Тренинги состояний — психология

Принципы и средства тренировки психических возможностей

Тренинги состояний - психология

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Добиться этого с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств. У каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

В организации тренировки психических возможностей человека следует учитывать и выполнять определенные условия:

• Четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению.

• Процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее.

• Необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки.

• Разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающую при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т. д.).

Если первые реакции были удачными, то все остальные операции, составляющие навык, протекают автоматически. Неудачное начало или незапланированный перерыв обычно вызывают отрицательные эмоции и ведут к снижению работоспособности и положительной установки на работу. Вместе с тем хорошо закрепленный навык стабилен и трудно поддается каким-либо отрицательным влияниям.

При тренировке психических процессов необходимо учитывать некоторые принципы, следование которым сделает саму тренировку более эффективной. К основным из таких принципов следует отнести:

1. Нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы; следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление.

2. Выполняемая нагрузка должна доставлять радостные ощущения, удовольствие и другие положительные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъемом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников умственного труда, как школьники и студенты.

3. Необходимо соблюдать требования рациональной организации труда и обучения; забвение этого требования не только снижает эффективность труда, но и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и в конечном счете ведет к снижению интеллектуального потенциала.

Регулярность труда – важная основа профилактики эмоциональных перегрузок.

Регулярные интеллектуальные и психологические нагрузки формируют в мозгу у человека так называемый динамический стереотип, благодаря которому сама интеллектуальная деятельности протекает гораздо эффективнее.

Другой эффект регулярности занятий кроется в систематической тренировке памяти, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.

Каким бы психически сильным и уравновешенным ни был человек, порой он попадает в ситуации, которые, если и не грозят его здоровью, то могут вывести из душевного равновесия. Поэтому так важно научиться контролировать свое психическое состояние с помощью саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

То есть саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.

Своевременная саморегуляция – это средство, предотвращающее накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующее полноте восстановления сил, нормализующее эмоциональный фон деятельности, а также усиливающее мобилизацию ресурсов организма. Благодаря ей достигаются три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Методы и способы саморегуляции появились как результат изучения психологии и физиологии человека, закономерностей и механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

Существует огромное множество средств и методов саморегуляции самых различных психических состояний, которые можно условно разделить на две группы – естественные и специальные.

Естественные способы регуляции организма включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.

Люди достаточно часто интуитивно используют их в своей жизни: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление, не всегда можно использовать (например, на работе). Но есть и приемы, которые можно применять и во время работы, учебы, и часто люди это делают бессознательно. Поэтому вначале важно:

– разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса владеет человек;

– осознать эти приемы;

– перейти от спонтанного их применения к сознательной регуляции психических состояний;

– освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.

Можно выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

– вдыхание свежего воздуха;

– чтение стихов;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Специальные приемы регуляции нервно-психической состояний предполагают сознательное использование определенных приемов и методов.

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. Благодаря специально подобранным ее средствам можно целенаправленно менять психическое состояние человека в нужном направлении.

При чрезмерном возбуждении мышечная активность (например, спокойные упражнения на расслабление в сочетании с глубоким выдохом) создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон – в результате этого процесса состояние напряжения снижается.

Для поднятия психического тонуса специальные упражнения (резкие короткие выдохи, как это делают спортсмены перед стартом) способны усилить силу возбудительных процессов.

При чрезмерном психическом напряжении из-за повышенного мышечного тонуса отсюда в ЦНС направляется большой поток нервных импульсов, – естественно, с еще большим ее напряжением.

В этих условиях разорвать порочный круг помогают релаксирующие (расслабляющие) упражнения, благодаря которым центростремительный поток импульсов ослабляется.

Особенно эффективны они в сочетании с удлиненным выдохом.

Релаксирующая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания.

Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение.

В этом, в частности, помогают пришедшие к нам из Индии и Китая комплексы физических упражнений, которые предусматривают для своего выполнения концентрацию внимания на различных частях тела (хатха-йога, тайцзицюань, цигун и др.).

