От полярностей к гармонии — психология

Психологическая гармония личности как детерминанта здоровья

УДК 316.664: 61

Пазекова Галина Евгеньевна

кандидат психологических наук Ульяновский государственный университет

fimeizhi@mail. ш

Еливанова Наталья Евгеньевна

Поволжская академия государственной службы (филиал в г. Ульяновске)

binc@mv.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ*

Статья посвящена теоретическим аспектам психологии гармоничной личности и детерминант её внешнего и внутреннего благополучия с позиций целостного акмеологического подхода к проблеме здоровья. В статье рассматриваются научные подходы к содержанию понятия «гармония», раскрывается суть психологической гармонии личности.

Ключевые слова: гармония, психологическая гармония личности, гармонический тип личности, индикаторы психологической гармоничности: баланс, целостность, развитие, интегративная модель здоровья.

В настоящее время, в эпоху глобальных социальных и политических изменений и научно-технического прогресса, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема здоровья, эффективности человеческой деятельности, актуализации и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом. По своей актуальности и значимости проблема здоровья считается одной из сложнейших проблем современной науки и не уступает таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды. Многочисленные исследования показывают, что в течение последних 10 лет наблюдается неуклонное ухудшение здоровья российской нации. Статистика свидетельствует, что 60-70% общей численности населения нуждается в реабилитации физического и психического состояния. Более половины работающих имеют рейтинг здоровья ниже трех по шестибалльной системе. Около 6,5 млн человек нуждаются в психиатрической помощи (включая наркологическую), из них почти 80% составляют больные алкоголизмом, умственной отсталостью, психотическими расстройствами. Все эти данные, приведенные в материалах научных медицинских и образовательных конференций и семинаров, говорят о том, что для здоровья нации необходима «единая политика здоровья» [6]. Решение проблемы здоровья нуждается в новых подходах: нужны комплексные интердисциплинарные исследования, с помощью

которых можно было бы изучить важнейшие взаимосвязи между основными свойствами человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Методологической основой для данного представления является целостная (холистическая) модель здоровья [2; 5]. Мы рассматриваем здоровье как единство соматической, психической и духовной составляющих, которые оказывают взаимное влияние друг на друга.

Но сам организм, который имеет такое целостное выражение, не изолирован, он находится в системе «человек — социум — вселенная», где действуют внутриличностные, социальные условия и экологические факторы.

Все эти системы взаимосвязанно взаимодействуют между собой, и нарушение со стороны соматики влияет на психическую сферу, и, наоборот, психические измерения влияют на соматику, а изменения в социальной и экологической среде оказывают воздействие и на соматику, и на психику. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду.

Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов, которые взаимосвязаны, начиная еще задолго до рождения ребенка, и которые проявляются, существуют в течение всей его индивидуальной жизни, сохраняются до конца жизни, формируются в виде видовой памяти и передаются следующим поколениям (Н.Б. Бехтерева, Л.Н. Гондарева).

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уровень здоровья зависит на

* Статья подготовлена в рамках проекта реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408 от 18.11.2009.

© Пазекова Г.Е., Еливанова Н.Е., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010!

50% от условий и образа жизни, на 20% — от экологических факторов, ещё на 20% — от генетических и только на 10% — от медицинских и других факторов [2; 4].

Перед научной психологией встает важная задача изучения детерминант эффективного и экологичного функционирования человека в области объективных результатов деятельности и внутреннего психологического благополучия (В.И. Моросанова, А. Ануашвили,

О.И. Мотков, О.А. Ольвинская и др.).

Актуальные проблемы современной психологии развития личности связаны с изучением гармонизации личности как детерминанты здоровья и определяются наличием объективных и субъективных противоречий, среди которых необходимо выделить противоречия между:

— все более возрастающими требованиями к формированию здоровой, творческой, активной, социально ответственной личности и её неготовностью или неумением обеспечить этот процесс;

— потребностью личности реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения;

— потребностью быть независимым, самостоятельным человеком и неспособностью брать на себя ответственность за значимые ситуации;

— потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы и неспособности разрешать внутренние и внешние конфликты, что неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления саморазвитием личности и гармонизации личности, ее внешнего и внутреннего пространства.

