Трудолюбие — психология

ТРУДОЛЮБИЕ

Трудолюбие - психологияярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.

Понятно, что для воспитания трудолюбивой личности необходимо так «форматировать» социальную ситуацию ее развития, чтобы, во-первых, она сама отдавала себе отчет в смысловой нагрузке трудовой деятельности, видела результаты своей трудовой активности, а, во-вторых, ее целеустремленность, добросовестность, ответственность и удовлетворенность самим процессом труда адекватно санкционировались со стороны как группы членства (которая в связи с этим, как правило, приобретает статус референтной), так и со стороны широкого социума. Одним из важнейших созидающих ресурсов формирования подлинного трудолюбия личности является психологический феномен вложенного труда, «состоящий в том, что субъект в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности в особенности творческие. Вследствие своей социальной сущности субъект испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как вложенный труд стало предметом признания и положительной оценки со сторон других. При игнорировании вложенного труда личности у нее падает мотивация, появляются равнодушие, берзразличие; последующая деятельность выполняется формально, без мотивационного напряжения, необходимого для высокого уровня достижений» (А. И. Липкина). Следует специально отметить, что трудолюбие как черта личности и, главное, как некая форма проявления активности в рамках жизнедеятельности реально функционирующей малой группы принципиально по-разному оценивается в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества. При этом необходимо понимать, что трудолюбие практически напрямую связано с таким немаловажным в психологическом плане феноменом межличностных отношений, как атрибуция ответственности за успех и неудачу совместной деятельности членов группы. Как правило, трудолюбивые люди достаточно адекватно оценивают свой вклад в решение общегрупповой задачи, иногда даже приуменьшая свой вклад в ее успешное выполнение. При этом в группах высокого социально-психологического развития реальное проявление трудолюбия той или иной личностью чаще всего интерпретируется как вполне нормативная активность, в то время как в группах низкого уровня развития подобная активность обычно рассматривается как сверхнормативная и при этом оценивается порой негативно, так как проявляющей трудолюбие личности нередко приписываются неадекватные мотивы — «хочет выставить себя на показ», «выслуживается» и т. п.

В рамках концепции психосоциального развития Э. Эриксон выделял совершенно определенный возрастной этап — с 6 до 12 лет, критический с точки зрения формирования трудолюбия как одной из стержневых черт личности. На этом этапе ведущей потребностью развития ребенка является переход от «виртуального» проникновения в мир взрослых через игру к самостоятельному либо в кооперации с другими людьми создания реальных продуктов, востребованных и оцененных обществом. Как пишет Э. Эриксон, «ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания». Внешним подкреплением этой потребности, во всяком случае в цивилизованных странах, является начало школьного обучения, что полностью соответствует как актуальным потребностям, так и результатам предшествующего развития (естественно, в том случае, если более ранние психосоциальные кризисы получили позитивное разрешение), поскольку «именно в конце периода развитого воображения ребенок проявляет наибольшие способности к обучению, соблюдает дисциплину и выполняет определенные требования взрослых. Его переполняет желание конструировать и планировать вместо того, чтобы приставать к другим детям или провоцировать родителей и воспитателей». По мнению Э. Эриксона, «…в социальном отношении эта стадия — решающая. Поскольку созидание включает производство предметов рядом и вместе с другими людьми, то первое чувство разделения труда и различия возможностей — чувство технологического этоса культуры — развивается в это время. Поэтому культурные формы и вытекающие из господствующей технологии манипуляции должны осмысленно дойти до школьной жизни, поддерживая в каждом ребенке чувство компетентности — то есть свободное упражнение своих умений, интеллекта при выполнении серьезных задач, не затронутых инфантильным чувством неполноценности. Это — основа для кооперативного участия в продуктивной взрослой жизни»1.

Вполне понятно, что в этих условиях критически выжными, с точки зрения формирования трудолюбия, у ребенка являются особенности образовательной системы в целом, конкретной школы и конкретного учителя.

Перед начальной школой стоит крайне сложная диалектическая задача — донести до ребенка необходимость определенного самоограничения в сочетании с внешним нормированием в условиях совместной с другими детьми и взрослыми деятельности при одновременном сохранении достаточного для проявления индивидуальной инициативы и творчества пространства. Между тем, анализируя процесс обучения в США, Э.

Эриксон обозначил две крайности, носящие достаточно универсальный характер и свойственные российской системе образования, одинаково деструктивные в плане решения данной задачи. «Первая, ставшая уже традиционной, заключается в том, что жизнь младшего школьника превращают в часть суровой взрослой жизни, подчеркивая самоограничение, чувство ответственности, необходимость делать то, что тебе сказали.

Вторая, более современная крайность, заключается в продлении на этот возраст натуральной способности детства узнавать что-то играя, учиться тому, что надо делать, делая то, что хочешь. … Доведенная до крайности первая тенденция использует склонность ребенка — дошкольника или младшего школьника становиться всецело зависимым от предписанных обязанностей.

С одной стороны, он может выучить многое из того, что абсолютно необходимо и развить в себе непоколебимое чувство долга.

Но с другой — может никогда не разучиться этому самоограничению, доставшемуся дорогой ценой, но не являющемуся необходимым, из-за чего сделает и свою жизнь, и жизнь других людей несчастной и, в свою очередь, у своих собственных детей сломает их естественное стремление учиться и работать.

Вторая тенденция, будучи доведенной до крайности, ведет не только к широко известному и популярному тезису, что дети сегодня вообще ничего не учат, но также и к такому ощущению у детей, которое прекрасно отражается в знаменитом вопросе, заданным одним ребенком: «Учитель, мы должны сегодня делать то, что мы хотим?».

Вряд ли можно лучше выразить тот факт, что детям этого возраста действительно нравится, чтобы их мягко, но уверенно подводили к увлекательнейшему открытию того, что можно научиться делать такие вещи, о которых ты сам никогда не думал, вещи, являющиеся продуктом реальности, практичности и логики; вещи, которые преобретают таким образом смысл символа приобщения к реальному миру взрослых».

