Боязнь плохих оценок — психология

Шаблон «страх оценки»

Боязнь плохих оценок - психология

Нельзя, чтоб страх повелевал уму;
Иначе мы отходим от свершений
Как зверь, когда мерещится ему!

Данте Алигьери

Каждый человек не по наслышке знает, что такое страх. Мы сталкиваемся с его проявлениями в различных жизненных ситуациях. На первый взгляд может показаться, что страх возникает по абсолютно не зависищим от нас причинам, как говорится, «так заложено природой». Но так ли это на самом деле?

Для начала стоит разобраться, что же такое страх? Ортодоксальная психология даёт такое определение: страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания. В книге Анастасии Новых «Сэнсэй.

Исконный Шамбалы» касательно страха сказано, что это всего лишь эмоция, включающаяся там, где отсутствует информация или её слишком мало…

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника. Профессор Ю.В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы:

  • биологические;
  • социальные;
  • экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социальных контактов, ответственности и так далее).

Более подробней остановимся на страхе оценки окружающими, поскольку мне очень близка эта тема.

Люди, боящиеся негативной оценки, могут вести себя по-разному, но самой частой формой поведения является застенчивость. Застенчивость можно также отнести и к страхам социальных контактов, однако наиболее важным фактором для застенчивого человека выступает именно страх перед негативной оценкой.

Как писал в своей монографии главный эксперт в этой области Филип Зимбардо, «быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределённости; начальства, наделённого властью и так далее.

Близким родственником страха негативной оценки является страх осуждения окружающими. Это означает, что в сознании человека на первом месте стоит мнение социума, а не результат самой деятельности. Человек считает, что в случае ошибки в его делах он будет подвержен всеобщему осуждению.

Вот что сказано по поводу страха оценки в энцеклопедии Исконных Знаний, книге Анастасии Новых «АллатРа»:

Эта цитата стала просто открытием для меня в работе над собой! Разбираясь в причинах этого страха, я понял, что его корни уходят в школьные годы.

Именно в это время в моём сознании (не без помощи семьи, преподавателей и общества в целом) сформировался твёрдый шаблон, что я во всём должен быть лучший. Белый и пушистый! Этот шаблон определял моё поведение в большинстве жизненных ситуаций.

Даже сейчас, при написании статьи, закрадываются мысли о том, а как же её оценят? Вопрос, кто оценит и кого эта оценка так беспокоит? Ответ очевиден – ЭГО!

Углубляясь в причины страха оценки окружающими мне пришло понимание, что его корень гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Отслеживая поведение моего сознания в различных ситуациях, я понял, что это более сильная установка от Животного начала – выжить.

После этого осознания справляться со страхом стало гораздо легче.

Не скажу, что я полностью проработал в себе этот шаблон, но зная его причину, я знаю какие должны быть действия! Каждый раз, когда у меня возникает чувство страха оценки окружающих, я задаю себе вопрос «Кто я?» и «Кто во мне боится?» и тогда всё становится на свои места.

Источник: https://allatravesti.com/shablon_strah_ocenki

Как преодолеть страх оценки?

В своих письмах и на консультациях вы часто задаёте вопрос о том, как справиться с собственным страхом того, что подумают и как оценят вас другие люди.

Чаще этот вопрос возникает в подростковом возрасте, однако для многих взрослых людей он продолжает оставаться актуальным.

Постоянная тревога о том, что подумают значимые близкие, способна существенно испортить жизнь.

Страх оценки приводит к тому, что вы:

  • оказываетесь неспособны реализовать желанный проект, получить карьерное повышение, начать новое дело;
  • отказываетесь от успеха в работе, жизни, отношениях;
  • и вообще стараетесь «не высовываться».

Словом, самое грустное и травмирующее последствие страха оценки – остановка творческой активности. Эмоции не дают сделать ни шагу вперёд. Требуется много сил и энергии, чтобы преодолеть себя и начать движение.

Что такое страх оценки.

Оценка и разного рода оценочные суждения – это социальный регулятор, задача которого – так организовывать наше с вами поведение, чтобы общество могло существовать и по возможности развиваться. То есть, чтобы люди как минимум не причиняли разный вред друг другу. И как максимум относились друг к другу с вниманием, уважением и доброжелательностью.

А страх оценки – это наш эмоциональный ответ на действие этого регулятора. Базируется он на проявлении инстинкта самосохранения.

Памятуя о полученном в эволюции опыте, этот инстинкт сигналит о том, что если ты, милый друг, окажешься вне человеческого сообщества, то погибнешь.

А потому, будь добр, оставайся чувствителен к требованиям других людей и подстраивай своё поведение под эти требования.

Что мы с вами успешно и делаем.

В этом месте скажу крамольную вещь. Страх оценки нам пока нужен. Это действенный и необходимый инструмент, стабилизирующий жизнь сообщества. Не будем себе льстить, мы пока далеко не венец эволюции. И много чем грешны по отношению к своим ближним и дальним.

Хитрость в другом.

Дело в том, что чувствительность к оценочным суждениям может трансформироваться во внутренние регуляторы (совесть), а может превратиться в травмирующий опыт. И вместо того, чтобы ограничивать наши антисоциальные наклонности (не убий, не укради, не наступи на ноги ближним своим в общественном транспорте), начинает блокировать нашу творческую энергию, интеллектуальный и жизненный потенциал.

И вот только в этой точке требуется психотерапевтическая или психологическая работа.

Встречаясь с клиентами, испытывающими страх оценки, я часто слышу фразы , которые они принесли с собой из детства:

  • «Молчи, за умного сойдёшь»,
  • «Куда ты со свиным рылом в калашный ряд»,
  • «Нос не дорос»,
  • «Самый умный, что ли?»,
  • «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»,
  • у коллеги-психотерапевта в статье встретила шедевральную фразу-пример: «Чем выше лезет обезьяна, тем ярче виден голый зад»1.

Все эти послания когда-то были призваны предохранить юное поколение от получения травм, однако сами стали травмой. Привели не только к остановке «плохих», опасных действий, но и к остановке творческой, продуктивной активности.

От чего, по сути, и мучается взрослый человек, когда приходит на консультацию психолога с жалобой на страх оценки.

