Личностные типы по юнгу — психология

Теория личности Карла Юнга

Карл Юнг — один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.

Структура личности по Юнгу

Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго). 

Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.

Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека. 

Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным.

Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне.

В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах.

Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери. 

Основные архетипы по К. Юнгу 

В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции.

Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин.

Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны.

Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.

Типы личности: экстраверты и интроверты 

Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека.

Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны.

Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество. 

Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству.

Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом.

Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-karla-yunga

Психологические типы(по Юнгу)

Структура личности по юнгу

Аналитическая психология К.Г. Юнга

К.Г. Юнг долгое время является учеником З. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией.

Юнг описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также он придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Главное расхождение между Фрейдом и Юнгом касается природы либидо. Фрейд видел в либидо сексуальную энергию, а Юнг – творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту.

В личности Юнг усматривал 3 взаимодействующие структуры:

— Эго (всё, что человек осознает)

-личное бессознательное (хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, мысли, чувства)

-коллективное бессознательное (состоит из архаичных (изначальных) элементов ли архетипов).

Архетип – универсальный образ или символ, содержащийся в коллективном бессознательном, предполагающий определœенные чувства и мысли относительно данного объекта или ситуации. В архетипах заключен опыт человечества.

Наиболее значимые архетипы:

Персона — социальные роли, предписанная личности обществом или внутренними потребностями, ʼʼпубличноеʼʼ лицо человека, маска, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

Тень (темная, животная сторона личности, то, что человек скрывает)

Анима (феминные качества мужчины) и Анимус (маскулинные качества женщины) — это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность.

Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

Самость — центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность.

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации (экстраверсия и интроверсия) и психологические функции (мышление и чувства – рациональные функции, ощущения и интуиция — иррациональные). Отсюда Юнг вывел 8 типов личности, комбинируя ориентацию и функцию.

Экстравертный тип.

ʼʼЭкстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, всœе неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней крайне важно стиʼʼ. Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия — это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.

Интровертный тип. Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир.

Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта͵ чем другие люди и внешние обстоятельства.

Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере крайне важно сти. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой.

В случае если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины.

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.

Для описания происходящего на протяжении всœей жизни процесса объединœения всœех аспектов личности вокруг самости он использовал термин ʼʼиндивидуацияʼʼ.

Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает человеку достичь самореализации (немногие достигают этого уровня).

Коррекция поведения возможна через изучение и изменение архетипов и комплексов личности.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372712_psihologicheskie_tipy_po_yungu

Теория личности Юнга

Аналитическая психология – одно из направлений глубинной психологии.

Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр – один из наиболее ярких последователей З. Фрейда – в определенный период своей деятельности отошел от концепции классического фрейдовского психоанализа в связи с идейными расхождениями и основал свое направление – аналитическую психологию.

Классическая психоаналитическая модель личности, разумеется, также подверглась переосмыслению.

Модель личности в аналитической психологии

По Юнгу, согласно его аналитической психологической теории, структура личности включает в себя не только личное бессознательное, Эго и сверхсознание, но также и коллективное бессознательное, которое представляет собой сумму коллективного опыта наших предков.

Читайте также:  Теория хаоса - психология

Коллективное бессознательное каждого человека в целом одинаково, поскольку его составляют общие архетипы, которые складывались тысячелетиями. Архетипы – это первичные прообразы, единые для всех, что подтверждается определенным типом реагирования любого человека на определенные жизненные ситуации.

То есть, человек совершает значимые поступки, ориентируясь на те или иные общие образы, существующие в коллективном бессознательном.

Организация архетипов

Ядром личности является Самость, развившаяся из Эго, вокруг организованы остальные элементы. Самость обеспечивает цельность и единство структуры личности и внутреннюю гармонию.

Остальные архетипы являются представлениями наиболее общего порядка о неких функциях, реализуемых другими людьми и существами.

Основные архетипы: Тень, Самость, Маска, Анимус, Анима (и некоторые другие) – регулируют деятельность любого человека.

Развитие личности и индивидуация по Юнгу

Отдельное внимание в аналитической теории Карла Густава Юнга уделяется развитию личности. По мысли Юнга, развитие личности – это беспрерывный эволюционный процесс.

Человек постоянно работает над собой, совершенствуясь, он приобретает новые знания, умения и навыки, таким образом, реализует себя. Конечной целью жизни любого человека является полное проявления себя, то есть самостоятельное и сознательное нахождение своей индивидуальности и уникальности.

