Деструктивность — психология

Человеческая деструктивность по Эриху Фромму — что это такое

Деструктивность - психология

В человеческой природе сокрыто множество парадоксальных загадок. Одним из таких парадоксов является стремление человека к разрушению окружающего мира и самого себя – человеческая деструктивность. Парадоксально такое явление потому, что противоречит закону выживания и инстинкту самосохранения.

Что такое деструктивность

Почему человек, у которого есть все физические и интеллектуальные данные для того, чтобы творить и создавать нечто прекрасное, полезное и жизнеутверждающее, действует деструктивно?

Деструктивность как явление – это полное разрушение или нарушение нормальной структуры чего-либо, производимое личностью и направленное либо вовне (на других людей, предметы), либо на самого себя.

Деструктивность как свойство человеческой личности – это негативное отношение к себе и другим людям, проявляющееся в соответствующем разрушительном поведении.

Человеческую деструктивность также рассматривают как:

  • установку причинять вред себе или другим людям,
  • сознательное желание вредить ради получения удовольствия,
  • неадекватную и примитивную реакцию на препятствия и трудности, чаще всего вызванную страхом,
  • модель поведения, направленную на возвышение собственной личности за счет унижения или полного уничтожения других людей.

Деструктивность принято считать явлением патологическим. Садизм, вандализм, некрофилия, террор, войны, экоцид, наркомания, убийства и самоубийства – вот некоторые из тех деструктивных явлений, что наблюдаются в современном обществе.

Деструктивные действия вредят не только человеку, предмету или явлению, на которое они направлены, но и самому разрушителю. Например, такое деструктивное явление как месть не приносит счастья мстителю.

Хотя он надеется, что месть принесет облегчение, как правило, наоборот, достигая цели, чувствует себя еще хуже, количество негативных переживаний увеличивается.

Разрушая чью-то жизнь, мститель рушит свою и уничтожается все доброе в себе.

Негативные последствия деструктивности не заставляют себя долго ждать, и чаще всего проявляются в форме:

  • страданий разрушителя и его жертв,
  • деградации личности разрушителя,
  • возникновения у разрушителя физических и психических расстройств, заболеваний, негативных привычек, зависимостей,
  • ответной деструктивной реакции со стороны потерпевшего (что влечет за собой цепную реакцию и приводит к разрастанию конфликта),
  • распространения аморальности, беспринципности, безнравственности в обществе.

Человеческая деструктивность по Э. Фромму

Феномен человеческой деструктивности изучали такие психологи как А. Адлер, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн, З. Фрейд, В. Райх и другие. В наше время наибольшую популярность и признание заслужила теория немецкого психолога, социолога, философа Э. Фромма, изложенная в его труде «Анатомия человеческой деструктивности» (1973г.).

Во второй половине прошлого века Э. Фромм отметил факт: чем менее развито общество, тем реже случаются в нем войны. Действительно, по мере исторического развития цивилизации, деструктивные тенденции в обществе все больше возрастают, хотя логично было бы предположить обратный процесс.

Человеку не нужно воевать, чтобы выжить, цивилизация предоставляет все блага, есть понимание того, что любой конфликт можно решить мирным путем, однако войны и оружие становятся все более и более изощренными и жестокими.

В цивилизованном обществе потребности человека относительно легко удовлетворить, не нужно никого убивать, чтобы выжить. Но человек, живущий в комфорте и достатке, все равно склонен к разрушению и саморазрушению.

Такую тенденцию Э. Фромм объяснял существованием двух видов деструктивности:

  1. Доброкачественная. Является оборонительной, служит психологической защитой и обеспечивает выживание в случае возникновения угрозы жизни. Как только угроза или опасность исчезают, стремление разрушать тоже пропадает.
  2. Злокачественная. Является необоснованной, не служит цели выживания и самозащиты. Деструктивное поведение, отличающееся особой, бессмысленной жестокостью, по мнению Э. Фромма, свойственная только людям.

Именно потому, что человеческая деструктивность злокачественна, человек способен не просто мучить и убивать себе подобных, но делать это без биологических и материальных причин, испытывая при этом удовольствие.

Получается, что человечество как вид бесчеловечно. Один человек, глядя на другого, скорее увидит в нем врага, а не друга, сородича, собрата, «своего» (какими люди являются друг для друга на самом деле), если он другой национальности, расы, по-другому одет, говорит, ведет себя и так далее.

Чужой человек воспринимает не как человек даже, а как другой биологический вид. Если люди не разовьют в себе «чувство родства», процесс самоуничтожения не остановится и человечество исчезнет без следа.

Как преодолеть разрушительные тенденции

Деструктивность свойственна каждому человеку, но для кого-то разрушительный тип поведения является преимущественным, а кто-то бывает агрессивен и зол только в неординарных, критических, стрессовых ситуациях.

Тенденции к саморазрушению и разрушению внешнего объекта часто обнаруживаются у подростков, психически нездоровых, агрессивных, имеющих различного рода зависимости людей, правонарушителей и преступников.

