Идеология — психология

Политическая психология и идеология

Согласно качественно отличных сфер сознания — психологической и идеологической — в политическом сознании различаются два структурных элемента: политическая психология и политическая идеология.

Политическая психология это совокупность чувств, настроений, эмоций, воли, мыслей, особых черт характера индивидов и социальных общностей, выражающие их отношение к политическим институтам, осуществления власти.

Содержание политической психологии индивидов и социальных общностей оказывается в их политическом поведении. Политическая психология имеет определенную структуру. Она содержит политические потребности, интересы, чувства, настроения, традиции и т.д. Политические потребности является базовым элементом политической психологии.

Это те потребности, удовлетворение которых связано с осуществлением власти. Они могут лишь тем или иным образом касаться власти, а могут проявляться непосредственно в стремлении к ее завоевание и осуществление. Политические интересы — это осознанные политические нужды. Они являются реальными причинами действий участников политического процесса.

В зависимости от различий в политических интересах одни и те же явления политической жизни могут по-разному восприниматься его участниками, что формирует соответствующие политические чувства, настроения, эмоции и т.д., следовательно, и соответствующее политическое поведение. Политические настроения является состоянием чувств относительно политических явлений и процессов.

Настроения содержат как эмоциональные, так и рациональные элементы и оказывают значительное влияние на политическое поведение людей. Они наиболее динамично и чутко отражают влияние экономических и социальных факторов на политику. В отличие от настроений политические традиции является наиболее устойчивой составляющей политической культуры.

Это устоявшиеся нормы политического поведения, политические ценности, идеи, обычаи и т.п., которые передаются от поколения к поколению. В традициях концентрируются те элементы политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества, признаются ним и закрепляются как нормативные установки.

Меняются они или постепенно (в процессе длительного общественного развития), или быстро (в периоды коренных общественных преобразований, когда на смену устоявшимся приходят другие идеи и ценности).

Второй из основных структурных элементов политической сознания — политическая идеология. Для определения места идеологии в политической культуре, ее роли в политической жизни общества выясним, что такое идеология вообще.

Идеология, отмечается в «Философской энциклопедии», — это «совокупность идей и взглядов, которые отражают в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служат закреплению или изменению, развитию общественных отношений.

Основой идеологического отражения действительности есть определенные общественные интересы. В классовом обществе идеология всегда имеет классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы.

Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов».

Согласно приведенного определения политическая идеология выступает как система идей и взглядов, которые выражают интересы общественных классов относительно политики, осуществления власти.

Сущностными чертами политической идеологии является систематизированный теоретический характер и целостное отражение интересов общественных классов.

Субъектами основных политических идеологий современности — либерализма, консерватизма и социал-демократии и коммунизма является именно общественные классы. Различия в интересах общественных классов порождают различия в их идеологии.

А поскольку в обществе всегда есть классы с разными интересами, то демократическое государство, то есть такое государство, которое стоит над классовыми интересами, стремится выражать интересы всего народа, а не в первую очередь определенного общественного класса, не может становиться на позиции той или иной идеологии. Так называемая государственная идеология всегда является выражением интересов только определенного общественного класса.

В политической культуре политическая психология и идеология находятся в единстве и взаимодействии. Особенностью этого взаимодействия является то, что обе они выражают интересы одних и тех же социальных общностей, но с разной степенью глубины и обобщения.

Если политическая психология отражает политическое бытие непосредственно, то политическая идеология — опосредованно, через политическую психологию и систему социально-экономических отношений.

Политическая идеология опирается на политическую психологию, иначе она превратилась бы в оторванную от жизни систему идей.

Источник: https://banauka.ru/2349.html

Идеология и общественная психология

СОДЕРЖАНИЕ

Идеология и общественная психология

Проблема определения сходств и различий названных явлений имеет давнюю историю. Известно, что по этому поводу высказано немало интересных, справедливых суждений.

Вместе с тем, если предметно подойти к определению сходств и различий между идеологией и общественной психологией, то нужно строго следовать методологии сравнительного анализа.

Последняя, как известно, прежде всего, ориентирует нас на определение сходств и различий содержаний объектов сравнения. В данном конкретном случае на сравнение содержания идеологии как социального явления с содержанием общественной психологии.

В предыдущих параграфах было высказано отношение к содержанию идеологии. Очевидно, что для того чтобы приступить к сравнительному анализу идеологии и общественной психологии, необходимо определиться с содержанием последней.

Представим его в виде совокупности существенных признаков общественной психологии.

Во-первых, общественная психология, как и идеология, феномен духовной сферы жизни людей. Продукт их духовной деятельности.