Что делать-то со страхом оценки?

Страх оценки, как и любой другой страх, преодолевается действием. Одна из техник самопомощи – техника «Пошагового риска».

Например, вы боитесь выступать. Вам кажется, что если вы выйдете на сцену, то все увидят и, более того, скажут в глаза, что вы некомпетентны и вообще «не самый умный» в озвучиваемом вопросе.

Суть техники «пошагового риска» состоит в том, чтобы преодолевать страх постепенно, начиная действовать в безопасных условиях.

Например, начните тренировать своё выступление в полном одиночестве. Когда внутреннее волнение утихнет, рискните выступить перед зеркалом. Если этот этап преодолён, потренируйтесь на коте или, если вы уже достаточно осмелели, на лояльных близких. Можно их предупредить, чтобы не смели говорить ни слова критики, а только поддерживали вас.

И так, постепенно, набираясь внутренней решительности, а заодно развивая навык выступления перед аудиторией, вы доберётесь до состояния, когда вас не будет смущать присутствие большого количества людей.

И здесь скрыта хитрость.

Дело в том, что пока вы тренировались, помимо навыка говорения, вы развивали внутреннюю поддержку и уверенность в себе.

Человек, испытывающий страх оценки, как правило, очень самокритичен. Однако эту самокритику он не сильно склонен признавать, а предпочитает «делегировать» её другим. В психологии такое «делегирование» называется проекцией. Проекция – это механизм приписывания другим людям взглядов, слов, убеждений, которые человек не принимает в самом себе.

Так вот, если вы сами не очень верите в свою компетентность и способность публично выступать, но эту неуверенность от себя скрываете (чаще неосознанно), то вы скорее столкнётесь со страхом оценки.

Отсюда вывод.

Страх оценки вы сможете преодолеть тем удачнее, чем лучше обнаружите и присвоите собственные проекции. И заодно разовьёте способность к поддержке самого себя.

Образно говоря, если сравнить критичность и самоподдержку с двумя руками у спортсмена, то когда страх оценки силён, спортсмен напоминает этакого добровольного инвалида, у которого «рука» самокритики растренирована до чемпионских объёмов, а рука самоподдержки вялая и безжизненная с напрочь атрофированными мышцами.

Поэтому, чтобы страх оценки снижался, в дополнение к тренировке действием хорошо бы использовать технику «Счастливого атлета»: перестать прокачивать «руку» самокритики, а начинать развивать «руку» самоподдержки до тех пор, пока не появится баланс, пока внутренний «спортсмен» не станет гармоничным и действительно «атлетичным».

Сделать это можно, используя ещё одну технику – «Обучение по моделям» (это уже не я придумала, а умницы-психологи когнитивно-бихевиорального направления).

Когда-то в своей жизни вы научились быть самокритичными и «не высовываться». И у вас были модели, которые показывали вам, что именно такое поведение «хорошо и правильно». Но ситуация изменилась.

И если от старых привычек отказаться трудно, то неплохо бы найти себе поддержку, людей, чьё поведение демонстрирует другую модель поведения.

Ту, которая кажется вам привлекательной и которой вы хотите научиться.

Человек развивается через подражание другим. Как ребёнок, так и взрослый. Приходя в какую-либо группу, мы начинаем вести себя так же, как ведут её участники.

Находите тех, чьи взгляды и чьи способы жизни вам близки и симпатичны. Пробуйте делать как они. И постепенно изменится не только поведение, но и отношение к самому себе. Пройдёт страх.

Таким образом, используя все техники вместе, вы сможете помочь себе в преодолении страха оценки и запустить свою творческую активность, начать делать то, что вам действительно хочется, к чему стремится ваша душа.

Подведём итоги.

Страх оценки – это проявление инстинкта самосохранения в ответ на регуляцию нашего поведения со стороны сообщества.

Страх оценки полезен до тех пор, пока он помогает сдерживать наше антисоциальное поведение. И вреден там, где он начинает блокировать творческую и интеллектуальную активность, мешает реализовывать жизненный потенциал.

В этом случае с ним надо работать.

  • Преодолеть страх оценки можно, если «идти на страх»: делать то, что страшно, начиная с доступных этапов, с малых шагов.
  • Преодолеть страх оценки можно, если найти внешнюю поддержку желаемому поведению и развивать способность к самоподдержке и одновременно перестать тренировать способность к самокритике.
  • Преодолеть страх оценки можно, если найти людей, демонстрирующих желаемое для вас поведение и поддерживающих вас на пути изменений.

Удачи вам и смелости во всех делах!

Ссылки:

1 Р.П.Ефимкина. Статьи. www.proza.ru

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/5569

8 главных школьных страхов. Чего боятся школьники, и как им помочь

8 главных школьных страхов. Чего боятся школьники, и как им помочь31 августа 2017 | 13:00| Что к чему

С годами неприятные инциденты обычно стираются из памяти — и большинство взрослых людей вспоминает школу с теплотой и ностальгией.

Некоторые родители, позабыв передряги собственных школьных лет, порой не замечают проблем детей-подростков, не воспринимают их всерьёз и оставляют отпрысков наедине со своими страхами. Однако трудности школьника могут быть следствием (или стать причиной) серьёзных психологических проблем.

Накануне 1 сентября «Диалог» узнал у сегодняшних школьников и недавних выпускников, что их тревожило больше всего, и попросил психолога, аспиранта факультета психологии СПбГУ Станислава Гаркушу прокомментировать эти страхи.

Читайте также:  Мышление - психология

кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005/Warner Bros. Pictures/Heyday Films/Patalex IV Productions Limited

Страх №1: Не сдать ЕГЭ

Дарья, выпускница 2016 года: «Я бы не сказала, что к ЕГЭ я готовилась круглосуточно – в течение года у меня было время и на друзей, и на молодого человека, и на сериалы.

Но давление было огромным: и со стороны учителей, которые говорили, какой сложный будет экзамен, и со стороны мамы, которая вечно твердила, что нужен блестящий результат, чтобы поступить в желаемый вуз. Кстати, в итоге поступила туда на бюджет.

