Проступок — психология

Нарушение психическое

Проступок - психология

Психическое здоровье важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом.

В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека является системой, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом.

 Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Таким же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который не связан с социальным окружением. Всемирная организация здравоохранения  сформулировала критерии психического здоровья, отклонение от которых может рассматриваться как признак психического расстройства:

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической деятельности и её результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;
  • возможность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В психиатрии и клинической психологии психические нарушения понимают перечисленную в нём «клинически определенную группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности». Выделяют следующие расстройства:

  • органические психические расстройства
  • расстройства личности,
  • расстройства поведения,
  • эмоциональные расстройства,
  • расстройства вызванные применением психоактивных веществ,
  • посттравматическое стрессовое расстройство.

Психические нарушения группа заболеваний, которые влияют на состояние нервной системы.

Эти болезни приводят к тому, что человек перестает мыслить трезво, принимать здравомыслящие решения, эмоционально реагировать, эффективно общаться, понимать происходящее вокруг и вести себя подобающим образом.

При сильных симптомах люди с психическими нарушениями трудно переносят реальность и часто не в состоянии соответствовать нормам нормальной повседневной жизни. Однако даже сильные психические нарушения поддаются лечению. Существует несколько видов психических нарушений: 

  • Шизофрения. У пациента наблюдаются изменения в поведении и другие симптомы, такие как мании и галлюцинации, которые длятся более 6 месяцев, при этом утрачивается дееспособность.
  • Шизоаффективное нарушение. У человека, страдающим этим заболеванием, наблюдаются симптомы, как при шизофрении, так и нарушения в настроении, такие как депрессия и биполярное нарушение. 
  • Шизоморфное расстройство. Люди с этим заболеванием имеют симптомы шизофрении, но эти симптомы длятся более одного месяца, но менее 6 месяцев. 
  • Короткое психическое нарушение. У пациентов с этим заболеванием наблюдаются кратковременные периоды нарушения психического поведения, как правило, в ответ на какую-либо стрессовую ситуацию, например, смерть члена семьи. Выздоровление быстрое, в течение месяца. 
  • Бредовое нарушение. Характеризируется маниями, которые в той или иной степени соотносятся с повседневной жизнью, например, мания преследования. Мании существуют, по крайней мере, в течение месяца.

Психические нарушения, вызванные химическими веществами: это заболевание может быть вызвано использованием или реакций на некоторые химические вещества, такие как алкоголь, крэк, кокаин, которые вызывают галлюцинации, мании, бред и бессвязную речь. 
Психические нарушения, вызванные другой болезнью: галлюцинации, мании и другие симптомы могут возникать в результате другого заболевания, которое влияет на мозг человека, например, в результате травмы головы или опухоли мозга.

При каких заболеваниях возникает психическое нарушение

При психических расстройствах нарушается адекватное отражение действительности. Человек не узнает привычную для него обстановку, окружающих принимает за врагов. Он находится во власти зрительных и слуховых галлюцинаций, его охватывает беспричинный страх или безудержное веселье. 

Причины психических расстройств различны. Как наследственные, так и приобретенные. Причиной психических расстройств могут быть:

  • отравление;
  • травмы головы; 
  • болезни;
  • инфекции;
  • вирусы.

В происхождении неврозов и реактивных психозов основную роль играют психические травмы, которые иногда провоцируют наследственную предрасположенность к болезни. Специалисты выделяют следующий типы психических заболеваний:

  • эндогенные (хромосомные, наследственные);
  • экзогенные (обусловленные выявленными внешними биологическими факторами);
  • психогенные;
  • соматогенные психические болезни.

К числу основных эндогенных психических заболеваний относятся шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Экзогенные психические расстройства могут быть вызваны различными причинами, среди которых ведущее место занимают черепно-мозговые травмы, инфекции и интоксикации. К числу психогений относятся:

  • неврозы;
  • декомпенсации патологических личностных нарушений (психопатий);
  • реактивные состояния.

Специальное место в психиатрической практике принадлежит олигофрениям, инволюционным психозам, сенильному (старческому) слабоумию, а также алкоголизму, наркомании и токсикомании, сопровождающимся психическими расстройствами. Основные симптомы психических болезней:

  • галлюцинации;
  • бред;
  • навязчивые состояния;
  • аффективные расстройства;
  • расстройства сознания; 
  • расстройства памяти. 

У мужчин наблюдаются травматические и алкогольные психозы, а у женщин предстарческие психозы и депрессии. Частота ряда заболеваний достигает максимума к 20-30 годам и падает к старости. Как многообразно действие причинных факторов, так многообразны формы и типы психических заболеваний.

