Инстинкт — психология

Инстинкт – что это такое у людей и животных, примеры

Инстинкт - психология

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки.

Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением.

Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами. Вот почему сайт психологической помощи psymedcare.ru рассматривает, что такое инстинкт.

Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

перейти наверх

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию.

Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются.

Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?

Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить.

Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке.

Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.

Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека.

Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал.

Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом.  Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

перейти наверх

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).

В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми.

Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды.

Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.

Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

перейти наверх

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род.

Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью.

Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

перейти наверх

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.

Источник: http://PsyMedCare.ru/instinkt

Инстинкт — что такое | Словарь психологических терминов

Инстинкт — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного — наименее пластичная его компонента.

У животных — генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами (-> поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды.

Выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна — она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания.

«Ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия (-> восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность».

Те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов — правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях.

Согласно этологической теории (-> этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители — стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения.

В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно — факты спонтанного появления последних.

Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения.

Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна.

Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного — период обучения облигатного.

Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически.

Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения.

Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования.

Читайте также:  Мажор - психология

В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных — сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:

иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека — служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.;
в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр.

Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).

10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей

Родители и дети

Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей. Чему не учат в школе Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и Продолжить чтение

Источник: https://ourmind.ru/tag/instinkt

Инстинкт: значение в жизни человека

Инстинкт: значение в жизни человека

Те или иные действия человека обусловлены множеством факторов: потребностями, желаниями, психологическим состоянием личности, поступками других людей…

Однако в некоторых ситуациях единственной движущей силой остается бессознательное животное начало — инстинкты. Или все-таки нет, и говорить об инстинктах можно лишь применительно к существам с не такой сложноорганизованной нервной системой? Попробуем разобраться.

У животных

Прежде всего нужно сказать, что в теории инстинктов до сих пор больше вопросов, чем ответов, и мы можем лишь предполагать и предлагать, ничего не утверждая.

Определение этого явления в целом у разных авторов совпадает. Итак, что такое инстинкт? В психологии и физиологии так называются врожденные автоматические формы поведения, передающиеся по наследству. Они, как принято считать, составляют основу поведения животных и необходимы для продолжения физического существования организма и вида.

Рекомендуем: Безусловные рефлексы — это

Это, например, инстинкт выживания (животные определяют хищника по запаху, впадают в спячку в холодное время года), половой инстинкт (все действия, направленные на успешное размножение: борьба самцов за самку и так далее), материнский инстинкт (забота о потомстве) и другие.

В инстинктивном действии выделяют две фазы, или стадии: начальную и конечную, поисковую и завершающую. Во время первой фазы работают внутренние факторы, под действием которых животное ищет определенный раздражитель: например, поиск и выслеживание добычи для утоления голода.

В течение всей первой фазы действует затормаживающий механизм, и снимается он, как только раздражитель находится, — с этого момента наступает вторая фаза (поедание добычи). Во время первого этапа животному свойственна большая вариативность действий, поведение на завершающем этапе жестко закреплено.

Рекомендуем: Адаптация — это

Впрочем, у разных классов животных эти фазы имеют различное значение. У тех, кто обладает достаточно развитой нервной системой и большими способностями к выработке условных рефлексов, то есть научению, действия в первой фазе могут значительно изменяться под влиянием индивидуального опыта. А инстинктивные реакции, к примеру, насекомых совершенно одинаковы в своем проявлении.

Инстинктивные формы поведения отличает несколько важных особенностей:

  • Генетическая закрепленность.
  • Одинаковое проявление у всех представителей вида.
  • Неосознанность действий.
  • Способность меняться под влиянием условий среды (медленно, в течение нескольких поколений; если же привычная среда трансформируется резко, инстинкты становятся бесполезными).

Может показаться, что такое врожденное поведение во многом схоже с безусловными рефлексами. Главное отличие в том, что рефлекс представляет собой одно действие, инстинкт же более сложен и включает в себя последовательность поведенческих актов, хотя нельзя не признать, что граница между понятиями «инстинкт» и «сложный безусловный рефлекс» достаточно размыта.

Так, по некоторым классификациям, виды инстинктов и виды сложных безусловных рефлексов во многом совпадают. Скажем, известную классификацию психолога и физиолога П. В. Симонова часто относят и к тому, и к другому типу реакций.

Эта типология включает три основных группы инстинктов: витальные, ролевые и саморазвития. В качестве примера первой можно привести инстинкт выживания, второй — инстинкт продолжения рода и родительский инстинкт, третьей — имитационный и игровой.