Для меня самым тяжелым был апрель: помню, как заплакала, стоя у доски, из-за глупой шутки одноклассника, а потом минут 20 не могла взять себя в руки. Тогда поняла, что пора начинать пить успокоительные».

Комментарий психолога: «Для каждого ребенка «не сдать ЕГЭ» – не одно и то же. Для кого-то это значит не поступить на бюджет, – то есть, это ответственность за семейные деньги. А для кого-то это потеря престижа.

Например, когда родители всем рассказывают про ребенка – «умного, хорошего, который поступит в такой-то вуз», и тому подобное. Так что невозможно дать один ответ, как с этим страхом бороться. Обязательно нужно разбираться, что ребёнок вкладывает в этот страх, почему для него это так важно – сдать ЕГЭ.

Общую рекомендацию вроде «не давите на ребенка», конечно, дать можно, но родитель может считать, что он этого не делает, но при этом говорить: «Сдай ЕГЭ, я на тебя не давлю», – и тысячу раз это повторять.

Во многих случаях есть реальная проблема – ребёнок чувствует себя плохо, у него повышенная тревожность, – тогда неплохо бы обратиться к психологу. Родитель может не замечать собственных действий, которые провоцируют ребёнка на повышенную тревогу».

Страх №2: Разочаровать родителей и учителей

Александра, выпускница 2017 года: «Было очень страшно разочаровать родителей, которые верили в меня, в то, что я могу хорошо учиться, а потом поступлю в престижный вуз. Я боялась подвести уважаемых учителей.

У меня, например, была очень требовательная учительница по английскому.

Но при этом она в нас действительно много вкладывала, много трудилась, занимаясь с нами, поэтому получить низкий балл по её предмету было не просто страшно – а стыдно».

Комментарий психолога: «Могут быть различные случаи. Одна ситуация – опять же, бюджет.

Понятное дело, что сейчас образование у нас в стране бывает довольно дорогим, и, если ребёнок учится не так, как нужно для поступления в университет, он может брать на себя дополнительную ответственность за семью, за семейный бюджет.

Другой случай, когда ребёнка могут представлять как, скажем, продолжателя династии. Но в целом, если ребёнка не принимают в семье таким, какой он есть, накладывают свои амбиции, не учитывая желаний ребёнка, то могут возникать подобные страхи.

И в целом рекомендации будут те же самые – разбирать каждый случай отдельно, и, если возможно, обращаться к психологу и стараться поддерживать ребёнка, принимать его. Сдал он какой-то экзамен, не сдал – это далеко не показатель того, какой ребёнок, – хороший или плохой».

Страх №3: Получить плохую оценку

Элина, выпускница 2017 года: «С 1 класса я хотела получить золотую медаль. Нам говорили, что для этого нужно за два последних года по каждому предмету иметь хотя бы половину пятёрок, но я боялась, что закон изменят, и я со своими четвёрками не получу медаль.

Для меня бы это было трагедией всей жизни на тот момент, я шла к этой цели все 11 лет учёбы, и не могла пустить всё на самотёк, мне надо было быть полностью уверенной в результате. Поэтому я даже четвёрок старалась не получать, а уж о тройках даже думать боялась.

Вообще в 11 классе я срывалась от перенапряжения, несколько раз даже плакала».

Комментарий психолога: «Кого-то бьют дома из-за плохих оценок. Кого-то не бьют, но говорят: «Как же так? Ты нас разочаровал». Может, у кого-то очень сильная школа или такой класс, в котором практически все отличники, и получить четвёрку – значит стать хуже других. Бывают, опять же, ситуации, когда ребёнку дома твердят, что он должен быть идеальным во всём.

Это может привести к неврозу и срывам. Другое дело, что ребёнок может просто расстроиться из-за тройки. В принципе, расстраиваться – это нормальная реакция, её тоже нужно принимать: ребёнок расстроился, подумал над произошедшим, – это не значит, что нужно бежать к психологу или любому другому специалисту, даже говорить «не расстраивайся».

Почему нет? Расстроился – сделал выводы, в следующий раз поступил иначе. Также бывают случаи, когда родители отдают ребёнка в школу в маленьком возрасте, и на фоне более взрослых детей он ещё «не тянет».

Это может привести к тому, что, сравнивая себя и других одноклассников, ребёнок будет понимать, что он местами слабее – ему сложнее удерживать внимание, контролировать эмоции, у него может начать развиваться негативное восприятие себя. И в связи с этим абсолютно нормально развивающийся ребёнок может показывать плохие результаты, просто потому что занятия ему не по возрасту.

Основная рекомендация – быть мудрым родителем, постараться понять, что именно ребёнок вкладывает в оценку, что это для него значит, и уже отталкиваться от этого, а не от собственных притязаний на ребёнка. «Ты обязан быть отличником» – зачем?»

Страх №4: Строгие или злые учителя

Олеся, выпускница 2016 года: «У меня в школе была учительница, которую боялись все, особенно младшие классы.

Она всегда много кричала, её легко можно было вывести из себя, при этом на своих уроках она была очень требовательная – не сделать домашнее задание было равноценно самоубийству.

С возрастом мы поняли, что это – её стиль работы, что на выходе мы получаем от неё действительно очень много знаний. Да и со старшеклассниками она общалась уже на равных, так что в 11 классе от былого ужаса, кажется, ничего и не осталось».

Комментарий психолога: «Страх в таком случае может возникнуть как от банального: учитель проявляет агрессию к ребёнку, он к нему несправедлив, так и в связи с более сложными ситуациями – ребёнок мог пострадать от человека, который внешне напоминает учителя.

Может быть, какие-то манеры вызывают ассоциации и, в связи с этим, появляется необъяснимый для него страх. Опять же, в любой ситуации важно разбирать конкретный случай. Может быть, этот учитель терроризирует весь класс. Но не обязательно сразу клеймить преподавателя.

Нужно разбираться».

Страх№5: Выходить к доске

Дмитрий, 10-классник: «Мне всегда было страшно выходить к доске. Возникал ужас от того, что я могу начать тупить, учитель будет злиться, а одноклассники смеяться.

На русском языке наша учительница почти каждый урок вызывает кого-нибудь к доске писать словосочетания на орфографию. И вот у неё страшно сделать глупую ошибку: она начнет говорить, что мы повторяли это правило уже сто раз, а я не запомнил.