Некоторые из них возникают быстро и носят переходящий характер, например, травматические психозы. Другие же развиваются постепенно с нарастанием тяжести нарушения, шизофрения, старческие или сосудистые психозы.

 Ряд психических заболеваний протекает в форме приступов или фаз, оканчивающихся полным выздоровлением. 

Медики предупреждают, что существующие предубеждения о роковом исходе психических заболеваний не имеют достаточных фактических оснований.

Все психические расстройства поддаются лечению. Эти болезни не однородны по диагнозу.

Одни из них протекают благоприятно, другие болезненно, но все же при современном лечении имеется значительный процент полного или частичного выздоровления.

Источник: http://www.likar.info/symptoms/Narushenie-psihicheskoe/

Виды психических расстройств

Психические расстройства – это состояния человека, которые характеризуются изменением психики и поведения с нормального на деструктивное. Термин является неоднозначным и имеет разные трактовки в сферах юриспруденции, психологии и психиатрии.

Немного о понятиях

Согласно Международной классификации болезней, психические расстройства не совсем тождественны таким понятиям, как психическое заболевание или душевная болезнь. Данное понятие даёт общую характеристику различным видам  разладов психики человека.

С психиатрической точки зрения, не всегда возможно обозначить биологические, медицинские и социальные симптомы нарушения психики личности. Лишь в некоторых случаях в основе психического расстройства может лежать физический разлад организма.

Исходя из этого, в МКБ-10 используется термин «психическое расстройство» вместо «психического заболевания».

Этиологические факторы

Любые нарушения психического состояния человека обусловлены изменениями структуры или функций головного мозга. Факторы, влияющие на это можно разделить на две группы:

  1. Экзогенные, куда относятся все внешние факторы влияния на состояние организма человека: производственные яды, наркотические и отравляющие вещества, алкоголь, радиоактивные волны, микробы, вирусы, психологические травмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга;
  2. Эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они включают в себя нарушения хромосомного ряда, генные заболевания, наследственные заболевания, которые могут передаваться по наследству в связи с травмированным геном.

Но, к сожалению, на данном этапе развития науки причины возникновения многих психических расстройств остаются неизвестными. На сегодняшний день каждый четвёртый человек в мире склонен к психическому расстройству либо смене поведения.

К ведущим факторам развития психических расстройств относятся биологические, психологические, факторы среды.

Психический синдром может передаваться генным путём как у мужчин, так и у женщин, что обуславливает частую схожесть характеров и отдельных специфических привычек некоторых членов семьи.

Психологические факторы объединяют в себе влияние наследственности и окружения, которые могут привести к расстройству личности. Воспитание у детей неправильных семейных ценностей увеличивает в будущем у них шансы развития психического расстройства.

Психические расстройства чаще всего бывают у людей при сахарном диабете, сосудистых заболеваниях головного мозга, инфекционных болезнях, в состоянии перенесённого инсульта. Алкоголизм может лишить человека вменяемости, полностью нарушить все психофизические процессы в организме.

Симптомы психических расстройств проявляются также при постоянном употреблении психоактивных веществ, влияющих на функционирование центральной нервной системы. Осеннее обострение или же неприятности в личной сфере могут выбить из колеи любого человека, ввести его в состояние легкой депрессии.

Поэтому, особенно в осенне-зимний период, полезно пропить курс витаминов и лекарства, которые успокаивающе действуют на нервную систему.

Классификация

Всемирная организация здравоохранения для удобства постановки диагноза и обработки статистических данных разработала классификацию, в которой виды психических расстройств группируются по этиологическому фактору и клинической картине.

Группы психических расстройств:

ГруппаХарактеристика
Состояния, вызванные различными органическими заболеваниями головного мозга.Сюда можно отнести состояния после черепно-мозговой травмы, инсультов или системных заболеваний. У пациента могут поражаться как когнитивные функции (память, мышление, обучаемость), так и появляться «плюс-симптомы»: бредовые идеи, галлюцинации, резкая смена эмоций и настроений;
Стойкие изменений психики, которые вызваны употребление спиртных напитков или наркотических веществСюда относятся состояния, которые вызваны приемом психоактивных веществ, которые не относятся к классу наркотических: седативные, снотворные, галлюциногены, растворители и другие;
Шизофрения и шизотипические расстройстваШизофрения – хроническое психологическое заболевание, имеющее негативные и позитивные симптомы, характеризуется специфическими изменениями состояния личности. Проявляется в резкой смене характера личности, совершении нелепых и нелогичных поступков, смене интересов и появлении несвойственных увлечений, снижении работоспособности и социальной адаптации. У индивида может полностью отсутствовать вменяемость и понимание происходящих вокруг событий. Если проявления выражены слабо или считаются пограничным состоянием, то у пациента диагностируют шизотипическое расстройство;
Аффективные расстройстваЭто группа заболеваний, для которых основным проявлением является смена настроения. Наиболее ярким представителем этой группы является биполярное аффективное расстройство. Также сюда включены мании с различными психотическими расстройствами или без них, гипомании. Депрессии различной этиологии и течения тоже относят в эту группу. К устойчивым формам аффективных расстройств относят циклотимию и дистимию.
Фобии, неврозыПсихотические и невротические расстройства содержат панические атаки, паранойя, неврозы, хронический стресс, фобии, соматизированные отклонения. Признаки фобии у человека могут проявляться по отношению к огромному спектру предметов, явлений, ситуаций. Классификация фобий стандартно включает в себя: специфические и ситуационные фобии;
Синдромы поведения, которые связаны с нарушениями физиологии.Сюда можно отнести разнообразные нарушения приема пищи (анорексия, булемия, переедание), сна (бессонница, гиперсомния, сомнамбулизм и другие) и различные сексуальные дисфункции (фригидность, недостаточность генитальной реакции, преждевременная эякуляция, повышенное либидо);
Расстройство личности и поведения в зрелом возрастеЭта группа насчитывает десятки состояний, к которым относят нарушение половой идентификации (транссексуализм, трансвестизм), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм, эксгибеционизм, педофилия, вуайеризм, садомазохизм), расстройство привычек и влечений (страсть к азартным играм, пиромания, клптомания и другие). Специфические расстройства личности представляют собой стойкие изменения поведения в ответ на какую-либо социальную или личностную ситуацию. Эти состояния различают по симптомно: параноидное, шизоидное, диссоциальное расстройство личности и другие;
Умственная отсталостьГруппа врожденных состояний, которая характеризуется задержкой развития психики. Это проявляется снижением интеллектуальных функций: речь, память, внимание, мышление, социальная адаптация. По степеням это заболевание делится на легкую, умеренную, среднюю и тяжелую в зависимости от выраженности клинических проявлений. К причинам, которые могут спровоцировать данное состояние относят генетическую предрасположенность, задержку внутриутробного развития плода, травмы в родах, недостаток внимания в раннем детском возрасте
Расстройства психологического развитияГруппа психических расстройств, в которую входят нарушение речи, задержка развития учебных навыков, моторной функции, психологического развития. Это состояние дебютирует в раннем детстве и нередко связанно в поражение головного мозга: течение постоянное, ровное (без ремиссии и ухудшений);
Нарушение активности и концентрации внимания, а также различные гиперкинетические расстройстваГруппа состояний, для которых характерно начало в подростковом или детском возрасте. Здесь наблюдается нарушение поведение, расстройство внимания. Дети непослушные, гиперактивные, иногда даже отличаются некоторой агрессивностью.
Читайте также:  Игра «визитная карточка» - психология

Мифы

Ошибочно принято считать, что любые психические расстройства неизлечимы. Это вовсе не так. Лечение психических расстройств возможно при правильном подборе медикаментов и психологической помощи.

В последнее время стало модным относить любые перепады настроения или нарочно вычурное поведение к новому виду психических расстройств. Сюда смело можно отнести и селфи.

Селфи – склонность постоянно делать собственные снимки на камеру мобильного телефона и выкладывать их в социальные сети. Год назад в новостных лентах промелькнула новость, что психиатры из Чикаго определили симптомы развития этой новой зависимости.

На эпизодической фазе человек фотографирует себя более 3 раз в день и не выкладывает снимки на всеобщее обозрение. Вторая стадия характеризуется фотографированием себя свыше 3 раз в день и их публикацией в соцсетях.

При хронической стадии человек делает собственные снимки на протяжении всего дня и выкладывает их более шести раз в день.

Никакими научными исследованиями эти данные не подтверждались, поэтому можно говорить о том, что такого рода новости призваны привлечь внимание в тому или иному современному явлению.

Симптомы нарушения психики

Симптоматика психических расстройств довольно велика и многообразна. Здесь мы рассмотрим их основные признаки:

ВидПодвидХарактеристика
Сенсопатия – нарушение тактильной и нервной восприимчивостиГиперестезияобострение восприимчивости обычных раздражителей,
Гипестезияснижение чувствительности видимых раздражителей
Сенестопатиячувство сдавливания, жжения, раздирания, распространяющееся из разных участков организма
Различные виды галлюцинацийИстинныеОбъект находится в реальном пространстве, «вне его головы»
ПсевдогаллюцинацииВоспринимаемый объект «внутри» пациента
ИллюзииИскаженное восприятие реального объекта
Смена восприятия размеров своего телаМетаморфопсия

Возможно ухудшения мыслительного процесса: его ускорение, бессвязность, заторможенность, персеверация, обстоятельность.