Во-вторых, общественная психология, как и идеология, в конечном счете, детерминирована материальными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, процессом производства материальных благ, создающих базу физического существования людей.

В-третьих, основой общественной психологии являются, прежде всего, чувства людей, чувственная составляющая общественного сознания. Вместе с тем, это не означает, что волевая и интеллектуальная его составляющие не влияют на формирование, развитие и функционирование социальной психологии.

В-четвертых, социальная психология формируется во многом стихийно как отражение в сознании людей, прежде всего, их обыденных потребностей. По сути она является отражением и выражением повседневных интересов людей.

В-пятых, формирование, развитие и функционирование общественной психологии детерминировано не только бытием людей, но процессами, происходящими в общественном сознании и в самой общественной психологии.

В-шестых, основными формами общественной психологии являются формы чувственной ступени познания: ощущения, восприятия, представления, чувственные определения.

В-седьмых, общественная психология – это совокупность противоречивых, разнонаправленных ощущений, восприятий, представлений и чувственных определений, поскольку объектами их отражения являются фактически все процессы в жизни людей.

В-восьмых, субъектом общественной психологии является народ, народонаселение конкретной страны, если речь вести об общественной психологии конкретного общества, конкретной страны.

В-девятых, общественная психология – чувственная основа общественного сознания. Подобное понимание роли общественной психологии по отношению к общественному сознанию требует расстановки акцентов по поводу их отношений друг к другу. Их можно представить следующим образом.

1. Общественная психология – необходимый базовый элемент общественного сознания.

2. Общественная психология – основа формирования общественной воли и интеллекта общества – двух других элементов общественного сознания.

3. Общественная психология испытывает на себе воздействие, как общественной воли, так и интеллекта общества, а это значит, что она развивается не только под воздействием бытия и на базе собственных противоречий,  но и под воздействием общественных воли и интеллекта.

4. Общественные психология, воля, интеллект, как необходимые элементы общественного сознания, существуют и развиваются в единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Теперь, когда, как нам представляется, названы основные содержательно–сущностные характеристики общественной психологии, можно их резюмировать в понятии «общественная психология».

Итак, общественная психология – это совокупность стихийно сформировавшихся в общественном сознании людей ощущений, восприятий, представлений, чувственных определений, отражающих процессы их бытия, и выражающих повседневные, обыденные интересы людей конкретного общества.

Определив содержание общественной психологии, правомерно приступить к сравнительному анализу и ее идеологии. Попробуем представить его результаты в виде конкретных позиций.

Позиция 1. И идеология, и общественная психология – феномены общественного сознания.

Позиция 2. Общественная психология – явление чувственной ступени общественного сознания. Идеология – феномен, принадлежащий главным образом к интеллектуальной, содержательно–логической ступени общественного сознания.

Позиция 3. Общественная психология, выполняя роль чувственной основы общественного интеллекта, в то же самое время, является базой идеологии.

Позиция 4. Идеология не только основывается на общественной психологии, но и оказывает на нее обратное воздействие. Можно сказать так: в какой–то мере «интеллектуализирует» ее.

Позиция 5. Объектами и идеологии, и общественной психологии являются фактически все процессы окружающего людей мира. Однако отражаются они идеологией и общественной психологией с разной степенью глубины. Идеология, как правило, нацелена на отражение их сущностей, социальная психология, в лучшем случае, содержаний, а в основном – внешних проявлений содержательно–сущностных признаков явлений.

Позиция 6. Идеология и общественная психология серьезно различаются по своим субъектам. Субъектами идеологии, как правило, являются специально подготовленные к идеологической работе люди, специальные социальные институты. Совсем другая «картина» у социальной психологии. Ее субъектами, как уже отмечалось, фактически являются все люди, ставшие участниками того или иного социального процесса.

Позиция 7. Идеология приоритетно ориентируется на использование научно-обоснованных средств познания. Общественная психология такой ориентации не имеет. Пожалуй, можно констатировать – она строится на основе, главным образом, эмпирических средств познания.

Позиция 8. Идеология предполагает создание общественных институтов для достижения своих целей. Определенную мобилизацию людей на социальные действия, придание им организованности. Социальная психология ориентирована на реализацию своих целей в основном через механизм стихийных действий людей.

Позиция 9. Несмотря на существенные различия между идеологией и общественной психологией нельзя не видеть их взаимопроникновения и взаимодополнения друг друга.

В реальном процессе жизнедеятельности людей они органично слиты. «Водораздел» между ними можно провести лишь в интересах познания сути названных явлений и предметного определения сходств и различий между ними.

Источник: http://lawinrussia.ru/content/ideologiya-i-obshchestvennaya-psihologiya

Общественная психология и идеология

Главная / Общественная психология и идеология

«Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы».