Для традиционной советской школы была свойственна именно первая из этих двух крайностей, однако в 90-е гг. прошлого века стала отчетливо проявляться и вторая. В настоящее время обе они имеют место. Кроме того, к современной российской школе полностью применимо и замечание Э. Эриксона о том, что «между этими крайностями мы имеем множество школ, у которых вообще нет никакого стиля, кроме твердой приверженности факту, что школа должна быть. Социальная неравноценность и отсталость методов обучения в таких школах все еще создают опасный зазор между многими детьми и технологией, которая нуждается в них не только как в людях, способных служить технологическим целям, но и как в людях, которым сама технология должна служить»1.

Не случайно в современном российском обществе наблюдается отчетливая диффузия трудолюбия, выражающаяся в нежелении и неспособности многих молодых людей заниматься созидательной деятельностью в сочетании с широчайшем распространением во всех сферах общественного производства псевдодеятельности, т. е.

деятельности, не направленной на создание потребительских ценностей. Классическим примером такого рода является гигантский бюрократический аппарат. Как показывает анализ целого ряда организационных структур, количество сотрудников, в буквальном смысле слова изводящих бумагу, в разы превосходит количество сотрудников, занятых в «зарабатывающих» подразделениях.

Весьма показателен в этом плане так называемый охранный бизнес, в котором занято свыше двух миллионов человек, в подавляющем большинстве молодых здоровых мужчин. Реальная их «деятельность» сводится к «просиживанию штанов» в бесчисленных проходных.

Квинтэссенцией диффузии трудолюбия на индивидуальном уровне может служить весьма распространенный откровенный ответ на вопрос: «Чем бы Вы хотели заниматься?» — «Все равно чем, лишь бы платили!»

В современных российских условиях достаточно проблематично ожидать быстро и при этом кардинальных изменений в лучшую сторону системы образования в целом. В этой связи особую актуальность приобретает, в частности, замечание Э. Эриксона о том, что «…

отбор и подготовка учителей витально важны для предотвращения опасностей, которые могут подстерегать индивида на этой стадии».

По его мнению, «развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, — вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать, и способным распознать психиатрическую проблему.

Очевидно, именно в этом заключается наилучшая возможность предотвращения определенной спутанности идентичности, уходящей своими корнями в неспособность или в действительное отсутствие возможности учиться»1.

В даном ракурсе совершенно очевидна первостепенная важность психологизации подготовки педагогических кадров, которая должна выражаться, прежде всего, не в механистическом наполнении программ педагогических вузов психологическими дисциплинами, а в решительном отказе от классической парадигмы советской педагогики, изучавшей умозрительные «закономерности» развития абстрактного ребенка в абстрактной «норме», и реализации подлинно психологического подхода, предметом которого является развитие и функционирование реального индивида в реальном обществе.

Понятно, что при всей важности, с точки зрения формирования у ребенка трудолюбия, школьного обучения было бы совершенно ошибычном сбрасывать со счетов родительское влияние. В этой связи нельзя не отметить два наиболее существенных контрпродуктивных фактора, получивших широкое распрстранение в современном российском обществе.

Прежде всего, как собственно учебная, так и иная социально желательная деятельность ребенка (занятия в спортивных секциях, изучение иностранных языков, занятия музыкой и т. п.

) воспринимаются многими родителями (порой неосознанно) в качестве своего рода «визитной карточки», поддерживающей их собственную самооценку и статус в глазах окружающих (соседей, коллег по работе, родителей одноклассников и т. д.).

На практике это, как правило, означает жесткий контроль за деятельностью ребенка в сочетании с директивным навязыванием ему дополнительных видов активности.

Тем самым не только фрустрируется витальная потребность ребенка в самостоятельном созидании, но и провоцируется недоверие к учителю, поскольку проверка и оценка домашних заданий является его работой, а коль скоро этим занимаются родители, то предполагается, что учитель некомпетентен, недобросовестен или невнимателен и равнодушен.

Другой не менее серьезной, хотя и главным образом «мальчиковой» проблемой является то, что курирование учебной деятельности ребенка, как правило, берет на себя мама.

Тем самым усиливается негативное влияние традиции, в рамках которой учитель начальной школы — исключительно женская специальность, что, как отмечал Э. Эриксон «…

часто является причиной конфликта с неинтеллектуальной мужской идентификацией у мальчиков, поскольку создается впечатление, что знания — это что-то чисто женственное, а действия — сугубо мужественное»2.

В таких условиях налицо реальный риск тотальной депривации у ребенка изначальной потребности в самостоятельной деятельности и готовности вкладывать в нее личностные ресурсы, что влечет за собой диффузию трудолюбия и стагнацию действия.

Только скоординированные усилия родителей и педагогов в логике партнерского взаимодействия с ребенком обусловливают позитивное разрешение базисного кризиса четвертой стадии психосоциального развития, в результате которого формируется трудолюбие как стержневая черта личности. По словам Э. Эриксона, вклад этой стадии в личностную идентичность может быть выражен словами «я есть то, что я могу научиться делать». Заметим, что данная метафора отчетливо пересекается в содержательном плане с понятием вложенного труда.

Практический социальный психолог, осуществляя психологическую поддержку и сопровождение вверенной его попечению группы, должен, с одной стороны, всячески выделять и подкреплять проявления подлинного личностного трудолюбия, четко отделяя подобную активность от случаев демонстрации членами сообщества своей амбициозности, попыток с опорой на показную активность реализовать свои статусные претензии на ключевую властную позицию в сообществе, а с другой — создавать и поддерживать такую социальную ситуацию развития каждого в группе, которая стимулирует формирование действительно личностного трудолюбия и которая предполагает в рамках общности социально-психологический климат, имеющий в своей основе признание трудолюбия в качестве базовой общегрупповой ценности.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/trudolyubie.html

Трудолюбие

Трудолюбие

Трудолюбие – ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.
Азбука социального психолога-практика

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.
Словарь по общественным наукам | Глоссарий.ру

