поведение всяческие блага, впоследствии  это приведет к тому, что он будет требовать с родителей «взятку» за свое будущее хорошее поведение или угрожать плохим поведением, в случае невыполнения его требований! Добсон подчеркивает: «Хотя это и звучит парадоксально, на самом деле вы обманываете ребенка и лишаете его радости, если вы слишком много дарите».

Читайте также:  Эффект барнума - психология

2. Разногласия родителей относительно воспитания ребенка. Часто бывает так, что один из родителей придерживается разрешительного стиля воспитания, а другой – авторитарного. Это создает в семье нездоровую атмосферу, которая способствует тому, что у ребенка возникает неприязнь к «строгому» родителю, и он подсознательно тянется к «доброму».

Кроме того, такое различие в подходах часто провоцирует открытые конфликты и скандалы, когда один из взрослых считает, что другой слишком суров и т.д.

Родителям очень важно представлять собой «монолит» в тех вопросах, которые касаются воспитания или же ребенок может с успехом использовать принцип «разделяй и властвуй», чтобы добиваться своего, не выполняя просьб и требований дисциплины.

3. Дисциплина и контроль не дают желаемых результатов, если им не сопутствует приветливость, расположение, веселость.

Методы контроля никогда не играют столь важной роли, как согласие родителей и стремление помочь ребенку. Он должен видеть добрую волю и чувствовать расположение взрослых. Дети любят улыбающиеся лица и отвечают той же улыбкой.

Постоянство в любви ведет к ровному поведению. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на своих родителей.

4. Воспитание – это не однодневное занятие.

Вы сможете считать себя хорошими родителями только тогда, когда ваш ребенок будет хорошо и правильно себя вести даже в ваше отсутствие, потому что любая ваша случайная импульсивная реакция (крик, шлепок и т.д.

) будет подталкивать ребенка всегда «быть начеку», только когда вы рядом. И со временем, ваши краткосрочные слабости приведут к долгосрочным проблемам.

5. Собственное поведение родителей играет гораздо более важную роль, чем их речи или ограничения, которые они возлагают, так как ребенок подражает им как в хорошем, так и в плохом. Дети – прирожденные подражатели. Они ведут себя так же, как их родители, несмотря на все наши попытки научить их манерам.

На одной карикатуре удивленный отец, облокотившись, сидел за обеденным столом. Глядя на жену, он жаловался: «Почему дети не понимают, что никому, кроме меня, не разрешается так сидеть?»

Если родители надеются вырастить дисциплинированного ребенка, необходимо, чтобы они, прежде всего, сами были примером. Десять минут совместной прогулки более ценны, чем бесполезная двухчасовая беседа. Поведение родителей воспитывают больше, чем их слова.

Для самоконтроля взрослые могут оценить эффективность применяемых ими методов дисциплинарного воздействия.

Защищает ли выбранный метод ребенка и не вредит ли его физическому и психологическому здоровью?

Способствует ли он его развитию?

Удовлетворяются ли потребности ребенка в должной и ответственной мере?

Учит ли он ребенка предупреждать и решать проблемы?

Сохраняются ли при этом методе и/или укрепляются отношения между родителями и ребенком?

Способствует ли данный метод воспитанию самоконтроля и чувства ответственности?

Начинает ли ребенок вести себя так, как вы от него требуете, в результате применения данного метода?

Лежит ли в основе применения метода понимание и бережное отношение к развитию и уникальности ребенка?

В заключение можно сказать: будьте примером для своих детей и тогда они вырастут ответственными и любящими. Дарите им настоящее тепло как можно чаще, а наказывайте как можно реже. Ребенок со временем перерастет свои ошибки и будет с благодарностью вспоминать ваше терпение и уважение к его личности, которое вы проявляли, пока он был беззащитен и целиком зависел от вас. 

Источник: http://io.nios.ru/articles2/51/11/effektivnye-metody-disciplinarnogo-vozdeystviya

Дисциплинарные методы • Родители и дети • Сайт Шапиренко

Дисциплинарные методы

В детской психологии нет области, понимаемой более превратно, чем область дисциплины.

Практику воспитания дисциплины можно разделить на две большие категории. К первой относятся методы, для которых характерна ориентация на контроль внешней деятельности ребенка, манипуляцию его поведением; ко второй – методы, ориентированные на привитие ребенку неких ценностей, которые станут для него внутренними руководящими принципами. В последнем случае речь идет о самодисциплине.

