Идеал — психология

Понятие идеала

Идеал — это наивысшая цель, которую человек стремится достичь в результате какой-то своей деятельности. Одно из важных мест в человеческом сознании посидають представление об идеальных условиях жизни людей, идеальное общество и идеальные человеческие отношения. Такие представления человека называют общественными идеалами.

Общественные идеалы отображались в легендах о «золотом возрасте», в представлениях о рае или об обществе, в котором люди могли бы свободно удовлетворить свои потребности. Такие идеалы, которые демонстрируют нам силу и богатство человеческой фантазии, но очень оторванные от реальности и остаются практически недосягаемыми, называются утопиями.

В этих утопиях могут быть воплощены самые прекрасные человеческие мечты, но реализовать их на практике невозможно.

Одним из человеческих свойств есть способность не просто познавать мир таким, которым он есть, но и изменять его в своем сознании. Создание идеалов является высшим проявлением такого отображения.

Идеал — это представление или понятие человека о самой совершенной форме какого-то предмета или явления, о найдосконалиші условия человеческой жизни, общество или самого человека. Человек сознательно создает для себя определенный идеал, на который она ориентируется в процессе своей жизнедеятельности.

Идеал человека не остается неизменным. Он изменяется на разных этапах жизни и на разных этапах исторического развития.

Задание идеалу заключается в том, чтобы направить нашу деятельность в нужное направление на осуществление соответствующих изменений в близлежащей среде и в самих себе. В каждом мировоззрении производится свой идеал человека.

В мифологии этот идеал воплощался в обидах Геракла, Прометея, Афродиты и других героев и богов. В религии идеальными людьми считаются святые, которые всю свою жизнь посвящают служению Богу.

Идеалов много и объяснять их можно по-разному, но что касается современного гуманизма, то он ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримисть к насилию.

Представление об идеале человека зависит от социально-экономических принципов общественной жизни и уровня духовного розвитку личности. В своем воображении человек рисует образ идеала, который вдохновляет ее на совершенствование самой себя, своей деятельности, своих поступков и эмоций.

Человек воспитывается в обществе и проходит все стадии социализации. В результате ценностного отображения действительности в человеческом сознании создается представление и понятие о мире. Человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения своих потребностей.

Первый образ идеала ребенок находит в сказках и мечтает в будущем подражать своим героям. В юности личность строит свое идеальное «я», которое является необходимым моментом человеческого самоопределения. Важность собственного идеала определяется самореализацией и самоусовершенствованием личности.

Если человек своевременно определился, какой бы она хотела быть и кем хотела бы стать, то это является залогом осуществления ее мечт о самоусовершенствовании. Для этого человеку важно определиться в своих сугубо человеческих свойствах — моральных, интеллектуальных и социальных.

Прогрессивные достижения современной цивилизации позволяют человеку удосконалитися, в полной мере реализовать свои способности, заинтересованность и интересы.

Идеальный образ своего будущего «я» позволяет человеку направить все свои усилия для собственного совершенствования.

Образ «я» — это установка относительно самого себя: представление о своей внешности, способностях, значимости (самоуважение, самокритичность, самолюбие или само недооценивание); стремление быть понятным, вызывать симпатию, уважение, скрыть недостатки.

Идеальный образ для суспильства— это разносторонне развитой человек, который является гармоничной личностью. Гармоничная личность — это человек, который находится в единстве с миром и сама с собой. Для каждого человека важно, чтобы ее идеал и самоусовершенствование не шли вразрез с идеалами определенного общества.

Источник: http://soulsick.ru/content/view/649/53/

ИДЕАЛ

— образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы, класса.

В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Мораль первобытнообщинного и раннего рабовладельческого общества еще не содержит представления о нравственном идеале в полном смысле этого слова. Впервые оно приобретает значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должным и действительностью.

Тогда фантастический образ морально совершенной личности — Иисуса Христа, человека-бога, противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных».

Характерно, что этот идеал обращен не в будущее, а в прошлое, и идеальный персонаж рисуется не в виде активного борца за переустройство жизни, а в виде великомученика, искупающего своими страданиями грех человечества. В христианской морали идеал представляется, как правило, недостижимым для людей.

Несмотря на отвлеченность нравственных идеалов прошлого, они всегда воплощали в себе определенные исторические устремления людей, выражали их неудовлетворенность моральными нормами, бытующими в обществе социальной несправедливости.

Кроме нравственного идеала, есть общественный идеал. Это образ совершенного общества, в котором находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей

справедливости и наилучшем общественном устройстве.

Общественные идеалы всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.

Что включалось всегда в общественный идеал как понятие нравственности?

  1. Осуществление конечного назначения человека,
  2. наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми,
  3. соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением, между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья.

В истории духовной жизни общества складывались прогрессивные идеалы, которые в какой-то мере предугадывали ход дальнейшего общественного развития, были идейным знаменем революционных движений. Были идеалы реакционные, обращенные в прошлое, отражающие интересы классов, уходящих с исторической арены.