У человека

До сих пор мы упоминали только животных. А так же ли работают инстинкты человека? Вообще, в психологии оспаривается само их существование, по крайней мере в той форме, в какой они свойственны животным.

Можно вспомнить основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, который считал, что движущей силой в жизни человека становятся всего две группы инстинктов: Эрос и Танатос, то есть стремление к любви и стремление к разрушению, смерти.

К первой группе он относил все, что способствует сохранению и поддержанию существования организма и вида в целом: материнский инстинкт, стремление к самосохранению и, конечно, либидо — сексуальную энергию. Вторая же группа несет в себе желание агрессии и саморазрушения. По мнению Фрейда, вся жизнь человека определяется борьбой этих противоположностей.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Несомненно, что в отличие от животных, приобретенное поведение в жизни человека гораздо значимее, чем врожденное; кроме того, огромное влияние имеет социальный контроль, необходимость подчиняться законам, действующим в обществе.

В то же время все мы не раз убеждались, что при определенных состояниях (например, под воздействием алкоголя, наркотиков) кажется, что от этих правил мало что остается и человеком руководят действительно одни лишь животные силы.

Кроме того, отличие инстинктивного поведения человека от других организмов в том, что человеку единственному из всех живых существ под силу самому осознать и установить его смысл, у животных же этот смысл состоит лишь в адаптации к окружающему миру. Вследствие этого у животных инстинктивное поведение обязательно к исполнению, не допускает выбора, чего мы не можем сказать о людях.

Тем не менее считается, что у людей все-таки есть несколько основных врожденных программ поведения. Так, базовый инстинкт самосохранения у человека (он же инстинкт выживания) признается большинством авторов; кроме того, считается, что люди обладают инстинктами продолжения рода, социальным, агрессии и самосовершенствования.

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/instinkt.html

Читать

Читать

Авторы выражают искреннюю благодарность кандидату медицинских наук, врачу-психотерапевту Никите Зорину за помощь при написании некоторых глав этой книги.

У вас в руках книга, не имеющая аналогов в отечественной психологической литературе, посвященной межличностным отношениям.

Во-первых, потому что она написана в соавторстве психологом и журналистом. Все истории взяты из жизни — реальность в интимных делах ярче придуманных сюжетов.

Во-вторых, потому что в ней детально проанализированы самые сложные моменты взаимоотношений мужчины и женщины, даны практические советы и способы решения острых проблем.

И, наконец, в-третьих, потому что она написана женщиной и мужчиной. А это значит, что книга лишена одностороннего подхода к проблемам. Вы сможете одновременно смотреться в два зеркала, и каждое скажет вам правду.

К счастью ведут два пути — трудный (запутанный) и верный (простой).

Какой выбираете вы? Если второй, то эта книга для вас. В ней вы найдете то, о чем двое никогда не расскажут друг другу. Она — о вещах интимных, которые волнуют каждого, независимо от возраста.

Опыт подсказывает, что чаще не мы контролируем свои чувства, а они — нас. Любовь иррациональна. И все же авторы уверены и хотят убедить своих читателей в том, что совсем необязательно проходить тернистый путь разочарований и обид, чтобы научиться разумно строить личные отношения.

Многие откровения в этой книге могут показаться читателям слишком смелыми, а порой и шокирующими.

Но стремление называть вещи своими именами, открыто говорить о запретном в данном случае не эпатаж, а всего лишь характерные черты журналистского и психотерапевтического подходов к серьезным проблемам.

Все сокровенное в конце концов должно стать знанием, доступным всем. Так считают авторы книги журналист Антонина Глущай и психотерапевт-сексолог Игорь Вагин.

Возможно, эта книга лишит вас губительных иллюзий и положит начало разумным действиям. От каждого из вас зависит, сумеете ли вы сохранить баланс между мечтой и обыденностью.

Да, любовь, как и жизнь, у каждого своя. Любовь имеет разные обличья, и у каждого своя правда о ней. Но, может быть, Михаилу Зощенко удалось сказать самое главное:

«Когда госпожа Смерть действительно, как говорится — без обмана, подойдет к Вашему изголовью и, сказав „Ага!“, начнет отнимать вашу милую и до сих пор драгоценную жизнь, мы, вероятно, больше всего пожалеем об одном чувстве, которое нам при этом придется потерять.

Среди всех дивных чувств и явлений, щедро рассыпанных рукой природы, нам наижальче всего будет расстаться с любовью.