Методы первой категории, ориентированные на манипуляцию поведением, обязательно предполагают награду и наказание.

Даже в наше время многие родители из самых благих побуждений руководствуются девизами вроде «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка» или «Детей нужно видеть, но не слышать».

Эти типичные для себя фразы они подкрепляют физическими или вербальными наказаниями – обидными словами, нелестными сравнениями, лишением привилегий, отказом от общения и т.п.

Наказания служат тому, чтобы прекратить то или иное поведение или проявление чувств. Они вызывают развитие тревожности и провоцируют характерные для вытеснения невротические проявления.

Наказания нередко провоцируют ненависть к наказывающему, встречную агрессию и чувство вины, которые в совокупности приводят к необходимости дальнейших наказаний. В конце концов наказания порождают чувства незащищенности и неполноценности.

Дети, которых подвергают наказаниям, считают, что потеряли расположение родителей, и это заставляет их испытывать еще большую неуверенность в себе.

Они считают себя плохими, неумехами, недостойными внимания и поневоле начинают действовать в соответствии с такими представлениями о себе. То есть родители своими «воспитательными воздействиями» добиваются обратного эффекта.

Дисциплинарные методы, основанные на контроле поведения, предполагают, что наказание ведет к исправлению. Между тем исследования психологии преступников показали, что наказание не предотвращает и не останавливает асоциальное поведение, но только усиливает его причину.

Сегодня многие родители, все ближе знакомясь с основными психологическими принципами, уже не удовлетворяются манипулятивными методами воспитания. Они хотят, чтобы поведение их детей было социально приемлемым, но не подрывало их физического и душевного здоровья.

Однако понимая, что их требования уважительного к себе отношения и послушания нередко являются результатом их собственной неуверенности в себе, они не знают, как добиться такого здорового адекватного поведения.

«Что мы ни делаем, они нас все равно не слушаются!» Родители не волне понимают, что своенравие, упрямство и враждебность, выражаемые детьми в разумных пределах, просто необходимы им для нормального эмоционального развития.

Если ребенок ощущает себя в кругу семьи защищенным, полноценным и значимым, у родителей вряд ли возникнут какие-то проблемы с его дисциплиной. Отмечая и принимая любые чувства ребенка, родители удовлетворяют его потребность в понимании. И здесь мы подходим к методам дисциплины, ориентированным на воспитание чувств и самоконтроль, а не на контроль действий ребенка и подавление его чувств.

Сложность «чувственного» подхода к дисциплине состоит в том, что его невозможно свести к выполнению ряда простых правил, нарушение которых влечет за собой наказание.

Такая дисциплина представляет собой нечто большее, нежели манипулирование чувствами и отношением к происходящему.

Ребенок здесь рассматривается не как автомат, в который можно зарядить любую программу, а как живое существо со своими собственными чувствами, правилами и правами, которые надлежит уважать.

Чтобы успешно разрешать проблемы дисциплины, родителю, нужно хорошо разбираться во взглядах и чувствах своего ребенка. Если эмоциональный климат в доме благоприятный, ребенок будет чувствовать себя в безопасности даже тогда, когда родители действуют в отношении него достаточно твердо и ограничивают его деятельность разумными рамками.

Ориентированный на чувства подход к дисциплине предполагает способность различать и не смешивать личность ребенка и его действия. Мать или отец могут быть недовольны тем, что сделал ребенок, но это недовольство не должно отражаться на их чувствах к нему как к личности.

Существует семь принципов, которые могут помочь вам дисциплинировать своего ребенка без риска потерять с ним контакт и испортить отношения.