Кроме того, актуальность изучения гармонии личности как исходного и желанного состояния обусловлена, во-первых, высокой социальнокультурной значимостью проблемы гармоничной личности в современном обществе; во-вторых, потребностью в понимании этого феномена, т.к. многие расстройства психики начинаются с различной глубины дисгармонии личности; в-третьих, необходимостью научного анализа природы дисгармонии, который можно осуществить лишь в сопоставлении с гармонией.

Философскими предпосылками изучения гармоничности в современной отечественной психологии являются исследования в области соотношения внешнего и внутреннего, проводившиеся в рамках научных школ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

В психологии предпринимались попытки описать гармонический тип личности. В западной психологии важные характеристики гармоничной (психически здоровой) личности можно найти прежде всего в гуманистической психологии у К.

Роджерса, А. Маслоу и др., психологии К.Юн-га, телесно-ориентированной психологии В. Райха, онтопсихологии А. Менегетти, психосинтезе Р. Ассаджиоли, трансперсональной психологии С. Грофа, квантовой психологии РА.

Уилсона и др.

В российской психологии личности описание гармонического типа личности и ее мотивационных отношений встречаются в работах Л.Н. Соб-чик, Э.М. Александровской, А.Б. Орлова и др.

В разработке методов оценки гармонии личности важную роль играют работы, связанные с самоактуализацией, самоменеджментом, саморазвитием, саморегуляцией (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, Н.И. Козлов, Е.Б. Лисовская, В.И. Моросанова, Н.Ю. Синягина, В.И. Панов и др.).

Мы рассматриваем каждого человека как целостную высокоорганизованную систему, способную развиваться и саморегулироваться на физическом, эмоциональном, социальном и духовном уровнях, что подразумевает повышенную чувствительность к внутренним и внешним сигналам, адекватную их обработку, что дает возможность трезвой оценки ситуации и эффективных, осознанных действий и способности управлять своей жизнью в соответствии со своими истинными потребностями, идеалами и стремлениями.

В целом можно выделить следующие достаточно распространенные подходы к понятию гармония [1; 5; 7].

В широком круге научных работ термин «гармония» чаще всего используется не как специфическое научное понятие, а метафорически, как оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром (например, «музыкальная гармония», «числовая гармония», «структурная гармония систем», «гармоничный образ жизни» и т.д.).

Гармония личности — это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их доста-

точно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адле-ровском смысле.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом.

Так как здоровый взрослый человек -одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии.

В биологическом плане человек — живой организм и субъект поведения, в психологическом — носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном — член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство.

Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального. Личность — феномен одновременно индивидуального, и социального бытия. Рассмотрение вопросов основ личности предполагает и обсуждение вопросов гармонии личности.

При этом следует отметить, что внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой. Многообразные связи личности с окружающим миром определяют интегративную структуру личности, ее внутренний мир.

В свою очередь, сформировавшиеся устойчивые личностные качества регулируют объем и меру активности социальных контактов, образуя собственную среду развития. При этом наступает взаимообусловленность двух интегративных структур — самой личности и социального окружения. Жизнь создает меняющиеся условия, которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и перестройке или совершенствованию самого себя.

Таким образом, понятие гармонии, как понятие высокого уровня обобщенности, необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах — природной, предметной, социальной.

В психологическом плане гармонию личности можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости [1; 3; 5; 7].

Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть крепкой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения.

В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Поэтому изучать гармонию личности можно и нужно в разных сферах жизни, поскольку, как мы уже говорили, бытие человека многомерно.

Человек существует одновременно в разных средах, мирах — мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живая система), мире людей (как единица определенного общества).

Существование в этом триединстве находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Следует отметить, наличие в психике человека непроизвольного, не всегда осознаваемого стремления к гармонизации своего жизненного функционирования, качеств своей личности отмечали многие психологи -У. Мак-Дауголл, А. Маслоу, Г. А. Мюррей, П.В. Симонов и др.

Психологическая гармония рассматривается нами как самоуправляемая система психологической организации и функционирования индивида, выражающаяся в оптимальной соразмерности, согласованности психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, создавать бесконфликтную среду вокруг себя и людей — творить добро и реализоваться как человек.

При таком подходе человек становится гармони-затором, источником жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

225

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблема использования и развития человеческого потенциала встает качественно новым образом.

Особенно актуальным становится вопрос о необходимости создания условий для самоактуализации, развития творческого потенциала, мотивации к личностному росту психологов, педагогов, воспитателей, врачей, социальных работников, в сферу профессиональной деятельности которых входит воспитание, обучение и оказание помощи другим людям. Для людей этих специальностей высокий уровень личностной зрелости, психическое здоровье и степень самоактуализации являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и основными факторами, определяющими эффективность работы.