Полностью побороть стремление к разрушению невозможно, его можно только уменьшить, отыскав причины деструктивности поведения и поработав над их устранением.

Основными причинами человеческой деструктивности являются:

  • невозможность самореализоваться,
  • конформизм,
  • изолированность, одиночество,
  • нарциссизм,
  • неуверенность в себе, комплекс неполноценности,
  • ощущение собственной незначительности,
  • ощущение безразличия или презрения со стороны окружающих,
  • скука, пассивность,
  • депрессия.

Помочь себе побороть деструктивность можно воспользовавшись такими рекомендациями:

  • избавиться от страха показаться неполноценным, глупым, слабым, беззащитным человеком и прочих тревог;
  • развивать сочувствие, сопереживание, эмпатию, альтруизм;
  • научиться доверять себе, людям, течению жизни;
  • осознать, что повысить собственную значимость в глазах людей (и не нажить при этом врагов), можно развиваясь как личность и самосовершенствуясь, а не унижая других и разрушая их жизни;
  • периодически трансформировать накопившуюся агрессию, перенаправляя ее в конструктивное русло;
  • свободно заниматься творчеством, чтобы иметь возможность выражать себя и проявлять негативные переживания, не причиняя при этом никому вреда.

Преодолевая собственную деструктивность, можно помочь всему человечеству справиться с этой проблемой и перейти на новый, действительно цивилизованный и миролюбивый этап развития.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/chelovecheskaya-destruktivnost

Деструктивность

Деструктивность

Деструктивность – термин, который образован от латинского слова destructio, что в переводе обозначает разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо. В психологии этот термин обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Деструктивность: общее

Доктор Зигмунд Фрейд считал, что деструктивность является обычным свойство абсолютно любого человека, и считал, что вся разница только и заключается в том, на что направлено это явление.

Эрик Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» уверен, что деструктивность, направленная вовне, является лишь отражением то, что направлена внутрь, и таким образом получается, что если деструктивность личности не направлена на самого себя, то и на окружающих она исходить не может.

Человеческая деструктивность являет собой следствие того, что личность попросту блокирует выход плодотворной энергии, видя различные препятствия на своем пути развития и самовыражения. Именно из-за неудачи в сложном деле самореализации и возникает это патологическое явление. Интересно, но личность остается несчастной даже после достижения целей.

Деструктивность и ее направленность

Как уже говорилось выше, деструктивность может быть направлена вовне и внутрь. Рассмотрим примеры того и другого типа.

Проявлениями деструктивного поведение направленного вовне можно считать следующие факты:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • разрушение социума, неких общественных отношений (война, террористический акт);
  • разрушение ценных предметов, например, памятников и произведений искусства (вандализм);
  • разрушение естественной среды (экологический терроризм, экоцид).

Негативные последствия в данном случае прежде всего коснутся именно внешнего объекта, а не самого человека.

К проявлениям деструктивного поведения, направленного внутрь, или аутодеструкции, можно отнести:

  • любое злоупотребление психически активными веществами (токсикомания, алкоголизм, наркотическая зависимость);
  • суицид (умышленное физическое убийство самого себя и саморазрушение личности);
  • зависимость патологическая нехимическая: интернет-аддикция, гэмблинг (страсть к азартным играм), и т.д.

Проявлений может быть много и все они несут определенный вред, какие-то более крупный, какие-то менее.

Деструктивность и деструктивное поведение

Деструктивное поведение являет собой тип разрушительного для человека поведения, которое характеризуется существенными отклонениями от существующих психологических и даже медицинских норм, в результате которого сильно страдает качество жизни человека.

Личность перестает критически пересматривать и оценивать свое поведение, возникает непонимание происходящего и когнитивное искажение восприятия в целом.

Как итог снижается самооценка, возникают разного рода эмоциональные нарушения, чтоприводит к социальной дезадаптации, причем в самых крайних проявлениях.

Деструктивность сама по себе присутствует абсолютно в каждом человеке, но проявляется только в сложные, тяжелы, возможно, переломные моменты жизни. Часто это случается с подростками, у которых к проблемам возрастной психики прибавляется еще учебная нагрузка и сложные взаимоотношения со старшим поколением.

В некоторых случаях возможны также деструктивные изменения личности, которые заключаются в разрушении самой структуры личности либо, как вариант, неких отдельных ее компонентов.

Встречаются самые разные формы этого явления: деформация мотивов поведения, деформация потребностей, изменения характера и темперамента, нарушения волевого управления поведением, неадекватная самооценка и проблемы в общении с окружающими.

Источник: https://womanadvice.ru/destruktivnost

Деструктивное поведение — формы и профилактика

Содержание

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

  • отсутствие мотивации;
  • неадекватность;
  • дезадаптивность;
  • аутичность;
  • отсутствие результативности.

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Причины деструктивного поведения

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими.

Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы.

Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

ДатаУчёныйКлассификацияСуть
1938 г.Р. К. МертонПодчинениеПринятие общественных целей и средств их достижения
ИнновацияПринятие общественных целей, но не средств их достижения
РитуалзмОтрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
РетретизмВыход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
МятежПопытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г.В. В. КовалёвДевиации социально-психологического характера— нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм;— демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера— патологические;— непатологические.
Личностно-динамические девиации— реакция; — развитие;— состояние.
1987 г.Ф. ПатакиПреддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению)— аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса;— низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы)— преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость,— суицид.
1990 г.Ц.П.КороленкоНестандартные действияМотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение— поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов;— саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г.В. Н. ИвановДокриминогенное поведениеИгнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведениеУголовно-наказуемые преступления
2001 г.Ю.А. КлейбергНегативное поведениеСаморазрушение
Позитивное поведениеТворчество
Нейтральное поведениеПопрошайничество
2004 г.Е.В.ЗмановскаяАнтисоциальное поведениеНарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведениеНарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведениеПоведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г.Н. В. МайсакДевиации по характеру поведения— конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду);— внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом— одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения);— неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).
Читайте также:  Мышление и восприятие - психология

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом.

В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию.

Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная. Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская. Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество.

Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается.

Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Источник: http://story-woman.ru/psihologia/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/

Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения :

Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения :

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение – поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Формы

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое – созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому.

Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания.

К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная – к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная – это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности.

Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим.

К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства — в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь — человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах — человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам — иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения.

Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово.

Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

Источник: https://www.syl.ru/article/167327/new_destruktivnoe-povedenie-cheloveka-destruktivnyie-formyi-poveden

Деструктивность: все значения явления

Деструктивность: все значения явления

Разрушительное (деструктивное) начало является неотъемлемым свойством человеческой природы, однако самоконтроль, осознанность, а также общественное порицание ограждают нас от его крайних проявлений: убийств, насилия, самоубийств. В целом феномен деструктивности мало исследован психологией и психиатрией, хотя в философии этот термин прижился достаточно давно.

Что такое деструктивность и каковы причины ее существования, впервые смог объяснить З. Фрейд, предложив теорию стремления к смерти. С точки зрения этой теории, деструктивное поведение – это поведение, отличное от нормального, оно направлено на саморазрушение и, как следствие, влечет за собой ухудшение качества жизни индивида.

Основные теории, объясняющие феномен

Деструктивное поведение характеризуется наличием девиаций, или отклонений, которые подразделяются по следующим критериям: нарушаемая норма, цели и мотивация совершения поступка, полученный результат. С точки зрения Фрейда, самый важный критерий деструктивности – это результат, который может привести к снятию внутреннего напряжения за счет катарсиса, не подразумевающего разрушения.

Известный специалист в области психологии Э. Берн говорит о том, что деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

  • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
  • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

Исследованиями феномена деструктивности также занимался Э. Фромм, он считал, что деструктивный — это прежде всего агрессивный человек. Агрессия может быть доброкачественной, то есть служащей естественным инструментом жизни, или злокачественной, неадаптивной, несущей социальный и биологический вред.

В его теории значение слова «деструктивный» близко к «неконструктивный», оно характеризует индивидов, не имеющих потенциала для самореализации. Фромм говорит о том, что деструктивный человек бежит от свободы, пытаясь с помощью разрушительного начала преодолеть собственную неполноценность, подвергая физическим или моральным воздействиям более талантливых людей.

Читайте также:  Диалектический материализм - психология

В психологии деструктивного поведения особое место занимает концепция, разработанная Н. Фарбероу. Он говорит о том, что деструктивная личность не способна критически оценить последствия своих поступков, искаженно и нередко враждебно воспринимает действительность.

Рекомендуем: Мортидо: значение понятия

Самооценка у такого человека нередко сильно завышена, отчего планка собственной значимости мешает правильно выстраивать коммуникации с людьми. Фарбероу смог обосновать не только деструктивную тягу некоторых индивидов к злоупотреблению различными психотропными веществами, но и разработал целую систему предотвращения суицидов, которая до сих пор с успехом используется в США.

Формы проявления феномена и способы коррекции поведения

С точки зрения психологии, деструкция может проявляться во многих формах, поэтому давайте рассмотрим основные, наиболее часто встречающиеся.

Деструктивные отношения могут возникать между близкими людьми, связанными общими интересами, увлечениями или стремлениями.

Этот вид взаимодействия часто существует в творческих союзах между творцом и музой или в семейных парах.

Психологи говорят о том, что если не выстроить отношения правильно, то деструктивное влияние пагубно отразится прежде всего на личности психически здорового человека.

Деструктивное мышление – еще один вариант девиации, когда человека постоянно сопровождает глубокое и непреодолимое чувство обиды на весь мир. К сожалению, минимум раз в день каждому из нас приходят в голову деструктивные мысли, но устойчиво думают в негативном ключе примерно 40% всех жителей планеты.