А классе в шестом я не мог у доски умножить 6 на 7. Просто забыл, сколько это будет».

Комментарий психолога: «Возможно, у ребёнка есть дефекты речи, которых он стесняется. Эти проблемы может решить психолог, индивидуально. Помимо психолога он, например, может пойти на курсы ораторского искусства.

Или страх может быть связан с неприятием в классе: когда он выходит к доске, слышит насмешки и шутки, негативные высказывания со стороны одноклассников или учителей. Опять же, нужно постараться максимально уйти от поиска простого ответа.

Да, можно попробовать применять простые техники: например, технику управления своими эмоциями, но далеко не факт, что это поможет решить проблему. Допустим, мы купировали страх выходить к доске, но может остаться целый ворох нерешённых проблем, которые останутся без внимания.

Поэтому нужно каждый отдельный случай разбирать очень внимательно, и, уже исходя из этого, предпринимать определённые шаги».

Страх №6: Быть изгоем

Елизавета, 11-классница: «В средней школе у меня было мало друзей, мы вообще, кроме как внутри небольшой компании, почти ни с кем не общались. В какой-то момент я поняла, что хочу дружить и с другими ребятами, и стала отдаляться от старой компании, чтобы влиться в класс.

Ещё помню, что иногда я забывала постирать одежду, и бывали ситуации, когда все нормальные вещи были грязными, и я не хотела идти в школу в чём-то другом. Боялась, что на меня будут косо смотреть, смеяться надо мной.

У меня ещё и школа такая – девочки на понтах в брендовых платьях».

Комментарий психолога: «Для подростка очень значима референтная группа, к которой он принадлежит. Основная сфера деятельности для него – это межличностное общение, и, в связи с этим, важными становятся вопросы взаимодействия со сверстниками.

Но, опять же, далеко не у всех: некоторые отлично себя чувствуют наедине с собой. Но в целом, если говорить о подростках, это самая важная сфера деятельности. Таковы этапы развития, вхождения человека в общую жизнь.

Поэтому естественен страх не влиться в коллектив, быть от него отчуждённым».

Страх №7: «Спалиться» со шпаргалкой

Егор, 10-классник: «Пугает, что учитель заметит шпору, поставит тебе плохую оценку, а потом ещё и доверять не будет, начнет уделять тебе больше внимания на тестах. На одном из зачётов я решил ничего не учить, и попробовать чудо современной техники – микронаушник.

Это такая крохотная бусинка, её кидаешь на барабанную перепонку, а потом специальным магнитом вытаскиваешь. Но половину того, что мне диктовал друг, я не слышал, были постоянные проблемы со связью, он не понимал, чего я от него хочу. В итоге – тройка.

Выучить всё гораздо надёжней».

Комментарий психолога: «За рубежом, как мне известно, шпаргалки считаются постыдными, и за них грозят довольно серьёзные санкции.

Если мы говорим про российскую действительность, то очень часто применение шпаргалок является иногда не просто не постыдным, а чуть ли не престижным. Это «высший» уровень: ты смог обмануть учителя. Почему применяют – тоже возможны варианты. Один из них – лень.

Многие говорят, что смысла нет учить предмет: он не пригодится – и так себя оправдывают. Но, в целом, тут ещё вопрос в культуре. У нас, к сожалению, сложилась определённая культура списывания, которая иногда даже поощряется со стороны сверстников.

Но для кого-то шпаргалка может служить и подспорьем, дающим уверенность: если его поймают с ней, он, даже зная ответ, не сможет ответить».

Страх №8: Мама или учитель увидят с сигаретой

Евгений, 11-классник: «Я сейчас не курю, но, как и все, пробовал. В школе страшно, что увидят учителя, поведут к директору, хотя я даже не знаю, что мне за это будет. Естественно, пугало, что узнает мама, будет ругать. Но в итоге в какой-то момент она узнала, и просто провела «воспитательную беседу».

Комментарий психолога: «Для каждого ребёнка курение – это не одно и то же. Кто-то начинает курить из-за влияния референтной группы, как многие говорят, – «улица научила курить». Если ты куришь, то ты часть этой группы, ты молодец. Для кого-то это может быть желанием быть похожим на папу или маму. Для кого-то это – аспект взрослости, который придаёт уверенности.

Читайте также:  Семейный договор - психология

Для кого-то это просто любопытство. Если родитель узнаёт, что его ребёнок курит, ему стоит воздержаться от давления, агрессии, и, тем более, физического насилия. Нужно постараться поговорить с ребёнком. Но, опять же, если родитель сам курит и при этом говорит, что курить – нехорошо, то эффекта может и не быть.

Важны и возраст ребёнка, и особенности отношений между ребёнком и родителем».

Что делать с другими страхами?

Комментарий психолога: «Далеко не всегда взгляд родителя может быть объективным. Поэтому нужно быть мудрым: поддерживать ребёнка, принимать его таким, какой он есть.

Это не значит, что нужно поощрять девиантное поведение и отклонения, но, тем не менее, вне зависимости от поступков, нужно любить и поддерживать ребёнка. Не нужно давить на него, пытаясь добиться успехов, которых он сам достичь не может.

Стоит подумать, чего вы хотите от ребёнка и почему: зачастую за счёт сыновей и дочерей родители пытаются воплотить собственные амбиции. В этом случае нужно понять, что ребёнок — не вы и не ваша собственность, у него должна быть своя жизнь и свой выбор.

Не стоит сразу клеймить учителя и винить его в проблемах ребёнка – нужно разбираться. Вообще во всех страхах стоит разбираться, потому что каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину».

Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»

Источник: http://topdialog.ru/2017/08/31/8-glavnyh-shkolnyh-strahov-chego-boyatsya-shkolniki-i-kak-im-pomoch/

Психология страха: определение, карта страхов

Психология страха: определение, карта страхов

Психология страха сегодня очень актуальна. Страхи и фобии мешают человеку полноценно жить. Такая эмоция, как страх присуща всем живым существам. Природа страха может иметь разное происхождение.

 Если животные боятся только тогда, когда их жизни угрожает опасность, то состояние страха у человека может быть надуманным, иррациональным, неоправданным. Человеческие страхи появляются часто, избавиться от них довольно сложно.