В. И. Ленин

Духовная жизнь социалистического общества привлекает к себе все большее внимание обществоведов и становится объектом их исследования. Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко говорил на внеочередном февральском (1984 г.

) Пленуме ЦК КПСС, что сейчас важно обеспечивать все более тесную взаимосвязь экономического, социального и духовного прогресса советского общества.

Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая необходимые для этого социальные и идеологические предпосылки.

Равным образом невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики. Одной из важных проблем анализа духовной жизни является проблема соотношения общественной психологии и идеологии.

Чем же обусловлена такая постановка проблемы?

Она обусловлена, на наш взгляд, рядом социальных потребностей жизнедеятельности развитого социализма. Во первых, потребностями практического плана. Идеологическая деятельность КПСС направлена на формирование и развитие сознания социалистического общества.

«Общественная психология и идеология»,
А.К. Уледов

Взаимосвязь общественной психологии и идеологии в духовной сфере общественной жизни имеет свои специфические особенности.

Постановка данной проблемы в настоящее время открывает новые возможности для углубленного анализа их взаимосвязи.

Во взаимосвязь на уровне духовной жизни общественная психология и идеология вступают не просто как сложившиеся духовные явления, абстрагированные в определенной мере от других явлений общественной жизни, а…

Читайте также:  Двойные стандарты - психология

Изучение структуры идеологии как одной на сфер общественного сознания

В связи с изучением структуры идеологии как одной на сфер общественного сознания встает немало вопросов, которые требуют всестороннего обсуждения и решения, Один из них состоит в следующем: правомерно ли использование известных критериев выделения видов (форм) общественного сознания в отношении идеологии? Установленные в науке критерии видов (форм) общественного сознания позволяют значительно расширить их ряд (политическое, правовое,…

О взаимопроникновении идеологии и общественной психологии свидетельствуют и выполняемые ими функции. Например, общественная психология, впитав идеологические принципы, оказывает влияние на образ жизни нового общества, его идеалы и ценности.

Основным показателем все большего их сближения, взаимопроникновения является формирование психолого-идеологических образований. Существует немало духовных явлений, которые трудно отнести либо к идеологии, либо к общественной психологии.

Они выступают…

Анализ взаимодействия идеологии и общественной психологии

Анализ взаимодействия идеологии и общественной психологии приводит к выводу о том, что оно осуществляется через мировоззрение и социальную психологию как их связующие звенья.

Усвоенные людьми взгляды и представления, концепции и теории становятся мировоззрением, или мировоззренческим убеждением.

Общественно-психологические явления, присущие социальным группам, функционируют в форме оценочных суждений, социальных установок, жизненных позиций и т. п., т. е….

Теоретическое оружие классов

Идеология как мировоззрение есть теоретическое оружие классов, руководство к действию. В этом случае она выступает как целостность, и дробить ее на отдельные виды вряд ли обоснованно, и вот почему.

Для характеристики идей и взглядов, порожденных общественным бытием, в марксизме выработано понятие общественное сознание. Последнее разделяется на соответствующие формы (виды).

Чтобы разобраться в общественном сознании, важно…

Взаимопроникновение идеологических и общественно-психологических компонентов оказывает большое воздействие на мировоззрение людей, его содержание и функционирование.

Влияние психолого-идеологических явлений на деятельность и поведение социального субъекта, его мотивы, побуждения является эффективным лишь тогда, когда они становятся его мировоззрением.

Таким образом, тенденция взаимопроникновения идеологии и общественной психологии в условиях развитого социализма выступает все четче. Ее укреплению служат целенаправленное…

Особенность взаимосвязи общественной психологии и идеологии на уровне образа жизни состоит в том, что идеологические и социально-психологические явления образуют то целостное состояние сознания социальных субъектов, в котором соотношение идеологии и общественной психологии характеризуется их взаимопроникновением, взаимодополнением и взаимозаменяемостью. Если на уровнях общественного сознания и духовной сферы общества речь шла главным образом о взаимовлиянии, взаимодействии, взаимообогащении…

Взгляды и представления в содержании идеологии

В содержании идеологии могут концентрироваться по преимуществу или политические, или нравственные, или эстетические, или философские, или иные взгляды и представления.

Но их нельзя называть отдельными идеологиями, потому что идеологические взгляды класса выступают как определенная целостность, где философские, нравственные, политические и иные взгляды и представления слиты воедино и выступают как мировоззрение. Если вид (форму) общественного сознания…

Изменение сознания людей, его развитие предполагают более полное и адекватное отражение общественным сознанием (в определенных идеях и взглядах, концепциях и теориях и т. п.) общественного бытия, т. е.

тех качественных изменений, которые происходят и будут еще активнее происходить в материальном производстве, во всей системе материальных общественных отношений; распространение марксистско-ленинских идей и взглядов, концепций и теорий…

Образ жизни людей позволяет судить как о самом процессе взаимодействия идеологии и общественной психологии, так и о его результатах. Поэтому важно анализ на взаимодействия доводить до характеристики образа жизни социальных групп и общностей людей, общества в целом. Каков образ жизни людей, таков и образ их мыслей, таковы их умонастроения и мнения, социальные установки и жизненные…

Марксистско-ленинская идеология

Марксистско-ленинская идеология есть, несомненно, политическая идеология, но таковой она является не отдельной частью или стороной, а в целом.

В таком же плане следует ее рассматривать и как правовую, и как экономическую идеологии и т. д.

Пока не употребляются, например, такие понятия, как нравственная идеология, эстетическая идеология, философская идеология, но идеология в целом включает в свое…

Кардинальное повышение производительности труда

Для кардинального повышения производительности труда важно не только соединение достижений НТР с преимуществами социализма, но и выработка отношения к труду как первейшей потребности человека; формирование разумных потребностей; укрепление духа коллективизма (чувства общественного долга, социальной ответственности, социалистической дисциплины и т. д.); укрепление чувства хозяина производства, чувства социалистического патриотизма и интернационализма. Формирование названных потребностей, социальных чувств, а…

Источник: https://www.medzzz.ru/obschestvennaya_psihologiya_i_ideologiya/

Идеология и общественная психология

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.).

Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы.

Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира.

Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей.

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии.

Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы.

С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии.

Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание».

И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень «онаученности» сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество.

Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. «Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду.

То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства».

Таким образом, переход к новым производственным отношениям («выбор» их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

Источник: https://infopedia.su/16xaaad.html

Общественная психология и идеология

Своеобразными структурными элементами общественного сознания выступают общественная психология и идеология.

В них выражается не только сам по себе уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп и национально-этнических общностей.

Данное отношение выражается прежде всего в потребностях людей, то есть в их внутренних побуждениях к освоению действительности, к утверждению одних условий общественной жизни и к устранению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

Заключенные в общественной психологии отношения к явлениям общественной жизни находят свое выражение не только в потребностях и интересах людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах.

Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию. Ее можно охаракте­ризовать как проявление психического склада социальных групп и национальных общностей. Такова, например, социально-классовая и национальная психология.

Читайте также:  Четыре блока успеха - психология

Последняя может воплощаться в национальном характере народа. Психический склад классов и других социальных групп также находит выражение в их социально-классовом характере, во многом определяющем их деятельность и поведение.

В конечном счете общественная психология проявляется «в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней»'.

Общественная психология, как и обыденное сознание, представляет собой проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов. В этом смысле она выступает как массовое сознание, ей присущи все его свойства.

Можно указать на некоторые основные функции общественной или социальной психологии. Одну из них назовем ценностно-ориентировочной.

Она заключается в том, что сложившаяся социальная психология классов, наций, народов формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения, исходя из оценки социальными группами тех или иных явлений общественной жизни.

Другую функцию общественной (социальной) психологии можно охарактеризовать как мотивационно-побудительную, поскольку она побуждает массы людей, отдельные социальные группы действовать в определенном направлении, то есть порождает соответствующую мотивацию их деятельности.

Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил.

В ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Идеология имеет социально-классовую природу. Это, однако, не означает, что она всегда выражает только узкую систему взглядов определенного класса. Во-первых, в идеологии того или иного класса могут существовать положения, разделяемые представителями других классов и слоев общества.

В силу этого она становится в какой-то мере их общей идеологией. Тем самым расширяется ее социальная база.

Во-вторых, идеология выражает не только социально-классовые, но и национальные, а также и общечеловеческие интересы, скажем, интересы сохранения всеобщего мира, защиты природной среды на нашей планете и т.д.

Тем не менее, сердцевиной идеологии выступают те ее положения, которые выражают интересы того или иного класса, согласующиеся или расходящиеся с интересами других классов.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения.

В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание.

Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно.

При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздействуют на происходящие в обществе политические, экономические и другие процессы.

Каковы же критерии выделения и разграничения между собой форм общественного сознания?

Прежде всего, они различаются по объекту отражения. В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения.

Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними.

В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения.

А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает, прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другие.

Формы общественного сознания различаются и, следовательно, разграничиваются между собой также по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительности. Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений.

При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства – живопись, театр и т.д.

– используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д.

По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

Наконец, формы общественного сознания различаются по их роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые выполняет каждая из них.