Рекомендуем: Агрессия — это

Чтобы настроиться на позитив, попробуйте оценивать каждую мысль: за положительные покупайте себе что-нибудь вкусненькое, а за отрицательные – давайте хорошую вечернюю пробежку. Ученые выяснили, что физические нагрузки стимулируют выработку гормонов радости, а это прямой путь к хорошему настроению и избавлению от деструктивных устремлений.

Деструктивные чувства – еще одна проблема современного общества, так называемый феномен общей тревожности, неудовлетворенности. В основном они являются следствием неправильных внутренних установок, привычки делить все на белое и черное, предвзятости, веры в негативный исход.

Деструктивные эмоции – это следствие разрушительных чувств, владеющих человеком. Для смены психологического и эмоционального фона необходима коррекционная работа со специалистом, а также специальные дыхательные тренировки, направленные на избавление от чувства внутреннего напряжения и дискомфорта.

Деструктивный характер проявляется как склонность к угрюмости, необщительности, фатализму, закрытости, некоторой боязни контактов с окружающими или неловкости в общении. Психологами разработаны специальные методики, позволяющие преодолеть эти черты и сформировать правильный взгляд на жизнь. Одна из методик была предложена группой американских психологов, она состоит из нескольких модулей:

  • Глубокий анализ деструктивных черт характера клиента, выявление среди них тех, от которых он хотел бы избавиться.
  • Работа над осознанием необходимости изменения, избавления от деструктивности. Проверяется истинность желания пациента стать другим, составляется портрет желаемых черт характера.
  • Групповые занятия по закреплению нужных качеств.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/destruktivnost.html

Деструктивность Деструктивный

Деструктивность Деструктивный

28.12.2015 by petr8512

Идеи деструктивные – значит, у тебя состояние сознания деструктивное.

Автор афоризма: Торсунов О.Г.

Конструктивная критика: когда я критикую вас.

Деструктивная критика: когда вы критикуете меня.

Автор в розыске

Ломать – не строить, душа не болит.

Пословица

         Деструктивность  как качество личности – неспособность создавать основу для дальнейшей плодотворной работы, рационального и целесообразного поведения; направленность на  разрушение внешних объектов или во внутрь, на самого себя, нарушение функционирования чего-либо.

Однажды бедный крестьянин зашел в свой сарай и нашел под куриным насестом золотое яйцо.  Его первой мыслью было: “Кто-то хочет надо мною подшутить”. Но чтобы действовать наверняка, он взял яйцо и отнес его к ювелиру.

Тот проверил яйцо и сообщил крестьянину: “100-процентное золото, чистое золото”. Крестьянин продал яйцо и вернулся домой с большими деньгами. Вечером он закатил пир горой.  На рассвете встала вся семья, чтобы посмотреть, не снесла ли курица еще одно яйцо.

Действительно, в гнезде снова лежало золотое яйцо.

    С тех пор крестьянин каждое утро находил такое яйцо. Продавая их, он стал очень богат.  Но крестьянин был человеком жадным, значит, деструктивным.

Он спрашивал себя, почему курица несет только по одному яйцу в день,  как это у нее получается? Он хотел узнать это, чтобы создавать золотые яйца самостоятельно и стать еще богаче.

Со временем бывший крестьянин стал все больше разражаться от того, что не находил ответов и никак не мог повлиять на появление золотых яиц. Деструктивность сознания толкала его к разрушению.

И однажды его терпение иссякло, вся злость и раздражение выплеснулась наружу – он схватил нож, отправился в курятник и зарезал курицу, чтобы заглянуть внутрь. Всё, что он обнаружил – это половинки будущего золотого яичка, которое только начало зарождаться. Мораль этой мудрой истории такова – не потакай те своему деструктивному сознанию, не убивайте курицу, несущую золотые яйца.

Советую почитать:  Доминирование

       Деструктивность – поборница быстрого результата. Она не хочет понимать мысль, что успех (золотое яйцо) должен быть долгосрочным. Получить быстрый результат – это деструктивная идея.  Например, человек  побежал в банк за ипотечным кредитом. Хочет купить дом и престижную машину.

Какая деструктивная сила погнала его в рабство перед банком? Жадность и деструктивное мышление. Кредит под высокие проценты придётся отрабатывать. Придётся вкалывать на нескольких работах.  Здоровье разрушается от перенапряжения и недосыпания.

Отношения в семье тоже разрушаются, ибо дом и машина есть, а самого хозяина нет, он постоянно на работе, приходит, когда все уже спят, а уходит, когда все ещё спят. Словом, сплошной разгул деструктивности.

       Философ Д.Г. Пшонко утверждает, что идея в том, чтобы двигаться таким образом, чтобы наши ресурсы постоянно пополнялись, и от увеличения ресурсов зависит увеличение результата, то есть мы должны заботиться о золотых яйцах, безусловно, но при этом нужно любить и лелеять курицу, которая эти золотые яйца приносит.

И человек, при планировании своей жизни, должен планировать не только результат, а планировать ресурс, пополнения ресурса, и каждый раз, чем больше он уделяет внимания пополнению ресурсов, тем больше он результат получает.