  • Трудолюбие – это готовность при выполнении любой работы действовать с полной отдачей.
  • Трудолюбие – это способность длительное время уделять работе; если работа любимая, трудолюбивому человеку жаль от неё отвлекаться даже на бытовые нужды.
  • Трудолюбие – это умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается, не требуя каких-либо преференций.
  • Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.
  • Трудолюбие – это залог жизненного успеха.
  • Трудолюбие даёт энергию – чем больше души человек вкладывает в работу, тем больший заряд энергии он получает.
  • Трудолюбие даёт уверенность – трудолюбивый человек знает, что в любой ситуации он непременно найдет применение своим способностям.
  • Трудолюбие даёт понимание – того, что иногда не стоит ждать от трудовых вложений немедленной отдачи; всему своё время.
  • Трудолюбие обеспечивает благосостояние – при равных возможностях трудолюбивый человек способен лучше обеспечить себя и близких, нежели ленивый.
  • Трудолюбие даёт радость – от самого процесса работы и от его результатов.
  • Трудовая деятельность. Человек, с удовольствием выполняющий свою работу, трудолюбив.
  • Смена деятельности. Человек, предпочитающий смену рода занятий бездействию, демонстрирует трудолюбие.
  • Обучение. Человек, ответственно относящийся к учёбе, проявляет трудолюбие.
  • Ведение домашнего хозяйства. Трудолюбивый человек всегда содержит дом в порядке не по принуждению, а по собственному желанию.
  • Волонтёрство. Только трудолюбивый человек способен быть волонтёром, так как эта деятельность предполагает не столько финансовую, сколько нравственную отдачу.
  • Воспитание детей. Предоставляя детям самим выполнять несложную, доступную их возрасту работу, родители развивают их трудолюбие.
  • Трудолюбие – важное качество характера человека, которое можно развить самовоспитанием и работой над собой.
  • Повышение квалификации. Зачастую видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую способен делать человек, стимулируют его, помогая выработать трудолюбие.
  • Обучение. Процесс обучения помогает человеку развить трудолюбие.
  • «Задания самому себе». Психологическое упражнение для развития трудолюбия – в письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (вскопать восемь грядок, перегладить 10 комплектов белья, и т.д.) и затем старательно их выполнять.
  • Оптимистичное отношение к труду. Одухотворение труда, увлечение самого себя процессом или результатами, которые труд принесёт, помогает формированию трудолюбия.
Читайте также:  Мыслевирус - психология

Леность — полное отсутствие трудолюбия

Трудолюбие

Трудоголизм | ненужный избыток трудолюбия

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.- Антон Чехов -Ленивые всегда бывают людьми посредственными.- Вольтер -Неусыпный труд препятствия преодолевает.- Михаил Ломоносов -Труд человека кормит, а лень портит.- Русская пословица -Без труда нет добра.

— Русская пословица -Истинное сокровище для людей – уменье трудиться.- Эзоп -Когда мы перестаём делать – мы перестаём жить.- Бернард Шоу -Святитель Феофан Затворник / Путь ко спасениюПуть ко спасению во Христе – это путь следования его учению.

Согласно православному вероучению, человек должен трудиться во славу Господа, ибо «Бог труды любит».Ю. Н. Давыдов / Труд и искусствоСобрание лучших произведений выдающегося отечественного философа и социолога.

В него вошли три книги: «Труд и свобода», «Искусство и элита» и «Искусство как социологический феномен».

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердцa».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.

Мудрый фермер из штата Монтана Приучился к труду очень рано. А вот сын его Билл Так трудиться любил,

Что мозоли натер от дивана.

I believe in work, hard work, and long hours of work. Men do not breakdown from overwork, but from worry and dissipation. Charles Evans Hughes

Источник: http://www.xapaktep.net/virtues/roman/industry/desc.php

Трудолюбие — важнейшее качество гражданина и семьянина

Трудолюбие — важнейшее качество гражданина и семьянина

В процессе занятия следует показать учащимся, что необходимым условием создания трудовой атмосферы семьи является любовь к труду как со стороны старших, так и младших.

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит родителям, семье. К.Д. Ушинский справедливо писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.

С первых месяцев своей жизни ребенок имеет возможность наблюдать за разносторонней деятельностью старших; хотя сначала и неосознанно, но усваивает, что без труда не может быть и никаких результатов.

По мере того как ребенок подрастает, овладевает двигательными и другими умениями и навыками, родители начинают приучать его к элементарному самообслуживанию и посильному труду. На первых порах это самые простые дела: положить свои игрушки на место, принести что-то старшим.

В дальнейшем трудовые дела ребенка постепенно усложняются: он приучается самостоятельно умываться, одеваться, убирать свою постель.

Если родители специально преследуют цель воспитывать малыша в труде, уделяют этому внимание и время, спокойно и терпеливо показывают ему, что и как надо делать, ребенок воспринимает такое приучение охотно и как вполне естественное занятие.

Этому в большой мере способствует свойственное всем детям желание подражать взрослым, а также стремление к самостоятельности. Уже к трем годам часто можно слышать от ребенка выражение «я сам», которое подкрепляется настойчивыми попытками выполнить то или иное дело.

В этих случаях важно не отбить у малыша охоту к самостоятельным действиям, помочь ему или тактично переключить его интерес на более доступные занятия.

Во многих семьях, где царит действительно трудовая атмосфера, детей с дошкольного возраста привлекают к посильному бытовому труду. Это может быть мытье посуды, участие в уборке квартиры, уход за комнатными растениями и многое другое.

Учитывая возможности ребенка, родители подробно объясняют ему смысл и характер работы, помогают, когда требуется, проявляют снисходительность при неудачах, поощряют успехи и достижения. Важно с раннего детства внушать сыну или дочери, что в семье все должны помогать друг другу, каждому надо делать то, что он может, чтобы всем было хорошо.

В этом отношении полезно закрепление за каждым членом семьи вполне определенных постоянных трудовых обязанностей, как об этом говорилось выше.