 Что такое боязнь, сказать сложно, хоть человек и сталкивается с нею почти каждый день.

Сущность психологии страха

Известно такое определение: это аффективное состояние в ожидании опасности, при этом волнение перед конкретным объектом называется боязнью, а иррациональный страх уже является фобией.

Страхи человека являются внутренним состоянием, которое вызывает настоящая или предполагаемая опасность. Страхи и сомнения одолевают порой всех, но не у всех он перерастает в фобическое расстройство, когда нет возможности контролировать свои эмоции и поведение. С точки зрения психологии, он может иметь положительные и отрицательные стороны.

 Отсутствие страха у человека априори невозможно: если у человека полностью отсутствовало бы ощущение боязливости, он бы не выжил. Отрицательной является боязнь какого-либо объекта.

Невозможно сказать, что эта эмоция приносит непоправимый вред здоровью, но человек пытается всячески ее вытеснить из своего сознания, а подавленный страх через время может проявиться в виде фобии.

Вред и польза страха несоизмеримы. Отсутствие страха может привести к гибели. В момент опасности активизируются все силы организма, которые позволяют выжить индивиду в сложившихся обстоятельствах. Сомнения могут предупредить индивида о надвигающейся опасности.

 Учеными была доказана связь между генетикой и опасениями. У некоторых индивидов, не исключается связь мутации генов, которая способна оставить его беззащитным перед опасностью. Такие мутации наблюдаются у тех, кто имеет суицидальные наклонности.

 Например, пытки повешением перед казнью, которые вели за собой отсутствие страха у людей.

Группы опасений

Опасения у людей разделяют на две группы:

  1. Нормальные.
  2. Иррациональные.

Например, для человека нормально бояться проходить рядом с деревом, которое вот-вот рухнет, ненормально – обходить стороной все деревья подряд.

В первом случае ощущение боязливости оправдано, потому что человек может погибнуть, а во втором – ощущение является надуманным и неоправданным. Влияние страха на организм человека довольно сильно.

За счет постоянного пребывания в напряженном состоянии, тело и нервная система быстро истощаются.

Опасения детского, сознательного и пожилого возрастов

«Нормальность боязни» для каждого возраста определяется отдельно. Так, страх и ужас, вызываемые у детей при выключении света, считается нормой.

Если во избежание детских истерик не выключать свет, можно заметить, что со временем у ребенка пропал страх темноты.

 Психологическая картина не должна вызывать слишком большое беспокойство и мешать нормальной жизнедеятельности ребенка, тогда это является нормой. Со временем ваше чадо сможет посмотреть своим тревогам в глаза и научится справляться с ними.

Потребности среднего возраста позиционируют страх как социальное явление. В сознательном возрасте люди могут ощущать:

  • боязнь быть беднее своих сверстников;
  • боязнь не оправдать чужие ожидания;
  • страх перед ипотекой;
  • переживания перед выступлениями;
  • боязнь неприятного запаха изо рта;
  • опасения быть отвергнутым, непонятым;
  • страх обидеть другого человека.

У пожилых людей, чаще всего, наблюдается боязнь смерти. Они боятся оставаться в одиночестве, могут без причины вызывать скорую помощь. Разницу видно сразу, отличие нормальной тревоги от иррациональной можно легко заметить.

Опасения у женщин

Тревога в жизни человека иногда играет решающую роль. В некоторых случаях страх оказаться хуже остальных, заставляет человека работать не покладая рук. В итоге он достигает своих целей. Женские страхи психологи рассматривают отдельно. Потому что женский организм подвержен гормональными перестройкам, которые влияют на психическое состояние:

  • в подростковом возрасте;
  • после первого полового контакта;
  • при беременности;
  • в период лактации;
  • при климаксе.

К тому же сегодня на плечах женщины лежит слишком много дел: домашние заботы, уход за семьей, воспитание детей, работа. Большая нагрузка ухудшает концентрацию внимания, снижает работоспособность, вызывает стрессы. Все насущные проблемы, о которых постоянно думает женщина, мешают ей самореализоваться в жизни.

 Женские страхи по большей части связаны с восприятием окружающего мира, себя в обществе. Главная причина, с которой начинается боязнь действительности – это комплекс неполноценности. Описание эмоции страх у женщин полностью отображает их внутренний мир. Женщины все воспринимают через призму эмоций, ощущений.

Исследование и анализ тревог у взрослых женщин показали, что большая часть переживаний сконцентрированы не около конкретного объекта, а являются системой фантазий, мыслей, которые объединяются в навязчивые, неконтролируемые переживания. Среди самых распространенных женских фобий выделяют следующие:

  • страх у девушки остаться одной после развода;
  • женщины настолько боятся быть одинокими, что могут годами терпеть обиды, унижения лишь бы не остаться одной;
  • боязнь измены;
  • переживания из-за перемены внешности (поправиться, заболеть, постареть, стать некрасивой);
  • волнения перед материнством (боязнь быть бесплодной, не выносить малыша, забеременеть, родов, переживания о малыше);
  • фобии, связанные с насекомыми, грызунами и пресмыкающимися;
  • эмоции от вождения автомобиля;
  • боязнь изменения будущего.

Причины фобии

Рассмотрим, как страх влияет на человека. Мы имеем запас ощущений, которые сознание порой совершенно не хочет видеть, признавать. Психотерапевты называют это вытеснением. Сознание пытается вытеснить все, что приносит ему дискомфорт:

  • плохие воспоминания;
  • переживания;
  • негативные эмоции;
  • страх и ужас.

Человек не осознает, почему поступает именно так в определенной ситуации, потому что не помнит, когда организм подвергся негативному воздействию. А в теле опыт негативного воздействия сохранился. Такое проявление получило название фиксированные страхи. Все вытесненные чувства пытаются вернуться через болезни.

Большинство физических недугов спровоцировано нервным расстройством. Там, где живет страх, начинает проявляться симптоматическая картина заболеваний. Таким образом, организм подает сигнал человеку, чтобы тот обратил внимание на свою боязнь.

 Психологические приемы лечения основаны не на отвержении боязни, а на принятии и осознании ее.