Гармоничность психологической организации личности определяется:

— сформированностью интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

— сбалансированностью (соразмерностью) развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности;

— интегрированностью (тесной взаимосвязью и внутренней согласованностью) интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер жизнедеятельности личности, происходящих в интра- и интерперсональных планах.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. — М., 2001. — C. 3-19.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. — М.: Академия, 2001. — C. 352.

Читайте также:  Грусть - психология

3. Воробьева Т.М, Колядко С.П. Биоуправление: теория и практика. Новосибирск, 2008. — C. 202.

4. Розин В.М. Здоровье как философская и социальная — психологическая проблема // Мир психологии. — 2000. — №1. — С. 12-30.

5. Ольвинская Ю.Л. Возможности практической психологии в обеспечении развития потенциала личности и организаций в системе современного предпринимательства // Материалы научно-практической конференции «Особенности предпринимательства в переходной период экономики». — Мн., 2000. — С. 38-43.

6. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. ГС. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — C. 607.

7. Разработка стратегий по достижению здоровья для всех к 2010 году: руководящие принципы и общие вопросы. — Женева: Исполнительный комитет ВОЗ, 2000. — C. 265.

8. Братченко С.Л., МироноваМ.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. — СПб., 1997. — C. 44.

9. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. — 2008. — Т. 4. — Вып. 2. — С. 366.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-garmoniya-lichnosti-kak-determinanta-zdorovya

Достижение гармонии © / Методы / Личное развитие и самореализация

Все методы

Что такое гармония, как она связана с ценностями, зачем и как ее достичь

Каждый понимает гармонию по-разному. Для одних — это равновесие, баланс, внутреннее спокойствие, комфорт, защищенность, безопасность, целостность, единство. Для других — это идеальные отношения с близкими людьми, ясность, просветление, движение вперед, любовь ко всему в мире, совершенство.

В классическом определении гармония (от греческого «harmonia») — это соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов в единое, органическое целое.

Как было описано в методе Личное развитие и смысл жизни, все в мире является системами. Каждый человек, как система, рождается с определенным талантом и предназначением. Чтобы определить и реализовать предназначение, человеку нужно развиваться и взаимодействовать с окружающей средой, используя свой характер и темперамент.

Когда человек осознает себя, ему нужно определить, как он сможет самореализоваться. Для этого ему нужно составить стратегический план своей жизни – миссию. Для реализации этого плана человек может организовать процессы, управлять ими, активно взаимодействовать с другими для удовлетворения потребностей плана и достижения тактических целей.

Когда человек ясно представляет свою миссию и осознает, что ему ничего не препятствует для ее выполнения, тогда он переходит в состояние гармонии.

Гармония — это состояние системы, в котором она сама и все ее элементы реализуют свое предназначение, этот процесс полностью организован и управляем, удовлетворены все потребности и установлены безопасные, сбалансированные отношения с окружающей средой

Гармония возникает, когда все элементы системы осознают и принимают то, что они являются частью чего-то большего, и сама система осознает, что играет важную роль для своей надсистемы. При этом система осознает свою зависимость от надсистемы, но это ее полностью устраивает, и она ставит личные цели на основании целей надсистемы, т.е. на основании своего предназначения.

Любое улучшение системы, совершение полезного воздействия, добра, как для нее, так и ею самой, приближает к состоянию гармонии. И наоборот – ухудшение состояния, вредное воздействие, зло, приводит к дисгармонии.

Дисгармония у человека может возникнуть в следующих ситуациях:

• нет осознания себя (не знает свой талант, характер, предназначение); • нет понимания, как самореализоваться;

• нет необходимых ресурсов для самореализации;

• есть препятствия, которые невозможно преодолеть.

В состоянии дисгармонии человек обычно напряжен, недоволен, часто испытывает негативные эмоции, стресс, депрессию. Он может быть неуверен в себе, бояться внешних раздражителей, раздражаться сам, замыкаться в себе.

А в состоянии гармонии человек ощущает внутренний покой, означающий, что ему ничего не угрожает извне, его потребности для поддержания текущего состояния удовлетворены, он знает, куда двигаться дальше и что для этого нужно. Имея внутренний покой, человек ощущает уверенность и энергию, необходимые ему для выполнения дел и достижения целей.