Помимо доминантного механизма движение оказывает влияние на состояние психики и опосредованно, через спинной мозг, каждый отдельный сегмент которого связан с определенными участками тела и внутренними органами (например, нижние участки спинного мозга иннервируют мочеполовые органы и управляют мышцами нижних конечностей, верхние – сердце, органы дыхания и управляют мышцами плечевого пояса). При этом нарушение состояния какого-либо органа или системы проецируется на соответствующие мышцы[28]. В таком случае специально подобранные физические упражнения на соответствующие мышцы туловища и конечностей позволяют оказать целебное влияние на измененное состояние того или иного внутреннего органа или системы.

Не следует забывать и тот эффект влияния мышечных нагрузок, который сопровождается снижением уровня «гормонов стресса» в организме, благодаря которому также улучшается нервно-эмоциональное состояние человека.

Если же движение продолжается достаточное время (до 30–40 минут), то в ЦНС синтезируются так называемые «гормоны радости» (в частности, серотонин, эн-кефалины), так что даже на фоне наступившего утомления человек испытывает ощущение удовольствия («мышечную радость»).

Движение – это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха, о котором говорилось в главе 4.

Однако следует учитывать, что в случае сильного утомления (в том числе и умственного) движение как средство активного отдыха может усугубить утомление, так что в этом случае необходим вначале пассивный отдых (сон, расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного) для оптимизации психического состояния все более широко используются различные методы собственно психорегуляции.

Прежде всего здесь следует упомянуть аутогенную тренировку (АТ), позволяющую не только снять последствия стресса, но и восстановить работоспособность, повысить функциональные возможности организма и даже целенаправленно управлять своим психофизиологическим состоянием.

Существуют различные схемы АТ. Одной из самых простых и эффективных является комплекс упражнений, предложенный И. Шульцем еще в 20-е годы XX века, хотя сама эта методика была известна и применялась на практике еще в Древней Индии, Китае и ряде других мест.

Физиологический механизм методики основан на произвольном управлении доминантой – устойчивым сильным очагом возбуждения в одном из нервных центров мозга.

Дело в том, что любое стрессовое событие усиливает мышечный тонус, и от чрезмерно напряженных проприорецепторов (находящихся в мышцах, сухожилиях, связках) идет мощная бомбардировка мозга, еще больше повышающая уровень его возбуждения.

Освоение приемов АТ позволяет волевым усилием вызвать торможение двигательных и сенсорных нервных центров, получающих импульсацию от проприорецепторов. В результате уровень возбуждения участков коры головного мозга снижается, уменьшается и нервно-психическое напряжение.

В этих условиях нервные центры отдыхают, восстанавливаются. Кроме того, в это время в правом полушарии, отвечающем за эмоции, активизируются механизмы самовосстановления и самооздоровления.

Классический вариант АТ проводится следующим образом.

Сидя (голова опущена, руки на бедрах) или лежа на спине мысленно несколько раз медленно повторить следующие словесные формулы: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь… Мои руки расслабляются и теплеют… Мои руки полностью расслабленные… теплые… Мои ноги расслабляются и теплеют… Мои ноги полностью расслабленные… теплые… неподвижные… Мое туловище расслабляется и теплеет…

Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное…

Моя шея расслабляется и теплеет… Моя шея полностью расслабленная… теплая… неподвижная… Мое лицо полностью расслабляется и теплеет… Мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

На начальном этапе тренировки рекомендуется заниматься 4–6 раз в день по 5 – 10 мин, повторяя каждую формулу от 2 до 6 раз подряд.

Как только после недели регулярных тренировок начнут отчетливо проявляться вызываемые ощущения, необходимо вместо повторения 12 формул ограничиться следующими семью (теперь для занятия AT потребуется всего 4–5 мин в день):

«Я расслабляюсь и успокаиваюсь…;

Мои руки полностью расслабленные… теплые… неподвижные…

Мои ноги полностью расслабленные… теплые… неподвижные… Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Моя шея полностью расслабленная… теплая…. неподвижная… Мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

В дальнейшем эти формулы можно свести к трем:

«Я расслабляюсь и успокаиваюсь…

Все мои мышцы полностью расслабленные… теплые… неподвижны…

Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

Верхом совершенства является умение обходиться только двумя формулами: первой и последней. Для AT в этом варианте требуется около 1 мин, а при очень высокой тренированности – 10–15 с.

