Грех — психология

Психология греха — ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ

Грех - психология является сложной и тонкой темой, поэтому при ее анализе мы будем опираться на святоотеческий опыт (как древнехристианский, так и современный):

– «Психология греха: душа грешника грехом моментально поражается, как духовным параличом, – омрачается, теряет мир, радость, свет умный, правоту и дерзновение…» /Иоанн Кронштадтский. 1997, с.80/; это является результатом и личного нерадения человека, и усвоенного им первородного греха;

– по еп. Феофану Затворнику грех есть яд, омрачающий всю душу; он писал: «Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у души живость, сообразительность, быстроту, у воли – крепость и стойкость, у сердца –вкус и такт» /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.205/;

– «лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.

14/; и далее: «После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников» /христ.

: Макарий Египетский. 1998, с.272/.

Но зло и грех не являются изначальными для человека, ибо человек был сотворен в начале без зла и греха: «Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого» /христ.: Диадох. 1900, с.9/.

Из этого следует и метод борьбы человека с грехом: «Как порок есть нечто странное для нашей природы, – он вкрался в нас вследствие преступления первого человека, и мы приняли его, и со временем сделался он для нас как бы природою: так сим необычайным для нашей природы (разумею дар небесного Духа) надлежит нам опять изгнать порок из естества нашего, и восстановить себя в первобытную чистоту» /Макарий Великий. О возвышении ума. 1998, с.405/.

В святоотеческой психологии греха, зло и грех метафорически описываются в виде змея (ведь змеем были соблазнены еще Адам и Ева). Неоднократно об этом пишет такой авторитетнейший христианский подвижник как Макарий Египетский:

– «Как скоро Адам преступил заповедь, – змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа. И Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лк.

14, 26); и: любяй душу свою погубит ю (Ин. 12, 25). Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов» /христ.: Макарий Египетский.

1998, с.127-128/;

– «войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, – этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей» /Макарий Великий.

О возвышении ума. 1998, с.416-417/; «если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех, то похвались о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих» /там же, с.

417/;

– Макарий Великий о языческих художниках: «обладаемые поселившимся внутри их змием, и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы, и никакой не получили пользы от своего знания и искусства» /христ.: Макарий Великий. 1998, с.289/.

всех сил души: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, т. е. ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в трех частях души – мысленной, раздражительной и пожелательной. Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может желать, но желает несмысленно; может раздражаться… но раздражается неразумно. По сей причине, все что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.136/.

В грехе человек теряет свою связь с Богом и церковью: «По окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «примири и соедини его [то есть кающегося] Святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…». Как это примирить с Церковью?..

Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви» /христ.: Иоанн (Крестьянкин).

1997, с.8/.

Связь и целостность нарушается от греха и в каждой человеческой душе, и по отношению ко всем силам души: «в человеке грешнике, отпадшем от Бога и пребывающем в сем падении, как представляет опыт, силы сии являются как отпадшие от его лица…» /христ.: Феофан Затворник. 1890, с.190/.

И дальше: «силы сии перестали быть во власти человека, но или управляются сами собою, или надлежат влиянию сторонней силы. Отпадши же от лица человека, они потеряли взаимную точку соединения, а вместе с тем перестали получать и взаимную друг от друга помощь и не имеют уже того, чем одна обыкновенно пользуется от других.

Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому что не правится волею; воля своенравна… сердце неудержимо, слепо и блажно…» /там же, с.191/. Интересно и важно следующее психологическое наблюдение: «Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление…

Оттого преобладание сердца имеет с собою в связи слабость ума и непостоянство воли, как бы бесхарактерность; преобладающее стремление к познаниям ведет за собою ослабление деятельности или беспечность воли и нечувствие или холодность сердца; преобладание воли всегда сопровождается односторонним направлением, упорным, не вникающим никаким доводам.

.. Таким образом мир человека грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения» /там же, с.191/.

Подобные процессы сказываются и на всем человеке: «Вслед за изменением соотношения состав и главных его способностей не могут не меняться и существенные свойства его лица, ибо сие лицо есть центр и частей, и способностей» /там же, с.196/.

То есть происходят изменения в личности человека. Гипертрофия отдельных сторон личности над другими проявляется в так называемых акцентуациях характера. Крайней же степенью личностной аномалии является феномен деперсонализации, т. е.

полной или частичной потери ощущения себя как личности.

Грех – момент разлада, распада и развала духовной жизни. Душа теряет свое субстанциональное единство, она теряется в хаотическом вихре в хаотическом вихре своих же состояний переставая быть субстанцией их /христ.: Флоренский. Столп… 1990, с.174/.