Человек в состоянии гармонии ясно осознает, что он является частью чего-то большего, что у него есть своя очень важная роль, что его жизнь ценна для окружающих. Это осознание поддерживает его и дает вдохновение для того, чтобы не «ползти» к своим целям, а «лететь со скоростью света» к ним.

Гармония показывает правильность движения, когда человек делает то, что соответствует его таланту и предназначению, использует характер и темперамент для эффективного выполнения дел и преодоления всех возникающих препятствий и успешно достигает всех целей.

Гармонией можно считать равновесие, но не статическое, при котором нет движения, а динамическое, при котором все элементы системы движутся сбалансированно, с «одинаковой скоростью», равномерно продвигая систему вперед, к ее цели.

Образно говоря, гармония как автомобиль, в котором все его части движутся относительно дороги с одной скоростью – скоростью автомобиля, и действуют с одной целью – поддерживать или изменять скорость автомобиля в зависимости от его текущей цели.

А при дисгармонии некоторые элементы могут двигаться медленнее или быстрее, создавая напряжение в системе.

Опять, сравнивая гармонию с автомобилем, можно сказать, что при дисгармонии было бы, например, так, что одно колесо двигалось быстрее автомобиля или, наоборот, медленнее.

Это могло бы привести к тому, что связь колеса с автомобилем разрушилась, и оно отпало. Тогда автомобиль перестал бы двигаться вообще.

Образ идеальной дисгармонии отлично описан в басне Крылова «Лебедь, рак и щука», где животные решили перевезти воз, но двигали его в разных направлениях. Они прикладывали много усилий, но воз оставался на месте, т.е. движения не было, и цель не могла быть достигнута.

Гармония является целостным состоянием. Но относительно системы ее можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя гармония системы с самой собой позволяет определять отклонения в развитии от ее сути, ее оптимального состояния.

Чем ближе система к своему оптимальному состоянию, тем в большей гармонии она находится и ощущает внутренний покой, комфорт. Когда возникают отклонения, то система переходит в состояние дисгармонии.

Тогда у нее появляются противоречия, сомнения, страхи, дискомфорт.

Внешняя гармония с окружающей средой определяет полезность связей и отношений, которые поддерживают или мешают развитию и самореализации. При наличии вредных связей система ощущает опасность, дискомфорт. Она вынуждена концентрироваться на своей защите вместо того, чтобы самореализовываться.

Для перехода в состояние гармонии нужно достичь и внутренней, и внешней гармонии. Только при этом условии система сможет самореализоваться, причем этот процесс будет легким и приятным.

Ценности

У каждого человека есть идеалы, которые он создает или улучшает в своей жизни, такие как: свобода, богатство, семья, образование, баланс и т.п. Причем идеалы связаны между собой.

Например, богатство делает более свободным, доброта делает мир лучше, безопасность позволяет сконцентрироваться на развитии, любовь делает более счастливым и т.п.

Т.е. одни идеалы являются частью какого-то большего идеала, который является более важным для системы. Значит, идеалы имеют иерархическую структуру, следовательно, существует некая система идеалов.

И если построить такую иерархию, то наиболее общими и важными идеалами окажутся свобода и гармония. Т.е. каждая система развивается, чтобы добавить в свою жизнь больше идеалов, которые в конечном итоге позволят достичь личной свободы и гармонии с собой и окружающим миром.

Об идеалах система может узнать в процессе развития или может обнаружить их в окружающей среде, у других систем, которые этот идеал уже имеют. Тогда система может осознать, что некоторые идеалы очень важны для ее самореализации, но их нет в ее жизни. В этом случае система может поставить цель для получения этого идеала.

Желание получить или улучшить некоторые идеалы является причиной выполнения конкретных действий системой и траты ею личных ресурсов. Такие идеалы являются ценностями для нее.

Ценность — это идеал, который является причиной для развития и самореализации системы и мотивирует ее на постановку и достижение целей

Ценности позволяют приоритезировать цели для определения того, какие из них в данный момент наиболее важны для самореализации.

Ценностями могут быть, например:

• система: семья, друзья, дом, автомобиль…
• признак: доброта, щедрость, мужество, мудрость… • состояние: гармония, свобода, комфорт, баланс, безопасность…

• эмоции и чувства: любовь, радость, смех…

• отношения: дружба, партнерство…
• процессы: развитие, творчество, путешествия.