Заканчивать психомышечную тренировку следует формулами, содержание которых определяется дальнейшими планами человека. Если ему предстоит работа, то последними формулами могут быть следующие:

«Весь мой организм отдыхает… Я отдохнул и успокоился… Самочувствие хорошее! С удовольствием перейду к делу!»

После этого необходимо неторопливо, на глубоком вдохе хорошо потянуться всем телом, выдохнуть, встать на ноги, сделать несколько простых разминочных упражнений и приступить к делам.

Читайте также:  Работа с возражениями - психология

Если же AT выполняется перед сном, то последние формулы должны готовить человека ко сну:

«Весь мой организм отдыхает… Я отдохнул и успокоился… Все тело приятно расслаблено… Приятная дрема окутывает голову… Я засыпаю… Я буду крепко спать всю ночь…»

Широко известен благоприятный эффект использования в регуляции нервно-психического состояния ручного массажа.

Кожа человека, лишенная шерстяного покрова, представляет собой широчайшее рецепторное поле, импульсация которого имеет серьезное значение в регуляции возбудимости сенсорных участков головного мозга.

Поэтому использование ручного массажа позволяет целенаправленное регулировать психофизическое состояние человека.

Для достижения положительного эффекта имеет значение как применяемый массажный прием, так и методика его использования.

Так, при повышенном психоэмоциональном напряжении хороший эффект дает длительное, монотонное использование таких приемов, как поглаживание и глубокое ритмичное спокойное разминание.

При подавленном состоянии человека, низком психическом тонусе активизации возбудительных процессов и снятию тормозных способствует применение в кратковременном резком режиме таких приемов, как растирание, ударное, поверхностное интенсивное разминание и т. д.

Такие разновидности ручного массажа, как гигиенический и косметический, особенно утром, не только обеспечивают эффективное снятие так называемого «сонного торможения» и быстрое включение в рабочий режим, но и создают благоприятный эмоциональный тонус на предстоящий день.

Точный подбор интенсивности и характера массажа положительно влияет на состояние внутренних органов, оптимизирует их состояние, что через подкорковые образования благоприятно сказывается на эмоциональных структурах, связанных с зонами положительных эмоций.

Точечный массаж известен с древнейших времен. Медицина Индии и Китая, Тибета и Монголии накопила уникальный, богатейший опыт воздействия на биологически активные точки (БАТ) при различных функциональных нарушениях в организме и изменениях состояния психики.

БАТ располагаются на каналах, или меридианах, по которым циркулирует особая жизненная энергия – ци (в соответствии с китайской терминологией), или прана (с индийской). Китайская медицина полагает, что существует два вида циркулирующей по меридианам энергии – Ян и Инь.

В организме оба вида находятся в состоянии динамического равновесия, нарушение которого и приводит к заболеваниям.

Сочетание определенных внешних и субъективных признаков позволяет определить текущее состояние человека с точки зрения преобладания одного из жизненных начал. Например, предложенная Борсарелло таблица симптомов и болевых ощущений Ян– и Инь-заболеваний выглядит так, как представлено в табл. 11.

Опираясь на указанные в ней критерии, специалист может определить характер соотношения жизненных начал у человека в данное время и, исходя из этого, таким образом построить процесс терапии через воздействие на БАТ, чтобы привести их в оптимальное соотношение, снизив долю одного и повысив – другого.

Таблица 11

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1667;

Источник: http://poznayka.org/s13611t1.html

Опасные психологические тренинги: 10 способов их разоблачения

Опасные психологические тренинги: 10 способов их разоблачения

Тренинги личностного роста – популярные в настоящее время мероприятия, устраиваемые для широкой аудитории различными организациями в целях развития определенных коммуникативных, психологических способностей.

Поведение и манера общения тренеров и руководителей таких клубов порой могут показаться странными и чересчур агрессивными.

Под прикрытием «психотерапевтов-аналитиков» могут скрываться мошенники, сектанты, религиозные фанатики и даже маньяки.