У пациента может появиться бред  (полное искажение идеи и непринятие иных точек зрения по заданному вопросу) или просто навязчивые явления – неконтролируемое проявление у больных тяжёлых воспоминаний, навязчивых мыслей, сомнений, страхов.

Расстройства сознания включает в себя: растерянность, деперсонализацию, дереализацию. Психические расстройства также могут иметь в своей клинической картине нарушения памяти: парамнезия, дисмнезия, амнезия. Сюда также относятся расстройства сна, тревожные сновидения.

У пациента могут возникать обсессии:

  • Отвелеченные: навязчивый счет, воспроизведение в памяти имен, дат, разложение слов на составляющие, «бесплодное мудрствование»;
  • Образные: страхи, сомнения, навязчивые влечения;
  • Овладевающие: человек выдает желаемое за действительное. Часто происходит после потери близкого человека;
  • Навязчивые действия: больше похожи на ритуалы (определенное количество раз помыть руки, подергать запертую входную дверь). Пациент уверен, что это помогает предотвратить что-то ужасное.

Причины возникновения психических расстройств лежат в основе их классификации. Происхождение некоторых видов отклонений до сих пор не может быть определено специалистами.

Лечение психических расстройств должно проводиться только после детального обследования и окончательной постановки диагноза.

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/vidy-i-klassifikaciya.html

Причины нарушения психологического здоровья. А. Шувалов

Причины нарушения психологического здоровья. А. Шувалов

Фрагмент из работы «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» А. В. ШУВАЛОВ

Было бы ошибкой считать, что нарушения психологического здоровья по аналогии с психическими недугами обязательно принимают вид душевного страдания или гротескного поведения, непременно проявляются в социальной дезадаптированности или асоциальных действиях.

Напротив, люди могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта. Психологическое здоровье, в свою очередь, не исключает тревоги и растерянности, сомнений и заблуждений, конфликтов и кризисов.

Состояние психологического здоровья имеет «мерцательную природу», т. е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни.

Вместе с тем, можно говорить о направленности мотивов и характере поступков человека. Соответственно можно выделить типичные отклонения в развитии человеческой субъективности.

Недоразвитие — первая линия дизонтогенеза субъективности — определяется диффузной самоидентичностью и несформированностью внятной личностной позиции с характерным конформным настроем.

Обезличенность проявляется в арефлексивном способе жизни, неопределенности ценностных приоритетов, неустойчивом и беспринципном стиле поведения, отсутствии стремления к позитивной свободе и самостоятельности, крайне слабо выраженной способности планировать жизнь и проектировать будущее, чрезмерной зависимости от стечения обстоятельств, чужой воли и влияния среды (необязательно отрицательного), инфантильной безмятежности, приземленности интересов, наивных представлениях о своих возможностях, неозабоченности вопросами морали и проблемой смысла своей жизни.

Эти натуры склонны к избирательной идеализации людей, выбору лидера или кумира, что отчасти компенсирует недостатки их собственной самости.

Объектом обожания и подражания может оказаться преуспевающая и популярная публичная персона или человек из ближайшего социального окружения, современник или харизматический деятель исторического прошлого, позитивно настроенная личность или одиозная фигура.

Здесь в структуре развития субъективной реальности прослеживается фиксация на процессе отождествления с тенденцией к со-зависимости.

Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной самобытности: человек не ведает или избегает напряжения сложных решений, риска личной инициативы и поступка, бремени ответственности, оказывается не в состоянии свободно и самостоятельно определить жизненные цели и мобилизоваться для их достижения.

Люди, тяготеющие к описываемой категории, в силу своих субъективных особенностей оказываются наиболее податливы к разного рода манипулятивным воздействиям (спекуляции СМИ, PR-технологии, реклама, приемы мошенничества, псевдоцелительные практики и т.п.).

Дисгармоническое развитие — вторая типичная линия дизонтогенеза субъективности — определяется искаженной самоидентичностью с характерным эгоцентрическим настроем.

Деформация личности проявляется в чрезмерном самолюбии и односторонности мотивационно-смысловой сферы, явно выраженном приоритете материальных целей (комфорт, карьера, достаток, популярность, власть) над духовными ценностями, своенравии и неутолимой потребности самоутверждаться, привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, стремлении добиваться желаемого во чтобы то ни стало, бесчувственном отношении равно как к дальним, так и к ближним, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб другим, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу,отрицании чувства долга и моральной ответственности. Именно из таких натур формируются одиозные лидеры. В данном случае в структуре развития субъективной реальности прослеживается фиксация на процессе обособления с тенденцией к самозамкнутости (замкнутости на себе). Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной со-бытийности: человек оказывается не в состоянии преодолеть самозамкнутость, открыть смысл, вдохновляющий к децентрации, самоотдаче, терпимости и любви к ближнему. В погоне за вожделенными целями рискует впасть в зависимость от них, и, лишившись привилегий достатка, привлекательности или власти, переживать это как потерю самого себя, жизненный крах.