Карта патологии

Фобии человека вызывают самые разные ощущения и изменения в поведении. Чтобы определить суть своей тревоги, нужно нарисовать карту. На листе бумаги нарисуйте очертания человеческого тела – это будет ваш «автопортрет».

Закройте глаза и пройдите мысленно по всему телу, определите, расслаблено оно или находится в напряжении. Затем постарайтесь вспомнить ситуацию, которая вызвала у вас ощущение тревоги.

На рисунке отметьте участки тела, в которых ощутили какие-то изменения (дрожь, спазм и т. д.).

Расшифровка карты страха

Психосоматическая карта страхов позволит определить, какие тревоги и опасения вас беспокоят. В зависимости от части тела, в которой наблюдались изменения ощущений, определяются проблемы:

  • глаза – нежелание видеть и воспринимать мир таким, каков он есть;
  • спина – боязнь ошибиться, не оправдать чужих ожиданий, критики в свой адрес;
  • плечи – боязнь показать свою слабость, не справиться с порученными обязанностями;
  • диафрагма, желудок, солнечное сплетение – смущение, ужас быть отвергнутым обществом;
  • кисть – проблемы с коммуникацией: левая кисть – боязнь женщин, правая – мужчин;
  • лицо – боязнь потерять себя: обычно такие люди стараются подстраиваться под общество, поэтому сменяя маски, иногда забывают, кем являются на самом деле;
  • шея – боязнь самовыражения;
  • грудная клетка – боязнь остаться одиноким;
  • брюшная полость – опасения за свою или чужую жизнь;
  • таз – боязнь в сексуальной сфере;
  • руки – боязнь контакта с внешним миром, который воспринимается сознанием, как нечто враждебное;
  • ноги – неуверенность в завтрашнем дне, своем партнере, в себе.

Нейролингвистическое Программирование

Нейролингвистическое Программирование (НЛП) – это набор инструментов, которые позволяют эффективно избавиться от фобии. В терминологии НЛП встречается такое понятие, как якорь. Это привязка к определенному объекту, запаху, вкусу, ощущению. Ежедневно человек сталкивается с этим якорем, даже не замечая этого.

Например, запах туалетной воды или музыкальная композиция может вызвать мимолетное чувство страха или, наоборот, поднять настроение. Аромат или музыка связаны с определенным событием, человеком приятным или неприятным для вас, поэтому организм показывает такую реакцию. Условно якоря делят на положительные и отрицательные.

По задействованным чувствам якоря делят:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • осязательные;
  • обонятельные.

С точки зрения психологии, это состояние – обучающий процесс. При мощном эмоциональном или физическом потрясении любой предшествующий сигнал станет якорем, к которому мозг привяжет ощущение потенциальной опасности.

При помощи НЛП можно воссоздать положительный якорь и избавиться от ощущения беспомощности. Такие приемы в психологии называются «ресурсными». Например, если ученик испытывает страх физики, потому что боится учителя, неуверен в себе.

В нужный момент было бы неплохо открыть в себе уверенность, бесстрашие. С НЛП такие действия возможны.

Поиск якоря и его фиксация

Чтобы отыскать якорь, сядьте в удобной позе, закройте глаза, вообразите неприятную для себя ситуацию. Затем подумайте, каких качеств вам не хватает, чтобы не ощущать негатив в этой ситуации.

Когда вы определитесь с необходимыми ресурсами, вспомните момент, при котором вам уже приходилось использовать этот ресурс.

Если вам не присуще такое поведение, то вообразите супергероя или реального человека, у которого есть этот ресурс.

Затем нужно зафиксировать полученный навык. В подсознании вернитесь к стрессору. Когда боязнь достигнет своего предела, используйте якорь. Таким образом, проверьте, какой из якорей вам подходит лучше всего.

Группы фобических расстройств

Самый большой страх у каждого человека свой. Патологическая боязнь подразделяется на группы.

  1. Пространственные.
  2. Страх как социальное явление.
  3. Страх перед концом света (смерти).
  4. Нежелание выделяться.
  5. Переживания в интимной сфере.
  6. Боязнь быть опасным для окружающих.

Более точным является распределение фобических расстройств на 4 основных группы.

  1. Биологические (природные катаклизмы, страх силы тяжести).
  2. Социальные.
  3. Экзистенциальные.
  4. Детские страхи.

Влияние страха на человека

Боязнь может проявляться в нескольких формах.

  1. Астеническая форма страха Проявляется посредством пассивно-оборонительной реакции, организм мобилизует все свои силы для бегства или драки.
  2. Стеническая форма. Проявляется полным ступором или агрессией, которая доставляет индивиду удовольствие. Это объясняет поступки экстремалов. Положительные эмоции появляются из-за устранения негативных переживаний, которые, в свою очередь, активизируют выработку опиатов, вызывающих состояние эйфории.

Но, далеко не всегда боязнь помогает человеку спастись. Фобии особых ситуаций, вызывающие ступор, озноб, тремор в конечностях, судороги, неадекватное поведение, провоцируют появление других системных заболеваний.

Программирование страха

Про страх писали многие ученые и пришли к выводу, что страх — главный психологический двигатель и враг человеческого организма одновременно. Нормальный страх отличается от фобии наличием рационального источника. При нормальной работе психики функции страха отводится большая роль, ведь он может нарушить работу всего организма.

При фобических расстройствах пациенты часто обращаются с жалобами, что при засыпании у них кружится голова или они просыпаются ночью от чувства боязни. Все это является последствием постоянного стресса. Программирование страха нацелено на адаптацию индивида к стрессору.

При программировании важно понять, как работают страхи и что вызывает чувство боязни. Важно определить, есть ли у человека фобии или это нервное перенапряжение. Синдромы страха в легкой форме лечатся при помощи мягких седативных препаратов на растительной основе. Используют и аффирмации – короткие установки, программирующие подсознание.

Тяжелые случаи лечат при помощи гипноза. Пациентам корректируют линию поведения и дают установку по восприятию мира и себя в нем.

Заключение

Страх в жизни человека играет большую роль. Наши страхи управляют жизнью, помогают двигаться вперед или тянут назад.