Речь идет о познавательной, эстетической, воспитательной и идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений.

Следует сказать и о такой функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании, а также о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, их способности предвидеть будущее и прогнозировать развитие общества в ближайшей и отдаленной перспективе. Каждая форма общественного сознания характеризуется опреде­ленным набором указанных выше функций. В реализации этих функций проявляется ее роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие – взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a13616.html

3 Общественная психология и идеология

Общественная психология — это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.

Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения.

Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство.

Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.

Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно — общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.).

Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы.

Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира.

Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей.

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии.

Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы.

С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии.

Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”.

И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально — психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

Читайте также:  Ассоциативная память - психология

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество.

Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду.

То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”.

Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.149.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/4312

открытая библиотека учебной информации

ПРАВОВАЯ ПРАВОВАЯ

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ

Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание — это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др.

проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.).

Правосознание это одна из форм общественного сознания, одобрительная или отрицательная реакция людей на правовую реальность.

Правосознание предполагает:

— осмысление и чувство крайне важности права;

— оценку права;

— осознание крайне важности создания развитой системы законодательства.

— осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;

— восприятие процесса и результатов реализации права;

— соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.)

По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая психология — это совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний людей, возникающих в результате их оценочного отношения к праву и практике его реализации, законности, системе правовых учреждений и др.

Правовая психология формируется в результате непосредственного влияния окружающей индивида правовой действительности и является первой, начальной эмпирической ступенью правосознания.

Правовая идеология — это совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правосознание классифицируется на виды:

1. С точки зрения субъектов права, подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.

Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников милиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т.д.).

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.

2. С точки зрения адекватности оценки правовой действительности правосознание подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

Обыденное правосознание — складывающиеся под влиянием жизненных условий и личного опыта индивида массовые, стихийные представления людей, их эмоции, настроения в отношении права, законности и т.п.

Профессиональное правосознание — понятия, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов.

Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие уровень систематизированного, теоретического освоения права.

Читайте также

  • — ИДЕОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ

    ПРАВОВАЯ ПРАВОВАЯ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ Понятие, структура и виды правосознания. Правосознание — это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др. проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/politika/view/555313_ideologiya_psihologiya

    Правовая идеология и правовая психология

    Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию.

    Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) со­ставляют сознание и переживание связанности поведения с юри­дическими последствиями (мнимыми, действительными или же­лательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъ­ективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

    Правовая идеология есть систематизированное научное вы­ражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

    Она должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания, координации и согласования различных обще­ственных интересов через достижение социального компромисса.

    В этом случае правовая идеология будет содержать большой нрав­ственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идео­логия обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

    Правовая психология охватывает совокупность чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний, ха­рактерных для всего общества в целом или конкретной социаль­ной группы (групп).

    Она является наиболее непосредственным от­ражением жизненных отношений членов общества, составляю­щих нации, народности, различные группы и слои населения.

    Через правовую психологию реализуются: а) органически прису­щие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

    Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, закон­ность.

    Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

    От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслу­живания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

    Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловив­шие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполни­тельность и дисциплина.

    И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личнос­ти и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства.

    Итак, как элемент право­вой культуры правовое сознание, включающее правовую идеоло­гию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

    Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели созда­ние социально ориентированного государства и свободного рынка.

    Теперь такая цель появилась.

    Ее достижению должны способ­ствовать общественная нравственность, философия социальной за­щищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в чело­веческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

    Правовая культура

    Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом слу­чае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

    Это позволяет ох­ватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности.

    Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятияправовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

    Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

    Профессионально-правовая культура — это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

    Содержательный анализ правовой культуры предполагает по­нимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

    Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое опре­деленное содержание и качественный уровень:

    — право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

    — правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой действительности;

    — правовые учреждения как систему государственных орга­нов и общественных организаций, обеспечивающих правовой кон­троль, реализацию права;

    — правовое поведение, деятельность*.

    *См.: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Указ. соч. С. 42-43.

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с дру­гими областями или сферами культуры: политической, нравст­венной (этической), эстетической, религиозной и т.д.

    При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно про­являются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

    Обес­печение максимального взаимного соответствия между всеми эле­ментами правовой культуры — магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

    В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаи­мообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом.

    Обеспечить социально адекватное, за­конопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

    Именно нравственное сознание как элемент нрав­ственной культуры служит непосредственным внутренним (лич­ностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения).

    Поэтому основными составляющими профессионально-юридической куль­туры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть масте­ром своего дела в сфере правопорядка — значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

    Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2865;

    Источник: http://poznayka.org/s6698t1.html

    Ссылка на основную публикацию