Дезинтеграция — промежуточная форма дизонтогенеза субъективности — определяется отступлением от личностного способа жизни и как следствие утратой чувства внутренней свободы, благодати и любви.

В давние времена, когда лучник не попадал в цель, говорили: «Грех тебе!» Значит, грех — это состояние, когда человек изменил своему назначению, когда индивидуальная жизнь «не попадает в цель» (теряет цельность), когда мнимые успехи идут «мимо главной задачи» (спасения), когда человек лишился ориентира и сбился с пути духовного развития (пути истинного).

Читайте также:  Сближение - психология

Грех в библейском миропонимании — это антипод праведности (чувства правды). Здесь человек утрачивает чувство правды в отношении собственной жизни, застревает на плато обыденного существования, растрачивает впустую свои силы и способности, начинает явно или подспудно переживать непродуктивность жизненного пути (внутренний разлад, духовный тупик).

И требуется духовное пробуждение, переосмысление жизни и изменение системы жизненных отношений.

В противном случае вслед за иссушающими душу заботами и разочарованиями велик риск регресса (состояния, пограничного недоразвитию субъективности, атрофии самости вплоть до со-зависимости) или порочных блужданий (состояния, пограничного дисгармоническому развитию субъективности, гипертрофии самости вплоть до самоистуканства).

Таким образом, с онтогенетической точки зрения — ключевой для психологической антропологии — характерными признаками дизонтогенеза субъективной реальности в первом случае является ограниченность самобытности и со-зависимость (гипертрофированная форма зависимости индивида от других людей и жизненных обстоятельств); во-втором случае — ограниченность со-бытийности и самозамкнутость (замкнутость индивида на себе, на своих интересах и пристрастиях). Есть еще промежуточная форма дизонтогенеза — дезинтеграция субъективности, по сути, «духовное безвременье» (в просторечии — «суета»1).

С этической точки зрения — определяющей для нравственной психологии2 — признаком отклонения от нормы психологического здоровья в первом случае является неспособность самостоятельно делать нравственный выбор, держать нравственную позицию (в просторечии — «малодушие»3); во втором случае — отчуждение нравственных чувств и добродетельных устремлений (в просторечии — «криводушие», «окаянство»4).

Малодушие не знает Человека в себе; окаянство не видит и не признает Человека в Другом. При всей неочевидности, сложности и многообразии фактических проявлений можно сказать, что малодушие и окаянство — это «Сцилла и Харибда» на пути развития человеческой субъективности.

Эмпирические данные показывают, что нарушения психологического здоровья чаще носят смешанный характер различных проявлений и их сочетаний.

Коварность отклонений психологического здоровья состоит в том, что и детьми, и взрослыми они могут переживаться как субъективно благополучные состояния.

Кроме того, есть серьезные основания полагать, что антропогении5 становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний и зависимостей нехимического генеза.

Вспомним притчу о сеятеле (Мф 13. 1–23; Мк 4. 1–20; Лк 8. 4–15), которую Спаситель рассказал народу на берегу Галилейского озера. «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.

Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую, добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод».

Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: «Что значит эта притча?» — Он им объяснил. Семя — это Слово Божие (Евангелие). Сеятель — тот, кто сеет (проповедует) Слово Божие. Земля — человеческое сердце.

Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых Слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают Слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на Слово Божие отпадают от веры.

Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе Слово Божие.

Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к Слову Божию, сохраняют его в своей доброй душе и с терпением стараются исполнить все, чему оно учит. Плоды их — это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

В этой притче как нельзя лучше отражена суть рассматриваемой нами проблемы в ее христианском понимании.

Указаны и наиболее общие формы отклонений психологического здоровья: «земля при дороге» как дезинтеграция человеческой субъективности («суета»), «каменистое место» как недоразвитие человеческой субъективности («малодушие»), «терние» как дисгармоническое развитие человеческой субъективности («окаянство»).

Примечание: 1 Погружение в не имеющие истинной ценности, пустые и бесплодные заботы. 2 Возможность и актуальность развития такого подхода в отечественной психологии обоснована в работах Б. С. Братуся [2, с. 59–63]. 3 Буквально — упадок духа: слабохарактерный человек, легко поддающийся стороннему убеждению и своим мелочным расчетам.