И, говоря языком поэтических сравнений, наша вынутая душа забьется, застонет, запросится назад, униженно говоря, что она еще не все видела из того, что ей хотелось бы повидать.

Но все это вздор, ерунда, пустые отговорки. Она уже видела все, все что могла.

Но вот о любви — о любви будут пролиты особые, горчайшие слезы…»

Вы должны действовать на людей, как двойная порция виски.

Рузвельт

Частная жизнь

От первого взгляда до первого слова

Способны ли вы мгновенно вызвать к себе симпатию?

Да, это дар, который дается от рождения немногим. Природное обаяние сразу располагает к себе. О человеке, им наделенном, говорят — приятный во всех отношениях. Счастливчики, баловни судьбы! А сотни обычных людей проигрывают даже тогда, когда судьба предоставляет им благоприятный шанс. И все из-за неумения вызвать к себе симпатию.

Многие радости и многие беды проистекают из умения или неумения людей общаться между собой.

Проблема коммуникации — самая главная в жизни любого человека. «Самая большая ценность в жизни — общение», — утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.

Любой контакт — это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех.

Принципы общения:

* доброжелательность;

* внимание;

* диалог;

* информативность.

Но этими очевидными истинами мы чаще всего и пренебрегаем. А есть смысл избегать ненужных неприятностей.

Знание и использование нескольких приемов эффективного знакомства, вызова симпатии и доверия могут кардинально изменить вашу жизнь.

Как показывает практика, люди, добившиеся успеха — известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены — длительное время овладевали приемами общения.

Любой контакт — это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Сначала давайте посмотрим, что активно мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей?

Препятствуют общению:

* неуверенность;

* самоуглубленность;

* категоричность;

* плохое настроение;

* чрезмерное умничанье;

* постоянные поддакивания;

* банальные темы, банальные рассуждения.

Все начинается с первого взгляда. Всего несколько секунд, но именно от них во многом зависит результат общения. Происходит установление контакта невербальными средствами. Жесткий, пронзительный взгляд отталкивает, пугает. Счастливые глаза притягивают, как магнит. Доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд всегда располагает к контакту.

Мы не видим себя со стороны и порой удивляемся, когда человек отводит глаза, смотрит в сторону, так и не зацепившись за наш взгляд. Но можно посмотреть свои фотографии и поразмышлять: а мы бы сами откликнулись на такой взгляд? Приятен ли он, сквозит ли в нем интерес к миру, к людям, которые рядом? В конце концов, взгляд можно тренировать перед зеркалом — занятие увлекательное!

Искренняя улыбка — всегда нечто сокровенное. Сокровенное притягивает, располагает. Вы улыбнулись человеку, и он улыбнется вам в ответ. Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов потом.

Как преодолеть страх знакомства? Поменяйте цель на средство.

Многие люди не решаются даже близко подойти к заинтересовавшему их человеку, не то что заговорить с ним. А если паче чаяния заговорят, то кроме неловкости никаких иных чувств не испытают и потом будут клеймить себя разными нелитературными выражениями.

Как вызвать симпатию к себе человека, которого вы только что увидели? Например на пресс-конференции, в гостях, наконец, на улице или в вагоне метро.

Избавиться от неловкости вам поможет психологическая перенастройка. Поменяйте цель на средство. Скажите себе так: я подойду к нему не с целью знакомства, а просто поговорить. Можно даже войти временно в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.

Читайте также:  Снятие нежелательных эмоций - психология

Проведите самостоятельно такой тренинг.

Закройте глаза и представьте рядом своего самого закадычного друга, с которым вам всегда интересно и легко общаться. С ним вы совершенно свободны, естественны. Вы можете говорить с ним на любые темы. От одного взгляда на него у вас сразу же повышается настроение. Такой вот он — ваш друг!

А теперь постарайтесь еще раз пережить все эмоции, которые заполняют вас при общении с ним. С каждым вдохом и выдохом усиливайте их, делайте ярче и насыщенней.

А теперь представьте, что человек, с которым вам предстоит познакомиться, и есть ваш друг. Вы знаете его с детства. Вы готовы поговорить с ним на любые темы, вы чувствуете себя с ним легко и комфортно.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=10223&p=1

Инстинкт власти

Инстинкт власти

Одним из основных и самых мощных природных инстинктов человека, является инстинкт власти, потребность доминировать и держать все под своим контролем, дает человеку колоссальное количество энергии.

Власть включает в себя множество сопутствующих ей факторов, это и слава и признание, подчинение себе воли других, и ощущение свободы, которая может ощущаться в полной мере тогда, когда ты никому не подчиняешься.