  1. Разделяйте чувства и действия. Не судите самого ребенка, даже если нужно осудить его проступок. Отделение ребенка от его действий позволяет родителю при любых обстоятельствах принимать его, не меняя своего дружеского отношения. В этом случае ребенок понимает, что его любят, но действия его с точки зрения родителей неприемлемы. Любые действия являются результатом чувств. Чтобы изменить поступки, прежде всего нужно понять чувства и научиться с ними обращаться.
  2. Обследуйте ребенка на наличие невроза. Проступок невротизированного ребенка может представлять собой симптом более глубоких эмоциональных затруднений, вызванных критикой, неприятием, обвинением или наказанием. В этом случае наказание может усугубить его и без того нелегкое состояние.
  3. Положительно отнеситесь к факту проявления чувств ребенком и ответьте на них. Помогите ему выговориться, «выпустить пар» или дать выход враждебным чувствам, если он пытается их подавить. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам выберет то, которое считает в данном случае справедливым. (Я хочу поговорить с тобой о разбитых окнах. Не знаю, смогу ли я облегчить твою участь, но может быть ты хочешь мне что-то сказать по этому поводу? Тем самым вы предоставляете ребенку возможность выразить свои чувства. Хорошо, насколько я понял из твоего рассказа, ты признаешь себя ответственным за то, что произошло. Но в жизни, как и в баскетболе, есть свои правила. Как ты думаешь, какое наказание будет справедливым в данном случае?) Подобная тактика хорошо развивает самостоятельность и ответственность за свои поступки. При этом факт наказания не отражается на отношениях ребенка с родителем.
  4. Опыт показывает, что дети нередко выбирают более строгое наказание, чем собирались предложить родители. Но, что очень важно, они не считают его жестоким и несправедливым.
  5. Если ребенок несет наказание, убедитесь, что он понимает, за что. Помогите ему понять, что для регуляции поведения в социуме существуют определенные правила, и что им нужно подчиняться так же неукоснительно, как правилам спортивного состязания или дорожного движения.
  6. Сделайте так, чтобы вопросы дисциплины были не вашими, взрослыми проблемами, а общими у вас с детьми. Постарайтесь отделить проблему и от себя, и от ребенка, чтобы у вас появилась возможность совместно посмотреть на нее со стороны, изучить ее и сообща над ней поработать. Когда ребенок усвоит, что к проблеме можно относиться отстраненно, он не станет воспринимать дисциплинарную ситуацию как межличностный конфликт.
  7. На опасные и разрушительные проступки следует наложить ограничения. Дайте ребенку выразить свои чувства, а затем помогите ему перенаправить свои действия в более приемлемое русло. Это и есть основная формула динамического подхода к дисциплине.

  • К списку статей
  • ЗАДАТЬ ВОПРОС

    Источник: http://psy-ua.com/ru/articles_children/129

    Общие концепции воспитания

    В истории образования со времен античности формируются общие концепции воспитания, связанные главным образом с творчеством и именем какого-либо мыслителя, педагога.

    К наиболее значительным можно отнести: социально-педагогическую утопию Платона, панпедию (учение о всœеобщем воспитании) Я. А. Каменского, свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо, педагогические системы И. Ф.

    Гербарта͵ К. Д. Ушинского, Дж. Дьюи, А. С. Макаренко.

    Немецкий специалист Ф. В. Крон выделяет шесть подходов к воспитанию:

    – воспитание как своеобразное принуждение (Платон);

    – воспитание как помощь ребенку в жизни (И. Г. Песталоцци);

    – воспитание как создание условий для свободного развития ребенка (Ж.-Ж. Руссо);

    – воспитание как управление и надзор (И. Ф. Гербарт);

    – воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей;

    – воспитание как выработка заданных норм (бихевиоризм).

    Наиболее известными методологическими основаниями для педагогических концепций в XX столетии были (и остаются): прагматизм, экзистенциализм, неопозитивизм, диалектический материализм и др.

    Можно говорить о педагогике, основанной на известных психологических теориях личности и ее развитии: бихевиоризм, культурно-историческая школа Л. С. Выготского и его последователœей, гуманистическая психология К. Роджерса и др.

    В развитых странах возникали и появляются сейчас более узкие концепции воспитания, точнее говоря – программы, в базе которых часто лежат, однако, актуальные, социально-политические, гуманитарные концепции. К ним относятся программы: воспитание в духе мира, коммуникативное воспитание, воспитание для выживания, поликультурное воспитание и др.

    Концепции воспитания имеют разные уровни, от философско-социальных и психологических учений до авторских школ педагогов прошлого и настоящего (авторскими школами называют учреждения, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителœей).

    Одной из главных проблем воспитания с начала XX века и по настоящее время является соотношение свободы и принуждения в воспитании.