Ценности являются некими «звездами», которые притягивают системы и заставляют их развиваться. Достигнув одной «звезды», система сама начинает «гореть ярче», у нее появляется значительное количество личных ресурсов для достижения более сложных и важных целей.

Некоторые ценности могут сопровождать человека всю жизнь, например, семья, развитие, богатство и т.п. Но при этом они могут изменяться. Одни могут постоянно расти, например, богатство. Другие могут менять «полярность» с «получать» на «отдавать», например, развитие: сначала развиваешься сам, а потом помогаешь развиваться другим.

При получении идеала, он перестает быть ценностью для данной системы.

В этом случае системе нужно только поддерживать текущий уровень развития и двигаться дальше, чтобы идеал не исчез и не пришлось снова тратить личные ресурсы на его получение.

Либо можно сделать ценностью этот же идеал, но на более высоком уровне развития, например, богатство: хотел получать по 100 тысяч в месяц, а когда начал столько получать, то можно захотеть получать 200 тысяч.

Таким образом, ценности являются некими векторами, которые позволяют человеку сделать свою жизнь лучше и самореализоваться, сделав лучше и мир в целом.

Метод определения системы ценностей

Человеку для построения системы личных ценностей можно использовать следующий метод.

Задать себе вопрос: «Что сейчас для меня самое важное?». Записать полученные ответы в формате ценностей, например, семья, богатство и т.п.

Затем для каждой ценности нужно задать себе вопрос: «Когда это у меня есть, то что еще более важное появляется в моей жизни или чего становится еще больше?».

Например, для ценности «богатство» могут быть такие ответы: стабильность, комфорт, надежность. Эти ценности будут на более высоком уровне иерархии.

Нужно связать ценности, которые зависят друг от друга, например, соединить линией богатство и стабильность.

Такой вопрос нужно задать для каждой ценности на всех уровнях иерархии и соединить зависимые ценности. Нужно выполнять эту процедуру до тех пор, пока не будет записано все, что является ценным в настоящее время, и не выяснится, что является главной ценностью, что находится на самой вершине этой иерархии.

В результате получится некое «дерево», которое в данный момент является вашей системой ценностей. Например, такое:

Каждую из ценностей можно оценить, т.е. определить, насколько Вы довольны ее текущим уровнем, насколько ее хватает в Вашей жизни. Например, по 10-бальной шкале. Тогда можно увидеть, каких ценностей больше всего не хватает для увеличения самой главной ценности и поставить цели для их достижения.

Например, оценив все ценности, можно увидеть, что для достижения гармонии больше всего не хватает свободы, а для нее больше всего не хватает уверенности в себе. Тогда можно достичь цели для увеличения уверенности, и тогда по цепочке увеличится уровень свободы и гармонии.

С развитием эта иерархия и оценки могут изменяться, т.к. одни ценности достигаются, другие улучшаются или появляются новые. Можно периодически повторять этот метод и актуализировать систему ценностей.

План достижения гармонии

Для перехода в состояние гармонии главными шагами являются:

• понять и принять смысл жизни;
• осознать себя, окружающий мир и свою роль в нем;
• осознать законы гармонии и применять их на практике;
• установить баланс в жизни;
• взаимовыгодно взаимодействовать и создавать длительные отношения;
• стать свободным;
• научиться преодолевать препятствия для гармонии (страхи, неуверенность, проблемы).

Читайте также:  Надежда - психология

Эти шаги не являются последовательными, скорее наоборот – их нужно делать все сразу, параллельно и как можно быстрее.

Шаг «понимание смысла жизни» описан в продукте Книга «Личное развитие как система. Часть первая. Смысл жизни». В ней рассказывается о сути человека и окружающего мира. Дается ответ с системной точки зрения на вопросы «Кто мы и зачем здесь появились?». Объясняется, что должен сделать человек за свою жизнь и в чем ее смысл.

Шаг «осознание себя» описан в продукте Книга «Личное развитие как система. Часть вторая. Осознание». В ней рассказывается о том, как человеку определить направление и цель своей жизни.

Дается ответ с системной точки зрения на вопросы «Кто я?» и «Зачем живу?». Описаны основные компоненты человека, которые ему нужно осознать: характер, темперамент, талант и предназначение.

Описаны методы их определения и последствия этого.

Остальные шаги достижения гармонии описаны в продукте Книга «Личное развитие как система. Часть третья. Гармония».

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице. Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.

Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ!

Итоги

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время человечеству важно осознать свою соединенность, целостность друг с другом и со всем миром. И начать жить как единое целое, развиваться в одном направлении, заниматься творчеством для улучшения жизни во всех сферах.

Также важно осознать разницу между разрушением бесполезного и нанесением вреда полезному и прекратить делать зло окружающим, природе и миру в целом. Ведь нанося вред миру, на самом деле вредишь и самому себе, потому что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо.

И можно сказать, что внутренняя гармония – это когда делаешь то, что любишь, любишь то, что делаешь, и тебе ничего не мешает. А внешняя гармония – это осознанная и взаимовыгодная зависимость друг от друга для совместного создания чего-то большего, стремления к идеальному совершенству.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

ЛИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМА ©
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГАРМОНИЯ

Узнайте 7 секретных шагов к Вашей свободе, счастью и гармонии и навсегда избавьтесь от страхов, проблем и неуверенности

В комплекте идет очень полезный бонус!

© Автор метода: Марченко Сергей

РЕКОМЕНДОВАТЬ МЕТОД…

Выполните тест для закрепления знаний

и увеличьте свой рейтинг теоретика

Определение предназначенияЗаконы гармонии

Источник: https://ManProgress.com/ru/methods/achieving-harmony.html

Психология человека: путь к гармонии

Как найти место на карте, где мы будем счастливы?

Каждый человек желает быть здоровым и счастливым. Со здоровьем понятно. А вот счастье…

Что такое счастье и гармония?
Психология человека – наука, изучающая закономерности происхождения, развития и проявления психических процессов, свойств и состояний человека, и та не дает единого определения понятия «счастье». Что уж говорить о простых смертных.

Для одних – это состояние удовлетворенности жизнью. Для других – мера успешности. Есть и такие, для которых отсутствие горя и прочих негативных эмоций уже счастье.

Очень часто счастье отождествляют с чувством гармонии. Но с гармонией дела обстоят еще запутаннее.

В переводе с греческого слово «гармония» означает соразмерность частей в составе целого.

Психология человека трактует понятие гармонии личности как соединение в одном человеке различных ролей, в которых он пребывает в разных жизненных ситуациях: работа, дом, дети, общение, творчество. Тот человек, который реализовал себя в полной мере во всех ролях, каждой уделил достаточно времени, считается гармоничной личностью.

Однако стандартный набор: идеальная семья – карьера – дом, воспетый рекламной феерией с ее вечной эйфорией, не всем подходит. Первым камнем преткновения на пути к счастью и гармонии личности оказывается конфликт составляющих гармонии. Потому что невозможно сочетать бурную профессиональную жизнь, здоровье, семейный очаг и большую любовь.

Иди туда, не зная куда.

Что же делать? Как попасть в тот день, где мы будем счастливы, если даже не знаешь направления, в котором идти?

Можно сохраняя улыбку двигаться к объекту, о котором полагается мечтать в силу образа жизни и воспитания. Двигаться к иллюзорному счастью с ароматом идентичным натуральному.

А можно искать свое, настоящее. Только вот единственный способ понять, как выглядит собственное счастье – это пройти через горе и радость, потери и находки, крах и возрождение, отчаяние и ликование. Ни одно чувство не длится бесконечно. Они всегда сменяют друг друга. Поэтому и вечной гармонии не существует.

Наука о психологии человека отвечает на многие вопросы. Все мы разные, но все мы люди, что позволяет ученым найти закономерности в наших поступках, чувствах и состояниях и использовать их во благо. Путь к гармонии сложен и многогранен. Это вечный труд, поиск и работа над собой.

С чего начать?

Важно понять, что счастье – это не место на карте, куда стоит только добраться, не товар, который можно приобрести. Счастье и гармония – это состояние души. И для этого состояния не нужны условия. Положительные моменты необходимо научиться замечать, а состояние удовлетворенности – удерживать.

Психологи очень любят пример со стаканом, который со стороны выглядит, как параллелепипед, а сверху кажется круглым.

Наша жизнь видится нам в том свете, с какого угла мы на нее смотрим. Таких центров восприятия множество.

Дети смотрят на жизнь из центра удовольствия. Поэтому им сложно объяснить пользу манной каши и вред чипсов и кока-колы. Центр заботы о здоровье у них пока еще не развит. Что на детей пенять, он и у многих взрослых отсутствует.