В современном обществе, инстинкт власти, как правило подавляется, делается это сознательно, ведь человек жаждущий власти, чувствующий свое величие и могущество, трудно управляем, а то и не управляем вовсе. Понятное дело правящей элите такие люди не нужны, им идеально подходят покорные рабы, которые всего боятся, и очень послушны.

Инстинкт власти имеет такую силу не случайно, он указывает нам на то, что каждый из нас рожден свободным и независимым, что подчиняться воле другого человека просто невыносимо, пусть даже если того требует существующая структура общества, в которой без власти ни как не обойтись.

<\p>

Давайте взглянем с вами на нашу сегодняшнюю жизнь и определим, насколько важную роль в ней играет инстинкт власти.

Если опасность нашей жизни вызывает в нас прежде всего реакцию инстинкта самосохранения, а сексуальный инстинкт говорит нам о необходимости оставить потомство, то вот инстинкт власти образует такую сложную структуру как государство, защищающее интересы безопасности каждой личности, а также право на потомство, практически для каждого члена общества.

Этот инстинкт, по сути, спасает нас, ведь даже сложно представить себе, чтобы было, если бы на земле царила анархия, возможно мы бы вообще исчезли бы как вид. Также можно взглянуть на жизнь зверей, у которых тоже есть потребность сбиваться в стаи для того чтобы выжить, а в каждой стае есть свой вожак, без него никак не обойтись. Инстинкт власти, направлен на сохранения рода человеческого как такового, в сущности этим он мало чем отличается от инстинкта самосохранения, являясь лишь более разумной его формой. Ну и сексуальный инстинкт понятное дело сохраняет наш род, посредством его продолжения. Все то поведение, которое присуще человеку при власти, на самом деле самое что ни на есть правильное и закономерное.

Я например не раз слышал о том, что люди у власти холодные и бесчувственные, циничные и коварные, что они не способны любить и очень жестокие. Это я даже читал в статьях и книгах некоторых психологов.

Однако я не понимаю, как можно не видеть настолько очевидных вещей, таких как например слабость человека, который всех любит и ко всем открыт.

Люди со слабой психикой и ошибочным взглядом на жизнь, более открыты, доброжелательны и любвеобильны, именно такие люди могут всех так сказать любить и уважать, просто потому, что сами в этом нуждаются.

Люди же стоящие у власти, или стремящиеся к ней, прежде всего сильнее психически, у них более трезвые взгляды на жизнь и они также способны любить, только вот не всех подряд. Если бы вы знали, как сильно властные люди могут любить своих детей, думаю мало у кого поднялся бы язык назвать их бесчувственными, а вот любить всех людей и тем более заботиться о них, вот это очень сильное заблуждение.

Видите теперь как работает инстинкт власти, который у большинства людей просто подавлен, человек у которого он хорошо развит, уже кажется другим, не таким как все. А как мы с вами знаем, все что не похоже на нас и ведет себя по-другому, определенно является угрозой или злом, ну или предметом для зависти.

Инстинкт власти очень грамотно подсказывает человеку, как тот может обеспечить свою физическую безопасность, ведь безопасность гораздо эффективней, когда все происходящие вокруг тебя процессы, контролируются тобой. Главной задачей человеческого существования я считал и считаю необходимость выжить, потому все его инстинкты заточены именно под это.

Выжить и оставить потомство, то есть обеспечить выживание рода человеческого, это самая основная задача. Кому и для чего она понадобилась неизвестно, но все те инстинкты, что в нас сидят, направлены именно на это.

Сила инстинкта власти тем и определяется, что именно этот инстинкт, наиболее верно направляет человека по жизни, приводя его в более безопасное положение, помогает ему обрести статус, среди себе подобных, благодаря которому его собственное выживание и выживание его потомства, становится более вероятным.

То есть человек обладающий властью, на самом деле имеет намного больше возможностей выжить, оставить после себя потомства, и главное содействовать в этом другим людям.

Ведь именно люди с хорошо развитым инстинктом самосохранения организовали такой институт современного общества, как государство, без которого как мы с вами уже выяснили, наше существование вообще было бы под большим вопросом.

Также следует обратить свое внимание на такую неотъемлемую часть нашей жизни, как естественный отбор, и не стоит полагать, что это присуще только для животного мира, у людей это проявляется в гораздо большей степени.