Предполагается, что гармоничная и целостная личность приходит к такому состоянию через процесс Индивидуации. Индивидуация – высшая форма развития личности.

Следует заметить, что в реальной жизни вовсе не каждый человек приходит к такому развития, выражаясь в терминах Юнга, ему легче срастаться с Маской или масками, которые он обычно использует.

Теория личности Юнга обогатила и дополнила психоаналитическую теорию в целом и дала импульс к развитию новых идей в глубинной психологии.

Источник: https://womanadvice.ru/teoriya-lichnosti-yunga

Карл Густав Юнг о психологических типах

Предлагаем читателю ознакомиться с основными положениями труда швейцарского психолога Карла Густава Юнга «Психологические типы» и возможностями его использования в современной практической психологии.

В первой части статьи проводится краткий анализ глав этой книги К. Г. Юнга. Во второй части приводятся некоторые способы применения теории психологических типов в наши дни, проиллюстрированные примерами.

Квинтэссенция теории психологических типов К. Г. Юнга

В процессе своей врачебной практики Карл Юнг обратил внимание на то, что пациенты отличались не только множеством индивидуальных психологических характеристик, но также и типическими чертами.

В результате исследования ученым было выделено два основных типа: экстравертный и интровертный.

Разделение это  обусловлено тем фактом, что в процессе жизни одних людей их внимание, интерес в большей степени были направлены на внешний объект, вовне, у других же – на свою внутреннюю жизнь, то есть приоритетным являлся субъект.

Однако Юнг предупреждал, что в чистом виде один или второй тип практически невозможно встретить, так как для социальной адаптации это может служить большой помехой. Отсюда вытекает идея о существовании смешанных типов, возникающих в результате компенсации односторонности одного типа личности, но с преобладанием в нем экстраверсии или интроверсии.

В следствие данной компенсации появляются вторичные характеры и типы, которые усложняют определение личности как экстравертной или как интровертной. Еще большую путаницу вносит индивидуальная психологическая реакция.

Поэтому, чтобы более точно определить преобладающую экстраверсию или интроверсию, нужно соблюдать крайнюю внимательность и последовательность.

Юнг подчеркивает, что деление людей на два основных психологических типа было произведено давно «знатоками человеческой природы и отрефлектировано глубокими мыслителями, в частности, Гете» и стало общепризнанным фактом. Но разные выдающиеся личности это деление описывали по-разному, исходя из собственного ощущения.

Вне зависимости от индивидуальной трактовки, общим оставалось одно: выделялись те, чье внимание направлялось и было зависимо от объекта, отвращаясь от субъекта, то есть, себя, и те, чье внимание отторгалось от объекта и направлялось к субъекту, его психическим процессам, то есть обращалось на свой внутренний мир.

К. Г. Юнг отмечает, что любому человека свойственны оба этих механизма, при большей выраженности одного или второго. Их интеграция – естественный ритм жизни, аналогичный функции дыхания.

И все же сложные обстоятельства, в которых оказывается большинство людей, и внешняя социальная обстановка, и внутренний разлад редко позволяют этим двум типам гармонично сосуществовать внутри того или иного человека. Поэтому происходит перевес либо в одну, либо в другую сторону.

И когда начинает властвовать один или другой механизм, происходит формирование экстравертного или интровертного типа.

После общего вступления Юнг проводит исследование в области истории выявления психических типов, начиная от античных времен и заканчивая собственным подробным описанием экстравертного и интровертного типов. В первой главе Юнг осуществляет анализ проблемы психических типов в античной и средневековой мысли.

В первом разделе этой главы он проводит сравнение между античными гностиками и носителями противоположной точки зрения — ранними христианами Тертуллианом и Оригеном, чтобы на их примере показать, что один был личностью интровертного типа, а второй — личностью экстравертного типа.

Юнг отмечает, что гностики предложили разделение людей на три типа характера, где в первом случае преобладало мышление (пневматик), во втором — чувство (психик), в третьем – ощущение (гилик).

Выявляя тип личности Тертуллиана, Юнг указывает, что он в своей приверженности христианству принес в жертву то, что являлось самым ценным его достоянием — свой высокоразвитый интеллект, свое стремление к познанию; чтобы полностью сконцентрироваться на внутреннем религиозном чувстве, на своей душе, он отринул свой ум. Ориген, напротив, в мягкой форме введя в христианство гностицизм, стремился к внешнему познанию, к науке, и, чтобы освободить интеллект на этом его пути, совершил самооскопление, тем самым убрав помеху в виде чувственности. Юнг подводит итог, утверждая, что Тертуллиан был явным примером интроверта, причем осознанного, ведь ради сосредоточения на духовной жизни, он отказался от своего гениального ума. Ориген же, чтобы отдаться науке и развитию своего интеллекта, принес в жертву то, что в нем было выражено более всего – свою чувственность, то есть он был экстравертом, его внимание было направлено вовне, на познание.

Во втором разделе первой главы Юнг рассматривает богословские споры в раннехристианской церкви, чтобы показать на примере противостояния эбионитов, утверждавших, что Сын Человеческий имел людскую природу, и докетов, отстаивавших точку зрения, что Сын Божий лишь имел видимость плоти, принадлежность одних к экстравертам, вторых — к интровертам, в контексте их мировоззрения. Интенсивность этих споров привела к тому, что первые во главу угла стали ставить людское чувственное восприятие, направленное вовне, вторые главной ценностью стали считать асбтрактное, внеземное.

В третьем разделе первой главы Юнг рассматривает психотипы в свете проблемы пресуществления, актуальной для середины IX века нашей эры.

Снова он берет две противоборствующие стороны для анализа: одну – в лице Пасхазия Радберта, настоятеля монастыря, утверждавшего, что во время обряда причастия вино и хлеб обращаются в плоть и кровь Сына Человеческого, вторую – в лице великого мыслителя — Скота Эригены, не желавшего принимать общее мнение, отстаивавшего свою точку зрения, «измышления» своего холодного рассудка. Не умаляя значения этого священного христианского ритуала, он утверждал, что причастие – это память о последней вечере. Утверждение Радберта получило всеобщее признание и принесло ему популярность, так как он, не обладая глубоким умом, сумел почувствовать веяния своего окружения и придать великому христианскому символу грубую чувственную окраску, поэтому Юнг указывает нам на четко выраженные черты экстраверсии в его поведении. Скот Эригена же, обладая незаурядным умом, который он сумел показать, отстаивая точку зрения, основанную лишь на личном убеждении, напротив, встретил бурю негодования; не сумев вчувствоваться в веяния своей среды, он был убит монахами того монастыря, в котором жил. К. Г. Юнг относит его к интроверсивному типу.

В четвертом разделе первой главы Юнг, продолжая исследование эстравертного и интровертного типов, сравнивает два противоположных лагеря: номинализм (яркие представители – Атисфен и Диоген) и реализм (лидер — Платон).

Читайте также:  Double bind: перевод - психология

Убеждения первых основывались на отнесении универсалий (родовых понятий), таких как добро, человек, красота и т.д. к обычным словам, за которыми ничего не стоит, то есть производилась их номинализация.

А вторые, напротив, придавали каждому слову одухотворенность, обособленное существование, утверждая абстрактность, реальность идеи.

В пятом разделе первой главы, развивая свою мысль, Юнг рассматривает религиозный спор Лютера и Цвинги о причастии, отмечая противоположность их суждений: для Лютера важным было чувственное восприятие обряда, для Цвингли же – приоритетное значение имела духовность, символичность причастия.

Во второй главе «Идеи Шиллера о проблеме типов» К. Г. Юнг опирается на работы Ф. Шиллера, которого он считает одним из первых, кто прибегает к анализу этих двух типов, связывая их с понятиями «ощущение» и «мышление». Отмечая, впрочем, что этот анализ несет отпечаток собственного — Шиллера — интровертного типа.

Интроверсию Шиллера Юнг противопоставляет экстраверсии Гете. Параллельно Юнг размышляет о возможности интровертного и экстравертного толкования значения универсалии «культура».

Ученый анализирует статью Шиллера «Об эстетическом воспитании человека», полемизируя с автором, обнаруживая истоки его интеллектуальных построений в его чувстве, описывая борьбу поэта и мыслителя в нем.

Юнга привлекает труд Шиллера в первую очередь как философско-психологическое размышление, ставящее вопросы и проблемы психологического толка, хотя и в шиллеровской терминологии. Большое значение для понимания теории Юнга имеют его рассуждения о символе у Шиллера как серединном состоянии, компромиссе между противоборствующим сознательными и бессознательными мотивами.

Далее Юнг рассматривает деление поэтов Шиллером на наивных и сентиментальных и приходит к выводу, что перед нами классификация, основанная на творческих особенностях поэтов и особенностях их произведений, которую невозможно проецировать на учение о типах личности.

Юнг останавливается на наивной и сентиментальной поэзии как примерах действия типических механизмов, специфики отношения к объекту.

Так как от типических механизмов Шиллер переходит непосредственно к психическим типам, аналогичным типам у Юнга, ученый констатирует выделение Шиллером двух типов, которые имеют все признаки экстравертного и интровертного.

Продолжая свое исследование, в третьей главе К. Г. Юнг рассматривает работу немецкого философа Фридриха Ницше в свете видения последним разделения на психотипы.

И если Шиллер свою пару типических противоположностей называл идеалистически-реалистической, то Ницше ее именует аполлонически-дионисийской.

Термин – дионисийский – своим происхождением обязан Дионису – персонажу древнегреческой мифологии, наполовину богу, наполовину – козлу. Описание этого дионисийского типа у Ницше совпадает с характерологической особенностью этого персонажа.

Так образом, название «дионисийский» символизирует свободу неограниченного животного влечения, коллективное выступает здесь на передний план, индивидуальное — на задний, творческая мощь либидо, выраженная в виде влечения, захватывает индивида, как объект и использует его как орудие или выражение.

Термин «аполлонический» происходит от имени древнегреческого бога света Аполлона и передает, в трактовке Ницше, ощущение внутренних силуэтов красоты, меры и чувств, подчинившихся законам пропорций.

Отождествление со сновидением четко ориентирует на свойство аполлонического состояния: это состояние интроспекции, состояние наблюдения, направленного вовнутрь себя, состояние интроверсии.

Рассмотрение типов у Ницше пребывает в плоскости эстетической, и Юнг называет это «частичным рассмотрением» проблемы. Однако, по мнению Юнга, Ницше, как никто до него, приблизился к пониманию бессознательных механизмов психики, мотивов, лежащих в основе противоборствующих начал.

Далее – в четвертой главе «Проблема типов в человековедении» — Юнг изучает труд Фюрно Джордана «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека», в котором автор подробно рассматривает психотипы интровертов и экстравертов, используя собственную терминологию. Юнг критикует позицию Джордана в вопросе использования в качестве основного критерия активности для различения типов.

Пятая глава посвящена проблеме типов в поэзии.

Опираясь на образы Прометея и Эпиметея в поэзии Карла Шпиттелера, ученый отмечает, что конфликт этих двух героев выражает, в первую очередь, противостояние между интровертным и экстравертным вариантами развития в одной и той же личности; однако поэтическое творение воплощает эти два направления в двух отдельных фигурах и их типических судьбах.

Юнг сравнивает образы Прометея у Гете и Шпиттелера. Размышляя в этой главе о значении объединяющего символа, Юнг отмечает, что поэты способны «читать в коллективном бессознательном». Помимо современного ему толкования культурой символа и духа противоположностей Юнг останавливается и на древнекитайском, и на брахманистическом понимании противоположностей и объединяющего символа.

Далее Юнг рассматривает психотипы с позиции психопатологии (шестая глава). Для исследования он выбирает работу психиатра Отто Гросса «Вторичная церебральная функция». К. Г. Юнг отмечает, что при наличии психических отклонений выявить психотип гораздо проще, ведь они являются увеличительным стеклом в этом процессе.

Затем ученый обращается к эстетике (седьмая глава). Здесь он опирается на труды Воррингера, который вводит термины «эмпатия» и «абстрагирование», которые, как нельзя лучше, характеризуют экстравертный и интровертный тип.

Эмпатия ощущает объект по определенной степени пустым и по этой причине может заполнить его своей жизнью.

Наоборот, абстрагирование видит объект до определенной степени живым и функционирующим, и из-за этого пытается избежать его воздействия.

В восьмой главе своей работы Юнг переходит к рассмотрению психотипов с точки зрения современной философии. Для исследования он выбирает позицию представителя прагматичной философии Уильяма Джемса. Тот делит всех философов на два типа: рационалисты и эмпирики.

По его мнению, рационалист – тонко чувствующий человек, эмпирик – личность закостенелая. Если первому важна свобода воли, то второй подвержен фатализму.

Утверждая что-либо, рационалист незаметно для самого себя погружается в догматизм, эмпирик, наоборот, придерживается скептических взглядов.

В девятой главе Юнг обращается к такой науке, как биографика, в частности работам немецкого ученого Вильгельма Оствальда. Составляя биографии ученых, Оствальд обнаруживает противоположность типов, и дает им название классического типа и романтического типа.

Первый указанный тип старается максимально усовершенствовать свой труд, поэтому работает медленно, он не оказывает существенного воздействия на окружение, так как боится перед лицом общественности совершить ошибку. Второй же тип – классический — проявляет абсолютно противоположные свойства.

Для него характерно, что его деятельность разнообразна и многочисленна, результатом ее является большое число следующих один за другим трудов, и на соплеменников он оказывает значительное и сильное влияние.

Оствальд отмечает, что именно большая скорость умственной реакции является признаком романтика и отличает его от медлительного классика.

И, наконец, в десятой главе данного труда, К. Г. Юнг дает свое «общее описание типов». Каждый тип Юнг описывает в определенной строгой последовательности.

Сначала, в контексте общей установки сознания, затем, в контексте установки бессознательного, после — с учетом особенностей основных психологических функций, таких как мышление, чувства, ощущения, интуиция. И на этом основании он выделяет также восемь подтипов. По четыре на каждый основной тип.

Мыслительные и чувствующие подтипы, по Юнгу, относятся к рациональным, ощущающие и интуитивные – к иррациональным, вне зависимости от того, об экстраверте идет речь или об интроверте.

Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня

Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать.

Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой.

Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера – управляющего или директора.

Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой.

Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.

Читайте также:  Психологические провокации - психология

 

Литература:

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
  2. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
  3. Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
  4. Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/karl-yung/145-karl-gustav-yung-k-teorii-psikhicheskikh-tipov

Карл Густав Юнг, психология бессознательного, теория личности по Юнгу ее структура, архетипы, экстраверсия и интроверсия

Карл Густав Юнг это ученик Фрейда, но он пошел дальше своего учителя. Исследуя мифологию, алхимию, парапсихологию и восточную религию, он расширил границы фрейдизма. В этой статье, сайта zhurnal-razvitie.ru, речь пойдет о психологии Карла Густава Юнга, теории личности и ее структуре, коллективном бессознательном и  архетипах по Юнгу.

Юнг в своей психологии раскрывает понятие коллективного бессознательного, в котором содержаться архетипы. Коллективное бессознательно по Юнгу имеется в каждом из нас. Именно коллективное бессознательно объединяет людей в народы и человечество в целом. Это память всего прошлого целого человечества с начала его существования.

Архетип это общая для всех людей форма мысли (родом из древности). Эти мысли формируются в течение жизни. Архетип может выражаться по-разному, имеют достаточно абстрактный характер.

Их истоки это древние времена, а точнее психические особенности этих древних времен. Например, архетип матери. Почти все народы на земле имеют о матери похожие представления.

Ребенок, рождаясь на свет, наследует этот архетип и уже представляет, что ему необходимо делать в отношении матери.

Важное замечание. Архетипы имеют над человеком некую власть, а не человек над архетипами, как может показаться на первый взгляд. Их суть – наделение нас понятиями, самыми важными понятиями в нашей жизни. Например, отношения к родителям, рождение и смерть, время и пространство.

Архетипы по юнгу: самость, персона, тень, эго, анима, анимус

Теперь перейдем непосредственно к структуре личности по Юнгу. Личность состоит непосредственно из архетипов, которые составляют фундамент личности. Каждый архетип у Юнга имеет свое название: Самость, Персона, Тень, Эго, Анима и Анимус. Давайте разберем каждый подробнее:

Самость – имеет центральное значение в личности. Он определяет целостность и порядок. У Юнга сознание и  бессознательное не всегда борются друг с другом. Они вполне могут дополнять друг друга. Именно в архетипе Самость они и дополняются.

Персона – определяет нашу социальную роль, стиль, еду которую мы любим, есть, хобби и так далее. Вообще все то, что мы демонстрируем окружению.

Тень – находиться в центре бессознательного. Это все то, что мы вытеснили из своего сознания.

Это то, что мы воспоминаем, переживаем, желаем, но никогда не признаемся себе в этом, потому что этого не желает общество окружающее нас.

Тень противоречит персоне, но в ней скрыта огромная положительная энергия. Если этой энергией научиться правильно, управлять, то можно эффективно развить свою личность.

Эго – в центре сознания, направляет его, имеет свойство последовательности

Анима – идеальный образ женственности, который отражается сознанием. Связан с эмоциями, настроением и направлен вовнутрь

Анимус – идеальный образ мужественности. Связан с категоричностью, принципиальностью, жесткостью направлен во вне.

В каждом из нас есть анима и анимус. Они проявляют себя в характере.

Экстраверсия и интроверсия по Юнгу

Юнг разработал типологию личности. В ее основе лежит направленность либидо. Если эта энергия в человеке направлена во внешний мир то он экстраверт. Если энергия направлена вовнутрь то — интроверт.

Экстраверт любит общаться. Старается добиться внимания со стороны людей, которые его окружают. Имеется стремление к публичным выступлениям. Предпочитает вечеринки и многолюдные мероприятия. Из экстравертов получаются хорошие артисты, организаторы. Таким людям лучше работать в группе.

Интроверты предпочитают одиночество. Любят размышлять, наблюдать. Из интровертов получаются хорошие ученые, писатели. Таким людям лучше работать одним.

Есть интересное мнение, что такая часть мозга, как ретикулярная формация, влияет на то, экстраверт вы или интроверт. У интровертов ретикулярная формация находиться в тонусе.

Именно поэтому они предпочитают избегать общения с людьми, если говорить точнее, им не нужны внешние воздействия для стимуляции этой части мозга. У экстравертов все наоборот, ретикулярная формация нуждается в стимуляции.

Эти стимулы экстраверты получают в общении с другими людьми.

Структура личности по Юнгу

Юнг поделил всех людей на четыре типа личности: ощущающий, интуитивный, эмоциональный и мыслительный.

Ощущающий тип – внимательно смотрит, внимательно слушает, одним словом быстро воспринимает любой сенсорный раздражитель. Он быстро ориентируется в ситуации. Никакое событие и никакой факт он не упустит. Вслушивается в слова, смотрит на дела людей, а вот внутренняя составляющая других (переживания, мысли, намерения) его мало интересует.

Интуитивный тип – рассчитывает в первую очередь на предчувствие. Любую ситуацию он склонен проектировать на будущее. Окруженный фантазиями и предположениями, такой тип реализует предоставленные возможности.

Эмоциональный тип – влияние эмоций на этот тип очень велико. Когда необходимо принять какое либо решение, излишняя эмоциональность может навредить такому типу. Скорее всего, решение будет принято неверное. Такой тип начнет проявлять разум лишь тогда, когда ситуация в которую он попал, станет чрезвычайной

Мыслительный тип – минимум эмоций, максимум разума. Этот тип умеет хорошо контролировать свою эмоциональную сферу. Почти все его действия поддаются разумному объяснению. К решению проблемной ситуации подходит основательно, детально обдумывая варианты решения.

Развитие личности по Юнгу

Личность в своем развитии проход два основных периода, которые разделены кризисным периодом.

В каждом периоде присутствуют задачи, которые необходимо решить, для того чтобы развиваться. Если задача не решена, то дальнейшее развитие искажается или вовсе может остановиться. Если человек в своей жизни встречается со сложной ситуацией, уходит от нее, то в будущем эта сложная ситуация может снова повстречаться на пути и стать неразрешимой.

Первый период

В первый период идет активное взаимодействие с социумом. Это невозможно без развития сознания и эго. В процессе индивидуальность может частично утратиться, но ее необходимо восстановить.

Личность становиться самостоятельной, взрослой (получает образование, профессию, живет автономно, зарабатывает деньги, имеет стабильные брачные отношения).

В этот период личность старается избавиться от комплексов, которые накопила за период детства.

Период кризиса

В том случае если первый период завершен успешно, психика на этом не успокаивается и у человека появляется кризис. Жизнь начинает не устраивать нас. В голову приходят мысли о собственной ничтожности. «А чего же я достиг?», спрашиваем мы себя снова и снова. У обладателей творческой профессии в этот период наступает творческий кризис.

Естественно, что человек пытается уйти от наступившего кризиса, вернуться к первому устойчивому периоду.

В этом случае есть несколько различных выходов: усиленная реализация себя в социуме (продолжение первого периода, только активнее), либо употребление алкоголя, наркотиков и т.п.

Существует еще много различных выходов похожих на эти, но все они являются лишь отвлекающим маневром, чтобы погасить переживания.

Только некоторые люди, имеющие развитое сознание, волю и внутреннюю силу могут преодолеть этот кризис. Эти люди чувствуют свою несовершенность, осознают, что пора менять механизмы психики. Они вскрывают свое истинное Я, которое находиться глубоко внутри. Чем глубже человек проанализирует собственное Я и собственную психику во время кризиса, тем успешнее реализует свое истинное Я

Второй период

Именно в этот период и реализуется истинное Я.

Источник: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/karl-gustav-yung-psixologiya-bessoznatelnogo-teoriya-lichnosti-po-yungu-ee-struktura-arxetipy-ekstraversiya-i-introversiya.html

Ссылка на основную публикацию