Таких центров в сознании множество: власть, страх, справедливость, деятельность и т.д. Но главные центры, которые помогают видеть мир в радужном или мрачном свете, это центр бедности и богатства.

Психология человека: путь к гармонии

Восседая на холме изобилия, человек скрупулезно составляет список всего, что ему уже дано. Он здоров, хорош собой, полон сил и энергии, а вокруг светит солнце и поют птицы. С этого холма любой нищий чувствует себя богатым. Здесь каждое новое приобретение вызывает очередной прилив радости, а потеря – легкое сожаление. Ведь столько всего осталось!

На холме бедности тоже составляют списки, но того, чего не хватает. И с каждой новой записью чувствует себя хуже и хуже.

Психология человека – сложный лабиринт. Психолог может подсказать принцип поиска пути, но двигаться к счастью и гармонии каждому придется самостоятельно.

  • Цветной мир
  • Как избавиться от гордыни
  • Счастье рядом, оглянитесь……

Источник: http://silverrak.ru/put-k-sebe/samopoznanie/psixologiya-cheloveka-put-k-garmonii/

Душевное равновесие – ключ к счастью и гармонии

В последние года три я стала отчетливо замечать прямую связь между своим внутренним состоянием и внешними событиями. Мир меняется, и в последнее время мы живем в новых энергиях, совершая переход на какую-то другую ступень, другой уровень. И на все энергии, которые мы посылаем, мы получаем моментальный отклик.

Многие люди стали замечать, что используя технику исполнения желаний и посылая мыслеформы именно с чувством, с ощущением, можно легко исполнять свои желания. Те, что идут от души, от сердца.

Что излучили, то и получили и скорость воплощения того, что мы излучаем довольно большая. Я даже слышала такую версию, что никакой кармы уже давно нет и дети за грехи родителей уже не отвечают, так как «расплата» приходит уже в этой жизни.

Все ускорилось и за все мы сейчас отвечаем самостоятельно.

Поэтому на сегодняшний день важно четко осознавать, что мы хозяева своих ощущений, и только мы самостоятельно делаем выбор, что именно мы будем ощущать в каждый момент времени.

Либо мы моментально создаем себе препятствия, либо мы можем сразу же перепрограммировать негативную эмоцию, приняв ее, а не подавив.

Например, мы разозлились на кого-то, появилось раздражение, а затем мы начинаем раздумывать о том, почему же люди нас раздражают, что с нами не так, почему мы такие не хорошие и осуждать себя за негатив и отрицательные эмоции.

Либо же мы можем поступить по-другому – просто принять и растворить эту эмоцию. Для этого можно просто вдохнуть-выдохнуть и сказать, что мы принимаем ее и растворяем. Просто позволить себе ее испытать, принять и отпустить, а не подавить и зажать в теле.

Но с принятием у многих людей сегодня большие проблемы. Уровень принятия напрямую зависит от того, насколько мы находимся в балансе и доверии своему сердцу и жизни в целом.

И, конечно же, никакого баланса не будет без благодарности и безусловной любви.

Если наше тело излучает эти энергии, мы тут же получаем отклик, включая механизм обмена энергией со Вселенной (на эту тему советую прочитать статью «Где взять энергию?») и получаем то, за что благодарим.

Гармония души = Гармония в жизни

Когда мы ощущаем безусловную любовь, когда мы просто доверяем сердцем без всяких проверок и доказательств, через нас начинает идти мощным потоком очень сильная энергия. Исцеляющая энергия мира и гармонии, которая, как солнечный свет, льется сейчас на Землю.

Поэтому для достижения баланса и гармонии с собой и с миром в целом вы обязательно должны стремиться к определенному состоянию души. И это не внешняя устремленность, не путь к какой-то внешней цели.

Это устремленность внутренняя, цель которой – как можно больше реализовать в этой жизни энергии любви, гармонии, счастья и благодарности.

Да, поддерживать это состояние в себе постоянно довольно непросто. Это работа над собой, это душевный труд. Это сознательный акцент на том, что есть, а не на том, чего нет. Это излучение благодарности, а не раздражения.

И да, надо прилагать некоторые усилия, чтобы максимально настроиться на момент «здесь и сейчас» и восхититься этим моментом. Нам всегда что-то нужно, то, чего у нас нет. Получая это, мы испытываем недолгую радость и забываем о том, что когда-то мечтали об этом.