Отличить клуб, где проводят тренинги психологи, от подобных опасных мероприятий возможно, если опираться на собственную внутреннюю интуицию и не поддаваться эмоциям.

Тест на доверие

Если вас заинтересовала та или иная организация, занимающаяся тренингами, не спешите записываться на первое занятие. Сначала нужно:

  • изучить отзывы об этой организации,
  • посмотреть видео с записью занятий,
  • постараться объективно оценить действия тренера, систему ценностей, которую он пропагандирует, а также техники и особенности его взаимодействия со слушателями и участниками тренингов.

Даже если вам кажется, что тренер вызывает доверие, обратите внимание, каким образом он подает материал аудитории. Неадекватное поведение, странные телодвижения, агрессивная манера взаимодействия с участниками должны вызвать подозрение.

Проверка на наличие сертификатов и дипломов

При первом знакомстве с тренером необходимо выяснить, есть ли организация или профессиональное сообщество, которое контролирует работу тренера (например, супервизия или этическая комиссия). Стоит спросить руководителя клуба, где проводятся его лекции и тренинги, выяснить, куда вы сможете обратиться, если захотите оставить свою письменную претензию.

Если нельзя сказать тренеру «нет»

Тренинги не должны предполагать запрет на отказ от выполнения тех или иных задач, действий, упражнений. Если участник тренинга не желает выполнять задание тренера, тот не имеет права заставлять его. В противном случае он нарушит правило безопасности участников.

Как рассказывали «жертвы» тренингов, иногда руководители организаций запирали всех участников в помещении и не давали им возможности выйти по собственному желанию. Запомните, что грубое навязывание своей точки зрения и насилие неприемлемы в любой организации.

Игнорирование безопасности

Любой психотерапевт, занимающийся проведением тренингов, должен заботиться о максимальной безопасности участников. Если он подвергает здоровье и жизнь людей риску, вряд ли его можно будет назвать «хорошим» специалистом. Кроме того, у организации должны иметься официальные прописанные ограничения: в клуб не могут вступать люди в психотическом состоянии или в состоянии острой депрессии.

Количество участников превышает 10 человек

Задача любого тренера – уделить внимание каждому участнику по отдельности, только тогда тренинг будет эффективным и продуктивным. Для этого необходимо ограничить количество участников на одном занятии до 10 человек. В больших группах должно быть больше тренеров.

Неограниченное количество часов тренинга

Для любого обучающего курса предполагается ограниченное время. При этом специалист должен будет успеть за это время помочь своим участникам постепенно выработать определенные навыки и развить способности.

Если тренинг не имеет ограничения по времени и количеству часов занятий, если имеет сложную разветвленную систему занятий, это должно вызывать некоторые подозрения. В данной ситуации тренер, скорее всего, преследует иную роль: по каким-то причинам он пытается привязать своих участников к себе.

Запрет на конфронтацию со стороны участников

Каждый человек имеет право на личную точку зрения, которую может отстаивать.

Если тренинг, на который вы попали, предполагает беспрекословное послушание тренеру и категорический запрет на любые возражения со стороны участников, стоит покинуть эту организацию как можно скорее.

Такой признак может свидетельствовать о том, что вы столкнулись с сектой или с людьми, которые пытаются самоутверждаться за счет других.

Эмоциональное поведение во время тренинга

Во время психологических тренингов эмоции не находятся под запретом и порой даже важны для освоения определенных навыков.

Однако излишне эмоциональное поведение тренера и его участников не является нормой для психологических тренингов.

Часто после прохождения курса опасных тренингов участники не в состоянии объяснить, чего именно им удалось добиться благодаря этим занятиям.

Отсутствие программы

Любой психологический тренинг имеет четкую программу, с которой желающие могут ознакомиться заранее еще до начала курсов. Если суть и структура тренинга долгое время держится от участников в секрете и не открыта для общего доступа, записываться на занятия не следует.

Агрессивные и аморальные методы тренера

Методы, используемые тренером, а также система ценностей, которую он «проповедует» слушателям, не должны противостоять этике и морали, не должны угрожать психическому и физическому здоровью людей.

