Человек как звание — психология

Ранги и привилегии

В обсуждении отзыва на семинар по зависимостям сразу несколько человек спросили о терминологии. Спасибо вам, дорогие! Благодаря этому я, наконец,  выкопала из завалов статью Марии Макухи про ранги и привилегии. Она хорошо пишет, мне кажется достаточно понятно. И статья, по-моему, очень стоящая. Наслаждайтесь!

«А Васька слушает, да ест…”

Как курьер может «свалить бигбосса»?Мария МакухаРанги и привилегии – тема, которая касается каждого из нас. У каждого есть ранги, которые мы замечаем или не замечаем, используем или не используем, которыми гордимся и которых стыдимся. Дети, подростки, взрослые, старики, начальники и подчиненные, политики и электорат – всё это роли с сопутствующими им рангами.При слове “ранг” приходят на ум понятия, вроде: «капитан первого ранга”, “таблица о рангах…”. Повременим пока со скучными определениями, остановимся на проблематике. Слово “ранг” обычно воспринимается нами как что-то, относящееся к силе, авторитету, полномочиям, влиянию… чем больше власти, тем выше ранг. Но вспомним, какую власть имеют дети над старшими – их потребности, мечты, капризы…  как недовольный поступком босса курьер может парализовать работу всей компании… как маленький город может стать финансовым или культурным центром. И все это – не случайности, а закономерности. Прочитав эту статью, вы, вполне возможно, сумеете ими управлять…

Что же такое ранг?

Ранг – это сумма привилегий личности. Сознательная или бессознательная, общественная или личностная способность или власть, проистекающая из культуры, общественной поддержки, личной психологии и/или духовной силы” — пишет Арнольд Минделл, основатель процессуальной психологии, в своей известной книге “Сидя в огне. Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие”.

В подходе мировой работы выделяют социальные, психологические и духовные ранги.

Социальный ранг

Наиболее заметный ранг – это ранг социальный. Он является измеримым, объективным и общепризнанным.

Это служебное положение, наделяющее той или иной властью, уровень материального достатка, образование, семейное положение… Это также принадлежность к определенному полу, возрасту, расе… Например, в некоторых обществах, престижнее всего быть белым гетеросексуальным мужчиной.

Однако, вспоминая анекдоты на тему западной политкорректности, порой кажется, что именно женщины, негры и сексменьшинства обладают несравненно большими привилегиями. Все не так просто – ведь есть еще и другие, менее известные, но не менее влиятельные формы ранга.

Психологический ранг

 У некоторых есть огромная психологическая сила, которую нельзя свести к идее социального ранга. Например, если вы претерпели любой вид страдания и уцелели, вы приобрели силу. (к сожалению, некоторым это дает право реагировать на чужие злоключения, утверждая: “Да это все ерунда, я вам лучше расскажу, что было со мной, когда…”). Наверняка Вам знакомы примеры, когда человек, казалось бы “ничего собой не представляющий”, вдруг завоевывает в своем окружении непререкаемый авторитет. Здесь имеет место психологический ранг. Некоторые люди оказываются «более продвинутыми» в вопросах взаимоотношений, могут лучше предугадывать поведение партнеров и противников и последствия своих действий, обладают большей психологической устойчивостью в экстремальных ситуациях, потому действуют более эффективно. Этому можно специально учиться, изучая психологию,  посещая тренинги саморазвития. Довольно распространен вариант “жизнь заставила” – например, так называемый “уличный ранг”, которым обладают, например, матёрые вожаки уличных банд. Психологический ранг может выступать своего рода наркотиком, который подавляет осознавание чужой боли и учит смотреть на других свысока.

Духовный ранг

Еще более тонкий уровень ранга – духовный. И “профессионалы от религии” не обязательно имеют этот ранг. Он возникает от близости к невыразимому. Он позволяет отстраниться от мирской суеты, в которой пребывает “непросветленное” большинство. Разновидностью духовного ранга может считаться и так называемое “моральное превосходство”, ощущение собственной правоты.

Когда знаешь, что “мировая справедливость” на твоей стороне. Это та сила, которая позволяет пролетариату вершить революции, и благодаря которой  негры и женщины оказываются в более выгодном положении, чем белые мужчины. Дети обладают большим духовным рангом по отношению к родителям, у которых социальный ранг выше.

Все нормальные родители считают своим долгом заботиться о детях, удовлетворять их потребности, снисходительно и понимающе относиться к любым капризам и совершать первые шаги для налаживания контакта, если в отношениях возникают сложности.

Также к духовному рангу относится причастность к “духу времени” – способность уловить и быть на волне актуальных и перспективных мировых тенденций.

Осознанность

Осознанность в вопросе рангов – “золотой ключик”, открывающий многие  заветные двери, и обоюдоострый меч для «гордиевых узлов» в хитросплетениях отношений. Осознавая и принимая свой ранг, вы обретаете способность использовать его творчески и конструктивно, привнося в отношения больше ясности и свободы.

Пока вы не осознаете, либо не заявляете свой ранг, ваши отношения с окружающими сложны и запутанны, а выбор продиктован обстоятельствами.  Рангом можно неосознанно злоупотреблять, отвергая и обесценивая окружающих.

Так, например, относясь к привилегированной группе, обладая теми или иными благами, знаниями и способностями, либо даже моральными достоинствами, можно искренне думать, что именно так и только так и должны жить “все нормальные люди”, а те, кто всем этим не обладает, в некотором смысле “недочеловеки”. Для этого явления есть хорошее емкое понятие – “снобизм”.

Ранг и чувство виныНередко  рядом с обладанием неким рангом, чаще всего социальным, рука об руку идет чувство вины за то, что владеешь тем, чего другие не имеют. Особенно, если тебе это далось легко, а другим не дается даже “кровавым потом”.

Чувство вины заставляет свой ранг (например высокий достаток) скрывать, и ни в коем случае не позволять себе по этому поводу радоваться, стараясь, при любом удобном случае, “для приличия”, или “чтоб не сглазили” рассказывать, как всё плохо. Шила в мешке не спрячешь.

И ближний смотрит на это с раздражением: “С жиру бесится, и чего ему еще мало для счастья? Вот я б при его достатке…!”.Хороший пример из отечественной истории – движение народников в Российской империи конца XIX – начала XX вв.

Молодые пассионарные люди из аристократических семей, отказываясь от всех благ своего происхождения, шли в народ, перенимая образ жизни простых крестьян. Они искали причастности к корням, пытаясь нести в массы просвещение «во искупление вины» своих предков за века крепостного права.

Трагизм в том, что они встречали непонимание и отвержение прежде всего среди народа, которому так пылко стремились “причинить добро”. Крестьяне, считая народников странными, даже сумасшедшими, нередко сами сдавали их властям. Сложность, даже невозможность встречи создавало то, что народники отвергали  свой социальный ранг, при том что для крестьян он был очевиден. Крестьяне же оказались неготовыми принять свой духовный ранг “народа-богоносца”, к которому так жаждали причаститься мечтательные интеллигенты.

Отличной иллюстрацией неиспользования ранга, когда того требует ситуация, является басня Крылова “Кот и повар”. Всем знакома фраза “А Васька слушает да ест”. Мало кто из нас помнит мораль сей басни:

 “А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить по-пустому,Где нужно власть употребить.” Тут уместна будет аналогия из детско – родительских отношений. Порой родители (особенно мамы), не в меру увлекаясь теорией гуманистического воспитания, вдобавок тайно виноватясь за свою родительскую «неидеальность», прибегают к длительным увещеваниям в то время когда необходимо использовать родительскую власть и решительно пресечь непотребные действия чада, четко обозначив границы. Чадо, видя, что власть валяется бесхозная, тут же перехватывает её, используя по своему усмотрению, манипулируя родителем, пока тот не взорвется, получив очередное подтверждение своей неправильности, еще глубже залипнув в чувство вины. Круг замыкается. Ребенку необходимы четко определенные границы для ощущения безопасного мира, и он неосознанно провоцирует родителя, чтоб тот их обозначил. Если это не происходит – формируется сценарий созависимых отношений, повторящийся многими поколениями. Ту же ситуацию можно перенести на бизнес, когда движимый чувством вины «за слишком сложную задачу» руководитель или чрезмерно «мотивирует», или пытается сделать за сотрудника самую сложную часть работы вместо того чтобы просто «поставить задачу и отойти».Заглянем за кулисы жизни экспертов и лузеров. «Эксперт» вынужден соответствовать, подтверждать, демонстрировать свой ранг, который постоянно оспаривается конкурентами. Особенно если званию эксперта он, скажем,… не вполне соответствует. На это уходит масса времени и душевных сил. «Лузер» же посвящает все свое время работе и обучению, и растет профессионально гораздо быстрее «эксперта», при этом не обладая раздутым “экспертным” нарциссизмом, за который можно больно укусить. Задумайтесь над этим примером, господа консультанты. Специалист, принявший осознанное решение о позиционировании себя в качестве эксперта, понимает, что от него потребуется для обслуживания этого ранга, и не пренебрегает важными в этом случае вещами.

Всем знакомы роли лидера и последователя. Вроде бы все просто: лидер ведет, последователь следует. Лидер – главный. Но, скажите, кем будет лидер без последователей? Ведь именно последователи делают лидера.

Лидер, осознающий важность последователей, признавая их ранг, будет заботиться об их интересах. Последователь, осознающий свой ранг, получит гораздо больше удовольствия от процесса совместной работы с лидером.

Как осознанно использовать ранг? Вот пример: отшельник, посвятивший свою жизнь духовной практике, и преуспевающий бизнесмен. Один отказался от радостей жизни, второму некогда подумать о душе.

Читайте также:  Свобода выбора - психология

Пока они не взаимодействуют, им сложно осознать, от чего каждый отказался и что приобрел, и двигаться дальше, ценя выбранный путь.Неосознанное использование ранга, как и любой другой силы, способно осложнить взаимоотношения.

Если у вас есть самообладание, но вы не осознаете его, может показаться, что вы выше мирских проблем, терзающих ближнего. Начищенный до блеска нимб может выглядеть пугающе… Лишь те, кто наряду со своей силой обладают безмерной любовью и состраданием ко всем живым существам, способны вершить чудеса.

Примерьте на себя, какими рангами Вы обладаете, а какие присваиваете; какими пользуетесь, а какими пренебрегаете. Кто наделяет вас рангом и кто важен и нужен вам для более осознанной и наполненной жизни?

И в завершение снова процитируем старичка Минделла: “… У каждого одновременно и больше и меньше ранг, чем у другого. Неприятность состоит в том, что большинство из нас осознают лишь тот ранг или ту власть, которой у нас нет. Мы невнимательны по отношению к рангу и власти, которые у нас есть. Проясняйте свои убеждения и свой ранг.

Делайте явными собственное, основанное на ранге «самодовольство», чувство превосходства, уверенность в себе. Когда ваша власть ясна и понятна, вы можете разумно воспользоваться ею, отложить ее в сторону или обсудить ее с другими… Когда вы выносите наружу содержимое своих межличностных взаимодействий, вы тем самым работаете и над мировыми проблемам.

« (с)

Источник: https://nigna-psy.livejournal.com/61717.html

Выбрать правильный ответ. 1. Звание психолога

1. Звание психолога

а) защищено в большей части стран;

б) не может быть присвоено любым человеком;

в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;

г) может быть присвоено только клиническому психологу.

2. Клинический психолог

а) играет ту же роль, что и психиатр;

б) всегда работает в частном кабинете;

в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.

г) Все ответы неверны.

3. Психолог-консультант

а) работает с обращающимися к нему людьми;

б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;

в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касаю­щиеся людей.

г) Верны все ответы.

4. Педагогический психолог

а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;

б) проводит собеседования и тесты;

в) стремится вводить эффективные методы обучения.

г) Верны все ответы.

5. Генетическая психология

а) изучает психическое развитие личности;

б) уделяет главное внимание изучению детей;

в) связана с биологией;

г) мало занимается пренатальным развитием.

6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается глав­ным образом

а) зоопсихология;

б) парапсихология;

в) психофармакология;

г) психофизиология.

7. Метод опросов

а) использует специально разработанные анкеты;

б) должен применяться на репрезентативных выборках;

в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.

г) Верны все ответы.