4 Недостойный человека, богопротивный и заслуживающий осуждения образ мыслей и поступков, ведущий к духовной гибели; «окаянный» по-церковнославянски — каиноподобный, т.е. подобный первому человекоубийце. 5 Термин «антропогения» буквально означает — обусловленный «человеческим факто- ром».

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Психологическое здоровье человека. А. Шувалов

Основные признаки психологически здорового человека и его любви. М. Литвак

О любви к себе. Е. Пушкарев

Кому и в каких случаях нужна профессиональная психологическая помощь? И. и Л. Ширяевы

Психологические сопротивления и защиты. И. и Л. Ширяевы

Тесты на выявление: любовной аддикции по Егорову;

сексуальной аддикции по П. Карнесу (Carnes).

Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и классификация. Н. Лобан

Разрешение внутриличностного конфликта.

Целенаправленное развитие личности: что можно менять в себе. В. Oдинцoв

Источник: http://www.lyubi.ru/psyzd41.php

Понятие дисциплинарного проступка

Понятие дисциплинарного проступка

Совершение дисциплинарного проступка является юридически значимым обстоятельством при привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

В связи с чем следует признать, что понятие «дисциплинарный проступок» является правовым.

Данное понятие также распадается на юридически значимые обстоятельства, доказанность которых и позволяет сделать вывод о совершении работником дисциплинарного проступка.

Во-первых, юридически значимым обстоятельством при совершении работником дисциплинарного проступка является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, возложенных на него в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовым договором.

Круг трудовых обязанностей работника должен быть определен в соответствии с трудовым законодательством, возложение на работника обязанностей, которые выходят за рамки его трудовой функции без согласия работника, и дополнительной оплаты позволяет ему отказаться от их выполнения.

Такой отказ соответствует действующему законодательству, поэтому работник не должен нести за него бремя неблагоприятных последствий. В связи с чем круг трудовых обязанностей работника следует определять применительно к существующим тарифно-квалификационным справочникам, исходя из того, по какой трудовой функции заключен с работником трудовой договор.

Работник должен быть ознакомлен с возложенными на него трудовыми обязанностями. Для данного ознакомления также установлена письменная форма. Отсутствие у работодателя письменных доказательств, подтверждающих ознакомление работника с трудовыми обязанностями, лишает его представителей права при возникновении спора ссылаться на свидетельские показания для подтверждения данного ознакомления.

Одним из доказательств, подтверждающих круг возложенных на работника обязанностей, является заключенный с ним трудовой договор. Конкретные поручения работнику в рамках его трудовой функции также необходимо делать в письменной форме.

Доказанность невыполнения порученного задания, входящего в трудовую функцию работника, и позволяет сделать вывод о неисполнении возложенных на него трудовых обязанностей. При предъявлении работнику претензий по поводу ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей, должно быть доказано, какие конкретно действия не совершил работник, которые он должен был совершить в соответствии со своей трудовой функцией.

Во-вторых, обстоятельством, которое требуется доказать при совершении дисциплинарного проступка, является вина работника в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него трудовых обязанностей. Вина работника в совершении дисциплинарного проступка может быть выражена в форме прямого или косвенного умысла.

То есть должно быть доказано, что работник желал или сознательно допускал наступление неблагоприятных для работодателя последствий. Другие формы вины при совершении дисциплинарного проступка, как правило, не существуют.

Исключения составляют случаи, когда дисциплинарный проступок совершает работник, трудовая функция которого связана с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, то есть с источником повышенной опасности.

Указанные работники могут совершить дисциплинарный проступок в форме небрежности или самонадеянности, то есть работник может предвидеть наступление неблагоприятных для работодателя последствий, но полагать, что ему удастся их избежать.

В-третьих, обстоятельством, требующим доказывания при совершении работником дисциплинарного проступка, является неправомерность действий (бездействия) работника.

Работник может правомерно отказаться от выполнения трудовых обязанностей, например, при невыполнении работодателем обязанности по своевременной и в полном размере оплаты его труда.

В этом случае работник отказывается от принудительного труда, то есть совершает правомерные действия.

В-четвертых, обстоятельством, которое подлежит доказыванию при совершении работником дисциплинарного проступка, является наличие причинной связи между совершенными работником виновными и неправомерными действиями (бездействием) и нарушением или ненадлежащим исполнением возложенных на него трудовых обязанностей.

Читайте также:  Конструктив - психология

Работник может совершить виновные и неправомерные действия, которые не будут связаны с выполняемыми им трудовыми обязанностями, например, он во время отпуска может появиться на работе в состоянии алкогольного опьянения.