Агрессивное навязывание своих идей, избиение участников тренинга, призыв «освободить свой разум от всего лишнего» и прибегнуть к насилию, — признаки опасной организации, от которой нужно держаться подальше.

Источник: http://medafarm.ru/newspsy/tegi/psihologiya/opasnye-psihologicheskie-treningi-10-sposobov-ih-razoblacheniya

Психологический тренинг как метод практической психологии

Психологический тренинг как метод практической психологии

·Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

·Общее представление о психологическом тренинге

·Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

Вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера.

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы».

Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См.

«Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж.

Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М.

Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ.

На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие.

Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики.

Читайте также:  Лестница успеха - психология

В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать.

Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.

Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Общее представление о психологическом тренинге

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».

Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н.

Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89).

Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П.

Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций… » (1996, с. 144).

При этом под антропотехникойон понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К.

Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении).

Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П.

Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).

Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

·соблюдение ряда принципов групповой работы;

·нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

·наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

·определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

·акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

·применение активных методов групповой работы;

·объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

·атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Такихпарадигм можно выделить несколько:

1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

«Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов.

«Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков.

«Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего.

Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Материал взят из книги И.В.Вачков ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Источник: http://pcyhologia.ru/treningi/175-psihologicheskiy-trening-kak-metod-prakticheskoy-psihologii.html

Проблема: вред или польза психологических тренингов

Проблема: вред или польза психологических тренинговlsvsxAugust 5th, 2017
Чем вредны и полезны психологические тренинги? Логика общества потребления такова, что сначала оно доводит своего представителя до тех или иных проблем со здоровьем, а потом предлагает избавиться от них на возмездной основе.

В случаях, когда хромает здоровье душевное или социальное, на помощь приходят психологи. Самая неоднозначная услуга данного рода специалистов — тренинги.

На запрос «пройти тренинг в Казани» поисковик выдал внушительную подборку предложений, в которой продавцы обещали вселить уверенность в себе во время выступлений, помочь выйти замуж или на худой конец начать получать подарки от мужчин, научить писать продающие тексты и управлять подчиненными в сложных ситуациях. Это и многое другое можно достигнуть за считанные дни.

Но меня больше озадачило другое — не слишком ли большой разброс значений для одного вида услуг?Известный казанский психотерапевт, профессор Академии социального управления (Москва) Сергей Петрушин не видит здесь противоречия. Он объясняет: тренинг — это активная форма социально-психологического обучения, основанная на так называемом «эффекте группы».

Одни тренинги нацелены на формирование определенных навыков (скорочтения, эффективных продаж, разговорного английского и прочее), другие позволяют клиенту пережить то или иное психоэмоцио-нальное состояние и таким образом избавиться от комплексов и предубеждений реальной жизни. Наиболее востребованы населением именно тренинги состояний.

Как отличить качественный тренинг от рекламной обманки? Семейный психолог, руководитель рабочей группы Общественной палаты РТ по оценке состояния гражданского общества Татьяна Леонтьева советует при выборе тренинга руководствоваться критериями, применимыми к любой услуге: «Не стесняйтесь запрашивать уточняющую информацию: фио ведущего тренинга, какая организация продает его услугу, представлена ли она в вашем регионе или находится за тысячи километров. Это очень важно, потому что если что-то пойдет не так и у вас возникнут дополнительные вопросы или претензии — куда обращаться? Второе, на что надо обращать внимание, — вопрос профессио-нальной компетенции автора или ведущего тренинга. Если это бизнес-тренинг, смотрите на послужной список автора — чего он достиг на ниве предпринимательства. Для тренера-психолога важно наличие базового образования, подтвержденное дипломом внушающего доверие вуза. В нашей стране пока нет закона о психологической помощи, где бы четко обозначалось, кто имеет право оказывать психологические услуги, что такое психологическое консультирование или психологический тренинг, поэтому, по идее, тренинг может проводить каждый желающий. А это уже проблема безопасности оказываемой услуги для вашего душевного здоровья».В США, чтобы стать практикующим психологом, надо пройти несколько ступеней лицензирования. Об этом мне сообщила выпускница психфака КГУ, после окончания аспирантуры вышедшая замуж за американца. На родине мужа в городе Джексонвилл, штат Северная Каролина, девушка легко подтвердила диплом, но вконец отчаялась получить допуск к работе по профессии. Но даже если тренинг проведен дипломированным специалистом по всем правилам психологической науки, следует помнить, что приобретенный навык необходимо возобновить в течение ближайших пяти недель самостоятельно, либо обратившись к тренеру той же самой программы. В противном случае на уровне коры головного мозга не сформируются связи, отвечающие за поддержание стереотипа навыка. Так что если тренер обещает за три дня (тренинги меньшей продолжительности нужно сразу отбрасывать как «липовые») раз и навсегда решить какую-то вашу проблему — это вранье. Кроме того, Леонтьева рекомендует не записываться на тренинги, организаторы которых игнорируют требования закона «О защите прав потребителей».- Спрашивайте, есть ли пробный день, чтобы посмотреть, как ведет себя тренер, какого качества информацию он представляет. Можно ли вернуть деньги, если ты, образно выражаясь, решил на полпути сойти с поезда. В продажах ведь действует норма, когда мы возвращаем часть товара по причине неудовлетворенности его качеством. Такие моменты сохраняются и на рынке тренинговых услуг. Если ничего подобного не гарантируется, скорее всего, тренинг не стоит потраченных на него денег.