8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью

а) установить причинную зависимость между двумя переменными;

б) выявить роль третьей переменной;

в) разъяснить используемые термины.

г) Неверны все ответы.

9. Гипотеза всегда формируется в форме

а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;

б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

в) теории, основанной на предвзятых идеях.

г) Все ответы неверны.

10. Независимая переменная всегда вводится

а) в экспериментальную группу;

б) в контрольную группу;

в) в обе группы.

г) Все ответы неверны.

11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:

а) лабиринт;

б) характер среды;

в) быстрота научения.

г) Все ответы неверны.

12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введен­ного им наркотика X», следует контролировать

а) дозу наркотика X;

б) число оборотов;

в) пол животных.

г) Верны все ответы.

13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой

а) независимую переменную;

б) зависимую переменную;

в) контролируемую переменную;

г) промежуточную переменную.

14. Двойной слепой метод позволяет избежать

а) эффекта Розенталя;

б) эффекта Хоторна;

г) субъективных интерпретаций.

г) Верны все ответы.

15. Публикация сообщения о результатах эксперимента

а) необходима только в случае получения убедительных результатов;

б) не должна содержать описания использованного метода;

в) не должна вызывать новых вопросов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, чле­нами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обуче­ния; 7 — эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;

10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 — корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 — контролем; 20-иска­

жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.

Верно или неверно

1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;

14-Н; 15-'В.

Выбрать правильный ответ

1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;

15 г.

Сознание и активация

Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов.

Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти.

Человеческое существо ежеминутно сталки­вается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.

В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями.

Второй этап заключается в обработке мозгом инфор­мации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап — наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта.

Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта обработка информации осуществляется более или менее автоматически, стереотип­ным образом (см. гл. 1).

При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решения в этой обработке участвуют и такие высшие функции, как память и мышление. Об этом будет идти речь в третьей части книги.

Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потреб­ностей и ожиданий.

Введение к части 2 135

Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиолога­ми от ее понимания в психологии.

Физиологическая активация связана с функцией центров, находящих­ся у основания головного мозга.

В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными.

Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.

Психологическая активация представляет собой продолжение фи­зиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигна­лов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека.

Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, кото­рому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю.

Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель класси­ческой музыки будет реагировать не так, как любитель рока.

Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.

Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг.

От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить.

Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.

Наше восприятие окружающего — результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антен­ны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознатель­ном уровне.

Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов — эмоций и чувств.

Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/17011.html

Кого можно считать отцом психологии?

Автор Татьяна в 01/09/2015. Опубликовано История психологии

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом — именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология — наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Умер он 31 августа 1920 года.

Стоит отметить: в 1875 году — за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла — свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг. Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах — так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби. Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин. Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк. Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже. Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер. Основоположник современной когнитивной психологии — в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер. «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт. Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных.

Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию.

Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

Но знаете, не так уж важно занимать определённую позицию по этому вопросу. Единственное, с чем действительно стоит согласиться: каждый из этих учёных сделал значительный вклад в развитие психологии.

Источник: http://aboutyourself.ru/istoriya-psixologii/kogo-mozhno-schitat-otcom-psixologii.html

Теоретические вопросы психологии и проблема личности (человеческая личность)

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, и осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека.

Человеческая личность, т. е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, — это, в конце концов, реальный индивид; живой, действующий человек.

Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального», ни как чисто духовного образования и никакой особой науки о так понимаемой «лич­ности».

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психо­логическая категория.

Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только обще­ственными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях.

В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психиче­ских явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей.

Будучи обусловлены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружаю­щему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо.

Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтраль­ности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение.

Без сознания, без спо­собности сознательно занять определенную позицию нет лич­ности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многоплановость психического, протекание психических процессов на разных уровнях.

Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой».

При этой многоплановости целостность психического склада человека сохраняется в си­лу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенден­ций.

Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образо­вание и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психо­логического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов.

Субъект в специфическом смысле слова (как Я) — это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных дейст­вий.

Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле.

Психи­ческое содержание человеческой личности не исчерпывается моти­вами сознательной деятельности; оно включает в себя также мно­гообразие неосознанных тенденций — побуждений его непроиз­вольной деятельности.