В этом случае отсутствует причинная связь между его виновными и неправомерными действиями и выполнением трудовых обязанностей.

Доказанность перечисленных юридически значимых обстоятельств, то есть их подтверждение совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, позволяет сделать вывод о совершении работником дисциплинарного проступка. Недоказанность хотя бы одного из них свидетельствует о том, что работник дисциплинарный проступок не совершил.

В связи с изложенным дисциплинарный проступок может быть определен как совершение работником виновного и неправомерного действия (бездействия), которое находится в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него с соблюдением требований законодательства трудовых обязанностей.

Однако доказанность совершения работником дисциплинарного проступка не всегда приводит к возникновению у работодателя права на применение к нему меры дисциплинарной ответственности. Для применения меры дисциплинарной ответственности должен быть доказан состав дисциплинарного проступка.

В данный состав входит прежде всего субъект дисциплинарной ответственности. Таким субъектом является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения и достигшее определенного возраста. В ст. 63 ТК РФ минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 14 лет.

Поэтому лица, вступившие в трудовые отношения до этого возраста, не могут быть признаны субъектом дисциплинарной ответственности. К ответственности за их действия по общему правилу привлекаются законные представители (родители, опекуны). Однако они не состоят с работодателем в трудовых отношениях.

Тогда как меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к лицам, заключившим трудовой договор. В связи с чем за совершенный работником в возрасте до 14 лет дисциплинарный проступок дисциплинарная ответственность наступить не может.

В силу чего указанные лица не могут быть признаны не только субъектами дисциплинарной ответственности, но и трудового права. Ответственность за совершенные ими действия на основании требований законодательства могут нести законные представители или опекуны.

Следовательно, правовой статус работников в возрасте до 14 лет распадается на их права, обязанности, гарантии их реализации и исполнения, а также на ответственность законных представителей, в том числе опекунов. По этой причине полномочным представителем работников в возрасте до 14 лет выступают их законные представители, в том числе опекуны, они же обладают и всеми элементами правового статуса субъекта трудового права.

В состав дисциплинарного проступка входит субъективная сторона, то есть психическое отношение работника к неправомерному действию (бездействию).

Вина в любой ее форме может быть доказана только по отношению к работнику, который способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

В связи с чем работник, который признан судом недееспособным, не может совершить виновных действий, а следовательно, и стать субъектом дисциплинарной ответственности.

В состав дисциплинарного проступка входит объект, то есть конкретное положение правил внутреннего трудового распорядка или конкретные трудовые обязанности, которые не исполнены работником или исполнены им ненадлежащим образом. Отсутствие конкретного нарушения правил трудовой деятельности также не позволяет на законных основаниях привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В состав дисциплинарного проступка входит и объективная сторона, которая заключается в наступлении неблагоприятных для работодателя последствий, находящихся в причинной связи с совершенными работником виновными и неправомерными действиями (бездействием).

Доказанность рассмотренных юридически значимых обстоятельств, а также наличие перечисленных элементов состава дисциплинарного проступка, которые во многом связаны с этими обстоятельствами, и позволяет законным образом решать вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарные проступки могут быть классифицированы на виды по различным основаниям. Например, они могут быть разделены на виды в зависимости от объекта, который стал предметом нарушения. В частности, работник может допустить нарушения правил техники безопасности, внутреннего трудового распорядка организации, режима труда и отдыха и т. д.

Дисциплинарные проступки можно классифицировать в зависимости от того, какой работник их совершил, то есть по субъектному критерию. Дисциплинарный проступок могут совершить рабочий, служащий, несовершеннолетний работник. Данная классификация также имеет правовое значение, так как существует особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности несовершеннолетних.

Дисциплинарные проступки могут быть классифицированы по правовым последствиям, которые могут наступить для работника, допустившего их совершение. В данном случае можно выделить проступки, за которые может последовать в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение, и другие дисциплинарные проступки, караемые иными мерами дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарные проступки могут быть классифицированы в зависимости от того, какие последствия для работодателя они повлекли. Данная классификация также имеет правовое значение для обоснования применяемой к работнику меры дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарные проступки могут быть классифицированы в зависимости от формы вины совершившего их работника. В частности, они могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Данная классификация также может иметь значение при применении к работнику меры дисциплинарной ответственности.

В зависимости от доказанности обстоятельств, определяющих специальную дисциплинарную ответственность, дисциплинарные проступки могут быть разделены на общие и специальные.