Читайте также:  Синтон-кино - психология

Лекарство от одиночества

Аудиторию тренингов Петрушин разделил на три группы: люди, неудовлетворенные своей жизнью и желающие что-то поменять в ней — их большинство; любопытствующие; те, кто пришел на тренинг за компанию. Средний возраст аудитории — 25–35 лет.

«Это возраст самоопределения, нахождения своей второй половины, — комментирует Леонтьева, — психологические тренинги, в основном, рассчитаны на решение этих вопросов. Само общество, к сожалению, здесь молодым людям плохой помощник.

До революции были балы для элиты и ритуальные праздники крестьян, предполагавшие как раз создание условий для демонстрации сверстниками противоположного пола своей удали, внешних данных. В советское время с этой функцией успешно справлялся комсомол. Сейчас есть волонтерство, но масштабы этого движения оставляют желать лучшего.

Те, кто не идет в волонтеры, записываются на тренинги, среди которых самыми привлекательными по цене и ожидаемому эффекту являются тренинги “стерв” и “эффективных соблазнителей”. Все от проблемы личной неустроенности, одиночества молодежи».«Переспать с девушкой после первого свидания» и «стать великолепной стервочкой» — примерно такие результаты обещают организаторы «желтых» тренингов.

Об их уровне и целевой аудитории красноречиво говорят используемые каналы рекламы — объявления, расклеенные на урнах и заборах перед вузовскими корпусами, и оформленные откровенными фотографиями группы в социальных сетях.

Комментарий Петрушина, в своей практике много внимания уделяющего проблеме гармонизации личной жизни, неутешителен: «Эти тренинги учат манипуляциям в сфере близких отношений. Те, кто будет использовать полученные на них знания, окончательно разрушит свою личную жизнь, так как манипуляции нарушают сам принцип психологической близости».

Леонтьева к тому же предупреждает, что «желтые» тренинги, хотя и позиционируют себя как тренинги навыков, на деле являются тренингами состояний.- Тебе внушают, что ты сможешь, у тебя получится, но заявленные навыки не даются, в реальной жизни изменений к лучшему не происходит и клиент через какое-то время снова записывается на подобный тренинг. Формируется зависимость. С психологической точки зрения это привлекательно, так как позволяет откладывать решение насущных проблем. Я все готовлюсь-готовлюсь стать космонавтом, еще чуть-чуть и я стану им, но проходят годы, а воз и ныне там.

Реалити-шоу для лохов

Зависимость от позитивных установок «мастеров пикапа» не самое страшное, с чем могут столкнуться любители передоверять решение личных проблем людям со стороны. Интернет пестрит негативными отзывами на тренинги, проводимые по технологии «Лайфспринг».

Своеобразной Меккой для поклонников этого тренинга (некоторые эксперты называют стоящую за ним одноименную организацию сектой) в последние годы стали Чебоксары, где в местном ДК имени Хузангая собирает полные залы некая Людмила Власюк.