Естественный отбор помогает нам лучше понять природу инстинкта власти, который целиком и полностью направлен на укрепления позиций человека таким образом, чтобы этот самый отбор был в его пользу. Подобно тому, как в стае волков, только самый сильный и проворный самец, может вести за собой стаю, гарантировано спарится с самкой, и в целом будет жить более спокойной жизнью, человек аналогичным образом выделяется из общего числа людей. Только вот сила человека заключается в таких его качествах, которые в нашем обществе по большей части принято считать аморальными.

Жестокость, наглость, хитрость, лживость, коварство, беспощадность, жадность и некоторые другие качества, все они сопутствуют инстинкту власти и если вы замечали, помогают этой самой власти достичь.

Именно благодаря всем этим качествам, ну и конечно же своему интеллекту, который собственно и управляет этими качествами, человек возвысился над остальным животным миром. Если бы мы пытались только убежать от зверей, или вступить с ними в схватку в открытом бою, мы бы просто напросто вымерли.

Звери физически сильнее людей в несколько раз, но главные на этой планете мы, и все это благодаря инстинкту власти, и тем качествам, которые ему сопутствуют.

Любые проявления власти и все те черты, что присуще властным людям, я могу объяснить их высокой способностью к выживанию, а также способностью адаптироваться к любым условиям. Инстинкт власти может открыть нам глаза на многие наши качества, на наше поведение и наши желания, на всю нашу жизнь, в течении всей истории.

Агрессия и харизма являются неотъемлемыми чертами властного человека, благодаря харизме он привлекает к себе внимание и заручается поддержкой, благодаря агрессии и нередко проявляемой жестокости, подчиняет и управляет людьми. При этом часто бывает так, что люди сами придают своему лидеру харизму, оправдывая тем самым его жестокость и агрессию по отношению к себе.

Самое пожалуй интересное во всем этом то, что люди движимые инстинктом власти, приходят к этой самой власти благодаря тем, у кого это инстинкт развит хуже, либо не развит вообще.

Проще говоря, люди сами наделяют властью человека, который того заслуживает благодаря своим природным качествам, это позволяет возложить на него все свои надежды и переложить ответственность, что так свойственно психически слабым людям.

Источник: https://psichel.ru/instinkt-vlasti/

Инстинкт доминантности | Саморазвитие | Наша Психология

По мнению профессора Савельева, человеком всегда и во всем движут три основные силы, точнее – три инстинкта. Это желание поесть, размножиться и доминировать. Именно в таком порядке.


НАША ПСИХОЛОГИЯ: Доминантность – это всего лишь один из наших биологических инстинктов и за ним не стоит ничего большего?

Сергей Савельев: Да, это инстинкт, который направлен на то, чтобы в социальных системах заполучить преимущество в добыче пищи и возможности репродуктивного переноса генома в следующее поколение.

Человек постоянно сталкивается с такими же особями. И приходится устанавливать – кто главный? У кого больше самок? У кого больше пищи? Современное общество в этом смысле – полный биологический слепок.

Сергей САВЕЛЬЕВ – эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ морфологии человека.


НП: Начнем с политиков.

С.С.: Тех из них, кто сумел достигнуть высокого положения, часто считают гениями, людьми экстраординарных способностей, кажется, что они обладают высоким интеллектом.

Но это далеко не так! Политика – это борьба доминантностей, и, пока человек стремится к высокому политическому статусу, он реализует инстинктивную форму поведения.

Это к интеллекту относится очень косвенно! Интеллект – всего лишь инструмент для достижения доминантности. И только.

Ученые проводили исследования мозга Ленина, и, к сожалению, его гениальность не была подтверждена. Во-первых, мозг по весу посредственный – всего 1 330 граммов. Во-вторых, огромный ленинский лоб (за который выдавали на самом деле лысину) – это результат очень скромной организации лобных долей, который ниже среднеевропейского стандарта.

Есть очень важный эволюционный признак: между специализированными полями мозга (отвечающими за зрение, слух, обоняние и так далее) располагаются переходные зоны, называемые лимитрофными адаптациями.

И чем ниже уровень организации мозга, тем шире эти переходные зоны. Оказалось, что у Ленина лимитрофные адаптации были очень большими. Все это говорит о том, что мозг этого политического деятеля достаточно примитивен.

Значит, для эффективной политики надо пользоваться биологическими, а не интеллектуальными ресурсами.

Мы так устроены, что еда, размножение и доминантность являются инстинктивными формами поведения. И политическое доминирование – это тоже инстинктивная форма поведения. Обращаю ваше внимание, что я не говорю, хорошо это или плохо. Эти понятия нельзя оценивать. Инстинкты не оцениваются в социальных понятиях. Это биологический инструмент.

Но есть другой вопрос: во что превращается человек, когда реализует свою инстинктивную форму поведения и достигает вершины доминантности, становится главнейшим доминантом в какой-то стране?

В политике доминантность – это целеустремленность, причем биологического характера, не имеющего никакого отношения ни к творчеству, ни к оригинальному мышлению, ни к чему-то другому. Это чисто биологический процесс – дорваться до положения, когда у тебя будет вдоволь еды и возможностей к размножению.


НП: Но, вероятно, мы проявляем стремление к доминантности не только в политике…

С.С.: Да, конечно. И кстати, спасибо нашей речи. Она дала возможность развиваться иллюзорным критериям доминантности. Потому что речь возникла как способ обмана. В примитивном племени, чтобы соблазнить красивую самочку и наделать с ней отличных детей, требовалось принести ей большой кусок мяса. А теперь представьте, что все сыты.

А такая эпоха в истории человечества была. Почти полтора десятка миллионов лет люди были прекрасно снабжены пищей. И тогда возрастает эффективность речи. Вы говорите: «Я пошел, нашел большого зверя, убил, нес тебе мясо, но по дороге потерял». Такое поведение энергетически выгоднее для мозга.

Не нужно идти и действительно добывать зверя, можно просто об этом рассказать.

Этим, кстати, сейчас занимаются в Интернете. Большей и скорейшей примитивизации человеческого мозга, чем глобальная Паутина, просто не придумать. Мальчики и девочки сидят в Интернете и получают удовольствие. Потому что они сыты, половая активность их невысока, но они достигают доминантности.

Причем достигают ее безопасно. Интернет привлекает как безопасная иерархическая система отношений. У кого сколько там лайков? Или у кого сколько ссылок, какой рейтинг? Что это, если не определение того, кто более волосатый и толстый бабуин? Интернет стал массовым утешителем.

Он позволяет независимо от степени дебильности занимать там свое место.

Читайте также:  Грех - психология

В 1963 году выяснилось, что самые обычные, добропорядочные граждане готовы по велению власти пытать ближнего своего, невзирая на мольбы о пощаде. Доводы Стэнли Милгрэма, автора эксперимента, доказавшего это печальное свойство, пытались много раз опровергнуть. Не вышло. Недавно Джерри Бергер из Университета Санта-Клары в США снова повторил опыт и узнал, что люди не изменились.

По классике в этой увлекательной социальной игре участвуют трое: «начальник», «учитель» и «ученик». Один учит слова из длинного списка, другой наказывает за ошибки… электрическим разрядом. Причем «учитель» знает, что сила тока с каждым разом возрастает и может в крайних значениях (до 450 В) привести к смерти «ученика».

И вот человек с улицы начинает с увлечением играть, пока не понимает, что дело дошло до горячего – испытуемый бьется в конвульсиях. Но «начальник», роль которого выполняет экспериментатор, продолжает настаивать на необходимости выполнять приказ.

При этом он никак не угрожает сомневающемуся и не обещает забрать вознаграждение за участие в эксперименте ($4,5).

В ходе эксперимента Милгрэма приказ выполнили 82,5% испытуемых, а при исследовании Джерри Бергера – 70%. Анализ классического эксперимента и его модификаций показывает, что до конца шкалы напряжения доходят от 60 до 66%.

Выяснилось, что исполнение приказов зависит от авторитета начальника. В тех случаях, когда сурового экспериментатора заменяли подсадным «клерком», ему отказывались подчиняться 80% «учителей».

И как только подсадные «помощники» бунтовали против экспериментатора, до 90% «учителей» отказывались продолжать эксперимент в одиночку.


НП: Людьми постоянно движет стремление к доминантности, поэтому они и выстраивают иерархические системы?

С.С.: У всех доминантных схем очень длинный обезьяний хвост, не имеющий ни малейшего отношения к человечеству. Наш мозг так устроен, что он стремится не работать. И это скрытый внутренний мотив, в том числе и в политике, при стремлении к высочайшим вершинам. Мозг «думает», то он тратит очень много энергии.

Во время интенсивной работы, при массе одной пятидесятой от массы тела, он потребляет двадцать четыре процента всей энергии организма. А если он не работает – то только девять процентов. Не работать – скрытый примитивнейший мотив, который сидит и в иерархичной системе.

Почему? Потому что чем выше ты забираешься, тем больше можешь потреблять еды и меньше расходовать энергии.