Таким образом, конструктивный подход к своей жизни предполагает  правильное взаимодействие со временем, с планированием своей жизни, с планированием своих возможностей, с  постоянным пополнением ресурса.

      Деструктивный подход к жизни всегда осуществляется в союзе с жадностью. Быстрее купить дом, машину. И побольше, побольше цацек. Разумность говорит: — Нужно спокойно заработать деньги,  не нужно брать кредиты под грабительские проценты. Всему своё время. Придёт время, купим спокойно и дом и машину, но только  без ажиотажа и воспаленного от жадности и деструктивности сознания.

Советую почитать:  Духовная чистота

       Здесь напрашивается анекдот о двух быках, у молодого быка деструктивное мышление, а у старого, наоборот, конструктивное.

      Два быка, молодой и старый, стоят на пригорке и смотрят вниз на стадо коров. Молодой говорит: — Слушай, хватит траву жевать, я воооон там такую красивую телку приметил, давай быстро спустимся и займемся с ней любовью.

Потом вернемся, траву дожуем, а??!?!?! Старый бык меееедленно, размеренно пережевывает траву… Молодой: — Ну, давай же быстрее, вдруг уйдет!! — Смотри, вот еще одна красавица — рыженькая, с белыми пятнами.

Давай быстренько спустимся и полюбим ее, а?!  Старый, размеренно, никуда не торопясь, жует траву. – Нет! Я сейчас лавиной спущусь с горы, снесу по пути сарай, сломаю забор и полюблю вон ту блондинку.

Старый бык (густым басом):  Н-е-е-ет…  Сейчас мы спокойно дожуём траву, а затем ме-е-е-едленно, размеренно спустимся с горы и завладеем всем стадом… а потом также  медленно и размеренно уйдем в горы.

      В погоне за результатом человек быстро растрачивает свои результаты. Эффективность – ноль. Рванул на десять тысяч, как на пятьсот и спёкся. В итоге разочарование и уныние от деструктивного сценария жизни.

Конструктивный сценарий – это когда человек постоянно развивается, личностно растет, самосовершенствуется.

Он не гонит события, не потакает глупости и жадности, не доводит свой разум до болезни – деструктивности мышления.

      Деструктивный человек – специалист–подрывник собственного разума. Обычно он находится под влиянием энергии невежества и деградации. Недаром в рядах деструктивности много людей, склонных к наркотикам, разврату, алкоголизму, суициду.

     Деструктивность – разрушительное, гибельное и неплодотворное состояние сознания. Сознание деструктивное, когда в нём засела идея, что в этом мире не стоит ничего добиваться, что этот мир иллюзорен, нужно бросить этот мир, нужно обратить свой взор в потустороннюю реальность, в потусторонний мир.

Деструктивное сознание говорит: — В  материальном мире отсутствует цель, ради которой можно было бы жить: ни семья, ни любовь, ни дружба, ни общественное благоустройство, ни квартиры, ни машины, ни уважение окружающих, ничего не стоит, чтобы жить  ради этого даже секунду, не говоря уже о целой жизни.

Советую почитать:  Детальность Детальный

       Деструктивность – это пропасть между теорией и практикой. Знания есть, а применять их на практике человек не собирается. Такой подход равнозначен феномену: купить билет на поезд и не поехать. Ученье – свет, а неучёных – тьма. Все всё знают, но применить не могут. Это – деструктивность и глупость.

       Человек порой отлично знает, к какому печальному финалу приведёт его деструктивное поведение, но вопреки здравому смыслу продолжает действовать деструктивно. Разум говорит ему: — Сегодня напьёшься, завтра голова будет бо–бо. Будешь мучиться с похмелья. Если выпил хорошо – значит, утром плохо. Если утром хорошо – значит, выпил плохо.

      Неразумный человек выслушивает разум, но действует деструктивно. Радостно поднимает стакан. Доволен.  Это невежество. Детское состояние сознания. Знает, но действует себе во вред. Потакает своим чувствам и вожделенному уму. Это и есть деструктивное поведение.

Источник: https://podskazki.info/destruktivnost/

Деструктивность Гитлера

Деструктивность Гитлера

Для Гитлера объектами деструктивности были города и люди. Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был и тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица Земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию. Эти его намерения не подлежат сомнению.

Шпеер пишет, что Гитлер в зените своей славы после осмотра только что захваченного Парижа обратился к нему: «Разве Париж не прекрасен? Раньше я часто задумывался, а не надо ли уничтожить Париж? Но когда мы закончим наши планы в Берлине, то мы затмим Париж.

Так зачем же его разрушать?» В конце концов Гитлер все-таки отдал приказ о разрушении Парижа, приказ, который немецкий комендант Парижа не выполнил.

Самым крайним выражением его мании к разрушениям зданий и городов был его секретный указ «Сожженная земля», изданный в сентябре 1944 г., где он приказывал в случае оккупации Германии врагом сделать следующее:

Необходимо полностью уничтожить не только промышленные сооружения, газовые заводы, гидро – и электростанции, телефонные станции, но и все, что необходимо для поддержания жизни: документы, продовольственные карточки, акты загсов и адресных столов, списки банковских счетов и т. д. Подлежали уничтожению запасы продовольствия, крестьянские подворья (включая и скот). Даже те произведения искусства, которые уцелели после налетов авиации, не должны были сохраниться; памятники и дворцы, крепости и церкви, театры и замки – все подлежало уничтожению.

Это, разумеется, также означало и разрушение системы вод о – и электроснабжения, ликвидацию санитарных учреждений и т. д. Таким образом, по этому плану миллионы людей, не сумевших уехать, должны были стать жертвами голода, холода и болезней.

Для архитектора Шпеера, который не только не был некрофильским разрушителем, но скорее всего был биофилом, этот указ стал причиной разрыва отношений с Гитлером. Шпеер попытался найти поддержку у некоторых генералов и партийных функционеров, которые не были заражены гитлеровской страстью к разрушениям. Он рисковал жизнью, саботируя приказы Гитлера.

Фактически благодаря его усилиям, а также некоторым обстоятельствам гитлеровская программа «Сожженная земля» не была осуществлена.

Страсть Гитлера к разрушению зданий и городов особенно заслуживает внимания, поскольку она связана с его любовью к архитектуре. Можно было бы даже утверждать, что его планы по восстановлению городов служили оправданием того, что сначала он их разрушил.

Но я все же полагаю, что было бы ошибкой пытаться объяснить его интерес к архитектуре только тем, что это было вытеснением его страсти к разрушению. Все же интерес к архитектуре, по всей вероятности, был настоящим.

Можно предположить даже, что это был его единственный интерес, если не считать стремления к власти и победе.

Деструктивность Гитлера убедительно подтверждают оккупационные планы в отношении Польши. Поляки подлежали культурной стерилизации, они не имели права на свою культуру: преподавание в школах должно было ограничиваться небольшим курсом немецкого языка, а также изучением дорожных знаков.

Преподавание географии не должно было выходить за рамки того факта, что Берлин – столица Германии. Математика считалась совершенно излишней, так же как ненужным считалось медицинское обслуживание, уровень жизни должен был быть сведен к минимуму. Польское население рассматривалось исключительно как источник рабочей силы (т. е. как рабы!).

Читайте также:  Корыстная любовь - психология

Первые человеческие объекты, которые Гитлер приказал уничтожить, были «умственно отсталые». Уже в «Майн кампф» Гитлер писал: «Исходя из здравого смысла, следует запретить воспроизводство людей неполноценных… все действия и меры по предотвращению дефектного потомства следует считать самыми гуманными… Неизлечимо больные должны быть изолированы.

И хотя это выглядит жестоко по отношению к несчастным и страждущим, это в то же время является высшим благом для их сограждан и потомков».

Позднее эти идеи были претворены в жизнь, все «неполноценные» люди были не только изолированы, но и уничтожены.

А среди ранних проявлений деструктивности Гитлера следует назвать вероломное убийство Эрнста Рема (за несколько дней до гибели Рема видели дружелюбно беседующим с Гитлером) и других руководителей штурмовых отрядов, продиктованное соображениями политической тактики (фашистам надо было успокоить промышленников и генералитет, избавившись от деятелей «антикапиталистического» крыла движения).

То, что Гитлер находился в плену постоянных деструктивных идей, проявилось в его высказываниях о мерах, которые он собирался предпринять в случае путча в стране (как в 1918 г.). Он считал необходимым немедленно уничтожить всех вождей оппозиционных политических движений, включая католических и всех узников концентрационных лагерей.

Главными жертвами должны были стать евреи, поляки и русские. Мы хотим здесь остановиться только на уничтожении евреев. Факты слишком хорошо известны, чтобы нужно было обсуждать их в частности. Однако следует подчеркнуть, что систематическая кровавая расправа над евреями началась лишь во время второй мировой войны.

У нас нет свидетельств того, что до начала войны Гитлер собирался истребить евреев: политика нацистов была направлена на поддержку еврейской эмиграции из Германии, и правительство даже принимало специальные меры, облегчающие евреям выезд из страны. Но вот 30 января 1939 г.

Гитлер вполне откровенно заявил министру иностранных дел Чехословакии Хвалковскому: «Мы собираемся уничтожить евреев. Они не смогут избежать наказания за то, что они сделали 9 ноября 1918 г. День расплаты настал».

В тот же день, выступая в рейхстаге, он сказал по сути то же самое, но в более завуалированной форме: «Если международным банкирам-евреям, находящимся в Европе или за ее пределами, удастся вовлечь народы в новую войну, ее результатом будет не всемирный большевизм, т. е. не победа иудаизма; это будет конец евреев в Европе».

Слова, сказанные Хвалковскому, особенно интересны с психологической точки зрения. Гитлер выступает здесь без всякого камуфляжа, без попыток к рационализации или оправданию своих намерений (например, тем, что евреи представляют опасность для Германии).

Он выдает истинный мотив – желание отомстить за «преступление», которое несколько евреев-революционеров совершили двадцать лет тому назад.

Садистский характер его ненависти к евреям сквозит в словах, сказанных в кругу ближайших сотрудников по партии после партийного собрания: «Гнать их с работы, в гетто, за решетку, пусть подохнут, они того заслуживают, и немецкий народ будет смотреть на них, как разглядывают диких зверей».

Гитлеру казалось, что евреи отравляют арийскую кровь и арийскую душу. Чтобы понять, как это чувство связано со всем его некрофильским комплексом, обратимся к другой, казалось бы, совершенно не связанной с этим заботе Гитлера – к сифилису. В «Майн кампф» он говорит о сифилисе как об одной из «жизненно важных проблем нации». Он пишет:

Наряду с политическим, нравственным и моральным заражением, которому люди подвергаются уже много лет, существуют не менее ужасные бедствия, подрывающие здоровье нации. Сифилис, особенно в больших городах, распространяется все шире и шире, в то время как туберкулез снимает жатву смерти уже по всей стране.

В действительности это было не так. Ни туберкулез, ни сифилис не представляли угрозы в таких масштабах, которые пытается приписать им Гитлер. Но это типичная фантазия некрофила: боязнь грязи, отравы и любой инфекции.

Перед нами – выражение некрофильской установки, заставляющей рассматривать внешний мир как источник грязи и заразы. Скорее всего, ненависть Гитлера к евреям имела ту же природу. Инородцы ядовиты и заразны, как сифилис. Следовательно, их надо искоренять.

Дальнейшее развитие этого представления ведет к идее, что они отравляют не только кровь, но и душу.

Чем более сомнительной становилась для Гитлера победа в войне, тем сильнее в нем проявлялись собственные разрушительные тенденции. Каждый шаг на пути к поражению сопровождался все новыми и новыми кровавыми жертвами. В конце концов настало время истреблять самих немцев. Уже 27 января 1942 г., т. е.

более чем за год до Сталинграда, Гитлер сказал: «Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть». Когда поражение стало неизбежным, он отдал приказ, приводивший в исполнение эту угрозу, – приказ о разрушении Германии: ее почвы, зданий, заводов и фабрик, произведений искусства.

А когда русские были уже на подступах к бункеру Гитлера, настал момент великого финала разрушения. С ним вместе должна была умереть его собака. Его возлюбленная, Ева Браун, которая приехала в Берлин, нарушив его приказ, чтобы разделить с ним смерть, тоже должна была умереть. Растроганный преданностью фрейлейн Браун, Гитлер вознаградил ее, вступив с ней здесь же в законный брак.

Готовность умереть за него была, пожалуй, единственным действием, которым женщина могла доказать ему свою любовь. Геббельс тоже остался верен человеку, которому он продал душу. Он приказал своей жене и шестерым малолетним детям принять смерть вместе с ним.

Как всякая нормальная мать, жена Геббельса никогда бы не убила своих детей, тем более под действием дешевых пропагандистских аргументов, с помощью которых Геббельс пытался ее убедить. Но у нее не было выбора. Когда ее в последний раз пришел навестить Шпеер, Геббельс ни на минуту не оставил их вдвоем.

Она только смогла сказать, что счастлива, поскольку там с ними нет ее старшего сына (от предыдущего брака). Поражение и смерть Гитлера должны были сопровождаться смертью всех, кто его окружал, смертью всех немцев, а если бы это было в его власти, то и разрушением всего мира. Фоном для его гибели могло быть только всеобщее разрушение.

Но вернемся к вопросу, можно ли оправдать действия Гитлера традиционно понимаемыми «государственными интересами», т. е. отличался ли он как человек от множества других государственных мужей и военачальников, которые объявляли войны и тем самым посылали на смерть миллионы людей.

В некоторых отношениях Гитлер был совершенно таким же, как и руководители многих других государств, я было бы ханжеством считать его военную политику чем-то из ряда вон выходящим в сравнении с тем, что, как свидетельствует история, делали другие лидеры других сильных держав.

Но в Гитлере поражает несоответствие между теми разрушениями, которые производились по его прямому приказу, и оправдывавшими их реалистическими целями. Многие его действия, начиная с уничтожения миллионов и миллионов евреев, русских и поляков и кончая распоряжениями, обрекавшими на уничтожение немцев, нельзя объяснить стратегической целесообразностью.

Это, без сомнения, результаты страсти к разрушению, снедавшей некрофила. Этот факт часто затемняется тем, что при обсуждении действий Гитлера речь идет главным образом об истреблении евреев. Но евреи были не единственным объектом, на который он направлял свою страсть к разрушению.

Гитлер, несомненно, ненавидел евреев, но мы бы не погрешили против истины, сказав, что одновременно он ненавидел и немцев. Он ненавидел человечество, ненавидел саму жизнь. Чтобы это стало яснее, попробуем взглянуть на другие проявления его некрофилии.