Идеалы могут ориентировать народные массы на практическое переустройство, совершенствование общества или быть иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний.

Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», которое должно якобы наступить как результат божественной милости, независимо от действий людей. Но все идеалы прошлого были утопическими.

Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости, они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов. Таковы были учения социалистов-утопистов (Т. Кампанелла, Т.

Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), которые предугадывали некоторые черты будущего социалистического и коммунистического общества, но не могли указать действительные пути его осуществления. Марксистско-ленинское учение о построении коммунистического общества представляет собой не просто нравственное требование или пожелание, а научную теорию, опирающуюся на объективный анализ исторических законов.

Читайте также:  Ассоциативное научение - психология

При оценке поступков человека с точки зрения коммунистической нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни, к которому мы стремимся.

Поэтому коммунистическая нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами.

Особенность коммунистического идеала состоит в том, что он выражает не абстрактную идею морального праведника, а конкретное представление о всесторонне развитой личности; он ставит задачу воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Этот идеал связывается с вполне реальными интересами и потребностями дальнейшего развития человека. Его осуществление мыслится не как результат простого нравственного самосовершенствования, аскетического самоотречения, а как итог коллективной деятельности людей, строящих самое гуманное и справедливое общество — коммунистическое.

Тот, кто имеет нравственный идеал, кто следует этому идеалу, тот уже осуществляет строительство нашего справедливого общества. Особенно важно иметь идеал молодым людям. Их идеал может быть неточно обозначен, даже невыразим, но одно наличие светлого,доброго, сильного идеала уже заставляет человека жить с повышенными требованиями к себе.

В детские годы понятие идеала закладывается через сказки, через героев, олицетворяющих добро и зло. В отрочестве человек иногда встречает в жизни идеального человека, чаще находит его на страницах книг. Для кого-то это Дон Кихот или князь Мышкин, для кого-то Павел Корчагин, Татьяна Ларина. При этом положительный герой и идеальный образ совсем не обязательно совпадают.

Юноши, обдумывающие житье, решающие делать жизнь с кого, ищут своего героя на страницах книг серии «Жизнь замечательных людей». Подлинные герои, жившие и живущие на земле, — убедительное свидетельство реальности идеала.

Впрочем, разговор на эту тему сейчас будет продолжен в следующей статье.

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/218-ideal.html

Идеалы личности

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним.

Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует.

У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, — образ, который служит образцом.

Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает.

Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.

Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы — свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты.

Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал — это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб».

Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт.

Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается определенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать.

Читайте также:  Закон вебера — фехнера - психология

Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно».

Но вот беда миновала, и оказывается: как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды.

Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает, — значит, нечего о них и думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность определяется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания.

У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности.

Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жизни других.

Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей и интересов.

Сколько-нибудь значительное увеличение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности или интересе, который в силу своей элементарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении.

Жизнь человека целиком сосредоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значительному — руслу.

Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека.

Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей, — что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически развитая личность, личность, своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенденций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего человек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/psihology/151.shtml

Хорошо ли стремиться быть идеальным человеком?

≡  23 Декабрь 2011   ·  Рубрика: Практическая психология   

Сегодня я хотел бы осветить важную тему, которая касается личной эффективности.

Встречали ли Вы когда-нибудь людей, для которых важно все делать идеально, сильно зацикленных на чистоте, обладающих какой-то еще «манией»?

Такие люди встречаются нам, потому что когда-то кем-то (может даже ими самими) им было внушено такое понятие, как идеальный человек. В психологии это поведение называется «перфекционизм».

Давайте разберемся, какие должны быть качества идеального человека и к чему это может привести.

Перфекционизм — это когда люди устанавливают себе завышенные (по сравнению с другими) требования в жизни. У них в голове когда-то сформировался образ идеального человека.

Из-за этого такие люди не могут принимать свое несовершенство или прощать ошибки в какой-либо деятельности. Они постоянно недовольны своей внешностью, ищут изьяны в своем поведении, в своей жизни вообще.

Они «знают» каким должен быть идеальный человек и страдают постоянно сравнивая себя с этим образом.

Читайте также:  Бытовые страхи - психология

Беда таких личностей в том, что они не обладают гибкостью мышления. У них есть либо абсолютно правильные решения, действия, либо абсолютно неверные. Если у перфекциониста что-то не получается, то он начинает копаться в себе, связывают свою неудачу с собой и из-за этого испытывает стресс. Потому что ему трудно принять свою несовершенность.

Часто этим болеют те, кто в школе был круглым отличником. Не спрашивайте откуда я знаю — я сам такой и эту привычку до конца в себе еще не исправил. Перфекционист с детства живет в напряжении от того, что на нем всегда была большая ответственность, возложенная родителями и учителями. Поэтому в таких людях часто очень развито чувство вины.

В повседневной жизни стремление стать идеальным человеком может вызвать кучу проблем.

Например, «помешательство» на чистоте, «все должно лежать на своих местах»… Не спорю, это, конечно, хорошо когда вокруг чистота и порядок.