Я — как субъект — это образование, неот­делимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, приме­няемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.

Характер человека — это закрепленная в индивиде система ге­нерализованных обобщенных побуждений. Обычно рассматривая отношение мотивов и характера, подчеркивают зависимость по­буждений, мотивов человека от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер.

историческая личность – предыдущая |следующая – побуждения

Оглавление. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. Психология личности. Тексты.

Консультация психолога при депрессии.

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/chelovecheskaya-lichnost/

Психология личности

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «В чем заключаются смысл и особенность психологии личности»? Расскажите об особенностях и отличительных чертах личности. Жду вашего личного мнения экспертов.  

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна и сложна.

Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЩЕСТВО.  

   

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. АКТУАЛЬНОСТЬ – это важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

 

Так, что же принято понимать под личностью с точки зрения психологии? Стоит отметить, что такое слово, как «личность» в современной культуре имеет три основных смысла: личность как системообразующая характеристика внутренней жизни человека, личность как особь с особенностями и личность как звание.

 

Также, самое простое и практичное описание такой личности — это ее типовые привычки (они же черты характера или, в другом описании, личностные роли), ее эмоциональный фон (позитивный, стабильный или нет), ее возможности (знания, умения, навыки, профессиональные навыки, знания, компетенции) и ее жизненные ценности (если таковые как-либо выражены и на жизнь человека влияют).

 

Стоит дополнить, что психология личности обширна и многоуровневая. Личность – это не просто человек, а это — индивид с набором отличительных черт, навыков, своих характеристик и качеств.

На этом наш урок может быть окончен. Я думаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.

 

Желаем успехов в учебе и на работе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/psixologiya-lichnosti/

Секретные технологии управления человеком

Джон Рокфеллер утверждал, что умение правильно взаимодействовать с людьми – это товар, который можно купить, как обычный сахар или кофе. Но стоит такое умение гораздо дороже, чем что-либо другое на целом свете.

Если вы желаете достичь успеха и научиться управлять людьми, то эти слова великого американского предпринимателя должны стать вашим жизненным кредо. Личность способна расти только в тесном взаимодействии с обществом. С самого детства каждый из нас осваивает основные шаблоны поведения и мировоззрения, полученные долгим путем исторического, биологического и психического развития человечества.

Для того чтобы иметь влияние и управлять другим человеком, мало знать его личностные и поведенческие особенности. Самое главное, научиться использовать эти знания, овладеть специальными методами и техниками влияния и управления поведением другого, исходя из его мировоззрения, характера, типа личности и других важных психологических особенностей.

Если вы хотите узнать, как управлять людьми, секретные технологии из этой статьи откроют вам не только теоретическую сторону вопроса, но и позволят использовать эти знания в реальной жизни.

Используйте особенности психики

Чтобы помочь людям заглянуть за пределы сознания, профессионалы используют различные методы и техники. Одним из наиболее действенных из них является гипноз. Это метод прямого влияния на психику, суть которого состоит во введении человека в суженное состояние сознания, в котором он легко поддается чужому внушению и управлению.

Использовать гипноз с такой целью непрофессионально и даже противозаконно. Поэтому психологи используют гипноз исключительно с целью «вытянуть» из бессознательной сферы психики те вытесненные мысли и переживания, которые мешают продуктивно жить и являются фундаментом многих проблем и конфликтов.

Умение управлять людьми, прежде всего, заключается в использовании знаний психологии человека, его личностных особенностей. Они помогают менять свое собственное поведение таким образом, чтобы это изменение вызвало нужную вам реакцию другого.

Постарайтесь быть более наблюдательными в общении, это поможет вам лучше узнать индивидуальные психологические особенности собеседника.

На основе этих знаний попробуйте использовать следующие методы и техники, которые помогут вам правильно и действенно управлять людьми:

Техника «Требуй больше»

Суть этой техники управления людьми заключается в том, чтобы попросить у человека значительно больше, чем вам необходимо на самом деле. Или же просто попросите его сделать что-нибудь странное. Безусловно, он откажется.

Через некоторое время после этого можете уверенно просить то, что вам действительно нужно.