 Ученые на протяжении многих лет задавались вопросом: зачем нужен человеку страх и что он делает с человеком? Боязнь – это первичный инстинкт, присущий всем живым существам.

Читайте также:  Индивидуальная мораль - психология

Фобии проявляются только у людей, потому что их фантазия способна выстроить иллюзию, которой организм будет верить.

Страх трактуется как эмоция, выявляемая организмом в ответ на внешний или внутренний раздражитель. Фобия значит навязчивый страх, который обостряется в определенных условиях, сопровождается различными физиологическими и психологическими симптомами. Бороться с психологическими расстройствами принято комплексно. В каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/psihologiya-straha.html

И еще о страхе

И еще о страхе

Поговорим еще немного о страхе – что такое страх? Проводя психологические тренинги или консультации я заметил, что одно из первых мест занимает страх оценки. Откуда он происходит? В первую очередь, от неуверенности человека и его низкой самооценки. В таком случае, он начинает страшиться того, что другие будут думать о нем плохо.

Друзья, давайте остановимся на мгновение и задумаемся: собственно говоря, а что такое хорошо и что такое плохо? К примеру, в магазине ненужных нам вещей продавец пытается впарить испорченный товар.

Следует ли боятся выглядеть плохо в его глазах давая решительный отказ? Родственники, навязывающие бессмысленный досуг, брак с нелюбимым человеком, ВУЗ, сама мысль об учебе в котором вызывает рвотный рефлекс – и искренне обижающиеся на решительное “нет” – нужно ли стремиться выглядеть в их глазах хорошо?

Собственную пустоту люди стараются компенсировать “хорошим впечатлением” на всех окружающих еще и по той простой причине, что в собственной “хорошести” они стремятся убедить самих себя.

Как избавиться от этой зависимости? Как преодолеть страх оценки?

Прежде всего, в таких случаях вспоминайте о том, что все мы – не идеальны. Просто физически не существует людей, которые бы никогда не делали ошибок, глупостей, не испытывали бы страха, стыда, неудовлетворенности, зависти и т. д.

Даже в религиозных мифах, даже в лучших философских течениях, даже в среде величайших ученых и практиков-психологов не существовало тех, кто умели и знали бы абсолютно все.

Далее: представьте, что всему Вашему окружению вдруг стали известны ВСЕ Ваши ошибки и промахи. О, ужас – свершился самый страшный вариант развития событий – и теперь боятся больше нечего! Может быть чуточку грустно за свои промахи, в чем-то – горько, но зависеть от мнения окружения, боятся его… пф! Это уже стало смешно! И в данной ситуации Ваш смех — это Ваша внутренняя свобода.

Что такое страх оценки?

Люди – целостные существа, в которых есть абсолютно все. И делать вид, что во мне чего-то нет, значит носить маску и лишать себя доступа к тем ресурсам, которые сокрыты в глубине нас.

Ради чего или кого, объясните? Разумеется, это не повод выпячивать животные инстинкты или хвалиться собственными недостатками, но и речь сейчас идет совсем не об этом.

Задумайтесь: что страшного в том, что на Вас рассердится по какой-то причине другой человек? Ваш родственник или начальник? Не лучше ли проанализировать и понять саму ситуацию, чем все время боятся?

Страшитесь, что Вас бросит любимый человек? Значит, над этим нужно работать. Потому что если отвергнет, значит – не любит, значит – Ваша значимость для него является очень низкой. Хотите всю жизнь боятся и потратить ее на невзаимную любовь? А не лучше ли найти того, кто оценит Вас и Ваши чувства?

Запомните: крик и гнев – это всего лишь признак бессилия или обиды.

Вытравливайте из себя испуганного ребенка, который берет свое начало из нашего детства, и твердо помните: Вы имеется право на безопасность и спокойствие, а если на Вас вдруг кто-то рассердился безосновательно… то да пребудет с этим человеком Великий Хрен– Вашей вины в этом нет. И боятся этого тоже не стоит.

Источник: http://www.cerebra.org.ua/chto-takoe-strax-ocenki/

Ой, боюсь психолога! 8 распространённых страхов

“Ситуация критическая. Больно, страшно, нужно что-то решать, действовать. Как быть? — не понятно.Обсудить не с кем. Сам не справляюсь. Но к психологу не иду — боюсь.” — Знакомо?

Часто люди, которым необходима психологическая помощь и консультация специалиста, к психологам не идут. Почему? Страшно!

Давайте, разберёмся, какие страхи и предубеждения мешают идти и разбираться со своими проблемами.

Почему люди боятся идти к психологам — 8 распространённых страхов.

1. Страх оценки/осуждения/непринятия.

  • со стороны психолога

  • со стороны других людей

  • осуждение самого себя

“Вдруг психолог будет меня осуждать или посмеётся надо мной?

“Он псих” — так могут подумать мои знакомые, если узнают, что я хожу к психологу.

И я сам могу начать так относиться к себе.

Я не справился с ситуацией сам, пошёл к психологу “чинить голову” — значит псих…”

В том-то и состоит искусство психолога, чтобы принять и выслушать Вас безоценочно, без осуждения и критики. Психолог принимает вас таким, какой Вы есть, и помогает Вам принять себя.

А знакомым, которые могут над вами посмеяться, не говорите о том, что ходите к психологу. Говорите лишь тем людям, которые вас принимают и поддерживают.

Раз пошли к психологу — значит побороли страх, готовы работать над ситуацией и над собой, не пуская всё на самотёк.

2. Боюсь огласки.

“Вдруг психолог кому-то расскажет о моей ситуации, и у меня будут неприятности.”

Как у медиков есть клятва Гиппократа, так и у психологов есть золотое правило — не разглашать тайны своих клиентов. Конфиденциальность, доверие — фундамент, на котором строится психологическая работа. Ни один профессиональный психолог не станет разбалтывать то, что вы ему расскажете.

3. Боюсь быть обманутым.

“Настоящий ли это психолог, компетентный? А вдруг психолог — шарлатан? А вдруг меня загипнотизируют, зомбируют, отформатируют, влезут в голову?”

В наше время, действительно, немало мошенников, лже-гуру и прочих личностей, которых интересует исключительно получение прибыли. Встречаются и некомпетентные психологи.