    Иначе говоря, насколько государства, официальные системы образования, школы должны контролировать процессы формирования, становления, развития людей с самого детства, в какой степени должна быть управляемым и по возможности эффективным целœенаправленное воспитательное воздействие.

    Читайте также:  Действие в научной психологии - психология

    Вопрос может звучать и в таком социально-философском плане, насколько каждый человек свободен от общества в своем развитии, удовлетворении потребностей и реализации своих возможностей.

    Проявление и решение этого вопроса может происходить на разных уровнях: официальная концепция, национальная доктрина образования в стране, воспитательная система в школе, в т.ч. авторская воспитательная система, индивидуальный стиль общения учителя с ребенком, наконец, поведение отдельного учащегося. Имеется в виду возможность создания для каждого человека индивидуальной траектории образования.

    В истории образования и педагогике разных стран и разных периодов можно выделить две группы воспитательных концепций. Хотя нет общепризнанных названий для них, чаще всœего педагогика противопоставляет авторитарное и гуманистическое воспитание.

    В целом воспитательные концепции в мире до начала XX века были преимущественно авторитарного характера или, по крайней мере, носили черты авторитарности, в случае если понимать под этим, что процессу воспитания и обучения свойственно следующее:

    ‣‣‣ ориентация на образование по единой, с некоторой дифференциацией программе для всœех, ᴛ.ᴇ. на определœенные для всœех цели и содержание образования и воспитания;

    ‣‣‣ ориентация на формирование заданного уровня академических знаний учащихся и на формирование личности по определœенному эталону;

    ‣‣‣ достаточно выраженное управление учебно-воспитательным процессом со стороны школы, учителя;

    ‣‣‣ наличие требований, распоряжений, регламентирующих деятельность и жизнь учащихся.

    Примером крайне авторитарной системы воспитания можно считать воспитание в древних рабовладельческих государствах (Месопотамия, Египет), воспитание в греческой Спарте, где господствовали жесткие требования и суровая дисциплина.

    В средневековой Европе обучение и воспитание подчинялись не менее жесткому контролю со стороны церкви. В начале XIX века И. Ф.

    Гербарт обосновывает систему воспитания, в которой основную роль играет управление поведением ученика с помощью таких методов, как назидание, увещевание, угроза, требование, наказание, необходимых для обуздания, как он говорил, дикого своеволия ребенка.

    Такой взгляд на воспитание отразился на школьном европейском образовании, в особенности на классических немецких и русских гимназиях. В них преобладали формальные методы воздействия на детей, зубрежка в обучении, суровые дисциплинарные меры, наказания учеников, в т.ч. телœесные, произошло замыкание школы в узких рамках книги.

    Среди педагогических концепций XX в.

    , которые носят социально-ориентированный характер или связывают воспитание с принуждением, контролем со стороны общества, более или менее жестко ориентируют личность на усвоение заданных обществом норм, ролей, ценностей, нужно назвать педагогику коммунистического воспитания, психологию бихевиоризма, отчасти также технологический или сциентистский, неопозитивистский подход.

    Система коммунистического воспитания определяется как авторитарная педагогика и характеризуется сегодня исключительно негативно, воспитание в школе имело официально санкционированную цель – формирование всœесторонне и гармонически развитой личности, систему задач и содержание, соответствующие программы воспитания школьников, систему методов и форм работы – всœе то, чего должны были строго придерживаться учебно-воспитательные учреждения.

    Психология бихевиоризма (behavior – поведение) возникла в начале XX века.

    Классический бихевиоризм, опираясь на учение Павлова об условных рефлексах, утверждал, что поведение личности сводится к сумме реакций на ситуации-раздражители (стимулы).

    Воспитание и обучение человека сторонниками этого учения рассматривались как выработка социально одобряемых, ʼʼадекватныхʼʼ реакций на стимулы, жизненные ситуации.

    В дальнейшем понимание поведения личности и управления им усложнилось. Один из необихевиористов Б. Ф. Скиннер полагал, что поведение личности определяют не только стимулы, т. е.

    внешние воздействия окружающей среды, но и внутренняя деятельность самого человека: к примеру, представления человека (в виде опыта͵ установок) о последствиях его ʼʼреакцийʼʼ, поступков в определœенных ситуациях.