НП: Таким образом, мы идем на компромисс – сейчас я напрягусь, чтобы попасть наверх, зато потом смогу ничего не делать?!

С.С.: Да, но мозг стремится к этому не только для того, чтобы окучить огромное количество самок и сожрать весь сервелат. Речь идет о будущем! Вот сейчас он одному взяточку сунет, другому – подарочек, третьему – поможет. А потом будет сам иметь все то же самое, мозги будут стерильны! Это и есть скрытая мотивационная причина.

Но иногда, пройдя фильтр «оскотинивания», который ведет вверх по иерархической лестнице, люди до такой степени проникаются омерзением к этой среде (абсолютно животной), что в результате приобретают человеческий облик. Такие случаи бывают, хотя и очень редко встречаются в истории. Мы знаем этих людей как крупнейших созидателей.

Среди них – Черчилль. Пока он пробивался вверх, то особо совесть его не мучила. Но, достигнув высочайшего уровня, он превратил борьбу за собственную бабуинскую доминантность в борьбу за доминантность всей Англии. И сделал Англию большим Европейским Бабуином.


НП: Где же рождается стремление к власти?

С.С.: Всему причиной так называемая базальная часть мозга, или лимбическая система. Это древнейший центр, который управляет гормонами, пищевым поведением, размножением. Ему минимум 65 миллионов лет.

Вот у мартышек мозг совершенно гладкий, но в нем есть все то же самое – они точно так же хотят есть, размножаться и выяснять, кто у них главный «бабуин». Этим часто занимаются и насекомые.

Как же работает эта система? Ну, например: вы поругались дома с любимой свекровью, а потом пришли на кухню и поняли, что не успели вот это, и вот это, и вот это ей сказать. Тут бы вы ее и прихлопнули. Как это произошло? Всему виной ваша лимбическая система.

Гормоны спровоцировали стрессовое состояние, вернулись в мозг, мобилизовали его, у вас ускорилось кровообращение, вы вспомнили много дефектов вашей свекрови, на которые ей нужно было пальцем указать.

Так лимбическая система управления мозгом запустила инстинктивную форму поведения.

Вот сейчас у девушек юбки становятся все короче, до неприличия, грудь все более открыта. Шейка все более тоненькая, синенькая. Зачем? Единственная задача – привлечь. Показать свои достоинства. Они ж не понимают, зачем на каблуки лезут, зачем свое тело демонстрируют. Им кажется, что это просто красиво. А это древнейший инстинкт с ними играет.

То же самое с доминантностью. Цель-то любого бабуина какая? Покрыть собственным геномом всю планету. Вокруг этого все и крутится. А наш мозг – это надстройка по обслуживаю этой архаичной системы.


НП: Бывают люди, которые не стремятся к лидерству?

С.С.: Да, бывают. Но они имитируют это. Ну, например, во многих культах есть отшельники. Они «выпендриваются» внутри себя. Это доминантный онанизм, своеобразный. Вот он ушел и замолчал на двадцать лет… А в результате что произошло?


НП: К нему стали приходить ученики и паломники…

С.С.: То есть доминантность повысилась!


НП: С вашей точки зрения, возможен ли искренний отказ от доминантности?

С.С.: Нет, невозможен. Даже если человек искренне верит во что-то, он не может свои биологические системы просто взять и выключить. Природу обмануть нельзя.

Любые социальные структуры, в том числе и политические системы, это отнюдь не человеческая особенность. Никакого феодализма, первобытнообщинного строя, социализма, капитализма не было никогда. Это так называемая биологическая социальная эволюция, связанная с механизмом отбора мозгом искусственных систем.

Источник: https://www.psyh.ru/instinkt-dominantnosti/

Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии

• Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Философия. Филология». 2015. № 1(17)

ФИЛОСОФИЯ, ОБЩЕСТВО, НАУКА

УДК 1:316; 159.9

ДИСКУССИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ И ЭТОЛОГИИ

© А. Е. Сериков

Сериков Андрей Евгеньевич

кандидат философских наук,

доцент

декан

философского факультета Самарская

гуманитарная академия e-mail: aeserikov@mail.ru

В статье обсужлаются различные поахоаы к пониманию сущности инстинктов человека и их типологии, история вопроса, основные точки зрения в рамках современной лискуссии о существовании у человека инстинктивного повеления.

Ключевые слова: поведение человека, этология человека, соииобиология, эволюционная психология, инстинкт, инстинктивное поведение.

Для успешного изучения форм человеческого поведения, для их сравнительного анализа необходимо иметь некоторую типологию этих форм.

Но как найти основания для такой типологии? Один из возможных подходов — различить в поведении человека аспекты, связанные с биологической, культурной и социальной регуляцией поведения.

Как пишет британский социолог Уолтер Гаррисон Рансиман, следует различать биологически вызванное (evoked), культурно приобретенное (acquired) и социально наложенное (imposed) поведение.

Биологически вызванное поведение связано с врожденной реакцией организма на определенные свойства среды; приобретенное поведение является следствием заимствования образца поведения у другого человека; наложенное поведение — это исполнение предписанной социальной роли под влиянием стимулов и санкций. Примером может служить различие между генетической склонностью юношей

(большей, чем у девушек или пожилых людей) отвечать насилием на провокацию, следованием образцам доблестного воинского поведения в тех культурах, где такое поведение высоко ценится, и исполнением рекрутами своих ролей под угрозой наказания1.

Различение биологических, культурных и социальных аспектов поведения не предполагает, что человек в какой-то момент времени делает что-то из биологических побуждений, в какой-то момент времени — в силу культурных предпочтений, а в какой-то — вследствие требований, накладываемых на него обществом.

Не предполагается также то, что можно назвать некие чисто биологические, чисто культурные или чисто социальные формы поведения. Предполагается лишь, что в человеческом поведении эти три уровня регуляции поведения тесно взаимодействуют.

Например, человек может бояться и избегать угрожающих его жизни обстоятельств в силу биологической предрасположенности, но делать это в таких формах, которые предписывают его культура и общество.

Если предположить, что биологически регулируемые аспекты поведения являются более универсальными и связанных с ними типов поведения существует намного меньше, чем культурных и социальных типов, то биологические детерминанты поведения можно положить в основу наиболее общей типологии форм человеческого поведения. Эта идея не является оригинальной.

Скорее, она кажется само собой разумеющейся. Но по поводу того, как именно можно реализовать эту идею, нет консенсуса. Не существует какой-нибудь общепринятой типологии человеческого поведения не только в социально-гуманитарных, но и в биологических науках о поведении.

Поведение объясняется инстинктами, потребностями, влечениями, мотивами, состояниями, биологическими и психологическими типами, ситуациями, средой, и почти каждое из перечисленных понятий пересекается с другим и не имеет при этом какого-либо общепринятого определения.

Например, инстинкты и потребности иногда используются как синонимы, а иногда различаются, и имеются различные определения и классификации и тех, и других. Кроме того, ученые продолжают спорить о том, в какой мере инстинкты определяют поведение животных и, тем более, человека.

В этой ситуации мне кажется оправданной попытка разобраться в том, как соотносятся между собой соответствующие понятия и научные идеи. В частности, я хочу хотя бы в общих чертах понять, в чем суть дискуссии об инстинктах.

Исчерпывающее исследование на эту тему могло бы стать делом всей жизни, чего я не могу себе позволить.

Поэтому я ограничусь анализом идей тех современных авторов, тексты которых общедоступны, и тех авторов, кого сегодня принято считать классиками наук о поведении.

Вопрос об инстинктах человека в психологии начала XX века

Согласно «Новой философской энциклопедии», об инстинкте как побуждении писал уже древнегреческий стоик Хрисипп, а его современное научное изучение началось в XVIII в. французскими натуралистами. «Некоторые

1 Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 34—51.

из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают «чисто механическим свойством» «действовать наилучшим для самосохранения образом». Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей»2.

В книге «Философия зоологии» (1809) Жан Батист Ламарк (1744-1829) одним из первых дал научное определение инстинкта: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли»3. Там же он перечисляет основные потребности, лежащие в основе инстинктов:

«1° принимать такой-то род пищи;

2° отдаваться половому оплодотворению, к чему побуждают их известные ощущения;

3° избегать боли;

4° искать наслаждения и довольства»4 .

Важный вклад в развитие теории инстинктов сделали Чарльз Дарвин (1809-1882), высказавший идею о том, что инстинкты формируются в ходе естественного отбора, Герберт Спенсер (1820-1903), понимавший инстинкт как сложный (compound) рефлекс, и Иван Петрович Павлов (1849-1936), отождествлявший инстинкты со сложными безусловными рефлексами. «По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие И.: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассивно-оборонительных реакций (убегание, «замирание», «затаивание»), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда, запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п.»5. Еще один основной инстинкт (рефлекс), который исследовался в школе Павлова — ориентировочный. «Ори-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-ob-instinktah-cheloveka-v-psihologii-i-etologii

Ссылка на основную публикацию