Однако я рассматриваю именно те случаи, когда это становится ненормальной манией. Вот тут уже может «прозвенеть звоночек» что что-то не в порядке с психикой.

Важно понять, что на самом деле идеальных людей не бывает. Если этим проникнуться, то вопрос как стать идеальным человеком отпадает сам собой. Нужно принимать себя таким как есть. Никто не спорит с тем, что надо развиваться. Только не надо превращать это в помешательство.

Если вы заметили в себе такие черты, то первым делам надо принять это. Сказать: «Да, это есть во мне, я хочу с этим разобраться». Не вините себя за ошибки. Правильней будет извлекать из них уроки, опыт. На ошибках учатся.

Развивайтесь, учитесь, любите себя таким как есть. Везде должен быть баланс и гармония. Я советую стать немного пофигистом. Такой знаете, здоровый пофигизм. Только не перегните палку — помните о балансе

Источник: http://ivanrbk.ru/psy/horosho-li-stremitsya-byit-idealnyim-chelovekom

Вечное стремление к идеалу: верный путь или опасное заблуждение?

Однако немало и таких, для которых путь к идеалу — это постоянная борьба с собой, с другими, с окружающим миром. Такой у них метод достижения высоких стандартов, за которые они надеются получить самый высокий балл. От кого? От жизни, наверное.

Казалось бы, что плохого в том, что человек требует от себя и других быть идеальными во всем: в работе, в отношениях, в общении, даже в быту. На первый взгляд — ничего.

Но если заглянуть глубже, то можно увидеть массу проблем, с которыми сталкиваются перфекционисты (так называют людей, стремящихся быть идеальными во всем). Им, несомненно, трудно приходится в этой жизни.

Ведь совершенно не нужно быть идеальным во всем — стоит научиться прощать самого себя за неидеальность.

Все мы имеем право на усталость, на плохое настроение, даже на лень и небрежность. Если все это из жизни исключить, произойдет эмоциональное опустошение.

Однако перфекционист не может позволить подобные слабости себе и всем тем, кто находится рядом. Если же близкие не разделяют его взглядов на жизнь, им приходится туго.

Не зря ведь многие перфекционисты долго не могут найти счастья в личной жизни, а то и вовсе остаются одинокими.

Откуда же появляются подобные стремления человека? Конечно, из детства. Завышенные требования родителей тому причина.

Ребенка, скорее всего, постоянно сравнивали, ставя ему в пример чужую жизнь (успешную, на их взгляд). Конечно, мама и папа совсем не желали своему чаду зла, наоборот, действовали с наилучшими побуждениями.

Иногда стоит подтолкнуть ребенка к тем или иным действиям, но палку перегибать ни в коем случае нельзя.

Ребенок, привыкший к тому, что все в этой жизни надо заслужить своим поведением, хорошей учебой и другими достижениями, обязательно возьмет этот опыт с собой во взрослую жизнь. Являясь вполне самостоятельным человеком, он постоянно будет сравнивать себя с другими, стремясь делать все максимально идеально. Но при этом он всегда будет видеть свои недостатки и страдать от этого.

Люди, живущие под лозунгом «все или ничего», скорее всего, тоже склонны к перфекционизму. Взявшись за какую-то работу, человек будет стараться выполнить ее наилучшим образом.

Конечно, для работодателя такой сотрудник — находка. Но идеальное исполнение требует больших затрат как физических, так и моральных.

Перфекционисты очень болезненно воспринимают тот факт, что кто-то может что-то сделать лучше их.

Еще один признак перфекционизма — нежелание просить о помощи. Если даже что-то не выходит, человек готов переделывать работу много раз, ища новые пути решения и самостоятельно разбираясь во всех нюансах.

Благодаря этому многие перфекционисты являются настоящими специалистами в своей области.

Однако при этом они активно пытаются переделать «несовершенный» мир вокруг себя, поэтому предъявляют завышенные требования ко всем, с кем контактируют.

Еще одна слабость таких людей — болезненная зависимость от чужого мнения. Формула «всем не угодишь» — не для них. Тяжелое переживание критики часто приводит к серьезным психологическим проблемам.

На фоне внутренних терзаний перфекционисты склонны обвинять других людей в том, что те не оценивают их по достоинству. Круг общения они подбирают тщательно — никто не должен их разочаровать.

Те, кто не имеет устойчивых взглядов на жизнь и достижений в определенной области, вряд ли попадут в этот список.

Что же делать, чтобы жизнь не превратилась в постоянный бег за чем-то недостижимым? Первым делом постараться понять, что у каждого человека свое видение идеала. Никогда никому из нас не стать «лучшим для всех».

Конструктивную критику надо научиться отличать от необоснованных претензий, которые не заслуживают внимания. Невозможно одновременно строить блестящую карьеру, быть идеальной хозяйкой и самой лучшей мамой и женой.

А у перфекционистов выход один — осознать все упущенное за годы стремления к недостижимому, взглянуть на себя и на окружающий мир другими глазами и постараться увидеть то, что раньше было скрыто из-за постоянной борьбы за идеал.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/64455/

Ссылка на основную публикацию