Давайте прежде всего посмотрим на некоторые спонтанные проявления некрофильской ориентации Гитлера. Вот Шпеер рассказывает о его реакции на финальные кадры кинохроники, посвященной бомбардировкам Варшавы: Ханфштевгль рассказывает о разговоре, состоявшемся в середине 20-х гг., в котором он пытался убедить Гитлера посетить Англию.

Перечисляя достопримечательности, он упомянул Генриха VIII. Гитлер оживился: «Шесть жен – гм, шесть жен – неплохо, и двух из них он отправил на эшафот. Нам действительно стоит поехать в Англию, чтобы пойти в Тауэр и посмотреть на место, где их казнили. Это стоит посмотреть».

И действительно, это место казни интересовало его больше, чем вся остальная Англия.

Весьма характерной была его реакция в 1923 г. на фильм «Fridericus Rex» («Король Фридрих»). По сюжету фильма отец Фридриха хочет казнить своего сына и его друга за попытку бежать из страны. Еще в кинотеатре и потом, по пути домой, Гитлер повторял: «Его (сына) тоже надо убить – великолепно.

Это значит: долой голову с каждого, кто погрешит против государства, даже если это твой собственный сын!» Затем он развил эту тему, сказав, что такой метод надо применить и к французам (которые в это время оккупировали Рурскую область), и заключил: «Ну так что же, придется сжечь десяток наших городов на Рейне и в Руре и потерять несколько десятков тысяч человек!»

Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской диеты, но гостям подавали обычную еду.

«Если на столе появлялся мясной бульон, – вспоминает Шпеер, – я мог быть уверен, что он заведет речь о „трупном чае“; по поводу раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек».

На лице у Гитлера постоянно было выражение брезгливости, словно он принюхивался к неприятному запаху. Эта мина хорошо различима на многих его фотографиях. Смех его был неестественным. На фотографиях видна принужденная, самодовольная ухмылка.

Особенно ярко запечатлелась она в кадрах кинохроники, снятых, когда он был на гребне удачи, сразу после капитуляции Франции, в железнодорожном вагоне в Компьене. Выйдя из купе, он пляшет некий «танец», похлопывая себя руками по ляжкам и по животу, а затем гнусно улыбается, будто только что проглотил Францию.

Еще одной чертой, выдающей в нем некрофила, является скука. Ярким проявлением этой характерной формы безжизненности были его застольные беседы. В Оберзальцберге Гитлер и окружавшие его люди, пообедав, шли в павильон, где им подавали чай, кофе, пирожные и другие лакомства.

«Здесь, за чашкой кофе, Гитлер пускался в длиннейшие монологи. То, о чем он говорил, было в основном известно собравшимся, поэтому они почти не слушали его, а лишь изображали внимание. Иногда Гитлер сам засыпал посреди своих разглагольствований.

Тогда компания продолжала беседовать шепотом в надежде, что он своевременно проснется к ужину». Потом все шли обратно в дом, и два часа спустя подавали ужин. После ужина показывали два кинофильма. Затем какое-то время все обменивались впечатлениями от фильмов, обычно довольно банальными.

Примерно к часу ночи некоторые уже не могли сдерживать зевоту, хотя делали над собой усилие, чтобы казаться бодрыми. Но все продолжали общаться. В унылой беседе проходил еще час или больше, оставляя ощущение пустоты. Наконец Ева Браун, обменявшись с Гитлером несколькими словами, получала разрешение уйти к себе наверх.

Через четверть часа, пожелав собравшимся доброй ночи, удалялся и Гитлер. Теперь оставшиеся могли расслабиться, и нередко за этими часами общего оцепенения следовала веселая вечеринка с шампанским и коньяком.

Во всех этих чертах отчетливо проявлялась страсть Гитлера к разрушению. Однако ни миллионы немцев, ни политики всего мира не смогли этого увидеть.

Наоборот, они считали его патриотом, который действует из любви к родине; немцы видели в нем спасителя, который избавит страну от унижений Версальского договора и от экономической катастрофы, великого зодчего новой, процветающей Германии.

Как же могло случиться, что немцы и другие народы мира не распознали под маской созидателя этого величайшего из разрушителей?

На это было много причин. Гитлер был законченным лжецом и прекрасным актером. Он заявлял о своих миролюбивых намерениях и после каждой победы утверждал, что в конечном счете все делает во имя мира.

Он умел убеждать – не только словами, но и интонацией, ибо в совершенстве владел своим голосом. Но таким образом он лишь, вводил в заблуждение своих будущих врагов. Как-то, беседуя с генералами, он заявил: «У человека есть чувство прекрасного.

Каким богатым становится мир для того, кто умеет использовать это чувство… Красота должна властвовать над людьми… Когда закончится война, я хочу посвятить пять или десять лет размышлениям и литературной работе. Войны приходят и уходят.

Остаются только ценности культуры…» Он заявлял о своем желании положить начало новой эре терпимости и одновременно обвинял евреев в том, что с помощью христианства они посеяли нетерпимость.

Источник: https://psibook.com/library/3032/110.html

Ссылка на основную публикацию