Как быть? Как выбрать психолога? Как понять, что психолог не обманет?

Самый надёжный способ — выбрать психолога по рекомендации.

Возможно, кто-то из знакомых, кому вы доверяете, уже посещал психолога и получил положительные результаты? — Попросите контакты специалиста.

В наш век цифровых технологий можно найти психолога в Интернете — так же, по отзывам. Есть специальные сайты, группы в соц.

сетях, сообщества психологической тематики, где психологи часто комментируют различные ситуации, так же в этих сообществах можно попросить порекомендовать психолога.

Желательно, найти не один, а несколько положительных отзывов. Выбирая психолога, прислушивайтесь к интуиции и своим ощущениям.

4. Боюсь потратить деньги впустую.

“Вдруг я деньги потрачу, а результата не будет? Когда идешь в магазин за новой покупкой — всё понятно. Заплатил — и сразу получил взамен какой-то товар. Как я пойму, что не не напрасно потратил деньги на психолога?”

После успешной работы вы наверняка почувствуете какие-то изменения во внутреннем состоянии. Изменения в состоянии и в мыслях отражаются на поведении, изменения в поведении напрямую отражаются на вашей жизни.

Часто ощутимые изменения заметны при регулярной работе, после ряда встреч.

Результат индивидуальной психологической работы зависит как от психолога, так и от клиента. Хотите получить положительный результат? — идите с готовностью потрудиться. Когда вы идете на массаж или на стрижку — можно сесть/лечь и расслабиться, всё сделают за вас. Собрались к психологу — придётся активно участвовать.

Воспринимайте это не как “я трачу деньги”, а как “я инвестирую в себя — в своё здоровье и благополучие”.

Если Вы ходите к психологу уже не первую сессию, и вам ни на йоту не легче — стоит задуматься, продолжать ли ходить именно к этому специалисту. Если проблема есть, но с выбранным психологом вам не нравится взаимодействовать — найдите другого, того, который вызывает доверие.

5. Боюсь узнать о себе что-то плохое.

“Вдруг я пойму, что я хуже, чем о себе думаю — что я страшный, ужасный человек, просто монстр?!”

Да, работая над собой, можно узнать о себе не самые приятные вещи. Но, если над собой не работать, всё это “не самое приятное” так и останется неосознаваемым и будет исподволь отравлять жизнь (как себе, так и окружающим).

Не лучше ли увидеть, признать, принять все эти качества — и тем самым открыть дорогу для изменений в лучшую сторону.

Еще древние мудрецы говорили: «Познай себя и ты познаешь весь мир!»

6. Боюсь говорить о своих чувствах и переживаниях. Боюсь “дать слабину”.

Страшно и стыдно рассказать о том, что меня беспокоит. Привык держать все свои переживания при себе.

“Как я, большой и сильный мужчина, глава семьи, владелец бизнеса, буду говорить о своих страхах или (о Боже!) плакать на глазах у этой хрупкой женщины-психолога?”

Если сейчас вам трудно и страшно говорить о своих чувствах — на то есть веские причины. Скорее всего, это ряд установок и запретов из детства. Возможно, за слёзы ругали, высмеивали проявления чувств. В этом нет вашей вины, это не стыдно.

Поколение за поколением нас с детства учат не показывать свои чувства: “веди себя прилично”, “не распускай нюни”, “не ной”… И мы учимся справляться, прятать боль и обиды поглубже, при этом улыбаясь и “держась молодцом”. А потом болеем…

Особенно трудно говорить о своих чувствах мужчинам.

“Соберись, тряпка, что ты, как девчонка хнычешь?!” — часто говорят мальчикам, стыдят за слёзы. А потом удивляются замкнутости, черствости и “непонятно откуда взявшимся” головным болям или зависимостям у взрослых мужчин.

Психологи как раз тем и занимаются, что помогают разобраться с чувствами и переживаниями, чтобы вы могли жить полной жизнью и радоваться каждому дню.

7. Боюсь, что станет хуже, больнее, если “расковырять” раны.

“Ух, у меня столько проблем, разбирать — не разобрать, только начни… Я просто не думаю о болезненных событиях, мне так легче. Идти к психологу — бередить старые раны. Не хочу снова переживать эту боль…”

Даже если мы спрячем свои переживания в самые потайные уголки души, они не исчезнут, они обязательно проявят себя в жизни. Они ждут пока их увидят, примут и, наконец, отпустят.

Невыплаканные слёзы = подавленная боль = психосоматика.

Рано или поздно наше тело отреагирует каким-либо недомоганием, болезнью на запрятанную, подавленную боль.

Избавляясь от “скелетов в шкафу” — от подавленных чувств, мы ощущаем, как уходит “гора с плеч”, как становится легче дышать и радостнее жить.

8. Боюсь перемен.

Придётся менять что-то в жизни или в себе? — Страшно!

Страх перемен — не такое редкое явление. Жизнь без видимых перемен, когда “всё как обычно, как всегда” даёт нам иллюзию стабильности и контроля. Но, как говорил Лао Цзы “Нет ничего постоянного, кроме перемен”.

Время течёт, мы меняемся, люди вокруг меняются, жизнь меняется — хотим мы того, или нет. Каждое новое мгновение несёт в себе новые вызовы, новые решения, новые задачи. Отсутствие перемен — это и отсутствие жизни.

Любые значимые перемены выводят нас со знакомой территории, ведут за границы зоны комфорта на неизведанные территории, к новому опыту…

Конечно, перемены могут принести новые трудности, но и все возможности таятся в переменах.

Страхи, как назойливые мухи, жужжат в голове бесконечным “А вдруг” и “Что если”. И нужно понимать, что сами они не отступят. Можно продолжать жить в трудной ситуации, пытаясь день за днём справиться своими силами, но если “воз и ныне там”, и вы чувствуете, что не справляетесь — нужно сделать шаг.опубликовано econet.ru

Сделать шаг, не отбросив страх, а несмотря на страх.

Наберитесь смелости — позвоните психологу, и он поможет Вам найти ресурс, чтобы справиться с Вашими проблемами.

Источник: https://econet.ru/articles/170923-oy-boyus-psihologa-8-rasprostranyonnyh-strahov

Ссылка на основную публикацию