Перечень критериев классификации дисциплинарных проступков на виды не может быть определен исчерпывающим образом, так как в теории и на практике могут появляться иные критерии, которые имеют правовое значение при привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

нарушение трудовой дисциплиныдисциплинарная ответственность работников

Источник: http://hr-portal.ru/article/ponyatie-disciplinarnogo-prostupka

Психические расстройства: классификация и примеры

Автор Татьяна в 13/06/2014. Опубликовано Психические расстройства

Психические расстройства представляют собой модели поведения или психические симптомы, которые влияют на различные сферы нашей жизни. Для человека, испытывающего эти симптомы, они являются дополнительной причиной стресса.

Приведенный ниже список психических расстройств содержит основные категории психических расстройств, перечисленные в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств», а также несколько примеров для каждого типа.

Острая реакция на стресс

Эта группа психических расстройств связана с установленным источником стресса, который вызывает появление значительных эмоциональных и поведенческих симптомов. Диагностическими критериями, перечисленными в «Руководстве…» являются:

  1. страдание, значительно превосходящее ожидания;
  2. страдание, оказывающее крайне негативное влияние на учебную, профессиональную или социальную деятельность.

В дополнение к этим требованиям, симптомы должны проявиться в течение трёх месяцев после испытанного стресса, симптомы не должны отвечать критериям расстройств Осей I и II; симптомы также не должны быть связаны с тяжелой утратой и не должны длиться дольше шести месяцев после воздействия фактора стресса. Выпущенное в мае 2013 года издание «Руководства…» переместила эту группу расстройств, называемую также расстройствами адаптации, в новый раздел, посвящённый связанным со стрессом синдромам.

Тревожные расстройства

Под тревожными расстройствами подразумеваются расстройства, характеризуемые чрезмерным и анормальным чувством страха, беспокойства и тревоги. В одном из недавних исследований, опубликованном в «Архивах общей психологии», было подсчитано, что не менее 18% взрослых американцев страдают, по меньшей мере, от одного из тревожных расстройств. К группе тревожных расстройств относятся:

Диссоциативные расстройства

Диссоциативные расстройства — группа психических расстройств, которые включают изменения или нарушения функционирования психики, в том числе работы памяти и собственной идентичности. Группа диссоциативных расстройств включает в себя:

  • диссоциативное расстройство (ранее известное как «раздвоение личности»);
  • диссоциативную фугу;
  • диссоциативное расстройство идентичности;
  • деперсонализационное расстройство.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения характеризуются навязчивой озабоченностью весом и потребностью придерживаться неправильного питания, оказывающего негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. Расстройства пищевого поведения включают в себя:

  • нервную анорексию;
  • нервную булимию;
  • руминационное расстройство.

Искусственные расстройства

Имея эти нарушения, человек действует так, будто у него или неё имеется заболевание, зачастую намеренно преувеличивая симптомы или притворяясь — или даже самостоятельно нанося вред организму. К искусственным расстройствам относятся:

  • синдром Мюнхгаузена;
  • синдром Мюнхгаузена через представителя;
  • синдром Ганзера.

Расстройства контроля над побуждениями

Расстройства контроля над побуждениями сопряжены с неспособностью контролировать импульсы, в результате чего происходит вреда себе или другим людям. Группа расстройств контроля над побуждениями включает:

  • клептоманию (кражи);
  • пироманию (поджоги);
  • трихотилломанию (вырывание волос);
  • лудоманию (азартные игры);
  • расстройство прерывистой вспыльчивости;
  • дерматилломанию (сдирание кожи).

Психические расстройства, возникающие вследствие общего медицинского состояния

Причиной возникновения психических расстройств этого типа становится другое заболевание. Медицинское состояние может вызвать и психические симптомы: например, кататонический синдром или изменение личности. К примерам этой группы расстройств можно отнести:

  • психические расстройства при эпилепсии;
  • депрессию, вызванная диабетом;
  • психоз, связанный со СПИДом;
  • личностные изменения, связанные с повреждением головного мозга.

Нейрокогнитивные нарушения

Это психические расстройства сопряжённые с нарушением когнитивных способностей, например, памяти, восприятия или способность решать проблемы. Некоторые тревожные расстройства, аффективные расстройства и психотические расстройства классифицируются также как когнитивных расстройств. Нейрокогнитивные расстройства включают в себя:

  • болезнь Альцгеймера;
  • делирий;
  • деменцию;
  • амнезию.

Аффективные расстройства

Аффективные расстройства характеризуются изменениями в настроении. К этой группе заболеваний относят:

Нарушения нейроразвития

Эта группа расстройств диагностируется в младенчестве, детстве или подростковом возрасте. К этим психическим расстройствам относятся:

Источник: http://aboutyourself.ru/psiras/psixicheskie-rasstrojstva-klassifikaciya-i-primery.html

Ссылка на основную публикацию