С поступлением ребенка в школу у него появляется новая ответственная обязанность — учение. Это серьезный и нелегкий труд, требующий больших волевых, умственных да и физических усилий. Однако если еще до школы ребенок приобрел привычку добросовестно выполнять любое порученное дело, доводить его до конца, если он вообще любит и умеет трудиться, то все это поможет ему успешно учиться в школе.

Вместе с тем школьное учение не должно служить поводом для освобождения детей от домашних обязанностей и дел. Большую ошибку допускают те родители, которые, определив ребенка в школу, считают, что теперь его долг только учиться.

Конечно, учение для школьника является важнейшим делом, но и семейные заботы, общие дела по домашнему хозяйству — без ущерба для учебных занятий — должны найти свое место в его режиме дня.

При этом важно добиваться, чтобы не было разделения на «женский» и «мужской» труд, чтобы мальчик не считал для себя зазорным и сходить в магазин, и пришить оторванную пуговицу, и починить сломанный табурет, и постирать носки.

Трудолюбие как качество личности предполагает не только любовь и привычку к физическому и умственному труду, но и уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда, как своего собственного, так и других, стремление умножать своим трудом богатства Родины.

Следует особо подчеркнуть связь трудолюбия с развитием способностей, в котором заинтересован не только сам человек, но и общество. Ведь без трудолюбия человек может так никогда и не узнать, к чему же он способен, т. е. добровольно ограничить свое развитие. А такие потери — невосполнимы.

Возвращаясь к домашнему труду, заметим, что все многочисленные заботы по дому и хозяйству ложатся на плечи главным образом старших членов семьи — жены и мужа.

Естественно, что при наличии ответственности, трудолюбия, у супругов бытовой труд выступает не только как необходимость, но и как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения.

В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей.

Ведение домашнего хозяйства, стимулируемое чувством любви и заботой о благополучии близких, не воспринимается как неприятная обязанность, а приносит удовлетворение, позволяет проявлять выдумку, находчивость, изобретательность в работе.

Если жених и невеста или кто-то из них не подготовлен должным образом к ведению домашнего хозяйства, ясно, что для создания нормальной семейной жизни им придется срочно наверстывать упущенное— общими усилиями, с помощью своих родителей и других старших овладевать навыками бытового труда. И здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга. Большая роль при этом принадлежит самовоспитанию молодых супругов, т. е. сознательному преодолению своих недостатков, стремлению быть деятельным, умелым и инициативным членом семейного коллектива, не прятаться за спину супруга или супруги.

Учитель может попросить учащихся привести известные им примеры рационализации бытового труда.

Если человек действительно трудолюбив, это ценное качество естественно проявляется во всех сферах и видах его деятельности. Конечно, особое значение оно имеет в процессе труда на производстве.

Трудолюбивый работник, получая удовольствие непосредственно от самого процесса труда, испытывает большое моральное удовлетворение, внутренне спокоен, уверен в себе.

Ясно, что все это положительно сказывается на настроении человека, его отношении к окружающим.

Высокая сознательность и активность, трудовой энтузиазм, свойственные таким семьям, находят свое выражение не только в пределах собственной квартиры или дома; трудолюбивые и энергичные люди выступают застрельщиками и организаторами общественно полезного труда по месту жительства, тем самым распространяя трудовую атмосферу своей семьи на соседей и других окружающих.

Над чем подумать, что обсудить

1. Установить, какими навыками бытового труда вы обладаете, а какими вам следует овладеть.

2. Проанализируйте распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства в своей семье и определите, какие коррективы необходимо внести в это распределение.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/454-trudolyubie-vazhnejshee-kachestvo-grazhdanina-i.html

Что такое трудолюбие?

Трудолюбие – это черта характера, которая обозначает стремление, желание и склонность человека к труду. Является положительным качеством, необходимым для успешной деятельности; разумное распределение времени, уделяемого работе и отдыху. Становится причиной продуктивности и эффективности трудовой деятельности.

Как воспитать трудолюбие?

Первое правило воспитания в себе трудолюбия – это сильное желание! Без него не получится достичь желаемых успехов. Необходимо развивать в себе силу воли и стойкий характер. Для этого потребуется много сил и терпения. Воспитывать в себе трудолюбие можно разными способами.

Например, когда чего-то очень важного вам делать совсем не хочется, немедленно беритесь за это дело, начинайте бороться со своим нежеланием. Тогда своими действиями вы сами себе докажете, что вы сильнее обстоятельств.

От этого повысится ваше самоуважение, вы останетесь довольны собой.

Будьте готовы к тому, что будет достаточно нелегко. Могут опускаться руки или наступать приступы лени. Но вы не отчаивайтесь, просто поставьте себе определенную цель и уверенно к ней идите. Когда будет особенно трудно, вам понадобится поддержка близких людей.

А ваше понимание ситуации: ради чего и ради кого вы это делаете, поможет вам справиться с поставленной задачей.

Помните, уже то, что вы задали себе такой вопрос, означает, что вы – очень смелый и сильный человек, вы хотите развиваться и двигаетесь в правильном направлении!

Труд – облагораживает

Как всем известно, именно он сделал из обезьяны Человека. Если на данном этапе своего развития у вас что-то не получается – не беда! Главное, что вы все ровно действуете. Трудолюбие человека заключается в его поступках, действии и поведении.

Говорят: «Сделай дело хорошо, либо не делай его вообще»! Именно то, насколько качественно и усердно человек выполняет любую свою работу, и характеризует его как трудолюбивого или ленивого. Понятно, что нетрудолюбивые люди вообще ничего не делают.

Из чего складывается трудолюбие?

Справедливость, настойчивость, ответственность и усердие – это одни из главных качеств, которые ценятся в обществе, в сотрудниках (на работе), в быту (дома). Безусловно, быть трудолюбивым – непросто. Тем не менее, это неотъемлемое условие для успешной карьеры и счастливой жизни.

Читайте также:  Инертность - психология

Примеры трудолюбия мы можем заметить во всех сферах человеческой деятельности. Трудолюбивые люди – это люди, которые тратят большую часть своего досуга не на отдых и удовольствия, а на занятия необходимыми делами. Особенно ясно трудолюбие проявляется при неблагоприятных условиях для работы и действий.