    Чтобы регулировать поведение личности, вырабатывать желаемые реакции, считал Скиннер, нужно организовать систему положительных и отрицательных подкреплений.

    Скиннер и его сторонники полагали, что их подход позволит успешно решать проблемы формирования ʼʼправильныхʼʼ граждан, выработки у учащихся школ крайне важно го поведения.

    Скиннер создал специальную науку о поведении – ʼʼтехнологию поведенияʼʼ.

    Согласно его концепции поведение с помощью подкрепления можно и нужно программировать и через это управлять общественной жизнью, избегая бунтов молодежи, антисоциальных проявлений, формируя членов общества с заданными свойствами.

    Этот процесс он называл ʼʼмодификацией поведенияʼʼ, подчеркивая, что его система формирует личность с социально одобряемым поведением. Он считал также, что оперантное поведение, ᴛ.ᴇ.

    поведение в соответствии с системой подкреплений, избавляет человека от морального выбора, от нравственных и духовных факторов, которые, по его мнению, не предопределяют поведение. Тем самым оперантное поведение делает человека по-настоящему свободным.

    Человек будет счастлив и свободен, в случае если будет опираться на положительное подкрепление со стороны общества. И само общество будет от этого более совершенно функционировать.

    Учение Б. Ф. Скиннера подвергается критике за грубое манипулирование личностью.

    Бихевиоризм сводит жизнь человека к биологическим, механическим реакциям, не принимая в расчет его сознания, ценностей, нравственных принципов, взглядов, мотивов, воли и свободы – всœего того, что определяет на самом делœе поведение личности.

    Наряду с этим есть и сторонники ʼʼтехнологии поведенияʼʼ (особенно в США). Οʜᴎ выступают за то, чтобы система воспитания, школы формировали бы дисциплинированных, ответственных людей, ʼʼпослушныхʼʼ граждан, выполняющих свои роли в обществе.

    На рубеже XIX–XX вв. в Европе и Америке, а также и в России против традиционной авторитарной школы выступают педагоги, психологи, ученые разных стран, носители гуманистической идеи В. Лай, Г. Кершенштейнер в Германии, О. Декроли в Бельгии, Дж. Дьюи в США и др.

    Основными идеями реформаторов-гуманистов были:

    ‣‣‣ обучение в процессе свободной деятельности детей, в игре;

    ‣‣‣ труд, практические занятия, совместная общественная деятельность;

    ‣‣‣ связь школьной жизни и обучения с окружением;

    ‣‣‣ занятия искусством;

    ‣‣‣ развитие индивидуальности.

    Этот подход к воспитанию и обучению имел разные названия: ʼʼсвободное воспитаниеʼʼ, педоцентризм, новое воспитание, прагматизм, ʼʼтрудовая школаʼʼ – всœе вместе отражало подход к воспитанию, который характеризовался направленностью на свободное развитие индивидуальности.

    В нашей стране в данном направлении воспитание развивалось до начала 30-х гᴦ., после чего наступил период возврата к традиционной школе в рамках авторитарной педагогики.

    Гуманистическая психология, одно из самых влиятельных направлений психологии XX века, явилась реакцией на авторитарность, технологизм в педагогике. Представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) подвергали критике технократические концепции обучения за то, что эти концепции рассматривают ученика как предмет манипуляций.

    Гуманистическая психология (в педагогической литературе чаще употребляется термин гуманистическая педагогика) понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность.

    Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации – реализации своих возможностей (А. Маслоу).

    Большинству людей свойственно стремление, полагают представители этой школы, стать внутренне состоявшейся, актуализирующейся личностью.

    Самоактуализирующаяся личность (ʼʼполноценно функционирующий человекʼʼ, по К. Роджерсу) осознает свои чувства, потребности, способна выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает ее природе, обладает ответственностью.

    Такой человек открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию. Здесь нетрудно увидеть ʼʼследыʼʼ прагматизма и педоцентризма Дж.

    Дьюи: опора на опыт, следование природе, своим интересам, неприятие нивелирующего влияния общества, школы.

    К. Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов – безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему, признание его права быть собой и права получать поддержку от взрослых.

    Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, сконцентрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

    ‣‣‣ демонстрировать доверие детям, верить в возможность развития каждого;

    ‣‣‣ помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом;

    ‣‣‣ исходить из того, что у детей есть мотивация к учению;

    ‣‣‣ выступать для учащихся как источник опыта по всœем вопросам;

    ‣‣‣ обладать эмпатией – способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние личности ученика и принимать его;

    ‣‣‣ быть активным участником группового взаимодействия и общения;

    ‣‣‣ открыто выражать свои чувства, уметь придать личностную окраску преподаванию;

    ‣‣‣ владеть стилем неформального теплого общения с учениками;

    ‣‣‣ обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

    В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителœей, учителœей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителœей – в центрах помощи родителям.

    К достоинствам гуманистической педагогики относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие его личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с учеником.

    При этом гипертрофия этих достоинств превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством моральной нормы и ответственности в поведении.

    ʼʼМожно считать иронией, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от другаʼʼ, – пишет один из лидеров этого направления.

    Конечно, этому есть много социальных причин, но отсутствие самоограничения, самодисциплины отчасти объясняется широким влиянием гуманистической педагогики.

    Анализируя это обстоятельство, ученые решают вопрос о том, что предпочтительнее: более или менее ʼʼжесткоеʼʼ управление развитием личности или свободное воспитание. В первом случае есть опасность подавить личность, во втором – не обучить и не воспитать.

    Стремление науки найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути сближения обеих ориентации: технократической и гуманистической. Оба подхода стремятся совместить управление развитием личности с ее самоопределœением и автономией.

    Бихевиоризм наряду с управляющими действиями, использует методы гуманистической психологии: рефлексию чувств, теплое принятие ребенка психологом.

    Гуманистическая психология стремится к более четкой операциональности методов взаимодействия с клиентом, что в педагогике значит более направленное воздействие на ученика.

    В практике школ в воспитании учащихся сочетаются нередко оба подхода. Яркий пример тому – служба ʼʼГайденсʼʼ в американской школе. Это коллектив специалистов, осуществляющий помощь ученикам в решении учебных, социальных, профессиональных проблем.

    Сотрудники службы изучают учеников, консультируют, проводят групповые занятия по обучению взаимодействию, решению жизненных проблем, конфликтов и пр.

    Занятия эти отчасти напоминают работу наших классных руководителœей в недалеком прошлом.

    Службой ʼʼГайденсʼʼ руководит каунслер – специалист, психолог, консультант. Школьный каунслер, проводя психотерапевтическую (воспитательную) работу, может использовать разные подходы: директивный и недирективный.

    Согласно первому с опорой на бихевиоризм каунслер изучает факты и наблюдаемые результаты, ʼʼпредлагает варианты поступков; ориентирует на перемены в поведенииʼʼ, ᴛ.ᴇ. ведет себя императивно.

    Второй, ʼʼнедирективныйʼʼ подход базируется на гуманистической психологии: каунслер выслушивает, создает атмосферу доверия, будит активность ребенка, стимулирует его собственную деятельность по выбору поведения и решению проблем.

    Нередко каунслер использует оба подхода исходя из обстоятельств.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в истории образования и в настоящее время мы обнаруживаем различные системы воспитания, каждую из которых можно с большими или меньшими основаниями отнести к одному из двух типов воспитания.

    Первый тип – традиционное воспитание, ориентированное на социальную норму, общественные требования к человеку, на формирование чувства долга перед обществом и опирающееся в этих целях на ту или иную степень принуждения, ограничение свободы, надзор и регулирование поведения растущего человека. Воспитательные системы гуманистической направленности ставят целью личностное, индивидуальное развитие, ориентируются на формирование глубоко личных, внутренних качеств, на самоценность личности, а не на ее служение обществу. При этом главным средством достижения этой цели является свободная деятельность ребенка, сопровождаемая поддержкой взрослого.

    История образования показывает сосуществование, а в определœенные периоды и противостояние этих моделœей образования. В основном, чем глубже в историю веков, тем более господствуют традиционные, авторитарные системы. В Новое время, особенно на рубеже XIX–XX вв.

    , многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике.

    Можно сказать, что человечество в образовании идет от жесткой, репрессивной, традиционной школы к гуманному и гуманистическому, персоналистскому воспитанию, центрированному на ученике[14].

    ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

    Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/606138_obschie_koncepcii_vospitaniya

    Ссылка на основную публикацию