В другой своей работе Павел Флоренский пишет: «если у души отрицают субстанциальность, то это – вовсе не выдумка психологов, а действительное само-познание, содержание которого сводится к тому, что не бывает переживания себя, как субстанции, при современном распаде души» /христ.: Флоренский. 1909, № 3, с.289/. То же относится и к самим психологам: «И если современная психология все твердит, что она не знает души, как субстанции, то это только весьма скверно выставляет нравственное состояние самих психологов» /христ.: Флоренский. Столп… 1990, с.174/.

И, наоборот, единство и целостность души имеет прямое отношение к таинству обóжения человека: «Чтобы достичь единства с Богом, следует сперва при помощи благодати Божией достичь единства души» /христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.31/.

:

Источник: http://www.xpa-spb.ru/slov/2-14.html

Читать

Читать

Грех не есть непослушание или формальное нарушение воли Божией. Грех есть, прежде всего, испытание человека свободой.

Николай Бердяев

Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение.

Однако если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать.

Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок – хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным.

Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует, что совершает грех.

Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает и что здесь истинно, а что – ложно? Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое – праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет.

Некоторые люди говорят: «Понятие “греха” дано в Библии. Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано».

Было бы здорово, если бы все было так просто. Но… во-первых, у каждого народа есть свои священные книги.

То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов.

Но даже если мы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: в священных книгах этой религии можно найти противоречивые указания на «правильный» образ жизни.

Предположим, на улице вас обидел, или того хуже – ударил какой-то хулиган. Как вам себя вести? Вы смотрите в Библию (с которой, возможно, не расстаетесь ни днем ни ночью), видите призыв к мести: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб»[1] и бьете в ответ своего обидчика.

Потом дома, стараясь удостовериться в правильности своего поведения, снова открываете Библию, попадаете на другую страницу и в Евангелии от Матфея находите прямо противоположный совет: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».[2] Вы начинаете сомневаться в правильности своего поступка.

Неужели вы должны были простить наглому хулигану его оскорбления, да еще отдать ему свое имущество? В смятении вы находите другое Евангелие – от Луки, и там написано: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».

[3] Получается, вроде бы, праведно действуя по принципу Ветхого Завета, вы на самом деле согрешили против Завета Нового.

В подобную тупиковую ситуацию попал в 1718 году царь Петр I, когда попросил высших священников страны вынести приговор его сыну царевичу Алексею, восставшему против родного отца. Духовенство вместо четкого ответа вынесло уклончивое решение, переложив ответственность обратно на царя.

Выписав разные места из Священного Писания об обязанностях детей повиноваться родителям, оно предоставило на волю Петра действовать или по Ветхому или по Новому Завету. Хочет руководствоваться Ветхим Заветом – может казнить сына, а если захочет предпочесть учение Нового Завета – может простить ему, по образцу евангельской притчи о блудном сыне.

«Сердце царево в руце Божией есть, да изберет тую часть, амо же рука Божия того преклоняет» – так сказано было в конце приговора духовных владык.

Ге. Петр I допрашивает своего сына (фрагмент картины)

Как мы знаем, Петр после долгих и тяжелых раздумий предпочел ветхозаветный вариант, предложенный Моисеем, и приказал тайно задушить в тюрьме непокорного сына.

Так что же такое «грех»?

Грех – поступок, нарушающий Заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.

Совершение греховного поступка создает вину человека и влечет за собой воздаяние (в виде того или иного наказания). Грех не обязательно проявляется в поступке.

Он может проявляться в бездействии (там, где человек должен был действовать согласно законам Бога) или в желании игнорировать предписания Бога. То есть человек может согрешить мысленно, в реальности не сделав ничего плохого.

Однако, согласно религиозным представлениям, Богу это не нравится, и он все равно накажет человека за такой «виртуальный грех», даже если мысли человека не привели к нежелательным последствиям.

По мнению евангелиста Матфея, именно так учил апостолов Иисус Христос во время Нагорной проповеди, осуждая не то что сексуальные поступки, но даже сексуальные мысли: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».[4]

Кара за подобные греховные мысли должна быть такой ужасной, что добрый Христос (со слов Матфея) предлагал людям скорее лишиться части тела, нежели согрешить:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Читайте также:  Темп речи - психология

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».[5]

Слово «грех» не всегда носило столь негативный и фатальный смысл. Первоначально в русском языке этот термин соответствовал понятию «ошибка» (близкие слова – «погрешность», «огреха»).

У греков в дословном переводе слово «адосртш» означало «промах, погрешность, провинность», а у иудеев слово «хэт» имело значение «непреднамеренный грех» или «промах».

Лишь потом, по мере ужесточения религиозных правил грех, стал более серьезным явлением, за которое можно было лишиться жизни (в этом мире) или быть обреченным на вечные муки (в мире потустороннем).