Проще говоря, заниматься нужными делами именно в то время, когда вообще нет желания что-либо делать. Например, трудолюбивый сотрудник на работе использует свое личное время не для своего блага, а на пользу предприятия, для того, чтобы закончить работу.

Еще трудолюбие заключается в том, как человек распределяет свое время: люди обычнорано встают, для того, чтобы успеть сделать как можно больше.

Но проблемы трудолюбия могут возникнуть, если совсем не жалеть, полностью посвящать и отдавать всего себя работе. Тогда наступает неистощимое трудолюбие.

«Трудоголики» не имеют меры и иногда перегружают свой организм, что может повлечь за собой нежелательные последствия. А именно: истощение нервной системы, депрессии, апатию и т.д.

К сожалению, не всегда люди, столкнувшиеся с такими проблемами, выявляют истинную её причину. Тогда имеет смысл и начинает действовать единственное правило: «Не переусердствуй».

Все мы знаем основные органы чувств, которые делают восприятие окружающего мира ярким и полноценным. Но этот мир помимо красок и предметов еще и полон людей, воспринимать которых уже отдельная задача. В чем состоит социальное восприятие? Об этом мы расскажем далее.Телесно-ориентированная психотерапияНе зря говорят что в здоровом теле здоровый дух. Психологи давно установили связь между нашим физическим и духовным самочувствием. И если вас мучают неврозы и зажимы в теле это обязательно найдет отклик в психическом состоянии. Привести в норму оба вида здоровья призвана телесно-ориентированная психотерапия.
Вся жизнь человека строится на взаимодействии с окружающими. Кого-то мы любим, а кто-то нас раздражает. Все это — неизбежные отношения. Какими они бывают, и какие проблемы общения существуют сегодня? Все это вы узнаете далее.Наверняка каждому из нас хотя бы разок хочется вновь окунуться в детство. Снова ощутить вкус беззаботной игры и оставить проблемы на потом. Психологи давно об этом желании. Поэтому и создали игротерапию для взрослых. В чем ее польза — мы расскажем далее.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-trudolyubie

Трудолюбие Трудолюбивый

Трудолюбие Трудолюбивый

07.08.2013 by petr8512

Планету облетело не случайно великое простое made in China.

Автор афоризма: Казанжанц В.

Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела

Автор афоризма: Суворов А. В.

      Трудолюбие как качество личности – способность позитивно относиться к процессу трудовой деятельности, проявляя  активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.

       Однажды летом приключилась сильная засуха. Земледельцы стали рыть оросительные каналы, чтобы провести воду от реки к своим полям. Один земледелец был преисполнен решимости завершить работу по рытью канала к концу дня. Начав работу до восхода солнца, он вскоре потерял всякое представление о времени и даже не прервался на завтрак.

Когда жена не дождалась его и к обеду, она сама пришла на поле, чтобы позвать его омыться и пообедать. Однако он ответил ей, что никуда не пойдёт, пока не закончит работу. К вечеру он успешно завершил свою работу и, уставший, сел прямо на землю и стал смотреть, как вода бежит к его посевам на поле. Он был спокоен и счастлив.

Немного отдохнув, он отправился домой, с наслаждением омылся, с удовольствием поужинал и, счастливый, уснул глубоким сном. Другого земледельца, который тоже с раннего утра рыл канал от реки к своему полю, жена тоже позвала обедать в полдень. Он сразу же бросил лопату и воскликнул: — Милая, когда ты зовёшь меня, я должен идти.

И его поле осталось сухим, а часть посевов погибла.

        Трудолюбие – это не любовь к конечному результату, к плодам труда, к деньгам, это любовь к самому процессу труда, радость от осознания того, что ты реализуешь своё жизненное предназначение и поэтому твой труд максимально полезен, нужен и востребован людьми. Разум трудолюбивого человека относится к труду как выполнению своего долга, для него труд – жизненная потребность, осознанная необходимость. Он понимает смысл своего труда и готов отдавать время, силы и энергию, лишь бы приносить пользу людям.

      В материальном мире деньги имеют непреходящее значение, без них не проживёшь. Но труд исключительно ради денег, ради удовлетворения своих ненасытных желаний, не имеет ничего общего с трудолюбием. Заполучить больше телевизоров, стиральных машин, квартир, машин и яхт, то есть быстрее реализовать материальные цели и для этого вкалывать на трёх работах – это не трудолюбие, а упахивание.

Советую почитать:  Туманность Туманный

      В разумном трудолюбии отсутствует избыточность, чрезмерность, жадность. Человек трудится с охотой, у него с работой любовный роман. Деньги, как вознаграждение за труд, являются логичным следствием трудолюбия. То, что делается с любовью, превращается в эксклюзив. Товар, в который вложена душа, несет особую энергетику и поэтому дорого стоит.

Поэтому трудолюбие ведет к богатству и процветанию, а труд, основанный на посылах жадности, — к бедности и болезням. Если хочешь всю жизнь не работать, найди занятие соответствующее твоему предназначению. Труд по предназначению – это удовольствие и радость.

Трудолюбивый человек, выполняя свой долг, испытывает счастье, для него каждый трудовой день праздник.

        Большинство людей ненавидят свою работу.  Насилуя себя, они заставляют мозг каждое утро просыпаться под опостылевший звонок будильника и отправляться на рабочие места.

Неслучайно наибольшее количество инфарктов происходит в понедельник в девять утра. Какая психика выдержит ежедневное измывательство над собой? В доказывании обществу, что оно должно ему денег, человек проводит большую часть своей жизни.

При этом труд для него имеет второстепенное значение. На первом месте стоят деньги.

     Вместе с тем, трудолюбие не может однозначно трактоваться как достоинство. В трудолюбии может присутствовать феномен «работать, чтобы наработаться». Водя дружбу с энтузиазмом и увлечённостью, трудолюбие может забыть о еде и сне, с головой погрузившись в любимое занятие.

Нетрудолюбивый человек воспринимает труд, как вынужденное, необходимое страдание – плату за комфортную жизнь, и поэтому стремится ограничить свой трудовой вклад в копилку социума. Кстати, в экономике действует закон свободного времени, согласно которому – чем больше у членов общества свободного времени, тем богаче страна.

Развитые страны с высокой производительностью труда,  наполняют внутренний и внешний рынки товарами, при этом используют для этих целей до 10% населения.

      В трудолюбии должна присутствовать разумная мера, иначе она перерождается в трудоголизм. В жизни человека по судьбе согласно его благочестию изначально определены четыре константы – количество денег, здоровье, семейное счастье и знание. В отличие от животного мира, человек может влиять на свою судьбу, ибо у него есть право выбора.

Если наблюдается перекос в сторону трудоголизма, страдает здоровье и семейные взаимоотношения. Муж целыми днями пропадает на работе. Приходит домой – жена уже спит, а уходит – она еще спит. Он не следит за своим питанием.

В результате в семейных отношениях воцаряется напряженная пустота, здоровье постепенно уступает болезням позицию за позицией.

Советую почитать:  Торгашество Торгаш Торгашеский

       Трудолюбие помимо желания заниматься любимым делом, подразумевает профессионализм, умение придти к разумной, оптимальной  организации труда. Поэтому оно эффективно, продуктивно и результативно. Не в пример трудолюбивому человеку, трудоголика не беспокоит научная организация труда.

Для него важно, чтобы работы было больше, в ней он видит единственную жизненную ценность. Для трудолюбивого человека работа желанна, он идет на работу с любовью, а уходит с удовольствием.

Будучи целостной личностью, то есть той кто получает радость от того, что приносит людям пользу, отдает, а не только берет, он заботится об удовлетворении своих эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей.

        Пионер рекламного дела Клод Хопкинс с детства отличался работоспособностью, которая со временем, когда он интуитивно нащупал своё предназначение,  переросла в трудолюбие. В книге «Моя жизнь в рекламе» он описывает, какую роль в его успехе сыграли работоспособность и трудолюбие: «Всем я обязан в первую очередь своей матери.

Я благодарен ей за то, что она научила меня трудолюбию. Я не припомню ни часа, неважно — днем или ночью, — когда бы мама не работала. Она закончила колледж и отличалась высоким интеллектом. Овдовев, она была вынуждена содержать своих детей, работая школьной учительницей. До и после школы занималась домом. Вечерами писала книги для маленьких детей.

Во время каникул она ездила по школам и продавала свои книги. Она работала за троих или четверых женщин, освоила три или четыре профессии. Следуя ее примеру, с раннего детства я тоже очень много работал. Я содержал себя с 9 лет. Другие мальчики считали посещение школы единственной своей обязанностью. Для меня же это было только одним из моих дел.

Перед уроками я открывал два школьных здания, растапливал печи и протирал сиденья. После уроков я подметал полы в обоих этих зданиях. Потом до ужина разносил Detroit Evening News пo 65 домам. По субботам я убирал школьные здания и разносил счета. По воскресеньям был церковным служкой с раннего утра и до 10 вечера.

Во время каникул я отправлялся на ферму, где работал по 16 часов в день. Когда доктор признал меня слишком болезненным для уборки школ, я уехал на Кедровое болото. Работа там начиналась в 4.30 утра. До завтрака мы доили и кормили коров. В 6.30 мы ехали на болото, прихватив с собою обед. Весь день мы рубили и связывали шесты.

После ужина мы снова доили коров; затем стелили подстилки для скота на ночь. В 9 часов мы заползали  по лестнице на чердак, где находились наши постели. При этом мне никогда не казалось, что я перерабатывал.

Советую почитать:  Трюкачество Трюкач

       В последующие годы я так же много работал в бизнесе. У меня не было четкого рабочего времени. Если я прекращал работу до полуночи, это был для меня отдых. Часто я покидал офис в два часа ночи. Воскресенья были моими любимыми рабочими днями, поскольку мне никто не мешал.

В течение шестнадцати лет моей работы в бизнесе у меня редко бывал свободный вечер в воскресенье. Я не призываю никого следовать моему примеру, включая собственного сына. В жизни есть много других вещей, которые более важны, чем успех, и более умеренная работа, возможно, оставляет больше места для радости.

Но человек, который трудился в два раза больше, чем его коллеги, идет по жизни в два раза быстрее, в особенности в рекламе. Это неизменно. Конечно, люди отличаются способностями, но это не так важно, как прилежание. Человек, который выполняет работу за двоих или за троих, узнает в два или в три раза больше.

Он делает больше ошибок и добивается больших успехов, учась и на том, и на другом. Если я поднялся выше других в рекламе или сделал больше, то это не за счет моих исключительных талантов, а за счет моей исключительной работоспособности.

Это означает, что человек пожертвовал всем остальным в жизни, чтобы добиться совершенства в своей профессии. Возможно, это означает и то, что такого человека надо скорее пожалеть, а завидовать ему не стоит».

Источник: https://podskazki.info/trudolyubie/

Трудолюбие. Как понять, что вы действительно трудолюбивы?

Каждый день мы слышим слово «трудолюбие», в школе, дома, на работе. Но всем ли известно его правильное значение? Трудолюбие – это любовь к труду. Это черта характера личности, которая позитивно относится к труду в любом его проявлении.

Кроме того, это способность отдать немало времени и сил работе, но не просто работать круглые сутки, а получать удовольствие от подобного процесса и вознаграждения за него. Синонимами слова выступают: старательность, усидчивость, усердие и т.д.

Развивать подобное качество – это прокладывать дорогу к удаче и успеху.

Что такое трудолюбие

Чтобы понять, что такое трудолюбие, стоит отметить, что сюда относится не любовь к деньгам, результату труда, а любовь к самому процессу работы.

Читайте также:  Правильный день - психология

Это радость от осознания реализации жизненного предназначения, что труд приносит максимум пользы для других. Разум человека, любящего труд, относится к работе как к выполнению долга.

Для такой личности труд является жизненной необходимостью и потребностью. Он осознает смысл работы, готов тратить силы, время, чтобы принести пользу другим.

В материальном мире деньги обладают постоянное значение, без них нельзя прожить. Но работа только ради денег и удовлетворения потребительских желаний не относится к трудолюбию. Желание получить как можно больше недвижимости, автомобилей и техники не трудолюбие, трудоголизм.

В рациональном трудолюбии нет избыточности и алчности. Человек работает с охотой. Деньги, в качестве вознаграждения за работу, — это логичное следствие любви к труду.

Та работа, которая выполняется с любовью, становится эксклюзивом. Если в товар вложили душу, он обладает особенной энергией, потому и цена его выше.

Таким образом, трудолюбие приводит к богатству, а труд, который основан на жадности – к бедствию.

Если вы хотите не работать всю жизнь, то найдите занятие, которое отвечает вашему предназначению. Такой труд принесет радость и удовольствие. Но многие люди ненавидят собственную работу.

Он заставляют себя ежедневно просыпаться под будильник и идти туда. Не зря по статистике наибольшее число инфарктов случается именно в понедельник утром.

Мало какая психика выдержит каждодневное издевательство.

При этом трудолюбие нельзя однозначно трактовать в качестве достоинства. В трудолюбии может быть феномен работы, чтобы наработаться. Если человек трудится с увлеченностью и энтузиазмом, то способен позабыть о сне и еде, погружаясь в работу.

Нетрудолюбивые личности воспринимают работу в качестве страдания – оплаты за комфорт, потому стараются ограничивать собственные вклад в труд. К слову, в экономике есть закон свободного времени. По нему – чем больше у людей свободного времени, тем богаче будет государство. Развитые государства с высоким уровнем производительности наполняют рынки товаром, но используют только 10% населения.

В любви к труду должна быть мера, в противном случае, человек станет трудоголиком. Кроме того, трудолюбие, помимо желания работать на любимой работе, подразумевает профессионализм, оптимальную организацию процесса работы.

Воспитание трудолюбия

В процессе воспитания трудолюбия у детей главная роль отводится родителям. Это одно из важных условий счастья человека. Ребенок с раннего возраста наблюдает за разнообразными действиями взрослых. Изначально неосознанно, но он понимает, что без труда не достичь успеха и результата.

По мере взросления ребенка, он получает различные навыки и умения, а взрослые приучают его к легкому труду и обслуживанию себя самого. Сначала это простые задачи: навести порядок в игрушках, подать что-то родителям. В будущем заботы малыша усложняются: его учат умываться, чистить зубы, одеваться, заправлять постель.

Если взрослые следуют цели воспитания ребенка в труде, находят на это время, спокойно ему демонстрируют, что и как требуется делать, то малыш воспринимает подобное приучение с охотой, в виде естественного занятия. Этому в немалой степени помогает стремление детей повторять за взрослыми и желание достичь самостоятельности.

Уже в 3-летнем возрасте часто от крохи слышно: «я сам». Это подкрепляется стойкими попытками выполнения определенных дел. В подобной ситуации важно не отбить желание у ребенка к самостоятельности, оказать ему помощь или переключать интерес на другие занятия.

В большинстве семей, где создана трудовая атмосфера, ребят с детства приучают к труду дома. Сюда относится помощь в уборке, мытье тарелок, поливка цветов и т.д.

Если учесть способность малыша, то родители могут объяснить ему суть работы, помочь при необходимости. Важно проявить снисхождение при неудаче и поощрить за успех.

Стоит с раннего возраста объяснить, что в семье всем нужно помогать друг другу. В подобном случае стоит закрепить за каждым из членов семьи обязательства.

Когда ребенок идет в первый класс, у него возникает новая задача – учеба. Это непростой труд, который требует многих усилий. Но если до похода в первый класс ребенок не научен добросовестно работать, то это не поможет ему достичь успеха в учебе.

При этом учеба в школе не должна становится причиной освобождения ребенка от домашней работы. Немалую ошибку делают те, кто считает, что у ребенка одна задача – учеба. Конечно, это важное дело, но и семейные заботы и хозяйственные дела должны иметь место в режиме без вреда для учебы.

Важно добиться понимания, что нет деления на «мужской» или «женский» труд. Мальчик не должен считать стыдным ходить в магазин, постирать свои вещи или пришить пуговицу. Такое личностное качество как трудолюбие подразумевает не просто любовь к работе, но и уважение к другим трудящимся, заботу о результатах труда и своего, и чужого.

Роль трудолюбия

Стоит в особенности подчеркнуть роль трудолюбия в воспитании способностей, которые требуются не только человеку, но и социуму. Без любви к труду личность никогда не узнает, на что способна, иными словами, ограничит собственное развитие.

Если снова говорить о домашнем труде, то стоит заметить, что почти все домашние заботы лежат на плечах родителей. Но у супругов подобный труд выступает не только в роли потребности, но и способа проявления заботы и внимания. Работы по дому, которые стимулируются чувством любви, не считаются неприятной обязанностью. Они приносят удовлетворение.

Если человек поистине любит труд, то подобное ценное качество проявляется в любой сфере работы или деятельности. Безусловно, серьезное значение оно имеет в процессе работы. Трудолюбивые сотрудники, получая удовлетворение от работы, испытывают радость и внутренний покой, они уверены в себе. Все эти моменты позитивно сказываются на настроении и атмосфере в коллективе.

Трудовой энтузиазм, ответственность, активность найдут способ проявиться не только дома или в семье, но подобные личности становятся организаторами и лидерами полезного труда для общества, что распространяет трудовую атмосферу на окружающих людей.

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-trudolyubie-kak-ponyat-chto-vy-dejstvitelno-trudolyubivy.html

Трудолюбивость: в чём её польза и как её воспитать в себе?

Елена

10.02.2017 в 08:08

Здравствуйте, дорогие друзья!

Многие часто употребляют фразу: «Труд сделал из обезьяны человека!» и даже не задумываются о том, что эта поговорка пропитана удивительным посылом. Здесь не идет речь о взломе теории эволюции и об истинном начале пути человека. Я говорю о желании творить собственную жизнь с помощью реализации навыков и улучшения качеств.

Трудолюбивость — это здоровая привычка любить и уважать труд, а в связи с этим личность может преуспеть больше, нежели его ленивые коллеги. Еще со школьных парт мы можем услышать термин «трудолюбие», после встретить его в университете, на работе и даже дома.

Но правильно ли мы трактуем это слово? Трудолюбивые люди обожают работать продуктивно. Им нравится процесс, получение плодов и наград за собственную мотивацию, стремление и что не маловажно — действие! Какие качества присутствуют в человеке при таком подходе к вопросу?

  • позитивное отношение к любому виду труда;
  • отсутствие разделение работу на физическую и интеллектуальную. Любой процесс — это важный этап в достижении цели;
  • желание отдавать труду колоссальные временные и умственные способности;
  • получение удовольствия от происходящего, равносильно вознаграждению за выполненное дело;
  • личность не просто создает видимость рабочего процесса, а полностью отдает себе отчет в предпринимаемых действиях;
  • упорство, усидчивость и большая старательность, граничащая с педантизмом;
  • исповедование принципа «Лучше один раз выполнить хорошо, чем десять раз переделывать!».

Если вы решили развивать внутри себя запрос на изменения и перестройку разума в систему трудолюбивости, вы рискуете в скором времени лицезреть собственные, большие достижения.

Преимущества трудолюбия

Дело в том, что люди такого типа получают двойное удовольствие. Если личность терпеть не может работу, то единственное ее моральное утешение — финансовое вознаграждение.

Преимуществом развития иного подхода к процессу, выступает наслаждение двумя аспектами сразу: и результатом и путем его достижения! А это значит, что любое занятие не сможет испортить настроение и мотивацию.

  • Именно трудолюбие помогло большинству выдающихся личностей добиться поставленных целей;
  • если воспитать в себе тягу к работе, то вы сможете подпитываться мощной и положительной энергетикой, что так и будет искрить вокруг вас;
  • вы сможете направить себя на путь совершенства, а это повлечет за собой открытия и невероятные результаты;
  • чувство собственного достоинства и уважения значительно увеличится, ведь понимать, что ты занимался интересным делом, получив при этом профит, подталкивает к большему;
  • также увеличится и внутреннее чувство ответственности. Это означает, что вам могут доверять работы увесистых масштабов, абсолютно не переживая о том, что она может быть выполнена коряво или сдана не в срок.

Почему это важно?

Воспитание трудолюбия в детях, приведет к результативному и плодотворному подходу к жизни. Развивая свои таланты и способности, они смогут найти свое законное место под солнцем, не изменяя ощущениям или потребностям!

Это очень важно, ведь от того, настолько качественно вы донесете смысл слова «труд» своим детям, зависит их интеллектуальное и физическое развитие.

Многие родители совершают распространенные ошибки, избавляя малышей от любого вида занятости. Таким образом они думают, будто их детство продлиться, либо же так они выражают собственную любовь.

Но в будущем может случится так, что в понимании ребенка, труд — это ничто иное, как наказание. Особенно, если каждый из родителей убитый горем приходит с работы и поливает грязью все сопутствующие этому дню события.

Подробное объяснение детскому, пытливому мозгу всех прелестей любви к работе, откроет для них мир перспектив и не детских целей. А веря в то, что желаемое — достижимо, им удастся стать успешной личностью с волевым закалом. А это — уже ваша миссия, мой дорогой родитель.

Как воспитать трудолюбие?

1. Пример

В юном возрасте для детей огромную роль занимает подражание. И не важно сколько вы раз объясните истины, лучшим способом научить считается собственный пример. Если папа лежит вверх животом на диване и рассказывает о волшебных дарах работы, то подобная философия в лучшем случае будет искажена, а в другом — принята за издевательство, что в корне подорвет авторитет.

Поэтому, если вы решили пересмотреть собственный подход к труду и научить своего ребенка полезному — совершайте действия вместе! Не стоит нагружать маленького человека физическим трудом, обязательно следите за тем, что бы занятие было выполнимо и логично.

Не мешайте делать так, как ему хочется. Постоянная критика «Так не надо» и «Так не правильно» спровоцирует развитие обиды и понижение самооценки. Хвалите за то, что является фактом. Это подбодрит юного помощника и создаст в голове положительный опыт, что требует продолжения.

2. Игра

Для того, что бы дети делали свою работу с радостью и желанием, необходимо привлечь в процесс элемент игры. Предложите разложить игрушки в специальные капсулы для отправки в космос, заинтересуйте его надобностью постирать кукольные костюмы для отменной вечеринки.

Он будет приятно удивлен от игры-уборки, главное дать возможность малышу удовлетворять собственное самолюбие с помощью полного контроля ситуации. Ребенку важно видеть конкретную цель и понимать, что его действие — не бессмысленно!

Если вдруг его попытка не удалась, то не стоит делать из этого события катастрофу всего дня. Поддержите добрым словом, сказав: «Я уверена завтра у тебя получится намного лучше!». Поддержка и вера в его силы отпечатается в сознании надолго и вы укрепите не только его тягу к труду, но и взаимоотношения в семье.

3. Систематичность

Если вы на семейном совете распределили задачи таким образом, что он всегда моет посуду или поливает цветы, а родители готовят обед и ездят за покупками, то таким правилам должны следовать все члены семьи без исключения.

Разница восприятия

Человеку стоит понимать различие между трудолюбием и трудоголизмом. Последний термин можно считать недостатком первого, вернее его искаженной интерпретацией.

Думать о работе постоянно, сводя все интересы в эту сторону — вредно.

Воспитывайте здравую любовь к труду и не забудьте подписаться на обновления. В комментариях поделитесь дельными советами о том, как вы тренируете в себе и детях трудолюбие?

До встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/pochemu-tak-vazhno-vospityivat-v-sebe-trudolyubivost-i-kak-eto-sdelat.html

Ссылка на основную публикацию