Свою услугу она, конечно, называет по-другому (в некоторых западных странах, например, в США, «Лайфспринг» запрещена) — «Мир открытий», но суть от этого не меняется. Приведу выдержку из поста пользователя Gala111 на сайте forum.na-svyazi.ru (орфография и пунктуация оригинала сохранены):- Была недавно на Базовом курсе… хватило на первый день.

Не хочу обижать приверженцев данной женщины, и не претендую на истинность собственного мнения, но этот человек не вызвал у меня доверия. Чувствовала фальшь. Было ощущение того, что она всеми манипулирует, а все «ЕЕ» мальчики-девочки, капитаны-лидеры бегают вокруг нее как на побегушках…

Не дает высказать участникам собственное мнение и чем весомее следуют контраргументы, тем жестче она «затыкает» рот «оппонентам». Ты, участник семинара, априори не прав и лох — ее позиция. Ничего нового я не узнала… банальность за банальностью, к тому же меня не покидало ощущение, что я наблюдаю за игрой в плохом театре или смотрю реалити-шоу «Пусть говорят».

Знаю, что те, кто прошел этот курс и в восторге от него, скажут про меня «ты ничего не поняла, ты сделала выбор жить серой жизнью!» Я же отвечу «Ребята, этот базовый курс не единственный выход изменить свою жизнь в лучшую сторону, и не позволяйте совершать над собой психологическое насилие людям, которые поставили цель заработать на вас, прикрывшись благородной целью.

Деятельность Власюк, по сообщениям чувашских СМИ, привела к тому, что местные жители все чаще задаются вопросом: как вернуть близкого человека из «полусекты-полупритона» в семью? Их опасения разделяют и собеседники «ЭТ».

Татьяна Леонтьева, к примеру, дала следующую оценку технологии «Лайфспринг»:- Речь идет об использовании методов жесткой стерилизации сознания, что характерно для организаций сектантского толка. Как и большинство тренингов, «Лайфспринг» длится три дня. В первый день происходит обесценивание всего того, что находится в центре картины мира человека. Клиент впадает в состояние фрустрации.

Это достигается за счет перегрузок по времени (тренинг не должен длиться больше 6 часов, но это не соблюдается) и по приему пищи (оно просто не предусмотрено). Время на уединение сводится к нулю. Как результат, уровень критики понижается настолько, что на втором этапе клиенту можно подсаживать другие шаблоны.

«Лайфспринг» нацелен на то, чтобы, первое, сказать, что ты — дурак, поэтому у тебя ничего не получалось в жизни. Откажись от своих принципов, установок и социальных связей, они только усугубляют невезение, и все наладится. Второй момент — подсадка шаблонов очень низкого уровня интеллектуальности, образности, эмоциональности. В последний день тренинга это все закрепляется. Состояние фрустрации сопровождается активным выделением в организме адреналина и эндорфинов — человек переживает момент эйфории. Поэтому, пройдя трехдневный курс, люди часто не покидают своего тренера, а начинают искать для него новых клиентов, чтобы вновь и вновь впадать в это состояние. Зависимость еще более сильная, чем в случае с «желтыми» тренингами.

Так говорил Хеллингер

Названия некоторых тренингов у человека с высшим образованием могут вызвать недоумение. Как может, к примеру, психология быть аюрведической, то есть основанной на традиционных индуистских верованиях?! Леонтьева, однако, считает подобное сочетание нормальным.

— Психология появилась на стыке философии и религии и она, конечно, когда говорит о своей научности, пытается использовать аргументацию академического сообщества, но сам объект психологии, душа, с точки зрения классической науки — необычный.

Психология все время балансирует между двумя крайностями, и даже авторитетные организации вроде питерского «Иматона» предлагают курсы повышения квалификации с использованием, допустим, шаманских практик.Религией, давшей жизнь тренингу как форме работы с людьми, является христианство в его многочисленных протестантских ипостасях.

Один из основополагающих принципов протестантизма — ты сам можешь толковать биб-лейское учение без посредничества церкви, надо только научиться, как это делать.