К хорошему быстро привыкаешь, и эта привычка мешает испытывать чувство восхищения, благодарности и любви к тому, что у нас сейчас есть.

С помощью вышеописанных чувств можно не только исцелить тяжелые ситуации, но и раскрыть вашу суть и дать мощный толчок к самореализации. Вообще важно сохранять доверие к жизни и безусловную любовь абсолютно в любых проявлениях и взаимодействиях.

Как обрести гармонию? Перестать играть в чужих спектаклях…

Все изменения творения жизни в сторону счастья и гармонии происходят всегда из ближнего круга. То есть, та степень принятия и доверия жизни обязательно отразится на ваших отношениях с близкими, родственниками, коллегами, соседями, в-общем с теми людьми, с которыми вы постоянно пересекаетесь.

Когда вы чувствуете, что есть какая-то «заноза», какое-то непонимание, значит, вы просто выпали из сердечного состояния. Вместо метаний и переживаний, обратитесь внутрь себя и спросите, чего вам не хватает сейчас? Вместо мыслей о человеке, вызвавшем в вас болезненную реакцию, подумайте о себе! Не почему ОН так поступает со мной, а почему это вообще происходит в МОЕЙ жизни.

Расстраиваясь, осуждая и обсуждая другого человека и его поступки, вы, по сути, находитесь с ним в связке и ничуть не в более высокой позиции. Не понимая одного: что бы ни происходило, это никак не мешает вашему личному опыту любви.

Не фокусируйтесь на том, что вам досаждает, фокусируйтесь на том, что у вас есть. Направьте свой фокус на свою внутреннюю гармонию и ощущение доверия своему сердцу (для “включения и раскрытия” сердца вам могут помочь упражнения из статьи “Включите свет своего сердца!”).

И тогда вы просто поразитесь тому, что когда вы принимаете себя и фокусируетесь на своей внутренней гармонии, ситуация исправляется автоматически и даже самые тяжелые люди из вашего окружения начинают вести себя рядом с вами иначе.

Читайте также:  Личностная специализация - психология

Именно тогда, когда вы думаете не о них (о том, какие они плохие и нехорошие), а фокусируетесь на своей внутренней гармонии.

Даже самые ваши близкие и дорогие люди пришли на эту планету для того чтобы прожить СВОЮ жизнь, пройти свой путь. А вы пришли сюда, чтобы прожить СВОЮ жизнь. И если вы хотите достичь внутренней гармонии, то оставьте в покое своих близких. Не отвернуться от них, конечно же, а просто понять, что их душа идет своим путем. И все их заблуждения и ошибки для чего-то им нужны.

Источник: http://happyticket555.ru/archives/8654

Гармония личности

Гармония личности — что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia») означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же «различных компонентов» она состоит, что в итоге составляет нашу личность, «органическое единое целое»?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация — общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке.

Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация — романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник.

И пятая ситуация — творческая.

В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями — всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо — это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы.

Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: «Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать», «Все хорошо, только вот на работе проблемы» или «Все хорошо, только вот жена…» Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи — примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды.

После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно.

Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз.

Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт — все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево».

А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей.

Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью.

И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, — это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело — это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком.

Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: «начальник», «умелец», «отец», «любовник». Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши «различные компоненты», слияние которых образует в нас то самое «органическое целое», называемое личностью.

И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом.

Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает — он отличный «начальник». И скорее всего, хороший «коллега» и «друг». Но его части «любовник», «отец» не проявляются.

Приходя домой, он остается «начальником», «другом», но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену.

Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная «мать». Однако зачастую и «подруга», и «любовница» — это не про нее. Я направленно не использую слова «муж» и «жена», так как вместо них я употребляю слова «любовник» и «любовница», подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова «муж» и «жена» в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие «отец» и «мать», а затем «дедушка» и «бабушка». Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков.

Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе — это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть «художником» или «модельером». Возможно, он мог быть «ученым» или «музыкантом», но они про это забыли.

Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми.

Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным.

В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части.

Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций — это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те «роли», которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время — единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать.

Поэтому, если даже вы определите все те «роли», которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши «роли» будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли.

Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги

Итак, «гармония» — греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность — это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

Автор статьи Иван Леонидович Ефимов
Статья предоставлена сайтом «Вестник НЛП»
http://www.vestniknlp.ru/

Источник: http://www.PlanetaPsy.ru/psihologiya-lichnosti/garmoniya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию