Андрогиния — психология

Психологическая андрогиния и творчество — Моноклер

Несмотря на огромное количество исследований по проблеме творчества, в частности изучение стадий творческого процесса, поиск «идеальной творческой рутины», рассмотрение отношений между творчеством и психическими заболеваниями, очень немногие работы сфокусированы на нескольких важных факторах, которые касаются каждого из нас: пола и гендерного сознания.

В книге «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», одной из самых важных и глубоких книг по творчеству, когда-либо написанных, известный психолог-новатор Михай Чиксентмихайи рассматривает любопытный и недооценённый аспект творческого мышления — предрасположенность к психологической андрогинии:

Чиксентмихайи подчёркивает, что эту психологическую тенденцию склонности творческих людей к андрогинности не следует путать с гомосексуализмом, потому что дело не в половых предпочтениях, а в психоэмоциональных особенностях:

Источник: Outfit.

Ссылаясь на огромное количество проведённых интервью с успешными и известными представителями творческих профессий (в числе которых учёный-астроном Вера Рубин, легендарный социобиолог Эдвард Осборн Уилсон, философ и педагог Мортимер Адлер, титан социальной политики Джон Уильям Гарднер, оригинальная поэтесса Дениз Левертов и многие другие), Чиксентмихайи пишет:

Грубо говоря, психолог говорит о той гибкости, которую даёт людям психологическая андрогиния.

 Преодоление социальных и полоролевых стереотипов ведёт человека к свободе, познанию своего истинного “Я”, возможности осмыслить многообразие этого удивительного мира  и выразить свои мысли и впечатления в творчестве.

Помните державинское “Я царь, я раб, я червь, я бог! “? В некоторой степени это о том же, только в более широком контексте.

И об этом, конечно,  нужно знать, и об этом, безусловно, стоит говорить, потому что сила вечного родительского «это для мальчиков, а это для девочек» неиссякаема, а последствия драматичны.

Впрочем, круг вопросов, рассмотренных в книге  «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», не ограничивается гендерными проблемами.

Эта книга —  настоящее откровение, в котором описаны идеальные условия для творческого процесса, разобраны характеристики креативного мышления, рассмотрен процесс взросления творческой личности и приведены бесценные советы молодым людям от опрошенных Чиксентмихайи современных светил науки и искусства. Так что читать, несомненно, стоит.

Обложка: eliza.d/flickr.

Источник: https://monocler.ru/tvorchestvo-i-psihologicheskaya-androginiya/

Андрогинность: болезнь или идеальный человек

Современная психология обозначает множество способов самовыражения человека, как личности и один из самых нестандартных – это андрогинность (слово, обозначающее проявление мужского и женского начала), о которой и пойдёт речь в статье.

Понятие слова «андрогинность»

Итак, как правильно охарактеризовать данное явление?

Также подобное явление проявляется не только психологически, а и физически. Андрогинны гармонично смотрятся и в первом и другом образе, не вызывая трудностей в половой идентификации.

Совсем недавно данное понятие было синоним слова гермафродичность, но со временем большинство психоаналитиков отметило, что это не так, так как гермафродичность – это больше физиологическое понятие, а андрогинность затрагивает и психический аспект жизни человека.

Связанно подобное отклонение от обще признанных норм, чётким распределением стереотипных форм поведения для мальчиков и для девочек. Таким образом, мужчины должны быть сильными, властным, брутальным, хорошо сложенными физически, мускулистыми, а девочки наоборот, нежные, добрые и заботливые.

В связи с тем, что человек существо в большей степени социальное и его норма поведения, может корректироваться от различных факторов, данная стереотипность смешивается, вызывая затруднение в собственной половой идентификации из-за чего и возникает сначала психологическая, а затем и внешняя андрогинность.

На протяжении долгого времени с психологической точки зрения считалось, что человек полностью здоров если, его поведение и внешний вид полностью соответствует его биологической сути и гендерной расположенности, а малейшее отклонение от нормы вызывали подозрения.

На сегодняшний день многие современные мужчины бывают ласковыми и заботливыми, а женщины сильными, имеют свой внутренний стержень и некую брутальность. Но, следует понимать, что это не признак андрогинности, так как если, такого парня накрасить и обуть в каблуки, его можно будет легко отличить от девушки.

В подобном представлении себя есть, как положительные, так и негативные стороны.

Положительный аспект:

  • Человек становится более гибким и ему легче подстраивается под тот или другой круг общения.
  • Такому психологическому типу намного легче показать свою чувственность и эмоциональную составляющую.
  • Ну а интимная составляющая является более раскрепощенной и яркой.

Негативный аспект:

  • Сложное построение личностных отношений с приверженками традиционных взглядов.
  • Несмотря на то, что андрогинны легко подстраиваются под любой круг общения, а их сексуальной раскрепощённой, можно позавидовать, личные отношение с представителями противоположного пола им построить тяжело, так как их не воспринимают, как сексуального партнёра и надёжного спутника по жизни (не каждый мужчина готов видеть возле себя брутальную внешне девушку и наоборот, не каждую представительницу прекрасного пола привлекают чрезмерно женственные мужчины).
  • Также ещё не все социальные группы, которые полноценно не воспринимают подобное выражение личности и поэтому, андрогинны не принимаются полноценными членами общества определёнными социальными группами, а их поведение считается отклонением от нормального.

Теория андрогинности

Существует немало мифов древней Греции про пралюдей, людей-андрогиннов, которые соединяют в себе одновременно и мужество, и ранимую женственность.

Первый древнегреческий философ Платон называл их идеальными людьми, а в большинстве мифов они описываются, как земное воплощение одного из божеств.

Так, согласно одному из них, именно благодаря приходу такого прачеловека на землю и получились мужчины и женщины.

Основоположницей теории изучения данного психологического поведения считается Сандру Бем, хотя за долго до неё подобной темой интересовался Карл Юнг, хоть и не вёл официальных на тот момент записей.

Таким образом, согласно первой теории Юнга, с самого начала психика каждого из нас андрогинна и лишь со временем она приобретает чёткие черты, так как наше воспитание выстраивает определённые психологические барьеры, разделяя, что можно делать мужчине, а что женщине.

Именно подобное воспитание является стереотипным и согласно этой теории, андрогинны стирают эту грань гармонично соединяя в себе и то и другое.

Ну а в свою очередь Бем, подхватив подобную тенденцию, дополнила, что именно эта типология поведения способствует лучшей адаптации человека в обществе и со временем без неё нельзя будет обойтись.

Психологическая андрогинность

Если, отбросить внешнее составляющее данного явления, то для многих людей оно приобретает совершенно обычный вид. Как уже упоминалось выше, проявление андрогинности у человека напрямую зависит от его воспитания и круга его общения. Основываясь на этих фактах американских психолог Бем определила несколько категорий людей с разными признаками подобного проявления:

  1. Маскулинные – это индивиды с ярко выраженным мужским началом, настоящий мужчина.
  2. Феминные – представляют собой традиционное выражение женского поведения.
  3. Андрогинны – представители социальной группы, объединяющие в себе маскулинные и феминные черты поведения.
  4. Неопределившийся – последняя классификация индивидуальности, подразумевающая собой неопределённость человека в том, какой тип поведения ему использовать.

Как вы уже поняли, современный человек имеет возможность обладать, как мускулинными, так и феминными чертами, выбирая необходимый тип поведения исходя из сложившейся ситуации и именно андрогинность в поведении считает Бем нормой в обществе.

На сегодняшний день психологическая андрогинность имеет большое значение, так как она поможет многим людям подстроится под различные жизненные обстоятельства, так как при некоторых условиях стереотипное мышление совершенно не уместно.

Андрогинность у мужчин и женщин

У мужчин и женщин соединение двух начал, проявляется практически одинаково. В некоторых ситуациях парни показывают свою более женственную сторону, а в некоторых слабый пол берёт на себя обязательства сильного. Если, говорить про внешнюю составляющую явления, то в большей степени именно мужчины становится более женственным.

Заключение

Итак, андрогинность не является отклонение от нормы (несмотря на мнение большинства). Обладатель андрогинных черт наоборот является более адаптивным и гармоничным, чем обладатель лишь мускулинных и феминных черт. Гармоничность данного индивида выражается в его социокультурном поведении в восприятии внешнего мира.

Источник: https://StatusMen.ru/culture/psychology/androginnost

Андрогинность – что это такое, определение и теория

Сексуальная раскрепощенность позволяет современным людям находить новые способы своего самовыражения.

Андрогинность порицается многими людьми, поскольку данное явление является таким же непонятным и бессмысленным, как и наклонности людей демонстрировать свое тело напоказ либо афишировать свою сексуальную принадлежность.

Существует много различных теорий, которые стараются объяснить, что такое андрогинность и зачем человеку она нужна.

Все живое делится на мужское и женское. Человеческое существо рождается принадлежащим к конкретному полу. Дети делятся на мальчиков и девочек, которые потом вырастают в мужчин и женщин.

Деление на мужское и женское носит не только физиологический аспект.

Организм каждого пола заточен на то, чтобы соответствовать своему виду: у женщин меняется настроение под действием гормонов, у мужчин происходит возбуждение при виде красивых дам.

Физиологически люди между собой похожи, только отличаются отдельными частями тела и функциями, которые помогают им привлекать друг друга и размножаться.

Все живое делится на мужское и женское. Такое явление, как андрогинность, является попыткой людей соединить противоположности в одно целое. Именно об этом неясном явлении пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Что такое андрогинность?

Если отвечать на вопрос, что такое андрогинность, то следует узнать о мифе, который повествует о древних временах. Когда-то на Земле жили андрогины – люди, которые были и мужчинами, и женщинами в одном лице.

Они были цельными личностями, которые уже могли удовлетворять все свои потребности. Однако боги в какой-то момент разгневались на них, поскольку андрогины были совершенными и абсолютно счастливыми существами.

Они разделили людей на две половинки – мужское и женское, из-за чего теперь людям приходится всю жизнь искать свою половинку, чтобы стать полноценными личностями.

Исходя из мифа, андрогинами называются люди, которые совмещают в себе и мужское, и женское. Поскольку нет такого способа, чтобы родился мужчина, а у него еще присутствовали все физиологические признаки женского пола, или наоборот, то современный человек по-другому проявляет свою андрогинность.

В мифе люди уже рождали с женскими и мужскими половыми органами. Современный человек такого сделать не может. Он рождается либо мужчиной, либо женщиной.

Поэтому применяются другие способы проявить свою принадлежность к андрогинности: • Использование легкого макияжа, чтобы придать себе женственности.

• Ношение одежды, которая ни по цвету, ни по фасону, ни по виду не может рассказать окружающим, кто перед ними находится – мужчина или женщина. • Отпускание волос до уровня плеч или ниже. • Худощавость.

• Мягкие жесты. И пр.

В зависимости от того, чего не хватает отдельному человеку, он добавляет это в свой образ, чтобы стать ни мужчиной, ни женщиной, а чем-то средним. Даже появился такой термин, как «средний пол» или «унисекс», когда и мужчина, и женщина выглядят и ведут себя одинаково.

Говорить о появлении сразу мужских и женских половых органов и функций в организме не приходится. Современный андрогин – это существо, которое на социальном и психологическом уровнях проявляет и мужские, и женские качества.

Откуда возникло такое явление? Многие социологи ссылаются на то, что уравнивание женщин и мужчин в правах привело к тому, что их социальная жизнь изменилась и привела к смешению. Современные женщины уже имеют право не только работать, но и служить в армии. Современные мужчины могут брать декретный отпуск по уходу за ребенком, если женщина желает зарабатывать деньги.

Если ранее были четко установленные рамки и правила, что является женским и мужским, то сегодня эти границы стерты. Теперь мужчинам позволяется то, что делают женщины, а женщинам все, что позволяется мужчинам. Андрогинность современного мира – это демонстрация женских и мужских черт чисто на психологическом или поведенческом уровнях.

Андрогинность является следствием отрицания человеком своей половой принадлежности и желанием совмещать в себе качества обеих полов. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному: • Мальчики должны быть властными, рискованными, агрессивными, лидирующими, сильными, напористыми, независимыми, честолюбивыми.

• Девочек воспитывают как эмоциональных, нежных, мягких, пассивных, застенчивых, спокойных, тихих личностей.

Ранее считалось, что здоровая личность – это человек, который по своему характеру, повадкам и образу жизни абсолютно соответствует своему полу. Современная здоровая личность является здоровой, если не мешает своими действиями и решениями свободе и жизни окружающих. При этом она может делать с собой все, что пожелает.

Читайте также:  Эго - психология

перейти наверх

В чем плюсы и минусы андрогинности?

1. Плюсы андрогинности можно выделить в том, что человек становится более гибким в различных обстоятельствах. Он не ограничивает себя в действиях и решениях только потому, что это не свойственно его полу. Он в полной мере реализовывает весь свой внутренний потенциал.
2.

Минусами андрогинности можно назвать одиночество такой личности. Ей трудно найти любимого человека, поскольку непонятно, кем он должен быть – мужчиной или женщиной. Появляются трудности в общении и с противоположным полом, и просто со всеми людьми.

При этом следует понимать, что андрогинность – это не сексуальная ориентация, а просто образ жизни.

перейти наверх

Теория андрогинности

Андрогинность берет свое начало из историй Платона об андрогинах, которые были разделены на мужское и женское богами, дабы те не посягали на их имущество. С тех пор мужчина и женщина ищут друг друга, чтобы стать полноценными. Первые теоретические знания начали появляться уже из рукописей Сандры Бем и Карла Юнга.

Юнг полагал, что человек изначально рождается на уровне психики и мужчиной, и женщиной. Лишь на физиологическом уровне он принадлежит определенному полу.

Однако женское и мужское начала на психологическом уровне заложены абсолютно у всех людей.

Лишь под влиянием воспитания и общественного мнения человек отказывается от того, что не принадлежит его полу, и развивает то, что поощряется обществом.

Сандра Бем считала, что андрогинность позволяет человеку становиться более адаптированным к социуму. В 1970 году она предположила, что нет никакой противоположности и взаимоисключения в гендерных ролях. Мужчина и женщина в каждом человеке идеально объединяются, а не взаимозаменяются.

Также проводились тесты, где определялся уровень наличия женских и мужских черт у каждого человека. • Андрогины показали наличие у себя и женских, и мужских качеств.

• Феминными чертами обладали те, кто определял себя к женскому полу (при этом мужские качества находились на низком уровне развития).

• Маскулинными чертами обладали те, кто приписывал себя к мужскому полу (при этом женские качества были неразвитыми).

• Недифференцированными личностями считались те, у кого находились на низком уровне развития и мужские, и женские черты.

С. Бем полагала, что самой адаптированной личностью является человек, который не делит свои качества на мужские и женские, а проявляет их по необходимости. Если же человек отгораживается от всего, что не присуще его полу, тогда он становится менее адаптированным.

перейти наверх

Психологическая андрогинность

Андрогинность современными психологами объясняется как совмещение в одном человеке и мужского, и женского, что касается его социального поведения, занимаемых ролей и психологического аспекта.

То, какими чертами будет обладать человек, зависит от: 1. Воспитания и ролей родителей, за которыми наблюдал малыш и чьи манеры перенимал. 2.

От социума, который оказывает влияние своей рекламой, мнением и направлениями.

3. От биологических наклонностей. Данный аспект оказывает меньшее влияние, однако оно все же имеется.

Каждый человек рождается андрогином на уровне психики. Он не является ни мужчиной, ни женщиной. Данный аспект определяется уже после того, как человек проходит воспитание и обучение в течение многих лет. На физиологическом уровне он принадлежит к определенному полу. Однако какими качествами он будет обладать и роли занимать в обществе, уже определяется со временем.

Каждый человек обладает и мужской, и женской природой. Психологи считают, что более полноценной личностью является тот человек, у которого проявляются качества обоих полов. Если же человек игнорирует то, что приписывается противоположному полу, тогда он становится замкнутым и ограниченным. Незрелой личностью становится тот человек, у которого не развито ни мужское, ни женское начало.

Именно андрогинность позволяет человеку гибко адаптироваться к окружающему миру. Обстоятельства возникают разные.

Трудности и проблемы появляются тогда, когда человек не позволяет себе совершать поступки или проявлять эмоции, которые бы проявил противоположный пол в подобной ситуации, при этом они идеально решают их.

Когда человек начинает делить на «мое» и «не мое», тогда возникают рамки, границы, ограничения, которые не помогают ему жить полноценно.

перейти наверх

Итог

Андрогинность – обширное понятие. Одни люди меняют свою внешность, чтобы быть похожими ни на мужчин, ни на женщин. Андрогинность на уровне психики делает человека более гибким к окружающим обстоятельствам, позволяет чувствовать себя полноценно и гармонично. Итог: внешне можно оставаться представителями своего пола, а внутренне быть андрогинами.

Андрогинность не считается отклонением от нормы. Андрогин становится более свободным. Он имеет выбор самому решать, как реагировать, что предпочитать и как поступать в любой ситуации, что нисколько не связано с его половой принадлежностью.

Источник: http://PsyTheater.com/androginnost-chto-takoe-teoriya.html

АНДРОГИНИЯ

одновременно женские и мужские свойства у индивида; психологическая андрогиния — высокие показатели одновременно но шкалам маскулинности и фемининности.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов

— сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Понятие для обозначения людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества.

Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее от особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также от социального воздействия, нежели от биологических различий между полами.

Представление о мужских и женских чертах долго базировалось на модели одного континуума, на одном конце коего располагаются мужские качества, а на другом — женские: чем больше мужского, тем меньше женского, и наоборот.

Позже было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) качества независимы и могут располагаться лишь на двух отдельных, непересекающихся континуумах. На этом принципе основано большинство тестов, измеряющих фемининность, маскулинность и андрогинию. На основании этих тестов каждый человек относится к одной из четырех групп:

1) к маскулинным индивидам — с выраженными традиционно мужскими качествами, как честолюбие, решительность и пр.;

2) к фемининным индивидам — с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как эффективность, мягкость и пр.;

3) к андрогинам, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты;

4) к людям неопределенной психологической половой идентичности, кто не обладает выраженными маскулинными либо фемининными чертами. Исследования показывают, что андрогиния — важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Она способствует формированию устойчивости к стрессам, в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.

Развитие исследований по проблематике пола психологического, разработка таких понятий, как схема пола, значимость идентичности половой для индивида и прочих, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии (-> дифференциация половая; сексология).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

androgyny) Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе «Анима и анимус», совр. психология уделяла ей мало внимания до тех пор, пока Сандра Бем не ввела понятие А.

С ее точки зрения, маскулинность и феминность представляют собой комплементарные аспекты положительных черт личности и образцов поведения, — и потому, в принципе, один и тот же человек может быть мужественным и женственным, блюсти личные и коллективные интересы, проявлять инструментальность и экспрессивность, в зависимости от того, насколько эти модальности соответствуют ситуации. Хотя исследователи отказались от первоначального понимания А. как рецепта психич. здоровья, само понятие А. оказалось весьма полезным для психологии. В частности, дискуссии в этой области привели к тому, что психологи стали уделять больше внимания многомерности понятий пола и гендера. Будущие исслед. в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц. определения половых ролей включаются в состав личной идентичности, в структуру Я и в механизм обработки воспринимаемой людьми информ. о соц. действительности. См. также Ролевые ожидания, Полоролевое развитие, Половые роли Р. К. Унгер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с

совмещение в индивиде маскулинных (см. Маскулинность) и фемининных (см. Фемининность) черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем.

С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии.

Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения.

Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания.

Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко.

Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание «мужских» и «женских» качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу.

Источник: Гендерный глоссарий проекта «Ресурсы гендерного образования»

Вид половой роли личности, при котором человек проявляет высокие показатели как мужских, так и женских личностных характеристик. Исследования показывают, что андрогинные дети могут обладать более высокой адаптабельностью в своем поведении.

Они могут проявлять мужскую независимость или женскую чувствительность, в зависимости от ситуации.

По всей вероятности, мужской компонент андрогинии тесно связан с психологическим благополучием андрогинных женщин, в особенности обладающих более устойчивым здоровьем, чем представительницы традиционного склада личности.

Женщины, не обладающие андрогинными характеристиками, могут испытывать проблемы в области социальной приспособляемости, так как их признаки не имеют адекватно высокой общественной оценки. Однако, поскольку в обществе возрастает роль того, что традиционно считалось женскими качествами, андрогинный тип личности вполне может стать нормой для обоих полов.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Из греческого andros (= мужчина) и gyne (= женщина), состояние, при котором некоторые мужские и некоторые женские признаки присутствуют у одного и того же индивида. Термин используется в отношении как биологических/физических, так и психологических/поведенческих признаков.

Вообще, в отличие от гермафродита, за исключением некоторых редких случаев, человек, у которого наблюдается андрогиния, имеет половую дифференциацию и может быть отнесен к биологически мужскому или женскому полу по биологическим признакам.

Некоторые авторы ограничивают использование этого термина обозначением представителей биологического мужского пола, которые обнаруживают физические или поведенческие женские характеристики, оставляя термин гинандрия для обозначения представителей биологического женского пола с мужскими характеристиками. Ср. с женоподобным, следует различать с двуполым.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Источник: Т. Бендас. Гендерная психология: словарь по книге

Наличие у человека психологических качеств и атрибутики, присущих противоположному гендеру.

Например, маскулинными качествами считаются твердость, активность, закрытость, феминными — мягкость, нежность, общительность, нейтральными — надежность, завистливость.

Читайте также:  Практичность - психология

Существуют опросники (например, Сандры Беем), выявляющие степень андрогинии у каждого.

Источник: Пол, гендер и трансгендер. Общие понятия, проект www.transgender.ru

сочетание у индивида (женщины) женских и мужских признаков.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии, 2007 г

от греч. aner, andros «мужчина» и gyne «женщина») – сексуальное отклонение, когда мужчина испытывает временами мужские половые желания, временами – женские. Предполагают, что этим страдал писатель Г. Мопассан.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

греч. aner — мужчина, gyne — женщина) — 1. наличие физических и психологических признаков обоего пола. В отличие от собственно гермафродитизма (см.), по биологическим признакам индивид может быть отнесен к определенному полу; 2.

некоторые авторы обозначают этим термином мужчин, имеющим физические и/или психологические признаки женщин — в отличие от гинандрии, называя так качества женщин с физическими и психологическими признаками мужского пола; 3. периодическая смена сексуальной ориентации, как, предпложительно, это было у Г.Мопассана.

.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Поведенческая гибкость, позволяющая реагировать по маскулинному или по феминному типу в зависимости от ситуации (см. Полоролевой опросник Бем)

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

(от лат. andros – мужчина, gyne – женщина) – успешное сочетание в личности традиционно мужских и традиционно женских качеств. Термин ввел американский психолог С. Бем.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/androginija.html

Андрогины — нестандартная красота

Современные люди стараются уйти от серости в поиск, пытаясь выразить свое Я.

Каждое время наделено своими кумирами и стандартами красоты. Нынешнее время интересно тем, что его заняли люди нестандартной красоты. Такие люди всегда вызывали и продолжают вызывать восторг, отрицание, недоумение, но в любом случае, такие люди всегда привлекают к себе внимание.

Девочки и мальчики с неясно-миловидной внешностью сегодня  стали модными, заявив о своей уникальности. Данный стиль в мире моды был назван «Унисекс» (unisex), а людей, гармонично сочетающих в себе  мужские и женские черты, стали называть – андрогины.

Данный стиль сегодня очень популярен среди молодежи.

Между тем явлению  андрогинизм многие тысячи лет.

Андрогиния и история

Ученые во многих уголках земли находили древние рисунки  божеств  одного пола имевших некоторые особенности  присущими другому полу.

Кроме этого в религиозной мифологии древних народов звучали упоминания о существах изначально имевших два начала: женское и мужское.

Затем якобы Бог, узрел в этом явлении угрозу своему величию, испугавшись их особенной силы и, решил обезопасить себя, разделив таких людей (андрогинов) пополам: на мужчин и женщин.

С тех пор люди вынуждены ходить по Земле в поисках своей второй половинки…

Почему андрогины так популярны сегодня?

Сегодня андрогиния – это нестандартный стиль так называемого «среднего пола», который не ставит перед  собой никаких ограничений связанных с образом традиционных моделей.

Он сам по себе и создан, для людей новой формации, которые нестандартно думают и не пугаются менять свою внешность.

  Андрогины имеют больше возможностей в сфере рекламы и  моды, потому что с легкостью могут рекламировать как женские, так и мужские коллекции, их пол невозможно определить с первого взгляда. Они готовы к почти мгновенному перевоплощению.

Психология и андрогины

При всем кажущемся безумии, андрогиния – стремительно развивающееся социокультурное явление.

Современные психологи трактуют понятие андрогинии с позиций гендерных ролей – социальных ролей, соответствующих определенному полу.

К.Г. Юнг упоминал в аналитической психологии о принципе андрогенного явления проявляющегося в особом свойстве личности человека, который достиг достаточно высокой степени личной  внутренней гармонии.

Психолог высказывал мнение что женщиной или мужчиной человека делают социальные процессы, происходящие вокруг него в течение всей его жизни.

Но оставаясь в той или иной роли, человек неосознанно чувствует свою душевную ущербность и только восстановление его начальной андрогинной целостности  сможет ему помочь.

Сегодня термин андрогин склонен описывать общие  человеческие психосоциальные характеристики.  Люди  всегда восхищались и тяготели к прекрасному, а современные андрогины как мужчины, так и женщины безупречно миловидны. От них тяжело отвести взгляд. Такие люди обладают своеобразным завораживающим эффектом.

То есть получается, что свойство андрогинии — это особое состояние человеческой личности, при котором человек достигает достаточно высокой степени индивидуальной внутренней гармонии.

Андрогинный тип внешности –  бесполый образ, облачённый в такую же бесполую одежду.

Не следует путать  понятия  трансвестизма и андрогинии. Это совершенно разные психологические посылы.

К.Г. Юнга поддержала психолог Сандра Бем которая занималась изучением проблем эмансипации и на основе исследования явления андрогинии создала теорию пола.

Она утверждала, что непосредственное становление пола у детей, складывается на основе существующих в культуре и мире социальных стереотипов.

А это значит, что развитие существующей человеческой культуры в качестве одной из наиболее важных категорий социальной жизни выдвигает пол.

По словам Сандры Бэм  андрогинные  люди более психически здоровы, чем люди с типично мужской или типично женской половой ролью.

Андрогиния и сексуальная ориентация

Как известно, спрос рождает предложение. Андрогины нравятся людям и поэтому они столь популярны. В основном андрогинная внешность нравится женщинам.  Принцип, когда подобное притягивает подобное (женственные мужчины кажутся женщинам более понятными и мягкими).

Хотя женщины любят и брутальных мужчин. Кроме этого андрогинная внешность порождает эффект традиционности для людей с нетрадиционной ориентацией (если мужчине нравится женственный мужчина, это на подсознательном уровне смягчает  природу его тяги к мужскому полу).

Андрогины умеют пользоваться даром, который предоставила им природа.

Аниме и андрогины

Современных андрогинов можно условно отнести к неформальной субкультуре. Эта субкультура в настоящее время активно развивается. Её представители имеют возрастные рамки в основном от 16 и до 30 лет.

Часто в такой субкультуре встречаются обычные люди определенного пола, которым нравится маскировать себя и естественным образом, использовать преимущества мужского и женского начал. Поэтому такие люди хотят быть бесполыми. Часто андрогины предпочитают фантазийный стиль аниме. Ведь стиль аниме очень смелый и необычный.

Также стиль аниме очень похож на андрогинный стиль. Мальчики и девочки аниме  по внешнему виду напоминают андрогинов. Безупречные формы лица, гармоничные мягкие линии тела и одежды.

В обычной жизни обычные люди рискуют быть непонятыми, но андрогины любят интересные образы и эксперименты. Кроме этого часто герои аниме имеют длинные волосы и андрогинную внешность.  Они очень хорошо отражают андрогинную сущность.

После появления современных мультфильмов аниме, модели-андрогины в буквальном смысле захватили умы подростков и стали широко использоваться в модной индустрии.

Макияж и гардероб андрогина

Эпоха fashion-андрогинности набирает обороты. Но, макияж и гардероб противоположного пола не сделают из обычного человека андрогина, им можно только родиться. В понятии андрогинии очень важно быть естественным, соединяя в себе признаки обоих полов.

Тем не менее, андрогины часто используют в одежде  экстравагантные наряды,  которые представляют собой микс мировой моды и культовой японской анимации.

Андрогины и готика

Очень часто андрогины  представляют  на подиуме экстравагантный готический образ.  Как стиль, готический образ появился в мистическую средневековую эпоху. Сегодня готический стиль очень модный тренд настоящего времени.

Его поклонниками стали такие знаменитые дизайнерские дома и дизайнеры как: Гуччи, Александр Маккуин и Джон Гальяно.  И, конечно же, андрогины с удовольствием пользуются возможностью представить его на международных дизайнерских показах.

Готика и андрогины, как будто дополняя друг друга, заявляют о своей интригующей бунтарности по отношению к искусственно созданному  матричному  миру.

Средневековые наряды сдержанных расцветок,  стиль вамп, модные ультро-современные костюмы из латекса, все это готическое великолепие  дополнено экстравагантными аксессуарами и необычным мистическим макияжем.

Готика – представляет собой искусство, включающее множество мистических образов для индивидуального самовыражения.

Перформанс эксеримент андрогин

Андрогины – по своей сути представляют собой  один из видов современного искусства, художественный перформанс. Внешность андрогина – чистый холст, на этом холсте можно отобразить любые перформанс идеи дизайнера.

Дизайнер может не только представить миру свое новое произведение, но и продемонстрировать его в действии.

Поэтому с точки зрения перформанса, андрогин участвуя в перформанс эксперименте, невольно становится объектом, который представляет миру новый взгляд на красоту и сущность человека.

Например, этот аспект хорошо показан в книге «Перформанс Империя. Трон Люцифера», где автор описывает неформальный мир, в котором преобладает андрогинный готический стиль.

Свобода без пола

Многие стали говорить о том, что современные андрогины  — первые представители людей будущего. Ведь уже давно речь идет о равноправии между мужчинами и женщинами. После этого половое разделение может стать ненужным анахронизмом. Изменится и фешн-индустрия. Наверно, стиль андрогин  станет таким стилем, который будет отображать свободу и равенство одновременно.

Но, все это возможно и будет в будущем, а сегодня андрогинов нестандартной красоты можно считать полноправными  представителями увлекательного перформанс эксперимента.

Источник: http://performance-empire.com/androginy-nestandartnaya-krasota/

Андрогиния

Вэтой главе мы рассматривали процесс, в ходе которого человек приобретает гендер. Дифференциальная социализация может привести к развитию у мужчин и женщин различающихся психологических черт.

Например, игрушки, дифференцированные по признаку соответствия тому или иному полу, способны культивировать у девочек заботливое отношение к окружающим, а у мальчиков — настойчивость и дух соревнования.

Однако в реальной жизни социальные нормы и социализация не создают крайне мужественных мужчин и крайне женственных женщин.

Психолог Сандра Бем указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а человек может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами. Более того, Бем полагает, что даже желательно быть андрогинным(-ой), то есть вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Вплоть до 70-х гг. проявления «маскулинных» черт у женщин и «фемининных» черт у мужчин были для психологов источником беспокойства.

А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу.

Однако исследования не подтверждают положение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность.

Действительно, согласно Бем, душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (т. е.

способностью быть настойчивым или центрированным на интересах других в зависимости от ситуации); высоким самоуважением ; мотивацией к достижениям; хорошим исполнением родительской роли ; субъективным ощущением благополучия.

В дополнение к этим данным упомянем о том, что Заммичьели и его коллеги обнаружили, что в семьях, где оба супруга были андрогинными, выявлялся более высокий уровень удовлетворенности браком, нежели в семьях, где один партнер или оба были поло-типизированы.

мы находим обсуждение целого ряда исследований, которые указывают на то, что отношения, в которых хотя бы один из партнеров андрогинен, больше удовлетворяют обоих. Однако недавнее исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит, в частности, от женственных качеств одного из супругов — мужчины или женщины.

Это объясняется тем, что заботливость, опека, чувственность идентифицируются с женственной фигурой, и в то же время именно они определяют качество взаимоотношений .

Источник: http://o-psihologii.info/semia/polovoe/325-androginiya.html

Андрогиния | Мир Психологии

Андрогиния — см. Пол.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Андрогиния (от лат. andros — мужской, gynes — женский) — понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества.

Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее вследствие особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также социального воздействия, нежели из-за биологических различий между полами.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А

Андрогиния (греч. aner — мужчина, gyne — женщина)

  1. наличие физических и психологических признаков обоего пола. В отличие от собственно гермафродитизма (см.), по биологическим признакам индивид может быть отнесён к определённому полу;
  2. некоторые авторы обозначают этим термином мужчин, имеющим физические и/или психологические признаки женщин — в отличие от гинандрии, называя так качества женщин с физическими и психологическими признаками мужского пола;
  3. периодическая смена сексуальной ориентации, как, предпложительно, это было у Г. Мопассана.
Читайте также:  Динамические мотиваторы - психология

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Андрогиния — из греческого andros (= мужчина) и gyne (= женщина), состояние, при котором некоторые мужские и некоторые женские признаки присутствуют у одного и того же индивида. Термин используется в отношении как биологических/физических, так и психологических/поведенческих признаков.

Вообще, в отличие от гермафродита, за исключением некоторых редких случаев, человек, у которого наблюдается андрогиния, имеет половую дифференциацию и может быть отнесен к биологически мужскому или женскому полу по биологическим признакам.

Некоторые авторы ограничивают использование этого термина обозначением представителей биологического мужского пола, которые обнаруживают физические или поведенческие женские характеристики, оставляя термин гинандрия для обозначения представителей биологического женского пола с мужскими характеристиками. Ср. с женоподобным, следует различать с двуполым.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология

Источник: http://www.persev.ru/androginiya

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

. . .

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т. е.

интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины — мужскую и женскую.

«Вот с каких давних пор, — пишет Платон, — свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу» (Платон. Пир. — М.: Мысль. — 1993. — С. 98-103).

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

«Феминистское движение отличий, последовательницы которого почитают различия, диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния, сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой женщины выйдут копиями мужчин.

Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу.

Подобно им, мифопоэтическое движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации «баховой мужественной природы» мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были незаслуженно забыты и что мужчины слишком «феминизировались» и стали «слюнтяями» (Kimmel and Kaufman, 1994).

В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими высказываниями в адрес «плавильной печи», которую представляет собой культура. Идея «плавильной печи», где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом (т. е. ассимилируются), уже вышла из моды.

Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо. Вместо метафоры «плавильной печи» появилась метафора «салатницы», которая отражает, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель «салатницы» поддерживает и ценит культурное разнообразие.

Ценить разнообразие — не означает ли это, что нам надо ценить гендерные различия? Я считаю, что нам следует ценить качества, связанные с тем и другим гендером, но никак не гендерные различия…

Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта.

Мы, естественно, должны ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать ими» (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей — мужского и женского — образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е.

психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины.

Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по К.

Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными.

Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной — мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины — это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса.

«Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», — пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

«Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации «второй половины» своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление — размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность.

Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчине достоинства традиционного воина.

Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь «нажать кнопку» сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в этом нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И все же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. — своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни.

Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями.

То пассивная — то полная энергии, то любящая мать — то честолюбивая эгоистка, то нежная — то агрессивная, то терпеливая — то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого «женского бунта» сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность.

Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе.

Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему.

Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что «мужские» качества ничуть не сильнее или естественнее женских.

В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет» (Элизабет Бадинтер. — Курьер ЮНЕСКО. — 1986. — апр. — С. 16).

Сандра Бем (S. Bem, 1975) считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью (S. Bem, 1975), высоким самоуважением (J.

Orlofsky, 1977), мотивацией к достижениям (J. Spence, R. Helmrich, 1978), хорошим исполнением родительской роли (D. Baumrind, 1982). Отмечена также большая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д.

В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша (1997, 1998) полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей.

Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами (Ickes, 1993).

Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы (D. Binion, 1990; K. Dugger, 1988).

Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами.

Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория «женщина» является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию «мужчина».

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ (R. Ashmore, 1990; M. Sedney, 1989).

Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь (M. Taylor, J. Hall, 1982).

Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности (K. Bartol, D. Martin, 1986; E. Cox, 1996). М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов «мужественность» и «женственность» использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность, традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Источник: http://bookap.info/genpsy/ilyin/gl108.shtm

Ссылка на основную публикацию