Собственно, этим и занимаются тренеры «Лайфспринг» и автор метода «Семейные расстановки» Берт Хеллингер, с которым жители и гости Казани имели возможность познакомиться во время так называемых «Дней Хеллингеров» (89-летний психолог приезжал не один, а вместе с женой Бертой) 6–9 марта этого года.

На мой вопрос, не был ли четырехдневный семинар каналом попадания в очередную протестантскую секту, Леонтьева ответила следующее:- Все, что изобрел человек, можно использовать со знаком «плюс» или со знаком «минус».

Хеллингеру не удалось организовать церковь имени самого себя, но у него есть авторская программа, которая действительно работает, хотя академические психологи до сих пор не пришли к единому мнению как. Если очень поверхностно, Хеллингер сопровождает клиента, который выбирает среди участников тренинга «заместителей» членов своей семьи и расставляет их в пространстве.

Создается некая трехмерная фотография с присутствием людей из разных поколений. Невероятно, но благодаря бессознательному клиента «заместители» членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Тем самым клиент получает возможность узнать травмирующие события семейной истории, освободиться от их негативного влияния на свою жизнь. Повторюсь: метод расстановок является объектом исследования психологии, но результаты этого исследования еще не окончательные. По инструкции его не воспроизвести. Он не описан, не стандартизирован, а, следовательно, потенциально опасен в руках неопытного расстановщика или расстановщика, имеющего специфический склад ума. Расстановка — это скорее даже не технология, а искусство сопровождения эмоцио-нальных процессов клиента.

Привилегия бомжа

Рынок тренинговых услуг Казани Леонтьева называет рынком гастролирующих психологов — кто-то из них приезжает самостоятельно, кто-то — по договоренности с каким-либо частным тренинговым центром. Данное обстоятельство, а также отсутствие государственного надзора в этой сфере, делает невозможной даже приблизительную оценку его объемов.«Было бы здорово обозначить конкретные суммы, — говорит Леонтьева, — но у психологов нет курирующего органа вроде Росздравнадзора, который на основании закона “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” отслеживает деятельность государственных и частных клиник. Только налоговая, не имеющая права разглашать такого рода сведения без серьезных на то оснований. Но даже если бы такая информация и была предоставлена, она касалась бы только юрлиц, зарегистрированных в республике. Гастролирующие психологи и стоящие за ними организации платят налоги по месту прописки бизнеса».Стоимость участия в тренинге варьируются в диапазоне от 250 рублей до 30 тыс. рублей в зависимости от программы и известности тренера. Небольшие стационарные центры, а их в Казани, по нашим подсчетам 33, включая два вузовских (КФУ и ИЭУП), могут за раз обслужить на своей территории не более 50 человек. Касса одного тренинга, таким образом, может составлять от двенадцати с половиной тысяч до полутора миллиона рублей.Стационарные же психологи работают в основном в ведомственных организациях. К их числу относятся центр социального обслуживания детей и молодежи «Доверие» (при нем действует медицинская психологическая служба «Сердэш» — суицидальная, как ее еще называют), отделение медико-социальной помощи детям подросткового возраста при ДРКБ и АНО «Поволжская семейная академия “Умай”», аудиторию которой составляют подростки, находящиеся в конфликте с законом, и их близкие. Все эти организации, подчеркивает Леонтьева, функционируют в рамках выполнения социальных проектов государства, прибыли не приносят и ориентированы исключительно на проблемные в социальном плане группы населения.Другими словами, для получения квалифицированной социально-психологической помощи человек должен иметь определенный статус. Например, учащиеся, испытывающие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, могут обратиться в школьную службу психологической помощи; инвалиды, безработные и бомжи — к специалистам-психологам в органах соцподдержки. Но если ты успешный налогоплательщик, не пьешь, асоциальный образ жизни не ведешь, но испытываешь определенные трудности в личной жизни — тебе дорога к психологу-частнику или в частный тренинговый центр. За качество оказываемой услуги государство при этом не ручается и усилий по контролю за отраслью не предпринимает.Поволжская семейная академия

Источник: https://lsvsx.livejournal.com/374602.html

Ссылка на основную публикацию