В христианстве грех – это не просто случайный проступок или ошибка, а нечто большее. Ведь грех противоречит человеческой природе (раз Бог создал людей по своему образу и подобию).

Соответственно, служители церкви полагают, что нормальный, здоровый человек не может грешить, а если он так поступает, значит, он во власти болезни или врага человеческого – Сатаны, и задача церкви – излечить его от духовного недуга.

«Лечение» грехов в разные эпохи проходило по-разному – молитвой, постом, а когда-то огнем и пытками. Бывало, что больной отдавал при этом Богу душу, но это считалось лучшим, чем если бы человек остался жить, а душой завладел бы Дьявол.

Излечиться от греха может и сам человек, если покается – то есть признает свою вину, и будет стремиться искупить свой грех.

Поэтому во многих версиях христианства широкую практику получила исповедь, во время которой человек мог получить прощение грехов от самого Бога (при участии и посредничестве священника).

Человек, который покаялся в своих грехах, должен в дальнейшем избегать греховной жизни и за это получает прощение.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203822&p=1

Семь смертных грехов или Психология порока

Семь смертных грехов или Психология порока

Дорогие друзья!

Мы предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги Юрия Щербатых «Семь смертных грехов или Психология порока»

Об авторе:

Щербатых Юрий Викторович – профессор психологии ВФ МГЭИ, бизнес-консультант, практикующий психолог, создатель авторских тренингов «Стресс – это не для меня» и «Алгоритм успеха», автор многих научно-популярных книг («Искусство обмана», «Психология страха», «Психология любви и секса» и др.), ряда учебников для психологов и менеджеров («Общая психология», «Психология стресса и методы коррекции», «Психология предпринимательства и бизнеса», «Анатомия ЦНС для психологов»). www.no-stress.ru

С разрешения автора, Вы можете ознакомиться с отрывками из нескольких глав этой книги.

Жаль, что пить воду не грех. А то какой бы вкусной она казалась.
Георг Лихтенберг.

Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение.

Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать.

Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок — хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным.

Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует что совершает грех.

Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что – ложно? Некоторые люди говорят: «Понятие «греха» дано в Библии.

Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано».

Было бы здорово, если бы все было так просто. Но…. во-первых, у каждого народа есть свои священные книги. То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов.

Но даже, если вы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: даже в Библии есть противоречивые указания по поводу «безгрешного» образа жизни. В Ветхом Завете есть прямой призыв к мести («Перелом за перелом, Око за око, зуб за зуб» (Левит. 24; 20.), а в Новом Завете советуют совсем другое: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5; 38-39.).

Так что же такое «грех»?

Грех — поступок, нарушающий заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.

«Смертными» в христианстве называют грехи, которые ведут к погибели души. В настоящее время их насчитывают семь видов. Это гордыня, зависть, обжорство (чревоугодие), похоть, гнев, алчность и уныние.

Первое упоминание о грехах, входящих в «Большую Семерку» можно найти в древнеегипетской Книге Мертвых, созданной четыре тысячи лет назад.

Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние, и если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан. Интересно, что один из «смертных грехов» различается в православной и западной христианской трактовке.

У нас это уныние, а у протестантов – лень. То есть, лень, с точки зрения русского человека, не грех вовсе, а так – маленький порок. А вот унывать – то есть сомневаться в милости Божьей, православному человеку нельзя.

Вопреки распространенному заблуждению, Библия не содержит точного перечня смертных грехов, и мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими исходя из заветов Моисея (Десять заповедей) и Иисуса Христа (Нагорная проповедь).

При этом Моисей в своих Заповедях упомянул только похоть и зависть, а Христос обличил гнев, похоть и алчность.

Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью.

В такой редакции список появился в VII веке в трудах папы Григория Великого, а окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век). Получилось так, что обман, воровство и убийство, которые строго осуждал Моисей, не попали в список.

Источник: http://www.PlanetaPsy.ru/knigi/sem-smertnyh-grehov-ili-psihologiya-poroka

Что такое грех

Что такое грех

Человек спокойно совершает грехи, не боясь ответственности и последствий за свои поступки. Слово «грех» знакомо каждому, оно ассоциируется с человеческой слабостью: «Я человек, я слаб, поэтому не без греха».

Многие считают, что действия и поступки людей, которые нарушают закон, нормы поведения, общественные традиции – это и есть грех.

С этим можно согласиться, но само понятие глубже, оно проявляется не только в действиях, но и в мыслях.

Понятие греха

С точки зрения религии, грех – это сознательные поступки человека, разрушающие его душу и неспособность (нежелание) противостоять искушению. В христианстве выделяют три вида греха: — Первородный грех.

Когда первые люди разорвали связь с Богом, нарушив его наказ, произошло нравственное нарушение личности, появились злость, гнев, зависть. Душа человека стала подвержена смерти. — Родовой грех.

С ним человек рождается, но источником являются его предки, совершившие когда-то серьёзное нравственное преступление.

— Личный грех – осознанные действия человека против своей совести и нарушение божьих заповедей.

Грех – это отрыв от Бога, нарушение его заповедей, разрушение человеческой природы, потеря истины жизни. Привычка греха становится страстью, которая ведёт к смерти души.

Человек всегда несёт ответственность за личные грехи, исключение – детский возраст и люди с задержкой в психическом развитии. Пока ребёнок не понимает, что совершает грешные поступки, он не несёт за них ответственность. Но как только приходит осознание своих поступков – он в ответе за них перед Богом. Сложно определить, во сколько лет наступает «возраст ответственности», примерно лет в 6–7.

Последствия личного греха

В переводе с греческого, слово «грех» означает «промах». Человек промахнулся, оступился, упал – так можно охарактеризовать грех. Оступившись (совершив преступление), мы начинаем мучиться, обвинять в этом обстоятельства, других людей, государство…

Обвиняя, мы не понимаем, что нарушив божьи заветы, наказали сами себя. Многие люди ошибочно считают, что за грехи придётся расплачиваться после смерти тела, а если в жизни случилась беда – «Бог наказал». Но Господь – это абсолютная любовь, которая не может наказать.

Творец дал людям заветы для спасения души, право выбора и свободу воли. Грех ослепляет разум, уводит от истины жизни, разрушает душу, высасывает энергию, приносит страдания, болезни и мучительную смерть.

Греховные действия могут быть направлены против Бога, ближнего и самого себя. Самыми тяжкими считаются «смертные» грехи, которые ведут к уничтожению духа: — гордыня, — зависть, — чревоугодие, — блуд, — алчность, — гнев,

— уныние.

Когда человек совершает грех – возмездие неизбежно. Оно может прийти сразу или через год, или достанется детям и внукам. Последствия могут быть печальными: физические и умственные болезни, разлад в семье, рождение больных детей, травмы и так далее.

Самое ужасное, что от наших грехов страдают окружающие люди и будущее потомство (грех передаётся по наследству до 4 колена).

Человек в грехе не имеет душевного спокойствия, из него плещет злостью и агрессией, которую он направляет на соседей, коллег по работе, родных.

Как избавиться от греха

Избавиться от тяжести грехов можно только через веру во Христа и обратившись к Богу. Но этого недостаточно. Необходимо переосмыслить свою жизнь, искренне покаяться, а также: — соблюдать заповеди, — молиться, — исповедоваться, — посещать церковь, — читать духовную литературу,

— соблюдать посты.

Если вы хотите обрести свободу, здоровье, силу духа и вырастить здоровых детей, то вам необходимо сделать шаг к вере. Только она поможет спастись от греха!

Источник: http://xn--b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn--p1ai/chto-takoe-grekh/

Свящ. Павел Гумеров. Ч. 1. Христианская психологияВосемь смертных грехов и борьба с ними / Православие.Ru

Свящ. Павел Гумеров. Ч. 1. Христианская психологияВосемь смертных грехов и борьба с ними / Православие.Ru«Лествица» преподобного Иоанна ЛествичникаВ старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги.

А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые и сегодня очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?», «Отче, как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими?», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». Эти и другие вопрошания приходится слышать каждому священнику.

На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями.

И вообще аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским: мы, мол, люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь… Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения.

Об этом говорит нам апостол Павел: «Те, которые Христовы (то есть все христиане. – Авт.) распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с этими лютыми врагами нашего спасения – падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный. Поэтому «покой нам только снится».

Возьму на себя дерзновение сказать, что аскетику можно назвать в некотором роде христианской психологией. Ведь слово «психология» в переводе с греческого языка значит «наука о душе».

Это наука, изучающая механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми.

Как видим, предметы внимания аскетики и психологии одни и те же.

Читайте также:  Дух - психология

Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии, и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология.

Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией. К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга, и новомодные течения вроде нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан.

Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел.

Попытаюсь, используя некоторые знания из практической, прикладной психологии, переосмыслить их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.

Перед тем как начать говорить об основных страстях и методах борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: «А для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?».

Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его; он был моим преподавателем, но в данном случае я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост – все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель – избавление от страстей». Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а об истинной же цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь закон и пророки. Это «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37, 39). Христос не сказал, что это просто две из десяти, двадцати других заповедей, но сказал, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей – это тоже лишь средство, как и молитва, богослужение и пост. Если бы избавление от страстей было целью христианина, то мы недалеко бы ушли от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия – нирваны.

Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопросы риторические.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви.

Страсти и страдания

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни болезни, ни что-либо другое, – как собственные страсти, укоренившиеся грехи.

Сначала страсти служат удовлетворению греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).

Конечно, в каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самые яркие примеры страстной зависимости – алкоголизм и наркомания. Потребность в алкоголе или наркотиках не только порабощает душу человека, но алкоголь и наркотики становятся необходимой составляющей его обмена веществ, частью биохимических процессов в его организме. Зависимость от алкоголя или наркотиков – это зависимость духовно-телесная.

И лечить ее нужно двояко, то есть врачуя и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть.

Недаром 90% преступлений совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но при алкоголизме и наркомании порабощение души еще усиливается телесной зависимостью.

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно.

В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды.

Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее.

Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Слово «страсть» имеет два значения.

Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью.

Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение, 2. любодеяние, 3. сребролюбие, 4. гнев, 5. печаль, 6. уныние, 7. тщеславие,

8. гордость.

Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Это учение коренится в Евангелии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.

11: 24–26).

Про семь страстей обычно пишут западные богословы, например Фома Аквинат. На Западе вообще числу «семь» предают особое значение.

Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к продолжению рода.

Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние.

Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости.

Один западный богослов приводит очень удачный пример. Он сравнивает страсть с псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залез лапами на стол и пожирает наш обед.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что страсти подразделяются на душевные, то есть исходящие из душевных склонностей, например: гнев, уныние, гордость и т.д. Они питают душу. И телесные: они в теле зарождаются и тело питают. Но так как человек душевно-телесен, то страсти разрушают как душу, так и тело.

Этот же святой пишет, что первые шесть страстей как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть.

От блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие.

Чтобы победить печаль, нужно подавить гнев и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно, победив тщеславие.

Святые отцы говорят, что некоторые страсти совершаются телом, но зарождаются они все в душе, выходят из сердца человека, как говорит нам Евангелие: «Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф. 15: 18–20).

Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. А тело как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает. И невозможность удовлетворить свои страсти – вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

И святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, – без сна и отдыха палить как огнем.

И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, как блуд или пьянство, но и душевные: гордость, тщеславие, гнев; ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить.

И главное, что бороться со страстями человек тоже не сможет; это возможно только на земле, ведь земная жизнь дается для покаяния и исправления.

Воистину чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад – это будет бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика – вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности, и мы здесь, на земле, определяемся с тем, что для нас главнее, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей или жизнь с Богом. Рай – это место особого присутствия Божия, вечное богоощущение, и насильно Бог туда никого не помещает.

Протоиерей Всеволод Чаплин приводит один пример – аналогию, позволяющую понять это: «На второй день Пасхи 1990 года владыка Костромской Александр служил первую со времен гонений службу в Ипатьевском монастыре.

До последнего момента было неясно, состоится ли богослужение – таково было сопротивление музейных работников… Когда владыка вошел в храм, музейщики во главе с директрисой стояли в притворе с гневными лицами, некоторые со слезами на глазах: “Попы оскверняют храм искусства…” Во время крестного хода я держал чашу со святой водой. И вдруг владыка говорит мне: “Пошли в музей зайдем, в их кабинеты!”. Зашли. Владыка громко говорит: “Христос воскресе!” – и кропит музейщиков святой водой. В ответ – перекошенные от злобы лица. Наверное, так же богоборцы, перейдя черту вечности, сами откажутся войти в рай – им там будет невыносимо плохо».

(Продолжение следует.)

Источник: http://www.pravoslavie.ru/29226.html

О грехе и психологии греха

Не секрет, что понятие “грех” (грешность, виновность) традиционно является одним из краеугольных религиозных понятий, лежащих в фундаменте христианского вероучения о спасении  и создающих целую систему исцеления  или  преображения  человека  и  соответствующих  взаимоотношений “пастыря” и “пасомого”, в основе которой попытка  изменения  человека  посредством  обращения к  вере  через соответствующие “священнодейства” и “таинства” (крещение, исповедь, причастие, покаяние и др.) как бы освободиться  от действия “греха”. 

Как известно, путь освобождения (очищения) от “грешности” – это путь достижения святости и основа духовного спасения в христианстве и православии.

Интерес к понятию и категории “греха” объясняется тем, что  это понятие практически в  неизменном  виде  присутствует  в  религиозном  понимании ещё с  первых  веков  христианства  и  с  понятием  “греха”  в  настоящее  время  связано большое число манипуляций.

Суть их  в  эксплуатации  и навешивания на сознание адепта  и  новообращённого   позорного   ярлыка и  бремени “грешности”,  как превращённой формы “вины” и “виновности” без  пояснения  сути  вопроса.

Для  монашествующих и  священства,  более  удалённых  от мира,  такое  отношение  к “греху” не  так   критично, как  для   мирян,  постоянно пребывающих  в  миру,  поскольку данная  установка (вины) очень часто становится средством  глубокого обусловливания сознания и психики  чрезмерным самоуничижением  с  вытекающим  самоукорением, самогноблением и самоистязанием с утратой радости и смысла жизни. Не секрет, что в  ряде  случаев подобное  самогнобление из  чрезмерной “грешности”  без греха  и “виновности” без  вины может доходить до проявлений религиозного мазохизма, членовредительства  и суицидов. 

Читайте также:  Внутреннее состояние - психология

Ритуальное оскопление  было в своё  время одной  из  патологичных форм борьбы с  “грешностью” посредством  отсечения  и повреждения гениталий.

Очевидно, что  в  религиозной литературе прошлых  столетий  в  силу отсутствия соответствующих знаний по физиологии, психологии и устройству когнитивной сферы, понятие “греха” было универсальным и по сути единственным способом описания характера глубокого повреждения человеческого естества эгоизмом (самостью) и страстями.

В то же время за последние 100 лет развития науки и психологии понятие “греха” перестало быть универсальным и исчерпывающим, поскольку изучение  когнитивной сферы позволило открыть множество механизмов этой самой “грешности”, вплоть  да генетического уровня.  В результате этого “грешность” человека и  природа  «грешности» стали  частично объяснимыми с  физиологической  и психологической точек зрения.

Так что же такое “грех” с точки зрения естествознания, религии и христианской психологии, как науки о душе ? 

Начнём с  определений. 
1.  Грех – действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога) – Википедия.

2.  Грех – помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону. Грех – от греч. ἁμαρτία – непопадание в цель, промах – Азбука  веры.

3.  Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом.  Грех – это поступок, противный закону Божию; вина перед Господом – Православная  энциклопедия.

4.  Интегративная психология о грехе:

5. Святые отцы о грехе:

6.  А.И. Осипов о грехе:

 Из приведенных выше определений вытекает  мысль о том, что “грех” – это многосложное понятие  и  категория, касающаяся как  личного поступка человека, так и самой  природы человека  в  её  неустойчивости  в  правде  и  склонности к произволу (самоволию) и лжи.

  В наиболее  абстрактном  смысле “грех” можно  понимать, как  общую  направленность  всех  устремлений  человека  от Бога (Духа)   в  сторону  мира  (материи), как  движении  на поводу  у  чувственности  и бесчисленных запросов плоти и физиологии  вопреки духовным запросам.  

В  наиболее  частном  смысле “грех”  можно рассматривать, как частный проступок перед  совестью, который не  раскаян  и не  исповедан.

  Таким  образом, в  наиболее общем духовно-философском  и психологическом  смысле  грех (грешность)  можно рассматривать  как  отклонение  жизни (поступков)  от  предписанного  свыше духовного  закона, которое  ведёт к  повреждению человеком  самого себя.

В этой  связи грех  и есть промах  или  не попадание  в  линию  и цель   жизни  по  Богу (Духу).

Принцип промаха –  тяготение   к  периферии  (ощущениям)  или застревание на  всех  уровнях, кроме духовного (коллективного бессознательного)

Из слов  уважаемого профессора  МДА  А.И. Осипова  недвусмысленно вытекает мысль о том, что, следует различать три уровня залегания  «греха» в  природе человека:

  • уровень сознательного (личный грех),
  • уровень индивидуального бессознательного (родовой  грех) и
  • уровень коллективного бессознательного (первородный  грех).

Что же  представляют собой  эти три вида  и уровня  греха  и насколько к  ним  применимо понятие  «грех» ?

  • – личный грех в виде сознательных нарушений совести, как  инструмента духовно-нравственного закона, является тем единственным  видом греха, к которому применимо понятие грех, поскольку мы можем его осознать и значит исправить в самих себе.
  • – родовой “грех” в виде наследственных склонностей, предрасположенностей и болезней грехом считать неправомерно, поскольку мы не выбираем родителей и  бремени  рода, а получаем их по наследству, как форму  наследственной (информационно-генетической) отягощённости. Таким  образом, родовой  «грех» – это следствие повреждения рода.
  • – первородный “грех” в виде наличия у человека  эго ума, как  формы  проявления  его самости,  также  считать грехом неправомерно, поскольку это форма  организации  мышления  есть  повреждение всего человечества,  как  вида,  а не личный грех конкретного человека.

Таким образом, следует разграничивать понятие повреждения природы человека (первородное, родовое) и собственно, грех личный, как нравственное преступление перед своей совестью и высшим духовно-нравственным законом. 

Говоря  о «грехе», нельзя  обойти стороной механизма работы  греха в когнитивной  и душевно-духовной   сфере. Главным  инструментом по  отслеживанию греха  в  душевно-духовной   сфере   является совесть, как практическое   сознание  добра  и зла.

Таким  образом, любому злу, как форма проявления  «греха», в  душе  человека противостоит совесть, как  способность  интуитивного распознавания зла,  проявляющая   себя тремя  основными  функциями:

  • — законодательной (утверждающей правду)
  • — свидетельствующей и судебной
  • — исполнительной (карающей)

Святитель Феофан  Затворник  в  своём  труде  «Что есть духовная  жизнь и как  на  неё  настроиться»  выделяет  следующие  ступени  вхождения  любого греховного  помысла  и страсти в  душу:

1-й   уровень  глубины  входа (мысленный) —  ум,  когда   порочная  мысль или образ только оказывается в  фокусе  внимания и не переходит на   уровень  чувства  и воли (желания).

2-й  уровень  глубины  входа (чувственный) – чувство, когда  ложная  мысль не  останавливается  на   входе, а  связывается   с   чувством и  порождает  желание, включая  волю.

3-й  уровень  глубины  входа (желательный)   — воля,  —  когда ложная   мысль не  останавливается  ни на   первом, ни на   втором  уровнях, а  соединяясь с  умом, чувством  и желанием (волей),  порождает  решимость (намерение)  за  которым  неминуемо  следует  и  ложное  действие, именуемое собственно  грехом.

4-й уровень глубины  входа (решительный) – намерение, —  когда  ложная   мысль, облечённая   в   мыслеформу,  обретет  силу   решимости  (намерения) к  её  исполнению.

5-й уровень глубины  входа (деятельностный) – действие (акт), — когда  ложная мысль, облечённая в  мыслеформу лжи,  получив  импульс  силы  намерения,  реализуется на   практике.

По существу, святитель  Феофан  описал  психологическую  схему  проникновения  в  душу человека любого зла  и “греха” —   от мысли – до действия.  

Как  видно из данной   схемы,  существует  несколько  промежуточных  ступеней, на  которых любое  зло  или  страсть (грех)  ещё   можно остановить,  не  допустив   его реализации (осуществления).   Остановить  любое  зло  от воплощения  можно:

На уровне ума, т.е.  между  умом  и чувством  (на  уровне   помысла),

На уровне чувства, т.е. между чувством  и желанием (на   уровне чувствования),

На уровне желания, т.е.  между желанием  и намерением (на   уровне  воли),

На уровне решения, т.е.  между  решением  и действием (на   уровне решения).

Как  говорит  святитель Феофан, первые   три ступени происходят   обычно  очень  быстро (в  одно мгновение)  и сложно  сделать разделение  ума, чувства  и воли (желания), но следующая   стадия образования  решимости имеет более значительную задержку и не срабатывает  автоматически.

Таким  образом,  остановка  и  застревание  во грехе  (запретном  плоде)  является  основанием для установления с  ним  порочной  связи.

В то же   время, на  стадии образования решения  (решимости)  происходит существенная  задержка, связанная с  актом  действия, как   высшим   актом воли, который  должен быть  окончательно верным.  Вот почему  на  этой стадии как  бы  ещё  раз всё  тщательно взвешивается в  последний  раз перед  «отрезанием», т.е.  осуществлением  воли.

Аналогично и между образованием  решимости  и  действием  всегда   есть задержка, когда решение  ещё   может  быть отменено и не  допущено к  реализации:

Таким  образом, любой  грех,  как  повреждение души,  имеет  две  стадии своего развития:

  • — внутренний  грех (первые  3 стадии)  до образование греховной  решимости,
  • — деятельностный  грех (две   последние стадии) – намерение  и действие.

Глядя  на  эту  последовательность  этапов  и ступеней  осуществления  человеком любого  зла  и “греха”, можно заметить, что совесть  является единственным  инструментом,  стоящим  на  защите интересов  души,  как  голос Божий  в  сердце,  который  не   молчит, но пытается достучаться до ума и остановить зло (грех). 

Если совесть развита, то любое  зло (грех) можно остановить ещё  на  самой   первой   стадии (ума)  или  на  стадии  образования решения.

Как выясняется, кроме   совести, есть ещё  несколько высших  инструментов  ума, способных останавливать  любой  грех.  К этим инструментам  относятся:

  • — смирение,
  • — высшее  внимание,
  • — духовное  рассуждение (духовный  ум), как  противоречие помыслам,
  • — молитва.

Говоря  о “грехе”,  как   форме  “духовного   промаха”  или  повреждения  человеком  самого себя,  нельзя  не  сказать о том, что бывает не  только  осознанный  грех, но   и грех  совершенно искреннего заблуждения (от сердца).  

Святитель Феофан делает откровение о том, что в расстройстве совести можно различать два типа отклонений, как   видов  «грехов»:

      • — ненамеренные (искренние заблуждения)
      • — намеренные (ложь в угоду страсти и порока)

Тем не  менее,  наибольшее повреждение или искажение совести имеет место тогда, когда совесть попадает под влияние ЭГО (Я), ведомого высшими  страстями духа – гордыней  и тщеславием.

Понятие  «греха» может иметь  разный смысл в  зависимости от уровня его рассмотрения.

  • На телесном  уровне (рационального мышления) понятие “грех” во  всей  глубине  и  полноте  практически невыразимо в терминах академической психологии и единственным способом выражения может быть понятие  личного  аморального  и безнравственного поступка или наследственной  отягощённости, как  формы  “повреждения”природы человека (первородного, родового, личного), влекущее соответствующие склонности, зависимости и последствия в виде  психосоматических  состояний, болезни, а  в отдельных случаях  даже  смерти.
  • На душевном уровне (религиозного мышления) понятие “грех” уже может быть выражено частично в терминах нарушения принципов  высшего духовно-нравственного закона (Евангельских заповедей), что искажает и повреждает  целомудренную  изначально  природу  человека на всех уровнях (духовном, душевном и телесном), вызывая  болезни, страдания и смерть.
  • На духовном уровне (духовного сознания) понятие  “грех”  может быть  выражено  наиболее  полно и точно  в терминах не верного понимания” высших команд” Духа (Бога), что влечёт за собой различные формы искажения  “благодати”  или  течения высших нетварных  энергий в человеческой системе (дух-душа-тело), вызывая те же самые последствия – саморазрушение, болезни, страдания и смерть.

Можно ли визуализировать грех ?

Грех  можно условно представить в  форме тени, имеющей   место в  душе человека, которая создаётся страстями и проступками высшего духовно-нравственного закона, создающими хаос  и узлы противоречий, которые и представляют собой  спутанность сознания  и соответствующих смыслов (логосов).

.

Условная схема  телесного, душевного и духовного состояния когнитивной сферы с  точки зрения  упорядоченности смыслов

Каким  образом   можно работать с   «грехом», накапливающимся в  душе ?

Наличие  греха  в  самой природе  человека, как   формы повреждения (первородного и родового),  подводит к  необходимости регулярной психической  и душевно-духовной  «гигиены» или  процедуры  «очищения»  души от неизбежно  накапливающегося “греха”, как  формы повседневной произвольной жизнедеятельности.

Если человек  не  обращает  внимания  на состояние  совести и игнорирует процедуру  очищения  души  (покаяние, исповедь, причастие), то накапливающийся в  душе «грех» постепенно  становится тем  самым «смертельным  ядом», который  отравляет душу. Любая грешность, упорствующая в покаянии, проходит  следующие  неизбежные стадии  развития греха и его последствий:

1. – умственная (духовная),  на  которой  грех  ещё  не  укоренился  и  не  стал  привычкой, а  потому возможно  осознание ошибочности (не верности понимания высшего закона) с исправлением,
2.

душевная,  на которой  грех  уже   становится  навыком  и начинает  овладевать душой, вызывая  боль и  угрызение  совести (из-за упрямства и не желания каяться и меняться),
3. – телесная, на которой  грех  распространяется  на тело  и превращается  в   форму болезни (принудительный способ исправления упрямца),
4.

–  исключительная, на  которой  наступает смерть  грешника  (как радикальный  способ  остановки  грешной  души  через  разделение  души и тела).

Смертный  грех, как  форма  противоправной  в  духовно-нравственном  отношении  деятельности, полностью изменяет природу и характер жизнедеятельности  человека, полностью отделяя  его от Бога.  Вот почему основные  страсти в  святоотеческой   традиции именуются также смертными  грехами (гордость, уныние, гнев, зависть, алчность, блуд, чревоугодие).

 Но  любой  грех, даже  смертный не  действует мгновенно.  У каждого человека всегда есть  время измениться (покаяться) и  смертный  исход имеет  место  только тогда, когда других способов изменения упрямой души уже нет.

Примером проявления «смертного греха» являются онкологические  заболевания, затрагивающие  все  уровни организма человека (духовный, душевный, телесный).

Именно глубиной  залегания повреждений  на  уровне духовного сердца и объясняется трудность излечения большинства онкологических заболеваний.

Есть ли неисправимый  и непростительный грех ?

Похожее

Источник: http://psyheo.by/o-grehe-i-psyhologii-greha/

Ссылка на основную публикацию