Психология управления людьми в данном случае состоит в том, что человек будет чувствовать себя неудобно и уже не сможет отказать вам, к тому же, вторая просьба, в сравнении с предыдущей, в его глазах будет выглядеть незначительной.

Обращайтесь по имени

Это совет от знаменитого психолога Дейла Карнеги, который утверждал, что обращение к другим людям по имени подтверждает их личную значимость. Для каждого из нас наше имя – это наиболее приятное сочетание звуков, оно является реальным подтверждением факта нашего существования.

Называя других по имени, подтверждая таким образом их значимость, вы получите расположение и уважение в ответ. Точно так же дело обстоит с титулами, званиями и социальными ролями. Например, если вы называете человека своим другом, то вскоре он действительно будет испытывать к вам дружеские чувства.

Техника «Лесть»

На первый взгляд, все очень просто, нужно просто вызвать чужую симпатию с помощью комплиментов и приятных замечаний.

Но будьте осторожны, ведь заметив неискренность, вы вызовите очень сильные негативные эмоции собеседника. Всегда нужно знать, в отношении кого и в какой ситуации следует использовать такие методы.

Если вы льстите демонстративному человеку с завышенной самооценкой, тогда ждите позитивной реакции.

Психология управления здесь заключается в том, что каждый из нас комфортно чувствует себя в состоянии когнитивного баланса, когда внешнее влияние подтверждает его собственные мысли и чувства.

Техника «Отражение»

Суть в том, чтобы в некоторой степени копировать манеры поведения человека. Людям больше нравятся те, кто на них похож.

Интересно, что если недавно кто-нибудь «отражал» человека, то ему еще некоторое время будет намного приятней взаимодействовать с другими людьми, с теми, кто не принимал участия в предыдущем разговоре.

Психология управления в данном случае такая же, как и в случае с обращением по имени.

Эффект усталости оппонента

Если вы попросите человека о важной просьбе в то время, когда он чувствует себя усталым, то он, скорее всего, откажется ее выполнить. Но если вы подчеркнете ее важность, то на следующий день ему будет трудно отказать вам во второй раз, и он выполнит просьбу.

Дело в том, что невыполнение обещания вызывает у людей психологический дискомфорт.

Простая просьба

Попросите человека о чем-то незначительном, о том, что ему будет вовсе не трудно сделать. После этого попросите сделать что-то более сложное. Эффект такой просьбы заключается в том, что человек незаметно привыкает к постепенному возрастанию сложности.

Будьте внимательны, не просите делать все сразу, между просьбами должны быть довольно большие паузы. В противном случае люди расценят ваше отношение как наглость.

Внимательно слушайте собеседника

Это умение находить компромиссы и быть чувствительным к эмоциям человека, уважать его личное мнение. Если не согласны с позицией собеседника, не нужно сразу же выражать свой протест и выдвигать контраргументы. Нужно научиться внимательно слушать.

После его монолога согласитесь с тем, что его мнение для вас ценно и только потом высказывайте свое видение. Таким образом, он почувствует свою значимость и попробует прислушаться к вам, даже если не разделяет ваше мнение.

Перефразирование слов

Эта техника является важным подспорьем для налаживания доверительного контакта между людьми. Суть ее заключается в том, что во время беседы вам следует иногда проговаривать общий смысл слов и чувств вашего собеседника, только своими словами. Это поможет другому лучше понять самого себя, а также сформирует представление о вас как о понимающем и сочувствующем друге.

Особенно легко манипулировать другими удается людям волевым и властным. Обычно харизматичным личностям трудно отказать, поэтому они имеют  большее влияние на окружающих.

Теперь вы знаете, как управлять людьми, секретные технологии в данном случае являются секретами человеческой психики. Как видите, такие методы взаимодействия с другими людьми способны стать тем инструментом, который поможет сформировать в сознании собеседника позитивный образ своего и вашего «Я».

Очевидно, что совсем не обязательно использовать гипноз, чтобы научиться влиять на человека и направить его поведение в ту сторону, которая выгодна вам. При этом, человек не получает негативных эмоций и не чувствует себя использованным.

Техники управления людьми:

Читать далее..

Источник: http://www.manalfa.com/uspeh/psihologiya-cheloveka-kak-upravlyat-lyudmi

Ссылка на основную публикацию